Упражнения для мышц шеи кинезиология. Комплекс упражнений по образовательной кинезиологии

Экология здоровья: Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Поделюсь своим личным опытом применения простых кинезиологических упражнений

Кинезиологических упражнений разработано немало - я отобрала из них только те, которые удобно выполнять в положении сидя, в том числе во время работы на компьютере. А в том, что они действительно помогают, у меня нет ни капли сомнения, иначе бы я их давно забросила, а так уже на протяжении длительного времени прибегаю к ним ежедневно, благо они несложные и не требуют временных затрат.

Эти упражнения можно выполнять и взрослым и детям, они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове , помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память , а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Она включает в себя комбинацию теоретических и практических знаний из натуропатии, физиотерапии, акупунктуры, хиропрактики, восточной медицины, гомеопатии и т. д.

С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух, воображение, восприятие), повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.

Упражнение"Крюки"

Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие - необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.

Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.

Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе).

Посидеть в этой позе 1-5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.

Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым. Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга , который находится прямо над твердым нёбом. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.

Упражнение "Зеркальное рисование"

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши - левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Такие упражнения очень нравятся детям.

Упражнение "Ухо - нос"

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение "Кочерга"

Приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.

Упражнение "Святоша"

Эта поза подойдет для расслабления после работы. Сидя (можно стоя или лежа), ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1-2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.
Упражнение успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение, гармонизирует психические процессы. Кинезиологи утверждают, что оно улучшает раздельную работу правого и левого полушарий головного мозга.

Упражнение "Лобно-затылочная коррекция"

При возникновении чувства тревоги, неуверенности, волнения (или даже стресса) помогает так называемый лобно-затылочный охват. Одну ладонь положить на лоб, другую - на затылок. Сконцентрироваться. Сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно озвучить свою проблему. Если говорить вслух не получается, достаточно просто думать об этом. Посидеть так пару минут. Если возник зевок, то это значит, что тело уже избавляется от напряжения.

Когда рука прикасается ко лбу, происходит приток крови, она начинает лучше циркулировать по лобным долям мозга. В этом участке мозга происходят анализ, осознание и оценка проблемы, и определяются пути выхода из такой ситуации. На затылке расположена зона, которая воспринимает зрительно те образы, которые потом хранятся в нашей памяти. Прикладывание к этой области ладони стимулирует кровообращение. Человек как бы стирает подобным образом проблемы, образы, негативные ситуации. Благодаря глубокому дыханию, в кровь поступает кислород, воздух вентилируется - и из организма улетучивается негатив. Упражнение дает желаемый результат.

Упражнение "Энергетизатор"

Положить скрещенные руки на стол перед собой. Прижать подбородок к груди. Ощутить растяжение мышц спины и расслабление плечевого пояса. С глубоким вдохом запрокинуть голову назад, прогнуть спину и раскрыть грудную клетку. Затем на выдохе снова расслабить спину и опустить подбородок к груди.

В результате этих действий расслабляются мышцы шеи и плечевого пояса, повышается уровень кислорода в крови, активизируется вестибулярный аппарат, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе.

К этому простому, но эффективному упражнению я в основном прибегаю во время работы за компьютером. Если выполнять его 5-10 минут, то уменьшается, а то и совсем проходит ощущение усталости, заметно лучше начинает «работать голова», повышается концентрация внимания.

Упражнение "Кнопки мозга"

Это мини-серия из трех упражнений, как бы включающих «электрическую систему» организма. В результате активизируется кровоснабжение головного мозга и работа обоих его полушарий, повышается концентрация внимания, улучшается восприятие сенсорной информации.

Упражнения снимают умственную усталость, помогают сосредоточиться на запоминании новой информации и даже улучшают координацию движений. Кроме того, они способствуют расслаблению, снимают нервное напряжение (и очень полезны, кстати, гиперактивным, легковозбудимым людям, как взрослым, так и детям).

Каждое упражнение выполнять каждой рукой по 20-30 секунд.

    Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Ладонь другой руки в это время лежит на пупке. Одновременно с этим нужно переводить взгляд в разных направлениях: влево-вверх и вправо-вниз и т.д. Затем поменять положение рук и повторить упражнение.

