Упражнение «перекрёстный шаг сидя. Обучаемость и упражнения для мозга

Делайте «Перекрёстный шаг, сидя» на мягкой поверхности, чтобы защитить копчик. Двигайтесь лёжа на спине. Колени и голова приподняты, руки обхватывают голову, чтобы поддержать её. Двигайтесь так, словно едете на велосипеде, дотрагиваясь локтями до противоположных колен. Держите голову расслабленной. Дыхание должно быть ритмичным.

Перекрёстный шаг сидя усиливает работу мышц живота, расслабляет мышцы нижней части спины и активизирует интеграцию левого и правого полушарий головного мозга. Можно проводить при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений.

Упражнение "ЭНЕРГЕТИЗАТОР"

Новый взгляд!

Взрослые и дети с улыбкой смотрят на младенца, когда он впервые поднимает голову и с любопытством оглядывается вокруг. В этот замечательный период маленький ребенок активно познает мир. Попробуйте посмотреть вокруг глазами малыша, который только учится владеть своим телом. Возможно, многое представится вам в новом свете.

Упражнение "Энергетизатор ", которое мы представляем в этом номере, возвращает детей в состояние творческого познания окружающей действительности. Оно повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности.

Движения также подпитывают энергией для быстрого выполнения учебных заданий, принятия правильных решений. Они способствуют улучшению координации движений, снимают стресс статичной позы.

1. Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед.

2. Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной.

3. На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты и расслаблены.

4. Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу.

5. Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина. Повторите движения 3 раза. Во время их выполнения важно синхронизировать работу тела и дыхания. Другой вариант упражнения – выполняем движения, лежа на животе на мягкой поверхности. Последовательность остается прежней. Бедра и нижняя часть спины расслаблены и неподвижны.

Упражнения, растягивающие мышцы тела

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Упражнение «МЕДВЕЖЬИ ПОКАЧИВАНИЯ»

Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки, придумайте сюжет.

Это упражнение развивает крупную моторику, внимание. Растягивающие мышцы тела, помогают детям развить и усилить действие тех нейронных путей, которые связывают уже имеющуюся информацию. Проводить можно как физ. минутку на занятии так и в повседневной жизни детей (между занятиями, на прогулке).

Упражнение «ДЕРЕВО»

Сидя на корточках, спрячьте голову в колени. Колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер, раскачивайте тело, имитируя дерево.

Под влиянием этого упражнения в организме происходят положительные структурные изменения. При этом сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Упражнения "СЛОН" и "СОВА"

За пятеркой – на слоне

Эти упражнения помогают легче воспринимать программный материал. Ведь от них заметно повышаются внимание и собранность, да и учебный материал запоминается быстрее.

1. Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки.

2. Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим "у-у-у". Воображаемым кончиком "кисточки" является ваша рука.

3. Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние.

4. Повторяем эти же движения другой рукой.

Упражнение «СОВА»

1. Правая рука захватывает левую надкостную мышцу (между шеей

и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы "приклеенной" к мышце.

2. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева

направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят "ух". Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом "уханье" округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.

3. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надкостную

мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления.

Благодаря "уханью" снимаются челюстные зажимы, что делает речь связной. Это упражнение особенно полезно после продолжительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых).

Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело. Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям. Особенно они рекомендуются "очкарикам", так как улучшают

Упражнение "ТЯНЕМ – ПОТЯНЕМ»"

Что может быть приятнее, чем от души потянуться! Вот кошка припадает на передние лапы и прогибает спину. Птица на ветке вытягивает шею, мы просыпаемся утром и потягиваемся всем телом, готовясь к новому дню. Предлагаемые движения помогут детям и взрослым быстро настроиться на выполнение важной работы.

1. Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки.

2. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой руке.

3. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки.

4. Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой!

5. Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно вращать или потрясти плечами.

Данные упражнения нормализуют дыхание, снимают напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается крупная и мелкая моторика. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк.

Наши потягивания также способствуют концентрации внимания. Они помогают сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре.

Это упражнение лучше проводить как физ. минутку при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и чтению художественной литературы.

История движения.

