Участие в олимпиаде по географии. Всероссийская олимпиада школьников по географии

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    2й день Всероссийской олимпиады школьников по географии

    Разбор регионального этапа всероссийской олимпиады по географии 2013/14 (9-11 класс) часть 1

    Олимпиада по географии

    Открытие всероссийской олимпиады школьников по географии-2017, 21.04.2017

    Всероссийская олимпиада школьников по географии, 2012.wmv

    Субтитры

Цели и задачи олимпиады

Целями и задачами Всероссийской олимпиады школьников по географии являются:

История олимпиады

История географических олимпиад начинается в конце 1940-х гг., когда на географическом факультете Московского государственного университета им. Ломоносова стали проводить Олимпиаду МГУ по географии. Поначалу в ней участвовали только московские школьники, но впоследствии школьники и из других районов СССР изъявили желание участвовать в Олимпиаде, поэтому было решено придать олимпиаде МГУ статус открытой. Благодаря этому Открытая олимпиада МГУ по географии стала одной из самых массовых по числу участников олимпиадой по географии в мире.

Затем подобные соревнования стали появляться в других крупных советских городах, таких как Ленинград , Горький и др. В связи с развитием олимпиадного движения в 1991 году было решено провести Первую Всесоюзную олимпиаду школьников по географии, которая прошла в Крыму в городе Керчь . Участники этой олимпиады представляли РСФСР , УССР , БССР , УзССР .

После распада СССР олимпиадное движение продолжало развиваться, и в марте 1992 года под Ярославлем состоялась I Всероссийская олимпиада школьников по географии. Её задания были составлены научными сотрудниками географического факультета МГУ - А. С. Наумовым, А. И. Даньшиным и Н. Б. Денисовым.

С 1992 по 2012 гг. прошла уже 21 олимпиада. За это время местом проведения заключительного этапа побывали 17 городов. Орёл принимал олимпиаду дважды, Тверь - четырежды.

Заключительный этап олимпиады вначале состоял из двух туров - теоретического и практического (с 2001 года - полевого), а с 2010 года состоит из трёх туров - теоретического, практического и тестового . С 1994 года в программу олимпиады был включен конкурс знатоков. С 2004 года генеральным партнёром олимпиады стал «Вокруг Света ».

Места проведения олимпиады

После олимпиады в Ярославле организаторы приняли решение проводить заключительный этап в различных городах России. «Кочевой» принцип проведения олимпиады позволил многим городам становиться на время центром российской географической мысли, тем самым повышая уровень интереса к географии в субъекте и городе проведения. Обычной практикой стало пополнение числа призёров и победителей школьниками из принимающего олимпиаду субъекта .

Номер Дата Город Участников Награждено
I
II
III
IV
V 124
VI 99
VII 115
VIII 132
IX 27 марта -1 апреля 132 9
X -30 апреля 165
XI -26 апреля 133 13
XII -26 апреля 144 9
XIII -24 апреля 199 24
XIV -30 апреля 185 19
XV -29 апреля 212 33
XVI -28 апреля 222 38
XVII -26 апреля 243 48
XVIII -25 апреля 204 69
XIX -30 апреля 205 67
XX -29 апреля 189 64
XXI -27 апреля 201 65
XXII -26 апреля 176 67
XXIII -25 апреля
XXIV -25 апреля 198 63
XXV -23 апреля 219 95

Этапы проведения олимпиады

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников , выделяются следующие этапы олимпиады:

Заключительный этап

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии содержит в себе следующие мероприятия: открытие олимпиады, I (теоретический), II (практический) и III (тестовый) туры, апелляция, конкурс знатоков географии и награждение победителей и призёров олимпиады.

I (теоретический) тур

Теоретический тур олимпиад был введён в программу олимпиады с I Олимпиады в Ярославле. Задания для первого тура - комплексные, в которых необходимо проявить знания нескольких разделов школьных программы по географии, а также, исходя из задания, знания из смежных и прочих научных дисциплин, таких, как биология , математика , литература и т. д. Эти задания утверждаются членами Методической комиссии по проведению олимпиад по географии при Министерстве образования России . В зависимости от года, для первого тура составляются от 6 до 7 заданий, из которых в зачет идут либо 4 из 6, либо 5 из 6, либо 5 из 7 заданий, за которые школьник получил наибольшее количество баллов. Максимальная оценка за одно полностью выполненное задание - 20 баллов, из которых 1-2 участник получает за проявленную при решении географическую эрудицию и находчивость . Теоретический тур обычно начинается в 10.00. Продолжительность выполнения первого тура олимпиады - 4 астрономических часа , или 240 минут . Задания выполняются учащимися при размещении типа «один участник за одним столом» . До 2009 года для выполнения заданий теоретического тура участникам было разрешено пользоваться школьными атласами , однако с 2009 года использование атласов, а также любых электронных устройств, за исключением простого калькулятора , было запрещено .

II (практический) тур

Практический тур, как и теоретический, был введён в программу олимпиады с ярославской олимпиады 1992 года , но его формат до 2000 года включительно отличался от сегодняшнего формата его проведения. Тогда практический тур олимпиады состоял из одного задания, преимущественно связанного с работой с картой . С 2001 года практический тур олимпиады проводится в полевых условиях. Вечером предшествующего туру дня организаторы тура проводят инструктаж для участников и отдельно для руководителей команд, на котором рассказывается о правилах проведения тура, технике безопасности и т. п., а затем в случайном порядке раздают участникам номера и группируют их в зависимости от присвоенного номера по 10-15 человек. Практический тур обычно стартует в 9.00-10.00 местного времени с отбытием первой группы участников. Место проведения практического тура выбирается по критериям доступности (не более 1 часа езды на автотранспорте), наличия крупномасштабной (не менее 1:20000) карты местности, рельефного и ландшафтного разнообразия, панорамных точек, а также (не обязательно) наличия уникально природно-хозяйственных объектов . Ориентируясь по стандартной топографической карте данной местности, участники проходят заданный маршрут. Перед началом тура участникам выдаётся маршрутный лист, в котором жюри отмечает время прибытия и время отбытия участника с точки. Потеря маршрутного листа означает дисквалификацию участника. Маршрут разбит на 5-10 контрольных этапов (точек), где участники выполняют задание, так или иначе связанное с географической спецификой той точки, где они находятся. На выполнение задания отводится от 10 до 20 минут в зависимости от объёма и сложности задания . На некоторых олимпиадах участники выполняли также и маршрутное задание, обычно требующее провести комплексный анализ географических особенностей местности для их практического применения. На некоторых точках с 2004 года участникам необходимо снимать показания с различных приборов, таких как GPS-навигаторы , pH-метры , передвижные электронные метеостанции и т. п. Длительность тура - около 4-5 часов. Практический тур заканчивается с прибытием на контрольную точку «Финиш» последней группы участников.

III (тестовый) тур

Тестовый тур был введён в программу олимпиады с 2010 года. Он состоит из 30 вопросов, направленных на проверку общегеографических, понятийных и фактических географических знаний участников олимпиады. Продолжительность тестового тура - 1 астрономический час .

Апелляция

Апелляция проводится в случае несогласия участника с результатами оценивания его работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Участник может оспорить результаты только теоретического тура - результаты практического и тестового тура не апеллируются. Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри. После этого оргкомитет олимпиады формирует апелляционную комиссию, которая рассматривает работу участника. На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление. По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений: либо удовлетворяет, либо отклоняет апелляцию. После апелляции на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады вывешивается итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри школьного этапа Олимпиады, которая является официальным итогом заключительного этапа .

