Теоретические основы практики йоги: мула бандха (корневой замок). Техника выполнения мула бандхи

Д жаландхара бандха – это шейный (подбородочный) замок, перекрывающий дыхательные пути, сжимающий рецепторы каротидного синуса, а также стимулирующий щитовидную и паращитовидные железы.

Польза практики

В результате выполнения Джаландхара бандхи:

  • У тех, кто страдает высоким давлением, замедляется сердцебиение.
  • Пропадает чувство гнева и беспокойства, исчезает состояние стресса.
  • Успокаивается ум.
  • Происходит подготовка к медитации.

Техника выполнения

Исходное положение

Для освоения Горлового замка выберите удобное исходное положение.

Исходное положение 1

Сядьте со скрещены ногами и выпрямите спину, руководствуясь правилами . Постарайтесь прижать колени к полу (если необходимо, поместите под таз возвышенность). Положите ладони на колени. Проверьте, что в теле нет напряжения. Прикройте глаза.

Исходное положение 2

Займите положение стоя, расположив ноги на ширине примерно полметра. Наклоните корпус вперёд, упираясь ладонями чуть выше колен. Выпрямите руки.

Правила выполнения Джаландхара бандхи

Горловой замок выполняется во время задержки дыхания после вдоха или после выдоха. Задержка должна быть комфортной, дыхание после неё не должно быть сбивчивым и неровным. Только в этом случае она принесёт пользу организму.

Алгоритм выполнения

  1. Займите удобное исходное положение. Это может быть положение сидя (см. Исходное положение 1) или стоя (см. Исходное положение 2).
  2. Сделайте глубокий вдох (если планируете выполнять задержку на вдохе) или полный выдох (если планируете выполнять задержку на выдохе). Задержите дыхание.
  3. Наклоните подбородок вниз, прижмите его к груди. Горло должно быть «заблокировано». Приподнимите плечи и направьте их вперёд и вверх.
  4. Удерживайте задержку дыхания столько, сколько комфортно.
  5. Расслабьте плечи, руки, поднимите голову (если выполняли Джаландхара бандху стоя – поднимите корпус). Сделайте выдох (если выполняли задержку на вдохе) или вдох (если выполняли задержку на выдохе).
  6. Восстановите дыхание. Для этого сделайте несколько вдохов и выдохов в естественном ритме дыхания.

Видео как выполнять Джаландхара бандху

Ограничения и противопоказания

  • При высоком внутричерепном давлении и заболеваниях сердца не рекомендуется выполнять эту практику без опытного инструктора.
  • За время одного занятия рекомендуется выполнять не более 10 циклов Джаландхара бандхи. Один цикл – это одна комфортная задержка дыхания.
  • Недопустимо дышать во время выполнения Джаландхара бандхи. Вдохи и выдохи можно делать только после того, как вы её отпустите.

Зачем нужна Джаландхара бандха?

Шейный замок снижает повышенное давление и учащенное сердцебиение, стимулирует щитовидную и паращитовидную железы. Помимо пользы для физического тела, Джаландхара бандха используются для управления праной (жизненной энергией). Использование бандх во время практики пранаям позволяет накапливать эту внутреннюю энергию в определенных участках тела. Опытные практики могут управлять праной и осознанно направлять её в нади (каналы, по которым течёт жизненная энергия). Также бандхи используются во время практики мудр (особых жестов и позиций), что позволяет усилить их физическое и духовное воздействия.

А вы используете бандхи во время пранаям? Если да, то какой эффект вы ощущаете от такой практики? Ждем ваших ответов.

Намасте, друзья! Помню как я первый раз услышала фразу “держим легкую Уддияну Бандху”. В моей голове понеслось: “Банка? Банда? Что это за бандха, и где ее найти?”. В поисках бандх, я сжимала все что могла от коленей до подбородка, так, что хватали судороги. Ох, эти амбициозные цели в йоге — дорога в никуда. В настоящее время я изучила бандхи и их эффект на себе , лучше понимаю технику выполнения. И статьей расскажу вам, почему не стоит о них забывать во время практики.

«Бандха» буквально означает замок или печать, и у нас есть три замка в нашем теле. Анатомически эти нервно-мышечные замки, которые регулируют изменения внутрибрюшного и внутригрудного давления, влияющего на внутренние органы.

Они обеспечивают поддержку и стабильность в позе, и помогают сделать практику безопасной. Научившись работать со своим телом внтури и снаружи, вы будете дольше удерживать асаны, стабильнее в балансовых позах. Так же они распределяют поток праны в тонком теле.

У нас есть 4 основных бандхи:

  • Мула Бандха;
  • Уддияна Бандха;
  • Джаладхара Бандха;
  • Маха Бандха.

