Техникой физических упражнений принято называть.

Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача решается наиболее целесообразно с относительно большей эффективностью.

В любом физическом упражнениивыделяют три части : подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

В практике физической куьтуры, для конкретизации частей упражнения по их выделяют следующие характеристики и элементы двигательных действий: основы техники, основное звено, детали.

К основе техники относятся главные элементы упражнения, без которых оно не может быть выполнено или будет искажено. Например, "прыжок в длину с разбега": разбег, отталкивание, полет, приземление.

Основное звено (базовое звено) - это наиболее важный элемент основы техники, например: отталкивание в прыжках, беге иди ходьбе; положение руки при броске мяча от плеча сверху.

Детали техники - к ним относят второстепенные элементы не влияющие на конечный результат (в беге - движение рук, кисти, характер выноса ноги и пр.).

Техника упражнений зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, таких как антропометрические показатели (рост, вес и др.), от двигательных способностей (уровень развития гибкости, силы, быстроты, выносливости), от психики (особенности восприятия, темперамента и др.) и особенностей обучения (школа движений).

Для сопоставительной характеристики техники упражнений определяют «эталон техники физических упражнений» - т. е. образец техники, принятый к образцу обучению. Как правило, это техника лучших спортсменов, которая служит для данного периода эталоном подражания.

Различают также «стандарт техники физических упражнений» - это образцы техники, которая, как правило, описана в учебниках, и которой учат всех.

«Индивидуальная техника физических упражнений» - это техника проявляющаяся в деталях для данного конкретного спортсмена. Это грамотное использование индивидуальных особенностей спортсменом для более эффективного или удобного выполнения заданного упражнения. Выдающиеся спортсмены часто имеют индивидуальный (неповторимый) стиль выполнения соревновательных упражнений.


Критерии оценки качества техники .

Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

Существует образцовая (эталонная) техника выполнения упражнений. Но практика показывает, что техника всегда индивидуальна, так как отражает особенности физического развития каждого атлета (его антропометрические данные, уровень развития физических качеств).

Технику двигательного действия принято отражать в описательных (визуальных, словесных) и биомеханических характеристиках. Во втором случае возможно посредством соответствующих количественных показателей точно указать, как движения совершаются в пространстве и во времени (кинематические характеристики), а также какие при этом взаимодействуют силы и их величины (динамические характеристики).

Особое значение имеют такие показатели как ритм и темп двигательного действия.

Ритм - обобщенная характеристика техники. В ней отражается не только строго определенная длительность движений и их фаз, но и распределение во времени акцентированных мышечных усилий.

Концентрация же усилий в активных фазах движений с повышением их мощности ведет к увеличению продолжительности пассивных фаз. Такая соразмерность движений придает двигательному действию слаженность, гармоничность, определяет его экономичность и высокую результативность.

Темп - частота или количество движений в единицу времени. Выделяют типичные темпы, максимальный, субмаксимальный, большой и умеренный. Большое значение придаётся и конкретным темпам, к которым можно отнести различные варианты и их сочетания. Нередко темп разбирается в сопоставлении со скоростью. В этом случае, отмечается их родство, проявляющееся в высокой двигательной активности организма. Последнее состоит в том, что при одной и той же скорости темп может быть различным, если отличается длина и амплитуда движения. Особо важную роль темп играет в тех видах упражнений, в которых итоговый показатель оценивается эффективностью каждой из серии движений (бокс, хоккей и прочие).

Качественные характеристики движений. Они представляют собой комплекс частичных признаков в их единстве. Качественные характеристики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.

Эффективность движения - спортивная результативность данного варианта технической подготовки

Точность движения - это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.
Экономичность движения - движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Простота упражнения - время, необходимое для обучения данному упражнению.

Энергичность движения - движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.
Пластичность движения - движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.
Выразительность движения - выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.
Опираясь на свойства процесса адаптации, можно, как мы теперь видим, целенаправленно подбирать те или иные варианты выполнение упражнений, регулируя их частоту, интенсивность, длительность и качественные характеристики повторений, сознательно формировать новые качественные признаки двигательной функции занимающихся, т.е. программировать и осуществлять её развитие в заданном направлении и с намеченными промежуточными и конечными ориентирами.

