Сюжет картины не взяли на рыбалку. Насыщенное сочинение по картине "не взяли на рыбалку"

Крутяк! 5

Увидев рисунок «Не взяли на рыбалку», который создал художник-иллюстратор Олег Владимирович Попович, в первую очередь обращаешь внимание на его сюжет. Ведь он так прост и ярок, что доступен для понимания каждому зрителю, не важно, будь то взрослый человек или ребенок.

На иллюстрации мы видим, что летним солнечным утром, прихватив удочки, отец и старший сын отправились на рыбалку, не взяв с собой младшего братишку. Видно, мальчику очень хотелось пойти вместе с ними. В недоумении и расстройстве, младший брат отвернулся от уходящих на реку родственников. И, кажется, что маленький мальчик не смотрит вслед для того, чтобы папа и брат не заметили, как он, прикрывая рукой лицо, едва сдерживается, пытаясь не расплакаться от обиды.

Возможно, накануне, малышу даже пообещали, что его возьмут на рыбалку и он, проснувшись пораньше, успел накопать червей и сложить их в маленькое жестяное ведерко. Но за небольшую шалость, или просто испугавшись за совсем еще несамостоятельного ребенка, отец решил оставить его дома.

О том, как огорчен мальчик, говорит брошенное жестяное ведерко и лежащая рядом удочка. Теперь, собранные на рыбалку вещи не нужны и лишь еще больше расстраивают малыша.

Над мальчиком склонилась старшая сестра и кажется, что она спокойна, хотя и сочувствует братцу. Возможно, она тихо утешает маленького мальчика и объясняет ему, что в следующий раз, он уже будет достаточно взрослым, чтобы пойти с папой на рыбалку.

На иллюстрации Поповича не видно дома или двора, но по плетню на заднем плане, можно догадаться, что нагруженные рюкзаками отец и старший сын уже вышли из деревенского дворика и направились до места рыбалки. Художник словно разделил свой рисунок на два плана. Один рассказывает нам о маленьком мальчике и его сестре, другой изображает старшего брата, гордо шагающего за отцом.

Если, говорить об общей характеристике зарисовки Поповича, то эта иллюстрация нам очень напоминает, написанную на несколько десятков лет раньше, картину Ксении Успенской-Кологривовой. Они даже называются одинаково - «Не взяли на рыбалку». На рисунке Поповича, как и на живописном полотне Успенской-Кологривовой, изображен одинаковый сюжет и те же самые персонажи. Даже, вполне возможно, что именно картина Ксении Николаевны вдохновила детского иллюстратора Поповича на создание этой ироничной и тонкой карандашной зарисовки. Он как будто сделал более легкий, современный и понятный, даже для самых маленьких зрителей, пересказ.

Художник постарался передать в своем рисунке простую мысль, предназначенную детям, которые стремятся поскорее стать взрослыми. Мысль о том, что не стоит огорчаться по поводу мелких неприятностей и разумных запретов старших членов семьи. Ведь впереди ждет множество таких интересных событий и дел, что обиды, кажущиеся в детстве серьезными и большими, по прошествии лет, обязательно превратятся в небольшие, милые, и даже немного забавные воспоминания.

Еще больше сочинений по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»:

Олег Владимирович Попович - художник-иллюстратор. Его рисунки появлялись в различных изданиях и книжках для детей. Одним из самых известных стал рисунок (графика) «Не взяли на рыбалку». По названию и тематике он совпадает с известной картиной (живопись) воронежской художницы Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой. Та картина находится в Третьяковской галерее и тоже называется «Не взяли на рыбалку».

Из-за названия часто возникает путаница, многие считают, что именно Попович является автором картины. Но он - автор рисунка. Картина создана в 1955 году, а рисунок на несколько десятилетий позже. Об этом говорит даже одежда героев. Хоть на рисунке она и изображена очень схематично, ясно, что это более современные вещи.

У рисунка с картиной немало общего, но есть и отличие. Например, там и там по четыре героя, один из героев - девочка. Но на картине на рыбалку отправляется старший мальчик с папой, а на рисунке - два старших мальчика. Один - подросток, а второй - парень постарше, возможно, студент, приехавший на каникулы.

Взгляд автора рисунка Поповича ироничный, веселый, произведение вызывает улыбку. Итак, перед нами небольшая сценка: двое старших мальчиков уходят на рыбалку, а малыша не берут с собой, хотя он уже достал удочку. Малыш заливается слезами, но рыбаки не обращают на него внимания. Девочка пытается утешить младшего братца. Несколько штрихов цветными карандашами - и сценка, нарисованная твердой рукой художника, готова.