Конкурс знатоков географии

Конкурс знатоков географии - мультимедийная викторина, которая каждый год проводится после подведения итогов олимпиады. Впервые подобный конкурс был проведён в 1994 году на олимпиаде в Ульяновске и Димитровграде , первым его ведущим был В. Климанов . Впоследствии конкурс знатоков географии стал доброй традицией олимпиады. Конкурс проводится по следующей схеме: в первый раунд на сцену вызываются 12-15 лучших по итогам олимпиады девятиклассников, и им задаются вопросы с использованием мультимедийных материалов: фото, видео, спутниковых снимков, мелодий. Первый же вопрос первого раунда традиционно связан с местами проведения прошедших олимпиад. Во второй раунд вызываются 12-15 лучших десятиклассников, которым также задаются мультимедийные вопросы. В третьем раунде на сцену вызываются лучшие одиннадцатиклассники. Выбывших из первых трёх раундов награждают призами от компании «Вокруг Света », с 2004 года проводящей конкурс знатоков , а прошедшие в четвертьфинал девяти-, десяти- и одиннадцатиклассники остаются на сцене. В четвертьфинале задаются мультимедийные вопросы, затрагивающие практически все разделы географии. В полуфинал выходят трое участников, лучше всего справившихся с заданиями четвертьфинала. В полуфинале участникам задаются три вопроса об однотипных географических объектах с тремя подсказками. Участники отвечают со всех трёх подсказок и вправе менять своё мнение по ходу подсказок, но количество баллов за правильный ответ с каждой подсказкой уменьшается. Два победителя полуфинала выходят в финал конкурса знатоков. В финале участникам предлагается перечислять однотипные географические объекты по очереди (например, все столицы независимых государств -порты). Если участник ошибся или называл один и тот же объекты дважды более трёх раз, он проигрывает .

Задания олимпиады

Школьный этап

Задания школьного этапа олимпиады разрабатываются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа, а также школьными учителями географии с учётом методических рекомендаций Центральной методической комиссии .

Муниципальный этап

Задания муниципального этапа олимпиады также, как и школьного, разрабатываются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа с учётом методических рекомендаций Центральной методической комиссии . При составлении заданий учитываются методические рекомендации центральной методической комиссии Олимпиады по географии. Муниципальный этап Олимпиады целесообразно проводить в один тур, который может состоять из двух раундов - тестового и аналитического. Задания для 11 класса включают самые сложные тесты и задачи по школьному курсу географии - от 6 до 10 классов. В задания тестового тура включают один или несколько тестов, построенных на краеведческом материале. В тестовом раунде обычно не более 30 тестов, пользоваться любыми справочными материалами запрещается. В аналитическом раунде содержится не более 5 задач с открытым ответом. Система оценки - многобалльная, возможно получение участником поощрительных баллов за эрудицию по ходу ответа.

Пример задания аналитического тура:

  • На рисунке представлены диаграммы, отражающие отраслевую структуру промышленного производства в четырёх областях Российской Федерации. Цифрами обозначены отрасли:

1 - электроэнергетика, 2 - топливная, 3 - чёрная металлургия, 4 - химическая и нефтехимическая, 5 - машиностроение и металлообработка, 6 - лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, 7 - промышленность строительных материалов, 8 - пищевая, 9 - прочие отрасли. Назовите эти области и объясните, по каким признакам вы определили каждую из них. Ответьте на дополнительные вопросы :

  • 1. Какие природные ресурсы определили развитие топливной промышленности в области 3?
  • 2. Назовите самый известный бренд (торговую марку) в пищевой промышленности области 4.
  • 3. Назовите самый большой по численности населения город в области 1.

Пример задания тестового тура: Выберите пару городов, где наиболее высока разница температур : а) летом ; б) зимой .

  • Москва и Магадан.
  • Архангельск и Астрахань.
  • Калининград и Чита.
  • Анадырь и Южно-Сахалинск

Региональный этап

Задания регионального этапа разрабатываются непосредственно Центральной методической комиссией по географии Всероссийской олимпиады школьников . Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по географии включает два раунда, которые проводятся в один день. Теоретический раунд продолжительностью 2,5 часа проводится в первой половине дня. Задания для участников из 9-х и 10-11-х классов различаются. В I раунде участникам предлагается решить 5 задач. II раунд продолжительностью 2 часа проводится во второй половине дня Задание II раунда включает 30 тестов и задание по карте. Тесты для участников из 9-х и 10-11-х классов одинаковые. Тесты и задания по карте составлены в одном варианте .

Пример задания теоретического тура :

  • Валовой внутренний продукт (ВВП) служит основным параметром измерения величины экономик стран и регионов мира. В целом, недавний экономический кризис негативно сказался на мировом ВВП. Но отмечены существенные различия в годовых темпах изменения величины ВВП между странами, которые связаны со структурными особенностями их национальных экономик.

На рисунке 3 показано изменение годовой величины ВВП за 2007-2009 годы в различных группах стран (линия «А» соответствует Китаю). Определите, какие линии («Б», «В», «Г») относятся:

  • к развитым странам ,
  • к развивающимся странам ,
  • к миру в целом .

Назовите не менее двух причин, обеспечивающих сохранение высоких темпов экономического роста в Китае. ВВП может быть рассчитан как сумма годовых денежных расходов на потребление и инвестиции в основной капитал, а также величины сальдо торгового баланса (разницы импорта и экспорта, или чистого экспорта). Разделите следующие страны: Индия , Сингапур , Россия , США , Кувейт - на две группы, в зависимости от преобладающего значения в их ВВП компонентов внутреннего потребления (группа 1), или чистого экспорта (группа 2).

Пример тестового задания второго тура:

  • В каких горах ледники занимают наибольшую площадь?

А. Бырранга Б. Большой Кавказ В. Хибины Г. Хребет Черского

  • На каком острове расположены столицы двух государств?

А. Гаити Б. Калимантан В. Маврикий Г. Самоа

Пример задания к карте второго тура:

  • Что на карте указывает на особенности хозяйства проживавших на этой территории народов в период, когда она была составлена? Что составляет основу хозяйственной специализации этой территории в наше время? Перечислите основные современные центры хозяйственной деятельности, находящиеся на территории, которая показана на карте.

Заключительный этап

Задания Олимпиады утверждаются членами Методической комиссии по проведению олимпиад по географии при Министерстве образования России . Задания ежегодно публикуются в журналах "География в школе" и "География и экология в школе XXI века". В 2015 году издан сборник заданий практического тура с 2004 по 2014 годы .

Примеры заданий теоретического тура :

  • Учрежденное 6 (18) августа 1845 г. Русское географическое общество в разное время возглавляли: Ф. П. Литке, П. П. Семёнов, Ю. М. Шокальский, Н. И. Вавилов, Л. С. Берг, Е. Н. Павловский, С. В. Калесник, А. Ф. Трешников; его почетными президентами были Ю. М. Шокальский, Л. В. Комаров, В. А. Обручев.

Какие районы исследовал каждый из этих выдающихся географов и путешественников во время своих экспедиций и какой вклад внёс в науку о Земле? Перечислите известные вам географические объекты, названные в их честь .

  • Все реки мира выносят за год в Мировой океан в среднем 20 млрд т. наносов. Ещё 5 млрд т. выносят ветер, ледники и процессы разрушения морских берегов. На какую величину понизилась в среднем поверхность суши за XX век за счёт эрозии?

Сравните эту величину со средними темпами денудации суши за геологическое время, которые можно определить из следующих данных: за кайнозойскую эру на дне Мирового океана накопилось 130 млн км3 терригенных (то есть, снесённых с суши) отложений. Если обнаружатся существенные различия между этими скоростями, объясните их причины (почему в современную эпоху темпы денудации суши выше или ниже, чем в среднем за длительное геологическое время). Перечислите пять районов мира, где скорости современной эрозии максимальны, для каждого из них укажите причины этого явления .

Пример задания практического тура (до 2001 года) :

Пример задания практического тура (после 2001 года) :

  • 1. Перечислите все известные вам городские поселения, входящие в агломерацию Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Запишите их названия в соответствии с номерами на схеме.
  • 2. Городская агломерация КМВ относится к конурбациям (полицентрическим агломерациям). Назовите крупнейшую по численности населения и площади конурбацию России. Перечислите пять городов, входящих в её состав.

