Поучительные сказки для малышей. Русские полярные робинзоны Олень и его товарищи

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Прозвенел звонок наш в срок Вы готовы начать урок? Все ль на месте? Все в порядке? Учебник и тетрадка? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться.

СРАВНИ: Ра…смотреть в..давать Бе …вкусный з …править И… бирать п..строить

Формулируем проблему ЧТО БЫЛО ТРУДНЫМ? -Вставить – з,-с в приставках КАКОВА НАША ЦЕЛЬ? -Выяснить: как же пишутся слова с приставками на – з, -с -Знать способ правописания слов с приставками на з-,с -. КАКАЯ ТЕМА? -Правописание приставок на – з, -с.

ОЦЕНИ СВОИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ: - Я УВЕРЕН, ЧТО ЗНАЮ ЭТУ ТЕМУ -МНЕ КАЖЕТСЯ,Я ЗНАЮ ТЕМУ -МНЕ КАЖЕТСЯ, Я НЕ ЗНАЮ ТЕМУ -Я НЕ ЗНАЮ ЭТУ ТЕМУ

ВЫБЕРИ з - или с-? З---- ПЕРЕД ЗВОНКИМИ--- Б,В,Г,Д,З,Ж С---- ПЕРЕД ГЛУХИМИ------П,Ф,К,Т,С,Ш 1 группа 2 группа - РА … ДЕЛИТЬ - РА…ГЛЯДЕТЬ -РА …. ПЕВАТЬ - НИ…ПАДАТЬ -БЕ..ГРАМОТНЫЙ - БЕ..ПЛАТНЫЙ -ВО..РАДОВАТЬСЯ - И..ПУГАТЬСЯ

Объяснительный словарный диктант Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, возвышаются вдали, испуганные птицы, взлетела на сосну, бескрайние поля

Творческое задание 1. Человек без забот 2. Небо без звезд 3. Жидкость без цвета 4. Дорога без конца 5. Плач без звука 6. Движение без шума 7. Шоколад без вкуса 8. Вход без платы 9. Ребенок без помощи 10. Океан без предела 11. Облако без формы 12. Пустыня без воды

Творческое задание 1. Человек без забот (беззаботный) 2. Небо без звезд (беззвездное) 3. Жидкость без цвета (бесцветная) 4. Дорога без конца (бесконечная) 5. Плач без звука (беззвучный) 6. Движение без шума (бесшумное) 7. Шоколад без вкуса (безвкусный) 8. Вход без платы (бесплатный) 9. Ребенок без помощи (беспомощный) 10. Океан без предела (беспредельный) 11. Облако без формы (бесформенное) 12. Пустыня без воды (безводная)

ОЦЕНИ СВОИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ: - задание очень легкое -задание легкое -задание трудное -не справился с заданием

Олень и его товарищ. Захотелось молодому оленю по белому свету погулять, новые места посмотреть. - Отговаривать не стану, - сказал ему отец, - но, знай: нелегко тебе будет на чужой стороне. - Ничего!.. Я пойду не один, а с товарищем. Он никогда не оставит в беде. - Это хорошо, что у тебя такой товарищ расскажи что-нибудь о нем… - Мы шли по горной тропе, и вдруг дорогу преградила широкая расщелина. Я испугался и хотел повернуть обратно. Но мой товарищ разбежался и перепрыгнул на другую сторону. «Не бойся, прыгай!» - крикнул он мне. Тогда и я прыгнул. - Твой товарищ смелый, - похвалил старый олень. – Но всё же я буду беспокоиться о тебе. - Когда мы возвращались домой, на товарища с дерева неожиданно бросилась рысь. Но он не растерялся, сбросил рысь со спины и победил её в открытом бою. - Твой товарищ сильный и ловкий. Это очень важно в чужой стороне. Но всё же я буду беспокоиться о тебе. - А вот послушай ещё о нём, - продолжал молодой олень. – Гуляли мы раз недалеко от реки, и нам захотелось пить. Но по дороге к водопою мой товарищ почуял запах какого-то хищного зверя. - Твой друг очень умный и осторожный. Но я буду беспокоиться, пока не увижу тебя дома, - сказал старый олень. - А потом мы отдыхали в лесной чаще. Видим: волк гонится за козлёнком и вот-вот нагонит его. Мой товарищ не спрятался в кустах он бросился вперёд и так ударил волка рогами, что тот чуть из шкуры не выскочил. Это самое лучшее, что ты мог сказать о нём, - обрадовался старый олень. У тебя благородный товарищ. Теперь, сынок, я не буду беспокоиться за тебя. (В.Росин)

Настоящий друг никогда не оставит в беде. Смелый - бесстрашный, безбоязненный Самоотверженный – беззаветный Умный - рассудительный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)

Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Бауакас с калекой пошли к судье. В суде был народ, и судья вызывал по очереди тех, кого судил. Прежде чем черед дошел до Бауакаса, судья вызвал ученого и мужика: они судились за жену. Мужик говорил, что это его жена, а ученый говорил, что его жена. Судья выслушал их, помолчал и сказал: «Оставьте женщину у меня, а сами приходите завтра».

