Традиционный русский кулачный бой.

На Руси четко различали обычную драку и поединок «на кулачках», который проводился по особым правилам. Существовало три основных вида поединков «один на один», «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Самым почетным боем был «один на один». Была даже особая категория бойцов, которые предпочитали только его, не участвуя в «стенках» и «сцеплялках». Имена таких бойцов были окружены легендами, а многие даже остались в истории. В книге М. И. Пыляева «Старое житье», изданной в середине XIX века, написано о таких бойцах: «Лучшими из них считались в тридцатых годах тульские: Алеша Родимый, Никита Долговяз, братья Походкины, семейство Зубовых, Тереша Кункин — их с почетом развозили купцы по городам».

В древности кулачные поединки иногда использовались как судебные, считалось, что победивший боец подтвердил свою правоту. Но такие случаи были редки, так как в подобных ситуациях предпочитались поединки с оружием.

Боя «один на один» не чурались и некоторые дворяне, так как поражение в таком поединке не считалось бесчестием. Известным кулачником был граф Григорий Орлов, любивший помериться силами с прославленными бойцами. А другой известный силач того времени, генерал В. Г. Костенецкий, наоборот, категорически отказывался участвовать в поединках, опасаясь, что ненароком искалечит или убьет противника. О его силе ходили легенды, в боях с французами он рубился полуторным палашом, который ему выдали из Оружейной палаты, разваливая противников от плеча до седла. Были и «счастливцы», отведавшие его кулака. В одном из боев 1809 года он выбил французов с захваченной ими русской батареи, действуя только кулаками и артиллерийским банником.

Редкой разновидностью боя «один на один» был поединок «удар на удар». Собственно, это был не бой, а поочередный обмен ударами, от которых нельзя было уклоняться, разрешалось только закрывать руками наиболее уязвимые места. Удары наносились по жребию, пока кто-то из соперников не оказывался сбит с ног или не признавал себя побежденным.

Наиболее зрелищным всегда считался бой «стенка на стенку», в котором могло участвовать более сотни бойцов. Обычно о таком бое договаривались заранее, согласовывая место и количество бойцов, которое могло быть неравным, но с незначительной разницей. Сражались «деревня на деревню», «улица на улицу», «одна часть городка против другой», «купцы против грузчиков» и т. п. М. И. Пыляева пишет, что «лучшими бойцами стенка на стенку славились казанские суконщики; всегдашними соперниками их были татары. В Херсоне суконщики дрались с евреями-караимами. В Туле известны бои оружейников с посадскими; в Костроме — дебрян с сулянами».

Традиционно кулачные бои проводились зимой с Николы (6 декабря) до сборного воскресенья, но главным временем для подобной забавы считалась Масленица. Чаще всего местом боя становилась замерзшая река или озеро. Иногда бой делился на несколько этапов: сначала бились дети, затем юноши, а уже после них начиналась схватка взрослых бойцов. Каждая команда старалась иметь «тайное оружие» — нескольких сильных «надежа-бойцов», которые первоначально в схватке не участвовали, оставаясь за строем или в числе зрителей. Только в решающие моменты они вступали в бой, чтобы прорвать линию соперников. В каждой команде был свой атаман (воевода), руководивший боем. Выигрывала сторона, заставившая соперника отступить.

Бой «сцеплялка-свалка» проводился редко и популярностью не пользовался. В этом виде боя противники не соблюдали строй и «тузились врассыпную или в толпе».

При кулачных боях строго соблюдались определенные правила: лежачего не бить, выходящего из боя не добивать, бить только руками и выше пояса, в кулак ничего не зажимать, в рукавицы не вкладывать. В азарте боя случались и нарушения, но за этим строго следили. Провинившегося бойца могли вывести из боя, «дисквалифицировать» на определенное время и подвергнуть своеобразному штрафу.

В кулачных боях основными ударами считались: «по сопаткам» — в голову, «под микитки» — по почкам и печени, «в душу» — в солнечное сплетение. Естественно, что зачастую бои не обходились без серьезных увечий и даже смерти кого-то из бойцов. Официальная власть всегда боролась с кулачными боями, но иногда это были просто формальные заявления. Иван Грозный любил потешить себя видом кулачных поединков, а вот его сын Федор их категорически запретил. Поэтому в конце XVI века кулачные поединки практически не проводились.

В середине XVII века Михаил Романов издал специальный указ, по которому кулачный бойцов полагалось «имать и приводить в земский приказ и чинить наказанье». Подобные запреты затем издавали почти все российские монархи, хотя сами временами любили посмотреть на «кулачные забавы».

Любопытно, что в наше время некоторые энтузиасты боевых искусств пытаются возродить и русский кулачный бой, даже проводят поединки, в том числе и «стенка на стенку».

Искусные борцы берут не силой, а ловкостью: противник старается схватить своего противника так, чтобы он потерял равновесие, — тогда смело может повалить или бросить его на землю, как игрушку. Кулачный бой это древняя забава, наших русских удальцов. Идти на кулачный бой, это значило потешится или провесть праздник в полном разгуле, и это составляло особый род военного упражнения, которое приучало молодых людей к смертоносной битве.

