Новичок геймс учимся играть в баскетбол. Как и когда учиться играть в баскетбол

Баскетбол для начинающих игроков может показаться достаточно сложной игрой, не смотря на простую цель – забить мяч в корзину. Сложность игры заключается во множестве нюансов, таких как: правильное ведение мяча, блокировка игроков, техника броска, распределение на игровой площадке – все это является основами для успешной игры в баскетбол.

Основы баскетбола

Чтобы научиться играть в баскетбол нужно помнить о пяти основных составляющих:

Бросок мяча в корзину. Выиграть в баскетбол достаточно просто – необходимо как можно больше забить мячей в корзину соперника и не допустить обратного. Необходимо тренировать технику броска с различных позиций, положений тела, с использованием отскока от щита и без, с остановкой и в движении.

Ведение. Перемещение игрока с мячом в пределах площадки возможно лишь с периодичным (не более 2х шагов) ударом мяча об пол. Запрещается ведение двумя руками, а также пронос. Величина отскока мяча от пола при ведении не должна превышать рост игрока. Начинающему баскетболисту необходимо тренироваться в ведении мяча обеими руками, обращая на него внимание лишь боковым зрением.

Передача. Одним из основных тактик игры в баскетбол является принцип «передал – открылся». Даже самый быстрый человек не может перемещаться по площадке со скоростью полета мяча. После передачи мяча своему партнеру необходимо сразу же занять соответствующее положение для приема или же обеспечить беспрепятственный бросок, проход к щиту. Игра в пас является основным принципом игры в баскетбол.

Подбор. Большинство тренеров на вопрос «Как выиграть в баскетбол?» отвечают: «Необходимо выиграть щит», тем самым подразумевая, что мяч должен оставаться во владении команды даже после совершения неудачного броска. Количество подборов мяча при отскоке от щита является весьма важным показателем в как в статистике каждого игрока, так и команды в целом.

Перемещение без мяча. В каждый момент игры с мячом находится всего один баскетболист. Действия остальных игроков команды направлены на успешное завершение атаки, а соперников на отбор, перехват и препятствие броску.

Как правильно играть в баскетбол?

Научиться хорошо играть в баскетбол помогут следующие советы:

Полноценно задействуйте всю команду. Безусловно, как и в других игровых видах спорта здесь присутствуют лидеры. Однако всегда стоит помнить фразу, вполне применимую к баскетболу: «Один в поле не воин!».

Играйте жестко, но по правилам. Несравненным преимуществом в борьбе будут обладать высокие люди с хорошими физическими данными. Низкорослые игроки могут выиграть за счет скорости, хорошей техники дриблинга и броска.

Никогда не спорьте с судьей. Навряд ли вам удастся отменить решение судьи, наиболее перспективным результатом будет пробитие технического броска за разговор.

Тренируйте все аспекты игры: точный бросок, дриблинг, высокий прыжок, старайтесь выполнять перехваты, блокшоты.

Думайте. Тактика в игре занимает далеко не последнее место.

Где играть в баскетбол?

Лучшим местом для игры в баскетбол будет, конечно же, спортзал с паркетным покрытием, пластиковыми щитами и кольцами. Уличный баскетбол более травмоопасен, вследствие чего в правила игры вносят соответствующие изменения.

Баскетбол. История баскетбола

Баскетбол был придуман в 1891 г. преподавателем физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Массачусетс США доктором Джеймсом Нейсмитом. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название баскетбол (basket- корзина, ball- мяч). Несколько позднее, в 1892 г. Нейсмит разработал первые тринадцать пунктов баскетбольных правил, действующих в той или иной мере, по сей день. Довольно скоро, после проведения первых матчей, эти правила претерпели первую эволюцию. В частности, одна из причин изменения правил баскетбола заключалась в том, что были введены щиты, к которым стали прикрепляться корзины.

Дальнейшее развитее игры повело за собой и совершенствование правил. Так, в 1893г. впервые появились железные кольца с сеткой, на следующий год была увеличена длина окружности мяча до 76,2 — 81,3 см. В 1895 г. были введены штрафные броски с расстояния 5 м 25 см. Ведение мяча во всех его вариантах было узаконено в 1986 г.

Вскоре после своего появления баскетбол приобрел большую популярность в США. Несколько позднее с баскетболом познакомились и в ряде других стран, а затем игра распространилась по всему миру.

В 1894г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводить соревнования.
Из США баскетбол попал сначала в страны Востока — в Японию, Китай, Филиппины, а затем в страны Европы и южной Америки.

Баскетбол. Правила баскетбола

Здесь представлены некоторые выдержки из официальных правил баскетбола. В баскетбол играют две команды, в каждой из которых по пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе — забросить в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом, и забросить его в корзину.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков.

Игровая баскетбольная площадка должна представлять собой плоскую прямоугольную твердую поверхность без каких-либо препятствий. Размеры должны быть 28 метров в длину и 15 метров ширину.

Баскетбольные щиты с корзиной должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала или выкрашены в белый цвет. Размеры баскетбольных щитов должны быть: 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали.

Баскетбольные кольца должны быть из прочной стали, внутренний диаметр 45 см. Пруток кольца должен иметь минимальный диаметр 16 мм, а максимальный 20 мм. На нижней части кольца должны быть приспособления для крепления сеток.

Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и быть оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Он должен быть накачан до такой величины воздушного давления, чтобы при падении на игровую поверхность с высоты около 1,80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, не менее чем около 1,20 м и не более чем около 1,40 м. Длина окружности мяча должна быть не менее 74,9 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.

