Туристический слет название. Туристический слет в начальной школе

Здесь как нигде ощущается связь поколений. Бывалые туристы обучают новичков правилам поведения в лесу, в горах, передают им секреты выживания в экстремальных условиях , вместе поют под гитару у костра. Туристские слеты проводили всякий раз в новом месте, и для большинства участников каждый новый поход становился открытием еще не исследованного уголка природы.
Первый областной слет туристов проходил с 28 августа по 2 сентября 1957 г. в районе пос. Сеймчан. Он был организован обкомом ВЛКСМ. Состоялся поход на Куранахские озера. Туристы прошли нехожеными тропами, увидели много интересного. Все выполнили нормы на значок “Турист СССР”. Победителями спортивной программы стали среднеканцы.
Начальником штаба слета был заведующий отделом физкультуры и спорта обкома комсомола В. Н. Петров. Вадим Николаевич, сам опытный спортсмен (он долго играл за футбольную команду “Водник”), стал организатором спортивного туризма в нашей области. Позже, когда он работал заместителем председателя облспорткомитета, на его плечи легла забота о всех спортсменах Колымы. Но туристов он никогда не забывал. Мы у него учились повседневной работе с новичками, организации туристских слетов. Он был прекрасным журналистом, освещал на страницах газет спортивную жизнь области. Несколько его статей посвящены туристским слетам.
Второй туристский слет состоялся на озере Джека Лондона - в крае романтики, которому первые геологи отдали свою любовь. В этих соревнованиях в сопровождении беспрерывного дождя и туч комаров победили ягоднинские спортсмены.
Самая южная часть Магаданской области, полуостров Кони, стал местом проведения третьего слета. Гористый, изрезанный глубокими распадками, заросший стлаником, он приветливо встретил пришельцев. Слет запомнился огромным костром с мириадами рассыпающихся искр, задушевными песнями.
Четвертый слет проходил у подножия горы, которая в ясные дни видна из Сусумана. Туманный Морджот был благосклонен к ягоднинским спортсменам.
В 1961 г. туристский флаг вновь взвился над озером Джека Лондона, которое, словно искупая вину за прошлое не гостеприимство, предстало перед взорами участников в ярких лучах солнца.
В буквальном смысле обрушился снег на голову участников шестого областного слета 1 августа 1962 г. в окрестностях курорта “Талая”. Все вдруг накрылось сплошным белым покрывалом, а на следующий день появилось солнце и всю неделю согревало туристов. В соревнованиях участвовало 150 человек, приз за командную победу увезли тенькинцы.
В следующем году туристы состязались в мастерстве на одном из истоков Колымы - реке Кулу. Победу в соревнованиях одержала команда “Авангард” из Магадана .
С трех сторон по долинам и сопкам через реки, болота, перевалы сходились туристские группы к пос. Мадаун. Здесь, в долине речки Магадавен, состоялся восьмой слет, в котором соревновались 115 человек. И на этот раз погода не баловала участников. Победу завоевала команда института “Дальстройпроект”.
В 1965 г. туристов области снова позвали красоты озера Джека Лондона . Слеты вошли в традицию, они стали проверкой готовности туристов к походам. Это была прекрасная форма обмена опытом. От организаторов требовалась немалая выдумка, большая фантазия.

На юбилейный десятый туристский слет направилась большая группа мальчишек и девчонок военно-спортивного отряда “Полярник”. За старой заброшенной фабрикой в долине Армани (здесь когда-то размещался центр оловодобывающей промышленности Колымы) блеснула зеркальная гладь озера Лунного. Короткий переход - и среди сопок открылось озеро Солнечное. Здесь уже пестрели палатки. Соревнования по туристской технике включали новые этапы: стрельбу из пневматической Винтовки и бег по мелководью озера. А по вечерам на берегу пылал костер, звучали песни. Кажется, на третий день команда Теньки отравилась компотом.
Роль врача исполнил П. 3. Демант, в аптечке которого нашлись необходимые лекарства, шприц.
Петр Зигмундович Демант, узник колымских лагерей , первовосходитель на пик Абориген, основатель горного туризма в Магаданской области, феноменальный человек. Выходец из Австрии, он знает более десяти языков. Его личная библиотека в пос. Ягодное непременно привлекала внимание краеведов. Все свободное время он посвятил изучению “колымских Альп” - окрестностей озера Джека Лондона . Многие годы водил в походы школьников. Неоднократно и во время слетов (одиннадцатый вновь состоялся на берегах замечательного озера) Демант водил многочисленные группы на самую высокую вершину области.
В 1968 г. у подножия горы Бурканди перед красивыми цепями хребтов Оханджа и Черге прошел двенадцатый слет. В следующем году туристов как старых друзей принимал полуостров Кони. Дважды - для четырнадцатого и шестнадцатого слетов - выбирались Мотыклейские

ПРОГРАММА ТУРСЛЕТА

1. Туристическая эстафета.

  • Этапы туристической эстафеты проходятся командой по порядку. На каждом этапе есть задача, которую команда должна выполнить.
  • С задачей каждого этапа будет ознакомлен капитан перед открытием старта эстафеты. Капитан должен будет ознакомить команду с задачей этапа.
  • Между этапами команда передвигается по маркированному маршруту с нанесением на карту местонахождение этапа. На каждом этапе команду встречает судья, который оценивает передвижение участниками команды по этапу, а также правильность выполнения задачи этапа и поведение участников на этапе.
  • Победителя будет определяться по времени затраченному командой на прохождение эстафеты плюс суммой штрафных баллов переведенных в временной эквивалент 1 балл = 30 секунд.
  • Команда, не прошедшая один этап, занимает место после команд, которые прошли все этапы.
  • Параллельные веревки. Прохождение по натянутым параллельно веревкам
  • Горизонтальный маятник. Прохождение, по натянутой веревке руками опираясь на веревку, которая привязана к опоре.
  • Переправа по бревну. Прохождение, по бревну опираясь руками на натянутую веревку.
  • Подъем с помощью веревки.
  • Спуск с помощью веревки.
  • Переправа через болота с помощью жердей.
  • Переправа через болото по кочкам.
  • Переноска пострадавшего.
  • Костер. Пережигание нитки
  • Палатка. Установка палатки
  • Азимут. Определение контрольного пункта по заданному азимуту. Азимут это угол между севером и заданным направлением..

Тур.эстафета (2 вариант) заключается в последовательном преодолении командой детей технических этапов, расположенных на дистанции.