Когда эти ушли, вошли мясник и масленник. Мясник был весь в крови, а масленник в масле. Мясник держал в руке деньги, масленник - руку мясника. Мясник сказал: «Я купил у этого человека масло и вынул кошелек, чтобы расплатиться, а он схватил меня за руку и хотел отнять деньги. Так мы и пришли к тебе, - я держу в руке кошелек, а он держит меня за руку. Но деньги мои, а он - вор».

А масленник сказал: «Это неправда. Мясник пришел ко мне покупать масло. Когда я налил ему полный кувшин, он просил меня разменять ему золотой. Я достал деньги и положил их на лавку, а он взял их и хотел бежать. Я поймал его за руку и привел сюда».

Судья помолчал и сказал: «Оставьте деньги здесь и приходите завтра».

Когда очередь дошла до Бауакаса и до калеки, Бауакас рассказал, как было дело. Судья выслушал его и спросил нищего. Нищий сказал: «Это все неправда. Я ехал верхом через город, а он сидел на земле и просил меня подвезти его. Я посадил его на лошадь и довез, куда ему нужно было; но он не хотел слезать и сказал, что лошадь его. Это неправда».

Судья подумал и сказал: «Оставьте лошадь у меня и приходите завтра».

На другой день собралось много народа слушать, как рассудит судья.

Первые подошли ученый и мужик.

Возьми свою жену, - сказал судья ученому, - а мужику дать пятьдесят палок. - Ученый взял свою жену, а мужика тут же наказали.

Потом судья вызвал мясника.

Деньги твои, - сказал он мяснику; потом он указал на масленника и сказал ему: - А ему дать пятьдесят палок.

Тогда позвали Бауакаса и калеку. «Узнаешь ты свою лошадь из двадцати других?» - спросил судья Бауакаса.

И я узнаю, - сказал калека.

Иди за мною, - сказал судья Бауакасу.

Они пошли в конюшню. Бауакас сейчас же промеж других двадцати лошадей показал на свою. Потом судья вызвал калеку в конюшню и тоже велел ему указать на лошадь. Калека признал лошадь и показал ее. Тогда судья сел на свое место и сказал Бауакасу:

Лошадь твоя: возьми ее. А калеке дать пятьдесят палок.

После суда судья пошел домой, а Бауакас пошел за ним.

Что же ты, или не доволен моим решением? - спросил судья.

Нет, я доволен, - сказал Бауакас. - Только хотелось бы мне знать, почем ты узнал, что жена была ученого, а не мужика, что деньги были мясниковы, а не масленниковы и что лошадь была моя, а не нищего?

Про женщину я узнал вот как: позвал ее утром к себе и сказал ей: налей чернил в мою чернильницу. Она взяла чернильницу, вымыла ее скоро и ловко и налила чернил. Стало быть, она привыкла это делать. Будь она жена мужика, она не сумела бы этого сделать. Выходит, что ученый был прав. - Про деньги я узнал вот как: положил я деньги в чашку с водой и сегодня утром посмотрел - всплыло ли на воде масло. Если бы деньги были масленниковы, то они были бы запачканы его маслеными руками. На воде масла не было, стало быть, мясник говорит правду.

Про лошадь узнать было труднее. Калека так же, как и ты, из двадцати лошадей сейчас же указал на лошадь. Да я не для того приводил вас обоих в конюшню, чтобы видеть, узнаете ли вы лошадь, а для того, чтобы видеть - кого из вас двоих узнает лошадь. Когда ты подошел к ней, она обернула голову, потянулась к тебе; а когда калека тронул ее, она прижала уши и подняла ногу. По этому я узнал, что ты настоящий хозяин лошади.

Тогда Бауакас сказал:

Я не купец, а царь Бауакас. Я приехал сюда, чтобы видеть, правда ли то, что говорят про тебя. Я вижу теперь, что ты мудрый судья. Проси у меня, чего хочешь, я награжу тебя.

