Динамическая гимнастика для новорожденных. Когда и с чего начинать динамическую гимнастику для грудничков? Техника безопасности при динамической гимнастике

С самых первых дней жизни вашего малыша необходимо помогать ему развиваться. Особенно физически, так как он только-только начинает познавать мир вне утробы матери и для него владение собственным телом пока даётся очень тяжело. Самым эффективным средством была и остаётся гимнастика.

Гимнастика для новорождённого

Любые физические нагрузки очень важны для тела человека вне зависимости от возраста. А особенно они полезны грудничкам, так как помогают правильному развитию.

Польза гимнастики

  • Развивается и укрепляется мышечная система;
  • Улучшается координация движений;
  • Улучшается кровообращение и тонизируются сосуды;
  • Развиваются рефлексы;
  • Помогает работе желудочно-кишечного тракта;
  • Формирует нервную систему;
  • Улучшаются взаимоотношения между матерью и ребенком за счет ласкового обращения, улыбки и мягких прикосновений.

Конечно же, перед началом гимнастических упражнений необходимо обсудить их с ведущим педиатром – так как он точно знает о том, как развивается ваш малыша, и может подсказать, на что необходимо обратить внимание в первую очередь. Неплохо было бы попросить врача показать несколько вариантов упражнений и техник, чтобы вашему ребенку занятия приносили как можно больше пользы.

Виды гимнастики

Для грудничков и малышей постарше существует несколько видов гимнастики. Классическая, более всего напоминающая массаж, динамическая, и на мяче.

С первых дней жизни (лучше всего через неделю), стоит начинать легкими движениями разминать тело ребенка. В первую очередь необходимо помнить о том, что все движения должны быть очень легкими и мягкими, чтобы не напугать малыша и не навредить ему. Всегда нужно двигаться к центру: ручки разминать от кистей к шее, ножки – от стоп к паховой области, животик – к пупочной области. При каждом движении необходимо воздействовать на рефлексы малыша, не перенапрягая его мышцы и пока ещё хрупкий скелет. Нельзя насильно выпрямлять или сгибать конечности – это может привести к негативным последствиям.

Гимнастику и массаж (которые обязательно должны идти вместе), необходимо проводить несколько раз в день по 5-10 минут.

Условия при которых можно проводить гимнастику

  • Помещение необходимо хорошо проветрить, температура воздуха не менее 20 градусов;
  • Проводить процедуры необходимо в одно и то же время, чтобы создать режим;
  • Ребенок должен быть в хорошем настроении, но при этом после последней кормежки не ранее, чем через час, и не менее, чем за 30 минут до следующей;
  • Руки родителя должны быть мягкими и теплыми;
  • Занятия нужно проводить ежедневно;
  • Упражнения делаются на ровной жесткой поверхности – на пеленальном или обычном столике;
  • Во время гимнастики маме нужно сохранять позитивный настрой и проговаривать малышу все действия - это поможет ему успокоиться и почувствовать себя комфортно.

Классическая гимнастика

Классическая гимнастика предполагает движения руками и ногами, развивает их параллельную работу и владение всем телом. Эту гимнастику каждая мама делает с малышом, по сути на подсознательном уровне. То есть все наши простые зарядки и представляют собой гимнастику. Конечно же существуют и другие виды гимнастики. Например, динамическая.

Динамическая гимнастика

Это особый вид гимнастики, который стал популярным в последнее время и вызывает массу споров между родителями и врачами.

Динамическая гимнастика – это своего рода спорт для новорожденного ребенка. Она предполагает активные упражнения, чаще всего в воздухе, где малыш принимает больше участия в процессе, чем при классическом виде.

Плюсы динамической гимнастики

  • Мышечная система развивается гораздо быстрее, благодаря интенсивным нагрузкам;
  • Тренируется вестибулярный аппарат;
  • Она положительным образом влияет на психоэмоциональное состояние детей;
  • Способствует укреплению опорно-двигательного аппарата;
  • Помогает ускоренному формированию нервной системы;
  • Укрепляет иммунитет;

К динамической гимнастике стоит переходить не раньше 1,5 месяцев – в этот период у малыша уже появился определенный баланс и познание собственного тела. Заниматься такой гимнастикой необходимо, когда малыш бодрый и в хорошем настроении, не ранее, чем через час после кормления.

