Трагедия над супергой. Крупнейшие авиакатастрофы, погубившие спортивные команды

6 февраля 1958 года самолёт авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. В этот день мы решили вспомнить пять авиакатастроф, в которых погибли спортсмены.

В 40-е годы XX века туринская команда составляла реальную конкуренцию своим соседям по городу из "Ювентуса". Более того - "Торино" являлась одной из лучших итальянских команд послевоенного времени - особенно после трёхкратной победы в национальном чемпионате (1946, 1947, 1948 гг.). Всего же, с учётом перерыва в военный период, "Торино" пять раз побеждала в скудетто. На момент трагедии клуб снова лидировал в чемпионате с отрывом в четыре очка.

Трагедия произошла 4 мая 1949 года, когда команда возвращалась домой из Португалии, где потерпела поражение от лиссабонской "Бенфики" со счётом 3:4. На борту самолёта Fiat G.212CP находились 18 футболистов "Торино", а также руководство клуба и несколько журналистов - всего 31 человек. При этом в Барселоне, где самолёт с игроками "Торино" садился на дозаправку, туринские футболисты встретились и пообщались с соперниками по чемпионату - игроками "Милана".

Самолёт потерпел крушение совсем недалеко от Торино. Пилоты по причине сильного тумана потеряли ориентацию в пространстве и врезались в ограду католической Базилики Суперга, после чего авиалайнер резко развернуло, и он с большой скоростью рухнул вниз. Все люди, находившиеся на борту, погибли. Единственным оставшимся в живых игроком "Торино" того периода стал Лауро Тома, который не полетел с командой в Лиссабон из-за полученной травмы.

Гораздо меньшие потери по сравнению с "Торино" понёс именитый британский клуб. Более полувека назад, 6 февраля 1958 года, самолёт авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. На борту авиалайнера находились футболисты клуба, руководство МЮ, а также болельщики и журналисты - всего 23 человека из 44.

Крушение самолёта с манкунианцами произошло по пути из Белграда, где команда провела матч против местной "Црвены Звезды" в рамках Лиги Чемпионов. Самолёт сел на дозаправку в Мюнхене, после чего попытался взлететь, однако этому помешали повышенные колебания в левом двигателе. Вторая попытка также окончилась неудачей. Третьей попытке взлёта помешал начавшийся снегопад, из-за которого авиалайнер потерял скорость. Левое крыло самолёта задело близлежащий дом.

21 человек на борту скончался мгновенно, остальные потеряли сознание. Впоследствии виновником катастрофы назвали пилота, однако спустя десять лет после катастрофы он был оправдан ввиду того, что из-за начавшегося на момент третьего взлёта снегопада в конце взлётной полосы образовалось большое количество снега, что и стало причиной погашения скорости лайнера.

Сборная США по фигурному катанию 15 февраля 1961 года

В 1961 году 18 лучших фигуристов США должны были принять участие в чемпионате мира, который должен был состояться в Праге. 15 февраля спортсмены вместе с тренерами, официальными представителями и родственниками взошли на борт нового Boeing 707. Самолет вылетел из аэропорта имени Дж. Кеннеди в Брюссель, где сборную США ожидала пересадка до Праги.

Спустя несколько часов авиалайнер разбился в лесистой местности возле села Берг неподалеку от бельгийской столицы. Погибли все 72 человека, находившиеся на борту, а также один человек на земле. Чемпионат мира 1961 года в Праге был отменён. Среди жертв трагедии были Мэрибел Винсон-Оуэн - тренер американской команды и ее дочери Лоренс и Мэрибел - члены сборной США по фигурному катанию.

Следователи не обнаружили никаких признаков неполадок на борту. Почему на высоте менее 300 метров двигатели Boeing неожиданно увеличили мощность и уже выпущенные шасси втянулись обратно до сих пор неизвестно. Авиакатастрофа нанесла тяжелый удар по американскому фигурному катанию, только в 1968 году в США появились новые чемпионы.

