Все о каратэ - история каратэ, школы и стили каратэ, философия каратэ, мастера каратэ. История возникновения каратэ до

С давних времен Окинава является универсальным полигоном, для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека. Таким искусством стало ОКИНАВА ТЭ. В морских просторах, на середине пути между китайским островом Тайвань и Японским островом Кюсю, в 800 километрах от материка раскинулась гирлянда небольших островов - архипелаг Рюкю (Нансей), площадь его всего 2,5 тыс. кв. км и почти половина приходится на самый большой остров - Окинаву. Слово Окинава буквально означает - "веревка на горизонте", и этот суровый остров действительно своим видом напоминает завязанную в узел веревку, брошенную в море. Об Окинаве известно было сравнительно мало вплоть до 1945 г., когда остров стал местом тяжелых боев между Японией и США в конце второй мировой войны. Если представить Японию, Корею, Тайвань, Филиппины в виде раскрытого веера, то Окинава придется как раз на его середину, поэтому до последнего времени, даже когда военные времена ушли в прошлое, остров Окинава остался крупнейшей американской военной базой в Юго-Восточной Азии, и основная причина этого состоит в том, что Окинава занимает очень важное стратегическое положение. Сейчас чтобы покрыть расстояние от материка (Китая) до Окинавы нужно всего лишь несколько часов, а раньше пользуясь ветром и течением, доплывали за 3-5 суток. Все это делает понятным роль положения острова Окинава. Население архипелага, этнически тяготеющее к японцам, до сих пор сохраняет свою этнографическую специфику. Окинавцы - не японцы и не китайцы, однако подлинная история происхождения коренных жителей этих островов остается неизвестной. Тот факт, что Окинава находится недалеко от Китая, имеет важнейшее значение при рассмотрении вопроса об истоках развития Окинаватэ. Благодаря этому обстоятельству послы, купцы, монахи путешествовали в континентальный Китай. В результате такого обмена окинавцы могли познакомиться с различными аспектам китайской культуры, в т.ч. с китайскими боевыми искусствами того времени.

Средние века

Из древнейших литературных источников,в частности Дадао бицзи (Записки большого острова), известно, что развитие отношений между Китаем и Окинавой было налажено уже в 6 веке н.э. (период имперской династии Сун), а своего пика достигло в середине 15 века во времена правления Окинавской династии Се. Развитие боевых искусств на Окинаве того времени шло в 2-х направлениях: цюань фа (китайские системы боя) и то дэ (окинавские боевые искусства). Подробнее смотрите раздел Федерация.

Оккупация японией

Однако 1609 г. приносит конец отношениям между Окинавой и Китаем, от которых Окинава получала экономическую и культурную пользу. Глава южно-японского клана Сацума, Шимадзу Иехтса с разрешения японского императора, с 3-мя тысячами самураев, вооруженных пушками, на ста кораблях осуществил захват Окинавы. Это был конец Окинавской независимости и начало сложного покорения архипелага Рюкю. В 1610 году Шимадзу издает множество запретов и указов. Население Окинавы облагается жесточайшими налогами и подвергается дискриминации. Однако, один из запретов, неожиданным образом для захватчиков, оказал мощный стимул для развития окинава тэ. Речь шла о запрете не только на ношение и хранение, но и на владение каким-либо оружием, а также на занятия боевыми искусствами вообще, под угрозой смертной казни. В ответ на это, все тайные общества цюань фа и то дэ в 1629 г. объединились в единый союз против японских оккупантов. Следствием этого является создание нового смертоносного искусства, которое возникло как комбинация всех существующих концепций, названное просто ТЭ, а позднее ОКИНАВА ТЭ. В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием (португальскими мушкетами) оттачивали бойцы Окинаватэ свое искусство, в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка. Официальные японские законы той эпохи гласили: "Если лицо низшего сословия, такое как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его следует тут же зарубить" Было введено понятие - "та меси гири" (проба меча) дающее право опробовать меч на голове любого простолюдина. В ответ на это, в столкновениях с самураями Окинаватэ приобретает ужасающую славу, провозглашая кардинальный принцип - "иккэн охиссацу" (убить одним ударом). Мастера Окинаватэ тайно посещают Китай и задерживаются там годами, изучая наиболее эффективные стили и побеждая самых известных мастеров. Постоянное реальное усовершенствование системы, секретность и нелегальность становятся сопровождающими признаками Окинаватэ вплоть до начала ХХ века, хотя официальная оккупация клана Сацума заканчивается в 1875 г., когда Окинава признается составной частью Японии, а ее население приобретает все гражданские права и свободы.

19 - 20 век

В годы Мейдзи (1867-1912) Японским правительством был издан указ о мобилизации, в т.ч. и на Окинаве. В школах проводились медицинские осмотры, и врачи были поражены увидев, что занимающиеся Окинава тэ юноши резко отличаются от других учеников прекрасной физической подготовкой. В связи с этим в 1901г. на Окинаве в педагогическом училище и в одной из школ г.Сюри были введены уроки Окинава тэ. Таким образом, благодаря истории своего развития Окинава стала универсальным полигоном для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека.

История Карате в мире

Этот японский термин состоит из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука). Вместе они образуют словосочетание «пустая рука». Имеется в виду искусство ведения рукопашного боя, основанное преимущественно на ударах руками и ногами. Толкование значения "пустая рука" имеет не только дословный смысл, но и характер философии Буддизма - " истолковать (показать) себя пустым". Мастер каратэ как боевого искусства - Фунакоси Гичин - избрал именно этот характер значения каратэ. Он писал: "Как зеркальная поверхностть отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего звука, так и занимающийся каратэ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм и злобу, и добиться взаимодействия всех сил, действуя в направлении последних. Это и является смыслом Каратэ". Кара - опустошение.

Однако значение слова карате не всегда употреблялось в этом значении.

Значение иероглифа Тэ оставалось всегда неизменным, он обозначал руку. Значение же иероглифа кара, до придания ему смысла «пустой» Фунакоси Гичином, обозначало «континент», то есть «Китай», «страна на материке».

История современного каратэ тесно связана с островом Окинава, наиболее крупном из островов архипелага Рюкю. Это длинная и сложная история, полная противоречий и неясностей. Чего стоят одни названия боевого искусства окинавцев: «тэ», «окинава-тэ», «то-тэ», «кара-тэ», «кэнпо», «кэнпо-дзюцу», «кэнпо-каратэ», «каратэ-дзюцу», «каратэ-до» и.т.д. Поскольку каратэ явилось творением не одного человека, а многих поколений учителей и учеников, существующее в нем разнообразие школ и стилей не случайно.

Существует более семидесяти различных японских систем каратэ-до; немногим более тридцати систем предпочитают именовать себя каратэ-дзюцу. Но во всех этих системах в той или иной мере сказывается влияние того, что изначально представляло собой вид единоборства простолюдинов Окинавы. Особые японские пристрастия повлияли на исходные окинавские формы и создали характерно японский вид каратэ-до, предназначенный в первую очередь для изучения и применения безоружных методов рукопашного спарринг-боя. Правильно понятое японское каратэ-до представляет собой сбалансированную систему духовной дисциплины, физического воспитания, самообороны и спортивного состязания.

Культурный обмен между Японией и островами Рюкю существовал с незапамятных времен. Острова Рюкю ничего не могли предложить внешнему миру. Китайцам удалось в XI веке нашей эры изобрести порох, а позднее, начиная с XII века, им понадобилась в больших количествах сера в их войне против монголов. В это время Окинава и Китай вступили в широкомасштабные торговые либо ленные отношения.

Произошедшее в XVII веке подчинение Окинавы Японии дало возможность японцам частично ознакомиться с боевыми единоборствами Окинавы и Китая. Но, как мы видим, лишь в эпоху Мэйдзи заметен интерес японского правительства к окинавским воинским искусствам. Один наблюдательный военный врач-японец отметил, что некоторые окинавские призывники имеют необычайно пропорционально сложенное тело и обладают отменными физическими качествами; последующее изучение показало, что подобное физическое сложение достигнуто благодаря занятиям тем, что сами окинавцы именовали тэ, т.е. "рука". Тэ представляло собой вид рукопашного боя, куда входили как безоружная, так и вооруженная схватка. Оно развивалось под сильным влиянием китайских ушу, завезенных на Окинаву китайскими монахами, торговцами и купцами. Окинавское тэ развивалось как вид борьбы простолюдинов.

