Научные статьи экстремальные виды спорта. Психология экстремальных видов спорта

Среди всех Лун Солнечной системы, спутник Земли самый уникальный. Благодаря своему близкому расположению к Земле, а также размерами, Луна придает нашей планете стабильное и устойчивое положение в своем вечном пути по орбите. То есть, надо сказать что связка Земля — Луна поддерживает свое положение в космическом пространстве в более менее равномерном вращении.

Образование Луны приходиться примерно на 4.5 млрд лет тому назад, — согласно последней информации ученых, Луна помолодела, сбросив несколько миллионов лет. Надо сказать, что история образования Луны удивительна. А сам спутник Земли крайне важен для существования жизни на планете. Впрочем также важна и Земля, для нахождения Луны на своей орбите.

Как уже не раз описывалось, миллиарды лет назад, в огромную протопланетную субстанцию врезается космический объект не менее меньших размеров. Вот тогда, из расплавленной массы – а это была Земля – и вырывает из массы планеты огромные куски вещества. Отброшенные в космос, твердые породы задерживаются притяжением Земли.

Стремясь вырваться из плена гравитации Земли, но, не имея сил этого сделать, они начинают собираться в один большой объект. И под действием сил вращения, превращаются в шар. Вот так, наша Голубая планете приобрела важную составляющая для образования и сохранения жизни.

Удивительно, насколько точно во времени прилетел космический объект. Не менее удивительно и то, что чья-то рука расставила оба космических объекта именно в том положении и тех точках, где это было необходимо для процветания жизни на Земле.

До времени удара и формирования Луны, наша планета еще не была голубой, и вращалась в 4 раза быстрее, чем сейчас. Ось Земли стояла под наклоном в 10 градусов, а земные сутки в то время были очень короткие – всего лишь 6 часов. А угол наклона сказывался на средней температуре на Земле.

В это время, Луна еще не ушла на нынешнюю орбиту, и была ближе к Земле в 12 тысяч раз. Оказывая на планету сильное влияние мощной гравитацией. Вскорости, начали образовываться океаны, — и приливное трение принялось замедлять вращение Земли. На протяжении 3 млрд. лет, длилось формирование континентов, и продолжала снижаться скорость вращения планеты -дойдя до 18 часов в сутки. Спустя еще полмиллиарда лет, земные сутки доходят до 222 часов, и прибавляя секунды в год, доходят до 24 часов.

Чем так необходима Луна для Земли.

В действительности, Луна играет очень важную роль в жизни нашей планеты. Во-первых, надо отметить силу гравитации спутника, действуя в связке Луна-Земля, наша планета находится на стабильной орбите. А также наша Голубая планета благодаря Луне получила угол наклона в 23 градуса.

Такой градус наклона можно назвать оптимальным, природа, словно специально позаботилась о комфортности проживания человека на Земле. Ведь благодаря этому углу, на планете держится довольно узкий диапазон температур. Солнечные лучи, испускаемые нашим светилом, равномерно распространяются по земному шару, что создает для жизни на Земле хорошие условия. С Луной на Земле связана и стабильность восходов и закатов, поддерживая привычные нам смены сезонов.

Сильное влияние Луна оказывает и на водные бассейны Земли. Приливы и отливы, все это проходит под бдительным оком нашего спутника. А также Луна удерживает на экваторе 4 метровый подъем уровня воды.

А что будет, если Луна уйдет от Земли. Чем грозит Земле отдаление Луны.

Утверждать что Луна вечна над Землей нельзя, и может статься так, что спутник Земли займет более дальнюю орбиту относительно нашей планеты. Или вовсе уйдет в свободное плавание по космическим просторам. Ведь как известно, Луна хоть и на малую величину, но все же удаляется от Земли.

Наблюдения за Луной специалисты ведут уже почти полвека. Еще первые американские астронавты оставили на спутнике рефлектор. Это помогло достаточно точно измерять расстояние между Луной и Землей. А на Земле за спутником наблюдала современная техника.

И специалисты смогли ответить на вопрос, на какую величину от Земли удаляется Луна. Оказалось что это около 4 сантиметров в год, — не столь уж и малая величина, учитывая, что с каждым годом отдаление все увеличивается. Однако это не постоянная величина удаления. Как известно расстояние между спутником и нашей планетой непостоянной. Отсюда и величина удаления неточна.

Периодически, во время отдаления Луны, земная ось меняет угол наклона на 2-3 градуса, в ту или иную сторону от оси. Но даже эта, небольшая величина в пару градусов откликается на Земле природными катастрофами. А если будет нарушена цепочка соединяющая Землю и Луну, то два космических объекта потеряв взпимную притягивающую их силу, просто разбегутся в просторах космоса. Выпущенные словно из пращи.

Около 100 тысяч лет назад, незначительное изменение угла оси привело к тому, что солнечные лучи стали падать иначе. Это привело к экологической катастрофе, — там, где некогда буйствовали леса, образовались выжженные Солнцем пустоши. И как предполагают ученые, могло стать причиной миграции древних жителей планеты из Африки на Север. А в Европе и Северной Америке это вовсе привело к началу ледникового периода, длительностью в тысячелетия.

И если Луна разорвет цепочку Луна – Земля, то на планете наступит время катастроф. Правда очень скоротечное. Огромные массы воды, удерживаемые Луной, тут же вырвутся на волю, и могучей, ни чем не сдерживаемой силой, двинуться вглубь планеты. Сметая и руша все на своем пути, — первые кто это испытает на себе, будут жители Нью-Йорка и Рио-де-Жанейро.

К тому же потеряв лунную защиту, Земля может попасть под гравитационное влияние другой планеты. И тогда о стабильности на Земле, говорит не приходится. У планеты будет иной наклон, к тому же изменчивый. Что приведет к сильным перепадам температур. Произойдет перераспределение и водных бассейнов, — уровень может возрасти и на сотни метров.

Однако и Земля оказывает воздействие на Луну, к примеру, вращение нашего спутника замедлилось до одного оборота в месяц. Замедляет свое вращение и Земля, на это влияют громадные силы трения океанских волн о дно. При этом происходит смещение приливной волны с точки, непосредственно обращенной к Луне.

Очень многое в жизни нашей планеты связано с Луной. Очень многое можно объяснить с точки зрения науки. Однако ответить на прелюбопытный вопрос, -кто так точно отладил небесный механизм, и расставил все космические тела строго на своих местах, на данный момент ни кто не в силах.

МОСКВА, 22 июн - РИА Новости. Предположения, что Луна в будущем может покинуть орбиту спутника Земли, противоречит постулатам небесной механики, заявляют опрошенные РИА Новости российские астрономы.

Ранее многие интернет-СМИ со ссылкой на слова гендиректора "космического" ЦНИИ машиностроения Геннадия Райкунова сообщили, что в будущем Луна может покинуть Землю и стать самостоятельной планетой, двигающейся по собственной орбите вокруг Солнца. По словам Райкунова, таким образом Луна может повторить судьбу Меркурия, который, согласно одной из гипотез, в прошлом был спутником Венеры. В результате, по мнению гендиректора ЦНИИмаша, условия на Земле могут стать похожими на венерианские и будут непригодны для жизни.

"Это звучит как какой-то бред", - сказал РИА Новости Сергей Попов, научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ (ГАИШ).

По его словам, Луна действительно удаляется от Земли, но очень медленно - со скоростью около 38 миллиметров в год. "За несколько миллиардов лет период обращения Луны просто вырастет в полтора раза, и все", - сказал Попов.

"Луна не может совсем уйти. Ей негде взять энергию для того, чтобы сбежать", - отметил он.

Пятинедельные сутки

Другой сотрудник ГАИШ Владимир Сурдин сообщил, что процесс удаления Луны от Земли не будет бесконечным, в конечном счете он сменится приближением. "Утверждение "Луна может покинуть орбиту Земли и превратиться в планету" неверно", - сказал он РИА Новости.

По его словам, удаление Луны от Земли под влиянием приливов вызывает постепенное уменьшение скорости вращения нашей планеты, а скорость ухода спутника будет постепенно снижаться.

