Тренировочный процесс. Структура построения тренировочного процесса

Цель и задачи управления

ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ

ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ

Управление тренировочным процессом высококлассных спортсме­нов - это действия, ориентированные на достижение высоких ре­зультатов в избранном виде спорта. Система управления включает в себя следующее: постановку цели и задач, подготовку и выработку решений, планирование, организацию, мотивацию, контроль, внедре­ние нового.

Постановка цели заключается в планировании достижения спор­тивных результатов спортсменами в предстоящем году, олимпийском четырехлетии, в многолетних выступлениях на соревнованиях.

Постановка задач конкретизирует средства и методы достижения цели, с помощью которых спортсмен может добиться определенного результата на основных соревнованиях России, Европы, мира и Олим­пийских играх.

Ключевой проблемой является отбор спортсменов в команды, что основывается на интуиции и опыте тренера, базирующихся на глубоких знаниях индивидуальных особенностей спортсменов, на­блюдениях за выполнением ими поставленных задач в процессе тре­нировок и соревнований.

Определенный опыт по организации отбора в команду накоплен в спортивных федерациях и клубах. Главным является регулярное, совместное с тренерами динамическое тестирование по ряду физио­логических, психических и биохимических характеристик. Спортсме­ны, которые показывают накануне соревнований лучшие результаты в этих тестах, включаются в основную команду. Опыт подтверждает, что именно такой путь можно считать прогрессивным.


Глава 12. Управление в системе подготовки спортсменов высших разрядов «211

В качественном управлении, подготовке, выработке и принятии ре­шений тренер основывается на изучении состояния спортсмена; ана­лизе исходных данных спортсмена, спортивном календаре, наличии спортивной базы, финансовом, медицинском и научном обеспече­нии; уточнении ожидаемого результата спортсмена в зависимости от вариантов построения тренировочного процесса; сравнении раз­личных построений тренировочного процесса и выборе из них опти­мального; перспективном - многолетнем, четырехлетнем, годичном планировании.

Тренер и спортсмен должны знать: что, когда и как должно быть сделано; какие следует предпринять действия; кто несет за них ответ­ственность; почему именно эти действия необходимы.

Организация заключается в подборе тренеров-помощников в отбо­ре спортсменов; распределении финансовых и материальных средств; определении полномочий и ответственности внутри организационной структуры. Надо считаться с тем, что групповая деятельность связа­на с комплексом неофициальных отношений, представляющих собой сложную сеть личных и общественных отношений.



Под мотивацией понимаются побуждения, при которых деятель­ность спортсмена и тренера способствует достижению общих целей. Главным мотивом (целью) спортсмена является достижение высоких спортивных результатов. Задача тренера - способствовать формиро­ванию этого главного мотива.

Контроль заключается в сравнении текущего результата с плано­вым заданием и координации действий элементов процесса трени­ровки в соответствии с решением конкретной задачи. Основными его параметрами являются выполнение плановых тренировочных нагру­зок; целей - контрольных заданий; плана внедрения нового в учебно-тренировочный процесс.

Контроль сохраняется в течение всего учебно-тренировочного процесса как одна из важнейших функций управления. Он является своеобразным центром «нервной системы» тренировочного процесса и обеспечивает основу для выработки дштьнейших решений.

Управление в спорте невозможно без наличия контрольных норма­тивов, т.е. критериев, по которым оцениваются результаты трениро­вочного процесса, его перспективность.

Внедрение нового предполагает творческую деятельность тренера по изысканию новых форм, средств и методов повышения эффектив­ности учебно-тренировочного процесса.


212 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Организация тренировочного процесса лыжников-гонщиков на этапе начальной спортивной специализации наряду с общими закономерностями построения тренировочного процесса имеет ряд особенностей по форме и содержанию. Исходя из структуры многолетней системы подготовки, осуществляется планирование тренировочного процесса на его отдельном этапе. Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок. Между тем, для организации тренировочного процесса юных спортсменов нужно знать основные положения возрастной периодизации детей, подростков и юношей, которые представлены ниже.

Периодизация возрастных групп детей, подростков и юношей

Педагогическая:

9-11 лет (младшие школьники)
12-14 лет (средние школьники)
15-17 лет (старшие школьники)
19-20 лет (учащиеся ВУЗов)

Физиологическая:

9-12 лет (2-е детство)
13-16 лет (подростковый возраст)
17-20 лет (юношеский возраст)

В группах ДЮСШ:

9-11 лет (Группы начальной подготовки)
12-17 лет (Учебно-тренировочные группы)
18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства)

По правилам соревнований:

9-10 лет (Младшие мальчики)
11-12 лет (старшие мальчики)
13-14 лет (младшие юноши)
15-16 лет (средние юноши)
17-18 лет (старшие юноши)
19-20 лет (юниоры)

По этапам многолетней подготовки (по Платонову):

12-14 лет (начальная)
15-17 лет (предварительная базовая)
18-20 лет (специализированная базовая)

Характеристика управления тренировочным процессом

Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.

Согласно О.И. Камаеву целевое управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени.

Тренировочный процесс, являясь целенаправленным психолого-педагогическим процессом, представляет собой развивающуюся динамическую систему, которая воздействует на спортсмена. Каждый атлет имеет свои индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности, свойственные только ему одному. Для правильного управления спортивной тренировкой требуется знание индивидуальных особенностей и свойств личности.

Спортсмен, как социально-биологический субъект, подвержен воздействию общественных отношений и биологических факторов, являясь при этом саморегулируемой динамической системой. Адаптируясь к внешним воздействиям, организм спортсмена формирует для себя более комфортные условия функционирования.

Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем: сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления (тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления (воспитанник) и реализацию определенной программы (тренировочные планы).

По мнению ряда ведущих специалистов, управление – система перевода объекта тренировочного воздействия из одного состояния в другое, заданное программой.

Основным компонентом системы управления является разработка тренировочной программы с учетом всех возможных вариантов ее реализации, состоящей из перспективных планов, ряда идей и предположений, которые предстоит реализовать. Программа разрабатывается, а затем применяется на практике для приведения существующего состояния спортсмена в запланированное.

Во время реализации программы можно наблюдать следующее:

1. тренер получает текущую информацию о состоянии объекта воздействия;

2. проводится корреляция программы с учетом полученных данных, определяется целесообразность дальнейшего использования выбранных средств и методов.

При управлении системой важно использовать алгоритм действий. Под алгоритмом следует понимать последовательность выполнения запрограммированных действий с учетом программных требований. Отклонение от заданного программой алгоритма действий приводит к нарушению взаимодействия между элементами системы и не достижению запрограммированного результата.

Последовательность звеньев в системе подготовки спортсменов следующая:

1. осуществляется разработка конечной цели;
2. в соответствии с поставленной целью, ставятся задачи, выделяются этапы подготовки;
3. производится подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, определяется их сочетание;
4. практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной тренировочной программой, с использованием методов контроля, текущее сопоставление полученных данных с запланированными программой;
5. подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной целью в разработанной тренировочной программе;
6. критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий поставленным задачам.

Итак: система управления тренировочным процессом представляет собой совокупность последовательных звеньев для осуществления поставленного результата и достижения намеченной цели. Следует сопоставлять текущие результаты с намеченными при планировании показателями, внося коррективы в зависимости от хода реализации программы. Предполагается найти оптимальное соотношение средств и методов достижения цели с учетом индивидуальных способностей, возможностей спортсменов, их адаптивной реакции на предложенные нагрузки. Важно сочетать тренировочные нагрузки различной направленности, стараясь избегать шаблонного построения тренировочного процесса. Все это вместе позволит достичь поставленной цели.

