Минимальное количество игроков в гандбольной команде. Правила игры в гандбол

Гандбол – очень популярная игра не только в России, но и во всем мире. Сама игра проходит на площадке прямоугольной формы, которая имеет размер 40 на 20 м. Обязательно вокруг площадки, размером не менее одного метра, вдоль всех боковых линий, и как минимум 2 метра за линией ворот, должна находиться зона безопасности. Короткие линии площадки (между стойками ворот) называются линиями ворот, либо внешними линиями ворот (за воротами). Важно то, что все эти линии – часть игровой площади. Ширина линии ворот между стойками составляет 8 см, все остальные линии имеют размер в 5 см. Рассмотрим правила гандбола в общем виде.

Команда

Состав команды должен быть 14 человек, но при этом, из них одновременно на игровой площадке может находиться не больше, чем 7, все остальные – это запасные игроки. Обязательно в команде должен быть вратарь и сама команда вначале игры должна состоять не менее, чем из 5-ти игроков. Запасной же игрок может вступить в игру в любой момент, но только после того, как основной игрок покинет поле. Также замена может производиться исключительно через линию замены команды этих игроков. Количество замен не ограничено.

В команду могут также входить, кроме игроков, до 4 человек официальных лиц, которые внесены в протокол матча. Один из этих людей – официальный представитель команды, он имеет право обратиться к секундометристу, секретарю и может даже к судьям. Также он отвечает за то, чтобы в состав команды не среди основных игроков, не среди запасных не было таковых, которые не имеют на это право. Чтобы научиться играть в гандбол, правила игры обязательно нужно знать, и стараться их не нарушать.

Продолжительность игры

Для взрослых команд (16 лет и старше) матч состоит из первого и второго тайма, которые длятся по тридцать минут и имеют 15 минут перерыва. Для детей 8 - 12 лет: два тайма по 20 минут; 12-16 лет: два тайма по 25 минут.

По окончанию перерыва команды должны поменяться сторонами игровой площадки. Если игра заканчивается ничьей, то назначается дополнительное время – это два тайма по пять минут с 1-минутным перерывом. Если же первое дополнительное время игры так и не выявило победителя, то через 5 минут на этой же площадке будет назначено второе дополнительное время при тех же условиях. В случае, если и второе дополнительное время закончилось и счет остается по-прежнему одинаковым, будет назначена серия 7-метровых бросков. Регламент данных соревнований, в зависимости от их типа, может предусматривать серию 7-метровых и после окончания основного времени матча. При выходе мяча за линию площадки, во время игры, время не останавливается. А при удалении игрока или совещании судей, секундомер останавливают. Когда команда владеет мячом, она имеет право взять тайм-аут. Он длится 1 минуту и во время него секундомер тоже останавливается.

Игра

  • используя голову, руки, бедра, колени и корпус игроки имеют право ловить, останавливать и бросать мяч;
  • не более 3-х секунд игрок может удерживать мяч у себя и делать с ним не больше, чем три шага, после чего должен отдать мяч, кинув его или по воротам, или другому игроку, или об пол;
  • пересечь границу ворот в прыжке игрокам разрешено, а касаться площадки в их пределах – запрещено;
  • можно блокировать соперника корпусом, преграждать ему дорогу руками, согнутыми в локтях и отбирать мяч открытой ладонью;
  • без попыток атаковать мяч разыгрывать не разрешается;
  • когда мяч полностью попал в ворота и при этом команда, которая его забила, не нарушала правил – гол засчитывается.

Та команда, которая забросила больше мячей и считается победителем.

Наказания

По правилам гандбола, есть три вида персональных наказаний:

  • Предупреждение.
  • Удаление игрока на 2 минуты.
  • Удаление игрока до конца игры (дисквалификация).

Наказания эти могут назначаться не только игрокам. Но и официальным лицам.

Предупреждение

Предупреждение игрок получает за неспортивное поведение (недовольство решением судьи, нарушение правила трех метров, когда соперник выполняет стандартный бросок, пас ногой ниже колена)

В течении одной игры игроки могут получить:

  • все игроки одной команды: 3 предупреждения;
  • официальные лица одной команды: 1 предупреждение;
  • игрок- 1 предупреждение.

Игроку уже удаляющемуся с этой игры на 2 минуты предупреждение не выносится. А по достижению максимума предупреждений за дальнейшие нарушения применяется более строгая форма наказания.

Удаление на 2 минуты

Игрока удаляют на 2 минуты в том случае, если он серьезно нарушил правила.

Каждое удаление обязательно сопровождается жестом судьи – он должен поднять руку с двумя выпрямленными пальцами. После этого, игрок, который нарушил правила, должен покинуть игровое поле на 2 минуты, в это время команда играет в неполном составе. Если же такое наказание предназначено официальному лицу, то человек его представляющий остается на лаве запасных, и к тому же, один из игроков отбывает срок удаления.

Если игрока три раза удаляют по 2 минуты за одну игру, то после этого идет полная дисквалификация. Дисквалификация - это исключение из игры полностью. Она назначается за грубое нарушение правил.

Теперь вы знаете все правила гандбола и сможете легко научиться играть. Если вас затянет, так сказать, и вы не сможете оторваться, значит вы вполне можете заниматься этим серьезно. Для этого вам необходимо узнать более подробные правила игры, которые найти вы сможете вот .

Гандбол - командная игровой вид спорта, целью в котором является забросить как можно больше мячей в ворота соперника. В отличие от футбола, мяч забрасывают руками.

Как переводится гандбол?

Гандбол звучит на английском, как handball от hand — рука и ball — мяч.

Международная федерация гандбола (англ. International Handball Federation, IHF) — управляющая организация мирового гандбола. Штаб-квартира находится в Базеле (Швейцария).

История возникновения и развития гандбола

Гандбол придумали датские футболисты на рубеже XIX−XX веков. Данная игра пришла на замену футболу в зимнее время. Основное отличие от футбола — необходимость играть руками и уменьшение размера команды до 7 человек.