    Указательный и средний пальцы одной руки поместить, чуть надавливая, под нижнюю губу. Пальцами другой руки в это же время массировать область копчика. Повторить упражнение, поменяв положение рук

    Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцами другой руки массировать область копчика. Через 20-30 секунд положение рук поменять.

Упражнение «Слон»

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений «Гимнастики мозга» Пола Деннисона. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект-тело», улучшает концентрацию внимания.

Итак, ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3-5 раз каждой рукой.

Мне очень нравится это упражнение, и я делаю его довольно часто в течение дня. Особенно интригует утверждение специалистов, что «Слон» позволяет выявить скрытые способности и расширить границы возможностей мозга. опубликовано

Жизнь человека постепенно меняется, а вместе с ней меняются и болезни, которые поражают наш организм. Современные люди все реже занимаются физическим трудом и все чаще проводят рабочий день за компьютером. В результате этого главными причинами заболеваний становятся стрессы и нервное перенапряжение. К тому же от избытка информации страдает мозг, в результате чего человек все чаще жалуется на усталость, не может сосредоточиться, сталкивается с провалами в памяти и отсутствием концентрации внимания.

Можно ли избежать подобных проблем с организмом? Современные физиотерапевты видят лишь один выход, и связан он с новой наукой под названием кинезиология. Что представляет собой эта наука и как она помогает справляться с вышеназванными заболеваниями? Давайте разбираться.

Что такое кинезиология

Кинезиология – это современная наука, которая изучает состояние мышц и четко определяет зоны, которые вызывают дисбаланс физической, энергетической и эмоциональной сферы нашего организма.

Говоря простым языком, кинезиология изучает движения наших чувств и мыслей. Когда человек подвергается стрессу, испытывает страх или испуг, сила мышечных сокращений в некоторых частях тела может меняться, провоцируя так называемые мышечные «зажимы». Они-то и вызывают самые разные заболевания, которые ухудшают как физическое здоровье, так и работу мозга. При этом сам человек может даже не подозревать об истинных причинах своего состояния, но тело будет сигнализировать об имеющихся проблемах различными позами, жестами, например, комом в горле, дрожанием рук и т.д.

Однако не стоит отчаиваться. В данной статье расскажем об универсальной гимнастике, которая позволит убрать мышечные «зажимы», а значит, не только укрепит здоровье, но и благотворно отразится на работе мозга, активизировав основные психические процессы, такие как память и внимание, мышление и сообразительность, восприятие и воображение.

9 упражнений для активации мозга на полную мощность

1. Упражнение «Крюки»

Для успокоения нервной системы, снятия напряжения и восстановления психоэмоционального равновесия просто сядьте на стул, выпрямив спину, а затем скрестите руки и ноги.

Скрещивать их следует особым способом. Лодыжку левой ноги поместите поверх лодыжки правой ноги. Запястье правой руки поместите над запястьем левой, а пальцы сплетите в замок, после чего выверните ладони наизнанку. Застыньте в таком положении на 3–5 минут, держа лицо прямо, глядя вверх и прижав к нёбу кончик языка. Это упражнение можно проводить в сидячем положении, а можно лежа или стоя, как вам будет удобнее.

По утверждению кинезиологов, скрещивая таким способом руки и ноги, человек приводит к активной работе сенсорные и моторные центры двух мозговых полушарий. При этом удается объединить мыслительные процессы, повысить концентрацию внимания и тем самым улучшить обучаемость.

2. Упражнение «Зеркальное рисование»

Это не только чрезвычайно полезный, но и очень интересный элемент, который немало повеселит вас. Сядьте за стол, положите перед собой чистый альбомный лист и два фломастера. Возьмите по фломастеру в каждую руку и начните одновременно рисовать зеркально-симметричные изображения, фигуры и элементы.

Упражняйтесь, не перетруждая себя, пока это приносит вам удовольствие. Со временем, когда работа обоих полушарий будет синхронной, ваши результаты станут лучше, а значит, увеличится общая мозговая активность. К тому же такая интеллектуальная гимнастика прекрасно расслабляет руки и глаза, а заодно, повышает настроение.

