Из чего состоит сбруя лошади. Виды, элементы и особенности конской сбруи

Кира Столетова

В современном мире экипаж, заправленный в лошадиную упряжь, на улицах городов вызывает бурю эмоций. Мы как будто попадаем в сказку, появляется ностальгия по временам, когда такие повозки сновали по улицам деревень и сел.

Европейская лошадь является развлечением и удовольствием, а в XIX веке она была незаменимым помощником человека, основной кормилицей в семье крестьянина. Пахота в поле, перевозка людей, товаров - выполнение всей тяжелой работы ложилось на нее. Лошади были первыми помощниками в завоевании земель, в перевозке военной техники, в путешествиях и т.д.

Те, кто держал в хозяйстве лошадь, понимали, что она поможет обеспечить семью. Каждый человек, независимо от возраста, знал, что для продления жизни скакуна важен не только постоянный уход, но и хорошее оборудование, не перегружающее шею, качественная и верно подобранная по размерам коня сбруя. Какие упряжи для лошади существуют? Можно ли сделать их самостоятельно? На какие критерии обратить внимание при выборе средства управления конем?

Что такое конная упряжь

Такими терминами, как конная упряжь или сбруя, называется совокупность всех приспособлений, обеспечивающих возможность управлять животным, располагаясь за ним в повозке. Другими словами, это название подразумевает комплекс ремней с уздой и вожжами, надеваемый на корпус животного и позволяющий контролировать траекторию движения скакуна. Слово упряжь в словаре имеет следующие синонимы: сбруя, упряжка, запряжка.

Людей, виртуозно владеющих упряжкой лошадей, называют:

  • кучер;
  • ямщик;
  • ездовой;
  • извозчик;
  • погонщик и т.д.

Только им достается право посредством вожжей, прикрепленных к узде, управлять лошадью.

Чтобы не причинять боль животному при езде, нужно правильно подобрать и подогнать все элементы, из которых состоит приспособление. Если неправильно затянуть ремни, то при соприкосновении с телом можно получить «ожог» мягких тканей либо другие повреждения. Как следствие работоспособность лошади снизится.

Возникновение и история

По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.

Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку.

Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь. У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.

В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.

Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.

Из чего состоит упряжь

Элементы сбруи в каждой экипировке примерно одинаковые, поэтому есть смысл рассмотреть каждый элемент упряжи:

  • Хомут. Пожалуй, это самая важная часть упряжи, задача которой - равномерно распределить вес повозки на шею и плечевой отдел позвоночника скакуна. Размещают этот элемент около холки и вдоль основания шеи. Он не должен мешать скакуну двигаться и правильно дышать. Размеры хомута выбираются не слишком широкие или длинные, чтобы на теле коня не появились повреждения. Крепление, называемое верхний хомутный ремень (ременная дуга), требует постоянной проверки во избежание разрыва.
  • Узда. Одевается узда на голову. Она может быть с одним либо несколькими удилами или без них.
  • Шлея. Использование шлей при передвижении кобылы обеспечивает плотное удержание хомута. Под шлеей подразумеваются кожаные продольные, поперечные и откосные ремни.
  • Вожжи.

Эти упряжные части сбруи обеспечивают дистанционный контроль за лошадью. В комплекте две вожжи, левая и правая (одна длиннее другой). Их края соединяются с удилами.

Изготавливаются рассматриваемые части в виде прочных гладких (без колец и дополнительных застежек) ремней. На конце левой вожжи - пальчиковая петля, на конце правой - пряжка либо отверстие.

  • Подпруга - широкий прочный ремень для крепежа седла.
  • Также в экипировке есть аварийная защелка, при опасности вынимается штырь, и скакун отсоединяется от экипажа.
  • Шоры надеваются на глаза, не задевая их. Нужны эти части сбруи, чтобы исключить отвлекающие факторы для скакуна и обезопасить экипаж.
  • Шородержатели, чтобы от потока воздуха не колебались шоры (нужны, чтобы избежать дополнительного волнения лошади).
  • Оголовье скакунов лучше украшать на один мотив, чтобы группа спереди смотрелась гармонично.

