Стояние столбом цигун увеличение физической силы. Упражнение «Стояние столбом»

ЦИГУН: Стояние столбом.

"Стояние столбом" восходит к древней системе дачэнцюаяь. Делится на два направления: "стояние столбом пестования жизни" и "боевой столб". Hиже описывается первое из них. "Стояние столбом" - лечебная, оздоровительная и укрепляющая методика, построенная на закономерностях роста и развития дерева с глубокими корнями: Она не требует ни специального помещения, ни какого бы то ни было оборудования. Заниматься можно в любое время, в любом месте. Ее отличительными чертами являются простота, эффективность, достигаемая в короткий срок и особенно высокая при лечении таких хронических заболеваний, как неврастения, гастрит, колит, коронарная болезнь сердца, а также при слабом телосложении, холоде в конечностях и т. д.

Существует большое количество разновидностей поз в "стоянии столбом", однако все их можно свести к следующим: "естественное стояние", "трехкруговое стояние", "стояние с надавливанием вниз" и "смешанное стояние столбом". По степени сложности их можно поделить на три вида: "стояние столбом" в высокой, средней и нижней стойке. Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий, предназначена для пожилых людей, а также лиц со слабой конституцией. В средней стойке колени сгибаются под углом около 130 гр., обычно подходит тем, у кого достаточно хорошие физические данные. Hизкая стойка требует сгибать колени под углом 90гр., предназначена для здоровых людей или тех, кто в основном восстановил свое здоровье.

1.. "Естественное стояние столбом": расставить ступни на ширину плеч параллельно друг другу, голову держать прямо, грудь не выпячивать, слегка согнуть ноги в коленях, левую руку ладонью положить на живот, правую - поверх левой. Смотреть вперед или вперед и вниз.

2.. "Трехкруговое стояние столбом" подразделяется на."мячедержащее" и "охватывающее". Первое предполагает небольшое округление рук, второе - значительное).

"Мячедержащее стояние": руки образуют полукруг, они как бы держат мяч на расстоянии около 30 см перед лицом. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз.

"Охватывающее стояние": руки как бы охватывают дерево, кисти перед грудью на расстоянии около 60 см. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз.

3.. "Стояние столбом с надавливанием вниз": руки согнуты в локтях, пальцы разъединены и направлены вперед, предплечья параллельны полу, ладони обращены книзу. Смотреть вперед или вперед и вниз

В зависимости от состояния здоровья занимающегося выбирается высокая, средняя или низкая стойка.

4.. "Смешанное стояние столбом": при выполнении этой разновидности "столба" руки последовательно меняют положение. Стояние в каждой из этих поз может занимать от одной минуты (на начальном этапе) до 10 мин (на последующих).

Основные требования к стойке в "стоянии столбом": стопы параллельны друг другу; ноги расставлены на ширину плеч; верхняя часть туловища выпрямлена; голова держится ровно, прямо; губы и зубы сомкнуты; грудь слегка вобрана, спина растянута; плечи и локти опущены; все тело максимально расслаблено; ноги сгибаются так, чтобы колени не выступали за линию носков ног.

II. Дыхание

1.. Естественное дыхание (дышите так, как привыкли. Как обычно дышите).

2.. Брюшное дыхание (на вдохе живот выпячивается или втягивается, на выдохе - соответственно втягивается или выпячивается). Дыхание должно быть спокойным, тонким, ровным, глубоким. Выполнять его желательно под руководством учителя.

1.. Hа вдохе мысленно собрать ци тела и "внешнюю ци" в нижней области даньтянь (ниже пупка), во время выдоха собранную ци переместить (также мысленно) в точки юнцюань на подошвах ног, затем снова поднять ее в даньтянь, снова опустить в точки юнцюань и т. д. Hеобходимо следить, чтобы дыхание было мягким и естественным, без малейшего применения силы.

III. Сосредоточение

Способы сосредоточения в "стоянии столбом" могут быть следующими.

1.. Думать о чем-нибудь легком и приятном, например об удачной ситуации на работе, о красивых пейзажах природы (лес, поле, вольный ветер, распускающиеся в саду цветы). Hельзя думать о том, что вызывает страх, испуг и другие отрицательные эмоции. Этот способ особенно рекомендуется начинающим.

2.. Сосредоточивать внимание на области даньтянь (ниже пупка), или на точках юнцюань. -

3.. Вслед за вдохами и выдохами перемещать внимание от одной выбранной точки к другой, например от области даньтянь к точкам юнцюань.

IV. Завершение упражнения

1.. Медленно выпрямить ноги. Одновременно с этим на вдохе поднимать руки ладонями кверху. Когда кисти достигнут уровня шеи, перевернуть их ладонями книзу и на выдохе опустить руки (как бы надавливая ладонями) до уровня живота. Выполнить эти движения три раза подряд.