Древние йоги-философы говорили, что, овладев всеми тремя замками, вы обретете концентрацию в асанах, устойчивое дыхание, ясный и спокойный ум. Бандхи помогают контролировать и регулировать все внутренние системы, гормональные, сексуальные, метаболические, пищеварительные и многое другое.

Обратите внимание: бандхи не следует практиковать во время беременности.

Мула Бандха (корневой замок), как найти?

Самая важная для женщин, и не менее важная для мужчин, тем не менее достаточно доступная в исполнении. Представьте себе, что вы находитесь в середине 3 часовой пробки, и шоссе превратилось в автостоянку, а вам срочно нужно помочиться. Или вы дама в белых коротких шортиках, идете по парку, а критические дни начались на день раньше, чем вы рассчитывали. И вот те самые мышцы, которые вы инстинктивно сжимаете в таких ситуациях, чтобы подтянуть и удерживать то, вот-вот начнется, можно в целом считать Мулой Бандхой или, по крайней мере, той областью Мула Бандхи которую необходимо подтянуть во время практики.

Это корневой замок , и сжатие мышц тазового дна. Эта техника, для тех, кто хочет улучшить состояние своего организма, и наполниться силами, бодростью, энтузиазмом. Она помогает укрепить мышцы тазового дна, и промежности, направляет энергию вверх.

Для чего укреплять мышцы тазового дна? Для женщин — это облегчает течение беременности и роды, убирает непроизвольное подтекание мочи, помогает быстро вернуться в форму после родов. Для мужчин — это залог здоровья и долголетия. В “Прадипике” пишется, что даже старик становится молодым.

При регулярной практике ум становится живым, стимулируется нервная система.

Вся правда в том, что Мула Бандху нужно держать всю практику йоги. Да-да целый час или полтора часа. И для этого есть много причин, в том числе и блокировка энергии, которая позволяет течь ей вверх. Благодаря Мула Бандхе, ваша энергия останется внутри вас, это позволит вам чувствовать себя после практики удивительно легко.

Она помогает сконцентрироваться на процессе, который происходит здесь и сейчас. То самое состояние осознанности. Во время пранаямы нужно выполнять Мула Бандху, чтобы прана накапливалась.

Противопоказания:

  1. Геморрой в стадии обострения (в стадии ремиссии, наоборот Мула Бандха показана);
  2. Если вы страдаете простатитом и вообще любыми восполениями в этой области;
  3. Если вы на первом триместре беременности.

Уддияна Бандха и её действие на организм

Немного выше Мула Бандхи у нас есть вторая бандха, Уддияна . Переводится с санскрита как “взлетать”. То есть это улетный замок, спросите вы? Но нет, еще не улетный, но близкий к этому. Взлетающей, она называется потому, что ваши мышцы поднимают вверх грудную клетку, и внутренние органы. Вы почувствуете, что внутренние органы как-будто уменьшились. А энергия поднялась еще выше. Уддияна массирует органы пищеварения.

Техника выполнения

Расставьте ноги чуть шире ширины таза, вдохните через нос и поднимите руки до уровня ушей, выдохните через рот со звуком: “Ха”, и положите руки на колени. Не вдыхая, закройте рот, выпрямите локти и почувствуйте, как ваша брюшная стенка и органы прижались к позвоночнику.

Если вы сделали ее правильно, то взглянув на свой профиль в зеркале, увидите, как ваша талия становится стильной, миниатюрной, с выступающими ребрами над животом и пупком. Сохраните это положение как можно дольше, и выходите из бандхи, вдохнув через нос. Встаньте прямо, поднимите руки вверх, затем опуская руки вниз, снова выдохните.

Практика Уддияна Бандхи одна из продвигающих вас к прогрессу в овладении собственным телом, и используя ее во время занятий, вы становитесь продвинутым практиком.

Плюсы:

  1. Она защищает позвоночник при скрутках и позволяет телу быстрее прыгать, плавать, наклоняться и прогибаться;
  2. Помогает при профилактике абдоминальных и желудочно-кишечных заболеваний;
  3. Устраняет запоры, стимулирует выработку пищеварительного сока, тем самым увеличивая метаболизм;
  4. Уравновешивает систему надпочечников, снимая стресс, вялость и напряжение;;
  5. Используется в йогатерапии для профилактики заболеваний ЖКТ, массажа внутренних органов, повышает огонь пищеварения, активизирует ум.

У данной бандхи есть противопоказания:

  • менструация;
  • беременность;
  • инфекционные заболевания;
  • опухоли, воспаления кишечника;
  • повышенная температура тела;
  • выполняется исключительно на пустой желудок.