Динамическая гимнастика подразумевает под собой комплекс упражнений, во время которых малыш находится не на спине, как во время классического варианта, а в руках у родителей. Этот вид физических нагрузок подразумевает подбрасывания, кручения, повороты вокруг своей оси, «полеты» с держанием за ручки и ножки. Перед началом занятия ребенка необходимо «разогреть» – сделать легкий массаж и обычную классическую гимнастику, чтобы тело уже было готово к нагрузкам.

Минусы динамической гимнастики

Минусами в такой системе гимнастики можно считать травмаопасность. Суставы и мышцы грудничка ещё плохо сформированы, и можно нанести вред ребенку. Однако, если предварительно получить консультацию, и пройти несколько занятий у специалиста (мануального терапевта или инструктора по динамической гимнастике), можно добиться потрясающих результатов.

Такие подвижные и активные занятия очень нравятся самим малышам, они получают полную свободу действий и массу положительных эмоций. Также, во время динамической гимнастики новорождённые учатся взаимодействовать с родителями и полностью им доверять.

Как показывают исследования, у детей, с которыми родители занимаются именно динамической гимнастикой, быстрее появляются навыки и желание ползать, ходить и бегать. Малыши становятся более оживленными и любознательными, и меньше получают травм во время первых самостоятельных активных действий.

Дата публикации: 24.05.2018 22:08

Динамическая гимнастика для грудничков

Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, "заторможенного" ребенка.

Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями - акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, "раскрыть" ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей - вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас - получится в дальнейшем.

Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей - как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей - усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно "отозваться" на реакцию каким-либо способом - сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

  1. Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
  2. Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, "нормальности" занятия.
  3. При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.

Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками - конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

Возможна и другая ситуация: родитель "слишком хорошо" знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен - именно должен - эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем - растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую - его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача - установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях.

Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

  • "Забросы ".
  • "Боковые прокруты ".
  • "Прямые прокруты ".
  • "Перебросы ".
  • "Солнышко ".
  • "Карусель ".

    Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение "забросы" дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

    Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

    Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, "столбцами" которой являются различные захваты, а "строками" - так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице "двойных захватов". Название этого столбца "захват за ручки лицом к себе", а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец - "захват за ручки лицом от себя".

    Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

    Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, - захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

    В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап - поглаживания, потягивания, приподнимания - проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

    Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до "рабочего" состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

    Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки - лицом к себе или от себя - рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

    • "Маятник ".
    • "Обезьянка ".
    • "Вращение за одну ножку ".
    • "Раскачивание вперёд-назад ".
    • "Боковой прокрут ".
    • "Заброс ".
    • "Прямой прокрут ".
    • "Солнышко ".
    • "Карусель ".
    • "Переброс ".

      Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выполняемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 32-36 выборочно приведены упражнения в этих захватах.

    • "Крестик ".

      Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

      Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

      Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всегда удалены одна от другой.

      Соответственно вышеописанная система упражнений получила название "Сетки двойных захватов ". Помимо этого варианта возможем иной - когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую "Сеткой одинарных захватов ".

      Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

      В отличие от "двойных", "одинарные" базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно "наложить" на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

      "Одинарных" захватов значительно больше, чем "двойных". Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

      На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате "одной рукой за две ножки ребенка". Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыж?

Было бы ошибкой с полной уверенностью утверждать, что динамическая гимнастика – такая уж новая система оздоровительных тренировок для новорожденных. Ведь ее элементы использовали еще древние медики Востока. А описания некоторых упражнений для лечения последствий родовых травм у младенцев появились уже в начале двадцатого века.