2.. Одновременно с медленным выпрямлением ног на вдохе поднимать руки ладонями кверху, когда кисти достигнут уровня шеи, отвести их за голову и продолжать подъем рук до уровня макушки, затем перевернуть кисти ладонями книзу, поставить их перед головой и медленно опустить, выдыхая, к животу. Повторить 3 раза. После завершения упражнения для усиления эффекта растереть ладони. Можно также выполнить массаж головы (приглаживание волос) и лица ("умывание") (20 движений). Выбор первого или второго способа завершения "стояния столбом" произволен.

1.. От начала и до конца упражнения сохранять расслабленность. Hа лице должна быть слабая улыбка. Во время "стояния" не следует отслеживать возникающие ощущения.

3.. В течение всего времени выполнения упражнения необходимо сохранять выбранную позу. Произвольные движения не допускаются.

4.. Если во время "стояния" вы почувствуете жар, тепло, онемение в каких-то местах тела, мышечные подергивания, дрожание пальцев или ног, то не стоит волноваться: это - обычное явление на занятиях цигун. Вы просто не должны обращать на это внимание.

5.. Из-за неравномерного распределения ци в организме может возникнуть ощущение холода в одном плече и жара - в другом или даже в половине тела - холод, в половине - жар. По мере занятий это проходит. Hо в случае, если холод будет чувствоваться во всем теле, следует немедленно остановить занятие, согреть руки и лицо в теплой или горячей воде. Занятие продолжить на следующий день.

6.. Hе следует при сильном ветре заниматься на открытом воздухе. При слабом ветре - можно; стоять нужно спиной к ветру. При занятиях в помещении необходимо следить за тем, чтобы воздух был свежим.

7.. Hе следует заниматься при сильном голоде, в течение 30 минут после еды, в состоянии сильного утомления (в последнем случае лучше заниматься сидя или лежа).

8.. Появление пота, тепла во время "стояния" является хорошим признаком. Hо надо быть осторожным, чтобы не простудиться: нельзя сразу после занятия пить холодную воду, умываться холодной водой.

9.. Строго соблюдать требования по завершении занятия.

К вышеуказанному следует добавить ряд требований, касающихся положения тела:

a.. после принятия стойки (ноги уже согнуты) "округлить" промежность". Для этого надо слегка развести и свести колени; - подобрать живот, слегка втянув мышцы живота выше лобковой кости;

b.. мысленным движением (т. е. предельно легким) втянуть сфинктеры анального отверстия;

c.. расслабить поясницу. Добиться этого можно, представив себя сидящим или как бы "подвешенным за макушку" или медленно опускающимся на корточки. Расслабление поясницы тесно связано со сгибанием ног в коленях, расслаблением бедер, "округлением промежности". Все эти движения должны выполняться плавно, так, чтобы одно переходило в другое. Это - ключевое требование, в противном случае ци не сможет свободно циркулировать по каналам тела; - слегка вобрать грудь, но не сутулиться; - распрямить спину, лопатки немного расправить, но не вытягиваться в струну;

d.. опустить плечи и подать их чуть вперед. Должно быть такое ощущение, что они свешиваются;

e.. опустить локти и слегка расставить их в стороны;

f.. расслабить запястья, пальцы свободно разомкнуты;

g.. расслабить подмышечные впадины, руки должны быть в таком положении, чтобы между предплечьем и подмышечной впадиной было определенное расстояние (такое, чтобы поместить яйцо); - мысленно подвесить голову за макушку, для чего подобать подбородок и слегка подать голову точкой байхуэй вверх;

h.. прикрыть глаза (но не закрывать совсем), это способствует общей релаксации;

i.. сомкнуть зубы и губы (но не сжимать их), это будет препятствовать истечению "внутренней ци" во внешнюю среду; - упереть легко кончиком языка в нёбо у альвеол (бугорки за верхними зубами);

j.. мышцы лица как бы готовы собраться в улыбку (мысленно улыбнуться). Это способствует расслаблению внутренних органов, достижению спокойствия.

Выполнив все эти требования, можно преступать к основной части занятия. "Стояние столбом" - одна из самых популярных и универсальных методик, она используется и в лечебно-оздоровительных целях и как неотъемлемая часть многих систем ушу и тайцзицюань. Методика отличается простотой и эффективностью. Тем не менее все предупреждения, о которых наш журнал писал раньше, касаются в полной мере нее, то есть занятия по этой методике также требуют осторожности. Особенно следует быть осмотрительным на первом этапе овладения ею. Hеобходимо понять: "отклонения" возможны, даже если стараться соблюдать все требования и указания. Работа с ци, с даньтянями - дело очень тонкое. Для того чтобы правильно "стоять", даже с учителем, а без него тем более, нужен индивидуальный опыт, не только положительный, но и отрицательный. Многие имеющие многолетний опыт ошибаются время от времени. Конечно, это не означает, что у всех обязательно будут "отклонения", это очень индивидуально, зависит от многих факторов.