Где зародился гандбол?

В 1920 году в Берлине состоялись первые игры на Кубок и первенство Германии по игре ручной мяч. В 1923 году были скорректированы правила игры. Уменьшили размер мяча, ввели правила «трёх секунд» и «трёх шагов», что значительно повысило технику игры. В 1925 году состоялась первая международная встреча команды Германии с командой Австрии. Матч закончился со счетом 5:6.

В 1926 году гандбол был признан международным видом спорта, что дало импульс для его развития в ряде стран. В Люксембурге, Испании, Швейцарии стали появляться клубы, а в 1928 году в Амстердаме была создана Международная Любительская Федерация Гандбола. В 1936 году гандбол был впервые включен в программу Олимпийских игр в Берлине.

В 1946 году гандбол получил новый импульс для развития, была создана Международная Федерация Гандбола (IHF). Ею была утверждена программа, направленная на возрождение мирового гандбола, а также намечен план проведения чемпионатов мира (в формате 11х11). С 1966 года в гандбольной команде 7 человек.

Кто придумал гандбол?

Датские футболисты на рубеже XIX−XX веков.

Правила гандбола (кратко)

Правила игры в гандбол одинаковы для мужчин и женщин, вот основные из них:

Сколько таймов в гандболе?

Два тайма.

  1. Гандбольная команда состоит из 16 человек, из которых одновременно на площадке могут находиться не более 7 игроков, остальные являются запасными. Один из находящихся на площадке игроков является вратарём. В начале игры в каждой из команд должно быть не менее 5 игроков.
  2. Время игры в гандболе. Матчи взрослых команд состоят из двух таймов по 30 минут с 15-минутным перерывом. Матчи детских команд 8-12 лет состоят из двух таймов по 20 минут, а команд 12-16 лет — из двух таймов по 25 минут. После перерыва команды меняются сторонами площадки. В случае необходимости выявления победителя может быть назначено дополнительное время (овертайм) — два тайма по 5 минут с 1-минутным перерывом.
  3. Матч начинается с введения мяча в центр поля. Игроки могут смело касаться мяча любой частью тела, кроме ног. Прежде чем осуществить передачу необходимо убедиться, что игрок находится на расстоянии более 3 метров.
  4. Прежде чем сделать пас или бросить мяч в ворота противника, каждый игрок вправе держать его у себя только в течение трех секунд. В то же время с мячом в руках можно сделать не более 3 шагов, затем придется перебросить его кому-нибудь другому.
  5. В ходе игры тренеры обеих команд, вправе взять по одному тайм-ауту длительностью в 1 минуту. Судья может остановить время и объявить тайм-аут в нескольких случаях:
  • Дисквалификация и фиксирование удаления из игры на 2 минуты.
  • Назначение семиметрового броска.
  • Нарушение правил замены или вывод на площадку лишнего игрока.
  • Если судьям надо посоветоваться.
  1. Замена игроков может проводиться неограниченное количество раз. Заменяющий член команды может выйти на поле только после того, как заменяемый гандболист его покинет.
  2. В случае нарушений игроки получают предупреждения, за повторные нарушения удаляются с поля на две минуты (могут быть полностью дисквалифицированы). Кроме этого могут быть назначены семиметровые или свободные броски. Семиметровый бросок осуществляется с расстояния семи метров от ворот, при выполнении броска соперники не вправе каким-либо образом мешать игроку.
  3. Если перевод мяча из защитной зоны в зону нападения затягивается, тогда это называется пассивной игрой. Команда штрафуется свободным броском с места, где находился мяч во время приостановки игры.
  4. В гандболе применяют одноударное (удар мяча об пол через каждые 3 шага) и многоударное ведение.

Сколько длится гандбольный матч?

Матчи взрослых команд состоят из двух таймов по 30 минут с 15-минутным перерывом. Матчи детских команд 8-12 лет состоят из двух таймов по 20 минут, а команд 12-16 лет — из двух таймов по 25 минут.

Кроме этого правила гандбола позволяют:

  • Использовать руки для блокировки и овладения мячом.
  • Использовать открытые ладони для сбивания мяча с рук соперника.
  • Заслонять телом соперника.
  • Для препятствования действиям соперника касаться его руками с передней стороны.

Запрещают:

  • Вырывать мяч из рук противника.
  • Осуществлять блокировку или отталкивание соперника ногами и руками.
  • Осуществлять какое-либо физическое воздействие на соперника, которое может подвергать его опасности.

Сколько человек в гандбольной команде?

Гандбольная команда состоит из 16 человек, из которых одновременно на площадке могут находиться не более 7 игроков, остальные являются запасными.

Площадка для игры в гандбол

Размер стандартной гандбольной площадки 40 на 20 метров. Вокруг площадки должна быть зона безопасности размером не менее 1 метра вдоль боковых линий и не менее 2 метров за линией ворот. Все линии являются частью площадей, которые они ограничивают. Ширина линий разметки составляет 5 см, кроме линии между стойками ворот, ширина которой составляет 8 см.

Площадь ворот, ограничивается линией площади ворот, которая проводится следующим образом: напротив ворот, на расстоянии 6 м проводится параллельная им линия длиной 3 метра. Концы этой линии соединяются с внешними линиями ворот дугами радиусом 6 метров, с центром у внутренних углов стоек ворот.

На расстоянии 3 метров от внешней границы линии площади ворот параллельно ей проводится прерывистая линия свободных бросков (9-метровая линия).

Напротив линии ворот (строго по центру) на расстоянии 7 метров и параллельно ей, проводится 7-метровая линия длиной в 1 метр.

Напротив линии ворот на расстоянии 4 метров и параллельно ей, проводится линия ограничения вратаря (4-метровая линия) длиной 15 см.

Середины боковых линий соединены центральной линией.

