Кому нужны изменения в регламенте.

Много любителей понаблюдать за гонками Формулы 1 достоверно не знают, что именно включают в себя правила этих гонок. Определение рассматриваемого вида спорта имеет техническую и общую сторону.

В первом случае Формула 1 представляет собой перечень норм технической направленности, а также требований и правил, в соответствии с которыми проходит организация и проведение первенства мира. Корректирует, дополняет и изменяет правила Международная Автомобильная Федерация – FIA. Она выполняет функцию основного руководящего органа всех спортивных гоночных состязаний на мировом уровне. Правила соревнований, прежде всего, направлены на максимальную гарантию безопасности пилотов, участников гонок, а также болельщиков на трибунах. Кроме того, в приоритете стоит обеспечение развития автоспорта, чтобы гонки не выглядели, как элитный и экзотический вид спорта.

В общем понятии рассматриваемая дисциплина – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам. Его розыгрыш проходит каждый год и состоит из этапов или Гран При. По результатам каждого сезона в персональном и групповом зачетах присуждаются победные места. Лидер в индивидуальном рейтинге получает почетный титул чемпиона мира, а команда – Кубок конструкторов.

Особенности

Рассматриваемая гоночная дисциплина с централизованным подсчетом очков проводится с пятидесятых годов прошлого века.

Формула 1 относится к мировой элите среди кольцевых гонок. В связи с этим ее часто называют «королевой автомобильного спорта». Автогонщики, достигшие вершин в этой дисциплине, известны всей мировой общественности.

Всемирную популярность автогонки обуславливают несколько причин:

  1. Самые современные разработки и технические инновации в Формуле-1 делают ее болиды самыми стремительными автомобилями с учетом ограничений, установленных специальным регламентом;
  2. Этот вид спорта – один из самых дорогих на планете. Команды и их спонсоры ежегодно тратят десятки, если не сотни миллионов, солидная часть которых уходит на внушительные гонорары пилотов;
  3. Всеобъемлющая популярность. В разных частях мира десятки миллионов поклонников наблюдают за каждым Гран При, а на трассах присутствуют сотни тысяч болельщиков.

Ниже приведены основные принципы, на которых базируется «королева автоспорта».

Календарь

Формула 1 имеет собственный календарь, состоящий из нескольких заездов (Гран-При). Проводятся они в абсолютно разных странах, где имеется подходящая трасса, обустроенная по всем требованиям правил. Среднее число этапов составляет от 15 до 20 в год. Первый заезд по традиции производится в марте, последний этап завершается в середине осени.

Календарь чемпионата мира гоночных соревнований разрабатывается FIA и тиражируется за 12 месяцев до начала очередного сезона. Хозяева автодромов персонально оформляют договоры с представителями Формулы 1 о проведении у себя Гран При. Неудивительно, что принятие этапа всемирно известной гонки существенно повышает статус трассы.

Гран-При

Одна команда на каждый этап может заявить максимум два пилота. Сезонный лимит на гонщиков для каждого коллектива составляет четыре человека.

Гран При подразделяются на несколько дисциплин, а именно:

  1. Свободная практика. Сессия состоит из трех партий. Две из них, длиной по полтора часа, проходят в четверг или пятницу, третья часовая серия стартует в субботу утром. Эти заезды ориентированы на подготовку пилотов и команд к следующим этапам. По факту, идет знакомство с трассой, корректировка настроек болида и подбор подходящей стратегии;
  2. Квалификация. Эта серия заездов предназначена для выяснения стартовых позиций пилотов в гонке. Рассматриваемая серия состоит из трех частей: по 20, 15 и 10 минут. В первом заезде участвуют все гонщики, вторая часть ждет лучших 16 пилотов. Третью серию проходят следующие лидеры с 1 по 10 места. Победитель квалификации занимает поул-позишн, что означает его старт в гонке с первого места;
  3. Гонка – финальный и самый важный этап любого Гран-При. Днем его проведения обычно выбирается воскресенье. На стартовой позиции все участники выстраиваются на прямой в порядке, который определяется в зависимости от квалификационных результатов и штрафных начислений. В среднем протяженность гонки составляет 300 километров, а число кругов колеблется от 50 до 70. Правила регламентируют, что во время гонки дозаправка гоночного болида не разрешается. Также все пилоты обязаны сделать заезд, как минимум, на один пит-стоп. Это связано с тем, что по регламенту во время гонки должно быть использовано два типа резины.

Старт и финиш

Перед стартом гонщиков гаснут красные сигналы, включаются два зеленых светофора, болиды уходят на полуминутный круг прогрева, после чего зеленые фонари тухнут. Автомобили выстраиваются на стартовых позициях с включенными моторами. В течение пяти секунд вспыхивают все пары красных световых элементов. Через секунду они одновременно деактивируются, что свидетельствует о начале гонки.

Ложный старт чреват 10 секундами пит-стопа. Если произошла отмена старта, включаются красные огни. Мигающие фонари оранжевого цвета свидетельствуют о том, что старт откладывается, когда болиды находятся на прогреве, но еще не вступили в гонку. Из-за погодных условий старт может быть отложен на неопределенное время, например, если пошел дождь за 5 минут до начала гонки.

Финиширует лидирующий пилот Формулы 1 после взмаха клетчатого флага. Следующие за ним гонщики также заканчивают гонку и уезжают в специальный парк для отстоя. Если флаг показан раньше или позже чем положено, гонка считается завершенной, а спортсмену присуждаются результаты прохода предпоследнего круга.

Расцветка флагов в проведении гонки используется разнообразная, каждый из оттенков имеет свое значение (от свидетельствования об опасности на трассе до вынесения предупреждения гонщику).

В целях усиления безопасности современная гонка Формулы 1 дополнительно оснащается противоаварийными и защитными системами. Болиды оборудованы дугами безопасности, боковины корпуса сделаны более приподнятыми, экипировка гонщика состоит из негорючих материалов. Используется специальная конструкция защиты шейно-головного отдела. На то, чтобы выскочить из авто в аварийной ситуации, пилоту дается 5 секунд, за которые он должен успеть снять руль, ремни безопасности, а затем поставить руль на место за то же время.

Статьи о спорте

Каким должен быть современный опорник?

Опорных полузащитников часто называют теми, кто таскает рояль по футбольному полю. Их игра не...

Формула-1 (FIA Formula One World Championship ) - чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами.

Соревнования Формулы-1 в течении года проводятся этапами (гран-при). Финальный этап (гран-при) подводит итог чемпионата. Соревнования в чемпионате Формулы-1 проходят в номенации как экипажей (командные соревнования), так и личные выступления — соревнования пилотов. Соответственно наивысшей наградой наградой чемпионата для пилотов является титул чемпиона мира, а команды — Кубок конструкторов.

Формула-1 при проведении командных соревнований — это действительно командная работа:

  • проектирование, производство и сборка гоночных автомобилей (болидов)
  • подбор пилота для участия в соревнованиях
  • грамотная настройка и обслуживание машины.

В связи с постоянным совершенствованием технологии гоночных болидов год за годом повляются новационные разработки и современные технические решения двигающие современную отрасль машиностроения.

Конструкция болида, участника Формулы-1 должна отвечать требованиям технического регламента «Формулы-1″ и требованиям по ударопрочности. Техническая сторона соревнований находится под юриздикцией Международной автомобильной федерации — FIA.

Технический регламент Формулы-1

Кратко опишем технический регламент Формулы-1. Он состоит из технических нормативных характеристик автомобиля Формулы-1. Ежегодно технический регламент изменяется и дополняется.