По правилам баскетбола игра состоит из четырех периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между половинами игры - пятнадцать минут. Если счет ничейный по окончании четвертого периода, игра продлевается на дополнительный период продолжительностью пять минут или на столько периодов по пять минут, сколько необходимо, чтобы нарушить равновесие в счете. Команды должны поменяться корзинами перед третьим периодом. Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих.

В правилах баскетбола существует понятие живого и мертвого мяча.

Мяч становится живым, когда:
— Во время спорного броска мяч правильно отбит одним из спорящих.
— Во время штрафного броска судья передает мяч в распоряжение игрока, выполняющего штрафной бросок.
— Во время вбрасывания из-за пределов площадки мяч находится в распоряжении игрока, выполняющего вбрасывание.

Мяч становится мертвым, когда:

  • Любой мяч заброшен с игры или со штрафного броска.
  • Звучит свисток судьи, когда мяч живой.
  • Очевидно, что мяч не попадёт в корзину при штрафном броске, за которым последует:
    — Другой штрафной бросок.
    — Дальнейшее наказание.
  • Звучит сигнал об окончании каждого периода игры или дополнительного периода.
  • Звучит сигнал устройства 24 секунд, когда, мяч живой.
  • Мяча, который уже находится в полёте при броске в корзину, касается игрок какой-либо команды, после того, как:
    — Судья дал свисток.
    — Истекло время периода или дополнительного периода.
    — Прозвучал сигнал устройства 24 секунд.

Мяч не становится мертвым и бросок с площадки, если он точен, засчитывается, когда:

  • Мяч находится в полёте при броске в корзину с площадки, когда судья дает свисток или звучит сигнал игровых часов, или устройства 24 секунд.
  • Мяч находится в полете при штрафном броске, когда судья дает свисток при любом нарушении, кроме нарушения игрока, выполняющего штрафной бросок.
  • Соперник совершает фол в тот момент, когда мяч всё еще контролируется игроком, который находится в процессе броска в корзину и который заканчивает свой бросок продолженным движением, начавшимся до того, как был совершен.

В баскетболе мячом играют только руками. Бежать с мячом, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Процесс броска начинается, когда игрок предпринимает обычное движение, предшествующее этому броску и по мнению судьи, он начал попытку забросить мяч в корзину соперника броском, броском сверху или добиванием. Процесс броска продолжается до тех пор, пока мяч не покинет руки бросающего. Иногда соперник держит руки бросающего так, что он не может выпустить мяч, однако, даже в этом случае, по мнению судьи, игрок может выполнять попытку броска. В этом случае не важно, покинул ли мяч руки бросающего.

Нет никакой связи между числом правильно сделанных шагов и процессом броска. В случае броска в прыжке, процесс броска продолжается до тех пор, пока не завершится попытка броска, (т. е. пока мяч не покинет руку бросающего и обе ноги игрока не коснутся пола.

Чтобы фол считался совершенным против игрока, находящегося в процессе броска, этот фол должен произойти, по мнению судьи, после того, как игрок начал непрерывное движение рукой и/или телом в попытке броска с игры.
Непрерывное движение:
— Начинается, когда мяч находится в руках игрока и бросковое движение, обычно направленное вверх, уже началось.
— Может включать движение рук и/или тела, используемое игроком в попытке броска с игры.
— Заканчивается, если сделано новое движение.
Если критерии, касающиеся непрерывного движения, перечисленные выше, выполняются, то игрок считается находящимся в процессе броска.

Мяч, заброшенный с площадки, засчитывается команде, атакующей корзину, в которую он заброшен, следующим образом:
— За мяч, заброшенный со штрафного броска, засчитывается одно очко.
— За мяч, заброшенный с игры, из 2-х очковой зоны засчитывается два очка.
— За мяч, заброшенный из 3-х очковой зоны, засчитывается три очка.
Если игрок случайно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, очки записываются капитану соперников.
Если игрок умышленно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, это является нарушением и очки не засчитываются.
Если игрок заставляет мяч войти в корзину снизу, это является нарушением.

Игрок находится за пределами площадки, когда любая часть его тела касается пола или любого предмета, кроме игрока на, над или за ограничивающими линиями.

Мяч находится за пределами площадки, когда он касается:
— Игрока или любого другого лица, находящегося за пределами площадки.
— Пола или любого другого предмета на, над или за ограничивающими линиями.
— Конструкции, поддерживающей щит, задней стороны щита или любого объекта над и/или за щитом.

По правилам баскетбола ведение мяча начинается, когда игрок, получивший контроль над живым мячом на площадке, бросает, отбивает его в пол или катит его по полу и касается мяча опять, прежде, чем его коснется другой игрок. Ведение заканчивается в тот момент, когда игрок касается мяча одновременно двумя руками или допускает задержку мяча в одной или обеих руках. При ведении мяч может быть подброшен в воздух при условии, что мяч коснется пола раньше, чем игрок снова коснется мяча своей рукой. Число шагов, которые игрок может сделать, когда мяч не находится в контакте с его рукой, не ограничено. Игрок, который случайно теряет, а затем восстанавливает контроль над живым мячом на площадке, считается совершившим случайную потерю мяча.

Игрок не должен вести мяч второй раз после того, как его первое ведение закончилось, если это только не происходит после потери контроля над живым мячом на площадке из-за:
броска по корзине,
касания мяча соперником,
передачи или случайной потери мяча, который затем коснулся или которого касался другой игрок.

Пробежка - запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении, во время контроля живого мяча на площадке сверх ограничений, изложенных в этой статье.

