Выбор ранца - как это сделать лучше? Запасные парашюты с квадратной формой купола.

Парашюты: торможение свободного падения
В зависимости от стажа «пользователя» и формы купола парашюты делятся на несколько категорий и характеризуются следующими параметрами: размером крыла, свободой управления, способностью перемещения по горизонтали (т.н. «аэродинамическим качеством» - коэффициентом соотношения расстояния, пройденного парашютом по горизонтали, к расстоянию по вертикали).
Начинающим, да и то не на всех дропзонах, больше всего подходят неуправляемые круглые купола с малыми скоростями снижения и движения по горизонтали.
Купола-«крыло» бывают нескольких разновидностей и, соответственно, применяются в разных видах спорта.
Крыло «классика» достаточно велико - имеет площадь в 25-27 квадратов, полностью управляемо при помощи клевант, а благодаря способности переходить из горизонтального полёта в вертикальное снижение используется для соревнований на точность приземления. Круглые купола повсеместно признают морально одряхлевшими, поэтому иногда на «классике» учат новичков. Такие крылья большой площади незаменимы в показательных выступлениях и купольной акробатике, а для сотрудников МЧС - при приземлении на ограниченные площадки. На «классике» легко спрыгнуть с любого летательного аппарата, скорость которого не превышает 200 км/час.
Скоростники - это крылья малой площади, всего 17-10 квадратных метров, требующие пространства для манёвров. Если на таком крыле лететь, ничего не делая, оно, может, и не убьёт, но наверняка покалечит - слишком велики скорость снижения и горизонтальная скорость, доходящая до ста километров в час. Спортсмен должен быть уверен в том, что сможет затормозить, вовремя затянув клеванты. Этому учатся, и довольно долго.
Такие купола используют для свупов - пролётов на огромной скорости горизонтально над самой землёй. Свуперам даже устраивают специальные водные дорожки, над которыми они пролетают, касаясь ногой воды.
Отдельная тема - бейс-парашюты . Купола для бейс-джампинга должны открываться сразу и без перекосов. В этих системах не предусмотрен запасной парашют, ведь малая высота прыжков с небоскрёбов и мостов не позволит его применить. Хотя на остальных типах парашютов запаска должна быть обязательно, иначе к полётам не допустят.
Итак, мы разобрались, с чем прыгать. Теперь нужно решить, откуда. Это может быть твой личный или клубный самолет типа АН-2, скала, мост, небоскрёб для бейс-джампинга или мотодельтаплан, о котором я ещё расскажу.
Для совсем ленивых есть способ проще: раскрой парашют, подними его, как параплан, над головой навстречу сильному - метров 15-18 - ветру и лети со склона, будь то зимние Карпаты (тогда уж и лыжи цепляй) или гора Клементьева в Крыму.

Парапланы: на ловлю ветра
Усложнив себе жизнь изобретением рукотворного крыла, люди смогли придумать и множество способов привести эту штуку в движение. Например, при помощи динамика - ветра, который, огибая склон горы или холма в наиболее крутом месте, движется строго вверх. Или термика - нагретого воздуха, в потоках которого не гнушаются парить орлы. Их-то и стремятся оседлать парапланеристы.
Переходная форма в цепи эволюции от парашюта к параплану - планирующий парашют - используется только для спусков с гор пара-альпинистами. Всё просто: к вершине - на своих двоих, обратно - на крыле. У этих крыльев площадь слишком мала, а скорость, как следствие, приличная, поэтому они не годятся для полётов вверх. Но и с самолёта, как с парашютом, с ним не спрыгнешь.
Ученический параплан летает очень медленно и хорошо парит. Бывает, что при порывистом ветре возникают перегрузки одной стороны крыла, и оно может непроизвольно сложиться в тряпочку, неспособную к дальнейшему полёту. Так вот, ученические купола почти не входят в сложения, а если такое и случается, они самостоятельно из них выбираются.
Продвинутый параплан имеет хорошие способности к стабильному полёту и неплохую скорость (40-50 км/ч), но достигается это потерей безопасности. Пилот этого аппарата подвешен на сложной системе строп, которая равномерно распределяет его вес на крыло, создавая эффект маятника. Умение отлавливать тенденцию купола к сложению и распределять свой вес, компенсируя смену нагрузки на крыло, достигается несколькими месяцами тренировок и годами самостоятельных полётов.
Кроме того, существуют спортивные парапланы для профи, которые любят соревноваться в скорости и дальности полётов, но это крылья - или для очень опытных, или для очень бесстрашных.
Статус ученического, продвинутого или спортивного модель получает после проверки на безопасность. И вот тут-то определяется еще один тип - open class - крыло, не получившее сертификации: летай на свой страх и риск.
Special - это парапланы для акробатики, совершенно сумасшедшего вида спорта, в котором используется бешеная инерция разгона на сверхперегруженном крыле. Особая техника управления позволяет совершать невообразимо сложные и смертельно опасные трюки. Если простые смертные пресловутый маятник системы «пилот-параплан» стараются удержать в стабильном состоянии, то акробаты, наоборот, вытворяют фигуры высшего пилотажа, выводя эту систему из равновесия как можно более безбашенным способом. Небольшое по площади крыло пилот перегружает для того, чтобы оно сразу реагировало на малейший сигнал клевантами или весом. Купола special называют болидами, ассоциируя их с Формулой-1, ведь скорости там достигают сотни и больше километров в час.
Помимо функциональной классификации, парапланы можно характеризовать и по техническим параметрам.
Тандем - это параплан увеличенной площади с возможностью нести пассажира или даже двух при наличии пассажирской подвесной системы. Незаменим для парашютиста, желающего прыгнуть квази-бейсджамп, а также для того, кто летать не умеет, но очень хочет покататься на параплане и поснимать пейзажи на видео.
Пилот мотопараплана восседает на специальной подвесной системе с пропеллером-мотором за спиной, подобно старому доброму Карлсону. Мотор позволяет обходиться без динамика и без гор, произвольно набирать высоту и лететь, куда душе угодно, пока есть топливо. За это его особенно ценят любители маршрутных полётов.