Источник: сезоны-года.рф

Картина «Не взяли на рыбалку» знакома всем ученикам средней школы, ведь в пятом классе им предлагают написать по ней сочинение. Нарисовавший её русский художник Олег Попович посвятил свою жизнь созданию иллюстраций для детских журналов и книг, поэтому его полотно больше напоминает незатейливый рисунок в «Весёлых картинках» или «Мурзилке». Давайте присмотримся к картине внимательнее, дабы понять, что мастер хотел сказать с её помощью.

Описание картины «Не взяли на рыбалку» следует начать с характеристики её главных героев. На полотне художник изобразил четырёх человек: одного взрослого и трёх детей. Основное внимание привлекает самый маленький персонаж - мальчуган, которому на вид не больше четырёх лет. Он стоит и горько плачет, прикрыв мокрое раскрасневшееся лицо ручонкой. Зрителю сразу становится понятно, что карапуз надеялся пойти на рыбалку вместе с отцом и старшим братом, но те не захотели его брать с собой. Малыш до последнего надеялся, что его возьмут, он даже удочку и ведёрко для этой цели подготовил и встал пораньше. Но папа посчитал его слишком маленьким и оставил дома под присмотром сестры. Отец непреклонен в своём решении, и детские слёзы не способны его разжалобить. Он прекрасно понимает, что через час карапуз забудет о своей утренней трагедии и увлечётся какой-нибудь интересной игрой.

Старшему брату главного героя повезло гораздо больше. На вид ему около 12 лет. Он идёт вместе с отцом на рыбалку и страшно гордится этим. Мальчик несёт перед собой удочку, словно драгоценный трофей, и высоко задирает голову перед плачущим братишкой. За спиной у него тяжёлый рюкзак со снастями, но он не чувствует его веса. Судя по реакции мальчугана, отец берёт его на рыбалку в первый раз. Об этом свидетельствует чрезмерно торжественный вид персонажа. Мальчик идёт следом за отцом и даже пытается копировать его походку.

Папа ребятишек - человек серьёзный и интеллигентный. Эти его качества очень чётко передаёт картина «Не взяли на рыбалку». Попович изобразил отца детей сосредоточенным и не обращающим внимание на истерику малыша. Папа совершенно спокоен и невозмутим. Он вспоминает, всё ли взял с собой на рыбалку, и мелочи вроде капризов младшего ребёнка его мало беспокоят. За спиной у него такой же рюкзак, как и у старшего сына, а в руках жёлтая хозяйственная сумка. Удочку отец небрежно несёт на плече.

Четвёртая героиня картины - сестра мальчиков. На вид ей около одиннадцати лет. Девочка очень похожа на своего старшего брата. Рыбалка её не интересует, но она вынуждена встать рано, чтобы присмотреть за малышом. Девочка глядит на братика с насмешкой. Она и не сомневалась, что на рыбалку его не возьмут. Но успокаивать кроху девочка не желает. Устав от его частых истерик, она просто наблюдает за ним, скрестив на груди руки и беззаботно вертя в ладони цветок. Сестра знает: как только старшие исчезнут из поля зрения, малыш перестанет плакать.

Делая описание картины Поповича «Не взяли на рыбалку», необходимо обратить внимание на предметы, которые окружают героев. Чтобы оживить свою работу, художник изобразил на ней небрежно сколоченный из досок старый забор, на котором красуется старый глиняный горшок. Из-под ног героев разлетаются в разные стороны зелёная трава и мелкие красные и синие цветы. Кроме людей на картине присутствует ещё один персонаж - воробей. Привлечённый детским плачем, он крутится под ногами у людей, с любопытством наблюдая за сценой. Фон Попович оставил белым. Таким подходом он хотел сосредоточить внимание зрителей на происходящем, не отвлекая его на посторонние детали.

По цветовой гамме сразу видно, что для ребят младшего и среднего школьного возраста написана картина «Не взяли на рыбалку». Попович при её создании использовал яркие оттенки (зелёный, жёлтый, синий, красный), которые очень нравятся детям. В картине совершенно отсутствует чёрный цвет, что делает её жизнерадостной, солнечной и позитивной. И даже детские слёзы не способны испортить это впечатление.