Кстати, кинезиотерапевты утверждают, что иногда очень полезно «менять руку». К примеру, мы привычно держим ложку во время еды в одной и той же руке, одной рукой чистим зубы или перелистываем страницы книги. А попробуйте поэкспериментировать, выполняя привычные действия рукой, которой действовать неудобно. Такая практика прекрасно активизирует нетренированные мозговые области и позволяет полушариям лучше контактировать между собой.

3. Упражнение «Ухо-нос»

Это простой, но при этом чрезвычайно эффективный элемент, который понравится и взрослым и детям. Пальцами правой руки схватите себя за нос, а левой – за правое ухо. Затем одновременно отпустите части тела, хлопните в ладоши и поменяйте руки. Выполняйте такое упражнение ежедневно по паре минут, и уже совсем скоро вы сможете выполнять его без особых трудностей. А с новым навыком у вас повысится внимательность, улучшится активность мозга и разовьется память.

4. Упражнение «Кочерга»

В положении «стоя» просто приподнимите одну ногу, выверните стопу подошвой внутрь, после чего восемь раз качните ногой взад-вперед, сгибая ее в колене. Вернитесь к исходному положению и повторите для другой ноги. Вы удивитесь, но такое элементарное упражнение отлично снимает напряжение мышц, прекрасно расслабляя тело и избавляя его от «зажимов».

5. Упражнение «Святоша»

Такой гимнастический элемент идеально подойдет для расслабления тела и мозга посла напряженного трудового дня. При этом можно стоять, сидеть или расположиться полулежа. Соедините кончики пальцев одной руки с кончиками пальцев другой руки, будто бы удерживаете шар в руках. Держите кисти на уровне груди. Голову держите прямо, а взгляд устремите вниз. Язык во время упражнение зажмите между зубами. Замрите в такой позе на 2-3 минуты.

Данное упражнение отлично успокаивает, и в то же время активизирует работу мозга, способствуя лучшему запоминанию и повышению внимания.

Читайте также:

6. Упражнение «Лобно-затылочный захват»

В случаях, когда вы сильно волнуетесь, нервничаете или переживаете, к примеру, перед сдачей экзаменов или собеседованием, на помощь придет лобно-затылочный захват. Делается он просто: одну ладонь положите на лоб, а другой надавите на затылок. Постарайтесь расслабиться. Сделайте пару глубоких вдохов и выдохов, а затем мысленно признайтесь себе, чего именно вы боитесь. Оставайтесь в такой позе 1-2 минуты. Вскоре вы ощутите, как напряжение постепенно покидает тело, а взамен оно наполняется спокойствием.

Почему так происходит? Все очень просто! Давление на лоб вызывает приток крови к этой области, а значит и к мозгу. Именно здесь происходит анализ и осознание проблемы, а также принимается решение по выходу из ситуации.

Ближе к затылку располагается область мозга, отвечающая за зрительные образы, которые хранит наша память. Прикладывая руку к затылочной части, мы и там усиливаем кровообращение, стирая из памяти негативные образы и воспоминания. Что же касается глубокого дыхания, то благодаря этому в мозг поступает больше кислорода, а значит, воздух лучше вентилируется и организм скорее покидает негатив.

7. Упражнение «Энергетизатор»

Если вы долгое время провели за компьютером и ваши мышцы затекли, срочно необходима разминка для избавления от мышечных «зажимов». Для этой цели не вставая с кресла, скрестите руки и положите их на стол перед собой. Подбородок при этом постепенно опускайте вниз, прижимая к груди. Почувствуйте расслабление в шее, в плечевом поясе и спине. Задержитесь в конечной точке на 20 секунд, а затем сделайте глубокий вдох и, подняв голову вверх, запрокиньте ее максимально назад, расправив грудную клетку. В этот момент вы также ощутите легкую слабость в спине и груди. Повторите движения еще дважды и переходите к следующему элементу.

В результате выполнения этого упражнения вы разомнете мышцы шеи и плеч, поспособствовав притоку кислорода к этим тканям и активизировав работу вестибулярного аппарата. Вы обязательно почувствуете, это, так как буквально через 10 минут после выполнения упражнения пропадет усталость, а голова «станет работать» заметно лучше.

