Мотор в велосипеде на соревнованиях. Как устроен и работает механический допинг

Я как-то в шутку подумал — а не используют ли велогонщики электромоторы, ведь при современном развитии электроники спрятать механизм внутри рамы не представляет большой сложности.

Шутка оказалось не такой уж и смешной — недавно UCI ввели санкции за использование в гонках подобных девайсов. Попавшихся на таком необычном допинге обещают штрафовать на большие деньги с возможностью дисквалификации.

При этом, в отличие от обычных допинговых дел, под санкции попадает не только сам гонщик, но и его команда. Это несколько странно, почему-то они считают, что химичить спортсмен может самостоятельно, а оснастить велосипед мотором — только при помощи механиков.

Сколько стоит стать быстрее Армстронга

Я немного погуглил, и как оказалось, стать велогонщиком профессионального уровня не так уж и дорого. 🙂 Есть такая компания Vivax Assist, которая предлагает готовые комплекты электродвигателей, предназначенных для скрытой установки в велосипеды.

Например, вот такое устройство, размещающееся в подседельной трубе и передающее крутящий момент на ось каретки, стоит 2700 евро, в комплекте батарея на 60 минут работы и зарядник. Аккумулятор можно разместить в подседельной сумочке. Кстати, общий вес — всего 1800 грамм.

Кроме этого, компания предлагает так называемый «невидимый комплект» для профи — в этом случае батарея скрыта в велофляге, а пульт управления беспроводной и замаскирован в виде затычки руля. Отличить такой велосипед от обычного внешне невозможно.

Говорят, что велогонщики, пользующиеся подобным электровспоможением имеют более продвинутые системы — компьютер совмещен с пульсометром и подключает мотор автоматически, когда пульс пересекает заданный предел (разумеется, всё работает без проводов).

Например, гонщик идет в отрыв, его пульс достигает, скажем, 180 уд/м, и в этот момент включается электродвигатель, что позволяет естественно и непринужденно оторваться от преследователей.

Как оказалось, среди любителей велоспорта упорно ходят слухи, что некоторые (а может и многие) велогонщики топового уровня используют «механический допинг». Полагаю, что если бы это было фантазией завистников, то вряд ли UCI стало бы реагировать внесением поправок в правила.

Бороться с новой напастью предполагается выборочным инспектированием велосипедов, достигших финиша.

В этом свете меня начинают терзать смутные сомнения… 🙂 Часовые рекорды скорости, посыпавшиеся один за другим после многолетнего перерыва — это не следствие «механического допинга»? Там-то велосипеды не проверяли совершенно точно.

Одним словом, если вы захотите удивить местных вело-лосей, то заказывайте «невидимый комплект» от Vivax Assist и записывайтесь на ближайшие гонки. 🙂 Хотя не исключаю, что там такие уже имеются.

Закономерный вопрос — зачем это людям нужно, но я вспоминаю, сколько игроков в онлайн-играх, которые используют так называемые «читы», чтобы обыгрывать честных игроков. Казалось бы — это просто игра, за которую тебе ничего не платят, наоборот, ты платишь своим временем, зачем же портить себе и людям игровой процесс? Наверно, тешить своё эго для них важнее удовольствия от процесса.

Что скажете?

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Допинг-наука на месте не стоит и вот на смену таблеточкам и напиточкам в велоспорте пришел допинг технический. Буквально вчера был кажется первый случай его обнаружения, хотя разговоры об его применении уже ходят давно. У молодой бельгийки на крупном турнире обнаружили в велосипеде скрытый мотор и дело приняло нешуточный оборот. Она, конечно, заявила, что все это провокация, она ни при чем, велик вовсе не ее, и его взяли на проверку ошибочно. Но мне вот что стало интересно, что это за мотор такой, который можно незаметно засунуть в раму велосипеда? Двигатель внутреннего сгорания, реактивный или электрический?)))

И вот что говорит гугл на эту тему.

Один из примеров такого велосипеда с моторчиком продемонстрировал трехкратный победитель "Тур де Франс" Грег Лемонд.

Данная модель имеет 3 режима работы двигателя: 50-75 Ватт в течении полутора часов, 150 Ватт в течении часа, а при самом активном режиме — 250 Ватт в течении 30 минут.

Это один из первых вариантов, но более поздние модели имеют керамические компоненты и очень тихие.