Структурные компоненты тренировочного процесса

Рассматривая тренировочный процесс как развивающуюся динамическую систему, нужно помнить о том, что он представляет собой совокупность компонентов, которые выполняют специфические для каждого компонента задачи и является сложной по организации структурой, представляющей единое целое. За последние три десятилетия написано много трудов на предмет структурной организации тренировочного процесса как отечественными, так и зарубежными специалистами в области теории и методики физической культуры и спорта. В тоже время многие авторы постоянно находятся в поиске путей дальнейшего развития теории спортивной тренировки.

Тренировочный процесс представляет собой единую структуру соподчиненных звеньев и в зависимости от времени его реализации может представлять собой микро, мезо, и макроструктуру.

Микроструктура представляет собой малый тренировочный цикл. Во временных рамках он ограничен, как правило, одной неделей, имеет законченную структуру и носит название недельного микроцикла. Включает в себя от 2-3 тренировочных занятий до нескольких. Понятие микроцикла впервые было выделено Л.П. Матвеевым.

В зависимости от поставленной цели и реализуемых задач, места в системе годичной подготовки, выделяют несколько видов микроциклов: собственно тренировочные микроциклы, подводящие, соревновательные и восстановительные. В системе подготовки лыжника микроцикл представляет "малые" волны, выполнение нагрузок чередуется с интервалами отдыха.

Мезоструктура более продолжительна, чем микроструктура, реализуется по времени от 2 до 6 недель. Основу составляют "средние" волны, т.е. колебание нагрузок, их увеличение и снижение. Это обусловлено необходимостью, достичь максимального тренировочного эффекта за данный промежуток времени, не нарушив динамического равновесия в системе подготовки, стараясь не снижать адаптационные возможности организма спортсмена, в данном случае юного лыжника-гонщика.

Макроструктура представляет собой совокупность микро и мезоциклов и является более завершенной глобальной структурой. Макроцикл является "большой" волной, продолжительной по времени, от 3-4 месяцев до года, двух, четырех лет.

Структурная организация тренировочного процесса не представляет собой постоянную цепочку из одних и тех же последовательных звеньев. Помимо микро, мезо и макроциклов существуют такие элементы, как период и этап, тренировочное занятие и его элементы, тренировочные требования. В годичном цикле подготовки выделяют 3 периода: а) подготовительный период, б) соревновательный период, в) переходный период. Но такая очередность периодов, характерная для лыжных гонок, может иметь другой количественный состав и последовательность в годичном цикле тренировки (до 7 периодов). В лыжных гонках специалисты придерживаются построения тренировочного процесса с двухпиковым повышением тренировочных нагрузок в годичном макроцикле.

Тренировочное занятие, является одним из наименьших по длительности и сложности организации элементов в системе подготовки, в то же время неотъемлемая и обязательная составляющая микро, мезо, макроструктур. Тренировочное занятие состоит из ряда последовательных звеньев, ему свойственны следующие положения:

1. упорядоченное расположение элементов содержания тренировки (средств, методов, видов подготовки спортсменов);
2. соотношение компонентов нагрузки (объем и интенсивность);
3. последовательность звеньев тренировки (отдельных занятий и их частей).

Выделяют такой компонент тренировочного процесса как тренировочное задание. Тренировочное задание является базовым элементом системы подготовки, неотъемлемая часть всего тренировочного процесса, обязательный элемент всех остальных структурных компонентов. От расположения тренировочных заданий, их места и времени реализации, количественного и качественного состава в системе подготовки зависит конечный результат.

Тренировочное задание часто ошибочно сопоставляют с тренировочной нагрузкой. Однако это не так. Нагрузка определяет меру воздействия на организм спортсмена и последующие интервалы отдыха, а задание, помимо этого, еще и решает определенные поставленные педагогические задачи. Тренировочное задание, являясь частью тренировочного занятия, состоит из одного или нескольких физических упражнений и при этом подразумевает реализацию педагогических задач.

Следует помнить о том, что организм спортсмена также как и сам тренировочный процесс представляет собой систему, состоящую из элементов. Используя дедуктивный метод выделения частного на основе общего, можно как разрушить систему, так и добиться более тщательного изучения отдельных звеньев, повышения эффективности функционирования внутри динамической системы, будь то организм спортсмена, либо сам тренировочный процесс.

М.Я. Набатникова выделила следующие главные структурные компоненты при рассмотрении системного подхода к тренировочному процессу:

а) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации;
б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов воздействия на спортсмена;
в) надежная и информативная система контроля состояния занимающегося.

Структурная организация тренировочного процесса представляет собой сложную по организации динамическую систему соподчиненных компонентов, цепочку последовательных звеньев. Выделяют микро, мезо, макроциклы, периоды и этапы в системе подготовки. Базовым компонентом в структуре подготовки является тренировочное задание. Посредством организации тренировочного процесса решаются поставленные педагогические задачи.


© Все права защищены

Основные закономерности учебно-тренировочного

процесса спортсмена

Деминский А.Ц.

Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотации:

Основные закономерности учебнотренировочного процесса спортсмена. Учебно-тренировочный процесс включается в себя три основных компонента: физическая, техническая и тактическая подготовленность. Развитие и совершенствование данных компонентов формирует мастерство спортсмена и его умение максимально концентрировать усилия в соревновательный период. Ведущая роль в тренировочном процессе принадлежит тренеру, который должен использовать методы педагогического воздействия на спортивную готовность и личность спортсмена. Для успешного построения спортивной тренировки, также, необходимо учитывать и использовать принципы, способствующие оптимизации тренировочного процесса.

Ключевые слова: спортсмен, тренер, тренировка, техника, тактика, оптимизация, соревнования.

Демінський О.Ц. Основні закономірності учбово-тренувального процесу спортсмена. Учбово-тренувальний процес включає три основні компоненти: фізична, технічна і тактична підготовленість. Розвиток і вдосконалення даних компонентів формує майстерність спортсмена і його уміння максимально концентрувати зусилля в період змагання. Провідна роль в тренувальному процесі належить тренерові, який повинен використовувати методи педагогічної дії на спортивну готовність і особистість спортсмена. Для успішної побудови спортивного тренування, також, необхідно враховувати і використовувати принципи, сприяючі оптимізації тренувального процесу.

спортсмен, тренер, тренування, техніка, тактика, оптимізація, змагання.

Deminskiy A.T. Basic legalities of teaching-training process of sportsman. A teaching-training process includes three basic components: physical, technical and tactical preparation. Development and perfection of these components is formed the sportsman skills and his ability to concentrate maximum in a competition period. A leading role in a training process belongs to the trainer which must utillize the methods of the pedagogical affecting on sporting readiness and personality of sportsman. For the successful construction of the sporting training, also, it is necessary to take into account and utillize principles, which promote the optimization of training process.

sportsman, trainer, training, technique, tactic, optimization, competitions.

Введение.

Тренировочный период спортивной деятельности, его успешное построение и выполнение основных задач зависят от четкого понимания тренером и спортсменом основных закономерностей учебнотренировочного процесса.

Данные закономерности являются общими для любого вида спорта и заключаются в грамотном выполнении физической, технической и тактической подготовки спортсмена. Все три составляющие тренировочного процесса должны найти свое отражение в занятиях, их соотношение должно быть гармонично в соответствии с выбранным видом спорта.

Учебно-тренировочный процесс подразумевает активное участие тренера в формировании личности спортсмена и его спортивного мастерства. Педагогическое воздействие является необходимым в ходе развития и совершенствования техники и тактики спортсмена .

