Как вырастить из ребенка чемпиона. Где выращивают будущих звезд российского спорта

По большому счету в этой статье я ничего нового не скажу. Попробую лишь систематизировать или алгоритмизировать действия родителей, которые смогут привести ребенка если не к чемпионству, то хотя бы к ощутимым результатам в области спортивных танцев. Сразу оговорюсь, что это чисто мое мнение, основанное только на наблюдениях за детскими парами и их родителями.

На сегодня я не имею богатого практического опыта занятия с детьми как тренера, но имею достаточно богатый опыт тренировок на одном паркете вместе с ними. Часто мысленно ставлю себя на место родителей тех детей, которые могли бы развиваться лучше. Часто понимаю, что упущенные шансы детей-танцоров - это промахи их родителей. Регулярно становлюсь свидетелем того, как родители оправдывают свои действия перед тренером, приводя «железобетонные аргументы» в оправдание своих действий. В результате 90% талантливых детей «пролетают мимо кассы»… Одним из основных условий хорошего развития ребенка в спортивных танцах является четкое понимание родителями того, куда они его привели, зачем они его туда привели и что это им будет стоить. Как показывает практика, 95% родителей представляет это достаточно смутно или совершенно не так, как оно есть на самом деле. Рассмотрим, прежде всего, эти моменты:1. Зачем они его привели и что это будет стоить. Почти наверняка все скажут, что для общего развития как личности, для хорошей осанки, умения преподнести себя на людях, да просто потому, что бальные танцы это красиво. Очень немногие в самом начале скажут, что им нужен результат от занятий спортивными танцами. Большой спорт, как правило, не очень способствует ЖЕЛЕЗНОМУ здоровью. Чаще он выявляет физические изъяны или приводит к травмам как физическим, так и психологическим. Поэтому первые полгода-год с детьми работают в формате танцоров массового спорта. В спортивных танцах это 2 общих занятия в неделю и минимум одно индивидуальное. Участие в турнирах желательно, но не обязательно. НО!!! Вернемся к вопросу: зачем вы привели ребенка именно в Спортивные бальные танцы, а не в танцевальную студию, все равно какую? Почти наверняка, каждый родитель, ведя свое чадо в танцевально-спортивный клуб, хоть в тайне мечтает увидеть его в шикарной паре, на шикарном паркете, и чтоб все вокруг, захлебываясь слюной выдыхали: «ВАУ!…» Понятно, что в простой танцевальной студии такому вряд ли научат… Как правило «аппетит приходит во время еды»: чем лучше будет танцевать ваш ребенок, тем большего вы будете хотеть от него увидеть. Но надо с первого дня понять сразу, что за умение придется платить!Какие расходы вас ожидают? Может я неправ, расписывая именно этот пункт, который отпугнет достаточно много народу из нашего красивого и техничного спорта, но, на мой взгляд, терять ребенка, который имеет способности, в которого уже вложена душа тренера, которому уже самому хочется результата из-за несостоятельности родителей крайне жаль. Лучше уж совсем не пробовать, чем наблюдать потом «ломку» как ребенка, так и его тренера из-за вынужденного прекращения танцевальной карьеры. Итак Вам предстоят два вида затрат: финансовые и ваше свободное время.1.1. Финансовые затраты. Если в первый год вы будете платить за занятия почти символические деньги, практически не будете тратиться на костюм, кроме тренировочной специализированной обуви, то от года к году траты будут заметно возрастать. Причем, чем выше будет уровень танцевания вашего ребенка, тем затрат будет больше. Скажем прямо, что с момента перехода в самый низший класс спорта высших достижений имеет смысл заниматься не реже 5 раз в неделю. Из них не менее 2х индивидуальных занятий. Часто в один день придется заниматься сразу и индивидуально, и на группе. Причем, чем выше уровень пары, тем дороже преподаватель. Хорошим парам приходится на сегодня в Перми выкладывать от 600 до 1500р с пары за одну «индивидуалку» (45 минут или час, в зависимости от клуба и тренера).Далее костюм. Мальчикам это удовольствие выходит чуть дешевле, но к возрасту Ю-2 (14-15 лет) мальчики вынуждены шить фраки (цены на сегодня от 20000 р), девочки - платья со стразами (средняя цена от 35000р за новое). Плюс латинский костюм, который чуть дешевле, но тоже кусается, и тренировочный, плюс 2 пары тренировочной обуви и 2 пары конкурсной. Это минимум.Далее в спорте высших достижений (это еще не совсем большой спорт для большинства) обязательно приходиться посещать семинары, а с Д-класса на этих семинарах обязательно брать сколько-то часов индивидуальных уроков. Как правило, семинары проводят топовые танцоры страны и занятия с ними в разы дороже занятий с родным тренером. Но без этих занятий развитие будет оставлять лучшего… К финансовым затратам относятся и выездные турниры, на которые приходится ездить не только детям, но и родителям в качестве «нянек». А это: билеты на транспорт, гостиница, входной билет зрителя помимо билета участника… В общем, вылетает в реальные деньги, если учитывать, что выездной турнир внутри страны у пары среднего пошиба должен быть не реже раза в месяц.Заграничные турниры вылетают совсем в неприличные для большинства суммы, но это уже большой спорт и можно пока в расчет не брать, а иметь в виду эту перспективу. В конечном итоге, очень часто все заканчивается ситуацией, что оба родителя только и работают на танцы. Естественно таких психов по жизни найти сложно, но нас много, если присмотреться. На самом деле все не настолько печально, как я озвучил. Верней настолько, если ребенка слишком сильно оберегать и опекать сверх меры. Пути решения финансовых проблем следующие: На занятиях сэкономить не получиться! Даже не пытайтесь. Особенно вредна ситуация, когда родители отказываются либо от «индивидуалок» в пользу группы, либо наоборот. Только сделаете хуже для развития своего ребенка. Но можно здраво подойти к выбору тренера. Не нужно сразу ломиться к самому крутому преподавателю клуба (он как раз самый дорогой и самый востребованный). С ним имеет смысл посоветоваться. Как правило, в клубе есть куча спортсменов от С-класса и выше, которые занимаются с новичками и берут меньше. Действующий спортсмен очень часто учит очень даже прилично, ибо сам еще танцует. Есть еще тренеры, ведущие именно начальный уровень танцоров, они тоже дешевле ведущего. За группу обычно плата идет помесячная и пропущенные занятия - это потерянные вами деньги (поэтому в спортивных группах пропуски занятий крайне редки)! Сэкономить можно на спортивном костюме. На обуви экономить не советую, но тренировочную обувь можно брать недорогую. Как правило, костюм с рук (сэконд-хэнд в простонародье), стоит почти в 2 раза дешевле нового. Не всегда это идеально подходящий вариант вашему ребенку, но это лучше чем купить новый костюм и сэкономит на семинаре или забить на выездной турнир! Можно разрешить ребенку (в возрасте, когда траты уже вполне солидные, это Ю-2 и выше), если тренер не против, подрабатывать, давая индивидуальные уроки более младшим детям с меньшим классом мастерства. Как показывает практика, грамотный подход к соотношению количества своих занятий и чужих, позволяет ребенку «тренировать и себя за чужой счет», и с заработанных денег оплачивать свои тренировки. Есть только подводный камень! Родителям очень четко надо «держать руку на пульсе», чтоб ребенок не увлекся преподаванием в ущерб своих занятий. Из детей самостоятельно с этим справиться не может никто. Тут без родительского контроля никак. Имеется в виду не надо лично его отслеживать, надо четко представлять: сколько и когда он занимается сам и сколько часов тратит на других. Имеет смысл также регулярно общаться с его тренером, чтоб вовремя заметить перегибы. Через какое-то время ребенок сам привыкнет к нужному соотношению и перестанет закатывать вам скандалы по поводу «я сам уже большой и знаю что делаю». Рекомендую применять и непопулярные меры воздействия, чтоб этого перегиба избежать. Дети часто не понимают, что творят, осознают это потом, но бывает уже поздно… На выездных турнирах можно сэкономить за счет очередности, кому быть «нянькой» в этот раз. Есть еще вариант - выбирать «делегата» на роль сопровождающего из 2х семей и вскладчину гасить его расходы. В любом случае будет в 2 раза дешевле. К Молодежи, имеет смысл вообще рискнуть дать шанс кататься самостоятельно без опеки. Страшно конечно, зато самостоятельность развивает. Обычно на выезд гоняют группами и совсем бесхозной пара не останется. Но на это, как минимум, надо решиться. 1.2. Свободное время. Понятно, что ребенка, особенно в 5-6 лет, одного не отпустишь. Приходиться терять свое время пока он тренируется. У кого есть «улетевшая по танцам» бабушка, которой дома все равно скучно, тому повезло! Единственный реальный способ свести к минимуму эти затраты - это развивать самостоятельность в ребенке. Отговорки, что мол «мы жили в другое время» есть не что иное, как оправдание своих страхов. Дети, которые ходят в школу, вполне могут добираться на занятие на общественном транспорте. Вечером можно их забрать на автомобиле или лично, если страх перебороть не удастся или у ребенка с «царем в голове» совсем плохо. Надо заметить, что лишняя опека как раз таки этому «царю в голове» и не даст стать ЦАРЕМ. Вы, как минимум, сэкономите свое время на продолжительность тренировки. Как я уже писал выше, в идеале заняться имеет смысл 6-7 раз в неделю, включая турниры. Это имеется в виду дни, а не количество занятий. Надо четко понимать: чтоб научиться говорить на каком-либо языке, надо практиковаться в этом каждый день, лучше научиться думать на нем. Вариант спортивных танцев это то же самое! Чем чаще, тем лучше! 2. Куда они его привели. Для общего развития ребенка совсем не обязательно тащить его в спортивно-танцевальный клуб! В спортивно-танцевальных клубах ребенка обязательно попытаются приобщить к спорту высших достижений и рискнут сделать из него чемпиона, если способностей у ребенка будет для этого достаточно. Поэтому ничего особенного в том, что преподаватель будет вас агитировать «за Советскую власть», то есть заниматься больше и вдумчивей, нет! Если он этого не делает, стоит задумываться туда ли вы попали… Очень часто приходится слышать от родителей, мол мы и так тут аж 3 раза в неделю время теряем, а вы нас еще напрягаете. Сколько в конечном итоге вас будут напрягать, я описал выше. А делается это для того, чтоб окружающие, видя, как танцуют ваши дети, теряли дар речи от восхищения. Иначе таких результатов не добиться, будь ваш ребенок суперталантлив!!! Если вышеописанные основные условия вам неподъемны, дальше можете не читать. Невыполнение любого из них ставит крест на танцевальной карьере вашего ребенка. Все, что будет описано ниже для тех, кто в здравом уме и твердой памяти готов «сунуть голову в петлю». Самым главным не материальным подспорьем вашему ребенку будет ваша психологическая поддержка! Совершенно недостаточно просто читать нотации о полезности спорта в целом и СБТ в частности, проявлять волевое решение, чтоб ребенок ходил на занятия, а не бросил. Вряд ли это принесет тот результат, на который вы рассчитываете. Ваша задача поставить его в такие условия, чтобы он сам хотел этого результата. Для тех, у кого в СБТ шансы есть, особо и делать ничего не надо. Достаточно просто «жить» психологически той же спортивной жизнью, что и ребенок: интересоваться всеми веяньями танцев, радоваться успехам, сопереживать неудачи, обсуждать танцевальные проблемы с позиции не родителя, а товарища или подружки, не стесняться дискутировать на эту тему без нравоучений. Просто выскажите, как бы вы поступили на их месте и обоснуйте. К советам друзей дети очень серьезно прислушиваются, а на нравоучения включают юношеское противоречие. В идеале, неплохо было бы быть в теме таких дебатов. То есть иметь личный опыт. Потому как часто вижу, как мамаши или папаши оттягивают своих детей, сами ничего не понимая в предмете наезда. Поэтому имеет смысл, перед тем как отдать ребенка в спортивные танцы, позаниматься сперва самому, но в таком же месте, где с вас будут требовать результата, а не там, где вас будут развлекать. Как правило, в течение 2х лет большинство нюансов тренировочного процесса, финансовых затрат, выбора тренера, участия в турнирах становятся более или менее понятны для адекватных разговоров с будущими чемпионами. В общем-то, все остальное вытекает именно из здорового психологического климата между танцором и его родителями. На мой взгляд, очень важно, чтоб молодого танцора поддерживал именно папа. Очень часто мама является вдохновителем, «локомотивом», «жандармом» развития ребенка-танцора. Папы чаще всего выступают в роли «дойной коровы» дающей деньги на танцы, особо не заморачиваясь самим процессом. Сами того не понимая, они расхолаживают отношения своих детей к спорту, не проявляя должного внимания. Для ребенка, особенно мальчика, очень важно, чтоб папа, который в его глазах имеет могучий авторитет, не просто одобрял его занятия спортивными танцами, а всей душой сопереживал его победы и неудачи. Если этого нет (а чаще всего папы вообще этот вид спорта за спорт не считают), ребенок достаточно быстро охлаждается и бросает, так ничего и не добившись. Некоторые потом возвращаются во взрослом возрасте, но время уже упущено. Уже пора создавать семью, детей заводить, да и нужного количества финансов и времени уже выделить становиться совершенно нереально. Как показывает моя практика, именно мужики, пришедшие на танцы во взрослом возрасте, «улетают» от этого занятия гораздо чаще женщин. Я не хотел бы останавливаться на вопросе выборе клуба, тренера, партнера для максимально эффективного развития. Все мысли по этому поводу расписаны в немногочисленных статьях, написанных для взрослых. Все это актуально и для детей. Хотелось бы заострить внимание на тех качествах ребенка, которые следует развивать. Для хорошего роста ребенка как танцора наибольшее внимание следует обратить на развитие: 1. Целеустремленности. Здоровая доля амбиций просто необходима для развития спортсмена. Необходимо всеми силами помогать вырабатывать бойцовский характер. Это как раз проще всего делать папам. Неважно, девочка у вас или мальчик, характер должен быть именно бойцовский. К сожалению, у слишком скромных и тихих по жизни людей шансов сколь-нибудь хорошо затанцевать крайне мало. Большинство хороших танцоров по жизни очень обходительные и спокойные в общении люди, но пусть вас это не обманывает, просто они учатся виртуозно прятать бойца и включают его по мере необходимости, не выпячивая его на показ на каждом углу. Но это развивается в процессе обучения и детям обычно не свойственно. Это проявится потом, когда они станут взрослей и почувствуют свою СИЛУ. Но, чтоб они ее почувствовали, ее надо наработать. Без цели и амбиций этого не сделать.

