Методическое пособие в помощь вожатым и организаторам досуга. Эстафеты

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Игры, приведенные на этой странице, рекомендуется применять на уроках физкультуры в начальных классах. Расположены игры в порядке возрастания сложности. Предназначены на 6-8-летних детей.

«БЕГ СОРОКОНОЖЕК»
Играют 2-3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой, или игроки «надевают» гимнастический обруч. По сигналу группы «сороконожек» начинают движение к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.

«ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»
Играют две команды по 10 человек. Игроки одной - вороны, другой - воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется, где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть запятнанным. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается.
Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество соперников.

«НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ»
На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта.
Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

«ПАРОВОЗ И ВАГОНЫ»
Играют 2-3 команды по 10 человек. Каждая выстраивается на старте колонной, в затылок друг другу. Впереди команды, на расстоянии 15м, ставится какой-либо предмет - камень, палка, кегля, флажок, воткнутая в землю ветка дерева. По сигналу ведущего первые номера бегут вперед к контрольному ориентиру, огибают его и снова бегут к своей команде. К первому номеру присоединяется второй, обхватив его за пояс, и теперь они бегут вперед вдвоем, потом к ним присоединяются третьи номера, четвертые и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

«НЕ БОИМСЯ МЫ КОТА»
Играть могут 10-15 человек. Выбирается водящий - кот, все остальные - мыши. Кот садится на землю и спит. Мыши окружают его и поют песенку:
Тра-та-та, тра-та-та. Не боимся мы коз а!
По сигналу ведущего: «Проснулся кож!» - мыши убегают в свой домик, а кот пытается их поймать. Те, кого кот запятнает (коснется рукой), становятся его добычей.
По второму сигналу ведущего: «Уснул кот!» - играющие вновь подходят к водящему, который вернулся на свое место и спит, и снова поют песенку мышей. После трех выходов кота на охоту выбирается новый водящий.
«ШАХМАТЫ»
Играют две команды по 5-’ о человек. Посередине игровой площадки ставится раскрытая шахматная доска.
Команды выстраиваются в колонны друг за другом на противоположных сторонах. Возле одной группы лежат черные шахматные фигурки, возле другой - белые. По сигналу ведущего первые номера обеих команд берут по одной фигурке и бегут к шахматной доске, ставят фигурку на положенное ей место, возвращаются обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока, который
берет фигурку, бежит к доске и т. д. Первые номера занимают место в конце колонны. Побеждает та из команд, игроки которой быстро и правильно расставят шахматные фигурки.

«НЕВОД»
Два игрока берутся за руки и ловят других играющих, Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый пойманный становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.

«БЕГ С ЯЙЦОМ В ЛОЖКЕ»
Ведущий дает каждому из игроков ложку, в которой лежит яйцо, картошка или теннисный мяч. По сигналу ведущего участники бегут, держа ложки перед собой и стараясь не уронить находящиеся в них предметы.
Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.
Соревноваться могут и две команды. Тогда первые игроки обеих команд, добежав до финиша, делают поворот и бегут к старту - передают ложку вторым номерам и т. д. Выигрывает команда, игроки которой первые закончат перебежку.

«БЕГ С ГОРЯЩЕЙ СВЕЧОЙ»
Ведущий дает каждому из игроков тарелку, к которой приклеена горящая свеча. По сигналу ведущего, соревнующиеся бегут к финишу, следя за тем, чтобы свеча не погасла. Если в игре участвуют команды, то первые номера, добежав до финиша, возвращаются к старту и передают тарелку с горящей свечой вторым номерам, вторые третьим и т. д. Побеждает команда, которая первой закончила перебежку и у которой свеча во время бега не погасла.

«ЧЕМПИОНЫ БЕГОВОЙ ЭСТАФЕТЫ»
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются на старте в колонну друг за другом. По сигналу ведущего первые игроки обеих команд бегут к контрольному ориентиру (камень, кегля, кубик, флажок), огибают его, возвращаются обратно к линии старта и дотрагиваются до вытянутой руки следующего участника, вторые номера также бегут к финишу, возвращаются и передают эстафету третьим номерам, третьи четвертым и т. д.
Выигрывает команда, раньше другой успевшая закончить перебежку.
Далее группы соревнуются друг с другом в следующих видах эстафет:
Бег вдвоем, надев един обруч;
Бег с ведением мяча;
Бег с переноской на себе партнера;
Бег с одной лыжей на ноге.
Бег в ластах;
Бег задом наперед (спиной);
Бег с прыжками через скакалку;
Бег с яблоком на голове;
Бег с подбиванием рукой воздушного шарика;
Бег с преодолением несложных препятствий.
«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКИ»
Играющие делятся на две команды, каждая из которых разбивается по парам. Пары становятся колоннами лицом друг к другу и держат за концы скакалки на уровне колен.
По сигналу ведущего первая пара кладет скакалку на землю и оба игрока бегут (один - налево, другой - направо) в конец своей колонны, а затем перепрыгивают через скакалки остальных пар. Добежав до своего места, поднимают скакалку с земли. За ними вторая пара кладет на землю скакалку, прыгает через первую скакалку и проделывает весь путь первой пары. Затем в игру вступает третья пара, четвертая и т. д.
Побеждает команда, игроки которой раньше закончат перепрыгивание через скакалки.

«ЧЕМПИОНЫ БОЛЬШОГО МЯЧА»
Игроки соревнуются друг с другом в следующих конкурсах.
Удары мячом в цель. На стене мелом чертят мишень. Удары выполняются правой и левой ногами с места, затем с разбега.
На земле располагают друг за другом какие-нибудь предметы, надо обвести их, ведя мяч ногой (то правой, то левой).
Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.
Опереться левой рукой о с гену, правой ударить мячом по стене из-под руки, поймать двумя руками.
Ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.
Бросать мяч то под левой, то под правой ногой и ловить его.
Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться до земли руками, затем выпрямиться и поймать мяч сначала двумя руками, потом поочередно правой и левой.
Бросать мяч друг другу с хлопками, с поворотом, с отскоком от земли.
Метание мяча вдаль на расстояние (кто бросит дальше).
Метание мяча в убегающего партнера.
Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с разного расстояния.
На расстоянии 6 м на землю кладут мяч. Другим мячом надо попасть в этот мяч. чтобы он закатился как можно дальше.
На расстоянии 8 м ставят кеглю. Ударом ноги (правой, потом левой) надо сбить ее.
Катнуть мяч с горки и догнать его.
Стоя друг против друга, и обхватив руками мяч, стараться отнять другой мяч у соперника и не отдать свой.