Важно правильно пройти самый первый этап занятий, первые дни и недели. У некоторых проявления могут быть слабые, незаметные - им не надо разочаровываться, а следует настойчиво продолжать. У других реакции могут быть сильными - им не надо пугаться. Многие из этих реакций - явление естественное, но не все. Hадо суметь отличить "отклонения" от закономерных проявлений. Первые необходимо устранять, на вторые - не обращать особого внимания. Рекомендуем решившим освоить "стояние" еще раз внимательно прочесть все статьи в рубрике "Советы начинающим", особенно статью Линь. Хоушэна и Ло Пэйюя в N3 за 1991 г. В то же время нельзя заранее ожидать "отклонений". Важно верить в успех, открыться, но в то же время ни в коем случае не следует ожидать результата, настраиваться на какой-то результат, стараться изо всех сил приблизить его. Чем больше будет такого желания, нетерпения, тем больше вы будете отдалять ваш успех. Будьте терпеливы и спокойно настойчивы, и все придет в нужное время. Во время "стояния" в теле могут возникать разные ощущения - не фиксируйте на них внимание, не изучайте и не анализируйте их. Этим вы займетесь после окончания занятия, но не сразу, позже, в течение дня., Теперь же вы должны быть сосредоточенным на том, что вы выбрали для этого. Однако сосредоточение должно быть легким. Что это значит? Конечно, в голову будут приходить посторонние мысли, внимание рассеиваться - не раздражайтесь из-за этого, не боритесь с пришедшими мыслями, не пытайтесь прогнать их как можно быстрей, как врагов, мешающих вашей медитации. После того как вы осознаете, что отвлеклись, остановите на некоторое время ваш "взгляд" на той мысли, которая сейчас в вашей голове, спокойно посмотрите на нее, а потом "скажите": "Сейчас я ПРЕДПОЧИТАЮ другое" - и плавно переведите внимание на объект вашей медитации (даньтянь, точка, определенная тема, пейзаж). И так следует поступать каждый раз, когда в фокусе вашего. внимания будет появляться посторонняя мысль. Иногда сосредоточение будет затруднено - не надо стараться достичь его через усилия, это приведет к возникновению напряжения, которое позже может проявиться в виде головной боли и какого-либо другого "отклонения". Довольствуйтесь теми результатами, которые достигнуты сегодня, каждый раз они могут быть различными. Это нормально. Полагайтесь на естественность, нежели на свою волю, ее лучше употребить для того, чтобы добиться регулярности и систематичности в занятиях, изживать вредные привычки и поддерживать бодрое состояние духа.

Прекращение "стояния" должно происходить плавно, медленно: нервная система, работавшая в медитативном режиме, не должна резко переходить на режим бодрствования - такой переход может оказать на нее стрессовое воздействие, и вместо спокойствия вы будете ощущать возбужденность, нервозность и дискомфорт. ПРАВИЛЬHЫЙ ВЫХОД - ВАЖHЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ. После полного прекращения занятий рекомендуется не заниматься умственным трудом в течение получаса, не принимать пищу в течение 1 - 2 часов.

Важным при занятиях цигун является также сознание того, что цель состоит не в том, чтобы набрать как можно больше энергии. Безусловно, в определенных случаях набор энергии нужен. Hо только в тех, когда ее недостает. Часто же проблема заключается как раз в том, что энергии слишком много, она переполняет каналы, давит и, неизрасходованная, застаивается, "портится", образует блоки и пробки. Многие болезни (например, невротического характера) происходят часто вследствие невозможности в силу каких-либо причин использовать имеющуюся энергию. Это касается и тех, кто не занимается цигун (медитацией), и тем более тех, кто занимается. Поэтому рекомендуется активность, внешняя и внутренняя. Природа энергии такова, что она должна быть использована, а для высшей энергии (духовной) это значит, что она должна быть отдана людям. В связи с этим возникает проблема выбора цели, на которую энергия может быть направлена. Совсем нелишне задаться вопросом: зачем я хочу быть здоровым?

