Вы знали, что некоторые физические упражнения помогают развивать мозг? Мы выбрали лучшие. Упражнения "слон" и "сова"

Кинезиология - способ активации природных механизмов работы мозга при помощи определенных физических упражнений, способных объединять движение и мысль. Оказывается, определенные физические движения способны влиять на развитие интеллекта человека.

Доказано, что кинезиологические упражнения улучшают мозговую деятельность, повышают устойчивость внимания и психики, помогают восстановить речевые функции и синхронизировать работу полушарий. Мало того, они бодрят, тонизируют, снимают усталость и побеждают стресс!

Почему бы не попробовать? Всего 15 минут в день способны в корне изменить твою жизнь. Редакция «Так Просто!» подобрала 8 наилучших упражнений, которые ты непременно полюбишь.

Гимнастика для мозга

  1. Упражнение «Святоша»
    Это упражнение - идеальный способ расслабиться после работы. В положении сидя (можно и стоя, и лежа) расположи ноги параллельно, не скрещивай их. Расположи кисти у груди и соедини кончики пальцев попарно, словно пытаешься обхватить шар ладонями.

    Глаза смотрят вниз, язык зажат между зубами. Находись в таком положении несколько минут, пока не наступит чувство достаточности или же до появления зевоты. Это упражнение снимает мышечное и психическое напряжение , успокаивает и улучшает раздельную работу правого и левого полушарий мозга.

  2. Упражнение «Энергетизатор»
    Такое упражнение поможет расслабить мышцы плечевого пояса и шеи, увеличить уровень кислорода в крови и активизировать вестибулярный аппарат . Это нехитрое упражнение показано абсолютно всем, кто работает сидя, да еще и за компьютером! Положи скрещенные руки перед собой на стол. Подбородок прижми к груди.

    Почувствуй, как расслабляются плечи и растягивается спина. Глубоко вдохни и запрокинь голову назад, прогибая спину и раскрывая грудную клетку. На выдохе вернись в исходное положение. Если выполнять это упражнение регулярно, вскоре ты почувствуешь, что усталость как рукой сняло.

  3. Лобно-затылочная коррекция
    Это упражнение спасет во время тревоги, волнения, неуверенности или даже стресса! Одну ладонь положи на затылок, а вторую - на лоб. Дыши ровно, глубоко, сконцентрируйся. Теперь спокойно озвучь свою проблему. Можешь проговорить ее, а можешь подумать. Если охота зевать, значит тело избавляется от негативного напряжения .

    Когда рука касается лба, кровь циркулирует лучше в лобных долях. Именно там происходит осознание, анализ и поиск решений той или иной проблемы. А на затылке расположена зрительная зона, воспринимающая образы, которые хранит наша память. Упражнение всегда дает положительный результат. Обязательно попробуй!

  4. Упражнение «Слон»
    Оно активизирует всю целостную систему организма и концентрирует внимание . «Слон» позволит расширить границы возможностей твоего мозга. Вперед! Ухо плотно прижми к плечу, вытяни одну руку перед собой, словно хобот слона, и нарисуй горизонтальную восьмерку.

    Движение начинай от центра зрительного поля, и далее вверх против часовой стрелки. Во время выполнения упражнения следи за кончиками пальцев. Поменяй руку. Выполняй упражнение медленно и вдумчиво, 4–5 раз для каждой руки.

  5. «Ухо-нос»
    Такое упражнение особенно нравится детям. Выполнение обычного действия непривычной рукой активизирует новые контакты между клетками мозга. Левой рукой возьмись за кончик носа, а правой - за левое ухо. Одновременно опусти руки, хлопни в ладоши и поменяй положение рук на противоположное. Повтори такое действие несколько раз.

  6. Зеркальное рисование
    Для выполнения этого упражнения тебе понадобится лист бумаги и два карандаша. Начинай рисовать обеими руками зеркальные симметричные фигуры, цифры или буквы. Это упражнение позволяет прекрасно расслабить глаза и руки . А синхронная деятельность левого и правого полушарий заметно увеличивает эффективность работы всего мозга.

