Обучение на гитаре обычно начинают с аккордов первой позиции. Казалось бы, что проще, чем изучение незатейливой аппликатуры Аm, Dm и E. Тем более, овладев этой связкой, уже можно играть множество простых песен.
Но, к сожалению, новичкам не по силам справиться и с этой задачей. Пальцы путаются, несмотря на все усилия; мозоли на подушечках пальцев отзываются неприятными ощущениями; а переход на другой аккорд кажется вообще невыполнимой задачей.
Невольно приходят мысли о музыкальной несостоятельности и разочарования. Но огорчениям не должно быть места – выход есть и всё поправимо. Ряд вспомогательных простых упражнений, рассматриваемых в этой статье, придадут больше исполнительской уверенности и помогут поставить пальцы на место.
Подготовка к упражениям на гитаре
Прежде чем приступать к упражнениям, нужно взять во внимание, что фаланги пальцев должны быть практически перпендикулярны к поверхности грифа в момент прижатия струн. Мизинец должен находиться над струнами и не проваливаться за гриф.
Во всех упражнениях аккорды играются простым перебором (Упр. 1), единственное, что будет в нём меняться, это басовая струна (зависит от аккорда). Если кого смущает размер 6/8 и сложно понять, как это ритмически играется, можно послушать вступление баллады Nothing Else Matters группы Metallica. Первые такты этой композиции играются совершенно аналогичным образом.
Упражнение 1
Кстати, примеры приведённых нотаций называются табулатурами. Подробнее о таком способе гитарной нотации вы можете прочитать в статье « ».
Основа упражнений
Аккорды в упражнениях берутся, как бы постепенно. Сначала ставится один палец, проигрывается арпеджио (перебор) 2 такта, потом ставится второй палец, третий и точно также, по аналогии. В итоге звучит полноценный аккорд, в стандартной аппликатуре. Пальцы набирают силу для качественного прижатия струны, и отрабатывается исполнительский навык. То есть начинающий проходит подготовительный этап в осваивании аккордов первой позиции.
Упражнение 2 – Аm (ля минор)
Вверху каждого такта изображена гитарная сетка, то есть схематическое обозначение аппликатуры аккорда на грифе. С ней будет легче разбирать нотный материал. Цифры внизу сетки, возле каждой струны, указывают каким пальцем прижимать струну. Далее идёт нотная запись и табы – струна/номер лада.
Играть нужно начинать с предельно медленного темпа, при котором пальцы успевают прижимать струны и перебор не сбивается с ритма. Доли такта для равномерности желательно отсчитывать ударом ноги (раз – два – три – 2р. в каждом такте).
Упражнение 3 – Dm (ре минор)
В этом упражнении отрабатывается постановка аккорда Dm. Его начинающим играть несколько сложней, из-за небольшой растяжки в пределах трёх ладов, в отличие от аппликатур Am и E, на два лада. Поэтому упражнение начинается с постановки третьего пальца и затем второй, первый и получается стандартный Dm. Во время исполнения нужно контролировать пальцы, чтобы они не “разъезжались” и кисть – она должна занимать фиксированную позицию и не выгибаться.
Упражнение 4 – Е (ми мажор)
Упражнение по отработке аккорда E, в чём-то имеет схожесть с упражнением 2 (Аm) из-за аналогичной аппликатуры. В тактах 7 и 8, пальцы с пятой и четвёртой струны не снимаются.
Теперь, когда каждый из аккордов проработан по отдельности, можно приступать к отрабатыванию переходов с аккорда на аккорд. В следующем упражнении первые 4-ого такта формируется Am, затем в 5-ом такте ставится 1 палец на третью струну – таким образом, появляется переход к E. В 9-ом такте вновь начинается постепенный переход на Am.
Упражнение 5 – Am – E – Am
Упражнение 6 – Am – Dm – Am
Первые 6 тактов выстраивается ля минор, затем 6 тактов ре минор. В конце стоит реприза, то есть нужно вернуться на начало и сыграть ещё раз.
Как правильно организовать самостоятельные занятия?