«ДОГОНИ МЯЧ»
Игроки становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 м. В руках у каждого мяч. По сигналу ведущего бросают мяч через голову назад, и каждый устремляется вперед за мячом соперника.
Побеждает тот, кто быстрее догонит мяч и вернется на исходную позицию.

«УДЕРЖИ МЯЧ»
Мяч нужно положить на книгу, осторожно поднять ее над головой, не уронив мяча, и так же осторожно опустить. Побеждает тот. кто правильно выполнил задание.

«ГОРЯЧИЙ МЯЧ»
Играющие становятся в круг. Ведущий дает мяч, и по сигналу участники передают его по часовой стрелке друг другу. Нели ведущий говорит: «Стоп!», передача мяча прекращается, а игрок, у которого он в руках, выбывает из игры. Ведущий дает команду: «Начали!», и игра возобновляется.
Побеждает участник, оставшийся последним, когда мяч передавать уже некому.
«ПРЫЖКИ С МЯЧОМ»
Игроки выстраиваются на линии старта. Зажав мяч между коленями, участники прыжками двигаются к финишу.
Побеждает тот, кто прискакал первым и не потерял мяч.

«УДАРЬ НЕ ГЛЯДЯ»
Впереди игрока кладут мяч на расстоянии 5- 6 шагов. Завязывают глаза повязкой. Надо подойти к мячу и ударить по нему ногой.
Выигрывает тот, кто успешно выполнил задание.

«СУМЕЙ УДЕРЖАТЬ»
Несколько пар играющих соревнуются между собой, стараясь как можно быстрее добежать до финиша:
положив мяч на плечи, и прижимая его головами с двух сторон;
прижав мяч плечами;
зажав мяч спинами;
удерживая мяч, зажав его лбами и двигаясь боком.
Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.
«СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ»
Играющие берут мяч и становятся в круг. Первый участник, бросая мяч, называет какое- нибудь существительное. Ловящий называет прилагательное и бросает мяч дальше, третий игрок называет глагол. Например: «Птица», - говорит первый; «Черная», - говорит второй; «Летает», - говорит третий и, бросая мяч следующему, называет новое имя существительное.

«РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ»
Играющие становятся по кругу. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь».
Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или замешкается с ответом, выбывает из игры.

«ДРАКОН»
Участвуют две команды по б-8 человек. Игроки выстраиваются друг за другом в колонну. Между участниками зажимается по мячу спиной и грудью. По сигналу ведущего «драконы» бегут к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не потерявшая ни одного мяча.

«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»
ПОДГОТОВКА
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Двух игроков, стоящих рядом, назначают капитанами и дают им по мячу.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу капитаны начинают передавать (перебрасывать) мячи по кругу - один вправо, другой влево своим ближайшим игрокам, т. е. через одного. Мячи перекидывают до тех пор, пока они не возвратятся к капитанам.
Выигрывает команда, сумевшая быстрее провести мяч по всему кругу. Получив мяч, капитаны подымают руки с мячом вверх. Игру можно проводить несколько раз подряд.
ПРАВИЛА
1. Мяч передавать или перекидывать обязательно своему ближайшему соседу. Каждый пропуск игрока засчитывается как штрафное очко. 2. Если мячи столкнулись в воздухе, то игроки, после броска которых они столкнулись, должны быстро взять свои мячи и, встав на место, продолжать игру. 3. Побеждает та команда, которая закончила передачу мяча по кругу раньше и не имеет штрафных очков.

«МЕТКО В ЦЕЛЬ»
ПОДГОТОВКА
Посредине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя участники второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков
ПРАВИЛА
1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя.
2. При броске заходить за стартовую черту нельзя - в этом случае бросок не засчитывается.

Игры-эстафеты

Среди командных игр особое место занимают эста­феты. Проведение их не требует большой подготовки, а содержание в зависимости от возраста и состава иг­рающих может варьироваться: упрощаться и услож­няться. В эстафетах соревновательное начало очень ве­лико и результаты наглядны, поэтому они всегда вызывают большой интерес не только у участников, но и у зрителей, что, разумеется, тоже очень важно.

Команды для участия в играх-эстафетах могут со­здаваться произвольно из числа желающих, но они мо­гут представлять и различные детские коллективы: звездочки, группы, классы. В этом случае каждый из участников испытывает особую ответственность перед коллективом, который он представляет, в связи с чем его активность, заинтересованность в игре и воля к по­беде особенно возрастают.

Для участия в играх-эстафетах создаются две (или 3-4) команды, равные по числу участников и по воз­можности равные по силам. Команды выстраиваются в параллельные колонны по одному на расстоянии 2-3 м одна от другой (возможны и другие построения). В каж­дой команде должно быть не более 8-10 человек. Для наблюдения за строгим соблюдением правил (не выбе­гать раньше времени, класть все предметы на свои мес­та и проч.) руководитель может назначить помощников, которые прикрепляются к командам и следят за дей­ствиями игроков. Помощники имеют право вернуть игрока на линию старта, чтобы повторить действие, если он нарушил установленные правила.

Раньше чем начать соревнование (особенно с млад­шими школьниками), необходимо провести репетицию без зачета результатов, для того чтобы каждый хорошо усвоил то, что от него требуется, и приспособился к игре.

Приводим описание различных по содержанию эс­тафет, которые можно включать в программу игр. Мож­но провести и специальный вечер веселых эстафет с предварительной подготовкой и тренировкой участни­ков, с награждением победителей. Такой вечер надол­го запомнится и участникам, и зрителям.