Источник: fb.ru

Глядя на картину Олега Владимировича Попо­вича «Не взяли на рыбалку», невольно вспомина­ешь иллюстрации на страницах детских журналов, а также книг для детей. Это и неудивительно: О. В. Попович - известный художник-иллюстратор, работающий над оформлением изданий, пред­назначенных для детей.

Характерный стиль изоб­ражения, живой, запоминающийся; чуточку забавный, пожалуй, в чем-то немного схожий с ка­рикатурными изображениями. Так и представля­ешь, как автор, работая над рисунком, улыбается, и улыбка добрая, теплая, как солнечный луч.

Конечно, художник любит своих героев, радуется их успехам, сочувствует промахам и неудачам. Сюжет картины будет понятен каждому зрите­лю, даже такому, который еще не умеет читать или не знает, как картину назвал автор. Отец и старший сын вместе отправились на рыбалку, а маленького мальчика с собой не взяли. Очевидно, что тот до последней минуты надеялся пойти с ними. Может быть, ему даже пообещали взять его с собой, если он будет хорошо себя вести, как взрослые нередко обещают детям, а потом не взяли в наказание за какую-нибудь мелкую провинность или просто под предлогом того, что он еще маленький.

Можно пре­дположить, что брать мальчика на рыбалку запре­тила мать, побоявшись, как бы с ребенком не случи­лось что-нибудь плохое: вдруг отец и брат так увлекутся рыбной ловлей, что в какой-то момент перестанут внимательно следить за малышом. Так или иначе, но мы видим, что мальчик очень расс­троен. Он смотрит вслед уходящим отцу и брату, вытирая слезы рукой. В другой руке мальчик дер­жит удочку, которая ему не понадобилась. Рядом в траве валяется опрокинутое ведерко: наверное, огорченный ребенок уронил его или даже специаль­но бросил, чтобы выразить свой протест и негодова­ние.

Рядом с малышом стоит девочка - наверное, старшая сестра. Она с участием наклонилась к ре­бенку; можно предположить, что она уговаривает его не плакать и не огорчаться так сильно - если он будет вести себя хорошо, в следующий раз его обяза­тельно возьмут на рыбалку. Можно предположить, что младшему мальчику около пяти-шести лет, а возраст старшего мальчика и девочки - примерно двенадцать-четырнадцать лет.

Трудно сказать, чем больше всего огорчен маль­чик - тем, что он не побывает на рыбалке, или же тем, что у него отняли возможность почувствовать себя взрослым. Скорее всего, он раньше и не бывал на рыбалке, так что вряд ли представляет себе то удовольствие, которое можно получить от этого занятия. Но пример отца и брата, их разговоры о ры­балке, конечно же, давно заинтересовали малыша. Ведь все незнакомое, особенно имеющее отношение к миру взрослых, всегда притягивает детей.

В композиции рисунка можно выделить две группы действующих лиц: отец со старшим сыном и сестра с младшим братом. Отец со старшим сы­ном идут в сторону плетня: мы не видим ни дома, ни калитки, но очевидно, что персонажи картины собираются выйти со двора. Художник изобразил своих героев в движении. Интересно отметить лю­бопытную деталь - движения обоих, отца и сына, почти одинаковы. Можно предположить, что мальчик копирует поведение отца, стараясь вы­глядеть взрослым и серьезным, настоящим рыба­ком. Оба не обращают внимания на негодование малыша. Однако по выражению лиц можно пре­дположить, что отец поступает так, чтобы малыш быстрее прекратил плакать, либо же просто погло­щен мыслями о предстоящей рыбалке. Брат игно­рирует поведение младшего демонстративно, увлекшись подражанием отцу. Но отец добродушно улыбается, глядя перед собой, а его старший сын вызывающе отвернулся от малыша, вздернув по­дбородок.

Общность композиционной группы «отец - старший сын» подчеркивается такими де­талями, как одинаковые зеленые рюкзаки, хотя у мальчика рюкзак чуть поменьше, а также тем, что оба несут удочки. Отец несет две удочки на пле­че, сын держит удочку вертикально. Хотя у малы­ша тоже в руках есть удочка, но она не выделяется на общем фоне, так как он опустил ее вниз.