Японские официальные власти на Окинаве согласились включить тэ в систему физического воспитания окинавских школ в 1902 году, поскольку это служило военной цели подготовки будущих призывников. Тэ, приспособленное к заддачам и общим целям физического воспитания, в итоге стало известно под именем каратэ-дзюцу, иероглифы которого означали "китайское рукопашное искусство".

Не найдено никаких исторических свидетельств того, что окинавское тэ или каратэ-дзюцу систематически преподавалось в Японии до эпохи Тайсё, хотя и представляется возможным, что те, кому приходилось пересекать острова архипелага Рюкю, отправляясь с самого южного острова Японии, Кюсю, были наслышаны об этих единоборствах. Император Хирохито, путешествуя по Окинаве в 1912 году, еще будучи наследным принцем, стал свидетелем представления по каратэ-дзюцу и был столь приятно удивлен, что включил данный момент в свой официальный отчет японскому правительству. Проявленная властями заинтересованность окинавскими видами боевых единоборств побудила Министерство образования пригласить специалиста из Окинавы в Японию. Для поездки в Японию выбор пал на Фунакоши (Томинакоши) Гитина (1869-1957) из Сюри, учителя японского языка начальной школы, поскольку он был самым образованным среди представителей окинавского единобоства тэ, хотя существовали на острове и более умелые коренные борцы. Фунакоши выступил в киотском Бутокудэн в 1917 году, где познакомил официальные японские власти и членов Бутокудэн с окинава-тэ и каратэ-дзюцу. Но лишь во время своего второго визита в 1922 году он дал первые публичные показательные выступления по каратэ-дзюцу в Японии.

Чтобы как можно больше заинтересовать японскую публику каратэ-дзюцу, Фунакоши сознательно устраивал свои выступления перед образованными слоями общества. Как словом, так и делом он впечатляюще представил физические и духовные качества каратэ-дзюцу аудитории, преимущественно состоящей из артистов и адвокатов, поскольку полагал, что люди, сама профессия которых наделяет их живым умом, обычно обладают неповоротливым телом. Он упирал на то, что занятия каратэ-дзюцу укрепляют даже самое слабое тело и что человек невзрачного сложения, вроде него, может стать довольно крепким благодаря таким занятиям. Фунакоши приглашал из публики добровольцев испытать его прочность на удары и испытать его устойчивость; никому не удавалось сдвинуть его с места или опрокинуть на землю. Столь достойное поведение произвело существенное впечатление на всех тех, кто видел его выступления, и спустя короткий промежуток времени его учение нашло немалое число сторонников. Фунакоши также давал выступления по каратэ-дзюцу у Кано Дзигоро в его Кодокане и в университетах, где стремительные представления его мастерства глубоко запали в душу и преподавателей, и студентов.

Мето ознакомления Японии с каратэ-дзюцу, выбранный Фунакоши, лишь в малой части дал представление японской публике об окинавском искусстве, в той части, которая виделась Фунакоши наиболее подходящей для его целей и более всего сулящей поддержку со стороны образованной аудитории. Его популярность как наставника быстро росла, а с ней росло желание общественности узнать как можно больше об этом эффективном способе ведения рукопашного боя. В 1924 году токийский университет Кэйо Гидзюку позаимствовал каратэ-дзюцу для целей физического воспитания; токийские Императорский, Сёка (Китоцубаси), Васэда, Гакусюин, Такусёку, Тюо, Мэйдзи, Нихон и Хосэй университеты вскоре последовали этому примеру. Огромная популярность каратэ-дзюцу среди студенчества дала этому виду единоборства больше тсоронников в самой Японии, чем на Окинаве.

Фунакоши остался в Токио, занявшись разработкой нового стиля каратэ-дзюцу, основаного на механике движений тэ из Сюри, которому его обучал Адзато Анко. Мабуни Кэнва, бывший соученик Фунакоши, когда они оба изучали окинава-тэ под руководством Итосу Ясутсунэ, прибыл в 1928 году в Японию, пытаясь создать свой собственный стиль каратэ-зюцу. Итосу был представителем единоборства сюри-тэ, создателем которого являлся Мацумура Мунэхидэ; последний был также учителем Адзато. Несмотря на их общие корни, стиль каратэ-дзюцу Фунакоши значительно отличался от стиля Мабуни, особенно в связи с тем. что Мабуни занимался под руководством Хигаонны Канрё (1888-1951), мастера тэ из Наха. В дальнейшем Фунакоши и Мабуни пошли каждый своим путем, став наставниками существунно различных стилей.

Хотя Фунакоши тяготел к стилю сюри-тэ, он внес в него ряд изменений. Его сын Ёситака пошел по стопам отца; он предложил радикально новые идеи, которые заложили основы оригинального японсского стиля каратэ-дзюцу. Мабуни же разработал свой стиль, который вначале носил название Ханко ("полупривязанность"). Позже он предпочел назвать данный стиль Сито, где оба слога являются китайским прочтением иероглифов, входящих в фамилию его прежних учителей, "си" для "ито" учителя Итосу, и "то" для "хига" учителя Хигаонны. В отсутствие на Окинаве Фунакоши и Мабуни ведущим представителем стиля каратэ-дзюцу стал Мияги Гогюн (Тёдзюн), один из первых учеников Хигаонны. Мияги назвал свой стиль Годзю, позаимствовав китайские иероглифы "гу" и "жоу", означающие соответственно "твердость" и "мягкость". Мияги остановил свой выбор на таком названии собственного стиля потому, что его технические приемы строились на балансе отражающих и уклоняющихся действий.

Во время своего пребывания в Японии Фунакоши воспитал целую плеяду учеников, каждый из которых сыграл важную роль в развитии современного японского вида каратэ-до, выражающего индивидуальные стили каждого из них. Наиболее выдающимися его учениками в Японии были Такаги Масатомо, накаяма Масатоши, Ито Кэнъити, Оцука Хидэнори и Кониси Ясухиро. Более того, Ямада Тацуо сыграл первостепенную роль в развитии японского стиля кэмпо. Ученики Мабуни также оказали существенное влияние на развитие японского каратэ-до, но в их идеях чувствовалось сильное влияние окинавской техники, в отличие от идей учеников Фунакоши. Одним из таких наиболее выдающихся учеников был Кокуба Косэй. После учебы у Мабуни Кокуба пошел к Мотобу Тёки, специалисту по сюри-тэ, учившемуся у Мабуни, Итосу и Адзато; некоторое время Кокуба занимался также и у Фунакоши. Идеи обоих, и Мабуни, и Мияги, также повлияли на развитие японского кэмпо; но именно более поздний японский ученик Мияги, Ямагучи Гогэн, может похвастаться тем, что он создал типично японский стиль каратэ-до, стиль Годзю.

Бурный расцвет японского каратэ-до, однако, нельзя связывать с идеями одного человека или влиянием единственной секции. Многие опытные бойцы оказали воздействие на формирование японского каратэ-до и способствовали его росту. С традиционной же точки зрения "крестным отцом" японского каратэ-до следовало бы считать Фунакоши, учитывая то, в какой мере он был ответственен за введение различных важных новшеств в окинавское каратэ-дзюцу, что сделало его более привлекательным для японцев. В 1933 году Фунакоши изменил смысл слова "кара", которое вначале записывалось иероглифом, означающим "Китай", взяв другой иероглиф, читаемый также "кара". Фунакоши тем самым изменил смысл слова, которое стало означать "незанятый" или "пустой". Поэтому у Фунакоши каратэ-дзюцу стало переводиться как "искусство пустой руки". Двумя годами позже Фунакоши предпочел вместо "дзюцу" слово "до". Так что каратэ-до родилось в Японии и буквально означает "путь пустой руки". Изменения Фунакоши возмутили многих бойцов на Окинаве, которые посчитали их надругательством над традицией. Но к 1938 году почти все они уже привыкли к тому, что их системы называли то каратэ-дзюцу, то каратэ-до.