Что означает слово «эстафета»? Детям, несомненно, интересно об этом узнать. В давние времена, когда не было ни железных дорог, ни автомобилей, ни самоле­тов, письма и другие срочные бумаги доставлялись эс­тафетной почтой. От одной почтовой станции до дру­гой ямщик гнал тройку лошадей. На станциях лоша­дей перепрягали, и новая почтовая тройка мчалась даль­ше. Люди так и говорили - «отправить бумаги эстафетой », « доставлено эстафетой ».

А еще раньше (700-800 лет назад) в некоторых стра­нах почту передавали скороходы. Они бежали от одной станции к другой. Привешенные к поясу колокольчи­ки предупреждали своим звоном о приближении по­чтальона. Сменяя друг друга, гонцы быстро доставля­ли вести.

Теперь слово «эстафета» утратило свое прежнее зна­чение. Эстафетой называют такую игру, в которой каж­дый из участников на соответствующем этапе должен передать другому какой-то предмет (эстафетную палоч­ку, мяч, обруч) или проделать одно за другим какие-то действия, стараясь при этом опередить в скорости сво­их соперников из другой команды.

Бег по кочкам

Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1-1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30-40 см (по прямой или изви­листой линии). По сигналу руководителя первые но­мера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути воз­вращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку оче­редному номеру, каждый игрок становится в конец колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая игру.

Эстафета с обручами

Для игры нужны обручи и эстафетные палочки по числу команд. В 10-15 шагах от линии старта перед каждой командой ставится флажок. На середине дис­танции кладется по обручу. Первые номера в командах получают эстафетные палочки.

Посадка овощей

Две-три команды выстраиваются в колонны по одно­му. Перед командами на противоположном конце пло­щадки чертят по пять кружков. Первым игрокам вру­чают по мешочку с овощами (чеснок, лук, свекла, мор­ковь, картофель) или с предметами, их условно изобра­жающими. По сигналу дети бегут, раскладывают все овощи в свои кружки и пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают овощи и мешочек с овощами передают третьим и т. д. Побеж­дает команда, раньше завершившая игру.

Бег сороконожек

Играющие делятся на две-три команды по 10-12 че­ловек. Каждая команда получает длинную веревку. Иг­роки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую они держатся соответственно правой или ле­вой рукой. По сигналу команды бегут к финишу (дис­танция в 30-40 м), все время держась за веревку. Выиг­рывает команда, прибежавшая к финишу первой, при ус­ловии, что ни один из ее участников не бросил веревки.

Эту игру можно провести и по-другому. Каждая ко­манда выстраивается в колонну по одному. Все подни­мают вверх правую руку и держатся за шнур, натяну­тый вдоль колонны. По сигналу обе команды направля­ются к финишу (10-15 м) и возвращаются. Побежда­ет команда, вернувшаяся раньше.

Вьюны

В командах по 6-7 человек. Каждая команда выст­раивается в колонну по одному. По сигналу стоящий первым быстро поворачивается кругом, после чего вто­рой берет его за пояс и они вращаются вдвоем, затем втроем и т.д. Игра заканчивается, как только последний участник одной из команд присоединится к своей ко­лонне и все ребята повернутся вокруг оси.

Скорый поезд

В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бе­жать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие дер­жат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда передний игрок - паровоз - возвратится на место с полным со­ставом, он должен подать протяжный гудок. Выигрыва­ет команда, первой прибывшая на станцию.

На новое место

Две команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 15-20 м от них проводится черта. По сигналу руководителя первые и вторые номера каждой команды, взявшись за руки, бегут за черту. Первые номера остаются на новом месте, а вторые возвращают­ся, берутся за руки с третьими игроками и опять бегут до черты. Затем остаются вторые номера, а третьи воз­вращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т.д. Побеждает команда, все игроки которой первыми ока­жутся на другой стороне.

Эстафета с мячами

Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6-7 шагах от линии старта перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим стульям, становятся за ними и с этого места броса­ют мячи вторым номерам, после чего возвращаются и становятся в конец своей колонны. Вторые и последую­щие номера, поймав мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен побежать за ним, вернуться на свое место и лишь после этого продол­жать игру. Выигрывает команда , у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому номеру.

Передал - садись

Играющие разбиваются на несколько команд по 5-6 че­ловек в каждой, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5-6 шагов становятся капи­таны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на землю (в спортивном зале - на гимнастическую ска­мейку). Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока своей колон­ны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его коман­ды вскакивают.

Выигрывает команда, капитан которой первым под­нял мяч и игроки которой первыми вскочили. Если вовремя игры кто-либо из игроков уронит мяч, он дол­жен его поднять и бросить капитану, став предваритель­но на свое место.

Мяч сквозь обруч

В игре участвуют две команды мальчиков и две коман­ды девочек. Для игры нужны 10-14 гимнастических об­ручей и два волейбольных мяча . Девочки выстраиваются в две шеренги одна против другой на расстоянии 5-б м. Сбоку, лицом к этим шеренгам попарно выстраиваются команды мальчиков. Каждая пара девочек в вытянутых в стороны руках держит по обручу, из них образуется це­почка. Первая пара мальчиков из каждой команды, взяв мяч, проходит вдоль шеренги девочек (один спереди, дру­гой сзади) и перебрасывает друг другу мяч сквозь каж­дый обруч. Дойдя до конца шеренги, возвращаются обрат­но, проделывая то же самое. Затем мяч передается второй паре мальчиков и т. д. Если мяч не будет пойман или пролетит мимо обруча, бросок повторяется. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

После этого команды мальчиков и девочек меняют­ся ролями: мальчики с обручами выстраиваются в шеренги, а девочки бросают сквозь обруч мяч.

Эстафета с шайбой

Участники команд выстраиваются в колонны по од­ному. Перед каждой командой в 10-12 м ставят по флажку (или стулу). Первые номера в командах полу­чают по клюшке и шайбе. По сигналу они должны, под­бивая шайбу клюшкой, обвести ее вокруг флажка и вернуть обратно к линии старта. Затем клюшка пере­дается второму игроку, который, в свою очередь, обво­дит шайбу вокруг флажка, и т. д. Побеждает команда, первая завершившая игру.