Примерно через 5 миллиардов лет радиус лунной орбиты достигнет максимального значения - 463 тысячи километров, а продолжительность земных суток составит 870 часов, то есть пять современных недель. В этот момент скорости вращения Земли вокруг оси и Луны по орбите станут равными: Земля будет смотреть на Луну одной стороной, так же, как Луна сейчас смотрит на Землю.

"Казалось бы, приливное трение (торможение собственного вращения под действием лунной гравитации) при этом должно исчезнуть. Однако солнечные приливы будут продолжать тормозить Землю. Но теперь уже Луна будет опережать вращение Земли и приливное трение начнет тормозить ее движение. В результате Луна станет приближаться к Земле, правда, очень медленно, так как сила солнечных приливов невелика", - сказал астроном.

"Такую картину рисуют нам небесно-механические расчеты, оспаривать которые сегодня никто, я думаю, не станет", - отметил Сурдин.

Потеря Луны не превратит Землю в Венеру

Даже если Луна исчезнет, это не превратит Землю в копию Венеры, заявил РИА Новости заведующий лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН Александр Базилевский.

"На условиях на поверхности Земли уход Луны мало скажется. Не будет приливов и отливов (они в основном, лунные) и ночи будут безлунными. Переживем", - сказал собеседник агентства.

"По пути Венеры, с жутким разогревом, Земля может пойти из-за нашей глупости - если доведем ее выбросами парниковых газов до уж очень сильного разогрева. Да и то не уверен, что нам удастся так необратимо испоганить наш климат", - сообщил ученый.

По его словам, гипотеза, что Меркурий был спутником Венеры, а потом ушел с орбиты спутника и стал самостоятельной планетой, действительно выдвигалась. В частности, об этом в 1976 году, в статье, опубликованной в журнале Icarus, писали американские астрономы Томас ван Фландерн (Thomas van Flandern) и Роберт Харрингтон (Robert Harrington).

"Расчеты показали, что это возможно, что, однако, не доказывает, что так оно и было", - сказал Базилевский.

В свою очередь Сурдин отмечает, что "более поздние работы практически отвергли ее (эту гипотезу)".

Глава 1. Теоретический анализ экстремального спорта как вида деятельности.

1.1. Виды экстремального спорта, их классификация и анализ мотивов выбора.

1.2. Обзор научных психологических мотивационных теорий

1.2.1. Основные определения понятий «мотив» и «мотивация».

1.2.2. Исследование функции и характеристики мотива.

1.2.3. Зарубежные психологические мотивационные теории.

1.2.4. Исследование понятия потребности и ее классификация.

1.2.5. Современные психологические теории исследования потребности.

1.3. Исследование мотивационной сферы спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности.

1.3.1. Мотивы выбора вида спорта и занятий им на разных этапах спортивной карьеры.

1.3.2. Индивидуальные особенности спортивных мотивов.

1.3.3. Управление мотивацией спортсменов.

1.3.4. Исследование волевой сферы спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности.

Глава 2. Цели, задачи, методы и организация экспериментального исследования мотивационных особенностей людей в экстремальных видах спорта.

2.1. Цели, задачи и методы исследования.

2.2. Организация и проведение исследования по выявлению мотивационных особенностей у занимающихся экстремальными видами спорта.

2.3. Этапы исследования.

Глава 3. Обработка результатов исследования мотиваций выбора экстремальных видов спорта.

3.1. Сравнительный анализ выборок контрольной группы и атлетов, избравших экстремальные виды спорта.

3.1.1. Данные сравнительного анализа результатов тестирования респондентов по многофакторному личностному опроснику Р.Б. Кеттелла.

3.1.2. Данные дискриминантного анализа результатов тестирования респондентов по многофакторному личностному опроснику Р.Б. Кеттелла.

3.1.3. Данные сравнительного анализа результатов тестирования респондентов по опроснику К. Леонгарда -Н. Шмишека: изучение типов и степени выраженности акцентуаций человека.

3.1.4. Данные дискриминантного анализа результатов тестирования респондентов по опроснику К. Леонгарда - Н. Шмишека: изучение типов и степени выраженности акцентуаций человека.

3.1.5. Данные сравнительного анализа результатов тестирования респондентов по исследование мотиваций выбора профессии, функций волевых процессов и 74 агрессивности.

3.2. Тендерные межгрупповые различия.

3.2.1. Женщины.

3.2.2. Мужчины.

3.3. Сравнительный тендерный анализ данных атлетов, избравших экстремальные виды спорта.

3.3.1. Внутригрупповые различия между мужчинами и 89 женщинами.

3.3.2. Корреляционный анализ групп мужчин и женщин, 98 избравших экстремальные виды спорта.

3.3.3. Многомерный регрессионный анализ данных 102 атлетов, избравших экстремальные виды спорта.

3.3.4. Многомерный регрессионный анализ мотив выбора 103 экстремальных видов спорта у женщин.

3.3.5. Многомерный регрессионный анализ мотив выбора 105 экстремальных видов спорта у мужчин.

4.1. Выявление количества ошибок у начинающих туристов.

4.2. Выявление количества ошибок у водителей транспортного средства А (мотоцикл).

4.3. Применение регрессионных моделей мотивов выбора экстремальных видов спорта при подготовке водителей гоночных автомобилей к соревнованиям.

Рекомендованный список диссертаций

  • Влияние полоролевых стереотипов на мотивацию и самоотношение спортсменов 2006 год, кандидат психологических наук Бондаренко, Наталья Анатольевна

  • Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта 2003 год, кандидат психологических наук Цикунова, Наталья Сергеевна

  • Роль акцентуаций характера личности в спортивной деятельности 2009 год, кандидат психологических наук Романова, Ольга Валентиновна

  • Формирование мотивов спортивной деятельности у занимающихся бодибилдингом 2006 год, кандидат психологических наук Семичева, Ирина Николаевна

  • Психологический анализ проявления субъектно-личностных свойств спортсменов как показателя успешности их деятельности: На примере атлетических видов спорта и боевых единоборств 2004 год, кандидат психологических наук Кузнецов, Валентин Владимирович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерные особенности и структура мотивации выбора экстремальных видов спорта»

Актуальность. В наше время популярность приобретают так называемые экстремальные виды спорта. Сейчас их насчитывается около 3-х десятков видов: аквабайк (гонки на гидроциклах), бейсджам-пинг (прыжки с парашютом с фиксированых объектов), Bicycle Moto eXtreme -ВМХ (трюки или кросс на велосипедах); горнолыжный спорт (спуск с гор на специальных лыжах), дельтапланеризм (полеты на дельтаплане), паркур и фриран (преодоление препятствий различного характера без использования дополнительных средств), сноубординг (спуск с заснеженных склонов и гор на сноуборде); триал (преодоление препятствий на велосипеде, мотоцикле или автомобиле) и мн. др. Им присущи оригинальная спортивная амуниция и форма, акробатизм, острота ощущений на грани травмы или смертельной опасности и, в связи с этим, некий ореол героизма и даже некоторой таинственности.

В начале апреля 2011 года Международный олимпийский комитет (МОК) в программу Игр в Сочи в 2014 году официально включил несколько новых видов спорта, среди которых есть и экстремальные - лыжный хафпайп у мужчин и женщин. Возможно, будут введены и еще несколько других экстремальных видов спорта.

По данным одного из научных сайтов США (http://www.scienceline.org/) на конец 2010 года число людей, всерьез увлеченных экстремальными видами спорта, растет в мире очень быстрыми темпами: по статистике количество экстремалов за последние 30 лет в США, некоторых европейских странах, Австралии утроилось, а в России (за последние 20 лет) выросло почти в 1,5 раза. Растет и количество самих экстремальных видов спорта.