Джаландхара Бандха (горловой замок) и техника выполнения

Джаландхара Бандха — это, пожалуй, единственный случай, когда вы захотите двойной подбородок, и попробуете его сделать. В санскрите jal означает горло, jalan означает сеть, а dharan означает поток. Таким образом, смыслом Джаландхара Бандхи можно считать блокировку горла, и контроль за потоком энергии в нервной системе и за потоком в кровеносных сосудах шеи.

Техника выполнения

Чтобы найти Джаландхара Бандху, садитесь в удобное положение, скрестив ноги, и положите ладони на колени. Спина абсолютно прямая. Вдохните медленно и глубоко через нос, задержите дыхание, затем притяните подбородок к шее и немного приподнимите грудную клетку. Надавите на колени, выпрямив локти, и сохраните это положение как можно дольше. Чтобы выйти, поднимите подбородок, вдохните оставшуюся часть воздуха в легкие и выдохните. Если вы почувствовали неприятный двойной подбородок или заметили, что кто-то фотографирует ваш профиль, значит выполнили все правильно!

В отличие от первых двух, Джаландхара Бандха обычно выполняется в сочетании с конкретными дыхательными практиками и редко делается сама по себе.

Плюсы:

  1. Давление, оказываемое на рецепторы в ходе выполнения бандхи, замедляет работу сердца и успокаивают ум;
  2. Сжимает пазухи на основных артериях шеи,а это помогает регулировать кровообращение и дыхательные системы;
  3. Она массирует щитовидную и паращитовидную железы, стимулируя их;
  4. Практика Джаладхара Бандхи снимает стрессы, беспокойство и гнев;
  5. Сама собой она у нас получается в перевёрнутых асанах;
  6. Давление на горло нормализует обмен веществ.

Противопоказания:

Гиперфункция щитовидной железы. Осваивать ее следует только после уверенной практики двух предыдущих бандх, поэтому, противопоказания такие же как и у Мула Бандхи и Джаландхара Бандхи.

И если на вас никто не смотрит на работе, сделайте Джаландхара Бандху для умственного расслабления, устранения стресса и гнева.

Маха Бандха (великий замок) и техника выполнения

Это великий замок. Комбинация всех трех замков.

Сядьте в удобное положение, скрестите ноги, положите ладони рук на бедра или колени. Вдохните полностью через нос и полностью выдохните через нос до самого конца. И не вдыхая выполните Мула Бандху, затем приподнимите грудную клетку и сделайте Уддияна Бандху, и прижав подбородок к груди выполните Джаландхара Бандху. Когда захочется вдохнуть, поднимите голову, вдохните и отпустите банхи в сверху вниз.

У Маха Бандхи преимущества всех трех бандх , плюс регулировка эндокринной системы. Не пытайтесь освоить Маха Бандху, пока не овладеете в совершенстве всеми тремя. Польза ее для духовных искателей неописуема, поскольку представляет собой мощный метод стимуляции потока психической энергии и помещает ум в медитативное состояние.

Противопоказания такие же, как и у всех трех замков.

Если хотите подробнее изучить бандхи и мудры, и их благотворное влияние на организм, у Свами Сатьянанды есть книга «Асана, пранаяма, мудра, бандха». Намасте!

Мула-бандха – «Корневой замок» — представляет собой сжатие мышц промежности, тазового дна. Такое, казалось бы, банальное и бесполезное для йоги действие, однако, имеет мощнейшее воздействие на всю праническую систему. Но Мула-бандха – не только для «фанатичных» йогов, эта несложная в первом приближении техника может помочь буквально всем, кто хочет улучшить состояние своего организма и наполниться силами, бодростью, энтузиазмом. При регулярной правильной практике Мула-бандха весьма заметно укрепляет здоровье, а в русле йоги позволяет вывести практику на новый уровень.

Как это происходит и как правильно выполнять эту технику?

Мула-бандха воздействует на так называемую Апану – подвид праны, это поток энергии, который течет вниз и отвечает за восприятие «нижних» центров, которые стимулируют человека развиваться на материальном плане: зарабатывать деньги, продолжать свой род и строить семью, обустраивать дом, обезопасить себя от всевозможных напастей, беречь здоровье, а также за склонность апатии, лени. Одной из граней воздействия Мула-бандхи является то, что она снимает блоки, мешающие нашей реализации в этих областях, гармонизирует все эти сферы жизни.

Также Мула-бандха «запечатывает» нижний конец Сушумна нади (Центрального канала), предотвращая утечку энергии через нижние центры. На продвинутом уровне практики Мула-бандха пробуждает Муладхара-чакру, и пробуждает мощную спящую энергию Кундалини.