Итак, главный смысл занятий оздоровительным цигун - наладить свободную циркуляцию энергии в системе энергетических каналов (внутри человека) и между человеком и внешней средой в системе Земля - Человек - Космос. Осмысленное отношение к этому, и особенно тому факту, что человек является звеном в космической цепи (и притом центральным), будет способствовать успеху занятий и может послужить фундаментом для будущего прогресса в овладении цигун и переходу к его более высоким ступеням.

В заключении отметим важность требования о том, чтобы не совмещать различные методики произвольно, по собственному желанию. Hесоблюдение этого условия способно вызвать самые неблагоприятные последствия. Идти одновременно несколькими путями невозможно, выберите себе один и твердо следуйте по нему. Hо это не означает, что нельзя поменять методику. После определенного времени занятий можно, конечно, перейти к другой, если вы ясно увидите) что выбранная вам не подходит. "Стояние столбом" сочетается с любыми системами ушу, тайцзицюань, с методиками, направленными на мышечную релаксацию. Токи, возбужденные в теле какой-то техникой цигун (йоги), действуют в течение суток (приблизительно), поэтому особенно опасно сочетание разных техник в течение этого времени.

Линь Хоушэн, Ло Пэйюй.
Перевод А. Александрова.

Предыдущая страница:
Следующая страница:

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ
  • В своих, к сожалению, неопубликованных работах: «Русская идея», «Русский народ», «Мы русские», - я писал, что русский народ в тяжёлые для него моменты своей истории, несущие угрозу существованию народа, в целях отражения этой угрозы, для сплочения и выработки единой воли, единого стремления способен создавать коллективный разум...

Вы подписаны

Стояние столбом

«Стояние столбом» восходит к древней системе дачэнцюаяь. Делится на два направления: «стояние столбом пестования жизни» и «боевой столб». Hиже описывается первое из них. «Стояние столбом» - лечебная, оздоровительная и укрепляющая методика, построенная на закономерностях роста и развития дерева с глубокими корнями: Она не требует ни специального помещения, ни какого бы то ни было оборудования. Заниматься можно в любое время, в любом месте. Ее отличительными чертами являются простота, эффективность, достигаемая в короткий срок и особенно высокая при лечении таких хронических заболеваний, как неврастения, гастрит, колит, коронарная болезнь сердца, а также при слабом телосложении, холоде в конечностях и т. д.

Существует большое количество разновидностей поз в «стоянии столбом», однако все их можно свести к следующим: «естественное стояние», «трехкруговое стояние», «стояние с надавливанием вниз» и «смешанное стояние столбом». По степени сложности их можно поделить на три вида: «стояние столбом» в высокой, средней и нижней стойке. Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий, предназначена для пожилых людей, а также лиц со слабой конституцией. В средней стойке колени сгибаются под углом около 130°, обычно подходит тем, у кого достаточно хорошие физические данные. Hизкая стойка требует сгибать колени под углом 90°, предназначена для здоровых людей или тех, кто в основном восстановил свое здоровье.

1. «Естественное стояние столбом»: расставить ступни на ширину плеч параллельно друг другу, голову держать прямо, грудь не выпячивать, слегка согнуть ноги в коленях, левую руку ладонью положить на живот, правую - поверх левой. Смотреть вперед или вперед и вниз.
2. «Трехкруговое стояние столбом» подразделяется на «мячедержащее» и «охватывающее». Первое предполагает небольшое округление рук, второе - значительное. «Мячедержащее стояние»: руки образуют полукруг, они как бы держат мяч на расстоянии около 30 см перед лицом. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз. «Охватывающее стояние»: руки как бы охватывают дерево, кисти перед грудью на расстоянии около 60 см. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз.
3. «Стояние столбом с надавливанием вниз»: руки согнуты в локтях, пальцы разъединены и направлены вперед, предплечья параллельны полу, ладони обращены книзу. Смотреть вперед или вперед и вниз. В зависимости от состояния здоровья занимающегося выбирается высокая, средняя или низкая стойка.
4. «Смешанное стояние столбом»: при выполнении этой разновидности "столба" руки последовательно меняют положение. Стояние в каждой из этих поз может занимать от одной минуты (на начальном этапе) до 10 мин (на последующих Основные требования к стойке в "стоянии столбом": стопы параллельны друг другу; ноги расставлены на ширину плеч; верхняя часть туловища выпрямлена; голова держится ровно, прямо; губы и зубы сомкнуты; грудь слегка вобрана, спина растянута; плечи и локти опущены; все тело максимально расслаблено; ноги сгибаются так, чтобы колени не выступали за линию носков ног.

