Тесты для определения гибкости спортсменов. Тесты на гибкость

Тест на алкоголизм. Для меня, как для алкоголика это тяжелая тема.
Ветераны не любят вспоминать о войне… Но вопросов много, давайте
начнем с простого — пройдем тест на алкоголизм онлайн.
Это работающий более 40 лет тест на стадию алкоголизма, подходит для
мужчин и женщин. Я не пугаю вас этим. Это для вашей информированности.

1.Для кого этот тест на алкоголизм.

Тест на алкоголизм, который я вам предлагаю, придумал не я. Этот тест был написан около 50 лет назад E.M.Jellinek.
Он одинаково подходит как для выявления на признаки алкоголизма у мужчины, так и на алкоголизм для женщин. Разницы нет!
Тест составлен так, что бы можно было оценить стадию. После прохождения прошу не удивляться тому, что по его результату многие попадают в разряд алкоголиков.Это правда. Подавляющее число людей живут, плавно дрейфуя в начальных стадиях алкоголизма и считают, что это норма. Так что еще раз — не удивляйтесь. Задумайтесь.

тест на алкоголизм видео

2. Как проходить тест на алкоголизм?
  1. Записывайте номера вопросов и ваши ответы
  2. Отвечайте максимально правдиво
  3. Если Ваш ответ иногда — отвечать надо «да»
  4. Если в том вопросе, где несколько пунктов, хоть на один вы ответили «да» — ответ «да».

3.Тест на алкоголизм. ЧАСТЬ I

Умножьте число Ваших «да» на 1 и запишите.
4.Тест на алкоголизм. ЧАСТЬ II
Умножьте число Ваших «да» на 2 и запишите.
5. Тест на алкоголизм. ЧАСТЬ III
Умножьте число Ваших «да» на 3 и запишите.
6. Тест на алкоголизм. Подсчет и результаты:

Итак сложите полученные результаты:

Баллы на вопросы 1-9 _____ баллов
Баллы на вопросы 10-18_____ баллов
Баллы на вопросы 19-27_____ баллов
____________________________
Итого__________________ Баллов

РЕЗУЛЬТАТЫ:

От 5 до 8 баллов — Ранняя стадия алкоголизма
От 9 до 15 баллов — Начальная средняя стадия алкоголизма
От 16 до 21 балла — Средняя стадия алкоголизма
От 22 до 27 баллов — Поздняя средняя стадия алкоголизма.
От 28 и выше — Поздняя стадия алкоголизма.

Даже если вы при помощи теста диагностировали у себя запущенную стадию и сейчас опохмеляетесь пивом — это не приговор. К моменту, когда я занялся своим алкоголизмом у меня было 39 баллов. Не скажу, что будет просто и легко. Но это более, чем возможно.

Для того чтобы измерить подвижность в суставах, применяют угловые и линейные меры. При использовании линейных мер на результатах измерения могут сказаться индивидуальные возможности испытуемых, например, длина рук или ширина плеч, которые повлияют на результаты измерения, при наклонах вперед или при выполнении выкрута с палкой. Поэтому во всех случаях, где есть для этого возможность, следует принять меры устранению отрицательного влияния индивидуальных особенностей занимающихся на корректность измерения подвижности в суставах при помощи линейных мер.

Например, при выполнении выкрута с палкой эффективным окажется определение индекса гибкости, которые представляют собой отношение ширины хвата к ширине плеч (в см).

Наиболее точно подвижность в суставах определяют в угловых мерах при помощи гониометра.

При измерении амплитуды сгибания, разгибания и отведения плеча ножки циркуля гониометра ставят на головку латеральный мыщелок плечевой кости. Когда измеряют супинацию плеча, руку сгибают в плечевом суставе до горизонтального положения при положении кисти большим пальцем кверху. Ножки циркуля ставят на наиболее выступающие точки медиального и латерального мыщелков плеча.

При измерение подвижности в локтевом суставе ножки циркуля ставят на локтевой и шиловидный отростки локтевой кости. При измерение супинации предплечья, плечо фиксируют в вертикальном положении, предплечье в горизонтальном, кисть располагают большим пальцем кверху. Ножки циркуля ставят на наиболее выступающие точки шиловидных отростков лучевой и локтевой костей.

Изменяя амплитуду сгибания, разгибания, приведение и отведение кисти в лучезапястном суставе в исходном положении она располагается большим пальцем кверху, предплечье кладут на горизонтальную подставку. Ножки циркуля располагают на головке третьей пястной кости и на середине линии, соединяющей лучевую и локтевую шиловидные точки.

Для оценки подвижности в тазобедренном суставе определяют амплитуду сгибания, разгибания отведения и приведения бедра. Ножки циркуля располагают на латеральном надмышечнике бедра и верхушки большого вертела. Измерение проводят в положении стоя или лежа. В положении стоя определяют подвижность при разогнутой голени. В исходном положении бедро расположено вертикально. В положении лежа амплитуду сгибания, измеряют при согнутой и выпрямленной голени, амплитуды разгибания, отведения и приведения - только при выпрямленной голени. Исходное положение бедра горизонтально.

