==Консультация для педагогов -Гимнастика для глаз.doc - Рекомендации педагогам - Гимнастика для глаз для дошкольников. Упражнение «Солнечный зайчик»

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА для

детей СРЕДНЕЙ группы

Гимнастика после дневного сна –один из методов сохранения здоровья дошкольника. Огромная мечта всех родителей, чтобы наши дети были здоровыми, успешными, энергичными. Пробуждение детей после дневного сна требует от воспитателя особого подхода.. Когда наступает время подъема, мы даём детям возможность проснуться, соблюдая обязательное условие пробуждения - это поза- лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслаблено и спокойно Комплекс гимнастики постоянный и меняется через 1 месяц. Пробуждение после дневного сна индивидуальное. В нашей группе гимнастика проводится по подражанию.

Комплекс №1 «Весёлый котёнок»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, И.П., вдох (через нос).

4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - вдох.

6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

Комплекс №2 «Прогулка по морю»

1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.

2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.

3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.

4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.

5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.

6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.

Комплекс №3 «Прогулка в лес»

1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.

3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.

5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть.

6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

Комплекс №4 «Дождик»

1. И.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами. Капля первая упала - кап!

То же проделать другой рукой. И вторая прибежала - кап!

2. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели,

Капельки«кап-кап» запели,

Намочились лица.

3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Мы их вытирали.

4. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

5. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

6. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.

7. И,-.П.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.

Комплекс №5 «Прогулка»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.

2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.

3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.

4. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.

5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.

6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.

Комплекс №6 «Неболейка»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянyтьcя, и.п.

2. И.П.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.

3. И.П. то же, массаж пальцев рук - от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).

4. И.П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук - от пальцев до плеча.

5. И.П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.

6. И.П: о.с., ходьба на месте с высоким подниманием колена

Комплекс №7 «Я на солнышке лежу»

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать!

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите.

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.

2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.

3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).

4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.

5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.

6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.

Комплекс №8 «Поездка»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую), и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.

2. .П.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и.п.

3. И.П.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.

4. И.П.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) - выдох, и.п., локти касаются пола - вдох.

5. И.П.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.

6. И.П.: о.с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.

Комплекс №9 «Самолёт»

1. И.П.: сидя, ноги скрестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).

Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.

2. И.П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, Посмотрел.

Левое крыло отвел, Поглядел.

3. И.п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом.

Я мотор завожу И внимательно гляжу.

4. И.П.: о.с. встать на носочки и выполнять летательные движения.

Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу.

5. И.П.: о.с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).

6. И.П.: о.с., быстро моргать глазами

Комплекс №10 «Два брата, через дорогу живут…»

1. И.П.: сидя, ноги скрестно, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).

2. И.П. то же, быстро моргать глазами 1-2 мин.

3. И.П. то же, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 мин.

4. И.П. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Снять пальцы с века, повторить 3-7 раз.

5. И.п. то же, отвести глаза вправо, влево.

6. И.П. то же, отвести глаза вверх, вниз

Комплекс №11 «Уголёк»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и.п.

2. «Бревнышко».

И.П.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.

3. «Лодочка».

И.П. лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам - вдох, и.п - выдох.

4. «Шлагбаум».

И.П.: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и.п, поднять левую ногу, и.п.

5. «Божья коровка». И.П: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.

6. Ходьба на месте.

Комплекс №12 «Шалтай - балтай»

1. И. П.. Лежа на спине; ноги прямые. Согнуть ноги в коленях, выпрямить.

2. И. П. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, выполняя непроизвольные движения тела.

3. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.

4. И. П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поднять ноги, поболтать ими.

5. И. П. Сидя. Поднять ноги, согнутые в коленях, покачать ими.

6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть

Комплекс №13 «Весёлые жуки»

1. И. П. Лежа на спине, руки, согнутые в локтях перед собой. Поочередное сгибание и разгибание ног, касаясь локтями коленей.

2. И. П. Лежа на спине, руки согнуты в локтях, ноги - в коленях. Побарахтаться, как жучок

3. И. П.. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Надуть живот, как мячик, удержать положение, не дыша, 2-3 секунды.

4. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям - поочередно к правому, левому.

5. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.

6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.

Комплекс №14 «Жук»

1. И.П.: сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.