"Кнопки мозга" расположены вблизи артерий, снабжающих кровью головной мозг. Стимуляция этих зон способствует насыщению крови кислородом, которая затем поступает в мозг. Мозг, хотя и составляет 1/50 часть веса тела, использует 1/5 часть всего кислорода, поступающего в тело. Когда человек кладет руку на пупок, он переформировывает связи, влияющие на центр гравитации тела, балансирует сигналы, идущие в полукружные каналы уха (центры равновесия в среднем ухе) и исходящие от них.

Дислексия и подобные ей учебные трудности, связанные с неправильным направлением информации, как известно из прикладной кинесиологии, могут иметь причиной зрительноеневовлечение. "Кнопки Мозга" формируют кинестетическую базу для зрительных навыков и для развития способности ребенка пересекать центральную среднюю линию тела, что является чрезвычайно важным для его общего психофизического развития.

  1. Перекрестные шаги.

Выполняется стоя или сидя.

Перекрестные шаги - это перекрестно - латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем поднимающегося навстречу левого колена, а затем наоборот, то активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий. Они способствуют сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Перекрестные Шаги выполняются медленно. В этом случае упражнение вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Это упражнение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга и распространения активности на передние доли.

Это идеальное "разогревающее" упражнение для последующего развития всех навыков, требующих пересечения срединной латеральной линии тела.

Внимание! Попейте воды и сделайте упражнение "Кнопки Мозга", чтобы подготовить тело и мозг для выполнения "Перекрестного шага".

Для активизации кинестетических ощущений важно поочередно дотрагиваться ладонями до противоположных колен, движущихся навстречу рукам.

Выполняя это упражнение, почувствуйте, как "работают" мышцы живота. Если этого ощущения нет, значит, упражнение выполняется неправильно: либо слишком низко наклоняете локоть, либо слишком высоко поднимаете колено. "Встреча" должна происходить посередине. Продолжительность выполнения - по ощущению.

Варианты упражнения:

Сидя на полу или стуле, делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами.

Прикасайтесь руками к противоположным ногам в разных направлениях.

Прикасайтесь руками к ступням" противоположных" ног за спиной.

Делайте перекрестный шаг медленно - противоположные руку и ногу ведите навстречу друг другу до полного соединения.

Делайте перекрестный шаг прыжками (или слегка подпрыгивая). Такой перекрестный шаг особенно способствует центрированию тела, а также снижает зрительный стресс.

Для улучшения навыков равновесия делайте перекрестные шаги с закрытыми глазами или представляя, что вы плаваете.

Для детей, которым нужна подсказка для выполнения перекрестных шагов, используйте цветные наклейки, приклеив их на противоположные руки и ноги.

Делайте перекрестный шаг под разную музыку и разные ритмы.

Выполнение этих упражнений активизирует мозг для:

улучшения пересечения визуально-аудиально-кинестетической и тактильной средней линии тела;

улучшения движения глаз слева направо;

улучшения бинокулярного зрения.

Упражнение улучшает следующие учебные навыки:

правописание и письмо;

слушание и восприятие;

чтение и понимание;

творческие виды деятельности.

Упражнение улучшает следующие навыки и показатели:

координацию движений левой и правой сторон тела;

укрепляет дыхание и повышает жизненные силы;

развивает координацию и осознание пространства;

улучшает слух и зрение.

Эксперты пришли к выводу о том, что перекрестные движения противоположных сторон тела человека способствуют развитию речевого и языкового центров мозга.

  1. Крюки.

В упражнении" Крюки" как бы замыкается цепь энергетических процессов в теле и, таким образом, активизируется и концентрируется внимание, преодолевается дезорганизация и инфантильное состояние сознания - состояние "жертвы". Мозг и тело избавляются от избыточного напряжения, как только энергия начинает циркулировать через зоны, блокированные под влиянием чрезмерно сокращенных мышц.

В этом упражнении поза тела - "скрученные" руки и перекрещенные ноги, напоминающие "8-ку" - способствует свободному течению энергии по телу. Прикосновение кончиков пальцев друг к другу балансирует и объединяет работу обоих полушарий, что создает прекрасные условия для осуществления планирования, целеполагания, процесса выбора и т.п. (часть 2).Поза "Крюков" способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Сядьте удобно, отбросив вес тела на спинку стула и положив левую лодыжку поверх правой. Кисти рук разверните ладонями в стороны (тыльной стороной друг к другу; "заведите" их в центре друг за друга, чтобы соприкоснулись ладони, переплетите пальцы в замок и удобно выверните его снизу вверх на уровне груди, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами при вдохе и расслабьте его при выдохе; глаза закатываются вверх. Дышите глубоко: вдох на 2 счета, выдох - на 4, пауза - на 2 счета. Можно закрыть глаза.