Чтобы способствовать распространению своих идей, Фунакоши в 1936 году открыл в Токио центральный додзё, и после долгих колебаний дал ему имя Сётокан. Иероглифы, читаемые как "сёто", представляли прозвище Фунакоши как каллиграфа, "кан" означает "зал". Фунакоши никогда не представлял свой стиль каратэ-до как Сётокан-рю; он был категорически против использования феодального термина "рю" в отношении своего детища - каратэ-до. Поэтому, когда современные представители каратэ-до прибегают к названию "Сётокан-рю", пытаясь тем самым показать свою приверженность идеям Фунакоши, это не правомерно. Ёситака, сын Фунакоши, все же создал Сётокай (общество Сёто), и эта организация послужила основой для создания в 1957 году Ниппон Каратэ Кёкай (Японского союза каратэ).

Присутствие в Японии окинавских мастеров каратэ-дзюцу привело к довольно широкому распространению их своеобразных идей, что, однако, вызвало в свою очередь еще более широкое толкование этих самых идей со стороны мастеров и учеников. Возникло острое соперничество между мастерами, пытавшимися превзойти друг друга; само соперничество подогревалось к тому же верными учениками, стремящимися доказать превосходство своего наставника или школы. Такая профессиональная ревность и взаимные трения вели ко все более гирокому распространению как технического арсенала, так и методов обучения каратэ-до.

Со вступлением Японии в войну с Китаем в 1937 году, а затем и вовлечением во Вторую мировую войну каратэ-дзюцу и каратэ-до были официально признаны, принято решение обучать солдат и матросов этим дисциплинам. Массовое участие молодых способных японцев в занятиях этими дисциплинами привело к быстрому развитию новых, опирающихся на каратэ, техник ведения рукопашного боя. После поражения Японии и в период запрета на большинство воинских искусств и принципов эти каратэподобные системы процветали, так как союзное командование полагало, что такие системы - всего лишь методы физической подготовки на манер "китайского бокса". Технический прогресс каратэ-дзюцу и каратэ-до в пятидесятые и шестидесятые годы был ознаменован стандартизацией самой техники, тактики и методов обучения каждой секции, что в свою очередь выявило существенные различия между ними и побудило многих специалистов заняться разработкой японского национального стандарта для каратэ-до. В конце концов вовлечение огромного числа студентов высших школ и университетов в соревнования по каратэ-до привлекло внимание к спортивной стороне каратэ-до, и данная дисциплина приобрела статус национального вида спорта.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Каратэ киокушинкай - очень молодой стиль карате. Он появился в середине XX века. Стиль киокушинкай основал в 50-х годах мастер карате Масутацу Ояма, кореец по национальности.

Рис. 1.

Родился в 1923 году в Южной Корее неподалеку от Сеула. Он начал заниматься единоборствами еще с раннего возраста, лет с 9. А в 12 лет он перебрался в Японию.

И в Японии Масутацу Ояма продолжал заниматься боевыми искусствами. Поступив в университет, Ояма начал заниматься дзюдо. Занимаясь дзюдо, Масутацу становится учеником самого Гитина Фунакоси. В дзюдо Ояма достиг больших успехов. Затем под началом того же Гитина он изучал созданный Гитином шотокан карате. Позже у Оямы были и другие учителя, он успел позаниматься разными стилями карате под началом различных учителей.

Затем он успел побывать затворником в буддийском храме у подножия горы Минобу в префектуре Тиба. Там он уединился от всего мира для жестких тренировок. После возвращения обратно к цивилизации он принял участие в чемпионате по карате, где одержал сокрушительную победу.

Но несмотря на победу у него началась полоса неудач. И тогда Ояма вновь становится отшельником, сведя до минимума контакты с внешним миром, все время отдавая тренировкам. Спустя почти два года Ояма вновь возвращается к людям с новым никому неизвестным стилем.

Свое возвращение Масутацу отпраздновал чередой громких побед и поединков. Ояма провел несколько показательных битв с бойцами из других стилей единоборств, и во всех он безоговорочно победил. Кульминацией всего этого победоносного шествия стали демонстрационные бои с быками в Тиба и Татэяма, после которых Мастер и получил широкую известность.

В 1954 г. Ояма открывает свое первое додзё в Токио. Его первыми учениками становятся Мизушима и Ясуда. В 1956 г. открывается первое додзё Оямы около университета Рюккю. Несмотря на большую текучесть, возникшую из-за трудностей тренировок, в 1957 г. Ояма уже имел 700 учеников.

В 1964 г. в Японии официально был признан центр Киокушинкая Хонбу, который впоследствии становится международным центром Киокушинкая (IKO). После этого Киокушинкай распространился более чем в 120 странах, объединив около 10 млн тренирующихся.

«Сильнейшее каратэ» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Киокушинкай Карате претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Киокушинкай карате во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.

За полвека существования карате Киокушинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и большие спортивные достижения.

В 1994 г. Киокушинкай карате понесло большую утрату: умер Мастер. 24 апреля 1994 г. Масутацу Ояма скончался от рака легких. После его смерти школу Киокушинкай карате ждет раскол.

После смерти Масутацу организация разделилась на японскую и общемировую школы. Первую возглавил Мацуи - неоднократный Чемпион Мира, вторую - Нишидо (впоследствии Мидори) - чемпион и призер Чемпионата Мира. После раскола они долгое время судились за официальное право называть именно свою организацию «Киокушинкай», и только в 2004 году это право юридически узаконил Мацуи. Два ученика Оямы не смогли поделить власть и сохранить единство организации IKO.

В настоящее время 10 даном, наивысшим в иерархии данов по Киокушинкай карате обладают несколько человек в мире - это патриархи Киокушина, стоявшие у его истоков: Кендзи Курасаки, Ион Блюминг, Сигеру Ояма, Ясухико Ояма.

И тем не менее развитие каратэ Киокушинкай продолжается. Благодаря ученикам Масутацу оно стремительно пополняется различными версиями и направлениями - Мидори (Шин киокушин), Мацуи (Кекусинкай), Матсушима (Фул-контакт кекусин), Рояма (Кекусинкан), Тезука (Киокушин Кай Канн), Асихара, Кук (Ашихара), Адзума (Кудо), Блюминг (Будокай), Иравани (Шин-зен-кай), Арнэйл (Каратэ Кекусинкай IFK). Все эти направления имеют общую основу, различаясь лишь нюансами в правилах соревнований и некоторыми особенностями в базовой технике.

Основатель киокушинкай-каратэ Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:

  • - пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
  • - раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
  • - раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
  • - раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
  • - раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
  • - раскалывание ударом «рука-меч» или «железный молот» трех положенных друг на друга кирпичей;
  • - раскалывание ударом «рука-меч» трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
  • - пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
  • - раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
  • - отрубание горлышка стоящей бутылки;
  • - проникновение ударом «рука-копье» в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
  • - пронзание ударом «рука-копье» подвешенной коровьей туши.

Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.

Основные блоки, удары руками и ногами являются как началом каратэ-до, так и его высшей целью. Хотя достигнуть определенных результатов можно и за несколько месяцев, для того, чтобы стать настоящим мастером, может не хватить и целой жизни. Каратист должен тренироваться регулярно, выполняя каждое движение с максимальной концентрацией и отдачей.

Но этого недостаточно, если тренировки не строятся на научных принципах, не проводятся систематически в соответствии с планом. Для того, чтобы быть эффективной, тренировка должна базироваться на правильных физических и физиологических принципах.

Приемы, созданные и отшлифованные продолжительной практикой первыми каратистами, находятся в полном соответствии с современными научными принципами. И чем более они изучаются, тем более это подтверждается. Нельзя сказать, что нерешенных проблем больше нет, но они ждут изучения. Дальнейшее совершенствование каратэ-до вполне вероятно, поскольку приемы постоянно анализируются с целью их улучшения на основе научного подхода.

Таким образом развитие каратэ КиоКушинкай продолжается и по сей день. Несмотря на разнообразие школ каратэ и мастеров принципы, заложенные Масутацу Оямой, нерушимы и с каждым годом интерес к каратэ растёт во всех странах.