Важно учесть, что Мула-бандха, как и другие «энергетические замки», работает не только на грубом уровне, и это не только сжатие мышц промежности. Бандхи блокируют (сдерживают) движение на пяти уровнях: мышечная неподвижность, остановка дыхания, прекращение ощущений, мысли и сознания. Делая Мула-бандху, мы одновременно «сжимаем» Муладхара-чакру. Таким образом мы можем лечить физические заболевания, проблемы пищеварения, и сексуальные расстройства (такие как фригидность, импотенция и др.).

В нескольких авторитетных трактатах по йоге («Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита» среди прочих) утверждается, что Мула-бандха избавляет от дряхлости в старшем возрасте, а отдельные адепты с ее помощью даже полностью побеждали старость, до «седых» лет сохраняя физическое состояние тела совершенно «молодым». Отчасти это проявляется даже во многих современных опытных йогах и йогинях, которые обладают крепким, привлекательным и «молодым» телом даже в возрасте за 40 и за 50 лет. С большим уважением отзываются о Мула-бандхе и древние тексты (тантры и Упанишады), и современные авторитетные авторы – сэр Джон Вудрофф («Змеиная сила») и Б.К.С. Айенгар («Прояснение йоги») в числе прочих. Одним словом, практика Мула-бандхи очень полезна.

Йоговский текст «Гхеранда Самхита» довольно подробно описывает эту технику: «Прижми пяткой левой ноги область между анусом и половыми органами, и сожмите анус…». Это может выполняться в конце вашего обычного комплекса асан и пранаям, или отдельно, в течение дня (если сон беспокойный, на ночь делать не надо).

Практика выполняется по такой схеме:

  1. Садимся у удобную позу, предпочтительно Падмасану или Сиддхасану. Спина прямая, голову не опускаем. Закрываем глаза и расслабляемся в течение 1-2 минут, наблюдая процесс естественного дыхания.

  2. Собираем наше внимание в точке промежности и половых органов. Теперь, делая медленный вдох, сжимаем эту область – тазовое дно. Напрягаем всю область: мочеполовую систему, половые органы, анус (на базовом уровне освоения Мула-бандхи надо сжимать всю эту область: т.е. может происходить Ваджроли Мудра, Мула-бандха и Ашвини-мудра в той или иной степени).

  3. С выдохом постепенно расслабляем все что было сжато.

  4. Опять сжимаем (на вдохе).

  5. Опять расслабляем (на выдохе).

  6. Делаем 5-25 таких сжатий-расслаблений. Потом отдыхаем. Дыхание не должно быть слишком интенсивным (чтобы голова не кружилась).

Продвинутая практика может включать (после освоения базовой техники!) сжатие пульсацией по 4-5 уровней в каждом сжатии и такое же расслабление; очень медленное сжатие и такое же медленное расслабление; долгое удержание Мула-бандхи – на фоне ее можно выполнять другие практики: например, с Мула-бандхой, при проблемах с поясницей, выполняются все прогибы; и на легкой Мула-бандхе можно делать Сурья-намаскар и почти все отдельные асаны.

ШЕЙНЫЙ ЗАМОК (джаландхара бандха), - это первый основной замок.

Он выполняется следующим образом. Подбородок притягивается к горлу, к выемке между ключицами, на груди. Голову держите ровно, не наклоняя вперед. Шейный отдел выпрямляется. Позвоночник и шея абсолютно прямые.

Этот замок регулирует кровяное давление. Щитовидная и паращитовидная железы под давлением начинают выделять секреты и активизируют высшие функции гипофиза.

Если не выполнять замок, то можно почувствовать неприятное давление в области глаз, ушей и сердца.

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК (удияна бандха), получается автоматически, когда вы поднимаете диафрагму к грудной клетке и притягиваете органы верхней области живота по направлению к позвоночнику.

Это создает полость, мягко массирующую сердечную мышцу. Позвоночник должен быть прямым. Замок обычно выполняется на выдохе.

КОРНЕВОЙ ЗАМОК (мулабандха), - самый сложный и его выполняют чаще других.

Первая часть замка заключается в том, чтобы сжать анальный сфинктер и втянуть его внутрь.

Затем необходимо напрячь мышцы половых органов, чтобы сжать уретральный тракт.

Наконец, втягивается Пупочный центр, нижние мышцы живота притягиваются к позвоночнику так, что прямая кишка и половые органы оказываются притянутыми к Пупочному центру.

Этот замок выполняется на выдохе. В особых случаях он выполняется и на вдохе.

ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАМОК (махабандха). Это выполнение одновременно всех трех замков в теле.

При этом происходит омоложение нервов и желез. Он регулирует кровяное давление, уменьшает менструальные боли и заставляет кровь энергичнее циркулировать в нижних железах: яичниках, простате, железе Скина и других.