Пример задания тестового тура :

  • На каком мысе 23 сентября полуденная высота Солнца над горизонтом составляет 12,5 градусов:
    • Флигели
    • Дежнёва
    • Челюскин
    • Нордкап?

Награды

Победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии получают ценные призы от Русского географического общества и других организаций, а также издательств, печатающих учебники и книги по географии, а также принимаются без вступительных испытаний в ведущие университеты страны на специальности, имеющие географический либо геологический профиль, а при поступлении на другие направления подготовки, результаты победителей и призёров Всероссийской олимпиады по географии признаются вузами как наивысшие результаты вступительных испытаний («100 баллов») по соответствующим предметам . Но у олимпиады существует особый приз для отличившихся участников - именная стипендия «Вокруг Света».

Стипендия «Вокруг Света»

«Вокруг Света» стал главным партнёром олимпиады с 2004 года и в этом же году учредил именную стипендию одиннадцатикласснику, который лучше остальных одиннадцатиклассников справился с заданиями заключительного этапа. Победители олимпиады, которые после олимпиады становятся студентами, получают эту именную стипендию «Вокруг Света». Стипендия выплачивается им на протяжении всего периода обучения в университете . За время проведения олимпиады 9 человек стали её стипендиатами.

Спонсоры

Спонсорами Всероссийской Олимпиады школьников по географии являются различные организации, фонды и печатные издания, так или иначе связанные с географией и с олимпиадным движением школьников. С 2004 года генеральным спонсором Олимпиады стал географический журнал «Вокруг Света» . С 2009 года важным спонсором олимпиады стала компания «Навител», которая составляет одно задание для практического тура, связанное с GPS . Также помощь в организации и проведении оказывают издательства «Просвещение », «Дрофа », журналы «География и экология в школе XXI века», «География в школе» и университеты субъектов проведения олимпиады .

Литература

  • А. С. Наумов, О. А. Климанова. Олимпиады по географии 6-11 кл.. - 4-е. - Москва: Дрофа, 2006. - 205 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-358-00631-1 .
  • А. С. Наумов, С. Ф. Кунха. Как готовиться к олимпиаде по географии. - Москва: АСТ, 2008. - 223 с. - 4000 экз. -

Центр развития талантов «Мега-Талант» предлагает принять участие во всероссийской олимпиаде по географии. ЦРТ «Мега-Талант» стремится к тому, чтобы раскрыть способности к познанию и обучению в полной мере. Именно этой цели служат все наши образовательные мероприятия.

Интересные факты о ЦРТ «Мега-Талант», как организаторе олимпиад по географии:

  • Больше чем 400 успешных олимпиад по 47 школьным предметам;
  • 11000 учеников из 12 стран среди участников олимпиад по географии;
  • 2.500.000 рублей выплаченных компенсаций организационных расходов;
  • 98% учителей участвуют в новых сезонах олимпиад.

Все для учителя

Олимпиада по географии — это сложно? Мы работаем над тем, чтобы опровергнуть это мнение. Эти 5 пунктов — скелет всего мероприятия:

  1. Станьте участником олимпиады от ЦРТ «Мега-Талант» и проведите ее в своей школе;
  2. Получите соответствующее свидетельство и благодарность от «Мега-Талант» и вручите дипломы победителям и участникам;
  3. Получите компенсацию организационных расходов;
  4. Проявите активность и получите ценный приз;
  5. Обратитесь в службу поддержку и получите подробную консультацию по любому пункту.

Дистанционные всероссийские и международные олимпиады от ЦРТ «Мега-Талант» по географии

Дистанционная олимпиада — это уникальный опыт для учителя и учащихся. Нет нужды подстраиваться под какие-либо даты, вы сами выбираете удобное время. Нет нужды куда-то ехать, вы проводите олимпиаду там где удобно вам и комфортно участникам. В результате — максимальная отдача, высокие результаты и новые открытия. Быть может кто-то из ваших учеников только и ждет подходящей возможности, чтобы проявить себя?

Обратите внимание, что задания олимпиады по географии основаны на школьной программе и строго соответствуют ФГОС.

Комплект заданий для каждого класса состоит из 15 вопросов разных типов:

  • тесты с одним или несколькими правильными вариантами ответов;
  • анализ данных;
  • исключение и соотнесение рядов данных;
  • работа с иллюстративными источниками.

Стоимость участия в олимпиаде по географии

Оргвзнос устанавливает отдельно для каждой олимпиады. Мы возвращаем учителю до 30% от общего оргвзноса для покрытия организационных расходов: печать сертификатов, комплектов заданий, дипломов и т. д.). Процент компенсации зависит от количества участников. Подробности после регистрации .

Все учителя-организаторы олимпиад попадают в рейтинг учителей. По результатам этого рейтинга каждый месяц проводятся розыгрыши ценных призов.

Как часто проводятся олимпиады по географии?

Три сезона всероссийских олимпиад и четыре сезона международных олимпиад. Всероссийские олимпиады проводятся осенью, зимой и весной, а в промежутках между ними и в конце года — международные. На сайте ЦРТ «Мега-Талант» доступна вся информация, о мероприятиях, которые проходят прямо сейчас.

Определение результатов

Учитель вносит ответы участников в своем личном кабинете. Данные обрабатываются системой и публикуются на сайте и вместе с этим открывается доступ к наградным материалам, которые можно распечатать и вручить победителям и участникам. Точно так же и со свидетельством для учителя-организатора олимпиады: свидетельство можно распечатать, скачав его из личного кабинета.

Этапы проведения олимпиады:

  1. Организатор регистрируется н а сайте ЦРТ «Мега-Талант» и подает заявку на участие. Заявка подтверждается внесением оргвзноса.
  2. Задания скачиваются в период выдачи заданий и распечатываются.
  3. Учитель проводит олимпиаду.
  4. Учитель фиксирует ответы участников в своем личном кабинете.
  5. Ответы проверяются системой, а результаты публикуются на сайте.
  6. Победители, участники и учитель награждаются дипломами, сертификатами, свидетельствами и благодарностями.

Оплата оргвзноса

Оргвзнос служит доказательством серьезности намерений организатора. Оплатить оргвзнос можно удобным для себя способом. Мы принимаем:

  • банковские карты
  • квитанции почты России
  • платежи из электронных платежных систем

Для жителей СНГ и стран ближнего зарубежья

Международные олимпиады открыты для всех, кто свободно владеет русским языком. Вам не обязательно быть гражданином РФ, чтобы стать участником олимпиады по географии. Остались еще вопросы? Ответ наверняка .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березорядская основная общеобразовательная школа»

Бологовского района

Тверской области

Олимпиадные задания

учебного предмета

«География»

на 2014-2015 учебный год

(школьный этап)

6-9 класс

Разработчик:

Канева Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

с. Берёзовский Рядок 2014год

6 класс фамилия, имя_________________________________

Успеха Вам в работе!

Город Мадагаскар __________________________; Аравийский залив ____________________________;

Ладожское море______________________; Остров Гималаи_________________________________;

Озеро Амазонка____________________________; Красное озеро ________________________________;

Вулкан Гренландия_________________________________.

Урал; Тасмания; Саяны; Альпы; Янцзы; Енисей; Амур (за каждый верный ответ 2 балла)

3. Что лишнее и почему? (за каждый верный ответ 2 балла)

Мичиган, Миссисипи, Гурон ____________________________________________

Килиманджаро, Этна, Лимпопо ____________________________________________

Кук, Коперник, Магеллан ____________________________________________

Страус, бегемот, куропатка ____________________________________________

Москва, Красноярск, Сан-Франциско ____________________________________________

Тундра, тайга, перекати поле ____________________________________________

Марс, Луна, Венера ____________________________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

США, Япония, Индия, Испания, Германия, Китай, Украина

__________________________________________________________________________________

6. Какая вершина: Джомолунгма, Аконкагуа, Килиманджаро- дальше отстоит от центра Земли?