На Окинаве существовали собственные виды местных боевых искусств. Это даже не подлежит сомнению по некоторым современным источникам.

Но вот парадокс — тщательно штудируя исторические источники, не удается найти даже упоминаний о каких-то зачатках окинава-тэ или подобных ей видах боя! Безусловно, встречаются упоминания о драках и потасовках, о лихих бандитах (последние, правда, были весьма редки на Окинаве) и другом «боевом» люде, который по логике вещей должен был практиковать боевые искусства, но вряд ли стоит принимать все это за методичное изучение боевых искусств. Увы — хроники молчат о регулярных тренировках, систематических занятиях и даже не упоминают о существовании таких понятий как «прием», «стиль» и многого такого, по чему мы могли бы судить о существовании окинава-тэ.

Китайский стиль Танская рука

Итак, факт для Японии неприятный, но реальный — собственно окинавских боевых искусств никогда не существовало. Зато здесь активно практиковались разные направления южного китайского ушу, да и сами окинавцы безболезненно признавали этот факт, не случайно назвав свое искусство «танская рука».

Многие высказывали сомнение — а из Китая ли пошли те системы боевых искусств, которыми занимались окинавцы и которые потом воплотились в каратэ. Может быть они родились на самой Окинаве? С сомнениями по поводу «китайского истока» окинава-тэ, а, следовательно, и каратэ, мы еще не раз столкнемся, но заранее скажем, что в этих сомнениях — больше от политики, чем от желания разобраться в действительности. Естественно, что японцам не очень хотелось бы связывать собственную традицию боевых искусств с Китаем. Но, увы, факты говорят абсолютно противоположное — у истоков каратэ, дзюдо, частично — айкидо и даже кэндо стояли .

Итак, пролистаем страницы истиной окинавской боевой эпопеи, которая, в конечном счете, приведет нас к знаменитому каратэ. Начинается она в Китае — во все время, на всем протяжении истории японских боевых искусств нам придется возвращаться мыслями к мощной боевой Поднебесной империи.

В 1644 году в Китае воцаряется маньчжурская династия, принявшая название Цин — «Чистая». Она была последней императорской династией в Китае, чье господство продлилось до 1911 года. Отношения китайцев с маньчжурами быстро трансформировались — сначала маньчжуров принимали как врагов, отказывались носить маньчжурскую косу, изучать маньчжурский язык, исполнять «варварские» обряды и обычаи.

Весь конец ХVII в. в Китае, особенно в его северных территориях проходит под знаком непрекращающейся, хотя и весьма неорганизованной борьбы с пришельцами. Но постепенно отношения выравниваются, а к середине ХIХ века многие маньчжурские чиновники даже сами начинают забывать свой родной язык, говорят в основном по-китайски и постепенно ассимилируются.

Мощь китайской культурной традиции поглощает их, практически полностью «китаизируя», не случайно что весь период правления династии Цин китайские историки считают временем развития именно китайской, но отнюдь не маньчжурской культуры.

Первыми от прихода маньчжуров пострадали северные территории Китая, ведь основное направление удара было направлено на Пекин. На юг, в частности в приморскую провинцию Фуцзянь влияние маньчжуров докатилось значительно позже — лишь к середине ХVIII века. Огромная китайская территория как бы поглотила агрессивную среду, ослабив удар.

Но, тем не менее, зажиточные южные дома (зажиточные не в абсолютном смысле, а по сравнению с китайским севером) были весьма недовольны приходом иноземцев. Это могло подорвать их веками создававшиеся неформальные отношения соподчинения на местах, к тому же приход маньчжуров вызвал огромный приток беглецов с севера. Их называли пришлые — на южном китайском диалекте хакка. Местные южные жители — пунти — их недолюбливали и не стремились принять в свою среду.

Окинава — новый дом для Хакка!

И вот примечательный момент: они несли с собой не столько знания , сколько северных школ, в том числе и стиля шаолиньцюань — ведь он были беглецами именно с севера Китая. Не случайно в современном каратэ до сих пор сохраняется немало связок из шаолиньцюань, например, в ката Канку-дай. Большинство таких стилей ушу считало своей родиной , что расположен в провинции Хэнань, уезде Дэнфэн.

Провинция Хэнань.

Правда, настоящий шаолиньский стиль, которым занимались монахи-бойцы, был известен лишь единицам (ситуация не изменилась и по сей день), но многие мастера чисто мифологически возводили свои школы именно к знаменитому монастырю. Таким образом, сложилось причудливое переплетение сотен стилей, школ и направлений, чисто мифологически и зачастую случайно объединенных под одним шаолиньским названием. Именно эти стили и пришли на юг Китая в ХVII-ХVIII вв.

На юге также возникает свой Южный Шаолиньский монастырь, располагавшийся в провинции Фуцзянь, уезде Путянь то ли как филиал северного Шаолиньсы, то ли как самостоятельная обитель — споры среди буддистов и историков не затихают и по сей день.

Провинция Фуцзянь.

Легенды утверждали, что южный Шаолиньсы стал центром всех южных стилей ушу, откуда они перекочевали в Японию и на Окинаву.

Но и эти шаолиньские северные стили, которые принесли на юг переселенцы с севера, не остались в своем первозданном виде — они сильно трансформировались под воздействием местной традиции. Существуют даже предположения, что большинство стилей ушу из южной провинции Фуцзянь — не местного происхождения, а просто немного измененные временем и индивидуальными качествами мастеров северные школы ушу. Возможно, именно этот синтез и фигурирует под названием «стиль из южного монастыря» — нань шаолиньцюань.

Таким образом, на Окинаву «прибыло» сразу несколько семейных школ ушу, считавших своим истоком Южный Шаолиньсы, но на самом деле имевшие в прошлом именно северное происхождение.

Северный шаолинь

Сообщества хакка представляли собой по сути классические китайские тайные общества, ведь именно в провинции Фуцзянь возникло знаменитое общество Триада (Саньхэхуэй) или «Общество Неба и Земли» (Тяньдихуэй), провозгласившие своим лозунгом «Отомстим маньчжурам за сожжение Шаолиньсы».

Правда, не уточнялось, за сожжение какого Шаолиньского монастыря — Южного или Северного собираются покарать бесстрашные бойцы маньчжуров. Дело в том, что Северный Шаолиньсы маньчжуры не тронули, хотя горел он много раз, но в основном либо по неосторожности самих монахов (такие пожары монастырей были далеко не редкостью), либо Южный Шаолиньсы также не был подожжен маньчжурами, Он тихо угас сам в ХVIII в. из-за недостатка монахов. По преданию Южный Шаолиньсы расположен приблизительно в 50 км. от города Путянь — центра одноименного уезда в приморской провинции Фуцзянь.

Эта знаменитая монашеская обитель затеряна высоко в горах в стороне от проезжих путей. К ней ведет лишь узкая немощеная дорога, фактически — просека в горном лесу, которая размывается во время дождей. Слева и справа тянуться маленькие кумирни. Камней на высоте более пятисот метров, пригодных для постройки монастыря, практически не встречалось, и мужественным монахам приходилось таскать каменные глыбы из низины.

Именно таким образом на месте небольшого скита, основанного еще в VI в. (кстати, вне всякой связи с Северным Шаолиньским монастырем), возникла к Х-ХI вв. монашеская обитель, сложенная из мощных камней.

Монахи имели свое примонастырское хозяйство, а местные крестьяне, которые жили в деревушках чуть ниже монастыря, приносили им рис и овощи, благо природа этого края позволяет собирать по несколько урожаев в год. Имели они и свои склады и амбары, а сам монастырь с прилегающими к нему постройками занимал площадь более 20 тыс. кв. м.

Но после прихода маньчжуров на юг что-то нарушилось в неторопливой жизни горной обители, монастырь ветшал и неоднократно горел, даже сегодня в земле, что покрывает его развалины, мы то там, то здесь встречаем угольки — следы от многочисленных пожаров конца ХVIII в. У монашеской братии уже не было того энтузиазма и той возвышенной святости, которая заставила горных отшельников строить на вершине монастырь и носить сюда в течение многих лет камни.