  • Общая протяженность дистанции не более 300 метров.
  • Результат команды определяется из времени прохождения всей дистанции (финиш по последнему участнику) и суммы штрафов, полученных на этапах за допущенные при их прохождении ошибки. Штрафы рассчитываются, исходя из соотношения, 1 балл = 30 сек.
  • Лучшей считается команда, имеющая меньший результат.
  • Порядок старта команд определяется по мере подачи заявок. Интервал между командами 5 - 7 мин.
  • Внутри команды участники могут и должны помогать друг другу, помощь команде со стороны – не допускается.

Возможные этапы эстафеты:

  1. «Переправа по бревну» через овраг с использованием перил.
  2. «Навесная переправа» через реку или овраг с использованием подвесной петли и челночной веревки
  3. «Параллельные веревки» - переправа по веревке с перилами.
  4. «Качалка» - переправа по подвешенному бревну.
  5. «Таракан» - прохождение участка на руках, ноги в подвешенном состоянии в петле, скользящей по веревке.
  6. «Гольф» - заключается в попадании «летающей тарелки» на установленные «посадочные площадки»
  7. «Сороконожка» - заключается в прохождении участками дистанции со связанными ногами.
  8. «Индейский мостик» - переправа по двум горизонтальным веревкам.
  9. «Тир» - попадание привязанной бутылки в цель.
  10. «Титаник» - переправа через водную преграду на плавсредствах.
  11. «Мышеловка» - преодоление серии низких ворот ползком по-пластунски.

2. Туристические конкурсы.

  • На всех конкурсах судья оценивает правильность выполнение задачи и время.
  • Места определяются по количеству времени, потраченного на выполнение задачи конкурса.
  • Определяется общее место за конкурсную программу.
  • Костер. Кипячение воды. Установка палатки. Азимут. Определение азимута с разных точек на Контрольный пункт. Пилка дров. Поиск предмета. Оказание первой медицинской помощи. Конкурс капитанов. Установка бивуак.

3. Ориентирование. Поиск контрольных пунктов по карте.

4. Спортивные конкурсы.

  • Игра "Снайпер", "Двойные вышибалы", Перетягивание каната. И.т.д. Выявляется победитель в своей группе.

5. Обучающие туристические конкурсы.

  • Узлы. Одевание страховочной системы. Вязка носилок. Азимут. Установка палатки.

6. Обычные конкурсы и викторины.

  • Набор разных конкурсов из различных сфер деятельности, игры, а также викторины по предметам (для детей в зависимости от возраста).
  • В этих конкурсах может участвовать любой желающий во время туристического слета.
  • Каждый участник приносит в своей команде один балл за каждый конкурс, который он посетил.

7. Конкурс туристической песни. За участие в конкурсе команда набирает определенное количество баллов.

Введение

Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие – в трудах которых оформился идеал человека, в котором гармоничного сочетается духовное и физическое совершенства. Как семь нот в музыке являются основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, две руки и две ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Они определяют осанку, походку, в определенной мере – всю манеру поведения человека. Они создают неповторимую индивидуальность облика, сказываются на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.

Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. В «Гимназии № 20» г. Междуреченска сложилась целостная система деятельности педагогического коллектива и родителей по физическому развитию и воспитанию детей. Здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности органично сочетаются с внеурочной занятостью детей и подростков. Важнейшим элементом этой системы является деятельность учителя физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает использовать их с возможно большей эффективностью. Работа по физическому воспитанию в школе не ограничивается уроками, а продолжается во внеклассной и внешкольной деятельности, которая является важнейшей составляющей физического воспитания.

Задачами внеурочной спортивной деятельности являются:

  • содействие гармоничному физическому развитию ребенка;
  • выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия окружающей среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам;
  • формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовки;
  • приобретение двигательного опыта посредством овладения различными двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
  • закрепление потребности в регулярных занятиях физической культурой и избранным видом спорта;
  • формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма;
  • развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания.

В нашей школе проводится ряд традиционных спортивно массовых мероприятий. Это соревнования по легкой атлетике, волейболу, пионерболу, баскетболу, соревнования: «А ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки», «Муравейник».

Особое место занимает туристическая деятельность и традиционный общешкольный туристический слет. Эти мероприятия способствуют развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.

Туристические походы в нашей школе разбиты на четыре категории:

  • Для учащихся начальной школы – поход выходного дня «Мой край родной» в поселок Теба, где ребята посещают музей, знакомятся с историей родного края, природой и минеральными богатствами.
  • Для учащихся 4–7-х классов трехдневный поход на Поднебесные Зубья в район Кузнецкого Алатау, где дети приобретают навыки начальной туристской подготовки, совершенствуют технические навыки и общефизическую подготовку.
  • Для учащихся 7–11-х классов, имеющих опыт, многодневный поход на Поднебесные Зубья в район Кузнецкого Алатау, где ребята закрепляют навыки туристической деятельности, выполняют экологические мероприятия и знакомятся с элементами категорийных походов.
  • Для учащихся, имеющих опыт многодневных походов, проводятся категорийные походы.

Ежегодный туристический слет, можно назвать культовым мероприятием, его с нетерпением ждут и взрослые и дети. Подготовка к нему начинается задолго до начала слета. В ней принимают участие абсолютно все – от директора до ребенка.

В этой статье дается приблизительный план и методика проведения туристического слета в нашей школе. По желанию детей и педагогов конкурсная программа может меняться: могут добавляться или заменяться элементы полосы препятствий или конкурсы. В зависимости от особенностей школы, её географического положения, комплектности и наличия материальной базы можно усложнить или упростить план проведения мероприятий.

План подготовки туристического слета.

  1. На информационно методическом совещании (ИМС) педагогическим коллективом утверждается план проведения туристического слета «Золотая осень», место и сроки проведения, распределяются обязанности.
  2. По итогам ИМС директором школы пишется приказ по школе о проведении туристического слета, с указанием должностных обязанностей каждого учителя на день проведения мероприятия.
  3. Пишется положение о туристическом слете «Золотая осень».
  4. Собирается физкультурный актив и представители от каждого класса участника слета, на котором знакомят с положением о туристическом слете «Золотая осень». Даются рекомендации по подготовке к слету. Назначаются дни тренировок и консультаций.
  5. Учителями физической культуры готовится инвентарь и площадка для туристического слета.
  6. Классные руководители организуют группы по подготовке к слету (группы кулинаров, художников, туристов и т.д.) конкурсную программу и программу досуга и общения своего класса, а также документацию.
  7. В назначенный день дети собираются у школы. Проводится торжественная линейка, после которой дети организованной колонной движутся к месту соревнований.
  8. На поляне слета классы получают маршрутные листы с указанием места размещения класса, времени прохождения конкурсов и этапов слета.
  9. Соревнования начинаются одновременно на всех этапах.
  10. По окончании соревнований проводится линейка, подводятся итоги, и дети организованно покидают место соревнований.