8. Упражнение «Мозговая кнопка»

А здесь мы расскажем о трех мини-упражнениях, которые будто электрический включатель, активизирует мозговую деятельность.

  • Средним и указательным пальцем левой руки начните массировать точку над губами (посередине), а также под губами (по центру). Правую же руку положите на пупок. Глазами при этом совершайте движения вверх-влево-вниз-вправо, т.е. по кругу. Выполняйте элемент в течение 30 секунд, а затем смените руки и повторите упражнение с вращением глазами в обратную сторону.
  • Указательным и средним пальцем левой руки начните массировать область под нижней губой, а пальцами правой руки одновременно с этим массируйте область копчика. Выполняйте 30 секунд, после чего смените руки и повторите упражнение.
  • Левую ладонь положите на пупок, а правой массируйте область копчика. Чрез полминуты поменяйте положение рук и выполняйте элемент еще 30 секунд.

Тройное упражнение «разбудит» организм, и активизирует его умственную активность. Выполнив все предлагаемые элементы с утра, на протяжении всего дня вы будете более сосредоточены, вам станете легче запоминать информацию. К тому же у вас улучшится координация движений.

В.А. Сухомлинский

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.


ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ:
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников.

Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.

Кант

Ум ребенка находится

На его пальцах.

В.А. Сухомлинский


КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ:
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

«ГИМНАСТИКА МОЗГА - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА»

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).


КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Виды кинезиологических упражнений:

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Кинезиологические упражнения

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Колечко .

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников

I. Растяжки

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

II. Дыхательные упражнения

1. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. “Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

3. “Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

4. “Надуй шарик”

Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

5. “Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться - прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 - плавный выдох через нос.

6. “Губы трубкой”

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 - полный вдох через нос, втягивая живот;

2 - губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 - сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 - пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

III. Телесные упражнения

1. “ Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3.“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. “Робот”

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

5. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

6. “Яйцо”
Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

7.“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер - раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

8.«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

VI. Упражнения на релаксацию

1. “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

2. “Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

3.Релаксация “Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

V. Глазодвигательные упражнения

1. “Взгляд влево вверх”

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

2. “ Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3.«Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

4. “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

5. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

6. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

7. “Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

КОМПЛЕКС 1

  1. Массаж ушных раковин.

Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

  1. Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.

  1. Кивание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.

  1. Горизонтальная (ленивая) восьмерка.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.

  1. Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

  1. Медвежье покачивание.

Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.

  1. Поза скручивания.

Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.

  1. Дыхательная гимнастика.

Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче чем выдох.

  1. Гимнастика для глаз.

Сделайте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий максимально возможной величины. На ней с помощью специальных стрелок обозначены основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вниз, влево, вправо, по часовой стрелки и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет сой цвет: № 1, 2 – коричневый; № 4 – голубой; № 5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.


Краткое описание:

Психокоррекционные упражнения, которые используются кинезиологами при проведении кинезиологических коррекций из книги "Кинезиологическая гимнастика против стрессов" (Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.).

Ниже представлен раздел из книги "Кинезиологическая гимнастика против стрессов", в котором описываются отдельные психокоррекционные упражнения. Они используются кинезиологами при проведении кинезиологических коррекций. Кинезиолог согласовывает принятие этих упражнений с психикой своего клиента, поэтому их применение в процессе кинезиологического сеанса намного эффективнее, чем в обычных условиях. Но это не мешает использовать их для самокоррекции или для неспецифической коррекции.

Если приведённый материал по кинезиологическим упражнениям покажется вам малость занудным, то не надо обижаться. Развлекательных и популярных страниц на тему кинезиологии в Интернете уже полным-полно, а вот более строгое учебно-методическое описание - пожалуй, одно...

Для развлечения же на этом сайте тоже достаточно страниц, покликайте!))

Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

© Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П.