Версия, которую показал ЛеМонд имеет батарею скрытую в бутылке, закрепленной на подседельной трубе. Также есть две маленькие кнопки на внутренней стороне руле, которые легко могут быть выданы за переключатели электронной трансмиссии. По словам Грега, существует технология со спрятанной батареей в раме и кнопками под рулевой лентой.

Также отсутствуют болты, которые держат двигатель, что еще усложняет его обнаружение.

В одном из комментариев к статье на эту тему есть более понятное объяснение для дилетанта - В раме монтируется тонкий электродвигатель, по видимому. с высоким крутящим моментом с прямым приводом на ведущую звездочку, а литий-ионных батареек, пригодных выдать приличный ток на 30-40 секунд, необходимых для победного рывка рассовать по трубкам рамы вообще не сложно.

Короче, жесть. В среде велосипедистов ходят упорные слухи, что механический допинг применяется уже очень давно и даже на самых престижных веломногодневках. Просто, до сих пор еще никого не поймали.

К примеру, прекрасным доказательством использования "моторизованного велосипеда" стал инцидент, который произошел в августе 2014 года на 7-м этапе гонки "Тур Испании". Тогда на повороте упал канадец Райдер Хесжедаль из команды "Garmin" - но его велосипед после падения продолжал настолько мощно крутить задним колесом, что машина начала описывать круги по асфальту. К счастью для своей команды Райдер быстро поднялся и "поймал" своего разбушевавшегося "коня".

Серьезные подозрения высказывались в СМИ относительно британца Криса Фрума из команды "Скай", который изумил всех своим "нечеловеческим" рывком, позволившим ему выиграть этап гонки "Тур де Франс" 14 июля. Но доказать ничего так и не удалось и Фрум продолжал гордо пребывать в желтой майке лидера.
Бывший велогонщик и также обладатель в прошлом желтой майки Тура - Седрик Вассёр, ехавший рядом с гонщиками на мотоцикле сопровождения, открыто заявил, что глядя на Фрума во время рывка у него сложилось впечатление что "велосипед ехал сам по себе". "До этого было заметно, что Фрум явно устал - и вдруг на удивление всем он делает невероятный прорыв и улетает вперед на большой скорости". Причем произошло это на затяжном трудном подъеме в Пиренеях. Вассёр подчеркнул, что очень сожалеет, что на данном этапе гонки не было осуществлено никаких проверок велотехники.

И таких примеров достаточно.

Фирма Cycles Duret уже давно торгует такой чудо-моделью для любителей - хотя она и не применима для незаметного использования на гонках. Небольшая батарея устанавливается в подседельной сумке, электродвигатель и вал с зубчатой передачей, приводящей в действие педали - внутри вертикальной стойки рамы. Включается движок незаметной кнопкой, установленной на рукоятках руля.

По сведениям тех, кто испробовал эту модель, она на подъеме увеличивает скорость примерно на 5 километров, и еще больше - на горизонтальной дороге. Продается в год примерно по 60 таких велосипедов, несмотря на их высокую цену - более 3 тыс. евро. По данным продавцов, немало "моторизованных" велосипедов покупают пожилые люди, которым приятно "с ветерком" обгонять на дорогах заинтригованную таким рывком молодежь.

Бедный-бедный велоспорт. Только что с таким скандалом победили ЭРО и прочую дрянь, как снова очередная напасть... И ведь это только начало! Сдается мне, что шума и истерик мы на эту тему еще послушаем(((

Потому что, например,

Венгерский изобретатель Иштван Вержас, создатель одной из моделей моторизированного велосипеда, утверждал недавно в интервью французской спортивной газете "Экип", что применение тайно усовершенствованных машин на крупнейших велогонках... "продолжается уже в течение 17 лет".

Никого наверное не обошла волна допинга, связанная с Олимпийскими играми и сборной России. Я так и не понял, под каким флагом будут выступать спортсмены, которым разрешат участвовать в играх. С самой историей все понятно - допинг это обычно научное, фармацевтическое и административное поле борьбы. Все используют допинг, но у некоторых фармацевты лучше и имеется ресурс влияния в контролирующих и проверяющих организациях. Поэтому этот раунд Россией проигран вчистую. Бывает.

А вот сегодня я узнал об одном из видов "механического допинга". Вот смотрите...