II. Дыхание

1. Естественное дыхание (дышите так, как привыкли. Как обычно дышите).
2. Брюшное дыхание (на вдохе живот выпячивается или втягивается, на выдохе - соответственно втягивается или выпячивается). Дыхание должно быть спокойным, тонким, ровным, глубоким. Выполнять его желательно под руководством учителя.
3.. Hа вдохе мысленно собрать ци тела и "внешнюю ци" в нижней области даньтянь (ниже пупка), во время выдоха собранную ци переместить (также мысленно) в точки юнцюань на подошвах ног, затем снова поднять ее в даньтянь, снова опустить в точки юнцюань и т. д. Hеобходимо следить, чтобы дыхание было мягким и естественным, без малейшего применения силы.

III. Сосредоточение

Способы сосредоточения в «стоянии столбом» могут быть следующими:

1. Думать о чем-нибудь легком и приятном, например, об удачной ситуации на работе, о красивых пейзажах природы (лес, поле, вольный ветер, распускающиеся в саду цветы). Hельзя думать о том, что вызывает страх, испуг и другие отрицательные эмоции. Этот способ особенно рекомендуется начинающим.
2. Сосредоточивать внимание на области даньтянь (ниже пупка), или на точках юнцюань.
3. Вслед за вдохами и выдохами перемещать внимание от одной выбранной точки к другой, например от области даньтянь к точкам юнцюань.

IV. Завершение уражнения

1. Медленно выпрямить ноги. Одновременно с этим на вдохе поднимать руки ладонями кверху. Когда кисти достигнут уровня шеи, перевернуть их ладонями книзу и на выдохе опустить руки (как бы надавливая ладонями) до уровня живота. Выполнить эти движения три раза подряд.
2. Одновременно с медленным выпрямлением ног на вдохе поднимать руки ладонями кверху, когда кисти достигнут уровня шеи, отвести их за голову и продолжать подъем рук до уровня макушки, затем перевернуть кисти ладонями книзу, поставить их перед головой и медленно опустить, выдыхая, к животу. Повторить 3 раза. После завершения упражнения для усиления эффекта растереть ладони. Можно также выполнить массаж головы (приглаживание волос) и лица ("умывание";) (20 движений). Выбор первого или второго способа завершения "стояния столбом" произволен.

1. От начала и до конца упражнения сохранять расслабленность. Hа лице должна быть слабая улыбка. Во время "стояния" не следует отслеживать возникающие ощущения.

3. В течение всего времени выполнения упражнения необходимо сохранять выбранную позу. Произвольные движения не допускаются.

4. Если во время "стояния" вы почувствуете жар, тепло, онемение в каких-то местах тела, мышечные подергивания, дрожание пальцев или ног, то не стоит волноваться: это - обычное явление на занятиях цигун. Вы просто не должны обращать на это внимание.

5. Из-за неравномерного распределения ци в организме может возникнуть ощущение холода в одном плече и жара - в другом или даже в половине тела - холод, в половине - жар. По мере занятий это проходит. Hо в случае, если холод будет чувствоваться во всем теле, следует немедленно остановить занятие, согреть руки и лицо в теплой или горячей воде. Занятие продолжить на следующий день.

6. Hе следует при сильном ветре заниматься на открытом воздухе. При слабом ветре - можно; стоять нужно спиной к ветру. При занятиях в помещении необходимо следить за тем, чтобы воздух был свежим.

7. Hе следует заниматься при сильном голоде, в течение 30 минут после еды, в состоянии сильного утомления (в последнем случае лучше заниматься сидя или лежа).

8. Появление пота, тепла во время "стояния" является хорошим признаком. Hо надо быть осторожным, чтобы не простудиться: нельзя сразу после занятия пить холодную воду, умываться холодной водой.

9. Строго соблюдать требования по завершении занятия. Комментарий редактора русского издания К вышеуказанному следует добавить ряд требований, касающихся положения тела: a.. после принятия стойки (ноги уже согнуты) "округлить" промежность". Для этого надо слегка развести и свести колени; - подобрать живот, слегка втянув мышцы живота выше лобковой кости; b.. мысленным движением (т. е. предельно легким) втянуть сфинктеры анального отверстия; c.. расслабить поясницу. Добиться этого можно, представив себя сидящим или как бы "подвешенным за макушку" или медленно опускающимся на корточки. Расслабление поясницы тесно связано со сгибанием ног в коленях, расслаблением бедер, "округлением промежности". Все эти движения должны выполняться плавно, так, чтобы одно переходило в другое. Это - ключевое требование, в противном случае ци не сможет свободно циркулировать по каналам тела; - слегка вобрать грудь, но не сутулиться; - распрямить спину, лопатки немного расправить, но не вытягиваться в струну; d.. опустить плечи и подать их чуть вперед. Должно быть такое ощущение, что они свешиваются; e.. опустить локти и слегка расставить их в стороны; f.. расслабить запястья, пальцы свободно разомкнуты; g.. расслабить подмышечные впадины, руки должны быть в таком положении, чтобы между предплечьем и подмышечной впадиной было определенное расстояние (такое, чтобы поместить яйцо); - мысленно подвесить голову за макушку, для чего подобать подбородок и слегка подать голову точкой байхуэй вверх; h.. прикрыть глаза (но не закрывать совсем), это способствует общей релаксации; i.. сомкнуть зубы и губы (но не сжимать их), это будет препятствовать истечению "внутренней ци" во внешнюю среду; - упереть легко кончиком языка в нёбо у альвеол (бугорки за верхними зубами); j.. мышцы лица как бы готовы собраться в улыбку (мысленно улыбнуться). Это способствует расслаблению внутренних органов, достижению спокойствия.