Судья сказал: «Мне не нужно награды; я счастлив уже тем, что царь мой похвалил меня».

Олень и виноградник
(Басня)

Олень спрятался от охотников в виноградник. Когда охотники проминовали его, олень стал объедать виноградные листья.

Охотники приметили, что листья шевелятся, и думают: «Не зверь ли тут под листьями?» - выстрелили и ранили оленя.

Олень и говорит, умираючи: «Поделом мне за то, что я хотел съесть листья, те самые, какие спасли меня».

Царский сын и его товарищи
(Сказка)

У царя было два сына. Царь любил старшего и отдал ему все царство. Мать жалела меньшего сына и спорила с царем. Царь на нее за то сердился, и каждый день была у них из-за этого ссора. Меньший царевич и подумал: «Лучше мне уйти куда-нибудь», - простился с отцом и матерью, оделся в простое платье и пошел странствовать.

На пути сошелся он с купцом. Купец рассказал царевичу, что был он прежде богат, но что все его товары потонули в море и что он идет теперь в чужие края поискать счастья.

Они пошли вместе. На третий день сошелся с ними еще товарищ. Они разговорились, и новый товарищ рассказал, что он мужик; были у него дом и земля, но что была война, поля его стоптали и двор его сожгли, - не при чем ему стало жить, - и что идет он теперь искать работы на чужую сторону.

Они пошли все вместе. Подошли они к большому городу и сели отдохнуть. Вот мужик и говорит: «Ну, братцы, будет нам гулять, теперь мы пришли к городу, надо нам за работу приниматься, кто какую умеет».

Купец говорит: «Я умею торговать. Если б у меня было хоть немного денег, я бы много наторговал».

А царевич говорит: «А я не умею ни работать, ни торговать, я только умею царствовать. Если б было у меня царство, я бы хорошо царствовал».

Наконец волк, сидевший внутри Яна, заставил его выстрелить.

Выстрел был неудачен. Олень вскочил; возле него показалась важенка. Другой выстрел - опять неудачный… Вслед за тем целый ряд выстрелов… Но олени уже успели скрыться, быстро перепрыгивая с одного низкого холма на другой.

Ян еще некоторое время гнался по следу убежавших оленей. Ему не удалось даже ранить их - на следах не было крови.

Пройдя около мили, Ян напал на новый след, который привел его в еще большую ярость: это был отпечаток мокасина, след индейца. Ян, полный злобы, пошел по этому новому следу и, поднимаясь на холм, увидал рослую фигуру индейского охотника, поднявшегося с поваленного ствола и миролюбиво махавшего ему рукой.

Кто ты? - грубо спросил его Ян.

Что ты делаешь в нашей стране?

Это прежде была моя страна, - сурово ответил индеец.

Но ведь это мои олени! - сказал Ян.

Дикие олени не принадлежат никому, пока они не убиты.

Я не боюсь тебя, - ответил индеец. - Не стоит ссориться. Хороший охотник всегда найдет оленей.

Ян провел с Чаской несколько дней. Ему не удалось убить оленя, но зато он научился от Часки многим охотничьим сноровкам индейцев. Так, индеец научил его никогда не гнаться за оленями по холмам, потому что олени часто нарочно взбираются на холмы, чтобы увидеть с них, не гонятся ли за ними. Часка научил его определять направление ветра, подняв смоченный слюной палец вверх, и Ян при этом невольно подумал: «Теперь я знаю, почему у оленя нос всегда влажный».

Часка объяснил ему, что часто успех охоты зависит только от терпеливого выжидания. Он научил его особой охотничьей походке, которая облегчает охотнику возвращение назад по собственному следу, как бы ни был глубок снег.

Иногда они охотились вместе, иногда порознь. Однажды, когда Ян охотился один, ему удалось напасть на олений след в зарослях возле озера, носящего теперь имя озера Часки. След был свежий. Ян внимательно прислушался, и ему почудился треск в кустарниках. Вслед за тем он увидел, как покачнулась ветка. Ян поднял ружье и прицелился, выжидая лишь нового движения в кустарниках, чтобы выстрелить. Действительно, спустя несколько секунд среди ветвей мелькнуло что-то серое, и Ян был уже готов нажать курок. Но вдруг он заметил какое-то красное пятно, двигавшееся вместе с неясной серой фигурой. Прошло еще несколько мгновений, и из кустарников вышел Часка.