  7. Упражнение «Крюки»
    «Крюки» - лучшее упражнение для снятия нервного напряжения, оно помогает сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие . Сядь на стул, скрестив ноги и уложив лодыжку левой ноги на правую. Скрести руки. Запястье правой руки находится на запястье левой. Соедини пальцы в замок таким образом, чтобы большой палец правой руки оказался над левым.

    Выверни руки «наизнанку» перед грудью, пальцы направлены кверху. Голова прямая, взгляд направлен вверх, язык прижат к нёбу. Находись в таком положении 3–5 минут до появления зевка или чувства достаточности.

Гимнастика Мозга - это всего лишь двадцать восемь упражнений, в которые ребенок увлеченно играет. Эти простые и доставляющие наслаждение движения, не требуя огромных затрат сил и энергии, воспитывают, учат и лечат, и ребенка, и взрослого. Не много ли обещающее начало, засомневаются многие, и зря, хотя не удивительно. Большинство из нас испытывают большое уважение к сложным способам решения проблем. Если программа действий не тяжела, не требует много времени и денег, то кажется, что она имеет меньшую ценность. Однако, если преодолеть эти условности, то обнаружится, что простые решения приводят к наилучшим результатам.

Достаточно поиграть с ребенком один час в день, чтобы со временем исчезли симптомы дислексии, гиперактивности, нарушений вестибулярного аппарата. «Гимнастика мозга» помогает избавиться от боязни собственного голоса и обрести уверенность в себе. Учит концентрироваться, быть внимательным, легко переключать внимание между общей картиной и деталями, одновременно творчески мыслить и писать, а также улучшает память. С включением активного движения наиболее эффективно происходит обучение числам, буквам и письму. «Гимнастика мозга» также очень помогает при занятиях спортом, музыкой, живописью и танцами всех видов. Упражнения “Гимнастики мозга” самостоятельно может освоить даже ребенок.

«Простой секрет для маленькой…»

В чем секрет такого масштабного действия каких-то простых упражнений можно понять, изучив хоть немного нейрофизиологическое устройство нашего организма и конечно, испытав их действия на себе.

Мозг состоит из двух полушарий соединенных друг с другом белым мозолистым телом, которое связывает каждую сторону нашего тела с противоположным полушарием. Все сенсорно-моторные функции правой стороны тела осуществляются или контролируются левым полушарием, и наоборот. То есть правый глаз связан с левым полушарием, а левый глаз - с правым полушарием. Логическое полушарие (обычно левое) имеет дело с деталями, частями, обработкой языка и линейным анализом. Образное полушарие (обычно правое) имеет дело с целостным восприятием, т.е. с образами, ритмом, эмоциями и интуицией. Мозолистое тело, осуществляя быстрый доступ и к правому, и к левому полушариям, формирует такой тип мышления (интегрированный), при котором в обработке информации одновременно и быстро принимают участие оба полушария. Чем более активно они взаимодействуют, тем более эффективно мы действуем и достигаем мастерства в любой области жизнедеятельности.

Условия применения комплексов «Гимнастики Мозга»

Точное и систематическое выполнение движений и приемов.

Применение на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, в эмоционально комфортной обстановке, возможно - под спокойную музыку.

Самостоятельный подбор упражнений от простого к сложному, увеличивая объем и темп выполнения заданий.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день.

Упражнение «Перекрестные шаги»

С пособствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.

Упражнение «Ленивые восьмерки»

С нимут усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером, улучшают работу глазных мышц, стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Начертить правой рукой на листе бумаги карандашом восьмерку, затем - левой рукой. Затем правой и левой одновременно.

А теперь начертить восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. При этом следим взглядом за пальцами.

Упражнение «Двойные рисунки»

Возьмите в каждую руку карандаш. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу;

вверх-вниз;

разводя в разные стороны.

Затем рисуем в воздухе.

Исходная поза - обе руки свободно выпрямлены перед собой. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения.

Упражнение «Алфавитная восьмерка»

Развивает память, внимание, мышление, а так же навыки грамотного чтения и письма. Может использоваться при изучении иностранного языка, для развития математических навыков.