Инвентарь и экипировка для гандбола

  1. Мяч для гандбола изготавливается из кожи или синтетических материалов, а внутри устанавливается латексная или бутиловая камера. Он не должен быть скользким или блестящим. Гандбольные мячи делятся на мячи для начинающих и профессионалов, на матчевые и тренировочные. По способу производства: машинного и ручного пошива. Гандбольные мячи бывают 3 размеров:

  • Окружность 50-52 см, вес 290—330 грамм для команд мальчиков 8-12 лет и девочек 8-14 лет.
  • Окружность 54-56 см, вес 325—375 грамм для женских команд старше 14 лет и мужских команд 12-16 лет.
  • Окружность 58-60 см, вес гандбольного мяча 425—475 грамм для мужских команд старше 16 лет.
  1. Форма для гандбола должна быть эластичной, лёгкой, удобной, мягкой и бесшумной. Она должна быть изготовлена из ткани очень хорошо впитывающей влагу. Приемлемым вариантом материала может являться полиэстер.
  2. Обувь для гандбола должна обеспечивать хорошую амортизацию подошвы, быть легкой и поддерживать щиколодку.

Стандартные броски в гандболе

Начальный бросок служит стартом для начала игры, а также для её возобновления после заброшенного мяча. В начале матча право на начальный бросок определяется жеребьевкой, а после заброшенного мяча это право предоставляется команде, которая пропустила мяч. Бросок выполняется по свистку судьи в течение 3 секунд в любом направлении.

Бросок из-за боковой линии выполняют соперники команды, игрок которой последним коснулся мяча. Бросок из-за боковой линии выполняется, если:

  • мяч полностью пересёк боковую линию, в таком случае бросок выполняется с места, где мяч пересёк линию;
  • мяч полностью пересёк внешнюю линию ворот, при этом коснувшись полевого игрока защищающейся команды, в таком случае бросок выполняется с места соединения боковой линии с внешней линией ворот;
  • мяч коснулся потолка или конструкций над площадкой, в таком случае бросок выполняется с ближайшей к месту касания точки боковой линии.

Бросок вратаря выполняется вратарём защищавшейся команды. Бросок вратаря выполняется, если.

Гандбол — спортивная командная игра с мячом, в которую играют только руками.

Первые правила для этого вида спорта придумали ещё в начале двадцатого века. С тех пор они претерпели большое количество изменений.

Последние исправления приходятся на 2016 год и направлены на улучшение качества и эффектности игры.

Для принятия передач в гандболе возможно использование головы, бёдер и корпуса.

Важно! Использование ног ниже колена для принятия паса и передачи мяча запрещено.

Цель игры — забить максимальное количество голов в ворота оппонентам. Победу одержит команда, забросившая большее количество мячей.

Площадка и разметка поля

Игровая площадка имеет форму прямоугольника, длина которого составляет 40 м. , а ширина — 20 м. В размер включены две зоны ворот и сама игровая зона.

Площадка полностью размечена линиями. Две длинных — боковые линии, две коротких — линии ворот и наружные.

Фото 1. Так выглядит схема разметки поля для гандбола, приведены размеры разных элементов площадки.

Вокруг игровой площадки обязательно должна быть безопасная зона. Она нужна, чтобы случайно заброшенный мяч не нанёс травмы зрителям и болельщикам. Ширина зоны должна быть не меньше одного метра с боковой стороны , и не меньше двух метров позади наружной линии.

Вся разметка входит в игровую площадь, которую выделяет. Ширина линий определяется правилами. Линия ворот должна составлять 8 см. , а все другие — по 5 см. в ширину.

Площадь ворот ограничивает разметка, проведённая на расстоянии 6 м. параллельно линии ворот . Длина составляет 3 м.

От каждого из её концов проводятся дуги радиусом в 6 м. , которые соединяют линию площади ворот с внешними линиями. Таким образом, получается полукруглая зона, в центре которой находятся ворота.

На расстоянии 3 м. от линии площади ворот, расположена линия свободных бросков длиной в 9 м., нанесённая пунктиром. Длина пунктиров равна расстоянию между пунктирами, и составляет 15 см.

На расстоянии семи метров от разметки площади у ворот, нанесена семиметровая линия, длиной в один метр.

Перед самыми воротами нанесена линия в 15 см. , ограничивающая действия вратаря.

Внимание! Расположение ворот, линий разметки поля зафиксированы в правилах и не могут подлежать изменениям в процессе игры.

Заступать за разметку игрокам запрещено . Линию зоны ворот разрешено пересекать только вратарю. Однако, пересечение зоны в прыжке не будет считаться нарушением.

Сколько времени длятся таймы

Продолжительность таймов и их количество регламентируют правила игры.

Общее время игры, от начала матча и до конца составляет один час и десять минут , без учёта дополнительного времени.

Продолжительность тайма составляет 30 минут. Один матч включает в себя два тайма. Перерыв между таймами — 10 мин.

Продолжительность матчей по гандболу для детских команд обычно варьируется от 20 до 25 мин. , в зависимости от возраста участников.

До скольки голов играют матч

В случае если матч закончился равным счётом и нет возможности определить кто победил, судьи назначают дополнительное время . Его продолжительность — два тайма по 5 мин. Перерыв между таймами — 1 мин.

Назначить дополнительное время могут повторно, если счёт остался равным . В случае когда и за повторное время игра не продвинулась в счёте, такой вопрос решается по регламенту данного гандбольного матча.

Судьи не приостанавливают течение игрового времени в случае короткой остановки игры. Если необходима более длительная пауза, судьи могут выключить секундомер. Отсчёт времени прекращается, если происходит удаление или дисквалификация игрока , а также когда судьи ушли на совещание.

Состав команды

В гандбольную команду входит четырнадцать человек: 2 вратаря и 12 полевых игроков. На поле во время игры могут находится одновременно максимум 7 гандболистов.