Восточные народы вели сами битвы рукопашным боем: крепкий кулак защищал его так же хорошо, как оружие. По улучшении ручного оружия и изобретении огнестрельного, все изменилось. Битвы сделались наукой, а войны исполнителями предначертаний полководца.

Кулачная потеха на Руси, известна со времен ее самобытности. Летописцы наши говорят об ней, еще в начале XIII в., с какой-то восторженностью. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих союзников: Новгородцев и Смоленцев, к храброму отражению Великого Князя Юрия Всеволодовича, представили им на волю: сразиться на конях или пешими. Новгородцы отвечали: мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках. — В последствии времени кулачный бой сделался забавою нашего народа.

Кулачные бои производились один на один, стена на стена на стену или валкою. Употребительнее из них один на один. Бои начинались с зимнего Николы, и продолжались до сборного воскресения.

В праздничные дни сходились мальчики и взрослые за городом на обширном месте, или на городской площади, или на покрытой льдом реке: там подавали знак свистом, чтобы собирались сюда охотники — бойцы. городские бойцы, всегда брали верх над деревенскими. Прославленным бойцам вменялось в честь пить водку, считалось за бесчестие брать подарки, которыми их сманивали на свою сторону и этим терялась их слава. Дети зачинали бой.

Записанные бойцы стояли в отдаленности, наблюдая за бьющимися; каждая из противных сторон, уговаривала отличных бойцов перейти на их сторону, обещая им большие подарки и вина до упою. Когда стена гнала стену, тогда молодец — боец, или надёжка — боец, засучив рукава, летел бешеным зверем, с распущенными волосами, и наносил страшные удары. При общей свалки уже действовали не руки, но и ноги и колена; били безжалостно своих противников; но лежачего не били, от того и вошло в поговорку: лежачего не бьют. Кто более других удерживался на месте и более переносил удары тот приобретал уважение, и превозносился даже его недругами. По пробитии стены, оставались даже на месте одни бойцы — молодцы. Их битва была ужасная. Другие бежали на выручку товарищей, нападали на надёжу — бойца, который стоял уже бледный, как смерть.

Он не сдавался, переносил жестокие побои, и вдруг, уловив счастливою минуту, ударял: одного под глаза, другого в висок, и оба протягивались со стоном у ног его. Нажёжка — боец сопровождался всеобщим радостным криком: наша взяла! Но если он был не в состоянии перенести ударов, то одно его спасение, чтобы сохранить свою жизнь, надобно было упасть на землю, лежачего не бьют, но такой оставался в поругании. По окончании боя, поклонники вели своего богатыря по улице, при пении громких песней и вводили его в питейный дом.

Видео: Русский кулачный бой (Скобарь)

Указами 1684 года ноября 2, 1686 года марта 19 и другими, строго воспрещались кулачные бои. Было время, что наши бояре, тщеславясь своими бойцами, поили их со своего стола; бились об заклад, и сводили их для своей потехи. Было время, что старики, воспламеняя умы молодых людей, несбыточными рассказами об удальстве бойцов, пробуждали в них страсть к кулачному бою. Из наших бойцов славились казанские, калужские и тульские оружейники: Алеша родимой, Терёша Кунеинъ, Зубовы, Никита Долговъ и братья Походкины — Тульские бойцы и ныне славятся, но каждое место имело своих удальцов.

MENSBY

4.7

Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Секреты и история кулачного боя.

Кулачный бой - потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».

Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои». Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы.

По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.Самым распространённым видом кулачного боя был « стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые.

Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду.Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей.

У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника.

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве. При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью. Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников помериться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».После 1917 года кулачный бой был отнесён к пережиткам царского режима и, не став спортивным видом борьбы, уходил из жизни. В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

Как и в любом деле, в русском кулачном бою существует множество секретов. Некоторые из них предлагаются вашему вниманию. Разумеется, после того, как они станут известны широкому кругу читателей, они перестанут быть секретами. Думаю, в этом нет ничего страшного. Иногда раскрывать секреты просто необходимо, хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к тому явлению, стороны которого рассекречиваются.

Начнем с особенностей постановки удара. Первым делом вам необходимо овладеть принципом клинообразной концентрации. Без этого начального звена никакое дальнейшее совершенствование невозможно.

Реализация клинообразной концентрации должна происходить параллельно с освоением механики ударов.

Начинать нужно на медленной скорости, для того чтобы правильно научиться выполнять элемент. Но как только механика и траектории удара вами поняты, нужно незамедлительно переходить на среднюю и максимальную скорости выполнения. Описанный принцип применим для любого вида славяно-горицкой борьбы классического стиля, начиная от всех видов ударной техники и заканчивая бросковой.

Из личного опыта самостоятельных занятий могу порекомендовать отработку технических элементов перед зеркалом, для того чтобы научиться соблюдать правильные траектории ударов.

Постановка удара идет в "несколько этапов, первый из которых - выведение удара по воздуху.

С самого начала ваших занятий следите за тем, чтобы полученный навык активно осваивался обеими руками (или обеими ногами, в случае, если это техника драки ногами).

Достижение обоерукости - важный момент в развитии бойца. Это качество не только позволяет уравновесить ваши технические возможности, но и развить двигательную функцию обоих полушарий мозга одновременно.

