Боевые традиции – это. В солнечный полдень тень указывает направление на

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЖ

10-11 КЛАСС

Составитель: Соснова Елена Викторовна

учитель ОБЖ

МБОУ «Куйбышевская СОШ»,

2017 г.

ОЛИМПИАДА по ОБЖ

(10-11 класс)

Выберите правильный ответ.

1. Приметами хоженой тропы могут быть:

а) высокая трава, наличие следов птиц и зверей;

б) примятая трава, следы от транспорта, следы деятельности человека;

в) растущие на тропе грибы, ягоды, сломанные ветки.

2. Как вы будете переправляться, если лед ненадежен, а обойти его нет возможности:

а) с шестом, держа его горизонтально на уровне груди; б) ползком;

в) обычным шагом, простукивая лед впереди палкой.

3. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

а) открыть окна и двери нижних этажей;

б) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;

в) перенести на нижние этажи ценные вещи.

4. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, - это:

а) стихийный пожар; б) природный пожар; в) лесной пожар.

5. РСЧС создана с целью:

а) прогнозирования ЧС на территории Российской федерации и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

6. Если кровотечение сопровождается излиянием крови во внутренние органы, полости и ткани, то оно называется:

а) полостным; б) внутренним; в) закрытым.

7. Какова последовательность оказания первой помощи при коллапсе:

а) пострадавшего уложить на живот, подложив подушку, нижнюю часть туловища и ноги несколько опустить, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, согреть ноги;

б) пострадавшего уложить на спину, подложив подушку, нижнюю часть туловища и ноги пострадавшего приподнять как можно выше, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, приложить лед к ногам;

в) пострадавшего уложить на спину, нижнюю часть туловища и ноги пострадавшего несколько приподнять, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, согреть ноги.

8. Как высушить резиновые сапоги в походе:

а) набить сухой травой или бумагой и поставить их недалеко от костра;

в) вбить в землю около костра колышки и повесить на них сапоги;

в) вытащить из сапог стельки и протереть внутри досуха тряпкой, поставить сапоги к теплу,

но не к открытому огню.

9. В солнечный полдень тень указывает направление на:

а) юг; б) север; в) запад; г) восток.

10. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:

а) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотнище, чтобы вас обнаружили;

б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;

в) спуститься на нижний этаж и подавать световые сигналы.

11. Аммиак – это:

а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;

в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.

12. Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:

а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;

б) пойти домой, включить радио или телевизор на местной программе, выслушать информацию и выполнить содержащие в ней указания;

в) продолжить игру, не обращая внимания на происходящее вокруг вас.

13. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:

а) сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб на пламя и нажать на рычаг;

б) прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя;

в) нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и придерживать до прекращения горения.

14. По каким местным приметам можно определить стороны света:

а) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и бугров, муравейникам, таянию снега;

б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее;

в) полыньям на водоемах, скорости ветра, направлению комлей валяющихся на дороге спиленных деревьев.

15. Чтобы правильно преодолеть реку, следует:

а) преодолевать реку вплавь, использовать надувные матрацы и камеры;

б) выбрать место, где вода выглядит спокойной, и переходить реку вброд, используя надувные камеры;

в) выбрать удобное место и переходить реку вброд, используя шест или альпеншток.

16. Вы попали под завал в результате землетрясения, нога была придавлена упавшей конструкцией, но освобождена: шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства, но выход заблокирован. Какова очередность ваших действий:

а) окажете себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете теплые вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;

б) окажете себе первую помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения;

в) установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг.

17. Взрыв всегда сопровождается:

а) большим количеством выделяемой энергии;

б) резким повышением температуры;

в) незначительным дробящим действием.

18. Если сигнал об угрозе нападения противника застал вас дома, необходимо:

а) оставаться дома, плотно закрыв окна и двери;

б) быстро покинуть здание и спуститься в ближайшее убежище;

в) покинуть здание и отойти от него на безопасное расстояние.

19. Какой устав используется на кораблях Военно-Морского Флота (ВМФ) России?

а) морской устав;

б) устав Российского флота Петра I ;

в) такой же как и в сухопутных войсках;

г) на кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются корабельным уставом (ВМФ).

20. Допустимая толщина льда при передвижении по нему людей должна быть:

а) не менее 10 см; б) не менее 5 см; в) не менее 15 см.

21. Укажите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях из предложенных ниже:

а) кипячение воды;

б) очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

в) очистка через фильтр из песка и материи;

22. К поражающим факторам взрыва относятся:

а) осколочные поля и ударная волна;

б) высокая температура и волна прорыва;

в) сильная загазованность местности.

23. Боевые традиции – это:

а) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы;

б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;

в) специальные нормы, предъявленные к психологическим и нравственным качествам военнослужащего в период прохождения им воинской службы.

24. Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения воинского долга.

а) решительность, вдержка, настойчивость в преодолении препятствий и трудностей, которые возникают в процессе военной службы и мешают ей;

б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;

в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, непримиримость к неуставным взаимоотношениям.

25. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам и защищать ее от врагов – это:

а) патриотизм; б) героизм; в) воинский долг.

26. Когда гражданин приносит военную присягу в современ ных условиях?