Вариант 2

1. Какая международная организация руководит Олимпийским движением?

а. Международная федерация олимпийских видов спорта;

б. Организация Объединенных Наций;

в. Международный Олимпийский комитет;

г. ЮНЕСКО.

2. Физическая культура представляет собой ….

а. часть культуры, направленную на оздоровление и физическое совершенство .

б. процесс совершенствования возможностей человека.

в. урок, во время которого выполняются физические упражнения.

г. воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям.

3. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что:

а. каждое упражнение направлено одновременно на совершен­ствование техники и на развитие физических способ­ностей.

б. они являются связующим звеном между запроектирован­ной целью и конечным результатом физического воспитания.

в. они определяют формы организации занятий физически­ми упражнениями.

г. каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

4. Что следует понимать под утомлением?

а. Способность длительное время выполнять напряжённую работу.

б. Поддерживание заданной интенсивности длительное время.

в. Временное снижение работоспособности.

г. Способность продолжить деятельность с прежней эффективностью.

5. Дайте определение понятия «спорт»

а. Спорт - это то же, что и физическая культура.

б. Спорт – это вид физкультурной деятельности, имеющий соревновательный характер.

в. Спорт – это соревновательная деятельность, непосредственно направленная к высшим достижениям в данной деятельности.

г. Спорт – это одна из форм рекреации (развлечение, отдых).

6. Что следует понимать под силой?

а. Произведение массы на ускорение. в. Функциональная возможность организма человека.

б. Способность проявлять максимальное напряжение. г. Способность преодолевать сопротивление.

7. По какой команде выполняется перестроение из одной шеренги в две?

а . В две шеренги – Стройся! б. В две шеренги – Постройтесь!

в. В две шеренги – Становись! г. Перестроиться в две шеренги!

8. Во время игры в баскетбол , после попадания мяча в кольцо, игра начинается…

а. с центра площадки;

б. из-за лицевой линии за кольцом;

в. из-за боковой линии;

г. по решению судьи.

9. Какая последовательность воздействий на физические качества наиболее эффективна в основной части урока по физической культуре?

1. На выносливость. 2. На гибкость. 3. На быстроту. 4. На силу.

а. 1, 2, 3, 4. б. 2, 3, 1, 4. в. 3, 2, 4, 1. г. 4, 2, 3, 1.

10. Величина нагрузки физических упражнений обусловле­на...

11. Под выносливостью как физическим качеством понимается...

а. комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки.

б. комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению.

в. способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь.

г. способность сохранять заданные параметры работы.

12. При воспитании выносливости не применяются упражнения, характерным признаком которых является...

13. При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Под ведущим звеном тех­ники понимается...

а. набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного дейст­вия.

б. состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.

в. совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.

г. наиболее важная часть определенного способа реше­ния двигательной задачи.

14. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что...

а. во время занятий выполняются двигательные действия, содействующие развитию силы и выносливости.

б. достигаемое при этом утомление активизирует про­цессы восстановления и адаптации.

в. в результате повышается эффективность и экономич­ность дыхания и кровообращения.

г. человек, занимающийся физическими упражнениями способен выполнить больший объем физической работы.

15. Спортсмены России впервые участвовали в играх Олимпиады …

16. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смир­нов - чемпионы Олимпийских игр в...

а. плавании. б. биатлоне . в. гимнастике. г. лыжных гонках .

17. Отличительным признаком навыка является...

18. Какая из представленных способностей не относится к группе координационных?

19. Первая помощь при ушибах мягких тканей:

а. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, искусствен­ное дыхание.

б. Холод на место ушиба, покой ушибленной части тела, наложение транспортной шины, обильное теплое питье.

в. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение.

г. Холод на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение.

20. Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств...

21. Осанкой называется...

а. качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие. б. пружинные характеристики позвоночника и стоп.

в. привычная поза человека в вертикальном положении. г. силуэт человека.

22. Основными источниками энергии для организма явля­ются...

а. белки и витамины . б. углеводы и жиры. в. углеводы и минеральные элементы. г. белки и жиры.

