Тарасова татьяна анатольевна почему закрывает шею. «Комментаторы должны быть профессионалами, а не трепачами»

Алексей Ягудин является одним из-за самых прославленных подопечных Татьяны Тарасовой , которая за свою многолетнюю карьеру «вырастила» таких чемпионов, как Ирина Роднина, Илья Кулик, Наталья Бестемьянова. Алексей в недавнем интервью «СтарХиту» рассказал, почему он решил заниматься именно с Тарасовой, и как у него складывались отношения с ней.


«Сначала мы с ней общались по телефону. А первая совместная тренировка прошла в Италии летом 1998 года. Помню, сильно волновался, потому что не понимал, как сложится общение. Вдобавок на самой первой репетиции на льду выяснилось, что терминология отличается — мы работали в разных видах фигурного катания: я одиночник, а Тарасова в основном занималась с парниками и танцевальными дуэтами. Татьяна Анатольевна начала с фразы: «Леш, давай беговыми в одну сторону и пару кругов — в другую. Закончишь, подойдешь ко мне». «Беговые» — термин из танцев на льду, в одиночном катании он звучит иначе — «перебежки». Я ее не понял, стою в недоумении и пытаюсь сориентироваться. «Что встал? — спросила тренер так, будто мы с ней работали уже много лет. — Сказала же тебе, давай беговыми. Пошел!» Я решил переспросить: «Татьяна Анатольевна, перебежками?» А она так спокойно-спокойно отвечает: «Своими перебежками ты пойдешь отсюда сам знаешь куда, а сейчас беговыми». После этого понял — сработаемся!» — цитирует Ягудина издание.

Кроме того, Алексей вспомнил одну шутку, которая обернулась травмой для Тарасовой. «Порой тренировочный процесс был выматывающим. А когда Татьяна Анатольевна видела, что силы на исходе, любя приговаривала: «Алешенька, сыночек! Чего поник? Устал? Ну, иди на ручки. Я тебя покачаю, успокою». Конечно, на ручки я не шел. В 1999 году я выиграл пять турниров подряд. И вот после заключительного соревнования я отправился в раздевалку, снял коньки, переоделся. Выхожу и в коридоре встречаю Татьяну Тарасову. Она улыбается и произносит свое коронное: «Алешенька, сынок! Иди ко мне…» Ну, я подумал, раз столько раз звучала эта фраза, то почему бы и нет. Прыгнул в распахнутые объятия Татьяны Анатольевны и повис на ней всеми своими семьюдесятью двумя килограммами. Она успела только сделать удивленные глаза и издала звук «э-э-э» под тяжестью моего веса. Затем я спрыгнул, мы посмеялись, перекинулись парой фраз и разошлись каждый по своим делам. А на следующий день тренера увезли в больницу — потянула спину. Алешенька же не маленький — больше на ручки она меня не звала».

Спортивное сообщество бурлит – все обсуждают очередной виток давнего конфликта тренера Татьяны Тарасовой и фигуристки Ирины Родниной. Трехкратная олимпийская чемпионка сделала нелестное заявление о наставнике.

ПО ТЕМЕ

"Время от времени я наблюдаю за происходящим в фигурном катании. Трансляции сопровождаются кучей различных комментариев, которые мне слушать неинтересно. Татьяна Анатольевна у микрофона все время вспоминает: кого она тренировала, а кого не тренировала, к кому она хорошо относилась, а к кому – плохо. А это не комментаторская работа, это называется байки", – говорит Роднина.

"Я понимаю, что есть необходимость заполнения пауз какими-то интересными историями, профессиональный разбор того, почему судьи выставили ту или иную оценку, тоже должен присутствовать в работе телекомментатора", – цитирует фигуристку газета "Бизнес online".

Тарасова молчать не стала и тоже высказалась о Родниной в депутатском кресле. Она уверена, что "миллионы людей пишут и благодарят" ее за то, как она комментирует фигурное катание. По поводу Родниной заслуженный тренер СССР в интервью радиостанции "Говорит Москва" заметила: "Я думаю, что у людей, работающих в Государственной думе, очень много вопросов, на которые они должны ответить перед российским народом. А за свои комментарии отвечу я".

Напомним, что именно Тарасовой мы обязаны появлением множества знаменитых фигуристов. В том числе и Ирины Родниной. С Татьяной Анатольевной она стала работать в 1974 году, уже будучи победителем Олимпиады и многократной чемпионкой мира. Начинающая тогда тренерскую работу Тарасова на Родниной, как говорят, оттачивала мастерство.