Шасси

Болид изготавливают из углепластика. Его конструкция самонесущая — монокок. Колеса машины выступают за пределы корпуса, тем самым обеспечивая ее устойчивость на дороге. Ведущая пара — задние колеса. Пилот управляет болидом используя: руль, редаль газа, педаль тормоза. Открытая кабина гоночной машины носит название кокпит. Она располагается спереди машины.

Технические характеристики болида Формулы-1

  • максимальная ширина - 180 см.
  • максимальная высота шасси — 52,5 см
  • минимальный вес болида (с гонщиком) — 702 кг

Машины Формулы-1 не самые быстрые гоночные автомобили в мире. Максимальная скорость машин Формулы-1 составляет 363км/ч. Но зато они весьма эффектны, так как имеют великолепную тормозную и аэродинамическую системы дающие машинам возможность проходить повороты практически не снижая скорости.

Усилители тормозов и АВS не используются (запрещены).

Нововведение 2014 года — использование системы Brake-by-Wire, системы распределяющей тормозное усилие между задними тормозами-дисками и системой рекуперации.

Мотор

До 20о6 года Формула-1 использовала четырехтактные V-образные 16-тицилиндровые двигатели с турбонадувом и углом развала цилиндров 90°, объемом не выше 1,6 литра.

В период с 2006 по 2014 годы использовались атмосферные двигатели V8, объёмом 2,4 литра.

Из-за затратности перехода на 8-цилиндровые двигатели малобюджетным командам в 2006 году было разрешено использовать 10-цилиндровые моторы объёмом до 3.0 литров с ограничением оборотов и диаметра воздухозаборника.

Запрещено на Формуле-1 использование систем предварительного охлаждения воздуха. В двигатель подается только воздух и топливо. Запрещены любые присадки и примеси. Количество свечей равно количеству цилиндров и количеству форсунок для вспрыска топлива. То есть цилиндр оборудуется единственной свечой и всего одной форсункой. Ограничено число оборотов двигателя до 150000 в минуту.

Материалы двигателя:

  • блок цилиндров и картер — алюминий
  • коленвал и распред вал — сталь или чугун
  • толкатели клапанов — сплав из аллюминия
  • клапаны — сплавы железа, никеля, кобальта или титана.

Использование композитных материалов в том числе карбона в двигателях запрещено.

Не полосе пит-лейн двигатель запускают внешним стартером, не входящим в конструкцию машины (отдельное переносное устройство).

Сезон 2014 принес нововведения ограничения двигателя на потребление топлива — не более 100 килограммов за гонку и не более 100 килограммов в час.

Безопасность

Формула-1 предьявляет повышенные требования к безопасности пилотов. Каждый болид проходит в обязательном порядке краш-тест, что исключает травмирование пилотов при лобовом ударе. Кабина оборудуется дополниельными дугами, позволяющими защитить пилота от задних ударов и травм при переворотах.

Пи аварийной ситуации пилот имеет возможность покинуть болид за 5 (пять) секунд, сняв руль и отстегнув ремени безопасности.

Такой системе безопасности пилоты Формулы-1 должны быть «благодарны» трагической гибели Айртона Сенны в 1994 году.

Электроника

Болид Формулы-1 насыщен электроникой с «ног до головы», так как является высокотехнологичным механизмом. Электроника машины регулярно инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение его.

Многие узлы болинда имеют электронную начинку, но при этом запрещены системы облегчающие управление машиной и помогающие пилоту (например система контроля старта или телеметрия с обратной связью). Постоянна тенденция к снижению количества электроники. В 2008 году была отменена АВS - антипробуксовочная система, что усложнило управление машиной на поворотак в разы. Для многих гонщиков это был настоящий шок.

Болид Формулы-1 оснащен системой телеметрии которая передает характеристики машины на треке и данные о ее поведении персоналу команды. По результатам телеметрии команда из боксов не может управлять болидом, но радиопереговорами инженеры команды могут подсказать гонщику какое положение тумблеров желательно установить на рулевой колонке.

Шины

Одной из главных деталей болида Формулы-1 являются шины. На тестовых и свободных заездах команды тратят большую часть времени на подбор состава резины соответствующего наилучшим образом покрытию трассы, погодным условиям и конструкции болида. Шины Формулы-1 не долговечны. Один комплект работает не более 200 (двухсот) километров. Определяющими свойства шины являются: прочность, легкость и отличные сцепные характеристики.

Для изготовления шин для Формулы-1 применяют следующие материалы:

  • резина с композитными добавками — углерод, сера и нефть, регулирующими жестскость шины
  • нейлон
  • полиэстер

Мягкая резина обеспечивает отличные сцепления болида с покрытием гоночного трека, но при этом мягкая резина быстро стирается.

Команды Формулы-1 используют 3 вида шин:

  • Слики (slick ) - полностью гладкие шины без протектора используются только в сухую погоду. Имеют максимальное пятно контакта с дорогой, в обычных условиях уменьшаемое протектором покрышки. Изобретение сликов относят к 1950 году. Они были разработаны компанией M&H Tires. Первоначально они предназначались длядрэг-рейсинга - спринтерской автомобильной гонки, проходящей на прямой трассе длиной в 402 (четыресто два) метра. Реже дрэг-рейсинг проводится на трассе в 201 (двести один), 804 (восечьсот четыре) и 1609 (одна тысяча шестьсот восемь) метров. 1609 (одна тысяча шестьсот восемь) метров — это расстояние мерной мили. Гладкая поверхность слика снижает давление на колесо, увеличивает его износостойкость и прочностные характеристики шинф. Шина не деформируется под нагрузкой: меньше перегревается и вздувается во время работы в результате ее можно изготавливать из более мягких материалов, обеспечивающих сцепление с сухой поверхностью.
  • Микст — резина, позволяющая работать на влажной трассе или во время легкого дождя. Является промежуточной между сликом и дождевой резиной.
  • Дождевая или мокрая резина используется только дождливую погоду.

Мокрое покрытие гоночного трека это не типичное покрытие для Формулы-1, поэтому в большинстве случаев для гонки используют слики или начиная с 1998 года псевдо-слики — шины с 4-мя (четырьмя) канавками. Данная конструкция шины была разработана с целью снижения скорости гоночного болида путем снижения сцепления с трассой. В 2009 году на гоночную трассу вернулись слики.

Шины Формулы-1 подходят только для идиальных условий, тоесть в местах где можно сменить резину в зависимости от погодных условий, то есть на гоночном треки. Это значит,что гоночные шины нельзя использовать на городских дорогах.

Компании монополисты по производству гоночных шин Формулы-1 ежегодно придумывают жесткие правила регламентируюшщие количество шин, выдаваемых гонщику на гран-при, типы используемых шин и т.п. Ведущие производители гоночных шин Bridgestone (2007 год), Pirelli (2011 год).

Существует цветовая маркировка рзличных типов жесткости спортивной шины. В 2011 Pirelli обозначали состав резины следующим образом:

  • Темно-серый — жесткие
  • Серебристый — средние
  • Жёлтый — мягкие
  • Красный — супермягкие
  • Синий — промежуточные
  • Оранжевый — дождевые

Ежегодно с разработкой новых составов цветовая маркировка колес меняется.

ERS

Система рекуперации энергии (Energy Recovery Systems) заключается в том, что энергия запасаемая на торможениях может вторично использоваться мотор-генератором MGUK. Вторичная система аккумулирует энергию выхлопных газов турбины Система ERS дает возможность за 33 секунды высвобождать двигателем суммарную мощность до 163 л.с.