Дельтапланы: отряд жесткокрылых
Если параплан можно засунуть в рюкзак и на троллейбусе отправиться к ближайшей подходящей возвышенности, то дельтаплан требует автомобиля для транспортировки. Такси зарезервировать не получится - в авто должна быть предусмотрена специальная система верхнего багажника для перевозки сложенной дельты. Так что к стоимости крыла обязательно плюсуй стоимость автомобиля.
Дельтаплан сложно подготовить к полету, да и ветер подходит только сильный, начиная с 10-12 м/с. Но пилоты дельты знают, на что идут, ведь этот тип крыла по сравнению с мягким парапланом обладает несравненным преимуществом: он жестко растянут по каркасной конструкции. Это даёт возможность развивать высокую скорость, отрабатывать сильные потоки и подниматься на полторы тысячи метров и выше. Есть у скорости дельты и свой минус - для выхода из аварийной ситуации требуется большая физическая сила, выносливость и пространство для совершения манёвра.
Прикрепив к дельтаплану мотор и специальную тележку, ты сможешь летать как на мини-самолёте. Сейчас выпускают телеги как для старта с моря - на гидролыжах, так и на обычном шасси, которое позволяет взлетать даже с обычной шоссейки, подальше от гаишников.
Зачастую человек с красными от ветра глазами, замеченный вчера в компании парашютистов, сегодня обсуждает недостатки и достоинства дельты, а завтра едет за город с тусовкой парапланеристов, чтобы опробовать новое крыло. А всё потому, что каждый из этих летательных аппаратов способен подарить особенные, действительно неповторимые ощущения от полёта. Небо притягивает, и отвыкнуть от него трудно - да и не надо отвыкать, позволь себе редкую радость свободы и раскрепощения в бескрайних просторах пятого океана.

Словарь некоторых терминов СЛА:
Вагаз - сверхнизкие полёты на параплане, совсем рядом с землёй, когда используются трюки типа касания рукой травы.
Дропзона - место, где тусуются парашютисты, обсуждая те или иные качества снаряжения, готовятся к прыжку и куда прыгают после всех жарких дискуссий и приготовлений.
Климуха - гора Клементьева, святое место паломничества всех искателей адреналина, всех типов СЛА. Находится в Крыму, недалеко от городка Коктебель (Планерское).
Пассивная безопасность - запас спокойного стабильного полёта в жёстких погодных условиях на каком-либо типе СЛА. Чем выше запас - тем лучше для начинающего.
Активная безопасность, или пилотаж - все твои навыки в ситуации, когда спокойный полёт закончился и надо выживать.
Подвеска - система, благодаря которой пилот присоединён к крылу и способен им управлять.
Свуп - сверхнизкий горизонтальный пролёт на скоростном парашюте у самой земли.
Тест-пилот - испытатель какого-либо типа крыла и новой модели. По его личным ощущениям и красноречивым выражениям каждому испытанному аппарату присваивается сертификация безопасности.

КАК ВЫБРАТЬ ПАРАШЮТ?

ПРЕДИСЛОВИЕ
(небольшое, но необходимое)

Ну, приступим, помолясь…

Итак, в начале пару слов о том, что же собственно подвигло меня на написание этого опуса. Случилось так, что последние несколько лет мне пришлось заниматься продажей парашютов и парашютного снаряжения в фирме “Аэропрайз”, где некоторые из Вас и могли меня встречать. Работая там я обнаружил, что большая часть времени при работе с людьми уходит на то, что приходится объяснять какие парашюты существуют, для чего предназначены и какой парашют лучше купить. Причина здесь не в отсталости нашего парашютного народа, а в том, что никакой литературы по буржуинской технике на русском языке просто не существует и по сей день, а с английским у нас… вот именно. Поэтому я постараюсь, на основе своего опыта изложить то, что может быть поможет сориентироваться в современном парашютном снаряжении.

Выбор парашюта, как и выбор машины, например, сугубо индивидуален и зависит от личных вкусов, пристрастий, темперамента и т.д. и т.п., поэтому я заранее предупреждаю, что все комментарии – суть мое личное мнение, которое я стараюсь излагать по возможности беспристрастно, и ни в коей мере не претендующее на истину в последней инстанции. Так что если кто не согласен – пишите собственные каталоги, бог Вам навстречу! Это, разумеется, не относится к техническим данным, точность которых – на совести фирмы-производителя.

1.КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ
Сразу хочу определиться - я не ставлю целью рассмотрение ВСЕХ парашютов, но только современных парашютов и ранцев, используемых для выполнения спортивных и учебно- тренировочных прыжков. По поводу спасательных, десантных и проч. – отдельный разговор. Итак, современные парашюты – это как правило парашюты типа “крыло”, которые можно классифицировать по 2 категориям:
1) По конструкции
2) По назначению

1.1 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПАРАШЮТОВ
Конструктивно парашюты можно классифицировать по следующим признакам
1) Количество секций купола (5,7,9,11) и соотношение хорды к размаху (у буржуев это называется – aspect ratio, у нас – удлинение)
2) Форма купола (строго прямоугольная, эллиптическая, и др)
3) Материал из которого изготовлен купол (F-111, ZP, комбинированные купола) и стропы (дакрон, кевлар, микролайн)

Количество секций купола и удлинение
Количество секций является одним из основных признаков определяющих данные купола. Строго говоря, определяющим является даже не количество секций, а удлинение, т.е. соотношение между расстоянием от передней кромки до задней, и расстоянием от правого края купола до левого, хотя, в принципе, смысл остается тот же. В настоящее время 5-и секционные купола не выпускаются, так что на них я останавливаться не буду, а перейду сразу к 7-и и 9-и секционным куполам. 7-и секционные купола имеют удлинение в среднем 2,0 (варьируется в различных моделях куполов от 1,9 до 2,25). 9-и секционные купола имеют удлинение в среднем 2,6 (варьируется в различных моделях куполов от 2,4 до 3,18)Общая зависимость данных парашюта от количества секций примерно следующая:

При малом удлинении (7-и секционные купола) купол имеет относительно небольшую горизонтальную скорость, значительно медленнее в разворотах, теряет в разворотах меньше высоты, при этом его труднее ввести в свал, быстро останавливается, он гораздо более устойчив на всех режимах работы строп управления, что особенно ценно для точностных куполов.

