Дхарана. Шестая ступень классической йоги

«Пусть йог всем своим естеством постоянно занимается йогой в одиночестве, пребывая в безлюдном месте, обуздав мысли и чувства, без желаний и чувства собственничества.

Пусть сидит, сохраняя обет целомудрия, покорив ум, умиротворенный, избавившийся от страха, сосредоточенный на Мне, соединенный со Мной, избрав Меня высшей целью.

Пусть йог постепенно, шаг за шагом непоколебимым разумом обретет спокойствие, сосредоточив ум на душе, пусть ни о чем ином не помышляет.

Куда бы ни убегал беспокойный нестойкий ум, надо, обуздав его, возвращать под контроль своего «я»

С необузданным умом йога труднодостижима, но возможна для прилагающего правильные усилия с укрощенным умом.»

Бхагавад-Гита. Глава 6.

Великий ученый и мудрец Древней Индии Патанджали написал трактат «Йога-сутры», в котором обобщил весь практический опыт и знания по йоге предыдущих поколений. Этот труд, состоящий из афоризмов (сутр), стал основным, классическим для тех, кто хочет достичь Самадхи . Способ достижения Самадхи Патанджали представил в виде восьми ступеней: Яма, Нияма, Асаны, Пранаямы, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи . Три последние высшие ступени – Дхарана, Дхьяна и Самадхи – Патанджали объединил под одним общим названием Саньяма. Таким образом, техника непосредственного достижения Самадхи, Саньяма (Саманияма) , состоит из трех этапов. Первый этап – Дхарана – сосредоточение, концентрация внимания на внешнем или внутреннем объекте. Второй этап – Дхьяна – это размышление и проникновение в объект, на котором сосредоточились, т.е. удержание сознания, движение сознания возле изучаемого объекта. Оба этих этапа представляют собой работу ума, направленную на познание какой-то реальности или объекта. Третий этап – Самадхи – это слияние сознания с этой реальностью или объектом через познание.

Рассмотрим Дхарану и Дхьяну , первые два этапа Саньямы , более подробно. Дхарана или концентрация – это шестая ступень в классической восьмиступенчатой йоге. В третьей главе «Йога-сутры» Патанджали определяет концентрацию, как «фиксацию сознания на определенном месте». В основе слова «дхарана» заключен корень «дхри», что означает «держаться». Концентрация – это не что иное, как способность человека зафиксировать и удерживать ум на одном объекте сколь угодно долго. В жизни человек часто сталкивается с ситуациями, когда необходимо быть сосредоточенным на чем-то одном, например, составляя какой-то документ, слушая лекцию, пытаясь вникнуть в какую-то проблему. Но его очень легко отвлечь, вывести из этого состояния и, как правило, эта концентрация не бывает длительной, так как быстро наступает усталость. Попробуйте хотя бы 50 раз повторить какую-нибудь мантру. Справедливости ради надо сказать, что и на такое сосредоточение, как в приведенных выше примерах, способны далеко не все. Как правило, мысли большинства людей неуправляемые, бесконтрольно блуждающие, а их ум можно сравнить с повозкой, запряженной лошадьми, но без кучера. Лошади несутся сами, куда хотят, потому что ими никто не управляет. В результате такого неуправляемого состояния ума человеку трудно сконцентрироваться на чем-то, его мысли перескакивают с пятого на десятое. Во время разговора человек легко теряет основную нить беседы, с трудом может пересказать прочитанную книгу, не помнит события прошедшего дня и так далее. И это происходит не потому что он глупый, а из-за отсутствия умения сосредоточиться и сконцентрироваться. Это качество нужно развивать любому человеку в любом возрасте. И в данном случае не важно, занимается он духовной практикой или нет. Концентрация не только улучшает память, внимательность и способность восприятия, она делает ум острым, дает человеку возможность жить, осознавая каждое свое действие и каждую свою мысль. Ум такого человека будет осознанным, будет управляться им самим, про него уже не скажешь «мои мысли – мои скакуны».

Итак, концентрация – это умение удерживать ум на одной мысли, идее или образе, когда, что очень важно, устраняются разного вида беспокойства и колебания и ум фиксируется на одном объекте. В обычном состоянии наше сознание как бы рассеяно по разным направлениям, т.е. по разным объектам. В момент же глубокого сосредоточения, настоящей концентрации, сознание сфокусировано на одной точке. Когда наш ум заинтересован чем-то, сосредоточен на чем-то одном, мы не замечаем того, что происходит вокруг нас. Мы не слышим звуков, запахов, мы даже забываем про свое физическое тело. Например, когда писатель придумывает сюжет для своей новой книги, его сознание будет сконцентрировано на этом практически постоянно. Да, он будет общаться с кем-то, разговаривать, двигаться, но одновременно с этим в его сознании будет постоянно присутствовать мысль о книге. Все остальное в этот период не будет иметь для него такого значения, потому что сознание писателя будет занято, увлечено только одним – новым сюжетом. Сюжет – это объект. Это и есть состояние концентрации, т.е. направленность ума в одну точку, на один объект. Только между такой «сконцентрированностью» большинства людей и концентрацией йога есть очень большая разница. Йог может сосредоточить свой ум на чем угодно и в любой момент, а обычный человек не может, потому что не умеет управлять своим умом. Дхарана большинства людей, не владеющих искусством сосредоточения, спонтанна, она происходит только в момент заинтересованности или увлеченности, а концентрация йога всегда осознанна и постоянна. Попробуйте сесть и сосредоточить свое внимание даже не на решении какого-то сложного вопроса, а просто на физическом предмете, который перед вами. И вы увидите, как буквально через секунду ум начнет заполняться самыми разными мыслями, которые переключат ваше внимание с этого предмета на что-то другое. Осознанной концентрации нужно учиться, учиться терпеливо и настойчиво.