В группу жук к нам жук.

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»

2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел

Каждый влево посмотрел.

3. Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился.

5. И.п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками «волчок» и встать.

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».

6. Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.

Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко.

7. Поднять руки вверх, посмотреть вверх.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

8. Подняться на носки, смотреть вверх

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

9. Хлопать в ладоши.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

10. Имитировать полет жука.

Чтобы улететь не смог,

«Ж-ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж- ж-ж-ж-ж».

Рекомендации педагогам
Какая существует гимнастика для глаз для дошкольников?
Неоднократно говорится о пользе гимнастики для глаз и рассказывается об
эффективных упражнениях для глаз.. Но сегодня я хочу поговорить о наших
любимых и ненаглядных детках. Им ведь тоже необходимо заниматься зарядкой для
глаз. Но, к сожалению, малышам не объяснишь необходимость регулярно выполнять
скучные упражнения. Именно поэтому занятия нужно проводить в игровой форме -
это развлечет ребенка и поможет ему избежать проблем со зрением. Я подскажу вам,
как это сделать. Ухудшение зрения у детей Зрение – одно из пяти чувств, с помощью
которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.
Новорожденный младенец первое время только наблюдает за смешением теней и
света. Слабое зрение – результат еще не сформировавшейся сетчатки. Ежедневно
малыш получает все больше информации благодаря зрению
Причины
Современные условия, в которых растут дети, не позволяют оградить их от
вредных воздействий. Такие полезные для развития ребенка мультфильмы,
развивающие компьютерные игры, телевизор – все это неотъемлемая часть жизни
дошкольника. Мы не будем говорить о вреде телевизора и компьютера, а
постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких
условиях и необходимо научиться беречь зрение.
Парадокс в том, что глаза тренируются ежедневно, но, несмотря на это, зрение
может ухудшаться. Врачи уже давно трубят о том, что так называемая эпидемия
заболеваний органов зрения развивается катастрофическими темпами.
Польза гимнастики для глаз
Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение.
Главной задачей гимнастики для глаз для детей­дошкольников является
формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении
необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, так называемая
физминутка, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение,
предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный
материал усваивается более эффективно. Начинать гимнастику для глаз
(элементарные упражнения) необходимо уже в раннем возрасте. Пятиминутное
занятие, которое годовалый ребенок воспринимает как игру, надо проводить два­три
раза в день.

Самое простое – закрывание­открывание век (темно­светло), круговые вращения
зрачка (ребенок наблюдает за
самолетиком, кружащим перед ним в
маминой руке). Когда малыш освоит эти
упражнения, можно вводить более
сложные. К трем годам ребенок уже готов
повторять все, о чем вы его просите. Он с
удовольствием гримасничает,
артикулирует.
Тренируемся с мамой
Любой маме под силу тренировать зрение малыша дома. К примеру, поиграйте с
малышом в считалку. Подходим к окну и считаем все и всех: машины, людей, деток,
кошек и собачек. Глазками следим за тем, как они движутся. Можно наблюдать за
происходящим одним глазиком, а второй закрыть рукой. Еще один вариант: смотреть
в окно через бумажный лист с небольшим отверстием.
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много­много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
***
«Осень»
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх –
влево - вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).
***
«Елка»
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
***
«Овощи»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Посмотреть влево­ вправо
Влево - вправо.
Посмотреть вниз.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

На сегодняшний день активная жизнь детей включает в себя просмотр мультильмов, развивающие компьютерные игры, освоение навыков чтения. Все это создает определенную нагрузку на глаза, поэтому стоит начать делать гимнастику для глаз для дошкольников – проведенная в игровой форме, она понравится малышу, кроме того, он должен воспринимать позитивно, с юных лет приучаясь заботиться о глазах. Скорые перемены – то есть уже школьные занятия – нагрузку на глаза еще и увеличат.

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

Зрительная гимнастика используется:

Для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

Для укрепления мышц глаз

Для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются задания в стихотворной форме

Также гимнастика проводится с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль». Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.

Работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Какие упражнения будут наиболее эффективны? В первую очередь это моргание, которое помогает глазу очиститься и снять усталость. Можно использовать также пример бабочки, которая часто машет крылышками.

