Каким были гладиаторы в общем. Гладиаторы: экипировка и вооружение

Легендарные римские гладиаторы отдавали свои жизни ради того, чтобы публика ушла из цирка в хорошем расположении духа. Для Римской империи это кровавое зрелище было сродни наркотику.
«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества.

Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.

Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также простые театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.


Но энтузиасты находятся в любом деле, и в 264 году до н.э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» — меч).

Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н.э. благодаря неустанным заботам народных трибунов об увеселении римской черни, уже начавшей формироваться как социальный класс, гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. Так джинн был выпущен из бутылки…

К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков.

Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.

Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Удары отрабатывались на вкопанном в землю деревянном колу высотой около 180 см.

На начальном этапе обучения «курсант» должен был овладеть умением наносить сильные и точные удары в воображаемые грудь и голову противника, а также не раскрываться при обороне. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.

Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Самым старым, классическим типом, просуществовавшим до конца Республики, были самниты, названные так по имени народа, хоть и покоренного римлянами, но нанесшего последним несколько военных поражений, за что и были практически истреблены в I веке до н.э.

И, тем не менее, именно их вооружением римляне и снабдили своих первых гладиаторов. Оно состояло из большого прямоугольного щита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге. В начале нашей эры название «самнит» заменилось на секутора (преследователя), хотя вооружение оставалось прежним.

На них очень походили гопломахи, с той разницей, что их щиты были большими и круглыми. Соперниками гопломахов и секуторов были, как правило, ретиарии – представители одного из самых технически сложных видов этого «спорта». Ретиарии получили это название от своего главного орудия – сети (от лат. – «rete») с тяжелыми грузилами по краям.

Задачей ретиария было метнуть сеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было – ему приходилось рассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболее быстрых и координированных новичков.

Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.


На шлемах галлов, или мурмиллонов (от лат. «murma» – рыба) изображалась рыба, а их вооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступали ретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Я ловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». Несколько особняком стояли эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Они были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями были пленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачного Британского похода.

Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Цирковые служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию.

Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.
Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие.

Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах.

К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

И все же большую часть гладиаторов составляли не добровольцы, а рабы и преступники. Проданные в школу или приговоренные судом к арене, что, безусловно, было предпочтительней смертной казни, они после курса обучения, длившегося 3 года, должны были сражаться в цирке. Если гладиатору удавалось остаться в живых, то после еще 2 лет обязательного пребывания в школе в качестве тренера или помощника ланиста он получал полное освобождение и восстанавливался в гражданских правах. А если принимал решение продолжить карьеру гладиатора, то так же, как и добровольцы, оставался в разряде infames – «опозоренных».

Незадолго до игр люди, специализировавшиеся на рекламе, ходили по всему городу и писали краской объявления о предстоящих боях везде, где можно было дотянуться кистью. Порой для этих целей использовали даже надгробия. На древних кладбищах сохранились некоторые из них с высеченной просьбой – «Не пишите объявлений!» Впрочем, римская публика без всяких объявлений назубок знала расписание ближайших гладиаторских боев.

Церемония их открытия была впечатляющим зрелищем. Устроитель игр на колеснице или пешком, в зависимости от занимаемого положения, окруженный толпой друзей и клиентов, объезжал или обходил весь цирк под бурные аплодисменты и одобрительные крики толпы, уже чувствовавшей запах крови. Затем следовал парад гладиаторов – участников игр в полном боевом вооружении. Публика, приветствуя своих любимцев, буквально неистовствовала. В определенный момент гладиаторы останавливались напротив императорской ложи, выбрасывали вперед правую руку и кричали: «Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!», а после этого строем уходили в подтрибунное помещение, где ожидали выхода на арену.

Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.
Еще диктатор Сулла в 93 году до н.э. выставил на арену 100 львов, затем Юлий Цезарь – 400, Помпей – 600 и еще 400 леопардов и 20 слонов. В дальнейшем число животных на аренах росло просто немыслимыми темпами: на играх, данных Ульпием Траяном в честь его победы над даками, было умерщвлено около 11 тысяч самых разных зверей.

Ловцы животных трудились, не покладая рук, опустошая римские провинции в Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, но и столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимо сражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезти в Рим даже белых медведей! Видимо, невыполнимых задач для них просто не существовало.

Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады.

Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине.

Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.

Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек.

После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Именно гладиаторские бои, проводимые на аренах цирков, были ежедневным и любимым зрелищем римлян, прекрасно разбиравшихся в нюансах рукопашных схваток.
Публика внимательнейшим образом следила за ходом поединка, отмечая малейшие изменения в действиях сражающихся гладиаторов.

Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом «Отпусти!». Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя «Добей!». Вердикт толпы не оспаривался даже императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора – устроителя игр – отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками цирковых зрелищ.

Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.

Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. А император Коммод, прошедший курс обучения в гладиаторской школе, сам сражался на арене.

Все его поединки, естественно, заканчивались победами. Впрочем, римляне, не любившие «халтуры» в таком важном деле, довольно быстро заставили его закончить карьеру гладиатора. Хотя войти в летопись игр Коммоду все же удалось – однажды он убил меткими выстрелами из лука пятерых весьма дорогостоящих бегемотов.

Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину цирка и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках.

В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет

ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЛАДИАТОРОВ

СПАРТАК
Вероятно, грек из Спарты («фракиец» - по специальности). Бывший солдат вспомогательных войск, осужденный за дезертирство. В 73 году до н э. организовал мятеж рабов.

КОММОД
Римский император, победивший в качестве гладиатора в 735 поединках. Вопреки фильму «Гладиатор» Коммод был убит не на арене, а задушен заговорщиками.

БАТИАТА
Лентул Батиата - основатель Большой школы гладиаторов в Капуе, где, кстати, обучался и сам Спартак. Впоследствии отделения школы Батиаты появились и в других городах Италии.

СПИКУЛ
Любимый гладиатор императора Нерона, сопровождавший императора в походах по борделям. Получил от него в подарок дворец и земельный участок вблизи Рима.

ТУМЕЛИК
Сын знаменитого германского вождя Арминия, уничтожившего в Тевтобургском лесу три римских легиона наместника Вара. Тумелик еще в детстве был захвачен римлянами в плен и перевезен в Рим. Позже его отдали в школу гладиаторов, и Тумелик погиб на арене.

Римляне превратили гладиаторские бои в жестокую забаву, но придумали развлечение их предки этрусски. Ритуал носил религиозное значение и сопровождал процесс погребения состоятельных людей. Совершалось жертвоприношение в честь погибшего. В борьбе решалось, кто падет в схватке и умилостивит культ Марса.

Впервые бои гладиаторов прошли в империи в 264 г. до н.э. Событие также знаменовало похороны знатного гражданина империи. Мероприятие проводилось с участием трех пар бойцов на торговой площади. О традиции вспомнили через 50 лет во время похорон сына консула. Погребальные игры были организованы на построенном по случаю римском Форуме. Бои велись три дня и в них приняли участие более 20 пар бойцов.

В течение последующих 100 лет труд гладиаторов использовался при погребениях. В 105 г. до н.э. соревнования получили статус развлечений в Риме.

Толпа была в восторге от боев, а политики в свою очередь пытались завоевать всенародную любовь и расположение римских граждан. До прихода к власти в империи Цезарь устраивал игры с участием 320 пар бойцов-гладиаторов. После этого римский Сенат постановил об ограничении числа участников мероприятия. Чиновникам запретили проводить игры за два года до избрания на высокую должность.

Были ли рабами гладиаторы в Древнем Риме

Гладиаторы считались профессионалами в мастерстве борьбы. Они специализировались на обращении с определенным видом оружия. Бои велись на публичных аренах Римской империи. Амфитеатры для представлений строились в период с 105 по 404 до н.э.

Гладиаторские бои, обычно, заканчивались гибелью. Продолжительность жизни у сражавшихся была короткой, но профессия считалась престижной. Большинство гладиаторов относились к сословию рабов, свободных граждан или являлись заключенными. Кровавые бои часто заменяли смертную казнь. Без сомнения, зрелища на аренах Римской империи были одной из самых популярных форм развлечений в древности.

Гладиаторы обучались искусству ведения боя в школах мастерства. Они давали присягу и с этого не считались людьми: не свидетельствовали в суде, продавались, сдавались в аренду. Профессия гладиатора была овеяна романтизмом, хотя на деле часто в школы поступали бедняки в поисках хорошего питания. Некоторые мужчины выходили на арены в поисках славы. Истории известны случаи, когда гладиаторам даровалась свобода.


Жизнь гладиаторов Древнего Рима

Гладиаторские игры проводились императорами Рима и местной аристократией для демонстрации их власти и богатства. Событие ознаменовывало высокую победу государства или визит чиновника или дипломата другого государства. Бойцы боролись на аренах в день рождения состоятельных людей или для отвлечения людей от повседневных проблем, решения политических и экономических вопросов.

Самой большой площадкой в истории Древнего Рима был Колизей в центре Рима – Амфитеатр Флавиев. Древний стадион вмещал от 30 до 50 тысяч зрителей. Представители римского общества заранее приобретали билеты на кровавый аттракцион смерти. Дикие и экзотические животные погибали от рук гладиатора. В случае их победы мужчин бросали на съедение львам.

Распространено заблуждение, что гладиаторы обязаны были приветствовать императора Рима в начале каждого шоу словами:

Ave Imperator, morituri te salutant

«Да здравствует император, мы, пришедшие на смерть, приветствуем тебя!»