Развивать в себе умение концентрироваться лучше с простых упражнений. Эти упражнения, подчеркнем, полезны и показаны всем. Для начала лучше взять самый простой обыденный предмет, не вызывающий никаких эмоций и впечатлений, например небольшую картонную коробку. Так легче сконцентрироваться на самом предмете, поскольку ассоциации, какие-то образы или воспоминания уведут ум в сторону от самого объекта. А коробка – это такой предмет, которому мы не придаем никакого значения. Прежде чем направлять свое внимание на коробку, нужно сесть удобно и расслабиться. После этого какое-то время просто смотрите на предмет, потом закройте глаза и удерживайте этот предмет внутри себя, т.е. в своем воображении сколько сможете. Когда образ исчезнет, нужно открыть глаза, снова смотреть на предмет, потом закрыть и опять представлять его в своем воображении и так далее. Концентрация – это умственный процесс, поэтому не должно быть никакого физического напряжения. Во время упражнения в голове сразу же появится много мыслей. Старайтесь не обращать на них внимания, просто мягко возвращайтесь снова и снова к выбранному вами предмету, не допуская физического напряжения. Первая попытка не должна быть очень долгой, время лучше увеличивать постепенно. Главное – регулярность! Если практиковать сосредоточение нерегулярно, то ум никогда не станет внимательным и устойчивым. Ум станет послушным только при систематической практике. Задача этого и подобных ему простых упражнений заключается в том, чтобы научиться фиксировать свой ум на одном объекте, что развивает у человека внимательность, умение долго находиться в сосредоточенном состоянии, улучшает память. Эта практика обязательно скажется в повседневной жизни человека, потому что тот, кто не может сосредоточиваться, никогда не добьется успехов в социуме и уж тем более в Йоге.

Умение удерживать свое внимание на простом конкретном предмете – это начало начал в практике Дхараны , это самые первые шаги. У человека, стремящегося достичь Самадхи , концентрация должна быть развита неизмеримо больше. Что же необходимо для того, чтобы научиться действительно глубокой концентрации?

Для тех, кто занимается Йогой, очень важно помнить, что практика Саньямы невозможна без освоения предыдущих пяти ступеней йоги. Как можно сосредоточится, если беспокоят проблемы, если голова полна разных мыслей, если вас переполняют эмоции? Сначала надо научиться отрешаться от них, сначала надо успокоить свой ум. Именно поэтому человек, практикующий йогу, должен шаг за шагом осваивать все ступени, начиная с первой, с морально-этических заповедей, т.е. с Ямы . Если эта ступень не пройдена, то ум всегда будет возбужденным, его всегда будут беспокоить мирские желания. Если человек полон страстей, похоти, гнева, то вряд ли он сможет сосредоточится на одном объекте хотя бы на несколько секунд. Правила Ниямы предлагают человеку тот образ жизни, который ведет его к совершенствованию, к высвобождению огромного количества энергии, необходимой для духовного развития. Асаны дают возможность подчинить себе физическое тело, не зависеть от него, т.к. боль и физическое неудобство отвлекают нас от поставленной задачи. Пранаямы учат нас управлять потоками энергий, а, практикуя Пратьяхару , пятую ступень, мы научимся отрешению от чувств и внешнего мира. И только после этого можно приступать к освоению шестой ступени – Дхараны . Невозможно добиться успехов в Дхаране , не построив прочного фундамента из первых пяти ступеней.

Позже, когда умение фиксировать внимание на каком-нибудь предмете внутри себя достаточно долго и без напряжения закрепится, можно переходить к развитию концентрации на абстрактные образы, идеи и понятия. Ум достаточно легко сосредоточивается на простых и обыденных вещах, на том, что нам интересно. В этом случае ум идет по расчищенной дороге, дороге без помех и препятствий. Важно научиться фиксировать свое внимание на том, что нас до сего момента не интересовало или, может быть, даже казалось очень сложным. Если проявить терпение и удерживать «непривлекательный» объект внутри нашего ума, то постепенно к нему появится интерес, возникнет желание изучить и понять его. Практикуя Саньяму , человек неизбежно столкнется с тем, что ему придется в своем сознании идти по нехоженым тропам, открывать новые и неизведанные места. И только развитые благодаря Дхаране целеустремленность, внимание и воля помогут ему не сбиться с этого пути.

Практикуя Дхарану , очень важно научиться любую идею, понятие или какую-то проблему рассматривать именно как объект научного познания. То есть войти в состояние ученого, который исследует что-то. Допустим, человек хочет перестать обижаться на других людей, хочет по-настоящему убрать в себе это качество. Он начинает изучать эту проблему как объект, т.е. для него эта проблема становится объектом научного познания. А для этого необходимо начать собирать информацию, какие-то общеизвестные факты об этом объекте-проблеме. Собирать и удерживать в голове. Сначала человек вспоминает, в каких ситуациях он обижается. Далее определяет, когда именно это случается, и что при этом ему говорят или делают другие люди. Потом вспоминает, когда вообще впервые в жизни испытал чувство обиды и почему. Вспоминает, когда он сам кого-то сильно обидел и так далее. Такая работа нашего ума, сбор конкретных фактов, и есть сосредоточение или удерживание сознания на одном объекте, т.е. Дхарана . Обычно люди этого делать не умеют, потому что не могут долго думать об одном и том же. Как только их сознание зафиксируется на чем-то, то тут же цепочка ассоциаций уведет его в другую сторону от первоначального объекта его внимания. Такое может произойти и с вами. Но это не страшно, просто нужно вспомнить, на чем вы остановились, вернуться обратно и продолжить. Ученый тоже может временно переключиться на что-то другое, но потом обязательно вернется, потому что его сознание «крутится» вокруг объекта исследования. Это и есть привязывание своего внимания к какому-то объекту или сосредоточение, то есть Дхарана . Стадию Дхараны можно считать освоенной, когда человек без каких-либо усилий всегда помнит об объекте своего размышления, т.е. его концентрация на выбранной теме такова, что никакие посторонние мысли, проблемы не уведут сознание в сторону.