Данная работа связана с учебным планом подготовки будущих тренеров в Донецком государственном институте здоровья, физического воспитания и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью данной статьи является изложение основных закономерностей учебно-тренировочного процесса.

1) Показать основные положения содержания физической, технической и тактической подготовки спортсмена.

2) Проанализировать роль тренера в учебнотренировочном процессе.

3) Рассмотреть основы оптимизации тренировочного процесса.

Результаты исследований.

Методическая организация тренировочного про© Деминский А.Ц., 2009

цесса подразумевает использование физической, технической и тактической подготовки спортсмена. Данные три составляющие процесса тренировки являются неким универсальным механизмом развития физических и личностных качеств спортсмена.

Каждый вид спорта использует свои, специальные методы совершенствования спортивного мастерства.

Тем не менее, можно говорить и о неких общих методических принципах.

Одним из них является совокупность тренировочных занятий, направленных на развитие общей физической подготовленности.

Физическое развитие спортсмена затрагивает активную физическую деятельность и рассматривается как единство общей и специальной физической подготовки. Физическое развитие начинается в детском возрасте и в «детском» спорте.

В детском спорте, где осуществляется приобщение детей к занятиям физическими упражнениями, очень важно заложить фундамент двигательного потенциала ребенка, вооружить его разнообразными двигательными умениями и навыками. Двигательный багаж в дальнейшем поможет ребенку эффективно и поступательно восходить по лестнице спортивного совершенствования, осваивать новые формы движений и преобразовывать ранее приобретенные .

В младшем школьном возрасте необходимо укрепить здоровье детей, содействовать общему физическому развитию и на этой основе воспитывать двигательные качества и способности.

Учебно-тренировочный процесс в детском спорте строится с привлечением широкого арсенала средств, направленных не только на развитие двигательных умений и навыков, но и на всестороннее физическое развитие, укрепление и совершенствование здоровья .

Прежде чем перейти к вопросу о технической

и тактической подготовке спортсмена, необходимо остановиться на таком вопросе, как начальная специализация.

На этапе начальной специализации, с одной стороны, необходимо оптимальное соотношение средств по различным видам спортивной подготовки в году, а с другой - необходима концентрация их во времени на отдельных этапах учебно-тренировочного процесса по конкретным видам подготовки .

Этап начальной специализации характеризуется постепенным нарастанием все большей специали-зированности в учебно-тренировочном процессе по отношению к конкретному виду спорта. Вводятся новые разделы спортивной подготовки. Многообразие сторон подготовки требует оптимального соотношения средств с учетом значимости видов подготовки на данном этапе. Кроме того, педагогический опыт показывает, что в детском возрасте лучшая обучаемость наблюдается в тех случаях, когда занятия по одному или двум видам подготовки концентрируются во времени на определенном этапе .

Концентрируя средства по одной или двум сторонам подготовки, тренер и спортсмен добиваются конкретных запланированных ближайших результатов. По другим сторонам спортивной подготовки проводится работа поддерживающего характера, что позволяет не утратить ранее достигнутое.

В дальнейшем состав средств меняется, большее время и внимание уделяется другим видам (виду) спортивной подготовки, а предыдущие переводятся в разряд вторичных, тех, которые поддерживают полученный уровень. Аналогичная работа проводится и по разделам общей и специальной физической подготовки.

Такой подход приемлем в работе с детьми и подростками, поскольку мобилизует юных спортсменов на достижение ближайших конкретных целей, позволяет ощутить плоды своей работы .

Техническая подготовка спортсмена, как двигательный навык, формируется на базе поэтапного развития физических и двигательных качеств. Используемые специальные упражнения оказывают воздействие на мышечную систему спортсмена и формируют умение концентрировать максимальные усилия в наиболее важных фазах технического действия. Насколько успешно будет выполнена техническая подготовка, определяется тем, насколько тренировочные упражнения, по своим параметрам, соответствуют технике изучаемых действий .

В технической подготовке немалую роль играют нервная система и высшая нервная деятельности спортсмена. Двигательный навык, как некий условный рефлекс, более успешно формируется на основании уже имеющихся в мышечной памяти двигательных актов.

Повышению эффективности спортивной технике способствует целенаправленное воздействие на специальные группы мышц спортсмена. А процесс формирования технического мастерства становится более эффективным при использовании упражнений с узконаправленным действием на те группы мышц,

которые принимают участие в освоении новых движений. Узконаправленные, специальные упражнения должны включать точные элементы того движения, которое ляжет в основу тактической подготовки .

Тактическая подготовка спортсмена. Немаловажную роль в данной подготовке играет правильный подбор специальных упражнений. Упражнения должны быть разнообразны и включать в себя ситуации приближенные к ситуациям в соревновательном процессе.

Специальные упражнения должны модифицироваться для создания стрессовых соревновательных ситуаций. Стресс, новизна и элемент соревнований способствуют повышению активности спортсмена и его мотивации в выполнении упражнений .

Говоря о технической и тактической подготовке, следует остановится и на таком виде упражнений, как идеомоторные упражнения. Идеомоторная подготовка основана на регулирующей функции представления движений и заключается в использовании умственных действий, направленных на мысленное, обязательное совершенное выполнение технических приемов и тактических действий в борьбе. Идео-моторные упражнения осуществляются в процессе учебно-тренировочных занятий и включаются в разминку непосредственно перед соревновательными поединками .

Техническая и тактическая подготовка спортсмена направлена на успешное выполнение соревновательного процесса. К началу любого уровня соревнований происходит формирование спортивной формы, то есть такого состояния всего организма спортсмена, которое готово к проявлению всего спортивного мастерства.

Состояние спортивной формы не может быть и не должно находиться на одном постоянном уровне. Спортивная форма должна приобретаться, поддер-жаться на определенном уровне, в зависимости от длительности и значимости соревнований. Также, спортивная форма может частично утрачиваться. Всего различных состояний спортивной формы может быть до 8 - 10 в год. Следовательно, фазы развития спортивной формы должны распределяться во времени. Спортивная форма приобретает свое наилучшее состояние к каждому соревнованию .

Невозможно улучшать тактическую подготовку без совершенствования личности самого спортсмена. Спортсмен должен точно представлять смысл каждого упражнения и его роль в последующей соревновательной деятельности. Необходимо сознательное участие спортсмена в планировании тренировок и в подборе специальных упражнений.

Учебно-тренировочный процесс - это совокупность деятельности спортсмена и тренера. Формирование спортивного мастерства включает в себя и формирование личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. К средствам педагогического воздействия на деятельность спортсмена относятся и технические средства, направленные на оптимизацию процессов формирования и совершенствования двигательных навыков. Значительная часть технических

средств применяется с целью обеспечить строго направленное «прочувствование» движений в специально созданных условиях и способствовать формированию рациональных двигательных навыков .

Существует множество педагогических средств технической и тактической подготовки, используемых тренером.

Например:

Показ тренером двигательных действий, представляющих собой предмет изучения и совершенствования;

Демонстрация наглядных аналогов, отображающих те или иные стороны действия и условия его выполнения;

Демонстрация графических наглядных пособий (рисунков, схем, фотографий) на которых элементы техники и общий способ выполнения действий иллюстрируются в статичном отображении;

Предметно-модельная и макетная демонстрация (демонстрация элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела, демонстрация тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при выполнении физических упражнений, на макете игровой площадки и т.д.);

Видеодемонстрация (просмотр специальных учебных кинофильмов и т.п.);

Введение в обстановку действия наглядных ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой, разграничительных линий), которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений и точки приложения усилий;

Применение сигнальных и предметных лидеров, задающих темп и другие параметры движений.