В итоге катание Родниной обрело, по мнению болельщиков, больше художественной выразительности и образности. Например, в произвольную программу мировых первенств 1977-1978 годов Тарасова включила две поддержки со сменой руки, прыжок "Баттерфляй", исполняемый державшимися за руки партнерами, спуск переворотом с поддержки и другие оригинальные элементы. Это был нестандартный подход!

Сама Роднина при этом, как говорят, всегда считала своим учителем и наставником тренера Станислава Жука. И с Тарасовой отношения у нее почему-то не сложились. "Не знаю почему, – сайт слова Татьяны Анатольевны. – Я на эти размышления время не трачу. Давняя история. Но почему испортились отношения, ответа у меня нет. Знаю: в главном, в профессии, я Иру не подвела. Она у меня дважды становилась олимпийской чемпионкой. Была до меня раз, но со мной стала трехкратной. Я и ею была довольна, и собой".

"Жизнь нас развела. У каждого свои друзья, предпочтения. Думаю, Ира – человек не моего круга", – рассказывала в интервью Тарасова. При этом Роднина в автобиографической книге "Слеза чемпионки", вышедшей в издательстве "Время", так писала о Татьяна Анатольевне: " Для себя сделала такой вывод: не хочу с Тарасовой ни ругаться, ни дружить. Потому что ругаться – это неприлично и недостойно. Мы все-таки рядом столько лет прожили. Дружить же просто невозможно. А дружба – это взаимное уважение, принятие в человеке, с которым ты дружишь, не только его сильных, но и слабых сторон. У Татьяны Анатольевны долгие годы был девиз "Давайте говорить друг другу комплименты". А я вообще не умею говорить комплименты, и, естественно, наши отношения были чисто деловыми".

Татьяна Тарасова – советский и российский тренер по фигурному катанию. Заслуженный тренер СССР.

Тарасова Татьяна Анатольевна родилась 13 февраля 1947 года в Москве. Семья спортсменов радовалась дочке, возлагая на нее большие надежды. , знаменитый тренер по хоккею, – отец Татьяны. С раннего детства наставник учил дочку уверенно держаться на льду. Талантливая девочка и сама любила лед, с удовольствием посещала занятия.

Мама поддерживала рвение семьи достичь результатов в этом направлении. Татьяну с сестрой заставляли каждый день выполнять упражнения и уделять время занятиям физкультурой.

Старания родителей не пропали зря, со временем учеба превратилось в хобби, а после и в любимое занятие.

Фигурное катание

Фигурное катание с первых же попыток принесло Тарасовой славу. В 1964 году спортсменка победила во Всемирной Универсиаде, выступая в паре с Георгием Проскуриным, но в дальнейшем участницей ледового представления стать не удалось. Вскоре после победы Тарасова получила травму и вынужденно оставила любимый спорт. Тем не менее Татьяна продолжила посвящать больше времени фигурному катанию. Едва оправившись от повреждения, Татьяна Анатольевна решила, что непременно станет тренером. Не размениваясь на новичков, Тарасова взялась учить уже опытных фигуристов.


Рвение девушки в советских спортивных кругах встретили критикой. В родном доме также не приветствовали подобные шаги. Отец не верил, что без наличия опыта и знаний дочери под силу реализовать планы. Тем не менее учеба и теоретические занятия, а также целеустремленность помогли достичь цели. Группа, которую Тарасова тренировала, с успехом брала первые места на соревнованиях и Олимпиадах. Вскоре Татьяна Тарасова получила звание заслуженного тренера СССР, став в те времена самым молодым наставником, который удостоился подобной чести.


Анатолий Тарасов долгое время не принимал решения дочери, но позже признал Татьяну коллегой и посчитал, что та полностью оправдывает фамилию, ставшую символом достижений на льду. В сдержанной и строгой семье подобное решение считалось наивысшей похвалой.


Татьяна Тарасова – постановщик ледовых представлений «Щелкунчик», «Снежная Королева» и ледового мюзикла «Спящая красавица». Опыт в организации мероприятий подобного рода позволил женщине стать председателем жюри ледовых шоу Первого канала. Татьяна Анатольевна становилась главой жюри шоу «Звезды на льду» и «Ледниковый период». Ледовое шоу надолго стало для Тарасовой основным занятием. Видео этих телепередач постепенно обретает популярность на телевидении и в Сети.