DRS

С 2011 года — регулируемое заднее антикрыло входит в состав автомобиля Формулы-1. Наклон крыла изменяется из кабины болида тем самым регулируется прижимная сила, действующая на болид состороны встречного воздушного потока на прямых участках.

Применение DRS строго ограничено требованиями FIA. Задействовать DRS можно только на прямом заранее оговороенном участке трассы, только вблизи впереди идущей машины и только в строго определенное время.

Тест автомобилей Формулы-1 на ударопрочность (краш-тест)

Краш-те́ст (crash test - аварийное испытание ) - моделирование аварийной ситуации на дороге выявляющее последствия ДТП для его участников (легкие повреждения, травмы, летальный исход). С 1966 года такие испытания проводтся с присутствие в кабине автомобиля манекена с датчиками для измерения повреждений. Ранее этой даты в кабине автомобиля располагались трупы человека или животных.

Стандартно автомобиль разгоняют внешним мотором. Машина имеет специальную расцветку, подчеркивающую характер повреждений. Европейский норматив краш-теста снимает баллы с транспортного средства за каждое повреждение манекена. Количество оставшихся баллов и определяет безопасность автомобиля.

Самый дешевый тест на ударопрочнсть — тест на лобовое столкновение. Изначально машину разгоняли до столкновения с бетонным блоком. В настоящее время тест изменился — бетонный блок заменили подобием встречного автомобиля и столкновение производят со смещенным центором. Краш-тест на боковой удар или удар сзади производить сложнее. Для такого испытания требуется второй автомобиль или специальное оборудование. Как следствие, боковые и сзадиударные тесты весьма редки.

Первый советский автомобиль который прошел тест на адаропрочность был Москвич-408.

История Формулы — 1

Давайте погрузимся в далекие 20-30-е годы ХХ века. В это время происходит просто автомобильный бум. Семимильными шагами идет развитие техники и в частности автопрома. Любители машин объединяются в общества. Молодая Советская республика демонстрирует свою актомобильную мощь автопробегами, а дальнее зарубежье организовывает чемпионат Европы по автогонкам Гран-при (1931 — 1932 годы, 1935 — 1939 годы) и Чемпионат мира автоконструкторов (1925 - 1927 годы). Организации, проводившие соревнования, разработали первый технический регламент. Но введен в действие он был только в 1947 году. Развитию международного спорта помешала война. Образованная в 1946 году ФИА откорректировала сырые правила проведения соревнований и представила их в 1947 году на суд общественности:

  • немецких гонщиков исключили из гонок на 10 лет, как правоприемников фашистской Германии;
  • образцом машины Формулы-1 стали итальянские гоночные машины с ограниченным по мощности двигателем — 1.5 литра. Капитуляция Италии в 1943 году спасла страну от спортивного изгнания.
  • было разрешено участвовать в соревнованиях старым французским машинам с безнаддувными двигателями объемом 4,5 л, до войны они не могли конкурировать с современной немецкой техникой, но исключение Германии из конкурентной среды дало им дорогу в спорт.
  • в 1948 году Формула-1 получила своего младшего брата — «Формулу-2», а в 1950 — появился класс еще более младшей — «Формула-3». Изначально планировалось, что Формула-1 будет мировым соревнованием, Формула-2 — континентальным, а формула-3 — национальным чемпионатом.

Первоначально Формула-1 проводилась только в личном зачете, а вот с 1958 — в соревнованиях стали принимать участие и конструктора болидов — команда.

Но четкая стратегия проведения гонок, выработанная в середине ХХ века не явилась догмой к проведению соревнований. Мощные машиный Формулы-1 продолжали участвовать в гонках различных классов, а мировые гонки проводились не только с участием машин Формулы-1, но и среди корпусных машин. Только часть гонок с участием машин Формулы-1 шла в общий зачет.

Кроме того не всегда при проведении гонок под эгидой чемпионата Формулы-1 соблюдались требования технического регламента. Такие соревнования десквалифицировались и проходили под лейблом Формулы-2. Следует упомянуть гонку Инди-500 (региональная гонка, входящая в состав чемпионата Формулы-1) сезона 1952 — 1953 годов, когда в связи с изменением регламента в 1954 году в предыдущие два года ни кто не захотел готовить машины по старым правилам и гонку пришлось квалифицировать как чемпионат Формулы-2.

Кардинально меняется ситуация в начале 1980 годов. Владельцами машин Формулы 1 принимается Договор согласия по которому гонки в классе Формулы-1 проводятся только как чемпионат мира. Появилось новое спортивное понятие — гоночная серия Формулы-1. Коммерческие права на доход, получаемый от гонки отделены от спортивных. Спортивная составляющая Формулы-1: разработка регламентов, наблюдательные функции и т.п.входит в ведение ФИА

1950 год — первый чемпионат мира Формулы-1, первенство - итальянец Джузеппе Фарина на Альфа Ромео. Отрыв Фарина от своего соперника - партнёра по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио был минимальным.

1951, 1954, 1955, 1956 и 1957 годы — перственно в Формуле-1 завоевывает Хуан-Мануэль Фанхио. Дважды он становится вторым в зачете. По числу чемпионских титулов этот гонщик был непревзойденным на протяжении почти 40 (сорока) лет.

1952 год — чемпионат из-за малого количества машин Формулы-1, отвечающих техническому регламенту был проведен в зачете Формулы-2.

1954 год — ФИСА принимает новые правила уменьшающие скорость болидов в целях безопасности пилотов. Регламент разрешал применять безнаддувные двигатели 2,5 л рабочего объёма мощностью выше 300 л. с.

1958 год — чемпион Джон Майк Хоторн, английский автогонщик.

1959, 1960 годы — технический прорыв. На треке были представлены новые модели заднемоторных машин компании Купер T43/T51 с великолепными характеристиками управляемости, но слабыми моторами. Чемпионами Формулы-1 в эти годы становится Джек Брэбем (команда «Купер»).

1961 год — переход всех участников чемпионата на заднемоторную конструкцию болида. Одновременно в целях безопасности регламентируется мощность машины — 1,5-литровым безнаддувным двигателем, сокращается дистанция гонок с 500 (пятисот) километров до 300 (трехсот), так как трехчасовая гонка на мощной машине без усилителя руля была изматывающей. Новые машины с маломощным двигателем (менее 200 л.с.) требовали увеличения аэродинамических характеристик.

1961 год — чемпион Фил Хилл, американский автогонщик.

1962 год — чемпион Грэм Хилл, английский автогонщик, в составе команды Lotus.Команда Lotus впервые применила конструкцию монокока и ввела дуги безопасности, защищающие верхнюю часть туловища гонщика во время переворотов.

1963 год — чемпион Джим Кларк, английский автогонщик.

1964 год — чемпион Джон Серти, английский автогонщик.

1965 год — чемпион Джим Кларк, английский автогонщик.

1966 год — чемпион Джек Брэбем, австралийский автогонщик, в составе собственной команды Brabham. В этом году ФИСА разрешает двигатели большого объема, так как двигатели малого объема не давали гарантии безопасности. Были разрешены двигатели не более 3 (трех) литров рабочего объёма без наддува и 1,5 (полутора) литров - с наддувом

1967 год — чемпион Денни Хьюм, новозеландский автогонщик.

1968 год — чемпион Грэм Хилл, английский автогонщик. Руководствуясь регламентом 1966 года компания Косворт выпускает новый 8-цилиндровый 3-литровый мотор DFV, экономичный, надежный и эффективный. Это позволило выступать на мировом уровне маленьким командам не имеющим возможности строить свои двигатели. Год был богат на новации. Lotus впервые оклеивает свои болиды символикой «Империал Тобакко». Так появилось спонсорство команд.