Когда человек может удерживать свое внимание на выбранном им объекте сколь угодно долго, автоматически наступает переход из стадии Дхараны в стадию Дхьяны . Дхьяна – это седьмая ступень в Йоге. Если Дхарану Патанджали определяет как «фиксацию сознания на одном месте», то Дхьяна – это «сфокусированность однородных состояний сознания на этом месте». Иными словами, это размышление о каком-то одном объекте, т.е. регулируемый поток сознания. Дхарана – это часть Дхъяны . Практикуя Дхьяну , мы учимся размышлять о каком-либо явлении или понятии. Умение концентрироваться лежит в основе любого размышления. И не просто в основе, концентрация – это часть, составляющая размышления. Никакое размышление невозможно без внимания и сосредоточения. Дхарану , концентрацию на объекте, можно сравнить с лошадью, привязанной веревкой к столбу. Лошадь стоит около этого столба и никуда от него не может уйти. А Дхьяна – это уже лошадь, которая движется, ходит вокруг столба, но все равно она привязана и уйти далеко не может.

В обычном состоянии наш ум блуждает по разным объектам, он рассеян и не сконцентрирован на чем-то одном. В состоянии концентрации ум сфокусирован на одном объекте. Эти два разных состояния нашего сознания можно сравнить с солнечным светом. Когда солнечный свет рассеян, его лучи мягкие, не обжигающие, но если взять лупу, то луч сфокусируется в одном конкретном месте и станет таким сильным и мощным, что может возникнуть пожар. Точно также и с нашим умом, чем больше он сосредоточен на чем-то, тем больше энергии накапливается в точке концентрации. Когда ученый сосредоточивает свой ум на какой-то идее, то он концентрирует всю энергию своего сознания в один фокус и направляет ее на один объект, на то, что его интересует, открывая все тайны этого объекта. Будда сказал: “Сосредоточенный ум видит вещи такими, каковы они есть в действительности”.

Дхарана заключается в том, чтобы определить конкретный объект, сформулировать условия задачи для решения какой-то проблемы. Дхарана – это привязывание своего ума, своего сознания, своего разума к какой-то определенной теме. Дхьяна – это уже размышление на заданную тему, размышление над каким-то объектом. Трудно уловить момент перехода от концентрации к размышлению. На стадии Дхараны человек собирает факты, всю необходимую информацию об изучаемом им объекте. Он ничего с ними не делает, просто вспоминает и удерживает в своей памяти. А дальше начинается естественный процесс сопоставления фактов, который неизбежно приведет его к тому, что он начнет анализировать, думать над данной проблемой, оперируя всей собранной информацией. Этот процесс в свою очередь приведет к тому, что к человеку начнут приходить какие-то новые неожиданные мысли о данном объекте, которых раньше в его сознании никогда не было. Таким образом человек сам начинает порождать знания об объекте, знания, которые он ни от кого не слышал и нигде не читал.

Эти знания не есть что-то таинственное или мистическое, как некоторые думают. Ничего подобного. Просто к человеку начинают приходить мысли об этом объекте, но мысли именно этого человека. Потому что он думает на какую-то тему не так, как думают обычные люди. Обычно, когда человек размышляет о чем-то, его ум опирается на свой или чужой опыт, на множество штампов и установок. Его ум блуждает среди всего этого, т.е. ходит по кругу. Сознание такого человека не в состоянии создать что-то кардинально новое, поскольку само сознание очень узкое, плоскостное, привязанное к уже известному. В то время как объемное, глубокое сознание способно воспринимать и рождать новые знания. Человек даже может по большому счету и не понимать, откуда эти знания приходят к нему, то ли откуда-то извне, то ли он их сам рождает. На самом деле это неважно, извне они приходят или изнутри. Важно, что они приходят в сферу разума человека, который занимается исследованием и решением данной проблемы как объекта. Это и есть Дхьяна, когда в сознании человека начинается процесс рождения собственных знаний о каком-то объекте, о каком-то предмете.

Стадия Дхьяны считается освоенной, когда человек может не просто свободно размышлять, но, что самое главное, самостоятельно рождать новые мысли и знания о заданном объекте. Когда человек размышляет над каким-то конкретным объектом, рассматривая его со всех сторон, то рано или поздно обязательно наступит такой день, такой миг, когда все его мысли приобретут совершенно иное качество. И тогда человек увидит и поймет, в чем была истинная причина его проблемы. И тогда у него внутри наступит ощущение очень сильного облегчения, как будто гора с плеч упала. Вот это и есть то, что называют Самадхи . Самадхи – это понимание истины. Когда человек что-то понял, его сознание сразу окажется в другой плоскости, поднимется в какое-то другое пространство. С этого момента оно будет жить там и никогда не сможет вернуться обратно на прежний уровень.

Учение о концентрации (дхарана)

«Йога сутры» Патанжали раскрывают понятие дхараны:

«Сосредоточение внимания на одной точке или области есть концентрация (дхарана)».


Дхарана включает в себя понятие сфокусированности внимания. Когда внимание собрано в одной точке или области внутри или снаружи тела, устанавливается контроль над умом, который собирается в единый фокус.

По мере совершенствования мастерства в яме и нияме, асане, праеаяме, и пратьяхаре практикующий йогу приобретает способность сохранять устойчивость ума на любом неподвижном объекте.

Таким образом, дхарана является искусством работы с умом и ослабления его вмешательства в процесс концентрации. Когда сознание утрачивает ментальную активность, объект и субъект познания сливаются в одно целое.