Раздел 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Назначение психофизиологических коррекционных упражнений

Представленные в данной работе психофизиологические коррекционные упражнения предназначены для улучшения психоэмоционального состояния и повышения обучаемости как детей, так и взрослых. Многие наши способности в процессе обучения не раскрываются полностью. Эти способности есть у нас на самом деле, но они как бы «за­блокированы», закрыты. Предлагаемые психофизиологические упражнения способствуют раскрытию заблокированных способностей в сфере зрительного, слухового и кинестетического восприятия информации при обучении, способствуют снятию стрессов в процессе обучения. Благотворное действие психофизиологических упражнений на организм не подвергается сомнениям со стороны ученых и никем не отрицается. Доказательства благотворного действия психофизиологических упражнений на умственные способности были получены как зарубежными специалистами, так и отечественными учеными (см., например, работы В.Ф. Базарного 1995–1996 гг.). Убедились в полезном действии предлагаемых упражнений на самочувствие и авторы настоящей работы в совместных исследованиях с сотрудниками и дипломниками кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета.

Упражнения отобраны нами из системы целостного оздоровления и балансировки организма – кинезиологии (см.: Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996).

1.2. Проблема школьных стрессов и их преодоления

В последнее время после проведения целого ряда исследований по изучению состояния здоровья школьников, выявивших явное неблагополучие в этой области, все больше специалистов как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей и подростков с системы здравоохранения на систему образования.

Этот подход был положен в основу разработанной В.Ф. Сазоновым (1996) «Комп­лекс­ной программы оздоровления учащихся общеобразовательной школы № 53 г. Рязани «Поддержание и сохранение здоровья учащихся в школе общедоступными методами». Некоторые положения из этой работы приводятся ниже.

Особое отношение к здоровью детей диктуется многими обстоятельствами. Подчеркнем лишь некоторые из них.

Первое.

Дети и подростки – наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. Они уязвимы не только физически, но и психически, эмоционально. Они первыми драматично реагируют на неблагоприятные социальные изменения в обществе. И этой реакцией может стать ухудшение здоровья.

Второе.

Дети и подростки не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья. Эту ответственность должны нести родители и школа.

И, наконец, третье.

Становится общепризнанным фактом, что современные школьники испытывают при учебе повышенные психические нагрузки . Они не имеют ни той свободы выбора, которой обладают взрослые, планируя свою деятельность, ни той психической устойчивости, которая складывается в старшем возрасте.

– это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и процессам человека в процессе деятельности. (Можем добавить к этому, что повышение ответственности за результаты своей деятельности также резко увеличивает психическую нагрузку. Не потому ли перегруженные школьники выбирают путь безответственности и беспечности? Может быть, они просто интуитивно уберегают себя от перегрузок? – В. С.)

В современной школе психические нагрузки на школьников часто чрезмерны, они не соответствуют адаптивным возможностям детского организма и вызывают психическую перегрузку у детей и подростков. В программе «Поддержание и сохранение здоровья учащихся в школе общедоступными методами» (Сазонов В.Ф., 1996) дается следующее определение психической перегрузки:

Психическая перегрузка это действие превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека психической нагрузки, при которой включаются резервные механизмы поддержания гомеостаза, то есть развивается состояние стресса.

Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.

Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена. К сожалению, никто в настоящее время не учит школьных учителей специальным методам работы с психически неуравновешенными и эмоционально неустойчивыми детьми. Даже профессиональные дефектологи испытывают дефицит методических приемов для работы с детьми и подростками, находящимися в состоянии психоэмоционального стресса. Однако сама жизнь заставляет школьных учителей считаться с тем, что дети в состоянии эмоционального стресса значительно хуже воспринимают учебный материал, чем это предусмотрено программой обучения, и искать способы снятия эмоционального стресса для повышения качества усвоения учебного материала. В статье «Психотерапия в валеологическом аспекте» В.В. Ендолов и В.Ф. Сазонов (1999) выдвинули положение о том, что в школах давно ведется психотерапевтическая по своей сути работа под названием педагогической или психологической коррекции. Пора подключать к этой работе психофизиологические методы коррекции психоэмоционального состояния учащихся.