Другую группу составляют девочка и малыш. Если внимательно посмотреть на рисунок, эту груп­пу можно легко вписать в воображаемый треуголь­ник, в нижнем правом углу которого будет нахо­диться брошенное малышом ведерко. Девочка смотрит на малыша. Вероятно, она утешает его, но по выражению ее лица можно предположить, что она считает причину его слез несерьезной. Она не пытается приласкать расстроенного ребенка, на­оборот, сложила руки на груди, да еще беззаботно вертит в пальцах цветок. Если она и успокаивает ребенка, то скорее для того, чтобы он не мешал сво­им плачем.

Не последнее значение для создания целостной композиции имеют такие детали, как очертания плетня, четкие в правой части угла и размытые в от­далении, а также полоска травы, по которой идут и на которой стоят изображенные художником пер­сонажи. Для того чтобы оживить изображение, сде­лать его более реалистичным, художник использо­вал и ряд мелких, но выразительных деталей: перевернутый чугунок на одном из кольев плетня, по-детски нарисованные красные и голубые цвето­чки в траве и собравшийся взлететь воробей.

Художник использовал яркие краски, что впол­не оправданно, если иметь в виду, что картина пре­дназначена для детей. На ней мы без труда найдем четыре основных цвета: зеленый, желтый, красный и голубой. Помимо них, художник использовал и другие цвета: разные оттенки рыжевато-коричне­вого (брюки отца и маленького мальчика, ботинки отца, туфли девочки и чугунок на плетне), серый (свитер старшего мальчика и ведерко), серовато-ко­ричневый (плетень).

Как уже отмечалось, у отца и сына зеленые рюкзаки; более светлый тон исполь­зован для изображения травы. Желтого цвета на картине сумка, которую несет в руках отец, и фут­болка малыша с узкими красными полосками. Кра­сного цвета кофточка девочки и шлепанцы старше­го мальчика; у кепки отца красная боковая часть. Джинсы старшего мальчика ярко-голубого цвета; юбка девочки более темного оттенка. Волосы у муж­чины и мальчиков приблизительно одного оттенка, темно-русого, но у мальчиков с чуть заметным ры­жеватым оттенком; у девочки рыжие волосы. Нуж­но отметить, что тон лицам художник не придавал, лишь наметил румянец на щеках. Основной фон - белый лист бумаги.

Олег Попович - известный всему миру художник, который рисовал веселые и забавные иллюстрации к детским стихотворениям и считалкам, а затем они печатались в журналах для детей. В своих веселых картинах для малышей он выбрал свой стиль изображения, который никто и никогда не смог повторить. Одна из его таких работ для детей называется «Не взяли на рыбалку».

Главный герой сюжета - мальчик, который еще совсем не ходит в школу и вот однажды у него случилось несчастье, так как его не взяли на рыбалку. А ведь мальчику очень обидно, так как его отец, да и старший брат вместе отправились ловить рыбу. Конечно же, мальчик надеялся до последней минуты, что ему на этот раз повезет, и он тоже сможет, как взрослый, пойти на рыбалку. Но его опять не взяли с собой, и мальчик сильно расстроился и обиделся.

Художник отвел своему герою центральное место в своей картине, поэтому зритель отчетливо может видеть, что, глядя, как уходят старшие мужчины в семье на берег реки, тяжело вздыхает и вытирает рукой те слезы, которые вдруг неожиданно накатились на глаза. Но в другой руке маленького героя зажата удочка, которую, как оказалось, все-таки ему пока не нужна.

Рядом с мальчиком на земле лежит перевернутое небольшое ведерко, которое, скорее всего, он мальчик бросил от обиды, когда узнал, что на рыбалку его не берут. Может быть, так он пытался выразить свое негодование и обиду. Малыш так громко плакал и кричал, что проходящая мимо сестра остановилась и решила его немного успокоить. Она наклонилась над ним и стала говорить о том, что в следующий раз его тоже возьмут с собой на рыбалку, и поэтому не стоит так сильно огорчаться.

Наверное, этот малыш, которому на вид не больше шести лет, никогда еще не был на ловли рыбы, но он так часто слышал рассказы своего отца и брата о том, какое это удовольствие, что давно мечтает и самому стать одним из рыбаков. Девочка, которая его успокаивает, уже подросток, ей исполнилось четырнадцать лет. И на рыбалку отправился старший брат этого малыша, которому уже исполнилось двенадцать лет.