Посидите в этой позе в течение минуты, расслабившись и устанавливая определенный ритм дыхания.

Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестный Шаг. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.

Разомкните ноги, расплетите руки. Прикоснитесь кончиками пальцев обеих рук друг к другу, "бросив" их вниз между ног. Продолжайте дышать глубоко на протяжении еще одной минуты, но измените ритм дыхания: вдох - на 4 счета, задержка - на 2 счета, выдох - на 2 счета. В это время оптимально думать о планах, ставить цель или совершать выбор.

"Крюки" можно делать стоя.

  1. Ленивые восьмёрки.

Выберите в комнате горизонтальную линию и проследите по ней взглядом сначала влево, затем вправо и снова влево. При этом отследите, насколько ваши глаза чувствуют себя расслабленно.

Теперь, удерживая большой палец на вашей срединной линии и на уровне глаз, нарисуйте в воздухе большую восьмерку, лежащую на боку: сначала против часовой стрелки вверх и влево кругом, возвращаясь в исходную точку, затем завершите фигуру движением вашего большого пальца по правой стороне. Ваши глаза следят за движением большого пальца и двигаются плавно, ваша голова может двигаться совсем чуть-чуть, а шея остается расслабленной. Проделайте это три раза одной рукой и три раза другой рукой. В заключение соедините руки, держа оба больших пальца вместе, и проделайте это упражнение еще три раза.

Теперь снова проследите взглядом по горизонтальной линии, замечая, насколько расслабленны ваши глаза.

  1. Алфавитные восьмерки

Подумайте об алфавите. Отметьте, какие буквы вызывают у вас затруднения при написании?

Происхождение слова «алфавит» связано с греческими буквами «альфа» (буква «а») и «бета» (буква «Ь»). Большинство остальных букв повторяют элементы этих первых букв. Начните упражнение с рисования больших Ленивых Восьмерок (см. выше). При этом держите руки сжатыми вместе, чтобы активизировать крупные мышцы рук, плеч и груди. Затем начните рисовать все буквы алфавита, вписывая их в лежащую восьмерку. Буквы, относящиеся к группе «а», начинайте рисовать со средней линии, двигаясь вверх и влево (окружность), затем по средней линии вверх и вниз. Буквы группы «Ь» начинаются на средней линии, затем идут вниз, затем вверх и по окружности вправо и заканчиваются на той же средней линии.

После того, как вы прописали буквы, вызывающие у вас затруднения, подумайте о том, как вы их пишите или напишите их на бумаге.

Слон

Вначале медленно поверните голову из стороны в сторону, отслеживая, насколько далеко она поворачивается и насколько расслабленны ваша шея и плечи.

Встаньте удобно, чуть согнув колени, прижимая голову к плечу и одновременно указывая этой же рукой на другую сторону комнаты. Используйте ребра своей грудной клетки, чтобы, двигая всей верхней частью тела, рисовать большую Ленивую Восьмерку в срединном пространстве перед собой. Смотрите сквозь свои пальцы. Это нормально, если вы видите раздвоенный образ вашей кисти. Повторите это движение другой стороной, прижимая голову к противоположному плечу и вновь рисуя ленивую Восьмерку. Позвольте вашей руке раскачиваться вместе с верхней частью туловища, подобно тому, как слон качает хоботом. Опять медленно поверните голову из стороны в сторону, отмечая изменения.

  1. Рокер

Отследите, насколько расслабленны ваши бедра и нижний отдел спины.

Сидя на полу (постелите мягкий коврик, чтобы защитить копчик), отклонитесь назад, опираясь на ладони. Мягко массируйте сначала одно бедро, а затем другое движениями веред и назад, маленькими кругами или ленивыми Восьмерками, снимая напряжение с бедер и поясницы.

Снова пронаблюдайте степень расслабленности ваших бедер и поясницы.

  1. Брюшное дыхание

Наблюдайте за своим общим состоянием покоя, комфорта; за звучностью и силой вашего голоса.