Лучшее упражнение сочетает выполнение ритмичной смены замков и комбинаций замков с мантрами.

ПОДРОБНЕЕ:

Основной целью физических усилий в йоге служит создание особого объема и потока жизненной энергии внутри тела и в ауре. При этом происходит как увеличение количества этой энергии, так и улучшение ее качества. Эти потоки направляются затем по естественным для них путям для циркуляции, что раскрывает целительные способности тела и усиливает различающие функции ума. В таком состоянии внутреннего здоровья и ясности происходит пробуждение духа и полного переживания бытия.

Кундалини йога весьма полезна для тела, но она использует тело также и как сосуд для расширенного сознания.Энергия, текущая извне в тело и ауру называется праной. Другая энергия, которая течет из тела наружу - апана. Это энергии усвоения, ассимиляции и выделения соответственно. Это позитивная и негативная стороны жизненной силы. Если обе эти энергии, эти качества присутствуют в достаточном количестве и в равной пропорции, возникает новое явление: проявляется состояние нейтральности и покоя, результатом которого служит новый поток жизненной силы. Йоги описывают этот процесс, как открытие потока энергии в центральном позвоночном канале, называемом сушумной, вверх к мозгу.

Когда этот поток и циркуляция укореняются в системе, происходит пробуждение энергии Кундалини. Этот потенциал осознанности и духа прежде всего проявляется в значительном увеличении ясности и способности к концентрации. Процесс вносит свой вклад во все области деятельности человека в соответствии с продвижением энергии через различные чакры, являющиеся центрами накопления и распределения энергии. Все это приводит человека в сверхсознательное блаженное состояние, в котором становится ясно, что реально, а что нет.

Все усилия, прилагаемые в исполнении йогических поз, дыхательных практик и медитаций, направлены на облегчение и ускорение центрального для йоги процесса трансформации. После серии упражнений или во время особых практик желательно сохранить полученную смесь праны и апаны так, чтобы смешанная энергия могла полностью сформироваться и инициировать открытие каналов, по которым она должна двигаться. Положения рук и глаз, помогающие этому процессу и запечатывающие потоки энергии называются мудрами.

Бандхи - это мышечные замки, прилагаемые к определенным областям тела и препятствующие разделению праны и апаны. Бандхи закрепляют результат усилий, прилагаемых йогином, и позволяют установиться новому равновесию. Эти телесные замки оказывают огромное воздействие на всю систему ума и тела. Это одна из базовых техник, приводящая к накоплению результатов усилий практика.

Есть три основных бандхи: джаландхара бандха или горловой замок, уддияна бандха или диафрагмальный замок и мула бандха или корневой замок. Эти техники описаны и обсуждаются различных классических источниках по Хатха йоге, например в трактате "Хатха йога Прадипика" или в тантрических объяснениях мудреца Геранды в Геранда Самхите. Эти тексты были учебными пособиями для курсов, проводимых мастером, который мог использовать техники изложенные там в нужном ему контексте. Йоги Бхаджан сделал то же самое для практик Кундалини йоги и учеников, занимающихся этими практиками.

Однажды он сказал: "Фундаментальное правило для большинства упражнений Кундалини йоги - это выполнение мула бандхи, даже если об этом не говорится явно. Вам скажут принять определенную позу, дышать определенным образом и т.д., однако есть вещи общие для всех крий, и подразумевается, что вы будете их выполнять. Первое - это правильная поза, второе - это замки... Когда вы практикуете для своего собственного блага, вы должны уметь правильно и в подобающее время использовать замки. Тогда говорится, что человек находится в состоянии махабандхи, великого замка. Эта йога была тщательно разработана святыми и мастерами и является скорейшим путем к возвышению духа и счастью".

ШЕЙНЫЙ (ГОРЛОВОЙ) ЗАМОК ИЛИ ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА
Это первый, наиболее часто используемый и самый основной замок. Есть общее правило использовать этот замок во всех медитациях с пением мантр, а также при выполнении всех дыхательных упражнений. Он также выполняется каждый раз, когда вы задерживаете дыхание на вдохе или на выдохе, если конечно явно не указано что-либо другое.

Для выполнения этого замка сядьте в удобную позу. Теперь поднимите грудную клетку и грудину вверх. Одновременно выпрямите шейный изгиб позвоночника, мягко втягивая подбородок. Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед.

Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед, мышцы шеи и горла должны оставаться в покое. Из-за сдвига в относительном расположении подбородка и груди возникает нужное натяжение. Не старайтесь опустить голову вниз или вперед, это приведет лишь к боли в шее.
Идея этого замка в том, чтобы запечатать энергию, создаваемую в верхних областях ствола мозга. Мышцы лица и лоб остаются в покое. Голова не отклоняется ни вправо, ни влево.