2.Коммуникабельности. Из всех танцевальных направлений, спортивные бальные танцы, пожалуй, один менее всего располагающий к коммуникабельности вид. Каждая пара, выходя на паркет, мечтает «порвать всех соперников на британский флаг». В жизни они, конечно, все друзья, но чувство соперничества въедается очень глубоко. Подводный камень тут кроется в том, что ради результата многие танцоры готовы «идти по трупам». То есть не щадя себя и партнера продираться к великой цели. Очень важно родителям «держать руку на пульсе пары» и принимать превентивные меры к тому, чтоб дети не изводили друг друга придирками. Нужно любыми методами дать понять ребенку, что только в команде он имеет шанс на успех. А в команде надо требовать прежде всего с себя, а партнера всячески поддерживать и давать право на ошибку. Только лень партнера может вызывать праведный гнев и ничего более. Если ваш ребенок научиться ценить своего партнера как себя любимого, вы, как минимум, получите хорошего человека и с большой долей вероятности хорошего танцора.

3. Выносливости и работоспособности, упертости в хорошем смысле слова. Это почти одно и то же только вид под разными углами. Мало чтоб ребенок был талантлив и силен от природы. В технических видах спорта очень важно, чтоб он умел работать. Часто это приходится делать через «не могу» и «не хочу». Порой приходится выступать в роли «жандарма», чтоб он не опустил руки при возникновении трудностей. Как в любом спорте, в танцах часто грузят детей на пике их физических и умственных возможностей. Только так можно добиться роста мастерства. Дети обычно воспринимают это как насилие над собой. Если родители идут у них на поводу, то дело кончается бросанием тренировок или «валянием дурака» за родительский счет. Опять-таки, тут важна роль именно папы, который сильный и перед которым стыдно выглядеть слабаком (это намек на то какими аргументами можно заставить ребенка не опустить руки без применения формулы: «я сказала: будешь ходить и точка!»).

4. Обязательности.Ребенок должен уметь отвечать за свои слова и действия. Необязательным людям очень сложно стать нормальным танцором. Во-первых, нормальный тренер не будет терпеть необязательную пару. Во-вторых, нормальный партнер не простоит долго в паре с необязательным. Причем, очень часто дети страдают не от того что сами необязательны, а от того что необязательны их родители. Если вы привели ребенка в спорт, должна быть система тренировок, а не дыры, выкроенные из вашего свободного времени. Сплошь и рядом родители этого даже не понимают, удивляясь потом: почему их бросил партнер, да и тренер особо не напрягается, занимаясь с их ребенком.