В советское время "Пахтакор" был крайне крепкой командой всесоюзного чемпионата. Однако 11 августа 1979 года произошли события, которые чёрными буквами вписаны в историю клуба. Самолёт Ту-134, в котором команда летела в Минск на очередной матч чемпионата СССР с минским "Динамо", столкнулся с аналогичным самолётом на высоте 8400 метров над украинским Днепродзержинском. Один из самолётов направлялся из Челябинска в Кишинёв, другой - из Ташкента в Минск.

Погибли все находящиеся в обоих самолётах 178 человек (94 в молдавском и 84 в белорусском). В числе погибших были и 17 игроков "Пахтакора".

Несмотря на трагедию, советское руководство решило помочь команде посредством перехода игроков из других клубов, а также сохранением "прописки" в Высшей лиге СССР, независимо от результатов выступлений, сроком на три года.

7 сентября 2011 года самолет Як-42 вылетел из аэропорта Туношна, на его борту были игроки ХК "Локомотив". Они направлялись в столицу Белоруссии, где на следующий день была назначена игра с местным "Динамо". Это должен был быть первый матч ярославцев в сезоне 2011-2012 Континентальной хоккейной лиги.

На взлете лайнер не смог набрать безопасную высоту, врезался в антенну маяка, находившегося за взлетно-посадочной полосой, и упал вблизи аэропорта. На борту самолета находились 45 человек, из которых в живых остался только член экипажа Александр Сизов. Врачи несколько дней боролись за жизнь чудом выбравшегося из под развалов хоккеиста Александра Галимова, но его травмы были изначально не совместимы с жизнью.

Сразу же после авиакатастрофы руководство КХЛ приостановило чемпионат на несколько дней, о дальнейшей судьбе команды никто в тот момент и не думал. Вскоре было принято решение, что "Локомотив" вернется в КХЛ только в сезоне-2012/13, а текущий сезон команда пропустит.

Позже МАК назвал непосредственной причиной катастрофы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто из них допустил роковую оплошность так и не удалось.


В 1940-х годах «Торино» был грандом итальянского футбола. Лучшее тому подтверждение - три чемпионских титула «скуадра граната» с 1946 по 1948 год. 4 мая 1949 года на трехмоторном самолете Fiat футболисты «Торино» возвращались после выездного матча с португальской «Бенфикой» в Турин. Самолет совершил промежуточную посадку в Барселоне на дозаправку, во время которой игроки «Торино» пообщались с футболистами «Милана», пересаживавшимися на рейс до Мадрида. «Россонери» стали последними, кто выдел туринцев живыми.

Ближе к пяти вечера, когда до Турина оставались считанные километры, авиалайнер вошел в плотную полосу тумана. Пилот потерял ориентацию, самолет снизился и левым крылом задел ограду расположившейся на холме базилики Суперга. Машину развернуло, и она на большой скорости врезалась в землю. В катастрофе погибли все 18 находившихся на борту футболистов, в том числе и капитан сборной Италии Валентино Маццола. Судьба благоволила лишь одному игроку «Торино» - Лауро Тома. Из-за травмы он вынужденно остался дома. К слову, «Торино» с молодежным составом сохранил за собой первую сточку турнирной таблицы.

«Манчестер Юнайтед». 6 февраля 1958 года


В этот роковой день самолет авиакомпании British European Airways, выполнявший чартерный рейс BE609 из Белграда в Манчестер, остановился на дозаправку в Мюнхене. На его борту был 21 представитель английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», возвращавшегося домой после ответного четвертьфинального матча Кубка европейских чемпионов с белградской «Црвена Звезда».

Пилоты предприняли две попытки взлететь, но оба раза останавливались из-за неполадок с двигателем. Однако, не желая отставать от графика, они решились еще на одну попытку. Не смог их остановить и начавшийся снегопад. Ирландский нападающий Лиам Уилан так отреагировал на рвение пилотов: «Возможно, это смерть, но я готов к ней».

Кадр из фильма «Юнайтед. Мюнхенская трагедия»

Пилоты отчаянно пытались оторвать самолет от земли, но он, въехав колесами в снежную кашу, продолжал мчаться по взлетной полосе. На скорости почти 200 км/ч самолет протаранил ограждение и врезался в частный дом.