При большом удлинении (9-и секционные купола) купол имеет большую горизонтальную скорость, гораздо быстрее входит в развороты, в которых теряет больше высоты чем 7-и секционники, режим работы как правило короче, купол гораздо легче ввести в режим свала, он более эффективно тормозится, но имеет тенденцию планировать какое то время, пока не потеряет горизонтальную скорость при приземлении.

Первые парашюты “крыло” имели чаще всего 5 и 7 секций, позднее 5-и секционники были вытеснены 7-и секционными куполами, в настоящее же время подавляющее большинство основных куполов составляют 9-и секционные купола, оказавшимися наиболее оптимальными. Несколько лет назад выпускался так же 11-секционный купол AR-11, но купол получился не очень удачным т.к. слишком большое удлинение стало влиять на устойчивость купола, и их производство было прекращено.

Ткань и стропы
До начала 90-х годов купола шились из ткани низкой проницаемости F-111 (или PF-2500 во Франции), позднее стали использовать так же ткань нулевой проницаемости ZP-3 (PF-3000 во Франции). На сегодняшний день выпускаются купола как из F-111 так и из ZP-3, а так же комбинированные купола, сшитые из обеих видов ткани. Купола из нулевых тканей обеспечивают куполу значительно лучшие полетные характеристики, а также позволяют использовать купол меньшей площади для того же веса.

В 80-х годах большая часть куполов имела стропы из дакрона (в наших палестинах это называется капроном), и некоторые купола имели стропы из кевлара (почти тоже самое что СВМ). Дакроновые стропы были более толстыми, но могли растягиваться, смягчая нагрузку при раскрытии. Кевлар позволял сделать стропы более тонкими, но они получались более жесткими и не пружинили при открытии, кроме того они были более дорогими. 90-х годах в употребление вошли стропы из микролайна, которые были при одинаковой толщине в несколько раз прочнее, что давало возможность делать стропы гораздо тоньше. В настоящее время на большинстве спортивных и запасных куполов используются именно стропы из микролайна.

Форма купола
До начала 90-х годов купола имели практически одинаковую форму – прямоугольник с большим или меньшим удлинением, но после появления прямоугольных куполов из ZP, которые были пределом того, что можно было получить от куполов такой формы, следующим шагом вперед стал выпуск куполов более зауженых к краям. Одним из первых серийных парашютов непрямоугольной формы был "Blue Track", производства фирмы "Parachute de France".

Благодаря такой форме купола, широкой в центре и зауженной к краям, купол стал более маневренным и скоростным, а так же выяснилось, что, при соответствующем разгоне, купол позволяет выполнить подлет при приземлении до 20-30 метров, а так же использовать купол меньшей площади для того же веса. Дальнейшим развитием этой идеи стали купола с формой приближенной к эллипсу, которые начали выпускаться серийно в Америке.

Позднее стали делать изогнутой так же и переднюю кромку, т.е. купол становился еще более похожим на эллипс. В эллиптических куполах из тканей нулевой проницаемости еще больше проявились скоростные и маневренные качества, которые позволяла достичь такая форма, и на сегодня они являются самыми скоростными, самыми маневренными, а также позволяют использовать купола с максимально возможной удельной нагрузкой, т.е. самого маленького размера для вашего веса. Должен сразу отметить, что прыжки на таких куполах требуют гораздо большего опыта, осторожности и трезвого расчета, т.к. ошибки в пилотировании купола, особенно на малой высоте, могут привести к очень серьезным последствиям.

Развитие производства основных куполов шло по пути улучшения их полетных характеристик, комфортности в использовании, а также уменьшения их размера. Кроме перечисленных в настоящее время также выпускаются 7-и секционные эллиптические купола из нулевых тканей, но к ним мы вернемся позднее. Общая эволюция куполов выглядит приблизительно так:

ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ КУПОЛА ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ КУПОЛА
5 – 7 – 9 секций 9 – 7 секций
Удлинение до 3,0 Удлинение до 3,18
На сегодняшний день наиболее распространенными куполами являются прямоугольные 9-и секционные купола из F-111 и ZP, а также эллиптические 9-и секционные купола из нулевых тканей.

КЛАССИФИКАЦИЯ КУПОЛОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Собственно говоря можно было и не писать предыдущую главу, т.к. марок парашютов производится не так уж и много и их можно было бы просто перечислить, но это было сделано на тот случай, если Вам придется столкнутся незнакомым куполом. В этом случае, исходя из его данных – количества секций, удлинения, формы купола и материала из которого он изготовлен, Вы уже сможете примерно представить себе что он из себя представляет. Однако, хотелось бы подчеркнуть, что полностью оценить купол можно только выполнив на нем несколько прыжков и почувствовав что это такое. Вообще купола можно разделить на 2 основных категории – специализированные и общего назначения. Под специализированными куполами подразумеваются купола которые полностью проявляют заложенные в них конструктивные возможности именно в том виде прыжков, для которого они предназначены, или, другими словами, там где работа выполняется ПОСЛЕ открытия купола. Купола общего назначения, соответственно, используются там, где работа выполняется в свободном падении, т.е. ДО открытия парашюта.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КУПОЛА
К таким куполам относятся, прежде всего, купола для купольной акробатики и классической точности, а также сюда можно было бы отнести запасные парашюты.