а) когда предложат командиры;

б) когда захочет;

в)после прохождения начальной военной подготовки, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в воинскую часть

27. Совершение выдающихся по своему значению действий и требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию – это:

а) героизм; б) мужество; в) воинская честь.

28. На какой срок заключается контракт для поступающих впервые на службу на должности солдат, сержантов и им равных?

а) на один год;

б) на два года;

в) на три года;

г) на пять лет.

29. При закрытом переломе бедра необходимо:

а) попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном суставе, придать пострадавшему возвышенное положение;

б) дать обезболивающее средство, положить две шины: длинную, от подмышечной впадины до наружной лодыжки, и короткую, от промежности до внутренней лодыжки;

в) дать обезболивающее средство, положить шину из подручного материала от подмышечной впадины до коленного сустава.

30. Что Вы можете сказать о военнослужащих, имеющих такие погоны.

Определить воинское звание

Практическая часть

Задание 1.

1.1.Глядя на рисунок, напишите названия основных частей автомата.

1.2. Распределите операции в порядке их выполнения при сборке автомата после неполной разборки (ответ пред­ставьте последовательностью букв, например: в, а,..):
а) Присоединяют шомпол;

б) Присоединяют затворную раму с затвором к ствольной коробке;

в) Присоединяют крышку ствольной коробки;

г) Присоединяют магазин к автомату;

д) Присоединяют затвор к затворной раме;

е) Присоединяют возвратный механизм;

ж) Присоединяют газовую трубку со ствольной накладкой;

з) Вкладывают пенал в гнездо прикла­ да;

и) Спускают курок с боевого взвода .

к) Ставлю курок на пре­ дохранитель

Задание 3. Ситуационная задача.

На автобусной остановке стоящий рядом мужчина побледнел и упал. Он - без сознания, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком; зрачки широкие, на свет не реагируют.

Выберите правильные ответы и расположите их в порядке очередности выполнения:

    Вызвать скорую помощь.

    Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет.

    Позвать окружающих на помощь.

    Определить признаки дыхания с помощью ворсинок ваты или зеркальца.

    Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно-легочной реанимации.

    Попытаться добиться от мужчины, на что он все-таки жалуется.

    Подробно расспросить окружающих, что предшествовало потере сознания.

    Повернуть пострадавшего на живот.

    Приложить к голове холод (целлофановый пакет со снегом или холодной водой).

    Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.

Задание 4. Вопросы по правилам пожарной безопасности (максимальное количество баллов -10б.)

1. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки

г) дерево + кислород воздуха + факел

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки

2. Как вы поступите если на вас загорелась одежда:

а) побежите, постараетесь сорвать одежду

б) остановитесь, упадете, покатитесь, сбивая пламя

в) завернетесь в одеяло и обмотаетесь плотной тканью

3. Вы идете вечером и замечаете, что из подвала вашего дома валит дым и из дверей выбегают дети.
Ваши действия:

а) подойдете и спросите, что там горит

б) войдете внутрь и посмотрите, что горит

в) пойдете домой и позвоните в пожарную охрану

4. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:

а) направить раструб на пламя

б) сорвать пломбу и выдернуть чеку

в) прочистить раструб

г) нажать на рычаг

д) взяться за раструб рукой и придерживать его

Выберите правильные ответы и расположите их по очередности действий.

5. Как вы думаете большее или меньшее поражение, чем огонь, вызывает кипящая жидкость,
попавшая на тело:

а) меньшее

б) большее

в) не приходилось сталкиваться с этим.

6. Сжигание мусора на территории предприятия или во дворе:

а.) запрещается;

б.) разрешается, если расстояние от места сжигания до зданий и сооружений более 150 м;

в.) разрешается в присутствии сотрудника противопожарной службы;

г.) разрешается, если место сжигания обнесено барьерным ограждением.

Задание 2. Вопросы по правилам дорожного движения (максимальное количество баллов -10б.)

1. Где разрешается кататься на санках и лыжах?

    По дороге, предназначенной для пешеходов.

    По правой стороне проезжей части.

    В специально отведенных местах для массового отдыха, где нет опасности выезда на проезжую часть.

2. Разрешается ли в этой обстановке водителю левого автомобиля продолжать движение через пешеходный переход ?

    Разрешается.

    Запрещается.

3. Основными элементами дороги в городе являются:


    Обочина, кювет, тротуар.

    Пешеходный переход, дорожное ограждение, обочина.

    Проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, трамвайные пути, обочина.

4. Где разрешается водить группы детей в населенном пункте?

    Только по тротуару или пешеходной дорожке.

    По краю проезжей части вдоль тротуара.

5. Разрешается ли эксплуатация мопеда, если рисунок протектора его шин полностью стерт?

    Разрешается только в сухую погоду.

    Разрешается.

    Не разрешается.

6. Как должны двигаться лица, ведущие мотоцикл, мопед или велосипед, за пределами населенного пункта?

    По краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.

    По краю проезжей части по ходу движения транспортных средств.

    По тротуару.

4. По тротуару или велосипедной дорожке

7. Какие знаки предупреждают о приближении к железнодорожному переезду со шлагбаумом?

А Б В Г Д

    Все знаки.

8. Если по вине пешехода, произошло ДТП в результате которого были повреждены автомобиль или придорожные постройки, нарушитель наказывается следующим образом:

    Инспектор ГИБДД предупредит его.