Слухи о том, что велосипедисты используют моторчики, ходят по крайней мере с 2010 года. Именно тогда был опубликован ролик, в котором подробно рассказывается, как можно засунуть мотор в раму, как им управлять с помощью скрытой кнопки на руле и почему его сложно обнаружить (ролик набрал уже 4,6 миллиона просмотров). В 2014 году на гонке Вуэльта Испании один из спортсменов упал, после чего заднее колесо его велосипеда продолжило подозрительно крутиться, но тогда большого скандала не случилось. Косвенных улик постепенно становилось все больше; о моторах внутри велосипедов начали снимать большие передачи.

Впервые наличие мотора в велосипеде профессионального спортсмена доказали в начале 2016 года. Бельгийка Фемке Ван Ден Дрише считалась одной из самых талантливых молодых европейских велосипедисток — она выиграла и титул чемпионки Бельгии среди спортсменок моложе 23 лет, и титул чемпионки Европы с тем же возрастным ограничением. Фемке Ван Ден Дрише была в списке фаворитов чемпионата мира (также U-23), но именно в ходе этого соревнования в ее велосипеде обнаружили мотор.

Фото с сайта компании, занимающейся созданием «механического допинга» для велосипедистов

Обнаружили «технодопинг» совершенно случайно, когда бельгийка сошла с дистанции по техническим причинам. До начала соревнований Фемке считалась фаворитом.

Анализ показал, что в раме велосипеда есть скрытый моторчик. По словам специалистов, он использовался для улучшения результатов велосипедистки. Отец велосипедистки при этом утверждает, что велосипед не ее, а ее друга. У них вроде как одинаковые транспортные средства, и молодой человек оставил свой велосипед рядом с грузовиком спортсменки. Техник же решил, что это ее велосипед, и подготовил его к соревнованиям.

Спортсменка пыталась доказать, что это не ее велосипед, но тщетно: ее лишили всех титулов и призовых денег, приговорили к штрафу и шестилетней дисквалификации.

Слухи о технологическом допинге стали циркулировать в среде велосипедистов с 2010 года, когда в «технологическом мошенничестве» обвинили спортсмена Фабиана Канселлара (Fabian Cancellara). Тогда один из технических экспертов утверждал, что в велосипеде спортсмена работает небольшой электромотор мощностью от 60 до 100 ватт. Несмотря на то, что мотор маломощный, это помогало велосипедисту улучшить эффективность работы.

Впоследствии устроители велочемпионатов мирового уровня стали подвергать велосипеды досмотру в случайном порядке, с использованием сканера и небольшой камеры.

Термальные камеры показывают, что под подозрением находятся еще несколько спортсменов. Расследования по «механическому допингу» в 2016 году стали проводить не только профильные организации, но и журналисты. Так, телеканал France 2 и итальянская газета Corriere della Sera выяснили, что на двух гонках 2016-го в Италии по крайней мере семь спортсменов подозревались в использования мотора. Для обнаружения подозрительных велосипедов журналисты применяли термальные камеры: место, где расположен мотор, нагревается во время работы— и остывает, когда гонщику не нужна «помощь».

Международный союз велосипедистов (UCI) метод с термальными камерами долгое время не применял. В UCI считали, что по соотношению цена/качество лучше пользоваться магнитным резонансом на старте и на финише — по словам экспертов UCI, этот метод тоже позволяет находить внутри велосипедов скрытые устройства. Даже после расследования итальянских и французских журналистов чиновники продолжали считать, что магнитный резонанс работает неплохо.

На «Тур де Франс» все-таки будут использовать термальные камеры, причем сделанные специально для гонки. Их разработала комиссия по атомной энергетике Франции по заказу правительства. Камеры можно будет устанавливать на мотоциклы, которые сопровождают гонщиков. Они способны обнаруживать моторы даже в нерабочем состоянии.

После этого происшествия итальянская газета Gazzetta dello Sport опубликовала сенсационное интервью с неким анонимом, заявляющим, что большинство признанных велогонщиков используют механический допинг.

По его словам, электрический мотор под сидением или в раме велосипеда является прошлым веком. Последними разработками в сфере неправомерной модернизации спортивных велосипедов выступают электромагнитные колеса, которые способны:

Генерировать до 60 Вт;
- приводиться в действие как пультом ДУ, так и автоматически, при достижении частотой пульса спортсмена определенного значения.

Пожелавший остаться неизвестным изобретатель заявляет, что, несмотря на огромную стоимость таких колес – до 200 тысяч евро, желающие их приобрести становятся в очередь за 6 месяцев.