Вот из чего состоит приспособление, которым пользуется тот, кто управляет упряжкой лошадей.

Типы упряжей

Со временем устройство сбруи менялось неоднократно (одна дуга добавлялась, другая убиралась, преобразовывалась), в зависимости от использования и количества животных, запрягаемых в повозку. В настоящее время можно выделить 3 типа упряжи для коней:

  • Сельскохозяйственные. В упряжке одна особь либо пара лошадей.
  • Транспортные. Они многолошадные (от трех и более). Использование - перевозка товара, груза, людей.
  • Выездные или парадные (например, летом - для свадеб, зимой - для саней). В них использовалось разное количество скакунов (2 и более).

Следовательно, в зависимости от предназначения упряжи, стали производить ее изготовление (нужно укрепить основную часть, украсить другую и т.д.).

Разновидности сбруи

В настоящее время существуют следующие виды упряжи:

  • Постромочная. Такая модель не имеет дышла и оглобель, также в ней отсутствует деревянная часть (дуга). Рассматриваемые приспособления чаще всего оборудуют дополнительно ручным тормозом, так как при движении вперед невозможно удерживать повозку (тяга производится за счет хомута и постромок).
  • Комбинированная. Эта вариация приспособлена к большим и сильным лошадям (иногда ее применяют и для быков). Обычно используют по 6-8 скакунов, каждый из которых выполняет свою функцию (они идут друг за другом). Например, пристяжных запрягают с коренниками. Их задача состоит в поворачивании повозки. Коренники - самые сильные и высокие, что позволяет им сдерживать экипаж. В начало ставятся выносные кони, которые и задают темп и траекторию.
  • Тачаночная. На сегодняшний день немного устаревший вид. В центре пара рабочих лошадей запрягается в дышло, боковые кони - за постромки, тачанки не используются. Постромки прикрепляются к вагам.
  • Постромочно-дышловая. Главное в этой упряжи - дышло (используется как регулятор движения и для поворота повозки). Подходит для одноконной и пароконной запряжки.
  • Цуг. Используется шестерка рабочих лошадей, к дышлу прикрепляют коренников, остальные кони в упряжке выносные.
  • Одноконная (европейская упряжь) дуговая и бездуговая. В оба вида запрягается по одной лошади. В бездуговой упряжи вся тяжесть повозки обеспечивается шлеей.

Существуют упряжи 2 видов: нагрудник и хомут. Хомут изготовлен по размеру животного, а нагрудники при помощи пряжек подгоняются под лошадь.

Теперь вы знаете, из чего состоит каждый вид упряжки, следовательно, сможете легко подобрать сбрую для одной или другой цели.

Дешевле при покупке обходится полностью готовая упряжь. Но случается, что не все предметы подойдут для вашего животного, поэтому детали рекомендуют покупать отдельно.

Способы управления лошадьми

Для управления скакуном опытный наездник применяет 3 основные команды:

  • Тело - наклон в сторону, который применит всадник, конь поймет, что от него требуют.
  • Поводья - лошадь направляется в определенную сторону.
  • Шенкель - ноги всадника расположены по бокам лошади.

Дополнительно используют хлыст и шпоры. Хоть хлыст и выглядит устрашающе, он не причиняет вред лошади. Шпоры применяют для усиления действия шенкеля.

Соревнования, скачки и верховая езда

Скачки - это соревнования, которые не могут оставить равнодушными любителей конного спорта. Атмосфера завораживает, но мало кто из публики задумывается, насколько важна техническая сторона: оснащение скакуна упряжью.

