Алессандро Дзанарди: жизненный путь несгибаемого гонщика. Алессандро Дзанарди: человек, который обрел крылья

Дзанарди начал занимался картингом с 13 лет, позднее выступал в итальянской Формуле-3. В 1991 году дебютировал в международном чемпионате Формулы-3000. В дебютном сезоне Алессандро выиграл две гонки и стал вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991.

В конце 1991 года Занарди провел две гонки за команду Jordan в Формуле-1, став одним из многочисленных (Михаэль Шумахер, Роберто Морено) сменщиков арестованного за драку Бертрана Гашо. Итальянец не набрал ни одного очка, оба раза финишировав девятым. На следующий год Занарди был тест-пилотом Minardi, и принял участие в трех этапах (вместо травмированного Кристиана Фиттипальди), но в двух из них даже не прошёл квалификацию, а в третьей - сошёл.

На сезон-1993 Алессандро подписал контракт с некогда сильной командой Lotus. Во второй гонке за британский коллектив, итальянец завоевал свое первое (и, как потом оказалось, единственное очко в чемпионате мира), придя шестым в гонке в Бразилии. На Гран-при Бельгии гонщик попал в тяжелую аварию на тренировке, и пропустил окончание сезона. В 1994 году Занарди, получившего тяжёлые травмы, заменил в составе Lotus Педро Лами (ранее дебютировавшего в Формуле-1 после аварии самого Дзанарди), но выступил неудачно, закончив сезон без единого очка. Lotus окончательно обанкротился зимой 1995. Дзанарди не нашёл себе нового места и покинул чемпионат.

В 1996 году итальянец, благодаря посредничеству конструктора Мориса Нанна, получил место в успешной команде Chip Ganassi Racing серии CART. Дебют Алекса оказался успешным: он стартовал с поула уже во второй гонке и выиграл три гран-при в дебютном сезоне. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата, поделив по количеству очков второе место с Майклом Андретти и уступив только чемпиону, своему напарнику Джимми Вассеру. Алекс также получил звание «Новичок года».

Следующие два года Дзанарди доминировал на трассах, уверенно выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать побед. Оба этих сезона он по-прежнему провел в составе конюшни Чипа Ганасси.

На следующий год чемпиону поступило предложение от Williams. Чип Ганасси и Фрэнк Уильямс совершили своеобразный обмен: Уильямс отпустил в Америку своего тест-пилота Хуана Пабло Монтойю и получил взамен право подписать контракт с Дзанарди. Однако итальянец не оправдал надежд: на трассах Формулы-1 он явно уступал своему партнеру - Ральфу Шумахеру, и опять не набрал ни единого очка. Вдобавок Williams 1999 года, оснащенный двигателями Supertec, был недостаточно быстр и очень ненадежен. Разочарованный сэр Фрэнк разорвал контракт с итальянцем уже после первого года сотрудничества и выплатил ему неустойку. Поскольку Монтойя, ставший к тому времени чемпионом CART, по условиям контракта с Ганасси не мог сразу вернуться в «Формулу», место партнера Ральфа Шумахера в сезоне-2000 занял англичанин Дженсон Баттон.

Дзанарди вернулся на другую сторону Атлантики и подписал контракт с Мо Нанном, к тому времени оставившим пост технического директора Ganassi и основавшим собственную команду. Болиды Mo Nunn Racing, произведенные компанией Reynard, не отличались большой скоростью: в тот год Мо потерял поставщика двигателей в лице Mercedes и вынужден был использовать более слабые Honda.

15 сентября 2001 года в гонке на трассе Лаузитцринг в Германии, Дзанарди попал в тяжелейшую аварию. Выехав на трассу после пит-стопа, Алекс на непрогретой резине слишком рано ускорился и потерял управление болида. Его машину развернуло поперек трассы. В следующую секунду в него врезался болид канадца Алекса Тальяни. Reynard итальянца разрубило пополам. Врачи вынуждены были позднее ампутировать обе ноги до колена. Уже к концу года, правда, Алекс смог ходить, используя специальные протезы.