Примите удобную позу. Нарисуйте перед собой в воздухе «ленивую» восьмерку. Через ее центр проведите сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности.

Справа или слева от вертикального сечения впишите букву в окружность, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью буквы. Вы сами решаете, в каком месте алфавитной восьмерки эта буква выглядит более уместно.

Вписав одну букву, снова чертите восьмерку и разделяете ее вертикальной линией. Упражнение с одной буквой проделывается каждой рукой три раза и три раза двумя руками одновременно. Чтобы максимально быстро расслабиться или настроиться на предстоящую работу, рекомендуется заполнять окружности восьмерки актуальными для вас фразами, используя указанный выше способ написания.

Упражнение « Энергетизатор «

Помогает расслабиться, повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности.

Сядьте за стол и положите руки так, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед. Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной. На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх.

Предел подъема - окончание вдоха или напряжение в спине.

Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу. Затем медленно опускайте голову на стол.

Упражнение «Позитивные точки»

С пособствует улучшению памяти, помогает сосредоточиться , помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями.

Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос.

Вертикальная ось точек - посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное

разрешение проблемной ситуации.

Упражнение «Думающий колпак»

Обостряет слух, улучшает работу кратковременной памяти, повышает умственные и физические способности, улучшает равновесие. Полезно выполнять перед началом занятия, так как поможет быстро сконцентрировать внимание.

Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши так, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы - спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.

ВЫВОД : Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна

для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей детей

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников

I . Растяжки

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. “Дерево” Исходное положение - сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер - вы раскачиваетесь, как дерево.

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение - стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. “Сорви яблоки”

Исходное положение - стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

II . Дыхательные упражнения

1. “Свеча”. Исходное положение - сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. “Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение - о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

3. “Ныряльщик” Исходное положение - стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть - открыть нос и сделать выдох.

4. “Надуй шарик” Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

5. “Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

6. “Губы трубкой”

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 — полный вдох через нос, втягивая живот;

2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

III . Телесные упражнения

1. Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. “Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3.“Паровозик” Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. “Робот”

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

5. «Колено - локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8-10 раз.

6. “Яйцо”

Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

7.“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

8.«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

VI . Упражнения на релаксацию

1. “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку - каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по - новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

2. “Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два - три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что - нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

3.Релаксация “Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

V .Глазодвигательные упражнения

1. “Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

2. “ Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3.«Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

4. “Глаз - путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

5. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

6. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

7. “Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

КОМПЛЕКС 1

1. Массаж ушных раковин.

Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.

3. Кивание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.

4. Горизонтальная (ленивая) восьмерка.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.

5. Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

6. Медвежье покачивание.

Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.

7. Поза скручивания.

Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой - за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика.

Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче чем выдох.

9. Гимнастика для глаз.

Сделайте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий максимально возможной величины. На ней с помощью специальных стрелок обозначены основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вниз, влево, вправо, почасовой стрелки и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет сой цвет: № 1, 2 - коричневый; № 4 - голубой; № 5 - зеленый. Упражнение выполняется только стоя.

Составила старший воспитатель Кот Н.В.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

  • 165.5k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» Помните зарядку-пятиминутку, которую мы все делали в 1-м классе? На самом деле это не просто игра. Автор книги «Гимнастика для мозга » Пол Деннисон уверяет, что благодаря простым упражнениям мозг насыщается кислородом, в нем образуются новые нейронные связи, стабилизируется работа левого и правого полушарий. Несколько минут в день — и результат не заставит себя ждать.

1. Упражнение «Ухо — нос»

Это упражнение на первый взгляд кажется простым. Всего-то и нужно пальцами правой руки прикоснуться к своему носу, а левой рукой взять себя за правое ухо. Затем хлопнуть в ладоши и поменять положение рук: левая — на нос, правая — на левое ухо.

На самом деле редко кто справляется с заданием с первого раза, но при регулярной ежедневной тренировке результат обязательно будет. А оба полушария мозга скажут вам спасибо за помощь в координации их работы.