___________________________________________________________________ (10 баллов)

7. (за каждый верный ответ 2 балла)

    Первым проложил путь из Европы в Южную Азию, обогнув Африку _______________________

8. Ответьте на вопросы:

Какой масштаб крупнее 1:5000 или 1:1000

Какой масштаб мельче: в 1 см 200 км или в 1 см 150 км.

(за каждый верный ответ 2 балла)

4°с.ш и 10°в.д. ___________________________________________________

37°с.ш. и 13° в.д. __________________________________________________

0°с.ш. и 79° з.д. __________________________________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

10. На Земле есть города, где в то время, когда в Москве наступает зима, людям не требуются шубы, меховые шапки и перчатки. Выберите из перечисленных городов те, жители которых в январе не нуждаются в тёплой зимней одежде.

Канберра, Пекин, Париж, Буэнос-Айрес, Оттава. (за каждый верный ответ 2 балла)

6 класс

1. Исправьте географические ошибки

Остров Мадагаскар, Аравийский море, Ладожское озеро , горы Гималаи, река Амазонка, Красное море ,

остров

2. Что расположено не в России

Тасмания, Альпы; Янцзы; (за каждый верный ответ 2 балла)

3. Что лишнее и почему? (за каждый верный ответ 2 балла)

Мичиган, Миссисипи , Гурон __река___

Килиманджаро, Этна, Лимпопо ___река__

Кук, Коперник , Магеллан - астроном

Страус, бегемот , куропатка –не птица

Москва, Красноярск, Сан-Франциско __не в России

Тундра, тайга, перекати поле - не ПЗ

Марс, Луна , Венера - спутник, а не планета

4. Выберите правильные утверждения (за каждый верный ответ 2 балла): 1,6,7

5. Расположите с запада на восток страны (5 баллов):

США, Испания, Германия, Украина, Индия, Китай, Япония

6. Какая вершина: Килиманджаро - (10 б)

(за каждый верный ответ 2 балла)

    Магеллан

    Крузенштерн

    Марко Поло

    Беллинсгаузен

    Кук

    васко да Гама

8. Ответьте на вопросы:

1:1000

в 1 см 200 км

(за каждый верный ответ 2 балла)

9. Ниже приведены координаты трёх одинаковых географических объектов. Определите, что это за объекты и как называется каждый из них.

4°с.ш и 10°в.д. ____вулкан Камерун______

37°с.ш. и 13° в.д. ______вулкан Этна______

0°с.ш. и 79° з.д. ___вулкан Котопахи______

(за каждый верный ответ 2 балла)

10. Канберра , Буэнос-Айрес .

(за каждый верный ответ 2 балла)

Задания школьного тура олимпиады по географии

7 класс фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. Определите географически е координаты города Кейптаун (юг Африки)_________________

2. Преобразуйте численный масштаб в именованный 1:30000000__________________________

3. «Самый, самый» (мировые рекорды)

1) самая длинная река______________________________________________________________

2) самая высокая вершина__________________________________________________________

3) самая большая низменность_______________________________________________________

4) самый высокий водопад__________________________________________________________

5) самое глубокое озеро_____________________________________________________________

6) самый холодный материк__________________________________________________________

7) самый широкий пролив____________________________________________________________

8) самое большое озеро______________________________________________________________

9) самый маленький материк__________________________________________________________

10) самое соленое место в Мировом океане_______________________________________________

4 . Объясните, что означают термины?

1) Лавразия ___________________________________________________________

2) Пассат _____________________________________________________________

3) Меридиан __________________________________________________________

4) Азимут _____________________________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

5. Существуют ли на Земле точки, для определения местонахождения которых достаточно определить только широту? Если да, то назовите их. ________________________________

(5 баллов)

6. Название этого объекта произошло от слова «масуну», которое на индейском языке означает «большая вода». Что это за объект? _______________________________________

(2 балла)

7. С тибетского языка это название переводится как «богиня – мать Земли» Что это

_____________________________________________________________________________

(2 балла)

8. Какому понятию принадлежат следующие ассоциации:

1) волна, землетрясение, опасность, скорость, бедствие ________________________

2) скалы, пороги, зрелище, грохот, вода _____________________________________

3) океан, лед, гора, опасность ______________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

9. Чем можно объяснить тот факт, что самые многоводные реки мира протекают в экваториальном поясе? _________________________________________________________

(5 баллов)

10. Ученик Ваня Степочкин не подготовил домашнее задание ни по одному предмету. Всем учителям он объяснил, что вчера после уроков, прогуливаясь по пляжу, он увидел, как ветер уносит в открытое море маленькую девочку на надувном матраце. Естественно, он бросился ее спасать, ну, а после случившегося, ему уже было не до уроков. Все учителя его похвалили, кроме учителя географии. Что заставило учителя географии усомниться в искренности слов мальчика?_____________________________________________________

(15 баллов)

11. Выберите правильные утверждения

    На южном полюсе холоднее, чем на северном

    Берингов пролив открыл Витус Беринг

    Карта имеет более крупный масштаб, чем топографический план

    Азимут на восток означает 180 градусов

    Самый большой остров в мире – это Сахалин

    Самая высокая вершина мира называется Джомолунгма

    На юге Евразия омывается Индийским океаном

(за каждый верный ответ 2 балла)

12. Решите географическую задачу.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин- кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и опущусь на дно Марианской впадины, её глубина 11022м, и окажусь ближе всех к центру Земли». Полярник говорит: «Я поеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик говорит: « Я пробурю скважину в Персидском заливе глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли». Только пингвин ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде (высота Антарктиды 3000м, высота ледяного щита – 4 км). Кто из героев находится ближе всего к центру Земли? ______________________________________ (10 баллов)

13.

Название прибора

(за каждый верный ответ 2 балла)

14.

15. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

    Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________

    Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________

    Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________

    Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________

    Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

Ответы на задания олимпиады (школьный тур).

7 класс

1. 34 ю.ш 19в.д _

2. 1 см 300км _

3.

1) Нил

2) Джомолунгма

3) -Амазонская

4) -Анхель

5 -Байкал

6) -Антарктида

7) -Дрейка

8) -Каспийское

9) -Австралия

10) Красное море (за каждый правильный ответ 2 балла)

4 .

1) Лавразия – древний материк, 2) Пассат –ветер от 30 широт к экватору

3) Меридиан –линия, соед. северный и южный полюс

4) Азимут – угол между направлением на север и на предмет (за каждый правильный ответ 2 б)

5. Сев. и юж. полюс (5 баллов)

6. Река Амазонка (2 балла)

7. Джомолунгма (2 балла)

8.

1) цунами, 2) водопад, 3) айсберг (за каждый правильный ответ 2 балла)

9. выпадает наибольшее количество осадков (5 баллов)

10. дневной бриз дует с моря на сушу. А не наоборот (15 баллов)

11. Исправьте географические ошибки

Остров Мадагаскар, Аравийский море, Ладожское озеро , горы Гималаи, река Амазонка, Красное море ,

остров Гренландия (за каждый верный ответ 2 балла)

12. _полярник (10 баллов)

13. Укажите, каково назначение перечисленных в таблице приборов и инструментов. Заполните ячейки в таблице.

Название прибора

(за каждый верный ответ 2 балла)

14.

17. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

    Магеллан

    Крузенштерн

    Марко Поло

    Беллинсгаузен

    Кук

    васко да Гама

Задания школьного тура олимпиады по географии

8 класс фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. Какое растение типично для Австралии?а) эвкалиптб) баобабв) секвойяг) гевея

2. Какие моря относятся к бассейну Атлантического океана?а) Карибское и Черное в) Баренцево и Аравийскоеб) Белое и Баренцево г) Тасманово и Берингово

3. Самые высокие горы на материке Евразия – этоа) Гималаи б) Тянь - Шань в) Кавказ г) Альпы

4. Ближайший к земной поверхности слой атмосферы называется?а) тропосфера в) ионосфераб) стратосфера г) термосфера

5. Определите, о какой природной зоне Африки идет речь: Здесь два сезона года – сухой зимний и влажный летний. Эта зона занимает около 40 % площади материкаа)зона влажных экваториальных лесовб)зона саваннв)зона тропических пустынь

6. Фундамент Сибирской платформы выходит на поверхность в виде щитов?а) Анабарский и Балтийскийб) Анабарский и Алданскийв) Алданский и Украинскийг) Украинский и Балтийский7. Россия занимает ведущее место в мире по запасам:а) калийной соли, алмазов, угляб) медных руд, угля, золотав) золота, алмаз

8. Какие из перечисленных периодов относятся к палеозойской эре.а)кембрий б)ордовик в)девон г)палеоген д)юрский е)четвертичный

9. Какую площадь имеют Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

10. В каких часовых поясах расположена наша страна? Сколько часовых поясов разделяет Чукотку и Калининградскую область?

11. С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

12. Установите соответствие: Материк Высшая точка а) Африка 1) гора Косцюшко б) Южная Америка 2) гора Джомолунгма в) Северная Америка 3) гора Аконкагуа г) Австралия 4) гора Мак – Кинли д) Евразия 5) вулкан Килиманджаро

13. Дополните:1) Наибольшие площади зона саванн и редколесий занимает в ………...2) Наиболее безжизненна зона ………. пустынь.3) Леса полностью отсутствуют на материке ………..4) Кампос – это природная зона, которая находиться на ………плоскогорье

14. Назовите крайние точки - мысы России? Укажите острова, полуострова, горы, на которых они находятся?

15. Назовите страны, которые соседствуют с Россией через морские границы?

16. С Атлантического океана на территорию России, как правило, приходят:а) циклоны б) антициклоны в) холодный фронт г) стационарный фронт

17. Умеренно – резко континентальный тип климата в России характерен для:а)Восточно – Европейская равнинаб)Западно – Сибирская равнинав)Северо – Восточная Сибирьг) Дальний Восток

18. Какой стороне соответствует азимут 225 градусов?а) Югу – западуб) Югу – востокув) Северо – востокуг) Северо – западу

19. Какой масштаб крупнее?а) 1: 50 000б) 1: 50 000 000

20. Топонимика – это область знаний, изучающая:а) климатические особенности местностиб) рельефв) географические названияг) животных

Ключи к заданиям школьной олимпиады для 8 - классов

1. а - 1 балл 2. а - 1 балл 3. а - 1 балл 4. а - 1 балл 5. б - 1 балл 6. б - 1 балл 7. а - 1 балл 8. а, б, д - 1 балл Восточный – город – НовосибирскЮжный – Ростов – на Дону - 2 балла 9. Восточно – Европейская – 4 млн.кв.км, Западно – Сибирская – 3 млн. кв.км, Среднесибирское плоскогорье – 3,5 млн. кв.км 1 балл 10. В России 9 часовых поясов, 8 поясов разделяют Чукотку и Калининградскую область. 1 балл 11. Казахстан 1 балл 12. а-5, б-3, в-4, г-1, д-2 2 балла 13. Африка, арктические, Антарктида, Бразильское. 2 балла 14. южная точка – г.Базардюзю северная точка – на материке мыс Челюскин, полуостров Таймыр, на острове Рудольфа мыс Флигели западная точка – Балтийская коса восточная точка – на материке мыс Дежнева, на острове Ратманова - 2 балла 15. США, Япония. – 1 балл 16. а - 1 балл 17. в - 1 балл 18. а - 1 балл 19. а - 1 балл 20. в - 1 балл

Всего: 25 баллов

Задания школьного тура олимпиады по географии

9 класс фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. С помощью координат устий определите реки. Вспомните, когда на них наблюдаются половодье.

9°с.ш и 64°з.д ________________________________________________

43° с.ш. и 59° в.д. ______________________________________________

5° с.ш. и 6°в.д. _________________________________________________ (за каждый верный ответ 2 балла)

2. Распределите перечисленные реки по бассейнам стока: Ангара, Волга, Урал, Амазонка, Амур, Хуанхэ, Тигр, Меконг, Сырдарья, Миссисипи, Юкон, Нил, Оранжевая.

Бассейн Атлантического океана ___________________________________________________

Бассейн Тихого океана ______________________________________________________________

Бассейн Индийского океана _________________________________________________________

Бассейн северного Ледовитого океана _________________________________________________

Бассейн внутреннего стока ____________________________________________________(максимум 13 баллов)

3. Выберите верные утверждения.

    Самые большие низменности России расположены к востоку от Енисея.

    Сели, обвалы и осыпи чаще всего происходят в районах с большим уклоном местности.

    Преобразование рельефа Восточно-Европейской равнины в значительной степени связано с четвертичным оледенением.

    Западная Сибирь- главный район выращивания подсолнечника в России.

    Кукуруза- важнейшая зерновая культура России.

    Крупнейшие ГЭС России располагаются в Восточной Сибири.

    Рис выращивают в России в пойме реки Кубань.

    Старейший угольный бассейн в России- Подмосковный.

    Для населения России характерно снижение численности.

    Естественный прирост это разница между числом приехавших и уехавших людей.

(за каждый верный ответ 2 балла)

4.

«В степной зоне России в сельскохозяйственном производстве преобладает растениеводство. Выращиваются преимущественно зерновые культуры: пшеница, кукуруза на силос, рожь, ячмень, подсолнечник, а также лен и сахарная свёкла. В европейской части преобладает выращивание яровой пшеницы, в азиатской- озимой. Основная форма ведения земледелия- фермерское хозяйство. Интенсивное ведение использование ведёт к водной и ветровой эрозии почв.» (за каждый верный ответ 1 балл)

5. Определите соответствие:

Субъект РФ

    ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- ;7- ;8- ; 9- ; 10- .

(за каждый верный ответ 2 балла)

6. Один английский футбольный клуб выразил желание провести семь товарищеских матчей с российскими профессиональными командами. В ответ на заявку о проведении матчей в семи разных городах России пришёл список клубов, с которыми можно провести игры. Помогите англичанам спланировать поездки по России, разобравшись, какая команда представляет какой город.

Определите соответствие:

Команда

1- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- ;7- .

(за каждый верный ответ 2 балла)

7. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(15 баллов)

8. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

    Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________

    Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________

    Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________

    Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________

    Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

9. Наш класс во время осенних каникул ездил на экскурсию по памятникам истории и архитектуры. Мы видели:

Архитектурный ансамбль Троице- Сергиевой Лавры __________________________________

Ипатьевский монастырь _________________________________

Золотые Ворота ________________________________________

Эрмитаж _____________________________________________

Дом Пашкова _________________________________________

Памятник Салавату Юлаеву ____________________________________

Впишите в пропущенные строки названия городов, посещённых школьниками.

10.

    Самый пустынный материк (без учёта снежных пустынь Антарктиды).___________________________

    Материк с самым большим населением.____________________________________

    Самый низкий материк.____________________________________________

    Материк, не имеющий коренного населения.___________________________________

    Материк, который омывается водами 4-х океанов.______________________

    Материк- колыбель человечества._____________________________________

    Материк, который открыли последним (назовите имена 2-х мореплавателей, которые первыми попали к берегам этого материка).________________________________________________________________

    Материк, где находится самый высокий водопад в мире (назовите этот водопад)._____________________________________________________________________________

    Материк, где находятся страны мира, занимающие второе место в мире по площади._____________

    Материк с самой полноводной рекой мира (назовите эту реку).________________________________

    Материк с самой большой по площади пустыней в мире (назовите пустыню).___________________________________________________________________

    Материк, где расположен самый большой в мире каньон (назовите каньон).___________________________________________________________

Ответы на задания олимпиады (школьный тур).