Встаньте удобно, позвоночник прямой, подбородок не задран (положение «под себя»), ребра расслаблены. Положите вашу руку на живот и выдыхайте весь воздух из легких короткими небольшими выдохами (словно вы удерживаете перышко в воздухе). При каждом выдохе давите своим пупком по направлению к позвоночнику. Теперь медленно и глубоко вдохните, аккуратно наполняя ваши легкие. Вам может захотеться повторить эти короткие серии выдохов один или два раза.

Затем, во второй части упражнения, продолжайте медленно вдыхать и выдыхать животом.

Ваша рука мягко поднимается во время вашего вдоха и опускается во время выдоха.

Изогните слегка вашу спину в талии, чтобы воздух мог проникать глубже.

Повторите упражнение три или более раз. В заключение, поставьте ваши руки на ребра и аккуратно сдавите их во время выдоха, затем вдохните и позвольте воздуху раздвинуть ваши ребра. Повторите это несколько раз и возвращайтесь к обычному дыханию.

Опять наблюдайте за силой и звучностью вашего голоса и общим состоянием.

  1. Перекрестный Шаг лежа

Отследите уровень вашей активности, готовности к действию; насколько легко вы сидите, стоите или двигаетесь от вашего центра при помощи мускулов, поддерживающих вашу позу, или полагаетесь на какие-то отдельные части своего тела, чтобы двигаться вперед.

Лежа на полу (используйте мягкий коврик, чтобы защитить копчик), согните колени и поднимите их по направлению к груди, руки соедините за головой или скрестите на груди. Скользите головой назад, подбирая подбородок под себя и по направлению к груди. Вдавите вашу спину в пол и используйте «X» между вашими ребрами и тазобедренными костями, чтобы сжать ваши мышцы живота. С расслабленными и опущенными вниз плечами дотянитесь локтем до противоположного поднятого колена, затем повторите для другой стороны тела. Продолжайте чередовать колено и противоположный локоть.

Отследите снова уровень своей готовности к действию, скоординированность и солидарность работы позовых мышц.

  1. Мысль о «X»

Отследите уровень вашей скоординированности и телесной осознанности.

Подумайте о фигуре X, соединяющей ваши бедра и противоположные плечи. Сделайте движение одного плеча и противоположного бедра по направлению друг к другу, мысленно соединяя их линией. Затем сделайте движение плеча и бедра назад и затем снова приведите их в нейтральное положение, замечая, как X перемещается при движении. Повторите для другого плеча и бедра. Снова отследите уровень координации и телесной осознанности.

Одним из лучших решений по снижению стрессового состояния в процессе нашей жизни является соблюдение законов естественного развития. Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого.

Из опыта работы Трофимовой Ольги Владиславовны,учителя-дефектолога МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №19" города Чебоксары Чувашской Республики

Методы, которые применяют кинезиологи, помогают детям с помощью движения решить проблемы в школе, улучшить память и внимание, навыки письма и чтения, развить внутренний потенциал и творческие способности.

Детская кинезиология - современное направление телесно ориентированной психотерапии, которое использует двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для коррекции проблем в обучении и психоэмоциональном развитии детей и подростков.

Благодаря предложенному комплексу упражнений, который разработал американский психолог Пол Дэннисон, можно легко, быстро, играючи скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, избавив его от стресса, робости или гиперактивности. Хотите помочь своему чаду? Тогда вперед! Выполняйте эти упражнения вместе с ним каждый день.

Александр Кирьянов, кинезиолог:
- Гимнастика мозга - уникальный метод, потому что речь идет об обучении, а также развитии ребенка через движение. Это может показаться неожиданным, но развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Многочисленные исследования неопровержимо доказывают это. Именно поэтому кинезиология все активнее внедряется в педагогическую практику. Но мне кажется, намного важнее осознать развивающий потенциал кинезиологии родителям.

Упражнение № 1. Перекрестные шаги

Правая рука - левая нога, а потом левая рука - правая нога - это основа нашей походки. Танцевальные па, основанные на перекрестных движениях, подтягивание локтей к коленям помогают связать левое и правое полушария, активизируют речевые и языковые центры.

Как делать: Подтяните правое колено к левому локтю и наоборот. Затем согните правую ногу, как это делается при беге с захлестыванием голени, коснитесь лодыжки левой рукой. Повторите это же упражнение для левой ноги и правой руки.