Сюжет художника Олега Владимировича разделен на две части. Первая часть - это главный герой и сестра, которая выглядывает из дома и пытается утешить младшего брата, который огорчен и обижен. А вторая часть сюжета - это отец и старший брат. Они быстро движутся к забору, чтобы пойти на рыбалку. Интересно смотреть на то, как старший сын копирует движения своего отца, чтобы казаться всем более взрослым. Оба рыбака движутся быстро и по выражению отца заметно, что он старается уйти как можно быстрее со двора, чтобы малыш быстрее смог успокоиться. А брат непросто уходит, а еще оглядывается, потому что он старается уйти так, чтобы было заметно. Но при этом он тоже демонстративно не замечает плачущего братишку.

Чтобы подчеркнуть похожесть отца и сына, художник Олег Попович вводит в свой сюжет одинаковые детали. Например, цвет у рюкзаков и мужчины, и юного рыбака зеленый. В руках у заядлых рыбаков удочки. Рюкзаки героев отлично сочетаются с насыщенным цветом травы, полоска которой виднеется возле забора, и по ней как раз идут рыбаки. Интересен и забор, который напоминает плетень. Он старый и серый, каждая веточка в ней прописана автором картины четко и детально.

А чтобы его живописный сюжет ожил, стал более реальным, художник Олег Попович внес в свою картину огромное количество мелких, но таких значимых деталей. Например, бросается в глаза зрителю плотный темный чугунок, который когда-то и кто-то повесил на колья плетеного забора, и теперь он напоминает зрителю о том, что весь сюжет живописного полотна - это реальность. На зеленой траве виднеются небольшие цветочки самого разного цвета, а ведь в деревнях и селах всегда во дворе трава пестрит небольшими яркими цветочками. И эта деталь из мира реального. Кажется, словно картина начинает оживать прямо на глазах. На этой траве скачет небольшой серый воробей. Живописец Олег Попович запечатлел его в тот миг, когда он решил взлететь.

Все краски, использованные художником, яркие и разноцветные. Этот художественный прием автор картины использовал специально, чтобы его полотно могло заинтересовать не только взрослых и рассудительных людей, но, прежде всего, и детей, ведь сюжет о них. Все основные цвета присутствуют в картине, а еще огромное множество оттенков. Вот брюки у рыбаков необычного темно-рыжего цвета. Такого же цвета и туфли у девочки.

Так живописец попытался объединить всю семью, чтобы у них было общее. Есть на картине и другие объединяющие цвета. Можно рассмотреть серый. Такого цвета маленькое ведерко, которое бросил обиженный мальчик - самый маленький член семьи. И такого же приятного серого цвета свитер у его старшего брата-рыболова. И такого же серого с небольшими оттенками коричневого плетень, на котором висит чугунок.

Картина Олега Поповича интересна и немного забавна, так как мальчик, несмотря на то, что он обижен, вызывает добрые чувства и к нему, и к старшим рыболовам.

Попович - Не взяли на рыбалку

О. Попович - один из самых близких русскому духу художников. На своих картинах он изображает те привычные ситуации, с которыми каждый не раз сталкивался в жизни.

Картина «Не взяли на рыбалку» - одна из таких. Художник нарисовал на холсте вполне типичную ситуацию - маленький ребенок расстроен от того, что его не взяли с собой взрослые.

На переднем плане картины изображен главный герой - мальчуган лет четырех-пяти. Он одет в простую холщовую рубашку и штаны, которые в силу его малого возраста держаться на лямках. На лице ребенка застыла обида - одно из самых неприятных чувств, которые может испытывать человек. Мальчик «надулся» и вот-вот заплачет.

Главный герой картины

Причина такой реакции мальчика ясна: старший брат и отец ушли на рыбалку, а его, по их мнению слишком маленького, оставили дома. В голове у него, наверное, застыла мысль о том, что взрослые ошибаются - он уже достаточно взрослый. Мальчик даже собрался сам, накопал червей, и рано проснулся. А ведь мы знаем, как это сложно, просыпаться рано, тем более для ребенка!

На улице только светает, о чем говорят длинные тени, но жители деревни уже не спят. Взрослые расходятся по делам, ведь утро - это самое лучшее время для того, чтобы управиться по хозяйству, потому что дальше будет жара, когда работать будет тяжело.
На рыбалку же уходят на весь день. Это влечет за собой множество неудобств и трудностей. Нужно будет много ходить, проводить время на солнцепеке. Возле водоемов всегда много комаров, которые могут вывести из себя даже самого сдержанного человека. К тому же, рыбалка требует большого терпения и усидчивости, которых еще нет у маленьких детей.
Поэтому можно смело заявить, что главного героя картины не взяли не потому что он провинился, и не со зла. Просто ребенок еще слишком мал.