1969 год — чемпион Джеки Стюарт, английский автогонщик.

1970 год — рост мощностей двигателей предьявляет повышенные требования к аэродинамике болида. Конструкторы эксперементируют с формой антикрыльев усиливая прижимную силу. Знаменитая Лотус разрабатывает новую технологию -граунд-эффект (ground effect ), прижимной эффект увеличивается за счет разряженного воздуха, который образуется под днищем болида имеющим специальную форму. Технология позволила проходить повороты трассы быстрее, так как увеличилась устойчивость автомобиля. Применение граунд-эффекта было принято на вооружение остальными командами.

1977 год — командо Рено впервые применяет двигатель стурбонадувом.

1981 год — впервые был подписан Договор согласия между командами Формулы-1 и FIA. Была образована компания «Управление и продвижение Формулы-1» (FOPA) имеющая уникальные права на трансляцию чемпионата, коммерческая структура под руководством Берни Экклстоуна — «босса Формулы-1″ Так начался»Золотой век» Формулы-1.

1983 году - граунд-эффект запрещается FIA с целью обеспечения безопасности пилотов.

1984 год - FIA ограничивает размер топливного бака с целью снижения скоростей

1985 год — на арену Формулы-1 выходят монокаманды: Феррари, МакЛарен, Уильямс, Лотус

1986 год — достигнут рекорд мощности моторов для машин с открытыми колесами. Мощность составила 1300 л.с.

1987 год — на арену Формулы-1 выходит Бенеттон

1988 году — FIA ограничивает допустимое давление наддува. Лучший сезон Формулы-1. Пара гонщиков Айртона Сенны и Алена Проста выступает вместе в команде McLaren, одержает 15 побед на 16 Гран-при.

1989 год — FIA запрещает турбодвигатели.

1990 год — внедрение электрон ики в ко нструкцию болида. Компьютор стал отвечать за усилитель руля, систему тяги, полуавтоматическую коробку передач, систему активной подвески. Пилот утрачивал свою прямую функцию — управление болидом. Рост технологий ведет к росту бюджета команд Формулы-1. Иногда он зашкаливает за несколько сотен миллионов долларов в год. В результате из чемпионата выбывает 28 (двадцать восемь) команд испытывая нехватку средств для конкурентной борьбы.

1992 год — заключен второй Договор Согласия.

1994 год - FIA запрещает подавляющее большинство компьюторных нововведений. Смерть великого гонщика Айртона Сенна на Гран-при Сан-Марино. Как следствие FIA усиливает стандарты безопасности. Дебют Михаэля Шумахера на Формуле-1. Он занимает первое место в чемпионате выступая за команду Benetton.

1995 год — чемпион Михаэль Шумахер, немецкий автогонщик в составе команды Benetton.

1997 год — заключен третий Договор Согласия.

2000 - 2004 годы — доминирование на чемпионате команды Феррари. Пилот Феррари Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов.

2002 год - показал неконкурентность болидов других марок с машинами Феррари. В результате командной тактики лидирующий пилот Рубенс Баррикелло по приказу своей команды пропускает вперед Михаэля Шумахера с целью набора очков к чемпионскому титулу. такое поведение гонщиков вызвало сильные недовольства зрителей. Командная тактика (указания гонщику от команды) с этого года была запрещена.

2004 год — опять выявлена неконкурентность болидов других марок с машинами Феррари. ФИА вспоминает о изменении регламента.

2005 год — как следствие безоговорочных побед Феррари в предыдущие годы ФИА меняет регламент. Моторы болидов должны были иметь ресурс, достаточный для проведения двух Гран-при (включая свободные заезды), по ходу гонки запрещалась смена резины, квалификация проходила с баками, заправленными на первую часть гонки. Меры были направлены на безопасность пилотов и увеличение количества обгонов во время проведения соревнования, дабы придать большую зрелищность чемпионату. Однако правило запрещающее менять резину во время гонки привело к ее сильному износу к концу соревнования и появлению дополнительных аварийных моментов, т.к. болид на стертой резине становился не управляемым.

Выявлен дефект в шинах монополиста по изготовлению резиновой обувки болидов - Michelin. Деффект влиял на аварийную безопасность болидов, так как он не был устранен перед гонкой, то на Гран-при США вышло всего 6 (шесть) болидов.

Шинный конфликт, финансовые вопросы — недовольство процентным распределением прибыли Формулы-1, постоянные смены регламентов все это стало причиной огромного недовольства участников чемпионата.В воздухе витала идея создания альтернативного чемпионата.

2006 год — регламент заменяет десятицилиндровые двигатели объемом 3 (три) литра восьмицилиндровыми объёмом в 2,4 литра. Владельцы коммерческих прав на серию меняют систему распределения прибыли, ФИА устанавливает жесткие правила подачи заявок на участие в Чемпионате — тем самым конфликт 2005 года был исчерпан.

По новым правилам для участия в чемпионате 2008 года команды должны были подать заявки до 1 апреля 2006 года. Команды-отступники подали заявки во времяя в количестве 11 команд.

2007 год - закончился третий Договор Согласия.

2009 год — новый скандал автопроизводителей с Федерацией. FIA пытается ввести в регламент ограничение по бюджету команд 40 (сорока) миллионами долларов. Если учесть, что в настоящий момент команда Ferrari имеет бюджет в 300 миллионов долларов и ограничивать себя в финансах не собирается, то регламент планировал разделить Формулу-1 на два класса с ограниченим регламента и без ограничения. Команды с ограниченим регламента должны были получить явные приемущества в использовании более агрессивной техники. Команда Renault выступила против нового регламента, но нововведение привлекло в Формулу-1 несколько новых команд: Prodrive, Campos, Team US F1 и т.д. из младших серий и регламнт был принят.

Конфликты чемпионата привели к увольнению президента FIA Макс Мосли. Новым президентом FIA стал звестный автоспортивный деятель Жан Тодт, экс-руководитель Ferrari.

2010 — 2013 годы — явное доминирование команды Ред Булл: пилот команды Себастьян Феттель взял все чемпионские титулы, сама команда взяла Кубок конструкторов. Как следствие спортивный регламент снова стал меняться.

2011 год — командная тактика вернулась в Формулу-1.

2014 год — глобальные изменения регламента. Литровые атмосферные двигатели V8 были заменены на экологичные и экономичные турбированные двигатели V6 объёмом 1,6 литра. планировалось в последней гонке сезона начислять пилотам удвоенное количество очков, но так как именно это правило вызвало максимальное количество недовольств, то оно было отменено. Чемпионом мира 2014 года стал пилот команды Mersedes Льюис Хэмилтон.

НОвые двигатели имеют низкую мощность. неприятный звук — тем самым зрелищность гонки резко упала. На это сетуют и зрители и гонщики.

Руководство и владельцы Формулы-1

Соревнования Формулы-1 представляют собой коммерческую структуру из 50 (пятидесяти) организаций известную под названием Formula One Group. Правом извлечения прибыли из соревнований имеет Formula One Administration, FOA. Именно ее дочерние структуры и составляют четко работающую систему обеспечивающую качественный уровень проведения соревнований. Управляется холдинг собранием акционеров. Контрольный пакет 35,1% принадлежит инвестиционному фонду CVC Capital Partners. 5,3% акций владеет Берни Экклстоун — основатель концерна и председатель совета директоров.