Часка! - вскрикнул взволнованно Ян. - Я ведь чуть-чуть не выстрелил в тебя!

Индеец вместо ответа указал пальцем на красный платок, которым была повязана его голова. Только теперь Ян понял, почему охотники-индейцы всегда повязывают голову красным платком, и с этих пор сам начал прибегать к этой предосторожности во время охоты.

Спустя несколько дней они увидели стаю луговых куропаток, летевших к сосновому лесу. Вскоре вслед за ними потянулись другие стаи. Часка внимательно поглядел на них и сказал:

Куропатки прячутся в лес. Надо ждать мороза.

Действительно, весь следующий день охотникам пришлось провести у костра.

Два дня свирепствовал мороз, и лишь на третий они могли снова начать охотиться. Но Часке не повезло: он упал и сломал ружье. Встретясь вечером с Яном у костра, он долго молчаливо курил свою трубку и внезапно прервал молчание вопросом:

Охотился ли ты когда-нибудь в Мышиных горках?

Хорошая охота… Пойдем туда.

Ян отрицательно покачал головой.

Поглядев на запад, индеец сказал:

Сегодня видел следы Сиу… Плохая охота здесь теперь.

И Ян понял, что Часка принял бесповоротное решение. Он исчез, и Яну никогда больше не пришлось встретиться с ним. Но одинокое озеро, лежащее среди Керберийских холмов, до сих пор называется озером Часки.

«Возле Кербери показалось множество оленей. Недавно видели огромного оленя между долиной Кеннеди и лесопилкой».

Такие сведения Ян получил в письме, когда уехал на Запад, где ему пришлось вести однообразную жизнь, совсем не отвечавшую его вкусам. Письмо было получено в начале охотничьего сезона, когда Яном и без того начали овладевать приступы охотничьей лихорадки. Если раньше он еще колебался, то это письмо было последним толчком, прекратившим колебания. Железный конь унес его к родным холмам. Затем несколько часов верховой езды - и он был дома. И снова начались бесконечные охотничьи прогулки.

Вскоре до него дошли слухи, что вблизи одного озера видели оленье стадо, состоявшее из семи оленей, причем их вожак был настоящий великан.

Ян вместе с тремя другими охотниками отправился в санях к дальнему озеру.

Охотники вскоре напали на оленьи следы: шесть - разной величины, седьмой же, самый крупный, несомненно принадлежал знаменитому оленю Песчаных холмов.

Как властно заговорил в этих людях кровожадный дикарь каменного века! Как жадно горели их глаза, когда они пустились по следам!

Уже приближалась ночь. Они настигли стадо. Несмотря на упорные требования Яна, товарищи его не хотели выйти из саней.

Вскоре на вершине снежного холма они нашли свежие следы. Очевидно, олени стояли здесь, обернувшись к охотникам, а затем бросились в разные стороны. Каждый прыжок их имел в длину двадцать пять футов. Оленей все-таки не увидели, хотя и шли дальше по следам. Ночь застигла охотников, и они поспешно устроили привал среди снегов.

Утром погоня продолжалась. Они пришли к месту ночевки оленей: семь темных, оттаявших ямок ясно говорили, что тут лежали животные.

Ян настоял на том, чтобы сани были оставлены. Он заметил, что следы ведут к большому лесу. Глухарь с криком поднялся над деревьями - значит, олени пробираются сквозь чащу.

Ян предложил охотникам общий план действий, но нетерпеливые товарищи не хотели его слушать.

Итак, все разделились на две партии: двое пошли в одну сторону, двое - в другую.

Ян и его товарищ, Дуфф, вскоре напали на следы двух оленей. Не могло быть сомнения в том, что один из них именно тот великан-вожак, который уже два года не давал покоя Яну.

Они настигли животных в лесной чаще, но еще мгновение - и олени исчезли, разбежавшись в разные стороны. Ян велел Дуффу преследовать важенку, а сам поспешил в ту сторону, куда скрылся олень-исполин.

Солнце опускалось. Ян находился в неизвестной местности, кое-где поросшей лесом. Он угнал оленя далеко от привычных ему мест. Зверь был уже близко, и Ян ожидал, что вот-вот увидит его, как вдруг вдали раздался выстрел, затем другой - и олень умчался стремительными прыжками. Догнать его было немыслимо.

Ян вернулся и скоро нашел товарища. Дуфф выстрелил два раз в важенку. Он говорил, что, наверно, со второго выстрела попал в нее. Они отправились по следам важенки.