Постепенно Южный Шаолинь полностью разрушился, и сегодня перед нами лежат лишь остатки фундамента, да сложные водоотводные сооружения, которые построили хитроумные монахи. До сих пор любопытный взгляд на площадке, где располагался монастырь, без труда заметит, что земля густо перемешана с угольками — остатки одного из последних пожаров Шаолиньсы.

Сотнями нитей Окинава была связана с Китаем, причем нитями не только торговыми, но и родственными. У тех переселенцев, что когда то в поисках лучшей жизни отправились на Окинаву (и не много выиграли от этого по сравнению с югом Китая), остались на материке немало родственников, а это вызвало к жизни активную торговлю через родственные связи. Торговали солью, знаменитым фуцзяньским чаем, шелками и материей.

Фуцзяньский чай

Листая хроники провинции Фуцзянь, я не раз встречал упоминания о том, как целые семьи отправлялись в поисках лучшей жизни на Окинаву. Есть и другие, весьма интересные заметки — окинавцы сами приезжали в Фуцзянь и даже обучались здесь «цюань» — «кулачному искусству».

Китайские поселения на Окинаве были весьма значительны, порой они составляли целые деревни. Распахивались новые поля, создавались выселки, приходили новые традиции и обычаи.

Китайцы принесли с собой не только тщательно продуманные методы землепользования и строительства домов, но, прежде всего — свою духовную культуру, ощущение внутриутробной, затаенной мудрости, которая присуща традиционному Китаю. Нет, речь, конечно же, не идет о прямом привнесении буддизма или конфуцианства на Окинаву, простолюдинам было не под силу стать проповедниками могучих духовных и этических систем.

Да, признаться честно, китайцы, тщательно поклоняясь Конфуцию и трепетно чтя Лао-цзы, весьма слабо представляли истинную сущность их учения. Они скорее ощущали этические принципы конфуцианства, нежели были посвящены в глубинную суть его учения, и вряд ли были способны связно изложить его.

Но ведь существует не только внешняя, доктринальная грань культуры, но есть еще и ее метафизическая глубина, что живет в человеке. Она дана как нечто истинное, сущностно данное человеку, не зависящее ни от его образования, ни от его социального положения.

Именно эту глубину китайской культуры, которая опережала японскую на тысячелетия, и приносят китайские переселенцы на Окинаву. Приходит новое ритуальное измерение жизни с разработанным культом предков, семейным воспитанием, соблюдением всех конфуцианских норм. Так происходит своеобразное осеменение Окинавы китайской духовной культурой, и одним из плодов этого становится рождение нового вида боевых искусств. Итак, именно китайцы приносят на Окинаву несколько разрозненных стилей ушу, которые, трансформировавшись, со временем и превратились в каратэ.

Каратэ Мастер

Но вот вопрос — а какой конкретно стиль или стили пришли из Китая на Окинаву? Естественно, что точного ответа на этот вопрос быть не может — переселенцы приезжали на Окинаву из самых разных районов Фуцзяни, Гуандуна и даже с севера Китая, принося свои местные школы, и все же стало однозначно ясным, что исток окинава-тэ и каратэ лежит на юге Китая.

Приморские районы Фуцзяни до настоящего времени малодоступны для иностранцев, к тому же до недавних пор знаменитый своими боевыми искусствами и Южным Шаолиньским монастырем уезд Путянь считался стратегической, а, следовательно, закрытой зоной, находящейся непосредственно напротив Тайваня, споры о статусе которого создают в этих районах весьма неспокойную ситуацию.

До сих пор этот регион полон самых разнообразных традиционных школ ушу, многие из которых поразительным образом напоминают по своему техническому арсеналу каратэ. Многим любителям боевых исскуств, если доводилось побывать в уезде Путянь, неоднократно приходилось встречать старых мастеров, выполнявших комплексы, весьма напоминающие по своей структуре такие известные ката каратэ как Канку-дай, Басай-дай, Сантин-но-ката.

Примечательно, что и сегодня у многих таких китайских школ не существует никаких самоназваний, сами же мастера называют свои направления просто кулачное искусство (цюань) или боевое искусство (уи), не подозревая, что их отцы и деды дали начало такому гиганту мировых боевых искусств как каратэ.

Из стилей, имеющих самоназвания и связанных с окинавской боевой традицией, могу с уверенностью назвать цзунхуцюань — «Стиль благовения перед тигром», Хухэлунцюань — «Стиль тигра, журавля и дракона» (он лег в основу окинавского стиля Уэтирю, из него пришли в каратэ такие известные ката как Сантин, Тэнсe: и многие другие), Наньчжицюань — «Кулак Наньчжи», Сухуцюань — «Стиль голосящего журавля» и ряд других.

Но если быть до конца откровенными, признаемся, мы не знаем точного названия стиля или имени того мастера, который стал первым преподавать ушу на Окинаве. Скорее всего, такого названия вообще не существовало, поскольку в ту эпоху большинство китайских стилей называлось просто «цюань» — «кулак» или «кулачное искусство».

Мы знаем доподлинно лишь одно: первые окинавские мастера боевых искусств (впрочем, не только первые) учились исключительно у китайских бойцов. Позже среди окинавских последователей боевых искусств стало обязательным паломничество в Китай «на стажировку», а в фуцзяньских хрониках до сих пор сохранились записи о гостях с Окинавы.

Здесь же можно обратить внимание еще на один интересный факт, который может немало удивить поклонников «японского» характера боевых искусств: все известные направления будо — достаточно позднего характера, например, дзюдо родилось лишь в конце ХIХ в., а каратэ появилось и того позже — в 30-х гг. нашего века! Может быть прародитель каратэ — окинава-тэ или тодэ — старше? Ведь во многих книгах весьма авторитетно утверждается, что каратэ имеет «тысячелетнюю историю». Но нет, первые известные школы окинава-тэ возникают никак не раньше конца ХVIII в., так что история предка каратэ едва ли насчитывает двести лет.

Китайские переселенцы, которые веками ассимилировались на Окинаве, не долго держали монополию на преподавание боевых искусств, вскоре и сами окинавцы принялись передавать знания боевых искусств сначала по семейной линии, а потом начали брать к себе в ученики соседских мальчишек, т.е. известном смысле нарушили закрытую семейную традицию.

Правда, занятия ушу у китайцев еще долгое время продолжали считаться престижными и модными, и родители нередко отдавали своих детей в обучение именно к китайским учителям. Комплексы тодэ вскоре стали восприниматься не столько как некие наборы приемов, но как особый тип народного ритуала, основанный на ритмичных движениях, коротких выдохах, выкриках, плавных разведениях руками, прыжках и остановках. А поскольку ряд комплексов выполнялся под ритмичные удары в барабан, то это еще больше сближало некоторые виды тодэ и ритуальные танцы.

Далеко не все окинавцы после обучения у китайцев создавали свои школы, в ту эпоху продолжение традиции боевых искусств среди окинавцев было скорее исключением, чем правилом. Традицию несли на первых порах именно китайцы, и именно они монополизировали «истинную передачу» тодэ, обучаться у них было значительно престижнее, да и полезнее, чем у окинавцев. Огромный духовный и чисто практический опыт, накопленный Китаем в области преподавания ушу, был не сравним с окинавским. В Китае в ту пору ушу уже шагнуло из области чистого боя, самозащиты, в область духовного развития, и идеал ушу лежал уже далеко за рамками исключительно рукопашного боя — ушу превратились в уникальную систему внутреннего развития человека. Но для того, чтобы пройти этот путь, потребовались века, а у Окинавы за спиной не было такого мощного исторического пласта. Поэтому в области преподавания боевых искусств практически вплоть до ХIХ в. на острове безраздельно властвовали выходцы из китайской Фуцзяни. Лишь значительно позже, когда стала формироваться чисто японская версия создания каратэ, произошло так называемое «ритуальное забывание» о китайских истоках. Этот момент очень важен, и о нем мы поговорим позже.

Японцы подспудно, а иногда и намеренно «забывали» о неприятном — о том, что в основе каратэ не просто лежит китайское ушу, но что каратэ больше чем на половину и есть китайское творение, данное только под иным называнием и в японских одеждах. Японская эпоха «воспитания национального духа» потерпеть этого не смогла и «забыла» о китайских корнях и о долгой монополии китайцев на преподавание тодэ. Поэтому сегодня нам известны в основном лишь имена японских мастеров, а китайские канули в Лету. Для этого даже не пришлось переписывать хроники и подправлять фамилии — таких хроник практически не было на Окинаве. Зато китайцы записывали практически все, что попадалось им на глаза, к тому же они никак не могли пройти мимо самого священного для них — семейных хроник (цзяпу). И именно в генеалогических книгах фуцзяньских семей мы можем обнаружить немало весьма интересного об истинной картине становления боевых искусств на Окинаве.

Одним из первых известных мастеров ушу, преподававших на Окинаве, был прибывший сюда в конце ХVII в. Ван Цзялинь из уезда Путянь. Он селится недалеко от Сюри и через несколько лет берет к себе в ученики нескольких человек. Преподавал он в основном стиль Голосящего журавля (сухэцюань), а одним из его учеников становиться некий E:наминэ, который бил ладонью настолько хлестко, что мог сбить с ног трех человек, которые стояли, упершись друг в друга руками. Приблизительно в то же время на Окинаве начинают преподавание китайские мастера Гуань Шанфу, Е Ваиъи и многие другие, имена которых не дошли до нас.

Так или иначе, сведения весьма обрывочные о ранних этапах истории каратэ. Ранняя боевая традиция Окинавы весьма скудна на рассказы о мастерах боевых искусств. В сущности, до середины ХVIII в., кажется, никакими особыми подвигами местные бойцы не отличались, если не считать обычных и то весьма редких рассказов о «силачах», носящих явно заимствованный из Китая характер. Ничего подобного китайской традиции, богатой на сотни самых разнообразных рассказов о мастерах ушу, здесь мы не встречаем.Вероятно, ни школ боевых искусств, ни систематического преподавания на Окинаве вплоть до ХVIII в. не существовало. Зато затем начинается то, что можно назвать «взрывом» боевых искусств на Окинаве.

групповая тренировка по карате в Окинаве

10.10.2016 18:09

Вид спорта каратэ в мире
Создание каратэ - Окинава - Япония - первая половина 20 века
Истоки каратэ, как современного вида спорта, лежат в китайских системах боевых искусств, практиковавшихся на Окинаве в конце 19 века. Молодые энтузиасты учились у старых мастеров Итосу и Хигаонна и часто собирались для совместных тренировок. Участниками этой легендарной группы были Гитин Фунакоси, Кенва Мабуни, Мияги и ряд других великих мастеров будущего каратэ. Впоследствии все они переехали в Японию и с 20-х по 40-е годы 20 века основали школы каратэ: Сетокан, Ситорю, Годзю рю, ставшие фундаментальными стилями. Все остальные стили и виды каратэ были созданы несколько позже учениками основателей первых трех стилей. Сам термин каратэ был введен Гитином Фунакоси в 1922 г. во время демонстраций своего искусства в университетах Токио. Иероглиф каратэ расшифровывался, как «китайская рука» и впоследствии был заменен на выражение «пустая рука», чтобы избежать упоминания непопулярного среди японцев Китая. Важно, что у всех без исключения современных стилей каратэ одни и те же корни.

Создание WUKO — 1963 - 1970 (Всемирный союз организаций каратэ)
После 2-й мировой войны каратэ получает новый импульс развития благодаря быстрому распространению в Америке и Европе в первую очередь через японских инструкторов. Каратэ стало одним из краеугольных камней в восстановлении японского влияния в мире после поражения во 2-й мировой войне. Понимая требования западного общества, в 50-е годы японцы начинают менять концепт традиционного каратэ в сторону спорта, существенно меняется и подход к методике обучения, что наиболее ярко проявилось в изменении стиля Сетокан, базовая техника которого стала наиболее приспособлена к передаче основных принципов каратэ. Создаются правила соревнований Себу Иппон, подразумевающие оценку точности, скорости и мощности выполняемой техники по ряду критериев. Главным принципом соревнований по каратэ становится оценка техники, а не результата удара.

В начале 60-х годов 20-го века каратэ приходит в Европу. Родоначальником европейского каратэ можно считать француза Генри Пли, создавшего первую европейскую школу каратэ в Париже. В 1963 году Томми Моррис — молодой шотландский фотограф из Глазго, прошедший школу британского спецназа, приезжает на первый семинар к Генри Пли во Францию. Уже в 1965 году проводится первая в Европе матчевая встреча по каратэ, в которой участвуют будущие легенды мирового каратэ Доминик Валера, Тикки Донован, Томми Моррис и многие другие. Видеозапись тех поединков показывает, что в тот момент европейское каратэ представляло собой рукопашный бой с полным контактом без каких-либо ограничений и средств защиты. Практически каждый поединок заканчивался нокаутом или тяжелой травмой и побежденного соперника уносили с площадки.

В 1968 году создается Европейский Союз каратэ (EKU), а в 1970 году в Токио проводится всемирный конгресс, учредивший Всемирный Союз каратэ (WUKO). Тогда же в Токио проходит первый чемпионат мира по каратэ по правилам Себу Иппон.

Путь к признанию Международным олимпийским комитетом МОК — 1970 - 1999
Начиная с 1970 г. происходит интенсивное развитие мирового спортивного каратэ. С 1984 года Председателем Судейского Комитета WUKO становится Томми Моррис. Под его руководством правила соревнований по каратэ развиваются в сторону максимальной зрелищности и динамики поединка, обеспечения безопасности спортсменов. Важнейшей целью изменений правил соревнований становится признание каратэ Международным Олимпийским Комитетом (МОК). Каратэ начинает борьбу за включение в программу Олимпиады. Параллельно с WUKO на олимпийское признание претендовала Международная Федерация Традиционного каратэ (ITKF). В целях объединения каратэ в мире, как единого вида спорта, в 1991 году МОК принял решение о необходимости создания на базе WUKO новой Всемирной Федерации каратэ (WKF), при этом все организации каратэ стран - членов ITKF должны были войти в состав национальных федераций стран - членов WKF. В результате в 1994 году согласно решению МОК на базе WUKO была создана WKF. Это произошло на конгрессе WKF в г. Кота-Кинабалу в Малайзии.

В 1998 году на конгрессе WKF в Рио-де-Жанейро Президентом WKF был избран Антонио Эспинос (Испания), краеугольным камнем предвыборной программы которого было добиться признания каратэ МОК и последующее введение каратэ в программу Олимпиады.

Однако, в рамках конкурентной борьбы за место под МОК, возникли еще ряд организаций:

WKC - Всемирная конфедерация каратэ. Дата основания - 1996г. Президент - Marko Nicovic (Сербия). Членство организовано по клубному принципу. Количество членов организации - 75 организаций из 42 стран мира. Фактически в чемпионатах WKC принимают участие представители 25-30 стран.

WUKO - Всемирный союз организаций каратэ. Дата основания - 2005г. в результате раскола в рядах WKC. Председатель - Luigi Aschedamini (Италия). Члены 18 стран.

WUKF - Всемирный союз федераций каратэ. Дата основания - 2008 год в результате раскола WUKO. Президент - Osvaldo Messias de Oliveira (Бразилия). Членство - 172 клуба (федерации) из 76 стран. В Чемпионате Мира 2013 года приняли участие представители 28 стран.

Следует также отметить, что стили каратэ продолжали развивать и популяризировать и стилевые международные общественные организации. Правила соревнований так или иначе были схожи с одной из вышеперечисленных организаций. В рамках стилевых организаций проводились также чемпионаты и первенства Мира. Самой многочисленной такой организацией считается:

Всемирная интернациональная федерация Сётокан. SKIF . Дата основания: 1978 год. Президент: Hirokazu KANAZAWA (Япония) Количество членов организации: 72 страны.

Принимаются все желающие по представлению национальных федераций.

Всемирная Федерация каратэдо ситокай WSKF . Дата основания: март 1993г.

Президент: Tokio Hisatomi (Япония). Количество членов организации - 55 стран.