Тот вариант методики раннего динамического развития грудничков, который используется в современной медицине, был разработан М. Труновым и Л. Китаевым. Они стали авторами печатного издания под названием «Экология младенчества. Первый год», увидевшего свет в 1993 г. Всего в системе насчитывается 400 упражнений, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка. И не смотря на довольно настороженное отношение к динамической гимнастике в обществе, с каждым годом популярность ее среди родителей все возрастает.

Динамическая гимнастика для грудничков – что это?

Что представляет собой динамика (так тоже называют динамическую гимнастику)? Начнем мы, пожалуй, с определения.

Динамическая гимнастика – это комплекс интенсивных лечебно-оздоровительных занятий с детьми младенческого возраста (от рождения и до года), включающий в себя:

  • массаж,
  • гимнастику,
  • игры,
  • закаливание.

Эти процедуры в динамике гармонично совмещены так, что их воздействие на тело и оптимально высоко и эффективно. Акцент в методике делается на активности крохи и на обязательном присутствии в каждой тренировке всех ее составляющих. И если уж вы решили развивать своего малыша с помощью именно этой программы, то заниматься с ним динамической гимнастикой нужно с самого его рождения. Это обязательное условие. В связи с тем, что многие упражнения можно начинать осваивать, только когда еще незрелые суставы ребенка могут свободно выдерживать вес его тела.

Динамическая гимнастика – это способ общения родителей с их ребенком на уровне ощущений и прикосновений. Взрослый разговаривает с крохой на понятном для него наречии – языке движений.

Для чего нужна динамическая гимнастика

Движение, активное изучение возможностей своего тела и через него – окружающего мира. Вот ключевые занятия ребенка, его главное времяпровождение в первые семь лет жизни. В любом новорожденном человечке самой матушкой-природой было заложено интуитивное умение адаптироваться к окружающей его действительности, к новой жизни вне мамы, но рядом с ней. Все та же природа позаботилась и о том, чтобы маленький организм новорожденного мог без вмешательства справляться с несложными и последствиями травм, полученных при родах.

Именно эта особенность грудничков лежит в основе широко признанных в современной медицине методов экологического оздоровления детей. Оказывается, до- и родовые травмы новорожденных можно лечить не только лекарственными средствами и корректирующими приспособлениями. С ними вполне может справиться курс подобранных для конкретного ребенка, с вполне определенными показаниями, упражнений в сочетании с телесным контактом с мамой.

Как это работает?

Почему, например, у детей достаточно часто встречается такое заболевание как дисплазия тазобедренного сустава? Причина: из-за закрепощения мышц приток суставной жидкости к суставу нарушен, что не дает ему развиться до нормы и, как следствие - недоразвитость крышки суставного ядра. Курс динамики способствует тому, что сустав начинает активно работать. К нему усиливается приток суставной жидкости. И как результат – тазобедренный сустав восстанавливается гораздо быстрее.

Занятия динамической гимнастикой полезны


С чего начать занятия динамической гимнастикой?

В книге «Экология младенчества. Первый год» Михаил Трунов и Леонид Китаев советуют тем, кто только начинает заниматься со своим ребенком динамикой, представить полное слияние душ и тел. Стать с малышом одним целым. И с каждой новой тренировкой это взаимопроникновение будет ощущаться все сильнее.

Первое, что должны делать родители – это внимательно присматриваться и прислушиваться ко всем, даже мимолетным реакциям крохи на манипуляции, проделываемые с ним. Чтобы при малейшем с его стороны, остановиться, вернуться к предыдущим этапам динамики – массажу и ласковым касаниям. Успокоить малыша и вселить в него уверенность, что ничего страшного с ним произойти не может. Что же касается практической составляющей подготовки к динамической гимнастике, то она не представляет сложности и доступна каждому.

Как подготовить ребенка к динамике?


После такой нехитрой разминки можно приступать к основному комплексу упражнений динамической гимнастики, который у каждого будет индивидуальным. Но следует придерживаться нескольких общих правил.