Хотя во время боя многие все же действуют на основе своего врожденного стереотипа поведения и проявляют себя либо как правша, либо как левша.

Поскольку в нашей стране в советский, да и во многом в постсоветский период левша существовать был не должен, а система советского воспитания диктовала единообразие даже в физиологии, это привело к тому, что в нашей действительности подавляющее большинство людей стало правшами, пускай и переученными. Поэтому левша для большинства боксеров и кулачников России представляет собой серьезную опасность - во многом только потому, что сторонники правого стереотипа не готовы к тем ударам, которые считаются обычными для стереотипа левого.

Хотя это и не означает того, что правша хуже левши, все же левши выигрывают чаще. Вероятнее всего потому, что левша более интуитивен в своей манере боя, а правша рационалистичен. У этих типов разные направления развития. Например, интуитивист-левша неосознанно стремится рационализировать свою боевую подготовку, идя от естественности к рациональности в своем поиске. Рационалист - правша - это, как правило, немного тяжеловесный «технарь», стремящийся достичь естественности, которая приходит к нему после долгих лет "научно построенных" тренировок. Самое уродливое отклонение в воспитании - это переучивание левши в правшу или наоборот. Еще хуже, если человек пытается самостоятельно переучиться.

Подобные отклонения нейтрализуются очень просто и естественно, если вы сделаетесь сторонником обоерукости. Помня о законе обратной связи, с уверенностью можно сказать, что не только мозговая деятельность влияет на физиологию, но и физиология оказывает не меньшее воздействие на развитие мозга.

До тех пор, пока ваш двигательный навык перетянут в какую-либо сторону, вы останетесь уязвимы для своего антипода.

Что касается других принципов постановки удара, то о них я буду рассказывать в порядке очередности.

После того как вы вдоволь навоевались со своим отражением в зеркале или с тенью на стене, целесообразно переходить к постановке удара по тонким прутьям кустарников и веткам деревьев. Если вы занимаетесь в теплое время года, то удары можно отрабатывать по листьям. Такая тренировка создает эффект проваливания цели из-под удара, что тренирует равновесие тела, приучая вас не заваливаться в пустоту в ударе и сразу же возвращаться в устойчивое положение.

В традициях русского Севера известен и еще один способ постановки удара. В землю вкапывается толстый пучок прутьев, перевязанных вместе, после чего по ней наносятся удары до тех пор, пока вязанка не разлетится.

Следующим этапом вашего совершенствования может послужить традиционный для современного бокса способ постановки удара по лапам. При этом способе тренировок ваш партнер должен постоянно передвигаться и убирать лапы из-под удара, чтобы сформировать у бьющего высокую подвижность и умение бить прицельно с учетом движения противника.

Другим традиционным способом постановки удара можно считать следующее упражнение. Выполняется оно зимой, оба бойца одеты в шапки-ушанки и стеганые ватники, на руках плотные зимние рукавицы. Один из бойцов выполняет от ударов противника свилю с элементами защиты стеношного боя, другой наносит удары в полную силу.

Для постановки сильных прямых и боковых ударов, не требующих сложного технического взаимодействия с другими элементами, вполне подойдет мешок с песком, который издревле известен в Европе как основной тренировочный снаряд для кулачников и позднее боксеров.

Однако, для того чтобы овладеть засечным стилем боя, для начала просто необходимо проводить учебные бои, в которых удары наносятся ладонями - для исключения травматизма.

Тем не менее обучаться сече по учебнику чрезвычайно сложно. Для облегчения этой задачи рекомендую обратиться к учебным видеофильмам по славяно-горицкой борьбе.

Начальные формы базовой подготовки и методы тренировок отдельных способов боя ни в коем случае не должны заслонять собой основную цель занятий.

Цель - это выход на овладение всем комплексом русского кулачного боя. В дальнейшем все учебные бои и тем более соревнования должны проводиться только на голый кулак. В принципе не такой уж он и голый, так как обычно всегда защищается эластичным бинтом - во избежание травм кисти. Кроме того, используются и достаточно плотные кожаные или войлочные наручи, закрывающие предплечье. Но эта минимальная защита руки призвана защитить именно вашу руку, а не вашего противника от травм, как это происходит, например, в боксе. Перчатки, используемые в боксе, до такой степени неудобны и неприменимы в реальном бою, что считать их важной частью экипировки просто невозможно.

Ваш противник должен заботиться о своей безопасности сам, для этого и существуют такие разделы, как техника и тактика рукопашного боя.

Затронув теоретические основы русского кулачного боя, нельзя не отметить несколько его особенностей.

Русский кулачный бой максимально эффективен на средней и ближней дистанции, а также на верхнем и среднем ярусе. Остальные дистанции и уровни для кулачного боя не боевые. На других дистанциях и уровнях необходимо применять другую технику. Таким образом, кулачный бой решает свои локальные задачи в пределах тех условий, на которые он запрограммирован нашей биомеханикой.