Шри Вьяса указывает на части тела, которые пригодны для концентрации:

Область пупка (набхи чакра)
- лотос сердца (хридайя пундарика)
- центр головы (мурдани)
- сияющий свет (джйотиши, или аджнячакра)
- кончик носа (насикагра)
- корень языка (джихварга

Если для концентрации выбран внешний объект, то он должен быть благоприятным и ассоциироваться с чистотой.

При концентрации внимания на внутренних точках, ум начинает поглощаться собственной душой (атманом) и объектом для фокусировки теперь служит само существование.

Считается, что дхарана освоена, если практик становится способен в течение двенадцати секунд непрерывно и без каких-либо отвлечений сосредоточить свой разум на выбранном объекте.

Следует также отметить, что даже одна только длительная практика асан способна привести практика к постижению дхараны, так как в качестве объекта для сосредоточения внимания здесь выступают различные участки физического тела, которые садхака активизирует либо расслабляет во время занятий

В Лайя-йоге концентрация внимания является частью процесса медитации. И медитирующий свою практику всякий раз начинает с концентрации.

В другом контексте под конценрациейпонимают отдельные практики, которые позволяют воспитывают силу воли, тренируют однонаправленность и сосредочение ума на одном объекте.

Концентрация внимания - как часть практики медитации

концентрации есть много ступеней. Если брать концентрацию вообще, она бывает разных уровней:

  • Стхула - концентрация на грубом;
  • Сукшма - тонкая концентрация. Например, вы концентрируетесь на чакрах;
  • Шунья-дхарана - это концентрация на пустоте. (Последовательная концентрация на четырех видах пустоты Мира Без Форм);
  • Атма-дхарана - это высшая практика, но это скорее уже не дхарана, а пребывание в Естественном Состоянии.

Вначале фокус внимания отклоняется от объекта концентрации. Как только йогин замечает это отклонение, он возвращает свое внимание на объект концентрации. Однонаправленность внимания еще является случайной, приходящей порывами. Ум колеблется между объектами концентрации и отвлекающими чувствами и ощущениями.

Первая веха на пути концентрации будет пройдена, когда внешние отвлекающие раздражители, такие как близкие звуки, а также волны его собственных различных мыслей и чувств перестают оказывать влияние на ум медитирующего. Хотя он и слышит звуки, и отмечает мысли и чувства, они не нарушают его спокойствия. На следующей стадии внимание медитирующего фокусируется на объектах концентрации в течении продолжительных периодов.

Способность возвращать свое внимание к объекту концентрации, когда он отвлекается, постепенно возрастает по мере того, как медитирующий видит пагубные результаты отвлечения (т.е. возбуждения) и чувствует преимущества спокойной однонаправленности внимания.

После того как это произошло, медитирующий получает способность преодолевать привычки, препятствующие устойчивому вниманию, такие как скука из-за жажды новизны. Теперь внимание медитирующего не отвлекается от объекта концентрации в течение продолжительных периодов


Контроль мыслей


Если вы сидите, а ваши мысли беспорядочно вращаются, если вы думаете о вчерашнем или планируете будущее, если вы в своем сознании переживаете старые опыты или рассуждаете - это абсолютно неправильно. Контроль мыслей означает, что вы можете по своему желанию останавливать их, пресекать и находиться в осознанном безмыслии. Может быть так, что вы сидите 2 часа и все это время усиленно думаете о чем-либо. Всякий раз, когда вы заметите, что думаете во время концентрации, вы должны пресекать свои мысли. Мысли должны пресекаться в самом зародыше. Когда мысли остановлены, вы должны осознанно находиться в состоянии концентрации, не впадая в прострацию (тамас).

Вот эти состояния: остановка мыслей - это все состояния медитации, которые находятся на уровне подступа. Это еще не дхьяна, это только борьба за дхьяну, но это самый сложный период медитации. Начиная с 1-й дхьяны ваша медитация идет легко, радостно. Но подойти к 1-й дхьяне очень сложно.

На Земле тысячи людей занимаются медитацией, но они даже не могут подойти к 1-й дхьяне. Считается, что тот йогин, который достиг 1-й дхьяны, не рождается в сансаре. Первая дхьяна обеспечивает счастливое перерождение в Мирах Богов.

Вторая, третья и четвертая - перерождение в Мирах Богов Рупа-локи.

Каким же образом выполняется контроль мыслей?

1. Наблюдение.

Вы можете дистанцированно наблюдать мысли;

2. Остановка.

Как только вы можете отделиться от мыслей и наблюдать их, вы можете их остановить волевым усилием.

Внутри вашего сознания есть тонкий присутствующий слой осознавания, который может управлять этими мыслями.

Сам процесс наблюдения и контроля мыслей - это величайший переворот в вашем сознании. Если взять в общем - это сущность всей садханы, всей йоги, потому что именно ум создает сансару, обусловленность и привязанность к телу.

концентрации контроль мыслей достигается погружением в объект концентрации, когда ваше внимание прилеплено к объекту концентрации. В медитации он осуществляется наблюдением, замечанием мыслей и их остановкой.

Когда вы занимаетесь концентрацией, постепенно начинает проявляться ваше подсознание. Практикой концентрации легко обрести мистический опыт, самадхи, опыты подсознания. Этот мир очень иллюзорен. Стоит вам остановить мысли и выйти на эту ступень, как он начнет медленно исчезать. Вы откроете всю тайну возникновения сансары, возникновения иллюзии.

Когда вы занимаетесь практикой концентрации, преодолевается слой поверхностного сознания и наружу постепенно начинает выходить ваше подсознание.

Йога представляет собой целостную систему философии и практики для совершенствования характера, личности, тела и духа. Привязанность к догматам и негибкий ум побуждают некоторых людей воспринимать практику и др. восточных учений как путь не от Бога, т.к. в библии о нем не сказано. Суть большинства духовных учений схожа, и даже постулаты в целом не отличаются. Отличается лишь интерпретация. Для тех, кому практика важней теории – не так уж важно, в какие имена и формы облекается реальность.