Наглядность помогает сформировать предварительные представления о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, уточнить и углубить представления, полученные во время непосредственных восприятий.

Таким образом, целевая подготовка спортсмена к каждому соревнованию, нацеливает тренера так строить свою работу, чтобы оптимально учитывать степень подготовленности спортсмена, календарь соревнований и их значимость. Тренеру необходимо использовать весь состав специализированных средств, обеспечивающих эффективность и качество соревновательной деятельности .

Следует обратить внимание и на процессе оптимизации учебно-тренировочного процесса. Под оптимизацией учебно-тренировочного процесса следует понимать выбор и реализацию средств, методов и форм работы, которые позволят получить максимально возможные, для конкретных условий, результаты спортсмена.

Можно сказать, что оптимизация учебнотренировочного процесса и соревновательной деятельности организуется на всестороннем учете закономерностей, современных средств и методов, особенностей самой системы подготовки, ее внешних и внутренних условий и факторов с целью достижения наиболее эффективного (в пределах оптимального) функционирования учебно-тренировочного процесса.

1. Физическая подготовленность спортсмена начинается в детском возрасте и направлена на общее физическое развитие ребенка, а также на развитие основных двигательных навыков. Техническая подготовка представляет собой совокупность занятий, направленных на четкое понимание и правильное выполнение движения. На основе физической и технической подготовленности формируется подготовленность тактическая, которая основана на умении использовать полученные теоретические знания и практические умения в конкретных ситуациях соревновательного характера.

2. Роль тренера заключается в развития личности спортсмена и в использовании в учебнотренировочном процессе педагогических методов формирования спортивного мастерства.

3. Основа оптимизации учебно-тренировочного процесса заключается в правильном подборе методов и средств достижения максимального результата спортсменом, с учетом его индивидуальных и спортивных качеств.

Дальнейшая перспектива изучения данного вопроса заключается в более подробном изложении основных закономерностей учебно-воспитательного процесса, а также в изучении роли личности спортсмена в его спортивной карьере.

Литература

1. Астранд Р.О. Факторы, обуславливающие выносливость спортсмена / Р.О. Астранд // Наука в олимпийском спорте. - 1994.

- №1. - С. 43-46.

2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания/ В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999.

- № 4. - С. 21 - 40.

3. Вовк С.И. Особенности долговременной динамики тренированности / С.И. Вовк //Теория и практика физической культуры, 2001. - № 2. - С.28 - 31.

4. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 296с.

5. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд / И. А. Тер-Ованесян. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 128 с.

6. Юшкевич Т.П. Научно-методические основы системы многолетней тренировки в скоростно-силовых видах спорта циклического характера / Юшкевич Т.П.: Автореф. Дисс. ...докт.пед наук. - М., 1991. - 48 с.

Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок его компонентов (частей), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность .

В тренировочном процессе различают три уровня структуры.

1. Микроструктуру структуру отдельных тренировочных занятий и серии занятий в течение недели, которые называются микроциклами (недельными циклами) ;

2. Мезоструктуру структуру средних циклов, включающих серию целенаправленных микроциклов, которые называются мезоциклами. (месячный цикл) .

3. Макроструктуру структуру больших циклов тренировки, включающих серию мезоциклов, которые называются макроциклами (этап, период, годовой цикл, олимпийский цикл) .

Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются различные средства тренировки, направленные на решение задач физической, технико-тактической и других видов подготовки.

Структура занятий определяется многими факторами, в числе которых: задачи данного занятия, закономерные колебания функциональной активности занимающихся в процессе мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений.

Деление тренировочного занятия на подготовительную, основную и заключительную части определяется закономерными изменениями функционального состояния организма спортсмена во время работы. В подготовительной части: разминка, врабатывание – выход на необходимую функциональную активность систем и органов спортсмена. В основной части: решение тренировочных задач данного занятия. В заключительной части: использование мероприятий, приводящих к снижению функциональной активности организма спортсмена и приведение его в состояние, близкое к дорабочему.

1. В подготовительной части проводятся водно-организующая часть, общая и специальная разминка. Выполнение разминки (комплекса специально подобранных упражнений) способствует оптимальной подготовке организма к предстоящей работе.

Разминку принято делить на две части: общую и специальную. В первой части разминки используются различные общеподготовительные упражнения для повышения общей работоспособности организма.

Во второй части разминки принимают специально-подготовительные упражнения. Она направлена на создание оптимального состояния тех центральных и периферических звеньев двигательного аппарата спортсмена, которые определяют эффективность его деятельности в основной части занятия, а также на усиление вегетативных функций, обеспечивающих эту деятельность.

Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношения зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды. Как правило, подготовительная часть занимает 10 – 15 % от общего времени тренировочного занятия.

2. В основной части занятия решаются его главные задачи. Для их решения применяются различные средства и методы, подбираются разные по величине и направленности тренировочные нагрузки (большие, значительные, средние, малые).

Продолжительность основной части занятия зависит от характера и методики применяемых упражнений, величины тренировочной нагрузки.

Подбор упражнений, их число определяет направленность занятий и его нагрузку. Основная часть составляет в среднем 2/3 времени от продолжительности всего занятия (70 – 75 %).

3. В заключительной части занятия постепенно снижется интенсивность работы для того, чтобы привести организм спортсмена в состояние, близкое к дорабочему и создать условия, благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов. Для этого применяются: медленный бег и подобные малоинтенсивные упражнения циклического характера, упражнения на растягивание и расслабление мышц. В конце заключительной части занятия, как правило, подводятся итоги занятия.

В зависимости от характера поставленных задач выделяют следующие типы занятий : учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные и контрольные.

1. Учебные занятия предполагают освоение занимающимися нового материала: различных элементов техники, технико-тактических комбинаций, новых двигательных действий, теоретических знаний в области тренировочной и соревновательной деятельности .

Занятия этого типа особенно широко применяются в тренировке юных спортсменов, на ранних этапах многолетней подготовки, когда решается большое число задач, связанных с обучением.

В тренировке квалифицированных спортсменов эти занятия используются главным образом в подготовительном периоде, когда большое внимание уделяется освоению нового материала.

2. Тренировочные занятия направлены на осуществление различных видов подготовки. В них многократно повторяются хорошо освоенные упражнения . Занятия могут носить избирательный или комплексный характер. В зависимости от объёма и интенсивности работы они характеризуются различными по величине нагрузкам.

Особенно широко тренировочные занятия применяются при решении задач физической подготовки: развития силовых и скоростных качеств, выносливости, гибкости, координационных возможностей, закрепления различных вариантов техники и тактики.

Удельный вес занятий этого типа возрастает в процессе многолетней подготовки и по мере повышения квалификации спортсменов.

3. Учебно-тренировочные занятия представляют собой промежуточный тип между занятиями чисто учебными и тренировочными, так как в них совмещается освоение нового материала с его закреплением . Учебно-тренировочные занятия особенно широко используются на втором этапе многолетней подготовки (предварительной базовой подготовки 13-15 лет).

4. Восстановительные занятия характеризуются небольшим суммарным объёмом работы, её разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода. Основная задача этих занятий – стимулировать восстановительные процессы после перенесения больших нагрузок в предыдущих занятиях, создать благоприятный фон для адаптационных реакций в организме спортсмена.