Отличительной особенностью русского кулачного боя является функциональная возможность перестраивать удары в захваты, тем самым переводя бой из ударной техники в борцовскую. Кроме того, из техники кулачного боя можно моментально перейти в технику ударов ногами, а также в технику, уравновешивающую деятельность верхнего и нижнего пояса рычагов, независимо от того, подчинена ли она ударным или борцовским стереотипам.

Еще одна особенность русского кулачного боя состоит в том, что действия кулачника не просто направлены против технических действий противника, а активно атакуют его реакцию, вызывая именно те действия, которые необходимы бойцу - кулачнику.

В Радогоре существует два вида атак - закрытая и открытая. Открытая атака - это обычная фронтальная атака, когда вы находитесь с противником лицом к лицу. Проводится открытая атака обычно со смещением с линии атаки в диагональ.

Закрытая атака, наоборот, выводит вас спиной на противника. Проводится, как правило, для усиления последующего атакующего воздействия с вращением и стабилизацией ударом.

В ситуации боя один со многими навык смены открытой и закрытой атаки жизненно необходим, так как противники находятся со всех сторон.

Таким образом, Радогора активно ведется не только во фронт, но и за спину, что создает феномен пространственного боя на дистанции Досягаемости рук.

Еще одно правило Радогоры гласит о том, что нельзя передерживать атаку, иначе вы рискуете потерять подвижность.

При бое один со многими потеря скорости и подвижности может стоить вам потери здоровья. Главная цель вашей атаки в данной ситуации - не допустить атаки противника. Как только сопротивление подавлено, вы сразу переходите к следующему противнику через элемент свили и смену позиции.

В Радогоре, как и в драке ногами, удар или серия ударов должны использоваться для перемещения и автоматической смены позиции. Например, если вам необходимо двинуться вперед, то вы выбрасываете в нужном направлении прямой с подтока, а ноги как бы догоняют пущенную вперед руку. Если же вам нужно развернуться за спину с ударом, то для этого как нельзя лучше подойдет распалина. Если нужно пропустить мимо себя противника, атаковав его тылы, то с этой задачей идеально справится скрут грудью с затрещиной.

Разумеется, перечисленные мною возможности - всего лишь приблизительная иллюстрация богатейших возможностей движения, которые открывает для нас Радогора.

В русском кулачном бою, или в Радогоре, существует два основных принципа атаки. Первый принцип гласит, что первый ваш натиск выполняет задачу снятия потенциала сопротивления у вашего противника. Эту тактическую задачу решают с помощью техники выведения из строя конечностей противника. Например, если противник склонен к атакам ногами или хотя бы начал с ноги, то вы должны моментально травмировать его конечности направленными ударами.

То же самое относится и к технике боя в руках. После вашей первой атаки, когда горизонт возможностей вашего противника заметно сузился, необходимо без промедления переходить ко второй атаке, реализовывая второй принцип Радогоры.

Итак, вторая атака подчинена принципу максимального поражения противника. Уничтожив или значительно ослабив потенциал сопротивления своего противника, вы должны постараться вызвать у него потерю ориентации, болевой шок - в общем, привести его в состояние, в котором он не сможет сопротивляться.

При таком построении атаки совершенно не обязательно сильно калечить и тем более убивать противника. В том, как правило, нужды не бывает, за исключением случаев, связанных с военными действиями.

Как первую, так и вторую атаку необходимо проводить из любой позиции. Для того чтобы было удобно драться, необходимо осваивать как можно больше типов движения и технических норм, применяемых в бою.

Отдельные удары, связки и даже комплексные стереотипы боя в целом подчинены принципу клинообразной концентрации, который нашел свое различное формальное выражение в них.

Если взять отдельный удар, выполненный по принципу клинообразной концентрации, то мы получили примерную схематическую последовательность, выраженную через триглав:

набор инерции - максимальная концентрация - сброс напряжения. По принципу этого триглава в славяно-горицкой борьбе выполняются связки из трех элементов: первый элемент - набор инерции; второй элемент - максимальная концентрация в ударе; третий элемент - сброс напряжения, стабилизация. Относительно тактических построений Радогоры эта схема тоже работает безотказно. Первая атака - подготовительная, соответствует набору инерции; вторая атака - основная, проводится в максимальном силовом и скоростном режиме; третья ступень - сброс напряжения через смену позиции или стабилизацию завершающим ударом.

Если рассматривать клинообразную концентрацию с точки зрения состояния энергетических потенциалов атакующего и защищающегося, то получается примерно следующая картина. Первый этап атаки направлен на то, чтобы собрать энергетику противника вокруг него самого при помощи атаки его периферийных зон. После того как энергия противника сконцентрировалась вокруг него, вы своим самым потенциально мощным, основным воздействием уплотняете его объем, прибавив стрессовой концентрации на центральном участке. Третий этап атаки загоняет противника в глубокий энергетический или нервный стресс, формируя энергетическую травму. При этом глубина поражения прямо пропорционально зависит от площади поражения. Проще говоря, энергия противника сжимается, а потом взрывается внутри него самого. Этот эффект на языке физиологии и называется атакой реакции.

Для того чтобы восстановиться после полученной энергетической травмы, вам достаточно посидеть часок, другой у костра, глядя на огонь. Кстати, если у вас есть проблемы с координацией движений, то вы можете избавиться от них, периодически наблюдая горение огня в костре, при этом образно представляя себя находящимся внутри огня, который направляет ваши движения.