Чтобы определить подвижность в коленных суставах, нужно оцепить амплитуду сгибания голени, которую измеряют в положении лежа на животе. Ножки циркуля при измерении ставят на коней латеральной лодыжки и верхушку головки мало берцовой кости.

Подвижность в голеностопном суставе (сгибание, разгибание, отведение и приведение голени) оценивают из исходного положения стопы под прямым углом к оси голени. Ножки циркуля ставят плашмя на подошвенную поверхность стопы, диск гониометра ориентируют в плоскости движения стопы.

Основными педагогическими тестами служат простейшие контрольные упражнения, которые позволяют оценить подвижность различных суставов (плечевого, тазобедренного, коленного, голеностопного, подвижность позвоночного столба и др.) .

В их основе - выполнение комплексов выполнения упражнения, предъявляющих максимальные требования подвижности в соответствующих суставах.

При определении гибкости тестирование следует проводить в утренние часы, желательно в одно и тоже время. Накануне дня обследования напряженные тренировочные занятия не проводят. Перед измерением гибкости проводится специальная разминка, включая упражнения с большой амплитудой движений.

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов выделили следующие основные педагогические тесты для оценки подвижности различных суставов:

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

Тест: Поднимание рук вверх в положении лежа на животе.

Этот тест используется для оценки уровня гибкости верхнего плечевого пояса.

Оборудование: рулетка, палка длиной 1,5 м, скамья.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой.

Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи. Интерпретация этого результата осуществляется так же, как и в предыдущем тесте.

Тест: Отход от стены. Этот тест тоже используется для измерения гибкости верхнего плечевого пояса.

Оборудование: рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый становится спиной к стене, ноги вместе, руки разводит в стороны так, чтобы мизинцы обеих рук касались стены.

Затем, не отрывая мизинцев от стены отходит на максимальное расстояние вперед.

Учитель измеряет на уровне лопаток расстояние от спины испытуемого до стены. Интерпретация этого результата проводится так же, как и в предыдущем тесте.

2. Подвижность позвоночного столба.

Тест: Наклоны туловища вперед в положении седа.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол или скамью, упираясь ногами в стену, наклоняет туловище вперед-вниз. Преподаватель при помощи рулетки измеряет расстояние от груди испытуемого до пола (скамьи).

Результат - показатель уровня развития гибкости учащегося.

Возможны два варианта интерпретации результата: а) сравнение показателя тестируемого с показателями других учащихся в этом тесте; б) сравнение его результата в указанном тесте с результатами в других тестах на гибкость.

Вариант. Тот же тест, но выполняется из положения стоя.

Тест: «Мостик».

Процедура выполнения этого упражнения известна.

Результат - расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем лучше результат.

Тест: Прогибание туловища.

Оборудование: скамья, рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на живот на скамью или на пол, руки заводит за спину, партнер фиксирует ноги, прижимая их к полу (скамье). Затем тестируемый как можно выше поднимает голову и спину.

Чистый результат расстояние от пола (скамьи) до яремной ямки тестируемого. Однако более информативным является результат, рассчитанный по следующей схеме: чистый результат, умноженный на 100 и разделенный на длину туловища, измеренную в сантиметрах.

  • 3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: в стороны и вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
  • 4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
  • 5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: одинаковые исходные положения звеньев тела; одинаковая (стандартная) разминка; повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах .

Тест для оценки гибкости мышц-сгибателей и разгибателей голеностопного сустава.

Оборудование: скамья, лист бумаги, рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на скамью, ноги вместе. С внутренней стороны ноги перпендикулярно скамье подкладывается чистый лист бумаги. Испытуемый разгибает ногу в голеностопном суставе. В этот момент положение большого пальца фиксируется точкой на бумаге. Затем учащийся сгибает ногу в голеностопном суставе, точкой фиксируется положение пятки, а также верхняя точка подъема стопы. То же самое проделывается со второй ногой.

Результат определяется следующим образом: точки на бумаге соединяют и замеряют полученные углы от горизонтали. Интерпретация этого результата проводится так же, как и в предыдущих тестах.

Таким образом, оказывая направленное воздействие на развитие гибкости следует учитывать, что упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже 2 раза в день. При прекращении выполнения упражнений на гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца вернется к исходному уровню. Поэтому перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель.