Запомнили телезрители и ссору Татьяны Тарасовой с актером , случившуюся на программе «Сегодня вечером» с . Тарасова заставила Башарова извиниться перед и всеми женщинами, которые подвергались насилию пьяных мужчин, заявив, что «за одним столом с Башаровым сидеть никто не хочет».

Тренерская работа

В интервью Татьяна Тарасова не раз отмечала, что считает день, когда к ней в секцию попали будущие звезды фигурного катания и , наиболее удачным в творческой биографии. Спортсмены пришли к молодому и рискованному тренеру получить навыки и опыт. Фигуристы были уверенны, что Тарасова поможет раскрыть в них больший потенциал. После пройденных трудностей и взаимного непонимания результат оказался гораздо лучше, чем ожидали. Звездная пара просто летала надо льдом под ошеломляющую музыку.


В первую группу, которую довелось тренировать Татьяне Анатольевной, попали новички и уже опытные спортсмены. Женщина показала себя как суровый и требовательный тренер, который не допускает прогулов и не дает поблажек. Такой подход к делу позволил учительнице фигуристов уже на начальном этапе работы показать себя с лучшей стороны. В итоге подопечные чувствовали ритм фоновой музыки, уверенно двигались на льду, воспитанники демонстрировали высшие результаты.

Особую роль в работе Татьяны сыграли советы отца. Анатолий Владимирович давал дельные советы и требовал от дочери тщательного анализа каждой придуманной фигуры. Но в точности следовать рекомендациям отца удавалось не всегда. Творческие порывы не желали записываться на бумаге, на выручку наставнику приходила феноменальная память и бурная фантазия.


Несмотря на строгость и требовательность, Татьяна Анатольевна относилась к ученикам с любовью и почти материнским теплом. Тарасова никогда не бросала тренировать подопечных, даже если те не считались перспективными. Каждый из участников группы получал особое отношение к своей личности, а Тарасова умела точно угадывать особенности характера и подбирала программу занятий под конкретного ученика. Во время выступлений и Олимпиад тренер не позволяла воспитанникам жить в отеле, если появлялась возможность предоставить фигуристам дом или квартиру. Большинство дней рождения Татьяна Анатольевна отмечала в кругу большой семьи фигуристов.

Татьяна Тарасова дважды предпринимала попытки уйти с тренерского поста. Но каждый раз благодарные и жаждущие новых знаний воспитанники уговаривали любимую учительницу вернуться и продолжить дело. Не в силах противиться многочисленным просьбам тренер возвращалась обратно в мир фигурного катания.


Совместно с Тарасова разработала концепцию шоу и создала ледовый театр «Все звезды», радовавший зрителя шикарными представлениями на льду. Театр прославился тем, что на арене учреждения ставили классические балеты, которые умело переделывали под фигуристов. К сожалению, сегодня ледового театра «Все звезды» уже не существует.

Личная жизнь

С первым мужем Татьяна Анатольевна прожила совсем мало времени. Спустя 2 года семейной жизни супруги решили, что отношения пора прекратить. Развод прошел тихо и мирно.

Спортсмен Василий Хоменков – второй избранник Татьяны, трагически погиб в 1976 году. Сама женщина не желает обсуждать подробности недолгой супружеской жизни. Из уважения к заслуженной труженице советского и российского спорта журналисты стараются не затрагивать больную тему в интервью.


В третий раз Татьяна вышла замуж за пианиста Владимира Крайнева. Спортсменка обожала талантливого мужа и могла часами говорить о достижениях музыканта. Супруг Тарасовой трудился и жил в Ганновере, где у него было много учеников. Больше трех десятков лет счастливого замужества принесли только радость. Но, к сожалению, дети у супругов так и не появились.

29 апреля 2011 года Владимир Крайнев умер после того, как перенес тяжелую болезнь. Татьяна Анатольевна долго скорбела по умершему супругу, но работа и ученики не дали женщине полностью погрузиться в траур.

Татьяна Тарасова сейчас

В апреле 2017 году завершился чемпионат мира по фигурному катанию, проходивший в Хельсинки. Татьяна Тарасова лично комментировала мировое первенство по ТВ. Некоторые размышления тренера в прямом эфире не понравились именитым фигуристам. В частности, Ирина Роднина, трехкратная олимпийская чемпионка и депутат Госдумы, раскритиковала работу бывшего наставника. По словам Родниной, Татьяна Анатольевна плохо справляется с комментаторской работой, поскольку постоянно в разном контексте вспоминает тренерскую деятельность. В то же время поклонники Тарасовой отметили ее профессиональный уровень как спортивного комментатора.