    Нарушителя оштрафуют.

    Нарушителя оштрафуют и он должен будет возместить ущерб от ДТП.

9. Имеет ли право водитель мопеда проезжать за этот знак?

    Имеет право.

    Не имеет права.

10. Что сказано в ПРАВИЛАХ о переходе дороги, если приближается автомобиль с проблесковым маячком или специальным сигналом?


    Воздерживаться от выхода на проезжую часть.

    Можно переходить дорогу, не мешая этому автомобилю.

Задние 5.

(максимальное количество баллов -10б.)

Условия выполнение нормативов. Статист, которому накла­дывают жгут (закрутку), лежит в удобном положении. Учащийся держит развернутый жгут в руках. Материал для наложения зак­рутки лежит на столе рядом. Жгут (закрутка) накладывается на одежду. На столе рядом лежит блокнот и карандаш. По заданию и команде преподавателя учащийся накладывает жгут (закрутку) на указанную область. Указывает время их наложения (часы, минуты) и записку подкладывает под последний ход жгута (закрутки), кон­тролирует отсутствие пульса на периферическом сосуде. Этим за­канчивается выполнение норматива.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл.

Наложе­ние жгута (закрутки) не на ту область (сторону);

Чрезмерное пере­тягивание конечности или наличие пульса на периферическом сосуде;

Не записано время наложения жгута (закрутки); наложение жгута (закрутки) на голое тело.

Время выполнения норматива

Наложение кровоостанавлива­ющего жгута на плечо, бедро:

«отлично» - 25 сек.,

«хорошо» - 30 сек,

«удовлетворительно» - 35 сек.;

Баллы

Время надевание противогаза (в секундах)

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время с учетом возможных ошибок)

9баллов – второй результат;

8баллов – третий результат;

7 баллов – четвертый и последующие результаты.

Задание 6 . Надевание противогаза ГП – 5 (максимальное количество баллов -10б.)

Исходное положение противогаза – наготове (сумка расстегнута, противогаз впереди). По команде «Газы!», учащиеся надевают противогаз.

Подведение итогов:

Противогаз надет правильно.

Ошибки: (снижается на 1 балл)

    не затаил дыхание;

    не закрыл глаза;

    не сделал полный выдох;

    шлем – маска надета с перекосом;

    большие складки на шлем – маске.

201___/201___ учебный год

БЛАНК ОТВЕТОВ

Этап 1. Как я знаю ОБЖ

вопрос

Варианты ответов

вопрос

Варианты ответов

вопрос

Варианты ответов

Задание 1

1.___________________________________________ 6. ______________________________________

2. __________________________________________ 7. ______________________________________

3. __________________________________________ 8. ______________________________________

4. __________________________________________ 9. ______________________________________

5. __________________________________________ 10. ______________________________________

2. Порядок выполнения операций при сборке автомата после неполной разборки:

1

1

Количество правильных ответов ______баллов

1

Количество правильных ответов ______баллов

1

Количество правильных ответов ______баллов

Задание 5. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрут­ки) на бедро и плечо.

(максимальное количество баллов -10б.)

(максимальное количество баллов -10б.)

____________________________(______________________)

Олимпиада школьников по предмету ОБЖ

2011__/201___ учебный год

Фамилия __________________ Имя ___________________Отчество _______________________

Школа №___________ Класс ____________

БЛАНК ОТВЕТОВ для проверки

Теоретическая часть: Как я знаю ОБЖ (максимальное количество баллов -50б.)

вопрос

Вариант ответа

вопрос

Вариант ответа

вопрос

Вариант ответа

Капитан.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Задание 1.

1.1. Названия основных частей автомата:

1.Ствол со ствольной коробкой, прицельным приспособлением и прикладом.

2.Крышка ствольной коробки.

3. Штык-нож.

4. Возвратный механизм.

5. Затворная рама с газовым поршнем.

6. Газовая трубка со ствольной накладкой.

7. Затвор.

8. Шомпол.

10.Магазин

1.2. Порядок выполнения операций при сборке автомата после неполной разборки:

1

ж

д

б

е

в

и

к

а

з

г

Количество правильных ответов ______баллов

Задание 2. Ответы по правилам дорожного движения (максимальное количество баллов -10б.)

1

Количество правильных ответов ______баллов

Задание 3. Ответы на ситуационную задачу (максимальное количество баллов -10б.)

1

Количество правильных ответов ______баллов

Задание 4. Ответы по правилам пожарной безопасности (максимальное количество баллов -10б.)

БГД

Б

В

БАГ

Б

Б

Количество правильных ответов ______баллов

Задание 5. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрут­ки) на бедро и плечо.

(максимальное количество баллов -10б.)

Задание 6. Надевание противогаза ГП – 5 (максимальное количество баллов -10б.)

Общее количество баллов за все этапы - ________ (%) Место участника ___________

Подписи проверяющих бланк: ___________________________(______________________)

____________________________(______________________)

__________________________(______________________)

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЖ

10-11 КЛАСС

Составитель: Соснова Елена Викторовна

учитель ОБЖ

МБОУ «Куйбышевская СОШ»,

2017 г.

ОЛИМПИАДА по ОБЖ

(10-11 класс)

Выберите правильный ответ.