Поворот происходит, когда игрок держит живой мяч на площадке и шагает один или несколько раз в любом направлении одной и той же ногой, в то время, как другая нога, называемая опорной, сохраняет свое место контакта с полом.

Если игрок затем скользит, перекатывается, или пытается встать с мячом в руках — это нарушение.

Игрок не должен оставаться более трех секунд подряд в ограниченной зоне соперника, когда его команда контролирует живой мяч на площадке и игровые часы включены. Исключение должно быть сделано игроку, который:
— пытается выйти из ограниченной зоны.
— находится в ограниченной зоне, когда он или его партнер по команде производит бросок и мяч покинул или покидает руки бросающего.
— находясь в ограниченной зоне менее трех секунд, ведет мяч с целью произвести бросок.

Каждый раз, когда игрок устанавливает контроль над живым мячом в своей тыловой зоне, его команда должна в течение восьми секунд перевести мяч в свою передовую зону.

Каждый раз, когда игрок получает контроль над живым мячом на площадке, попытка броска по корзине должна быть реализована его командой в течение двадцати четырех секунд.

Фол — это несоблюдение правил, вследствие персонального контакта с соперником и/или неспортивного поведения. Здесь приведены лишь некоторые важные выдержки из правил баскетбола. Вообще, официальные правила баскетбола Международной Федерации Баскетбола — это большое стостраничное руководство, в котором изложены все нюансы правил.

(в конце статьи вы можете скачать полные официальные правила игры Баскетбол)

Правила игры. Игра проходит на прямоугольной площадке длиной 28 и шириной 15 м (раньше ее размеры составляли, соответственно, 26×14 м) специальным мячом.

Масса мяча 567–650 грамм, окружность 749–780 мм (в играх мужских команд; в играх женских команд используются мячи меньших размеров, и еще меньше – в матчах по мини-баскетболу). Баскетбольные мячи бывают двух типов: предназначенные для игры только в помещениях (indoor) и универсальные, т.е. пригодные для использования и в помещениях, и на улице (indoor/outdoor). Корзина (металлическое кольцо диаметром 45 см с натянутой на нем сеткой без дна) крепится на высоте 3,05 м на щите, установленном на стойке параллельно лицевым линиям площадки.

До конца 1960-х годов официальные соревнования проводились как на открытом воздухе, так и в спортивных залах. С 1968 все официальные матчи проходят только в закрытых помещениях. Крупнейшие турниры по баскетболу обычно проводятся в залах высотой не менее 7 м.

Матч начинается в центре площадки. Судья подбрасывает мяч строго вверх между двумя игроками команд-соперниц. В тот момент, когда они касаются мяча (брать мяч в руки нельзя), начинается отсчет игрового времени. После каждого свистка судьи секундомер останавливается – и с возобновлением игры включается вновь. (Соответственно, в баскетболе различают «живой мяч» и «мертвый мяч».) Игровое время фиксирует судья-секундометрист. Раньше матчи под эгидой Международной любительской федерации баскетбола (ФИБА) состояли из 2 таймов по 20 минут чистого игрового времени. Согласно новым правилам, принятым в 2000, матч состоит из четырех таймов по 10 м чистого времени каждый (в НБА – из четырех таймов по 12 м) с 2-минутными перерывами между первым и вторым, третьим и четвертым таймами, перерыв в середине матча – 15 м.

Раньше игрок мог владеть мячом неограниченное время. В 1960-е годы прошлого века был введен 30-секундный (ФИБА) и 24-секундный (НБА) лимит: по его истечении команда теряет мяч. По правилам ФИБА 2000-го года, на атаку командам также отводится не более 24 секунд. В состав судейской бригады входит так называемый оператор 24 секунд, который следит за соблюдением этого правила. Кроме этого, существуют также «правило трех секунд» (столько времени игрок атакующей команды может находиться в ограниченной зоне соперника, которую иногда так и называют – «3-секундная зона») и «правило восьми секунд» (за это время команда, овладевшая мячом на своей половине площадки, должна перевести его из тыловой зоны в передовую).

Ничьих в баскетболе не бывает. Если по истечении основного времени матча счет оказывается равным, назначается дополнительный 5-минутный тайм – овертайм. Если и в овертайме ни одна из команд не добьется победы, назначается еще одна дополнительная пятиминутка и т.д. Исключение возможно в том случае, если команды по регламенту соревнований проводят парные встречи (по так называемой кубковой системе): тогда в первом матче может быть засчитана ничья, а победитель в паре определяется по результатам второй игры.

Точный бросок в корзину с позиции за дугой, проведенной на расстоянии 6,25 м от щита (в НБА – 7,27 м), оценивается в три очка. Эта дуга называется также «трехочковой линией». Все остальные броски (в том числе и из-под щита) оцениваются в два очка. Если мяч брошен в корзину, но игроки команды-соперницы блокируют (перехватывают или отбивают) его непосредственно над корзиной, очки засчитывают, как если бы бросок достиг цели. Нередко судьям приходится разыгрывать в ходе игры спорный мяч. Мяч считается спорным в следующих случаях: если два соперника крепко держат мяч и ни один из них не может овладеть им, не нарушив правил; если мяч вышел за пределы площадки от двух игроков разных команд (или судья не смог точно определить, кто из игроков коснулся мяча последним); если мяч застрял между щитом и кольцом и т.д. В зависимости от ситуации спорный мяч может разыгрываться или между непосредственными участниками «спора», или между двумя любыми игроками команд-соперниц. Игрок, участвующий в розыгрыше спорного мяча, не может быть заменен.