Следующее по популярности упражнение – « Ладошки », то есть ребенок закрывает глаза ладонями и держит их примерно полминутки. Помогает снять напряжение и усталость глаз.

Также эффективно упражнение « Филин » – сначала ребенок должен крепко зажмурить глаза, а потом их максимально широко открыть и подержать их так какое-то время.

Можно сыграть в « далеко » – « близко », когда ребенок должен переводить взгляд с предмета, расположенного рядом, в комнате, на предмет, находящийся далеко за окном.

Также можно поиграть с ребенком в « Листья », когда он должен следить глазами за падающими листочками: взгляд перемещается при неподвижной голове вправо и влево, а также вверх, затем вниз. Также очень популярно у малышей упражнение «Солнышко» – нужно как бы следить за солнцем, перемещая взгляд соответственно его движению: слева направо и вверх – вниз.

Предлагаю вашему вниманию гимнастику для глаз «Дни недели»

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;(совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ С ДЕТЬМИ

Зрительная гимнастика - это одна из форм профилактики и коррекции нарушений зрения, предотвращение переутомления зрительного аппарата.

Специальные упражнения для глаз основаны на равномерном чередовании тренировок глазных мышц с полноценным отдыхом зрительного аппарата. Выполняя такие несложные упражнения каждый день, можно не только сохранить зрение, но и восстановить его полноценное функционирование.

Зрительную гимнастику обязательно проводите во время работы за компьютером:

для 4-5 летних детей - после 5 мин работы,

для 6-7-летних - после 7-8 мин работы.

Длиться зрительная гимнастика должна 1-2 мин.

Гимнастика для глаз - это одна из здоровьесберегающих технологий, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами и тому подобное.

Упражнения зрительной гимнастики:

снижают утомляемость глаз

укрепляют глазные мышцы

снимают напряжение

предотвращают возникновение нарушений зрения

положительно влияют на общую работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Гимнастика для глаз дома: упражнения для проведения с детьми

Если у ребенка уже выявлены нарушения зрения, зрительная гимнастика поможет решить эту проблему. Задача родителей - выучить с ребенком простые упражнения для улучшения зрения и регулярно напоминать ей выполнять гимнастику для глаз.

Чтобы поощрить ребенка и вызвать у нее интерес к зрительной гимнастике, рекомендуйте родителям выполнять упражнения для глаз вместе с ней.

Предлагаем несколько простых упражнений, которые удобно выполнять с ребенком дома.

Подвесьте разноцветные картонные кружочки разных размеров в углах комнаты под потолком.

Предложите ребенку посмотреть на левый круг несколько секунд, затем - на правый, а затем закрыть глаза на 10 сек. Выполните с ребенком это упражнение 3-5 раз. Предложите ребенку в течение 10 с попеременно закрывать и раскрывать глаза для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко.

Сядьте напротив ребенка и поставьте руки под подбородок, чтобы избежать движений головы. Предложите ребенку сделать то же самое. Затем выполняйте упражнение вместе. Следует поднять глаза и посмотреть вверх, затем - вниз по 4 раза, перерыв 10 с; затем - вправо, влево 4 раза, перерыв 10 сек.

Разместите на потолке рисунок в виде змейки, спирали или цветной шахматной доски. Предложите ребенку «пройти путь» глазами: от начала молнии до ее конца, от начала спирали до центра, по кубикам определенного цвета, который вы зададите.

Предложите ребенку представить перед собой квадрат и «обвести» его глазами по периметру по часовой стрелке и против нее, а затем провести воображаемые линии по диагонали - с левого верхнего угла в правый нижний и из левого нижнего угла в правый верхний.

Поиграйте с ребенком «в мишку». Ребенок должен стоять расслабленно и переступать с одной ноги на другую, отрывая пятки от пола, и слегка покачаться, как мишка. Взгляд при этом необходимо сосредоточить четко перед собой - в направлении носа - и не переводить его на один из предметов, которые попадают в поле зрения. Во время выполнения упражнения можно моргать. Упражнение следует выполнять в течение 2-3 минут.

Предложите ребенку закрыть глаза, накрыть их ладонями и представить перед собой черное поле. Поэтому «нарисовать» носом маленькую букву «о». Внутри нее - еще меньше, а внутри этой - еще меньшую и т.д., пока не получится точка. По завершении упражнения ребенок должен в течение 30 сек поморгать глазами.