Борьба WKF за каратэ в Олимпиаде 1999 — 2016
В 1999 году Антонио Эспинос выполняет свое предвыборное обещание и WKF получает долгожданное признание МОК. Важнейший шаг сделан и WKF начинает борьбу за включение в программу Олимпиады. На этом пути в период с 2000 по 2016 год WKF и мировое каратэ поднимается на высочайший профессиональный уровень. В 2000 году WKF на чемпионате мира в Мюнхене введены в действие новые правила соревнований по каратэ, включающие отмену лимита набранных баллов, оценку техники по 3-м уровням (1, 2 и 3 балла) в зависимости от сложности и зрелищности удара, разрешена бросковая техника из стойки, упрощены правила судейства соревнований по ката опять - таки в сторону повышения зрелищности соревнований. Правила WKF продолжали совершенствоваться под руководством Томми Морриса. Создается WKF Премьер Лига Каратэ 1, проводящая ежегодно 10 - 12 открытых международных турниров с призовым фондом по всему миру. WKF организует профессиональное сотрудничество с ведущими мировыми производителями спортивной экипировки для каратэ - заключаются спонсорские контракты с Adidas, Kwon, Dae Do, Kamikaze и многими другими. Необходимо отметить созданный нашим товарищем по каратэ Дмитрием Климковым российский бренд Best Sport, в острой конкуренции завоевавший почетное право быть партнером Европейской Федерации каратэ (EKF). На новой финансовой основе WKF создает собственный TV Production и, начиная с чемпионата мира 2008 года в Токио, соревнования WKF транслируют более 40 мировых телеканалов.

В период с 2005 по 2013 год WKF 3 раза была на финишной прямой, входя в short list МОК из 8 видов спорта - кандидатов на включение в программу Олимпиады.

WKF не остановилась на достигнутом и существенно продвинулась вперед в 2013 - 2016 годах. Всемирные Игры Боевых Искусств в С. Петербурге, Чемпионат мира в Бремене 2014 года и Европейские Игры 2015 года продемонстрировали высочайший мировой уровень вида спорта каратэ, что было отмечено Президентом МОК Томасом Бахом и членами МОК, с огромным интересом наблюдавшими за великолепными поединками лучших каратистов мира. Было здорово, что в их числе оказалась российская спортсменка Иванна Зайцева, в упорной борьбе завоевавшая бронзовую медаль Европейских Игр по каратэ, что позволило виду спорта каратэ внести свой вклад в победную копилку сборной России.

Благодаря революционному решению МОК 2014 года о новых принципах формирования программы Олимпийских Игр, у каратэ появилась реальная возможность войти в программу Олимпийских Игр в Токио по предложению Японии - организатора Олимпиады 2020. Федерация каратэ Японии в тесном сотрудничестве с Правительством и Олимпийским Комитетом Японии активно работала над включением вида спорта каратэ в программу Олимпийских Игр. 22 июня 2015 года каратэ было включено в short list из 8 видов спорта, претендующих на включение в программу Олимпиады 2020. Следующий важнейший этап состоялся 30 сентября 2015 года, когда Олимпийский Комитет Японии направил в МОК свои предложения о включении в программу Олимпиады 2020 18 дисциплин по 5 новым видам спорта (каратэ, бейсбол / софтбол, серфинг, скейтбординг, спортивное скалолазание). В марте 2016 года Программная Комиссия МОК приняла предложения Олимпийского Комитета Японии в полном объеме и вынесла их на утверждение Исполкома МОК и в июне 2016 Исполком МОК утвердил пакет предложенных 18 дисциплин 5 новых видов спорта и вынес его на утверждение сессии МОК.

Историческое голосование прошло на 129 сессии МОК в Рио-де-Жанейро 3 августа 2016 года - единогласно было принято решение о включении 18 дисциплин 5 новых видов спорта (каратэ, бейсбол / софтбол, серфинг, скейтбординг, спортивное скалолазание) в программу Олимпиады 2020 года в Токио. Сбылась мечта каратистов всего мира - каратэ в Олимпиаде!

8 спортивных дисциплин каратэ представляют 3 весовые категории мужского кумитэ и 3 весовые категории женского кумитэ, мужское и женское индивидуальное ката.

Одним из существенных факторов, влияющих на олимпийский статус вида спорта, является его принадлежность к параолимпийскому движению. В 2012 году в Париже и в 2014 году в Бремене с огромным успехом были проведены Чемпионаты мира по каратэ среди людей с ограниченными возможностями. Этому предшествовала многолетняя работа по созданию и совершенствованию специальных правил судейства соревнований по каратэ для людей с ограниченными возможностями в соответствующих дисциплинах. Благородная деятельность WKF была вознаграждена признанием Международного Параолимпийского Комитета 12 июня 2015 года.

Каратэ в России
История вида спорта каратэ в России берет свое начало с 1978 года, когда по инициативе создателя школы Сэнэ и впоследствии Центральной Школы каратэ Алексея Борисовича Штурмина была создана Федерация каратэ СССР. Этому предшествовали более десяти лет занятий советских энтузиастов каратэ, черпавших информацию у иностранных студентов и сотрудников торгпредств, в ксерокопиях книг и журналов, ну и конечно, друг у друга. Занятия проводились подпольно в школьных залах в Москве и Ленинграде, в Томске, в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Белоруссии, Дагестане, Казахстане и Узбекистане. В 1978 году в Таллине состоялась первая международная встреча лучших каратистов из Москвы и Таллина с командой Финляндии. В 1979 году во Дворце спорта «Дружба» в Лужниках прошел 1-й Чемпионат Москвы по каратэ, собравший огромное количество зрителей. Популярность каратэ была столь велика, что более 100 000 желающих посмотреть на таинственное каратэ стояли в очереди, которая растянулась на несколько километров. Попасть в «Дружбу» было нереально и Владимира Семеновича Высоцкого мы втаскивали через служебный вход на руках, показывая милиционерам свои медали.

25 ноября 1979 г. Призеры I-го Чемпионата Москвы по каратэ. Стоят слева направо: Михаил Сапончик, Александр Зайцев, Михаил Крысин, основатель каратэ в СССР и руководитель Центральной Школы каратэ Алексей Штурмин, почетный гость из Японии г-н Хисатака, Тадеуш Касьянов, Джангир Шахмурадов, Юрий Кутырев, Роман Степин, Сергей Шаповалов, Юрий Семин Сидят слева направо: Михаил Антипов, Сергей Соколовский, Камиль Мусин, Владимир Томилов, Виталий Пак, Виктор Смекалин, Сергей Циклаури, Виктор Кузнецов с сыном Алексеем.
Каратэ в СССР активно развивалось на протяжении 1978 - 1983 годов. Были проведены Всесоюзные соревнования в Таллине в 1979 и в Ленинграде в 1980. В 1981 г. был проведен 1-й Чемпионат СССР в Ташкенте, в 1982 г. 2-й Чемпионат СССР в Таллине и в 1983 г. 3-й Чемпионат СССР в Волгограде. Важную роль в развитии каратэ в СССР играли спортивные общества «Спартак» и «Буревестник» и ведомственные клубы ЦСКА и «Динамо». Каратэ являлось полноценным видом спорта в Советской Армии, развивалось в СКА военных округов по всему Советскому Союзу. Команда ЦСКА по каратэ была одной из сильнейших в СССР.

Октябрь 1980 г. II-й Чемпионат Москвы по каратэ. Сборная команда ЦСКА по каратэ. Стоят слева направо: Владимир Катаргин, Николай Егоров, Евгений Тростянецкий, Сергей Соколовский, Константин Фролов, Александр Зайцев, Владимир Томилов, ???, Михаил Антипов, Камиль Мусин, Михаил Сапончик, Вячеслав Кулин, Александр Абакумов, Владимир Абрамов Сидят слева направо: Юрий Малков, Вячеслав Бэгар, Валерий Дель-Касо, Игорь Суворов, ???, ???, Игорь Коган
Важно отметить, что, несмотря на то, что в СССР каратэ существовало, как единый вид спорта, уже в то время существовали стилевые школы каратэ Ситорю, Киокушинкай, Сетокан и другие. Наша команда ЦСКА регулярно проводила матчевые встречи с командой Киокушинкай, причем мы работали как по правилам каратэ, так и по правилам Киокушинкай.

В 1983 году каратэ, как вид спорта был запрещен в СССР, была введена статья УК 219 ч.1, предусматривающая уголовную ответственность за преподавание каратэ.