Само собой, этот способ не даст никаких результатов, кроме эмоционального равновесия, если ваши упражнения не будут подкрепляться регулярной телесной практикой, организованной на основе творческого отношения к выбранному вами делу.

На начальных этапах освоения техники вы можете пользоваться тактической схемой оборонительного характера, сначала защищаясь свилей, затем нанося свой удар. Комбинировать технику можно самостоятельно, пользуясь принципом максимального удобства выполнения.

1) Старайтесь атаковать противника разнообразно.
2) Не бейте в одно и то же место подряд два раза.
3) Старайтесь атаковать противника минимум по двум уровням.
4) Выполняя свилю, учтите, что в чистом виде она используется только для того, чтобы проваливать первый натиск противника.
5) Старайтесь, выполняя атаку или срывая атаку противника, выйти из коридора движения.
6) При формировании импульса своего движения оттолкнитесь от земли, развивая порыв вперед.
7) Старайтесь задавить или перебить удары противника своими ударами.
8) Движение должно быть постоянным и неостановимым.

Последнее замечание, заканчивающее эту главу, состоит в том, что свои действия вы должны выравнивать, соотносясь с законом Трибожия.

Если вы ведете слишком разбросанный бой и злоупотребляете широко амплитудными ударами, вас неизбежно будут пробивать короткими сжатыми ударами. Если же, наоборот, вы будете слишком ограничивать зону ударов, то неизбежно налетите на сильный удар с периферии.

Таким образом, вы должны удерживать во время ведения боя некую правь, постоянно помня о недостатках и достоинствах ударов: бьешь прямой - открываешься под боковой, а бьешь боковой - открываешься под прямой.

Выйти из этого положения помогает принцип промежуточных защит. Когда вы нанесли удар, то независимо от того, попали вы или нет, не преминете сразу же закрыться защитным элементом или сменить позицию.

Думаю, сказано достаточно, теперь дело за вами!

Очень много видов спорта берет свое начало из древней Греции. Оттуда же ведутся корни многих единоборств.

Распространяясь по миру, они принимали окрас своих регионов и народов, проживавших там, частично отличаясь своими техникой и правилами от культуры боев своих соседей.

Ещё в древности на Руси были кулачные бои. По всей Европе славяне славились своей силой. Помимо генетики, этому способствовали как традиции, так и быт, уклад жизни того времени.

Правила


Начиная с детского возраста, у русских подростков и юношей преобладали игры с демонстрированием своей физической силы.

По мере их взросления, правила становились суровее, что, в конечном итоге, становилось увлечением в кулачных боях. Эта забава имела множество видов со своими правилами.

Самым частым видом был «стенка на стенку». Мастерами своего дела были закаленные в боях мужчины, которые не испытывали страха даже перед очень опытными и суровыми соперниками.

Целью соревновательного процесса было заставить соперника начать отступать или же принудить к бегству. У каждой команды был свой лидер, задачами которого были определить тактику в бою и поднять мораль своих бойцов.

На штурм пускали самых сильных и рослых бойцов, которые по плану должны были разорвать полное кольцо вражеского строя, а те, в свою очередь, нацелены были на вышесказанных, чтобы помешать планам своих соперников.

Для проведения боев существовали определенные места. Например, зимой часто в качестве поля боя использовали замерзшую реку.

Масштабность боев «стенка на стенку» была самой разной по количеству участников, начиная с улицы на улицу (примерно 30 человек), заканчивая деревней на деревню (несколько сотен, а бывало и до 1000 участников).

Часто проходили рукопашные бои в рамках «один на один» или «сам на сам». Этот вид очень схож с английским боксом, но с некоторыми отличиями. Проводился после оговаривания места и времени, либо становился спонтанным украшением ярмарок, на которых присутствовало много зрителей. После проведения мероприятия, выявлялся свой чемпион. Часто это было способом и личного выяснения отношений. Такой вид просуществовал до смерти Ивана Грозного.

Запреты и ограничения

Духовная элита Руси была противником кулачных боев и препятствовала всеми возможными путями, вплоть до отказа отпевать погибших в этом процессе.

Хотя такие случаи в истории скорее были исключением, чем правилом, но все же и такое происходило. После смерти Ивана IV настал период, когда не было ни одного состязания (1584-1598).

Последующий век был на нелегальном положении, а в 1686 г. был принят указ о запрете, в котором предусматривались наказания за проведение боев. Несмотря на это, граждане все равно находили способы для проведения традиционной забавы.

Есть информация, что Петр Великий испытывал интерес к кулачным боям, обосновывая это тем, что так русские люди могут показать свою силу. Бои вышли на полулегальный уровень. Но уже к середине 18 века императрица Елизавета была вынуждена принять постановление, которое препятствовало проведению подобных мероприятий в крупных городах, например, в Москве.

А все это произошло из-за ожесточенного побоища на улице под названием Миллионная.
Но уже при Екатерине Великой эти состязания приобрели новый размах. Но не прошло и века, как при Николае I, боявшегося бунтов, бои стали запрещены окончательно.