Тренировка скакуна, тактика, подготовка упряжи являются основными этапами подготовки к соревнованиям. Любой вид упряжи должен быть безопасным как для человека, так и для животного. В любом случае, будь то прогулка на пони, победа в элитных соревнованиях, простой бег гуськом, завоевание титулов, мастер должен всегда обеспечить безопасность скакунам.

У некоторых народов заведено на лошадь садится без специальных средств. В реальности лучше этого делать не стоит, ведь даже самый покладистый скакун может проявить волнение и агрессию.

На сегодняшний день существует множество конных клубов, предоставляющих возможность с помощью тренера познакомиться со скакунами, изучить техники езды на них и, соответственно, элементы сбруи. Несмотря на то, что там процесс проходит под наблюдением тренера, нельзя забывать про подготовку (проверить седло, вожжи, вспомнить правильную посадку) и контакт с животным. После того как коня оседлали, не стоит подходить к нему сзади, нужно всегда быть в поле зрения животного.

Верная посадка: расслабленные плечи и руки при прямой спине, носок выше пятки, голова слегка приподнята, взгляд устремлен вперед в центр между ушами. Прогибаться вперед либо назад не следует.

Верховая езда подразумевает позу, при которой нельзя отрывать от седла седалище. Руководить животным нужно корпусом. Например, наклоны всадника вперед побуждают двигаться коня вперед, наклон назад - команда остановиться, наклон корпусом - направление движения. Чтобы не набить себе шишек, нужно двигаться с лошадью в одном темпе. Прежде чем слезть с коня, следует спокойно отпустить повод и достать ноги из стремян.

Инструкция по запряганию скакуна

Надевать сбрую нужно аккуратно, чтобы никакая дуга, из которой состоит сбруя, не натирала нежную кожу скакуна, а жердь не мешала движению. Пошаговое руководство:

  • При надевании нагрудника расстояние над грудиной должно быть примерно с ширину ладони. Хомут надевают через голову вверх ногами (узкий конец вниз). Перевернуть его разрешается только после того, как пролезли уши. Если между хомутом и телом просовывается кулак, значит, он надет правильно.
  • Сбрую надевают на ремни холки, потихоньку затягивая подпругу. Спинной ремень (ременная дуга) проходит по спине ровно, подогнав, его останется соединить с накрупником.
  • Только после расправления хвоста подгоняется и закрепляется спинной ремень. Затем прикрепляются постромки и вожжи пропускают через кольца и соединяются с трензелями. Итак, оголовье на месте, осталось проверить звенья в желобе (они не перекручены в районе подбородной цепи).
  • Дальше пригодится помощник, который будет подталкивать к кобыле повозку (коляску). Оглобли нужно приподнять, только тогда нежная кожа животного не будет задета. Опустив оглобли, надо привязать их к постромкам. Чтобы избежать сильного подъема вверх, петли должны находиться перед скобами. Надо присоединить постромок с шлеей, которая должна оставаться горизонтально (параллельно земле).
  • Напоследок надо подтянуть подпругу.

Распрягать лошадь тоже нужно правильно. Данная процедура производится зеркально запряганию. Освободив коня от повозки, требуется осмотреть упряжь, чтобы она не протерлась, а животное - на наличие телесных повреждений.

Чистка упряжи

Естественно, после работы упряжь пропитана потом, поэтому за ней нужен определенный уход. Чтобы удалить грязь, нужно тщательно вычистить ее руками с использованием намоченной губки.

2 раза в месяц нужно протирать все части сбруи и жердь седельным мылом, предварительно отсоединив их. Затем нужно дать элементам высохнуть естественным способом (без солнечных лучей), иначе они начнут трескаться.

Отмытую упряжь важно смазать воском, кроме кожи высшего сорта (патентованной), которую протирают мягкой подсушенной тканью. Еще после просушки смазывают либо жиром, либо техническим маслом.

Хранение упряжи

После использования необходимо на специально приготовленную вешалку развесить упряжь. Помещение должно быть хорошо проветриваемым.