23. Под закаливанием понимается...

24. Основной причиной нарушения осанки является...

25. При броске баскетбольного мяча в корзину необходимо придать ему …

26. В каких командных спортивных играх спортсмены СССР и России никогда не становились чемпионами Олимпийских игр?

а. Водное поло; б. Футбол; в. Хоккей на траве; г. Баскетбол.

27. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Умеренная интенсивность вызывает увеличение пульса до...

а. 90-100 ударов в минуту. б. 110-120 ударов в минуту. в. 120-150 ударов в минуту. г. 150 и более ударов в минуту.

28. При составлении комплексов упражнений для снижения веса тела с использованием силовых упражнений рекомендуется...

а. использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений.

б. полностью проработать одну группу мышц, а затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц.

в. локально воздействовать на отдельные группы мышц, находящиеся ближе всего к местам жирового отложения.

г. использоватьбольшое количество подходов и ограничить количество повторений в одном подходе.

29. В процессе обучения двигательным действиям исполь­зуются методы целостного или расчлененного упражне­ния. Выбор метода зависит от...

30. Кто из олимпийцев обладает наибольшим количеством олимпийских медалей?

31. Как назывались судьи на Олимпийских играх Древности?

а. Педотриб. б. Палочник.

в. Элланодик. г. Рефери.

32. В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране?

а. Олимпийские игры планировалось провести в 1944 г., но они были отменены из-за II мировой войны.

б. В 1976 г. XII зимние Олимпийские игры проводились на Кавказе в Красной Поляне.

в. В 1980 г. XXII Олимпийские игры проводились в Мо­скве.

г. В нашей стране Олимпийские игры пока еще не про­водились.

33. Соблюдение режима дня способствует укреплению здо­ровья, потому что...

а. обеспечивает ритмичность работы организма.

б. позволяет правильно планировать дела в течение дня.

в. распределение основных дел осуществляется более или менее стандартно.

г. позволяет избегать неоправданных физических на­пряжений.

34. Способы выполнения двигательных действий, с помо­щью которых двигательная задача решается с относи­тельно большей эффективностью, принято называть...

35. Игра в баскетбол начинается…

а. с вбрасывания мяча судьей в центр площадки;

б. с вбрасывания мяча из-за боковой линии;

в. с вбрасывания мяча из-за лицевой линии за кольцом;

г. по решению судьи.

36. Освоение двигательного действия следует начинать с...

а. формирования представления об общем смысле дан­ного способа решения двигательной задачи.

б. выполнения двигательного действия в упрошенной форме и в замедленном темпе.

в. устранения ошибок при выполнении подготовитель­ных и подводящих упражнений.

г. формирования связей между двигательными центра­ми, участвующими в данном действии.

37. Укажите среди нижеприведенных основную цель проведе­ния физкультминуток и физкультпауз на общеобразовательных уроках в школе:

а. Повышение уровня физической подготовленности.

б. Снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки.

в. Укрепление здоровья и совершенствование культуры дви­жений.

г. Содействие улучшению физического развития.

38. Во время игры в баскетбол судья вращает руками перед собой. Этот жест означает…

а. надо играть быстрее; б. нарушение правил - пробежка с мячом; в. удаление игрока; г. минутный перерыв.

39. Профилактика нарушений осанки осуществляется с по­мощью...

а. скоростных упражнений. б. силовых упражнений. в. упражнений «на гибкость». г. упражнений «на выносливость».

40. Физическим качеством не является:

а. сила ; б. выносливость; в. воля; г. гибкость.

КЛЮЧ ДЛЯ ВАРИАНТА № 2

вопроса

Варианты ответов

вопроса

Варианты ответов

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек реша­ет определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, пре­одолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внеш­ней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.

Техника физического упражнения это способ решения двигательной задачи.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.

Стандартная техника это научно обоснованный, наиболее рациональный способ решения двигательной задачи .

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

Детали техники это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зави­сят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого за­нимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание лю­бого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновля­ется, что обусловлено:

Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

Поиском более совершенных способов выполнения движений;

Повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

Совершенствованием методики обучения;

Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например,

синтетические покрытия беговых дорожек, фиберглассовый шест - в прыж­ках с шестом) и другими факторами.