После революции интерес к данному виду единоборств был утрачен и постепенно забывался людьми. В конце 20 в. во многих кружках возрождения славянской культуры были попытки возобновить бои «стенка на стенку». В нынешнее время в некоторых регионах можно увидеть подобные состязания на празднике Масленица.

Олимпийские виды спорта во многом схожи с боями «сам на сам», в котором участвующие обязаны продемонстрировать свою силу, выносливость и ловкость. Сейчас этот способ очень популярен для выяснений отношений среди футбольных фанатов. Но в силу Российского законодательства, во многих случаях это предотвращается стражами порядка.

Искусство

Кулачные бои также были проявлены и в искусстве. Они описывались в художественной культуре, особенно в творчестве писателей золотого века, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.п.
Интересно, что С.Т. Аксаков видел кулачные бои в Казани, проводимые на озере Кабан. Он описал их в «Рассказе о студенческой жизни».
Также существует множество картин, написанных художниками.

Например, отразили кулачные бои М.И. Песков, В.М. Васнецов, а также другие живописцы.
Во многих фильмах, снятых в позднем Советском Союзе и в нынешней России, есть сцены, посвященные кулачному бою. Кулачные бои – это весомая часть истории русской культуры, которая определяла характер народа.

ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 32 - МАСЛЕНИЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. КУЛАЧНЫЕ БОИ)

Признаюсь, что драки не люблю, и бокс, как вид спорта, не понимаю. Но поскольку День защитника Отечества празднуется в этом году на масляной неделе решил рассказать о старинной русской забаве - кулачных боях. Своеобразная связь между этими праздником и увеселением все же есть.

Эпиграф:
«Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Максим Горький
роман «Жизнь Матвея Кожемякина»

Кулачный бой - праздничное развлечение парней и молодых мужчин, потеха, представляющая собой рукопашное состязание без применения оружия, то есть, бой кулаками.
Славяне издавна были известны как доблестные воины, и поскольку междоусобицы и войны на Руси были привычным явлением, каждому мужику нужно было владеть ратными навыками.
Показать свою удаль, силу и даже военные хитрости позволяли как раз традиционные кулачные бои. Они устраивались зимой и на святки, и на Масленицу, но предпочтение отдавалось масляной неделе из-за ее общего разгульного характера. После обильных застолий народ отправлялся, как говорили, «блины вытряхивать», и мужская часть населения с удовольствием показывала перед всеми свою удаль и молодечество. Кулачные бои также называли «кулачки», «бойовище» или «бойка».

Евгений Штыров Масленица.

Кулачный бой

Богатырская Россия
У тебя желанье есть –
Люд честной потешить силой,
Душу русскую отвесть.

Свистни сочно, залихвасто,
В чисто поле позови,
Выводи сынов вихрастых
На кулачные бои.

Языкастая Россия,
Их покличь раным-ранО!
Выйдут ушлые, босые,
Подбоченясь озорно.

И пойдут стеной на стенку
Удалые мужики.
Кто под дых, кто под коленку
Раздавая тумаки,

По загривку, в упоенье,
Только слышно «э-эх» и «ох»,
И досадное пыхтенье
Вдрызг расквашенных носов.

Сыплют крошевом зубовным,
(Развлеченьице – под стать!)
Вспоминают крепким словом
Душу, Господа и Мать!

«Эх, ты, силушка родная,
Выручай, ядрёна вошь!» –
И молотят, подминая:
«Врёшь, вражина, не возьмешь».

Лепота – поднять героя
У девчонок на виду
И кружить над головою:
«Осторожней, зашибу!»

Бросить вниз, как сноп пшеничный,
Зыркнуть гордо, свысока,
И набычиться вторично
На встающего врага.

Разнимать бойцов не нужно,
Вот закончат обмолот,
И пойдут, обнявшись дружно.
Им не нужен укорот.

Только пришлые вздыхают:
«Ты попробуй их пойми,
Что за невидаль такая
Рукопашные бои?»

Не понять им, в чём охотка?
Горячат младую кровь
Пляска, водка да молодка,
Да к побоищам любовь!

Борис Кустодиев Кулачный бой на Москва-реке 1897 г.

История

Кулачные бои сопровождали празднества на Руси с глубокой древности и практически до начала XX века. Первые упоминания о таких поединках сделал летописец Нестор в 1048 году, причем написал он, что игрища с множеством людей, которые «упихати другъ друга и позоры деюще» и что все это «от беса замышленаго дела». Слова «от беса» являлись после основным доводом запрета этих игрищ.

Кулачные бойцы. Русский лубок конца XVIII века.
Удалые-молодые (Кулачные бойцы). Русский лубок середины XVIII века.