1. Приметами хоженой тропы могут быть:

а) высокая трава, наличие следов птиц и зверей;

б) примятая трава, следы от транспорта, следы деятельности человека;

в) растущие на тропе грибы, ягоды, сломанные ветки.

2. Как вы будете переправляться, если лед ненадежен, а обойти его нет возможности:

а) с шестом, держа его горизонтально на уровне груди; б) ползком;

в) обычным шагом, простукивая лед впереди палкой.

3. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

а) открыть окна и двери нижних этажей;

б) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;

в) перенести на нижние этажи ценные вещи.

4. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, - это:

а) стихийный пожар; б) природный пожар; в) лесной пожар.

5. РСЧС создана с целью:

а) прогнозирования ЧС на территории Российской федерации и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

6. Если кровотечение сопровождается излиянием крови во внутренние органы, полости и ткани, то оно называется:

а) полостным; б) внутренним; в) закрытым.

7. Какова последовательность оказания первой помощи при коллапсе:

а) пострадавшего уложить на живот, подложив подушку, нижнюю часть туловища и ноги несколько опустить, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, согреть ноги;

б) пострадавшего уложить на спину, подложив подушку, нижнюю часть туловища и ноги пострадавшего приподнять как можно выше, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, приложить лед к ногам;

в) пострадавшего уложить на спину, нижнюю часть туловища и ноги пострадавшего несколько приподнять, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, согреть ноги.

8. Как высушить резиновые сапоги в походе:

а) набить сухой травой или бумагой и поставить их недалеко от костра;

в) вбить в землю около костра колышки и повесить на них сапоги;

в) вытащить из сапог стельки и протереть внутри досуха тряпкой, поставить сапоги к теплу,

но не к открытому огню.

9. В солнечный полдень тень указывает направление на:

а) юг; б) север; в) запад; г) восток.

10. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:

а) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотнище, чтобы вас обнаружили;

б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;

в) спуститься на нижний этаж и подавать световые сигналы.

11. Аммиак – это:

а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;

в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.

12. Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:

а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;

б) пойти домой, включить радио или телевизор на местной программе, выслушать информацию и выполнить содержащие в ней указания;

в) продолжить игру, не обращая внимания на происходящее вокруг вас.

13. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:

а) сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб на пламя и нажать на рычаг;

б) прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя;

в) нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и придерживать до прекращения горения.

14. По каким местным приметам можно определить стороны света:

а) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и бугров, муравейникам, таянию снега;

б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее;

в) полыньям на водоемах, скорости ветра, направлению комлей валяющихся на дороге спиленных деревьев.

15. Чтобы правильно преодолеть реку, следует:

а) преодолевать реку вплавь, использовать надувные матрацы и камеры;

б) выбрать место, где вода выглядит спокойной, и переходить реку вброд, используя надувные камеры;

в) выбрать удобное место и переходить реку вброд, используя шест или альпеншток.

16. Вы попали под завал в результате землетрясения, нога была придавлена упавшей конструкцией, но освобождена: шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства, но выход заблокирован. Какова очередность ваших действий:

а) окажете себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете теплые вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;

б) окажете себе первую помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения;

в) установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг.

17. Взрыв всегда сопровождается:

а) большим количеством выделяемой энергии;

б) резким повышением температуры;

в) незначительным дробящим действием.

18. Если сигнал об угрозе нападения противника застал вас дома, необходимо:

а) оставаться дома, плотно закрыв окна и двери;

б) быстро покинуть здание и спуститься в ближайшее убежище;

в) покинуть здание и отойти от него на безопасное расстояние.

19. Какой устав используется на кораблях Военно-Морского Флота (ВМФ) России?

а) морской устав;

б) устав Российского флота Петра I;

в) такой же как и в сухопутных войсках;

г) на кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются корабельным уставом (ВМФ).

20. Допустимая толщина льда при передвижении по нему людей должна быть:

а) не менее 10 см; б) не менее 5 см; в) не менее 15 см.

21. Укажите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях из предложенных ниже:

а) кипячение воды;

б) очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

в) очистка через фильтр из песка и материи;

22. К поражающим факторам взрыва относятся:

а) осколочные поля и ударная волна;

б) высокая температура и волна прорыва;

в) сильная загазованность местности.

23. Боевые традиции – это:

а) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы;

б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;

в) специальные нормы, предъявленные к психологическим и нравственным качествам военнослужащего в период прохождения им воинской службы.

24. Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения воинского долга.

а) решительность, вдержка, настойчивость в преодолении препятствий и трудностей, которые возникают в процессе военной службы и мешают ей;

б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;

в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, непримиримость к неуставным взаимоотношениям.

25. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам и защищать ее от врагов – это:

а) патриотизм; б) героизм; в) воинский долг.

26. Когда гражданин приносит военную присягу в современ ных условиях?

а) когда предложат командиры;

б) когда захочет;

в)после прохождения начальной военной подготовки, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в воинскую часть

27. Совершение выдающихся по своему значению действий и требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию – это:

а) героизм; б) мужество; в) воинская честь.

28. На какой срок заключается контракт для поступающих впервые на службу на должности солдат, сержантов и им равных?

а) на один год;

б) на два года;

в) на три года;

г) на пять лет.