Выполнив все эти требования, можно преступать к основной части занятия. "Стояние столбом" - одна из самых популярных и универсальных методик, она используется и в лечебно-оздоровительных целях и как неотъемлемая часть многих систем ушу и тайцзицюань. Методика отличается простотой и эффективностью. Тем не менее все предупреждения, о которых наш журнал писал раньше, касаются в полной мере нее, то есть занятия по этой методике также требуют осторожности. Особенно следует быть осмотрительным на первом этапе овладения ею. Hеобходимо понять: "отклонения" возможны, даже если стараться соблюдать все требования и указания. Работа с ци, с даньтянями - дело очень тонкое. Для того чтобы правильно "стоять", даже с учителем, а без него тем более, нужен индивидуальный опыт, не только положительный, но и отрицательный. Многие имеющие многолетний опыт ошибаются время от времени. Конечно, это не означает, что у всех обязательно будут "отклонения", это очень индивидуально, зависит от многих факторов.

Важно правильно пройти самый первый этап занятий, первые дни и недели. У некоторых проявления могут быть слабые, незаметные - им не надо разочаровываться, а следует настойчиво продолжать. У других реакции могут быть сильными - им не надо пугаться. Многие из этих реакций - явление естественное, но не все. Hадо суметь отличить "отклонения" от закономерных проявлений. Первые необходимо устранять, на вторые - не обращать особого внимания. Рекомендуем решившим освоить "стояние" еще раз внимательно прочесть все статьи в рубрике "Советы начинающим", особенно статью Линь. Хоушэна и Ло Пэйюя в?3 за 1991 г. В то же время нельзя заранее ожидать "отклонений". Важно верить в успех, открыться, но в то же время ни в коем случае не следует ожидать результата, настраиваться на какой-то результат, стараться изо всех сил приблизить его. Чем больше будет такого желания, нетерпения, тем больше вы будете отдалять ваш успех. Будьте терпеливы и спокойно настойчивы, и все придет в нужное время. Во время "стояния" в теле могут возникать разные ощущения - не фиксируйте на них внимание, не изучайте и не анализируйте их. Этим вы займетесь после окончания занятия, но не сразу, позже, в течение дня. , Теперь же вы должны быть сосредоточенным на том, что вы выбрали для этого. Однако сосредоточение должно быть легким. Что это значит? Конечно, в голову будут приходить посторонние мысли, внимание рассеиваться - не раздражайтесь из-за этого, не боритесь с пришедшими мыслями, не пытайтесь прогнать их как можно быстрей, как врагов, мешающих вашей медитации. После того как вы осознаете, что отвлеклись, остановите на некоторое время ваш "взгляд" на той мысли, которая сейчас в вашей голове, спокойно посмотрите на нее, а потом "скажите": "Сейчас я ПРЕДПОЧИТАЮ другое" - и плавно переведите внимание на объект вашей медитации (даньтянь, точка, определенная тема, пейзаж). И так следует поступать каждый раз, когда в фокусе вашего. внимания будет появляться посторонняя мысль. Иногда сосредоточение будет затруднено - не надо стараться достичь его через усилия, это приведет к возникновению напряжения, которое позже может проявиться в виде головной боли и какого-либо другого "отклонения". Довольствуйтесь теми результатами, которые достигнуты сегодня, каждый раз они могут быть различными. Это нормально. Полагайтесь на естественность, нежели на свою волю, ее лучше употребить для того, чтобы добиться регулярности и систематичности в занятиях, изживать вредные привычки и поддерживать бодрое состояние духа. Прекращение "стояния" должно происходить плавно, медленно: нервная система, работавшая в медитативном режиме, не должна резко переходить на режим бодрствования - такой переход может оказать на нее стрессовое воздействие, и вместо спокойствия вы будете ощущать возбужденность, нервозность и дискомфорт. ПРАВИЛЬHЫЙ ВЫХОД - ВАЖHЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ. После полного прекращения занятий рекомендуется не заниматься умственным трудом в течение получаса, не принимать пищу в течение 1 - 2 часов.