5. Железных нервов. Так уж построен у нас тренировочный процесс, что тренер «цепляясь» к проблемам ребенка в том или ином движении, доводит ребенка до нервного срыва. Чаще это делается неосознанно, но нередки случаи, когда это делается намеренно, чтоб сбить излишнюю эйфорию у ребенка на занятии. Есть определенная тонкость: для качественного танца необходимо строго дозировать эмоции, поэтому на начальных этапах стараются подавить у ребенка эмоции, а потом научить его контролировать их во время танца, то есть включать ровно столько, сколько необходимо, чтоб не корежило во время танца. Но ребенку это объяснить нереально, и тренер часто вынужден бить по нервной системе, придираясь к мелочам. Нередко это заканчивается слезами и заявлением, что на танцы больше не пойду. Задача родителей - помочь ребенку восстановиться психологически к следующему занятию. Методы для каждого разные. Проще всего упирать на чувство соревновательности. Ребенок ради того, чтоб выиграть у другого, готов пожертвовать многим. Став старше, он сам прекрасно будет это делать без посторонней помощи, что и приведет к тем качествам танцора, когда они «белые и пушистые» на людях, но всегда знают свою СИЛУ и применят ее при необходимости.

Что вредно для полноценного развития в спортивных бальных танцах? Прежде всего, вредна ситуация: "...драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота..." Спортивные танцы отнимают настолько много времени, физических и умственных сил у ребенка, что, нагрузив его еще чем-либо кроме школы, вы просто угробите его детство. Он будет, как бы, более развит в общем, но вряд ли добьется результатов в танцах. Так что рекомендую сразу решить: насколько вы хотите видеть в своем ребенке классного танцора. Совсем недавно у меня бросила девочка 14 лет. Кроме танцев она серьезно занималась плаванием и на тренировку приходила уже как выжатый лимон. Конечно, бойцовский характер не позволял ей совсем ничего не делать, но я прекрасно видел, что она уже вынуждена все делать через «не могу». Лично у меня не хватило мужества заставлять ее работать на том уровне, который нужен для полноценного развития. В результате ей пришлось оставить танцы, что я считаю правильным, так как в плавании результаты у нее выше. Есть куча примеров тех детей, с которыми я успел позаниматься в одной группе или в одном клубе. Все дети, занимаясь вторым видом спорта, никаких реально хороших результатов не добились. Причем ни там, ни тут. Опять же, каждый ребенок это уже личность. С точки зрения любого родителя личность пока бесправная, хотя и часто балуемая. Так вот, у меня детство было! Я тоже серьезно занимался спортом, но кроме этого ничем больше меня не грузили и свободное время я проводил так как считал правильным. Последняя мода в воспитании детей: загрузить его как солдата-срочника, чтоб на горшок сходить некогда было. А ведь у него тоже есть свои интересы, и реализовывать он их будет чаще всего за счет спортивных занятий, что не добавит ему мастерства.

Хотелось бы обратить внимание, что не только лишняя физическая нагрузка вредна для спортивных танцев, но и чрезмерная умственная. Толпа репетиторов чаще развращает ребенка, чем организует. Зачем учиться в школе, если мама все равно заставит заниматься с репетитором, который в персональном порядке будет вколачивать школьную программу? Для тех, кто сам не занимался спортивными танцами, скажу, что на каждой тренировке ребенка пытаются загрузить в умственном плане до степени «взрыва мозга». В это конечно тяжело поверить, но попробуйте поговорить на эту тему с ребенком! Попросите его научить вас тому, чему его учат. Почти наверняка он и вас загрузит информацией, которую вы не сможете переварить сходу. Я не хочу сказать, что танцы должны стоять во главе воспитательного процесса, но уж точно они должны быть не на задворках. Вот, пожалуй, и все, что хотелось бы донести в первую очередь. Резюмируя все написанное, можно оставить один тезис: «для развития чемпиона нужна комплексная система занятий, а не вариант «авось чему нибудь научат»». И за эту систему придется реально заплатить как вам, так и вашему ребенку. Поэтому принимайте решение осознано, а не спонтанно!

Можно ли стать олимпийским чемпионом, если в детстве 11 раз перенести пневмонию? Как преодолеть все трудности, и вырасти в мировую знаменитость, если в родной деревне все даже электричество является роскошью? Люди, о которых мы хотим рассказать сегодня, благодаря своему характеру переломили судьбу и сделали все, чтобы добиться успеха.

1. Александр Попов

Четырехкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира и 18-кратный чемпион Европы.

Александр Попов родился в городе Свердловск-45 Свердловской области. Его семья не была связана со спортом. Родители отвели единственного сына в бассейн в восемь лет исключительно для того, чтобы поддержать его здоровье. Знаменитый спортсмен, один из самых влиятельных пловцов 1990-х, которого журналисты окрестили «человек-амфибия», в детстве боялся воды. Никто не думал, что ребенок будет серьезно заниматься спортом. Мальчик просто ходил в секцию по плаванию. Так прошло несколько лет. У Попова были свои успехи и победы, но особых способностей к плаванию он не проявлял. Когда тренировки стали более интенсивными, родители забеспокоились, что плавание будет мешать учебе сына. Тогда отец спросил у Александра, не пора ли прекратить это занятие? На что сын уверенно ответил: «Уже поздно». Настоящий старт серьезной спортивной карьеры произошел уже после того, как Александр Попов перебрался в Волгоград, чтобы учиться в университете. Как и во многих спортивных судьбах, решающей стала встреча с тренером. Геннадий Турецкий, который работает с Поповым и по сей день, предложил ему перейти на вольный стиль (до этого спортсмен плавал на спине). Александр согласился попробовать и не ошибся. Попов многократный чемпион самых престижных соревнований и легенда плавания. Для многих спортсменов Александр Попов стал примером для подражания. Джеймс Магнуссен, двукратный олимпийский чемпион из Австралии, в одном из своих интервью сказал о Попове, что «несмотря на то, что он побеждал австралийцев» на занятия плаванием и достижения в этом виде спорта его вдохновлял российский пловец.

У Александра Попова два сына, пловец рассказывает, что всегда мечтал иметь сыновей, чтобы продолжить династию, ведь он единственный ребенок у своих родителей. Старший сын - Владимир плавает в бассейне с трех лет. Второй сын – Антон родился сразу после завершения Олимпиады. Попов говорит, что дети важнее любых золотых медалей и считает их главными достижениями в своей жизни.

Родители отвели Майкла в бассейн, когда ему было 7 лет. Будущий 18-кратный олимпийский чемпион и 26-кратный чемпион мира боялся опускать лицо в воду. Понадобилось немало сил, чтобы преодолеть этот страх. Кроме того, мальчику был поставлен диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности. Одним из самых тяжелых моментов своего детства Фелпс считает отношение сверстников и старших школьников. Большие торчащие уши маленького Майкла были предметом постоянных насмешек. Майкл Фелпс до сих пор болезненно вспоминает то время, когда не было ни дня, чтобы в школе кто-нибудь обидно не подшутил над ним. Дебби Фелпс – мать Майкла, рассказывает, что он всегда носил бейсбольные кепки, пытаясь скрыть уши, над которыми так обидно смеялись. Занятия плаванием давали Майклу возможность выплеснуть излишек энергии и снять стресс. Если «на суше» он мог уступить, то уж в воде ему точно не было равных.

В 15 лет Майкл Фелпс приехал на свои первые Олимпийские игры. В возрасте 15 лет и 9 месяцев Фелпс стал самым молодым пловцом, установившим новый мировой рекорд. Несколько лет спустя на Олимпиаде в Афинах в 2004 году Майкл Фелпс выиграл целых шесть золотых медалей и две бронзы. Но на этом он и не думал останавливаться. Еще через четыре года в Пекине Фелпс побил рекорд Марка Спитца, который в свое время на Олимпиаде в Мюнхене 1972 года выиграл семь золотых медалей. Из Пекина Майкл Фелпс привез восемь медалей – и все золотые. Сегодня Фелпс является обладателем 22 олимпийских медалей. Он - абсолютный чемпион по количеству наград за всю историю Олимпийских игр.

Двукратный олимпийский чемпион по боксу, двукратный чемпион мира и чемпион Европы.

Мама Алексея Тищенко рассказывает, что когда ей впервые показали сына в родовой палате в окно светило солнце, волосики у мальчика на голове были рыжими и переливались. «Золотой мальчик», – сказали врачи. Эти слова оказались пророческими. Впрочем, мама будущего олимпийского чемпиона не хотела, чтобы он занимался боксом. «Только через мой труп», – говорила она. Родители рассказывают, что у Алексея всегда был спокойный, уравновешенный характер.

Будущий олимпийский чемпион родился в спортивной семье. Отец, Виктор Геннадьевич Трищенко, мастер спорта по боксу, работал тренером. Именно он занимался спортивным образованием детей, с младенчества обучал их плаванию. Выбор в пользу бокса был сделан далеко не сразу. Сначала Алексей занимался плаванием, танцами, бадминтоном, борьбой. Часто принимал участие в соревнованиях. Сестра Алексея Трищенко занималась спортивной гимнастикой, она тоже мастер спорта.