Упражнение № 2. Растяжение


Упражнение улучшает память, способствует концентрации внимания, развивает усидчивость. Пусть лучше ребенок на пять минут меньше посидит над домашним заданием, но выполнит пару таких движений. Поверьте, в будущем это поможет ему использовать свое время куда продуктивнее!

Как делать: Опираясь на спинку стула, сделайте выпад вперед, согнув в колене правую ногу. Левая при этом остается прямой. Встаньте. Повторите упражнение для левой ноги.

Упражнение № 3. «Крюк Деннисона»


У вашего ребенка есть проблемы в общении со сверстниками? Страшно отвечать у доски, поднимать руку, даже если он знает материал? Помогите чаду поверить в себя! Упражнение помогает отойти от стресса, расслабиться и успокоиться. Для гиперактивных, беспокойных детей это просто находка.

Как делать: Встаньте, скрестив ноги. Скрестите руки, вытяните их перед собой таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди, чтобы локти оказались направленными вниз. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен. Уже через несколько минут выполнения этого упражнения вы почувствуете спокойствие и прилив сил.

Упражнение № 4. Позитивные точки

Упражнение помогает сосредоточиться, вспомнить нужный ответ на экзамене, ослабить эмоциональное напряжение и найти выход из сложной ситуации.

Как делать: Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся посередине лба, между линиями бровей и волос. Почувствуйте тепло.

Упражнение № 5. «Думательный колпак»

Упражнение помогает активизировать кратковременную память, стимулировать работу мозга и мышц. Способствует концентрации внимания, придает чувство уверенности в себе. Очень полезно делать это упражнение перед выходом к доске.

Как делать: Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы - спереди. Помассируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

Упражнение № 6. «Крюки Кука»


Упражнение снимает напряжение, помогает привести мысли в порядок.

Как делать: Сядьте удобно, положите правую стопу на левое колено. Положите правую руку на пятку, а левой рукой обхватите правую ногу в области голеностопа. Посидите так несколько минут, затем опустите ногу на пол и раздвиньте стопы. Разомкните руки, соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Посидите так еще несколько минут.

Упражнение № 7. Восьмерки и узоры

Упражнение помогает развить творческие способности, связать левое и правое полушария.

Как делать: Рисуйте пальцем в воздухе горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) и следите взглядом за своими движениями. Попробуйте делать симметричные движения двумя руками - например, чертите в воздухе круги, спирали, произвольные узоры.

Упражнение № 8. «Кнопки мозга»

Нажми на кнопку - и вспомни урок! Оказывается, есть упражнение, выполнив которое ребенок сможет лучше понять новый материал и без труда рассказать все, чему его учили на прошлом уроке. А еще - расширить угол зрения, увеличить приток крови к мозгу, снизить напряжение.

Как делать: Под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребрами, находятся так называемые кнопки мозга. Их нужно помассировать с одной стороны большим, а с другой - средним и указательным пальцами или гладить эту область всей ладонью.

Из истории вопроса

Гимнастика мозга - коррекционно-развивающий метод, предложенный Полом Дэннисоном в 60-х годах прошлого столетия.

Пол Дэннисон, будучи педагогом по образованию, успешно применил свои знания в области кинезиологии в отношении детей, диагностированных как «неспособные к обучению».

Дальнейшие исследования привели его к разработке системы по улучшению обучения чтению, письму, математике, запоминанию и пр. Так появилась известная в мире программа обучения под названием «Гимнастика мозга».

Гимнастика мозга представляет собой систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. При всей своей простоте она дает удивительные результаты.

Текст: Наталья Тюменцева

Снижение обучаемости определённого числа школьников – одна из проблем современной школы. Дефицит двигательной активности (ползания) в раннем возрасте приводит к нарушению обучаемости. По мнению нейропсихологов это одна из причин сложностей с чтением. Нарушается взаимодействие полушарий мозга.

За что отвечает каждое полушарие можно увидеть на картинке выше.

Межполушарная асимметрия и обучаемость

Одно из полушарий у человека развито больше и называется ведущим. По характеру доминирования люди бывают:

  1. левополушарные,
  2. правополушарные.

У пяти-шестилеток доминирование (латеральность) должно быть сформировано. Однако бывает, что этого не происходит. Иногда выделяют ещё тип равнополушарных людей (амбидекстров). Тут могут быть два варианта развития.