В действительности эти слова произносили заключенные, обреченные на смерть в сражениях на море.


Часто гладиаторами были и военнопленные, вынужденные работать на арене. Известны случаи, когда на арены выходили обанкротившиеся аристократы. Например, гладиатором стал знаменитый Семпроний – потомок могущественной династии Гракхов.

До выхода на арену Септмиуса Северуса в 200 г. н.э., женщинам было запрещено выступать как гладиатором.

Постоянно велся набор в бойцовские школы гладиаторов. Условия проживания в них были похожи на тюрьму: кандалы и небольшие зарешеченные помещения. Однако еда подавалась намного лучше для укрепления здоровья. Гладиаторы получали хорошее медицинское обеспечение.

Победите соревнований становились любимцами народа и пользовались особой популярностью у женщин.

Отказавшихся от выхода на арену били кожаными кнутами, а также раскаленными стержнями из металла. Возмущенная толпа в 30-40 тыс. зрителей требовала убийства противника. Самый известный случай отказа во время боя, организованного Квинтом Аврелием Симмаха 401 г. н.э. Германские заключенные, вместо того чтобы выйти на арену, задушили друг друга в клетках, лишив римских граждан зрелища.


Когда гладиатора не убивали сразу, его противник мог проявить милосердие и оставить в живых. Он поднимал оружие с щитом и палец. Хотя его противник в этот момент мог убить его. Если во время представления присутствовал император, судьбу гладиатора решала толпа, размахивая тканями и делая жесты руками. Слово «Mitte!» и поднятый наверх большой палец означало «Пусть идут!» Палец вниз и выражение «Iugula!» — «Казнить его!»

О жизни гладиаторов рассказывают сцены на стенах древних Помпеи. На изображениях указывалось, сколько побед одержал боец: Петроний Октавиан – 35, Северус – 55, Насция – 60. Победителю вручали пальмовую ветвь победы, корону и часто серебряное блюдо.

Проведение конкурсов гладиаторов вступало в противоречие с новой христианской религией, пришедшей в Древний Рим в 404 г. н.э. Император Гонорий закрыл школы гладиаторов. Последним событием стал приход монаха из Малой Азии, Телемаха, который остановил кровопролитие встав между бойцами. Возмущенная толпа закидала монаха камнями до смерти.

В итоге император Гонорий в результате запретил гладиаторские бои, хотя охота на диких животных оставалась долгое время. Римляне сетовали на отмену популярного развлечения.


Как проходили бои гладиаторов в Древнем Риме

Дни гладиаторских боев объявлялись праздничными в империи. Подготовка к мероприятию велась длительное время, занимались ей специально подготовленные люди – эдиторы. Они делали рекламу, продавали билеты.

Поиском и выкупом гладиаторов занимались граждане с профессией ланист. Они искали на рынках физически сильных рабов и военнопленных и привозили их в школы для обучения бойцовскому мастерству.

В назначенный день граждан рассаживали строго по социальному статусу. Собиралось огромное количество граждан. Шоу сопровождалось театрализованным шоу. Потом выпускались дикие животные. С ними боролись приговоренные к смерти осужденные. В случае одержания победы им даровали жизнь.

Бои велись под музыкальное сопровождения. Ритмы музыки ускорялись по мере ведения борьбы. Главной целью гладиатора было нанесение удара по черепу или в артерию. Демонстрация военного мастерства приравнивалась гражданским населением в древнем Риме к героизму.


Виды гладиаторов в Древнем Риме

Термин gladiatores означал «оружие» или «короткий меч». В соревнованиях же использовалось множество других видов оружия. Гладиаторы носили доспехи и шлемы с декоративными мотивами, украшенные перьями страуса или павлина.

Качество оружия и доспехов зависело от класса гладиатора. Выделяли четыре основных группы.

  1. Класс «самнит» был назван в честь воинов-самнитов, сражавшихся в первые годы на аренах республики. Первоначально римляне использовали слово «самнит» как синоним гладиатора этрусского происхождения. Они были хорошо вооружены, имели копье и меч, щит, защитную броню на руке и ноге.
  2. Фракийские гладиаторы были вооружены изогнутым коротким мечом (сика) и квадратным или круглым щитом (парма) для защиты от ударов.
  3. Иные гладиаторы были известны как «мурмиллоны». Они имели на шлеме гребень в формы рыбы. Как и самниты, они носили короткие мечи и имели броневые набивки на руках и ногах.
  4. Ретиарий не носил шлема или брони. Он нес металлическую сетку, в которую пытался заключить своего противника. Опутав его сетью, он наносил заключительный удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в парах в разных комбинациях. Это позволяло обеспечивать контраст между бронированными медленными классами, как франскийские, и защищенными, как ретиарии.