В баскетбольных правилах есть несколько ограничений, касающихся техники ведения мяча. После дриблинга игрок может сделать только два шага с мячом в руках, не ударяя им о пол. Затем он должен или бросить мяч в кольцо, или отдать партнеру. В случае третьего шага фиксируется пробежка, и мяч переходит к другой команде. Если же баскетболист остановился с мячом в руках и вместо броска в корзину или паса партнеру снова начинает дриблинг, фиксируется двойное ведение и мяч также переходит к сопернику. Игрок, владеющий мячом, может останавливаться и затем снова продолжать движение при условии, что во время остановки он продолжал постукивать мячом о пол. Мяч в баскетболе можно вести поочередно то одной, то другой рукой, но не двумя руками сразу. Если игрок получил мяч, стоя на месте, или остановился после того, как получил мяч, ему не разрешается отрывать от пола опорную ногу раньше, чем он выпустит мяч из рук.

От каждой команды на площадке выступают одновременно пять игроков, еще пять-семь баскетболистов находятся во время игры на скамейке запасных. Количество замен в баскетболе не ограничено, но проводить их можно только в тот момент, когда остановлен секундомер.

По правилам ФИБА, на официальных соревнованиях игроки выступают под номерами с 4-го по 15-й. Числа «1», «2» и «3» в качестве номеров в настоящее время не используются. Среди специальных жестов, используемых судьями по ходу матча, есть и жесты с этими числами: например, когда судья указывает на нарушение «правила трех секунд» или показывает, сколько штрафных бросков должен выполнить игрок пострадавшей команды. Точно так же, на пальцах, судья показывает секретарю матча номер игрока, который наказывается персональным замечанием. Дабы избежать путаницы, было решено номера 1, 2 и 3 упразднить.

Правилами баскетбола запрещается бить соперника по рукам, толкать его, держать руками, наступать на ноги, встречать ногой (и прямой, и согнутой в колене). Игроку, допустившему любое из подобных нарушений, объявляется персональное замечание (фол). Если спортсмен получил в течение матча пять фолов (в НБА – шесть), его удаляют с поля до конца встречи и заменяют одним из запасных игроков.

Обоюдный фол объявляется в том случае, когда игроки обеих команд одновременно нарушают правила: оба баскетболиста получают персональные замечания, а мяч остается у команды, которая владела им на момент нарушения, или разыгрывается спорный мяч. Различают также: технический фол (за неспортивное поведение, такому наказанию могут подвергаться не только баскетболисты, находящиеся на площадке, но и тренер, и запасные игроки – за спор с судьей, попытку затеять потасовку и т.д.), умышленный фол (в частности, за грубую игру или преднамеренную ошибку в игровой ситуации, чреватой забитием мяча) и др.

Самое тяжелое наказание в баскетболе – так называемый дисквалифицирующий фол. Он объявляется за серьезное нарушение и влечет за собой дисквалификацию игрока и удаление его с площадки до конца игры вне зависимости от количества уже имевшихся у него фолов (ему на замену выходит другой баскетболист).

Если персональный фол был совершен по отношению к игроку, делавшему бросок по кольцу, или был зафиксирован технический фол, судья, помимо персонального замечания провинившемуся игроку, назначает также штрафные броски. В зависимости от характера нарушения броски выполняет или сам пострадавший, или один из его партнеров по команде. Штрафные броски выполняются со специальной точки в 6 м от шита. Каждый точный бросок приносит очко, таким образом, с помощью двух штрафных можно заработать два очка.

В современных баскетбольных правилах есть такие пункты, как «игра, проигранная из-за нехватки игроков» (команде засчитывается поражение, если в ее составе остается один игрок) и «игра, проигранная лишением права» (в ситуации, когда команда отказывается начинать – или продолжать – игру после соответствующего сигнала арбитра).

В самом начале в баскетболе было всего 13 правил, сейчас их более 200. Они периодически пересматриваются Всемирной технической комиссией ФИБА и утверждаются затем Центральным бюро Федерации. Последний серьезный их пересмотр произошел в мае 2000.



Правилами определяются лишь основные принципы игры, в них не могут быть предусмотрены все возможные игровые ситуации. Помимо свода самих правил, существуют и их официальные интерпретации, в которых оговаривается возможная трактовка правил в различных спорных моментах. Судья матча вправе принимать самостоятельное решение в ситуациях, которые в правилах не оговорены.

При проведении всех официальных международных соревнований действуют правила, утвержденные ФИБА. Они несколько отличаются от правил НБА.

Цель игры — забросить в корзину соперников как можно больше мячей и не дать противникам закинуть в собственное кольцо. Победителем считается та сторона, которая набрала большее количество очков.

В игре с мячом участвуют двенадцать человек из команды, а на площадке может находиться не более пяти баскетболистов из каждой. Мяч можно трогать только руками.

Нельзя просто бежать с мячом , бить по нему ногой или кулаком, специально блокировать ногой, бить в игре соперника по рукам, толкать или удерживать руками.

За попадание мяча в корзину команде начисляются очки в зависимости от расстояния, с которого игрок попал в цель:

  • 1 очко - бросок со штрафной линии;
  • 2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (между штрафным и трехочковой зоной);
  • 3 очка - бросок из-за трехочковой линии (дальше 6,25 метра ).

Игра длится 40 минут , делится на четыре периода по 10 минут (в соревнованиях НБА — 12 минут ). Старт игры с мячом даётся после спорного броска в центральном круге площадки, если нет нарушения при отбитии мяча. Перерыв делается на 15 минут после второго периода, остальные паузы длятся по две минуты , а также в течение поединка тренеры берут тайм-ауты. После перерыва команды обязаны поменяться сторонами площадки.