Педагогические критерии эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники по­нимаются; признаки, на основании которых учитель может опре­делить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа ис­полнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев (Ашмарин Б.А. 1990). Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатка­ми.

1-й критерий - результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зави­сит от многих причин, и установить среди них значимость тех­нической подготовленности бывает очень трудно.

2-й критерий - параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого пред­варительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими.

3-й критерий - разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо:

1) опреде­лить наилучший результат, который показывает ученик в изучае­мом двигательном действии;

2) знать, от уровня развития каких двигательных способностей зависит прежде всего результативность в данном действии;

3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей;

5) опреде­лить разницу между реальным результатом ученика (пункт 1) и возможным (пункт 4).

Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует по­тенциал физических способностей ученика, если ниже - не реа­лизует. В первом случае необходимо подтягивать двигательные способности, во втором - улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возмож­ного результата при данных физических способностях. Осущест­вляется это с помощью уравнений регрессии (Методика соответствующих рас­четов раскрывается в курсе «Спор­тивная метрология»).

Фазы физического упражнения . В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи дей­ствия. Например, в прыжках с разбега подготовительной фазой является разбег, в прыжках с места - сгибание ног и замах рук перед отталкиванием.

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия. Например, в прыжках с места - отталкивание и полет.

Заключительная фаза завершает действие, образно го­воря, позволяет выйти из рабочего состояния. Например, в прыж­ках этой фазой будет приземление, в беге - пробежка по инер­ции после финиша. Эффективность заключительной фазы иногда зависит от правильности исполнения движений в основной фазе (например, приземление при прыжке в длину - от полета), а ре­зультативность физического упражнения в целом - от правиль­ности исполнения заключительной фазы (например, приземления после соскока с гимнастического снаряда).

Основная фаза осуществляется с помощью движений, состав­ляющих основу техники, а две остальные фазы - с помощью дви­жений, составляющих детали техники.

Биомеханические характеристики движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное, промежуточное и конечное положение в процессе выполнения движения), траектория движения (форма, направление, амплитуда).

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Промежуточные положения (поза в процессе выполнения упражнения). Эффективность многих физических упраж­нений зависит не только от исходного положения, предшествующего нача­лу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непосредст­венно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца, горно­лыжника, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротивление внешней среды и тем самым влечет за собой повышение скорости передви­жения.

Конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра­ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гим­настике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение те­ла в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после переда­чи мяча в футболе.

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направле­нием и амплитудой.

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.

Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объ­ясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) име­ют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения.

Направление движения - это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагит­тальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собствен­ного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).

Данными направлениями пользуются для характеристики как поступа­тельных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или не­благоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения.

Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов ведут к тому, что они не дости­гают конечной цели в своих действиях.

Амплитуда движения - это величина пути перемещения отдельных ча­стей тела относительно друг друга или оси спортивного снаряда. Амплиту­да движений измеряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относитель­но каких-либо внешних ориентиров.

Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мышц, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в толка­нии ядра удлинение пути силы воздействия на снаряд приводит к возраста­нию скорости движения снаряда. Поэтому метателю рекомендуется выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой.

Временные характеристики. К ним относятся длительность дви­жений и темп.

Длительность движения - это время, затраченное на его выполнение. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность от­дельных частей, фаз, циклов, элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительнос­ти зависят практические достижения во многих двигательных действиях. Длительность упражнения в целом опреде­ляет величину его воздействия (нагрузку).

Темп движения - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п.

Темп определяется количеством повторных движений в единицу време­ни, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в мину­ту. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Нахождение оптимального темпа - одна из главных задач при овладе­нии техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определя­ется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной ча­стотой движения.

Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение . Они определяют характер перемещения тела и его час­тей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени

Если скорость движения постоянна, то такое движение называют рав­номерным, а если она изменяется - неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением . Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью - скорость возрастает, и отрицательным, имеющим направление, противоположное направлению скорости - скорость убывает.

Понятие скорости движений не следует отождествлять с понятием ско­рости передвижения.

Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствую­щих движений, но и от других факторов. Например, в беге - от длины и частоты шагов, сопротивлений воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых дви­гательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особен­но к моменту вылета снаряда, зависит дальность броска.

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются:

Активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;

Пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вяз­кость мышц и пр.;

Реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звень­ев тела в процессе движения.

Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивает со­хранение и направление изменения взаимного расположения звеньев чело­веческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и внутренние силы. Внутренние силы не могут переме­щать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.

Внешние силы складываются из:

Силы тяжести собственного тела;

Силы реакции опоры;

Силы трения и сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягоще­ния, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во време­ни сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышеч­ными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных дви­жений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соот­ношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-ли­бо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и од­нократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно опре­деляют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, кото­рые характерны для данного физического упражнения.

Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важ­нейшим интегральным признаком техники двигательного дей­ствия.

Каждое физическое упражнение характеризуется определенными способами выполнения, с помощью которых решаются двигательные задачи и достигается наибольший эффект в обучении, т.е. техникой выполнения.

Техника греч . – «искусстность») физических упражнений – это рациональный способ выполнения двигательных действий с относительно большей эффективностью.

Критерием оценки эффективности техники (способов выполнения) физических упражнений в одних случаях является сама внешняя форма движений (точность выполнения движений) и их координационная сложность (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, катание на коньках, прыжки в воду и др..), в других – техника выполнения движений определяется конечной целью: достижения максимального количественно измеряемого результата (легкая атлетика, тяжелая атлетика, гребля, плавание и др.). Технику физических упражнений в спортивных играх и единоборствах оценивают по достижению конечного эффекта в действиях (бросок в баскетболе, удар в боксе и т.п.).

Различают стандартную и индивидуальную технику выполнения физических упражнений.

Стандартная техника – наиболее рациональная основа выполнения двигательного действия, свойственная многим исполнителям.

Индивидуальная техника выполнения физических упражнений позволяет в пределах стандартной техники вносить некоторые изменения соответственно с особенностями телосложения и физической подготовленности занимающихся.Техника физических упражнений изменяется и совершенствуется.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают следующие компоненты техники физических упражнений: основа техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники (Рис. 9).

Основа техники
Компоненты техники физических упражнений
Техника физических упражнений

Рис. 9. Техника физических упражнений, ее компоненты

Основа техники физических упражнений – это совокупность относительно неизменных, необходимых и достаточных для решения двигательной задачи движений. При этом имеют в виду состав и последовательность движений и элементов, которые входят в физическое упражнение. К примеру, техника прыжка в высоту с разбега состоит из четырех элементов, и, чтобы быть именно таковым, ни один из них выбросить нельзя.

Основное (ведущее ) звено техники физических упражнений – это наиболее важная и решающая часть основы техники данного двигательного действия. Например, для прыжков в длину с разбега основным звеном техники будет одновременное движение толчковой ноги, с выносом маховой ноги и рук вперед-вверх; для метаний – финальное усилие во время броска; при выполнении нападающего удара в волейболе – удар по мячу в высшей точке прыжка.

Детали техники физических упражнений – это второстепенные элементы физического упражнения. Элементы могут изменяться не вызывая нарушений основы техники.Детали техники движений зависят и от индивидуальных особенностей человека (анатомических, физиологических, двигательных).

Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время пробегания дистанции у них может быть одинаковым. В прыжках в длину с разбега – разбег может быть больше или меньше, может быть выполнен по-разному, сильно или недостаточно согнутой ногой.

Расхождения в деталях техники движений зависят в основном от индивидуальных особенностей занимающихся, морфофункциональных и внешних условий.

Выделение в технике движений ее основы, основного звена и деталей имеет большое значение для процесса обучения. Когда основа техники несложная двигательное действие можно разучить сразу. Если же основа техники сложная, то двигательное действие разучивают по частям. И здесь процесс обучения начинается с обучения ведущему звену техники.

Движения человека протекают во времени и пространстве, т.е. при выполнении какого-л. упражнения можно проследить определенную последовательность движений – разбег, отталкивание, полет, приземление (фазы физического упражнения). В одних действиях таких фаз можно выделить две (в гребле, в метании мяча – замах и бросок), в других – три (в прыжках в длину с разбега). В подавляющем большинстве ациклических движений выделяют несколько основных фаз (в тройном прыжке с разбега – три отталкивания).