Из книги известного мастера йоги Б.К.С. Айенгара «Light on life»:

«У Папы Римского Павла было слабое здоровье, и он пригласил меня навестить его для предоставления ему уроков йоги. Я принял предложение. Но внезапно под давлением кардиналов он поставил условие. Уроки должны были сохраняться в полной тайне, поскольку это могло неправильно интерпретироваться: Католический Римский папа использует практики связанные с индуизмом.
Разумеется, я заверил его, что йога является универсальной и независимой от любой веры, или культа. Я сказал, что не стану распространяться об этих уроках, однако добавил, что на прямой вопрос лгать не стану. Очевидно, моя правдивость была слишком рискованной, и уроки были отменены».

Как видим, сам Папа Римский относился к йоге спокойно.

Восемь ступеней классической йоги (аштанга-йога) это: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи. Ниже приведу описание каждой из них.

Многие люди, практикующие йогу, считают, что эти восемь степеней должны строго осваиваться одна за другой. Однако в реальности дело обстоит так, что эти восемь ступеней представляют собой скорей грани, ветви, и при их одновременном освоении, развитие происходит естественно и гладко. Да и само слово йога переводится с санскрита как единство, а слово аштанга дословно можно перевести как «восемь частей». Ступенями они могут являться лишь в том случае, когда человек испытывает реальные затруднения в практике вышестоящих граней йоги. Но, как правило, освоение, например, первых двух ступеней, включающих в себя определенные правила поведения, приходит в тупик без надлежащих перемен в сознании, вызванных практикой вышестоящих ступеней. Поэтому на первом месте идет , подтягивая за собой другие фазы. Достижение самадхи делает соблюдение всех предыдущих стадий спонтанным и естественным, как следствие соответствующего уровня сознания.

Если же человек, например, ходит в фитнес-центр и делает только физические упражнения (третья ступень йоги) – это не является полноценной практикой, т.к. йога включает в себя восемь ступеней, а классическая цель йоги – самадхи – последняя восьмая ступень, которую одними лишь упражнениями достичь практически невозможно.

Яма (первая ступень йоги) включает в себя пять предписаний к поведению, определенных запретов, среди которых: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), воздержание от воровства (астея), от сексуальных отношений (брахмачарья), и от чрезмерной склонности к накоплениям (апариграха).

Ненасилие (ахимса) включает в себя воздержание от причинения морального и физического вреда всему живому. Однако если речь заходит, например, о воздержании от шлепка комара на вашем теле, здесь стоит помнить, что собственное тело, также, является драгоценным храмом для развития сознания, и правило ненасилия на него также распространяется. Если нет другого выхода, комара можно устранить. Но просто так, ради развлечения рвать цветы, листья на деревьях, топтать насекомых, носить их шкуры просто для красоты – не рекомендуется. Иначе – карма забодает.

Правдивость (сатья) означает как правдивость в речи, так и в собственном уме, причем в уме – важней, т.к. самообман – это фактор, сдерживающий самопознание и проявление истины. Правдивость – это божественное качество, отображение настоящего, истины. Речь йогина не должна вводить в обман, содержать сомнительную и неточную информацию, или быть пустой и бессодержательной. Умалчивание правды, в большинстве случаев, также приравнивается к обману.

Также рекомендуется избавиться от потери времени на праздную болтовню, затрачивающую помимо прочего огромное количество энергии. Речь должна быть благодетельной, а не причиняющей какой-либо вред, вносящий дисгармонию. По возможности в речи должны проявляться светлые качества: ясность, мягкость, терпение и дружелюбие. То есть, когда у вас, например, возникает желание высказать собеседнику правдиво все, что вы о нем думаете, прежде всего стоит еще раз . Не дурачите ли вы себя? Быть может желание высказать то, что вы думаете исходит от импульса причинить боль, удовлетворив эго, а не от искреннего желания помочь? Да и мысли сами по себе, возможно, не являются окончательной истиной о человеке?

Свами Йогананда говорил, что правдивая речь имеет такую силу, что может исцелять. Если человек всегда говорит правду, и сообщает нездоровому человеку, что завтра тот выздоровеет, сила, сплетающая его слова, заставляет их по волшебству проявляться на событийном уровне.

Воздержание от воровства (астея) подразумевает собой также искоренение жадности, как фактора перерождения в грубых мирах голодных духов. Воровство, так же, как и ложь – фактор грубых несбалансированных миров, с нарушенной гармонией. Необходимо воздерживаться от любого рода недозволенного присвоения чужого имущества, иначе никогда не избежать подобного же отношения к себе, и не добиться доверия от людей.

Воздержание от сексуальных отношений (брахмачарья) подразумевает сохранение семени и сексуальной энергии, иначе энергия кундалини, прочищающая тонкие энергетические каналы, и раскрывающая чакры, не поднимется выше муладхары (область копчика). Практикам, живущим в городских условиях, рекомендуется хотя бы частичное воздержание, без злоупотребления сексуальной энергией. Также стоит отказаться от любых мыслей на эту тему, иначе сексуального желания не избежать.

Воздержание от накопления чрезмерного количества материальных благ (апариграха), которые не являются строго необходимыми для выживания, поддержания хорошего здоровья и развития, также является важным фактором на пути йоги. Богатые люди, «миллионеры» зачастую словно стягивают на себя всю энергию, которую, зачастую не способны использовать эффективно, во благо, чем вызывают дисбаланс в функционировании всей социальной системы. Дело в том, что в наше время честному человеку, даже если он – сильная и социально активная личность, прожить бывает непросто. И дисбаланс, внесенный в одну из сфер, вызывает дисфункцию целого ряда отраслей, из-за чего в разной степени страдает каждый. Богатому человеку на пути йоги не следует отказываться от богатства, но следует заниматься благотворительностью, вносить ту часть средств, которая не является для него строго необходимой в развитие созидательной деятельности. Это в свою очередь порождает хорошую карму и возможность благоприятных перерождений в будущем!