Примечательно, что респондент утверждает, что немало велогонщиков используют данное изобретение, даже не подозревая об этом. Дело в том, что обычно заказы на электромагнитные колеса поступают через третьих лиц, вероятно, имеющих свой финансовый интерес от победы спортсмена.

источники

Некоторые полагают, что кое-кто из гонщиков-профессионалов прячет маленькие двигатели в своих велосипедах.

Если вы следите за гонкой , вы, наверное, слышали термин «механический допинг», который относится к возможности скрытия небольших двигателей внутри своих велосипедов с целью повышения мощности. Допинг есть допинг, и, как вы догадываетесь, повышение мощности за счет двигателя в гонке всегда было запрещено. Пытается ли кто-нибудь это реально внедрить в гонке?

Как это работает?

Двигатели для байков, безусловно, существуют, но в первую очередь для велосипедов, на которых люди ездят из пригородов в город, когда мощность электромотора может значительно облегчить ежедневные поездки или снизить суммарную нагрузку нескольких дней. Большинство из этих систем крепятся в районе системы или задней втулки, корпус двигателя, как и емкость для аккумуляторных батарей большие — ни один из которых нельзя абсолютно скрыть.

Тем не менее, есть одна конструкция, которая называется Vivax Assist (ранее известный как Gruber Assist), которая почти полностью скрывается внутри рамы. Именно это (или нечто подобное) подразумевается под понятием «механический допинг», и некоторые утверждают, что, возможно, данные конструкции используются на самых высоких уровнях спорта.

https://youtu.be/hIlmtQKLMUg
Опровержение этой ситуации от Алекса Рассмусена
https://youtu.be/PJUt_XPKiDk

В своем нынешнем виде, Vivax Assist включает небольшой цилиндрический блок привода двигателя, который погружается вниз подсидельной трубы рамы, скрываять от посторонних глаз, плюс небольшая внешняя батарея. В нижней части корпуса двигателя устанавливается маленькое коническое зубчатое колесо, что является модернизированным коленчвалом. С помощью простого нажатия кнопки на руле, гонщик может вызвать до 200 Вт дополнительной мощности педалирования, что выглядит примерно как мощность Криса Фрума в сравнении со средним гонщиком.

Заявленный вес всей системы 1,8 кг, но даже если это уже облегченная система, она не будет использоваться в стандартной форме.

Профессиональные шоссейные гонки сегодня – это гонки мизерных преимуществ и небольшая конструкция даже с небольшим ускорением будет достаточно эффективной в высоких горах. Система поменьше будет гораздо более легкой и компактной, как раз, чтобы вписаться в более широкий диапазон типов рам велосипедов, чем диапазон рам в настоящее время.

По крайней мере, в теории, вполне возможно, чтобы кнопка, предназначенная для переключения скоростей, была перепрограммирована для управления скрытым движком. Может стандартное переключение скоростей модифицировано в управление скрытой системой двигателя? Конечно, это возможно, но случилось ли это уже – другой вопрос.

Не требуется особого инженерного ума, чтобы крошечный беспроводной контроллер спрятать хоть куда (или даже хранить в командной техничке). Кнопку Vivax Assist можно вмонтировать в рычаг переключения передач Shimano Di2 совершенно свободно, без привлечения внимания. Некоторые даже предположили, что точно так же батареи, использующиеся в электронных переключателях передач, могут быть использованы для питания двигателя, устраняя необходимость в отдельном блоке питания.

По крайней мере, в теории, механический допинг вполне возможен. И, как мы все удостоверяемся вновь и вновь, профессиональному велоспорту не привыкать к обману.

Существует ли на самом деле «механический допинг»?

Кажется, что все возможно и не является фантастикой. Но есть причины, говорящие, что это маловероятно.

С одной стороны, есть много технических «но», препятствующих реализации такой системы. В то время как сомнений ни у кого нет, что система обеспечит ощутимое преимущество, электрические двигатели имеют одну важную странность: они обеспечивают помощь, когда электричество применяется, но при работе в обратном направлении этот генератор забирает драгоценную мощность у ног гонщика; таким образом, гонщик получает прямо противоположный эффект, чем ожидалось.

В результате, любой тип Vivax Assist-подобной системе, скорее всего, должны включать выдвижной механизм привода, чтобы устранить сопротивление, когда система не используется (или команда должна стратегически разработать план замены велосипеда).

Несмотря на уверенность некоторых теоретиков, закрепить двигатель во втулку не совсем легко. Современные втулки уже занимают мало места, а нынешние двигатели электрических велосипедов ужасно большие (и тяжелые).