Чтобы облегчить свои труды и сохранить упряжь, можно использовать вешалки на колесиках, которые подкатываются к скакуну, при этом каждому элементу должен соответствовать отдельный крючок. Нельзя забывать про кнут (если его не распрямлять, он будет изогнут).

Качество ремней - это безопасность при езде. Упряжь должна быть легкой, но прочной, удобной в уходе, а в случае поломки - без сложностей в ремонте.

Перед тем как запрячь лошадь, убедитесь, что сбруя исправна (целы ремни, пряжки, защелки). Также надо проверить с внутренней стороны на наличие мусора или заломов.

Лошадиная упряжь - неотъемлемая часть безопасного экипажа, выбор разновидности которой зависит от вида выбранной повозки. Тому, кто управляет скакунами, придется запомнить, что сбруя должна быть на животном так, как нательное белье на человеке. Только тогда управление не доставит дискомфорта кобыле и кучеру.

Лошади нуждаются не только в качественном питании и уходе, но и в хорошем оснащении. К примеру, начинающие коневоды часто понятия не имеют, что такое сбруя для лошадей и как ее выбрать для своего скакуна. В этой статье мы расскажем все об этом аксессуаре – из чего он состоит, какие виды бывают подробно с фото и видео.

[ Скрыть ]

Из чего состоит сбруя?

Что же такое конская сбруя и из чего она состоит? Традиционная упряжь представляет собой снаряжение, которое состоит из сбруи, хомута и седла. Все эти элементы подбираются для животного исходя из индивидуальных нужд, учитывая телосложение и габариты коня. Еще с древности коневоды никогда не скупились на сбрую – она практически всегда делалась на заказ, с учетом размеров животного и тщательно подбиралось украшение, исходя из масти и породы лошади. В настоящее время проблем с тем, чтобы приобрести сбрую, практически нет – ее можно купить как на рынке, так и в специализированном магазине.

Теперь из чего состоит украшение? В состав конной упряжи входит хомут, уздечка, дуга, вожжи, шлея, подбрюшник, в некоторых случаях могут быть добавлены и другие компоненты. Всегда дешевле будет приобрести уже готовое снаряжение, но часто бывает такое, что отдельные компоненты не подходят коню или пони. Поэтому специалисты советуют покупать все элементы отдельно.

Хомут является обязательной деталью снаряжения, его предназначение заключается в передаче тяговой силы на повозку. Этот элемент надевается таким образом, чтобы он не препятствовал дыханию и не мешал коню передвигаться. Если хомут будет очень широким или длинным, то от этого на теле животного могут появиться ссадины.

Конструкция обычной сбруи

Шлея обычно изготавливается из кожи. Для каждого коня выбирается отдельный размер шлеи – перед покупкой его нужно знать. Узда считается одним из самых сложных элементов любой упряжи. Узда состоит из удил, недоуздка, поводьев.

Не менее важным элементом является подбрюшник – эта деталь упряжи предназначена для надежной фиксации положения снаряжения. Подбрюшник фиксируется на оглоблях, а дуга крепит хомут к ним же при помощи гужей. Можно сказать, что дуга выполняет роль своеобразных амортизаторов во время рывков, поэтому она должна быть максимально прочной.

Виды сбруи

В целом все виды упряжек для коней и пони подразделяются на:

  • транспортные;
  • выездные;
  • для сельскохозяйственных нужд.

Но и эти три подвида разделяются на несколько видов.

Одноконная

Одноконное украшение может быть бездуговым или дуговым, оно может использоваться, как понятно из названия, только на одной лошади. Если упряжь дуговая, то она будет оснащена дугой, хомутом, гужью и прочими компонентами. Что касается бездуговой вариации, то в этом случае главная тяжесть повозки будет ложиться на шлею. Кроме того, такое украшение оснащено гортами и хомутом с гужевыми мочками.