Нияма (вторая ступень йоги)
включает в себя пять добродетелей, которые следует пестовать и культивировать в своем сознании и поведении. Среди них: чистота (шауча), удовлетворенность (сантоша), дисциплина (тапас), самообучение (свадхъяя), и самоотдача – посвящение себя и своих поступков Всевышнему (Ишвара-пранидхана).

Чистота (шауча) включает в себя чистое тело, одежду, дом, моральную чистоту (в поведении, компании, разговоре и т.п.). Матерные и грубые слова загрязняют область вишуддха-чакры (горловой центр), вызывают проблемы с горлом и зубами. Ментальная чистота подразумевает собой также устранение агрессии и дурных намерений.

Удовлетворенность (сантоша) означает, прежде всего, приятие текущего момента, что в свою очередь является одним из лучших методов спонтанной трансформации сознания и преображения. На материальном уровне этот фактор является схожим с апариграхой, устранением стремления к чрезмерным накоплениям, когда довольствуешься только тем, что по-настоящему нужно для поддержания здоровья и развития сознания.

Дисциплина (тапас) – это фактор необходимый в любых начинаниях. Вы можете потратить много времени на обдумывание, но когда, например, решение выполнять физические упражнения каждый день принято, ему необходимо следовать, проявляя терпение. Если вас в это время зовут, например, прогуляться, стоит отложить прогулку на время свободное от практики. В идеале дисциплина – это не насилие над собой, а ясное понимание собственных глубинных потребностей.

Самообучение (свадхъяя) подразумевает изучение текстов, чтение литературы способствующей росту сознания. И конечно, самое главное – регулярную духовную практику.

Самоотдача и посвящение своей деятельности Всевышнему (Ишвара пранидхана) как в йоге, так и в других учениях постепенно переносит внимания с деятельности ума, полной сомнений и ошибок – на спонтанное, интуитивное сознание, пронизанное блаженством и ощущением чуда происходящей реальности.

Асана – третья ступень йоги . В классическом тексте йога-сутр Махариши Патанджали сказано о том, что асана является устойчивым, неподвижным и удобным положением тела.

Эта ступень йоги подразумевает регулярное выполнение упражнений для поддержания здоровья. И тело, и ум в ходе практики должны быть обучены сохранять состояние устойчивости и неподвижности. Это – условие необходимое для достижения последующих ступеней йоги – медитации и самадхи.

Тело и ум взаимосвязаны, и если тело имеет дисфункцию, это неизбежно отражается на работе сознания. И наоборот – неправильная работа ума создает напряжение в теле. Асаны в йоге – это одновременно упражнения и для тела, и для сознания. Концентрация и медитативное состояние – необходимые условия для правильного выполнения асан, которые снимают напряжение психическое и физическое, трансформируя его в чистую энергию.

Самадхи – восьмая и последняя ступень йоги. Самадхи проявляет свою природу как ясное, безусильное сознание за пределами мысли и всякой двойственности. Переживается, когда в уме остается лишь один объект – объект медитации без какой-либо ментальной окраски. Помимо прочего, это – состояние за пределами индивидуальности, чувства «я», однако сознание остается, а бодрствование и ясность достигают предельной степени. Переживается озаряющая мудрость, величие, абсолютный свет и подлинная суть реальности. Таким образом, это состояние прямо противоположно сну и трансу, в которых сознание, погруженное в забытье, не осознает само себя.

Самадхи в йоге подразделяется на четыре ступени.
1.Савикальпа самадхи . Соответствует уровню дхъяны, полному погружению в объект.
2.Нирвикальпа самадхи . Соответствуют уровню реальности чистого бесконечного сознания за пределами мира форм и объектов.
3.Сахаджа самадхи . Это – уровень абсолютного просветления, когда чистое недвойственное сознание привносится в повседневную деятельность.
4.Соруба самадхи . Запредельный уровень, который даже среди просветленных реализуют единицы. Считается, что во время этого вида самадхи достигается бессмертное радужное тело, состоящее из тончайших недвойственных энергий.

Существуют и др. словесные обозначения для разновидностей самадхи. В любом случае теоретическая сторона ничего не стоит без надлежащей практики.

Просветленный – это, во-первых, человек, уровень сознания которого соответствует предельному состоянию чистого бытия. Во-вторых – это человек, познавший свое высшее «Я» (пуруша в йоге) и постигший сущность всех явлений. В-третьих – это человек, проявляющий любовь и сострадание ко всему живому. И, наконец, в-четвертых, это человек свободный от любой привязанности, в том числе и привязанности к результату своей деятельности. Такое разделение соответствует четырем путям раджа-йоги, джняна-йоги, бхакти-йоги и карма-йоги, и произошло это разделение вследствие того, что люди стали путать средство и результат. Просветление, дарующее драгоценные свойства сознания, приходит благодаря концентрации, медитации и самадхи. Постижение, знание, любовь и непривязанность – это не средство, а следствие соответствующего уровня сознания.

Абсолютная концентрация

Дхарана – это практика концентрации, которая заключается в применение силы воли к выполнению тех действий, которые мы в обычной жизни совершаем неосознанно. Йогин сосредотачивает внимание на какой-либо мысли и объекте и заставляет собственный ум думать только в данном направлении, пресекая его блуждания.

Дхарана – есть привязывание мыслительной субстанции к единственному объекту. Такое определение дал шестой ступени Патанджали в «Йога Сутрах».

Однако данное утверждение – лишь крупица знаний, собранных мудрецами в течение нескольких тысячелетий. Оно мало что может дать современному человеку, совершенствующемуся в духовных практиках.