Старший брат и отец

Старший брат, который идет позади отца, еще помнит чувства, которые испытывает брат. В нем еще свежи воспоминания о том, как он сам стоял у дома и плакал от обиды. Поэтому на лице старшего брата мы можем увидеть сочувствие. Девочка в розовом платьице, что выглядывает из-за двери дома, улыбается. Ей не знакомо то, что испытывает мальчонка. Ее лицо выражает любопытство. Наверное, как только рыбаки отойдут, она подойдет к своему брату и попытается его успокоить.

Эта картина очень грустная, но пропитана реализмом. Мне очень жаль главного героя, но я понимаю, что взрослые не могли его взять с собой, не могли поступить по другому. Но ничего! Пройдет еще несколько лет, и этот белокурый мальчик будет ходить на рыбалку вместе с отцом и братом.

5 класс

  • Сочинение по картине Левитана Весна большая вода, 4 класс (описание)

    После трудной, холодной зимы, постепенно, словно нехотя, просыпается природа. Отзвенела капель, и все выше и выше над горизонтом в обеденную пору поднимается солнце. И вот тогда становится заметно насколько чист воздух, насколько он прозрачен.

  • Сочинение по картине Крестьянский мальчик Ванька Жуков Чехова 6 класс

    Крестьянский мальчик Ванька Жуков, это образ персонажа произведения А.П. Чехова «Ванька». С малых лет, мальчишка с ранних лет, получал учения сапожника

Урок развития речи в 5 классе
Сочинение – рассказ по рисунку О.В. Поповича
«Не взяли на рыбалку».
Цели:
­познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры по
рисунку;
­привить навыки составления диалога;
­обогатить речь учащихся словами, связанными с темой рисунка и средствами выражения
замысла художника.
Оборудовании: компьютер, экран, презентация.
Ход урока.
I. Слово учителя.
­Ребята в основе рассказа лежит какой­то случай, эпизод. Вспомните, мы недавно писали
сочинение «Как я испугался». Какой случай (эпизод) лёг в основу этого рассказа?
­Сегодня на уроке мы с вами тоже будем составлять рассказ, а основой этого рассказа
будет эпизод, запечатлённый О.В. Поповичем «Не взяли на рыбалку».
II.Беседа по рисунку.
Посмотрите внимательно на картину и скажите:
­Где и когда происходит действие, изображённое на рисунке?
В деревне, так как нам отчётливо виден забор, на котором висит глечик – деревенская
посуда; летом (зелёная трава, цветут цветы, одежда), скорее всего утро (иначе не
стоит отправляться на рыбалку).
­Как художник показал, что отец и старший брат собрались на рыбалку?
Отец несёт одной рукой две удочки, а другой – сумку, вероятно, с провиантом; на спине
у него рюкзак, наверное, с рыболовными принадлежностями. В руках старшего
мальчика удочка и на спине рюкзак, видимо, с его собственными снастями.
­ Как показано на рисунке, что рыбаки уходят?
Они показаны в движении, обращены спиной к малышу; старший брат гордо подняв
голову шагает за отцом.
­Кто, по­вашему, главный герой картины?
Малыш. Он изображён в центре картины.
­Как вы думаете, сколько ему лет?
Мальчику от 4 до 5 лет. Он мал ростом.
­Как вы догадались, что малыш готовился к рыбалке?
В руках у мальчика удочка, а на земле лежит его ведёрочко с червями.
­Какое настроение у малыша и почему?
Настроение у малыша грустное, плохое. Он очень обижен, огорчён, потому что его не
взяли на рыбалку.
­Как художник показал огорчение малыша?
Малыш уронил от обиды ведро, один конец удочки касается земли, он закрыл лицо
одной рукой, чтобы вытереть слёзы. Он стоит в растерянной позе, закрыв глаза рукой,
надул губы. У него рыжие взъерошенные волосы, жёлтая в красную полосочку рубашка
и коричневые шорты.
­Почему малыша не взяли на рыбалку?
Он ещё маленький, устанет, может упасть в реку.
­Кто наблюдает за малышом?
Девочка, наверное, его сестра. Она стоит рядом с ним, пытается уговорить его найти
себе другое занятие, например, помочь ей собрать цветы для венка.
­Нравится ли вам этот рисунок? Чем?
На ней показан очень симпатичный малыш. Мой братишка, когда обидится, очень
похож на него. А мне нравится, как художник изобразил обиду малыша.
­ Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на
картине?