Программа школьного туристического слета «Золотая осень»

Цели и задачи:

  • Популяризация туризма, как активного отдыха и средства укрепления здоровья.
  • Формирование классного коллектива, посредством совместной деятельности.
  • Формирование навыков принятия самостоятельных решений в нестандартных ситуациях.
  • Выявление сильнейших команд школы.

Участники слета: Учащиеся гимназии с 4-го по 11-й класс, преподаватели гимназии, а так же родители участников туристического слета.

Руководство организацией и проведения слета возлагается на главную судейскую бригаду во главе с заместителем директора по воспитательной работе.

Условия приема участников: Участники слета размещаются на отведенной для размещения команд территории. Поляна, должна быть достаточно большого размера. На ней должно быть место для размещения всех классов. А так же территория для подвижных игр и конкурсов. Туристическую полосу препятствий можно установить по кромке леса, но так чтобы она была доступной и зрелищной для болельщиков. Самостоятельно организуются бивуак, питание и досуговые мероприятия класса. Разведение костра организуется с учетом природоохранных мер и техники безопасности. Мусор уносится с места пребывания класса в полиэтиленовых мешках, приготовленных классами заблаговременно.

Программа слета:

  1. Туристическая полоса препятствий.
  2. Легкоатлетическая эстафета «Осенний марафон».
  3. Соревнования в метании мяча в цель «Меткий стрелок».
  4. Соревнования по прыжкам в длину «Суперпрыжок».
  5. Конкурс краеведения «Мой край».
  6. Конкурс рисунков на асфальте, ватмане, или конкурс букетов и поделок из подручных материалов (в зависимости от места проведения – лес или парковая зона).
  7. Конкурс поваров «Осенний бутерброд».
  8. Конкурс биваков.
  9. Кольцовка песен «А я спою еще одну».

Определение результатов:

  • На туристической полосе препятствий результат определяется по времени прохождения дистанции плюс время штрафов команды, набранных на этапах. Победитель определяется по наименьшему суммарному времени.
  • В спортивных мероприятиях победитель определяется: в «Осеннем марафоне» по наименьшему времени прохождения дистанции, в «Суперпрыжке» по самому длинному прыжку, в «Метком стрелке» по наибольшему количеству попаданий в цель.
  • В конкурсной программе по наибольшей сумме баллов набранных в каждом конкурсе.
  • Абсолютный победитель туристического слета определяется по наименьшей сумме мест во всех видах программы. При равенстве баллов предпочтение отдается команде с лучшим результатом на туристической полосе препятствий.

Награждение: Победители в каждом виде программы награждаются почетными грамотами. Победители в абсолютном первенстве – грамотами и сладкими призами.

Условия проведения спортивных соревнований туристического слета.

К участию в спортивных состязаниях допускаются учащиеся, по состоянию здоровья, допущенные к занятиям по физической культуре.

«Осенний марафон».

Команда преодолевает дистанцию в 10–15 кругов (длина дистанции и количество кругов определяются судьей до начала соревнований в зависимости от возраста участников). Стартуют одновременно несколько команд. Участники одной команды выпускаются на дистанцию по очереди, количество пробегаемых кругов одним участником неограниченно. Каждый участник может выходить на дистанцию дважды. Тактику преодоления дистанции команда определяет самостоятельно. Передача эстафеты движения следующему участнику из команды совершается передачей эстафетной полочки. Передавать эстафетную палочку можно в любом месте дистанции. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.

«Суперпрыжок» .

Десять участников из одной команды по очереди выполняют прыжок в длину с места. Первый участник выполняет прыжок с линии старта, второй участник выполняет прыжок с точки приземления (устанавливается по линии пяток прыгавшего участника) первого спортсмена, третий участник совершает прыжок с точки приземления второго участника и т.д. Победитель определяется по наибольшему расстоянию от линии старта до последней точки приземления (прыжок 10-го участника).

«Меткий стрелок».

С линии старта участники команды совершают 30 бросков в горизонтальную мишень. Команда сама определяет очередность и количество бросков каждого участника игры в своей команде. Команда не менее 6 человек, из которых не менее трех девочек. Победитель определяется по наибольшему количеству попаданий мячом в цель.

«Конкурс краеведения».

В конкурсе принимает участие весь класс. Дети отвечают на вопросы в нескольких областях краеведения:

  • история родного края;
  • флора и фауна области;
  • знаменитые люди нашего города (области);
  • улицы родного города;
  • достопримечательности города (района, области) и т. д.

Ответы на вопросы оцениваются от 1 до 5 баллов в зависимости от правильности и полноты. Выигрывает команда, ответившая на большее количество вопросов и набравшая большее количество баллов.

Конкурс рисунка на асфальте.

Для выполнения условий конкурса класс приносит с собой цветные мелки. Тема рисунка на асфальте оговаривается заранее. Темы могут быть следующими: «Я и город», «Природа наш общий дом», «Спорт в котором я живу» и т.д. Размер рисунка не менее 1,5х1,5 метра. Оценивается по следующей схеме:

  • соответствие заявленной тематике;
  • композиция;
  • рисунок (качество исполнения);
  • оригинальность.

Конкурс поваров «Осенний бутерброд».

Команда в полевых условиях из приготовленных заранее продуктов (ингредиенты можно оговорить заранее) готовит бутерброд. На приготовление бутерброда отводится контрольное время. Величина бутерброда не более одной краюхи хлеба.
Оцениваются: вкусовые качества, оригинальность в сочетании продуктов, подача и оформление бутерброда, название.

Туристическая полоса препятствий.

В преодолении полосы препятствий участвует команда из 6 человек.