Иногда разница между «простыми людьми» и экстремалями доходит до того, что многие оказываются просто не в состоянии понять экстремалов, и им кажется их поведение просто абсурдным, если не сумасшедшим - мотивы увлечения экстремальными видами спорта остаются до настоящего времени слабоизученными. При этом психологи давно пытаются понять тягу любителей экстремальных видов спорта к постоянному получению все новых и новых острых ощущений, зачастую связанных с прямым риском для жизни. В научной литературе существует широкий спектр объяснения причин такого поведения: от врожденных патологий характера до неправильных генов или тендерных проблем. Согласно международным данным, популярность экстремальных видов спорта быстрее всего растет в подростковой среде, но на сегодняшний момент большинство спортсменов-экстремалов составляют люди зрелого возраста, которые, в общем, не склонны к необдуманным и импульсивным поступкам.

Изучение мотивационной сферы спортсменов-экстремалов необходимо, во-первых, в связи с вопросами безопасности -непосредственное общение с природной средой или техническими средствами, являющееся обязательным условием занятий экстремальными видами спорта, зачастую приводит к травмам, а иногда и смерти. Во-вторых, в связи с коммерционализацией и модой на эти виды спорта, ведь это - отрасль экономики с достаточно большим финансовым оборотом. В-третьих, в связи с перспективным проникновением экстремальных видов спорта в систему высшего образования. Ну и наконец, раскрытие этого феномена позволит решить ряд социальных задач, связанных с адаптацией личности в социуме.

Диссертация выполнена на кафедре психологии НГУ им. П.Ф. Лес-гафта в соответствии со сводным планом НИОКР Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ на 2011-2014 гг., тема 01.02.03

Анализ и оценка мотиваций к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни у различных групп населения РФ».

В этой связи, объектом исследования выбраны - мужчины и женщины в возрасте от 14 до 65 лет занимающиеся (экспериментальная группа) и не занимающиеся (контрольная группа) экстремальными видами спорта.

Предмет исследования: Мотивационные особенности занимающихся экстремальными видами спорта мужчин и женщин.

Гипотезы исследования:

1) Предполагается, что с помощью сравнительного анализа выявятся различия между занимающимися и не занимающимися экстремальными видами спорта.

2) Предполагается, что у мужчин и женщин, занимающихся экстремальными видами спорта, будет выявлена структура мотивов, побуждающих выбирать этот вид деятельности.

3) Предполагается, что выявленные регрессионные модели мотивов выбора экстремальных видов спорта можно будет практически использовать на различных этапах учебно-тренировочного процесса.

Цель: Определить виды мотивации, влияющие на выбор экстремальных видов спорта у мужчин и женщин.

1. Провести сравнительный тендерный анализ между группами занимающихся и не занимающихся спортом.

2. Выявить структуру мотивов выбора экстремальных видов спорта у мужчин и женщин.

3. Экспериментально выявить возможности применения регрессионных моделей мотивов выбора экстремальных видов спорта на различных этапах учебно-тренировочного процесса.

Методологическую основу исследования составили: во-первых, научные представления о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении (Д. Бергер, JI. Бергер, Л.И. Божович, С.С. Богданович, P.P. Бибрих, И.А. Васильев, Магомед-Эмиров М.Ш., A.A. Вербицкий, В.К. Вилюнас, И.О. Гилева, Е.П. Ильин, С.Б. Каверин, Е. А. Калинин, Ю.Я. Кирюшин, В.И. Ковалев, Т.В. Корнилова, А.Н. Леонтьев, Й. Лингарт, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, B.C. Мерлин, В.Н. Мя-сищев, А.Б. Орлов, A.B. Петровский, В.М. Ривин, И.В. Ривина, X. Хекхаузен, Р. Эммонс, П.М. Якобсон и др.), которые разработаны в русле личностнодеятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов); о мотивации достижения успехов и мотиве избегания неудач (А.К. Маркова, Г.В. Литвинова); во-вторых, представления о тендерных различиях (Т.В. Бендас, Ш. Берн, Е. Варданян, И.В. Василенко, О. Вейнингер, И.С. Клёцина, О.И. Мотков, Н.К. Радина, М.В. Шахтарина и др.); в-третьих, работы спортивных психологов, затронувших тему экстремальности (В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, Ю.М. Блудов, И.П. Волков, И.А. Воронов, Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен, E.H. Гогунов, Б.И. Мартьянов, Г.Д. Горбунов, Е.П. Ильин, Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Б.Дж. Кретти, В.И. Лебедев, А.И. Мартынов, P.A. Пилоян, Л.К. Серова, Н.Б. Тумар, Ю.Л. Ханин и мн. др.). Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников

2. Психологическое тестирование

3. Математико-статистический анализ количественных данных (Microsoft Excel, SPSS 15.0 for Windows).

Методики исследования:

Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (Форма С);

Опросник на волевые усилия Ю. Куля; опросник К Леонгарда - Н.Шмишека;

Диагностика нервно-психической устойчивости (НПУ) методика «Прогноз»;

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;

Методика «Мотив выбора профессии»; шкала оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлов);

Тест-опросник для измерения мотивации аффилиации А. Меграбяна;

Тест-опросник для измерения мотивации достижения А. Меграбяна;

Методика «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова;

Методика «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтаса;

Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э.Шейна.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка создать математическую модель структуры мотивации лиц (учитывая тендерный аспект), избравших экстремальные виды спорта и применить эту модель для прогнозирования успешности в избранной деятельности.

Организация исследования: Исследование проводилось с 2008 года в городах Москва и Санкт-Петербург. В нем приняло участие 93 человека разного пола и возраста на этапе создания регрессионных моделей и 124 человека на этапе апробации методики - всего 217 человек.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что на основе анализа информационных источников широкого спектра выявлено, что психологическая (в отличие от генетической) мотивационная компонента, при выборе деятельности занимает до 80 -

90%. Определенная в исследовании структура мотивов выбора экстремальных видов спорта позволяет лучше выявить ценностные ориентации современной молодежи. Позволяет повышать качество психологического профессионального отбора и психологической подготовки на различных этапах учебно-тренировочного процесса.

Практическая значимость заключается в том, что на основе полученных результатов можно будет снизить степень травматизма у спортсменов, путем привлечения специалистов в области профессионального спортивно-методического обеспечения экстремальных видов спорта мероприятий.

Выявлены тендерные предпочтения, которые позволяют управлять процессом становления новых видов спорта - экстремальных - в Российской Федерации.

Определены количественные характеристики потребностей в занятиях экстремальными видами спорта, что позволяет проводить эконометрические исследования в этой новой отрасли физической культуры.

Методика исследования мотивации и ее структуры у спортсменов «экстремалов» может быть использована для решения сходных задач и в иных видах спорта.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Мотивационные особенности занимающихся экстремальными видами спорта объясняют психологическую привлекательность этих видов спорта;

2. Структура мотивации мужчин и женщин, избравших экстремальные виды спорта имеет существенные отличия по многим параметрам.

3. Регрессионные модели выбора экстремальных видов спорта можно использовать в подготовке спортсменов на этапе начального отбора и на предсоревновательном этапе в системе психологической подготовки к соревнованиям.

Личный вклад соискателя. Исследование представляет собой результат трехлетней работы (2008 - 2011 гг.) по изучению тендерных особенностей и структуры мотивации выбора экстремальных видов спорта, в ходе которой была проанализирована соответствующая психологическая литература, разработана программа исследования мотивации выбора экстремальных видов спорта, проведена экспериментальная работа, обработка данных экспериментальных исследований, интерпретация результатов.

Апробация результатов диссертации. Отдельные положения и результаты работы докладывались и обсуждались:

На научно-практических конференциях: на итоговой научно-практической конференциии профессорско-преподавательского^ состава НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (2009 г.);

На заседании кафедры психологии 26.10.2010 г., НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, ул. Декабристов д.35.

В ООО «Наука. Спорт Здоровье» изучались: уровень снижения травматизма, количество ошибок и уровень НПУ у начинающих туристов на сборах (получен акт внедрения результатов научных разработок в практику);

В ООО «Автостоп» изучалось количество ошибок при вождении мотоцикла (получен акт внедрения результатов научных разработок в практику).

На факультете автосервиса AHO ВПО «Смольный институт Российской академии образования» оценивались количество ошибок при вождении автомобиля и время прохождения дистанции на соревнованиях у сборной факультета по автомобильным гонкам (получен акт внедрения результатов научных разработок в практику).