При развитии гибкости целесообразны такие соотношения различных упражнений на растягивание: 40% активных, 40% пассивных и 20% статических. Но существует такая закономерность: чем меньше возраст, тем большую долю должны составлять активные упражнения и меньшую - статические, важно обеспечить гармоническое развитие подвижности во всех суставах. При этом надо иметь в виду, прежде всего те звенья опорно-двигательного аппарата, какие имеют наибольшее значение в овладении прикладными жизненно необходимыми действиями (плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы, сочленения кисти). В случае индивидуальных ограничений подвижности (наследственных или возникших в результате заболеваний) особое внимание уделяется восстановлению нормальной амплитуды движений.

Важным моментом в воспитании гибкости является контроль за ним. Существуют различные инструментальные методы контроля подвижности в суставах, но в широкой практике более целесообразно пользоваться методикой тестов и контрольных упражнений. Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в градусах или линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты.

Наклон туловища вперед. Ребенок стоит в основном положении на ска­мейке. При выпрямленных коленях верхняя часть тела наклоняется вперед. Необходимо как можно ниже наклониться вперед за пределы носков. Край­нее положение следует удерживать в течение 2 с.

На переднем крае скамейки вертикально закреплена измерительная шкала в сантиметровых делениях. Нулевая отметка - уровень в положе­нии стоя - находится на уровне ног.

Измеряется максимальная для ребенка величина наклона. Если ребе­нок наклонился за нулевую отметку, то ставится результат (в см) со зна­ком «+», если ребенок не дотянулся до нулевой отметки на скамейке, то ставится результат (в см) со знаком «-».

Необходимое оборудование: гимнастическая скамейка, вертикальная измерительная шкала. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Тест по определению прироста показателей психофизических качеств

Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В.И.Усачевым:


Таким образом, представленные тесты и диагностические методики позволяют: 1) оценить различные стороны психомоторного развития де­тей; 2) видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления; 3) широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗРЕЛОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Существует несколько способов определения функциональной зрело­сти нервных процессов. Рассмотрим один наиболее доступный - теппинг-тест.

Лист бумаги разделяется на 6 одинаковых квадратов, которые нумеру­ются следующим образом:

Перемещение осуществляется в соответствии с указанной нумераци­ей. Суть задания заключается в том, что дети должны в максимальном темпе нанести точки в каждом из квадратов («насыпать зернышки птич­кам»). Начало и переход из квадрата в квадрат осуществляются по команде воспитателя. Продолжительность обозначения точек в квадрате - 10 с. Ре­зультаты данного задания позволяют судить о зрелости нервной системы (силе, выносливости, работоспособности). Чем больше количество точек обозначено в первом квадрате, тем выше уровни зрелости нервного про-


Цесса; чем дольше удерживается первоначально заданный темп (1 квад­рат), тем сильнее нервные процессы, тем выносливее нервная система. Если ребенок не только сохраняет заданный темп, но и увеличивает его, это говорит о силе зрелости нервной системы. Для выявления подвижно­сти нервных процессов можно использовать и другой вариант этого зада­ния («птичка клюет зернышки»). При этом в 1, 3 и 5-м квадратах задается максимальный темп, а во 2, 4 и 6-м квадратах - удобный, оптимальный темп. Чем больше разница, тем выше способность к переключению нервных процессов.

Таким образом, результаты теппинг-теста говорят не только об уровне развития нервной системы, но и указывают на типологическую характе­ристику ребенка. Слабый тип нервной системы характеризуется значи­тельным снижением количества точек в последних квадратах и наличи­ем некоторых пиков. К сильному типу нервной системы относятся дети, у которых сохраняется стабильность темпа или наблюдается его увеличе­ние.

Уровень созревания нервных структур мозга, зрелость нервных про­цессов обуславливает возможность в управлении произвольными действи­ями. Поэтому неслучайно уже в 30-е годы XX столетия были предприняты попытки с помощью произвольных движений определить уровень психо­моторного развития детей. Наиболее информативными, с нашей точки зрения, были методики, предложенные Н.Озерецким и М.Гуревичем.

Задания для детей 4 лет

Оценка функции равновесия

И. п.: - пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (пра­вой) ноги; стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища, сохранить данную позицию необходимо в течение 15 с с закрытыми гла­зами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, ба­лансирование расцениваются как минус.

Оценка координации движения («Пальчик с носиком здороваются») После предварительного показа предложить ребенку закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа, б) левой мочки уха. Задание повторяется в той же последовательности для другой руки. Если ребенок допускает неточность, погрешности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости координационных механизмов и несоответствии возрастной норме раз­вития.

Оценка тонкой моторики рук («Уложи монетки в коробку») На столе ставится картонная коробка размером 10х 10 см, перед кото­рой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (диамет­ром 2 см). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15 с, для вто­рой руки - 20 с.

Оценка моторики пальцев рук («Нарисуй пальчиками кружочки») В течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых впе­ред рук описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для


обеих рук. Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

Оценка механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай по­здороваемся»)

Предложить ребенку поочередно поздороваться за руку - правой, ле­вой, а затем обеими руками. При этом следует отметить наличие лишних движений (сжатие противоположной руки, приподнимание плеч, сокра­щение размера мышц лица, открытый рот и др., которые указывают на низкий уровень управления произвольным действием).