Разные фазы несут разные функции:

- Подготовительная. Задача этой фазы – создать самые выгодные условия для выполнения движений в основной фазе. Например, в прыжках в длину с разбега – разбег.

- Основная. В основной фазе движения направлены на решение главной двигательной задачи. Например, в прыжках в длину с разбега – отталкивание и полет, в гребле – гребок. Основная фаза движения составляет основу техники выполнения упражнения.

- Заключительная. Этафаза характеризуется завершением движения. В некоторых физических упражнениях заключительной фазе придается немаловажное значение (устойчивое приземление при соскоках, при приземлении в прыжках в длину и т.п.).

Все фазы взаимозависимые и каждая предыдущая влияет на выполнение движения последующей.

Частные характеристики техники физических упражнений

К частным характеристикам техники физических упражнений относятся:

Пространственные характеристики движений (положение тела, траектория движения – форма (прямолинейна и криволинейна) и направление траектории, амплитуда;

Временные характеристики движений (темп и длительность);

Пространственно-временные характеристики движений (скорость и ускорение);

Динамические характеристики движений (внутренние и внешние силы);

Ритмические характеристики (комплексная характеристика).

К пространственным характеристикам движений относят положение тела и отдельных его частей.

Движение всегда начинается с какого-то начального относительно неподвижного положения тела (вертикальные – висы, упоры; горизонтальные, наклонные – упоры, лежа). Изменяя положение тела или отдельных его частей, легко можно изменить нагрузку на определенные мышцы, увеличить или уменьшить координационную сложность упражнений (хват сверху заменить хватом снизу). Необходимость выделения положения тела объясняется его большим значением в технике физических упражнений. Различают исходные , промежуточные , конечные положения тела.

Исходное положение – расположение частей тела перед началом упражнения (низкий старт, основная стойка). Такое положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих движений.

Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-л. его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удерживание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники выполнения упражнения, влияющей непосредственно на результативность стрельбы.

Конечное положение в отдельных физических упражнениях также играет важную роль. К примеру, правильное положение тела при приземлении после соскока со снаряда в спортивной гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат (например, поза игрока после передачи мяча в футболе). В некоторых видах физических упражнений, связанных с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений при заданной программе (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), в первую очередь предъявляются требования эстетического характера. Это связано с тем, что техника выполнения упражнения в них приобретает самостоятельную роль, становится предметом оценки спортивных достижений.

Траектория движения – это линия, вдоль которой движется тело или предмет.В траектории движения различают:

Форму (прямолинейная и криволинейная);

Направление(основные, промежуточные, вращательные);

Амплитуду (размах движения).

Прямолинейные движения встречаются преимущественно в тех случаях, когда задача заключается в том, чтобы развить максимальную скорость в какой-л. части тела на коротком отрезке (движение руки в прямых ударах в боксе, в выполнении укола в фехтовании и др.). Обычно человек прямолинейных движений почти никогда не выполняет. Если проследить за движениями отдельных частей тела, то не трудно заметить, что все они описывают дуги, потому что движения в суставах не поступательные, а вращательные. Поэтому в движениях человека преобладают криволинейные траектории.

Направление движения – это изменение положення тела и его частей в пространстве относительно какой-л. плоскости (фронтальной, сагитальной, горизонтальной) или какого-л. внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.).

Направления движений бывают основные – вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево; промежуточные – в сторону и вверх-вправо, в сторону и вниз-влево; вращательные – вперед и назад, т.е. в сагитальной плоскости (переворот вперед и назад, кувырок назад и т.п.); влево и вправо, т.е. в лицевой плоскости (перевороты в стороны вправо и влево и т.п.); в горизонтальной плоскости (винты в прыжках в воду и т.п.).

Направление движения в технике выполнения физического упражнения играет важную роль в достижении практических спортивных результатов и обеспечении эффективности влияния упражнения на определенные мышечные группы. Даже незначительные отклонения в направлении движения приводят к тому, что такие движения не достигают конечной цели (например, в броске мяча в баскетболе, ударе в боксе, в прыжке в длину с места и т.п.).