КОММЕНТАРИЙ
Эта бандха создает несколько эффектов одновременно. Она предотвращает нежелательные колебания кровяного давления, которые иногда могут возникать в процессе выполнения упражнений или пранаям, действуя как предохранительный клапан, и избавляя, таким образом, практикующего от возможного ощущения головокружения. Она также рефлекторно стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидных желез.

Джаландхара бандха направляет поток пранической энергии в центральный канал в его шейном отделе, а также в центральный канал, связанный с сердцем. Без приложения этого замка праническая энергия может устремиться к глазам, ушам или в другие места. Когда шейный замок задействован, сердце успокаивается и поток энергии естественен. В другом йоговском тексте, в Шива Самхите подчеркивается, что шейный замок предотвращает слишком быстрое рассеяние нектара, создаваемого в мозгу. Слово "джала" переводится как "вода" или "сок", что относится к мозгу и его во-дянистым секрециям. "Дхара" - "открывать ворота" или "тянуть вверх". Таким образом "джаландхара" - открытие ворот для соков мозга.

В терминологии Йоги Бхаджана, во время некоторых практик происходит стимуляция секреции высших эндокринных желез таких, как гипофиз, эпифиз и гипоталамус, а также взаимодействия между ними. Начало такой активности гипофиза называлось в древних текстах поворотом лотоса луны. В результате этого поворота прохладная энергия луны, расположенной в голове стекала вниз, чтобы смешаться с горячей энергией в пупочном центре и нижних нервных центрах. Выполнение джаландхара бандхи позволяет увеличить концентрацию этих секреций, что позволяет развиться новому виду взаимодействий между высшими железами.

В практически бездействующей шишковидной железе, заключены возможности, которые могут быть пробуждены только с помощью концентрирования "лунного нектара". К счастью необходимый для этого замок является простой систематически выполняемой практикой, что постепенно ведет к пробуждению нужных взаимосвязей. Этот замок помогает также концентрироваться на внутренних ощущениях и восприятиях, уменьшая действие отвлекающих импульсов от внешних органов чувств.

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК ИЛИ УДДИЯНА БАНДХА
Название этого замка - "уддияна" переводится с санскрита как "взлетать вверх". Это относится к его влиянию на энергию, находящуюся в нижней части живота. Диафрагма является барьером, отделяющим брюшную полость от плевральной полости, как на физическом, так и на тонком энергетическом уровне. Движение диафрагмы во время дыхания определяет полярность энергий в средней части тела через нервное сплетение, расположенное в области 8-го - 9-го позвонков грудного отдела позвоночника.

Диафрагмальный барьер проявляется также и на психологическом уровне. Функции, коренящиеся в теле ниже диафрагмы, носят более бессознательный и автоматический характер, тогда как расположенные выше диафрагмы - более осознанные и гибкие. Уддияна бандха позволяет преодолеть этот барьер. Он привод к интеграции эмоциональных характеристик по вертикали и позволяет пранической энергии двигаться в центральном позвоночном канале, называемом сушумна.

Для выполнения этого замка сядьте прямо. Глубоко вдохните, а затем полностью выдохните. Подтяните весь живот, особенно области выше пупка, внутрь к позвоночнику и вверх. Расправьте грудную клетку. Никогда не делайте этот замок с опущенной грудной клеткой. Слегка прогните позвоночник вперед в грудном и поясничном отделах. Выполняйте уддияна бандху 10-60 секунд, в соответствии с вашими возможностями. Внутренне состояние при выполнении уддияна бандхи должно оставаться спокойным и уравновешенным. Отпустите замок, постепенно отпуская живот и делая вдох. В этот момент не следует отпускать горловой замок или запрокидывать голову. Уддияна бандха выполняется только на пустой желудок и только на задержке дыхания на выдохе.

Для укрепления организма через правильно выполненные асаны, пранаямы и дыхание, используют бандхи. Такая практика обучения наполняет организм животворящей энергией. Бандха представляет собой группу методов, полученных из хатха-йоги. На энергетическом уровне бандха направляет поток энергии в организме, закрывая одни каналы и открывая другие.

Бандха часто ассоциируется с активацией глубоких мышц, которые помогают поддерживать положение таза и надлежащее выполнение асан.

Закрытие регулирует и направляет движение праны (жизненной силы) и апаны (силы выводящей), отвечающей за работу мочевого пузыря, почек, женских половых органов. Выведение газов и потоотделение также входит в ее компетенцию.