Жильцы по счастливой случайности не пострадали, а из 44 человек, находившихся на борту самолета, 23 погибли и еще 19 - получили ранения. «Манчестер Юнайтед» в катастрофе потерял восьмерых игроков (в том числе Лиама Уилана) и троих членов тренерского штаба. Среди выживших был Бобби Чарльтон, в будущем звезда английского футбола, - в момент аварии его вместе с сиденьем вышвырнуло из салона.

«Стронгест». 26 сентября 1969 года


Вечером в пятницу 26 сентября 1969 года боливийский футбольный клуб «Стронгест» возвращался на самолете в Ла-Пас после товарищеской игры. Это был лучший период в истории одного из старейших футбольных клубов Боливии.

Через несколько часов полета экипаж «Дугласа» перестал выходить на связь. На Анды в это время обрушился снежный фронт, и диспетчеры поспешили объявить чрезвычайную ситуацию. Только через сутки в самом сердце Анд, недалеко от местечка Вилоко на склоне горы Чокетанга, группа шахтеров обнаружила обломки самолета, еще через сутки туда прибыла поисковая команда.

Установить причину катастрофы так и не удалось. Но стоит отметить, что трагедия случилась в тот день, когда в стране произошел военный переворот. Все 74 находившихся на борту человека погибли, из них 19 - игроки и тренеры клуба «Стронгест». Через пять лет обновленный «Стронгест» вновь выиграл чемпионат Боливии.

«Пахтакор». 11 августа 1979 года


Одна из самых страшных катастроф в истории советской авиации произошла в небе над украинским Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В тот день по вине авиадиспетчеров (впрочем, версия о попадании учебной ракеты также живуча) столкнулись два пассажирских самолета ТУ-134 компании «Аэрофлот». Один из самолетов выполнял рейс Воронеж - Кишинев, другой - Ташкент - Минск. В последнем летела популярная в СССР футбольная команда «Пахтакор» на очередной матч первенства страны с минским «Динамо».

Никто из 178 человек, находившихся на обоих авиалайнерах, не выжил. Если борт, направлявшийся в Кишинев, сразу разрушился в воздухе, то самолет, летевший в Минск, потеряв хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей еще пытался совершить аварийную посадку, но на высоте 4 километров вошел в крутое пике и рухнул на землю. В нем находились 14 игроков и три представителя тренерского штаба ташкентского «Пахтакора».

Накануне рокового рейса главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич получил от руководства клуба разрешение повидаться с семьей, отдыхавшей в то время в Сочи, откуда он должен был самостоятельно добираться в Минск. Это счастливое обстоятельство и спасло тренеру жизнь.

«Альянса Лима». 8 декабря 1987 года


Этот день стал черной страницей в истории 19-кратного чемпиона Перу - клуба, который в 1970-е годы являлся базовым для сборной страны. После выездной победы в Пукальпе над местным «Депортиво» «Альянса Лима» возвращалась в столицу на военном самолете «Фоккер». При втором заходе на посадку в столичном аэропорту Хорхе Чавеса самолет слишком низко опустился над морем, зацепил правым крылом его поверхность и быстро погрузился в воды Тихого океана. Из-за бюрократических проволочек спасатели прибыли на место трагедии лишь на следующее утро.

В катастрофе погибли 43 человека, в том числе игроки, арбитры, болельщики и тренер Маркос Кальдерон. Выжить удалось только пилоту. Смертельного рейса избежал травмированный Хуан Рейносо Кусман, который впоследствии сделал отличную футбольную карьеру. Обескровленная команда в итоге не только не смогла удержать чемпионство, но и едва не скатилась в низшую лигу. Чемпионский титул «Альянса Лима» вернула себе лишь десять лет спустя.

«Торино», 1949

Футбольный клуб «Торино » образца 1940-х годов был суперклубом чемпионата Италии . С 1946 по 1948 год он трижды завоёвывал золотые медали национального чемпионата. 3 мая 1949 года в Португалии состоялся матч между командами «Торино» и «Бенфика», в котором итальянская команда проиграла португальскому клубу со счётом 3:4. На следующий день команда «Торино» вылетела из Лиссабона на трёхмоторном самолёте Fiat G.212CP. На борту было 18 футболистов, экипаж, руководители клуба и журналисты, всего - 31 человек.