Как правило, это самые активные, сильные и выносливые спортсмены. Оставшиеся игроки находятся в запасе.

Запасной гандболист может выйти на поле, только когда заменяемый игрок покинет игровую площадку.

Обязательным является нахождение на игровой площадке вратаря .

Справка! Вратарём может стать любой гандболист , который проявит такую инициативу. В то же время вратарь может стать обычным игроком на поле.

Вам также будет интересно:

Амплуа игроков: что это такое?

Каждый игрок уникален. Как и в других видах спорта, гандболисты имеют свои позиции, закреплённые за конкретным игроком.

Амплуа гандболистов определяет расстановку на поле, а также их обязанности.

Выделяют следующие позиции:

  • Вратарь — охраняет ворота во время матча. Главная его цель — не допустить того, чтобы соперник забил гол.
  • Угловые или крайние гандболисты — на флангах. Обычно на эту позицию ставят игроков с хорошо развитой реакцией.
  • Центр или разыгрывающий — по центру поля. Разыгрывает мяч.
  • Полусредние — между угловыми и центром. Обычно на эту позицию ставят высоких и коренастых гандболистов.
  • Линейный — играет на шестиметровой линии . Главная его цель — помешать обороне команды соперника.

Также в состав гандбольной команды могут входить до четырёх официальных лиц. Но только один из них может быть заявлен как «Официальный представитель команды». Официальный представитель ответственен за всех гандболистов, за их расположение в игровой зоне и на скамейке запасных. Только он может обратиться к секретарю, секундометристу и к судьям.

Что разрешается вратарю

Вратарь в гандболе подчиняется правилам, которые отличаются от правил других гандболистов:


Размеры ворот

Размеры ворот: 2 м. высотой и 3 м. шириной. Устанавливаются строго по центру игровой площадки и надёжно крепятся к полу или к стенке сзади, чтобы избежать сдвига во время игры.

Внимание! На воротах обязательно наличие сетки , которая препятствует выкатыванию мяча обратно в случае его забрасывания.

Классификация бросков мяча

Завершение атаки и взятие ворот противника — основной смысл игры. Если верить статистике, за все время матча гандбольная команда производит в среднем сорок обычных бросков и около десяти штрафных.

Именно от точности и правильности выполнения бросков зависит победа над противником.

Правила гандбола предусматривают такие броски, как:

  • «Начальный бросок».
  • «Бросок из-за боковой линии».
  • «Бросок вратаря».
  • «Свободный бросок».
  • «Семиметровый бросок».

Начальный бросок

Этот бросок открывает гандбольный матч в самом начале , а также выполняется после забитого гола. Чтобы определить, какая команда осуществляет бросок, игроки тянут жребий . В случае гола, право выполнить бросок получает команда, пропустившая мяч.

Бросок производится с центра площадки.

Бросок из-за боковой линии

Такой бросок выполняется в случаях, когда мяч пересёк боковую линию или внешнюю линию ворот, а также если мяч ударился об потолок.

Право выполнить бросок получает команда соперника того игрока, который коснулся мяча последним. При осуществлении такого броска одна нога игрока должна находится на боковой линии.

Вратарский

Вратарь получает право бросить снаряд в том случае, если он в процессе игры попадает за внешнюю линию ворот.

При этом последним гандболистом, который коснулся мяча будет вратарь защищающейся команды или игрок команды соперника.

Такой бросок может быть назначен также в случае, если гандболист переступил линию площади ворот или прикоснулся к мячу, который там находится.

Право выполнить бросок получает вратарь защищавшейся команды. Бросок совершается вратарём из зоны ворот так, чтобы мяч пересёк линию площади ворот.

Свободный

Бросок должен быть выполнен, если произошло нарушение правил игры , а также после остановки матча.

Право совершить бросок получает команда, в отношении которой были нарушены правила. А также та команда, которая владела мячом до остановки игры. Выполняется бросок с того места, в котором произошло нарушение правил игры.

Семиметровый

Назначается, если команда лишается стопроцентной возможности забросить гол. Это может произойти в результате запрещённых действий игроков или случайных обстоятельств.

Такая возможность может представиться, если вратарь покинул свою зону, ворота остались пустые и игрок мог забросить мяч с вероятностью в 100%.

А также если соперник не мог законными методами помешать забить гол и нарушил правила. К таким возможностям также относится выход гандболиста и вратаря один на один.

При выполнении такого броска, гандболист находится за семиметровой линией. Заступать за линии запрещается. По правилам гандбола, команда игрока, который выполняет бросок, не может перехватить мяч после броска раньше команды противника или раньше того, как снаряд коснётся ворот.

Основные правила

Игрокам разрешается :

  • Использовать руки, голову, бедра и корпус для захвата мяча и блокировки противника.
  • Забирать мяч у соперника только открытыми ладонями.
  • Заслонять телом соперника.
  • Для того чтобы помешать сопернику разрешено касаться его руками с передней стороны.

В гандболе запрещено :

  • Вырывать мяч из рук соперника.
  • Осуществлять блокировку . Толкать соперника ногами, корпусом или руками.
  • Осуществлять физические действия, подвергающие противника опасности .
  • Передвигаться с мячом в руках более трёх шагов.
  • Удерживать мяч более трёх секунд.
от ошибок гандболисты не застрахованы.

Правила игры предусматривают следующие наказания за нарушения:

    Предупреждение. Предупреждение получает гандболист в случае целенаправленных действий против противника или за неспортивное поведение.

    Для одного игрока возможно вынесение трёх предупреждений.

    Удаление на две минуты. Назначается такое наказание гандболисту за совершённые действия, повлёкшие за собой нанесение вреда другому игроку. А также за серьёзное неспортивное поведение (активные протесты, крики и жесты в адрес судей или официальных лиц, игра против своей команды, захват и удерживание мяча в зоне запасных и другие).