Большинство древних йогических текстов повествуют о Дхаране в форме образов и афоризмов, которые являются труднопостижимыми для начинающего или непосвященного человека. В этом есть глубокий смысл. Дело в том, что истинное духовное совершенствование всегда должно находить поддержку в мудрых советах опытного наставника. Именно он передает ценные практические указания к освоению Дхараны своему ученику.

Иными словами, канонические тексты эти правила не описывают сознательно, поскольку, не утвердившись в и , выполняющий человек не способен постичь ее истинный смысл. Он впадает в опасное заблуждение, растрачивая свои внутренние резервы и теряя время, погружаясь в манящие галлюцинации во время практики следующей ступени – . С особенной легкостью ученик попадает под влияние иллюзий во время погружения в медитацию под музыку.

Лишь только после того, когда тело закалено усердной практикой , ум – , а чувства – , йогу даруется благодать достичь Дхараны, очищающей нади и чакры при помощи техник сосредоточения и визуализации.

На этой ступени астральное, праническое и психическое тело находят гармонию.

Термин «Дхарана », использующийся в Аштанга-йоге, происходит от слова «дхри», что в переводе с санскрита означает «крепко удерживать».

Последняя представляет собой состояние полного поглощения разумом единственного объекта или мысли, способность удерживать ум в одной точке. Это безраздельная, всеобъемлющая концентрация, она достигается при помощи застывания (незаметной деятельности) дыхания и сознания, которое должно быть направлено на чувство объекта, но не на его форму или значение.

Йога понимает под такой концентрацией особое, точечное сосредоточение (эка-грата), направленное вовнутрь. Оно может быть обращено на внутренний объект, в качестве которого выступают различные органы тела, и на внешний – образ или мысль. После усердной практики такая концентрация дается человеку без особых усилий, что особенно важно для шестой ступени. Один из самых достоверных признаков сосредоточенности ума – это абсолютная потеря контроля над временем.

Двенадцать секунд непрерывной фиксации разума на одном объекте составляют Дхарану, а двенадцать Дхаран – Дхьяну. В свою очередь, двенадцать непрерывных медитаций – это состояние Божественного Просветления или Самадхи.
Ученик, подвизающийся в обретении полной концентрации должен расслабить ум и тело, ибо их напряжение мешает фиксации внимания. Для этого он должен выбрать асану, не перекрывающую потоки энергии и способствующую состоянию покоя. Практика Дхараны начинается именно с расположения в удобной позе.

С этого момента необходимо постоянно следить за дыханием, ибо по нему определяется степень рассеянности ума. Чем спокойнее и ровнее вдох и выдох, тем более собран ум.

Следующий шаг – успокоение чувств путем направления их с помощью Пратьяхары вглубь себя. Добившись состояния, когда все мысли исчезли, можно приступать к Дхаране, сосредоточив свой разум на одном предмете или идее. Таким образом достигается сосредоточение на присутствии в душе Бога. Физическая оболочка, предметы материального мира и время перестают существовать. Нарастающая энергия поднимается к высшим чакрам, расширяя сознание практикующего. В этом состоянии медитирующий ощущает присутствие Божественного во всем.

Существует пять Дхаран, представляющих упражнения концентрации на каждый из пяти органов чувств: на чувстве обоняния, вкуса, осязания, слуха и зрения. Самой сложной является последняя Дхарана, самой простой – первая.

Нет необходимости практиковать все пять упражнений, достаточно добиться полной концентрации хотя бы в одном из них.

Полное осознание своих психических переживаний и сосредоточение на низ ума – это главная часть Дхараны, приводящей непосредственно к первой стадии Дхьяны.

Практике Дхараны препятствуют видения, сбивающие духовного искателя с истинного пути, сильное переживание кундалини (в таком случае необходимы наставления опытного учителя), болезненные состояния, которые являются своеобразным индикатором начавшихся процессов очищения, чувственность и сверхчувствительность. При последней могут многократно усиливаться звуки, становясь почти непереносимыми.

Препятствием для практики также служит чрезмерное общение с людьми, неподобающая пища, мышечная и нервная напряженность, ошибочно принимаемая начинающими йогами за сосредоточение.

К Дхаране, как к первому этапу Дхьяны, невозможно прийти, устанавливая для себя какие-то сроки, заботясь о результате и напрягая силу воли. Главное на шестой ступени – это колоссальное желание, стремление и наблюдательность. Последняя способствует более спонтанному психическому осознанию без отвлечения на посторонние факторы.

16. ПРАТЬЯХАРА, ДХАРАНА, ДХЬЯНА, САМАДХИ

Хатха-йога – это гупта-видья (тайное знание), сохраненная учителями, которая изучалась и практиковалась достойными садхаками под прямым руководством опытных учителей. Накопив достаточно силы для осуществления контроля над физическим телом, жизненными силами, чувственными потребностями, ментальными наклонностями, интеллектуальным любопытством и сомнениями, садхака практикует более глубокое сосредоточение на высших духовных идеалах, намереваясь достичь полного просветления сознания, силы и целостности бытия. Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – последовательные ступени концентрации, представляющие собой главные методы Раджа-йоги, которую каждый хатха-йог практикует с лёгкостью, непринужденностью и радостью на высших стадиях духовного прогресса.

Пратьяхара – это процесс отвлечения внимания от любых частных объектов: внутренних и внешних, грубых и тонких, чувственных импульсов и мысленных образов, желаний и чувств, включая даже йогические силы, которые становятся помехой для концентрации. Это требует неукротимой решимости, духовного противостояния естественной природе, неутомимого терпения и постоянства. Пратьяхара дается сравнительно легче тем, кто развивается посредством практики Хатха-йоги.