Названия и классы изменялись со временем. Например, «самнит» и «галлия» названия стали звучать некорректно, когда страны с подобными названиями стали союзными. Также на древние арены Рима выходили лучники, бестиарии и боксеры, которые охотились на диких животных.


Кто давал имена гладиаторам Древнего Рима

Имя гладиатора была частью его сценического образа. Бойцам давали имена в школах мастерства или хозяева рабов. В любом случае они носили римское происхождение. О «варварских» граждане Древнего Рима не хотели и слышать.

Самые известные гладиаторы Древнего Рима

Самым известным гладиатором Рима являлся Спартак. Он возглавил в 73 г. до н.э. восстание гладиаторов и рабов из Капуи. Римский солдат, он был схвачен военными в Фракии для перевозки в школу гладиаторов.

Он организовал побег с 70 товарищами из школы и создал оборонительный лагерь на склоне Везувия. Лагерь был осажден римскими военными, после чего они покинули пзицию и отправились в путь по местности Кампания. Бывшие гладиаторы организовали собственную боевую группу. Сражаясь на пути на севере Альп, Спартак проявил черты военного лидера в борьбе с римской армией. Спартак умер в бою, но прежде ему удалось освободить триста военных заключенных в честь своего павшего товарища.


После двух лет после восстания армия Марка Лициния Красса наконец арестовала повстанцев в Апулии на юге Италии. В назидание другим было распято более 6000 гладиаторов вдоль Аппиевой дороги между Капуа и Римом. После этого эпизода число гладиаторов, принадлежащих гражданам, строго контролировалось.

Другой известный гладиатор – император Коммод (108-192 н.э.). Ходили слухи о том, что он был внебрачным сыном гладиатора. Он не был профессиональным бойцом, но получал огромные деньги за свои выступления в Колизее. Император одевался как Меркурий и соревновался на арене. Чаще он убивал диких животных с закрытой платформы с помощью лука.

Гладиатор Спикул был настолько неподражаем в искусстве ведения боя, что император Нерон подарил ему целый дворец.

74 год до нашей эры

74 год до нашей эры. Римская знать ведёт праздную и расточительную жизнь, а бедняки требуют хлеба и зрелищ. Под зрелищами понимались как раз бои гладиаторов, чья смерть была лишь поводом для потехи толпы. Аристократы и плебеи жадно смотрели на кровавые представления, в то время как рабы, не желавшие такого позорного конца, решились бросить вызов судьбе. Благо в их среде появился вдохновитель, имя которого вскоре навлекло страх на весь Рим.

Спартак был родом из Фракии, которая располагалась на территории нынешней Болгарии. Очень возможно, что происходил он из знатного рода, иные исследователи даже полагают, что из царского. Это является достаточно дискуссионной теорией, однако она имеет право на существование.

Фракия в былые века была достаточно процветающим государством, но многочисленные набеги вооружённых соседей значительно ослабили её. Во время нападения римлян Спартак и оказался в плену.

Пленный фракиец

Пленный фракиец был обречён на наёмную службу в римских войсках. Не желая сражаться на стороне завоевателей родины, он бежал. Побег оказался неудачным, и Спартака ожидал один из двух вариантов: либо казнь, либо участь раба-гладиатора. Чаша весов судьбы склонилась в сторону второго.

Это был, по сути, тот же смертный приговор, только отсроченный. Каждый бой мог стать последним. А мириться с позорной смертью на окровавленной арене было не в натуре молодого фракийца. Благодаря незаурядному уму Спартак изначально стал лидером среди своих товарищей по несчастью в гладиаторской школе Капуи. Постепенно возник заговор с целью побега. Вооружившись кольями, камнями и захваченными на кухне ножами, мятежники заставили стражу отступить.

Восстание рабов

Бежавшие рабы укрылись на вершине Везувия. Очень быстро власти прознали о побеге, были высланы отряды под командованием Гая Клавдия, которые окружили гору. Но восставшим удалось осуществить план, предложенный Спартаком: они спустились по опасному склону при помощи лестниц из стеблей дикого винограда. Клавдию был нанесён сокрушительный удар, восстание начало набирать обороты.

Бывшие гладиаторы двинулись в сторону Альп. По дороге к ним присоединялись другие рабы, бедные крестьяне, пастухи. Постепенно число участников восстания достигло 70 тысяч человек. Спартак проявил себя как незаурядный полководец, построив из восставших армию по римскому образцу. Греческие и римские писатели, отнюдь не симпатизировавшие мятежу, отмечали мужество и благородство вождя восстания. Он запрещал грабежи и насилие над мирными жителями, а с пленными римлянами обращался достаточно великодушно.