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается достаточной выборкой испытуемых, методами исследования, адекватными поставленным цели и задачам работы, точностью использования статистических методов анализа данных экспериментального исследования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованных источников и пяти приложений. Объем диссертации составляет 126 страниц. Работа содержит 3 рисунка, 30 таблиц. Список использованных источников включает 148 наименований на русском (131) и английском (17) языках, в том числе, 7 публикаций автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

  • Рекордные спортивные достижения женщин в аспекте полового диморфизма 2012 год, доктор педагогических наук Грец, Ирина Антоновна

  • Особенности системы кровообращения, морфологического и психофизиологического статуса женщин, занимающихся силовыми видами спорта 2011 год, кандидат биологических наук Замчий, Татьяна Петровна

  • Самооценка и тренерская оценка способностей успешных и неуспешных спортсменов 2009 год, кандидат психологических наук Волков, Денис Николаевич

  • Формирование устойчивых спортивных интересов к занятиям плаванием у учащихся учебно-тренировочных групп 2002 год, кандидат педагогических наук Шлейникова, Галина Владимировна

  • Педагогические условия формирования уровня притязаний субъектов физкультурно-спортивной деятельности 2006 год, кандидат педагогических наук Жемчуг, Юрий Станиславович

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Ганоль, Андрей Сергеевич

1. В результате проведенного сравнительного анализ между группами занимающихся и не занимающихся экстремальными видами спорта было выявлено, что спортсмены экстремалы имеют оригинальную психограмму, статистически достоверно отличаясь от «неспортсменов» рядом личностных качеств: уверенностью в себе, доминантностью, смелостью, склонностью к риску, богатством эмоциональных реакций, умением ладить с людьми, хорошо взаимодействовать в коллективе, радикализмом, иногда несоблюдением правил, подчинением своим страстям; по типу акцентуаций атлетам более присущ «экзальтированный тип» с проявлениями признаков «дистимичного», «демонстративного» и немного (наличие признаков по данному типу акцентуации) «гипертимного типа».

2. Тендерные различия между атлетами и не спортсменами у мужчин и женщин имеют ряд схожих параметров, но имеются и отличия.

Женщинам - «экстремалкам» более свойственны относительно молодой возраст (в диапазоне от 14 до 42 лет, со средним значением около 21 года), уверенность в себе, умение ладить с людьми, хорошо взаимодействовать в коллективе; иногда проявляю богатое воображение, но некоторую беспомощность в практических делах; имеют некоторую склонность к экспериментированию, сомнению в существующих принципах, радикализму, подчинению своим страстям; зачастую проявляют взволнованность, раздражительность, нетерпеливость, избыток побуждений, не находящих разрядки, возбужденность;

Мужчины - «экстремалы» на фоне более низких значений, чем мужчины контрольной группы, «интеллекта В» имеют относительно высокие показатели по эмоциональной устойчивости, демонстрируют стабильность поведении в сложных ситуациях, уверенность в себе, доминантность, смелость, склонность к риску, повышенную готовность иметь дело в незнакомыми вещами, тягу к экспериментированию, сомнение в существующих принципах, радикализм, независимость во взглядах, самостоятельные решения, действия; нередко за спортсменами водится несоблюдение общепринятых правил, подчинение своим страстям.

По сравнению с женщинами-спортсменками мужчины более спокойны, уверенны в себе. По типам акцентуаций, спортсмены -«экстремалы», в сравнении с «не спортсменами», практически не отличаются от женщин - им также преимущественно присущ в большей степени «экзальтированный тип» с добавлением «дистимичного типа». Но спортсменки ярче проявили себя по шкале «педантичный тип», что свидетельствует о наличии у них признаков (ниже среднего) относительно повышенной ригидности психических процессов, большей склонности к аккуратности и педантичности.

Сочетание высоких показателей нервно-психической устойчивости у спортсменов-экстремалов со склонностью спортсменок-экстремалок к аккуратности и педантичности вполне вероятно создает состояние «взаимного притяжения» и влияет на специфическую атмосферу экстремальных видов спорта.

3. Сравнительный тендерный анализ данных атлетов, избравших экстремальные виды спорта, показал, что статистически достоверные различия между мужчинами и женщинами наблюдаются по возрасту -женщины, занимающиеся экстремальными видами спорта моложе своих коллег мужчин, а стаж занятий спортом у женщин - полтора года в среднем, а мужчин 4,38 года. Это, видимо, объясняет тот факт, что «уровень спортивного мастерства» у мужчин в среднем по группе выше чем у женщин.

У мужчин сильнее стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями. Что касается ценностных ориентации: в карьере, то на фоне более высоких показателей у мужчин по шкале предпринимательство, женщины больше тяготеют к какой-либо стабильности. При этом для женщин превалирующим мотивом является стабильность места жительства.

4. Корреляционный анализ данных групп женщин (Р) и мужчин (М) выявил в каждой группе многочисленные статистически достоверные связи. Причем анализ связей с переменной «уровень спортивного мастерства» (УСМ) показал, что у женщин более сложная личностно-мотивационная картина, чем у мужчин. Видимо это, в какой-то степени, объясняет более успешную спортивную карьеру у мужчин - женщинам же требуется удовлетворять намного большему количеству условий, для того чтобы стать успешной в экстремальных видах спорта.

Для женской карьеры требуется высокая степень независимости, «педантичность», мотивы психического и физического совершенства, внутренне социально значимый мотив, мотив социального самоутверждения, мотив достижения успеха в спорте. Факторы, мешающие достижению успеха в спорте для женщин: Р - «озабоченность - беспечность»; М - «непрактичность - практичность»; кдР - контроль за действием при реализации; Возбудимый тип, мотив эмоционального удовольствия, социально-моральный мотив.

У мужчин успешность спортивной карьеры связана со следующими параметрами: Возраст, Стаж, Е - «независимость - подчиненность»; С)3 - «высокий самоконтроль - низкий самоконтроль»; Аф+ - потребность аффилиации «стремление к принятию». Мешают карьере - И -«озабоченность - беспечность»; «Застревающий тип»; интеграция стилей жизни; предпринимательство; Стабильность работы.

5. Многомерный регрессионный анализ данных атлетов, избравших экстремальные виды спорта, проведенный по всей выборке измеряемых параметров, выявил следующие уравнения линейной регрессии:

УСМж = -9,17+ 1,73 Т психич + 0,26 ЛШ7 П + 0,16 Ми - 0,09 ЛШ6 3 - 0,47 КДР;

УСМм = -3,36 +0,48Янзавис +0,34Р -Ю.ШШб +0,15шРВ +0,11Стаж -0,03Аф+ -0,41Тславы; из которых следует, что женщины, при выборе экстремальных видов спорта, более руководствуются личностными внутренними мотивами с ориентировкой на внутренние состояния, в отличие от мужчин, которые тяготеют к решению социально значимых задач - реализация себя в социуме, независимость, борьба, при этом не обязательно ради стяжания славы.

6. Исследования структуры и силы мотивов выбора экстремальных видов спорта у мужчин и женщин проведенные с помощью многомерного регрессионного анализа позволило выявить, что на зависимую переменную УСМж оказывает воздействие 17 переменных. Наибольшее сильное положительное влияние из них имеют следующие мотивы (в порядке убывания): вызов обществу (1,22), физическое совершенство (1,05), эстетического удовольствия и острых ощущений (0,98), стабильность работы (0,87), предпринимательство (0,60), гражданско-патриотический мотив (0,45), улучшения самочувствия и здоровья (0,41), мотивацию к успеху (0,11).