47,5% прибыли и около 10% дополнительных выплат идет на призовой фонд Формулы-1. Остальная часть перечисляется акционерам.

Работа чемпионата регламентируется Договором Согласия . Договор заключен между Международной автомобильной федерацией (FIA), командами-участниками чемпионата и обладателем коммерческих прав.

Международная автомобильная федерация , FIA была основана 20 июня 1994 года для представления интересов автомобильных организаций и владельцев автомобилей.

В настоящее время чемпионат Формулы-1 организовывается FIA на основе норм Международного спортивного кодекса. FIA проводит контроль за работой национальных клубов, оценку гоночных болидов на соответствие техническому регламенту, контроль безопасности трассы и т.п. Содержание трасс предоставлено национальным автоклубам. Разработкой нормативных документов соревнования занимается Комиссия Формулы-1, утверждением Всемирный совет по автоспорту FIA.

Королевские гонки

Название Формулы-1 — Королевские гонки уже прочно закрепилось в устах обывателей. А появилось оно не спроста — эти гонки являются самыми престижными соревнованиями в мире автоспорта. Для большинства гонщиков выступление в гоночной серии Формулы-1 является самым престижным соревнованием — целью всей их жизни. С одной стороны Формула-1 это самое популярное мировое соревнование гоночных машин, с другой — передовые конструкции болидов Формулы притягивают к себе как магнит.

При этом следует сказать, что Формула-1 не самое быстрое соревнование. Технический регламент жестко ограничивает скорость гоночных болидов, заставляя лучшие инженерные умы работать над конструктивными особенностями машин, разрабатывая новые аэродинамические и тормозные системы.

Гонки Формулы-1 самые дорогостоящие в мире. Бюджеты команд составляют сотни миллионов долларов, а гонорар главного пилота и старших инжереров команды исчисляется десятками миллионов долларов.

Интересен тот факт, что высокая сконцентрированность пилота приводит к тому, что в течении гоночных полутора часов его пульс составляет 180 (сто восемьдесят) ударов в минуту, а во время квалификации зашкаливает за 230 (двести тридцать) ударов в минуту.

Пилоты жестко конкурируют между собой, стремясь занять верхнюю ступень пьедистала. Мальчишки приходят в Формулу из более простых, но не не менее популярных соревнований. Путь гоночного пилота, как правило, начинается на треке картинга, так как именно этот относительно безопасный вид спорта является прототипом гонок Формулы-1. И именно на трассе картинга десятилетние мальчишки могут попробовать свои силы в качестве гоночных пилотов. Участие в национальных, а затем и в континентальных соревнованиях — вот путь пилота к завтной вершине. На определенном витке жесткая конкуренция приводит пилотов в соревнования где гоночные машины имеют одинаковые параметры и только мастерство гонщика может служить критерием отбора. Очень редко пилоты приходят на трек Формулы-1 из соревнований кузовных автомобилей, так как существует принципиальная разница между стилем управления открытоколесным болидом и кузовной машиной.

На сегодняшний день существует ряд гоночных соевнований автоспорта. Чем круче уровень гонки, тем более мощные болиды участвуют в ней. Здесь мы представим их по мере возростания престижа и популярности:

  • Картинг
  • Мировая серия Рено (2,0), Формула Ford (англ. )
  • Формула-3, GP3
  • Мировая серия Рено (3,5)
  • GP2 (предшественники - Формула-2 и Формула-3000), А1 Гран-при,
  • Формула-1

Надо отметить, что по популярности Формула-1 уступает на Американском континенте таким соревнованиям как hampCar, IndyCar. Поэтому пилоты этих соревнований заняв лидирующие позиции уже не стремятся пробиться в Формулу-1.

Если же говорить о пилотах Формулы-1, то участвовать в других соревнованиях они просто не имеют физической возможности: общефизическая подготовка, знакомство с гоночными трассами, публичные проекты и презинтации — забирают львиную долю времени у гонщиков. Зачастую контракт Формулы-1 накладывает на пилота ограничения по участию в сторонних соревнованиях. Иногда, мотивация бывает весьма благородна — команда Формулы-1 подстраховывает себя от неожиданных травм пилота на альтернативных соревнованиях.

Существует только два соревнования гонщиков в которых пилоты Формулы-1 принимают регулярное участие: «гонка чемпионов» и картинговая гонка в парижском Дворце спорта «Берси» (ELF Masters Karting). Да и тестеры команд Формулы-1 (пилоты не выступающие непосредственно на гонке) в перерывах между сезонами позволяют себе «альтернативный отдых» на другой гоночной трассе.

Есть ограничение, введенное в 1958 году. По нему пилоты Формулы-1 не имеют право участвовать в разных сериях без перерыва менее чем в 1 (одни) сутоки. Появилось оно после смерти пилота Фанхио на Гран-при Италии в 1952 году, когда после соревнований в Ирландии и ночи в поезде он выехал на трек в состоянии переутомления и не справился с управлением болидом на втором круге гонки.


Сезон Формулы 1 2017-го года ознаменуется одними из самых серьезных изменений регламента в Королеве автоспорта с момента перехода на гибридные турбодвигатели в 2014-м году. На этот раз в центре внимания оказались корпус болидов и шины. И те, и другие будут увеличены в ширине, чтобы увеличить прижимную силу и сцепление с трассой, что сделает болиды как быстрее, так и значительно тяжелее в управлении. Ожидаемое увеличение темпа составляет от 3 до 5 секунд на круге.

Шины

Ширина покрышек образца 2017 года примерно на 25 процентов больше, чем у их прошлогодних аналогов. Ширина задних шин была увеличена с 345 до 405 мм, а передних с 245 до 305 мм. Диаметр шин был также слегка увеличен, хотя размер колесного диска остается без изменений и составляет 13 дюймов (33 см).

Конструкция болидов

Переднее антикрыло


Размах переднего антикрыла увеличен с 1650 до 1800 мм. Также стоит отменить, что общая ширина болидов увеличится с 1800 до 2000 мм.


Заднее антикрыло и диффузор


Максимальная высота переднего крыла теперь составляет 800 мм по сравнению с 950 мм в прошлом году. Тем временем, диффузор станет мощнее за счет увеличенной высоты – со 125 до 175 мм, и ширины с 1000 до 1050 мм. Он также станет длиннее и будет выходить за пределы задней оси автомобиля.

Ширина корпуса также увеличена с 1400 до 1600 мм.


Вес болидов


Максимальный вес болидов увеличен с 702 до 728 кг, включая шины.


Силовые установки


Вводится новое правило с целью лишить пилотов возможности «копить» двигатели путем их последовательной замены на одном Гран При. В рамках одного этапа, если на болиде пилота заменяется более одного элемента силовой установки, что приводит к штрафу в виде потери мест на стартовой решетке, то на последующих этапах разрешается использовать только последний установленный на болид элемент двигателя. Использование любых других элементов приведет к новым штрафам.

Внесен ряд изменений, направленных на снижение стоимости силовых установок, гарантирование поставок командам-клиентам, а также на сокращение разрыва между мотористами:

  • Стоимость силовых установок для команд-клиентов уменьшена на 1 миллион фунтов стерлингов за сезон по сравнению с 2016-м годом.
  • Чтобы гарантировать поставку двигателей командам-клиентам, процедура омологации двигателей теперь включает в себя обязательство поставки, которое вступает в силу, если какая-либо команда остается в ситуации, когда у нее нет поставщика двигателей.
  • Предыдущая система «жетонов» (токенов) на доработку двигателя по ходу сезона была упразднена.
  • Вдобавок к этому, в 2017-м и 2018-м годах вводятся ограничения на вес, габариты, материалы элементов силовой установки, а также на давление наддува.