И вот отряды восставших дошли до подножия Альп. Путь к свободе никогда ещё не был так близок. До сих пор неясно, почему Спартак решил повернуть обратно – возможно, уроженцы Рима не хотели покидать свою родину. Могли быть и честолюбивые планы построить республику свободных людей. Теперь путь армии Спартака лежал по направлению к Сицилии.

Марк Лициний Красс

А Рим не дремал, и против повстанцев начала собираться целая армия, во главе которой встал Марк Лициний Красс. Он уже завоевал славу самого богатого человека Римской Империи, наживаясь на казнях и конфискациях имущества. Но ему этого было мало: он жаждал славы, почестей и мечтал о триумфальном шествии в свою честь. Победа над мятежниками могла бы превратить честолюбивые планы в реальность.

До того, как двинуться на войска Спартака, Красс не потерпел ни одного поражения. Но первое же столкновение с восставшими рабами закончилось для римлян настоящим позором. Солдаты бежали, многие побросали оружие – так велик был их страх перед одержимыми местью рабами.

По доблести и отваге Красс значительно уступал Спартаку, но бесспорно превосходил фракийского гладиатора в одном: в жестокости. Узнав о поражении своего войска, Красс совершенно хладнокровно отдал приказание казнить каждого десятого. Жребий мог пасть не только на дезертиров, но и на тех, кто храбро сражался, однако Красса это нисколько не трогало. Ему было важно заставить воинов бояться своего военачальника больше, чем Спартака.

Жестокость Красса

Жестокость Красса шокировала даже его сторонников – ведь подобные дисциплинарные меры в римской армии были отменены очень давно. Было ясно, что ради победы он не остановится ни перед чем.

К тому времени войска Спартака прошли через всю Италию и достигли пролива, отделявшего от материка Сицилию. Были планы перебраться на остров, но им не сужден было осуществиться. Впереди было новое испытание: по приказу Красса был вырыт глубокий ров и построен высокий частокол. Спартак и его армия оказались в ловушке, из которой удалось выбраться с огромным трудом.

Усугубили ситуацию разногласия в лагере восставших, немало отрядов отделились от войска. Если бы Спартак проявил жестокость, ему, возможно, удалось бы предотвратить ослабление своей армии. Но он отличался мягкостью характера, о чём сообщали античные историки. Возможно, что именно благородство его погубило.

Раненый Спартак

Ничего не оставалось, как принять последний бой. От него зависело всё, и руководитель восстания прекрасно это понимал.

Красс желал захватить вождя повстанцев живым. Спартак, даже раненый в бою, продолжал сражаться – один против нескольких десятков римских легионеров. В этой схватке он был изрублен и даже мертвым не достался врагу. По свидетельству римских историков, Спартак пал в битве с оружием в руках как великий полководец, показав пример редкостной доблести.

Уцелевшие в битве повстанцы были распяты вдоль дороги из Рима в Капую. Много дней были слышны стоны казнённых, вдоль страшной изгороди из крестов многие опасались ходить. На это и рассчитывал Красс – важно было показать, что ждёт тех, кто восстаёт против принятых в Риме порядков.

Смерть Марка Лициния

Так в 71 году до нашей эры закончилось эпопея, начатая гладиатором из Фракии. Жизнь в Риме вроде бы снова потекла своим чередом, но тень прошедших событий витала над всей дальнейшей историей. До падения империи было ещё далеко, но всё же оно неотвратимо приближалось. Не исключено, что восстание отчаявшихся рабов стало для Рима началом конца.

Красс не удостоился того триумфа, к которому стремился. Более того: ему пришлось разделить славу подавителя восстания вместе с Цезарем и Помпеем. А конец Марка Лициния был незавидным: во время одного из неудачных походов он был бесславно убит. Но этого его врагам показалось недостаточно. Зная о его алчности, они залили ему в горло расплавленное золото.

Наталья Наумова, Samogo.Net

1) Тетраит

О Тетраите стало известно после раскопок 1817 года в Помпеях.
На тех раскопках археологам посчастливилось найти каменные блоки с изображениями побед Тетраита. В последствии аналогичные изображения попадались на территориях современной Франции и Англии, что говорит о великой славе этого гладиатора. Особое внимание уделялось его славной победе над Прудом.

2 и 3) Приск и Вер

К сожалению, об этих гладиаторах информации не так много, точнее сказать доподлинно известно только об одном бое состоявшимся как раз между ними. Этот бой был первым в амфитеатре Флавиев, а такую честь могли оказать только действительно выдающимся бойцам. Согласно историческим записям этот бой длился два часа, и так и не определив победителя Приск и Вер, под одобрительный шум толпы и с напутствия организаторов игр, спрятали свое оружие в ножны и покинули амфитеатр как свободные люди.