Отрицательное влияние (в порядке убывания) - следующие мотивы: рационально-волевой (рекреационный) мотив (-0,20), мотив достижения успеха в спорте (-0,09), мотив эмоционального удовольствия (-0,09), мотив подготовки к профессиональной деятельности (-0,09)

На зависимую переменную УСМм оказывает воздействие 42 переменных. Положительное влияние из них имеют следующие мотивы в порядке убывания): улучшения самочувствия и, здоровья (3,54), эстетического удовольствия и острых ощущений (3,35), контроль за действием при неудаче (2,34), общения (1,97), познания (1,86), материальных благ (1,28), развития характера и психических качеств (1,24), свобода и независимость (1,14), внутренне социально значимые мотивы (1,11), коллективистская направленность (1,11), стабильность работы (0,67), вызов обществу (0,56), предпринимательство (0,46), мотив социального самоутверждения (0,42), интеграция стилей жизни (0,41), подготовки к профессиональной деятельности (0,40), мотивация к избеганию неудач (0,40), менеджмент (0,36), мотив достижения успеха в спорте (0,36), физическое совершенство (0,35) и пр. Наибольшее отрицательное влияние (в порядке убывания) - следующие мотивы: приобретения полезных для жизни умений и знаний (-2,04), гражданско-патриотический мотив (0,95), одобрения (-0,74), внутренне индивидуально значимые мотивы (0,46) и др.

Мотивы женщин имеют более внутреннюю, личностную окраску, чем у мужчин, где больше превалируют внешние социальные мотивы.

7. Экспериментальная апробация регрессионных моделей мотивов выбора экстремальных видов спорта и технологии психологической подготовки, созданной на их основе, показала положительный эффект, в различных экстремальных видах спорта, что подтверждает нашу гипотезу о применении регрессионных моделей как на этапе первичного отбора, так и на предсоревновательном этапе.

8. Таким образом, в исследовании было выявлено, что развитие в современном мире экстремальных видов спорта направлено на удовлетворение достаточно большого спектра потребностей человека: люди разного пола, возраста, интересов могут найти, и находят, здесь свою «экологическую нишу» для максимального полной реализации в социуме своих потребностей различных уровней иерархии - и базовых, и высших.

Все это говорит о высокой социальной значимости экстремальных видов спорта, перспективности их развития в человеческом социуме.

Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Для внедрения результатов исследования в систему психологического отбора, мониторинга и контроля готовности к деятельности в экстремальных видах спорта необходимо:

1. Рекомендовать тренерам по экстремальным видам спорта на начальном отборочном и на предсоревновательном этапах проводить комплексное психологическое тестирование претендентов с целью выявления потенциальной готовности к данному виду деятельности.

2. Рекомендовать спортивны организациям экстремальных видов спорта подготовить методические пособия по проведению психологического тестирования и анализу его результатов средствами регрессионных моделей, разработанными в диссертации.

3. Обратиться к руководству федераций экстремальных видов спорта и соответствующие отделы спортивных комитетов городов Российской Федерации с предложением о проведении семинарских занятий и сборов для психологов и тренеров команд по экстремальным видам спорта.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Ганоль, Андрей Сергеевич, 2011 год

1. Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Ап-чел, В.Н. Цыган. СПб.: BMA, 1999. - 86 с.

2. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / И.П. Волков. СПб.: Питер 2002. - 384 с.

3. Воронов, И.А. Психотехника восточных единоборств. Восточно-Азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев / И.А. Воронов. -Мн.: Харвест, 2005. -432с.

4. Воронов, И.А. Моделирование и определение экстремальных ситуаций с позиции системного подхода / И.А. Воронов // Труды кафедры биомеханики: Междисциплинарный сборник статей. Вып. 3. СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2009.

5. Вяткин, Б.А.Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. М.: Физкультура и спорт, 1981.- 140 с.

6. Генов, Ф. Проблема мобилизационной готовности: автореф. дис. .докт. психол.наук / Ф. Генов; ГЦОЛИФК. -М.: 1969. -51с.

7. Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. -М.: Физкультура и спорт, 1990. 192 с.

8. Гогунов, E.H. Психология физического воспитания: учебн. пособие для вузов. / E.H. Гогунов, Б.И. Мартьянов.-М.: Академия, 2002, -288с. -ISBN 5-7695-0500-1.

9. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: автореф. дис. .докт. психол. наук / Г.Д. Горбунов; СПб ГАФК им. П.ф.Лесгафта. СПб., 1994. -58с.

10. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. М.: Советский спорт, 2006. - 296 с.

11. Демин, В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности, автореф.дисс. .канд. пед. наук / В.А. Демин; РГАФК. М., 1974. - 26с.

12. Евстафьев, Б.В. О некоторых методологических подходах к определению основных понятий в теории физической культуры: материалы к лекциям. / Б.В. Евстафьев. -JL: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1990. -36с.

13. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. СПб. Питер, 2009.-352 с.

14. Келишев, И. Г. Спортивная направленность личности / И. Г. Келишев: Личность и спорт. М.: Просвещение, 1975. - 111с.

15. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. -М.: Наука, 1983.-368 с.

16. Китаева, М.В. Психология победы в спорте / М.В. Китаева. -Ростов н\Д.: Феникс, 2006. 199 с.

17. Кокс, Т. Стресс / Т. Кокс, Под ред. Г.И. Косицкого, М.: Медицина, 1981.-280 с.

18. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Крет-ти. -М.: Физкультура и спорт, 1978. -224с. ил.

19. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

20. Лебедев, В.И. Экстремальная психология / В.И. Лебедев. М.: Юнити, 2001.-431 с.

21. Марищук, В.Л. К вопросу об экстремальных факторах и стрессе / В.Л. Марищук. // Материалы науч.конф. -Л.: 1968. с.29-31.

22. Мартынов, А.И. Психология альпинизма / А.И. Мартынов. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. 260 с.

23. Месснер, М. Маскулинность и профессиональный спорт / М. Месснер // Антология тендерной теории. Минск: Пропилен, 2000. - 430 с.

24. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, H.A. Худадов, Л. Пиккенхайнен, П. Фрестер. -М.: Физкультура и спорт, 1985. -176с.

25. Пилоян, P.A. Мотивация спортивной деятельности / P.A. Пило-ян. М.: Физкультура и спорт, 1984. - 198 с.

26. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. Словарь-справочник / сост. E.H. Сурков; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -М.: Физкультура, образование и наука. 1996. -451с. -ISBN 589022-029-2.

27. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: 2000. - 480 с.

28. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.

29. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорт / А.Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1959. - 212 с.

30. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1969. - 348 с.

31. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А.Ц. Пуни. -Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1977. 423с.

32. Рудик, П.А. Психология / П.А. Рудик. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 320 с

33. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.

34. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1982. - 124 с.

35. Серова, Л.К. Психология личности спортсмена / Л.К. Серова. -М.: Советский спорт, 2007. 116 с.

36. Сингер, Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Р.Н. Сингер. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 152 с.

37. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. Харьков, Гуманитарный центр, 2007. - 276 с.

38. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ханин Ю.Л. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 180 с.

39. Тумар, Н.Б. Психотехника стрессоустойчивости в рукопашной схватке / Н.Б. Тумар // Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты: сб.ст. АН СССР, Философское отделение,-М.: б.и. 1989. -С.128-131.

40. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.

41. Шлахтер, В.В. Человек-оружие / В.В. Шлахтер. СПб.: Терция, 1998.- 160 с.

42. Шустов, Д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия / Д.И. Шустов // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. №1.1. Психология мотиваций

43. Бергер, Д. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда / Д. Бергер, Л. Бергер. М.: Альпипа Бизнес Букс, 2008. - 761 с.

44. Богданович, С.С. Мотивация на этапе формирования образа деятельности / С.С. Богданович. Автореф. .канд. психол. наук. Мн.: Нац. ин-т образования, 1999. - 24 с

45. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович, под. ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. 352 с.

46. Бибрих, Р. Р. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом / P.P. Бибрих, А.Б. Орлов // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 84-92.

47. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, Магомед-Эмиров М.Ш. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.

48. Вербицкий, A.A. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / A.A. Вербицкий, Т.А. Платонова. М.: Академия, 1986.-240 с.

49. Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации / В.К. Вилюнас // А.Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1983. - с. 42 - 51.

50. Вилюнас, В.К. Психология потребностей: шаги к реальности / В.К. Вилюнас // Вопросы психологии. 1985. № 2.

51. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

52. Вилюнас, В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации/ В.К. Вилюнас // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1997. -№ 1. с. 3 - 14.

53. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации/ В.К. Вилюнас. -СПб.: Речь, 2006.-458 с.