Первым тренером Алексея по боксу стал его отец. Он рассказывает, что отдавал себе отчет в том, что бокс – жестокий вид спорта и, конечно же, старался беречь сына, обучал его защите, тому, как получать как можно меньше ударов. Первую свою победу Алексей Трищенко одержал, когда ему было 12 лет, на первом в своей жизни официальном турнире. Тогда он стал лучшим на первенстве Рубцовска в категории до 26 кг. Путь в Олимпийскую сборную был нелегким. У Алексея Трищенко позади много нелегких поединков. Но характер спортсмена не дал опустить руки и сдаться. Олимпийское золото достается только сильным духом. Родители всегда поддерживали сына, отец помогал советом. Единственный звонок в Россию, который сделал Алексей после победы на Олимпиаде в Афинах – звонок в Рубцовск родителям.

В 2007 году Алексей Трищенко был назван лучшим боксером мира по версии Aibaboxing в независимости от категорий.

Легендарный советский борец – Александр Медведь , трехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира, четырехкратный чемпион Европы и девятикратный чемпион СССР по вольной борьбе в разных весовых категориях.

Родился Александр Медведь в городе Белая Церковь на Украине в 1937 году. Его детство и юность прошли в родном городе. Здесь он занимался самыми разными видами спорта. С детства был очень активным ребенком и прилежно посещал все тренировки. По воспоминаниям, отец будущего олимпийского чемпиона был строгим воспитателем и поставил сыну жесткое условие. Перед тем как идти на тренировку Александр должен был каждый раз наколоть куб, а иногда и два куба, дубовых дров. Задача нелегкая, но как оказалось такая суровая разминка сыграла очень важную роль в дальнейшей спортивной карьере Александра Медведя. Именно благодаря колке дров юный спортсмен натренировал очень сильные запястья, мышцы его рук стали необыкновенно эластичными, а для борца это великое дело.

Впрочем, тогда о серьезном спорте никто даже не думал. Заниматься борьбой Александр Медведь стал только в армии. Юноша служил в танковых войсках Белорусского военного округа, и именно в Белоруссии стало понятно, что Медведь станет незаурядным спортсменом. Еще не окончив службы в армии молодой борец одержал свои первые победы.

Будущая легендарная фигуристка в детстве была болезненным ребенком. Она 11 раз перенесла пневмонию. Родители перепробовали много способов укрепить здоровье дочери. В конце концов, пятилетнюю Ирину привели на каток. И именно здесь «слабый ребенок» превратился в мировую спортивную знаменитость. Ирина занималась очень усердно и показывала явные способности к фигурному катанию. Родители видели, с каким энтузиазмом дочка занимается, и отдали ее в детскую школу фигуристов. Вскоре Ирину приняли в спортивную секцию ЦСК. Свою первую победу Ирина Роднина одержала в возрасте 14 лет. Тогда она завоевала бронзу на юношеских соревнованиях.

В спортивной судьбе Ирины Родниной были свои взлеты и падения. Она пережила травмы, поражения, потерю партнера. Но любовь к спорту это не разрушило. Ирина Роднина – трехкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира, и одиннадцатикратная чемпионка Европы в парном фигурном катании на коньках.

Александр Карелин – трехкратный олимпийский чемпион, был признан Международной федерацией борьбы лучшим борцом греко-римского стиля XX века.

Будущий чемпион родился под Новосибирском. Оба родителя Александра отличались крупной комплекцией. И богатырь у них родился весом пять килограммов! С раннего детства Александр был очень высоким и сильным ребенком. Он бегал на лыжах, занимался плаванием, охотился. Борьбой Александр Карелин занялся только в 13 лет. Уже тогда он был на голову выше своего отца. Но неизвестно, стал бы он чемпионом, если бы не встреча с главным и единственным тренером в его жизни – Виктором Кузнецовым. Во время юношеских соревнований, когда Карелину было 15 лет, он получил серьезную травму – перелом ноги. Но это испытание только утвердило его в желании заниматься именно классической борьбой. Одна из самых известных фраз Александра Карелина: «Для меня имеет значение только одно место – первое».

Сергей родился в Ферганской области тогда еще Узбекской ССР. Первым клубом, за который играл Тетюхин , были ташкентские «Крылья Востока». Будущий лучший доигровщик сборной России по волейболу рос в спортивной семье. Мяч был любимой игрушкой маленького Сережи. Первыми в жизни учителями спорта для Сергея стали родители – оба заслуженные тренеры России по волейболу. Неудивительно, что и сыну передалась любовь к этому виду спорта. И все-таки не все определяется средой и даже генами. Отец Сергея говорит, что учил сына всему, что знал сам, но есть вещи, которым научить нельзя. «Рецепта, как научить принимать так, как Тетюхин, нет. Этот дар от природы», – говорит Юрий Тетюхин, отец и первый тренер спортсмена. Конечно, не последнюю роль сыграл высокий рост Сергея – 197 см. Он вспоминает, что очень вырос за одно лето, когда переходил из восьмого класса в девятый – стал выше всех своих друзей.

В 1992 году семья переехала в Россию, в Белгород. В этом городе Сергей Тетюхин живет до сих пор. В 1995 году вместе со своим клубом «Белогорье» Тетюхин выиграл свой первый кубок России. А в 1999 году стал обладателем кубка мира.

Сегодня у Сергея Тетюхина четыре олимпийские награды – две бронзы, одно серебро и одно золото. Последнее было добыто в нелегком матче с командой Бразилии в Лондоне в 2012 году. Именно выход на подачу Тетюхина позволил тогда сборной России переломить ситуацию и одержать победу. Сергей Тетюхин стал первым спортсменом в истории мужского волейбола, у которого четыре олимпийские медали, включая золотую.

Британская спортсменка, метательница копья, двукратный призер Олимпийских игр (Сеул 1988 и Лос-Анджелес 1984), рекордсменка и чемпионка мира 1987 года.

Свое детство Фатима Уитбред называет кошмарным. Крайне истощенную трехмесячную девочку нашли в пустой лондонской квартире летом 1961 года. Самые ранние воспоминания Фатимы – постоянно сменяющиеся переполненные приюты и безумное желание иметь родителей. Спортсменка рассказывает, что привязывалась к любому воспитателю, проявлявшему к ней хоть каплю внимания. Даже писала им записки вроде: «Тетя, не хотела бы ты стать моей мамой?»

Со временем мать Фатимы нашли, но девочка продолжала жить в приютах и только иногда отправлялась пожить у матери. В один из таких визитов произошла трагедия. Сожитель матери дважды изнасиловал двенадцатилетнюю Фатиму. Мать ничего не сделала, чтобы защитить девочку. Собственно говоря, спортсменка никогда и не называет ее этим словом, а лишь говорит «женщина, которая меня родила». В конце концов в жизни Фатимы все-таки появились настоящие родители. В 14 лет ее удочерила семья Уитбред, в которой к тому времени уже было двое детей. Маргарет Уитбред была первым тренером Фатимы и решила удочерить ее. Фатима Уитбред говорит о своей приемной семье с огромной любовью. «Эти люди дали мне не только крепкий тыл, но и поставили меня на путь чемпиона», – говорит она. В одном из своих интервью спортсменка сказала: «Мое детство было кошмаром. Только благодаря любви к спорту я вынесла все это и в конце концов встретила свою настоящую мать (Маргарет Уитбред)».

Яна Клочкова – знаменитая украинская пловчиха, олимпийская чемпионка и двукратная чемпионка мира. Когда Яна начинала плавать, мало кто верил, что из нее получится настоящий чемпион. Сверстницы, с которыми она вместе занималась в спортивной секции, нередко обгоняли ее. Да и то, что Яна стала заниматься плаванием, было делом случая, или судьбы, как считает тренер Яны Клочковой, Нина Кожух.

Семья Яны и тренерская чета Александра и Нины Кожух были старыми знакомыми. Потом семьи разъехались по разным городам и совершенно случайно встретились в Симферополе. Когда Нина Кожух узнала, что родители хотят отдать Яну в гимнастику, она посоветовала изменить решение и начать водить девочку в бассейн. Так, почти случайно, Яна Клочкова стала пловчихой. Тренер Нина Кожух вспоминает, что однажды показывала мужу (также тренеру Александру Кожух) своих юных воспитанниц, рассказывала о том, кто на что способен, он все внимательно выслушал, а потом сказал, показав на Яну Клочкову: «А лепить будем с этой». Опытный тренер выделил чемпионку сразу и расчет оказался верным. Яна Клочкова выиграла пять медалей на Олимпийских играх в Сиднее и Афинах, четыре их них – золотые.

Усэйн Сент-Лео Болт родился 21 августа 1986 года в маленькой деревне в области Трелони на Ямайке. «Дорога сюда похожа на путешествие во времени», написал когда-то один из репортеров, побывавших на родине легенды легкой атлетики. Даже сегодня в родной деревне Болта нет уличного освещения, ограничена подача воды, люди машут каждой проезжающей машине, а транспортом для многих жителей все еще служат ослы.