    Это наказание предусматривает удаление игрока с поля на две минуты , отбывает наказание нарушитель на скамейке запасных . В это время матч продолжается без удалённого игрока. По истечение двух минут гандболист может вернуться на игровую площадку.

  • Дисквалификация. Дисквалификация представляет собой удаление спортсмена с игрового поля до конца игры . Удаляют игрока в случае, если он грубо нарушил правила. А также за грубое неспортивное поведение (драка на игровой площадке, намеренный удар соперника мячом, оскорбление судей или других гандболистов и др.).

Наказанный — должен немедленно покинуть игровую зону и зону запасных. Игроку строго запрещено контактировать с командой во время гандбольного матча. Дисквалификация сопровождается двухминутным удалением . После истечения двухминутного периода на поле выпускается замена удалённому гандболисту.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором рассказывается о гандболе и о том, какие правила существуют в этой игре.

Гандбол — это не так уж просто

Гандбол — довольно увлекательная и интересная игра, которая требует от участников гандбольного матча хорошей физической подготовки и активности. Знание и соблюдение правил этого вида спорта помогут стать игроку успешным спортсменом и не испортить впечатления от участия в матче, удалением с поля или дисквалификацией .

Игра в гандбол 7х7 происходит на площадке размером 40 м. в длину, разделенной средней линией, и 20 м. в ширину. По обе стороны площадки за лицевой линией стоят ворота 3 м. шириной и 2 м. высотой. На расстоянии шести метров от ворот проходит дугообразная линия, ограничивающая площадь вратаря, за которую нельзя заходить и даже наступать на нее нападающим с мячом. Параллельно ей идет девятиметровая линия, ближе которой нельзя находиться нападающим при назначении свободного броска.

Вокруг игровой площадки должна располагаться зона безопасности, ширина которой составляет не менее 1 метра вдоль боковых линий и 2-х метров сзади наружных линий ворот.

Характеристики игровой площадки не могут быть изменены в процессе игры в пользу одной из команд.

Ворота устанавливаются по центру каждой наружной линии ворот. Ворота должны быть надежно закреплены к полу или к стенке сзади них. Внутренние размеры ворот: высота - 2 метра, ширина 3 метра.

Стойки ворот скреплены горизонтальной штангой. Задняя кромка стоек ворот должна совпадать с внешней кромкой линии ворот. Стойки ворот и штанга имеют квадратное сечение со стороной 8 см. Три поверхности ворот, которые можно видеть со стороны площадки, должны быть окрашены поперечными полосами в два контрастных цвета, четко отличающимися от цвета площадки. Ворота имеют сетку, которая крепится таким образом, чтобы мяч, брошенный в ворота, обычно оставался в воротах.

Все линии на площадке являются составной частью площади, которую они ограничивают. Линии ворот между стойками ворот должны быть 8 см шириной, в то время как все другие линии должны быть 5 см шириной.

Линии между двумя соседними зонами могут быть образованы границей различных цветов этих зон.

7-метровая линия - это линия длиной 1 метр, проведенная непосредственно перед воротами. Она проведена параллельно линии ворот и на расстоянии 7 метров от нее (измеряется от внешней кромки линии ворот до внешней кромки семиметровой лини).

Линия свободных бросков является пунктирной линией и проводится на расстоянии 3-х метров от внешней стороны линии площади ворот. Размеры сегментов линии, как и расстояние между сегментами составляют 17 см.

Линия ограничения вратаря - это линия 17 см длиной, проведенная непосредственно перед воротами. Она проведена параллельно линии ворот на расстоянии 4-х метров от нее (измеряется от внешней кромки линии ворот до внешней кромки 4-х метровой линии);

Центральная линия соединяет средние точки двух боковых линий. Линия замены для каждой команды включает участок боковой линии от центральной линии до точки, расположенной на расстоянии 4,5 метра от центральной линии. Линия замены заканчивается линией, которая проводится параллельно центральной линии на расстоянии 17 см внутрь от боковой линии и 15 см с внешней ее стороны

Время игры. Обычно продолжительность времени игры для всех команд с игроками в возрасте от 16 лет и старше составляет два тайма по 30 минут.

Общая продолжительность времени игры для детских команд в возрасте 11-15 лет составляет 2 х 25 минут и 2 х 20 минут для возрастных групп 9-11 лет. В обоих случаях время перерыва между таймами обычно составляет 10 минут.

Дополнительное время игры назначается после пятиминутного перерыва. Если же после первого дополнительного времени вновь не выявлен победитель, то после пятиминутного перерыва играется второе дополнительное время. Это дополнительное время также включает два тайма по 5 минут с одноминутным перерывом.

Игра начинается вводом мяча. Он осуществляется с середины поля, причем игрок, который получает подачу, должен находиться не ближе, чем за 3 метра. Такая подача осуществляется после каждого забитого гола и в начале второго тайма.

Игроки могут касаться мяча любой частью тела, кроме ног, могут свободно передвигаться по полю, ведя мяч (ударяя его одной рукой о пол), или делать пас. Перебрасывать мяч партнеру можно, если он находится не менее чем в трех метрах от игрока. В гандболе действует правило «трех секунд» (именно столько можно держать мяч, прежде чем сделать пас, бросок в ворота или ударить мяч о пол) и «трех шагов» (с мячом в руках можно сделать не более трех шагов).

Вступление

Эти правила вступают в действие с 1 августа 2001 года Текст правил, Комментарии, Судейские жесты, Методические рекомендации по правилам игры и Регламент зоны замены составляют полный текст Правил. "Руководящие указания по игровой площадке и воротам" не входят в полный текст правил, а прилагаются для специалистов, использующих данные сведения.

Замечания

Для упрощения эти правила используют выражения только мужского рода, связанные с понятиями игроки, официальные лица, судьи и другие участники. Однако, правила касаются в равной степени участников соревнований как мужского, так и женского пола; исключение составляют только правила по размерам используемых мячей (смотри Правило 3).

