Зарядка от заикания. Самые эффективные способы лечения от заикания

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания - мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.

У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.

Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное - обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное - появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое - возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.

Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

Логопедические упражнения

Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.

Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.

Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

Дыхательная гимнастика

У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.

Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

Мышечная гимнастика

В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела - стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.

Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

Голосовая гимнастика

Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым - уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.

Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

Ритмическая гимнастика

Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.

Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

Упражнения от заикания эффективно решают проблему

Причины заикания

Провоцируют речевые трудности следующие причины:

  • дисфункция нервной системы в связи с неправильными родами и другими травмами;
  • последствие переучивания ребенка-левши в правшу;
  • ведущим глазом все равно остается левый;
  • несоответствие вызывает заикание;
  • стресс. При этом заикание усиливается в моменты волнений, при выступлениях на публике.

Гимнастика координирует ротовое и носовое дыхание. Вдох делается резко и быстро, сопровождается ритмичным движением, а выдох – бесшумно и медленно. Счет следует вести мысленно.

Существует комплекс упражнений от заикания:

  1. «Ладошки». Стоять ровно, руки в локтях согнуть, ладони смотрят вперед. На коротком вдохе стараемся схватить воздух ладонями. Затем спокойно выдыхаем. Одно упражнение включает 4 вдоха. Повторить нужно 2 раза. Между подходами выжидать паузу 2 секунды, опустив руки.
  2. «Погоны». Стоя, сжимаем кулаки и прижимаем их к талии. На вдохе направляем кулаки вниз, напрягая плечи. В упражнение входит 8 вдохов. Выполнять надо 12 раз.
  3. «Кошка». Устойчиво расставив ноги, приседаем на вдохе. Корпус повернуть вправо. На медленном выдохе – выпрямиться. Повторить в левую сторону. Всего 8 упражнений, выполнить 12 раз.
  4. «Объятие». Стоя, руки сгибаем в локтевых суставах. Локти смотрят в пол. Вдох – обнять себя за плечи, затем плавно выдохнуть. Сделать 8 вдохов 12 раз.
  5. «Маятник». Ноги расставить немного шире плеч. На вдохе делаем наклон вперед и тянемся руками к полу. Затем повторить упражнение, наклонившись назад. Выдох происходит медленно. Упражнение выполняется стоя или сидя.

Ошибочно считать, ориентируясь на названия, что это упражнения от заикания для детей. В детском возрасте избавиться от недуга проще. Но после регулярных тренировок уже через два месяца даже взрослый человек заметит изменения в своем произношении.

Кроме того, существуют речевые упражнения, следуя которым нужно произносить трудные звуки нараспев или же с определенным ритмом

Дыхательные упражнения от заикания способствуют массажу диафрагмы, снимают мышечные зажимы за счет свободно проходящего через связки воздуха и глубокого вдоха. Специалист научит правильно сочетать речевые и дыхательные упражнения. Следуя рекомендациям, можно избавиться от заикания и наслаждаться общением.

Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

  • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
  • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).

Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

  • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
  • Освоение техники диафрагмального дыхания;
  • Сознательная регулировка ритма дыхания;
  • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
  • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.

Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

Природа происхождения заикания

Перед тем как приступать к дыхательным упражнениям от заикания, нужно понять отчего возникает дефект. Исследователи и ученые, доктора и профессора сходятся во мнении, что заикание само по себе не является речевым нарушением. Психолог и педагог Р. Е. Левина считает, что скорость устранения дефектов речи зависит от того, насколько серьёзно ребенок относится к дефекту, а также в зависимости от природы возникновения заикания.

Целый ряд советских педагогов, таких как М. Е. Хватцев, М. И. Пайкин и другие считали, что первоочередной причиной появления заикания служит шоковое состояние, травма психологического характера, резкий испуг. Кроме того, специалисты настаивают, что простое спотыкание в речи еще не является заиканием и оно легче поддаётся корректировке.

Стоит выделить основные причины вызывающие патологию:

  • Заикание, как следствие травм, частых болезней, шоковых ситуаций;
  • Возникновение дефекта в случае, когда левшу переучивают в правшу;
  • Последствия пережитого шока, стресса, чрезмерного утомления во время публичных выступлений и подготовки к ним.

Каждый тип заикания вызванный, вышеуказанными причинами поддаётся лечению.

Один из способов решения проблемы – дыхательная гимнастика при заикании.

Методика лечения от А. Н. Стрельниковой

Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

  1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
  2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
  3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение «Ладошки»

Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

Упражнение «Погончики»

8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

Упражнение «Насос»

8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

Кинезиология как метод борьбы с заиканием

Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

  • упражнения влияют на развитие активности мозга;
  • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
  • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.

Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

  • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
  • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
  • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.

Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

Логоневроз нужно лечить при первых его проявлениях, когда он хорошо поддается коррекции. Дыхательная гимнастика для детей, упражнения которой отличаются эффективностью, часто назначается специалистами.

Задания дыхательной гимнастики

Исполнение упражнений помогает добиться таких результатов:

  • активизация мышц;
  • регуляция ритма, темпа и соотношения вдохов и выдохов;
  • освоение техники диафрагмального дыхания.

Гимнастику сопровождают звуками, их сочетаниями и словами. Тренировки должны быть систематическими и грамотно сложенными. Это способствует быстрому выздоровлению ребенка.

Задача комплекса заключается в стабилизации дыхания, обеспечении его плавности в процессе произношения слов. Количество воздуха на выходе должно быть достаточным, чтобы фразы не прерывались. Первоначальные занятия лучше проводить со специалистом, после этого их можно исполнять в домашних условиях. Со временем уровень сложности упражнений повышают.

Виды дыхательной гимнастики

Существует такое разделение упражнений:

  • статистические – выполняются без движений;
  • динамические – производятся с добавлением элементов движения.

Существует несколько поз для их выполнения:

  • лежа на спине;
  • сидя на стуле;
  • стоя;
  • в движении.

Начальные упражнения лучше выполнять лежа. Эта поза является наиболее удобной. После этого гимнастику выполняют в других положениях. Когда ребенок начинает полностью контролировать дыхание, тренировки прекращают.

Перед занятиями необходимо проветрить помещение и прибраться в нем. Запрещается делать гимнастику после приема пищи. Одежду лучше выбрать легкую, из натуральной ткани. Задания комплекса и темп их проведения нужно дозировать правильно.

Техника логоритмических упражнений предусматривает такие рекомендации:

  1. Вдох делают носом (губы слегка сомкнуты), а выдох – ртом. Перерывов между ними не должно быть.
  2. Ребенок должен вдыхать не на полную силу, а также не нужно выдыхать весь воздух. Делают это естественно, без особого усердия.
  3. Делая выдох, произносят слитно несколько слов (3–4).
  4. В больших предложениях делают смысловые паузы.
  5. Стоит следить, чтобы дыхание было ровным и спокойным.
  6. Мышцы должны быть расслаблены. Двигать плечами при выполнении комплекса запрещается.

Упражнения метода А. Н. Стрельниковой

Самый популярный вид дыхательной гимнастики, который рекомендуют при логоневрозе, разработан оперной певицей Стрельниковой для борьбы с приступами удушья. Со временем был признан специалистами как эффективный метод против заикания. Он отличается простотой, поэтому подойдет даже дошкольникам.

Логопедические занятия должны происходить 2 раза в день: утром и вечером. Их продолжительность – не более получаса. Большое внимание в комплексе Стрельниковой уделено вдохам. Они должны быть быстрые. В первые дни выполняют 8 «вдохов-движений» в 12 подходов (с интервалом в несколько секунд).

Стоит учесть, что при выполнении заданий может возникать несильное головокружение.

Комплекс большой. Ниже приведены часто используемые упражнения для борьбы с логоневрозом.

«Ладошки»

Руки согнуты в локтях, подняты до уровня плеч. Ладони распрямлены, направлены параллельно полу. Производят 4 резких вдоха, сжимая ладони. Выдох должен быть протяжный, через рот, ладони в это время разжимают. Дальше делают маленький перерыв. При необходимости интервал между подходами увеличивают до 10 с.

«Погончики»

Исполняют стоя. Руки на поясе, кисти зажаты в кулаки. Вдох – плечи напрягают и поднимают. Выдох – плечи опускают, кулаки поднимают, образуя погоны.

«Насос»

Поза: стоя, ноги на ширине плеч. При громком вдохе делают наклон вперед, вытягивая руки к полу и округляя спину. Выдох медленный и спокойный.

«Обнять плечи»

Выполняют стоя, руки сгибают в локтях, локти направляют вниз. Делают шумный вдох, обнимая себя за плечи, а голову отводят назад. Выдох должен быть свободный.

«Кошка»

Становятся на четвереньки. Быстрый вдох – округляют спину, голову наклоняют вниз. Медленный выдох – выпрямляются.

«Маятник»

Поза: стоя (можно сидя), ноги на ширине плеч. Громкий и быстрый вдох – наклониться вперед и потянуться руками к полу. Резкий выдох – возвращение в исходное положение.