Амплитуда (размах движения )– это расстояние, которое преодолевает движущая часть тела или наибольшее отклонение тела и его частей от положения равновесия.

Амплитуда определяется в угловых градусах или линейных мерах, она может определяться и условными обозначениями (полуприседание, полное приседание) или с помощью внешних ориентиров (при наклоне коснуться пола). Амплитуда зависит от строения костей и суставов, эластичности связок, мышц.

Временные характеристики движений: длительность движения и темп .

Длительность движений – это время, в течение которого движение продолжается независимо от пройденного пути.

Длительностью можно регулировать общий объем нагрузки. На выполнение разных упражнений и статических положений затрачивается разное время. Отдельные элементы техники физических упражнений выполняются с разной длительностью (замах в метании выполняется медленнее, чем бросок).

Под темпом понимают количество одинаково повторяющихся движений за единицу времени (темп ходьбы 120–140 шагов за мин). Темп движений отдельных частей тела зависит от их массы. Чем меньше масса тела, тем большую частоту движений можно развить. Наибольшая частота достигается в движениях пальцами руки и кистью (8–10 движений в сек), более медленные движения в локтевом и плечевом суставах и самые медленные движения туловищем (1–2 движения в сек). В циклических видах спорта темп движений во многом зависит от длины нижних конечностей, от техники и уровня развития быстроты.

Необходимо различать «темп» и «скорость», поскольку это разные по содержанию понятия. Например, можно бежать на месте в каком-то темпе (т.е. с определенным количеством движений за единицу времени), но характеризовать эти движения по «скорости» нельзя, так как при этом нет пройденного пути.

Скорость относят к пространственно-временным характеристикам движения . Скорость движений определяется временем перемещения отдельных частей тела или всего тела в пространстве,т.е. отношением длины пути, пройденного за единицу времени.

Движения по скорости могут быть равномерными и неравномерными. Если скорость в течение пути не изменяется, то движения равномерные, а если изменяется, то неравномерные.

Изменение скорости за единицу времени называется ускорением. Неравномерно ускоренные движения или неравномерно замедленные движения называются резкими.

Динамические характеристики движений .

На выполнение физических упражнений влияют внутренние и внешние силы. Любое движение человека это результат приложения дополнительной мышечной силы, мышечной тяги во взаимодействии с другими внутренними и внешними силами.

К внутренним силам относятся пассивные, активные (ими человек может управлять) и реактивные силы двигательного аппарата. Активные – силы тяги мышц; пассивные – эластичные силы мышц, вязкость мышц; реактивные – силы, возникающие при взаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорениями.

К внешним силам относятся силы тяжести собственного тела (сила земного притяжения), силы реакции опоры, силы сопротивления внешней среды (воздуха, песка, грунта, воды, партнера в упражнении), сила тяжести снаряда (штанга, ядро, гантели, мяч).

Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является движущей силой при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор) и тормозящей при перемещении тела вверх.

Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору, и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при ходьбе на лыжах, катании на коньках и т.п.

Сила сопротивления внешней среды (воды, воздуха и т.п.) в одних случаях положительно, а в других отрицательно сказывается на решении двигательных задач. Например, спортсмены показывают более высокие результаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность, а результаты в метании снарядов (диска, копья и т.п.), наоборот, снижаются с уменьшением плотности воздуха.

При выполнении физических упражнений стремятся к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении тормозящих сил.

Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определённое соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-л. физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве. Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Обычно ритм определяют путём измерения соотношения длительности каких-л. фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения. Для коротких дистанций это отношение равно 3,39, для средних – 0,3, а для длинных – 2,57. Отсюда видно, что бег на короткие дистанции отличается по ритмовому показателю от бега на средние и длинные дистанции. Ритм движений может быть рациональным, правильным, способствующим высокому результату и нерациональным, снижающим результаты.


а. Способ целесообразного решения двигательной зада­чи.

б. Способ организации движений при выполнении уп­ражнений.

в. Состав и последовательность движений при выпол­нении упражнений.