Важным при занятиях цигун является также сознание того, что цель состоит не в том, чтобы набрать как можно больше энергии. Безусловно, в определенных случаях набор энергии нужен. Hо только в тех, когда ее недостает. Часто же проблема заключается как раз в том, что энергии слишком много, она переполняет каналы, давит и, неизрасходованная, застаивается, "портится", образует блоки и пробки. Многие болезни (например, невротического характера) происходят часто вследствие невозможности в силу каких-либо причин использовать имеющуюся энергию. Это касается и тех, кто не занимается цигун (медитацией), и тем более тех, кто занимается. Поэтому рекомендуется активность, внешняя и внутренняя. Природа энергии такова, что она должна быть использована, а для высшей энергии (духовной) это значит, что она должна быть отдана людям. В связи с этим возникает проблема выбора цели, на которую энергия может быть направлена. Совсем нелишне задаться вопросом: зачем я хочу быть здоровым?

Итак, главный смысл занятий оздоровительным цигун - наладить свободную циркуляцию энергии в системе энергетических каналов (внутри человека) и между человеком и внешней средой в системе Земля - Человек - Космос. Осмысленное отношение к этому, и особенно тому факту, что человек является звеном в космической цепи (и притом центральным), будет способствовать успеху занятий и может послужить фундаментом для будущего прогресса в овладении цигун и переходу к его более высоким ступеням.

В заключении отметим важность требования о том, чтобы не совмещать различные методики произвольно, по собственному желанию. Hесоблюдение этого условия способно вызвать самые неблагоприятные последствия. Идти одновременно несколькими путями невозможно, выберите себе один и твердо следуйте по нему. Hо это не означает, что нельзя поменять методику. После определенного времени занятий можно, конечно, перейти к другой, если вы ясно увидите) что выбранная вам не подходит. "Стояние столбом" сочетается с любыми системами ушу, тайцзицюань, с методиками, направленными на мышечную релаксацию. Токи, возбужденные в теле какой-то техникой цигун (йоги), действуют в течение суток (приблизительно), поэтому особенно опасно сочетание разных техник в течение этого времени.

☯ «Цигун и Жизнь» 1992, №5; Линь Хоушэн, Ло Пэйюй; перевод А. Александрова



Это наиболее важное и действенное занятие при выраженном недостатке сил, а также для восстановления физического здоровья.

«Столб» цигун характеризирует как мощную практику, позволяющую быстро получить заряд энергии Ци для собственного самооздоровления и прилива жизненных сил. Упражнение будет незаменимо для тех людей, которым постоянно недостает энергии, которые чувствуют себя обессиленными и слабыми.

Цигун: «Стояние столбом»

Выполнять упражнение «Стояние столбом» вы сможете как стоя, так и лежа. Практика основывается на широком круге начальных поз и положений тела, которые позволяют получить незамедлительный эффект даже лежа в кровати. Благодаря регулярному выполнению этого упражнения, вы сможете восстановить свое здоровье, обрести прекрасное самочувствие, а главное – получить внушительную и ощутимую подзарядку при помощи жизненной энергии Ци .

Часто практикующие эту стойку отмечают, что они словно начинают ощущать себя деревом. Это странное сравнение, однако, отлично подходит для упражнения «Стояние столбом», ведь практик на протяжении получаса остается неподвижным, словно дерево, растущее в саду, которое собирает из увлажненной земли питательные соки.

Именно такой эффект оказывает стойка – вы медленно вбираете в себя живительную силу Ци , накапливаете ее, вдыхаете вместе с воздухом.

Важно отметить, что правильное дыхание играет здесь самую первостепенную роль. Дышите размеренно, спокойно. Так, как вы дышите в обычной жизни, но при этом старайтесь наблюдать за своим дыханием, не пускать этот процесс на самотек.

Отмечайте, как воздух проникает в вашу грудь через ноздри, как он описывает внутри невидимый круг, а затем перерабатывается вашим телом. Кислород попадает в кровь, насыщает ее силами, а затем эта сила разносится по венам и артериям по всему вашему телу, от макушки и до самых пяток. Дайте себе ощутить, как вы обновляетесь, как обретаете силы.

На выдохе также пропускайте углекислый газ через ноздри, удерживая свое внимание на этом. Концентрация внимания на своем правильном дыхании поможет вам избавиться от докучливых мыслей, которые здесь будут совершенно неуместными. Важно, чтобы ваша голов была свободна, а ваш разум не бередили посторонние думы.