Другие упражнения

Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:

  1. Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
  2. Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
  3. Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
  4. Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
  5. Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.

Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.

Артикуляционная гимнастика

Очень эффективный способ лечения заикания у детей, который применяют вместе с дыхательными упражнениями. Во время выполнения гимнастики тренируются мышцы артикуляционного аппарата. Комплекс включает следующие упражнения:

  • надувание щек – сначала вместе, потом - по отдельности;
  • похлопывание губами (движения рыбы);
  • поочередное надавливание языком на щеки;
  • надувание щек, а потом спускание воздуха ударом кулака по ним;
  • «чистка» зубов языком;
  • покусывание губ.

Кроме того, ребенок может несколько раз покашлять или позевать. Делать это нужно с открытым ртом.

Противопоказания

Перед выполнением заданий стоит убедиться, что температура тела ребенка не превышает 38˚С. Запрещается заниматься гимнастикой, если малыш страдает от таких болезней:

  • черепно-мозговая травма;
  • повреждение позвоночника;
  • патологии внутренних органов;
  • высокое внутричерепное давление;
  • сильная близорукость;
  • сердечное недомогание.

Заключение

Дыхательная гимнастика отлично помогает в коррекции заикания. Сложность заключается в том, что занятия должны быть систематическими и выполнять упражнения надо долго. Детям не всегда хватает терпения для этого.

Чтобы заинтересовать малышей, стоит разнообразить их занятия. Делают это с помощью развивающих игр, одной из которых является «Скороговорки на скорость». Это эффективный метод для тренировки артикуляционного аппарата.

Заикание — это, по сути, расстройство, при котором нарушается плавность речи, при этом непроизвольно возникают перерывы в произнесении слогов и звуков. Звуки повторяются, замедляя речь, не давая ей продолжаться. Маленького человека охватывает волнение и ситуация только обостряется. Это нарушение возникает в детстве и в детском возрасте должно подвергаться исправлению. Заикание может быть двух типов: функциональное, и органическое, которое является следствием других заболеваний.

Причины

  1. Физиологические: расстройства нервной системы, наследственность, болезни глотки, гортани, последствия кори, тифа, рахита.
  2. Психологические – потрясение, вызванное психоэмоциональным воздействием;
  3. Социальные: недостаточная работа родителей, большие перегрузки, слишком строгое отношение к детям в семье или в среде, где ребенок живет, продолжительное негативное психологическое воздействие близкого окружения ребенка.

Лечение

В современной медицине существуют несколько вариантов устранения заикания, часто их рекомендуется применять комплексно.

Одно из направлений лечения заикающихся детей носит характер профессиональной коррекции, в течении которой логопед должен устранить функциональные нарушения речи. Для этого он применяет специальные индивидуальные программы коррекции, состоящие из логопедических манипуляций, стабилизирующих плавность речи ребёнка. В результате у ребёнка выстраивается правильный ритм дыхания, и он начинает меньше заикаться.

Если в результате обследования малыша обнаружено нервное расстройство, то могут быть назначены медикаментозные средства. Следует помнить, в этом случае нельзя обойтись без консультации с лечащим врачом. Однако большинство проблем решаются без применения медикментов, поэтому не следует слишком доверять врачам. Психологически проблемы, даже очень сложные, должны решаться путем тщательной работы над ребенком в семье, медикаменты в большинстве случаев угнетают личность, что может быть опасным для ребенка.

По мнению большинства специалистов, самым эффективным методом исправления дефектов такого рода считается дыхательная гимнастика. Её эффективность заключается в том, что она непосредственно воздействует на речевое дыхание – основу уверенного произнесения звуков. Заикание нарушает плавное чередование звуков, превращая его в прерывистую и неравномерную последовательность. Количество воздуха при выдыхании оказывается настолько небольшим, что произносимая фраза прерывается. Задача этого комплекса — стабилизация дыхания, обеспечение его плавности. Занятия с пациентами, подверженными таким недугом, концентрируются на конкретной и важной цели, чем объясняется высокая эффективность такого метода для устранения речевых нарушений.

Следует помнить, что лечение заболевания можно начинать только после обращения к специалисту, который обследует пациента, даст рекомендации и будет сопровождать процесс коррекции. Как правило, врач проводит первоначальное обучение малыша и родителей, особенно, в случае выполнения упражнений дыхательной гимнастики при заикании у детей.

Метод А.Н.Стрельниковой

В дыхательной гимнастике от заикания у детей по методике А.Н. Стрельниковой даны двигательные комплексы, направленные на исправление дыхания, нормализацию деятельности голосовых связок, равномерное чередование вдохов и выдохов.