В 2003 году перед гонкой CART на Лаузитцринге Дзанарди, на специально переоборудованном болиде, проехал оставшиеся с 2001-го года тринадцать кругов своей гонки. Зрители стоя аплодировали мужеству итальянца, ведь показанное им время на круге позволило бы занять ему шестое место на стартовой решетке.

Пройдя программу реабилитации, Дзанарди вернулся к гонкам, используя специально оснащенные ручным управлением автомобили.

Итальянец дебютировал в чемпионате Европы по автогонкам в классе туринг (ETCC) в 2003 году, а с 2004 начал там постоянные выступления как боевой пилот. В 2005 Алессандро перешёл в WTCC.

В 2006 году Дзанарди провел показательные тесты за рулем болида BMW F1.

В ноябре 2011 года Дзанарди одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов. В марте 2012 он был подтверждён в качестве участника Паралимпийских игр-2012. 5 сентября 2012 года завоевал золотую медаль на дистанции 16 км. 7 сентября 2012 года выиграл второе золото на дистанции в 64 км.

На итальянском телеканале Rai 3 (англ.) ведет актуальное ток-шоу «E Se Domani». Ток-шоу посвящено науке и технологиям будущего. Темы рассматриваются с помощью фильмов специально изготовленных или взятых из самых привлекательных и интересных международных документальных фильмов.

Алессандро женат. Супруга Даниэла родила ему сына Николо.

The fall and rise of Alex Zanardi is one of motor sport"s most heartening stories of the nineties. Sadly, there was to be no happy ending, as a cruel epilogue found the Italian all but crushed after a nightmare return to Grand Prix racing with Williams in 1999 which yielded not a single points finish, having gloried in three seasons of almost unbroken success racing for Chip Ganassi in the CART series.

The first chapter in the career of this untypically quiet and unassuming Italian began with seven seasons spent racing karts before he contested the national Formula 3 series in 1988. His promise shone through the following year but his Racing for Italy Ralt RT33 was handicapped when a change to unleaded fuel in mid-season hobbled his Toyota engine and his results inevitably suffered. However, switching to a Dallara chassis in 1990, Alessandro finished second in the championship just three points adrift of Roberto Colciago, winning two of the series" 12 rounds.

Having made an inauspicious debut in F3000 at the tail-end of the 1989 season, nothing much was expected of Zanardi when he took his place in the new II Barone Rampante team for the start of the 1991 campaign. Extensive pre-season testing gave the Italian an early advantage, but despite victories at Vallelunga and Mugello he eventually lost the championship to the more consistent finishing record of Christian Fittipaldi. Not that it really mattered, for by this time Zanardi had been chosen to fill the Jordan seat vacated by Michael Schumacher for the final three races of the season. His hopes of a place in the Tyrrell line-up for 1992 were dashed when the team opted for de Cesaris, but he secured a testing contract with Benetton and ultimately made three unhappy appearances for Minardi in place of his former F3000 adversary Fittipaldi, who had injured his back.

Alessandro was offered a chance to prove himself in 1993 when Mika H?kkinen left Lotus for McLaren, and Peter Collins was to be pleased with the Italian"s early form. He drove a storming race at Monaco, where he was unlucky to miss the points, and his contribution to the development of the team"s highly complex active suspension programme drew warm praise, but his season came to a premature end after an extremely violent 150 mph accident at Spa"s notorious Eau Rouge which finished with his car destroyed and Zanardi in hospital with severe concussion. While he recovered from this shaking, he was rested in favour of Pedro Lamy for the remaining Grands Prix. The Portuguese hot-shot retained the ride for the 1994 season, although Zanardi was kept on in the role of test driver. As fate would have it, Lamy was subsequently badly injured in a testing accident at Silverstone, putting Alessandro back in for the balance of a dispiriting season as the once great Team Lotus heaved its dying breath.

Zanardi was forced to sit out the 1995 season, save for an occasional Lotus GT drive, but at the end of the year he secured a deal to compete in the Indy Car series with Target/Chip Ganassi Racing after glowing recommendations from Adrian Reynard and Rick Gorne. Alex adapted to CART in sensational manner. The brilliant Italian won 15 races from his 51 starts and claimed successive PPG Cup championships in 1997 and 1998. It is all the more perplexing, therefore, that, thus far, he has been unable to translate his considerable skills to any telling effect in a Formula 1 car. At the time of writing his place at Williams seems under threat, but if he keeps his seat perhaps a revitalised figure will reappear. Certainly no one would begrudge him another chance.

(c) "Who is Who" by Steve Small, 2000

Этот человек покорил меня своим жизнелюбием, силой духа, несгибаемым характером, невероятным трудолюбием. Прочитав об Алессандро Дзанарди много материала, я решила рассказать вам о нем своими словами, как я все увидела и почувствовала, представив себе все то, что произошло с этим мужественным человеком. Я позволила себе некоторые литературные приемы, чтобы рассказать вам историю о гонщике не сухим языком Википедии и других источников, при этом полностью сохранив все биографические факты жизни спортсмена.

▪ ▪ ▪ ▪ ▪

Солнечные лучи настойчиво пробиваются сквозь оконное стекло, беззаботно щебечут птицы, устроившись на ветвях высоких деревьев, за окном плывут легкие облака, ежеминутно принимая новые причудливые образы, и кажется, что ничего не изменилось, все как обычно. Все, как и прежде, если только не думать о том, что случилось, если бы не было такой боли в местах ампутации ног, если бы вокруг была не больничная палата. Ах, если бы, если бы, если бы…

Алессандро лежал на больничной койке, лицо его было невероятно бледным, он потерял много крови, несколько дней находился в коме, его жизнь висела на волоске. И вот теперь, когда смерть отступила, нужно учиться жить дальше, жить таким, каким он стал после аварии. В голове возникали картины прошлого, такого далекого и безвозвратного.

Он рос непослушным и озорным ребенком, был невероятным проказником. Родителей волновала гиперактивность сына и его нежелание сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с отцом он часто смотрел гонки «Формулы-1» по телевизору. Однажды они даже вместе пытались соорудить собственный маленький карт из подручного материала, найденного в мастерской отца. Сандро хорошо помнит это время. Как это было давно, и как тогда было замечательно!

С 13 лет он начал серьезно заниматься картингом, ему это очень нравилось, теперь он понял, что спорт в его жизни займет главное место. А родители все еще считали его страсть мимолетным увлечением. Но судьба сама расставила все по своим местам, от нее не уйдешь. Постепенно стало очевидно, что у Сандро великолепные способности, и у него может быть большое будущее в мире спорта. Но семья Дзанарди не была состоятельной, да и ряд трагических событий настроил мать и отца против того, чтобы их сын выступал на серьезных соревнованиях. О том, чтобы он посвятил себя полностью автогонкам, не могло быть и речи! Но в конце 1987 года отец одного из друзей Сандро по картингу предложил ему поддержку для выступлений в автогонках – он готов был выступить в роли спонсора. Алессандро согласился вопреки мнению родителей.

На одном из крупных соревнований он, единственный в пелотоне, облепил свой карт наклейками шинной компании «4 Stars», не придавая этому смысл, просто понравились яркие картинки. В тот день Алессандро приехал на подиум. А после гонки босс этой самой шинной компании предложил ему контракт. Им был нужен тест-пилот для их новой продукции в высшем классе национального картингового чемпионата. В обмен они были готовы оплачивать гонщику технику и расходы на участие в соревнованиях.

«Я сам никогда всерьез не надеялся, что карьера моя пойдет дальше картинга. А родители даже никогда не рассматривали такую возможность, – рассказывал Дзанарди. – Картинг, в конце концов, был не слишком опасной игрой, но переход в Ф-3 был для них концом мечты о моей безопасности. Он разрушал тот защитный кокон, который они столько лет вокруг меня создавали»

Победа Алекса Дзанарди на Oran Park Raceway в 1987 году

Воспоминания несут его по волнам памяти. Далекий 1991 год... С экранов телевизоров доносятся вести о распаде СССР, идет война в Персидском заливе, около Ливорно паром сталкивается с нефтяным танкером, и больше ста жертв погружают Италию в траур.

Алессандро Дзарти принимает участие в итальянской «Формуле-3», затем дебютирует в международном чемпионате «Формула-3000». Он выигрывает дважды и становится вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991. Потом были две гонки в Формуле-1 за команду «Джордан», но он не набрал ни одного очка. Алессандро до сих пор помнит то жгучее чувство обиды, которое разлилось в груди, но винить, кроме себя, было некого. Он помнит и то, как в 1992 был тест-пилотом «Минарди» и принял участие в трех этапах, но в двух из них даже не прошёл квалификацию, а в третьей – сошёл. В 1993 году Алессандро подписал контракт с командой «Лотус».

А в августе 1993 в Спа-Франкошам Алессандро впервые осознал, что автогонки – это большой риск, смерть прошла совсем рядом, только подмигнув ему. Во время практики в «Красной Воде» у его «Лотуса» на скорости в 289 км/ч отказала активная подвеска и машина врезалась в стену. Удар был страшным, мало кто в паддоке надеялся, что гонщик выживет. Но Дзанарди отделался сотрясением мозга и повреждением спинного нерва, на несколько дней парализовавшим левую руку. Хотя именно тогда ему впервые пришло в голову, что игра, возможно, не стоит свеч. Во второй гонке за британский коллектив Дзанарди завоевал свое первое очко на чемпионате мира. Но «Лотус» стал банкротом, и Сандро вне зависимости от своих желаний покинул чемпионат.

Алессандро Дзарти и Рене Арну

Странная вещь – память. Она хранит в себе все, и не отпускает ни на минуту. Алессандро вспоминает, что было много и радостного в его спортивной карьере. Он уезжает в Америку, где его окрестили на свой лад и стали называть просто Алекс. Для большого числа поклонников CART Алессандро Дзанарди был кумиром, как Михаэль Шумахер – для поклонников «Формулы-1». Кроме таланта, его обожали за то, что он был своим парнем, искренним и честным.

Этап серии CART в Лонг-Бич, 1998 год

Его дебют был успешным: стартовал с поула уже во второй гонке и выиграл три гран-при в том сезоне. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата. Следующие два года он доминировал на трассах, уверенно выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать побед. Оба этих сезона Алекс по-прежнему провел в составе конюшни Чипа Гэнасси.

Именно Дзанарди ввел моду на большое количество дыма после финиша, каждый раз прокручивая после победы «жука»

Он выигрывал гонки, стартуя с последнего места, срывал овации невероятными обгонами, ставил рекорды, выиграл в одну калитку два чемпионских титула. Самым близким и преданным другом стал партнер по команде Джимми Вассер. Его Алессандро вспомнил с особым теплом. В Америке Алекс стал по-настоящему счастлив. Удача всегда была на его стороне. Он стал известен и богат, обрел семью. У них появился большой дом на берегу озера, в котором всегда было много друзей.

Алекс Дзанарди против Брайана Херты на трассе Лагуна-Сека в 1996 году. Невероятный обгон!

// Последний круг – Алекс Занарди делает маневр, который вошел в историю, как «The Pass». Позже такой обгон был запрещен в последующих гран-при //

Но через три года все резко изменилось. Алессандро даже не сразу понял, что именно, но смятение в его душе росло день ото дня. Он начал чувствовать, что устал от чужой страны, языка, стиля жизни и принял решение вернуться домой. Он оставил все и снова отправился туда, где были его друзья и родные. Вернувшись в Европу, Алесанндро снова захотел попробовать себя в «Формуле-1». Ему поступило предложение от «Уильямс». Сандро получил сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии. Но все пошло не так, как предполагалось. Им были допущены досадные ошибки, да плюс ко всему болид «Уильямса» 1999 года, оснащенный двигателями «Супертек», был недостаточно быстр и ненадежен. Когда Дзанарди не набрал ни одного очка, с ним разорвали контракт. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика «Формулы-1».

Сандро пытался понять, почему у него не сложилось с «Формулой-1». Может быть дело в том, что к тому времени в «Формуле-1» уже вступала в силу эпоха менеджеров. Судьбы пилотов решались не на трассе, а в кулуарах, а он не умел, а может быть не хотел с выгодой обустраивать свои дела. Прямолинейный, честный, импульсивный, порой излишне доверчивый, он оказался в атмосфере интриг и многоходовых шахматных комбинаций этого аристократического клуба, став разменной пешкой в руках опытных игроков, и он начал совершать одну тактическую ошибку за другой. Сандро вспоминает это все снова и снова, стараясь как можно дальше отогнать мысли о самом страшном дне его жизни.

Память… она безжалостно несла его в тот злополучный черный день. В 2001-м он решил вернуться в CART. Наверное, это все же судьба, от которой не уйдешь. Сандро отказывался от многих предложений, поступающих ему. Друзья и семья не понимали его. Но он объяснял это себе внезапно навалившейся хандрой и жуткой усталостью. И вдруг, неожиданно для многих, и главное для самого себя, Алессандро подписал роковой для себя контракт с новой конюшней, созданной его бывшим гоночным инженером Мо Нанном, команда которого еще была не готова бороться на высоком уровне.

15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце. Он помнит тот день до мельчайших подробностей. Солнце светило особенно отчаянно, а небо было пронзительно-синим. То насмешливое палящее солнце и сейчас стои́т у него перед глазами. Не было тревоги и волнения, а было только одно желание – победить! Алессандро уже успел поучаствовать во многих авточемпионатах, ему был знаком головокружительный вкус успеха и славы, и он решил снова и снова доказывать, что способен на очень многое. Ничто не предвещало беды. Уже за 13 кругов до финиша он стал безусловным лидером гонки, в голове у него лихорадочно звенело: «Давай, ты сможешь!» За тринадцать кругов до финиша, лидировавший в гонке, Дзанарди остановился в боксах для смены резины.

«Ну вот, гонка выиграна. Теперь меня уже никто не остановит! Если бы я только знал, что случится несколькими секундами спустя»

Выезжая с пит-лэйна, Сандро слишком резко начал ускорение на холодных покрышках – машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Тальяни, входивший в поворот и мчавшийся со скоростью 320 км/ч. От удара легкий «Рейнар» буквально переломился пополам вместе с Дзанарди... Трибуны и комментаторы едва успели ахнуть. А дальше темнота… Алессандро провалился в холодную бездну. Больше он ничего не помнит…

Весь пелетон потом будет ломать головы, что же стало причиной этого трагического пируэта – гонщики сойдутся на том, что на асфальте оказалось масло, пролившееся из машины технической поддержки

Авария была настолько жуткой, что никто не ожидал, что Дзанарди выживет. Наверное, это было настоящее чудо, что он не погиб! Но от его обеих ног ниже коленей практически ничего не осталось – авария навсегда изуродовала Алессандро. В тяжелейшем состоянии вертолет доставил его в ближайшую больницу, вопрос жизни и смерти решали минуты и даже секунды. Вместе с умирающим гонщиком поехали его жена Даниэла и священник серии, который в дороге соборовал Алессандро, готовя его к смерти по церквному канону. Уже почти никто не сомневался, что выжить у него нет ни малейшего шанса.

В тот день его сердце останавливалось 7 раз, он потерял 75 % крови, в его теле оставалось меньше литра крови, сердце качало только плазму и воздух, в тот день он должен был умереть

Врачи боролись за его жизнь и выиграли эту труднейшую партию у смерти. Дзанарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. После них полтора месяца в больнице были потрачены на то, чтобы снова научиться делать простейшие вещи – например, дышать самостоятельно после отключения аппарата вентиляции легких. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.

Сейчас к нему возвращаются воспоминания. Боль душевная смешалась с болью физической, и не понятно, как теперь с этим жить… «Неужели все потеряно навсегда, кто я теперь и кому я нужен?» – эти мысли не покидали Алессандро, они вихрем проносились в голове, и избавиться от них хоть на мгновение не было никакой возможности.

В эти непростые дни его поддерживали друзья, близкие и просто люди, не знающие его лично, но услышав об ужасной трагедии, случившейся с ним, слали ему слова поддержки и утешения. А однажды на его имя из далекой заснеженной России пришла бандероль, в ней находилась книга неизвестного ему автора Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в переводе на итальянский. Он открыл ее, начал читать и уже не мог оторваться. Повесть захватила его. Книга была о летчике Маресьеве, который, потеряв обе ноги, сумел вернуться в строй. И после прочтения Алессандро поверил в то, что и он сможет доказать всем и прежде всего себе, что списывать его еще рано!

«Если бы до аварии я спросил себя: Что я буду делать, если подобное случится? Ответ был бы: Покончил с жизнью. Но когда это произошло, мне пришлось повторить вопрос, и на этот раз серьезно. Серьезный ответ: жизнь – это прекрасная возможность, зачем от нее отказываться»

Специалисты пообещали изготовить такие протезы, на которых он сможет ходить без костылей. Размер ноги при их изготовлении был уменьшен с 44-го до 36-го. Цель Алессандро была снова начать водить машину. Он знал, что сможет, был уверен, ведь русский летчик смог! И тоже он сможет. Обязательно сможет! Начались интенсивные тренировки. Сначала нужно было научиться обходиться без костылей, а потом – найти подходящую машину.

Прошло время. Сколько было приложено усилий, сколько пролито пота, а может быть и слез – как знать – известно только самому Сандро, равно как и чего ему стоило снова встать в строй! Летом 2002 года упорство Дзанарди было вознаграждено – он начал уверенно ходить на протезах. Он с женой Даниэлой выбрался в Торонто на гонку серии CART – повидаться со старыми друзьями. Алекс был встречен как герой, а дирекция гонки даже попросила оказать им честь и сделать отмашку флагом на старт и финиш.

2002г. Алессандро готов вернуться в профессиональный автоспорт

У Алессандро оставалась одна заветная мечта. Мысли о ней не выходили из головы, он думал постоянно о том, что хочет вернуться на «Лаузитцринг» и все же доехать те 13 оставшихся кругов. И эта мечта воплотилась в реальность. В мае 2003 года CART вновь приехал на этот немецкий автодром, и к этому времени Алессандро понял, что может без проблем управлять картом, если ступни протезов жестко зафиксировать на педалях. Алессандро впервые сел в кокпит модифицированного болида и после пары кругов понял, что для него ничего не изменилось. Нет страха, а тело помнит все движения. Символическое шоу на «Лаузитцринге» прошло восхитительно. Дзанарди вывел свой «Рейнар» на овал перед переполненными трибунами и наконец-то провел до конца свою незаконченную гонку.

13 кругов Алессандро Дзанарди по Лаузитцрингу

«Это было как воссоединение с любовью всей твоей жизни, которую у тебя внезапно отобрали на полтора года», – признается потом Дзанарди

Позже Алессандро предложили поучаствовать в европейской серии «Туринг» (ETCC), предоставив ему специальную машину с ручным управлением. Результаты пробных гонок 2003 года были впечатляющими настолько, что на следующий год Дзанарди перешел в WTCC, выехал на трассу уже как боевой пилот и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии. А 2005-м перешел в мировую серию, где уже не просто участвовал, а выиграл гонку!

10 лет назад в Ошерслебене Алессандро Дзанарди впервые выиграл после чудовищной аварии, в которой он лишился ног

Он по-прежнему мечтал вернуться в «Формулу-1», пусть даже в качестве тестера. И, как известно, мечтам свойственно сбываться. Ему позвонили из «БМВ». И в 2006 году Дзанарди принял участие в показательных заездах команды «БМВ». Под него специально переделали рулевое управление болида, и он снова выехал на автодром, как и в старые добрые времена. Алессандро, без обеих ног, но все такой же неукротимый, быстрый, отважный, снова был за рулем одного из самых скоростных в мире автомобилей!

У Алессандро появилась новая мечта – выступить на Паралимпийских играх. В качестве вида спорта он выбрал ручной велосипед, наиболее близкий вид спорта к тому, чем он занимался всю жизнь. В 2009-м Дзанарди в классе ручных велосипедов выиграл марафон в Венеции, в 2010-м в Риме, в 2011-м одержал победу в Нью-Йорке. 5 сентября 2012 года на Паралимпийских играх он завоевал золотую медаль на дистанции 16 км, а 7 сентября 2012 года выиграл второе золото на дистанции в 64 км.

Он и сегодня в строю, этот итальянский Маресьев. Своим примером показывая, что нет ничего невозможного, а жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. И что не стоит сдаваться, а нужно идти вперед и только вперед, пусть даже вопреки!

Ежегодная гонка «24 часа Спа» 2015 год

«Никогда не чувствовал себя несчастным, и думал о том, что могу сделать еще, а не о том, что потерял. Каждый день может дать вам что-то новое. После аварии мой образ жизни изменился. Никогда не считал, что моя жизнь стала драматичной, просто она стала другой»

▪ ▪ ▪ ▪ ▪

Двукратный чемпион автогоночной серии CART (1997-1998)

Чемпион Italian Superturismo

Победитель гонок WTCC

В ноябре 2011 года Дзанарди одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов.

Топовое фото: Global Look Press /Fabio Bozzani/dpa

    Алессандро Дзанарди - итальянский спортсмен. Родился в Кастель-Маджоре 23 октября 1966 года. Дебютировал на картинге в тринадцатилетнем возрасте. Позже стартовал в национальной Формуле-3. Впервые в 1991 году выступил в международной Формуле-3000. В первом же сезоне Дзанарди завоевал первое место в двух гонках, и получил вице-премьерский титул по результатам чемпионата.

    Формула-1 и гоночная карьера

    В 1991 году в финале сезона Дзанардини провел 2 гонки как член команды Jordan в Ф-1. Он не смог пробиться в очковую зону и дважды приходил к финишу на девятой позиции. Следующий сезон он выступал в качестве тест-пилота в команде Minardi и выступил в 3-х Гран При, в двух из которых не смог преодолеть квалификационный отбор, а в третьем не пересёк финишную черту.

    В 1993 году Дзанарди заключил договор с командой Lotus, выступая в гонке в Бразилии, гонщик добыл первое очко в первенстве. Во время Гран При Бельгии спортсмен попал в серьезную аварию, в результате чего был сильно травмирован и не смог завершить сезон. Пока Алессандро находился на лечении его команда обанкротилась и он утратил шанс вернуться в Формулу.

    Благодаря помощи Мориса Нанна Алессандро в 1996 заключил контракт с благополучной командой Chip Ganassi Racing, которая выступала в гонках CART. Старт в этой серии для гонщика оказался удачным: уже во второй гонке он стартовал с поул-позиции и победил в трех Гран При. Благодаря этому, по итогам сезона Алессандро завоевал бронзу, разделив второе место по количеству очков с Андретти. Дополнительной наградой стал титул «Новичок года».

    В 1997-1998 годах Дзанарди дважды завоевал чемпионский титул серии CART.

    В 1997 Дзанарди заключил договор с Williams и повел сезон в Ф-1. Его партнером по команде стал Ральф Шумахер, которому Алессандро явно уступал. Дзанарди не смог пробиться на очковые позиции, а в конце сезона договор с ним был разорван.

    Итальянец снова вернулся в гонки CART, заключив договор с Mo Nunn Racing.

    Выступая в гонке 15 сентября 2001 года, которая состоялась в Германии на трассе Лаузитцринг, Алессандро попал в аварию из-за собственной ошибки. Чтобы спасти жизнь гонщику, докторам пришлось ампутировать нижние конечности до колена. Благодаря своей силе воли, к концу года гонщик начал ходить на специальных протезах.

    Карьера после трагедии

    В 2003 году, специально переоборудовав болид под свои потребности, итальянец проехал 13 кругов перед стартом гонки на Лаузитцринге, которую он не завершил в 2001 году из-за аварии. Время, которое он показал во время выступления, позволило бы ему занять шестую позицию на старте.

    Даже отсутствие ног не помешало итальянцу участвовать в гоночных соревнованиях. Пройдя спецпрограмму реабилитации и за рулем автомобиля с ручным управлением, спортсмен отправился покорять туринговые гонки. В 2003 году он впервые стартовал в первенстве Европы ETCC, а со следующего года стал там постоянным пилотом, а спустя год перешел в WTCC.

    В 2006 Алессандро выполнил показательные тесты на болиде BMW F1.

    Кроме гонок на автомобилях, итальянец занялся велоспортом и в 2011 году завоевал золото в веломарафоне для велосипедов с ручным управлением, который проходил в Нью-Йорке. В 2012 году подтвердили его заявку на участие в Паралимпийских играх, где он дважды стал золотым призером на дистанциях в 16 и 64 км.

    Кроме всего прочего, Дзанарди работает на телевидении ведущим ток-шоу, которое посвящено науке и новинкам в области технологий.