4) Спикул
Еще один гладиатор сумевший добиться свободы своими победами. Более того, после освобождения Спикул был одарен домом ничем не отличавшимся от домов вельмож, рабами и богатствами. Спикул был одним из любимчиков Нерона, существует даже такая версия, что незадолго до своего суицида Нерон велел найти Спикула дабы погибнуть от рук великого гладиатора, однако время поджимало Нерона и собственную кончину ему пришлось приблизить самостоятельно.

5) Марк Аттил
Известно, что Марк был римским гражданином и пошел в гладиаторы самостоятельно вследствие большой денежной нужды. Рассказы о его подвигах на арене стали известны нашим современникам только после раскопок в 2007 году.

6) Карпофур

Представленные выше гладиаторы заработали свою славу в схватках с людьми, а вот Карпофур был знаменитым зверобоем (не могу подобрать в русском языке аналог слову Bestiarius). В рассказах о Карпофуре говорится, что он вышел победителем из схватки со львом, леопардом, медведем и даже носорогом!

Человек получивший славу в двойном размере. Первая порция славы досталась ему как непобедимому гладиатору на арене, вторую же он получил после известного мятежа. Отделившись с небольшим войском от основной группой мятежников Крикс успел навести немало шороху, но все же был разбит римскими легионами.

8) Фламма

Фламма был рабом родом из Сирии. Известен он стал тем, что после того как одержал тридцать побед, отказался от статуса свободного человека и продолжил выступления на арене.

9) Коммод

Этот персонаж тоже несколько выпадает из нашего списка, но все же мы не можем не причислить его к числу гладиаторов. Коммод был римским императором и выходил на арену исключительно из жажды славы и крови. Ему было лестно причислять себя к числу искусных воинов, хотя большинство из его соперников были вооружены деревянными мечами, а дикие животные были либо привязаны либо ранены.

10) Ну и последним в нашем списке стоит самый известный ныне из всех существовавших когда-либо гладиаторов - Спартак!

ИЗВЕСТНЫЕ ГЛАДИАТОРЫ

Спартака по праву можно называть самым известным гладиатором, но кто же он на самом деле? Происхождение Спартака по сей день вызывает споры у историков, одни уверены, что Спартак был фракийцем, который попал в Рим, как пленник, другие же считают, что Спартак был мятежником и сбежал из римских легионов. Римская армия вела ожесточённые бои с Македонией и Фракией, время этих войн совпадает со временем, когда Спартак мог попасть в римский плен.



То, что Спартаку приписывают фракийское происхождение можно объяснить тем, что в то время гладиаторы по типу боя делились на галлов и фракийцев. Если разобраться с грамматикой латинского языка, то Спартак означает - тот, который имеет отношение к Спарте. Доподлинно известно, что Спартак проходил обучение в гладиаторской школе Лентула Батишта и там пристрастился к философии Гая Блоссия, которую можно трактовать на подобие коммунистической доктрины: «Последние станут первыми и наоборот». 73 г. до н.э. стал роковым для Спартака и 70десяти его коллег - они восстали. Восстание имело трёх сильных харизматических лидера помимо Спартака: Крикс, Каст и Гай Ганник. Они восстали не только против своей школы и против римского правительства, сначала бунтари - гладиаторы ограбили собственную школу и забрав всё оружие бежали в кальдеру около Неаполя. Восставшие грабили и убивали, к ним добавлялись всё новые и новые беглые рабы, и к концу восстания численность страшной армии Спартака достигла 90 000 человек.

Поскольку в Риме господствовал рабовладельческий строй, и рабов было так много, что если бы все они восстали, это бы поставило под серьёзную угрозу существование римского государства. На то, чтобы усмирить Спартака были пущены лучшие легионеры, но Спартаку и ещё ряду повстанцев удалось скрыться. Несколько тысяч рабов из армии Спартака пытались бежать на Север, но были застигнуты Помпеем, который в дальнейшем и получил все лавры, как главный из усмирителей восстания.

Мало известный факт, и, тем не менее, факт исторический. Коммод - первый гладиатор императорского происхождения. Коммод обладал отличными популистскими и ораторскими склонностями, благодаря которым, он стал популярным в народе, уже начиная с детского возраста. Однако, чем старше становился юноша, тем меньше притягивали его государственные дела и жизнь подданных, и тем больше завлекали его сети разврата и различных развлечений. В императоре начала проявляется незаурядная жестокость, всё время его правления сопровождали убийства и казни.

Коммода по праву сравнивают с Нероном, ибо ни в развратности, ни в жестокости Коммод не уступал Нерону. Молодой император содержал огромный гарем, в котором по мимо молодых женщин (которых, кстати говоря, было больше сотни) и ещё больше было молоденьких мальчиков. Коммод любил носить женское одеяние и нередко позволял себе игры с подданными, он воображал себя и препарировал живых людей. Он был первым императором, позволившим себе самому предстать на поле боя в роли гладиатора, хотя для императорской крови это считалось - infamia, высший позор.