Мама знаменитого спортсмена Дженифер Болт во многом не похожа на сына , которого теперь называют «Удар молнии» (Lightning Bolt). Ее движения неторопливы, она говорит с расстановкой, медленно перебирая что-то в руках. «Возможно это потому, что во время беременности я ела много сладостей. Наверное, поэтому он всегда был такой прыгучий», – шутит она о сыне. Усэйн родился слабым младенцем и с большим опозданием. «Это единственный момент, когда он действительно не торопился», – вспоминает с улыбкой Дженифер Болт.

Родные Усэйна рассказывают, что первым судьбу выдающегося человека ему напророчил дедушка. Он часто говорил : «В этом ребенке что-то есть!»
«Что-то» оказалось уникальными способностями к легкой атлетике. В свои 27 лет Усэйн Болт является шестикратным олимпийским чемпионом и восьмикратным чемпионом мира. За свою карьеру он установил восемь мировых рекордов.

Как только отзвенели весной ручьи и подсох асфальт, во двор высыпало десять ребят: сбросив куртки в аккуратную кучку, они играли «в вышибалу», «в резиночку», на углу выстроилась очередь прыгать через скакалку, а около самого подъезда, где «мелом был расчерчен асфальт на квадратики», весело скакали на одной ноге, подвигая банку из-под гуталина. Одни гоняли на великах, другие радовались футболу, третьи – стучали мячом о стену магазина…

Так было в моем детстве... Сейчас же, когда большинство родителей опасается выпускать ребенка на прогулку одного, а понятие «двор» вообще как-то стерлось, ребята, по большей части, остаются дома. Львиную долю своего свободного времени современные городские дети проводят в положении сидя: в лучшем случае – с книгой, в худшем – с «мышкой» или джостиком в руках. Чтобы обеспечить чадо необходимой растущему организму двигательной активностью, многие родители отдают его в спортивные школы или секции. Некоторые настолько воодушевляются первыми спортивными победами чада, что загораются идеей вырастить из него чемпиона.

И это понятно, ведь занятия спортом в школьном возрасте:

Полезны для общего физического развития, укрепления здоровья, улучшения координации движений, поддержания в необходимом тонусе мышечной системы;

Помогают почувствовать уверенность, выработать силу воли, умение постоять за себя и товарища, найти применение своей «упертости», научиться преодолевать усталость, а порой и болевые ощущения;

Прививают навыки работы в команде;

Это возможность хорошенько размяться после многочасового сидения за уроками, выплеснуть накопившуюся энергию.

Тем не менее к выбору вида спорта, в который вы планируете отдать малыша, необходимо подходить вдумчиво и ответственно.

Сколько видов спорта вы можете назвать навскидку – десять, двадцать? А все потому, что на слуху у нас, благодаря СМИ, во-первых, наиболее зрелищные (что не всегда синоним полезных для здоровья), во-вторых – олимпийские. Если мечта всей вашей жизни – увидеть свое чадо по телеку на пьедестале в сверкающем блестками трико – тогда, конечно, отдайте его в художественную гимнастику, фигурное катание или синхронное плаванье. Если же ваша цель – укрепить здоровье и характер малыша, копните чуть глубже: мир спорта – гораздо шире и многообразнее, чем нам иногда кажется.

Так, среди игровых различают индивидуальные (например, теннис и бадминтон) и командные (гандбол, хоккей на траве). Но ведь есть еще и циклические виды спорта (бег на коньках, гребля, велоспорт), спортивные единоборства (карате, фехтование) и непосредственно борьба (айкидо, греко-римская, сумо). Не забывайте и о силовых видах (тяжелая атлетика, гиревой спорт); сложнокоординационных (прыжки в воду, фристайл, прыжки на батуте); экстремальных (скалолазание, спортивный туризм); технических (картинг, стрельба из лука); прикладных (конный и парусный спорт) и авиационных (парашютизм, дельтопланерный спорт), а также прочих, не менее увлекательных (паркур, дартс и т.д.).

Контактным детям, которые умеют найти себе товарища везде и всюду, подойдут командные виды, наиболее типичные представители которых – футбол, волейбол, баскетбол. Официально они не делятся на чисто мужские и чисто женские, но команд женского футбола или хоккея – все еще чрезвычайно мало. Специалисты советуют: если парнишка никак не определится, какой вид спорта ему ближе, – начните с командного.


Что же выбрать?

Пробежимся хотя бы по тем видам спорта, которые постоянно на слуху.

Например, теннис. Для занятий необходимы выносливость (чтобы чего-то достигнуть, тренироваться придется не менее 3 раз в неделю), настойчивость и упорство. Во время занятий задействованы практически все группы мышц, развивается координация движений. Минус – неравномерная кардионагрузка.

При занятиях водными видами спорта вырабатываются хорошая осанка , укрепляется мышечный костяк. Подходит практически всем и во всех возрастах, формирует хорошую фигуру у мальчиков (и непопулярную – у девочек). Минус – возможная аллергия на хлорку и болезни ЛОР-органов от пребывания в прохладной воде.

Лыжи и все, что с ними связано: постоянная работа на свежем воздухе и развитие большинства групп мышц – безусловный плюс. Минус – возможный травматизм, который, впрочем, подстерегает практически в любом виде спорта.

Фигурное катание – спорт-мечта, большее количество болельщиков у экрана телевизора собирает разве что футбол. Хорошо развиваются мышцы ног, координация, вырабатывается отличная осанка. Однако фигурное катание относится к наиболее сложным видам спорта, а ошибки (читай, падения) – болезненны, поэтому психологическая поддержка важная как нигде. Поскольку данный вид спорт очень популярен, конкуренция здесь – гораздо ощутимее, чем, например, в стендовой стрельбе, поэтому и спрос тренера к ребенку – выше.

Работать приходится не только на катке, занятия хореографией – также обязательны.

Занятия гимнастикой гарантируют осанку, развивают координацию; становятся стройными и грациозными, их фигура наиболее гармонично развита (ноги – не перекачаны, плечи – не развиты сверх меры). Гимнастика – своеобразный трамплин для тех, кто в силу каких-то причин решил сменить вид спорта. Минус – ограничения по росту и очень строгая диета.

Определить ребенка в секцию дзюдо, самбо или айки- до – как минимум научить его приемам самообороны. Боевые искусства развивают отличную реакцию, координацию движений, мускулатуру и, что немаловажно, учат правильно падать. При этом уровень травматизма – не выше, чем в других видах спорта (при занятиях с нормальным тренером).

Спортивная секция – хорошее начало

Вам еще рано в спортшколу, да и вообще непонятно, что выбрать? – начните со спортивной секции. Но и к ее выбору нужно подходить не только по территориальному принципу.

Давайте посмотрим, с какого возраста принимают детей в столичные спортивные секции. Ребенка 3 лет берут на горные лыжи, а также плаванье с пометкой «с родителями». В четыре года можно заняться ушу, в пять пред карапузом открывается целая палитра элитных видов – теннис, хоккей, фигурное катание.

С шести есть возможность отдать ребенка на акробатику, футбол и художественную гимнастику. Первоклашку, уже самостоятельно, без взрослых, примут в секцию плавания и велоспорта; с восьми – смело отправляемся на волейбол и баскетбол, с девяти – на и фехтование. С десяти неплохо заняться легкой атлетикой, а с двенадцати – попробовать свои силы в боксе.

Бывает, что преподавать нанимают мастера спорта, но без специального образования (включающего знание детской физиологии, детских норм нагрузок, методику преподавания) – ясно, что он неплохой спортсмен, но вот правильно ли он поведет себя с детьми – вопрос.

В детстве я часто болел, и мама отвела меня в секцию

Именно эту причину, как ни странно, называют чемпионы, развивая тему «как я попал в большой спорт». Лично мне кажется, что отвести часто простужающегося ребенка туда, где много льда, – это как-то нелогично. Это к тому, что многие родители «ведутся» на слова великих и бездумно отдают малыша именно в тот вид спорта, где добился успеха в прошлом маленький и тщедушный мальчик, выросший в чемпиона.

Спорт как панацея от всех болезней – это одна крайность. Другая – «у ребенка нелады со здоровьем, значит, спорт – не для нас». Специалисты убеждены: только серьезная степень инвалидности может заставить отказаться от занятий спортом раз и навсегда.

В остальных случаях спортивные врачи советуют:

Если у ребенка диагностирована бронхиальная астма, отметаем беговые нагрузки, но пробуем свои силы в плаванье и некоторых видах борьбы, а также йоге и ушу;

При проблемах с давлением и/или сосудами, сразу же отказываемся от единоборств, однако не исключаем горные лыжи и волейбол;

В случае близорукости (рассматривается не только ее степень, но и состояние глазного дна) противопоказаны виды спорта, где не избежать резких наклонов, прыжков, и вообще любая активность, при которой есть риск падения.