Материал нужно прорабатывать постепенно, начиная с первого упражнения. Когда исполнение будет уверенным и чётким, без запинаний и ошибок, можно приступать к следующему.
Строго запрещается перегружать руку. Даже при небольших болевых ощущениях нужно немедленно прекратить играть.
Лучше всего заниматься в утренние и вечерние часы, по 15-30 минут. Освоив упражнение, не стоит откладывать его в сторону. Последующие занятия можно начинать с его повторения, в качестве разминки.
Проигрывать упражнения нужно систематически, понемногу, но каждый день. Проявленное упорство и усидчивость не заставят долго ждать появление желаемых результатов. Лады не будут казаться такими неприступными, и можно будет смело делать новые шаги в освоении гитарного мастерства.
Итак, то были упражнения на гитаре для начинающих. А что делать, когда эти упражнения уже освоены? Впереди – освоение новых . Кстати, полезно новичкам будет полезно узнать, чем приёмы игры на гитаре отличаются от способов звукоизвлечения. Об этом можно прочитать в статье « ».
Здравствуйте, господа гитаристы. Сегодня хочу предложить вам простое, но в то же время очень эффективное упражнение на разминку .
Перед началом игры (если вы уже играете) или перед разучиванием уроков (если еще учитесь) будет полезно потратить минут 15 на разминку.
Для чего вообще нужна эта разминка? А нужна она в начале обучения на гитаре прежде всего для того, чтобы руки привыкли к инструменту и движениям, чтобы с помощью простых упражнений набить мозоли на левой руке, чтобы отработать простейшие элементы игры.
Теперь о том, как выполнять упражнения. Приведенные ниже табулатуры нужно играть вначале медленно. Важна не скорость, а точность и четкость выполнения. Струны не должны дребезжать, держите темп. Для этого включите метроном (скачать). Для начала поставьте метроном на темп 60, по мере выполнения прибавляйте темп. С каждым днем вы будите играть все быстрее и быстрее, но еще раз повторю — очень важно играть правильно, то есть четко и точно.
Теперь сами табулатуры. Это так называемые хроматизмы. Цифрами указаны номера пальцев. Играется по всему грифу гитары, т.е. начинаете с 1 лада 6 струны, далее 6 струна 2 лад — 3 лад 4 лад, 5 струна 1 лад — 2− 3− 4…Когда доходите до1 струны 4 лада (мизинец), то после того, как сыграли последнюю ноту, сдвигаете мизинец на 5 лад и играете в обратном порядке. И так по всему грифу.
Пример игры (медленно):
Упражнение 1. Самое простое. Пальцы поочередно извлекают по одной ноте.
Упражнение 2. Уже посложнее. Требуется координация пальцев.
Упражнение 3. Еще более сложное упражнение, но нужно освоить и его.
Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.
Разогрев рук перед игрой
Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.
Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.
Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.
Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.
Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.
Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.
Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма
Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.
Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.
Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.
Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.
Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.
Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.
Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.
Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.
Упражнения для скоростной игры
Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.
Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.
Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.
Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.
Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.
Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.
Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.
Подведем итог
Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:
- Разминка рук и растяжка;
- Медленная игра гамм под метроном;
- Определение комфортной скорости на сегодня;
- Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.
Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.
Приветствую вас, дорогие друзья:=) Ну вот и настала долгожданная весна, практически весь снег уже растаял и на улице повеяло теплом и запахом приближающегося лета:=) Вот и я решил, в честь наступления весны, порадовать вас дорогие друзья, и приготовил для вас эту статью, в которой я расскажу и покажу полезные упражнения для гитаристов на каждый день.
Данный комплекс упражнений поможет вам развить координацию и согласованность движений правой и левой руки, а также выработать растяжку пальцев левой руки, которая так необходима всем начинающим гитаристам.
Для каждого упражнения я приготовил подробный видеоурок, в котором все показываю и объясняю. Ещё для каждого упражнения имеется . Так что разучить и выполнить данные упражнения у вас не составит особого труда.
Итак, давайте приступать к рассмотрению самих упражнений для гитариста.