Наряду с пратьяхарой следует практиковать дхарану – последовательное сосредоточение внимания на определённом объекте, будь то мантра, звук, символ, разумная концепция, бессодержательная идея пустоты (шунья ) или тишины, спокойное и умиротворенное состояние сознания или ясно представляемая идея Высшей Реальности. При продвижении в пратьяхаре и дхаране выбранный для сосредоточения объект должен постепенно утончаться, очищаться и одухотворяться, что повлечет за собой сокращение усилий, необходимых для отвлечения внимания от внешних объектов. Когда пратьяхара станет легкой и почти спонтанной, а дхарана постоянной и утонченной, тогда сознание практически освободится от тенденций к отвлечению и дхарана преобразуется в дхьяну . Когда развивается способность к дхьяне (глубокой медитации), садхака должен особенно внимательно оберегать ум от всех предвзятых мнений относительно Высшей Истины, различного рода сектанских наклонностей и предубеждений. Целостное сознание, очищенное путём предварительных практик, ставшее постоянным и ясным, должно открыться сиянию Истины, чтобы озариться божественным светом.

Когда йог погружается в медитацию все глубже в состоянии чистоты и устойчивой непривязанности и его мышление лишено жёсткой фиксации на чём-либо, тогда «двери» скрытых отделов сознания, запертые в нормальном состоянии, открываются перед ним. Он благословлен даром прямого интуитивного восприятия духовных тайн, скрытых в глубинных слоях человеческого сознания, вся его ментальная энергия и жизненная сила теперь сконцентрированы, соединены и неизменно направлены внутрь, постепенно все больше и больше наполняясь сиянием Высшего Духа.


23


Индивидуальное сознание на пути прогресса поднимается к совершенному просветленному состоянию Сверх-Сознания, где трансформируются все личные ограничения, исчезают различия между телом и космосом, между «я» и другим, между субъектом и объектом, - после чего ум становится Верховным Разумом, а сила – Верховной Волей. Такое состояние называется самадхи , оно наступает при совершенном овладении дхьяной , или глубокой медитацией. Йоги школы Горакхнатха описывают это состояние как полнейшее блаженство, единение Шивы и Шакти, Трансцендентного Духа и Динамической Силы. Сознание йога достигает этого блаженного состояния, когда после интенсивной практики мистической Йоги оно совершенно освобождается от всех видов загрязнений, непостоянств, слабостей и ограничений, мирских влияний и привязанностей к удовольствиям и полностью осуществляет наивысшую х духовную возможность своей внутренней природы.

Следует отметить, что в йогической системе самадхи не представляется как полностью статическое состояние, оно не исключает сознание, силу и действие, оно вовсе не подобно временной смерти, крепкому сну или обмороку, как это кажется извне и как предполагают поверхностные мыслители.

Несомненно, самадхи – это самое спокойное, умиротворенное и мирное состояние сознания, без каких-либо внутренних движений или перемен, без эмпирического знания, эмоций или воли, без определённых субъектно-объектных отношений, но в то же время это предельно динамичное, крайне разнообразное и очень радостное состояние. Это переживание полной активности и полного покоя, совершенной радости при отсутствии всяких эмоций, совершенного знания без какого-либо процесса познания. В этом состоянии йог наслаждается блаженством бессмертия в смертном теле, испытывая безграничность и вечность, преобразуя ограничения времени и пространства в своем крошечном меняющемся теле. Он реализует единство с Шивой в глубине своего сознания и бесконечно наслаждается им.

Переживание самадхи обычно считается наивысшей целью практики садхака , но великие учителя Йоги высказывали некоторые предостережения по данному поводу. Когда термин «самадхи» используется применительно к совершенному духовному просветлению – это верно. Но обычно его используют в значении временного подавления естественных состояний и процессов феноменального сознания, сдерживания сознательных желаний и импульсов, мыслей и эмоций, ощущений, воспоминаний и образов, а также состояний сна и сновидения. Такое подавление не обязательно подразумевает духовное просветление, истинную реализацию, или достижение единства с Шивой. Подобное самадхи можно искусственно создать путём размышления и удерживать некоторое время постоянным волевым усилием с помощью соответствующих методов ментальной и физиологической дисциплины, даже при загрязненном уме и теле, не просветленном сознании. Прочные мирские склонности ума могут оставаться какое-то время бездействующими на подсознательном уровне, и мирские силы могут не стимулировать их в течении данного периода. Но они снова утвердятся в полной мере, когда пройдёт так называемое самадхи . Такое самадхи не имеет особой духовной важности. Под определёнными формами такого подавления иногда проявляется непостоянство ума. Следует уметь распознавать истинное самадхи и тщательно отличать его от всех разновидностей ложного и обманчивого самадхи .


24


Для достижения истинного состояния духовного просветления предписывается полный курс йога-садханы .

Кроме того, даже переживания подлинного самадхи один, два или несколько раз недостаточно для духовной реализации. Нужно практиковать так долго, пока не будет достигнуто необратимое преобразование обычных состояний ума и чувств, пока сознание не озарится и не одухотворится светом Высшего Духа в глубочайшей медитации и не станет настолько динамическим, чтобы обрести силу озарить и одухотворить все уровни психофизического воплощения йога. До тех пор пока интеллектуальный, психический, жизненный и физический планы эмпирического сознания не озарены обретённой в самадхи духовной мудростью (самадхиджа-праджня ), йог не способен достичь духовного совершенства. Йоги провозглашают, что самадхи, или безмолвное и спокойное просветленное сознание, которое превыше ограничений пространства, времени, принципа относительности и индивидуальности, вовсе не инертное состояние. С низших планов такое положение дел представляется негативным, и поэтому дальнейшее восхождение кажется невозможным. Но на самом деле существуют разные истинные переживания и истинные наслаждения даже в том состоянии, которое представляется как единое трансцендентное состояние чистого сознания. Существуют даже ещё более высокие ступени самадхи , ещё более великолепные и сладостно-сияющие состояния Сверх-Сознания, еще более слитное единение с Шивой.