Во-первых , занятия должны проводиться ежедневно. Во-вторых , продолжительность каждой тренировки – 10-20 минут. В зависимости от возраста ребенка и от того, насколько давно вы занимаетесь динамикой. И в-третьих , перед сном и после еды гимнастику делать нельзя. В это время маленькому организму нужен покой.

Динамическая гимнастика для грудничков – видео

Просмотрев видео динамической гимнастики, многие поймут, почему, несмотря на заверения медиков о чрезвычайной эффективности этой методики развития новорожденных, многие родители категорически отказываются практиковать ее со своими детьми.Они просто бояться, ненароком, навредить малышам. Но, во-первых, никто ведь не говорит о том, чтобы взять, да и начать вертеть и крутить кроху без консультации специалиста и должной подготовки. А во-вторых, существуют же типичные ошибки, на которые просто нельзя не обратить вашего бдительного родительского внимания.

Динамическая гимнастика без ошибок


Основные упражнения комплекса динамической гимнастики

Во всех упражнениях динамики особенно важен правильный захват. Инструктор вам расскажет и покажет, что это означает в динамической гимнастике.

  1. «Крестик»

Руки ребенка энергично отведите в стороны. При этом его тело должно устремиться вверх. Затем аккуратно верните кроху в исходное положение.

  1. «Пружинка»

Малыш упирается ножками вам в живот. Подтяните его к своей груди за руки, словно сжимая пружину. Далее медленно опустите тело ребенка в исходное положение.

  1. «Обезьянка»

Это упражнение еще называют «Длинные раскачивания». Раскачивайте ребенка за ручки, постепенно увеличивая амплитуду раскачиваний. Здесь возможен также вариант раскачивания за ручку и ножку. Тело малыша при выполнении этого упражнения широко раскачивается. При этом всегда сохраняя вертикальное положение.

  1. «Вправо-влево»

В одну руку возьмите стопы малыша. В другую - одну или две его ручки. Поворачивайте кроху то вправо, то влево.

Конечно же, это лишь сотая часть того разнообразия упражнений, которые, при желании, вы сможете освоить, занимаясь динамической гимнастикой со своим ребенком. Но для начала и этого вполне достаточно. Не забывайте каждый месяц навещать лучших друзей всех новорожденных – и др., чтобы похвастаться новыми достижениями и победами. А они у вашего малыша, уж будьте уверены, обязательно будут!..

После появления на свет кроха нуждается не только в питании, сне и маминой заботе. Ей жизненно необходима двигательная активность. Для развития костно-мышечной системы и суставов грудничка можно использовать стандартные упражнения, рекомендованные педиатром. Но многие родители прибегают к помощи динамической гимнастики – очень энергичного комплекса упражнений. Ее применение требует от родителей особых навыков; в противном случае можно нанести вред ребенку.

Что такое динамическая гимнастика?

Уникальный комплекс разработан нашими соотечественниками Л. Китаевым и М. Труновым в конце 80-х годов прошлого столетия. Его задача – формирование и укрепление мускулатуры младенца, а также тренировка его вестибулярного аппарата.

Динамическая гимнастика (ДГ) рассматривается как способ взаимодействия родителя и ребенка первого года жизни для более гармоничного развития малыша.

Со стороны упражнения могут показаться не совсем обычными, ведь они включают активные вращения и подбрасывания крохи. Родителям, решившим практиковать ДГ, очень важно тщательно изучить последовательность применения упражнений и нагрузки в целом во избежание нежелательных последствий.

Никто не утверждает, что малыш, с которым занимались гимнастикой, впоследствии станет чемпионом, но его развитие будет более полноценным и глубоким.

Для чего нужна динамическая гимнастика?

ДГ – это методика, которая является эффективным инструментом для решения широкого круга задач, непосредственно связанных с физическим развитием ребенка.

Патологии, которые помогает корректировать динамическая гимнастика:

  • асимметрии;
  • гипотонус мышц;

Ряд упражнений направлен на активизацию функциональной активности кишечника, помогая при частых и .