Самолёт сделал промежуточную остановку в Барселоне для дозаправки, где игроки «Торино» повстречались с друзьями-соперниками из «Милана ». Миланцы пересаживались на рейс до Мадрида и оказались последними, кто видел туринцев живыми. Около пяти часов вечера, когда до города Турина оставалось совсем немного, самолёт попал в зону повышенной туманности, из-за чего пилот потерял ориентацию в пространстве. Самолёт задел левым крылом ограду построенной на холме базилики Суперга, его развернуло и он с большой скоростью врезался в землю. Все находящиеся на борту пассажиры погибли. Здесь не обошлось без счастливой случайности для одного из игроков - Лауро Тома остался дома и не полетел на матч с «Бенфикой» из-за травмы.

Футболисты "Торино" посмертно стали чемпионами Италии.

ВВС, 1950

7 января 1950 года созданная Василием Сталиным хоккейная команда ВВС разбилась вблизи аэропорта Кольцово рядом со Свердловском. В сложных метеоусловиях (метель, сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу. На борту находились 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, направлявшиеся в Челябинск на матч с местным «Дзержинцем», а также 6 членов экипажа. Все 19 человек погибли. По счастливой случайности на этот самолет опоздал будущий капитан сборных СССР по футболу и хоккею Всеволод Бобров . Версии этого опоздания разные: злые языки говорили, что великий спортсмен выпил лишнего, а сам Бобров кивал на своего брата, который неправильно завел будильник.


«Манчестер Юнайтед», 1958

6 февраля 1958 года не только Англию , но и весь мир потрясла трагедия, случившаяся с одной из лучших в мире команд – «Манчестер Юнайтед», получивших прозвище «малыши Басби ». Футболисты, тренеры, несколько болельщиков и журналистов возвращались с матча Кубка европейских чемпионов в Белграде . Самолет британской компании British European Airways делал дозаправку в Мюнхене .

Пилоты Джеймс Тейн и Кеннет Реймент предприняли две попытки взлёта, но отменили обе из-за повышенных колебаний. Не желая сильно отставать от графика, капитан Тейн отказался остаться в Мюнхене на ночь, решив предпринять третью попытку взлёта. Она оказалась роковой. Самолет пробил забор в конце ВПП и врезался в жилой дом. В этой катастрофе погибли 23 человека из 44-х находившихся на борту. Раненые были доставлены в мюнхенский госпиталь.

Кстати, 22-летний Уилан Лиам, поднимаясь перед взлетом по трапу, указал товарищам на сильнейший снегопад и произнес: «Мы, наверное, погибнем, но я готов к этому». А выживший в этой катастрофе Бобби Чарльтон через 8 лет стал чемпионом мира. Через 10 лет после катастрофы Тейн был полностью оправдан.

Сборная США по фигурному катанию, 1961

15 февраля 1961 года "Боинг 707" авиакомпании Sabena, летевший из аэропорта Дж. Кеннеди в Нью-Йорке , разбился при посадке в столице Бельгии Брюсселе . Погибли все 72 человека, а также один человек на земле. Среди погибших была сборная США по фигурному катанию (34 спортсмена) которая направлялась на чемпионат мира в Прагу . Эта авиакатастрофа стала причиной отмены чемпионата мира по фигурному катанию в знак скорби по погибшим.

«Пахтакор», 1979

Это одна из крупнейших катастроф в истории авиации. В тот день в 13.35 в небе в районе Днепродзержинска на высоте в 8400 метров столкнулись два Ту-134А компании «Аэрофлот», в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек.


Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор », в том числе 14 игроков, администратор, второй тренер и врач. Команда летела из Ташкента в Минск . После авиакатастрофы состав клуба был усилен за счёт игроков из других команд. Также решением федерации футбола СССР «Пахтакору» в течение трех лет гарантировали место в высшей лиге независимо от итогового результата.