Правило 1. Игровая площадка

Игровая площадка (смотри Рисунок 1) представляет собой прямоугольник 40 метров длиной и 20 метров шириной и включает две площади ворот (смотри Правило 1:4 и Правило 6) и игровую зону. Длинные ограничительные линии называются боковыми линиями, а короткие - линиями ворот (между стойками ворот) и наружными линиями ворот (с обеих сторон ворот). Вокруг игровой площадки должна располагаться зона безопасности, ширина которой составляет не менее 1 метра вдоль боковых линий и 2-х метров сзади наружных линий ворот. Характеристики игровой площадки не могут быть изменены в процессе игры в пользу одной из команд.

Ворота (смотри Рисунок 2a и 2b) устанавливаются по центру каждой наружной линии ворот. Ворота должны быть надежно закреплены к полу или к стенке сзади них. Внутренние размеры ворот: высота - 2 метра, ширина 3 метра. Стойки ворот скреплены горизонтальной штангой. Задняя кромка стоек ворот должна совпадать с внешней кромкой линии ворот. Стойки ворот и штанга имеют квадратное сечение со стороной 8 см. Три поверхности ворот, которые можно видеть со стороны площадки, должны быть окрашены поперечными полосами в два контрастных цвета, четко отличающимися от цвета площадки. Ворота должны иметь сетку, которая крепится таким образом, чтобы мяч, брошенный в ворота, обычно оставался в воротах.

Все линии на площадке являются составной частью площади, которую они ограничивают. Линии ворот между стойками ворот должны быть 8 см шириной (смотри Рисунок 2а), в то время как все другие линии должны быть 5 см шириной. Линии между двумя соседними зонами могут быть образованы границей различных цветов этих зон.

Перед каждыми воротами располагается площадь ворот (смотри Правило 6). Площадь ворот ограничивается линией площади ворот (шестиметровая линия), которая проводится следующим образом: непосредственно перед воротами проводится линия длиной 3 метра параллельно линии ворот на расстоянии 6 метров от нее (измерение производится от внешней кромки линии ворот до внешней кромки линии площади ворот); 3-х метровую линию с наружной линией ворот соединяют две четверти окружности каждые радиусом 6 метров (измерение производится от заднего внутреннего угла внешней стороны стоек ворот. Смотри Рисунок 1 и 2а).

Линия свободных бросков (9-метровая линия) является пунктирной линией и проводится на расстоянии 3-х метров от внешней стороны линии площади ворот. Размеры сегментов линии, как и расстояние между сегментами составляют 15 см (смотри Рисунок 1).

7-метровая линия - это линия длиной 1 метр, проведенная непосредственно перед воротами. Она проведена параллельно линии ворот и на расстоянии 7 метров от нее (измеряется от внешней кромки линии ворот до внешней кромки семиметровой лини); (смотри Рисунок 1).

Линия ограничения вратаря (4-х метровая линия) - это линия 15 см длиной, проведенная непосредственно перед воротами. Она проведена параллельно линии ворот на расстоянии 4-х метров от нее (измеряется от внешней кромки линии ворот до внешней кромки 4-х метровой линии); (смотри Рисунок 1).

Центральная линия соединяет средние точки двух боковых линий (смотри Рисунок 1 и 3).

Линия замены (часть боковой линии) для каждой команды включает участок боковой линии от центральной линии до точки, расположенной на расстоянии 4,5 метра от центральной линии. Линия замены заканчивается линией, которая проводится параллельно центральной линии на расстоянии 15 см внутрь от боковой линии и 15 см с внешней ее стороны (смотри Рисунки 1 и 3).

Примечание

Более подробные технические требования, предъявляемые к игровой площадке и воротам, можно найти в "Руководящих указаниях по игровой площадке и воротам".

Рисунок 1: Игровая площадка

Игровая площадка: Смотри также Рисунок 5 (стр. 82) Размеры указаны в сантиметрах.

Рисунок 2а: Ворота

Рисунок 2b: Ворота - вид сбоку

Рисунок 3: Линии и площадь замены

Стол для секундометриста и секретаря, а также скамейки для запасных должны стоять таким образом, чтобы секундометрист и секретарь могли видеть линии замены. Стол должен стоять ближе к боковой линии, чем скамейки запасных, но не менее чем в 50 см. от боковой линии.

Правило 2. Время игры. Финальная сирена и Тайм-аут

Время игры

Обычно продолжительность времени игры для всех команд с игроками в возрасте от 16 лет и старше составляет два тайма по 30 минут. Время перерыва между таймами составляет 10 минут. Обычно продолжительность времени игры для детских команд в возрасте 12-16 лет составляет 2 х 25 минут и 2 х 20 минут для возрастных групп 8-12 лет. В обоих случаях время перерыва между таймами обычно составляет 10 минут.

Дополнительное время игры назначается после пятиминутного перерыва, если основное время игры закончилось вничью и необходимо выявить победителя. Дополнительное время включает два тайма по 5 минут с одноминутным перерывом между ними. Если же после первого дополнительного времени вновь не выявлен победитель, то после пятиминутного перерыва играется второе дополнительное время. Это дополнительное время также включает два тайма по 5 минут с одноминутным перерывом. Если же и в этом случае победитель не будет определен, то решение принимается в соответствии с регламентом данных соревнований.

Финальная сирена

Игровое время начинается по свистку судьи в поле на исходный начальный бросок. Оно заканчивается по финальной сирене, которая срабатывает автоматически по информационному счетчику времени или по сигналу секундометриста. В случае отсутствия такого сигнала, судья подает свисток на окончание времени игры (17:10).

Комментарии:

В случае отсутствия информационного счетчика времени с автоматической финальной сиреной, секундометрист использует настольные часы или секундомер и сам подает финальный сигнал (18:2, 2-й абзац). При использовании информационного счетчика времени, желательно, чтобы игровое время отсчитывалось от 0 до 30 минут.