54. Ганоль, A.C. Тендерные особенности структуры мотивации выбора экстремальных видов спорта / A.C. Ганоль // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2011. №2 (69).

55. Гилёва, И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: дисс. канд. психол. наук / И.О. Гилева. Барнаул, РГБ, - 2002., - 161 стр.

56. Гущина, И.Б. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / И.Б. Гущина // Человек и труд. 2000. № 1. с. 169174.

57. Грищенко, Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога: дисс. . канд. психол. наук / Д.Ю. Грищенко: Краснодар, КГУ, 2003. -217 с.

58. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. 1984. № 4.

59. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / В.П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.- 512 с.

60. Каверин, С.Б. Мотивация труда / С.Б. Каверин. М.: ИП РАН, 1998.-214 с.

61. Калинин, Е. А. Исследование особенностей мотивации достижения у высококвалифицированных спортсменов / Е. А. Калинин, Ю.Я. Кирюшин // Вопросы спортивной психогигиены. М., 1975. Вып. 3

62. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. М.: Прогресс, 1988. - 192 с.

63. Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и склонности к риску / Т.В. Корнилова. М.: Наука, 1997. - 208 с.

64. Кумбс, Ф. Мотиватор / Ф. Кумбс. Перевод с англ. М.: ГИП-ПО, 2006.-306 с.

65. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1971.-422 с.

66. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. докт. психол наук. / М.Ш. Магомед-Эминов: М., МГУ, 1987.-44 с.

67. Магомед-Эминов, M.LLI. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. М.: Наука, 1998. -496с.

68. Макдауголл, У. Мотивация и деятельность / У. Макдауголл, X. Хекхаузен. СПб.: Питер, 2003. - 260 с.

69. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.

70. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

71. Нюттен, Ж. Мотивация / Ж. Нюттен // Экспериментальная психология. T. V. М.: Прогресс, 1975. - с 15 - 110.

72. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж.Нюттен. М.: Смысл, 2004. - 607 с.

73. Орлов, А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов. // Вопросы психологии. 1989. № 5.

74. Орлов, C.B. Человек и его потребности / C.B. Орлов, H.A. Дмитриев. СПб.: Питер. 2007. - 160 с.

75. Потребности и мотивы деятельности // Психология / Под ред. A.A. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1956. - 365 с

76. Пьерон А. Потребности / А.Пьерон // Экспериментальная психология. Т. Iii. - М.: Проресс, 1970. - 147 с.

77. Ривин, В.М. Об эндокринном механизме осознаваемых и неосознаваемых стадий развития мотивации / В.М. Ривин, И.В. Ривина // Бессознательное, т. I. Тбилиси. 1978. 422 с.

78. Самоукина, Н.В. Мотивация персонала как проблема / Н.В. Самоукина // Управление персоналом. 2004. №7. с.62-66.

79. Симонов, П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы психологии / П.В. Симонов. -М.: Наука, 1987.-320 с.

80. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / В.И. Степанский // Вопросы психологии. 1981. № 6. с.34-37.

81. Судаков, К. В. Биологические мотивации / К.В. Судаков. М.: Медицина, 1971. - 304 с.

82. Файвишевский, В.А. О существовании неосознаваемых негативных мотиваций и их проявлений в поведении человека / В.А. Файвишевский // Бессознательное: природа, функции, методика исследования. -Тбилиси: Мецниерба, 1978. с 231 - 242.

83. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения. Биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. СПб.: Питер, 2003. - 651 с.

84. Хекхаузен, X. Мотив аффилиации // Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен: В 2 т. / Под ред. Б.М. Величковского. М.: Педагогика, 1986.-408 с.

85. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

86. Шапкин, С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов / С.А. Шапкин. ИП РАН. -М.: Смысл, 1997. -140с.

87. Эммонс, Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. М.: Смысл, 2004. - 416 с.

88. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Наука, 1969. - 317 с

89. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон: Избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1998. - 304 с.1. Тендерная психология

90. Бендас, Т.В. Тендерная психология / Т.В. Бендас. СПб: Питер, 2005.-431 с.

91. Берн, Ш. Тендерная психология / III. Берн. М.: Олма-Пресс, 2001.- 238 с.

92. Боаделла, Д. Половой контакт и сексуальные комплексы / Д. Боаделла. Пер. с нем. И.Воробьевой. -М.:Энергия и характер. -1999. -244с.

93. Варданян, Е. Введение в тендерные исследования / Е. Варданян. Ереван: АСОГИК, 2002. - 1 52 с.

94. Вейнингер, О. Пол и характер / О. Вейнингер. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-606 с.

95. Клёцина, И.С. Психология тендерных отношений: теория и практика / И.С. Клёцина. СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.

96. Мотков, О.И. Мужское и женское: иллюзорность традиционных представлений о психологическом облике / О.И. Мотков // Мат-лы межд. конф. "Мужское" в традиционном и соврем, обществе". М.: Ин-т этнографии и антропологии РАН, 2003. - с. 213 - 220.

97. Основы тендерных исследований: Хрестоматия. / Отв. ред. O.A. Воронина. М.: МЦГИ, 2001. - 368 с.

98. Радина, Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях / Н.К. Радина // Вопросы психологии. 1999. №2. -с. 22-27.

99. Словарь тендерных терминов / Под ред. А.А.Денисова. М: Информация-ХХ 1 век, 2002. - 255 с.

100. Шахтарина, М.В. Тендерные особенности социальных установок современной российской молодежи / М.В. Шахтарина. Автореферат дис. . к.с.н. М., 2001. - 20 с.1. Общая психология

101. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. 272с.

102. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. -М.: Наука, 1980. -144с.

103. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с фр. / Ж. Год-фруа. М.: Мир, 1992. - Т. 1. - 496 е.; Т. 2. - 376 с.

104. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла / А.Н. Капустина. Институт психотерапии и клинической психологии. -СПб.:. 2001.-112с. -ISBN 5-9268-0068-4. -ISBN 5-89939-053-0.

105. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий,. М.: Просвещение, 1980. - 368 с.

106. Мельников, В.M. Введение в экспериментальную психологию личности: учебн.пособие. / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. -М.: Просвещение, 1985. -3 19с.

107. Петровский, A.B. Общая психология / A.B. Петровский. М.: Академия, 1986. - 201 с.

108. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. М.: Мысль, 1972.-216 с.1 19. Познание и общение / под ред. Б.Ф.Ломова, А.В.Беляева. -М.: Наука, 1988.-246с.

109. Попов, C.B. Психологический отбор телохранителей / C.B. Попов. -СПб.: Скифия, 2000.-348с. ил.

110. Реан, A.A. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / A.A. Реан. СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

111. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн, -М.: Наука, 1957. -438с.

112. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. - 720 с

113. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. -864с. (Психологическая энциклопедия) -ISBN 5-93878-015-2; -ISBN 0-321-01192-9 (англ.).

114. Солодков, A.C. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / A.C. Солодков, Е.Б. Сологуб; -М.: Олимпия PRESS, 2001. -520с., ил.-ISBN 5-93127-113-9.

115. Литература на иностранных языках

116. Alschuler, A.S. Teaching achievement motivation A.S. Alschuler, D.M. Tabar, I.I. Intire. Middle town. Conn., 1970. 76 p.

117. Apter, M.J. The Experience of Motivation. The Theory of Psychological Reversals M.J. Apter. N.Y., 1982. 294 p.

118. Arkes, H.P. Psychological theories of motivation. Monterey H.P. Arkes, LP. Carske. Califonia, 1982. 450 p.

119. Barbuto, W.S. Motivation sources inventory: Development and Validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. Psychological Reports W.S. Barbuto, R.W. Scholl. 1998, 82 p.

120. Butt, D.S. Psychology of Sport. The behavior, motivation, personality and performance of athletes D.S. Butt. -N.Y., 1987. P. 56-65.

121. Csikszentmihalyi, M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adolescents M. Csikszentmihalyi Research on motivation in education. V.3. N.Y., 1989.-P. 45-71.

122. De Charms, R. Motivation enhancement in education settings R, De Charms Research on motivation in education. V. 1. N.Y., 1984. P. 275-310.