Задания для детей 5 лет

Оценка функции равновесия

Оценка тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)

Предложить ребенку скатать шарики из папиросной бумаги размером 5x5 см. Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует. Для веду­щей руки норма соответствует 15 с, для второй - 20 с.

Оценка пространственных двигательных автоматизмов и функции рав­новесия

Предложить ребенку преодолеть расстояние в 5 м прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене), сохраняя прямолинейность движе­ния. Отклонения от прямой не должно превышать 50 см.

Оценка моторики рук («Смотай клубок»)

Предложить ребенку намотать нитку (2 м) на катушку. Для ведущей руки норма 15 с, для второй - 20 с.

Оценка тонкой моторики пальцев рук

На столе расположены 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу воспитателя необходимо быстро уложить одновременно дву­мя руками спички в каждую коробку. Время выполнения задания ограни­чивается 20 с.

Задания для детей 6 лет

В течение 10 с предложить ребенку устоять на одной ноге, другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90°. После 30 с отдыха то же повторить с опорой на противоположную ногу.

Оценка точности и координации движения

Предложить ребенку поразить мячом диаметром 8 см цель размером 25x25 см с расстояния 1,5 м.

Оценка тонкой моторики рук

Предложить ребенку 36 карт, которые надо разложить на 4 кучки. Нор­ма для ведущей руки 35 с, для второй - 45 с.

Задания для детей 7 лет

Оценка статического равновесия


Оценка динамического равновесия

Предложить ребенку прыжками на одной ноге преодолеть расстояние 5 м, продвигая перед собой коробок спичек. Отклонение от прямой не должно превышать 50 см.

Оценка общего уровня психомоторного развития

Предложить ребенку пробежать 5 м, взять из спичечной коробки 4 спич­ки, выложить из них на столе квадрат, сложить лист бумаги пополам и вернуться назад к исходному положению.

Время выполнения задания 15 с.

Таким образом, отобранные тестовые задания позволяют собрать до­статочно точную и разностороннюю информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных возрастных этапах.

Метод постукивания

I. Ребенок садится за стол; перед ним лежит лист белой нелинован­
ной бумаги; в правую руку, совершенно свободно лежащую на столе
(опирается на локоть), он берет карандаш с затупленным, маловыдаю­
щимся графитом. По звуковому сигналу испытуемый начинает с наи­
большей быстротой постукивать карандашом по бумаге, не ставя при
этом следующей точки на предыдущее место постукивания. В отношении
способа расставления точек испытуемому предоставляется полная сво­
бода действия, следят лишь за тем, чтобы одна точка не попадала на
место другой и чтобы при ударе не действовала вся рука, а лишь кисть.
По истечении 15 с раздается звуковой сигнал о прекращении работы.
После 30 с перерыва то же самое проделывается левой рукой. Для под­
счета результатов исследования лучше всего провести ряд линий, чтобы
разделить поверхность листа на отдельные сегменты, в которых удобнее
сосчитывать точки.

Тест считается выполненным, если ребенок в течение 15 с произвел меньше 90 постукиваний (точек) правой рукой и меньше 75 - левой. Для левшей - цифры обратные. Если задание выполнено лишь для одной руки, тест в целом считается невыполненным и расценивается минусом. В про­токоле должно быть указано, для какой руки выполнено задание.

II. Предлагают ребенку наморщить лоб. Следят за тем, чтобы не было
излишних сопровождающих движений (колебаний крыльев носа, оскали-
вания зубов, раскрывания рта, скашивания глаз и т.п.), при наличии
которых тест считается невыполненным.

Предлагают ребенку закрыть правый глаз, не закрывая при этом лево­го; после 5 с перерыва предлагают проделать то же самое для другого глаза. Следят за тем, чтобы при закрывании одного глаза не закрывался другой, а также не было излишних сопровождающих движений (скашивания глаз, перекашивания лица, опускания углов рта, открывания рта и т.п.), при наличии которых тест считается невыполненным. Если испытуемый умеет закрыть один глаз, но при закрывании другого отмечаются излишние сопровождающие движения, тест в целом расценивается как невыпол­ненный.


III. Предлагают вытянуть максимально вперед обе руки, обратив их
ладонями вниз, после этого правая рука сжимается в кулак. По звуковому
сигналу ребенок должен разжать правую руку и одновременно сжать в
кулак левую руку и в дальнейшем, не дожидаясь других слов команды,
должен в течение 10 с с наибольшей быстротой проделывать одновремен­
ное поочередное сжимание в кулак и разжимание правой и левой рук.
Следят за тем, чтобы не было излишних сопровождающих движений мышц
лица, при наличии которых тест считается невыполненным.