Этапы полосы препятствий могут быть следующими:

  • Топография. Каждый участник вытягивает карточку, на которой изображен топографический знак и называет этот знак. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко (1 очко – 10 секунд).
  • Параллельные перила. Команда переправляется по параллельным веревкам с одного берега на другой. Идти следует приставным шагом по нижней веревке, держась за верхнюю. Два человека одновременно не могут находиться на веревке.
  • Маятник. При помощи маятниковой веревки преодолеть предполагаемый овраг. С линии берега участник ухватившись за узел на висящей веревке, отталкивается ногами от берега, подтягивает ноги вверх и перелетает на противоположный берег. За заступ в зону оврага одной ногой участник штрафуется одним баллом штрафного времени, за касание двумя ногами – 2 баллами, за падение – 3 баллами (1 балл – 30 секунд).
  • Кочки. Переправиться по кочкам с одного берега на другой, не наступая ногами на землю. При попадании на землю участник возвращается на начало этапа и проходит его повторно.
  • Установка палатки. Команда за определенное время устанавливает туристическую палатку. Правильность установки контролируется судьей, который за ошибки в установке начисляет штрафные баллы: складка на скате палатки – 1 балл, общий перекос палатки – 3 балла, палатка не установлена в контрольное время – 5 баллов.
  • Разжигание костра. Команда за определенное время из приготовленных командой дров разжигает костер без использования горючих смесей и материалов, бумаги и бересты. Пламя костра должно пережечь нить над костром. Невыполнение условий этапа в контрольное время наказывается штрафом в 5 баллов.
  • Медицина. Команда оказывает первую доврачебную помощь пострадавшему (одному из членов команды). Характер травмы определяется заранее. Младшие школьники – резаная рана руки, средние школьники – закрытый перелом предплечья, старшие школьники – перелом голени и переноска пострадавшего. Оценивается последовательность выполнения мероприятий по оказанию помощи, правильность наложения повязки, транспортировки, а так же гуманное отношение к пострадавшему.

Этапы полосы препятствий могут быть расширены и усложнены в зависимости от подготовки участников и природных компонентов.

Кольцовка песен «А я спою еще одну».

Все участники соревнований после прохождения всех этапов туристического слета собираются на большой поляне, организуют круг. По очереди каждый класс запевает песню. Если эта песня знакома участникам слета, то они начинают подпевать. Чем большее количество участников слета подпевает песню, тем меньшее количество баллов он зарабатывает. Цель – спеть песню неизвестную большинству присутствующих. Количество песен спетых каждым коллективом зависит от количества участников, эмоционального настроя и желания детей. Обычно это 2–3 песни.

Кириллова Татьяна
Туристический слёт «Школа настоящих туристов»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 8 г. Киренска"

Сценарий проведения

туристического слета

"Школа настоящих туристов "

(аудитория : дети в возрасте от 4 до 7 лет, количество 60 человек вместе со взрослыми)

Инструктор по физической культуре

МКДОУ "Детский сад № 8"

Кириллова Т. П.

Киренск 2012

1. Торжественное открытие и приветствие всех участников :

2. Приветствие главного тренера

3. Название команды

4. Девиз команды

5. Сдача рапорта

6. Клятва туриста .

7. Туристическая речёвка .

8. Вручение командам пакет с заданиями.

9. Команды расходятся по своим участкам и выполняют строевые и ОРУ упражнения.

10. Задание по командам :

" Конкурс "Следопыт";

" Конкурс "Точный глазомер";

" Конкурс "Конструктор костра";

" Конкурс "Оказание первой медицинской помощи";

" Конкурс "Лесные мудрецы".

11. Привал (минута отдыха)

" Творческое выступление

12. Подведение итогов.

13. Награждение.

Сценарий проведения

туристического слета

"Школа настоящих туристов "

Цель : Вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

Задачи :

1. Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками : совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.

2. Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.

3. Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях

(оказывать первую помощь себе и другим (приложить холод, наложить повязку) .

4. Воспитывать бережное отношение к природе родного края и дружелюбные взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций, фотографий о походной жизни туристов . Знакомство со снаряжением туриста (палатка, рюкзак, одежда и т. д.) . Беседы на темы : "Кто такие туристы ?" "Правила дорожного движения по маршруту", "О ядовитых грибах и растениях", "Лекарственные растения", "Береги лес от пожара". Знакомство с аптечкой туриста (обязательно должна быть кипяченая вода) . Разучивание игр по ходу движения, дидактических игр, подвижных, по ориентированию на местности, для развития глазомера, наблюдательности на туристическую тематику . Рассказы о правилах поведения на маршруте, о законах и правилах поведения на природе и о традициях туристов . Игры со строительным материалом на тему : наши "Костры" (колодец, шалаш, звездный) .

Перед выходом из детского сада проводится проверка готовности : как одеты дети, удобная ли обувь (о чем заранее предупреждаем родителей) . Всегда берем кипяченую воду и аптечку. Проведение инструктажа воспитанников о правилах поведения в походе-прогулке и правилах дорожного движения (правила перехода улиц, дорог, перекрестков) о правилах поведения на природе.

Торжественное открытие и приветствие всех участников

Спортивная площадка украшена разноцветными флажками, плакатами, музыкальное оформление. Дети, одетые в спортивную форму (с нагрудной эмблемой команды, под звуки музыки "Вместе весело шагать" проходят на площадку в колонне по одному.

Каждая команда следует за своим тренером и становятся по периметру спортивной площадки.

Главный тренер :

Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами проведем туристический слет . Сегодня встретятся 2 команды : "Апельсин" под руководством тренере Пономаревой И. А., "Ладошки" под руководством тренера Булгаковой О. И. Я желаю вам ярких побед, больших спортивных достижений и дружбы! Соревнуйтесь честно, уважая и соблюдая правила туристического слета !

Команды поприветствуют друг друга.

Название команды : "Апельсин"

Девиз : Мы все дольки апельсина. Мы дружны и неделимы.

Команда "Ладошки"

Девиз : Ладошку свою мы любим

Всех сильней сегодня будем!

Смелых, здоровых и сильных ребят

Вырастил наш детский сад!"

Капитаны команд сдают рапорты главному тренеру.

Тренер команды : Команда "Апельсин" к турслету готова!

Тренер команды : Команда "Ладошки" к турслету готова!

Оценивать туристический слет буде жюри в составе :

Председатель :

Члены жюри :

Туристы - это сильные , выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют. И произносят клятву туриста .

Клятва туриста .

" На природе ничего не ломать, не рвать просто так;

" Для костра собирать только сухостой;

" Не рвать цветы в большие букеты;

" Не делать надписей на деревьях;

" Не отходить без разрешения взрослых на маршруте или стоянке (привале)

" Не брать в рот незнакомые растения;

" Не пить воду из незнакомых источников;

" Не купаться без разрешения взрослых;

" Не обижать насекомых и животных

КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!

Молодцы туристы . Разрешите вручить вам пакеты с заданиями, которые покажут насколько вы быстры, выносливы, дружелюбны, подвижны. Команды смирно, на месте шагом марш!