  1. У человека уже сформирована латеральность (например, ведущая рука известна с раннего возраста), но он хочет (или родители хотят) работать и второй рукой также ловко. Ну и всячески развивает её. На ум сразу приходят переученные левши.
  2. Латеральность изначально ещё не сформирована. Такое тоже часто бывает у детей с нарушением межполушарного взаимодействия, например, у ребят речевых групп детских садов и учеников речевых школ.

Первый вариант приветствуется, второй нет - он часто патологичен. Кроме того, надо учесть тот момент, что скорость формирования левого полушария у мальчиков ниже, чем у девочек.

Соединяются полушария между собой «мостиком» - мозолистым телом. Именно через него идёт обмен информацией и координируется деятельность полушарий.

Мозг должен работать, как единое целое. Нарушения проводимости «мостика» вызывает искажение познавательной деятельности детей, что также снижает обучаемость. Ведущему полушарию приходится принимать на себя основную нагрузку, другое же блокируется. Полушария работают без связи.

В результате:

  1. нарушается пространственная ориентировка,
  2. неадекватны эмоциональные реакции,
  3. недостаточно координированы работа зрения и слуха и работа пишущей руки.

Примеры блокировки полушарий

То есть школьник не в состоянии читать и писать. Какая обучаемость может быть? Такие ребята неравномерно развиты в интеллектуальном плане. Отдельные функции могут быть развиты очень даже прилично. Но ряд незрелых мозговых функций снижают обучаемость.

Например, уже дошкольников трудно обучить рисованию, и в школу они приходят, обнаруживая слабость изобразительно-графических навыков. Аналогичная ситуация с речевыми навыками, что приводит к слабости вербально-логического мышления в школе. Чаще всего эти расстройства имеют место при поражении у школьников левого полушария.

Определить предрасположенность к нарушениям письма и чтения можно с помощью простенького теста.

Тест на предрасположенность к нарушениям письма и чтения

Инструкция. Предложите ребёнку завести одну руку за спину. Притроньтесь кисточкой к фалангам пальчиков (1-я и 3-я фаланги любого пальчика, кроме большого; все 8 вариантов). Порядок произвольный. Ребёнок показывает большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальчика взрослый прикоснулся.

Результаты теста

Способы повышения обучаемости

Помочь детям повысить их обучаемость можно через специальные двигательные упражнения для мозга. Эти упражнения для мозга поддерживают его активность за счет улучшения координации полушарий.

Проблема нарушения межполушарного взаимодействия и обучаемости настолько широко распространена, что в ряде школ за рубежом введён ежедневный урок кинезиологии, полностью посвящённый упражнениям для мозга.

Когда такие занятия проводятся систематично, то признаки дизлексии постепенно уходят, вообще улучшается обучаемость, потому что

  1. повышается эффективность межполушарных связей,
  2. улучшается память и концентрация внимания, ориентировка в пространстве.

Рекомендуемые упражнения для мозга полезно выполнять взрослому вместе с ребёнком. Поначалу надо делать их медленно, потому что взрослые обладают удивительной способностью не слышать своё тело. Именно поэтому сперва надо делать упражнения медленно, чтобы научиться слышать своё тело. По мере формирования связей в мозге упражнения потребуется усложнять.

Игры и упражнения для мозга

Упражнение «Перекрёстные шаги»

Начните с этого исключительно простого упражнения. Понаблюдайте, как ваш ребёнок ходит или даже ползает. Ползать и ходить можно по-разному:

  1. гомолатерально – вперёд двигается одна половина тела (нога, рука, плечо…), потом другая;
  2. контрлатерально – перекрёстным шагом.

Очень многие люди ходят гомолатерально, выдвигая вперед то одну сторону, то другую. Как медведи. Есть люди, которые ухитряются ходить только ногами, всё остальное тело остаётся без движения. Чтобы включить мозг, надо маршировать. Например, в армии, когда много маршируют, ребята меняются на глазах: меняется фигура, появляется какая-то странная уверенность, больше сил появляется. Маршировка – очень древний способ перекрёстного шага.

Ребёнок ползёт контрлатерально, идёт интегрирование работы обоих полушарий через мозолистое тело. Обычная походка человека и есть перекрёстный шаг. Маршируйте с ребёнком. Поиграйте в солдат. Благо, что дети это дело очень любят.