Дыхательная гимнастика от заикания по этой методике устраняет так называемое ключичное дыхание. В начале разговора, перед произнесением слова или фразы ребёнок, совершая вдох, сильно поднимает плечи, что непроизвольно вызывает напряжение лицевых и шейных мышц, а лёгкие лишь частично заполняются воздухом. Сами слова он произносит на выдохе, невольно вызывая спазмы, мешающие ему говорить. Пассивно в такой ситуации ведёт себя и диафрагма – мышца, выполняющая важнейшую роль в фонации (звукообразовании).

Суть методики А.Н. Стрельниковой:

  • научить вдыхать воздух, максимально наполняя лёгкие;
  • тренируя диафрагму, вовлечь её в процесс звукообразования;
  • добиться плотного смыкания голосовых связок.

Не нужно слишком надеяться на этот комплекс дыхательной гимнастики, заикание можно просто устранять методом проговаривания слов и предложений, создав для ребенка (или взрослого, если на него тоже нужно воздействовать лечебными упражнениями) комфортные психологические условия. Но методика Стрельниковой создавалась для разработки голосовых связок и дыхательных путей оперных певцов. Если человек должен был вследствие выполнения упражнения хорошо и громко петь, то и заикаться также может перестать. Этот метод предлагает несколько дыхательных комплексов для детей.

«Насос»

В исходном положении «прямая стойка» сжатые кулаки находятся у живота в районе пояса. Немного наклонившись вперёд, вдыхая, резко опускаем кулаки к полу, не касаясь его. Во второй части упражнения осуществляется подъём туловища, одновременно с выдохом и возвращением кулаков в прежнее положение. Наклоны рекомендуется делать легко, а вдох коротко, с шумом и через нос. За один раз нужно сделать 8 подходов и через 4 секунды повторить упражнение «восьмёрка». В работе с заикающимися малышами рекомендуется проводить специальную зарядку каждый день по 2 подхода до приёма пищи или 1,5 часа спустя. Считается, что «Насос» одно из самых действенных средств исправления заикания. Не следует делать его при наличии травм, высокого артериального давления, камнях в почках, мочевом пузыре.

«Обними плечи»

Начало: согнутые в локтях руки подняты до плеч. Делаем «обнимания» движением рук навстречу до касания плеч, руки движутся параллельно, не напрягаясь, легко. После уверенного освоения движений при встрече рук следует немного отводить голову назад. Рекомендованная периодичность – 12 «восьмерок». Есть ограничения для больных сердечными заболеваниями. Упражнения «Насос» и «Обними плечи» разрешается выполнять сидя и даже лёжа.

«Ладошки»

Руки согнуты в локтях, подняты до уровня головы, ладони открыты и обращены вперёд. Движения состоят из коротких вдохов через нос с одновременным сжиманием ладоней. Четыре резких носовых вдоха подряд и пауза в 3-4 секунды, и так 3-4 раза. Если что-то мешает, например, головокружение, паузы между подходами можно увеличить до 10 секунд. Важно запомнить, что вдыхание должно быть носовым и активным, а выдыхание пассивным, через рот. Периодичность: 2-4 подхода по 4 вдоха.

Кроме основного курса, обычно предлагается выполнить специальные манипуляции для усиления голоса, которые, как считают врачи, помогут решить проблему з мовою.

«Алфавит для заикающихся»

Занимающийся на лёгком поклоне вперёд произносит поочерёдно согласные звуки по восемь раз. Манипуляции несложные и не требуют строго контроля над дыханием. Условие только одно: за время каждого вздоха нужно произнести несколько звуков.

«Восьмёрки»

Цель – длительное задерживание дыхания. Занимающийся, наклоняясь, сдерживает в груди воздух, насколько это возможно, и считает до 8. Набрать «восьмёрок» нужно максимум, а если воздух заканчивается, то счёт прекращается и делается пауза. Через несколько секунд отдыха задержки дыхания продолжаются. Задача – добиться 10-15 «восьмёрок» на одном вдохе.

Этот известный комплекс за время своего зарекомендовал себя эффективным инструментом устранения логоневрозов, кроме того с его помощью можно проводить лечебные процедуры в домашних условиях. Следует иметь в виду, что такому лечению должна предшествовать консультация специалиста. Кроме того, профессионалы уверяют, что эффективность лечения больше, если родители находят время делать такую зарядку вместе с детьми. Также родители должны больше общаться с детьми, непринужденная беседа также развивает речь у ребенка.