Туристическая речёвка .

Главный тренер : Кто шагает с рюкзаком?

Дети : Мы, туристы !

Инструктор ФИЗО : Кто со скукой не знаком?

Дети : Мы, туристы !

Инструктор ФИЗО : Нас вперед ведут…

Дети : Дороги!

Инструктор ФИЗО : Наш ДЕВИЗ :

Дети : "Всегда вперед!"

Инструктор ФИЗО : Эй, ребята

Дети : Тверже шаг!

Инструктор ФИЗО : Что турист берет в дорогу ?

Дети : Песню, ложку и рюкзак!

Инструктор ФИЗО : Мы голодные как звери!

Дети : Открывайте шире двери!

Инструктор ФИЗО : Нам еда полезна будет,

Дети : Силы новые разбудит.

Инструктор ФИЗО : Кто отстал?

Дети : Не отставай.

Инструктор ФИЗО : Кто устал?

Дети : Не унывай.

Инструктор ФИЗО : Кто идти захочет с нами -

Дети : Нашу песню запевай!

На месте стой раз, два. Первым в поход отправляются туристы команды "Апельсин". Вторыми в поход отправляются в поход команда "Ладошки". Шагом марш. Дети под марш расходятся по указанным местам проведения соревнований. Судьи занимают места на площадках, ведут протоколы соревнований.

А определить самую смелую и дружную команду поможет определить жюри.

Команды расходятся по своим участкам и выполняют строевые и ОРУ упражнения.

Разновозрастная группа от 4 до 6 лет

1. Ходьба по площадке с различными движениями рук, на носках (туристы идут по траве , 2. С высоким подниманием голени (перешагивают через камушки) ;

3. Ходьба и медленный бег между кеглями (деревьями) ;

4. Бег змейкой;

5. Обычная ходьба.

ОРУ "Туристы делают разминку "

1. "Турист выходит на маршрут "

(ходьба на месте) ;

2. "Перешагивает через валежник"

И. П. ноги вместе руки на поясе

1 -4 - поочередное поднимание согнутых ног;

3. "Высматривает дорогу"

(полуприседы в стойке ноги врозь с поворотами туловища вправо и влево, ладонь приставить к бровям);

4. "Рюкзак перетягивает то в одну, то в другую сторону"

И. П. основная стойка, руки на поясе :

1-2 - наклоны туловища в разные стороны.

5. "Набирается энергии"

И. П.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях.

1-2 - пружинистые отведения рук назад.

6. "Превращается в скорохода"

(подскоки на месте, руки на поясе, в чередовании с ходьбой)

7. Восстановление дыхания, перестроение в одну колонну.

Разновозрастная группа от 5 до 7 лет

1. Ходьба в колонне по одному (мы туристы ) ;

2 Ходьба широким шагом (овраг) ;

3. Прыжки на двух ногах вперед (ручей) ;

4. Ходьба нагнувшись (ветки) ;

5. Ходьба в приседе (овраг) ;

6. Обычная ходьба;

7. Легкий бег;

8. Бег змейкой взявшись за руки;

9. Ходьба приставным шагом между предметами.

О Р У "Мы туристы "

1). "Наденем рюкзак"

и. п.: Узкая стойка, ноги врозь;

1 - руки согнуты к плечам;

2-3 - круговые вращения назад;

4 - опустить (6-8 раз)

2). "Определим погоду"

и. п.: Для ног тоже, руки на поясе;

1 - правую руку согнуть в локте поднести ко лбу (туристы смотрят на небо , повернуться на право;

3 - тоже в левую сторону;

4 - вернуться в и. п. (по 4 раза в каждую сторону) .

3) "Прогнись"

И. п. ; Ноги - осн. стойка, руки на поясе;

1 - Правую руку поднять вверх, левую ногу отставить на носок назад, прогнуться.

2 - вернуться в. и. п.

3 - то же другой рукой и ногой;

4 - вернуться в и. п.

4). "Собери ветки" (для костра)

и. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены

1 - наклониться к полу.

2 - выпрямиться (6-8 раз)

5). "Выпады вперед"

И. п.: сомкнутая стойка, руки на поясе;

В.: 1 - выпад вперед правой ногой, ладони рук положить на колено;

2 - вернуться в и. п. ;

3 - то же левой ногой.

6). "Перепрыгни кочку"

И. п.: узкая стойка ноги врозь, руки на поясе.

Прыжки на двух ногах с поворотом на 180 градусов (во время поворота руки помогают движению) (по 2 раза) .

7). Восстановление дыхания.

Задания :

1. Туристическая полоса препятствия :

(ст. гр.)

" Бег змейкой между колесами;

" Ходьба по колесам;

" Ходьба по пенькам (ст. гр.) .

" Ходьба по доске. (под. гр.)

Победитель получает звание "Самый быстрый".

2. Конкурс "Следопыт"

( (спортивный инвентарь) турслёта ".) (под гр.)

Схема -рисунок (ст. гр.)

3. Конкурс "Точный глазомер"

(кегли) (под. гр.)

Метание шишек в горизонтальную цель (ст. гр.)

(Участникам предлагается разложить макет костра. "Шалаш", "Колодец", "Звездный". 2 костра (разновозрастная группа от 4 до 6 лет, 3 костра . Победитель получает звание "Конструктор костра").

(ст. гр.)

(под. гр.)

(дети под. гр. оказывают помощь наглядно, дети старшей группы проговаривают что необходимо из предметов)

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

" Загадки о туризме и туристах ;

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине,

Коль в поход идёшь со мной-

Я повисну за спиной. (рюкзак)

Он в походе очень нужен

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху варить

Чай душистый кипятить. (котелок) (ст. гр.)

И от ветра и от зноя

От дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко!

Что это? (палатка) (под. гр.)

" О лекарственных растениях;

Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

Обжигает трава, как огонь (крапива)

(медуница) (под. гр.)

" О грибах;

(лисички)

(мухомор) (ст. гр)

(белый гриб)

Победитель получает звание "Самый мудрый".

Состязание закончились, команды колонной по одному проходят на лавочки. Пока команды отдыхают, жюри подводит итоги.

7. Привал (минута отдыха)

Творческое выступление (песня, танец, стихотворение и т. д.)