Восстановительные занятия широко используются:

1) в период более напряжённой работы, после серии тренировочных занятий с большими и значительными нагрузками;

2) в дни непосредственно предшествующие основным соревнованиям;

3) сразу после соревнований с целью быстрейшего восстановления физического и психического потенциалов организма спортсмена.

4) при двух или трёх занятиях в течение одного дня одно из них может носить восстановительный характер, обеспечивая не только стимуляцию восстановительных процессов, но и профилактику физических и психических нагрузок.

5. Модельные занятия являются важной формой интегральной подготовки квалифицированных спортсменов к основным соревнованиям . Программа таких занятий строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований их регламентом, возможностями предполагаемых участников.

Занятия этого типа проводятся в период непосредственной подготовки к главным соревнованиям, при высоком уровне технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменов. Особенно велика роль модельных занятий в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах.

Тренировочный процесс

Введение……………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика учебно-тренировочного процесса………………4

1.2. Планирование занятий…………………………………………………...6

2. Организация занятий, тренировок………………………………………...7

2.1. Программа занятий………………………………………………………7

2.2. Организационно-методические указания………………………………7

2.3. Подготовительный период………………………………………………8

2.4. Соревновательный период……………………………………………...11

2.5. Переходный период…………………………………………………......12

3. Планирование и руководство учебно-тренировочными сборами……..17

3.1. Подготовка сборной команды к соревнованиям……………………...17

3.2. Организация сборов…………………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………..22

Литература……………………………………………………………………23

Введение

Подготовка спортсменов к успешному решению спортивных задач и физической подготовки осуществляется в рамках учебно-тренировочного процесса. Его сущность заключается в организованной, целенаправленной совместной деятельности тренера, спортсмена, команды по подготовке футболистов к достижению высоких спортивных результатов. Учебно-тренировочный процесс - это двусторонняя активная деятельность тренера и спортсмена, в ходе которой осуществляется формирование у спортсменов морально-волевых, развитие физических качеств, приобретается опыт спортивной борьбы, спортивного

Азарта и специальные знания, умения и навыки. Основу учебно-тренировочного процесса составляют тактическая, техническая, физическая, психологическая, теоретическая подготовка. Его основной задачей является осуществление сотрудничества как гуманистической идеи совместной деятельности тренера и спортсменов, построенных на взаимоуважении, взаимопонимании, помощи и поддержки тренера в становлении личности спортсмена, формирование у спортсмена и спортивной команды убежденности в победе, спортивного мастерства, технической подготовленности, физической выносливости, психологической стойкости, дисциплинированности. Учебно-тренировочный процесс охватывает все виды деятельности тренера, спортсмена и спортивных команд. Проблема управления учебно-тренировочным процессом требует от специалистов в области спорта знания как теории и методики спортивной тренировки, так и смежных дисциплин. Учебно-тренировочный процесс является многогранным и продолжительным, так как современные спортивно-технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких результатов необходимы годы упорных целенаправленных тренировок. Планирование спортивной тренировки - это предвидение условий, средств и методов решения тех или иных задач, которые ставятся перед спортсменами для достижения предполагаемых спортивных результатов. Правильно спланированный процесс спортивной тренировки помогает тренеру и спортсмену определить конкретные задачи по овладению техническими и тактическими навыками, специальными физическими и психическими качествами.

1. Общая характеристика учебно-тренировочного процесса

Анализ литературы показывает, что при четкой организации работы спортивные секции являются основной базой привлечения к регулярным занятиям избранным видом спорта и подготовки квалифицированных спортсменов.

При решении задач спортивных секций правления спортивных клубов особое внимание уделяют:

созданию благоприятных условий для проведения круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к избранному виду спорта;

целенаправленной специальной физической подготовки;

организации систематической воспитательной работы в духе принципов Морального Кодекса строителя коммунистического общества;

привитию занимающимся навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;

укреплению здоровья занимающихся, соблюдению ими требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки и режима спортсмена, а также четкой организации врачебного контроля;

систематическому проведению спортивных соревнований и активному участию членов секции в соревнованиях своего коллектива, района, города и т. д.;

активному участию членов секции в пропаганде спорта среди населения.

Секции создаются в спортивных клубах и командах. В секцию принимаются мужчины и юноши, желающие систематически заниматься спортом и допущенные к занятиям по медицинским показаниям.

Для проведения занятий создаются учебные группы и команды. Их количество устанавливается в зависимости от общего числа желающих заниматься спортом, их спортивной подготовленности и наличия материальной базы.

Учебно-тренировочные занятия в секции проводятся в форме уроков согласно расписанию. Кроме занятий по расписанию целесообразно давать индивидуальные занятия для самостоятельного, более детального, совершенствования отдельных приемов техники спорта, повышения физической подготовленности, укрепления здоровья и закаливания организма.

Во время организации и проведения занятий следует принимать меры по предупреждению травм и соблюдению санитарно-гигиенических требований к местам занятий, оборудованию, инвентарю и снаряжению занимающихся.

Все занимающиеся в секции обязаны проходить врачебный осмотр в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения.

Особое внимание следует обращать на воспитывающий характер учебного процесса. Большое значение имеет воспитание преданности своему коллективу, дисциплинированности, чувства долга, смелости, воли и упорства в достижении поставленных целей.

Основные задачи, стоящие перед группами спортсменов высшего класса:

дальнейшее повышение уровня всесторонней и специальной физической подготовленности;

выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке и специальных требований по технической подготовке;

дальнейшее совершенствование техники спорта на всех дистанциях;

подтверждение норм выполнение более высоких норм;

накопление опыта участия в соревнованиях, совершенствование технико-тактических навыков и соревнованийых качеств;

приобретение опыта в самостоятельном ведении тренировки, составлении индивидуальных планов тренировки;

приобретение инструкторских навыков в организации и проведении учебно-тренировочных занятий, получение звания тренера-общественника по спорту;

приобретение знаний и навыков практического судейства соревнований (получение звания судьи по спорту).

1.2. Планирование занятий

При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий секций необходимо реализовать следующие основные положения;

непрерывность и круглогодичность процесса тренировки;

четкое определенно задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года;

определение для каждой группы занимающихся средств и методов физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии с их спортивной квалификацией и задач по росту спортивного мастерства;

определение содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся;

четкая организация воспитательной работы;

организация врачебного и педагогического контроля;

определение для каждой группы плана подготовки и участия в календарных соревнованиях года;

установление уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся.

Каждая секция спорта должна вести документы планирования, руководства и контроля за учебно-тренировочным процессом: учебный план, программу, рабочий план на определенный период с указанием упражнений и их интенсивности, конспект занятий, расписание занятий, журнал учета посещаемости и содержания занятий, журнал учета спортивных результатов и календарь спортивных мероприятий. Для спортсменов высших разрядов составляются индивидуальные планы подготовки, куда входит перспективный план подготовки к ответственным турнирам, периодические и текущие планы.

2. Организация занятий, тренировок

2.1. Программа занятий

Программа составляется на основании учебного плана и определяет объем знаний и навыков, которые должны быть усвоены занимающимися.

В программе раскрыты формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенных контингентов занимающихся. В разделе теории указывается название тем и краткое их содержание, а при изложении практического материала перечисляются все виды упражнений: строевые, общеразвивающие и специальные.

Весь материал излагается по годам обучения и в определенной методической последовательности. Приводятся нормы и требования по спортивной и судейской подготовке, а также материал для самостоятельной работы и прилагается рекомендованная литература.