Тест также считается невыполненным, если испытуемый одновременно сжимает в кулак или разжимает обе руки или если он при этой манипуля­ции сгибает одну или обе руки в локтевых суставах - «гребет руками». При неудаче допускается повторение теста, но не более трех раз.

IV. Предлагают ребенку максимально вытянуть обе руки, обратив их
ладонями вверх, кисть левой руки сжимается в кулак, кисть правой руки,
оставаясь открытой, сгибается в лучезапястном суставе и обращается кон­
чиками пальцев к мизинцу левой руки. По звуковому сигналу ребенок
одновременно должен перевести левую руку в позицию правой (разжать

" кулак и согнуть кисть в лучезапястном суставе, обратив ее кончиками \ пальцев к мизинцу правой руки).

V. Определение моторной зрелости:

Проба на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» (А.Р.Лурия). Ребенку предлагается воспроизвести по образцу серию из девяти движе­ний, состоящую из трижды повторяющегося ряда трех вышеназванных движений. Если ребенок не справился с заданием, образец демонстриру­ется повторно до пяти раз. Оценивается по количеству предъявлений, не­обходимых для правильного воспроизведения. Задание доступно большин­ству здоровых детей 6 лет и старше. По данным наблюдений и литерату­ры, избирательные трудности в этом задании (делают большие паузы между движениями, путают последовательность движений или пропускают не­которые из них) характерны для детей со специфическими трудностями; в овладении школьными навыками (дислексией, дисграфией, дискальку-лией). Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Праксис идеаторный и идеомоторный. Действия с реальными предмета­ми. Испытуемому предлагается причесаться; расстегнуть и застегнуть пу­говицы, снять и надеть куртку и др. Действия с воображаемыми предмета­ми: показать, как чистят зубы, пилят дрова, размешивают сахар в чашке и т.п. Выполнение символических действий: попрощаться, молча позвать кого-либо, отдать воинское приветствие и т.д.

Оральный праксис. Простые движения губ и языка, например, высунуть язык; надуть щеки; поместить язык между зубами и нижней губой и т.д.

Действия без предметов и объектов, например, показать, как задува­ют горящую спичку, изобразить поцелуй, сплевывание.


Использованная литература

1. Введение в физическую культуру. - М., 1983.

2. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. - М, 1990.

3. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М., 1953.

4. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.

5. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительского действия. - М„ 1995.

6. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. - Т. 1. - М., 1968.

7. Утопический роман XVI-XVII веков. - М., 1971.

8. Коменсшй Я.А. // Антология гуманной педагогики. - М., 1971.

9. Дезами Т. Кодекс общности. - М., 1956.

10. Кабе Э. Путешествие в Икарию. - М.; Л., 1948.

11. Фурье Ш. Сочинения. - М., 1954.

12. Оуэн Р. Сочинения. - М.; Л., 1950.

13. Мюллер И. Моя система для детей. - М., 1991.

14. Ломоносов М. В. Сочинения: В 6 т. - М., 1952. - Т. 6.

15. Бецкой И. И. Привилегия и устав имперской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры. - СПб., 1767.

16. Максимович-Амбодик Н.М. Искусство повивания, или наука о бабичьем деле: В 5 ч. - СПб., 1786. - Ч. V.

17. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. - Т. 1 - М., 1951; Т. 2 - М, 1952.

18. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М, 1947.

19. Аршавский И.А. Ваш ребенок может не болеть. - М., 1990.

20. Бадалян Л. О. Нервная система // Дошкольное воспитание. - 1975. - № 5.

21. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М, 1997.

22. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошколь­ного возраста. - М, 1985.

23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991.

24. Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 4 т. - М., 1951. - Т. 3. - Кн. 1, 2.

25. Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функцио­нальной системы. - М., 1978.

26. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М., 1991.

27. Бернштейн И.А. Физиология движений и активность. - М, 1990.

28. Красногорский И. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности. - М, 1964.

29. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М., 1970.

30. Мотылянская Р. Е. Пути исследования проблемы развития выносливости у юных спортсменов. Выносливость у юных спортсменов / Под ред. Р. Е. Мотылян-ской. - М., 1969.

", 31. Терехова И. Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возра­ста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. - М, 1977.

32. Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморе­гуляции. - М., 1979.

33. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. - М., 1980.

34. Юрко Г. П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольно­го возраста. - М., 1977.


35. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. - М., 1982.

36. Фарфель В. С. Методика определения тонуса симметрии мышц туловища. - М., 1960.

37. Ханна Т. Искусство не стареть: Как вернуть гибкость и здоровье. - СПб., 1997.

38. Доман Г., ДоманД., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным. - М., 1998.

39. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребен­ка. - М., 1973.

40. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1947.

\ 41. Голубева Л. П. Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М., 1996.