Сама Татьяна Тарасова назвала подобные заявления «травлей», якобы организованной Аллой Писеевой, членом технического комитета по танцам на льду Международного союза конькобежцев. По мнению Татьяны Анатольевны, смещение ее с должности телекомментатора «Матч ТВ» – цель такой «атаки». В свою очередь, Писеева с удивлением заявила о том, что не понимает сути обвинений Тарасовой, поскольку «представить даже не может мысли относительно того, чтобы организовать манипуляцию мнением представительницы российского парламента, трехкратной олимпийской чемпионки».

В 2017 году также состоялся юбилей Татьяны Тарасовой под названием «Татьяна Тарасова. Юбилей в кругу друзей. 7:0», который отмечали в «Лужниках». Желающих поздравить с 70-летием знаменитого тренера оказалось столько, что организаторам пришлось создавать сразу три шоу. На юбилейный вечер прибыли олимпийские чемпионы из разных стран мира, представлены сразу несколько поколений фигуристов. Посетил торжественное мероприятие и , любимый ученик Татьяны Тарасовой. Совместную фотографию спортсмена и тренера во время триумфа в Солт-Лейк-Сити до сих пор помнят российские болельщики.


Татьяна Анатольевна Тарасова не намерена прекращать тренерскую работу, готовя новых чемпионов. Сильная и целеустремленная спортсменка тренирует фигуристов сразу на двух материках. Деловой год тренера разбит на два сезона: один проходит в США, второй - в России. Кроме российских спортсменов в группе Тарасовой стали появляться и зарубежные фигуристы.


Поклонники отмечают, что Татьяна Тарасова сильно похудела. Фото «до и после» – очевидное подтверждение позитивных изменений.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством»
  • Орден Дружбы Народов
  • Заслуженный Тренер России
  • Заслуженный тренер СССР
  • Мастер спорта СССР международного класса

Первая причина это ты, а вторая все твои мечты...

Вне всякого сомнения уход Евгении Медведевой со скандалом был выгоден очень многим. Начнем конечно же, с Елены Вайцеховской, которая не преминула тут же разразиться скандальными статьями и кинуть в Этери Георгиевну очередную мантру про пубертат, однодневок, поскакушек, настоящее женское, тренера-юниоров, не понимающего взрослых спортсменов, не то, что Орсер. Как их понимает Орсер мы все вчера увидели. Вся страна увидела.

Кидалось и что Тутберидзе не сердечный тренер, не понимает тонкую душевную организацию спортсменок. И что поставила плохую программу Евгении. Хотя как показал опыт работы с Орсером она просто физически не может выкатать более сложный контент. Не может делать все прыжки во 2й половине. Просто не может. Она живой человек, не робот.

Посев на благодатную почву уязвленного эго Евгении и ущемленных амбиций ее мамы, дал просто роскошные плоды.

Выгоден переход был и Татьяне Тарасовой. В чем выгода Татьяны Анатольевны? Разумеется в том, чтоб лучше выглядеть на фоне Этери. Все мы помним ее интервью после начала скандала,что от Тарасовой НИКОГДА не уходили спортсмены. Конечно, Татьяна Анатольевна всегда предпочитала брать уже качественный чужой продукт и дорабатывать, нежели выращивать свои ели 11 лет. Хотя и здесь немало интересных откровенний о Татьяне Анатольевне и ее методах от ее бывших учеников. Той же Ирины Родниной, Оксаны Грищук.

Поддержали Евгению и некоторые спортсменки, с ней соревновавшиеся. А почему бы и нет. Им тоже на руку, если ее результаты упадут.

Третья это все твои слова. Я им не поверил едва...

Все мы также помним слова Татьяны Анатольевны, что Женя у Орсера будет счастлива.

«Он потрясающий человек, он лучший тренер сейчас, у него тренируются фантастические люди, которые опережают время на много лет. Если Женя будет здорова, она будет счастлива там», - сказала Тарасова в эфире «Первого канала».