Риши Джаландхара впервые определил то, что банха аккумулирует результаты практики. Ее действие в йоге известны также под названием Риши, Мацйендрасан, Горакшасан и т.д. Практика метода Риши Джаландхара помогает достичь большего контроля над определенными зонами тела, регулирует работу глубоких мышц так, что асаны выполняются без особых усилий.

Наиболее известны три бандхи:

  1. Джаландхара (горловой замок).
  2. Уддияна (брюшной замок).
  3. Мула (корневой замок).

Первая практика заключается в наклоне головы вперед и прижатии подбородка к груди между воротниковых костей. Рекомендуется выполнять после выполнения асан и пранаямы и до практики дхьяны (удержание сознания возле изучаемого объекта) или медитации.

В классических йогических текстах классифицируется в разделе о мудрах или психических жестах. Несмотря на то, что бандха и мудры технически не похожи, они связаны друг с другом, поскольку вызывают определенное направление энергии в теле, способствующее более высоким практикам дхьяны и самадхи (слияние сознания с объектом через познание).

Джаландхара бандха – один из замков, практикуемых йогами. Описывается в йогических текстах Хатха Йога Прадепика, Геранда Самхита и Шива Самхита, активирует чакру Вишуддхи.

Как только бандха Джаландхара будет освоена полностью, ее делают вместе с пранаямой и мудрами до практики медитации.

Горловой замок в практике йоги

Согласно древним книгам, йоги считают, что в солнечном сплетении, расположенном в центральной части тела, находится пищеварительный огонь (Jatharagni), сжигающий пищу и дающий тепло. Лунное сплетение производит холод и находится в центре мозга. Благодаря блокировке Нади в горловом замке, энергия лунного сплетения стекает вниз и уничтожается горячей энергией солнечного сплетения – человек живет дольше. Такой процесс был назван производством жизненного эликсира.

Бандха сжимает Ида и Рингале, направляя прану в Сушумна (Нади или центральный канал, единственный сосуд, проходящий по шее). Центральный канал разделен на две части, которые направлены к мозгу (сонные артерии) и расположены по обе стороны шеи.

Горловой замок помогает:

  • вытянуть грудной отдел позвоночника;
  • стать более уравновешенным и спокойным;
  • растянуть вверх нервные центры и спинной мозг;
  • контролировать процесс дыхания.

Бандха, божественный нектар (жидкость Амрита), символизирует контроль мышления и речи, направленный в сторону более высокого сознания, не дает негативным мыслям загрязнить и отравить тело. «Джал» означает нектар, «Дхар» - поддерживающий. Бандха Джаландхара - башня, которая поддерживает нектар и должна выполняться на задержке вдоха.

Нектар, согласно индийской традиции, находится в точке между бровями и отвечает за долголетие. Амрита, вытекая из центра мозга, называемого Бунду Висарга, течет вниз через горло и пищевод, где она сгорает от огня пищеварения (Агни) в чаше Минипурака. Йоги используют Джаландхара бандху, чтобы задержать Амрита и тем самым достигнуть бессмертия.

Эффект бандхи подобно предохранителю или трансформатору, контролирует поток жизненной энергии (праны) в организме.

Бандха - это разработанные методы синхронизации дыхания с движением.

Как выполнить Бандху

При выполнении старайтесь держать спину прямо. Приближая подбородок к груди, не округляйте спину, облегчая выполнение пранаямы. Округлые назад плечи уменьшают объем груди и стесняют дыхание. Грудная клетка должна быть постоянно открыта.

Обопритесь на прямую поверхность (стена) и посмотрите, чтобы при выполнении Джаландхары, плечи были плотно прижаты к стене.

Вторая не менее важная деталь, на которую следует обратить внимание, это напряжение шеи во время выполнения - шея должна быть расслаблена.

  1. Займите удобное положение (Падмасана, Сиддхасана, Свастикасана, Бхадрасана, Вирасана, Бадхаконасана).
  2. Ладони положите на колени так, чтобы руки были прямыми. Поднимите плечи и слегка наклоните тело вперед, держа спину прямо, колени плотно прижмите к полу.
  3. Закройте глаза, расслабьтесь, дышите нормально. Глубоко вдохните и задержите дыхание.
  4. Слегка опустите подбородок, удлините заднюю часть шеи, поднимите вверх грудину и грудную клетку.
  5. Выпрямите шею. Центр головы, подбородка, пупок и промежность должны находиться на одной линии.
  6. Сделайте глубокий вдох, полный выдох, опуская в конце подбородок по направлению к груди, между ключицами так, чтобы трахея и пищевод были надежно закрыты.
  7. Выпрямите руки и нажмите ладонями на колени, чтобы создать заблокированное положение.
  8. Сосредоточьтесь на чакре Вишуддхи и задержите дыхание до тех пор, пока вам будет комфортно.
  9. Чтобы освободить замок, согните руки, поднимите голову, ослабьте подбородок и сделайте мягкий выдох.
  10. Вернитесь к прямому положению и сделайте несколько нормальных вдохов.