42. Дубровский В. И. Все виды массажа. - М., 1992.

43. Тернер Р., Нанаяккара. Массаж для детей: Практическое руководство по массажу в домашних условиях. - М., 1998.

44. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психоло­гии. - 1976. - № 1.

45. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1927.

46. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1951. - Т. 1.

47. Быкова А. И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности: Дис... канд. пед. наук - М., 1949.

48. Физическая культура в школе: Методика урока в I-III классах. - М., 1971.

49. Иваницкий М. Ф. Движения человеческого тела // Анатомические очерки. - М., 1938.

50. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. - Минск, 1999.

51. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.

52. Тюрджиев Г. Стоп-упражнения // Наука и религия. - 1989. - № 9.

53. Крупская И. К. О дошкольном воспитании. - М., 1967.

Адашкявичене Э.И Баскетбол для дошкольников. - М., 1983.

Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1948.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М., 1981.

Вавилова Е.Н Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983.

Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 1983.

Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. - М., 1977.

Грядкина Т.С. Тренажеры для дошкольников. - СПб., 1992.

Детские народные подвижные игры / Сост. А. В. Кенеман, Т. И.Осокина. - М., 1995.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., 1989.

«Истоки» - базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 1977.

История физической культуры и спорта / Под ред. В. В. Столбова. - М., 1985.

Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. - Минск, 1980.

Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978.

Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. - М., 1973.


Кистяковская М. Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1978.

Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М, 1970.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М., 1978.

Лескова Г. П., Буцинская И. И., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1981.

Литвинова М. Ф. Народные игры. - М., 1986.

Лысова В.Я., Яковлева Т. С, Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлече­ния для дошкольников: Сценарии: Старший дошкольный возраст. - М., 1999.

Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб., 1993.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М., 1978.

Осокина Т. И. Как научить детей плавать. - М., 1985.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М., 1984.

Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А. В.Кенеман, Т. И.Осоки-ной. - М., 1984.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой. - М., 2005.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5-7 лет. - М., 2000.

Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и ме-* тодика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Сост. А.В.Кене­ман. - М., 1985.

Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / Под ред. М.Д.Ковригиной. - М., 1974.

Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М. И. Фонарева. - Л., 1983.

Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 1991.

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М., 1979.

Фельденкрайз М. Осознавание через движение. - М., 2000.

Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Ке-неман, Т.И.Осокиной. - М., 1980.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М. Ю. Кистя-ковской. - М., 1978.

Фонарев М.И., Фонарева Т. А. Лечебная физическая культура при детских забо­леваниях. - Л., 1977.

Фролов В.Г., Юрко Т.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошколь­ного возраста. - М., 1983.

Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1978.


Предисловие............................................................................................................... 3

Часть первая. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка ... 5

Глава 1. Теория и методика физического воспитания ребенка............. 5

1.1.1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия 5

1.1.2. Связь теории и методики физического воспитания

с другими науками................................................................. 8

1.1.3. О единстве организма и окружающей среды................ 11

1.1.4. Методы исследования в теории физического воспитания 14

Глава 2. Развитие теории физического воспитания ребенка................. 17

1.2.1. Зарубежные системы физического воспитания ребенка 17

1.2.2. Развитие теории физического воспитания

ребенка в царской России................................................... 30

1.2.3. Система физического воспитания ребенка

в советский период................................................................ 36

Глава 3. Задачи и средства физического воспитания............................. 39

1.3.1. Цель и задачи физического воспитания......................... 39

1.3.2. Средства физического воспитания.................................. 42

1.3.3. Физические упражнения - основное средство физического воспитания 43

Часть вторая. Методика физического воспитания и развития ребенка .... 52

Глава 1. Возрастные особенности развития ребенка

от рождения до 7 лет....................................................................... 52

2.1.1. Особенности развития ребенка раннего возраста....... 52

2.1.2. Особенности развития ребенка-дошкольника.............. 59

2.1.3. Характеристика программ по физическому воспитанию 62

Глава 2. Основы обучения и развития ребенка в процессе

физического воспитания................................................................. 64

2.2.1. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания 64

2.2.2. Принципы физического воспитания................................. 66

2.2.3. Методы и приемы обучения ребенка.............................. 72

2.2.4. Формирование двигательных навыков

и воспитание психофизических качеств......................... 87

2.2.5. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения 96

2.2.6. Этапы обучения двигательным навыкам....................... 98

2.2.7. Методика воспитания психофизических качеств.... 102
Глава 3. Физическое воспитание ребенка раннего возраста............. 128

2.3.1. Физическое воспитание ребенка первого

года жизни............................................................................. 128


2.3.2. Физическое воспитание ребенка второго

и третьего года жизни........................................................ 138