29. При закрытом переломе бедра необходимо:

а) попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном суставе, придать пострадавшему возвышенное положение;

б) дать обезболивающее средство, положить две шины: длинную, от подмышечной впадины до наружной лодыжки, и короткую, от промежности до внутренней лодыжки;

в) дать обезболивающее средство, положить шину из подручного материала от подмышечной впадины до коленного сустава.

30. Что Вы можете сказать о военнослужащих, имеющих такие погоны.

Определить воинское звание

Практическая часть

Задание 1.

1.1.Глядя на рисунок, напишите названия основных частей автомата.

1.2. Распределите операции в порядке их выполнения при сборке автомата после неполной разборки (ответ пред­ставьте последовательностью букв, например: в, а,..):
а) Присоединяют шомпол;

б) Присоединяют затворную раму с затвором к ствольной коробке;

в) Присоединяют крышку ствольной коробки;

г) Присоединяют магазин к автомату;

д) Присоединяют затвор к затворной раме;

е) Присоединяют возвратный механизм;

ж) Присоединяют газовую трубку со ствольной накладкой;

з) Вкладывают пенал в гнездо прикла­да;

и) Спускают курок с боевого взвода.

к) Ставлю курок на пре­дохранитель

Задание 3. Ситуационная задача.

На автобусной остановке стоящий рядом мужчина побледнел и упал. Он - без сознания, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком; зрачки широкие, на свет не реагируют.

Выберите правильные ответы и расположите их в порядке очередности выполнения:

    Вызвать скорую помощь.

    Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет.

    Позвать окружающих на помощь.

    Определить признаки дыхания с помощью ворсинок ваты или зеркальца.

    Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно-легочной реанимации.

    Попытаться добиться от мужчины, на что он все-таки жалуется.

    Подробно расспросить окружающих, что предшествовало потере сознания.

    Повернуть пострадавшего на живот.

    Приложить к голове холод (целлофановый пакет со снегом или холодной водой).

    Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.

Задание 4. Вопросы по правилам пожарной безопасности (максимальное количество баллов -10б.)

1. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки

г) дерево + кислород воздуха + факел

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки

2. Как вы поступите если на вас загорелась одежда:

а) побежите, постараетесь сорвать одежду

б) остановитесь, упадете, покатитесь, сбивая пламя

в) завернетесь в одеяло и обмотаетесь плотной тканью

3. Вы идете вечером и замечаете, что из подвала вашего дома валит дым и из дверей выбегают дети.
Ваши действия:

а) подойдете и спросите, что там горит

б) войдете внутрь и посмотрите, что горит

в) пойдете домой и позвоните в пожарную охрану

4. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:

а) направить раструб на пламя

б) сорвать пломбу и выдернуть чеку

в) прочистить раструб

г) нажать на рычаг

д) взяться за раструб рукой и придерживать его

Выберите правильные ответы и расположите их по очередности действий.

5. Как вы думаете большее или меньшее поражение, чем огонь, вызывает кипящая жидкость,
попавшая на тело:

а) меньшее

б) большее

в) не приходилось сталкиваться с этим.

6. Сжигание мусора на территории предприятия или во дворе:

а.)запрещается;

б.)разрешается, если расстояние от места сжигания до зданий и сооружений более 150 м;

в.) разрешается в присутствии сотрудника противопожарной службы;

г.)разрешается, если место сжигания обнесено барьерным ограждением.

Задание 2. Вопросы по правилам дорожного движения (максимальное количество баллов -10б.)

1. Где разрешается кататься на санках и лыжах?

    По дороге, предназначенной для пешеходов.

    По правой стороне проезжей части.

    В специально отведенных местах для массового отдыха, где нет опасности выезда на проезжую часть.

2. Разрешается ли в этой обстановке водителю левого автомобиля продолжать движение через пешеходный переход ?

    Разрешается.

    Запрещается.

3. Основными элементами дороги в городе являются:


    Обочина, кювет, тротуар.

    Пешеходный переход, дорожное ограждение, обочина.

    Проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, трамвайные пути, обочина.

4. Где разрешается водить группы детей в населенном пункте?

    Только по тротуару или пешеходной дорожке.

    По краю проезжей части вдоль тротуара.

5. Разрешается ли эксплуатация мопеда, если рисунок протектора его шин полностью стерт?

    Разрешается только в сухую погоду.

    Разрешается.

    Не разрешается.

6. Как должны двигаться лица, ведущие мотоцикл, мопед или велосипед, за пределами населенного пункта?

    По краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.

    По краю проезжей части по ходу движения транспортных средств.

    По тротуару.

4. По тротуару или велосипедной дорожке

7. Какие знаки предупреждают о приближении к железнодорожному переезду со шлагбаумом?

А Б В Г Д

    Все знаки.

8. Если по вине пешехода, произошло ДТП в результате которого были повреждены автомобиль или придорожные постройки, нарушитель наказывается следующим образом:

    Инспектор ГИБДД предупредит его.

    Нарушителя оштрафуют.

    Нарушителя оштрафуют и он должен будет возместить ущерб от ДТП.

9. Имеет ли право водитель мопеда проезжать за этот знак?

    Имеет право.

    Не имеет права.

10. Что сказано в ПРАВИЛАХ о переходе дороги, если приближается автомобиль с проблесковым маячком или специальным сигналом?