Эта история, наверное, началась вечером, когда малыш случайно услышал, что
старший брат и отец собираются на рыбалку. Он тоже захотел пойти с ними и
побежал в огород копать червей.
III. Словарно­стилистическая работа.
Рыбалка­рыболов­рыбак­рыболовные принадлежности (снасти);
Удочка­удить (рыб);
Червяк­(накопать червей);
Банка­(жестяная банка);
Рюкзак, плетень (забор);
Малыш­(маленький мальчик);
Расстроен, огорчён, обижен;
Обида­обидеться­обиделся­обиженный;
Огорчение­огорчиться­огорчился­огорчённый;
Бежать вдогонку­догонять­догнать;
Рыжие волосы;
Светло­зелёная травка;
Рисунок, картина;
Художник, О.В.Попович;
Фигура, поза, краски, цвет, композиция.
IV. Ситуативно­ролевая игра.
­ А теперь попробуем оживить эту картину: обыграть то, что произошло накануне вечером,
что происходит сейчас и что случится потом. Мы станем с вами участниками события,
которое изображено на рисунке. Будем играть, как артисты на сцене. Это поможет
составить нам рассказ по картине «Не взяли на рыбалку», который вы затем напишите
дома.
Выбор артистов:
Малыш ­….
Отец­….
Старший брат­…
Сестра­…
Автор­…
Задача автора состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые
происходили вечером, описать то, что изображено на рисунке (природу, героев, их
настроение).
Один из возможных вариантов инсценировки.
Автор­ведущий.Однажды вечером, когда вся семья собралась ужинать, отец вышел на
крыльцо. Он посмотрел на небо. Там не было ни одного облачка. Солнце уже начинало
садиться. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку. Он вошёл в
дом. Дети уже сидели за столом. Отец подошёл к старшему сыну и сказал…
Отец.­Коля, пойдём завтра ловить рыбу?
Коля.­Пойдём, я после ужина накопаю червей.
Автор.­Маленький Андрюша, когда услышал о рыбалке, выронил ложку и быстро выпалил:
Малыш.­И я с вами.
Автор.­Отец улыбнулся и ничего не ответил. Андрюша стал просить старшего брата взять
его на рыбалку. Малыш так долго просил и клянчил, что Коля не выдержал и пообещал
взять его.
Коля.­ Ладно, возьмём тебя, если ты рано проснёшься.
Автор.­Андрюша побежал в огород, накопал червей, приготовил удочку и лёг спать.
Наступило утро. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого­то шума. Он
открыл глаза и увидел, что отец и брат уже около забора. Андрюша быстро встал, оделся,
схватил удочку, ведёрко и побежал вдогонку за рыбаками.
Малыш.­Папа, подождите, я с вами. Посмотрите, каких я червей накопал!
Отец.­ Не,сынок, ты ещё маленький. Подрастёшь – тогда и будешь ходить с нами на
рыбалку. Оставайся дома.

Коля.­ Андрюша, не обижайся, мы возьмём тебя на рыбалку в другой раз.
Автор.­Малыш очень обиделся. Он стоял, вытирая слёзы рукой. К нему подошла сестра и
сказала…
Сестра.­Андрюша, пойдём играть!
Автор.­А он так обиделся, что даже ничего не слышал. Он шептал про себя…
Малыш.­ Зря старался. Я столько трудился, а они… не взяли.
Сестра.­Андрюша, пойдём вместе со мной цветы собирать. Я тебе венок сплету.
Автор.­ Андрюша согласился. А вечером радостно встретил отца и брата с рыбалки.
IV.Составление рассказа.
­ Ребята, я предлагаю вам сочинить свои рассказы по заданному сюжету, выступить в роли
писателя. Однако прежде чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения.
Давайте вновь вернёмся к тексту инсценировки.
­Вспомните, о чём говорил автор в самом начале своего выступления?
Он рассказал о том, что однажды вечером, когда вся семья села ужинать, отец и
старший брат договорились идти утром на рыбалку.
­Видите. Автор начал со вступления к рассказу, описал обстановку. Вспомните, когда и
как началась история, момент которой изображён на рисунке.
Маленький Андрюша узнал, что отец и брат идут на рыбалку. Он решил пойти с ними
вместе.
С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.
­Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между малышом
и отцом?
Андрюша приготовил червей, удочку, сам рано проснулся и просил отца взять его сна
рыбалку, но отец велел ему оставаться дома.
­Каким был этот момент для малыша?
Очень напряжённым, он не ожидал, что его не возьмут на рыбалку.
Самый напряжённый момент в развитии действия называется кульминацией.
Малыша не взяли на рыбалку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно
опишите позу мальчика, его настроение, выражение его лица.
­А как вы думаете, чем закончится действие?
Малыш вскоре забудет о своей обиде и будет весело играть с сестрой, а когда он
вырастет большим, он тоже пойдёт на рыбалку.
­ Это развязка действия (ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ. Развязка – это та часть
произведения в литературе, в которой судьба героя переворачивается. Оканчивается
развязка обычно победой или поражением главного героя.)
Теперь, когда вы уже знакомы с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как
настоящие писатели, написать рассказ или сценарий к картине.
V. Домашнее задание.
Напишите сочинение­рассказ по рисунку О.В.Поповича «Не взяли на рыбалку».