Самые строгие требования к состоянию здоровья будут предъявлены, если вы решили отдать ребенка на борьбу, бокс, в тяжелую атлетику, хоккей, все виды прыжков, лыжные виды спорта.

Специалисты Научного центра здоровья детей РАМН Сергей Поляков и Ирина Корнеева отмечают, что «для гимнастики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий – 7–9 лет; для баскетбола, батута, лыжного и парусного спорта – 9–11 лет; для борьбы, водного поло, волейбола, академической гребли, конькобежного спорта, легкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея – 10–11 лет; для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ – 11–12 лет; для велосипедного спорта, бокса – 12–13 лет».

При этом «специализация (учебно-тренировочные занятия) должна начинаться после начальной подготовки – с 8 до 15 лет, в зависимости от вида спорта», добавляют врачи, уточняя, что «самая ранняя специализация – в плавании (с 8 лет), гимнастике, теннисе, фигурном катании (с ), самая поздняя – в боксе, велоспорте, тяжелой атлетике (с 14 лет)».


По словам психологов, до десяти лет дети не могут четко осознать, подходит ли им тот или иной вид спорта, им сложно определиться между двумя-тремя секциями, они находятся под влиянием сверстников. Поэтому разговаривать о предпочтениях необходимо как можно мягче, чтобы не отвратить малыша от занятий.

Кстати, о темпераменте

Спортивные психологи считают, что ребенку-флегматику гораздо ближе фехтование, бег, велосипедный спорт, верховая езда, а также гимнастика на снарядах, гребля, плавание (причем именно заплывы на длинные дистанции).

Флегматики – обладатели такого ценного для этих видов спорта качества, как выносливость.

Между тем, холерику больше подойдут художественная гимнастика, легкая атлетика (бег и быстрая ходьба), игровые виды спорта, коньки, конный спорт, стрельба из лука, а также все, что связано с водой – плавание, парусный спорт, виндсерфинг, водные лыжи, даже плавание на каноэ. Холерики – любители походов, поэтому их увлечет спортивное ориентирование.

В то же время меланхоликам скорее придутся по душе йога, цигун, тай цзы, ходьба, бег на короткие дистанции, ролики, прыжки с трамплина или с шестом, гребля, езда на велосипеде, художественная гимнастика и непродолжительная аэробика. Меланхолики в силу своего темперамента приемлют лишь легкие упражнения – на растяжку и равновесие.

А сангвиникам, напротив, по сердцу быстрая ходьба и бег трусцой на длинные дистанции, альпинизм, бокс, борьба (как различные виды непосредственно борьбы, так и восточные боевые искусства), лыжи и коньки, метание диска или копья, прыжки в воду и подводное плавание, а также все командные виды спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, водное поло и даже крикет).

Сангвиники, за редким исключением, хорошо физически развиты, поэтому обожают соревнования, в особенности командные, с элементами риска.

СДЮШОР или ДЮСШ?

В российской столице работает более ста пятидесяти спортивных школ. Большая часть из них – это детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР).

По словам первого вице-президента Федерации самбо России Рената Лайшева, «формально, СДЮШОР имеет более высокий статус, чем ДЮСШ. Но с чего начинать, большого значения не имеет».

В группы начальной подготовки принимают практически всех желающих подходящего возраста (при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья!). В течение трех-четырех лет ребенок тренируется не более трех раз в неделю примерно по полтора-два часа. За эти годы многое становится ясно:

совместно с тренером и окрепшим отпрыском родители решают – продолжать ли ему заниматься в секции для укрепления здоровья, оставив мысль о большом спорте, или же начать тренироваться профессионально, перейдя в спецкласс.

Однако переход в спецкласс означает, что к серьезным физическим нагрузкам трижды в день прибавится изучение общеобразовательных предметов по программе средней школы. При этом нагрузки будущего олимпийца постоянно (хоть и постепенно) увеличиваются – в среднем до шести часов в день! Иначе не стать человечку профессиональным спортсменом. (Поэтому прощайте, танцы, рисование и английский язык…).

Существуют и центры образования (ЦО) спортивной направленности – удачный симбиоз спортивной и общеобразовательной школ: здесь дают базовое образование и тренируют детей, «не отходя от кассы». Большой плюс подобной работы – взаимопонимание тренеров и педагогов-предметников. Ложка дегтя: даже в Москве их – всего пять.

Внемлю тебе, учитель!

При выборе тренера родителям не нужно стесняться: расспрашивайте о нем знакомых, напрашивайтесь на занятия, задавайте все вопросы, которые хотели бы прояснить. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у тренера специальное образование, а у образовательного учреждения – гослицензия.

Бабушка и дедушка, скорее всего, определят внука к тренеру своего возраста – для них определяющим является опыт. Родители предпочтут молодого и амбициозного наставника, причем маме будет спокойнее вручить дитё мягкому тренеру, отец остановит выбор на строгом. Цель родителей также играет немаловажную роль: если старшие стремятся просто оздоровить ребенка, подойдет мягкий тренер, а вот чемпиона, скорее всего, воспитает только педагог с характером. Рассказав о своих планах, вы непосредственно в школе получите совет, к какому наставнику проситься.

Больше не пойду!!!

Ему не понравилось? Вернулся разочарованным с первого же занятия – причин тому может быть несколько: слишком строгий тренер, более удачливые одногруппники; или ребенок просто не имел представления об обратной стороне спорта и на полном серьезе думал, что сразу встанет на коньки в ярком костюме и красиво поедет… А может, вы мечтали сделать из него спринтера, а ему по душе шахматы? Тогда долой собственные амбиции, пусть пробуется в других видах спорта.

Будьте готовы и к тому, что малыш захочет бросить занятия, угробив на них целый год. Казалось бы, странно: ходил-ходил, и вдруг – на тебе! Стоит поговорить по душам, возможно, дело не в самом спорте, а в конфликте с членами команды или наставником. Если конфликт неразрешим, придется перевестись в другую секцию, не изменяя выбранному виду спорта.

Другое дело, когда сын или дочь просто пошли на поводу у приятеля, решившего сменить одну секцию на другую. Тогда неплохо бы поговорить о перспективах различных видов спорта, с учетом комплекции и занятости ребенка, или предложить ему попробовать пару недель позаниматься в другой секции, взяв под благовидным предлогом небольшой тайм-аут в предыдущей, не сжигая мостов.

Отсоветовать заниматься выбранным видом спорта может и сам тренер: инструкторы анализируют данные ребят не только при знакомстве, но уже и в ходе занятий.

— Первая проблема, с которой сталкиваются многие тренеры, родители, да и я в том числе — это мотивация детей. У современных детей, по большому счету, все есть, их сложно чем-то заинтересовать. В то время, когда мы росли, детям была интересна сама возможность куда-то поехать, поскольку много соревнований для более сильных спортсменов проводится за пределами своего города и области. Сейчас этим практически никого не заинтересуешь. Потом была еще одна мотивация — на соревнованиях тебе дарили какой-то приз, подарок, сейчас при изобилии вещей и игрушек в наших магазинах и, в принципе, доступности всего эта мотивация тоже не работает.

Я над этой проблемой работаю в сотрудничестве с психологом, родителями и даже бизнес-тренерами. И все вместе, наблюдая наши хорошие результаты, мы пришли к выводу, что детей мотивирует желание достичь определённых результатов и поставленных целей. Следующий момент — это личный пример родителей. Как правило у успешных спортсменов — успешные родители. Не обязательно, чтобы это был спорт, но важно, когда родители не сидят на месте, они активны по жизни, у них есть своё дело или своё хобби, которому они уделяют много времени и тоже получают ощутимые результаты. Следующий важный момент: с детьми нужно беседовать, объяснять им, что правильно, что неправильно, к чему нужно стремиться.

— Мы начали нашу беседу с того, как замотивировать детей, которые уже занимаются спортом. Но ведь есть дети, которые ничего не хотят, родители водят их на один вид спорта — не нравится, пробуют другой вид спорта — тот же результат. Как мотивировать таких детей, которым ничего не интересно?

— К сожалению, здесь нет другого варианта, как замотивировать детей собственным примером. Если дети видят, что родители ничем не занимаются, ничем не интересуются, проводят на работе весь день, а остаток дня или выходные — у телевизора, то рассказы о том, что нужно заниматься спортом здесь точно не помогут. Надо начинать с себя, а дети всегда с радостью присоединятся к вам, будь то пробежка по парку или прогулка на лыжах, и даже занятия дома гимнастикой или йогой уже дадут хороший толчок.

— Ещё немаловажный вопрос, который волнует родителей будущих чемпионов: как пережить поражение на соревнованиях и как не потерять желание идти к следующей победе?