Отыщите за окном очень удаленный объект. Предложите ребенку посмотреть через окно на него и внимательно рассматривать в течение 10 с, затем перевести взгляд на объект, что находится в комнате. Повторить упражнение следует 3-4 раза.

Предложите ребенку протянуть перед собой правую руку. Затем медленно водить указательным пальцем вправо–влево, вверх–вниз и взглядом следить за ним.

Пользу приведенных упражнений зрительной гимнастики будет ощутимой только при условии систематического их выполнения. Эти упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 10-15 минут. в любое время после зрительной деятельности.

Одной из основных причин ухудшения зрения у детей является чрезмерное использование компьютера и гаджетов.

КАК ПРОВОДИТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Придерживайтесь следующих важных правил, чтобы упражнения были эффективными:

предлагайте дошкольнику передышку в течение 1-2 минут. через каждые 10 мин выполнение специальных упражнений

озвучивайте ребенку все действия, которые вы выполняете

придерживайтесь принципа усложнения материала. Так, сначала отрепетируйте простые движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривание, моргание и т. п, а лишь затем используйте более сложные в исполнении упражнения

применяйте довольно крупные штифты, изготавливая собственноручно наглядные средства (плакаты или карточки)

используйте для работы с детьми качественная бумага - лучше матовый, а не глянцевый; изображение на карточках - не на белом фоне, а на светло-желтом или светло-зеленом

размещайте надписи на листе или на доске так, чтобы у ребенка буквы не сливались в одну сплошную линию; выясните, надписи цвет ребенок видит лучше

не ограничивайте ребенка, когда она поднимает карточки с изображениями или буквами слишком близко к глазам

обязательно следите за осанкой ребенка во время выполнения им упражнений

подбадривайте интерес детей к зрительной гимнастике, каждый раз используя новые дидактические средства, например: предметы-игрушки стихотворное сопровождение задание на поиск предметов или картинок, спрятанных в комнате и тому подобное.

Зрительный аппарат подвергается постоянной нагрузке в течение дня. Это связано с особенностями кровообращения, работой преломляющих структур и вспомогательными мышечными компонентами.

Упражнения для глаз могут быть особенно полезны для детей, поскольку в детском возрасте орган зрения наиболее уязвим для действия патологических факторов. Гимнастика для глаз в детском саду должна включать самые эффективные упражнения.

Зрительный аппарат подвергается постоянной статической и динамической нагрузке в течение всего дня. Под статической нагрузкой понимают длительное чтение, работу с компьютером, а динамическая нагрузка связана с постоянными изменениями кривизны .

В итоге наибольшее влияние оказывается на хрусталик, вспомогательные мышцы и сетчатку глаза. Упражнения для глаз могут не только восстановить работоспособность основных структур глазного яблока, но и улучшить кровоснабжение.

Для понимания важности зрительной гимнастики следует обратить внимание на основные негативные эффекты длительной нагрузки. К ним относят:

  • Сухость глаз – недостаточное выделение жидкости в области роговицы. Такое состояние проявляется дискомфортом, резью в области глаз и временным ухудшением зрения. Обычно сухость глаз обусловлена недостаточным морганием во время работы с компьютером, поскольку именно во время закрытия глаза происходит увлажнение .
  • Высокая светочувствительность – появление неприятных ощущений при воздействии света на глаз. Такое явление часто обусловлено длительным пребыванием в условиях недостаточного освещения.
  • Усталость мышечных структур глазного яблока. Такое состояние связано с болью и дискомфортом при движении глаз и нарушением аккомодации.
  • Размытость или раздвоенность зрение. Эти негативные эффекты могут быть связаны как с патологиями, так и с временными нарушениями зрительных функций. Иногда такое состояние появляется при недостаточном кровоснабжении структур глазного яблока.
  • Различные заболевания: близорукость, астигматизм, амблиопия и другие.

Многие офтальмологи не признают эффективность гимнастики глаз, но эта техника и не предназначена для лечения уже выявленных офтальмологических патологий.

Постоянные упражнения помогут зрительному аппарату адаптироваться к различным дневным нагрузкам.