Инструкция. Станьте прямо. Ноги параллельно на небольшом расстоянии. Руки согнуты в локтях по углом 90 градусов. Шагаем на месте перекрёстным шагом. Бедро поднимаем настолько, чтобы оно коснулось согнутой под прямым углом в локте. Не локтем тянемся, а плечо идёт вперед. Тело как бы складывается. Делать это можно стоя, лёжа, сидя. Столько раз, сколько захочется.

Когда полушария выступают интегрировано, мы можем думать и двигаться одновременно, что крайне важно. Мы более активны и полны энергии.

Ещё раз повторюсь. Упражнения для мозга надо делать медленно. Способность человека схалтурить, она феерическая. Поэтому лучше медленно. Лучше чувствовать, как плечо идёт к бедру.

Мозг имеет привычку внимать медленным движениям и повторам. Он закрепляет мозговые схемы за счет повторов и считывания медленных движений. Хотите активировать определённые зоны, хотите создать новые нервные связи, выполняйте упражнение для мозга «Перекрёстные шаги» каждый день хоть недолго, хоть по 1 мин, но достаточно длительное время, месяцами. Это касается не только детей, особенно школьников, но и взрослых.

Обучайте и переобучайте мозг. Почувствовали, что вы «дохлые», вялые, сделайте «Перекрёстные шаги». Надо маме на работе включиться, ребёнку перед контрольной, сделайте упражнение для мозга. Упражнения для мозга влияют на обучаемость напрямую.

Движение бодрит и поднимает настроение!

Перекрестные движения - это двигательный стереотип, при котором одновременно «включаются» в действие мозг, глаза и тело.

Перекрёстные движения:

Одновременно активизируют деятельность обоих полушарий головного мозга;

Улучшают взаимодействие глаз и зрительного центра; повышают работоспособность и улучшают усвоение учебного материала;

Облегчают выполнение любой умственной работы;

Способствуют овладению новыми навыками, развитию творческих способностей и быстрой реакции;

Содействуют целостности мыслительного процесса за счёт активной работы обоих полушарий головного мозга.

Левое полушарие головною мозга ответственно за логическо-аналитическое мышление, выполнение действий, распределение заданий, соблюдение последовательности их выполнения и подведение итогов.

Правое полушарие ответственно за творчество и совершенствование, умение выразить свои мысли.

В целом перекрестные движения обеспечивают гармоничное и динамичное взаимодействие правой и левой половины тела, верхней и нижней частей тела, обоими полушариями и обоими глазами.

Перекрестные движения - это физические упражнения, снимающие скованность мышц и одновременно доставляющие удовольствие. Если на рабочем месте или дома вы чувствуете себя как «выжатый лимон» от усталости, когда у вас нервы напряжены до предела, вас одолевают сонливость и вялость, вы рассеянны и вам трудно сосредоточиться, сделайте несколько перекрестных движений стоя или на ходу, и если есть возможность, под музыку. При этом вы можете подпевать, насвистывать или просто "мычать" с закрытым ртом.

А делается это так:

Встаньте прямо и одновременно вытяните вперед правую руку и поднимите левую, согнутую в колене ногу.

Теперь смените положение рук и ног: одновременно вытяните вперед левую руку и поднимите правую, согнутую в колене ногу (см. рис).

Попытайтесь при этом делать глазами круговые движения, перемещая взгляд влево вверх против часовой стрелки. Это стимулирует работу правого полушария головною мозга. Затем делайте круговые движения глазными яблоками, перемещая взгляд вправо вверх по часовой стрелке. Это стимулирует работу левого полушария головного мозга.

Схожее действие по активизации и интеграции обоих полушарий головного мозга выполнит упражнение "горизонтальная восьмерка".

«Горизонтальная восьмерка»

При выполнении упражнения «горизонтальная восьмёрка» в действие включаются одновременно оба полушария головного мозга.

«Напишите» в воздухе вытянутой левой рукой «лежащую» восьмерку.

Движение начинайте с центральной точки пересечения всех линий фигуры, затем против часовой стрелки ведите руку влево, описывая круг и возвращаясь в центральную точку.

Из неё ведите руку вправо вверх по часовой стрелке и снова возвращайтесь в исходную центральную точку.

То же самое упражнение проделайте правой рукой.