А оказалось, что обещанного счастья особо и нет. Никаких слов поддержки Орсер в Кике не высказывает, курточку так заботливо как Этери, не накидывает. Говорит своей спортсменке:" Ну ладно, за меня не беспокойся. ". Занимается час в день. А потом присылает счет в конце недели. А когда Жене поговорить хотелось, сделал большое одолжение, сказал, что ну говори, я послушаю. Никакой тебе душевности, никакого к тебе интереса, чем ты живешь, что у тебя в голове сейчас. У Этери это все было. В любое время. И просить не требовалось. "Одна семья, которая всегда тебя поймет и поддержит",-скажет Алина в интервью. И Жене ли не знать, что это правда.

Семья там у нее была. Где тренер не позволил бы выставить себя на посмешище с такими программами, нелепыми платьями. Где тренер, прижимая ее к себе на Олимпиаде перед камерами, не позволил накричать в них все свои эмоции и претензии и даже ненависть к тренеру. Где тренер не дал тебя загнать в депрессию сразу после поражения. Все помним про "они обе золотые, обе достойны". Есть ли такая семья у Евгении в Канаде?

Четвертая причина это ложь. Кто прав, кто виноват не разберешь.

За что так не любят Женю, уважаемая Татьяна Анатольевна? Не за переезд. Да и не за уход. За ложь. Народ не любит чувствовать себя обманутым. Когда ему говорят в марте, что мы с тренером продолжаем работать. А потом оказывается, что к Орсеру начали стучаться еще в феврале. Решение было принято в ночь после произвольной программы. В день рождения Этери, что символично. Зачем всех уверять, что мы с тренером навсегда? Можно промолчать.

Не любят и за неблагодарность. Потому что многие уже жизнь пожили, и испытали на себе, как это больно, когда с тобой вот так. Как с вещью.

А теперь слышим от уважаемых спортсменов и не менее уважаемых заслуженных тренеров, что оказывается, это люди, которые за Женю не болеют, виноваты. Конечно, они. Они нарядили ее в нелепые платья. Они выбрали ей эту музыку, и не смогли ей так растолковать каждый жест, как это делала Этери. Люди поставили Жене показалку с плеча Кэтлин Осмонд. Они придумали прыгать каскад, который никогда на соревнованиях не опробовали. Когда такой задачи и не было. А надо было лишь просто откатать чистенько свой привычный контент и пройти в финал. Именно они испортили все Женины вращения, наработанные годами.

Пятая причина это боль: от того что умерла любовь.

Все все понимают. Что вернуть репутацию Евгении уже невозможно, сколько бы спортсменов не опрашивай, которые расскажут про злых болельщиков. И отношений таких как прежде с Этери не будет, как не мири их перед камерами. Назад не вернешь. Женя сама подкидывает дрова в этот костер своими постоянными после ухода интервью, где проскальзывают камушки в бывший огород. Большинству ее уже просто жалко, как загубила девчонка себе жизнь, с легкой руки таких вот доброжелателей. Наверное, у многих и ненависть прошла.

Но самое интересное то,что понимает это и Татьяна Анатольевна, и Максим Траньков, и Татьяна Волосожар, и Евгений Плющенко, и Алексей Урманов. Да все это понимают.

Конечно, Женя заварила это все сама. Но тот, кто это поджег, сейчас пытается переложить свои ошибки на народ. Вместо того, чтоб честно ей сказать. То, что ты делаешь сейчас, это плохо. Это не программы, это не настрой, это не прокаты. Это не ты. И спросить с тренера, что это за ответ про вашу спортсменку не знаю. Зачем? Проще ж Женю списать чужими руками. И сказать потом: "Ну а что поделать? Народ неадекватен. Мы хотели как лучше. Вот на стажировку в Канаду отправляли".

Не стоит выставлять Медведеву жертвой людской нелюбви и еще больше злить людей в ее сторону. Она сама принимала решения. Уже сама и заплатила за них. Пусть просто работает дальше, со своим новым тренером.

Главное, сделать правильные выводы. Не травить того, кто готовит хороших спортсменов, не переманивать их в другие группы, не рассказывать им, как тут плохо, не вешать им раньше времени медали на шею, не раздувать их веру в собственной гениальности до небес.

Родилась 13 февраля 1947 года в Москве. Отец - Тарасов Анатолий Владимирович (1918-1995), выдающийся стратег советской школы хоккея, Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук. Мать - Тарасова Нина Григорьевна, преподаватель физкультуры. Супруг - Крайнев Владимир Всеволодович, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и международных конкурсов, профессор Ганноверской консерватории.