При повторении игры можно поставить задачу вес­ти не одну, а две шайбы одновременно и обе вернуть к линии старта.

Рак пятится назад

Команды строятся в колонны по одному. Перед каж­дой командой в 10-15 м ставят по флажку. По сигна­лу первые игроки поворачиваются кругом и идут к флажкам спиной вперед, обходят их справа и точно так же - спиной вперед - возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

Во время движения оглядываться не разрешается.

Пингвин с мячом

Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в 10 шагах ставят по флажку. Первые номера в командах получают по волейбольному мячу. Зажав его между коленями и передвигаясь прыжка­ми, они устремляются к флажку, огибают его справа и возвращаются. Мячи передаются вторым игрокам, потом третьим и т. д. Побеждает команда, завершив­шая игру первой.

Когда дети натренируются, игру можно усложнить: каждый должен передвигаться с двумя мячами - один зажать между коленями, а другой держать в руках.

Передача мячей

Играющие разбиваются на две команды и выстраи­ваются в шеренги одна против другой. Первым в каж­дой шеренге дают по мячу. По сигналу руководителя они передают мяч своим соседям, а те передают его дальше. Когда мяч дойдет до последнего игрока, он дол­жен ударить мяч о пол, поймать его и вернуть соседу. Дальше мяч передается из рук в руки уже в обратном направлении. Когда мяч вернется к первому игроку, он должен поднять его над головой. Побеждает та коман­да, которая раньше закончит передачу мяча .

Иголка и нитка

Для игры надо приготовить две бутафорские иглы (длиной 100-120 см) и два клубка цветного шнура (тонкой веревки).

Играющие выстраиваются в две шеренги (по 10-12 че­ловек в каждой) одна против другой. Первым номерам каждой шеренги дается по игле, а последним номерам - по клубку шнура. По сигналу, разматывая клубок (его игрок из рук не выпускает), конец шнура передают из рук в руки вдоль шеренги. Когда он попадает к первому игроку, тот продевает его сквозь ушко иголки и возвра­щает второму, который передает его дальше вдоль ше­ренги в обратном направлении. Когда конец шнура вер­нется к последнему игроку и шнур, продетый сквозь иглу, окажется сложенным вдвое, все поворачиваются направо (или налево) и вслед за ведущим, держась за нитку (как гласит русская поговорка «Куда иголка, туда и нитка»), быстрым шагом обходят площадку по периметру (гра­ницы должны быть обозначены) и возвращаются на пре­жнее место. Побеждает команда, раньше выполнившая заданце (если все правила соблюдались точно).

Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
(Серия «Вместе с детьми»). С.
27-34.

Данные игры будут полезными для организаторов детского досуга, преподавателей младших школьников. Для ознакомления с играми, где персонажами являются животные, а также между их повторами детям можно рассказать интересные факты об этих животных, представленные в приложениях. Предлагаемая информация подходит для ребят интересующихся миром живой природы и по уровню своего развития способных воспринимать данные материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Заяцы»

Зайцы относятся к зайцеобразным животным. Длинные, до 10-13 см, заостренные на концах уши и очень короткий хвост есть почти у всех видов Зайцевых. Размеры тела у них бывают разные - от 25 до 75 см. Задние ноги намного больше и сильнее передних. Во время бега зверек выносит их далеко вперед и делает мощный толчок. Скорость бега некоторых зайцев достигает 50 км/ч.

Зайцевые обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. В России чаще всего встречаются заяц-беляк, заяц-русак и европейский кролик. Русаки предпочитают более теплые края; эти зайцы крупные, уши у них длиннее, а мех зимой светлеет не полностью. Беляки, жители северных районов, вынуждены «маскироваться» основательнее, меняя окраску к зиме с коричнево-бурой на снежно-белую. Лишь кончики ушей остаются черными.

Ни русак, ни беляк не имеют постоянного жилища, каждый день они устраивают себе новые лёжки, где проводят все светлое время суток.

Зайцы - травоядные животные. Летом они лакомятся сочной зеленью. Зимой раскапывают снег и жуют сухую траву или грызут молодые побеги и кору деревьев и кустарников - ивы, осины, березы. Голод вынуждает зайцев пробираться и в сады, обгрызать кору фруктовых деревьев.

В средней полосе у зайцев бывает два-три выводка из двух-пяти зайчат за лето. Самка русака, покормив зайчат сразу после рождения, уходит и возвращается только через три-четыре дня. Все это время зайчата неподвижно сидят в гнезде. На пятый день они уже могут ползать, а в возрасте двух недель, проголодавшись, сами ищут зайчиху. Зайчата беляка хотя и становятся вполне самостоятельными с первых дней жизни, долго держатся поблизости от матери.

«Заяц любит есть морковку»

В зале на небольшом расстояни от стен поставлены дуги, воротики, гимнастические скамейки.

Перед началом игры выбирают «сторожа», он встает в середину зала - охраняет огород, где растет морковка. Остальные дети - «зайцы» размещаются по его периметру за оборудованием, возле стен.

По сигналу взрослого «сторож» начинает произносить слова:

Заяц любит есть морковку.

Должен делать он все ловко -

Под забором подлезать,
Тихо-тихо проползать,

Перелезть через ограду -
Получить свою награду.

В это время «зайцы» начинают двигаться к центру: ползти, перелезать через предметы и пролезать под ними, а оказавшись в середине зала - продолжают ползать.

После окончания слов «сторожа» дети какое-то время еще ползают. По сигналу взрослого «сторож» очень медленно произносит слова:

Только сторож строгий я!

Разбегайтесь-ка, друзья!

После этого начинается бег с ловлей и увертыванием. Пойманный «заяц» выбывает из игры.

Правила игры. Бег выполняется на ограниченной предметами территории. Ребенок, оказавшийся за ее пределами, автоматически выбывает из игры.