г. Рациональную организацию двигательных действий.

208. При анализе техники принято выделять основу, веду­щее звено и детали техники. Под ведущим звеном тех­ники понимается ...

а.Набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного дейст­вия.

б. Состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.

в. Совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.

г. Наиболее важная часть определенного способа реше­ния двигательной задачи.

209.В процессе обучения двигательным действиям исполь­зуются методы целостного или расчлененного упражне­ния. Выбор метода зависит от ...

а.Возможности расчленения двигательного действия.

б. Сложности основы техники.

в. Количества элементов, составляющих двигательное действие.

г. Предпочтения преподавателя.

210. Процесс обучения двигательному действию рекоменду­ется начинать с освоения ...

а.Основы техники.

б. Ведущего звена техники.

в. Подводящих упражнений.

г. Исходного положения.

211.Какая страна является родиной Олимпийских игр?

213. Кто явился инициатором возрождения Олимпийских игр?

214.В каком году создан Международный Олимпийский комитет?

216. Как выглядит Олимпийский флаг?

217. Расположите по порядку цвета Олимпийских колец начиная слева направо, верхний, а затем нижний ряд:

218. Какие три стороны характеризуют физическую культуру, как общественное социальное явление?

219. Какие функции относят к общим функциям физической культуры?

220. Какие факторы обеспечивают здоровье человека?

221. Физкультурно-спортивная деятельность является эффективным средством воспитания волевых качеств человека. Важнейшими из них являются:

222. Что означает в спорте выражение «Фэйр Плэй»?

223. Ценности физической культуры можно условно разграничить на:



225. Какие элементы включает в себя здоровый образ жизни?

226. В настоящее время принято выделять несколько видов здоровья:

227. Для индивидуального развития человека характерны следующие общие закономерности:

228. Темпы роста и развития организма и его окончательные размеры тела преимущественно определяются генетической программой развития. К числу таких генетических факторов относятся:

229. При занятиях физическими упражнениями для максимальной реализации своих возможностей необходимо знать:

230. Выполнение физических упражнений оказывает существенное влияние на:

231. Личная гигиена – это:

232. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо определенное соотношение:

233. Пищевой рацион спортсмена составляется с учетом:

234. В какой группе продуктов больше всего содержится витамина С?

235. Что относится к средствам физического воспитания?

237. Что относится к урочным формам физического воспитания?

238. Из каких частей состоит структура урока физической культуры?

239. Какая из функций спорта направлена на формирование нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания?

240. Какая из функций спорта направлена на развитие международных связей взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле?

241. В какой стране, и в каком городе будут проходили зимние Олимпийские игры 2006 года?

242. В какой стране, и в каком городе будут проходить летние Олимпийские игры 2008 года?

243. Ставропольская метательница диска Нина Пономарева-Ромашкова стала первой в истории СССР Олимпийской чемпионкой:

244. В каком городе Ставропольского края находится национальная Олимпийская база?

245. Кто возглавляет в настоящее время Комитет по физической культуре и спорту в Ставропольском крае?

246. Сколько золотых Олимпийских медалей завоевали Ставропольские спортсмены на летних Олимпийских играх в Афинах в 2004 году?

248. Чье имя носит известная во всем мире акробатическая школа в г. Ставрополе?

249. В каком из Ставропольских вузов находится старейший в России факультет физической культуры?

250. Какие из перечисленных видов спорта наиболее успешно культивируются в Ставропольском крае?

251. К какому ведомству относится спортивное общество «Динамо»?

253. Какие из перечисленных физических качеств человека относятся к основным?

254. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания различают:

255. К основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным потенциалом относятся:

256. Основным средством развития быстроты являются:

257. Основным средством развития силы являются:

258. Эффективным средством развития общей выносливости является:

260. Ведущей организацией всего олимпийского движения является:

261.Международный Олимпийский комитет был создан в …

а. Греции. б. Париже. в. Риме. г. Франции.

262. Право проведения Игр предоставляется …

а. Городу. б . Стране. в. Деревне. г. Республике.

263. 100-летний юбилей Олимпийского движения современности мировое сообщество отмечало в …