По данным многих современных Коммоду авторов, он был отличным гладиатором, искусно убивал животных, при этом не только не считал, что должен стесняться такого, мягко говоря «не императорского» развлечения, но и любил демонстрировать свои достижения в боевом искусстве подданным. Император Коммод был до крайности педантичным и всегда водил за собой писаря, которому было приказано фиксировать, что говорит и делает император. Благодаря этому, нам доподлинно известно, что Коммод был участником 735ти битв. Помимо этого, император придерживался веры в самые жестокие восточные языческие культы и даже перевоплощался одеянием в бога Анубиса. Требовал от подданных своего обожествления, идеализирования и приказывал убивать их за неповиновение. В итоге, как и все тираны, был повержен в результате коварного заговора против него.

Отцом гладиатора Тумелика был известный германский вождь Арминий. Арминий известен тем, что нанёс в дебрях Тевтобургского леса поражение трём римским легионам, которыми командовал наместник Вар. Мать Тумелика звали Туснельда.


Римская империя не могла смириться с унизительным для себя поражением от армии Арминия (Арминиуса). Поэтому спустя некоторое время от Тиберия поступил приказ Германику (племянник императора) совершить мстительный поход и уничтожить Арминия. Он три раза совершал воинственные походы на те земли, которые лежали к востоку от Рейна. Им была уничтожена страна марсов, разореныкатты, освобождён осаждённый отцом ТумеликаСегест. Но главным достижением считается пленение Туснельды и её маленького сына Тумелика.

Германик намеревался захватить и самого Арминия, но сделать это ему не удалось. Вмешался Тиберий, повелевший своему племяннику возвращаться назад.

В Риме во время празднования триумфа Германика перед его колесницей шли Туснельда и Тумелик. Их шествие видел отец Туснельды, сидевший рядом с Германиком. Известно, что мама гладиатора и его дед скончались, находясь в римском плену.

Сам же Тумелик в детстве оказался на содержании в Риме, после -- в школе гладиаторов. Когда Тумелику стало восемнадцать лет, власть в Римской империи перешла от Германика к его сыну Калигуле. По мнению многих историков, Калигула был более чем безумным императором. Он велел вывести Тумелика на бой. Юный гладиатор был в маске из железа, на которой был изображён его отец Арминий. В руках у Тумелика был меч. Против него Калигула не стал ставить другого гладиатора. Им были выпущены на арену голодные львы.

Туснельда была служанкой в одном из римских домов. Судьба её дальнейшая неизвестна. Она могла пережить Тумелика.

Историки утверждают, что Эномай вместе с Криксом являлся правой рукой во время восстания известного гладиатора Спартака. Он командовал рабами.

Эномай попал в плен во время завоевания Римской империей Галлии.Он был одним из гладиаторов, обучавшихся в гладиаторской школе, принадлежавшей ЛентулуБатиату. Она находилась в Капуе. Условия обучения и проживания в ней были невыносимыми. Поэтому Эномай поддержал своего сородича Крикса и родившегося во Фракии Спартака в необходимости проведения восстания. Среди троицы лидеров Эномай погиб самым первым. По мнению большинства историков, временем его смерти является зима между 73 и 72 годами до нашей эры. Его гибель произошла в момент грабежа одного из южноитальянских городов. Римский историк Орозий считает, что Эномай погиб при разгроме лагеря, где находился император Клавдий.

Согласно книге «Гладиатор из будущего. Спартак-победитель», Эномай был гладиатором на протяжении более десяти лет. Его отличали от других гладиаторов неимоверная выносливость и огромная сила. Автор книги утверждает, что в одном из боёв ему повредили нос. Его сращение было не очень удачным, поэтому впоследствии нос Эномая был заметно крив, переносица обладала небольшим горбом. Вид гладиатора был грозен, но при этом он обладал спокойным нравом. Его возлюбленную звали Эмболария.

Некоторые исследователи допускают, что Эномай - не настоящее имя гладиатора, а прозвище, которое было дано ему для выступлений на гладиаторской арене. Вероятно, оно было выбрано для него потому, что Эномаем звали сына бога Ареса. Сын Ареса имел довольно воинствующий и жестокий характер.Имена гладиаторов служили составными частями их образов. Им запрещалось выступать под собственными, «варварскими» именами, которые были некрасивы в понимании римлян.

Лентул Батиата долгое время выступал как гладиатор. Завершив выступления на арене, он организовал самую большую школу гладиаторов, которая имелась в Италии. По мнению некоторых историков, он являлся учителем легендарного Спартака. Школа, которая им была открыта в городе Капуя, стала отправным пунктом для организации других школ подобного типа по всей Римской империи.