Отец Татьяны Тарасовой - Анатолий Владимирович Тарасов - внес неоценимый вклад в развитие, становление и завоевание международного признания отечественного хоккея. Начиная с первых хоккейных сезонов и кончая серединой 1970-х годов, на протяжении почти 30 лет, он стоял у руля советского и армейского хоккея и был безусловным лидером среди хоккейных тренеров.

Сам А.В. Тарасов выступал за команды: ВВС МВО (1946-1947), ЦДКА, ЦДСА (1947-1953). Как игрок трижды был чемпионом СССР (1948-1950), провел 100 матчей, в которых забросил 106 шайб.

Тренерскую карьеру начал еще в 1946 году, на протяжении сезона возглавляя команду ВВС МВО. С 1947 по 1975 год он - старший тренер ЦДКА, ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА - чемпиона СССР 1948-1950, 1955-1956, 1958-1960, 1963-1966, 1968, 1970-1973, 1975 годов, обладателя Кубка СССР 1954-1956, 1966-1969, 1973 годов.

В 1958-1960 и 1962-1972 годах А.В. Тарасов - старший тренер сборной СССР. Именно под руководством А. В. Тарасова и А. И. Чернышева сборная СССР выиграла подряд девять чемпионатов мира (1963-1971) и три Олимпиады (1964, 1968, 1972), одиннадцать раз становилась сильнейшей в Европе (1958-1960, 1963-1970).

Тренером Тарасов был не обычным. Недаром его школу изучали и изучают до сих пор и в Европе, и за океаном. Безусловно - Личность. Огромная энергия, творческий поиск, выдающееся чутье на игроков и - умение выжимать из них в игре все по максимуму. Он выбирал лучших безошибочно. И так же безошибочно он создавал звенья, в которых каждый, дополняя товарища, становился звездой.

Те, кто видел его во время соревнований, наверняка помнят его пылкие жесты, обращенные к своим подопечным, его тигриное вышагивание вдоль скамейки запасных игроков.

"В спорте ни в коем случае нельзя останавливаться, - говорил Анатолий Владимирович. - Когда соперники равны, результат может оказаться случайным. Надо быть на голову выше. Только тогда можно подавить, победить, уничтожить любого соперника. Я очень люблю своих ребят. Именно поэтому требовал с них то, чего никогда не мог сделать никто другой".

По наблюдениям другого выдающегося советского тренера Александра Яковлевича Гомельского, А.В. Тарасов был очень непростым, жестким тренером: "Он ломал людей, но этой ломкой на самом деле он и умел создавать уникальные характеры".

В 1977 году, в Артеке, во время детских "Стартов надежд" Анатолий Владимирович беспрерывно выступал перед пионерами, и одно из таких выступлений непроизвольно вылилось в тренировку: прямо на асфальте, до крови обдирая коленки и локти, ребятня вместе с хоккейным корифеем крутила кульбиты, бегала со штангой, прыгала через скамейки и если бы в этот момент Тарасов сказал, что надо прыгнуть в море и поплыть в Турцию, поплыли бы все, включая вожатых, да и просто зрителей...

Сегодня его дочь - Татьяна Тарасова - знаменита почти так же, как ее отец. Ее называют человеком, одержимым профессией. Она воспитала 11 олимпийских чемпионов, ее ученики завоевали в общей сложности 38 золотых, 15 серебряных и 5 бронзовых медалей на соревнованиях самого высокого класса, в том числе 6 олимпийских золотых медалей. Среди ее воспитанников были Ирина Роднина и Александр Зайцев, Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Марина Климова и Сергей Пономаренко, Паша (Оксана) Грищук и Евгений Платов, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Илья Кулик, Алексей Ягудин...

Спорт она полюбила с детства, ходила на тренировки отца, а когда его воспитанники выигрывали на хоккейных чемпионатах, бросалась к экрану телевизора и перецеловывала всех. В 5 лет отец привел ее в фигурное катание: "Уж если родилась девочкой, то хоть на коньках стоять научится". Он воспитывал ее сурово, как мальчишку. "Никогда не забуду, как одно время наша милая и нежная мама по приказу отца каждый день в семь утра и в любую погоду выгоняла нас с сестрой Галей на улицу делать зарядку, - рассказывала как-то Тарасова . - По-моему, папа долго понять не мог, что у него родились две дочки, а не два сына".