Сочинение по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»Ранним утром я, Маша, Женька, папа и мама поехали на дачу. Собирались долго, но это того стоит: солнце не так сильно печёт, как в городе, там река есть, ягоды можно срывать прямо с кустов и, жадно впиваясь зубами, их есть…
Вот мы уже на даче. Разобрали вещи, поели и легли спать.
На следующий день папа объявил: «Идём на чердак, собирать всё нужно сейчас, ведь завтра мы идём на рыбалку! » Я, конечно, обрадовался, побежал к секретному месту, там, под кустом, был большой камень, где всегда водились червяки, я точно знал, сам же в прошлом году ими Машку пугал.
Набрал я там червяков, положил в баночку, достал из-под кровати ведёрко, сбегал на чердак за удочкой, только я леской, пока спускался с лестницы, зацепился. Я не заметил и потянул. Поплавок оторвался. Весь вечер его приделывал! Взял два бутерброда, бутылку воды и положил в старый рюкзачок.
Утром я проснулся в отличном настроении. Вышел на крыльцо и увидел такую картину: Женька и папа уже открывают калитку и уходят! Без меня! Я закричал: « Куда вы! Я с вами!» . А они ответили: «Ты ещё маленький», - и ушли. Я долго плакал. Меня Машка утешала. До сих пор помню!

Второй вариант.
"Не взяли на рыбалку"
Любимым занятием моего папы, старшего брата Павлика и меня была рыбалка. Каждое утро мы брали удочки, наживку, рюкзаки с завтраком и отправлялись на речку. В то лето я впервые побывал на рыбалке, и мне очень понравилось удить рыбу. Долго я смотрел на поплавок, представляя себе улов. А когда, наконец, клевало, я всегда, прежде чем выудить рыбу, загадывал, чтобы попалась большая.
В основном на мою удочку попадались мелкие рыбешки, но однажды я поймал самую большую рыбу-карася. В тот день я чувствовал себя героем. Папа похвалил меня, а брат, конечно, позавидовал. Когда мы вернулись с рыбалки, я похвалился уловом маме, сестре и, услышав слова одобрения от них, помчался играть со своими друзьями.

Мне так хотелось похвастать перед друзьями своим умением, что я решил ненадолго одолжить удочки у папы без спроса.
И вот, накопав червей, прихватив удочки, мы отправились на речку. Придя на то место, где мы обычно ловили рыбу, мы расположились на берегу реки. Я начал объяснять ребятам, как нужно насаживать червяка, закидывать удочку. Но, честно говоря, мне самому в этом помогал папа, поэтому я не очень справлялся.
Я плохо помню, как мы шли домой. Как утешали меня товарищи, и какие советы они мне давали. Дома, я потихоньку поставил удочки на место, и в этот вечер никто не обратил на них внимания.

На следующее утро я проснулся. И увидел, что отца и брата нет - они уже ушли на рыбалку, не разбудив меня. Я быстро поднялся, оделся, схватил свою удочку и бросился вдогонку. Очень быстро я догнал их. Но папа, повернувшись ко мне, строго сказал, что они не возьмут больше меня с собой.
Я смотрел, как они удаляются, и сквозь всхлипывания слышал слова моей сестры о том, что никогда нельзя без спроса брать чужие вещи.
Урок этот я запомнил на всю жизни