Купола для купольной акробатики
Современные купола для купольной акробатики представляют собой 7–и секционники из ZP или PF-3000, с удлинением от 1,89 до 2,25, снабженные специальной системой уборки вытяжного парашюта. В свою очередь они подразделяются на купола для формаций и купола для перестроений. Раньше такого деления не было, но когда формации стали достигать 30-40 человек, стал актуальным вопрос о создании куполов специально для построения формаций. Это не значит что на куполах для перестроений нельзя прыгать на формации и наоборот, но наилучшие результаты достигаются именно при использовании специализированных куполов. Это не значит так же, что невозможно прыгать на купольную на 9-секционных куполах, и России некоторые так делают, прыгая купольную на “Радарах”. Правда это не потому что купола такие хорошие, а просто у людей нет денег на нормальную технику. Ну что же – “Безумству храбрых…”

К современным куполам для купольной акробатики относятся:
AR-7R; PRODIGY; EXPRESS; LIGHTNING ; INTERCEPTOR; MATRIX; CONTACT 3000; DIAMOND; RUBIS; TRIATLON

Купола для точности
Конструкция куполов для точности претерпела очень мало изменений с того момента, как их начали выпускать. Известный всем Пара-Фоил, например, выпускается практически в том же виде с 1979 года.

Эти купола представляют из себя 7-и секционники из F-111, с удлинением около 2,0, толстым профилем, и характерными большими косынками на нижней кромке. Кроме того, они имеют очень большой объем в уложенном виде и вес, поэтому классики предпочитают иметь два системы – одна для точности и другая, поменьше, для прыжков на индивидуальную акробатику (Это правда кому как финансы позволяют). Отличительными чертами точностных куполов являются относительно небольшая скорость и маневренность, а также устойчивость купола во всех режимах работы вплоть до свала.

К современным точностным куполам относятся: PARA-FOIL ; CLASSIC; PROFILE

Запасные парашюты

Современные запасные парашюты в подавляющем большинстве представляют собой 7-и секционные купола из F-111, с удлинением от 2,0 до 2,26, сконструированные таким образом, чтобы занимать возможно меньший объем в уложенном виде без потери прочностных и полетных качеств. Иногда встречаются также ранее выпускавшиеся 5-и секционники и круглые запаски.

Запасные парашюты:
5-и секционные: SWIFT; SOS
7-и секционные: PD-R ; MICRO RAVEN;TEMPO; SWIFT+; STELLAR; MINI CRIKET; CRIKET; FIREFLIGHT; MAVERICK;FURY; SHARPCHUTER; EAGLE; TRANSFAIR; MINIMAX; TECHNO
Круглые: PIONER; LO-PO; FANTOM

Купола общего назначения
Как уже упоминалось выше, такие купола используются там, где вся работа выполняется в свободном падении, и купол нужен только для приземления. Естественно, что препочтением в этом случае пользуются парашюты с наилучшей управляемостью, наибольшей скоростью и наименьшим размером (Это для подавляющего большинства парашютистов, некоторым, говорят, нравится наоборот – поболее и помедленнее, но я пока таких не встречал).

Я не буду перечислять названия куполов общего назначения ибо их много и Вы найдете всю информацию в каталоге. По умолчанию понимается, что если купол не отнесен ни к одной из специализированных категорий – это купол общего назначения. Здесь, правда, тоже не все так однозначно, но об этом - ниже.

Критерии выбора парашюта
Итак. Прочитав предыдущую часть и, естественно, ни черта из нее не поняв, мы переходим собственно к тому как выбрать себе парашют. На мой взгляд самыми важными в этом деле являются три вещи:
1) Какой тип купола Вы бы хотели иметь
2) С какой загрузкой Вы хотите прыгать
3) Ваш уровень опыта
Далее мы по порядочку и разберем все эти пункты. Итак:

Тип купола
Как я уже упоминал выше, первое что необходимо сделать – определить, а для чего собственно этот купол Вам нужен. Если речь идет о прыжках на купольную или точность, вопросов не возникает, ибо эти купола имеют строгую специализацию и выбор, собственно, не так уж и велик. Однако, когда речь заходит о куполах общего назначения, вопрос становится сложнее. Здесь придется ввести еще одну классификацию, теперь уже для куполов общего назначения, а именно: общий класс, высокий класс и высший класс.

Общий класс
К нему относятся практически все 7-и и 9-и секционные купола из F-111, а также сюда можно отнести комбинированные купола F-111/ZP. Купола этого класса отличаются относительно малой скоростью реакции на действия парашютиста и сравнительно невысокими скоростями. Позволяют в тоже время надежно и безопасно приземляться, если конечно не сотворить уж совсем чего-то экстраординарного при приземлении.

Высокий класс
Сюда можно отнести 9-и секционные купола прямоугольной формы из ZP, или немного зауженные к краям как Блю Трек. Кроме того, по летным характеристикам, сюда можно отнести также 7-и секционный эллиптический купол из ZP Спектр . Купола высокого класса имеют большую скорость и значительно быстрее и энергичнее реагируют на действия парашютиста. Кроме того, в этом классе начинает полностью проявятся качества куполов из ZP – возможность использовать значительно меньший купол для своего веса. При определенном опыте можно выполнить красивый подлет на приземлении, а можно и запахаться по пояс в землю, это уж у кого как с мозгами.

Высший класс
В это т класс входят 9-и секционные эллиптические купола из ZP, а также сюда относится эллиптический 7-и секционник из ZP с диагональными нервюрами Икарус Экстрем. Эти купола имеют еще большую скорость и интенсивность реакции на действия парашютиста. Вы имеете возможность испытать все самые острые ощущения какие только вообще возможны под куполом парашюта (увидеть линию горизонта за задней кромкой купола например, или, резко дернув клевант, получить пару оборотов закрутки под раскрытым куполом), прыгать на куполе самого маленького размера для Вашего веса, выполнять красивые подлеты на посадке и т.д. и т.п. При этом правда значительно увеличивается возможность не только травмироваться, но и склеить ласты, т.к. ошибки в управлении куполом на малой высоте становятся ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫМИ!!! Не все однако выглядит так однозначно, как может показаться из этой классификации, ибо второй, не менее важный момент, который необходимо учитывать при выборе купола это:

Загрузка – термин определяющий соотношение полной массы парашютиста к площади купола. Это один из важнейших факторов при определении того, какой купол Вам необходим, ибо характеристики купола определяют две основных вещи: тип купола и его загрузка. Чаще всего используется американское определение, т.е. масса в фунтах и площадь купола в кв. футах. Что бы получить ваш вес фунтах, прибавьте к своему весу 9 килограмм (т.е. вес Вашей одежды, обуви, самого парашюта и всех дурных мыслей об 97-ом Стилетто) и разделите на 0,45. Площадь купола чаще всего звучит в названии самого купола, т.е. SILETTO 170 имеет площадь купола 170 кв.футов, а если не звучит – найдите на куполе оранжевый лейбл, там все написано. Лейбл расположен обычно на центральной секции верхней оболочки, у самой задней кромки. Если его там нет – “…Ищущий, да обрящет…”. Далее, разделите свой вес на площадь купола. Непонятно? Я перечитал и тоже не понял ровным счетом ничего.