Примечания. Игра может проводиться на площадке на открытом воздухе. Ползание выполняется только при наличии чистой травы. Его можно заменить ходьбой и ограничиться подлезанием, а не проползанием (вместо оборудования натягивают веревку).

Предварительный просмотр:

Мартышки

Мартышки - это обезьяны. Как и человек, они относятся к отряду млекопитающих - приматы.

У обезьян почти лишенное волос лицо, округлые, как у человека, уши, большая голова и крупный мозг. Хвосты у обезьян имеют разную длину - у одних они совсем маленькие, у других - средних размеров, а есть по-настоящему длиннохвостые представители. А у некоторых видов обезьян их совсем нет.

У цепкохвостых обезьян хвост выполняет функцию пятой руки. Обвив хвостом ветку дерева, они повисают на нем, освободив лапы для другого, более полезного дела. Иногда, наоборот, цепляются за ветку лапами, а зрелые плоды срывают и подносят ко рту хвостом. Чтобы хвост мог выполнять функцию пятой руки, шерсть становится на нем реденькой, а бывает он и совершенно голым, во всяком случае его кончик, чтобы ничто не мешало им пользоваться.

Обезьяны, как и человек, различают все цвета в отличие от многих животных (например, собак). Опыты это доказали. Обезьян приучали брать пищу из шкафчика, дверца которого была окрашена в определенный цвет, и они никогда не подходили к дверцам, окрашенным в иные цвета и за которыми ничего не было.

Подвижная игра «Мартышки»

На противоположных сторонах зала (площадки) отмечают линии. За одной из них лежат мячи разных размеров, кегли, кубики - это «фруктовый сад». Количество предметов должно превышать количество играющих. «Сад» охраняет «сторож» - выбранный перед игрой ребенок.

Остальные дети - «мартышки», у них за пояс закреплены веревочки или ленточки («хвостики»). Они встают в круг на другой стороне зала (площадки), берутся за руки и по команде взрослого в указанном направлении начинают выполнять подскоки с ноги на ногу, весело произнося:

В далекой жаркой Африке живут стада мартышек.
Огромное количество веселых шалунишек
Набеги совершает на местные сады.

Когда они появятся - уж точно жди беды.

С окончанием слов дети разъединяют руки и бегут к «фруктам» - мячам, кеглям,- стараясь перенести их за черту на противоположной стороне зала (площадки). Сначала «сторож» передвигается вдоль своей линии, не давая «мартышкам» сорвать фрукт. Если он увидел, что некоторым ребятам удалось взять предмет, он пускается вдогонку и старается выдернуть веревочку (ленточку). Если ему удалось это сделать до пересечения «мартышкой» линии, то она считается пойманной (этот ребенок выбывает из игры). Если ребенку - «мартышке» удалось пересечь линию, то он оставляет там предмет и бежит обратно за следующим. Бег проводится не только по прямой, но с маневрированием по всему пространству, где проводится игра.

Игра заканчивается тогда, когда взрослый досчитает до десяти после того, как последний предмет будет взят со своего места.

Затем определяется количество пойманных «обезьянок» по числу «хвостиков» в руке «сторожа». Ребята, у которых не были отобраны веревочки (ленточки), называют, сколько им удалось перенести предметов.

Правила игры. 1. Каждый раз «мартышка» может взять только один предмет. 2. «Сторож» выдергивает веревочку (ленточку) только у того, кто бежит с предметом в руках.

Примечания

  • Перед игрой особо следует обратить внимание детей на то, что при беге необходимо крепко держать предмет в руках, не допускать его падения, чтобы другие играющие о него не споткнулись.
  • "Так как бег может носить характер челночного (положил за черту предмет - развернулся для бега в обратном направлении), то важно объяснить детям, что в этой игре надо остановиться за чертой, положить предмет, спокойно развернуться в сторону играющих и только потом бежать, если ближайшее, пространство свободно. Это позволит избежать лобового столкновения с другим игроком, приближающимся к черте.
  • Взрослый останавливает игру, если он видит признаки средней степени утомления у ребенка - «сторожа» или детей, которые еще в игре.

Предварительный просмотр:

Медведи

Семейство млекопитающих отряда хищных. Отличаются от других представителей псообразных более коренастым телосложением. Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли. Невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют.

Подвижная игра «Медвежонок»

По всей площадке расставлены предметы - «деревья» (высотой 5-15 см - для детей среднего возраста, 5-30 см - для детей старшего возраста). Можно использовать гимнастические скамейки.

Перед началом игры выбирают «медвежат» и «пчелок». Варианты распределения ролей:

2 «пчелки» {для среднего возраста};

девочки - «пчелки», мальчики - «медвежата», и наоборот;

Дети делятся поровну и запоминают, кто будет «пчелками», а кто - «медвежатами» (старший возраст}.

«Пчелки» встают в круг (пару) на одной стороне площадки, а «медвежата» - около предметов. По сигналу взрослого «пчелки» начинают ходьбу по кругу с произнесением слов:

Сладкий, желтый, вкусный мед медвежонок знает.

Ох, как любит мишка мед! Он в дупло влезает.

Зы-зы-зы, жи-жи-жи - мишеньку кусают.

Это, пчелки в дупле мед свой охраняют.

В это время «медвежата», передвигаясь от одного предмета к другому, выполняют подъем на них и спуск.

С окончанием слов «пчелки» кусают (пятнают) «медвежат». Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Предварительный просмотр:

«Пингвины»

Из птиц, связанных своим существованием с морем, они наиболее приспособлены к жизни в воде. Пингвины выходят на берег только в период размножения, а в остальное время держатся в открытом море. Эти птицы прекрасно плавают и ныряют в поисках добычи - рыбы, мелких ракообразных, но совсем не летают. Плавая, они погружаются в воду почти до шеи и гребут исключительно крыльями, как и при нырянии. Ноги при плавании вытягиваются назад и служат рулем. По льду и снегу пингвины быстро скользят на животе, отталкиваясь крыльями, а также ходят, держа при этом корпус вертикально и опираясь на ноги и хвост. Большинство пингвинов с легкостью выскакивает из воды на высоту метра и более на лед или на скалы. Некоторые виды передвигаются по суше прыжками.