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: а) объяснительная записка, где указан контингент, для которого предназначена программа, задачи, порядок прохождения курса и форма зачета; б) изложение материала по годам обучения и периодам; в) учебные нормы и требования; г) рекомендуемые учебные пособия

Программа - это документ, все требования которого являются обязательными для выполнения (допускаются уточнения тех или иных задач и средств их выполнения в зависимости от условий работы).

2.2. Организационно-методические указания

Чтобы учебно-тренировочная работа обеспечила высокий уровень овладения техникой и тактикой спорта, воспитание моральных и волевых черт характера, развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), ее надо соответствующим образом планировать, организовывать и методически правильно проводить в различных группах.

Основной формой проведения учебно-тренировочных занятий является урок. Четкая организация занятий, соблюдение порядка при проведении упражнений содействуют организованности и дисциплине занимающихся. Каждый урок должен быть заранее и тщательно разработан с учетом состава и квалификации занимающихся, места и условий его проведения. Соответственно подбираются средства, методика обучения и совершенствования спортивного мастерства.

Теоретический материал следует излагать в кратких беседах (15-20 мин) с демонстрацией наглядных пособий (лучше учебных фильмов). В учебных группах теоретические занятия должны носить более углубленный характер. Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля и первой медицинской помощи должен проводить врач.

Как правило, на всех тренировочных занятиях следует широко применять средства и упражнения общей и специальной физической подготовки. Занятия, целиком посвященные общей и специальной физической подготовке должны проводиться во все периоды учебно-тренировочной работы, но особенно в подготовительном и переходном. Чтобы добиться технического мастерства, необходимо регулярно сочетать учебно-тренировочные занятия по спорту с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием и особенно спортивными играми.

2.3. Подготовительный период

Основной задачей подготовительного периода является всесторонняя и хорошо организованная подготовка к успешному наступлению и предстоящих соревнованиях. В ходе тренировочных занятий опробываются новые методические приемы и средства общей и специальной физической подготовки, изучаются новые приемы техники и тактические действия.

Для более четкого планирования учебно-тренировочной и воспитательной работы подготовительный период целесообразно разделить на два этапа: общеподготовительный и предсоревновательный.

Общеподготовительный этап. Тренировочное время распределяют примерно по такой схеме: разносторонняя физическая подготовка - 40-45%, технико-тактическая - 55-60%. Одновременно с восстановлением и развитием основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости) совершенствуют технику соревнованийых приемов и тактических действий, развивают волевые качества, значительное внимание уделяют психологической подготовке.

Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и с предметами, акробатические, с отягощениями, кроссы, бег, прыжки, различные подвижные и спортивные игры, плавание, условные соревнования.

В теоретической подготовке приобретаются или углубляются знания, составляющие основу спортивной деятельности.

Основные формы тренировки на этом этапе - специализированные и комплексные занятия по физической, специальной и технической подготовке с постепенным увеличением объема тренировочных нагрузок и (в меньшей степени) их интенсивности. Продолжительность первого этапа зависит от физического состояния занимающегося и составляет в среднем 20-30 дней.

Предсоревновательный этап. Основная задача второго этапа - повышение уровня тренированности, развитие специальных качеств, навыков, высокой работоспособности, приобретение спортивной формы и втягивание спортсменов в специфическую соревновательную работу.

Физическая подготовка занимает 25-30% общего времени и направлена в основном на дальнейшее развитие двигательных качеств и общей тренированности. Повышается удельный вес средств специальной физической подготовки; технико-тактическая подготовка предусматривает совершенствование технических навыков в более усложненной обстановке и занимает 75-85% общего времени. Во время тактической подготовки совершенствуют тактические навыки в условных соревнованиях и встречах с различными по соревнованийым особенностям партнерами.

Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физической подготовки для дальнейшего совершенствования физических качеств, специальные упражнения в технике и тактике (условные соревнования).

Теоретическая подготовка направлена на изучение основ тренировки.

Основные формы тренировки на предсоревновательном этапе - специальные и комплексные занятия по физической, технической, тактической подготовкам с применением индивидуальных и групповых методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки.

Стабилизируется объем тренировочной нагрузки, интенсивность выполнения упражнений продолжает повышаться.

Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, координации движений и специальной выносливости. Больше внимания уделяется специальной тренированности, которая достигается специальными спортсменскими упражнениями для развития силы, быстроты, ловкости и скоростной выносливости.

За несколько дней до соревнований необходимо приблизить условия тренировки к условиям соревнований, т. е. сократить время тренировки, но еще больше увеличить ее интенсивность. Особое внимание обратить на повышение темпа соревновательных действий.

2.4. Соревновательный период

Под соревновательным периодом мы понимаем ряд турниров, в которых участвует спортсмен, следующих друг за другом с небольшим промежутком времени (например, первенство города, республики). Эти три крупных мероприятия проходят с промежутком в один или полтора месяца. В таком случае план подготовки к турниру включает в себя микропериоды (переходный и подготовительный); продолжительность их тренер с спортсменом определяют в зависимости от состоянии спортсмена после участия его в турнире, успеха и условий подготовки. Но на всем протяжении соревновательного периода он неуклонно совершенствует технические навыки, тактические приемы, развивает физические (силу, быстроту, ловкость и выносливость) в волевые (инициативность, уверенность, смелость, решительность и стойкость) качества.

Физическая подготовка направлена на достижение максимальной тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренированности. Удельный вес физической, технической и тактической подготовки сохраняется на уровне предсоревновательного этапа.

Техническая подготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование быстроты и стабильности применения приемов в сложных соревновательных условиях.

В тактической подготовке совершенствуются тактические действия против различных по тактике и манере спортсменов.

Психологическая подготовка должна обеспечить максимальную мобилизацию и психологическую готовность спортсмена к каждому состязанию и соревнованию в целом.

В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с непосредственным участием спортсменов в соревнованиях, - воли к победе, выдержки, смелости, решительности, преодолении отрицательных эмоциональных состояний (неуверенности, состязаниязни действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты состязания, подавленности, связанной с отдельными поражениями).

Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешному выступлению в соревнованиях.

В соревновательном периоде проверяется уровень спортивной формы спортсмена, эффективность форм и методов подготовки к соревнованию. Этот период характерен большими физическими и нервными напряжениями спортсмена.

Во время турнира спортсмен продолжает тренироваться. Он выполняет утренние упражнения, ежедневно проводит специализированную тренировку в упражнениях на снарядах с партнером, но выбор упражнений, длительность и интенсивность тренировки зависят от того, как провел спортсмен бой (с каким напряжением), от самочувствия, уровня восстановительных процессов, промежутка времени между состязаниями и условий тренировки. Кроме того, спортсмен должен следить за тем, чтобы не выйти за пределы своей весовой категории на протяжении всего турнира. Как физическая, так и психическая нагрузки на тренировках направлены на поддержание ранее приобретенной спортивной формы. Особенно следует обращать внимание на психологическую подготовку к встрече с уже известным противником.

2.5. Переходный период

Переходный период следует, как правило, после участия в турнире. Постепенно снижают нагрузки и переходят к активному отдыху. Мероприятия должны обеспечить сохранение уровня общей физической подготовленности и укрепление здоровья спортсменов.

В переходном периоде широко используются средства с преимущественным применением игрового метода. Из средств активного отдыха рекомендуются гигиеническая гимнастика, прогулки и туристские походы, экскурсии, игры в городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и пр. Спортсменские упражнения служат лишь для поддержания соревновательных навыков спортсмена.

Уменьшается количество занятий в неделю (до трех), объем и особенно интенсивность применяемых нагрузок.