Глава 4. Гимнастика для детей дошкольного возраста........................ 142

2.4.1. Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка 142

2.4.2. Виды гимнастики и их характеристика........................ 143

2.4.3. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста 145

Глава 5. Подвижные игры как средство гармоничного развития

ребенка. Спортивные игры.......................................................... 188

2.5.1. Подвижная игра, ее определение и специфика........... 188

2.5.2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания 192

2.5.3. Теория подвижных игр...................................................... 194

2.5.4. Классификация игр............................................................. 201

2.5.5. Методика проведения подвижных игр.......................... 201

2.5.6. Русские народные подвижные игры.............................. 210

2.5.7. Развитие творчества в подвижных играх..................... 219

2.5.8. Воспитание выразительности движений

в подвижных играх............................................................. 227

2.5.9. Спортивные игры для дошкольников............................ 231

Глава 6. Спортивные упражнения для дошкольников.......................... 247

2.6.1. Характеристика спортивных упражнений.................. 247"*

2.6.2. Обучение ходьбе на лыжах.............................................. 248

2.6.3. Обучение катанию на коньках........................................ 249

2.6.4. Катание на роликовых коньках...................................... 253

2.6.5. Катание на санках.............................................................. 254

2.6.6. Катание на качалках, качелях, каруселях.................. 254

2.6.7. Катание на велосипеде...................................................... 255

2.6.8. Обучение плаванию........................................................... 257

Глава 7. Формы организации физического воспитания

в дошкольных образовательных учреждениях..................... 262

2.7.1. Физкультурные занятия дошкольников........................ 262

2.7.2. Утренняя гимнастика в детском саду............................ 280

2.7.3. Физкультминутка................................................................ 285

2.7.4. Закаливающие мероприятия в сочетании

с физическими упражнениями......................................... 286

2.7.5. Подвижные игры и физические упражнения

на прогулке........................................................................... 290

2.7.6. Организация экскурсий и туристских прогулок......... 291

2.7.7. Индивидуальная работа с ребенком.............................. 295

2.7.8. Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка 296

2.7.9. Активный отдых дошкольников...................................... 297

Глава 8. Планирование и организация работы по физическому

воспитанию в дошкольных учреждениях................................ 302

2.8.1. Планирование работы по физическому

воспитанию дошкольников.............................................. 302


2.8.2. Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях 311

2.8.3. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников 315

2.8.4. Врачебный контроль.......................................................... 316

2.8.5. Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников 320

2.8.6. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей 324

2.8.7. Санитарно-просветительская работа........................... 325

2.8.8. Физическое воспитание ребенка в семье...................... 326

2.8.9. Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями 328

Часть третья. Работа методиста в дошкольном учреждении ............................... 335

Глава 1. Должностные обязанности методиста по физической

культуре ребенка............................................................................ 335

3.1.1. Основные качества специалиста по физической культуре 335

3.1.2. Оформление методического кабинета.......................... 336

3.1.3. Формы работы методиста по физической культуре ребенка с педагогическими кадрами 337

Глава 2. Преподавание курса «Методика физического воспитания

и развития ребенка» в педагогическом колледже................. 339

3.2.1. Основные задачи профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию 339

3.2.2. Методика проведения учебной работы....................... 342

Приложения....................................................................................................... 346

Использованная литература........................................................................ 360



Учебное издание

Степаненкова Эмма Яковлевна

То, что физическое движение является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья и отличной фигуры не вызывает сомнений. Однако многие просто машинально выполняют ряд упражнений, даже не пытаясь понять, зачем они нужны.

Между тем, попробовав выполнить то или иное упражнение, можно провести своеобразный тест, который покажет, в какой форме вы находитесь и сколько вам лет. Хотите узнать, насколько подвижно ваше тело? Тогда выполните следующие упражнения!

1. Тест на гибкость плечевых суставов

Для этого нужно сесть на пол в удобную позу, поджав ноги под себя. Заведите руки за спину и сложите их ладонями друг к другу. Это походит на жест, который люди делают во время молитвы, с той лишь разницей, что он выполняется не перед грудью, а за спиной.

Таким образом вы узнаете, насколько подвижны ваши плечевые суставы, не скопились ли на них солевые отложения и не закостенели ли ваши плечи.

Если вы сделали все как положено, можете радоваться:

  • ваши суставы находятся в норме;
  • у вас отличная гибкость.

Если же вы смогли всего лишь обхватить себя руками за спиной, то это тоже неплохо, но вы нуждаетесь в тренировках для увеличения подвижности.

Если у вас вообще ничего не вышло, это говорит о том, что вам нужно заняться развитием верхней части тела, особое внимание уделяя плечевым суставам.

2. Тестируем гибкость позвоночника

Выполните это упражнение сидя, сев на стул с жестким сиденьем как можно глубже и выпрямив спину. Из этого положения попробуйте наклониться и дотянуться до пола пальцами, не снимая стоп со своего места.