Сборная Голландии по футболу, 1989

7 июня 1989 года в районе Парамарибо при заходе на посадку потерпел катастрофу DC-8-62 компании Surinam Airways. В происшествии погибли 176 человек, в живых осталось 11 человек Среди погибших - 14 голландских футболистов суринам ского происхождения, тренер, а также мать и сестра одного из спортсменов. Они летели в Суринам для участия в турнире с тремя клубами. Самолёт вылетел из Амстердама 6 июня в 23.25 по местному времени. За четыре часа полёта внештатных ситуаций на борту не было. При заходе на посадку команда пилотов получила метеосводку о благоприятных погодных условиях в аэропорту прибытия. При приземлении пилоты допустили ошибку, в результате которой на высоте 25 метров, правое крыло самолёта зацепило дерево.

Кстати, многим голландским игрокам не разрешили полететь из-за подготовки к предстоящему сезону. Среди спасшихся - Рууд Гуллит, Франк Райкаард, Арон Винтер, Брайан Рой и некоторые другие.

Сборная Замбии по футболу, 1993

27 апреля 1993 года в 500 метрах от побережья города Либревиль, столицы Габона , упал самолет. На борту находилась большая часть сборной Замбии по футболу, направлявшейся на квалификационный матч чемпионата мира-1994 против сборной Сенегала . В катастрофе погибли все 30 человек, находившихся на борту (экипаж, 18 игроков, тренер и обслуживающий персонал). В результате этого ослабленная сборная заняла лишь второе место в группе 2 финального этапа отборочных матчей.

Во время первой остановки в Браззавиле были обнаружены проблемы с левым двигателем, но пилот принял решение продолжить полёт. Через несколько минут после вылета из Либревиля левый двигатель загорелся и остановился. Пилот остановил правый двигатель, самолёт окончательно потерял тягу и упал в воду примерно в 500 метрах от побережья.

«Локомотив», 2011


Ровно два года назад произошла страшная трагедия. Хоккейная команда «Локомотив» из Ярославля вылетела из аэропорта «Туношна» в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо». Самолет ЯК-42 упал, пролетев всего 2,5 километра после взлета. По другой версии, самолету не хватило взлетной полосы. На борту лайнера находилось 45 человек: 37 пассажиров (команда и сопровождение) и 8 членов экипажа. 43 человека погибли на месте.

x HTML-код

Хоккеисты "Локомотива", погибшие в авиакатастрофе [поименно]. 7 сентября ярославская хоккейная команда «Локомотив» попала в авиакатастрофу. Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 500 метров сразу после взлета. Всего на борту было 45 человек, из них 37 хоккеисты.Антонина ПАНОВА

Вся страна молилась о здоровье хоккеиста Александра Галимова , но чуда не произошло, 12 сентября он скончался в Институте хирургии имени Вишневского. Лишь бортинженер Александр Сизов смог выжить в этой страшной катастрофе. По случайности на борту не оказалось двух человек, которые должны были отправиться в Минск вместе со всеми. Нападающий Максим Зюзякин и тренер вратарей Йорма Валтонен были оставлены в Ярославле, чтобы работать с молодёжной командой.

x HTML-код

Реконструкция крушения самолета ЯК-42. 7 сентября ярославская хоккейная команда «Локомотив» попала в авиакатастрофу. Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 500 метров сразу после взлета. Всего на борту было 45 человек, из них 37 хоккеисты

Еще 5 крупных катастроф:

Хоккей

1 апреля 1970 года, в Новосибирской области потерпел катастрофу Ан-24Б компании Аэрофлот, в результате чего погибли 45 человек, включая юношескую хокейную команду, которая летела на игру турнира «Золотая шайба».

Баскетбол

24 августа 2008 года потерпел катастрофу Боинг 737-219 Advanced авиакомпании ITEK AIR. Среди пассажиров находилась молодёжная сборная Киргизии по баскетболу, направлявшаяся в Тегеран для участия в соревнованиях. Десять членов команды погибли, семь остались в живых.