1.3. Психофизиологические упражнения

для снятия школьных стрессов

Разработка методов и средств саморегуляции психоэмоционального состояния в целях профилактики стресса открывает большие возможности в предотвращении широкого спектра стрессовых состояний, не устранимых путем только реорганизации объективных условий труда, и является предметом собственно психопрофилактической работы (Леонова А.Б., Кузнецова А.С., 1993). Давно назрела необходимость вооружить школьных учителей методами профилактики и снятия психоэмоциональных стрессов. С помощью таких методов учителя смогут поддерживать оптимальное эмоциональное состояние и психическое равновесие у школьников в процессе обучения.

На кафедре анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета под руководством заведующего кафедрой профессора В.В. Ендолова сотрудниками кафедры В.Ф. Сазоновым, М.С. Муравьевой, Т.В. Селивановой и сотрудниками Психофизиологического центра Л.П. Кирилловой и О.П. Мосуновым разрабатываются методы психофизиологических коррекций для снятия психоэмоциональных стрессов у школьников. Методы были апробированы в ряде школ г. Рязани и доказали свою эффективность (см.: Ендолов В.В., Сазонов В.Ф., 1994; Ендолов В.В. и др., 1995; Сазонов В.Ф. и др., 1995; Сазонов В.Ф. и др., 1998; Психофизиологические основы…, 2000; Психофизиология процесса обучения, 2000; Сазонов В.Ф. и др., 2000). Психофизиологические коррекции обязательно включаются нами в программы развивающих занятий с одаренными детьми и с детьми, испытывающими трудности в обучении (см.: Психофизиологические основы…, 2000; Психофизиология процесса обучения, 2000; Сазонов В.Ф. и др., 2000).

Психофизиологические коррекции предназначены для улучшения эмоционального состояния и снятия психологического напряжения в игровой форме.Сотрудники Психофизиологического центра и кафедры физиологии РГПУ проводят их со всеми желающими как индивидуально, так и в группах. Эти коррекции рекомендуются для учеников, для их родителей и для учителей. Психофизиологические коррекции не связаны с принудительным изменением поведения, их нельзя считать «программированием» или «кодированием» на подсознательном уровне. При проведении коррекций не применяется гипноз или внушение, не используется внешнее «биоэнер­ге­тическое» или «экстрасенсорное» воздействие. Действие предлагаемых коррекций основано на нейрофизиологических закономерностях и на связи мышечного движения с психикой. Эти явления были обоснованы еще в классических трудах И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, И.П. Павлова, К.С. Станиславского, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, а также в работах отечественных и зарубежных специалистов по практическому снятию стрессов.

Предлагаемые ниже психофизиологические упражнения отобраны из целого комплекса приемов, применяемых в таком своеобразном направлении оздоровления, как кинезиология (см.: La Tourelle M., Courtenay A. , 1992; Единый мозг, 1992; Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996 и др.). Подобные упражнения используются уже много лет кинезиологами разных стран для улучшения состояния школьников, в частности, в одном из направлений кинезиологии – образовательной кинезиологии (Brain Gym Handbook , 1989; La Tourelle M., Courtenay A. , 1992; Деннисон П.И., Деннисон Г.И., 1998). Согласно результатам исследований, проведенных сотрудниками кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета, а также под их руководством, данные упражнения способствуют улучшению памяти (слуховой кратковременной, долговременной и моторной), снижению утомляемости и облегчают переключение с одного вида деятельности на другой. Удивительно, но эти упражнения также поддерживают и усиливают у школьников позитивное восприятие мира и самого себя. Хорошие результаты дает применение этих упражнений в коррекционных классах.

Описание упражнений составлено на русском языке специально для данной работы таким образом, чтобы упражнения легко можно было выполнить самостоятельно или провести со школьниками, руководствуясь одним лишь данным описанием.

Мы рекомендуем описанные нами упражнения для проведения их учителями во время уроков в самых разных классах. Эти упражнения не заменяют тренировочных упражнений спортивной или физкультурной направленности, они дополняют их. Психофизиологические упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения не только со школьников, но и с самого учителя. Последнее обстоятельство представляется нам особенно ценным: а именно то, что учитель при проведении этих упражнений во время урока сам получает эмоциональную разрядку и улучшает свое самочувствие. Предлагаемые упражнения расширяют возможности официальных школьных 5-минутных «физкультминуток», которые обязательно должны проводиться во время уроков со школьниками с 1-го по 8-й класс включительно согласно санитарным правилам и нормам для общеобразовательных учреждений. Они хорошо дополняют те варианты упражнений, которые рекомендованы в санитарных правилах. Но особенно мы рекомендуем проведение данных упражнений для классов с повышенной психоэмоциональной и учебной нагрузкой. В частности, эти упражнения хороши для гимназических классов и для классов коррекционно-развивающего обучения, а также для старшеклассников в период особенно напряженной учебы в конце четверти и года, перед экзаменами и в период сдачи экзаменов.

Упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом по усмотрению учителя. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья для учащихся, посещающих школу, нет.

1.4. ОПИСАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

(«Лежащая восьмерка», «Ленивая восьмерка»)

Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз – основные. Не спешите.

Выполнение:

1) Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности: «∞» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно – именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.

2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.

3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.

4) Рекомендуется выполнить упражнение еще раз. Повторить все три предыдущих этапа с максимальной амплитудой движений. Расставить ноги, сгибать их в коленях и тянуться руками во время рисования фигуры « » как можно дальше. Не спешить, движения делать плавно. Цель упражнения – включить в действие как можно больше мышц.

5) Дополнительный вариант этого же упражнения. Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх влево.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки визуально-мануальной координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

7. Упражнение «Перекрестно-параллельная ходьба на месте»

Предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Достижение лучшей интеграции (объединения в единое целое) двух полушарий головного мозга обеспечивается путем их поочередного функционального разъединения и объединения при выполнении то параллельных, то перекрестных движений. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.

Выполнение:

1) «Перекрестные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные заранее на бумаге или на классной доске две перекрещенные линии в виде косого креста (буквы «Х»): Х .

2) «Параллельные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки – до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на классной доске две вертикальные параллельные линии: || .

3) Повторить «перекрестные движения». Именно перекрестные движения обеспечивают интегрированное состояние головного мозга, поэтому следует заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

Полезным дополнением к описанному упражнению будет следующее: при выполнении перекрестных движений коленно-ладонные соприкосновения постепенно переходят в коленно-локтевые. Такое коленно-локтевое перекрестное движение называется по-английски «кросс-кролл». Его очень широко применяют в образовательной кинезиологии (см.: Деннисон П.И., Деннисон Г.И., 1998).

© Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П., 2000.

Кинезиология- это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗЫИМОДЕЙСТВИЯ.

Данные упражнения улучшают мысленную деятельность, запоминание, синхронизируя работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Дозировка все упражнения повторяются по 10 раз.

1. «Качание головой» Покачаем головой-

неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно покачивать головой из стороны в сторону.

2. «Массаж ушных раковин» Ушки сильно разотрем,

И погладим и помнем.

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть ушки руками.

3. «Кивки» Покиваем головой,

Чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

4. Упражнения для шеи. Подбородок опусти

И головкой покрути.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно.

Подбородок должен опущен как можно ниже.

Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах, глаза открыты.

5. «Домик» Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

6. «Ладошки» . С силой на ладошку давим.

Сильной стать ее заставим.

Пальцы правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. то же другой рукой.

7. «Ожерелье» Ожерелье мы составим

Маме мы его подарим.

поочередно перебирать пальцами рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д Упражнения выполнять в прямом и обратном порядке.

В начале упражнения выполняются каждой рукой отдельно. затем вместе.

8. «Внимание» Чтоб внимательными быть,

Нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони. большим пальцем правой руки. При нажатии- выдох, при ослаблении - выдох. Тоже с правой рукой.

9. «Поворот» Ты головку поверни.

За спиной что посмотри.

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

10. «Ладошки» Мы ладошки разотрем,

Силу пальчикам вернем.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Тоже для правой руки.

11. «Потанцуем» Любим все мы танцевать,

Руки ноги поднимать

Поднять невысоко левую ногу, согнуть ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. тоже с правой ногой и левой рукой.

12. «Дерево» Мы растем, растем, растем,

И до неба достаем.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это – семечко которое постепенно прорастает и превращается в дерево.

Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх.

подул ветер - раскачивать тело, имитируя дерево.