    Воздерживаться от выхода на проезжую часть.

    Можно переходить дорогу, не мешая этому автомобилю.

Задние 5.

(максимальное количество баллов -10б.)

Условия выполнение нормативов. Статист, которому накла­дывают жгут (закрутку), лежит в удобном положении. Учащийся держит развернутый жгут в руках. Материал для наложения зак­рутки лежит на столе рядом. Жгут (закрутка) накладывается на одежду. На столе рядом лежит блокнот и карандаш. По заданию и команде преподавателя учащийся накладывает жгут (закрутку) на указанную область. Указывает время их наложения (часы, минуты) и записку подкладывает под последний ход жгута (закрутки), кон­тролирует отсутствие пульса на периферическом сосуде. Этим за­канчивается выполнение норматива.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл.

Наложе­ние жгута (закрутки) не на ту область (сторону);

Чрезмерное пере­тягивание конечности или наличие пульса на периферическом сосуде;

Не записано время наложения жгута (закрутки); наложение жгута (закрутки) на голое тело.

Время выполнения норматива

Наложение кровоостанавлива­ющего жгута на плечо, бедро:

«отлично» - 25 сек.,

«хорошо» - 30 сек,

«удовлетворительно» - 35 сек.;

Баллы

Время надевание противогаза (в секундах)

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время с учетом возможных ошибок)

9баллов – второй результат;

8баллов – третий результат;

7 баллов – четвертый и последующие результаты.

Задание 6 . Надевание противогаза ГП – 5 (максимальное количество баллов -10б.)

Исходное положение противогаза – наготове (сумка расстегнута, противогаз впереди). По команде «Газы!», учащиеся надевают противогаз.

Подведение итогов:

Противогаз надет правильно.

Ошибки: (снижается на 1 балл)

    не затаил дыхание;

    не закрыл глаза;

    не сделал полный выдох;

    шлем – маска надета с перекосом;

    большие складки на шлем – маске.

201___/201___ учебный год

БЛАНК ОТВЕТОВ

Этап 1. Как я знаю ОБЖ

Варианты ответов

Варианты ответов

Варианты ответов

Задание 1

1.___________________________________________ 6. ______________________________________

2. __________________________________________ 7. ______________________________________

3. __________________________________________ 8. ______________________________________

4. __________________________________________ 9. ______________________________________

5. __________________________________________ 10. ______________________________________

2. Порядок выполнения операций при сборке автомата после неполной разборки:

Количество правильных ответов ______баллов

Количество правильных ответов ______баллов

Количество правильных ответов ______баллов

Задание 5. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрут­ки) на бедро и плечо.

(максимальное количество баллов -10б.)

(максимальное количество баллов -10б.)

____________________________(______________________)

Олимпиада школьников по предмету ОБЖ

2011__/201___ учебный год

Фамилия __________________ Имя ___________________Отчество _______________________

Школа №___________ Класс ____________

БЛАНК ОТВЕТОВ для проверки

Теоретическая часть: Как я знаю ОБЖ (максимальное количество баллов -50б.)

Вариант ответа

Вариант ответа

Вариант ответа

Капитан.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Задание 1.

1.1. Названия основных частей автомата:

1.Ствол со ствольной коробкой, прицельным приспособлением и прикладом.

2.Крышка ствольной коробки.

3. Штык-нож.

4. Возвратный механизм.

5. Затворная рама с газовым поршнем.

6. Газовая трубка со ствольной накладкой.

7. Затвор.

8. Шомпол.

10.Магазин

1.2. Порядок выполнения операций при сборке автомата после неполной разборки:

Количество правильных ответов ______баллов

Задание 2. Ответы по правилам дорожного движения (максимальное количество баллов -10б.)

Количество правильных ответов ______баллов

Задание 3. Ответы на ситуационную задачу (максимальное количество баллов -10б.)

Количество правильных ответов ______баллов

Задание 4. Ответы по правилам пожарной безопасности (максимальное количество баллов -10б.)

Количество правильных ответов ______баллов

Задание 5. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрут­ки) на бедро и плечо.

(максимальное количество баллов -10б.)

Задание 6. Надевание противогаза ГП – 5 (максимальное количество баллов -10б.)

Общее количество баллов за все этапы - ________ (%) Место участника ___________

Подписи проверяющих бланк: ___________________________(______________________)

____________________________(______________________)

__________________________(______________________)

Во время подготовки учеников 11 класса к участию в олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности, учителя могут использовать материалы, представленные на нашем сайте. К примеру, на этой странице вы найдете комплект тренировочных заданий по ОБЖ, состоящий из тестовых вопросов и ситуационных задач. Решая предложенные задания, ученики смогут закрепить изученный материал и заранее узнают о своих шансах победить на олимпиаде.

У нас собраны олимпиадные задания по ОБЖ с ответами и примерами решений. Это значит, что учителю не придется тратить слишком много времени на проверку работ, а ученики смогут использовать задания для самостоятельной подготовки. Наличие правильных ответов позволяет оценивать себя самостоятельно без помощи учителя или репетитора.