Регби

13 октября 1972 года самолёт «Fairchild Hiller FH-227» уругвай ских ВВС, выполняющий рейс Монтевидео - Сантьяго -де-Чили на высоте 4000 метров врезался в горный склон в чилийских Андах. На борту находилось 45 пассажиров, в том числе, регбийная команда Old Christians Club из Монтевидео (Уругвай). Большинство пассажиров погибло. Еды на борту не было. В итоге выжили 16 человек, спасённых 26 декабря. Один из документально подтверждённых случаев каннибализма в современном мире. События также показаны в фильме «Живые» (1993).

Американский футбол

14 ноября 1970 году у аэропорта Трай-Стэйт в Цередо столкновение с горой рейса 932 уносит жизни 75 человек, включая 37 членов команды Университета Маршалла .

Автоспорт

Гибель команды Формулы-1 «Эмбасси Хилл Рэйсинг» - 29 ноября 1975 года команда Грэма Хилла «Эмбасси Хилл Рэйсинг», возвращаясь с автодрома Поль Рикар, Франция , на шестиместном самолете «Пайпер Ацтек», разбилась в Англии, пытаясь совершить вынужденную посадку в условиях сильного тумана. В этой авиакатастрофе погибла почти вся команда. За штурвалом был сам Грэм Хилл, вместе с ним в самолете оказались Тони Брайз, подававший надежды британский гонщик, тим-менеджер Рэй Бримбл, механики Тони Элкок и Терри Ричардс, конструктор Энди Смэллман.

Всего на борту лайнера был 81 человек. По последним данным, выжили шесть человек. Среди выживших назывались имена футболистов "Шапекоэнсе" Алана Рушела, Маркоса Данило и Джексона Фольмана, а также стюардессы рейса Химены Суарес, авиатехника Эрвин Тумери и бразильского журналиста Рафаэля Хенцеля.

Это, далеко не первый случай, когда в авиакатастрофах погибали целые футбольные команды.

Гибель "Пахтакора"

Одиннадцатого августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (Украина) столкнулись два авиалайнера Ту-134А. Один из них выполнял рейс Челябинск-Кишинев, а второй Ташкент-Минск. В результате катастрофы погибли все 178 человек, находившихся на обоих бортах, в том числе 17 игроков узбекской футбольной команды "Пахтакор". Команда летела в Минск на игру с местным "Динамо".

Причиной трагедии назвали ошибку диспетчеров, которые не смогли развести два самолета на высоте 8400 метров при очень плохой видимости. Были и другие версии. По одной из них, один из самолетов могли сбить. Но данная версия не получила подтверждения.

После трагедии "Пахтакор" восстанавливали всем СССР. 15 команд направили в Ташкент своих игроков. Тот сезон команда завершила на девятом месте в Высшей Лиге. Спорткомитет СССР постановил, что вне зависимости от результатов, "Пахтакор" три года будет сохранять прописку в Высшей Лиге. Команда лишь раз воспользовалась этой привилегией в 1981 году, когда заняла последнее место в чемпионате СССР.

Гибель "Торино"

В послевоенной Италии "Торино" по праву называли суперклубом. В 1946, 1947 и 1948 годах команда из Турина становилась чемпионом страны. Лидировала она и в сезоне 1948/1949 и была близка к завоеванию четвертого "скудетто".

В 1949 году "Торино" пригласили на товарищеский матч в Португалию, где 3 мая она встретилась с лиссабонской "Бенфикой" и проиграла 3:4. На следующий день после матча команда вылетела домой на трехмоторном самолете Fiat G.212CP. На борту было 18 футболистов команды, руководители клуба и несколько журналистов. Всего 31 человек.

Когда до Турина оставалось совсем немного, самолет попал в зону повышенной туманности. Пилот потерял ориентацию и самолет крылом задел ограду, построенной на холме базилики Суперга. Самолет развернуло, и он на большой скорости ударился о землю. Все находившиеся на борту пассажиры погибли.

В том составе "Торино" играли девять футболистов сборной Италии, в том числе и ее капитан, знаменитый Валентино Маццола.

© AP Photo / Massimo Pinca

Обувь и мяч, найденные на холме Суперга, где в 1949 разбился самолет команды "Торино", выставлены в Музее Турина

Через несколько дней на злосчастном холме президент Федерации футбола Италии поднял трофей - вне зависимости от дальнейших результатов "Торино" досрочно объявили чемпионом Италии. Оставшиеся четыре тура доигрывал молодежный состав команды.