Кроме того, любой тип системы на шестеренках будет также производить определенный уровень шума, хотя, учитывая, что, скорее всего, использоваться система будет в решающий момент, шум окружающей толпы почти наверняка заглушит жужжание.

Примечательно, ни один из этих доводов не отрицает саму систему. Преднамеренный обман уже случался раньше (хотя и в химическом плане, а не в механическом), а технические вопросы могут быть решены без излишней работы.

Что предпринимает UCI по этому поводу?

Никто не был фактически пойман во время гонки на велосипеде с двигателем, но это насторожило руководящий орган этого вида спорта, прореагировавшего на вопросы, поднятые несколькими ключевыми фигурами и несколько довольно сенсационными видео на портале YouTube.

Уже сейчас Международный союз велосипедистов (UCI) использует рентгеновский аппарат на главнейших гонках с целью найти что-нибудь скрытое внутри велосипедов. Каждое сканирование дает отрицательный результат (но, как мы знаем, отсутствие улик вряд ли является убедительным доказательством невиновности).

Немецкая велосипедная компания Canyon уже использует сканирующее устройство для проверки рам и вилок на предмет производственных дефектов. UCI использует нечто подобное для поиска скрытых двигателей

Механический допинг на самом деле реальность, или это отголоски прошлого? Это кажется маловероятным, но, к сожалению, не из области фантастики. В конце концов, победы – это большой бизнес.

По материалам: astanafans

Проверки Международного союза велосипедистов (UCI) велосипедов гонщиков перед стартом и после финиша гонок уже стали привычными. Хотя в шоссейном велоспорте не было открыто ни одного случая применения механического допинга, споры вокруг спрятанных в велосипеде моторчиках не утихают. Французская спортивная телепрограмма Stade 2 и итальянская газета Corriere della Sera объявили, что провели расследование и пришли к выводу о том, что скрытые моторчики продолжают использоваться в профессиональных шоссейных гонках.

Журналисты Тьерри Вильдари (Thierry Vildary) и Марко Бонарриго (Marco Bonarrigo) применили дорогой термочувствительный детектор, чтобы проверить наличие моторчиков в велосипедах гонщиков на классике е (Strade Bianche) и многодневной гонке .

Как сообщается в статье Corriere della Sera , благодаря замаскированному под видеокамеру детектору журналисты заметили, по меньшей мере, 7 разного вида моторов в велосипедах участников Страде Бьянке и «Недели Коппи и Бартали».

5 из моторчиков были спрятаны в подседельной трубе, 2 - в задней втулке и кассете.

В статье утверждается, что эксперты подтверждают - тепло, зафиксированное детектором журналистов, способен продуцировать лишь мотор.

Также журналисты Вильдари и Бонарриго поехали в Будапешт, где встретились с венгерским инженером Иштваном Варьясом (Istvan Varjas), которого подозревают в продаже велосипедов со скрытыми моторчиками профессиональным велогонщикам. В одном из интервью L’Equipe Иштван Варьяс говорил, что никогда напрямую не продавал велосипеды с моторчиком гонщикам, а делал это через людей в Монако. Стоимость его велосипедов 100 000 - 150 000 евро.

Варьяс объяснил журналистам, что наиболее продвинутый вид моторчика с неодимовым магнитом в настоящее время прячется в карбоновом ободе, и он способен производить 60 ватт. Активируется и регулируется моторчик в колесе через блютус (bluetooth), а обнаружить его способен лишь мощный детектор магнитного поля.

Некоторые из моторчиков, которые можно поставить в подседельную трубку, сейчас свободно продаются, а наиболее современные из моторов очень трудно обнаружить из-за того, что выделяемое ими тепло очень мало. Иштван Варьяс также рассказал журналистам, что моторчики последних версий весят очень мало, их длина всего 5 см, но они могут производить мощность до 250 ватт. Их можно поставить в кассету или в каретку, что, по словам Варьяса «отлично подходит спортсменам, способным педалировать с высокой частотой».

Варьяс продемонстрировал журналистам особые , спрятанными глубоко в ободе. Магнетик со спиральной магнитной структурой, работающий на скрытой батарее, способен продуцировать до 60 ватт мощности, что может дать значительное преимущество на сложных подъёмах или в тяжёлой гонке. Такой обод стоит 50 000 евро, позволить его могут лишь некоторые спортсмены.