Кататься Татьяна начала с Людмилой Пахомовой, впоследствии известной фигуристкой, обладательницей всех мыслимых титулов в фигурном катании. Занимались на Стадионе юных пионеров. Тогда их считали не слишком способными фигуристками, но артистками отменными. Однако отец был категоричен - актрис в семье не было и никогда не будет. По его настоянию Татьяна пошла в Институт физкультуры (1964-1969), хотя мечтала учиться в ГИТИСе на балетмейстерском.

В паре с Георгием Проскуриным Татьяна Тарасова победила на всемирной Универсиаде, но на пороге 19 лет из-за тяжелой травмы она вынуждена была покинуть лед. Тогда, пожалуй, она впервые поняла, что без фигурного катания ей будет очень трудно. В один прекрасный день она поставила в известность отца, что решила стать тренером, и стала работать.

Девушка отважно взялась тренировать мастеров уже достаточно высокого класса. В первой ее группе занимались Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов, Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин, Сергей Волгушев, а также начинающие Ирина Моисеева и Андрей Миненков. Отец никогда не хвалил Татьяну. Этого не было принято в семье. Вот и тогда он недоверчиво хмыкнул, причем публично, в печати: сперва-де с новичками ей повозиться бы, набраться опыта. Но Татьяна доказала, что ей по силам эта ответственная работа: в свои двадцать пять она стала Заслуженным тренером России, а в двадцать восемь - Заслуженным тренером СССР, самым молодым в стране. Единственная же оценка труда дочери прозвучала из уст Анатолия Владимировича лишь после победы Климовой и Пономаренко на Олимпиаде-92 в Альбервилле, когда, обращаясь к дочери, он сказал: "Коллега"... А для Тарасовой это была уже шестая Олимпиада (!) и третья золотая олимпийская медаль!

Конечно, отец всегда помогал ей советом. Он любил дарить дочери красивые толстые тетради и требовал, чтобы она вела скрупулезные записи своих планов, рисовала придуманные спортивные упражнения. Однако тетради эти по большей части пустовали, потому что талант его дочери, яркий и щедрый, имеет особое свойство: в нем порыв, а не логика. Она ищет в фигурном катании красоту душевного порыва. И именно отсюда проистекают ее беззаветная смелость и пренебрежение к догмам и канонам.

Полное отсутствие прагматизма придает ей отвагу и дерзость там, где иной мог бы удовольствоваться соображениями осторожного здравого смысла. Когда Роднина и Зайцев попросили ее стать их тренером, она была и очень тронута и очень встревожена. Ее положение было сложным еще и потому, что пришли они от такого крупнейшего специалиста, как Станислав Жук.

Мир привык к тому, что Роднина и Зайцев - фейерверк на льду, темп, сложность, буря и натиск. Во всех странах по их подобию готовят десятки и сотни дуэтов. Логично было бы в работе с ними развивать уже найденные образы. Логично и спокойно. Эксперимент же, поиск чего-то нового был риском, последствия которого неизмеримы - кто из зрителей, влюбленных в этот славный дуэт, простил бы Тарасовой его неудачу?

Но она понимала, что спортсмены пришли к ней не для повторения пройденного. Она знала, что они, взыскательные художники, вошедшие в пору своей спортивной зрелости, сердцем жаждут еще глубже раскрыть себя, свой духовный мир. А для этого нужны новые приемы и краски.

Кроме всего прочего, Тарасова не была бы Тарасовой, если бы не отважилась на риск. Она тотчас предложила этим двоим новое решение короткой программы, основанное не на одних лишь поддержках, прыжках и вращениях, а на том, что каждый шаг и жест ложился на ноту и вместе с музыкой пел. Программа на мелодию, специально написанную композитором Алексеем Мажуковым, вызвала много недовольств и недоумений: к чему, мол, здесь балет? Роднина же потом признавалась, что просто они не справились с тем, что хотела от них Тарасова ...

"Самое сложное в фигурном катании, - признается Татьяна Анатольевна , - подбор музыки, эти четыре минуты музыки, которые должны потрясти всех, измучить душу тебе и твоему ученику. Потому что музыка первична, а программа, которую следует откатать, вторична".

Еще одно качество, присущее Тарасовой. Она не может отказаться от кого-либо из воспитанников потому, например, что не видит его спортивной перспективы. Они все для нее не просто спортсмены, они родные ей люди, и она щедро тратит на них свою широкую натуру, о каждом заботясь, за каждого переживая, за каждого борясь. У нее были спады, были ослепительные взлеты, и все оттого, что в работе ее ведет увлеченность замыслом и восхищение личностями исполнителей.