В 1989 году вид спорта каратэ был восстановлен и начался новый этап развития каратэ в СССР и затем в России. В 1992 году в России создается Всероссийская Федерация каратэдо (ВФК), представлявшая Россию в WKF и EKF. Параллельно в стране появляется множество стилевых клубов и федераций, продвигающих различные стили и направления каратэ.

Разделение каратэ в России на спортивное и стилевое становится в 90-е годы все более отчетливым. Спортивное российское каратэ активно развивалось в 90-е годы и лучшие спортсмены ВФК поднимались на высшие ступени мировых и европейских чемпионатов WKF. Так, на Чемпионате мира 1996 г. в Сан Сити (ЮАР) Аслан Губашиев (тренер Сергей Криваковский) стал Чемпионом мира в кумитэ в категории до 70 кг, а Андрей Аникин (тренер Сергей Попов) завоевал серебряную медаль в тяжелом весе. На Чемпионате Европы 1994 г. в Бирмингеме (Англия) Лариса Каратунова и Андрей Аникин завоевали бронзовые медали. При этом стала очевидна колоссальная разница в уровне стилевых чемпионатов и чемпионатов WKF / EKF. Так на всех Кубках мира по каратэ Kobe Osaka International 1993 - 2003 годов российская команда всегда являлась безусловным лидером в командном зачете, привозя не менее 20 золотых медалей. Также стало очевидно, что 6 лет запрета каратэ в СССР и отсутствие международного опыта у российских каратистов в течение первых 20 лет развития мирового спортивного каратэ привело к серьезному отставанию от признанных лидеров мирового каратэ французов, испанцев, итальянцев и японцев. Тогда мы думали, что усиленными тренировками и российским боевым духом можно быстро преодолеть этот барьер. Забегая вперед, в 2000-е мы увидим, как в число лидеров мирового каратэ ворвались Турция и Египет, сделавшие каратэ национальными видами спорта и ежегодно вкладывающими десятки миллионов долларов в развитие каратэ.

В 1999 году по инициативе команды энтузиастов развития спортивного каратэ была создана Национальная Федерация Каратэ России (НФКР), построенная на основе объединения всех видов и стилей каратэ. Комиссия WKF была ядром и движущей силой НФКР. За период с 1999 по 2003 год впервые в России была создана основа для профессионального развития всех направлений и стилей каратэ. В 2001 г. был разработан и утвержден Министерством спорта России сборник Правил соревнований по каратэ по 7 версиям, включая Правила WKF, Себу Иппон, Традиционного каратэ, Киокушинкай, Кудо, Кобу Дзюцу, Косики каратэ. В тот момент это был революционный шаг, давший мощный импульс спортивному развитию многих видов каратэ в сотрудничестве с государственной системой управления спортом в России.

В 2003 году перед лицом необходимости проведения в Москве Чемпионата Европы 2004 г. по каратэ по рекомендации Президиума НФКР была создана Федерации каратэ России (ФКР), пришедшая на замену Комиссии WKF НФКР.

2004 год был ознаменован грандиозным успехом российского каратэ и ФКР. С блеском был проведен Чемпионат Европы по каратэ в Лужниках. Сборная команда России завоевала золотые медали Чемпионов Европы в командном кумитэ. На Чемпионате мира 2004 г. в Мексике лидер российской команды Александр Герунов стал Чемпионом мира, а сборная команда России стала бронзовым призером в командном кумитэ.

В 2008 году на историческом Чемпионате мира WKF по каратэ в Токио российские спортсмены завоевали золото (Мария Соболь), серебро (Ислам Эльдарушев) и бронзу (Евгения Подбородникова).

Начиная с 2004 года, в России сформировалась своеобразная система взаимодействия каратэ и государства, когда в качестве отдельных видов спорта сосуществуют каратэ (WKF) и Кекусинкай, а также искусственно созданные только в России виды спорта Всестилевое каратэ и Восточное Боевое Единоборство (ВБЕ). Статус вида спорта в России крайне важен для развивающих данный вид федераций, так как предполагает государственную поддержку на всех уровнях, от Минспорта до субъекта РФ. Вид спорта или спортивной дисциплины определяется на основе наличия единой всемирной федерации, правил судейства и принципов достижения победы. Заметим только, что входящие в ВБЕ дисциплины Сетокан и Ситорю, это не что иное, как базовые стили WKF, представленные отдельными российскими стилевыми федерациями. А сегодня входящие в WKF стили каратэ Годзюрю и Вадорю уже признаны спортивными дисциплинами Всестилевого каратэ. Такого раздробления каратэ на целые отдельные виды спорта больше нет ни в одной стране мира.

Но при этом уровень любой страны в мире каратэ определяется ее статусом в WKF. Такова объективная реальность. На WKF лежит гигантская ответственность за развитие каратэ, не только в качестве спорта высших достижений, но и как массового спорта. Международные турниры Премьер Лиги WKF Каратэ 1 и Кубков Мира и аккредитация крупнейших высококлассных соревнований международных стилевых федераций каратэ дают возможность участия в соревнованиях WKF самому широкому кругу спортсменов. Это и есть реальное объединение каратэ.

Оставив в стороне сравнение эффективности боевых искусств, остановимся на каратэ, как на включенном в программу Олимпиады спорте по Правилам WKF. Этот спорт имеет ярко выраженную специфику, определяемую Правилами и основанную на скорости, технике и точности. Безлимитный бой в каратэ по Правилам WKF требует атакующих и защитных действий в постоянном движении, умения держать высокий темп до конца поединка, отличного владения техникой подсечек и бросков, комбинационной ударной техники рук и ног на всех уровнях. По Правилам WKF результат удара никак не оценивается, оценка же выносится судьями по 6 критериям — хорошая форма техники, мощное акцентированное исполнение, спортивное отношение, Заншин или готовность к продолжению, момент атаки, когда техника имеет максимальный потенциальный эффект и оптимальная дистанция. WKF стоит на трех китах — это спортсмены, тренеры и судьи. Каждый раздел требует особых профессиональных компетенций. Так, на создание квалифицированного судейского корпуса ФКР в составе более 400 аттестованных российских судей и 33 судей и рефери международной категории WKF / EKF потребовалось более 15 лет.

Источник - федерация карате России,

Соколовский С.В

Нижегородской Региональной федерацией каратэ, условно принято разделять существующие спортивные мероприятия на два направления:

Правила соревнований по каратэ утверждены международным олимпийским комитетом, всемирной федерацией карате и Министерством Спорта РФ.

Код дисциплины 1750001511Я.

Официально проводятся:

  • Первенства, Чемпионаты и Кубки области;
  • Первенства, Чемпионаты и Кубки России;
  • Первенства, Чемпионаты и Кубки Европы;
  • Первенства, Чемпионаты и Кубки Мира;

Соревнования WKF включаются в Единый календарный план Министерства Спорта и Молодёжной политики (ссылка на Минспорта ЕКП >>>)

В каждом регионе России Министерство Спорта аккредитует одну Федерацию, которая официально представляет данный вид спорта.

Формируются юношеские и взрослые сборные команды. На Российские соревнования в одну дисциплину отбирается 2 спортсмена, на международные соревнования - 1 спортсмен от страны.

Различные виды программы позволяют, учитывая физические способности ребенка, выбрать оптимальное направление, в котором он достигнет большего результата.


Карате (яп. 空手 — «пустая рука») - японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

История возникновения и развития карате

Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

Основные стили карате

Сито-рю (яп. 糸東流) - один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

Годзю-рю (яп. 剛柔流) - один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

Вадо-рю (яп. 和道流) - один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

Сётокан (яп. 松濤館) - стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

Кёкусинкай (яп. 極真会) - контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

Система поясов и степеней в карате

Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс - именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

  • 10 кю (белый пояс)
  • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
  • 8 кю (голубой пояс)
  • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
  • 6 кю (жёлтый пояс)
  • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
  • 4 кю (зелёный пояс)
  • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
  • 2 кю (коричневый пояс)
  • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
  • 1-9 дан (чёрный пояс)
  • 10 дан (красный пояс)

Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

2017-02-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Карате".