9 класс

1. С помощью координат устий определите реки. Вспомните, когда на них наблюдаются половодье. (за каждый верный ответ 2 балла)

9°с.ш и 64°з.д Ориноко,43° с.ш. и 59° в.д. Амударья,5° с.ш. и 6°в.д. НИГЕР

2. Распределите перечисленные реки по бассейнам стока

Бассейн Атлантического океана: Амазонка Нил Миссисипи

Бассейн Тихого океана: Амур,Хуанхэ,Меконг,Юкон

Бассейн Индийского океана Тигр Оранжевая

Бассейн северного Ледовитого океана: Ангара

Бассейн внутреннего стока: Волга,Урал,Сырдарья

3. Выберите верные утверждения. 2,3,6,7,9

(за каждый верный ответ 2 балла)

4. Найдите и исправьте ошибки в следующем описании:

«В степной зоне России в сельскохозяйственном производстве преобладает растениеводство. Выращиваются преимущественно зерновые культуры: пшеница, кукуруза на силос , рожь, ячмень, подсолнечник, а также лен и сахарная свёкла. В европейской части преобладает выращивание яровой пшеницы , в азиатской- озимой. Основная форма ведения земледелия- фермерское хозяйство. Интенсивное ведение использование ведёт к водной и ветровой эрозии почв.» (за каждый верный ответ 1 балл)

5. Определите соответствие:

    D ; 2- H ; 3-E ; 4-J ; 5- I ; 6- G ;7- B;8- A ; 9-C ; 10- F .

(за каждый верный ответ 2 балла)

6. 1- c ; 2-e; 3- g; 4- d; 5- f; 6-a;7- b .

(за каждый верный ответ 2 балла)

7. во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли. Чем ниже плотность воздуха, тем меньше передается тепла. Образно это можно объяснить так: чем выше плотность воздуха, тем больше молекул в единице объема, тем быстрее они двигаются и чаще сталкиваются, а такие столкновения, как и любое трение, вызывают выделение тепла. В-третьих, солнечные лучи на поверхность горных склонов всегда падают не отвесно, как на земную поверхность, а под углом. А кроме того, горам мешают прогреваться плотные снеговые шапки, которыми они покрыты, - белый снег попросту отражает солнечные лучи. (15 баллов)

8. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

    Магеллан

    Крузенштерн

    Марко Поло

    Беллинсгаузен

    Кук

(за каждый верный ответ 2 балла)

9.

Троице- Сергиевой Лавры – Сергиев Посад

Ипатьевский монастырь- Кострома

Золотые Ворота -Владимир

Эрмитаж –С-Петербург

Дом Пашкова -Москва

Памятник Салавату Юлаеву -Уфа

(каждый правильный ответ – 3 балла)

10. Ниже приведены некоторые факты про материки нашей планеты, по два для каждого материка. Напишите, к какому материку какие факты относятся. (за каждый верный ответ 1 балл)

    Австралия

    Евразия

    Австралия

    Антарктида

    Евразия

    Африка

    Антарктида-Беллинсгаузен и Лазарев

    Южная Америка- Анхель

    Северная Америка

    Южная Америка- Амазонка

    Африка- Сахара

    Северная Америка- Колорадо

Пособия, предназначенные учителям географии, организаторам олимпиад, подходят также и для самостоятельной работы, углублённого изучения материала, самостоятельной подготовки к олимпиаде по определённому предмету. Существуют и хорошие пособия по подготовке к географическим олимпиадам. Они отлично дополняют любые учебники.

Организация школьных олимпиад по географии

Время проведения школьного тура олимпиады определяется в соответствии со сроками районного, окружного, городского этапов. Как правило, школьный тур проводится в конце октября, задания обычно присылают из городских методических кабинетов, но учитель может в течение первой четверти готовиться со своими учениками к предварительному школьному этапу, используя пособия.

Возможно разделить подготовку на два этапа.

Первый этап – заочный, в нем участвуют все желающие, им разрешено пользоваться любой справочной литературой (можно дать на дом один-два варианта).

Второй этап – очный, проводится среди победителей первого и предполагает выполнение аналогичных заданий (в классе учащиеся выполняют оставшийся вариант).

После выполнения заданий отбирают победителей, которые будут допущены к официальному туру школьной олимпиады. Таким образом, сохраняются интерес, азарт, интрига, а ученикам дают равные шансы на победу.

Предлагаются задания аналитического характера по разделам каждого курса изучения. С помощью их учитель может сам составить задания для олимпиады.

6–7 классы: «Рельеф», «Атмосфера», «Гидросфера», «Природные зоны мира», «Африка», «Северная Америка», «Южная Америка», «Австралия», «Евразия», «Антарктида».

8 класс: «Внутренние воды России», «Рельеф России», «Климат России», «Природные районы России», «Путешественники России», «Природные зоны России».

9 класс: «Национальный состав России», «Черная и цветная металлургия России», «Химическая промышленность», «Транспорт России», «Города России», «Субъекты Российской Федерации».

10 класс: «Политическая карта мира», «Города мира», «Транспорт», «Азия», «Северная Америка», «Европа», «Африка».

Внепрограммный материал, который можно включить в задания любого курса: «Топонимика», «Геральдика», «Мореплаватели».

После проверки учителями олимпиадных заданий необходимо их проанализировать с учащимися, дать необходимые комментарии и верные ответы на фактические вопросы, продемонстрировать образец выполнения творческого задания. Подведение итогов и награждение победителей школьной олимпиады проводятся в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных подарков.

Географическая карта. Примеры заданий для Олимпиады

1. Что показывают на карте изогипсы, изогалы, изогиеты, изобары, изотермы?

2. Укажите расстояние между двумя населенными пунктами, если известно, что на плане местности (м. 1: 100 000) оно равно 3 см.

3. Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Это случилось 22 июня. С помощью транспортира вы рассчитали высоту стояния солнца над горизонтом, она составила 45°. Определите широту места. Какой остров это может быть?

4. Изобразите холм с абсолютной высотой 35,3 м и относительной высотой 15,3 м. Горизонтали проведены через 5 м. Западный склон крутой.

5. Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1: 35 000 000 изображен со стороной 1 см?

6. Самолет вылетел из пункта А, пролетел 555 км на юг, 555 км на запад, 555 км на север и вернулся в исходную точку. Определите широту начального пункта путешествия. Изложите ход своего рассуждения.

7. Можно ли совершить кругосветное путешествие, двигаясь всегда: а) на восток; б) на юг; в) на юго-восток?

8. В разных странах в разное время для обозначения масштаба использовали странные, на наш взгляд, единицы: 1 верста – 1,066 км, 1 вершок – 4,45 см, 1 дюйм – 2,54 см, 1 миля – 1,609 км. Определите, какой масштаб крупнее: «в 1 дюйме 150 миль» или «в 1 вершке 200 верст» (расчеты округляйте). Запишите оба этих масштаба в принятом у нас сегодня численном и именованном выражении.

6–7 КЛАССЫ, Олимпиада по географии

Примеры заданий по географии для олимпиады 6 класса и 7 класса.

Рельеф

1. Где находятся: 1) Русские горы; 2) Лунные горы; 3) Белые горы; 4) Снежные горы; 5) Президентский хребет; 6) Стеклянные горы; 7) гора Кука; 8) гора Адама; 9) горы Вернадского; 10) хребет Ломоносова?

2. Какие священные горы народов мира вы знаете? Приведите как можно больше примеров.

3. Как слово «горы» звучит на разных языках? Приведите как можно больше примеров. Назовите топонимы, связанные со словом «гора» на указанных вами языках.

4. Какие горы называют: 1) «индийскими горами»; 2) «крышей мира»; 3) «крышей Африки»; 4) «каменным поясом»; 5) «матерью Земли»; 6) «лбом неба»; 7) «медными горами»; 8) «золотыми горами»; 9) «сверкающей горой».

5. На звание самой высокой горы, кроме Эвереста (8848 м), претендуют и Чимборасо в Эквадоре (свыше 10 000 м от вершины до подошвы), и Мауна-Кеа на Гавайях. В какой номинации лидирует последняя?