Постромочно-дышловая

Такая упряжь может использоваться как для одноконной, так и для пароконной запряжки. Основным ее предназначением является регулировка передвижения повозки и вход в поворот. Самым главным элементом в данном случае является дышло, которое располагается сбоку (посередине в двуконной запряжке) и крепится либо специальной шлеей на голову, либо соединяется с хомутом соединяется.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Постромочная

Этот вид упряжи для лошади или пони довольно прост по своей конструкции, но достаточно неудобен, так как при езде вперед иногда бывает очень сложно удержать повозку. В этом случае тяга осуществляется за счет постромок и хомута. По мнению специалистов, такой тип украшения для пони или коня необходимо дополнительно оснастить тормозами, чтобы избежать повреждений лошадки.

Комбинированная

Комбинированный вид аксессуара предназначен для использования с большим количеством коней – от 6-8 голов. Комбинированные упряжи для лошадей и пони подбираются индивидуально под рост и силу животного. Самые крепкие лошадки всегда ставятся спереди колонны. Всаднику необходимо уметь хорошо обращаться с конями, поскольку именно первые две лошадки определяют направление движения.

Тачаночная

Этот тип упряжки является неактуальным сегодня, поскольку он использовался до 1900 годов. Само украшение состоит из дышла и постромок. Следует отметить, что такие упряжи предназначены для четырех коней, поэтому сегодня их встретить практически невозможно.

ЦУГ

Цуг для пони и коней представляет собой немецкое изобретение, которое может использоваться для шести животных сразу. Как и в случае с тачаночной упряжью, это украшение сегодня почти уже не эксплуатируется. При использовании цуга пони перемещаются или гуськом, или по парам. Больше о сбруях вы можете узнать из видео.

Фотогалерея

Видео «Как правильно запрячь лошадь»

О том, как правильно запрячь коня, смотрите на видео.

Сегодня упряжку лошадей можно встретить разве что на городских площадях, да в парках развлечений. Люди больше не используют лошадей по их прямому назначению. Лошади стали развлечением . На них больше не перевозят грузы и не путешествуют. А ведь еще каких-то 70 лет назад каждый подросток знал, что такое конская упряжь и понимал, что она означает правильная упряжь для лошади.

Наши современники мало не знают из чего состоит сбруя для лошади, не понимают зачем нужен каждый из ее элементов, и уж тем более не смогут надеть ее. Эта статья призвана дать необходимую информацию об этом.

Что такое сбруя?

Сбруя или конская упряжь представляет собой систему ремней и приспособлений , надеваемых на лошадь для ее дальнейшей запряжки в повозку или для верховой езды.

Когда упоминают сбрую, тогда подразумевают конскую упряжь в комплекте с вожжами и уздечкой.

Упряжь нужна для передачи тягового усилия животного повозке. От того, насколько правильно подобран, надет и подогнан этот элемент зависит проста управления и здоровье лошади. Например, если неправильно затянуть ремни, то они могут намять мягкие ткани животного или же вызывать ожоги. После таких повреждений конь едва ли сможет работать.

Конская упряжь должна быть прочной и легкой. Раньше кожу для сбруи изготавливали из специальным образом выделанной кожи. Одна долговечна, но требовала специального ухода. Сегодня конские сбруи изготавливают из современных материалов. Они прочнее, легче и требуют минимального ухода.

История появления сбруи

Согласно историческим данным, люди начали использовать конскую сбрую примерно во 2-м тысячелетии до нашей этой. По крайне мере об этом свидетельствуют элементы упряжи, найденные в древних захоронениях. Впрочем, многие исследователи склонны предполагать, что древние люди стали использовать упряжь еще раньше.

В древности владельцы лошадей большое внимание уделяли не только качеству упряжи, но и ее внешнему виду. Дело в том, что по художественному оформлению этого конского снаряжения можно было определить социальный статус владельца.