2. Упражнение «Энергетизатор»

Прекрасное средство для того, чтобы расслабить мышцы шеи и плечевого пояса, измученные сидячей работой. Руки положите на стол и медленно опускайте вниз подбородок, пока он не окажется на груди. Оставайтесь в таком положении несколько секунд, затем, с глубоким вдохом, поднимите голову, запрокиньте, расправьте плечи, максимально раскрывая грудную клетку. Руки по-прежнему остаются на столе. На выдохе расслабьтесь. Повторите упражнение еще дважды.

Это упражнение обеспечит приток кислорода в мышечные клетки и активизирует работу вестибулярного аппарата.

3. Упражнение «Зеркальное рисование»

Для выполнения упражнения потребуются лист бумаги и два карандаша либо фломастера. Обе руки одновременно должны рисовать симметричные рисунки. Изображения любые: цифры, символы, фигуры, буквы. Продолжайте, пока занятие приносит удовольствие.Это упражнение синхронизирует работу полушарий мозга, увеличивая эффективность его работы в целом.

Некоторые психофизиологи считают, что левую и правую руки полезно чередовать и при выполнении повседневных действий: во время причесывания, чистки зубов, приема пищи. Подобные упражнения помогают создавать новые нейронные связи в мозгу и способствуют его постоянному развитию.

4. Упражнение «Крюки»

Это упражнение Пол Деннисон советует использвать, чтобы снять психоэмоциональное напряжение и восстановить душевное равновесие.

Сидя на стуле, максимально выпрямитесь. Скрестите ноги: лодыжка левой ноги должна располагаться поверх лодыжки правой ноги. Соедините пальцы рук в замок - большой палец правой руки должен быть поверх большого пальца левой руки. Выверните ладони наизнанку, чтобы они оказались перед грудью. Прижмите к нёбу кончик языка и задержитесь в таком положении на несколько минут, глядя прямо перед собой.

5. Упражнение «Сова»

Правой рукой возьмитесь за левое плечо и медленно поворачивайте голову слева направо, разминая мышцу. Повернув голову до упора вправо, выдохните. На выдохе сожмите пальцы и произнесите «Ух!», как можно сильнее при этом раскрыв глаза. Голову поворачивайте из стороны в сторону несколько раз, меняя руки.

При выполнении этого упражнения задействуются все три канала восприятия — визуальный, кинестетический и аудиальный, что не только позволяет снять напряжение мышц, но и стимулирует творческое мышление и речь.

6. Упражнение «Святоша»

Чтобы снять напряжение и успокоить нервную систему, в книге «Гимнастика для ума » предложены следующие действия.

Соедините кончики пальцев рук, словно между ладонями зажат небольшой шар. Кисти рук должны располагаться перед грудью. Голову держите прямо, но взгляд при этом устремите вниз. Кончик языка зажмите между зубами. Задержитесь в этой позе на пару минут.

Это упражнение направлено на улучшение раздельной работы левого и правого полушарий мозга и позволяет максимально расслабиться.

7. Упражнение «Слон»

Это главное упражнение, которое, по мнению автора данной методики, Пола Деннисона , способствует достижению гармонии между телом и разумом.

Голову прижать к левому плечу, вытянуть в сторону левую руку пальцами вперед и затем рисовать в воздухе горизонтальную восьмерку — начиная от центра, затем вверх против часовой стрелки. Глазами при этом отслеживать движение кончиков пальцев. Повторить 3 раза, затем поменять руку и положение головы.

Упражнение «Слон» считается наиболее эффективным, так как при его выполнении задействованы все участки мозга.

Ум, как и тело, поддается тренировке, а для достижения результата важна регулярность. Для данной зарядки не требуется ни инвентарь, ни форма, ни специальное помещение, достаточно просто запомнить упражнения, которые больше всего понравились, и, когда выдастся свободная минутка, понемногу тренироваться.

Какое из упражнений кажется вам наиболее интересным? Готовы ли вы включить гимнастику для мозга в список своих ежедневных действий?