В этом периоде ставится задача путем активного отдыха поддерживать спортивную форму, чтобы со следующего подготовительного периода начать тренировки на новом, более высоком уровне.

Примерный недельный график тренировки в подготовительном периоде.

Понедельник. Специальная тренировка. Совершенствование техники и тактики в общей группе.

Вторник. Индивидуальная специальная тренировка.

Среда. I занятие. Общая физическая подготовка со специальной направленностью.

Четверг. День отдыха (парная).

Пятница. День соревновательной практики - совершенствование техники, тактики и развитие физических и волевых качеств в условных и вольных соревнованиях.

Суббота. I занятие. Общая физическая подготовка со специальной направленностью.

II занятие. Индивидуальная специализированная подготовка.

Воскресенье. День отдыха.

При четырехразовых занятиях в неделю во вторник спортсмены отдыхают, а в субботу вместо общей физической подготовки проводится комбинированная тренировка: индивидуальная, специализированная и упражнения для развития отдельных физических качеств.

Спортсмены высших разрядов, готовящиеся к турнирам крупного масштаба и находящиеся на сборе, применяют двухразовую тренировку в день. Например, в первой половине дня индивидуальная подготовка в совершенствовании техники каких-либо действий в упражнениях с тренером или партнером, а во второй - по общему плану группы. Не зависимо от режима ежедневной тренировки утренние упражнения обязательны.

Примерный недельный график тренировки в переходном периоде.

Понедельник. Комбинированная тренировка с применением гимнастических упражнений, сопротивлений, метаний, прыжков, борьбы в стойке, быстрой ходьбы, бега и др.

Вторник. Отдых.

Среда. Плавание, игра в водное поло, гребля, лыжи, коньки (зимой).

Четверг. Легкая специализированная тренировка.

Пятница. Спортивные игры, упражнения со штангой (для легкоатлетов и гимнастов), спортивные игры.

Суббота. Комбинированные упражнения с отягощениями, эспандерами, набивными и малыми мячами, палками, спортивные игры и легкая специализированная тренировка.

Индивидуальный план может быть подготовлен на определенный период составляется совместно тренером и спортсменом. В нем отмечаются:

краткая характеристика моральных, волевых и физических качеств, технической и тактической подготовленности спортсмена;

имеющиеся недостатки б уровне отдельных компонентов мастерства и их устранения

пути развития качеств и навыков, наиболее успешно проявляющихся у спортсмена во время состязания.

Эти рекомендации не исчерпывают средств по развитию и совершенствованию качеств и тишком. Преподаватель (тренер) может их расширить, вводить новые в зависимости от уровня подготовки спортсмена, его индивидуальных особенностей, условий тренировки и т. п.

План-график тренировки.

В плане-графике тренировки перечисляются упражнения каждой тренировки, указывается их дозировка.

План составляют на определенный период, например между двумя соревнованиями, в которых участвует спортсмен, или на более длительный срок, включающий несколько соревнований.

Если группа однородна по своей квалификации (на первом и втором году обучения) и большинство спортсменов участвуют в одних и тех же соревнованиях, то план составляется на группу в целом.

Для спортсменов высших разрядов может составляться план для группы, например во время сборов, но дозировка в упражнениях будет разной. В большинстве же случаев спортсмены высокой квалификации работают по индивидуальным планам.

В зависимости от задач, поставленных на каждый день учебно-тренировочных занятий, подбираются те или иные упражнения.

Если в занятии больше внимания уделяется общей физической подготовке, то меньше дают специальных технических и тактических упражнений, если же предполагается большая нагрузка в специализированных упражнениях (соревновательнная практика или длительная тренировка с партнером, упражнения на снарядах), уменьшают количество общеразвивающих упражнений и т. д. Примерно так согласуют (по степени нагрузки) и основные тренировки с нагрузками во время утренних упражнений: если основная тренировка не с высокой нагрузкой, то утренние упражнения будут более интенсивными и наоборот.

Таким образом, индивидуальный план повышения спортивного мастерства спортсмена, предусматривающий устранение недостатков, развитие положительных качеств, конкретизируется в плане-графике тренировки.

В конце периода тренировки суммируют количество упражнений для развития того или иного качества и навыка, метраж в беге, обеспечивающий развитие выносливости, количество временных отрезков в учебных соревнованиях, упражнений на снарядах, с партнером и судят об эффективности данных упражнений. Уровень интенсивности упражнений в каждом занятии для наглядности изображают в виде кривой.

После анализа результатов тренировки планы пересматривают. Например, если спортсмен показал плохую маневренность или неумение проводить состязание прямыми проблемами, в последующем плане увеличивают объем упражнений, направленных на изучение и совершенствование этих навыков.

Если оказалось, что спортсмен недостаточно вынослив, нужно уделить внимание упражнениям, развивающим это качество, и т. д. Интенсивность подобранных упражнений определяется в зависимости от состояния спортсмена и его функциональных возможностей.

3. Планирование и руководство учебно-тренировочными сборами

3.1. Подготовка сборной команды к соревнованиям

Для каждой сборной команды проводят учебно-тренировочные сборы за 20 дней до соревнований. Кроме того, бывают сборы учебные (для совершенствования спортивного мастерства), по общей физической подготовке и лечебно-оздоровительные. Во время учебно-тренировочных сборов ставятся задачи повышения спортивного мастерства, главным образом развития специальной выносливости, совершенствования излюбленных приемов ведения состязания, устранения недостатков в технике и тактике; психологическая подготовка к турниру.

На сборе создаются наиболее благоприятные условия тренировки. Здесь собираются лучшие спортсмены и, следовательно, каждый из них имеет хороших партнеров для проведения учебных соревнований. Качественной подготовке способствуют хорошо оборудованные места занятий, тренеры высокой квалификации, тщательные медицинские наблюдения, режим сна, питания, отдыха и т. д.

На сбор спортсмен приезжаем подготовленным, с планом тренировки, составленным совместно с тренером. Тренерский совет сбора знакомится с планом предварительной подготовки спортсмена и составляет индивидуальный план подготовки на время сбора. Тренер, который работает с спортсменом, подбирает упражнения для устранения явных ошибок в технических действиях, развития отдельных качеств, расширяет практику ведения состязания с спортсменами разного стиля и т. п.

В индивидуальных планах подготовки спортсменов на сборах должны быть подробно изложены рекомендации и требования по совершенствованию технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовок.

Старший тренер составляет план проведения сбора, в начале которого кратко характеризует состояние как команды в целом, так и каждого из спортсменов в отдельности, определяя уровень его подготовки.

В плане указываются задачи сбора и общие требования к специализированной тренировке сборной.

По технической подготовке особое внимание следует уделить совершенствованию и рационализации излюбленных соревновательных действий каждого спортсмена, более экономному выполнению приемов, умению расслабляться после соревнований. Тренеры должны фиксировать проблемы, которые наиболее часто допускают их подопечные, установить причины ошибок в действиях и совершенствовать защиту от всех проблем.

Следует поработать над ликвидацией ошибок, могущих повлечь за собой замечания и предупреждения судьи (проблемы в запрещенные места, захваты, держания в ближнем состязанию, опасное движение головой и т.п.).

По тактической подготовке кроме общих заданий, связанных с действиями на различных дистанциях, против спортсменов разного стиля и т.п., нужно предусмотреть индивидуальные задания с учетом сильных и слабых сторон предполагаемых противников и вариантов противодействия им. Спортсмены должны совершенствовать умение менять по ходу поединка темп, ритм, характер действий в пределах своей манеры состязания. Особое внимание нужно обратить на отработку подготовительных действий перед собственными атаками и контратаками, улучшение передвижений и маневров по рингу, умение уходить из угла и ограничивать передвижения соперника, выгодно использовать его промахи, искусно утомлять и раскрывать.