Справка! Если по окончании игрового времени счёт на табло равный, то судьёй назначается дополнительные пять минут — овертайм . Такие периоды отводят до тех пор, пока не будет известен победитель.

В течение игры баскетболист получает не более 5 фолов. В противном случае спортсмен будет удалён с площадки с запретом принимать участие в матче. Нарушения бывают различных видов:


Каждая ошибка идёт в общекомандный зачёт фолов, за исключением технических фолов (без контакта с игроками), которые получили тренер, игрок на скамейке запасных или официальный представитель. Командные фолы считаются в каждой четверти матча и приводят к различным наказаниям.

Если сборная набирает более 5 фолов в четверти , то соперники имеют право на 2 штрафных броска мяча. Из-за этого правила честной игры должны быть в приоритете у любой команды, спортсмена, тренера и представителя.

Учебно-тренировочные групповые занятия: задачи, структура процесса

Обучение баскетболу ставит перед собой задачи освоения техники и тактики игры, основных правил в теории и на практике. Цели уроков делят структуру процесса следующим образом:

  1. Ознакомление с приёмом , правилом и тактикой (теоретическое описание, сведения о значимости и сложности).
  2. Практическое применение в упрощённом виде (упражнения при искусственных ограничителях, контроль скорости).
  3. Углублённая практика (упражнения без ограничителей, разбор индивидуальных ошибок, ввод в игру).
  4. Цельное формирование навыка (совершенствование в процессе игры с мячом).

Принципы и последовательность начального обучения для взрослых

Для последовательности выполнения учебных действий в процессе подготовки применяют 5 правил, которые формируют личные убеждения спортсмена, а не простые и формальные знания как таковые.


Этот аспект должен выполняться на всех этапах обучения с мячом, так как он доступен и является подспорьем для усваивания материала.

  1. Принцип доступности и индивидуализации основывается на различиях в уровне знаний и подготовки обучающихся. Интерес пробуждается в том случае, если есть сложность в выполнении задачи, что помогает выработать мотивацию. Индивидуальный подход стимулирует активность и трудолюбие при постановке игровой или теоретической задачи.
  2. Принцип постепенности формируется в последовательности применения методов на занятиях. Повышение требований способствует прогрессу в развитии физического воспитания (силы, скорости), а также постепенно совершенствует индивидуальное мастерство (обводка, ведение).
  3. Принцип систематичности и последовательности помогает усваивать знания взаимосвязано. Теория тактики выполняется в практике на игровой площадке. Последовательность гласит о том, что нельзя переходить на другой уровень без точной уверенности успешного освоения предыдущего. Также игроков подготавливают к изучению более сложного материала.

Вам также будет интересно:

Методы и формы организации уроков

В результативном освоении баскетбола помогают два метода организации занятий , которые направлены на командное усвоение теоретических знаний, а также индивидуальной мотивационной части подготовки.

  1. Игровая форма предусматривает отработку действий в рамках установленных правил игры.

Закрепление полученных навыков в непосредственной игре с мячом позволяет лучше перенести теорию на практику в связи с отсутствием принуждения и наличием постоянно изменяющихся условий (развивает быстрое принятие решений, самостоятельность); коллективное участие формирует навыки командообразования, «чувствования» партнёров. Кроме того, мотивация и активность ввиду любви к игре будут зашкаливать.

  1. Соревновательная форма подразумевает организованную деятельность, направленную на совершенствование. Мотивация быть лучшим способствует работе на пределе физических и психологических сил , соревнование повышает интерес, заставляет бороться со слабыми сторонами, однако, необходимо чувствовать рамки применения этой формы обучения. Перегрузки могут отрицательно сказаться как на нервном состоянии, так и на физических кондициях.

Методика правильной подготовки баскетболистов с нуля

Научиться играть в баскетбол с нуля — долгий и трудоёмкий процесс , требующий последовательной работы в зале и на занятиях. Изучение отдельных элементов игры по определенной методике составляет основу функциональной подготовки спортсмена , однако, как и каждое новое занятие, баскетбол требуется сначала начать изучение.

Как заняться изучением учебной теории?

Для глубокого понимания баскетбола ученику нужно знать историю возникновения и развития этого спорта в России и мире для рассмотрения ошибок, сделанных выводов на их основе, расширения общего кругозора.

Теория подразумевает подготовку, с точки зрения биологических знаний (возрастно-половые отличия и закономерности формирования физических качеств), для индивидуального анализа спортсмена.

Одним из ключевых теоретических навыков является знание правил игры, её особенностей и терминологии, амплуа баскетболистов.

Важно уметь различать соревновательные системы, правила турниров, знать календари и сезонность для подробного просмотра профессиональных матчей и их разбора.

Практика: с чего начать и как всегда попадать в кольцо?

После проработки теоретических знаний на практике отрабатываются приёмы и навыки игры. По принципу наглядности тренер показывает основные элементы ученикам, а они их пробуют повторить. Новичкам сначала ставят в приоритет овладение простейшими приёмами: стойками и передвижениями. Правильное усвоение и закрепление способствует прочной основе дальнейших усложнённых элементов.

Основная стойка игрока

Стойка готовности позволяет держать равновесие и начать перемещение по игровой площадке. Такое положение для баскетболиста подразумевает ноги, расставленные на ширине плеч, одна из которых выставлена чуть вперёд.