Пройдя полмили, они заметили кровь, но кровь скоро исчезла, а следы стали как будто больше и яснее. Поднималась метель, снег заметал их, но все же Ян успел разобрать, что это были уже следы не раненой важенки, а оленя, ее рогатого друга. Надо было удостовериться, разрешить сомнения: пришлось возвращаться обратно по следам.

Ян был прав. Большой олень прибегнул на этот раз к старой уловке преследуемого зверя, которую хорошо знают опытные охотники: он искусно возвратился по своим следам к раненой подруге, чтобы спасти ее, чтобы дать ей возможность скрыться в противоположном направлении.

Охотники не поддались обману. Они разыскали следы раненого животного и, как жадные волки, устремились дальше.

Олень, поняв, что его попытка отвлечь внимание преследователей оказалась неудачной, вернулся к своей подруге.

На закате охотники увидели их обоих на снежном склоне холма. Важенка шла медленно, низко опустив голову. Ее товарищ тревожно бежал вперед, как будто не понимая, почему она отстает, потом возвращался к ней и ласково лизал ее, словно просил поспешить.

Поучительные сказки для малышей/Малышата Поучительные сказки для малышей - это огромный, волшебный мир, наполненный множеством красок, событий и чувств.

Слушая поучительные сказки для малышей, знакомясь со сказкой, кроха легче воспринимает знания о законах жизни, лучше понимает мир и окружающую его действительность.

  • Ведь сказка так легко, просто и понятно рассказывает об отношениях между людьми. О добре и зле, о том что плохо, а что хорошо.

В сказках рассказывается уже готовая история, но остается простор для воображения и фантазии. И малыш начинает примерять на себя разные модели поведения.

Поучительные сказки для малышей

  • Ему хочется быть добрым, смелым, решительным. Так без нравоучений и наставлений со стороны взрослых прививается добро. Формируются основы общения и поведения ребенка, учит упорству, умению ставить цели и достигать их.

Поучительные сказки для малышей хорошо развивают речь, воображение, фантазию, творческий потенциал ребенка.

Олень и его товарищ

Захотелось молодому оленю по белу свету побродить, новые места посмотреть.
- Охота пуще неволи, - сказал ему отец. – отговаривать не стану, но знай, сынок: нелегко тебе придется. Как-никак чужая сторона, все может случиться…
- Я буду не один, а с надежным товарищем. Он никогда не оставит меня в беде. Мы познакомились на прошлой неделе, когда ты болел, но и за это короткое время я хорошо узнал его. Уверен, что и тебе, отец, он понравиться.. Хочешь, расскажу кое-что о нем.
Старый олень согласно кивнул головой.
- Шли мы узкой горной тропой… Вдруг дорогу нам преградил обломок скалы. И никак обойти его. Я предложил повернуть обратно, но мой товарищ уперся плечом в каменную глыбу и столкнул ее в пропасть…
- Твой товарищ оказался силен, - похвалил старый олень. – И все же я буду беспокоиться о тебе, сынок.
- … Домой мы возвращались другим путем. И там – надо же! – с дерева на моего товарища бросилась рысь. Нужно ли говорить какой это страшный зверь? А мой товарищ не растерялся, стряхнул рысь со спины и победил ее в открытом бою.
- Молодец! Ничего не скажешь, молодец! Справиться с рысью не так-то просто. Спору нет, твой товарищ отважен и ловок. Хорошие это качества. И все же беспокоиться я буду о тебе, сынок.
- Послушай еще, отец… Гуляли мы недалеко от реки, и захотелось нам пить. На пути к водопою товарищ остановился и принюхался. «Чую в камышах какого-то хищника!» - шепнул он мне, и мы умчались как ветер.
- Приятно знать, что он к тому же умен и осторожен. Но все равно буду тревожиться, пока не увижу тебя дома, сынок, - вздохнул старый олень.
- А дальше отец было вот что: мы отдыхали в густом орешнике. Видим - волк гонится за ланью и вот-вот настигнет ее, бедняжку. Мой товарищ не усидел в кустах. Он ринулся наперерез волку и так саданул его рогами, что тот кубарем покатился вниз по оврагу.
- Это самое лучшее, что ты рассказал о своем другу, - обрадовался старый оленю. – У него благородное сердце. Теперь, сынок, я за тебя спокоен. И хочу только одного: чтобы ты никогда не подвел товарища и был достоин его дружбы.

Морозова Наталия Ивановна

Учитель начальных классов ГБОУ «Гимназия №1476»

Внеклассное чтение.