Важно: можно с уверенностью утверждать, что динамическая гимнастика применима во всех областях, где помогает массаж, и ничуть не уступает ему в эффективности. Вместе с этим, она рассчитана не на специалистов, а на родителей. Все упражнения легко осваиваются и могут практиковаться ежедневно в домашних условиях.

Динамическая гимнастика характеризуется универсальностью с точки зрения общего развития маленького ребенка . В ходе занятий не только укрепляются кости и мускулатура, но и оказывается позитивное воздействие на все органы и системы малыша. У него совершенствуется вестибулярный аппарат, а улучшение координации движений благотворно влияет на психику. Кроме того, он начинает быстрее и лучше ориентироваться в пространстве.

ДГ играет важную роль в профилактике детского травматизма. У грудничка, который регулярно выполняет с родителями комплекс упражнений, гораздо лучше реакция и крепче суставы. Он уверенно управляет своим телом в потенциально опасных ситуациях.

Обратите внимание: существует мнение, что ДГ в определенной мере компенсирует нехватку т. н. «родового опыта» у детей, появившихся на свет посредством .

Гимнастика прекрасно сочетается с . При выполнении комплекса ребенка рекомендуется полностью освобождать от одежды . Во время занятий на улице к физическому воздействию добавляется такой важный фактор как инсоляция. Время пребывания на холоде можно постепенно увеличивать, что будет способствовать адаптации организма к температурным факторам и укреплению иммунной системы.

Несомненно, динамическая гимнастика способствует развитию сердечно-сосудистой системы.

В ходе выполнения комплекса ДГ нервная система маленького ребенка получает огромное количество разнообразных сигналов, что способствует ее развитию в целом. У малыша регулярно стимулируются двигательные рефлексы, и постоянно происходит тренировка реакций на воздействия внешних факторов.

ДГ – это прекрасная возможность для установления доверительных отношений новорожденного с окружающими.

Обратите внимание: упражнения могут способствовать нервной релаксации, что важно для . Грамотно подобранный комплекс, напротив, будет способствовать активизации слишком вялого малыша.

Все родители, которые практикую динамическую гимнастику со своими детьми, отмечают, что те очень редко болеют, крепко спят, отличаются прекрасным аппетитом и почти не капризничают.

Несмотря на огромные возможности, динамическую гимнастику не нужно рассматривать как самодостаточную систему. Она прекрасно сочетается с активным и пассивным массажем, закаливанием и занятиями в бассейне (). Любая активная работа с крохой всегда может проводиться параллельно; целесообразно лишь смещать акцент в ту или иную строну в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Комплекс динамической гимнастики включает:

  • массаж;
  • закаливающие процедуры;
  • упражнения в воздухе;
  • упражнения с мячом большого диаметра.

Все виды занятий важно совмещать для комплексного и наиболее эффективного воздействия на организм.

Вероятные негативные последствия

У любой системы занятий имеются противники. Одним из основных аргументов недоброжелателей является возможный стресс, поскольку ДГ рекомендуется начинать уже спустя 4 недели после рождения. Есть мнение, что увеличение синтеза и высвобождения стрессорных гормонов у новорожденного может стать причиной гиперактивности в старшем дошкольном возрасте.

Ряд упражнений ДГ базируется на рефлексах, которые в норме пропадают в возрасте 2-4 месяцев. Считается, что их излишняя стимуляция ни к чему.

Важно: если с ребенком не занимались, начиная с 4 недель, то в полугодовалом возрасте лучше не начинать – такие упражнения принесут больше вреда, чем пользы!

Некоторые психологи полагают, что быстрые упражнения без опоры препятствуют формированию страха высоты, что в свою очередь расценивается как одна из причин повышенного травматизма в подростковом возрасте.

Главный аргумент «против» – это вполне возможная недостаточная подготовка родителей . Чрезмерно активные упражнения могут стать причиной растяжений связок и даже вывихов суставов. Кроме того, не исключены хронические микротравмы, которые в будущем могут спровоцировать развитие серьезных патологий.