6. В декабре 1959 г. в 550 км к юго-востоку от Цейлона советская экспедиция на «Витязе» открыла одну из самых высоких вершин исследуемого хребта, назвав ее в честь путешественника Афанасия Никитина. Какое снаряжение необходимо для того, чтобы попасть на нее?

7. Какое опасное свойство приобрела знаменитая гора, после того как Зевс опустил ее на гиганта Тифона?

8. Назовите самые высокие и самые низкие точки обитаемых материков. Найдите разницу в высоте между самой высокой вершиной и самой низкой точкой. На каком материке самая большая амплитуда высоты?

9. Приведите примеры морей: 1) относящихся к одной литосферной плите; 2) лежащих на двух литосферных плитах. Объясните свой выбор.

10. Назовите острова: 1) находящиеся в районах расхождения литосферных плит; 2) расположенные на границах столкновения литосферных плит.

Атмосфера

1. Разделите ветры баргузин, култук, сарма, зонда, «женатый», мистраль, самум, хамсин, сирокко на следующие четыре группы: 1) бризы; 2) фёны; 3) суховеи; 4) бора.

2. Прочитайте описание. Определите явление и объясните его происхождение.

Почти всегда это явление происходит после ясной погоды. Отмечают даже особенную прозрачность воздуха и голубизну неба. Потом ночью обыкновенно внезапно налетают порывы ветра, которые днем переходят в бурю. Температура воздуха быстро повышается, что приводит также к быстрому таянию горных снегов. При этом горные ручьи вздуваются и превращаются в горные потоки, которые, низвергаясь вниз, несут каменные глыбы и вырванные с корнями деревья. Жители горных селений настораживаются и гасят очаги, потому что воздух отличается особенной сухостью и малейшая искра может вызвать пожары.

3. Корабль, попавший в эту область, по мере ее прохождения сначала жестоко борется с бурей, грозой и ливнем, затем, оказываясь в центре, попадает в условия, характеризующиеся исключительной тишиной, видит ясное небо, а потом – снова в полосу бури. Как называется эта область? В каком поясе она распространена? Охарактеризуйте ее. У берегов какого материка эту область называют «вили-вили»? Как называют ее в разных частях света?

4. Где находятся: 1) конские широты; 2) ревущие широты; 3) неистовые широты? Какие явления природы характерны для этих мест? Объясните происхождение их названий.

5. Назовите береговые пустыни. Как вы понимаете их появление на берегу моря? Почему рядом с безжизненными районами суши соседствуют наполненные жизнью воды океана?

6. Почему кораблям нестрашны тайфуны у западных берегов материков?

7. Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились в восточной части материка?

8. Назовите самые влажные части материков. Объясните их появление именно в этих районах.

9. Какое в Африке: 1) самое жаркое место; 2) самое холодное место; 3) самое сухое место; 4) самое влажное место? Объясните проявление данных особенностей климата именно в этих районах материка.

10. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура воздуха –36 °С, у поверхности земли +36 °С?

Гидросфера

1. Какой океан самый молодой? Какие факторы это доказывают?

2. Польские реки Велна и Нельба пересекаются строго под прямым углом, и при этом их воды не смешиваются. Объясните причину такого редкого явления.

3. Как слово «река» звучит на разных языках? Дайте как можно больше примеров. Приведите примеры названий рек, в состав которых входит указанное вами слово на том или ином языке.

4. Каких цветов бывают «цветные» реки? Объясните причину их цвета.

5. На какой реке можно увидеть лодки с парусами? Какие природные особенности делают это возможным?

6. Чаще города размещаются в устьях рек. Благодаря удобному географическому положению они одновременно являются и речными, и морскими портами, и крупнейшими городами страны и мира. Можете ли вы привести примеры городов, находящихся в верховьях рек? Какие предпосылки послужили появлению городов именно в этих местах?

7. Приток этой великой сибирской реки километров на 600 длиннее ее самой, как Миссисипи с Миссури! Назовите реку и ее приток. Приведите примеры рек, у которых приток длиннее главной реки.

8. Известный ученый-климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой Земли». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

9. Знаменитый норвежский путешественник и ученый-антрополог, стремясь доказать связь между населениями материков доколумбовой эпохи, совершил несколько плаваний на лодках «Ра» и «Кон-Тики». Главной движущей силой были течения. Назовите имя путешественника. Какие течения использовал мореплаватель для своих путешествий? Какие океаны он пересек на каждой из лодок?

Список разделов для подготовки к Олимпиадам по географии:

6–7 классы

Рельеф
Атмосфера
Гидросфера
Природные зоны мира
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия
Евразия
Антарктида

8 класс

Внутренние воды России
Рельеф России
Климат России
Природные районы России
Путешественники России
Природные зоны России

9 класс

Национальный состав России
Черная и цветная металлургия России
Химическая промышленность
Транспорт России
Города России
Субъекты Российской Федерации

10 класс

Политическая карта мира
Города мира
Транспорт
Азия
Северная Америка
Европа
Африка

Внепрограммный материал

Топонимика
Геральдика
Мореплаватели

Школьная олимпиада 20015г.

Вопросы олимпиады по географии для 7 класс

Теоретические задания

1. Какое утверждение, относящееся к Земле как планете, неверное?

а) экваториальный радиус больше полярного

б) длина всех меридианов одинакова

в) период ее оборота вокруг Солнца составляет 24 часа

г) ее естественным спутником является Луна

2. Масштаб, нанесенный в форме выражения «в 1 см 30 км», называется:

а) именованным, б) численным, в) линейным, г) горизонтальным

3. Определите, на каком расстоянии друг от друга на карте масштаба 1:10 000 будут располагаться деревни Ивановское и Сосенки, если расстояние между ними на местности составляет 2 км.

а) 30 см, б) 5см, в) 20 см, г) 2 м.

4. Вычислите, чему равна годовая амплитуда температур, если температура января равняется 28 С, а температура июля +10 С.

5.Выберите утверждение, правильно характеризующее географическое положение Евразии:

а) материк омывается водами всех океанов планеты

б) крайняя южная точка материка располагается в южном полушарии

в) материк целиком расположен в восточном полушарии

г) крайняя северная точка материка лежит южнее Северного полярного круга

6. Выберите единственное неверное утверждение из перечисленных и исправьте его:

а) Земля является третьей по счету планетой от Солнца

б) Наиболее близкой к Земле планетной Солнечной системы является Меркурий

в) Смена времен года на Земле является следствием ее вращения вокруг Солнца

г) Единственный естественный спутник Земли - Луна

д) Наиболее близкой к Земле планетой Солнечной системы является Венера

Аналитические задания

1.Проходя Торресовым проливом, легендарный подводный корабль «Наутилус» сел на мель. По этому поводу капитан Немо сделал следующее замечание: «Сегодня 4 января, через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услугу, которой я ни от кого не приму, кроме него». Почему капитан Немо надеялся на полнолуние? О каком литературном произведении идет речь?

.2 . Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…

О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Вопросы олимпиады по географии для 8 класса

1.

2.Сколько часов будет в Магадане (10-й часовой пояс), если в Москве (2-й часовой пояс) 12 часов?

а) 4 утра б) 8 утра в) 16 часов г) 20 часов.

3.С какими странами у России нет сухопутной границы:

а) Норвегия. Финляндия б) КНДР, Китай в) Грузия. Азербайджан

г) Япония, США.

4.Жители каких городов России встречают Новый год первыми, а каких - последними?

5.Прочитайте стихотворение поэта М. Пляцковского:

Треплет вьюга белой лапой по плечу,

Я живу на половину суток раньше,

И когда домой со льдины прилечу,

Это значит – возвращусь я в день вчерашний.

Где в таком случае должны находиться льдина и дом полярника?

6.Сгруппируйте географические объекты по материкам:

Триполи, Муррей, Калахари, Большая песчаная, Замбези, Парана, Атакама, Руб-Эль-Хали, Долина смерти, Мехико, Лима, Юкон, Сидней, Токио.