Стоящая впереди нога направлена носком вперёд, а стоящая сзади развёрнута в сторону, масса тела равномерно распределена на обе стопы , туловище наклонено, колени незначительно согнуты, голова и взгляд устремлены вперёд для полного контроля происходящего, кисти на уровне туловища, руки согнуты.

Фото 1. Стойка игрока, в которой одна нога выдвинута немного вперед, а вторая развернута слегка в сторону.

В таком положении игрок с мячом чувствует устойчивость и готовность двигаться в любом направлении. При владении мячом баскетболист занимает ту же позу, меняя только расположение кистей рук, когда в них находится мяч.

Наилучшим положением называют стойку с тройной угрозой. Во-первых, легко отдать передачу, во-вторых , совершить бросок, в-третьих — начать ведение на скорости. Такое положение тела характеризуется владение мячом рабочей (сильнейшей) кистью снизу и поддержкой слабой кистью сбоку, ноги сильно согнуты, локти опущены.

В стойке тройной угрозы игрок готов к любому развитию событий на площадке, представляет опасность сопернику ввиду непредсказуемости действий и чувствует себя уверенно с мячом.

Бросок мяча в корзину

Результатом игры служат набранные очки за точные попадания мяча в корзину, поэтому техника броска наиболее важна , с точки зрения исполнения.

Учитывают расстояние до цели, рост атакующего игрока и обороняющегося защитника для расчёта траектории полёта мяча.

Для результативности требуется выбрать точки прицеливания:

  • для отскока от щита ориентируются на квадрат на щите;
  • для «чистого» броска концентрируются на ближайший к атакующему игроку полукруг от кольца.

Важно! Доказано, что броски мяча с отскоком действеннее выполнять, если угол от щита приблизительно равен 15-45 градусам , в ином случае лучше делать «чистые» броски.

При обучении игре в баскетбол нужно знать и уметь несколько видов бросков в зависимости от игровой ситуации. Броски с места от груди (редко используется) или головы целесообразно применять при плотной опеке соперника и со средней дистанции. В этом случае траекторию мяча задают указательные пальцы в момент полного выпрямления конечностей в прыжке.

В динамике же с близкого расстояния эффективнее использовать бросок сверху через плечо или голову. После точной передачи партнёра игрок приближает мяч к туловищу, занимает удобную для себя и затруднительную для противника позицию, подбегает к кольцу и выпрыгивает вверх, кратчайшим путём переводя мяч вдоль туловища наверх. Высота и угол прыжка от корзины индивидуален.

Фото 2. Баскетболист высоко подпрыгивает и забрасывает мяч в корзину, поднимая руки над головой.

При отсутствии передачи мяча игрок может тактически переиграть соперников при обводке и забросить мяч после вышагивания. Разновидностью является заброс после ведения , когда дриблинг начинается не в непосредственной близости около щита, а на дальнем расстоянии.

В такой ситуации нужно уметь быстро переходить от ведения к броску мяча , хорошо обводить соперников, мгновенно и правильно принимать решения.

Бросок мяча в прыжке считается этапом завершающих действий при атаке и делится на 3 вида:

  1. Бросок «на один счёт» , когда непосредственный бросок совершается до достижения наивысшей точки прыжка.
  2. Бросок «на два счёта» , когда он выполняется в момент самой высокой точки прыжка.
  3. Бросок «на три счёта» , когда игрок забрасывает мяч после достижения наивысшей точки, так называемое зависание. Такой приём сложен, применяется в ситуации атаки высокого защитника противоборствующей команды.

Ведение

Управление мячом — важный технический приём при атаке , который позволяет менять скорости, обводить соперников, выходить из-под прессинга, брать внимание противников на себя, чтобы партнёр оказался в удобной позиции. Действеннее принять стойку «тройной угрозы» и выбрать технику ведения мяча.

Фото 3. Элемент ведения мяча, если выполнять его правильно, можно менять скорость и обводить соперников.

При неплотной опеке соперников можно вести мяч с высоким отскоком от пола, когда он находится на уровне пояса. В таком положении сложно укрывать мяч от противника, поэтому приём используется для перехода в атаку или затягивания времени на удержание счёта.

В обратной ситуации при плотной опеке рекомендуется низкое ведение мяча, так как противнику будет сложнее выбить его себе. Из такого положения удобно укрывать мяч, защищаться корпусом и руками.

Важно! Чем ниже отскок мяча от пола, тем ниже вероятность его потери.

Кроме того, ведение мяча выполняют со зрительным контролем и без него. Уверенный в себе игрок может не смотреть на мяч, а следить за ситуацией на площадке, так как дриблинг и ведение отточены до автоматизма.

Прием передача

Техника передачи мяча используется для грамотной командной работы, когда игрок совершает пас на партнёра в удобном для него положении, с точки зрения как принятия мяча, так и дальнейших тактических действий. Передача мяча делится на три типа в зависимости от траектории:

  • Прямая — быстрая, сложная для соперника передача мяча кратчайшим путём.
  • Навесная — осуществляется через защитника соперника на среднем расстоянии.
  • С отскоком — выполняется «понизу», когда пространство наверху перекрыто, считается медленным способом и действенна на близкие расстояния.

Фото 4. Прием передачи мяча игроку из своей команды по прямой траектории.

Передача бывает в движении и с места от груди, плеча, головы, сбоку, снизу, сверху и даже из-за спины. При этом в движении важно помнить, что без ведения игрок может совершить не более двух шагов с мячом. Динамическая передача позволяет не снижать скорость, быстро доставить мяч к корзине соперников.