Олимпиада по ОБЖ 11 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Начальником гражданской обороны образовательного учреждения является:
А) специально уполномоченный представитель органов местного самоуправления
Б) руководитель образовательного учреждения
В) один из заместителей руководителя образовательного учреждения, прошедший специальную подготовку

2. Для чего создаются территориальные подсистемы РСЧС?
А) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах
Б) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в поселках и районах
В) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах
Г) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий

3. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является:
А) Правительство Российской Федерации
Б) Федеральное Собрание Российской Федерации
В) Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Г) Совет безопасности Российской Федерации

4. Как вы считаете, почему после освобождения заложников нужно как можно быстрее покинуть самолет или автобус?
А) сохраняется угроза взрыва или пожара
Б) может произойти повторный захват заложников
В) транспортное средство должно быть осмотрено следственными органами

5. Обнаружив подозрительную вещь (бесхозный предмет) в салоне общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая) необходимо:
А) попросить пассажиров отойти от бесхозного предмета, попросить водителя остановить транспорт, вынести бесхозный предмет и передать его сотруднику полиции
Б) опросить пассажиров, с целью установления хозяина вещи (предмета);если хозяин не установлен, немедленно выкинуть вещь (бесхозный предмет) в окно, предупредив об этом водителя
В) опросить пассажиров, с целью установления хозяина вещи (предмета);если хозяин не установлен, немедленно сообщить об этом водителю

6. Здоровый образ жизни — это:
А) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье
Б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья
В) система жизнедеятельности человека, в которой главной составляющей является отказ от вредных привычек
7. Из приведенных действий оказания первой помощи выберите те, которые запрещаются при переломах:
А) иммобилизовать поврежденные конечности
Б) вставлять на место и вправлять кости
В) останавливать кровотечение

8. Почему в частных домах с печным отоплением нельзя закрывать печную заслонку раньше, чем прогорит все топливо?
А) закрывать ее можно и нужно, чтобы не уходило тепло
Б) недогоревшее топливо задымит весь дом
В) в дом станет поступать угарный газ

9. Пожарный извещатель — это:
А) предупреждающий знак пожарной безопасности на взрывопожароопасных предприятиях
Б) первичное средство автоматического пожаротушения в многоэтажных и промышленных зданиях
В) устройство, входящее в систему электрической пожарной сигнализации и предназначенное для подачи сигнала о пожаре

10. Основными и частыми причинами вынужденного автономного существования в условиях природной среды являются:
А) потеря ориентировки на местности, потеря группы в результате отставания от неё, авария транспортных средств
Б) сложные климатические условия в месте прохождения маршрута потеря запасов продуктов
В) резкое изменение температурного режима, суточного режима в результате смены часовых поясов, питьевого режима и режима питания

Открытые вопросы

Вопрос 1
Учащийся 11 класса получил повестку из военкомата. Но по повестке он прибыть не смог, т.к. ухаживал в больнице за больным дедушкой со стороны отца. Укажите, как должен поступить учащийся в соответствии с действующим законодательством?

Вопрос 2
На строевом плацу воинской части встретились командир 1 мотострелковой роты лейтенант Иванов и командир взвода 1 мотострелковой роты старший лейтенант Петров. Обоснуйте, как обязаны, поступить офицеры при встрече?

Вопрос 3
Сформулируйте, в чем главным образом заключается разрушительное
действие волны прорыва при авариях на гидротехнических сооружениях?

Вопрос 4
Какие сведения должно знать население, проживающее вблизи радиационно-опасного или химически-опасного объекта, чтобы защитить себя и своих близких в случае возникновения аварии и где эти сведения можно получить?

Вопрос 5
Специалисты утверждают, что радиоактивное загрязнение местности при авариях на атомных электростанциях отличается от радиоактивного загрязнения местности при ядерных взрывах. Обоснуйте это утверждение.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б Б А А В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Б Б В В А

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:
Учащийся обязан незамедлительно уведомить военного комиссара об уважительной
причине неявки в военный комиссариат и представить справку из больницы о том, что в указанное в повестке время был в больнице и ухаживал за находящимся в тяжелом
состоянии дедушкой. В этом случае учащийся не нарушит правила исполнения воинской обязанности.

Ответ на вопрос 2:
В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации все военнослужащие обязаны при встрече приветствовать друг друга. При этом подчиненные приветствуют первыми начальников. В данном случае старший лейтенант Петров, несмотря на то, что он имеет более высокое воинское звание, являясь подчиненным командира роты лейтенанта Иванова, выполняет воинское приветствие первым

Ответ на вопрос 3:
Разрушительное действие волны прорыва заключается в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранным действием всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции).

Ответ на вопрос 4:
Население, проживающее вблизи радиационно-опасного или химически-опасного объекта должно заранее узнать в жилищно-эксплуатационных и специально уполномоченных органах следующие сведения:
место расположения (адрес) убежища по месту жительства, работы, учебы;
место получения индивидуальных средств защиты, препаратов йода (адрес)
по месту жительства, работы, учебы;
адрес и телефон эвакуационного пункта;
район возможной эвакуации (адрес и телефон);
адреса и телефоны ближайших пунктов: медицинского, охраны обществен-
ного порядка, радиационного контроля.