Ладно, привожу пример расчета загрузки своего собственного купола:

Мой вес = 89 кг.
Определяем полный вес: 89+9=98кг
Определяем вес в фунтах: 98*0,45=217,7 = 218 фунтов (округленно)
Мой купол = STILETTO 135, т.е. площадь купола=135 кв.футов
Вычисляем загрузку 218ё135=1,61 фунта/кв.фут
Моя загрузка равна 1,61
Далее полученный результат сравнивается с приведенными ниже данными.

Безопасная загрузка, рекомендуемая фирмами-производителями. При такой загрузке разница между куполами из F-111 и ZP практически не чувствуется, разве что нулевые купола подушку делают получше. Позволяет без особых проблем приземлятся на довольно ограниченные площадки и не иметь проблем при приземлении в штиль, хотя при определенном опыте купола из ZP с такой загрузкой могут неплохо летать при приземлении (сам пропрыгал сезон на Сейбре190, т.е. с загрузкой 1,14, и он у меня летал не хуже маленьких Стилетто).

: Купол становится более энергичным в выполнении маневров, хотя еще остается относительно достаточно безопасным. При приземлении в штиль, если купол специально не разгонять, уже приходится пробегать несколько шагов. Если разгонять – купол неплохо летает, правда пробегать приходится больше. Прыгать при такой загрузке на куполе из F-111- удовольствие значительно ниже среднего, особенно в штиль, и я бы его крайне не рекомендовал.

При этой загрузке качества высококлассных куполов проявляются в полной мере – очень быстрая реакция на действия парашютиста, энергичные развороты с большой потерей высоты, пролеты по 20 – 30 метров при приземлении, т.е. все то, чем такие купола и привлекают к себе. Однако приземление с прямой без специального разгона становится очень трудным, а само приземление требует достаточно свободного места и хорошей физической формы, т.к. иногда приходится после красивого подлета красиво пробегать метров 10.

Это для экстремальщиков или недопонимающих чем это может грозить, хотя одних от других отличить иногда очень непросто. При такой загрузке приземление необходимо выполнять только после специального разгона, т.к. приземление с прямой становится порой просто небезопасным, а от пилота требуется большой опыт и умение чувствовать купол, состояние воздуха, ветер и т.д. т.п., ибо даже самые небольшие ошибки при разгоне купола на приземлении приводят к самым серьезным последствиям.

Предвижу возмущенные возгласы: “А вот в таблице фирмы имярек указывается что максимально допустимый вес…и т.д.” . Дело в том, что фирмы малость перестраховываются и ставят максимальную загрузку не более 1,1 для куполов из F-111 и 1,3 для куполов из ZP, подразумевая тем самым что случись чего – “А мы предупреждали!!!”. Вообще, мое убеждение в этом вопросе таково: Лучше попрыгать на куполе побольше размером для начала, и только действительно почувствовав что ты уже не можешь от этого купола ничего получить, переходить на что то понемее и поскоростнее. Большинство, правда, начинает так считать сделав 30-40 прыжков на куполе, но на самом деле это только кажется, т.к. у человека просто пропадает страх перед куполом и очень часто это заканчивается вскоре грязным комбинезоном после впахивания в землю или гипсом. Люди, пожалейте вы тех у кого покупаете технику! Я имею ввиду профессионалов, ибо они тоже чувствуют ответственность за то что Вам продали, и слышать что очередной твой покупатель загремел в больницу с переломом – удовольствие весьма малое. К сожалению человек устроен таким образом, что предпочитает учится на собственных ошибках и трудно объяснить ему что купол такого большого размера для него сейчас – необходимость, а не моя прихоть. Это понимается, увы, только когда человек приобретет некоторый опыт. Так вот об опыте

УРОВЕНЬ ОПЫТА
Я бы разделил путь любого из парашютистов, не исключая и себя, на несколько этапов, для каждого из которых требуется свой вид купола. Итак:

1)Студент – т.е. человек выполняющий первые прыжки.. Студента характеризует низкий уровень знаний и умений и ясное понимание сего прискорбного факта, естественный страх, который не дает студенту сделать чего-нибудь слишком экстравагантного. Его ошибки происходят, как правило, от незнания и неумения, а не от его собственных импровизаций. Для них используются специальные студенческие купола, как правило 9-и секционные, из F-111, с площадью от 250 до 340 кв.футов, приспособленные для того, чтобы прощать ошибки на приземлении, их очень трудно ввести в режим свала, например.

2) Переходный период – начинается после того как закончено обучение по программе студентов, и человек выпущен в свободное плавание по волнам всего парашютного спорта. Период довольно короткий и на нем редко происходят происшествия, т.к. еще живы студенческие страхи и человек прыгает еще осторожно и внимательно. Он, однако, уже начинает чувствовать, что за ним нет постоянного контроля и принимается потихоньку экспериментировать, но с оглядкой и потихоньку. Очень важный этап для приобретения навыков управления куполом. Лучше всего для этого периода использовать 9-и секционный купол (можно и 7-и), из из F-111, с загрузкой 1,1 – 1,3.