Дети на соревнованиях должны всегда помнить, что ты выступаешь каждый раз, как последний раз и бороться нужно до конца, не «опуская руки» раньше времени. Конечно, очень много зависит от тренера, который должен быть не только спортивным наставником, но и психологом, который должен уметь объяснять, что любой поражение — стимул для продвижения вперед. Иногда даже рекомендуют проигрывать и именитым спортсменам, чемпионам, чтобы встряхнуться и двигаться вперед, не забывая, что с тобой соревнуются не менее сильные личности.

— Вы тренируете чемпионок, не сложно с ними? Короны или нимбы на головах не мешают?

Совсем недавно были соревнования, где мои воспитанницы заняли первое место, и каждой гимнастке подарили корону. Потом пригласили меня для награждения. Я дала девочкам две минуты покрасоваться на пьедестале и со своей любимой фразой: «Короны сняли и работаем дальше», вернула их к земной жизни. Может покажется, что это жестоко, но спортсмен должен помнить, что каждая победа это небольшая ступенька наверх, следующее соревнование — это все сначала. Никто не гарантирует тебе с твоими титулами и предыдущими достижениями, что ты опять поднимешься наверх, если не будешь трудиться в поте лица. Важное качество успешного спортсмена, чемпиона — умение слышать и слушать своего тренера, полное доверие ему.

— Вы долго работаете с детьми, можете ли сказать, что дети, занимающиеся спортом отличаются от детей, у которых спорта в жизни нет? Или здесь нет никакой разницы?

Дети, которые занимаются спортом воспитывают в себе следующие качества-целеустремлённость, умение не опускать руки при первом же поражении, мобильность, умение быстро принимать решения, они учатся не бояться трудностей. Также однозначно могу сказать, что дети-спортсмены всегда хорошо учатся. Многие говорят, что медали, которые дают по окончании школы наши ученики из училища олимпийского резерва получают незаслуженно. На это я хочу возразить — все медали выдаются тем, кто это заслужил своими знаниями, поскольку в настоящее время при сдаче ЕГЭ знания выпускников оценивают учителя разных школ, то наши дети оцениваются объективно, безо всяких исключений на то, что они тренируются практически с утра до ночи.

Это очень важная тема, особенно для родителей и детей в возрасте после четырнадцати лет. Многие считают, что если ты не планируешь становиться профессиональным спортсменом, то в этом возрасте нужно заканчивать с активными тренировками. Это правильное решение?

Это абсолютно неправильное решение. У детей в этом возрасте из-за избытка свободного времени теряется самоконтроль и организация. Я вижу на примере детей, которые бросили занятия спортом, к сожалению они не сдают лучше ЕГЭ, уровень и качество баллов ни чем не лучше и даже вузы, в которые они потом поступают, нисколько не отличаются от тех вузов, в которые поступили дети, занимающиеся спортом до окончания школы. На самом деле у детей появляется больше свободного времени, которое они тратят на то, чтобы поспать или погулять, учебой, как правило, в освободившееся свободное время они не занимаются. Родители, помните: спорт учёбе не помеха!

Это заветное желание можно реализовать, открыв для ребенка мир спорта. Но как в его многообразии выбрать тот вид физической активности, который подойдет
вашему ребенку? А потом подготовить его к соревнованиям?

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ…

У античных философов не возникало сомнений — занятия физической культурой укрепляют не только тело, они благотворны для духа, стабилизируют психологическое состояние. Но чем спорт полезен для детей?

. Спорт придает уверенность в себе. «Движение — первое, что новорожденный осваивает сразу после своего появления на свет, а спорт, которым он начнет заниматься через несколько лет, научит его управлять своим телом, — объясняет спортивный психолог Александр Веракса, куратор специализации «Психология спорта» (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова). — Именно спорт придает уверенность в движении, которая превращается в уверенность в себе. Так у детей формируется собственный телесный образ, который будет особенно остро переживаться в подростковом возрасте».

Способствует социализации ребенка. Особенно если он занимается командными видами спорта (футбол, баскетбол, хоккей). «Ведь он должен точно осознавать свое место в команде и уметь с этой позиции взаимодействовать с другими участниками игры, — продолжает Александр Веракса. — Ребенок оказывается членом сообщества сверстников и на равных участвует в общении с ними».

Спортивные занятия предполагают соблюдение режима и правил. Ребенок учится в нужный момент концентрироваться и правильно распределять силы. «Эти навыки пригодятся ему не только в учебе, — добавляет спортивный психолог. — Они будут востребованы и в других жизненных ситуациях».

КАК ВЫБРАТЬ ВИД СПОРТА

ской активностью детям с 4-х лет. «Задача родителей в не том, чтобы приобщить ребенка к определенному виду спорта, — считает Александр Веракса, — а выявить его интерес, понять, что приносит ему наибольшее удовольствие». Иными словами, прислушайтесь… к самому ребенку. «Часто его способности проявляются в безотчетном желании заниматься каким-то конкретным видом спорта», — говорит психолог Асыл Габбазова, преподаватель Российского государственного университета физкультуры и спорта. Вот на него-то и стоит обратить повышенное внимание.

Характер и вид спорта

ВИД СПОРТА НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ Легкая и тяжелая атлетика, плавание, велогонки, лыжные гонки, гребля Способность мобилизовать волю, упорство, стойкость
Фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, велоспорт Артистичность, активное творческое начало, смелость, самообладание, решительность, восприимчивость
ИНДИВИДУАЛЬНО-ИГРОВОЙ
Теннис, бадминтон, фехтование, настольный теннис
Тактическое чутье, умение предвосхитить действия противника, более развитая координация движений
ИНДИВИДУАЛЬНО-КОНТАКТНЫЙ
Бокс, дзюдо, борьба
Тактическое чутье, способность к­ принятию решений, психическая выносливость
КОЛЛЕКТИВНЫЙ Футбол, волейбол, хоккей на льду и на траве, водное поло Умение предвосхитить действия противника, коммуникабельность,
способность к сотрудничеству

ВСЕ ДЕЛО В НЕРВАХ

Понаблюдайте за ребенком, выясните, каковы свойства его нервной системы (НС). «Занятия спортом приравниваются к экстремальной деятельности, — объясняет спортивный психолог Асыл Габбазова. — Спортсмену на соревнованиях и на тренировках часто приходится действовать с риском для здоровья, в ситуации лимита времени».



Сильная нервная система характеризуется выносливостью и стрессоустойчивостью, слабая — неумением терпеть, при длительном напряжении человек допускает ошибки. В таких условиях более успешны люди с сильной НС, ведь они, мобилизуясь, правильно реагируют на стрессовую ситуацию. Люди со слабой нервной системой плохо выдерживают экстремальные нагрузки, они их дезорганизуют. Если у вашего ребенка слабая нервная система, это не повод опустить руки. Среди спортсменов высокой квалификации по разным данным от 5% до 20% людей именно с такой — слабой — НС.

Быстро реагируют на изменения в окружающей среде люди с подвижной нервной системой. Они лучше проявляют себя в спортивных играх и единоборствах, когда необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, перестраивать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, быстро принимать решения. Но, по словам спортивного психолога Асыл Габбазовой, они плохо выносят монотонную работу, которая свойственна лыжным гонкам, бегу на длинные дистанции, художественной гимнастике. В этих видах спорта лучше проявляют себя спортсмены с инертной нервной системой.

ИЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЫ

Ваш ребенок занимается, например, хоккеем, успешен, на тренировках и соревнованиях забивает шайбы, находится в контакте с другими членами команды… Но наступает день, когда тренер говорит о том, что мальчику надо бы перейти из обычной школы в спортивную. Мол, дальше он автоматически попадет в юношескую сборную, а там, глядишь, и другие горизонты нарисуются. Что делать родителю, который и не мечтал о спортивной карьере своего отпрыска? Принимать ли столь заманчивое предложение?

1. Взвесьте все за и против. «Спорт — это ежедневные многочасовые тренировки, подчинение своей жизни определенному режиму, — объясняет Асыл Габбазова. — Сборы, соревнования, которые связаны с частыми отъездами из дома, возможность травмы, которая может быть несовместима с дальнейшей спортивной карьерой, неизбежные пробелы в образовании… Век спортсмена очень короток, однажды придет день, когда даже самая успешная спортивная карьера закончится».

2. Постарайтесь услышать своего ребенка, почувствуйте его отношение к этому виду спорта. «Если он отказывается идти на тренировки, испытывает негативные эмоции, — полагает психолог Александр Веракса, — не проявляет интереса к занятиям, стоит задуматься: а необходимо ли тратить время именно так?»


3. Помните о том, что спортивный талант ребенка не является величиной постоянной. «Физические данные со временем меняются, — продолжает психолог. — Успешный в начальной школе юный футболист в подростковом возрасте может столкнуться с тем, что с его телом происходят изменения, которые могут поставить крест на его карьере». Ребенок-спортсмен не должен терять связь с реальным миром. Тогда он всегда может вернуться туда, уйдя из спорта.