8. Подведение итогов, награждение

Вот и подошли к концу наши соревнования. Объявляется торжественная церемония награждения победителей туристического слета ! Жюри готовы объявить победителей, для награждения в две шеренги становись! Слово предоставляется председателю жюри. (Итоги подводятся по результатам каждого конкурса и присваивается звание. Затем объявляется общие итоги туристического слета ). (Председатель жюри (заведующая) детским садом награждают детей на пьедестале почета медалями и подарками.)

Вот и закончился наш туристический слет . Еще раз поаплодируем нашим чемпионам. Победители делают круг почета.

Пора пришла отдохнуть и поиграть в любимые игры. Команды расходятся по своим участкам.

Протокол

Туристического слета "Школа настоящих туристов "

МКДОУ "Детский сад № 8"

Команда "Апельсин"

1. Туристическая полоса препятствия

2. Конкурс "Следопыт"

3. Конкурс "Точный глазомер"

4. Конкурс "Конструктор костра"

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

Туристическая

Протокол

Туристического слета "Школа настоящих туристов "

МКДОУ "Детский сад № 8"

Команда "Апельсин"

№ п/п Название конкурса Время От 6 до 10 баллов От 1 до 6 баллов 0 баллов

1. Туристическая полоса препятствия

2. Конкурс "Следопыт"

3. Конкурс "Точный глазомер"

4. Конкурс "Конструктор костра"

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

(разновозрастная группа от 4 до 6 лет)

Туристическая полоса препятствия оценивается на время.

Оценивается точность, скорость, правильность выполнения, чувство коллективизма.

От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

0 баллов - если было очень много нарушений.

Протокол

Туристического слета "Школа настоящих туристов "

МКДОУ "Детский сад № 8"

Команда "Ладошки"

(разновозрастная группа от 5 до 7 лет)

№ п/п Название конкурса Время От 6 до 10 баллов От 1 до 6 баллов 0 баллов

1. Туристическая полоса препятствия

2. Конкурс "Следопыт"

3. Конкурс "Точный глазомер"

4. Конкурс "Конструктор костра"

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

Туристическая полоса препятствия оценивается на время.

Оценивается точность, скорость, правильность выполнения, чувство коллективизма.

От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

0 баллов - если было очень много нарушений.

Протокол

Туристического слета "Школа настоящих туристов "

МКДОУ "Детский сад № 8"

Команда "Ладошки"

(разновозрастная группа от 5 до 7 лет)

№ п/п Название конкурса Время От 6 до 10 баллов От 1 до 6 баллов 0 баллов

1. Туристическая полоса препятствия

2. Конкурс "Следопыт"

3. Конкурс "Точный глазомер"

4. Конкурс "Конструктор костра"

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

Туристическая полоса препятствия оценивается на время.

Оценивается точность, скорость, правильность выполнения, чувство коллективизма.

От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

0 баллов - если было очень много нарушений.

Итоговый протокол

Туристического слета "Школа настоящих туристов "

МКДОУ "Детский сад № 8"

№ п/п Название конкурса Команда "Апельсин" Команда "Ладошки"

1. Туристическая полоса препятствия

2. Конкурс "Следопыт"

3. Конкурс "Точный глазомер"

4. Конкурс "Конструктор костра"

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

7. Творческий конкурс

Оценивается точность, скорость правильность выполнения, чувство коллективизма.

От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

0 баллов - если было очень много нарушений.

Практический материал

1. Конкурс "Следопыт"

На поляне маскируется 5-10 предметов (спортивный инвентарь) . Затем сообщается участникам. Они должны отыскать предметы. Подсказка 1-2 признака указывающих на местонахождение спрятанного предмета. Победитель получает звание "Лучший следопыт турслёта ".

2. Конкурс "Следопыт"

На поляне маскируется 5-10 предметов (спортивный инвентарь) . Затем сообщается участникам. Они должны отыскать предметы.

Подсказка схема - рисунок. Победитель получает звание "Лучший следопыт турслёта ".

1. Туристическая полоса препятствия :

" Прыжки из колеса в колесо (под. гр, перешагивание из колеса в колесо (ст. гр.)

" Бег змейкой между колесами;

" Ходьба по колесам;

" Подлезание боком под воротики;

" Ходьба по пенькам (ст. гр.) .

" Ходьба по доске. (под. гр.)

(После окончания полосы препятствия команды выстраиваются в шеренгу и проходят на свой участок)

2. Туристическая полоса препятствия :

" Перешагивание из колеса в колесо (ст. гр.)

" Бег змейкой между колесами;

" Ходьба по колесам;

" Подлезание боком под воротики;

" Ходьба по пенькам (ст. гр.) .

(После окончания полосы препятствия команды выстраиваются в шеренгу и проходят на свой участок)

3. Конкурс "Точный глазомер"

(Участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста (кегли) . Затем ответы проверяются. Победители получают звание "Острый глаз".)

3. Конкурс "Точный глазомер"

Участникам нужно выполнить метание шишек в горизонтальную цель (ст. гр.) Победители получают звание "Острый глаз".) (под. гр.)

4. Конкурс "Конструктор костра"

(Участники должны разложить макет костра. "Шалаш", "Колодец", "Звездный". Победитель получает звание "Конструктор костра").

Звездный

4. Конкурс "Конструктор костра"

(Участникам предлагается разложить макет костра. "Шалаш", "Колодец", Победитель получает звание "Конструктор костра").

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

" Как оказать первую помощь при ушибе? (положить холод, сделать тугую повязку)

" Как оказать первую помощь при переломе? (наложить шину, перебинтовать бинтом)

" Как оказать первую помощь при порезе пальца? (обработать рану ватным тампоном смоченным перекисью водорода, помазать йодом, наклеить пластырь либо перебинтовать)

(дети под. гр. оказывают помощь наглядно)

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

" Как оказать первую помощь при ушибе? (холод, тугая повязка)

" Как оказать первую помощь при порезе пальца? (перекись водорода, ватный тампон, йод, пластырь, бинт)

(дети старшей группы проговаривают что необходимо из предметов)

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

" Загадки о туризме и туристах ;

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине,

Коль в поход идёшь со мной-

Я повисну за спиной. (рюкзак)

Он в походе очень нужен

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху варить

Чай душистый кипятить. (котелок) (ст. гр.)

" О лекарственных растениях;

Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

Только тронь - отдернешь ладонь

Обжигает трава, как огонь (крапива)

" О грибах;

Стоит Лукашка - белая рубашка,

А шляпа надета шоколадного цвета (белый гриб)

С шапочкой красной знаться опасно,

Даже муха-зуда не садится сюда (мухомор) (ст. гр.)