Нарушения правил или неспортивное поведение, которые имели место до или в момент финального сигнала (на окончание тайма или игры), также наказываются судьями и после сигнала, если они не смогли это сделать до сигнала. Судьи заканчивают игру только после того, как станет известен результат назначенного свободного броска (за исключением свободных бросков в соответствии с Правилом 13:4) или 7-метрового броска. (Смотри также Приложение №1).

Бросок необходимо повторить, если финальная сирена (на окончание тайма или игры) прозвучала в момент выполнения свободного броска или 7-метрового броска или, когда мяч уже находился в полете. Только после того, как будет известен результат повторного броска, судьи заканчивают игру.

Игроки или официальные лица подлежат персональному наказанию за нарушения правил или неспортивное поведение, которые имели место при выполнении свободного или 7-метрового бросков, что подробно изложено в Правиле 2:4-5. Однако, за нарушения, которые имеют место во время выполнения таких бросков, не может быть назначен свободный бросок в противоположном направлении.

Если судьи констатируют, что секундометрист подал финальный сигнал (на окончание тайма или игры) слишком рано, то они обязаны оставить игроков на площадке и доиграть оставшееся время. Команда, которая владела мячом, когда прозвучал преждевременный сигнал, возобновляет игру в соответствии с прерванной ситуацией. Если мяч не был в игре, то игра возобновляется броском в соответствии с ситуацией. Если же мяч был в игре, то игра возобновляется свободным броском в соответствии с Правилом 13:4a-b. Если первый тайм игры (или тайм дополнительного времени) продолжался дольше положенного времени, то второй тайм должен быть сокращен на соответствующее время. Если же второй тайм игры (или тайм дополнительного времени) продолжался дольше, то судьи в этом случае не вносят каких-либо изменений.

Тайм-аут

Судьи принимают решение, когда и на сколько может быть прервано время игры ("тайм-аут"). Тайм-аут является обязательным, если:

    имеет место удаление на 2 минуты, дисквалификация или исключение;

    назначен 7-метровый бросок;

    предоставлен командный тайм-аут;

    имеет место нарушение правил замены, или на площадку вышел "лишний" игрок;

    прозвучал свисток секундометриста или технического делегата;

    необходимы консультации между судьями в соответствии с Правилом 17:8.

Тайм-аут обычно также предоставляется в стандартных ситуациях, определяемых создавшимися условиями (смотри Приложение №2). Нарушения, имеющие место во время тайм-аута, должны иметь такие же последствия, как и во время игры (16:13, 1-ый абзац).

Судьи подают сигнал секундометристу на остановку времени игры и его пуске в соответсвии с тайм-аутом. Время игры прерывается секундометристом после того, как только он зафиксирует три коротких свистка и жест №16. После тайм-аута игра возобновляется всегда по свистку (15:3 b).

Каждая команда имеет право на получение минутного командного тайм-аута по одному в каждом тайме основного времени игры (Приложение №3).

Правило 3. Мяч

Мяч изготавливается из кожи или из синтетического материала. Он должен быть круглым. Оболочка не должна быть скользкой и блестящей (17:3).

Размеры мяча, т.е. его окружность и вес, для различных возрастных категорий команд должны быть следующими:

    58-60 см и 425-475 г (Размер 3 ИГФ) для мужских и юношеских (старше 16 лет) команд;

    54-56 см и 325-375 г (Размер 2 ИГФ) для женских команд, команд девушек (старше 14 лет) и команд юношей (от 12 до 16 лет);

    50-52 см и 290-330 г (Размер 1 ИГФ) для команд девочек (от 8 до 14 лет) и мальчиков (от 8 до 12 лет).

Комментарии:

Технические требования для мячей, используемых во всех официальных международных и континентальных соревнованиях содержатся в "Регламенте ИГФ по мячам". Размер и вес мячей, используемых для "Мини-Гандбола" не регламентируются в обычных правилах игры.

На каждую игру должно быть предоставлено, по крайней мере, два мяча. Запасной мяч должен находиться непосредственно у стола секундометриста на протяжении всей игры. Мячи должны соответствовать требованиям Правил 3:1-2.

Судьи решают, когда необходимо будет использовать запасной мяч. В этих случаях судьи должны ввести в игру запасной мяч как можно быстрее, чтобы уменьшить время перерыва и избежать тайм-аута.

Правило 4. Команда. Замена игроков. Форма игроков

Команда

Команда состоит из 12 игроков. Не более 7 игроков одновременно могут находиться на площадке. Остальные игроки являются запасными. В течение всей игры команда должна иметь на площадке одного из игроков в качестве вратаря. Игрок, который является вратарем, может в любое время стать полевым игроком. Аналогично и полевой игрок может в любое время стать вратарем (смотри, однако, Правила 4:4 и 4:7). Команда должна иметь не менее 5 игроков на площадке в начале игры. Количество игроков может быть увеличено в любое время на протяжении игры и дополнительного времени до 12-ти. (При проведении соревнований ИГФ и Континентальных соревнований этот вопрос решается в соответствии с регламентом данных соревнований). Игра может быть продолжена, если даже число игроков команды на площадке становится меньше 5. Только судьи могут принять решение будет ли игра окончательно остановлена (17:13).

На протяжении всей игры в команде может быть максимум 4 официальных лица команды. Эти официальные лица команды не могут быть заменены на протяжении всей игры. Один из них должен быть заявлен как "официальный представитель команды". Только он имеет право обращаться к секундометристу/секретарю и, возможно, к судьям (смотри, однако, Приложение №3: Командный тайм-аут). Официальное лицо команды, в основном, не имеет права выходить на площадку во время игры. Нарушение этого правила наказывается как неспортивное поведение (смотри Правила 8:4, 16:1d, 16:3d и 16:6b). Игра возобновляется выполнением свободного броска командой соперников (13:1a-b; смотри, однако, Разъяснение №9).