Мышцы горла, шеи и лица должны быть расслаблены. Повторять Джанн (замок) не более 10 циклов. Один цикл - это однократное выполнение Джаландхара бандхи.

Помните, что дыхание удерживается внутри. Не напрягайте и не перегружайте дыхание.

Начинающие должны держать дыхание всего несколько секунд. Позже время может быть увеличено до минуты и более, в зависимости от емкости ваших легких. Опытные йоги могут поддерживать фиксацию подбородка в течение трех минут и более.

Если возникли трудности при выполнении и расслаблении горла, посмотрите на реализацию этого положения с точки анатомии и изучите следующие анатомические структуры:

  • подъязычную кость;
  • первый шейный позвонок (атлас);
  • внешний затылочный бугор.

После освоения Джаландхары с дыханием внутри, можно экспериментировать с дыханием находящимся снаружи. Это требует небольшой практики, делается медленно, не напрягаясь. Сначала задержите дыхание на несколько секунд. Позже можно увеличить до 1 минуты и более. Опытные и постоянно практикующие йоги задерживают дыхание снаружи до 2-3 минут.

Задерживать дыхание нужно осторожно, не следует задыхаться, удерживая дыхание внутри или снаружи. Отпустите горловой замок, если почувствуете малейший дискомфорт, и дышите нормально. Продолжительность практики увеличивайте постепенно. Прекращайте практику, если почувствуете даже легкое головокружение.

Геранда Самхита говорит, что Джаландхара Бандху можно улучшить в течение шести месяцев, она дает психические силы или сиддхи (способность творить чудеса, сверхъестественные возможности) для практикующего.

Как выполнять

Горловая бандха помогает контролировать процессы дыхания. В древних источниках указано, что она разрушает все болезни, уничтожает старость и смерть. Это связано с определенным сжатием паращитовидной и щитовидной железы, отвечающих за выработку гормональных процессов в теле.

Сжатие мышц горла дает управление дыханием и тормозит процессы выделение гормонов, что помогает остановить необратимые процессы, проходящие в организме. При регулярной практике бандха снимает воспаление горла, заикание, тонзиллиты. Выполняется следующим образом.

  1. Выпрямите спину и вытяните позвоночник. Слегка отведите голову назад и полностью выпрямите шею.
  2. Опустите подбородок к груди. Важный момент: спина остается прямой.
  3. Замком пережимаются все важные нервные окончания, которые проходят через шею, и при отпускании бандхи энергетический поток идет по определенным каналам.

При такой задержке расширяются границы сознания. Задержка дыхания выполняется на полном глубоком вдохе, когда опускаете подбородок к груди. После этого следует спокойный, глубокий, ровный выдох.

Выполняется замок и после выдоха, эффект получается более мощным, т.к. происходит активация центров, ответственных за восприятие. Человек становится более спокойным, восприимчивым, круг сознания расширяется и можно воспринимать реальность такой, какая она есть на самом деле.

Преимущества

  1. Упражнение пробуждает внутренние энергетические центры, особенно чакру Вишуддхи (горловая чакра).
  2. Повышает способность удерживать дыхание в течение длительного периода времени и развивает способность концентрировать внимание.
  3. Эффективно закрывает воздушный проход и блокирует поток воздуха, что используется в практике Кумбхаки или в дыхании йогинов-практиков.
  4. Стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидной желез, помогает в лечении заболеваний горла.
  5. В Геранда Самхита указано, что Джаландхара Бандха дает победу над смертью. Но имеется ввиду не смерть тела, а скорее то, что йог может контролировать физические изменения, которые происходят в организме.
  6. Стабилизирует кровяное давление, приводит в действие высшие функции гипофиза.
  7. Помогает активировать горловую чакру. Когда она активна, йоги верят, что таким образом приобретают бессмертие.
  8. Активация чакры Вишуддхи означает, что запущен процесс против старения.
  9. Джаландхара бандха расслабляет мозг и учит интеллект (манас (ум, разум, душа), буддхи (сознание, душа), Ахамкара (эгоизм)) смирению.

Внимание

Антар-кумбхака (задержка дыхания после выдоха) проводится только до тех пор, пока человек чувствует себя комфортно.

Если существуют проблемы с щитовидной железой, прежде, чем практиковаться, проконсультируйтесь с врачом.

Противопоказания

  • высокое кровяное давление;
  • шейный спондилоартрит;
  • заболевания сердца.

Предлагаем вам посмотреть видео, чтобы наглядно представлять, для чего предназначена данная методика.