3) “Храбрый чайник” - этот период наступает чаще всего после 70 – 100 прыжков (однако это может варьироваться в широких пределах), характеризуется прежде всего тем, что пропадает страх. Человек считает что он все знает и умеет, он с трудом воспринимает попытки доказать ему что то, что он делает – небезопасно, рвется приобрести себе супер маленький эллиптический купол, закладывает перед землей на своем стареньком “Радаре” такие развороты, что у народа глаза лезут на лоб от ужаса, после чего получает заслуженный втык, но во всей его фигуре и взгляде читается гордость за то, что он только что сотворил (Типа, “О, как крут”!!!). Нередко также открывается… ну скажем, несколько ниже положенного. В это время лучше использовать прямоугольный 9-секционник из из F-111 или ZP с удельной загрузкой 1,1 – 1,4 фунта/кв.фут. Такая загрузка на прямоугольном куполе из ZP позволяет иметь хорошую скорость и управляемость, и, в тоже время, хоть как-то уменьшает опасность происшествий.

4) “Опытный парашютист” – трудно определить когда это наступает, но, по видимому, тогда, когда человек понимает каким же идиотом он был, и с ужасом видит что он только чудом остался невредимым. Вариант второй – иногда это наступает после снятия гипса, вариант третий – после снятия очередного гипса, вариант четвертый – не наступает вообще. Мы не будем рассматривать клинические случаи, а перейдем сразу к благополучному исходу. Опытный человек может сам определить, какой купол ему нужен и какого размера, для того что бы прыгать долго, счастливо и, главное, безопасно. Из практики известно что некоторые прыгают на куполах с загрузкой до 2,5 и более! Но коль ты опытный человек – решай сам, но помни – посоветоваться с знающими людьми никогда не вредно. Правда не нужно впадать в другую крайность – слушать всех подряд, ибо известно, что если люди любят чего бесплатно раздавать – так это советы, а более всего любят советовать те, кто сам не очень много знает. Опытные парашютисты предпочитают в большинстве своем эллиптические купола из ZP, некоторые прыгают на прямоугольных, тоже из ZP.

Загрузку подбирают в зависимости от личных предпочтений – от спокойной до экстремальной, главный показатель здесь - контроль. Если человек уверенно прыгает на куполе с загрузкой, ну скажем 2,5, при этом нормально контролирует ситуацию и безопасно приземляется – ну и попутного ветра ему в сутулую спину! Зная вышеперечисленные данные, т.е. тип купола, загрузку и уровень опыта, вы всегда сможете определить подходит ли Вам предлагаемый купол или нет. Однако при выборе купола необходимо также обращать внимание на такие вещи как открытие, укладка и ресурс купола.

ОТКРЫТИЕ КУПОЛА
Само собой подразумевается что открытие купола должно быть комфортабельным, ибо какое можно получать удовольствие от открытия при котором все мозги вылетают через нос? Хотя по моему убеждению проблемы с открытием купола на 99% процентов решаются путем правильной укладки, некоторые общие тенденции проследить можно. При этом подразумевается что купол был нормально уложен, ибо все остальное – от лукавого. Итак:

1) 7-и и 9-и секционники из F-111 открываются нормально практически всегда, при этом 9-секционники несколько быстрее.
2) Наиболее быстро открываются прямоугольные 9-и секционные купола из ZP, особенно высоко загруженные, а также купола “Блю Трек”, для них требуется особое внимание при укладке.
3) Эллиптические купола как правило открываются очень мягко, исключением является, пожалуй, только “Блю Трек Про”.

УКЛАДКА
Это как раз те самые пресловутые саночки которые нужно возить если любишь кататься. Я не знаю ни одного парашютиста который любит укладывать парашют, ибо, по моему, в лучшем случае к этому относятся как к неизбежному злу с которым приходится смирится. Если же рассматривать укладку с той точки зрения сколько сил придется на это потратить, можно определенно сказать следующее:

1) Купола из F-111 укладываются легче всего.
2) Немного труднее укладываются комбинированные купола F-111/ZP
3) Наиболее тяжелыми в смысле укладки являются купола полностью сшитые из ZP, особенно новые или с малым количеством прыжков. (Один из моих знакомых сравнил укладку нового купола из ZP с засовыванием полу надутого, хорошо смазанного презерватива обратно в пакетик из которого его вытащили, и был не так уж далек от истины).

РЕСУРС КУПОЛА
Весьма и весьма актуальный вопрос при покупке купола бывшего в употреблении. К сожалению не существует способов точного определения количества выполненных прыжков по внешнему виду купола, и погрешность в +/- 100-200 прыжков достаточно обычна даже для опытных людей. В России это несколько проще, т.к. парашютисты обязаны вести паспорта на парашюты и записывать туда все прыжки, но давайте смотреть на вещи реально, кто записывает ВСЕ прыжки? У буржуинов это вообще не требуется и определить точное количество прыжков бывает очень трудно, особенно если купол сменил несколько владельцев.

Одно могу сказать определенно: при самостоятельной покупке парашюта у кого либо относитесь с осторожностью к названому количеству прыжков, а лучше проконсультируйтесь с опытным человеком. В отличии от наших, буржуинские купола не имеют точно определенного ресурса и могут эксплуатироваться до тех пор, пока не начнут разваливаться (хотя это потребует очень больших усилий довести его до такого состояния). Другой вопрос что ткань теряет свои качества в процессе эксплуатации и купол начинает хуже летать, поэтому под словом ресурс понимается скорее количество прыжков при котором купол сохраняет свои летные качества в достаточной мере. В цифрах это выглядит примерно так:

1) Для куполов из F-111 приблизительно 1000 прыжков
2) Для куполов из ZP не менее 2000 прыжков

Приведенные цифры подразумевают нормальную эксплуатацию купола, ибо если вы будете оставлять свой купол по несколько часов валяться под прямым солнечным светом или приводнятся с ним в море, это может значительно сократить срок службы ткани. Кроме того необходимо иметь ввиду, что стропы имеют срок меньший службы чем купола, и если купол эксплуатируется достаточно долго то стропы придется менять, и может быть не один раз.