Основные приспособления к плаванию и нырянию заключаются у пингвинов в том, что крылья сильно уменьшены в размерах и имеют форму узких плоских ластов. Пингвины потеряли летные способности в очень отдаленном прошлом в связи с переходом к ловле добычи исключительно в водной среде.

Многие пингвины делают подобие гнезда из мелких камешков, водорослей. Некоторые виды роют норы. В кладке одно или два белых яйца. Насиживают яйца оба родителя поочередно, при этом птицы лежат, покрывая кладку телом. Пингвины обычно гнездятся колониями, там царит шум и гам. Они обитают в Антарктиде и на побережьях материков и островов Южного полушария.

Подвижная игра «Пингвины»

По всему пространству зала (площадки) расставлены предметы (высотой 10-20 см). Между ними врассыпную располагаются дети, они - «пингвины». На одной из сторон зала (площадки) встает ребенок, выбранный перед началом игры «тюленем». По сигналу взрослого «пингвины» начинают свободно передвигаться по площадке (ходить, медленно бегать), подниматься на предметы и спрыгивать с них, а «тюлень» ходит вокруг них и после знака взрослого произносит слова:

Плавают в воде пингвины,

Забираются на льдины,

Любят в воду с них нырять,

Любят рыбку догонять.

в воду прыгать им не лень.

Только ждет их там тюлень.

; После произнесения последнего слова «пингвины» разбегаются, а тюлень» их ловит.
Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Предварительный просмотр:

«Мыши»

Мыши относятся к грызунам. От других млекопитающих грызуны отличаются строением зубов. У любого из этих животных сильно увеличены верхние и нижние передние зубы - резцы. Нередко они выдаются вперед за пределы рта и придают мордочкам зверьков характерный вид.

Современные грызуны в основном невелики. Длина тела самых мелких (мышь-малютка, мышовки) составляет 5 см. А в прошлом на Земле встречались грызуны величиной с медведя.

Небольшая и юркая, с длинным хвостом домовая мышь - обычный обитатель человеческого жилья по всему свету. Она неприхотливый едок, поглощает любые растительные и животные корма.

Мышь является персонажем сказок разных народов.

Подвижная игра «Мыши и котята»

Перед началом игры выбирают детей, которые будут исполнять роль «котят», остальные - «мыши». Варианты распределения ролей:

2 «котенка» (для младшего возраста)".

девочки - «котята», мальчики - «мыши», и наоборот;

Дети делятся поровну и запоминают, кто будет «котятами», а кто - «мышами» (для старшего возраста}.

«Мыши» распределяются врассыпную по залу (площадке), «котята» встают по его краям. По сигналу взрослого «мыши» начинают ходить на носках (руки на поясе) в любом направлении, а «котята» обычной ходьбой передвигаются по периметру площадки, говоря слова:

Забрались в кладовку мыши,

Ходят тихо, тише, тише…

Но хозяйские котята

Тихо ходят, как мышата

поохотиться хотят

И поймать мышат-ребят.

С окончанием слов «мыши» разбегаются, а «котята» их ловят. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Предварительный просмотр:

«Саранча»

Саранча по внешнему виду очень похожа на кузнечика. Это крупное насекомое, около 5-6 см длиной, с короткими усиками, длинными жесткими передними крыльями, широкими, веерообразно складывающимися задними крыльями и с длинными прыгательными задними ногами. В нашей стране она встречается в южных областях. Размножаясь, она может перелетать на значительные расстояния, опускаясь на посевы культурных растений.

Саранча очень прожорлива: она ест растения любого вида. Чтобы сохранить посевы культурных растений, люди их опрыскивают ядами. Это проводится при помощи специально оборудованных самолетов.

Подвижная игра «Саранча»

Перед началом игры выбирают ребенка - «ловца саранчи». Он встает с одной стороны зала (площадки). Остальные дети - «саранча» стайкой располагаются в любом месте. Среди них выбирают ведущего. По сигналу взрослого «ловец» начинает шагать на месте или по периметру зала (площадки), произнося текст:

Стрекоча, стрекоча, стрекоча,

Черной тучею летит саранча.

Все съедает на своем пути -

Ни листочка, ни травинки не найти.

Надо быстро саранчу переловить!

Ребята стайкой за ведущим в любом направлении выполняют медленный бег или подскоки с ноги на ногу.

После слова «переловить» начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Предварительный просмотр:

«Синицы»

Синички относятся к отряду воробьинообразных птиц. Истребление вредных насекомых во все времена года - вот основная польза, которую они приносят. Правда, осенью птицы пополняют свой рацион семенами растений. Летом синицы малозаметны: держатся в лесах, парках и свое пребывание выдают только звонкой песенкой, один из звуков которой похож на звон колокольчика и характерен для всех синиц. Заметными синицы становятся осенью, когда они собираются в стайки и, постоянно перекликаясь, кочуют в поисках корма. В России наиболее известна большая синица зимой она обычный обитатель городов и поселков. Яркое оперение этих птичек радует глаз среди однообразной зимней белизны.

В длинные морозные зимние ночи стайки синиц забираются в укрытия (дупла, щели домов) и спят, тесно прижавшись друг к другу, образовав пушистый шарик с торчащими из него хвостиками.

Настоящих перелетов синицы не совершают, но кочевки их бывают весьма дальними.

Гнездятся синицы ранней весной, поэтому свои гнезда они тщательно укрепляют перьями и шерстью. Насиживающая яйца синица, боясь их переохладить, покидает свое гнездо очень неохотно.

Синицы - птицы очень сообразительные. Например, если внутри бутылки на нитке подвесить съедобный для птицы кусочек, она сначала попытается склевать его сквозь стекло. Затем сядет на горлышко и будет вытягивать нитку клювом. Однако нитка слишком длинная, и за один раз ее вытянуть невозможно. Тогда птица после каждого подтягивания будет придерживать ее лапкой, пока в конце концов не вытянет корм.