ГАЛИНА МАЛЬЧУГИНА

МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ЮЛИИ ЧЕРМОШАНСКОЙ


ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой?
Галина Мальчугина: Юля родилась в спортивной семье, мы с мужем профессиональные спортсмены, поэтому то, что она будет заниматься каким-либо спортом, было решено задолго до начала занятий. Был момент, когда я поняла, что Юлю ждет успех.

ДО: Были ли у вас сомнения, когда встал вопрос о том, чтобы заниматься спортом профессионально?
ГМ: В 9 лет она пошла на теннис, но что-то у нее не заладилось. Она часто бывала на моих тренировках, и постепенно ее любопытство к легкой атлетике переросло в интерес. В 11 лет она самостоятельно решила, что будет ею заниматься. Мы ее поддержали.


ГМ: Безусловно, у Юли были хорошие данные. Но успех достигается только упорными тренировками, поэтому без стремления задатки — ничто. Задача родителей — вовремя присмотреться к своему ребенку, понять, в чем он себя проявляет лучше

ДО: Занятия спортом требуют дисциплины, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино…
ГМ: Мне не пришлось ее убеждать. Глядя на меня, Юля знала, ради чего тренируется и к чему стремится, она понимала, что ей придется чем-то жертвовать. В подростковом возрасте ей, конечно, не хватало общения с друзьями. Подружки идут на дискотеку, она — мне: «Мама, можно?» — «Нет, нельзя, завтра тренировка». Она, конечно, обижалась, но потом поняла, что это для ее блага.

ДО: Бывали моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится?
ГМ: Да, и связаны они с травмами и неудачными выступлениями. Я всегда была рядом, поддерживала ее. До Олимпиады в Пекине Юля получила серьезную травму колена. Даже встал вопрос о том, что дочь не будет в ней участвовать. Мы были подавлены. Но решили идти до конца — использовать по полной тот короткий отрезок времени. Активно лечили колено, восстанавливали ногу. В результате Юля выступила в Пекине блестяще.

ДО: Как вы поддерживали дочь, если она проигрывала?
ГМ: Я всегда ее успокаивала. Ведь главное, чтобы у нее вера в себя и свои силы не пропала.


ГМ: Нужно давать ребенку возможность выбирать. Если ребенок талантливый, его обязательно заметят, нужно дать ему возможность проявить свои сильные качества, и обязательно мамам нужно поощрять даже самую маленькую победу, в дальнейшем это поможет стать успешным, построить карьеру, стать уверенным в себе, жизнерадостным. Ни в коем случае нельзя прессовать: «Ты должен заниматься…» Если ребенок из школы идет на тренировку с радостью, значит, это его.

Идеальная мама для будущего чемпиона

КАК РАЗОБРАТЬСЯ С СОБОЙ


Постарайтесь осознать те мотивы, которые толкают вас выбрать для ребенка тот или иной вид спорта. «Самая адекватная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери, — полагает спортивный психолог Александр Веракса. — К неадекватным мотивам относятся стремление обеспечить свое будущее за счет спортивных успехов своего ребенка, гордость за него». Помните, что из многих тысяч спортсменов только единицы становятся знаменитыми и высокооплачиваемыми. Вы хотите в будущем гордиться успехами своих детей? «Это значит, что вы, не осознавая этого, хотите, чтобы ваш ребенок реализовал вашу мечту», — продолжает психолог. Нужно ли говорить, что дети далеко не всегда испытывают тяги к тому виду спорта, о котором мечтали их родители? С другой стороны, у нас всегда есть в запасе мнение профессионала. «Сомневаетесь? Покажите ребенка опытному тренеру», — советует спортивный психолог Асыл Габбазова.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К СОРЕВНОВАНИЯМ

Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа. Измените свое отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Это даст возможность вашему ребенку… победить. «В психологии спорта уже доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приносят ему гораздо больше позитивных эмоций, — считает Александр Веракса. — И в конечном счете приводят к более эффективным действиям». Другой важный момент — стоит освоить методику так называемой внутренней речи. Каждый из нас ежедневно внутренне комментирует то, что делает, обдумывает происходящее. «Если ваш ребенок думает о том, что ему не удастся достойно выступить, это может привести к тому, что он будет испытывать тревогу, переживать и в результате действительно не сможет полностью выложиться, — объясняет Александр Веракса. — Поэтому так важно объяснить ему необходимость переводить негативные мысли в позитивные». Вместо того чтобы думать: «У меня ничего не получится», — следует говорить себе: «У меня все получится». Такая «внутренняя речь» поддержит ребенка, он будет более точен, и это приведет его к победе. «Спортсмены, которым удалось взять под контроль силу своего воображения, используют его для улучшения своих результатов, — продолжает психолог. — Мысленно прорабатывая перед каждым соревнованием свою программу, они тем самым готовятся к нему, представляя свои самые лучшие выступления, спортсмены меньше волнуются и ощущают большую уверенность».

КАК ПЕРЕЖИТЬ ПОРАЖЕНИЕ

Известный американский баскетболист Майкл Джордан говорил: «Я промахнулся более 9 тысяч раз. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли бросок, который мог решить исход игры в нашу пользу, и я промахивался. Я в своей жизни много раз проигрывал, вот почему я так успешен». В каждом поражении заложены точки роста, главное — их увидеть. В этом задача родителя и тренера, которые могут внести коррективы в программу подготовки ребенка к следующей серьезной игре. Перестаньте давить на ребенка, постарайтесь также не выказывать ему своей тревоги. Все это вызывает у него неуверенность в себе, сомнения в собственных успехах.

КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ ПОБЕДИЛ

Если он выиграл соревнования, значит, смог собраться и выложиться. «Его победа говорит о том, что до этого момента он много работал, он — трудяжка, — говорит семейный психолог Инна Хамитова. — Ребенка, который почувствовал вкус победы, не страшно хвалить, для него лучше всякой похвалы станет следующая победа, к которой он будет стремиться. Ведь спорт вырабатывает в человеке упорный характер и привычку к каждодневному тяжелому труду». Хвалите вашего ребенка и не бойтесь, что от ваших похвал он может зазнаться.

ИРИНА ИЩЕНКО
МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО СИНХРОННОМУ ПЛАВАНИЮ НАТАЛЬИ ИЩЕНКО


ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой?
Ирина Ищенко: Нет, но я, как любая мама, знала, что моя дочь уникальна и обязательно в чем-то будет лучшей.

ДО: Сколько лет было дочке, когда вы отдали ее заниматься спортом?
ИИ: Когда Наташе исполнилось 6 лет, я отвела дочь в школу синхронного плавания. Одновременно — в секцию художественной гимнастики, но совмещать занятия очень сложно. Остановили выбор на плавании — дочь начала делать первые успехи. Задатки чемпиона в Наташе тренеры разглядели не сразу. Она была тихой и скромной, ничем не выделялась. Но тренерам нравились ее исполнительность и тщательность, с которой она выполняла все задания. К 10 годам Наташа стала лидером в Калининграде. В 12 лет ее заметили в Москве, а в 14 — пригласили тренироваться в юниорскую сборную России по синхронному плаванию. В 15 лет Наташа стала чемпионкой России среди юниоров, а в 16 — чемпионкой мира.

ДО: Вы понимали, что у дочери есть задатки выдающейся спортсменки?
ИИ: Не мама приводит ребенка в большой спорт. Когда мы с Наташей пришли в бассейн, я даже не думала об этом. Задача родителя — дать толчок, а дальше ребенок, если у него есть талант и стремление, добьется успеха.

ДО: Занятия спортом требуют дисциплины и воли, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино…
ИИ: Наташа была очень собранным ребенком, обожала выступать, поэтому, когда начались первые успехи, мне не пришлось ее убеждать соблюдать дисциплину. Дети обязательно должны знать, что их любят не за спортивные успехи, а просто за то, что они у нас есть.

ДО: Бывали ли моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится?
ИИ: Я никогда не сомневалась в Наташе, наоборот, всегда подбадривала ее и говорила, что все получится. Иногда слова поддержки — это все, что нужно, чтобы преодолеть кризис.

ДО: Как вы поддерживали дочь в тех случаях, когда она проигрывает?
ИИ: В начале ее карьеры она проиграла испанской синхронистке Джемме Менгуаль на чемпионате Европы. Это было очень обидно, ведь Наташа была сильнее. Я знала, что она очень переживает. И тогда сказала дочке: «Все знают, что ты лучшая и ты сама знаешь это, и жизнь обязательно все расставит на свои места». Так и получилось.

ДО: Как воспитать олимпийского чемпиона?
ИИ: Всегда говорю своим детям, что любое дело надо делать хорошо, доводить его до конца и постараться все делать лучше других. А еще всегда повторяла им слова моей мамы: «Учиться хорошо легче, чем плохо!»