Так что же все таки выбрать?
Те несколько страниц, которые изложены выше, по большому счету можно и не читать. Как и во всякой другой сфере деятельности, в парашютной индустрии имеются свои фавориты и аутсайдеры. Показатель здесь может быть только один – насколько тот или иной купол популярен среди парашютистов, ибо если сравнить Талку-3 (произведено около 600 штук, не все проданы до сих пор) и, например, Сейбр (продано более 15 000 куполов во всем мире), то можно заочно, но с большой степенью вероятности, сделать вывод что Сейбр лучше чем Радар. Вот исходя из этих критериев, т.е. насколько популярен тот или иной купол среди активно прыгающих парашютистов, я и составил примерный рейтинг наиболее популярных куполов, который изложен ниже.

Небольшое отступление
Здесь хотелось бы сразу объяснить каким образом организовано производство парашютов у буржуинов. Основное отличие их системы производства от нашей традиционной это то, что все компоненты производятся раздельно. Если у нас испокон века название имела вся система целиком, т.е. ранец и основной, а позднее также ПЗ, (По-16, По-17, Талка-3 и т.д.), то в буржуинских странах производители сочли более рациональной систему раздельного производства с возможностью полной совместимости компонентов. Ранец, основной и ПЗ имеют собственные названия и могут быть скомплектованы в практически любой конфигурации, т.е. любые купола можно поместить в любой тип ранца, главное что бы они подходили по объему. Более того, фирмы производят большей частью производят что-то одно – только купола или только ранцы (исключений очень немного, мне известны всего 3 достаточно известные фирмы производящие все сразу, но подтверждая то, что специализация позволяет добиться лучших результатов, эти фирмы не входят в разряд самых популярных). Так что если вам нравится ранец Javelin, основной Stiletto и ПЗ Micro Raven – нет никаких проблем чтобы скомплектовать это все в одну систему, основное условие при этом – чтобы все подходило по размеру.

Здесь необходимо также упомянуть о том как понимать наименования куполов и ранцев. Опять таки, в отличии от нашей системы, когда название купола подразумевало его модель и площадь (По-16 или По-9, например), у буржуев наименование купола подразумевает собой только МОДЕЛЬ купола обладающую определенными характеристиками. Далее, при полном сохранении пропорций, этот купол шьется нескольких размеров, для того чтобы вы могли выбрать тот, который больше всего устраивает именно вас.

Стандартное наименование купола состоит из названия модели (Stiletto , например) и цифры обозначающей площадь купола в кв. футах. Тот же Стилетто, к примеру, шьется следующих размеров: Stiletto 97, Stiletto 107, Stiletto 120, Stiletto 135, Stiletto 150, Stiletto 170, Stiletto 170, Stiletto 190. И если вам нравится именно Стилетто – рассчитайте свою необходимую загрузку и выберите купол нужного вам размера. Однако, хотя и не так часто, встречаются отличия, например у фирмы Flight Concept все 7-и и 9-и секционники, а также запасные купола имеют собственные названия для каждого размера. (см. Таблицу) Кроме того, мне хотелось бы обратить ваше внимание на то что при покупке нового купола вы покупаете только купол со стропами, слайдером и соединительными скобами, а все остальное – свободные концы, вытяжной парашют и т.д. входит в комплект ранца. Поэтому когда вы покупаете пользованный купол – не спешите душить подающего его вам и бить его по голове вороненым наганом за то что нет свободных концов или камеры, ибо он его купил точно также.

Наиболее популярные основные купола

В общем классе:
Купола из F-111:
7-и секционники: PD 7-секций, Raven, 7-и секционная серия Flight Concept
9-и секционники: PD 9-секций, Falcon, 9-и секционная серия Flight Concept
Комбинированные купола F-111/ZP: PD Силуэт

Алексей Шарадкин

Большинство ранцев, предлагаемых сейчас на рынке безопасны, функциональны, красивы (не считая самодельщиков). Производители достигли достаточно высоких вершин в этом, новинки быстро распространяются и становятся общепризнанными. Поэтому, Вы можете сами выбрать себе ранец, основываясь на функциональных и эмоциональных предпочтениях.

Эмоциональные причины

Здесь всё решает Ваш вкус. За систему, которая красиво сделана, многие могут заплатить больше, чем она стоит в действительности. Дизайн - очень индивидуальный критерий.

Функциональные причины

При выборе системы стоит уделить внимание следующим признакам:

  1. Подходит ли эта система для меня? Фрифлаеры и купольщики имеют достаточно разные требования.
  2. Соотношение цена-качество Вас устраивает? Опции, входящие в стандартную комплектацию, отличаются от производителя к производителю, поэтому сначала выберите все необходимые Вам опции, а потом сравнивайте продукцию разных производителей.
  3. Сможете ли Вы установить туда чуть меньший купол со временем?
  4. Насколько легко будет продать вашу систему потом? Покупая экзотическую систему, вы будете иметь проблемы с перепродажей.
  5. Доступны ли запасные части к этой системе, и сколько Вам придется их ждать?
  6. Какова репутация выбранного Вами производителя? Каков сервис?
  7. Удовлетворяет ли Вас сервис дилера?

На что стоит посмотреть, когда выбираете систему?

Подходящая система очень важна для удобства и безопасности парашютиста. Поэтому, всегда стоит рассматривать 3 параметра этого - подгонка - удобство - гибкость:

  1. Подгонка - ранец должен точно подходить для выбранного Вами парашюта. Если ранец слишком велик, Вы имеете шанс на несвоевременное открытие из-за того, что нагрузка на петле будет слишком мала. Подвесная должна подходить парашютисту. Для этого существует три проверки - КЗУ должна находится в районе ключицы, подвесная не должна давить в области шеи, пересечение главной подвесной лямки и поясного обхвата должно находится на уровне таза.
  2. Удобство - ранец не должен быть слишком большим или слишком маленьким. Если высокий спортсмен одевает ранец для короткого парашютиста, он не только неправильно выглядит, но и будет иметь проблемы с выдергиванием медузы ОП. Также, ранец не должен висеть на заднице.
  3. Гибкость - подвесная система и ранец должны обеспечивать полную свободу движений. Слишком маленькая система стесняет движения, и может затруднить выдёргивание подушек. Слишком большая - оставляет риск того, что вы выпадите из системы.