Подвижная игра «Синичка»

Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль синички-мамы. Остальные дети - «птенцы» встают в круг, берутся за руки и по сигналу взрослого начинают ходьбу, произнося текст:

Покинула мама-синичка гнездо.

Без мамы-синички пусто оно.

Синички -птенцы без мамы скучают,

Один за другим из гнезда вылетают.

Скорее, синичка, найди малышей,

В семейном гнезде будет всем веселей!

«Мама» в это время выполняет за кругом любые движения, имитирующие полет: стоя на месте, поднимает руки в стороны и опускает вниз; выполняет повороты туловища вправо-влево; ходит или бегает в медленном темпе в любом направлении.

С окончанием слов дети разъединяют руки и начинают бегать в медленном темпе врассыпную по площадке. По команде взрослого «Найди малышей!» «мама» ловит «птенцов». Ребенок, которого запятнали, отходит в указанное место, где лежит большой обруч - «гнездо», и выполняет любой вид ходьбы: приставным шагом вокруг обруча липом или спиной к центру; то же, но стоя на ободе обруча; перешагивание через обруч вперед-назад или вправо-влево боком на месте и с продвижением вдоль обруча вправо или влево. Дети, которых также «поймали», договариваются между собой и выполняют вместе любое понравившееся упражнение из числа предложенных или придуманное ими самими движение.

Предварительный просмотр:

«Совы»

Отряд сов включает в себя два семейства - сипуховых, представленных 11 видами, и настоящих сов, к которым относят 123 вида. Большинство из них обитают в тропических лесах Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В России живут 17 видов этих птиц.

Особенно примечательны огромные круглые глаза сов. Они прекрасно видят и днем и ночью, только мир им представляется черно-белым. Глаза у сов расположены не по бокам головы, а сдвинуты к основанию клюва. Это позволяет птице точно оценивать расстояние до интересующих ее предметов, в первую очередь при нападении на

жертву. Но обзор у сов меньше, чем у других птиц, сзади и с боков они ничего не видят. Чтобы смотреть в разные стороны, они ухитряются поворачивать голову вокруг вертикальной оси на 270° градусов, а вокруг горизонтальной - на 180°.

Основную информацию об окружающем мире совам дает слух. Его уникальные органы способны точно находить источник звука. Это помогает совам в темное время суток, когда многие из них охотятся. Опыты показывают, что совы успешно ловят добычу даже с завязанными глазами.

Интересно, что среди птиц только у сов есть подобие ушных раковин. Образованные специальными складками кожи и перьями, они достигают у представителей некоторых видов немалых размеров. Велики и барабанные перепонки. Но самое замечательное приспособление - так называемый лицевой диск из подвижных маленьких перышков, растущих возле клюва. Он улавливает самые слабые звуки. А похожие на уши пучки перьев на голове филина или ушастой совы - лишь своеобразное украшение и слышать, никак не помогают.

У сов развита способность летать практически бесшумно, что важно во время охоты ночью.

Большинство сов создают семейные пары, причем у некоторых из них они сохраняются на всю жизнь. Гнезда совы не строят, предпочитая устраиваться в дуплах, норах, нишах, на чердаках. Иногда они занимают гнезда хищных птиц без разрешения их законных хозяев. Они приступают к гнездованию рано, когда перелетные птицы еще не вернулись с юга. Обычно в кладке от четырех до семи яиц белого цвета.

Самая крупная и мощная сова - филин живет во всех природных зонах Евразии, кроме тундры. Питается филин мышами и белками, глухарями и чайками, лисами и зайцами.

Ушастая сова - средняя по размерам. Если главное условие выбора места жительства филина - подальше от человека и поближе к корму, то ушастая сова не боится человека, она хорошо освоилась в городской среде. В начале апреля в каком-нибудь старом вороньем гнезде можно увидеть эту гостью. Маскировочная окраска и ушные перья придают сове сходство с веткой или частью ствола.

Самая маленькая сова в Евразии - воробьиный сыч занимает одновременно несколько дупел. Там она ночует и осенью делает кормовые запасы. Как правило, это полевки и другие мелкие грызуны, реже - птицы отряда воробьиных.

Подвижная игра «Сова»

По всему пространству зала (площадки) расставлены предметы для подлезания под них и проползания под ними. Выбирают ребенка, который будет исполнять роль совы. Он садится на стул (скамейку). Остальные дети - «мыши» располагаются

врассыпную по залу (площадке). По сигналу взрослого ребенок-«сова»

начинает произносить слова:

Днем мышата веселятся,

Днем мышата все резвятся,

Так как спит сова при свете.

Это знают даже дети!

А наступит темнота

Мыши, прячьтесь кто куда!

Ребята в это время передвигаются по площадке: бегают в медленном темпе, ползают, выполняют подскоки, проползают под предметами и подлезают под ними.

С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием.

Правила игры. 1. «Ловишка» не пятнает ребенка, который успел

Подлезть под предмет. 2. Нельзя находиться под предметом дольше

Трех счетов: один, два, три.

Предварительный просмотр:

«Сороконожки»

Если поднять камень в саду, иногда можно заметить выбегающую из-под него гусеницу, будто бы состоящую из нанизанных колец и передвигающуюся с помощью множества лапок. Всего у сороконожки насчитывается 21 кольцо, по две лапки на каждом,- всего 42.

Сороконожка приносит большую пользу в саду, так как поедает вредных насекомых. Но на юге Франции и в тропических странах живет родственница сороконожки - сколопендра. Вот она-то вредна и даже опасна - ядовита.

Подвижная игра «Сороконожки»

Все играющие делятся на две равные по количеству участников подгруппы, в каждой из которых выбирают ведущего - «голову сороконожки». Остальные дети - «ножки сороконожки». Ведущие запоминают ребят своей подгруппы, затем встают в середине зала (площадки) лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные ребята располагаются за ними в колонны, кладут ладони на плечи впереди стоящего.

По сигналу взрослого все дети начинают ходьбу приставным шагом вправо (влево) и одновременно произносят:

Как-то две сороконожки

Разыгрались на дорожке.