Мода на красивую упряжь прошла в Средние века. В то время угла ставился функционал. Лошадей стали использовать в основном для перевозки тяжелых грузов . Никому в голову не приходило просто так кататься на этих животных.

Примерно с середины 16-го века упряжи для лошадей стали снова делать красивыми и качественными. Объясняется вхождением в обиход людей карет и открытых конных экипажей.

К сожалению, сегодня конная сбруя полностью утратила свое значение. Техника полностью вытеснила лошадей из хозяйственной деятельности человека. Их используют в спортивных соревнованиях и развлечениях.

Виды сбруи

Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:

  1. Сельскохозяйственные.
  2. Выездные.
  3. Транспортные.

Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:

  1. Одиночные.
  2. Парные. Эти упряжи применяются для снаряжения упряжек.
  3. Многолошадные. Также применяются в упряжках.

Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:

Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.

Русская одноконная или дуговая

Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.

В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг . Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.

Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:

Постромочная или бездуговая сбруя

Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут . Последний крепится к повозке постромками.

Конструкция такой конской упряжи состоит из:

  • Хомута с гужевыми мочками, к котором крепятся постромки.
  • Самих постромок.
  • Седелки.
  • Подпруги.
  • Чересседельника.
  • Горты, заменяющие гужи
  • Уздечки.
  • Вожжей.

Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.

В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.

При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного . Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.

Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.

Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.

Как запрячь коня в русскую сбрую?

Сначала надо надеть уздечку. Для этого нужно встать слева от коня, левой рукой удерживать его, а правой надеть ремень уздечки через уши. Удила следует вводить через край, где нет зубов. Как правило, лошадь при таких действиях сама открывает рот.

При снаряжении упряжки в зимнее время, прежде чем тянут металлические удила в рот животному, их следует хорошенько согреть.

После накладывания седелки следует хорошенько подтянуть подпругу. При ее затягивании наездник нередко упирается ногой в ребра коня, чтобы обеспечить необходимое усилие. Если подпруга не будет хорошенько затянута седелка может прыгать на спине и хорошенько намять мягкие ткани, что не пойдет на пользу конскому здоровью.

После подтягивания подпруги на коня надевают хомут и шлею. Хомут следует надевать вверх ногами. Это позволит равномерно распределить шлею. После расправления последней хомут переворачивают в его нормальное положение. Поворачивать его следует у самой головы. При повороте нужно следить за тем, в какую сторону уложена грива. Нельзя поворачивать хомут против ее укладки.

На следующем этапе взнуздания нужно завести коня в оглобли, заложить дугу и прикрепить оглобли гужами к дуге. Супонь затягивают с расчетом на то, чтобы она находилась перпендикулярно оглоблям. Ее концы собираются в такую петлю, которая при необходимости легко распускается.

Наконец, крепится чересседельник. Его продевают через скобы седла и мочки подпруги. Конец чересседельника привязывается к правой оглобле.

На последнем этапе завязывается подбрюшник. При этом нужно обеспечить такое его натяжение, чтобы оглобли во время движения не прыгали вверх-вниз.

Основным элементом конной сбруи является упряжь для лошади. Зная особенности представленного элемента, используя качественный материал и подгонку, опытные коневоды значительно облегчают содержание животных и их эксплуатацию.

Коневод должен хорошо разбираться в качестве и видах упряжи для лошадей

Из чего состоит упряжь для лошадей?