По специальной физической подготовке планируют довести до высшего уровня специальные физические качества каждого спортсмена - координацию движений, быстроту реакции, силу и точность проблем, способность проводить состязание в высоком темпе в течение всего периода соревнований.

Психологическая подготовка на сборах включает овладение навыками психологической подготовки к состязанию, самовнушения с настройкой на победу, умения объективно оценивать способности и подготовленность соперника. План предусматривает совершенствование психологической устойчивости в преодолении соревновательных трудностей (сбивающих факторов, изменения характера состязания по его ходу), концентрацию внимания и т. д.

По теоретической подготовке следует ознакомить участников с планом подготовки сбора, его целями и средствами их достижения; манерой состязания, сильными и слабыми сторонами вероятных противников; систематически анализировать учебные соревнования с различными партнерами (чтобы учитывать и устранять свои недостатки); повысить знания по самоконтролю за состоянием спортивной формы.

В конце плана даются рекомендации тренерскому составу по составлению индивидуального плана для каждого из спортсменов, в которых тренерский совет, наблюдая за его выступлениями, указывает на положительные и отрицательные стороны в мастерстве, характеризует будущих его противников, их стиль, манеру состязания, уровень физических и волевых качеств, отмечает технические и тактические недостатки и положительные качества и дает советы по ведению состязания с каждым из противников.

Во время установочных учебных сборов спортсмены изучают и совершенствуют новые технические приемы, которые, по мнению тренеров, могут улучшить технику, разнообразить тактику, увеличить шансы в предстоящих поединках, овладевают упражнениями, способствующими развитию необходимых физических качеств, технических и тактических навыков.

Сбор по общей физической подготовке планируют в переходном периоде, примерно за один-два месяца до предсоревновательного учебно-тренировочного периода, как правило, для всех по общему плану. Широко практикуются кроссы, смешанные передвижения, бег на короткие дистанции, прыжки, упражнения с отягощениями, гимнастика на снарядах (упорах, висах, прыжки) и со снарядами (палками, булавами, набивными мячами), спортивные игры, борьба, ходьба на лыжах, плавание, гребля, метания и др.

Такие сборы целесообразно проводить в среднегорье; в этом случае они будут иметь также оздоровительный характер.

Лечебно-оздоровительный сбор обычно организуют для спортсменов, нуждающихся в лечении травм или остаточных явлений после перенесенной болезни. На сборе спортсмены поддерживают спортивную форму с помощью специально подобранных упражнений, которые не могут усугубить заболевание. Например, ходьба и бег не препятствуют лечению периоститов кисти; при лечении растяжения мышц поясничной области можно заниматься ходьбой и плаванием без резких движений и напряжений и т. д.

Следует уделять большое внимание политико-воспитательной работе. Каждый спортсмен должен осознать высокую ответственность за свои действия перед коллективом, добросовестно тренироваться согласно установленному плану, быть дисциплинированным, придерживаться режима, непримиримо относиться к тем, кто своим поведением ц поступками порочит имя советского спортсмена.

Поставленные перед сбором задачи могут быть решены только сплоченным коллективом спортсменов и тренеров, имеющим хорошие традиции, дружной, активной и коллегиальной работой тренерского состава.

Систематически проводится политическая учеба членов сборной команды (политинформации, доклады, беседы, диспуты, просмотр кинофильмов и др.).

3.2. Организация сборов

Подготовку возглавляет тренерский совет, работа которого строится на основе коллегиальных решений. На тренерском совете обсуждаются вопросы организации тренировочных занятий, воспитательной работы.

На сбор привлекаются тренеры, ученики которых вызваны на сбор и являются первыми номерами в составе команды. Руководит работой старший тренер сбора, у которого есть тренеры-помощники: один ведет документацию, в том числе протоколы заседаний тренерского совета, второй следит за подготовкой мест занятий, инвентаря, третий отвечает за проведение политических и культурно-воспитательных мероприятий.

Врач сбора работает в контакте с тренерским коллективом. Он ведет систематическое наблюдение за состоянием здоровья участников сбора, при необходимости оказывает им медицинскую помощь, консультирует тренеров по вопросам влияния тренировочных нагрузок на организм, следит за питанием спортсменов, составляет вместе с поваром, старшим тренером и сестрой-хозяйкой меню, помогает участникам сбора регулировать массу тела.

В каждой весовой категории выделяют двух-трех спортсменов, равноценных по мастерству. В течение 20-25 дней сбора необходимо установить, кто из них будет лучше спортировать с на меченными партнерами, и точно определить все компоненты их спортивного мастерства. Тщательным наблюдением определяют мерные номера, которые надо испытать в вольных соревнованиях с несколькими спортсменами своей и смежных весовых категорий (например, спортсмена легкого веса - с партнерами полулегкого и первого полусреднего). Не рекомендуется в предсоревновательном периоде делать прикидки - проводить учебные вольные соревнования между двумя претендентами в основной состав. Такая практика приводит к нервным перенапряжениям, а иногда придает чрезмерный вес сбивающему фактору, что нежелательно перед соревнованиями.

Обсудив окончательный состав команды, тренерский совет не позже чем за 10 дней до соревнования должен объявить всему сбору, какие спортсмены определены первыми номерами. Вторые и третьи номера помогают первому лучше подготовиться, служат ему партнерами в учебных соревнованиях. Спортсменам первого состава надо помочь психологически настроиться к предстоящему турниру, где они будут защищать честь коллектива, города и т.д. Вместе с методическим планом проведения сбора составляется организационный и рабочий планы.

Организационным планом предусматриваются место сбора, расчет времени (продолжительность сбора, количество тренировочных дней, количество учебных часов в день, за весь сбор), руководство сбором (количество тренеров, старший тренер, начальник сбора, врач), материальное обеспечение (перечень оборудования и инвентаря, необходимого для успешной работы сбора), учебный план и распорядок дня и основные мероприятия воспитательного характера.

Заключение

Важнейшей характеристикой тренировочного процесса является т.н. оперативная динамическая характеристика результативности в виде зависимости от времени средней результативности (в группе), как функции многих переменных - физических спортивных параметров.

Достаточно информативным показателем эффективности тренировочного процесса является потенциальное минимальное время достижения рекордного результата. Оно обратно пропорционально максимальной скорости роста результативности.

Оптимизацию тренировочного процесса целесообразно проводить путем последовательного решения задач прогноза результативности для различного числа информативных спортивных параметров для последовательных текущих временных интервалов.

Адаптация тренировочного процесса при наличии снижения текущей скорости роста результативности заключается в анализе регрессионной формулы для результативности, как линейной функции многих физических параметров и принятии решения об обеспечении повышения показателей наиболее информативных и значимых спортивных параметров.

Литература

Ахметов Р.Ф. Групповые статистические характеристики и факторный анализ многомерной совокупности параметров спортсменов в задачах прогноза результативности // Педагогика, психология. - 2004. - №6.

Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. М., 2007.

Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997.

Плахтиенко В.А., Мельник В.Г. Прогнозирование в спорте. - Л.: ВДКИФК, 1980.

Повышение точности раннего прогноза результативности спортсменов на базе расширения и динамической интерполяции их информативных физических параметров // Педагогика, психология. - 2004. - №7.

Тренинг тренеров, школы консультантов - проблемы и пути решения. Доклад на X конференции ТРЕКО в Санкт-Петербурге 21 июня 2008 года.

Список литературы