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

" Загадки о туризме и туристах ;

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине,

Коль в поход идёшь со мной-

Я повисну за спиной. (рюкзак)

Он в походе очень нужен

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху варить

Чай душистый кипятить. (котелок) (ст. гр.)

И от ветра и от зноя

От дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко!

Что это? (палатка) (под. гр.)

" О лекарственных растениях;

Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

Только тронь - отдернешь ладонь

Обжигает трава, как огонь (крапива)

Это прозвище не даром у красивого цветка

Капля сочного нектара и душиста и сладка

От простуды излечиться вам поможет… (медуница) (под. гр.)

" О грибах;

На полянке у ручья выросли сестрички, рыжие (лисички)

С шапочкой красной знаться опасно,

Даже муха-зуда не садится сюда (мухомор) (ст. гр)

Стоит Лукашка - белая рубашка,

А шляпа надета шоколадного цвета (белый гриб)

Медуница

Подорожник

Белый гриб

Награждается

Присуждается

"Лучший следопыт турслёта "

Киренск 2012

Награждается

Присуждается

"Острый глаз"

Киренск 2012

Награждается

Присуждается

"Конструктор костра"

Киренск 2012

Награждается

Присуждается

"Юный мудрец"

Киренск 2012

Награждается

Присуждается

"Самый быстрый"

Киренск 2012

Награждается

Присуждается

"Маленький лекарь"

Киренск 2012

Литература

1. "Туризм и спортивное ориентирование" Л. А. Вяткин г. Москва 2001

2. "Под парусом лето плывет по земле" Л. А. Пенькова

3. "Физическая культура дошкольникам " Л. Д. Глазырина

4. "Занимательная физкультура для дошколят " К. К. Утробина

5. Газета "Детский сад" № 36 - 9 - 2004 г. "Маленькие туристы ".

6. "Туристические прогулки в д/с " Н. И. Бочарова

7. "Как обеспечить безопасность дошкольников " К. Ю. Белая

Введение

Туристский слёт – одна из самых действенных форм пропаганды туризма и здорового образа жизни, повышения физического развития школьников и укрепления их здоровья, организации досуга молодёжи.

Главная притягательная сила туристского слёта – общение с природой, друзьями, а так же элементы соревнований.

Одним из главных мероприятий слёта является полоса препятствий – самый зрелищный и динамичный вид дистанции в соревнованиях по туризму, который позволяет ребятам показать свою физическую подготовленность, сноровку, смекалку, обрести новые умения, навыки и уверенность в собственных силах.

Туристский слёт самое любимое, интересное и массовое внеклассное мероприятие, которое пользуется большой популярностью у детей и взрослых нашей гимназии.

Традиционно проводим слёт в сентябре ко Дню рождения гимназии в лесопарковой зоне. Затем, как продолжение слета – конкурс поделок из природного материала “Краски осени” и фотовыставка “Наш любимый туристский слёт!”.

Успех этого мероприятия в значительной мере определяется своевременной и чёткой подготовкой.

Заранее формируется оргкомитет, разрабатывается Положение о соревновании и утверждается на заседании творческой лаборатории учителей физической культуры и ОБЖ.

Предварительно идет подготовка команд и инструкторов для этапов (учителя – предметники, руководители кружков и спортивных секций). Для команд – консультации и практические занятия по установке палатки, укладке рюкзака, определения азимута, ориентирования на местности, вязке узлов. Перед началом соревнований проводится инструктаж по технике безопасности и бережном отношении к природе.

Положение о школьном туристском слёте “Тропа испытаний”

1. Цели и задачи

  • Формирование у учащихся здорового образа жизни
  • Сохранение и укрепление здоровья детей
  • Развитие мотивации к занятиям спортивным туризмом и создание условий для творческого и спортивного мастерства у учащихся
  • Расширение двигательного опыта посредством соревновательной деятельности
  • Развитие ответственности, сплоченности, коллективизма

2. Время и место проведения

Слет проводится_____ сентября 20___г. в лесопарковой зоне. Сбор участников во дворе школы. Торжественная линейка (с представлением команд, сдачей рапорта гл. судье соревнований и вручением маршрутных листов) в 10.00 ч. Затем организованный выход колонной к месту соревнований.

3. Участники слёта

Учащиеся 5–11-х классов в полном составе с классными руководителями, преподаватели гимназии, родители. Для прохождения туристической полосы препятствий необходима команда из 8 человек (не менее 3 девочек), допущенных к занятиям физической культурой.

4. Руководство подготовкой и проведением

Подготовкой слёта руководит оргкомитет во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Непосредственное проведение слёта возлагается на судейскую коллегию, утвержденную творческой лабораторией учителей физической культуры и ОБЖ.

Главный судья ____________________________,
главный секретарь _________________________,
судьи на этапах ____________________________.

5. Программа слёта

Программой слёта предусмотрено проведение:

  • туристской полосы препятствий
  • конкурс туристской песни
  • конкурс “Лучший бивак”
  • конкурс фотографий
  • краеведческая викторина

6. Условия приема участников

Команды размещаются в полевых условиях. Классам необходимо иметь запас продуктов и питьевой воды на один день, снаряжение для обустройства бивака. Снаряжение для участия в полосе препятствий команды получают на месте соревнований. Для этапа “разжигание костра” дрова команда приносит с собой. Разведение костра у биваков организуется с учётом природоохранных мер и техники безопасности. По окончании слёта мусор с места пребывания класса упаковывается в полиэтиленовые мешки и уносится самостоятельно.

7. Определение результатов

Общекомандный зачёт проводится по наименьшей сумме мест, полученных в отдельных видах программы (в каждой группе отдельно). В случае равенства результатов предпочтение отдается классу, показавшему лучший результат в полосе препятствий.

8. Награждение

Победители и призёры в отдельных видах программы и в общекомандном зачёте награждаются грамотами и призами (по возрастным группам).

Условия проведения соревнований

1. Туристская полоса препятствий

5–6-й класс – дистанция до 300 м:

  • Собери рюкзак
  • Символы карты
  • Ров чудовищ
  • Загадки леса
  • “Паутина”
  • Аптека на корню
  • Разжигание костра
  • Лечебница Айболита

7–11-й класс – дистанция до 500 м:

  • Установка и снятие палатки
  • Укладка рюкзака
  • Зачёт по топографии
  • Переправа способом “маятник”
  • Азимут
  • “Мышеловка”
  • Разжигание костра
  • Переправа по бревну
  • Вязка узлов
  • Оказание доврачебной помощи

Команда от старта до финиша движется строго по заданному маршруту (согласно маршрутному листу (Приложение 1 , Приложение 2 )). На каждом этапе в маршрутном листе фиксируется штрафное время. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Место старта и финиша совмещено (размечено маркировкой).