Виды гимнастики


Гимнастика направлена на укрепление мышц

Выбор гимнастической техники для глаз зависит от профилактической цели, выявленных заболеваний и типа нагрузки. Так, в зависимости от желаемого эффекта, гимнастика может быть ежедневной или менее постоянной.

Ежедневная гимнастика позволяет адаптировать зрительный аппарат к сильным нагрузкам, включающим постоянную работу с текстом. Детям не рекомендуется тратить больше часа на чтение в сутки, но иногда и такая нагрузка может быть значительной.

Как уже было сказано, нагрузка может быть статичной и динамичной. У детей дошкольного возраста преобладает динамичная нагрузка, связанная с постоянным изменением дистанции обзора и адаптацией к различным условиям освещения.

В этом случае комплекс гимнастических упражнений должен быть направлен на расслабление структур глазного яблока и улучшение кровоснабжения.

Гимнастическая техника также широко варьируется в зависимости от диагностированных заболеваний. Так, например, обычно обусловлено аномальным строением мышц глаза или их спазмом, поэтому упражнения должны быть направлены на коррекцию мышечной нагрузки.

Примеры конкретных упражнений


Гимнастика для глаз

Самым показательным примером гимнастики для глаз является стандартный комплекс упражнений, учитывающий как работу оптических структур глазного яблока, так и нагрузку на мышцы.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • Мягкий и осторожный массаж глазного яблока подушечками пальцев.
  • Поворот глазного яблока вверх, вниз, вправо и влево при закрытом глазе.
  • Поочередная фокусировка на самом дальнем видимом объекте и на самом ближнем. Для этого можно встать перед окном и держать перед собой карандаш.
  • Вращение глазного яблока для тренировки мышц.
  • Поочередное зажмуривание и расслабление круговой .

Такая гимнастическая техника лучше всего подходит для ежедневного применения. Перечисленные упражнения особенно полезны после чтения или работы с компьютером.

Другие упражнения:

  1. Растяжка для мышц глазного яблока. Для этого нужно сначала посмотреть прямо перед собой и затем переключить обзор как можно дальше вправо или влево без поворота головы. Рекомендуется выполнять поочередно несколько раз.
  2. Моргание. Необходимо моргать несколько раз через определенный промежуток времени. Такая гимнастическая рекомендация не должна вызывать удивление, поскольку многие дети и взрослые забывают моргать во время длительной статической нагрузки. Это полезное упражнение для увлажнения глаза после чтения или работы с компьютером. Если ребенок жалуется на боль в глазах и постоянно щурится, то такое упражнение рекомендуется выполнять несколько раз в день.
  3. Повороты головы вправо, влево, вверх и вниз. Выполнять такое упражнение необходимо осторожно, чтобы не повредить позвоночные суставы. Гимнастика для шеи помогает улучшить кровоснабжение глазного яблока.

Для улучшения общего мышечного тонуса и нормализации кровообращения рекомендуется также выполнять небольшую зарядку 1-2 раза в день. Физические упражнения не должны ограничиваться мышцами глазного яблока.

Зрительная гимнастика отлично дополняет другие способы предотвращения развития заболеваний глаз. Если ограничить профилактику болезней только редкими упражнениями, то эффективность защиты зрения будет достаточно низкой.

  • Питание. Для детей рекомендованы нормы возрастной диеты, учитывающие особенности определенной стадии развития организма. Также необходимо обратить внимание на специальные продукты, улучшающие работу зрительного аппарата. В рационе питания должны быть листовые зеленые овощи, рыбные продукты, цитрусовые фрукты, пшеничный хлеб и ягоды. В этих продуктах содержатся самые главные вещества – витамин A, цинк, лютеин и жирные кислоты.
  • Регулярное посещение офтальмолога. В стандартную процедуру осмотра должны входить такие инструментальные исследования, как и . Ранняя диагностика заболеваний позволяет выбрать эффективные методы коррекции зрения.
  • Своевременное лечение заболеваний нервной и сердечно-сосудистый систем.

Таким образом, специальные упражнения для глаз вкупе с другими методами профилактики помогут предотвратить нарушения зрения. Гимнастика для глаз в детском саду должна быть представлена самыми эффективными упражнениями.

Гимнастика для глаз – 7 лучших упражнений в видеоматериале: