Значение тренировочного этапа. Управление подготовкой высококвалифицированных фехтовальщиков

Задачи подготовки футболистов высокой квалификации во многом определяются эффективной методикой многолетней подготовки юных футболистов. Широкий возрастной диапазон многолетней подготовки (от начала занятий футболом в 8 лет до зоны первых больших успехов в 19-21 год) требует учета следующих методических положений:

преемственности задач, средств и методов тренировки юных и квалифицированных футболистов;

рационального планирования тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом соблюдения принципа постепенности;

динамики объема средств ОФП и СФП с изменением соотношения между ними (увеличивается удельный вес СФП);

преимущественного развития отдельных физических качеств и специальных навыков в наиболее благоприятные возрастные периоды;

индивидуализации работы по овладению технико-тактическим мастерством;

оптимальности объема соревновательной (интегральной) подготовки в целях решения основных задач;

использования системы оценки уровня спортивной подготовленности юных футболистов и качества работы, как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом.

Многолетняя подготовка делится на этапы, целевой установкой которых является оптимальное управление процессом подготовки юных футболистов. В соответствии с многолетней практикой и научными данными выделяются три основных этапа:

начального обучения - мальчики 8-10 лет;

специализации (углубленной тренировки) - мальчики 10-16 лет;

спортивного совершенствования - юноши 16-18 лет.

Возрастная граница между этапами несколько условна. Продолжительность этапов обусловливается в основном уровнем физической и специальной подготовленности, способностью к освоению все возрастающих как по объему, так и по интенсивности тренировочных нагрузок. Необходимо также учитывать паспортный и биологический возраст занимающихся.

Модель построения многолетней тренировки юных футболистов представлена в табл. 4. Учет особенностей содержания этапов (цель, задачи, преимущественная направленность используемых средств и методов, динамика тренировочной нагрузки и т.д.) позволяет создавать условия, способствующие реализации объективных закономерностей спортивной тренировки. Это является основой оптимального управления многолетней тренировкой.

Планирование

Необходимым условием эффективного управления многолетней подготовкой юных футболистов является правильное планирование. Оно дает возможность определить основные направления подготовки, распределить их по времени, выбрать оптимальные средства и методы решения задач.

Планирование - это предвидение конечной цели и ее достижение. В практике подготовки юных футболистов используются перспективное, годовое, этапное и текущее планирование.

6.5.1. Перспективное планирование

Перспективное планирование осуществляется, начиная с этапа специализации. План составляют на 2-3 года для футболистов младшего возраста (11-14 лет) и на 3-4 года - для учебных групп старшего возраста. Исходя из цели многолетней подготовки, разрабатывают конкретные задачи, которые предстоит решить на планируемом этапе, определяют основную направленность и содержание тренировочного процесса, устанавливают оптимальные тренировочные и соревновательные нагрузки, предусматривают выполнение контрольных нормативов. В плане отражается тенденция возрастающих из года в год требований к подготовленности юных футболистов. Повышение сложности решаемых задач тесно связано с увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Успех перспективного планирования зависит не только от правильного выбора направления тренировочной работы, но и от глубокого анализа содержания подготовки юных футболистов в предшествующие годы. Крайне важно определить сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, причины невыполнения ими тех или иных показателей. Большую помощь в обеспечении преемственности перспективных планов оказывает систематически проводимый комплексный контроль.

Для спортсменов, являющихся кандидатами в сборные команды, составляют индивидуальные перспективные планы подготовки. В индивидуальном Планировании установки общего плана конкретизируют применительно к каждому перспективному юному футболисту.

Таблица 4. Модель построения многолетней тренировки юных футболистов

6.5.2. Годовое планирование

Годовой план составляется для каждой учебной группы, исходя из круглогодичности подготовки и в соответствии с утвержденным тематическим планом учебно-тренировочной работы (табл. 5). Годовое планирование ведется на основании перспективных планов и направлено на их реализацию. В плане более детально излагается содержание тренировки (соотношение тренировочной и соревновательной нагрузок, их объем, величина и специализированность, распределение времени по видам подготовки, текущие и контрольные испытания и т.д.) с учетом поставленных задач, возраста занимающихся, их подготовленности, календаря соревнований, материальных условий, итогов реализации прошлогоднего плана и т.д. При этом особенно важно учитывать режим работы в общеобразовательной школе (динамику учебной нагрузки, экзамены, каникулы и т.д.).

Годовое планирование тесно связано с вопросами периодизации тренировки, в основе которой лежат закономерности развития спортивной формы. Знание и использование этих закономерностей позволяют подготовить футболистов к достижению высоких результатов в данном годовом цикле. В работе с юными футболистами периодизация более ярко выражена в старшем возрасте, для младшего, возраста основная направленность тренировки - обучающая.

Начиная с середины этапа углубленной тренировки (возраст 13-14 лет), в годичном цикле выделяются три периода подготовки: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период. Задача периода обеспечить разностороннюю подготовку юных футболистов и на этой основе совершенствовать их технико-тактическое мастерство. Тренировки должны носить разнообразный характер как по содержанию, так и по нагрузкам.

Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специальноподготовительный.

Основная направленность общеоподготовительного этапа характеризуется созданием и развитием предпосылок приобретения спортивной формы. Физическая подготовка направлена на повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие необходимых физических качеств; техническая и тактическая подготовка - на восстановление и совершенствование двигательных навыков и тактических действий. На данном этапе удельный вес средств ОФП несколько превышает объем упражнений по СФП. Предпочтение отдается методам, которые предъявляют к организму менее жесткие требования (повторному, равномерному, переменному, игровому).

Тренировочный процесс на специальноподготовительном этапе тесно связан с непосредственным становлением спортивной формы. Задачи физической подготовки - дальнейшее повышение функциональных возможностей юных футболистов и развитие специальных физических качеств (с учетом специфики игры). Технико-тактическая подготовка направлена на углубленное совершенствование специальных навыков и расширение их объема.

Основное средство подготовки - специализированные упражнения с мячом. Более широко используются интервальный и соревновательный методы. Однако игровая подготовка не должна подменять учебно-тренировочной работы.

Соревновательный период. Цель тренировки в этом периоде - сохранение спортивной формы и реализация ее в максимальных результатах. Физическая подготовка связана с обеспечением и поддержанием ее наивысшего уровня на протяжении всего периода. Продолжается совершенствование ранее изученных технических приемов. Тактическая подготовка направлена на повышение уровня тактического мышления юных футболистов, их взаимопонимание в звеньях, линиях, овладение эффективными тактическими комбинациями.

Удельный вес средств общей и специальной физической подготовки не должен существенно снижаться по сравнению со специально-подготовительным этапом. В тренировке наиболее широко используют игровой, соревновательный и повторный методы.

В соревновательном периоде рекомендуется предусмотреть промежуточный подготовительный этап продолжительностью 4-б недель. Его целесообразно проводить в оздоровительно-спортивном лагере или на учебно-тренировочном сборе. В зависимости от уровня подготовленности юных футболистов преимущественная направленность промежуточного этапа носит общий или специальный характер

Переходный период. В этом периоде осуществляется постепенный переход от спортивной деятельности большого объема и высокой интенсивности к менее интенсивным нагрузкам. Происходит смена средств и методов, которые направлены на поддержание уровня физической подготовленности и расширение двигательных навыков (предпочтение отдается развитию качества ловкости).

Основными средствами являются подвижные и спортивные игры, плавание, лыжи, акробатика. Параллельно устраняются недостатки в технической и тактической подготовленности, отмеченные в процессе соревнований, продолжается совершенствование наиболее эффективных индивидуальных технико-тактических навыков.

Таблица 5. Тематический учебный план (в час.)

6.5.3. Этапное и текущее планирование

Годовые планы конкретизируются составлением рабочих планов на каждый месяц. В месячном плане уточняется содержание и направленность тренировки, раскрываются объем и динамика нагрузки.

Месячная схема распределения спортивных нагрузок реализуется в рамках тренировочных и соревновательных микроциклов. Наиболее оптимальными в подготовке юных футболистов являются недельные микроциклы. Тренировочные микроциклы планируют в подготовительном периоде. Основная цель - обеспечить повышение тренированности и развития спортивной формы. Основной задачей соревновательного (межигрового) микроцикла является повышение (или поддержание) достигнутого уровня тренированности, совершенствование технико-тактического мастерства и обеспечение оптимальной подготовки к следующей игре. При планировании содержания занятий в микроцикле и их системе необходимо учитывать закономерности переноса двигательных навыков и развития физических качеств.

На основании месячных и недельных планов разрабатывают конспекты отдельных занятий (уроков), которые являются основной формой тренировки юных футболистов.

Подготовительный период

Этот период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. "Фундаментом" успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительный период. Кроме этого, большое внимание уделяется воспитанию волевых качеств, изучению теории лыжного спорта и т.д. Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на три этапа.

1-й этап - весенне-летний (в соответствии с задачами тренировки его еще называют общеподготовительным). Он начинается с 1 мая, и у квалифицированных лыжников продолжается обычно до 31 июля. Важнейшая задача подготовки в это время - постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники. 2-й этап - летне-осенний (этап предварительной специальной подготовки). Он начинается с 1 августа и продолжается до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время. Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнения циклических упражнений. Однако увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстает от кривой роста объема. Это принципиальная схема изменения объема и интенсивности, но в отдельные микроциклы объем, а вслед ему и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. Такое повышение может иногда достигать околопредельных величин, что допустимо только на основе высокого уровня ОФП. Хотя объем средств ОФП на этом этапе постепенно уменьшается, но задача удержания достигнутого уровня основных физических качеств (средствами ОФП) должна быть решена полностью и снижение достигнутого уровня недопустимо. Вместе с тем значительно увеличивается объем средств СФП.

На двух первых этапах подготовительного периода лыжники принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной подготовленности. Обычно уровень развития специальных качеств определяется по результатам соревнований на лыжероллерах, в беге по пересеченной местности, в смешанном передвижении (бег + имитация попеременного двухшажного хода в подъемы) - все это проводится на различных стандартных дистанциях. Кроме того, уровень развития специальных качеств оценивается по результатам имитации в подъемы (на отрезках).

3-й этап - зимний (основной специальной подготовки). Он начинается с момента занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от климатических условий (времени установления снежного покрова в данной местности) и квалификации лыжников (сильнейшие лыжники выезжают на первый снег в северные и восточные районы) сроки начала зимнего этапа различны. В средней полосе он обычно начинается в третьей декаде ноября или чуть позже. Оканчивается зимний этап обычно в конце декабря - начале января с началом основных соревнований сезона. Во многом сроки зависят от календаря соревнований и квалификации лыжников. На этом этапе решаются главные задачи - развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его скончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Лыжники на этапе выполняют наибольший объем нагрузки. Пик объема приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки, направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается. В ходе занятий создается основа для дальнейшего повышения интенсивности нагрузки и достижения спортивной формы. Одновременно решаются и задачи обучения (подростков, юношей и лыжников-новичков) и совершенствования техники способов передвижения на лыжах (у сильнейших спортсменов). За бесснежный период, несмотря на применение средств специальной подготовки, лыжники, даже хорошо владеющие техникой передвижения на лыжах, частично утрачивают навыки, теряют тонкие координационные ощущения, "чувство" лыж, снега. Поэтому в первых длительных тренировках обучению и совершенствованию техники отводится значительная часть времени (в зависимости от возраста и квалификации).

В дальнейшем в связи с увеличением нагрузки, направленной на развитие скоростной выносливости, общий объем нагрузки снижается (но остается достаточно высоким), а интенсивность тренировок возрастает. На этом этапе параллельно развиваются и другие специальные качества - быстрота и сила. Помимо тренировок на лыжах проводятся занятия по ОФП. Основная их задача - поддержать достигнутый уровень ОФП. Изменение объема, интенсивности специальной подготовки, а также поддержание уровня ОФП находится в тесной взаимосвязи с возрастом, подготовленностью и индивидуальными особенностями лыжников. Длительные тренировки с высокой интенсивностью в течение целого ряда занятий, не обеспеченные предварительной подготовкой, а также не соответствующие возрасту занимающихся, могут привести к перегрузке лыжников и в дальнейшем - к переутомлению. Тренировки на этом этапе должны быть построены так, чтобы лыжники достигли спортивной формы к окончанию этапа. На зимнем этапе подготовительного периода лыжники выступают в ряде контрольных (или других видах) соревнований. Как правило, специальная подготовка, тем более форсирование достижения высокой работоспособности к этим соревнованиям, не проводится. В них лыжники выступают по ходу планомерной подготовки к соревновательному периоду, т.е. никаких изменений в объеме, интенсивности или цикличности нагрузки специально к конкретным соревнованиям этого этапа не вносится.

Интенсивность на этом этапе в целом значительна, но к концу подготовительного периода она не должна достигать предела, характерного для соревновательного периода.

Основные направления тренировки

Как известно, одним из реальных путей достижения высоких спортивных показателей прежде считалась ранняя специализация, т.е. попытка с первых шагов определить специальность спортсмена и организовать соответствующую подготовку. В отдельных случаях такая специализация давала положительные результаты. Однако она приводила иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких показателей при слабом общем физическом развитии, а затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней узкой специализации и отдать предпочтение многообразной разносторонней подготовке юных спортсменов.

Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

Уже на этапе начальной подготовки наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение для киокусинкай.

На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 10-11лет. Этот возраст совпадает с этапом начальной спортивной подготовки в киокусинкай. В следующих возрастных группах (юношей среднего и старшего возраста) все виды прогноза затруднены. Если тренер не увидит самого важного в спортсмене до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.

Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения мастерством в киокусинкай и проводится отбор для последующих занятий спортом. На данном этапе нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т. д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.

Основная цель тренировки:

утверждение в выборе спортивной специализации и овладение основами техники.

Основные задачи:

укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;

постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;

обучение технике киокусинкай;

повышение уровня физической подготовленности на основе проведения разносторонней подготовки;

отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий киокусинкай.

привитие стойкого интереса к занятиям киокусинкай;

Факторы, ограничивающие нагрузку:

недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

возрастные особенности физического развития;

недостаточный общий объем двигательных навыков и умений.

Основные средства:

подвижные игры и игровые упражнения;

общеразвивающие упражнения;

элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, перевороты и др.);

всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мя­чей и др.);

скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплек­сов);

гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;

школа техники рукопашного боя и изучение обязательной про­граммы технико-тактических комплексов (ТТК);

комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (зада­ние на дом).

Основные методы выполнения упражнений:

повторный;

равномерный;

круговой;

контрольный;

соревновательный.

Особенности обучения:

Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий им необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обуче­ния должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Обучение каждому техническому действию или комплексу действий нужно проводить в течение 15-25 занятий (30-35 мин в каждом).

Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и совершенствованию двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов (специализированные игровые методы обучения представлены ниже).

Методика контроля

Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется, как правило, тренером по оценке выполнения обязательной программы, при сдаче экзаменационных зачетов на промежуточных этапах обучения.

Контроль за эффективностью физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.

При планировании контрольных проверок по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок и последовательность выполнения упражнений:

контрольные упражнения проводятся в течение одного дня.

упражнения проводятся на скорость, на силу, на выносливость. В отдельных случаях порядок проверки может быть изменен.

Особое внимание при контроле уделяется соблюдению одинаковых условий: время дня, учет времени приема пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и т. д. Контрольные проверки желательно проводить в торжественной соревновательной обстановке.

Врачебный контроль

Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:

углубленное медицинское обследование (2 раза в год);

медицинское обследование перед соревнованиями;

врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.

Участие в соревнованиях

Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На данном этапе тренировки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. На данном этапе обучения необходима гуманизация соревновательной деятельности юных спортсменов

Под гуманизацией соревновательной деятельности юных спортсменов понимается изменение форм проведения соревнований, направленное на обогащение их содержания с целью повышения удовлетворенности состязательным процессом, как тренера, так и юного спортсмена.

В основе соревновательной деятельности лежит принудительная подгонка личности соревнующегося под усредненные, но обязательные и единые для всех требования (правила). Такое взаимодействие возможностей юного спортсмена и ценностей, присущих его личности, находится в противоречии с удовлетворенностью.

Проведение соревнований среди младших юношей по регламенту взрослых спортсменов неприемлемо. Большие соревновательные перегрузки предъявляют высокие требования, прежде всего к здоровью юношей, как физическому, так и моральному. Формирование чемпионских притязаний отрицательно сказывается на моральной стороне воспитания детей.

Основное требование к соревновательной деятельности младших юношей - это свобода в выборе предоставленных ему более широких возможностей проявить себя. При этом важно получить преимущество над противником, которое будет признано как отдельная победа. В этом случае можно выявлять двух и более победителей. При этом личностные ценности должны быть выработаны самим борцом самостоятельно. Они формируются на основе личного переживания. Поэтому соревновательную деятельность юного каратиста следует оценивать по тому, как он готов самостоятельно действовать принимать решения в условиях, в которые он раньше не попадал. В табл. 12 представлены критерии выявления победителей в поединках младших юношей.

Таблица 12

Формы проведения соревнований среди младших юношей

Формы проведения

Победитель

Проведение поединка по правилам сумо

Красивое проведение ударов ногами

Проведение «заказного» приема (название приема сообщается спортсменом арбитру и руководителю татами, но сохраняется в тайне от противника или не сохраняется). При проведении «заказного» приема поединок останавливается и объявляется победитель

Командные соревнования (команда может состоять из двух, трех и более человек)

Соревнования по ката (демонстрация техники). По результатам соревнования присваивается квалификационная степень (кю)

Соревнования на проведение ударов в касание

Соревнования по выполнению общеразвивающих упражнений (эстафеты, игры, конкурсы, показательные выступления)

В ходе соревнований подчеркивается красота ведения поединка, доброжелательность отношений. Следует делать акцент на технику движений, а не силу удара. Каждый участник соревнований награждается обязательно.

Этапы многолетней подготовки спортсмена.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

Этап начальной спортивной специализации . Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество со- ревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

Каждый спортивный год делится на подготовительный, со­ревновательный (основной) и переходный периоды тренировки.

Периоды и этапы спортивной тренировки определяются зако­номерностями развития спортивной формы с учетом индивиду­альных особенностей борцов и календаря соревновании.

Закономерность развития спортивной формы заключается в непрерывной смене трех фаз: ее приобретения, сохранения и вре­менной ее утраты. Затем эти фазы повторяются на более высо­кой и прочной основе. Решающим фактором развития спортив­ной формы является тренировка.

I. Подготовительный период тренировки. Он составляет приб­лизительно 80 дней и направлен на обеспечение постепенного пе­рехода от активного отдыха к интенсивной специфической рабо­те, на дальнейшее развитие физических качеств, освоение и со­вершенствование техники и тактики борьбы. В подготовительном периоде закладывается прочный фундамент успешной деятель­ности спортсмена в предстоящем соревновательном периоде.

В основные задачи подготовительного периода входят: повы­шение функциональных возможностей организма, его работоспо­собности; повышение общефизической подготовленности и раз­витие необходимых борцу физических качеств; освоение приемов, контрприемов и защит и новых вариантов ранее освоенных тех­нических и тактических действий; дальнейшее совершенствова­ние излюбленных технических и тактических действий и устране­ние недостатков в их проведении; расширение знаний, умений и навыков в тактике ведения схватки и тактике участия в соревно­ваниях; воспитание моральных и волевых качеств; расширение знаний в области теории спортивной тренировки.

Основной разновидностью занятий по борьбе в это время яв­ляется учебно-треннровочное занятие. Один или два раза в неде­лю организуются занятия по физической подготовке. Не исклю­чено, что в подготовительном периоде могут проводиться неболь­шие соревнования, не требующие от спортсмена специальной подготовки для участия в них. Повышение работоспособности обеспечивается постепенным увеличением интенсивности и объема тренировочных нагрузок. В этом периоде нагрузка по интен­сивности - умеренная, по объему - большая. К основным сред­ствам тренировки в этот период относятся общеразвивающне упражнения, специальные упражнения, учебные и учебно-трени­ровочные схватки.

Соотношение общеразвивающих, специальных упражнений и схваток неодинаково. Во второй половине подготовительного пе­риода (по мере приближения соревновательного периода трени­ровки) удельный вес специальных упражнений и схваток увели­чивается.

Примерный вариант планирования недельного цикла тренировки подготовительного периода


Понедельник - учебно-тренировочное занятие по борьбе, направленное на изучение и совершенствование в технике и тактике, развитие быстроты и ловкости. Нагрузка средняя.

Вторник

Среда - учебно-тренировочное занятие по борьбе, направленное на изучение и совершенствование в технике я тактике, развитие быстроты и силы. Нагрузка средняя.

Четверг - занятие по физической подготовке. Нагрузка малая

Пятница - учебно-тренировочное занятие по борьбе, направленное на изу­чение и совершенствование в технике и тактике, развитие силы и выносливости. Нагрузка большая

Суббота

Воскресенье - активный отдых.

Недельный цикл строится примерно из расчета пяти дней за­нятий. Из них три дня в неделю (например, 1,3 и 5-й) имеют ос­новную направленность - совершенствование в технике и так­тике, а два дня (например, 2-й и 4-й) отводятся для развития физических качеств. 6-й день недельного цикла предназначен для посещения парной бани и массажа, а 7-й день - для активного отдыха.

Контроль за ходом выполнения задач подготовительного пе­риода целесообразно осуществлять дважды - в середине и кон­це периода. Для этого выполняются нормативные упражнения, используются объективные методы, определяющие уровень тех­нической, тактической и физической подготовки каждого из бор­цов, подвергаются анализу индивидуальные планы-дневники. С этой же целью во второй половине подготовительного периода можно запланировать проведение соревнований.

II. Соревновательный (основной) период тренировки . Этот период тренировки направлен на подготовку и успешное выступ­ление в соревнованиях. Его длительность около 8 месяцев. К важ­нейшим соревнованиям (а таких может быть три) борец дол­жен быть хорошо подготовлен. В интересах показа лучших результатов в крупных состязаниях выступления в других сорев­нованиях должны носить подчиненный характер.

Основными задачами соревновательного периода являются: приобретение высокого уровня тренированности; дальнейшее за­крепление, совершенствование и освоение новых вариантов тех­ники и тактики; расширение и закрепление знаний и умений в тактике ведения схватки и участии в соревнованиях; достижение высокого уровня развития физических, волевых и моральных ка­честв, необходимых в борьбе; расширение теоретических знаний.

Соревновательный период тренировки в соответствии с коли­чеством соревнований делится на этапы предварительной подго­товки к соревнованиям, непосредственной подготовки, участия в соревнованиях и активного отдыха после их окончания.

1. Этап предварительной подготовки планируется в том слу­чае, если имеется больше времени, чем это необходимо для не­посредственной целенаправленной подготовки к участию в бли­жайшем соревновании. Например, продолжительность времени между окончанием активного отдыха после предыдущего и на­чалом следующего соревнования равна 44 дням, тогда как для этапа специальной подготовки необходимо 30 дней. В этом слу­чае продолжительность этапа предварительной подготовки будет составлять две недели.

Основные задачи предварительного этапа подготовки сводят­ся к освоению новых вариантов технических и тактических дей­ствий, дальнейшему совершенствованию излюбленной техники и тактики с учетом задач предстоящего выступления; устранению недостатков, выявившихся в ходе прошедших соревновании; дальнейшему развитию физических качеств; укреплению волевых и моральных качеств. К основным средствам этого этапа трени­ровки относятся: общеразвиваюшие гимнастические упражнения и вспомогательные виды спорта (спортивные игры, упражнения со штангой, гребля, плавание, лыжи, бег на короткие дистанции, кросс, метания), различные специальные имитационные упраж­нения со снарядами и без снарядов, упражнения с партнером.

Особое внимание в этот период уделяется учебно-тренировоч­ным схваткам.

Интенсивность упражнений должна быть средней, объем - выше среднего.

Основная форма работы - учебно-тренировочное занятие. Для устранения недостатков в физической подготовке борцов специально организуются занятия вспомогательными видами спорта и другими общеразвивающими упражнениями.

Примерный вариант недельного цикла тренировки на этапе предварительной подготовки к соревнованиям

Понедельник - учебно-тренировочное занятие по борьбе. Направленность: изу­чение и совершенствование в технике и тактике, развитие быстроты и ловкости. Нагрузка средняя.

Вторник - учебно-тренировочное занятие по борьбе. Направленность: изучение и совершенствование в технике и тактике, развитие быстроты и силы. Нагрузка средняя.

Среда - занятия по физической подготовке. Нагрузка малая.

Четверг - то же, что и в понедельник. Нагрузка средняя.

Пятница - тренировочное занятие по борьбе. Направленность: совершен­ствование технического и тактического мастерства в схватках, развитие силы и выносливости. Нагрузка большая.

Суббота - парная баня, массаж. Нагрузка малая.

Воскресенье - активный отдых.

2. Этап непосредственной подготовки направлен на успешное подведение борцов к участию в соревнованиях.

Его продолжительность зависит от индивидуальных особен­ностей борцов, от масштаба соревнований и условий их проведе­ния (количественного и качественного состава участников), от задач, которые поставил перед собой коллектив или борец. В среднем специальная подготовка продолжается 20-30 дней.

Основные задачи этого этапа: достижение высокой специаль­ной работоспособности, совершенствование мастерства ведения схваток с учетом конкретных противников; дальнейшее закрепле­ние и совершенствование излюбленной техники и тактики, физиче­ских и волевых качеств с учетом особенностей подготовки основ­ных конкурентов и условий соревнований; приведение веса к нор­ме весовой категории; изучение особенностей предстоящих соревнований и мастерства предполагаемых соперников.

Основными средствами будут тренировочные схватки и спе­циальные упражнения с партнером.

Ведущей формой занятий на этом этапе являются тренировоч­ные занятия (см. стр. 102).

На этапе непосредственной подготовки борец, уделяя большое внимание совершенствованию излюбленной техники и тактики, некоторое время посвящает освоению новых вариантов ранее изученных действий. С этой целью наряду с тренировочными за­нятиями раз или два в неделю проводятся учебно-тренировочные занятия.

Для более полноценной подготовки к соревнованиям нужно тренироваться, планировать нагрузку и подбирать средства и методы с таким расчетом, чтобы условия подготовки ближе под­ходили к соревновательным.

Специальная подготовка к турнирным и матчевым соревнова­ниям неодинакова. Каждое из этих соревнований предъявляет различные требования к физической и тактической подготовлен­ности борца. В матчевой встрече борец проводит только одну схватку, в которой проявляет все свои физические, технические и тактические способности. Турнирные соревнования требуют го­раздо более высокого уровня физической подготовки, так как они длятся несколько дней подряд и борцу иногда в финальный день приходится проводить до четырех схваток.

По мере приближения соревнований все большее значение при­обретает индивидуальный подход к борцам. При определении ха­рактера и величины нагрузки (объема и интенсивности работы) для каждого борца нужно учитывать его физические и волевые особенности, тактическую и техническую подготовленность, сос­тояние организма в данный момент, а также нагрузку, которую он получает помимо тренировок (характер повседневной работы и бытовые условия).

Объем и интенсивность работы в начале этапа непосредствен­ной подготовки должны возрастать. В течение последних 12-15 дней объем несколько снижается, а интенсивность остается на прежнем уровне либо продолжает возрастать.

Постепенное увеличение нагрузки проходит прежде всего за счет увеличения времени на выполнение специальных упражне­ний и на тренировочные схватки. В первой половине этапа про­должительность отдельных схваток несколько превышает время, указанное в правилах соревнований.

Одновременно с увеличением времени ведения схваток следу­ет наращивать темп в специальных упражнениях и в схватках, а также увеличивать плотность занятий за счет сокращения пе­рерывов между упражнениями. Высокий темп ведения соревно­вательной схватки - одна из наиболее характерных сторон со­временной борьбы. Поэтому особое внимание надо уделять вос­питанию скоростной выносливости борца.

Опыт подготовки борцов к ответственным состязаниям пока­зывает, что наиболее успешно эта задача решается путем приме­нения переменно-интервального метода тренировки в сочетании с другими методами.

После приобретения борцом хорошей скоростной выносливос­ти необходимо дать задание, чтобы он проводил всю схватку в высоком темпе, в особенности на последней минуте каждого периода схватки и на последнем периоде. Это будет способство­вать дальнейшему развитию скоростной выносливости и подго­товке к решению различных тактических задач.

На этапе специальной подготовки большое значение приоб­ретает самоконтроль, педагогический и врачебный контроль. Содружество борца, тренера и врача позволяет правильно подбирать нагрузку и избегать перенапряжения и перетрени­ровки.

Если данные педагогического наблюдения, самоконтроля и врачебного контроля указывают на необходимость снижения на­грузки, то занятия надо заменить активным отдыхом либо вместо предусмотренной планом большой или максимальной нагрузки использовать среднюю или малую.

На этапе специальной подготовки следует особенно строго придерживаться режима и заботиться о восстановлении организ­ма спортсмена. Быстрому, полноценному восстановлению орга­низма после перенесенной нагрузки способствует парная баня, массаж (самомассаж) и применение специальных фармакологи­ческих препаратов, витаминов.

Препараты и витамины (в установленных врачом дозах) по­ложительно влияют на процесс восстановления организма и по­вышают его сопротивляемость к неблагоприятным влияниям внешней среды.

Для тренировки в схватках и в специальных упражнениях на­до подбирать партнеров и задания так, чтобы они возможно луч­ше моделировали действия противника. Перед началом подготов­ки к соревнованиям рекомендуется проводить занятия по разбору мастерства предполагаемых противников. При этом главное вни­мание уделяется основным конкурентам.

Наиболее подробно следует остановиться на характерных сторонах технической, тактической и волевой подготовки, на до­стоинствах и недостатках противника.

Тренер, учитывая особенности мастерства борца, должен ука­зать ему, какие средства и методы борьбы наиболее эффективны для нейтрализации преимущества разбираемого противника, ка­кие средства и методы необходимо использовать в схватке с ним для проявления своего преимущества, а также на отработку ка­ких технических и тактических действий следует борцу обратить особое внимание в оставшееся до соревнований время.

При подготовке к встрече с неизвестным противником необхо­димо совершенствовать умение вести схватку по различным так­тическим схемам. С этой целью учебно-тренировочиые и трени­ровочные схватки должны проводиться по самым разнообразным тактическим схемам, а борцы встречаться с различными по сво­им данным партнерами.

За 12-15 дней до начала соревнований назначаются конт­рольные схватки. Их количество зависит от того, к каким сорев­нованиям готовится борец: турнирным или матчевым - и како­вы условия его подготовки: занят ли он работой (учебой) или свободен в данный период времени. При подготовке в турнирным соревнованиям контрольные занятия организуются один либо два дня подряд, и в каждом из них борец проводит по две конт­рольные схватки. При подготовке к матчевым соревнованиям борцы принимают участке только в одной контрольной схватке в день.

После проведения этих схваток следует обязательно органи­зовать их разбор, чтобы определить, над устранением каких оши­бок и недостатков нужно работать в оставшееся время. За день-два до начала контрольных схваток и после них занятия плани­руются с малой нагрузкой.

После проведения контрольных схваток следует исправлять только основные недостатки и ошибки, легко поддающиеся устра­нению. Незадолго до начала ответственных соревнований борца переучивать не следует.

В дни, последующие за контрольными занятиями, тренировоч­ные схватки проводятся по регламенту, предусмотренному прави­лами соревнований. Это позволит в оставшееся до соревнований время приобрести способность еще более тонко «чувствовать время», тактически правильно распределять усилия в отдельных периодах схватки - все это будет содействовать развитию умения до конца выложиться в схватке.

За 2-3 дня перед началом турнирных соревнований и 1-2 дня перед матчевыми встречами нагрузка не должна быть выше средней. Более точно нагрузка определяется в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена и его самочувствия.

Перед соревнованиями борец должен большее время прово­дить на воздухе. Очень полезны прогулки в лесу, парке и спор­тивные игры с малой нагрузкой.

Известно, что первую схватку на соревнованиях борцы пере­носят тяжело. Спортсмены не могут полностью проявить все свои возможности. Особенно трудно приходится тем, кто сбавлял вес.

Чтобы избежать этого, накануне соревнований проводится тренировочное занятие - разминка: 10-15 минут спортсмены самостоятельно разминаются, затем участвуют в тренировочной схватке без бросков продолжительностью 8-10 минут. По окон­чании схватки - спокойная ходьба, упражнения на дыхание и расслабление.

Для тех борцов, которые готовятся выступать в соревновани­ях в меньшей весовой категории, одной из важных задач а этапе непосредственной подготовки является приведение веса к необ­ходимой норме. В практике нередки случаи, когда борец, хорошо подготовленный к соревнованиям, выступает значительно ниже своих возможностей только из-за того, что неверно снижал вес.

За две-три недели до начала соревнований борец с учетом со­стояния своего организма совместно с тренером и врачом со­ставляет график весового режима, в котором указывает, к како­му числу у него должен быть тот или иной вес.

Последние (2-3) тренировки рекомендуется проводить в спортивном костюме, в котором борец будет выступать на сорев­нованиях. Если соревнования состоятся в климатическом и вре­менном поясе, значительно отличающемся от привычного, жела­тельно, чтобы борец прибыл туда заранее для акклиматизации.

На последних тренировках партнерам следует особенно бе­режно относиться друг к другу во избежание травм.

При определении основного состава участников соревнований следует исходить из уровня мастерства каждого борца, резуль­татов выступления в предыдущих соревнованиях, степени трени­рованности и способности полноценно проявить себя в условиях предстоящих соревнований.

Учебно-тренировочный сбор завершает подготовку борцов к крупным соревнованиям.

Главная задача сбора - приобретение борцами высокой тре­нированности для успешного выступления в предстоящих сорев­нованиях.

Сроки сбора определяются масштабами предстоящих сорев­нований и уровнем тренированности спортсменов. Обычно они продолжаются 15-20 дней.

Лучшим местом для сбора является спортивная база, располо­женная за городом. Хорошие природные условия позволят борцу полноценно отдыхать после больших нагрузок, а организму быст­рее восстановиться. Кроме того, борцы должны использовать та­кие средства тренировки, как кроссы, пешие походы, греблю, плавание и др.

Спортивная база должна иметь: специально оборудованный зал для занятий по борьбе; место для занятий вспомогательными видами спорта (баскетболом, волейболом, футболом, штангой, гимнастикой, легкой атлетикой); помещение для проведения тео­ретических занятий и показа учебных кинофильмов; место куль­турного отдыха (кино, библиотеку и др.).

Для планового проведения сбора необходима следующая учебно-методическая документация: учебный план, - рабочий (поурочный) план (текстуальный или графический), план поли­тико-воспитательной и культурно-массовой работы; распорядок дня; график дежурств по сбору; график составления пар на схватки; журнал учета работы.

Успех работы на сборе во многом зависит от тренерского сос­тава. Для коллегиального осуществления всей работы на сборе создается тренерский совет: из тренеров, врача и комсорга. Тре­неры и врач должны хорошо знать индивидуальные особенности каждого из борцов, готовящихся к соревнованиям.

На сбор отбираются сильнейшие борцы организации, прово­дящей сбор. Количество участников сбора определяется харак­тером предстоящих соревнований (командное, личное, матчевые встречи в отдельных весах).

Если необходимо подготовить команду во всех весовых кате­гориях, количество участников должно быть не менее 16 человек (2-3 борца в каждом весе). В наилегчайшей и тяжелой весо­вых категориях целесообразно предусмотреть большее количест­во борцов.

Работа на сборе начинается с организационного собрания борцов и тренеров, где рассматриваются цели и задачи сбора, планирование учебно-тренировочного процесса, план политико-воспитательной и культурно-массовой работы (выбор редколле­гии, ответственных за отдельные разделы плана).

Основными документами, по которым ведется учебно-трени­ровочная работа, служат общий и индивидуальный рабочие (поурочные) планы тренировки спортсменов. Общий рабочий план сбора составляется тренерским советом заранее.

Рабочий план обычно строится на основе недельного цикла (см. стр. 188). Каждый день в недельном цикле имеет основную направленность: занятие по борьбе, по физической подготовке и т. д. Кроме основных занятий, отражающих направленность дня, в нагрузку входят дополнительные занятия. Дозировка и вид дополнительных занятий определяются в зависимости от основной нагрузки. В дополнительные занятия рекомендуется включать пешие походы, волейбол, баскетбол, плавание, греблю, штангу и др. Количество тренировочных дней в недельном цикле 5-6, из них 2-4 дня отводятся для занятий по борьбе, 2 - для занятий по физической подготовке и 1 -для занятий по теории.

Если предстоит турнирное состязание, то обычно проводится три занятия: утреннее, дневное и вечернее. При подготовке к матчевой встрече достаточно двух тренировок в день: утренней и дневной или вечерней.

Утренние занятия. Длительность и интенсивность ут­ренних занятий зависят от нагрузки в последующих основных занятиях: если она большая, то занятие длится от 35 до 40 мин., а если средняя и малая, то от 45 до 60 мин.

Утренние занятия проводятся под руководством дежурного тренера и начинаются с построения и рапорта дежурного участ­ника. В начале занятий тренер сообщает направленность и рас­порядок дня и делает другие необходимые объявления.

В первую часть занятий (15-20 мин.) включают: ходьбу - 500-800 м, бег, чередующийся с ходьбой (темп умеренный) - 1000-1300 м; общеразвивающие гимнастические упражнения.

Во вторую часть занятий (10-15 мин.) входят специальные упражнения без партнера и с партнерами на совершенствование техники и тактики борьбы.

В третью часть занятий (10-15 мин.) включают специальные упражнения для развития отдельных групп мышц. Занятия за­канчиваются упражнениями на расслабление и спокойной ходь­бой.

Занятия по борьбе . Для лучшей организации занятий участников сбора разбивают на группы по 8 -12 человек, т. е. составляют 4-6 пар. Для каждой из них определяют время тре­нировки на ковре. Такая организация занятий дает возможность более четко осуществить индивидуальный подход к борцам.

При подготовке к турнирным соревнованиям (когда схватки проходят днем и вечером) время занятий борьбой в недельном цикле следует чередовать днем и вечером, так как наибольшая работоспособность спортсмена совпадает с часами привычной тренировки.

3. Этап участия в соревнованиях. Здесь проходит дальнейшее совершенствование мастерства борца. Первостепенной задачей этого этапа является успешное выступление в соревнованиях и показ высоких спортивных результатов.

Успех выступления борца в соревнованиях в значительной мере определяется его правильным поведением. На соревнова­ниях надо экономно тратить силы, избегать излишних волнений, использовать каждую возможность для восстановления энергии.

Режим дня в этот период не должен резко отличаться от обычного. Для хорошего самочувствия огромную роль играет вечерняя прогулка и продолжительный сон (8-10 час). Прогулка успокаивает нервы и способствует нормальному сну.

Перед началом официального взвешивания надо предвари­тельно проверить свой вес и постараться пройти взвешивание как можно раньше, чтобы иметь большой промежуток времени между приемом пищи после взвешивания и началом схватки. Подробнее смотри раздел «Тактика участия в соревнованиях».

4. Послесоревновательный этап. Участие в соревнованиях со­пряжено с большой затратой физических сил и, особенно, нерв­ной энергии. Поэтому после выступления в соревновании для восстановления организма и сохранения спортивной формы пла­нируют кратковременный активный отдых (от 2 до 7 дней).

Продолжительность активного отдыха зависит от нагрузки, перенесенной борцом в соревновании, и его самочувствия. Так, если борец участвовал в матчевой встрече, достаточно 1-З дней. После крупных турнирных соревнований активный отдых может длиться 3-7 дней. На следующий день после проведенной встре­чи рекомендуется парная баня и массаж. В последующие дни физическую нагрузку следует ограничить утренними занятиями и вспомогательными видами спорта: охотой, греблей, плаванием, спортивными играми, прогулками на лыжах и т. п., которые про­ходят уже при умеренной интенсивности и при среднем их объ­еме. Занятия другими видами спорта улучшают протекание вос­становительных процессов. Желательно, чтобы занятия в это время проводились на открытом воздухе.

В период активного отдыха на ближайшем очередном заня­тии рекомендуется подвести итоги соревнований.

При анализе выступлений борцов в соревнованиях высказы­ваемые замечания надо подтверждать яркими примерами, оста­новиться на разборе интересных в этом отношении схваток или их отдельных эпизодов. Указания на недостатки необходимо свя­зать с рекомендациями, каким путем их следует устранять, на что нужно обратить внимание в дальнейшей работе над совер­шенствованием мастерства.

III. Переходный период тренировки (активный отдых) . Пе­реходный период является составной частью круглогодичной тре­нировки. В круглогодичном цикле он следует за основным перио­дом. Насыщенным длительными упорными тренировками, систе­матическим участием в соревнованиях.

Переходный период направлен на снижение тренировочной нагрузки и служит активным отдыхом для организма. В нем ре­шаются задачи по общефизической подготовке, укреплению здо­ровья и закаливанию организма. Он связан с фазой временного снижения спортивной формы.

Продолжительность переходного периода составляет пример­но 25-30 дней и зависит от индивидуальных особенностей борца, от того, насколько напряженно проходили его тренировки и вы­ступления в соревнованиях в основном периоде.

Этот период хорошо совмещать с очередным отпуском или каникулами (обычно его планируют на летние месяцы).

Нагрузка в это время должна быть значительно меньшей, чем в другие периоды тренировки. Необходимо стремиться к измене­нию форм и вида деятельности, к смене привычной обстановки тренировок, к тому, чтобы занятия проходили с интересом и вы­зывали положительные эмоции. С этой целью в переходном пе­риоде борец продолжает регулярно проводить утренние занятия (зарядку), широко применять общеразвивающие упражнения из других видов спорта; летом - плавание, греблю, спортивные иг­ры, походы, охоту; зимой - прогулки на лыжах, катание на коньках и т. д. При этом нагрузка должна быть небольшая.

Занятия следует проводить не реже 3 раз в неделю. Прибегая к другим видам спорта, борец не только снижает физическую нагрузку, но и (что очень важно) создает возможность для от­дыха нервной системы. Необходимо максимально использовать это время для закаливания организма и укрепления здоровья.

Если у борца есть травмы, нужно это время посвятить их ле­чению. В отдельных случаях по совету врача и тренера на опре­деленный срок может быть запланирован пассивный отдых. Пра­вильно осуществляемый переходный период создает благоприят­ные предпосылки для дальнейшего роста функциональных возможностей организма, специальной подготовки борца.