Прочие изменения

Старты с места во влажных условиях


Если в силу погодных условий в начале гонки требуется появление на трассе автомобиля безопасности, то, в отличие от предыдущих сезонов, старт будет производиться с места, но только после того, как условия на трассе будут сочтены безопасными. Автомобиль безопасности вернется на пит-лейн, а все болиды выстроятся на решетке для процедуры старта.


Раскраска шлема


Пилоты должны использовать одни и те же основные элементы дизайна шлема во всех гонках, чтобы их можно было легко узнавать за рулем болида. Тем не менее, каждому пилоту разрешается использовать особую раскраску шлема на одном из этапов сезона по его собственному выбору, например, в домашней гонке. Пилотам также разрешается изменять раскраски своих шлемов, если они переходят в другую команду по ходу сезона.


Даниил Квят и Стоффель Вандорн получили по два штрафных балла за свои действия во время Гран При Австрии. Оба пилота также были наказаны штрафами по ходу гонки.

Квят получил проезд по пит-лейну за инициацию столкновения на первом круге в первом повороте, в результате которого с дистанции сошли Фернандо Алонсо и Макс Ферстаппен. Вандорн...

Уже совсем скоро мы увидим и услышим новые машины Формулы 1, построенные в соответствии со значительно обновленным техническим регламентом. Читатели нашего сайта в опросе высказались за предстоящие изменения. А что в паддоке Ф1 думают о новом векторе развития спорта? Бен Андерсон собрал мнения непосредственных участников событий о грядущем сезоне...

Большие Призы готовятся стать еще больше и шире в плане габаритов автомобилей – и новый технический регламент должен гарантировать рекордные скорости машин в сезоне-2017. Ожидается, что уже совсем скоро падут все прежние рекорды Гран При…

В первую очередь изменения призваны сделать спорт более привлекательным для зрителей, а пилотирование машин – более трудным для гонщиков. Есть надежда, что в предстоящем сезоне пилотам будет не так просто справляться с повышенными скоростями, и они перестанут спокойно ездить по кругу, сохраняя шины.

Сегодня руководство Ф1 сделало ставку на чистую скорость. Посмотрим, оправдаются ли их надежды, и станет ли спорт более привлекательным и конкурентоспособным.

«Мы утратили былой эффект Формулы 1, – считает гоночный директор команды McLaren Эрик Булье. – Машины были тяжелее на 120 кг, а сегодня пилоты заняты только тем, чтобы сохранить топливо и шины.

Это не укладывается в рамки Формулы 1, в которой изначально гонщики должны были проехать максимально быстро из точки А в точку Б.

Кроме того, пилоты сегодня получают от управления машинами меньше удовольствия – особенно это касается тех, кто имеет опыт пилотирования автомобилями 2003-2006 годов. В те годы машинами было действительно трудно управлять.

Нам необходимо вернуть Формулу 1 к ее истокам. Это не означает, что нужно пожертвовать безопасностью, просто надо вернуть спорту те машины, которые тормозили очень поздно и проходили виражи на невероятной скорости, а сцепление с трассой было просто запредельным».

Очевидно, что сами гонщики только обрадовались бы таким изменениям. Многие из них критиковали спорт с самого момента перехода на гибридные 6-цилиндровые моторы в сезоне-2014.

Тихие силовые установки и полное доминирование Mercedes – что могло быть хуже для спорта? Кроме того, пилоты часто говорят о том, что новые машины не ставят перед ними никаких интересных задач.

Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо не раз говорил о том, что сейчас времена на круге в Ф1 и GP2 уже не так сильно отличаются, и даже посоветовал руководству Больших Призов платить болельщикам за то, чтобы они смотрели гонки. К этому испанца подвиг просмотр пятничной тренировки в Бразилии со стороны после поломки собственной машины.

Гонщикам не нравятся тихие моторы и низкие скорости в поворотах (несмотря на повышение скорости на прямых), к тому же, они по-прежнему жалуются на то, что в гонке обеспокоены лишь тем, чтобы сохранить шины и топливо вместо того, чтобы искать предел автомобиля.

«В современной Формуле 1 тебе постоянно приходится идти на компромиссы, – сказал Кевин Магнуссен в конце минувшего сезона. – Необходимо искать правильный баланс, и это не имеет ничего общего с выжиманием максимума из машины – сегодня очень легко и просто ехать на пределе.

Лично мне по душе несколько иное. У современных машин слишком много мощности в расчете на нынешний уровень сцепления. Машина постоянно скользит, колеса прокручиваются – нет никакого ощущения, что ты едешь на абсолютном пределе за рулем приклеенной к трассе машины.

Сегодня предел диктуют шины. Это похоже на Формулу Ford, облегченную за счет гидроусилителя руля. Ни о каких рисках не идет и речи. В следующем году может всё измениться. Я на это надеюсь».

И Магнуссен не одинок в своих суждениях. Машины следующего сезона действительно будут очень сильно отличаться от нынешних, и бывший технический директор Williams Пэт Симондс назвал новый виток развития техники Ф1 серьезной эволюцией.

«Нынешние изменения были предсказаны самим Берни Экклстоуном, когда он говорил, что машины должны стать на пять секунд быстрее, и тогда все проблемы исчезнут, – заметил Симондс. – Но мне лично так не кажется».

В то же время технический директор команды Toro Rosso Джеймс Ки назвал последние изменения в регламенте самыми серьезными за последние десятилетия.

«Это действительно серьезный шаг, – сказал специалист. – С точки зрения аэродинамики, подвески и шин это будет самое значительное изменение за последние 19 лет. Что касается шасси, то в последний раз что-то серьезное было сделано в 2009 году, затем в 2014-м, но предстоящие изменения гораздо более весомые».

Симондс, бывший членом рабочей группы по обгонам и участвовавший в написании технического регламента в 2009-м, считает нынешний путь развития Ф1 эволюционным, а не революционным.

«Не думаю, что предстоящие изменения можно назвать революционными, – отметил он. – Все шаги руководства спорта очень логичны. Но изменений будет и правда много, и все они будут сделаны одномоментно. В 2009-м мы изменили аэродинамику и перешли на слики, и это дало больший эффект, чем если бы мы изменили ширину шин. Так что прецеденты были.

Что действительно будет в новинку, так это то, что впервые на моей практике технический регламент переписывается с целью увеличения прижимной силы шасси».

И это ключевой момент. В последние годы в Формуле 1 делали всё, чтобы ограничить аэродинамические разработки в интересах безопасности, по сути, связывая инженеров по рукам и ногам, чтобы они не изобрели новые способы сделать машины гораздо быстрее.

В этом году ограничения на работу в аэродинамической трубе и со средствами вычислительной гидродинамики останутся в силе, но при этом машины станут значительно быстрее, а доработка шасси должна пойти огромными темпами, поскольку у инженеров появится гораздо больше свобод.

«Полагаю, все понимают, в чем состоит суть нынешнего изменения технического регламента, – продолжил Симондс. – Более широкие передние антикрылья, заднее крыло ниже и также шире, увеличенные габариты шасси, расширенный диффузор и ослабление требований в передней области боковых понтонов (что позволяет сделать боковые дефлекторы значительно больше) – всё это вкупе должно привести к повышению общей прижимной силы к концу сезона процентов на 25.

Я довольно осторожно оценил увеличение прижимной силы, поскольку не стоит забывать о возрастании уровня лобового сопротивления – в том числе и от более широких шин».