В «карусельку» играют,

Всеми ножками шагают.

А потом так закружились -

Друг от друга отцепились.

После слова «отцепились» ходьба прекращается, ведущие остаются стоять на месте, держась за руки, а остальные дети разбегаются.

Затем ведущие вместе произносят:

Свои ножки лови,

На другие - не смотри,

После этого начинается бег с ловлей и увертыванием: каждый ведущий пытается вернуть в свою колонну убежавшие «ножки». Пойманный ребенок отходит в указанное заранее для своей подгруппы место. Выигрывает ведущий, который быстрее своего товарища поймал свои «ножки» и построил ребят в колонну.

Примечания

Если количество детей нечетное, взрослый принимает участие в качестве игрока одной из подгрупп.

Ведущий может запомнить своих игроков, стоящих в произвольном построении, только посмотрев на них. А можно попросить детей построиться в две шеренги или в два круга. В этом случае каждая «голова сороконожки» запоминает свои «ножки», проходя вдоль шеренги или по кругу и произнося вслух имя каждого участника своей подгруппы.

Предварительный просмотр:

Подвижная игра «Тихо бегают мышата»

Перед началом игры выбирают «кота». Он встает (садится на стул, скамейку) на одной стороне зала (площадки). Остальные дети - «мышата» располагаются врассыпную по залу. По сигналу взрослого «кот» начинает произносить слова:

Тихо бегают мышата

На носках по кладовой. «Цапли»

Болота, заросшие кустарником, - любимые места этих птиц. Цапля имеет длинные ноги, длинную шею, сильный большой клюв. Цапли чаще всего стоят неподвижно, втянув шею в плечи, в тростниках на болоте у самой воды и высматривают добычу. Завидев рыбку, птица быстро выпрямляет шею и схватывает ее клювом. Цапли питаются лягушками, мышами, насекомыми, которых они ловят на суше.

Как многие другие животные, эта птица попала в сказку. Например, широко известна русская народная сказка «Журавль и цапля».

Подвижная игра «Цапля»

Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль цапли. Остальные дети - «лягушки». Они встают врассыпную по залу (площадке). По сигналу взрослого ребенок - «цапля» начинает выполнять ходьбу с высоким подниманием бедра вдоль одной из сторон зала (площадки), произнося слова:

Птица с длинными ногами,

Цапля с тонкими ногами

По болоту шагает и лягушек считает:

«Один, два, три, четыре, пять...

Лучше их поймаю, съем!»

Эстафета зверей

Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются "медведями", вторыми - "волками", третьими - "лисами", четвертыми - "зайцами". Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде ведущего участники команд должны пропрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда "волков" бегут как волки, команда "зайцев" - как зайцы и т. д.

Разгрузи машину

Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему.

Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины.

Машинами могут быть коробки, стулья; овощами -- кегли, кубики и т. п.

Передал - садись!

Играющие делятся на несколько команд, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Репка

Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.

Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Посади и собери урожай

Количество игроков: 2 команды по 4 человека

Дополнительно: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.

  • 1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
  • 2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
  • 3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
  • 4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).

Побеждает более быстрая команда.

Бег «сороконожек»

Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед 40-50 метров до «финиша», все время держась за веревку.

Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.

Команда выстраивается по росту. Первый игрок просовывает левую руку между ног, стоящий за ним берет правой рукой эту руку, свою левую просовывает между ног и т.д. По сигналу команды начинают движение к финишу.

    Удержи снежинку

Ведущий раздает игрокам по маленькому комочку ваты, его надо разрыхлить так, чтобы можно было поддувать, и он летел бы, как пушинка. Задача – не дать упасть «снежинке», необходимо дуть на нее, поддерживая в воздухе.

18. Шариковые бои

В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков участник держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 м от таза, участник сбивает "мокрые" шарики "сухими". Если мокрый шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то сухой шар остаётся в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем можно совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

    Черный ящик

Команда задает 5 вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет», и выясняет, что спрятано в черном ящике.

20. Рифмоплеты

Участники сочиняют стихи, в которых все слова состоят из трех букв. Например:

Тот дуб, кто туп.

    Песня по хлопку

Участники поют хорошо известную песню по хлопку, стоя в кругу, лицом наружу. По хлопку поют про себя, потом по хлопку поют вслух, должен получиться слаженный хор.

    Канатоходцы

На полу выкладывают веревку или чертят мелом извилистую линию. Соревнующиеся должны пройти по ней, глядя на нее в зеркало, которое они держат над головой.

ИГРЫ

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

    Тезки

Участникам предлагается собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя. Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.

2. 5 Важных вещей

Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.

3. «В трех словах»

Каждому участнику предлагается рассказать о себе, используя при этом только три слова.

    Газетка

Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая "газетка". Называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг, должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали, поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.

    Мяч по кругу

Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.

    В алфавитном порядке

Ребятам предлагается построиться по именам в алфавитном порядке. Хорошо при первой встрече.

    В два круга

Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.

    Карточки

Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Например: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно, и т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение можно включать те качества, которые важны вожатому: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).

    Животные на спину

Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать8портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.

    Поздороваться за руку с максимальным количеством людей

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше, чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

    Игра - приветствие

Участники группы по очереди, не говоря, кому они адресуют, произносят какое-либо приветствие. Все участники должны угадать, кому данное приветствие адресовано, и назвать хором его имя. Если звучат разные имена, то автор приветствия сообщает, кому оно было адресовано. Затем в игру вступает его сосед. Приветствия могут быть самые разные:

«Привет тому, у кого всегда хорошее настроение!». Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы имена всех членов группы плюс один-два хода. Участников следует ориентировать на то, чтобы приветствия были яркими, образными, но в то же время закамуфлированными.

    Надпись на значке

    Участникам даётся задание придумать изображение или надпись на своей футболке, значке, которые должны отражать индивидуальность владельца. Через минуту участники по кругу говорят: «Здравствуйте! Меня зовут. ……… Думаю, что на своей футболке или значке я бы написал …..».