Элемент подбор

После неудачных действий игроки совершают подбор для повторной атаки, а защитники пытаются этого не допустить и забрать мяч себе. Команда делает все, чтобы не пустить соперника к щиту или забирает мяч в максимально высокой точке после удара.

Физические данные спортсменов играют ключевую роль: чем выше баскетболист, тем выше вероятность подбора. Для зачёта нужно не только забрать мяч, а совершить результативное действие: отдать пас или повторно атаковать кольцо.

Важно! Эффективность подборов идёт на втором месте по значимости после результативных бросков.

Баскетболистам с мячом ставится задача найти ближайшего соперника и отслонить его от мяча для выигрыша подбора. Обороняться в этом случае нужно не только защитникам, но и всей команде, так как подборы чрезвычайно влияют на игру. В мировой баскетболистам практике советуют думать, что каждый бросок мяча неудачный и наперёд рассчитывать на подбор.

Перемещение без мяча

Крайне важно уметь перемещаться по площадке без мяча в атаке и защите. Для партнёров с мячом нужно быть открытым для передачи в атаку или оттягивания защиты.

Необходимо работать в связке с игроком, владеющим мячом, для подстраховки или выполнения заготовленных комбинаций.

В любой момент может потребоваться рывок к кольцу, перехват или защита. Поэтому спортсмен без мяча должен быть готов к любому развитию игровых событий. Баскетболист без мяча может двигаться в трёх направлениях:

  • к игроку с мячом;
  • к игроку без мяча;
  • на свободное место для передачи.

Важно помнить, что спортсмен без мяча также сильно влияет на общий результат , как и игрок с мячом. У того, кто не владеет мячом, больше задач на площадке: быть удобным для передачи, обманывать финтами соперника для успеха атаки, работать наперехват.

Двигательные действия

Во время обучения баскетболу используют и дополнительные специфические средства, такие как физические упражнения и двигательные действия для более эффективного владения техникой и тактикой.

Широкий спектр нагрузки включает в себя элементы других видов спорта : лёгкая атлетика, гимнастика, волейбол.

Задача такого смешивания заключается в совершенствовании физических, скоростно-силовых и морально-волевых качеств: координация, гибкость, выносливость, скорость, сила. Упражнения на тактику развивают быстроту и качество принятия решений, способствуют росту командного духа. Практические тренировки на отработку в игровой или соревновательной форме являются неотъемлемой частью занятий.

Выбор секции

Если решение заняться игре в баскетбол принято, то первым делом выбирают правильную и подходящую тренировочную секцию. Руководствоваться можно разными критериями : месторасположением, размером и оборудованием зала, репутацией, однако, главной частью выбора должен стать тренер.

Именно он будет проводником в мир игры, объяснять и показывать тактические приёмы, ставить командную работу и работать над физическими кондициями. Тренер должен правильно доносить информацию , быть в меру жёстким, а главное, точно разбираться в теме, иметь рекомендации, игровой и педагогический опыт.

Перед тем как записаться в групповые учебно-тренировочные занятия, всегда посматривают несколько вариантов тренеров, но лучше поприсутствовать на непосредственном уроке для понимания соответствия личных особенностей и узнать, какие у него обучающие навыки инструктора.

Программа развития скоростно-силовых качеств

Физические кондиции баскетболиста основываются на двух важных элементах: сила и скорость. Их совершенствование позволяет качественно развивать изощрённые и сложные навыки.

Силовая программа по спорту включает упражнения на брюшные мышцы для поддержания позвоночного столба из-за искривлений ввиду высокого роста игроков.

Далее, переходят к тренировкам с большим весом. Для этой цели используют специальный медицинбол (толкание ногами, выбрасывания, пасы), гири (приседания, быстрая передача), а также отжимания, элементы борьбы и самбо.

Программа на скорость обязана быть интенсивной , так как игрокам высокого роста сложнее даётся эта сторона тренировок. Быстрота ног совершенствуется с помощью быстрых шагов с отягощением и без, высокие старты, прыжки, короткие рывки с игровыми элементами, подъем и спуск по лестнице на скорость, стремительное ведение мяча.

Проворство рук тренируется отбиванием теннисного мяча, ведением двух баскетбольных мячей, жонглированием. Целесообразно сочетать упражнения на скоростно-силовые качества в условиях, близких к игре, поскольку она требует молниеносности мышления и движений.

Плюсы индивидуальных тренировок

Каждый игрок уникален, поэтому индивидуальные тренировки помогают направить усилия непосредственно на конкретные особенности баскетболиста.

На определённых занятиях оттачивают слабые стороны , долго и детально проясняют отдельные аспекты теории или тактики.

Тренер неотрывно наблюдает только за одним игроком и более подробно советует упражнения на совершенствование. Каждый усваивает программу в своей скорости , поэтому лучше индивидуально проработать материал, проверить его на практике, особенно на начальном этапе до командных тренировок.

Какие есть особенности занятий в домашних условиях?

В домашних условиях тренируются технике владения мячом, делают силовые упражнения, повторяют теорию и разбирают пройденное в играх. Конечно, применять командные тактические действия будет сложно, но работать над слабыми сторонами возможно. за 1 день попадать в кольцо не получится. Только приложив усилия, умноженные на старания и потраченное время, можно добиться результата.

С уверенностью можно сказать, что среди спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Корифей советского баскетбола Александр Гомельский неоднократно утверждал, что баскетбол является игрой ХХI века. И согласиться с таким утверждением никак нельзя. Ведь придуманная игра на исходе ХIХ века преподавателем физической культуры в американском колледже Спрингфилд в действительности по своему накалу борьбы, ритму, эмоциональности, скорости как нельзя лучше отвечает нынешнему времени.

Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует физическому развитию. И не удивительно, что число почитателей этой интересной игры постоянно растет независимо от возраста и рода занятий. Вряд ли можно посчитать число любителей и почитателей баскетбола. Давайте рассмотрим, когда и как, ну конечно кому можно начинать играть в баскетбол.

Возраст игрока

Существует много различных мнений, когда ребенку лучше всего надо начинать заниматься баскетболом. Большинство специалистов считают, что лучше всего начинать занятия надо в возрасте 8-10 лет. В таком возрасте, как показывает практика, лучше всего закладываются основы техники игры в баскетбол, создается основа, на которой будет построена вся будущая работа по воспитанию хорошего игрока в баскетбол.

Впрочем, занятия можно начинать и в более раннем возрасте, начиная с первого класса. Это ни коим образом не значит, что придя в спортивную секцию ребенок сразу станет постигать основы и тонкости игры в баскетбол. Начиная занятия в спортивной секции, дети на первых порах занимаются различными подвижными играми, эстафетами и соревнованиями. Такие тренировки проводятся в непринужденной игровой обстановке под постоянным надзором тренеров. Тренера самым тщательным образом приглядываются к маленьким спортсменам, чтобы изучить их физиологические особенности, координацию движений, состояние психики и способности мышления. Анализируя их способности, тренер сможет определить за счет каких физических и технических качеств из данного ребенка можно будет в будущем вырастить выдающегося спортсмена.

Но если вдруг ваш ребенок, в возрасте 14-16 лет, неожиданно подрос за два метра, то его надо приводить в баскетбольную секцию. Такого «позднего» игрока тренера обычно обучают по сокращенной программе, обучая его только самым необходимым техническим приемам. Такое обучение в конечном отражается на технике игры, умении обращаться с мячом. Обычно у таких игроков отсутствует необходимая непринужденность и легкость.

Не проходите мимо

Каждый игрок по-своему приходит в баскетбол. Одних приводят родители по своей инициативе, некоторые дети обращаются к родителям, что они записали их в баскетбольную секцию. Но в большинстве случаев тренера набирают детей в обычных школах, а иногда просто на улице или дворах, последнее очень часто дает самые лучшие результаты.

Можно привести любопытный факт. Когда ребенку еще не исполнилось десять лет, то тренера буквально умоляют родителей, чтобы их ребенок занялся баскетболом. А от после достижения ребенком 12 лет те же родители уже уговаривают тренеров, чтобы их ребенка приняли в баскетбольную секцию.

Очень часто беседуя с тренером по телефону, родители высказывают свои сомнения о пользе занятия их ребенком баскетболом. В таких случаях необходимо таких родителей пригласить на тренировку по баскетболу. Обычно после такого визита, ознакомившись с условиями занятий, у родителей пропадают какие-либо сомнения. Одно обстоятельство волнует тренеров, если мальчишек приводят в достаточном количестве, то с девочками большие проблемы, их явно недостает.

Проводя отбор в баскетбольную секцию, тренер обращает в первую очередь на следующие показатели – в первую очередь это рост самого ребенка, длину рук, размер ноги, подвижность ребенка, а также на антропометрические данные родителей. Ну и конечно учитывается желание самого ребенка. Если ребенок идет на тренировку без большой охоты, если он ищет поводы, чтобы не идти на тренировку, то вряд ли стоит продолжать тренировки.

Очень часто родители опасаются, что если их ребенок среднего или небольшого роста, то в баскетболе ему делать нечего. Это довольно ошибочное мнение. Конечно большой рост для баскетбола это хороший показатель, ведь высокий рост дает преимущество при атаке кольца, намного проще овладеть мячом при подборе под кольцом. Но высокорослые игроки значительно уступают в скорости и выносливости игрокам небольшого роста, а также в умении производить дальние броски.

Формула игры

В любом деле первостепенное значение имеет трудолюбие. Без труда невозможно достичь значительных результатов. Если ваш ребенок начал заниматься в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, то вам следует помнить, что здесь в первую очередь требуют результат. А для достижения необходимого результата придется рано вставать, делать зарядку, регулярно ходить на тренировки, выполнять указания тренеров. Со стороны тренеров надо сделать все, чтобы как можно больше заинтересовать ребенка втянуть его в тренировочный процесс, влюбить его в баскетбол. Ведь игре нельзя научить – можно только научиться и перед тем как выйти на игровую площадку и заиграть, необходимо затратить большое количество времени и сил.

Часто задают вопрос, – в каком возрасте можно узнать, добьется ли ваш ребенок значительных успехов в баскетболе?

Однозначного ответа нет, и точных прогнозов вам никто не даст. В своей практике тренера ориентируются на различные тесты, которые дают возможность составить полную картину о физиологических данных ребенка.

Необходимо также постоянное визуальное наблюдение, особенно во время тренировок. Ребенок должен обладать азартом во время игры, он должен постоянно рваться в бой, атаку, уметь постоять за себя. Нельзя отбрасывать также то, что физические данные – рост и комплекция играют немаловажное значение. Хотя иногда бывает так, что вроде бы ребенок обладает хорошими физическими данными, отличная техника, обладает способностями к игре, но как только начинается игра – все это как-то сразу пропадает, ибо нет в нем бойцовского характера, игрового стержня. Куда все это подевалось, где талант игрока?

Если посмотреть на игру в баскетбол, то можно сделать вывод – это довольно простая и в тоже время очень сложная игра. Американцы часто любят говорить – «Играть в баскетбол легко, а хорошо играть – очень трудно».