В заключение попытайтесь выполнить упражнение обеими руками одновременно.

Активизируйте правое полушарие головного мозга!

У большинства людей, работающих на компьютере, «работает» главным образом левое полушарие головного мозга.

Получается, что правое полушарие головного мозга при выполнении работы на компьютере остается практически «незагруженным», «отключенным». Если правое полушарие не оказывает поддержки левому и не работает вместе с ним, то левое полушарие вынуждено испытывать большие нагрузки.

Это отражается на общем состоянии организма, выражаясь усталостью, снижением внимания, истощения творческою потенциала.

Человек чувствует себя изнуренным, разбитым, у него буквально «голова пухнет» от чрезмерного зрительного напряжения.

В таком состоянии самое время восстановить силы с помощью перекрестных движений.

Когда оба полушария мозга снова начнут работать вместе , помогая друг другу, вы сразу почувствуете себя лучше, бодрее, и работа будет даваться вам легко.

Чрезвычайно важная и сложная «фаза включения» в совместную работу обоих полушарий головного мозга наблюдается уже у грудного младенца, когда он только начинает ползать.

При ползании, которое есть собой не что иное, как перекрестные движения, к работе подключаются одновременно оба полушария мозга.

Это взаимодействие обоих полушарий необходимо, чтобы в дальнейшем научиться читать и писать.

Вот почему всячески способствуйте тому, чтобы грудные дети больше ползали, ни в коем случае не ограничивая их двигательную активность. Именно она развивает способности ребенка, которые в будущем облегчат процесс его обучения.

Научные исследования выявили взаимосвязь между двигательной активностью младенца и его способностями к учёбе. У детей, которые почти или совсем не ползали, наблюдаются расстройство чтения (дислексия) и снижение способности к счёту (дискалькулия).

Более подробно о лечении, профилактике и восстановлении зрения Вы можете узнать из программы "Видеть Без Очков" от Майкла Ричардсона . Уникальная методика Естественного Оздоровления позволит Вам восстановить и улучшить Ваше зрение и здоровье до 100 или более процентов. Нажмите , чтобы навсегда избавиться от болезней.

Отчасти следствием недостаточной двигательной активности в младенческом возрасте может быть косоглазие.

Перекрестные движения действуют таким образом, что мозг активизирует и заставляет сокращаться мышцы в необходимый момент в необходимом положении.

Разумеется, на своем рабочем месте вы уже не сможете воспроизвести столь знакомое ползание, но можно время от времени менять позу и вносить изменения в однообразный рабочий ритм.

Если вы в течение многих часов сидите за рабочим столом, причем нередко в неправильной позе, то обязательно вставайте, когда разговариваете по телефону.

Если нужно обратиться к коллегам, работающим в соседнем кабинете, не торопитесь хватать трубку телефона, не ленитесь сходить туда. Время от времени делайте перекрестные движения, через каждые полчаса-час работы стоя или сидя делайте упражнения на расслабление скованных мышц.

Для выполнения любого из таких упражнений требуется не более 15 секунд! Чаше потягивайтесь и зевайте.

Активное снятие мышечного напряжения

Плавание.

Езда на велосипеде.

Бег трусцой, бег по пересеченной местности.

Игра в футбол.

Игра в (настольный) теннис.

Занятия в оздоровительных группах.

Участие в лыжных гонках, занятия горнолыжным спортом.

Бег на коньках, игра в хоккей.

Прыгание через скакалку.

Прыжки на батуте.

Пассивное снятие психического напряжения и способы улучшения настроения

Слушайте в спокойной обстановке музыку (особенно хорошо снимает стресс музыка в стиле барокко).

Гуляйте по лесу, по парку, берегу водоемов.

Принимайте участие в экскурсиях по историческим местам, любуйтесь памятниками архитектуры, посещайте музеи, зоопарк.

Занимайтесь йогой, аутогенной тренировкой, самовнушением (используйте формулу самовнушения, разработанную Куэ: «С каждым днём в любом отношении мне становится всё лучше и лучше»).

Время от времени отдыхайте в уличных кафе или на скамейках в парке, наблюдая за прохожими.

И самое главное: не суетитесь и не торопитесь, и тогда вы с удивлением заметите, что пульс у вас стал ровным и на полненным, а дышать вы стали глубже и спокойнее.