Понятие «динамическая гимнастика» у многих родителей сегодня на слуху. Однако далеко не все решаются проводить ее с грудничками. Почему? Есть свои объективные «за» и «против». Но существуют и субъективные страхи родителей.

Что такое динамическая гимнастика?

Это комплекс общеоздоровительных и развивающих физических упражнений для детей грудничкового возраста. Сюда входят элементы обычной гимнастики, массаж и упражнения на развитие вестибулярного аппарата. Основное отличие этого вида гимнастики от пассивной зарядки заключается в активной динамике (отсюда и название) упражнений. Одно дело, когда малыш пассивно лежит, а ему сгибают ножки и ручки. Это зарядка для ленивых.

Безусловно, в ней есть своя польза. И совсем другое, — когда ребенок делает пируэты в воздухе при помощи мамы или папы. При динамической гимнастике взрослый держит грудничка за одну (или обе руки), за одну (или обе ноги), за руку и ногу, за туловище. Чаще всего выполняются качания, вращения, висы, подбрасывания, забрасывания на плечо, руку или бедро взрослого. Несмотря на кажущуюся трудность этих акробатических номеров, они даются детям легко. Это связано с тем, что суставы малышей отличаются необыкновенной гибкостью и эластичностью.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА?

❀ Большинство детей приходит в неописуемый восторг, когда их вращают и подбрасывают. Это ценные моменты радости и возможность общения. Упражнения динамической гимнастики позволяют ощутить собственное тело, развивают доверие, помогают установить эмоциональный контакт с близкими людьми.

❀ У многих новорожденных сохраняется мышечный тонус. Малыш еще несколько месяцев после рождения сохраняет позу «эмбриона»: согнутые руки и ноги. Динамическая гимнастика — один из лучших способов снять и скорректировать мышечный тонус. Эти упражнения хорошо гармонизируют процессы возбуждения и торможения нервной системы.

❀ Малыш учится чувствовать границы собственного тела и взаимодействовать с пространством: верх-низ, право-лево.

❀ При выполнении динамических элементов укрепляются сердечно-сосудистая, иммунная и нервная системы. (Только вот у некоторых бабушек последняя лишь расшатывается при виде того, что вытворяют с их внуками.)

КАК НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

Осваивать динамическую гимнастику нужно как можно раньше, постепенно увеличивая нагрузки и расширяя комплекс упражнений. Ведь если нетренированные связки, мышцы и суставы перегрузить, это может привести к травмам. Некоторые родители осваивают технику динамической гимнастики по книгам и обучающим видеофильмам. Лучше все-таки получать опыт непосредственно от инструктора, который объяснит все нюансы (например, как можно и как нельзя держать). Сегодня в развивающих школах много специалистов, поддерживающих эту практику. Ищите надежного и компетентного инструктора, который научит правильной, то есть безопасной технике. Наблюдайте внимательно за состоянием малыша во время занятий динамической гимнастикой. Какие упражнения ему нравятся, а чего он боится? Следите также за своими эмоциями: не передавайте малышу плохое настроение!

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА . Перед началом занятий динамической гимнастикой нужно проконсультироваться с педиатром и узкими специалистами — в первую очередь, с ортопедом и невропатологом. Каждому родителю важно знать противопоказания к этому виду упражнений. Их устанавливает врач. Нужно также помнить, что существуют разные виды динамической гимнастики: от примитивных и простых вещей до экстремальных элементов. Можно выбрать то, что подойдет вашему малышу и не навредит его здоровью.

Доверяй, но проверяй!

Кстати, далеко не каждому взрослому ребенок предоставит свое тело. Как правило, максимального доверия заслуживает самый близкий человек — мама или папа. Статистика показывает, что папы чаще занимаются динамической гимнастикой со своими детьми. У них больше физической силы и уверенности в своих действиях, меньше страхов, что ребенок упадет или травмируется. Очень важно при выполнении динамических упражнений устанавливать контакт «глаза в глаза» с малышом. Именно в глазах он читает уверенность и спокойствие своего «тренера».

Динамическая гимнастика для грудничков. Видео