В знак уважения "Фиорентина", "Дженоа", "Сампдория" и "Палермо" также выставляли на игру "молодежку". Футболисты "Торино" выиграли все четыре встречи и завоевали титул чемпионов Италии в четвертый раз подряд. Все 18 погибших футболистов посмертно стали чемпионами Италии 1949 года.

Хоронить команду на улицу Турина вышли более миллиона человек. А у футболистов был такой шок, что через год, на чемпионат Мира в Бразилии, они предпочли добираться не самолетом, а плыть кораблем.

Гибель "Манчестер Юнайтед"

Шестого февраля 1958 года жертвами авиакатастрофы в аэропорту Мюнхена стали футболисты "Манчестер Юнайтед" — The Busby Babes ("Малыши Басби"), так называли подопечных тренера Мэтта Басби за их молодость.

© AP Photo /

Команда возвращалась из Белграда, где в матче с "Црвеной Звездой" оформила выход в полуфинал Кубка Европейских Чемпионов сезона 1957/1958 и сделала плановую остановку в Мюнхене.

После дозаправки самолета Airspeed AS.57 Ambassador пилоты предприняли две попытки взлета, но отменили обе из-за проблем с двигателем. К моменту третьей попытки взлететь в Мюнхене начался сильный снегопад, в результате чего ближе к концу взлетно-посадочной полосы образовалось много снежной каши. Попав в эту кашу при разгоне, самолет потерял скорость и, пробив заграждение полосы, врезался стоявший неподалеку в дом.

Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23 (21 на месте, а двое позже в больнице), включая восьмерых футболистов и двух тренеров. Также, в катастрофе погибли восемь журналистов.

С оставшимися в живых футболистами (в их числе оказался и будущая легенда "МЮ" сэр Бобби Чарльтон), а также с привлеченными резервистами, Басби в том сезоне сумел дойти до финала Кубка Англии, где уступил "Болтону" 0:2.

Спустя 10 лет после трагедии в Мюнхене, все с тем же Чарльтоном в составе и под руководством того же Басби, "Манчестер Юнайтед" стал первым английским клубом, сумевшим выиграть Кубок Европейских Чемпионов.

Гибель сборной Замбии

Двадцать седьмого апреля 1993 года, приблизительно в полукилометре от Либревиля, столицы Габона, потерпел крушение самолет, на борту которого находилась сборная Замбия по футболу. Команда направлялась в Дакар, где должен был состояться отборочный матч чемпионата Мира-1994 против сборного Сенегала.

© AP Photo / Francois Mori

В результате трагедии погибли 18 игроков сборной Замбии, главный тренер и обслуживающий персонал. Всего на борту находились 30 человек.

Официальное расследование установлено, что причиной катастрофы стали неправильные действия пилота при возгорании двигателя. Через несколько минут после вылета из Либревиля у самолета загорелся и остановился левый двигатель. Пилот выключил правый двигатель, после чего самолет окончательно потерял тягу и рухнул в воду.


Весной 2009 года исполнилось шестьдесят лет самой страшной, пожалуй, трагедии в истории футбола . 4 мая 1949 года в авиакатастрофе, случившейся в небе над Турином, в полном составе погибла команда "Торино", которая до сих по считается одной из сильнейших за все время существования итальянского футбола. В условиях плохой видимости пилот не сумел разминуться с высоким холмом под названием Суперга: теперь на этом месте музей "Торино". И если попадаешь в этот музей в плохую погоду, то невольно хочется съежиться от неприятного холодка по коже: за прошедшие с момента трагедии годы туман в этих местах не стал жиже, а видимость - не стала лучше. Одним словом, музей, поверьте на слово, получился очень достоверным. А слезы его хранителей, рассказывающих о трагедии, потрясшей всю Италию, запоминаются на всю жизнь.

О гибели "Торино" написаны книги, сняты документальные фильмы. Память о Grande Torino, или о Великом "Торино", жива до сих пор до такой степени, что именно во многом благодаря той страшной трагедии в самом Турине, где играет самая популярная команда Италии "Ювентус", нынешний "Торино", давно не имеющий никаких заслуг, все равно популярнее своего великого "кузена" "Ювентуса", одного из ведущих клубов Европы.