13. «Яйцо» Спрячемся от всех забот

Только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в строну, стараясь расслабиться.

14. «Водолазы» Водолазами мы станем,

Жемчуг мы со дна достанем.

Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднимать прямые ноги. руки за голову. держать позу максимально долго. 4 раза

15. «Отдохни» Сам себе ты успокой,

Тихо песенку пропой.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох, Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

1. «Очищение» Нужно правильно дышать,

Чтоб в нутрии все очищать.

Вдох левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю, На вдохе предоставить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика.

При выходе «желтая больная» энергия выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла, правую ноздрю) .

Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. 3 раза.

2. «Позевай»

Крепко зубки мы потрем.

А потом сладко зевнем

Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.

3. «Руки» Чтобы ручкам силу дать,

Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей, затем расслабить руки и встряхнуть.

4. «Запястье» Чтоб сильней была рука,

Разотрем ее слегка.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же, выполнять правой рукой.

5. «Ладонь» На ладонь сильней нажми,

Силу ты в нее вотри.

Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.

6. «Полет» Мы, как птицы, полетим,

Сверху вниз мы поглядим.

Стоя прямо, сделать несколько взмахов руками. Разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите. Размахивая крыльями.

7. «Гибкость» Чтоб очень гибким стать.

Нужно ножки нам сгибать.

Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.

8. «Успокойся» Себя мы успокоим сами.

Мы постоим с закрытыми глазами.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимая кулак с усилием. Затем ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох.

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления.

Данные упражнения улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, развивают математические способности, активизируют работу головного мозга.

1. «Язычок» Язычок вы покажите,

На него все посмотрите.

Выдвигать язычок вперед-назад.

2. «Язычок» Нужно двигать язычком.

Он оплатит вам добром.

Движения языка в разные стороны.

3. «Язычок» Поиграйте язычком,

Он поможет вам потом.

Свертываем язычок в «трубочку» .

4. «Ротик» Чтобы четче говорить.

Рот подвижным должен быть.

Открыть рот и нижней частью делать плавные движения, сначала слева на право, затем наоборот.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ

РАБОТЫ МЫШЦ ГЛАЗ.

1. «Глазки» Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазками по кругу по 2-3 секунды. 6 раз

2. «Глазки» Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрем их поскорее.

Массировать Верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 1 мин

3. «Глазки» Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазками и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу. (из стороны в сторону) .

4. «Глазки» Чтобы зоркими нам стать.

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-3 секунды.

5. «Глазки» Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала!

Поднять глаза вверх, опустить глаза, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону.

6. «Глазки» Быстро - быстро поморгай,

Потом глазкам отдых дай.

Быстро моргать в течение 1-2 ин.

7. «Глазки» Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать.

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек.

8. «Глазки» Треугольник, круг, квадрат

Нарисуем мы подряд.

Нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ.

1. Глубоко мы все подышим.

Сердце мы свое услышим.

Сесть, вытянуть ноги и скрестить их, кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. 2 мин.

2. Глубоко мы все вздохнем

И дыхание прервем.

Вниз закрутим ушки,

Ушки – непослушки.

Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «а-а-а» .

3. Если медленно подышим.

То весь мир вокруг услышим.

Стоя прямо, опустить руки, сделать быстрый вдох, Притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища ладонями вниз.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ.

Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения основных точек и разветвлений нервов. Такой элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

В массаже задействованы 7 биологически активных точек с которыми детям удобно работать.

  1. Начало надбровных дуг.
  2. Переносица.
  3. Крылья носа.
  4. Углы нижней челюсти
  5. Мочки ушей
  6. Ладони
  7. Спина (качание спины) .

Оптимальное количество круговых движений -16. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся детьми механически, все движения сопровождаются словами.

1-я точка: «В гости к бровкам мы пошли, пальчиками их нашли» .

2-я точка: «Пальчиками нашли мосток, по нему мы скок –поскок» .

3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим» .

4-я точка: «Вот мы к шее прикоснулись и пошире улыбнулись» .

5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть» .

6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть» .

7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы сильными нам быть» .

Заканчивая точечный массаж, дети говорят: «Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми» . Эта установка для них на весь день.