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 5–6-х классов

На дистанции участникам не выставляются штрафы, судья задерживает команду до исправления ошибки. На этапах, где необходимо участникам продемонстрировать свою эрудицию и знания о природе, экологии – команде начисляются поощрительные очки. Правильный ответ – 2 очка; за неполный – 1; ноль очков получает команда, не ответившая на вопросы; за полный, интересный, исчерпывающий ответ команде начисляется ещё поощрительные 2 очка. Набранные командой очки, учитываются при подведении итогов.

Результат команды определяется временем прохождения полосы препятствий (с учётом набранных очков) и суммой мест в конкурсных испытаниях.

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские. Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение.

Символы карты

Каждый участник команды вытаскивает карточку с заданием. Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды (Рисунок 1 ).

Ров чудовищ

При помощи маятниковой верёвки необходимо преодолеть “ров чудовищ”. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце верёвки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии “рва”, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра, границы её обозначены маркировкой. Участник, сорвавшийся с верёвки или заступивший на ограничительную линию, возвращается на начало этапа и проходит его повторно.

Загадки леса

Каждый участник вытаскивает карточку с вопросом о природе и её обитателях или об ориентировании по природным признакам, об экологии и т. п. (Приложение 3 ). Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды.

“Паутина”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой. Участник, оказавшийся в “паутине” (задевший сетку головой или другими частями тела), проходит препятствие повторно.

Аптека на корню

Ребятам необходимо продемонстрировать свои знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах и методах применения (Приложение 4 ).

Разжигание костра

Лечебница Айболита

На этапе команда вытаскивает карточку с указанием вида травмы и имитирует оказание доврачебной помощи.

Перечень травм и ситуаций, когда требуется доврачебная помощь: порез, ссадина, ушиб, в глаз попала соринка, укусила пчела (оса), тепловой или солнечный удар, из носа пошла кровь.

Оказание помощи демонстрируется на одном из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 7–11-х классов
Установка палатки и снятие палатки

Установленная палатка должна быть застегнута и не иметь складок на скатах, провисания конька. Если палатка установлена с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом. После снятия, палатка и принадлежности к ней должны быть уложены в чехол.

Штраф:
– складки на скатах палатки – 30 сек
– перекос стенки палатки – 30 сек
– общий перекос палатки – 60 сек
– забыта или не уложена одна из принадлежностей – 30 сек

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские.

Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом.

Штраф:
– неправильная укладка рюкзака – 60 сек.

Зачёт по топографии

Каждая команда вытаскивает фрагмент спортивной карты. Необходимо “прочитать карту”, то есть показать на карте и назвать как можно больше условных знаков (Рисунок 2 , Рисунок 3 )

Штрафы:
– неточное определение знака – 30 сек.
– не определение топографического знака – 60 сек.

Переправа способом “маятник”

Веревка толщиной не менее 10 мм подвешивается к ветвям дерева. При помощи маятниковой веревки необходимо преодолеть предполагаемый овраг. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце веревки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра (не более 4 м), границы её обозначены песком или маркировкой.

Штрафы:
– заступ на преодолеваемую зону – 30 сек

Один человек (по выбору команды) определяет азимут на ориентир указанный судьёй.

Штрафы:
– ошибка до 3 0 – 30 сек
– ошибка до 6 0 – 60 сек
– ошибка 9 0 и более – 90 сек

“Мышеловка”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой.

Штрафы:
– задевание сетки головой или другими частями тела – 30 сек

Разжигание костра

Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.

Штрафы:
– использование запрещенных материалов – 30 сек
– нить не пережжена – 90 сек

Переправа по бревну

Длина переправы до 5 м (бревно толщиной 20–30 см) через предполагаемый ручей. Необходимо переправиться по бревну и спрыгнуть (перешагнуть) за линию ограничения. Недопустимо нахождение на бревне сразу двух участников команды.

Штрафы:
– выход за линию ограничения – 30 сек
– срыв с бревна (двумя ногами) – 60 сек
– двое на бревне – 90 сек

Вязка узлов

Каждый участник вытягивает карточку с названием узла и вяжет его. Перечень узлов: проводник, проводник восьмёрка, академический, прямой, брам-шкотовый, булинь, встречный. (Рисунок 3 ). Если узел выполнен с ошибкой, то участнику даётся попытка для её устранения.

Штрафы:
– отсутствие контрольного узла – 30 сек
– не расправленный узел – 30 сек
– неправильно завязан или не завязан – 60 сек

Оказание доврачебной помощи

Перечень травм:
– открытый перелом голени с кровотечением (задание для 9–11-х классов)
– закрытый перелом голени без кровотечения (задание для 7–8-х классов)

Помощь по данному виду травмы оказывается одному из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Штрафы:
– неточности в оказании первой доврачебной помощи – 30 сек
– неправильное положение пострадавшего при оказании помощи – 30 сек
– неправильное применение медикаментов при обработке раны – 60 сек
– неправильное наложение жгута – 90 сек
– отсутствие записки о времени наложения жгута – 90 сек
– неправильное наложение шины – 90 сек

2. Конкурс туристской песни

Проводится на большой поляне, где собираются все участники слёта, после прохождения полосы препятствий. Команда должна исполнить одну песню. Оценивается качество исполнения, соответствие теме, авторство, музыкальное сопровождение, оригинальность.

3. Конкурс “Лучший бивак”

Конкурс проходит в течение всего слёта. Оцениваются техническое качество разбивки бивака, соблюдение санитарно-гигиенических норм и отношение к охране природы, идейное и эстетическое оформление. Штрафные баллы начисляются за оставленный мусор после слёта, несоблюдение техники безопасности и правил поведения.

4. Конкурс фотографий

На конкурс команда представляет не более 5 фотографий (возможно с прошлого слёта) на туристскую тематику. Принимаются снимки размером не менее 18х24 см. На обратной стороне указываются: команда, автор, название фотографии. Оценивается идейная, художественная ценность и техническое состояние. Лучшие фотографии будут представлены на фотовыставке ко Дню рождения гимназии.

5. Краеведческая викторина

Проводится на поляне слёта. Участвуют 3 человека от команды. Вопросы по нескольким областям:

– история родного края
– флора и фауна родного края
– знаменитые люди
– улицы родного города
– достопримечательности города и края