123. Granman, C.F. Einfyhrund in dit Psychologe. Pond: Motivation C.F. Granman. Frankfurt M., 1960. 78 p.134. tCunat, P. Changes in performance motivations relateg to social conditions." Intern I. Of sport Psychology" P. Kunat. Rome, 1974. K.l. P. 2734.

124. Madsen, K.B. Modem Theories of Motivation K.B. Madsen. Copenhagen, 1959.-121 p.

125. Maslow, A.H. Motivation and Personality A.H. Maslow. N.Y., 1954. P. 35-46.

126. Mc Clelland, D. C. What is the effect of achievement motivation training in the schools? D. C Mc Clelland Teachers College Record. 1972. V. 74/2/. P. 129-145.

127. McDougall, W. Outline of Psychology N. Y, 1923

128. Murray, H. A. Variables of personality, 1938

129. Nuttin, I. Motivation, planning and action. A relational theory of behavior dynamcs 1 Nuttin. New Jersey, 1984. 251 p.

130. Ogilwie, В. The Motivational Iventory. In Sholastic Coach B. Ogilwie, T. Tutke,-L. Lyon. San Lose, 1976. 172 p.

131. Ryan, R.M. A motivational analyses of self-determination and sel-fregulation in education R.M. Ryan, I.P. Connell, E.L. Dici Ames R. /Eds./ Research on motivation in education, N.Y., 1985. V.2. P. 13-49.

132. Vroom, V.H. Work and motivation V.H. Vroom. N.Y., 1964. 132 p. .1. Электронные ресурсы:

133. Карпова, О. П. Экстремальные виды спорта как модель адаптации в условиях психоэмоционального стресса / О.П. Карпова // http: // www.psychiatry.ua/ articles/ paper033.htm

134. Молодчий, P.A. Причины, по которым люди занимаются экстремальными видами спорта / P.A. Молодчий //http://psykrug.narod.ru/ sbornik/ simple29.html

135. Молодежный экстрим пугает психологов // Правда. 14.09.2006 // http: // www.pravda.ru/ society/ how/ relax/ 197084-0/

136. Мюррей, Г.А. Классификация мотивов на основе отношений личности и окружения / Г.А. Мюррей // Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб, 2003. С. 126-130 // www.psychology-online.net

137. Психология экстрима // Журнал «На грани» // http: // www.exparty.ru/ articles.html?id= 144иложения

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Исследовательская работа

«Экстремальный спорт»

Руководитель:

Гончарова Лариса Васильевна

Новочеркасск, 201 7

Municipal Educational Institution Secondary

Comprehensive School № 6

Research Rroject

«Extreme sport»

Goncharova Larisa Vasilyevna

Novocherkassk, 2017

Содержание

    Цели и задачи

    Введение

    Самые экстремальные виды спорта. ТОП-5

    Популярность экстремального спорта среди молодежи

    Опрос школьников

    Развитие экстремального спорта в Ростовской области

    Заключение

    Источники

The Table of Contests

    Aims and tasks

    The introduction

    The most extreme sports. TOP-5

    Extreme sport’s popularity among young people

    The survey of students

    The conclusion

    The sources

Цели и задачи

Цель: узнать больше об экстремальных видах спорта и их популярности среди молодежи.

Задачи: показать опасности экстремальных видов спорта; проанализировать плюсы и минусы экстремального спорта; проследить влияние экстремальных видов спорта на спортивные предпочтения молодежи в Ростовской области.

Aims and Tasks

The aim: to learn more about extreme sports and their popularity among young people.

The tasks: to show the dangers of extreme sports; to analyze pros and cons of extreme sports; to watch the influence of extreme sports on sports preferences of young people in Rostov region.

Введение

Сегодня все больше и больше внимания уделяется активному образу жизни. В наши дни здоровый образ жизни – это не только модно, но также необходимо для нормальной человеческой жизни. Кроме того, людям требуются эмоции и захватывающие впечатления. Вот почему появляется все больше новых видов экстремального спорта, которые позволяют не только поддерживать себя в форме, но также наслаждаться спортом и чувствовать необычайный драйв и адреналин!

The Introduction

Today more and more attention is given to an active lifestyle. Nowadays healthy lifestyle is not just fashionable one, it is also necessary for normal human life. Besides, people need emotions and exciting experience. That’s why there are more and more new types of extreme sport, which allow not only to keep fit, but also enjoy the sports and feel extraordinary drive and adrenaline!

Плюсы и минусы экстремального спорта

Экстремальный спорт имеет как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

вырабатывается адреналин, который помогает избавляться от лишних калорий и поддерживать себя в форме;

острые ощущения поднимают настроение и укрепляют дух;

экстремальный спорт помогает преодолеть многие страхи.

Минусы:

экстремальные виды спорта опасны для жизни;

адреналин – это еще и гормон стресса, длительный стресс – критическое состояние для организма.

Pros and cons of extreme sport

Extreme sport has both pluses and minuses.

Pros:

adrenaline is produced, it helps to get rid of extra calories and keep fit;

thrills cheer you up and strengthen the spirit;

extreme sports help to overcome many fears.

Cons:

extreme sports are dangerous for life;

adrenaline - it is also a stress hormone; prolonged stress is critical for the organism.

ТОП-5 самых экстремальных видов спорта

Мы решили составить рейтинг ТОП-5 самых экстремальных видов спорта. Но было сложно оставаться объективными, потому что уровень опасности и остроты ощущений очень индивидуален, а летальные исходы, как правило, скрываются.

The Most Extreme Sports. TOP-5

We decided to make a TOP-5 rating of the most extreme sports. But it was difficult to be objective because the degree of danger and thrills is very individual, and the deaths are usually hidden.

5 место – дайвинг

Дайвинг по сути представляет собой безобидное плавание под водой со специальным снаряжением. Для того чтобы начать заниматься им, необходимо обладать определенными навыками, которые позволят справляться с различными проблемами, возникающими под водой (запотевание маски, потеря регулятора, регулирование плавучести и так далее). Но есть ситуации, в которых даже многолетний опыт может не помочь: встреча с акулой или электрическим скатом. Для занятий дайвингом существует множество противопоказаний: люди с хроническими инфекциями, бронхиальной астмой, грыжей, болезнями хрящей или костей, всеми видами новообразований и многим другим просто не будут допущены к погружению, а самостоятельные погружения без обучения намного опаснее. Еще более опасный вид дайвинга - кейв-дайвинг, который представляет собой подводные погружения в пещерах. Основной риск заключается в том, что после погружения не будет возможности немедленно всплыть на поверхность в случае нехватки кислорода или другой опасности жизни.

The Fifth Place - Diving

Diving is swimming underwater with a special equipment. To start practicing, people need to have certain skills that will help to cope with different problems under water. But there are situations in which even many years of experience cannot help - meeting with sharks or stingrays. More dangerous type of diving is cave diving, which is a deep-sea diving in caves. The main risk is that after the dive you won’t be able to come to the surface immediately in case of different problems.

4 место – лыжи и сноуборд

Очень популярный зимний вид спорта, хотя и требует много дорогого оборудования. Существуют тысячи специальных трасс для любителей этого вида спорта, которые работают круглый год, но настоящие экстремалы предпочитают кататься вне подготовленных трасс. Это одна из разновидностей горнолыжного спорта – фрирайд. Основная опасность этого спорта заключается в неизвестности местности, а также возможности схода лавины. Но это не останавливает охотников за необычайными ощущениями, несмотря на то, что по количеству смертей среди спортсменов является самым опасным среди зимних видов спорта.

Еще одной дисциплиной зимнего горного спорта, такой же распространенной, насколько опасной, является хавпайп. Это название специальной конструкции в виде полутрубы, покрытой снегом, на которой лыжники и сноубордисты выполняют различные трюки, разгоняясь во время спуска по «стене» и «взлетая» над хавпайпом.

The Forth Place – Skiing and Snowboarding

It is a very popular winter sport, although it requires a lot of expensive equipment. There are thousands of special trails for lovers of this sport which work all the year round, but extremals prefer to ride outside of prepared slopes. It is one of the varieties of winter sports - freeride. The main dangers of this sport are an unknown territory and the possibility of avalanches. But it does not stop hunters for extraordinary sensations; despite the number of deaths among athletes is the largest in winter sports.