Самостоятельная работа с книгой.

«Испокон века книга растит человека»

Предметные УУД:

научиться определять тему, главную мысль, моральную основу произведения, соотносить главную мысль произведения с пословицей.

Метапредметные УУД:

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы на основе прочитанного, обсуждать проблемные вопросы

Коммуникативные: Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения, доносить свою позицию до других, аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками героев, Формировать навыки речевых действий, строить связное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно оценивать свои достижения. Формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность в преодолении трудностей.

Личностные.

Учиться видеть примеры самоотверженной любви к Родине среди героев.

Карточка 1.

1.«Литературные сказки»

Произведение Л. Пантелеева «Две лягушки »

А) жанр _____________________________________________________________

Б) Персонажи________________________________________________________

В) Где они жили?_____________________________________________________

Г) Опиши лесную лягушку___________________________________________

Д) Какой была её подруга?_____________________________________________

Понравилось ли тебе произведение?

- Перескажи. 1. Что случилось с ними во время прогулки?

2. Как повела себя первая лягушка? Как ты думаешь, почему её жизнь так печально, трагично закончилась? (Подтверди свой ответ, используя текст).

3. Как повела себя вторая лесная лягушка? Какова её судьба? Найди слова в тексте, которые помогают понять желание лягушки спастись, выжить, показать бойцовский характер лягушки. (Постарайся более точно передать действия земноводного.) Какие чувства вы испытывали при чтении этого отрывка?

4. Запиши главную мысль произведения.

___________________________________________________________________

5. (Устно). Какой урок для нашей жизни в этой сказке?

Наш родной русский народ говорит: «Под лежачий камень вода не течёт» Подходит ли данная пословица к авторской сказке?

Карточка 2.

Сказка В. Росина «Олень и его товарищ»

Запиши.

1. Персонажи ________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.В чём убеждал молодой олень своего отца в ответ на его тревогу?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3.Приведи примеры поступков друга молодого оленя. (Устно).

4. Перечисли качества друга, которые называл отец молодого оленя

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Когда отец сказал: «Теперь, сынок, я за тебя спокоен»? (Ответь устно).

6. Что значит благородство? Почему, узнав об этом качестве друга, отец перестал сильно волноваться за сына? Выскажи своё мнение._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие качества вы бы хотели воспитывать у себя? Чему можно поучиться?

Карточка 3

2. «Герой никогда не умрёт, он в сердце народа живёт». Почему?

Рассказы из истории России С. Романовского

«Четырёхлетний всадник».

Напиши . 1.Где происходили события?____________________________.

2.Персонажи_________________________________________________________.

3.Расскажи, почему люди раньше рано мужали? Что значит слово «мужали»?

4.Что должен был сделать Святослав – сын княгини Ольги?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем поразил мальчик недругов?_______________________________________

6. Чем закончилась та битва?___________________________________________

7. Как вы думаете, случайна ли победа в той битве? Объясните.___________

«Не посрамим землю русскую». Рассмотрите внимательно все иллюстрации.

В чём постоянно упражнялся Святослав? Кем он готовился стать?___________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему, в отличие от других полководцев, он не возил в походах обоз?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Что просил князь передать противнику с послами перед боем?

_____________________________________________________________________

4. Почему он так делал?_________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что было самым сильным оружием князя Святослава?___________________

_____________________________________________________________________

6. Перескажи , какую речь произнёс князь под городом Переяславцем на реке Дунай, какое значение имела эта речь для русских воинов? Как понять, что эти слова «жгутся и сегодня»?

7. Каким воином был Святослав? Можем ли мы гордиться своими предками?

Цель. Воспитывается чувство патриотизма, вызывается интерес к подлинным героям Отечества, чувство сопереживания, развитие понятия – героизм.

Карточка 4.

«Легко про войну слушать, да тяжело видеть»

С. Сахарнов «Капитан «Доротеи»

Ответь устно на вопросы.

Какие чувства вы испытали, прочитав этот рассказ?

Когда происходили события в рассказе?

Кто был героем этого рассказа?

На каком пароходике был капитаном Минаев?

Что он перевозил?

Какой корабль был плавучим госпиталем?

Какая опасность грозила «Востоку»? Почему?

В каком настроении простился капитан Минаев с капитаном «Востока» после их беседы? Что он задумал и исполнил? Каким человеком был капитан?

Капитан не воевал. Можно ли его назвать героем? Почему?

Как повели себя люди из его команды?

Чем закончился этот рейс?