Татьяна Тарасова дважды уходила из большого спорта, и оба раза ее возвращали "к бортику" сами спортсмены. Находили, звонили, просили... Почему-то уже сложившиеся мастера, непонятые или отвергнутые, но по-прежнему мечтающие о большим победах, шли за помощью именно к ней. Так было в 1976 году с Ириной Родниной и Александром Зайцевым, в 1992 году с Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко, в 1996 году с Ильей Куликом, в 1997 году с Пашей Грищук и Евгением Платовым.

На вопрос, не было ли ей страшно брать "опальных" спортсменов, Татьяна Анатольевна как-то сказала: "Нет. Я знаю, как готовить чемпионов. Есть многие вещи, о которых большинство тренеров даже не подозревают, а главное - в такой подготовке не бывает мелочей. Важно все: как и где тренироваться, подбирать музыку, в чем выходить на старт и даже какие слова говорить спортсмену в тот и иной момент. Но самое главное условие - абсолютная вера друг в друга".

По лицу Татьяны Тарасовой всегда можно видеть, как катаются ее ученики: она то пылает восторгом и нежностью, то невыносимым страданием, на нем то настороженность, то блаженство.

Олимпийские чемпионы с завидным постоянством появляются лишь у нескольких тренеров в мире. Среди избранных - Тамара Москвина, Станислав Жук, Елена Чайковская, Алексей Мишин и, конечно, Татьяна Тарасова . Она восемь раз принимала участие в Олимпиадах и шесть раз выводила на высшую ступень своих подопечных: дважды - Ирину Роднину и Александра Зайцева (Инсбрук, 1976; Лейк Плэсид, 1980), Наталью Бестемьянову и Андрея Букина (Калгари, 1988), Марину Климову и Сергея Пономаренко (Альбервилль, 1992). В Нагано (1998) ее воспитанникам достались победы в двух из четырех видов программы: Илья Кулик стал чемпионом в одиночном катании, Паша Грищук и Евгений Платов - в танцах.

Т.А. Тарасова установила рекорд не только по числу собранных ее учениками наград, она смогла в таком консервативном спорте, как фигурное катание (в танцах всего семь элементов), создать свое направление. И по этому пути сейчас идут почти все танцоры планеты.

В середине 1980-х годов Татьяна Тарасова вместе с Еленой Чайковской создали ледовый театр "Все звезды", в труппу которого вошли многие знаменитые и любимые фигуристы. Идею создания театра подсказал Тарасовой ее муж Владимир Крайнев. Театр просуществовал 14 лет. Тарасова выступала в нем сразу в нескольких качествах: была и тренером, и балетмейстером, и режиссером. За это время артисты объездили почти весь свет, провели сотни концертов в Лондоне, Вашингтоне, Мельбурне, выступали под крышей "Медиссон сквер гарден".

В мире существуют десятки ледовых шоу, балетов, ансамблей, но "Все звезды" отличались от них тем, что только здесь создавались настоящие классические балетные представления: "Ночь на Лысой горе", "Спящая красавица", "Золушка", "Аленький цветочек". В репертуаре были также поставленные Тарасовой серия "Русские на Бродвее", знаменитые бродвейские спектакли: "Вестсайдская история", "Фантом в опере", "Кабаре", "Кордебалет", "Кошки" и др.

Ныне Татьяна Тарасова работает сразу на двух континентах - в Европе и в Америке (к сожалению, в России не смогли создать достойных условий для профессиональной работы Мастера), и всегда у нее по две тренировки в день. Первая половина сезона, начиная с сентября по декабрь проходит в США. Вторая - проходит неизменно в Москве. С ней работает целая команда: тренер по атлетизму Николай Морозов, художник по костюмам Натэлла Абдулаева, Елена Данилова, которая воплощает ее идеи. Татьяна Анатольевна работает сегодня и с зарубежными парами. Среди них - Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо (Италия), Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц (Канада), Галит Чэйт и Сергей Сахновский (Израиль), Накако Тсузуки и Ринат Фархутдинов (Япония), Алисса ди Карбоннел и Александр Малков (Белоруссия).

"Я никогда не брошу свою тренерскую работу, ибо счастье, которое ты испытываешь, когда работаешь с учениками, невозможно передать словами".

Т.А. Тарасова - Заслуженный тренер СССР (1975), Заслуженный тренер РСФСР (1972). Награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов (1984) и "Знак Почета" (1976).

Среди ее увлечений - кулинария.