Игрок или официальное лицо имеют право принимать участие в игре, если они присутствуют на площадке к моменту начала игры и их фамилии внесены в протокол. Игроки и официальные лица, которые прибыли после начала матча, должны получить разрешение на участие у секретаря или секундометриста и их фамилии должны быть внесены в протокол. Игрок, имеющий право играть, в принципе, может в любое время выйти на площадку через линию собственной зоны замены (однако, смотри Правила 4:4 и 4:6). Игрок, не имеющий права на участие в игре, должен быть дисквалифицирован, если он вышел на площадку (16:6а). Игра возобновляется свободным броском командой соперника (13:1a-b; смотри, однако, Разъяснение №9).

Замена игроков

Запасные игроки могут многократно включаться в игру в любое время игры без разрешения секундометриста или секретаря, как только заменяемые игроки покинут игровую площадку (4:5). Игроки всегда должны выходить на площадку и покидать ее только через линию собственной зоны замены (4:5). Эти требования также относятся и к замене вратарей (смотри также 4:7 и 14:10). Правила замены действуют также и при тайм-ауте (за исключением командного тайм-аута).

Игрок, допустивший нарушения правил замены, наказывается 2-минутным удалением. Если более одного игрока одной команды нарушают правила замены в одной ситуации, то только первый игрок, допустивший нарушения, должен быть наказан. Игра возобновляется свободным броском командой соперников (13:1a-b; смотри, однако, Разъяснение №9).

Если дополнительный игрок вышел на игровую площадку без замены, или если запасной игрок противозаконно вмешивается в игровую ситуацию из зоны замены, то он должен быть наказан 2-минутным удалением. Команда сокращается на игровой площадке на одного игрока в течение следующих 2-х минут (независимо от того, что вышедший на площадку дополнительный игрок должен будет покинуть игровую площадку). Если удаленный игрок вышел на игровую площадку до окончания 2-минутного удаления, то он должен быть наказан дополнительно удалением на 2 минуты. Время удаления должно начаться немедленно, так чтобы команда была сокращена еще на одного игрока на тот отрезок времени, сколько "недосидел" до конца своего предыдущего удаления вновь удаленный игрок. В обоих случаях игра возобновляется свободным броском командой соперников (13:1a-b; смотри, однако, Разъяснение №9).

Форма игроков

Все полевые игроки команды должны иметь единую игровую форму. Комбинация цветов и дизайн формы одной команды должны четко отличаться от другой. Игрок, который выполняет функцию вратаря, должен иметь форму, цвета которой четко отличаются от цвета формы полевых игроков обеих команд и вратаря команды соперника (17:3).

Игроки должны иметь номера по крайней мере 20 см высотой на спине футболки и по крайней мере 10 см впереди. Желательно использовать номера от 1 до 20. Цвет номеров должен четко отличаться от цветов и дизайна футболки. Капитан каждой команды должен иметь повязку на предплечье. Она должна быть шириной 4 см., а цвет ее должен отличаться от цвета футболки.

Игроки должны быть обуты в спортивную обувь. Не разрешается использовать предметы, которые могли бы быть опасными для игроков. Например, к ним относятся защита для головы, маски для лица, браслеты, наручные часы, кольца, ожерелья и цепочки, серьги, очки без защиты или в жесткой оправе, а также любые другие предметы, которые могли бы нанести травму (17:3). Допускается использовать головную повязку, если она изготовлена из мягкого эластичного материала. Игроки, которые не выполнили эти требования, к участию в игре не допускаются до тех пор, пока не устранят недостатки.

Если имеет место кровотечение у игрока или наличие крови на его теле или форме, этот игрок должен самостоятельно немедленно покинуть игровую площадку (согласно правилам замены) для того, чтобы остановить кровотечение, обработать рану, удалить кровь с тела или формы. Игрок не имеет права возвращаться на игровую площадку, пока не будут выполнены эти действия. Если же игрок пытается не выполнить решение судей в соответствии с изложенными требованиями, то его поведение считается неспортивным (8:4, 16:1d и 16:3с).

Если имеет место травма игрока, то судьи могут разрешить (используя жесты №16 и 17) двум лицам выйти на игровую площадку во время тайм-аута с целью оказания помощи травмированному игроку своей команды (4:2, 16:1d, 16:3d, 16:6b).

Правило 5. Вратарь

Вратарю разрешается:

касаться мяча любой частью тела в процессе защиты в пределах площади ворот;

передвигаться с мячом в пределах площади ворот без соблюдения ограничений для полевых игроков (Правила 7:2-4, 7:7); однако, вратарю не разрешается задерживать выполнение броска вратаря (Правила 6:5, 12:2 и 15:3b);

покидать площадь ворот без мяча и принимать участие в игре в игровой зоне; при этом вратарь подчиняется общим правилам для игроков в игровой зоне. Считается, что вратарь покинул площадь ворот, как только он любой частью тела коснется площадки за пределами линии площади ворот;

покидать площадь ворот с мячом и снова играть им в игровой зоне, если он не контролировал мяч в площади ворот.

Вратарю не разрешается:

подвергать опасности соперника в процессе защиты ворот (8:2, 8:5);

покидать площадь ворот с мячом, находящимся под его контролем (13:1а);

снова касаться мяча за пределами площади ворот после броска вратаря, пока любой другой игрок не коснулся его (13:1а);

касаться мяча, находясь в пределах площади ворот, если мяч лежит или катиться за пределами площади ворот (13:1а);

вносить мяч в площадь ворот, если он лежит или катится за пределами площади ворот (13:1а);

возвращаться с мячом в площадь ворот из игровой зоны (13:1а);

касаться мяча стопой или ногой ниже колена, когда он лежит на полу в пределах площади ворот или движется в направлении игровой зоны (13:1а);

пересекать линию ограничения вратаря (4-метровая линия) или ее продолжение по обе стороны, пока мяч не покинул руку соперника, выполняющего 7-метровый бросок (14:9).