«Лесенка на одной струне»
Суть данного упражнения заключается в следующем: начиная с первого лада 6-й струны, всеми четырьмя пальцами левой руки, вы поочередно проигрываете струну на каждом ладу. Затем передвигаете первый палец левой руки на второй лад, и таким же образом поочередно проигрываете каждый лад. Дойдя до 12-го лада, повторяем то же самое только уже в обратную сторону.
Выполнив упражнение на 6-й струне, повторите его и на всех остальных струнах.
Вот табулатура первого упражнения:
Упражнение для гитаристов №2
«Лесенка по всем струнам»
Это упражнение похоже на предыдущее, вся разница только в том, что после поочередного проигрывания четырёх ладов, мы перемещаемся не вдоль грифа по одной струне а опускаемся ниже на одну струну.
Вот табулатура второго упражнения:
«Хроматическая гамма тональности А(ля) на две октавы»
Довольно страшное и непонятное название, особенно для новичков, которые не дружат и дружить не хотят с муз. теорией:=)
Дорогие друзья, тут нечего бояться, все достаточно просто. Это упражнение немного похоже на предыдущее. Суть та же, поочередное проигрывание четырех ладов каждой струны, только начинаем играть с пятого лада 6-й струны и при последующих переходах на струну вниз, первый палец смещается на лад.
Вот таким образом выглядит табулатура данного упражнения:
«Паучок»
Данное упражнение будет сложнее предыдущих, так как здесь вам понадобиться растяжка пальцев и немного сноровки.
Суть упражнения заключается в следующем: первым пальцем левой руки прижимаем первый лад 6-й струны, проигрываем. Затем вторым пальцем левой руки прижимаем второй лад 5-й струны, проигрываем. Далее третий палец ставим на третий лад 4-й струны, проигрываем. Четвертый палец на четвертый лад 3-й струны. Затем мизинец левой руки передвигаем на лад вперед и проигрывает все в обратном порядке. Таким образом двигаемся по грифу вплоть до 12-го лада.
Вот табулатура:
Упражнение для гитаристов №5
«Собери-выкинь»
Это упражнение отлично вырабатывает растяжку пальцев левой руки. Суть его довольно проста, собираем сначала все пальцы вместе, затем как можно дальше их выкидываем. Все более подробно я рассказываю и показываю в видеоуроке.
Упражнение для гитаристов №6
«На растяжку пальцев»
Вот еще одно упражнение, которое поможет улучшить растяжку ваших пальцев. Расписывать текстом не буду, посмотрите видеоурок, и вы поймете как оно выполняется.
Упражнение для гитаристов №7
«На растяжку пальцев»
Суть данного упражнения заключается в поочередном растягивании каждого пальца. Поставьте первый палец на седьмой лад 6-й струны, проиграйте. Второй палец поставьте на восьмой лад 6-й струны, проиграйте. Далее уберите второй палец и опять проиграйте седьмой лад, прижатый первым пальцем. Теперь вторым пальцем дотянитесь до девятого лада 6-й струны и проиграйте его, затем опять уберите и проиграйте седьмой лад. Подобным образом проиграйте третьим пальцем от 9-го лада, а четвертым от 10-го.
Вот табулатура:
Упражнение для гитаристов №8
«Разработка правой руки»
В этом упражнении мы будем вырабатывать координацию движений правой руки. Если честно, я уже устал все расписывать текстом, поэтому внимательно смотрите видеоурок и практикуйте выполнение данного упражнения:=)
Вот табулатурные схемы того, что должно проигрываться в этом упражнении:
Ну что дорогие друзья, на этом всё. Внимательно изучайте и применяйте на практике все упражнения для гитаристов, о которых я вам рассказал в этой статье. Данные упражнения можно исполнять каждый день в качестве разминки, уделяя на их выполнение 15 – 25 минут. Не спешите, отрабатывайте и разучивайте все постепенно, и я уверен у вас все получиться:=)
Ребята, обязательно оставляйте свои комментарии под данной статьей, пишите что понравилось, что не понравилось. Не стесняйтесь, высказывайте свое мнение:=) А также ставьте лайки, нажимайте на кнопки мне нравиться от различных соц.сетей и делайте репосты.