Если у вас все получилось, попробуйте усложненный вариант: встаньте, слегка расставив ноги и постарайтесь коснуться пальцами пола. Если вы это делаете без труда, можете попробовать коснуться пола за спиной.



Если вы смогли положить на пол всю ладонь, не оторвав при этом от пола ступней, и не согнув свои ноги в коленях, это говорит о том, что:

  • вы отличаетесь потрясающей гибкостью;
  • находитесь в прекрасной физической форме;
  • ваш биологический возраст не превышает 25 лет.

Если вы дотянулись до пола только пальцами – это неплохо, однако нужно поработать над своей гибкостью.

Если вы вообще не достали пола, вам необходимо взяться за тренировки или откорректировать их таким образом, чтобы проработать именно эту часть тела.

Учтите, что, если ваш позвоночник ослабнет, это может привести к проблемам со здоровьем и ухудшению осанки.

3. Тестируем гибкость шеи

Постелите мягкий коврик и встаньте на него на колени. Теперь плавно наклонитесь назад, не опускаясь на пятки. Голень должна лежать на полу неподвижно. Постарайтесь прогнуться мостиком таким образом, чтобы кончики пальцев достали до пяток.

Те, кто отличается выдающейся гибкостью, могут попытаться ухватить в прогибе собственные ноги. Но для новичков хорошим показателем может быть и небольшой наклон, с упором ладоней в поясницу.



Если вы смогли выполнить это упражнение, значит:

  • у вас пластичные суставы;
  • плечевой пояс и шея хорошо развиты;
  • ваш организм находится в отличном состоянии.

Если вы смогли всего лишь отклониться назад, поддерживая руками спину, это указывает на то, что ваш возраст находится в диапазоне от 25 до 35 лет и вы нуждаетесь тренировках для повышения гибкости.

Если вы вообще не справились с этой позой – дела плохи: срочно беритесь за тренировки, потому, что эта поза вообще-то предельно проста, и если вы не можете выполнить даже ее…

4. Тестируем подвижность тазобедренных суставов

Возьмите коврик и сядьте на пол, раздвинув ноги. Одну ногу согните и подтяните к себе, а другую выпрямите вперед. Теперь наклонитесь к вытянутой вперед ноге, обхватив ее рукой.



Если расстояние между полом и вашим лицом составляет менее 30 см, вы находитесь в отличной форме!

Если расстояние больше указанного, нужно поработать над гибкостью.

Если вы не в состоянии сделать и этого или сгибаете ноги, вашим тазобедренным суставам нужны дополнительные нагрузки.

Скорее всего мышцы задней поверхности бедра недостаточно эластичны и их необходимо регулярно прорабатывать. Поэтому постарайтесь каждый день растягивать их. При этом делать ставку следует не на активные растягивающие движения, а на плавные, с задержкой на несколько секунд в растянутом состоянии.

5. Тестируем подвижность коленных суставов

Займите на коврике положение полулежа, уперевшись руками в пол. Проследите за тем, чтобы ваши ягодицы, спина и плечи находились на одном уровне. Затем начните медленно выгибаться вверх. Такую позу часто называют «Кошка». Учтите, что ладони должны быть плотно прижатыми к полу, как и ступни. Колени сгибать нельзя.


Если вы смогли занять эту позу и зафиксировать ее хотя бы на 5, а лучше на 10 секунд, ваши коленные суставы находятся в великолепной форме.

Если вы не смогли простоять и этого времени, ваша форма посредственна и нуждается в улучшении. Если же вы вообще не смогли принять эту позу, можно предположить, что вам либо больше 50 лет, либо не хватает гибкости. Поэтому постарайтесь не дожидаться, когда появится серьезная проблема и начните делать упражнения на повышение гибкости.

6. Тестируем боковые мышцы

Сядьте на коврик и вытяните перед собой одну ногу, а вторую согните в колене и прижмите к внутренней поверхности бедра выпрямленной ноги. Делайте наклоны, обхватив стопу выпрямленной ноги.


Если вы смогли обхватить ступню полностью, и почти лежите на выпрямленной ноге, ваш возраст не превышает 30 лет, мышцы имеют отменный тонус и, вероятнее всего, у вас осиная талия.

Если полностью наклониться не удалось и коснуться стопы вы не смогли, вам более 30 лет, но ситуацию нельзя назвать критической. Достаточно будет заняться растяжкой.

Если вы вообще не смогли наклониться, это говорит о том, что вы находитесь в биологически преклонном возрасте и остро нуждаетесь в упражнениях для повышения эластичности мышц. В качестве таковых можно использовать это же упражнение, которое следует выполнять в меру своих возможностей, постепенно повышая амплитуду движения.

К сожалению, с возрастом люди теряют гибкость, появляются проблемы с растяжкой, но, если взяться за решение этой проблемы и проявить достаточно упорства, гибкость можно будет восстановить до девичьего уровня.