3 место – велоспорт

Существует множество дисциплин велоспорта. Самые опасные из них:

BMX (Bicycle Moto eXtreme ) – одна из многочисленных разновидностей велосипедного спорта, для которого используется специальный велосипед с одноименным названием, который по размеру гораздо меньше привычного. Одно из самых популярных направлений BMX – Street. Оно заключается в выполнении трюков с использованием привычных городских препятствий (лестниц, перил, бордюров). Еще одно из ответвлений этого вида спорта – Flatland, суть которого в своеобразных «танцах» на велосипеде на плоской поверхности. Это один из самых интересных велосипедных видов спорта, но при этом наименее травмоопасный. Dirt – выполнение трюков на неасфальтированных горках, подлетая на них за счет предварительного разгона. Один из самых опасных, но при этом зрелищных видов BMX.

Даунхилл - скоростной спуск с горы на специальном горном велосипеде по неподготовленным трассам, главным в котором является время спуска. Трасса содержит в себе естественные неровности – бугры, ямы, корни деревьев, камни, а также резкие повороты (от прохождения которых в первую очередь зависит итоговое время) и особенно крутые спуски.

Но самым опасным из всех несомненно является Фрирайд. Это стиль езды на велосипеде по очень сложным трассам, подразумевающих преодоление обрывов в десятки метров, катание по очень крутым склонам, прыжки через ручьи и канавы на огромных скоростях. Само название говорит о том, что в трассу может быть включено все, что угодно.

The Third Place – Cycling

There are a lot of different disciples of cycling. The most dangerous ones are:

BMX (Bicycle Moto eXtreme) - one of many varieties of cycling, which uses a special bike with the same name, which is much smaller than usual. One of the most popular BMX directions - Street. It consists in performing tricks using the familiar urban obstacles (stairs, railings, curbs).

But the most dangerous of all disciples is Freeride. This is style of riding a bike on a very difficult track. It implies overcoming the cliffs, cycling on very steep slopes, jumping over the streams and ditches at the tremendous speeds. The name itself suggests that the track can include anything.

2 место – скалолазание

Сложно представить что-то более опасное для жизни, чем падение с десятка метров высоты на голые камни, и поэтому скалолазание на сегодняшний день – один из самых опасных видов спорта. Конечно, полувековая история и новые технологии позволяют сократить число жертв, но избежать их совсем не удастся. Самым опасным является, конечно, скалолазание на неподготовленных трассах, а также «соло» (скалолазание без страховки), так как не прощает скалолазу ни единой ошибки. В последнее время появилась такая разновидность как Deep water solo, которая предполагает использовать скалы, располагающиеся над водой, чтобы при падении скалолаз падал в воду.

The Second Place – Rock Climbing

It’s hard to imagine anything more dangerous for life than a fall from a dozen meters in height on the bare rocks, and so climbing today - one of the most dangerous sports. Of course, new technologies can reduce the number of victims, but it’s impossible to avoid them at all. The most dangerous types are rock climbing routes on unprepared tracks and "solo" (rock climbing without insurance), as climber does not have the right to make mistakes.

1 место – бейсджампинг

Это вид парашютного спорта, основанный на прыжках с высотных объектов. Термин BASE ввел Карл Бениш, который создал название по первым буквам слов Building, Antenna, Span, Earth. Они переводятся как: здание, антенна, мост, земля и являются основными объектами для прыжков бейсджамперов. Во время прыжка очень важно выровнять тело перед открытием парашюта, потому что падение происходит с очень низких высот, и если парашют не раскрыть в нужный момент, парашютист попадает в неконтролируемое вращение и может запутаться в стропах. Также существует опасность столкновение с объектом, с которого происходит прыжок.

Для таких прыжков, несомненно, нужно специальное оборудование, так как за то время, пока раскрывается обычный парашют, парашютист пролетает около 100-200 метров, что в бейсджампинге составляет примерно треть всего полета. Бейсерный парашют раскрывается за 15-20 метров падения, к тому же он обычно только один, то есть отсутствует запасной. Также сильным отличием от обычного парашютного спорта является площадка для приземления, которая как правило очень ограничена со всех сторон, и от бейсджампера требуется наличие определенной подготовки и навыков пилотирования парашютом.

The First Place – BASE Jumping

This is the kind of parachuting based on jumping from high-rise buildings. The term BASE introduced Carl Boenisch, who created the title from the first letters of the words Building, Antenna, Span, Earth. During a jump it is very important to align the body before opening the parachute because BASE jumpers fall from low altitudes, and if the parachute does not open in the right moment, the parachutist will get into an uncontrolled rotation and entangle in slings. There is also a danger of collision with the object from which the jump occurs. Moreover there is usually only one parachute, there is no substitute one.

Популярность экстремального спорта среди молодежи. Опрос школьников

Популярность экстремального спорта растет с каждым годом, особенно среди молодежи. Поэтому мы решили провести опрос школьников в нашей школе. Мы задали учащимся 4 вопроса.

Extreme Sport’s popularity among young people. The survey of students

Extreme sport’s popularity grows every year, especially among young people. So, we decided to conduct a survey of students at our school. We asked students 4 questions .

1 вопрос. Занимались ли вы когда-нибудь экстремальным спортом?

Среди 80 опрошенных (учащихся 9-11 классов) 23 человека хотя бы раз в жизни занимались экстремальным спортом.

1 question. Have you ever gone in for extreme sport?

Among 80 interviewed students (forms 9-11) there were 23 people, who did extreme sport at least once.

2 вопрос. Если да, то каким видом спорта?

Самые популярные ответы на этот вопрос – это лыжи, сноуборд, скалолазание и велоспорт.

2 question. What kind of sport?

The most popular answers to this question are skiing, snowboarding, rock climbing and cycling.

3 вопрос. Что привлекает вас в экстремальном спорте?

Больше всего учеников привлекает получение адреналина, преодоление страхов и поддержание спортивной формы.

3 question. What do extreme sports attract you with?

Mostly students are attracted with getting the adrenaline, overcoming the fears and keeping fit.

4 вопрос. Что отталкивает вас от занятий экстремальным спортом?

Наиболее частые ответы: это опасно для жизни, нет возможности для занятий и собственные страхи.

4 question. What repels you from doing extreme sports?

The most common answers are: it’s dangerous for life, there is no opportunity for extreme sport classes and own fears.

Развитие экстремальных видов спорта в Ростовской области

Развитие экстремальных видов спорта в Ростовской области не очень стремительно, однако, все-таки проводятся различные мероприятия, посвященные этому. Например, мотокросс в Новочеркасске и конкурс-фестиваль молодежной культуры «Экстрим-стихия» в Ростове.

В презентации вы можете посмотреть наш фильм-репортаж об этих событиях.

The development of extreme sports in Rostov region

The development of extreme sports in Rostov region is not very fast, but there are different arrangements which are dedicated to it. For example, there were such ones as motocross in Novocherkassk and Contest-festival of youth culture «Extreme Element» in Rostov.

In the presentation, you can se у our film-reportage about these events.

Заключение

Подводя итог нашего исследования, мы можем сказать, что экстремальные виды спорта имеют много преимуществ, но у них также есть и недостатки. Конечно, люди понимают это, однако не прекращают заниматься ими. Поэтому в наши дни экстремальные виды спорта становятся все более и более популярными, особенно среди молодежи, как мы можем видеть после опроса в нашей школе.

The Conclusion

To sum up, we can say that extreme sports have a lot of advantages, but they have disadvantages, too. Of course people understand this, but they don’t stop doing them. So, nowadays extreme sports are becoming more and more popular, especially among the youth, as we can see after the survey at our school.

Источники. The Sources.

    vnovocherkasske . net / news / v - rostove - proidet - festival - molodezhnyi - sport - yekstrim . html

    http :// vidabonito . ru / zdorovesport / pochemu - lyudi - lyubyat - ehkstremalnye - vidy - sporta