Известно, что Корнелий ЛентулБатиата проживал в Риме. В основе его взглядов лежали материалистические убеждения. Своих гладиаторов он называл «монстрами», но делал это в ласковой форме. Батиата говорил, что его школа - это не что иное, как ферма, на которой им выращиваются монстры-гладиаторы. Это утверждение имело право на жизнь, так как для просмотра борьбы с участием гладиаторов из Капуи в колизей съезжались жители самых отдалённых населённых пунктов, которыми владел император Римской империи.

Работать с гладиаторами Лентулу Батиату было нелегко. Тем более что достаточно было двух-трёх боёв, которые были бы неинтересны публике, и выступления в Колизее стали бы для школы Батиата уже недоступными.

Батиата отчётливо чувствовал возрастающую конкуренцию со стороны других гладиаторских школ. Для тогочтобы повысить мотивацию своих подопечных, им была разработана и внедрена инновационная программа. Он формировал у гладиаторов убеждение, что их жизнь - это обычный сон. И снится он каждому конкретному гладиатору «по воле богов». Известно, что в школе обучалось более двухсот гладиаторов. Большинство из них составляли пленные рабы из Галлии и Фракии. По мнению историков, восстание их произошло во многом из-за жестокого отношения к ним со стороны Лентула Батиата.

Историки утверждают, что Спикул относился к такому виду гладиаторов, как мурмиллоны (или мирмиллоны). У мурмиллонов среди вооружения присутствовали полуметровой длины гладиус, большой прямоугольный щит. Голова была защищена беотийским шлемом в виде рыбы и гребня волны. Правую руку Спикула защищала манника. Спикул перед боем надевал на бедро повязку, опоясывался поясом. Верхняя часть ступней была обмотана толстыми обмотками. Гладиатор-мурмиллон был оснащён также короткими латами.

Этот гладиатор был самым любимым у Нерона. Об этом говорит тот факт, что после одного из боёв Спикул получил в подарок от императора дворец, множество домов и земель недалеко от столицы Римской империи. Нерон нередко говорил о том, что среди его армии гладиаторов Спикул убивает соперников наиболее искусным образом. В книге Макса Галло «Тит. Божественный тиран» указывается, что Спикул у Нерона был одним из самых опытных гладиаторов. Возможно, он обучал боевому искусству начинающих гладиаторов. Некоторые исследователи истории говорят о том, что Спикул был гладиатором-любовником. Он нередко сопровождал императора, когда тот посещал бордели и другие заведения подобного рода.

Спикул умер примерно в то же время, что и Нерон. Некоторые источники, описывая последние минуты жизни императора, указывают, что тот хотел погибнуть от рук Спикула. Нерон звал гладиатора, чтобы тот его убил. Однако любимого гладиатора во дворце не было.

После того, как Нерон сам себя убил, люди стали мстить приближённым жестокого правителя. Гладиатор Спикул был брошен под несколько статуй Нерона, которые люди тянули по форуму. Он был задавлен статуями. Это случилось примерно в июне 68 года.

ГАЙ ГАННИК

Точные даты рождения и смерти Гая Ганника неизвестны. Составитель энциклопедического словаря «Древний мир» В.Д. Гладкий полагает, что Гай Ганник умер в 71 году до нашей эры. Он был сподвижником гладиатора Спартака. Руководил большим отрядом, который составляли восставшие в Италии рабы.

Гладиатор Гай Ганник имел галльское происхождение. Хотя некоторые источники утверждают, что он был родственен кельтам (в одном из жизнеописаний Спартака указывается, что гладиатор ГайГанник принадлежал к самнитам - древнему италийскому народу саббельских племён). Вероятно, он был пленён в молодом возрасте во время захвата Галлии Римской империей. Во время восстания неоднократно участвовал в боях против римлян, в которых руководимое им войско одерживало победы. В 71 году до нашей эры Спартак и Гай Ганник решили провести бунтовавших против Римской империи рабов в их родные места, находившиеся в Галлии и Фракии. Ближе к концу восстания, когда Спартак решил захватить город Брундизий, двенадцатитысячное войско покинуло основные силы предводителя. Его возглавили Гай Ганник и Каст. Однако оказать достойного сопротивления напавшим на них римским войскам они не смогли. Несмотря на превосходившие силы соперника, Гай Ганник в бою был храбр и решителен. Он погиб недалеко от города Регия, располагавшегося в южной части современной Италии.

Римский историк Плутарх называл в «Сравнительном жизнеописании» Гая Ганника Гаем Канницием. Ганник овладевал гладиаторским искусством, обучаясь под руководством Лентула Батиата в его капуйской школе. В Капуе многие считали, что именно он - лучший гладиатор.