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна, которому и посвящали «показательные выступления» и ратные состязания. После крещения Руси началась борьба с этими языческими обрядами. В 1274 году митрополит Кирилл на Соборе во Владимире призывал «позоры некакы бесовскые творити, с свистанием и с кличем и с воплем съзывающие некы скаредные пьяница и бьющеся дрекольем по самые смерти и взимающе с убиваемых порты» и постановил участников кулачных боев отлучать от церкви, а убитых не отпевать.
Тем не менее, традиция народная продолжалась. В Новгороде кулачные бои часто проходили на Великом мосту, соединявшем новгородский Детинец с Торговой стороной, в Москве с XIV века был известен Великий луг, а с XVI века кулачные бои устраивались в Государевом саду за Москвой-рекой, напротив Кремля, на месте знаменитого Царицына луга.
Широко распространёны были кулачные бои при царе Иване IV Грозном, хотя духовенство по-прежнему считало кулачные бои «богомерзкой забавой» и карало «кулачников» наказаниями. В 1636 году патриарх Иосаф писал, что «на праздниках многие люди в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства».

Михаил Песков.Кулачный бой при Иване IV.

9 декабря 1641 года царь Михаил Фёдорович издал указ, по которому если «всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе, тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье». Указы о запрете кулачных боев были изданы также 2 ноября 1684 года и 19 марта 1686 года. В них участникам назначались наказания в виде денежных штрафов, битья батогами и даже «ссылка въ украйные городы на вечное житье». Однако кулачные бои продолжали существовать, но участники стали выбирать сотских и десятских, которые следили за правилами боя.
Императору Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».
Историки считают, что рукопашный бой сыграл важную роль в победе над шведами под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года.

Кристиан Готтлиб Гейслер Кулачный бой (гравюра).

Его внук Пётр II Алексеевич большую часть своего времени посвящал кулачным боям. С XVIII века в русской армии система военно-физической подготовки включала обязательный кулачный бой.
Но и после этой победы церковь указом от 24 июля 1726 года запретило бои, как «зловредную потеху». Императрица Елизавета Петровна, узнав о жестоких боях на Миллионной улице, в 1751 году приняла постановление, запрещающее проведению боев в Санкт-Петербурге и Москве.
А при Екатерине II кулачные бои вновь стали пользоваться большой популярностью. Ее фавориты, братья Григорий и Алексей Орловы постоянно участвовали в кулачных боях и часто выходили победителями.
Николай I в 1832 году вновь запретил кулачные бои «как забавы вредныя», а после 1917 года эти бои отнесли к пережиткам царского режима и совсем исчезли. В 1990-х годах XX века стали возрождаться школы славянских боевых искусств, которые включали в свою программу и кулачный бой.

Николай Голиков Песня про купца Калашникова. 1955 г.

Подготовка

Команды «кулачников» составлялись по социально-территориальной принадлежности людей, в них принимали участие обычно простой народ и торговцы. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного села, жители разных слободок, улиц или мануфактур, заводов.
К бою готовились за одну-две недели: выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. А «кулачники» тем временем тщательно готовились к бою – парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали бойцу силу и смелость.

Кулачный бой. Русский лубок конца XVIII века

Многие использовали различные магические приемы, в том числе советы ворожей и заговоры, для увеличения храбрости и мощи. В одном из русских старинных лечебников историк А. Грунтовский нашел вот такой совет: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».
Разгул боёв начинался обычно во время Масленицы.

Виктор Васнецов Кулачный бой. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Кулачный бой

Так во все бывало времена -
Без сражений жизнь казалась скучной,
Мужикам всегда нужна война,
Если не война, то хоть "войнушка".

На Руси народною борьбой,
Лучшей молодецкою забавой
Слыл всегда лихой кулачный бой,
Проводимый с соблюденьем правил.

Правил было в общем-то не много:
Драться можно лишь на кулаках,
Бить "лежачих" запрещалось строго
И не наносить ударов в пах.

Нет, не из корысти или мести
Мужики встречались там в бою,
Бились благородно, честь по чести,
Чтобы удаль показать свою.

Федор Солнцев Кулачный бой. 1836 г.

Виды

Кулачные бои в России могли проходить на кулаках или на палках, но чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бои на кулаках проводились обычно тремя способами: «сам на сам», «стенка на стенку» и «сцеплялка – свалка».

Иван Билибин Иллюстрация к "Песня про купца Калашникова" 1938 г.

«Сам на сам» был самым почитаемым видом боя, он мог организовываться специальным человеком, а мог быть и стихийным. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность проходила обычно во время ярмарок и праздников, там, где собирался народ. Иногда такие поединки при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле» и был упразднен после смерти Ивана Грозного. М.Ю.Лермонтов описал один из таких боев в своей «Песне о купце Калашникове».

Михаил Малышев "И опричник молодой застонал слегка, закачался… упал замертво…" Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". Рисунок XIX века

«Стенка на стенку» был самым распространённым видом кулачного боя. При битве «стенка на стенку» бойцы выстраивались в один ряд и должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. У каждой «стенки» был свой руководитель, его называли «вожак», «атаман», «боевой староста» или «предводитель». Он обычно определял тактику боя и подбадривал участников.
В бою использовались различного рода тактические приемы, известные на войне. «Кулачники» держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов рядами, отступали в засаду и т.п. У каждой «стенки» были бойцы «надёжи», которые обычно разрывали строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надёжу» внутрь, где его уже ждали опытные мастера боя «сам на сам», и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Бой кончался при прорыве стенки противника и бегстве «врага».

Вячеслав Морокин Купец Калашников. 1972 г.