Ответ на вопрос 5:
При наземном ядерном взрыве в его облако вовлекаются десятки тысяч тонн
грунта. Радиоактивные частицы смешиваются с минеральной пылью, оплавляются
и оседают на местности. Воздух загрязняется незначительно. Формирование следа
радиоактивного облака завершается за несколько часов. За это время метеорологические условия, как правило, резко не изменяются, и след облака имеет конкретные геометрические размеры и очертания. В этом случае главную опасность для людей, оказавшихся на следе радиоактивного облака, представляет внешнее облучение (90–95% общей дозы облучения). Доза внутреннего облучения 6 незначительна. Она обусловлена попаданием внутрь организма радиоактивных
веществ через органы дыхания и с продуктами питания.

При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном или аэрозольном состоянии. Их выброс в атмосферу может продолжаться от нескольких суток до нескольких недель. Воздействие радиоактивного загрязнения окружающей среды на людей в первые часы и сутки после аварии определяется как внешним облучением от радиоактивного облака и радиоактивных выпадений на местности, так и внутренним облучением в результате вдыхания радионуклидов из облака выброса. В последующем в течение многих лет вредное воздействие и накопление дозы облучения у людей будет обусловлено вовлечением в биологическую цепочку выпавших радионуклидов и употреблением загрязненных продуктов питания и воды.

На этой странице мы составили вопросы всероссийской олимпиады школьного этапа по ОБЖ для 10 класса с правильными ответами к ним.

Представленные на этой странице задания можно использовать на занятии в 10 классе, предложив школьникам шанс актуализировать и повторить ранее изученные темы, а также определить, насколько хорошо учащиеся готовы к олимпиаде.

1. Как называют массовое распространение инфекционного заболевания, если оно охватывает территорию целого государства или нескольких стран?

  • А) Пандемия
  • Б) Эндемия
  • В) Эпидемия
  • Г) Эпидемическая вспышка
  • А) День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра
  • Б) День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут
  • В) День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп
  • Г) День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова

3. Какие заболевания являются инфекционными?

  • А) Холера
  • Б) Педикулёз
  • В) Остеохондроз
  • Г) Столбняк

4. Законы и другие документы по вопросам защиты населения система РСЧС:

  • А) Изучает
  • Б) Выполняет
  • В) Разрабатывает
  • Г) Согласовывает с Президентом РФ

5. Перед вами рисунки, по которым можно определить время суток (утро, полдень, вечер, ночь). На каком рисунке изображено утро?

6. Назовите основные двигательные качества?

  • А) Умение играть в спортивные игры, бегать и выполнять гимнастические упражнения
  • Б) Количество движений в единицу времени, максимальная амплитуда движений, мышечная сила
  • В) Гибкость, выносливость, скоростные и силовые качества
  • Г) Состояние мышц, выражающая их готовность к выполнению движений

7. Назовите род войск в сухопутных войсках вооружённых сил государства, представляющий собой пехоту, оснащенные боевыми, транспортными машинами и средствами механической тяги.

  • А) Танковые
  • Б) Мотострелковые
  • В) Специальные
  • Г) Ракетные

8. В каком году была создана Рабоче-крестьянская Красная Армия?

  • А) 1916 г.
  • Б) 1917 г.
  • В) 1918 г.
  • Г) 1919 г.

9. В течение нескольких дней вы двигаетесь по покрытой снегом равнине. Яркий солнечный свет, отражающийся от него, сильно раздражает глаза. Чтобы не допустить возникновения снежной слепоты, необходимо надеть светозащитные очки. Какого цвета должны быть стекла этих очков?

  • А) фиолетового
  • Б) желто-зеленого
  • В) темно-зеленого
  • Г) синего

10. К какой группе относятся следующие болезни: сифилис, гонорея, хламидиоз, шанкроид?

  • А) Трансмиссивные инфекционные заболевания
  • Б) Кишечные болезни
  • В) Контактно бытовые инфекции
  • Г) Воздушно-капельные инфекции

11. В каких случаях принимается решение оставаться на месте аварии?

  • А) Если в течении 3-х суток нет связи и помощи
  • Б) Если место происшествия точно не определено
  • В) Если возникла непосредственная угроза жизни
  • Г) Если большая часть людей получила серьезные травмы

12. С какого возраста подлежит уголовной ответственности лицо совершившее умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью?

  • А) С 13 лет
  • Б) С 14 лет
  • В) С 16 лет
  • Г) С 18 лет

13. Какие микроорганизмы попадая во внутреннюю среду человека до поры до времени не вызывают серьёзных изменений, но если организм человека ослаблен в результате тяжелой травмы, они очень быстро превращаются в опасные для здоровья?

  • А) Сапрофиты
  • Б) Условно патогенные микроорганизмы
  • В) Патогенные (болезнетворные)
  • Г) Редуценты

14. Какого названия не существует при определении сильного ветра в разных странах?

  • А) Тайфун
  • Б) бери-бери
  • В) циклон
  • Г) вили-вили

15. Какие пути передачи инфекции существуют?

  • А) Механический
  • Б) Фекально-оральный
  • В) Жидкостный
  • Г) Тактильный

16. Нет лучшего способа сохранить в свежем виде рыбу или мясо в летнее время, как завернуть их в листья этого растения. А еще из него на Руси изготовляли крепкие паруса. В Японии – дорогие самурайские доспехи, щиты, тетивы для луков. В странах Востока – высшие сорта бумаги.Во Франции – мундиры для армии Наполеона. В Британии делают вино. Что это за растение?