Таким образом, командам предстоит полностью перестроить философию проектирования машин, ведь они годами пытались уменьшить габариты своих шасси…

«С новым регламентом рамки аэродинамических разработок серьезно расширяются, – заметил технический директор Force India Эндрю Грин. – В команде до сих пор пытаются понять, какие возможности у них появились в новых условиях.

Они по привычке работают в прежнем направлении, и мне время от времени приходится встряхивать их и говорить: "Да бросьте вы эту миниатюризацию, взгляните на новый регламент!"

При этом показатели обновленного шасси постоянно улучшаются, так что следующий сезон должен стать очень интересным».

Симондс в свою очередь ожидает серьезного прироста скоростей при прохождении машинами затяжных поворотов.

«В виражах, где сегодня машины едут со скоростью 200 км/ч, мы вправе ожидать повышения скоростей до 230 км/ч, – считает Пэт. – Это очень серьезная прибавка как в плане чистой скорости, так и в отношении сопутствующих перегрузок».

Если даже в прошлом году в команде Mercedes разбили тестовые дни для своих пилотов Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга пополам, чтобы они не сильно перенапрягались, что же ожидать в этот раз в Барселоне?

При этом Серхио поспешил добавить, что пилоты быстро приспособятся к новым условиям, тогда как Симондс и Булье сошлись во мнении, что новыми машинами будет управлять не сложнее, чем автомобилями десятилетней давности.

«Мы в прошлом уже приближались к такому уровню прижимной силы, кроме того, машины оборудованы гидроусилителем руля, а пилотам будет под силу справиться с повышенными нагрузками, – продолжил Симондс. – Управлять новыми машинами будет действительно труднее, чем прошлогодними, но я не думаю, что для гонщиков это будет серьезной проблемой».

«Ни для кого изменения не будут в новинку, – добавил Булье. – С точки зрения физики это будет сравнимо с сезонами 2005-2006 годов».

Также новый регламент направлен на усиление эстетической составляющей спорта – предполагается, что новые машины будут выглядеть гораздо более привлекательно для болельщиков по сравнению с предыдущим поколением автомобилей.

«С эстетической точки зрения новый дизайн машин действительно даст фору предыдущему, – подтвердил заместитель руководителя команды Force India Боб Фернли. – Машины будут выглядеть более привлекательно и современно. Мы избавимся от угловатых квадратных форм прежних шасси».

Также серьезной составляющей нового регламента являются более широкие шины. Компания Pirelli в межсезонье получила двойное задание: во-первых, увеличить механическое сцепление с трассой за счет новых размеров резины, и во-вторых, снизить уровень деградации покрышек, чтобы пилоты могли меньше их беречь во время гонок.

Итальянский производитель опробовал различные прототипы шин за 24 дня тестов, во время которых пилоты преодолели порядка 12 тысяч километров за рулем модифицированных шасси Mercedes, Red Bull, и Ferrari 2015 года.

При этом измененные машины не смогли обеспечить шинникам требуемый уровень нагрузок, который ожидается в следующем сезоне, в связи с чем миланцы заявили о предстоящей доводке резины на протяжении предстоящего чемпионата.

«Мы бы предпочли подойти к старту сезона с большей уверенностью в своей продукции, – осторожно заявил глава автоспортивного направления Pirelli Пол Хембри. – На самом деле мы будем продолжать изучать ситуацию в Австралии, Китае и Бахрейне. В деле производства резины есть много неизвестных, так что мы решили пойти по более консервативному пути.

Если мы увидим, что шины будут зерниться или пузыриться до такой степени, что это вызовет сомнения в отношении безопасности, то мы немедленно внесем поправки.

Всё будет зависеть от конкретных обстоятельств. Когда мы вернулись в Формулу 1, у нас также было мало опыта, и нам пришлось менять жесткий состав резины в Барселоне.

Так что если мы поймем, что где-то допустили промах, то быстро исправим ситуацию. Если не получится, выработаем план для подготовки к сезону-2018».

Какие составы произведут шинники, и как новая резина будет справляться с повышенными нагрузками в следующем году – по-прежнему большой вопрос.

«Шины – самая большая тайна перед новым сезоном, – заметил Симондс. – Многое будет зависеть от того, что это будут за составы. В FIA совместно с командами выработали определенные требования к новой резине, в том числе включающие уровень деградации и другие характеристики.

В целом же новые шины в следующем сезоне станут очень серьезным фактором – можно сказать, определяющим. Но пока машины не появятся на трассе в феврале, о чем-то говорить затруднительно».

И все же, несмотря на массу неизвестных, предстоящие изменения должны возродить интерес к Формуле 1 у болельщиков.

Большие Призы во все времена оставались на самой вершине автоспорта, что бы о них ни говорили. Здесь лучшие гонщики в мире, самые современные технологии и самые быстрые машины – осталось привести в порядок коммерческую и политическую составляющие.

Новый регламент, конечно, не в силах решить эти проблемы, но, по крайней мере, руководство Ф1 ясно дало понять, что для них является приоритетом. Они сделали ставку на скорость. Это очень важное и яркое заявление.

И Формуле 1 необходимо принять этот выбор. Изменения в аэродинамике и новые шины должны увеличить скорость машин в поворотах и поставить перед пилотами новые задачи, при этом есть риск снижения количества обгонов и унификации гоночных стратегий.

Достаточно ли будет системы DRS и увеличенной прижимной силы за счет измененной конструкции диффузора, чтобы компенсировать уменьшение тормозного пути и сложности преследования впереди идущих машин, скоро увидим.

«Как изменятся гонки? – задался вопросом Симондс. – Думаю, здесь есть два варианта. Во-первых, увеличится прижимная сила, а обычно при этом значительно затрудняются обгоны. Но это теория, а на практике есть еще много составляющих, которые сейчас трудно учесть.

Во-вторых, все знают, что при стабильном регламенте показатели команд постепенно выравниваются. Если оставить правила неизменными на десять лет, машины максимально приблизятся друг к другу по скорости.

Мы же сегодня сделали противоположную вещь – кардинально изменили регламент. Это действительно может привести к перестановкам в пелотоне. Но предсказать здесь что-то очень трудно».

Ключевым фактором, как и всегда, будет соревновательный аспект. Никто не вспомнит об изменениях и их возможных последствиях, если гонки будут интересными.

«Я думаю, что последствия все же будут, – выразил мнение руководитель Haas Гюнтер Штайнер. – Без неожиданностей, полагаю, не обойдется, но мы готовы к ним. Нужно просто постараться максимально быстро на них отреагировать, а не болтать.

Грядут перемены, и лично мне это нравится. Трудно предугадать, что произойдет, но именно это и интересно.

Сейчас в Ф1 всё слишком предсказуемо. Выигрывают всегда серебристые машины. Быть может, однажды у Red Bull появится шанс их побить…

Но это будет непросто, поскольку Mercedes отлично работает – надо признать, что ни о каком везении здесь речи не идет. Посмотрим, что будет дальше.

Я лично не знаю. Да никто не знает. Конечно, большие команды останутся впереди, поскольку у них больше ресурсов, но могут появиться и темные лошадки».

Было бы здорово, если бы пилоты Mercedes, Ferrari и Red Bull имели шансы на победы в гонках, гонщики McLaren-Honda и Renault постоянно маячили у них в зеркалах, да и соперники из Force India, Williams, и Toro Rosso не терялись бы.