«Сцеплялка-свалка» является вторым, самым древним видом кулачного боя. Его часто называли – «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Участник выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Здесь участник дрался каждый сам за себя и против всех. Историк Н. Разин писал, что при «сцеплялке-свалке» «нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Л.А. Фомичев Песня про купца Калашникова. 1983 г.

Правила

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил.
Использовали только удары кулаками - «что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой». Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под рёбра («под микитки»). Использовать любое оружие было строго запрещено, кастеты, которые прятали в кулаках, тоже считались оружием, за их использование строго наказывали. Запрещалось также продолжать поединок на земле (борьба в партере).
Правила также гласили: не бить лежачего или присевшего, не хватать за одежду, не наносить удары с тыла (биться только лицом к лицу), не биться по увечному» и «не бить мазку», то есть в случае появления у противника крови необходимо прекратить с ним бой. Но, несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, и бывали даже смертельные исходы.

В.Тараканова Калашников убил Кирибеевича. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Важным моментом правил было то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Это делалось для того, чтобы соблюдать равенство сил сторон.
Бой начинался с прохода бойцов в окружении подростков по деревенской улице на поле битвы. На поле участники становились двумя стенками - командами друг против друга, демонстрируя себя перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками. В это время на середине поля дети и подростки устраивали "сцеплялку-свалку", показывая свою готовность к будущим боям.
Затем раздавался крик атамана, за ним рев, свист, крик: "даешь боя" и начинался сам бой. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия кулачников и давали советы. После боя традиционно устраивалась общая веселая попойка всех участников.

Апполинарий Васнецов Разъезд с кулачного боя. 1900-е г.

Кулачный бой

В зимний праздник в отведенном месте,
Собрался на бой честной народ,
Были здесь и взрослые, и дети,
И простые люди, и "бомонд".

Поначалу, на "затравку" просто
Выбежала в поле ребятня,
И под смех и поощренье взрослых
Разгорелась детская возня.

Несмотря на ветер и мороз,
Постепенно страсти накалились
И уже не в шутку, а всерьёз,
За мальчишек взрослые вступились.

Городской народ и слобода
Стенкой против стенки встали плотно,
Каждая из стенок в три ряда,
В каждом из рядов - бойцов до сотни.

Хоть бойцы азартны и бесстрашны,
Но еще в заминке силачи,
Прежде, чем сцепиться в рукопашной,
Надо им себя разгорячить.

Начал горожанин-пересмешник,
Бойко зачесал он языком,
Выдавая шутки и насмешки,
Вперемешку с сочным матерком.

Слобожанин дал ему по шее,
Ну, а тот - тычком ответил всласть,
Сразу же пришли ряды в движенье,
Сдвинулись и битва понеслась...

Всю картину не окинешь взглядом,
"На грудки" сцепились мужики,
Это сотни поединков сразу,
Лишь мелькают лица, кулаки...

Здесь борьба без жалости и страха,
Потому участник каждый бьет
Своего противника с размаху
В голову, под ребра и в живот.

Кровь из носа, выбитые зубы
И увечья здесь совсем не редки.
Это - ожидаемая грубость,
Битвы неизбежные издержки.

Главная задача поединка -
С поля боя вытеснить "врага",
Разорвать его рядов единство,
Обратить противника в бега.

Каждый из бойцов силен и смел,
И в боях поднаторел, но все же
Самые умелые из всех
Те, кого зовут "боец-надежа".

Держат до поры их про запас,
Берегут на самый крайний случай,
Лишь, когда в сражении стенка сдаст,
В бой вступают лучшие из лучших.

Фёдор-Каланча - задира редкий
(И дана же сила мужику!)
Борода до пояса у Федьки,
Кулаки пудовы - по горшку.

Как пошел крушить он влево-вправо,
Просто любо-дорого смотреть,
Для него сраженье лишь забава,
Право слово - истинный медведь...

Что за развеселая потеха
Наблюдать лихой "стеношный" бой,
Сколько криков, свиста, взрывов смеха
Меж толпы, следящей за борьбой!

Наконец, бойцы угомонились,
(слабожанам в схватке повезло)
Сразу же "враги" и помирились
Без обиды и не помня зло.

Снегом лица потные обмыли,
Бой повспоминали - что, да как,
Дружно самокрутки посмолили
И толпой направились в кабак...

Дмитрий Холин Зимняя забава. Кулачный бой. 2007 г.

Послесловие

Историки пишут, что кулачные бои воспитывали у мужчин такие необходимые качества, как выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в таком бое считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках и нашли свое отражение в песнях и былинах.
В «Повести временных лет» рассказывается история Кожемяки, убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и самого печенега.
В литературе тоже встречаются описания кулачных боев. Тот же Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает кулачный поединок между любимым опричником царя Ивана Грозного Кирибеевичем и купцом Калашниковым, который победил, отстояв честь жены, оскорблённую опричником, но был казнён. Сергей Тимофеевич Аксаков описал в «Рассказе о студенческой жизни» увиденные им кулачные бои на льду озера Кабан в Казани, а Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» описал кулачный бой, который видел в Нижнем Новгороде.

Иван Елусов Кулачный бой. 2007 г.

Источники - Википедия и сайт Российского этнографического музея.