Новая или б/у

Б/у - в общем, ничего плохого в этом нет. Если условия подгонка - удобство - гибкость соблюдены, ранец в пригодном для прыжков состоянии и не сильно изношен - это может быть неплохой сделкой. К несчастью, очень часто случается так, что в погоне за хорошей сделкой парашютисты покупают неподходящее снаряжение. Также, Вы не должны - без помощи профессионала - покупать снаряжение по частям, чтобы потом его комбинировать. Если Вы хотите защитить себя от неприятностей - посоветуйтесь с риггером. Новый - Если Вы хотите получить новый ранец очень быстро, Вы можете в большинстве случаев выбрать ранец со стока. Проблема будет у тех, кто имеет слишком нестандартную фигуру. В случае сомнений - не идите на компромисс. Лучше потратить немного времени и дождаться индивидуального ранца.

Какие опции стоит заказывать?

Кордура или Парапак - вопрос личных предпочтений. Кордура более жёсткий и тяжёлый материал, парапак - мягче и легче, но хуже противостоит износу.
Кольца на подвесной системе - опция, становящаяся всё более популярней. Подвесная система становится более удобной и более гибкой. На бедрах кольца предпочтительны в любом случае, на грудной - они не всегда возможны по вопросам безопасности.
Нержавеющая сталь для подвесной системы - часто стоит очень серьёзных дополнительных денег. Вопрос личных предпочтений.
Коллапсируемый вытяжник - очень желательная опция. Обязательна для куполов из ZP.
Свободные концы - бывают узкие (2,5 см) и широкие (5 см). Узкие становятся все более популярны, широкие некоторые производители рекомендуют для очень тяжёлых парашютистов (более 100 кг.)
КЗУ - тоже бывают мини и стандартные. Мини - практически стандарт сейчас. Для очень тяжёлых парашютистов некоторые производители ставят стандартные, как более прочные.
Система раскрытия - наиболее распространенная - медуза на дне контейнера. Изредка встречается система pull-out. Карман вытяжного на ножном обхвате - устаревшая и небезопасная опция, и покупать ее не стоит.
Шарик на вытяжном - не обязательная, но желательная опция. Удобнее браться за бобышку, меньше шансов где-то зацепится.
Разгонные петли на передних СК - рекомендуются, для всех, кто прыгает на скоростных парашютах.
Velcro-less toggles - клеванты без липучки. Наиболее распространенная система.
Подушка ЗП - в большинстве случаев - желательная опция. Меньше шансов случайно выдернуть её. Не рекомендуется для студенческих систем - подушку для студента выдергивать тяжелее, чем кольцо.
RSL - желательная опция для большинства спортсменов, кроме пилотов очень маленьких скоростных парашютов.
Monogram - если Вы вышьете Ваши инициалы на ранце, продать его будет тяжелее.

В виду того, что сейчас довольно большое предложение всевозможных запасных парашютов для парапланерного и дельтапланерного спорта, то выбор сделать очень сложно.

Можно выделить три группы, по которым можно хоть как-то провести небольшой анализ:

1. Запасной парашют с круглой формой купола и втянутой вершиной.
2. Запасной парашют с квадратной формой купола.
3. Управляемый запасной парашют с клинообразной формой купола.

Запасной парашют с круглой формой купола и втянутой вершиной

Благодаря такой форме купола удается обеспечивать при небольшой площади парашюта приемлемые время раскрытия и скорость снижения. Под приемлемыми мы понимаем такие показатели, которые соответствуют нормам европейской сертификации.
Воздух, встречаясь с поверхностью купола запасного парашюта, начинает сложное вихревое движение, увеличивая сопротивление. Отличное свойство при довольно простом технологическом решении! Объем парашюта и масса небольшие (масса около 2-3 кг).

Яркие представители:


Площадь купола — 32 м.кв.
Масса - 2,0 кг

Сейчас спрос на эти запасные парашюты падает, так как многие производители, используя новые и прочные материалы, добились массы парашюта в пределах 1-2 кг!

Среди них можно выделить:



Плюсы запасных парашютов - простота конструкции, простая схема укладки. Минусы - маятниковая раскачка в некоторых случаях. Сложное взаимодействие с непогашенным куполом параплана.

Для полетного веса в 100 кг в среднем:
Площадь купола - 20,5 м.кв.
Масса - 1,2 кг
Время раскрытия - соответствует нормам EN и LTF

Запасные парашюты с квадратной формой купола

Такие парашюты стали применяться для парапланерного спорта совсем недавно, хотя в Европе их используют военные довольно давно.

Управляемые запасные парашюты стали делать довольно давно, но популярность они начинают приобретать только сейчас. Проблема этих парашютов была в том, что раскрываясь рядом со скалами можно было в них влететь, не успев отвернуть. Парашют набирал горизонтальную скорость сразу же после раскрытия. Это не позволяло применять запасные парашюты типа Rogallo рядом со скалами. В современных моделях этот недостаток устранен! В момент раскрытия и до момента, пока пилот не взял в руки стропы управления, запасной парашют типа Rogallo ведет себя как классический парашют, медленно снижаясь. Стоит взять в руки стропы управления, как парашют начинает набирать горизонтальную скорость. Правда, нужно позаботиться о том, чтобы подтянуть к себе параплан за B-ряды. Качество планирования у управляемых запасных парашютов достигает 2 единиц, что позволяет самостоятельно выбирать площадку для приземления.

В нашем магазине можно заказать Запасной парашют Krisis Rogallo 2 (Kortel Design).

Для полетного веса в 100 кг:
Площадь купола - 41,75 м.кв.
Масса - 1,95 кг
Время раскрытия - быстрее нормы EN.

Плюсы - возможность использования горизонтальной скорости для выбора площадки для приземления!
Минусы - необходимо подтаскивать купол параплана за B-ряды, чтобы использовать возможность полета на парашюте.

Видно, что купол несколько тяжелее своих облегченных собратьев, но есть неоспоримое преимущество - управляемое парашютирование!