7. Какой древний российский город считается родиной деда мороза?

8.С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством 10 рублей?

9.Найдите единственную ошибку в описании России:

а) она граничит по суше с 14-ю странами4

б) самые протяженные границы – с Казахстаном, Монголией, Китаем, Украиной;

в) омывается морями трех океанов;

г) население России составляет около половины населения бывшего СССР;

д) в составе России 16 республик

10.Установи соответствие:

А. Тихий океан 1.Баренцево море

Б. Атлантический океан 2. Берингово море

В. Северный Ледовитый океан 3.Аравийское море

Г. Индийский океан 4. Азовское море.

Вопросы олимпиады по географии для 9класса

1 . Какой из России городов расположен в пределах главной полосы расселения? 1) Красноярск; 2) Норильск; 3) Якутск; 4) Магадан?

2. Представьте, что Вам поступило предложение от одного известного автоконцерна мира о размещении сборочного производства автомобилей в России. В каком из предложенных центров Вы бы разместили такое производство: 1) Владивосток; 2) Саратов; 3) Новороссийск; 4) Сыктывкар.

3 . Выберите регион, в котором представлено наибольшее количество автономных республик:

1) Европейский Север; 2) Волго-Вятский район; 3) Поволжье; 4) Северный Кавказ.

4. Выберите пару государств, в которой присутствуют государства, с которыми Россия имеет наименее протяженную сухопутную границу: 1) Литва и Польша; 2) Казахстан и Китай; 3) КНДР и Норвегия; 4) Грузия и Азербайджан.

5. Найдите исключение из предложенных вариантов, в которых перечислены города-«миллионеры» России: 1) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород; 2) Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск; 3) Пермь, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону; 4) Москва, Новгород, Екатеринбург, Казань.

6. Вам необходимо разместить промышленное предприятие, основным фактором размещения которого является только наличие трудовых ресурсов. В каком из предложенных городов Вы это сделаете не сомневаясь: 1) Москва; 2) Нальчик; 3) Санкт-Петербург; 4) Ханты-Мансийск.

7. Перед Вами стоит задача, где разместить новое предприятие по выплавке алюминия. Известно, что в данном месте сырьевым фактором можно пренебречь. В каком из предложенных регионов России Вы бы это сделали: 1) Рязанская обл.; 2 ) Ставропольский край; 3) Калининградская обл.; 4) Иркутская обл.?

8. Составьте пары правильных ответов “прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая этим прибором величина”. Определите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?

Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, термометр, флюгер.

Единица измерения: балл, градус, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.

9. Укажите названия географических объектов или фамилии географов, исследователей и землепроходцев в соответствии с указаниями, перечисленными в таблице.

1. Тобольский боярин, составитель “Чертежной книги Сибири”

3. Город, из которого отправился в свое путешествие Афанасий Никитин

4. Заместитель Беринга во время двух Камчатских экспедиций

5. Острова, место гибели Магеллана

6. Руководитель экспедиции, которая достигла Южного полюса второй после экспедиции Р. Амундсена

7. Транспортный путь в Древней Руси от Балтийского моря до Черного

8. Русский землепроходец, чье имя носит краевой центр на Дальнем Востоке

9. Море, названное по фамилии двух участников Великой Северной экспедиции

Вопросы олимпиады по географии для 10класса

1. Самый большой по площади территории субъект Российской Федерации – это:

1) Красноярский край; 2) город Москва; 3) Республика Саха (Якутия); 4) Новосибирская область?

2. Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:

1) Уральские горы; 2) Кавказские горы; 3) Каспийское море; 4) Прикаспийская низменность?

3. Выберите субъект РФ, лидирующий по добыче угля:

1) Кемеровская обл.; 2) Красноярский край; 3) Республика Коми; 4) Ростовская обл.

4. На границе какого государства и региона России находится крайняя южная точка страны:

1) Грузия – Республика Карачаево-Черкесия; 2) Азербайджан – Республика Дагестан; 3) Монголия – Республика Тува; 4) Северная Корея – Приморский край?

5. Укажите ошибку в составе «Большой восьмерки»:

1) США; 2) Япония; 3) Испания; 4) Великобритания; 5) Германия; 6) Франция; 7) Италия; 8) Канада.

6. Выберите вариант, в котором все страны имеют низкую плотность населения:

1) Монголия, Австралия, Мавритания; 2) Саудовская Аравия, Уругвай, Великобритания; 3) Индия, Вьетнам, Ирак; 4) Казахстан, Япония, Китай; 5) Норвегия, Исландия, ФРГ.

7. Какая электростанция из предложенного списка имеет самую большую мощность и не использует минеральное топливо

1) Курская; 2) Саяно-Шушенская; 3) Костромская; 4) Билибинская; 5) Кольская; 6) Саратовская.

8 .“Галопом по Европе”

1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега.

2. “Молочная ферма” Европы.

3. Страна банкир.

4. Страна тюльпанов.

5. Страна розового масла.

6. Государство – теократическая монархия.

7. Страна, непрерывно воюющая с морем.

8. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица на острове.

9. В стране работает фабрика “Кох и Нор”, выпускающая 1 млн. карандашей в день.

10. В 1990 году эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. кв. км, а население на 17 млн. человек.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 7 класса

1. в 6.б 11.г

2. 2а 7.г 12.в

4.38 0 9.в 14.В полнолуние наибольший прилив. « Капитан Немо»

5.а 10.б 15 .Лучи солнца отвесно падают на экваторе в полдень. Снег может лежать на вершине горы Кения, что находится так близко к экватору. Здесь проходит зона Великих Африканских разломов.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 8 класса

2.Австралию пересекает посередине южный тропик, где высокое давление воздуха и нисходящие потоки, поэтому мало осадков. Южную Америку в ее широкой части пересекает экватор. Там низкое атмосферное давление, восходящие потоки воздуха приводят к образованию обильных осадков.

4.Магадан, Владивосток,…,Калининград,…

5.Речь идет о разнице в 12 часов, а в России только11 часовых поясов т.е. льдина может находиться в Северном Ледовитом океане в 14 часовом поясе, а дом полярника во 2 часовом поясе, т.к. территория России лежит от 2 до 12 пояса

6.Африка –Триполи, Калахари, Замбези,

Южная Америка - Парана, Атакама, Лима

Австралия – Муррей, Большая песчаная, Сидней

Северная Америка - Долина смерти, Мехико, Юкон

Евразия- Руб-Эль-Хали, Токио.

7.Великий Устюг.

10.А2, Б4, В1, Г3

13.На Северном полюсе.

14.Большая часть населения нашей страны проживает в европейской части, там находится наша столица, возникла Русь на Восточно-европейской равнине, а Сибирь присоединена в17 веке,…

16.озеро Виктория и водопад Виктория в Африке, штат Виктория в Австралии. Пустыня Виктория, река Виктория в Австралии и др.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 9 класса

8.барометр- миллиметр ртутного столба, гигрометр- процент, осадкомер – миллиметр, сейсмограф – балл, термометр – градус, флюгер – балл.

9.1.Ремезов 2-Обручев 3-Тверь 4 –Чириков 5- Филиппинские 6 – Роберт Скотт 7 – Из варяг в греки 8 – Е.П. Хабаров 9 – Лаптевых 10 –В. В. Докучаев

10. гора Базардюзю.

11. г. Тайшет, БАМ, Транссиб, Тайшет – Абакан

15.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 10 класса

11.Австралия,Северная Америка

14. Саха-Якутия

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 11 класса

8. 1 –Греция 2 – Дания 3 – Швейцария 4 –Нидерланды 5 –Болгария 6 – Ватикан 7- Нидерланды 8 – Дания 9 – Чехия 10 –Нидерланды.

9. Бельгия, Болгария, Литва, Португалия, Ирландия, Финляндия.

11.Австралия,Северная Америка

14. Саха-Якутия

16. Иркутская область, Ангара, Транссибирская, Сухой Лог