Стандартная конная упряжка состоит из следующих деталей:

  • Хомут. Его предназначение – передавать тяговые возможности на телегу или сани. Элемент следует надевать на шею таким образом, чтобы он не отягощал движение и дыхание лошади. Чересчур длинный или широкий хомут может привести к появлению повреждений на теле животного и способствует снижению тяговой силы. Для надежной фиксации элемента используют крепкую кожаную шлею, которая обеспечивает торможение.
  • Узда. Эта часть сбруи для лошади является самым сложным элементом упряжи. Она состоит из удил, поводьев и недоуздка. Оптимальным вариантом является использование походной уздечки, которая дает возможность везти животное параллельными поводьями. Вожжи могут быть выполнены из кожи или прочного текстильного материала.
  • Подпруга и седелка. Представленные части сбруи предназначены для удержания всего комплекта и передачи тягового эффекта на спину коня.
  • Шлея. Она фиксирует положения хомута при осаживании, замедлении или передвижении лошади на подъеме. Элемент сбруи подгоняется внатяжку, чтобы между седалищем и ободочными пряжками проходила ладонь. Шлея изготавливается из нескольких ремней.
  • Чересседельник поддерживает вес дуги, оглобли и хомута и передает часть тяги на седелку.
  • Подбрюшник. Этот элемент упряжи дополнительно фиксирует положение всей конструкции, проходит под подпругой и крепится краями на оглоблях.

Дуга посредством гужей фиксирует хомут с оглоблями и служит гасителем колебаний при резких толчках или рывках.

Лошади в хомутах

Виды сбруи

Упряжь должна быть выполнена из качественных материалов и подгоняться под индивидуальное строение лошади. Виды сбруи подразделяются на сельскохозяйственные, выездные и транспортные варианты. Они имеют разновидности по числу используемых коней: одиночные, парные и многолошадные варианты:

  • Одноконная русская или европейская упряжь. Данная конструкция может быть выполнена как с дугами, так и без них. Бездуговая модификация предполагает передачу главной тяжести повозки посредством шлеи. Вариант с дугами комплектуется хомутом, супонью, седельником, гужей, оглоблей и уздечкой со шлеей.
  • Постромочно -дышловой образец. В такой упряжке можно использовать как пару коней, так и одну особь. Эффективность животных заметно увеличивается, если надеть на них седелку и чересседельник.
  • Постромочная модель. Довольно простая, но не очень удобная в использовании упряжь. Тягу в этой конструкции обеспечивают постромки и хомут. Вариант требует оборудования повозки тормозной системой, во избежание травмирования коня.
  • Тачаночная вариация. Виды этой системы запряжки лошадей известны со времен, как люди начали массово использовать животных в различных отраслях хозяйства. Устройство состоит из постромковой части и дышла, но сегодня практически не используется.
  • Совмещенная упряжка. Классическая европейская конструкция с постромками и оглоблями. Виды представленной сбруи позволяют запрягать одновременно от 6 до 8 лошадей. Определяющую роль для правильной эксплуатации детали играет подбор животных по росту и силе. В авангарде повозки ставят выносливых особей, позади, подбирают пристяжных коней, которые определяют повороты телеги, а замыкают упряжь высокие крепкие лошади, отвечающие за торможение.

Лошадь в европейской упряжке

Исторические факты

Первые виды упряжи для лошадей известны с давних времен (согласно историческим находкам, части сбруи, найденные археологами, датируются двумя тысячелетиями до нашей эры). Большое значение коневоды придавали не только практичности и качеству сбруи, но и ее красивому оформлению. Чем богаче и значимее был владелец животных, тем красивее и ярче выглядело оснащение.

То, из чего состоит сбруя, играет важную роль в эффективности использования и влиянии элементов упряжи на состояние лошади. В Средневековье, оснащение драгоценными камнями и материалами сбруи, утратило актуальность, так как кони использовались по большей части в качестве грузового и рабочего транспорта.

Начиная с середины XVI века, снова вошли в моду качественные и красивые упряжи. Обусловлено это было появлением карет и конных экипажей, которые требовали соответствующего оформления.

Хотя сейчас лошадей во многих сферах заменили механизмы и автотранспорт, их использование полностью не утратило актуальность. Кони помогают людям в частном хозяйстве, развлекательной сфере. Широко используются животные в спорте и различных соревнованиях. Существуют даже состязания на умелое обращение со сбруей. Правильно надетая упряжь позволяет не только увеличить коэффициент полезного действия, но и сохранить силы и здоровье наших парнокопытных помощников.