Четверг 4 мая 1949 года выдался в Турине хмурым и пасмурным. Над городом нависали тяжелые свинцовые тучи, собравшие, казалось, всю влагу с Альп. Около четырех пополудни небо и вовсе потемнело. Во мгле скрылись очертания 167-метровой «Башни Антонелли», пошел сильный дождь, стало по-осеннему холодно, как в ноябре. Люди старались не выходить без дела на улицу, а те, кто еще был на работе, лихорадочно посматривали на часы - поскорее бы вернуться домой и укрыться в тепле.

И лишь в штаб-квартире футбольного клуба «Торино» никто не проявлял видимой спешки. Здесь терпеливо ждали сообщений о возвращении команды из Португалии, где она накануне провела товарищеский матч с «Бенфикой». Учитывая характер погоды, еще с утра направили клубный автобус в Миланский аэропорт - на случай, если посадка в Турине окажется невозможной.

Уже пробило пять, но никаких сообщений не поступало. Томительное ожидание переросло в тревогу, а в начале шестого по городу поползли страшные слухи: в пригороде Турина, там, где находится знаменитый собор Суперга с усыпальницами савойских монархов, произошла катастрофа какого-то самолета.

Бросившихся на машинах к месту происшествия сотрудников клуба и карабинеров буквально поразило увиденное: бортовой номер самолета, врезавшегося прямо в земляное основание собора, и разметанные фрагменты футбольной амуниции не оставляли сомнений в личности погибших; это подтвердили и результаты последующего опознания: практически весь основной состав команды «Торино» - бессменного чемпиона послевоенной Италии, из которого десять футболистов входили в сборную страны.

Что стало причиной трагедии? Самолет «Фиат G-212CP» итальянских авиалиний должен был лететь из Лиссабона в Милан. Однако экипаж решил направиться прямо в Турин. В условиях плохой видимости, сильного дождя и порывистого ветра пилот потерял ориентацию. В 17.04 самолет задел левым крылом стену, окружавшую собор Суперга. «Фиат» развернуло в воздухе, а затем на большой скорости он врезался в землю. От страшного удара все, кто был на его борту, погибли.

Не стало великой команды «Торино»: вместе с запасными катастрофа унесла жизни восемнадцати игроков. Их участь разделили руководители клуба, в том числе Эгри-Эрбштейн и Ливзли, обслуживающий персонал, сопровождавшие команду туринские журналисты и четверо летчиков - в общей сложности 31 человек.

В Италии был объявлен национальный траур, страна минутой молчания почтила память погибших: через два дня федерация футбола объявила о своем решении провозгласить «Торино» чемпионом Италии досрочно. Оставшиеся четыре тура чемпионата решено было доиграть молодежными составами. Но резервы туринского клуба оказались на высоте и выиграли все оставшиеся матчи.

Однако эта победа стала лебединой песней «Торино». Президент клуба Ферруччо Ново, не полетевший с командой в Португалию из-за бронхита, попытался после трагедии восстановить былую мощь клуба, но вновь приобретенные, хотя и классные игроки так и не смогли составить единого ансамбля. Затем команде, попавшей в полосу затяжного финансового кризиса, пришлось покинуть класс «А», несмотря на то, что она стала первым итальянским клубом, начавшим практиковать рекламу. Буква «Т» на футболках игроков соответствовала не только начальной букве названия команды и города, но и шоколадной фирме «Талмоне». И только в сезоне 1975-1976 года клуб выиграл чемпионат Италии.

Катастрофа отразилась роковым образом не только на судьбе туринского клуба, но и на развитии всего итальянского футбола, отбросив его надолго в дебри «катеначчо» и засорив заезжими «ориунди». А в международном спорте она положила начало печальной традиции: за следующие три десятилетия в крупнейших авиакатастрофах еще не раз погибали целые команды (советские хоккеисты из ВВС, футболисты «Манчестер юнайтед», ташкентского «Пахтакора» и другие).


По материаллам сайта www.tonnel.ru

Видео