«Безусловно, большие команды сохранят свои лидирующие позиции, – согласился с коллегой Булье. – Но проявить себя сможет каждый. С новым регламентом всё начинается с чистого листа, и это здорово. Мы открываем новую захватывающую главу в истории Формулы 1».

Хочется верить, что эта глава покажется интересной не только командам, но и болельщикам, ведь в конечном счете спорт существует именно для них…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

В 2017 году вступит в силу существенно пересмотренный технический регламент – столь значительных перемен не было с 2009-го, когда Формула 1 перешла на машины с менее эффективной и сложной аэродинамикой, чтобы обуздать рост скоростей. На этот раз задача прямо противоположная – добиться заметного повышения скоростей и зрелищности гонок...

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

Габариты корпуса, размеры и вес машин

Машины станут заметно шире: их максимальная ширина увеличена до 2000 мм (без шин), а максимальная ширина корпуса достигнет 1600 мм. Высота осталась прежней – 950 мм над уровнем контрольной планки, но сделано уточнение: никакая из частей машины, расположенная позади задней оси, не может находиться выше 800 мм над контрольной планкой. В итоге заднее крыло будет расположено на 150 мм ниже, чем на машинах 2016 года. И при этом станет заметно шире – 950 мм.

Ширина переднего крыла тоже увеличена на 150 мм – до 1800 мм. Увеличится и диффузор: 175 мм в высоту, 1050 мм в ширину, теперь он может начинаться не от задней оси, а за 175 мм до неё.

Минимально допустимый вес машины увеличен до 722 кг (без топлива). Иной станет и развесовка: не менее 328 кг впереди и 387 кг сзади.

Силовая установка

Гибридные силовые установки останутся прежними – 4-тактные турбодвигатели V6 рабочим объёмом 1,6 л со скоростью вращения коленчатого вала не более 15000 об/мин и системой рекуперации энергии. В 2017-м вступит в силу ряд новых ограничений на минимальный вес и габариты отдельных компонентов силовых установок. Вес мотор-генератора MGU-K не должен быть меньше 7 кг, а вес мотор-генератора MGU-H не должен быть меньше 4 кг.

Вводятся дополнительные ограничения на использование дорогостоящих материалов и сплавов.

Коробка передач

Остаётся в силе требование регламента о том, что команды должны заранее, до начала сезона или в дни первого гоночного уик-энда уведомить FIA о выбранных передаточных числах всех восьми передних передач. В 2017 году у всех участников будет возможность один раз за сезон изменить все эти соотношения. Выбранные изначально при этом будут сразу считаться утратившими силу, но команды смогут продолжить использование тех коробок передач (с прежними передаточными числами), которые ещё не завершили цикл из шести гонок – до конца этого цикла.

Тормозная система

Толщина тормозных дисков увеличится с 28 до 32 мм.

Колёса и шины

Шины станут заметно шире при несколько увеличенных посадочных размерах. Для передних шин он установлен на уровне 13,7 дюйма, для задних – 16,9 дюйма. Ширина беговой дорожки передних шин увеличивается до 305 мм, а ширина колеса в сборе – до 385 мм. В случае с задними колёсами эти параметры составят 405 мм и 470 мм соответственно.

Полный диаметр колеса не должен превышать 670 мм в случае со сликами и 680 мм в случае с шинами для дождевой погоды.

Из соображений безопасности в ту часть регламента, где оговаривается конструкция двухступенчатых фиксаторов, препятствующих отсоединению колёс от машины, добавлен дополнительный пункт: такие фиксаторы должны быть оборудованы системой визуального контроля, позволяющие механику в процессе установки колеса сразу видеть, правильно сработал фиксатор или нет.

СПОРТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Шлемы гонщиков

Гонщики должны выступать в шлемах заранее выбранной раскраски, чтобы их было проще различать на трассе, но один раз за сезон (по выбору гонщика) можно изменить дизайн, например, перед домашним Гран При. Можно изменить раскраску шлема и в том случае, если гонщик по ходу сезона переходит в другую команду.

Двигатели

Каждый гонщик по ходу сезона может использовать не более четырёх силовых установок, если только он не переходит из одной команды в другую. За использование силовых установок и их элементов сверх этого числа предусмотрена система штрафов в виде потери 5-ти или 10-ти стартовых позиций, в зависимости от обстоятельств – как и в 2016-м.

Но есть и нововведение: если гонщик во время любого этапа чемпионата получает более одного элемента силовой установки сверх установленного лимита, за что предусмотрен штраф, то лишь последний элемент, установленный на машине, может использоваться на последующих этапах без новых штрафов. Это делается для того, чтобы запретить командам несколько раз за уик-энд менять элементы силовых установок с единственным большим штрафом, накапливая запасные части для следующих этапов.

Шины

Как и в 2016 году, команды должны заранее информировать FIA, какие спецификации сликов они намерены использовать на предстоящих гонках: в случае с европейскими этапами – не позднее, чем за 8 недель, в случае с выездными гонками – не позднее, чем за 14 недель.

Для первых пяти этапов сезона 2017 года сделано исключение: эта процедура производиться не будет, поскольку сроки, отведенные регламентом, истекут ещё до предсезонных тестов. На эти этапы в Pirelli выделят каждому гонщику по два комплекта резины самого жёсткого состава, по четыре комплекта шин средней жёсткости и по семь комплектов самой мягкой резины. Данная поправка будет действовать только в 2017 году.

Автомобиль безопасности

Процедура старта гонки в условиях дождевой погоды изменилась. С 2017 года, если считается, что старт Гран При следует проводить за автомобилем безопасности, то после того, как состояние трассы будет признано приемлемым для проведения гонки, даётся обычный старт с места. Это произойдёт после того, как сейфти-кар вернётся на пит-лейн.

Однако в случае, если гонка была приостановлена до того, как он покинул трассу, рестарт даётся за автомобилем безопасности.

Использование аутсорсинга

Организаторы чемпионата учли опыт Haas F1, дебютировавшей в 2016 году и добившейся успеха благодаря тесному сотрудничеству с Ferrari и Dallara, в результате чего редакция Приложений 6 и 8 к Спортивному регламенту была изменена. В них разъясняется ситуация с правом команд заключать контракты со сторонними поставщиками.

В частности, если участник чемпионата прибегает к аутсорсингу, а также получает компоненты от сторонних поставщиков, то время работы в аэродинамических трубах и использование технологий CFD, связанные с этими контрактами, должно жёстко регламентироваться, и эта команда обязана предоставлять FIA подробные отчёты о любых исследованиях такого рода.

Кстати, в Приложении 6 появился даже отдельный пункт, в котором кратко и понятно сформулировано понятие «аутсорсинг»: «это значит приобретать товары или услуги у стороннего поставщика».

Кроме того, в Приложении 8 упорядочиваются правила перехода специалистов из одной команды в другую – в том числе и для того, чтобы избежать нежелательной утечки конфиденциальной технической информации. Отныне каждая команда должна информировать FIA обо всех значимых кадровых перестановках и, как сказано в регламенте, «представить доказательства того, что приняты все разумные меры, направленные на предотвращение утечки информации, сведений или чертежей».

Поставка силовых установок командам чемпионата

В спортивном регламенте появилось отдельное приложение, в котором детально оговариваются правила поставки производителями силовых установок командам чемпионата. Это сделано для того, чтобы не повторилась ситуация, возникшая осенью 2015 года, когда Red Bull и Toro Rosso могли остаться без контракта на двигатели на следующий сезон. Заключение всех контрактов будет проходить под контролем FIA, моторостроители обязаны до 15 мая информировать федерацию, каким командам они будут поставлять свои силовые установки в следующем сезоне.