Сбруей для лошади называется комплект специальных приспособлений, которые используются для упряжки лошадей в повозку, их седлания и успешного управления.Конскую упряжь необходимо подбирать под каждую лошадь отдельно. Качественно изготовленная упряжка способна обеспечить безопасность передвижения, комфортность управления и будет удобной для коня. Именно поэтому к ее выбору стоит подходить очень ответственно, потому что от сбруи зависит здоровье и качество работы животного.

Смотря на число лошадей в упряжке, сбрую принято разделять на:

  • одноконную;
  • парную;
  • дуговую;
  • бездуговую.

Основные части конской сбруи такие:

Основные виды сбруи

Стоит рассмотреть, какие бывают разновидности конной сбруи . Специалисты выделяют по своему назначению такие виды упряжи для лошадей:

  • транспортные;
  • сельскохозяйственные;
  • выездные.

Транспортная подпруга используется для снаряжения повозок, необходимых для перемещения небольших грузов и людей. Из-за довольно маленьких нагрузок, подобные конструкции отличаются небольшой массой и выполняются в расчете на упряжки с большим количеством лошадей.

Сельскохозяйственная подпруга для животных бывает пароконной и одиночной. Строение выездной сбруи отличается большим разнообразием. Их конструкция зависит от общего числа животных, которые будут передвигать телегу. Далее, стоит рассмотреть остальные популярные виды подпруг.

Одноконная сбруя

Одноконная упряжь для животных изготавливается в бездуговом и дуговом варианте . Исходя из названия, подобные приспособления рассчитаны на одну дугу для лошади. Дуговые сбруи состоят из дуг, хомутов, вожжей, гужей, супони и других элементов. В сбруях без дуги основную массу телеги берет на себя широкая и качественная шлея. Очень часто вместе с одноконной упряжью принято использовать короткие оглобли, которые присоединяются к седелке, а не к хомуту.

Постромочная сбруя

Постромочная сбруя изготавливается довольно просто. По этой причине сделать ее своими руками очень просто. Но ее применение способно принести большой дискомфорт, потому что при движении вперед плохо контролируется передвижение телеги. Такая упряжь для животных способна обеспечить хорошую тягу из-за хомута и постромок. Эта сбруя содержит небольшое количество необходимых узлов, которые несут ответственность за стабилизацию телеги. Подобную конструкцию стоит снабдить дополнительными тормозными колодками.

Постромочно-дышловая сбруя

Она используется для пароконных и одноконных повозок . При применении подобной упряжи обеспечивается хороший контроль над перемещением телеги. В случае если смотреть детали сбруи коня этого типа то главным элементом тут является дышло. Из-за этого подобная конструкция выступает плохим вариантом для применения в сельском хозяйстве. Главным недостатком тут считается большое давление дышла на хомут, а это может вызвать дискомфорт у лошади.

Сбруя комбинированного типа

Комбинированный тип сбруи является европейской разработкой. Ее используют, чтобы снаряжать телеги, в которые запрягается большое количество животных. При этом кони располагаются в упряжке согласно размерам, росту и силе. Например, около телеги ставятся сильные кони, которые способны сдержать движение. Потом находятся лошади беговой породы, соединяющиеся с дышлом специальными постромками. Спереди ставятся самые слабые пристяжные кони, которые могут задать правильное направление движения. Пристяжные кони тоже запрягаются при помощи постромок.

Максимальная скорость движения, силовые возможности, комфортность управления и удобство животного при езде зависит от качества применяемой упряжи. Сборка и подгонка изделия под размеры коня способствует эффективной и долгой эксплуатации этого приспособления. Умный подход к приобретению конной упряжки поможет увеличить безопасность движения.