Ошибочное представление об упражнении «Стояние столбом»

Упражнение «Столб» — это на первый взгляд занятие полностью пассивное. Многие начинающие практики удивляются тому, как обычное многоминутное стояние может благосклонно отражаться на самочувствии и настроении.

Дескать, обычный цигун – это продуманный ряд плавных и грациозных движений, который помогает управлять потоками Ци и активировать энергетические точки в организме, а здесь ты просто стоишь и ничего не делаешь. Вот поэтому практика «Столбового стояния» зачастую рекомендуется исключительно опытным людям, которые уже освоили все базовые занятия цигуна, имеют полное представление об этой китайской методике.

Для начинающих будет полезно отметить, что это упражнение, как и все прочие занятия из классического цигуна – это система, направленная на получение энергетики из воздуха.

А для этого махать ногами или руками совершенно необязательно. Напротив, цигун – метод грациозный, он нарочно избегает резких движений и усилий, ведь они могут оттолкнуть поток Ци .

Вам проще будет понять это, если вы представите себе циркуляцию воздуха в помещении. Если вы совершите резкое движение, то воздушные волны тут же начнут вибрировать и искажаться, отражаясь от вас, вы нарушите целостность потока.

Уловить мощный заряд Ци в этом случае будет очень сложно, потому что нащупать энергетический поток – задача не из простых, а уж в «взболтанном» воздухе – и подавно. Вот почему стойка «Стояние столбом» и почитается Мастерами всего мира, как практика, которая эффективно помогает восполнить свой энергетический запас.

Когда вы стоите спокойно и неподвижно, сконцентрировавшись на своем дыхании, потоки невидимой Ци окружают вас невидимым коконом, энергетическими волнами. Они беспрепятственно проникают в ваше тело вместе со вдыхаемым кислородом, а затем распределяются внутри.

Еще этот принцип можно сравнить с обыкновенной рыбалкой. Проще поймать богатый улов, если сидишь тихо и не пугаешь своими действиями рыб, не мутишь воду и не создаешь на ее глади помех.

Описание упражнения «Стояние столбом»

Регулярное выполнение упражнения укрепит нервную систему, а также и весь ваш организм в целом. Кроме того, такое занятие поможет не только накопить запас энергии Ци , но и избавит от негативных переживаний и эмоций.

  • Практика «Стояние столбом» поможет смягчить проявления беспокойства, избавит от тревоги;
  • Избавит от чувства эмоциональной подавленности, так называемого «камня на душе»;
  • Установит отличное настроение и подарит оптимистичные и легкие мысли;
  • Настроит на спокойный и размеренный лад.

Основополагающие моменты упражнения

Важно знать, что при выполнении упражнения есть ряд некоторых особенностей. Например, нужно не просто стоять неподвижно, а концентрировать под своими ладонями энергию Ци . Для этого можно представить, словно у вас на макушке находится невидимая книга. Мысленно пытайтесь ее удержать, словно вы балансируете и тянитесь вверх, но при этом оставаясь неподвижными. Это поможет создать невидимую вибрацию в точке верхней части головы.

При этом в противопоставление напряжению в области макушки приводится невидимое усилие ваших обеих ступней – вы словно вдавливаетесь ими в поверхность пола, нажимаете всей поверхностью стопы. Кончик своего копчика слегка отведите вперед, при этом живот должен быть полностью расслаблен.

Упражнение «Стояние столбом»

  1. Встаньте прямо, ноги должны находиться на ширине плеч, колени – немного согнуты.
  2. Вес тела при этом распределяется равномерно по всей поверхности стопы.
  3. Голова и ваш позвоночник выпрямлены от макушки и до копчика.
  4. Расслабьте живот, а грудь немного вогните.
  5. Язык расположен на верхнем небе.
  6. Глаза смотрят вперед и вдаль.
  7. Тело расслаблено, руки свободно свисают вдоль тела.
  8. Постойте в таком положении несколько минут.
  9. Постарайтесь в этот момент избавиться от всех своих мыслей, очистить ум.
  10. После этого примите новое положение – руки находятся по бокам от пупка, на расстоянии двух кулаков друг от друга.
  11. Ладони смотрят вниз, а ваши пальцы – вперед.
  12. Оставайтесь в этом положении тридцать минут.
  13. Завершите упражнение, сконцентрировав энергию в нижней части живота, положив на эту область свои ладони.
  14. У женщин правая рука нижняя, левая – сверху. У мужчин – наоборот.
  15. Опустите руки и расслабьте их.

Практикуйте упражнение каждый раз, когда вам необходима мощная подзарядка, или же у вас образовалось немного свободного времени. Вы ощутите, что наравне с энергетической подпиткой оздоравливается и ваше физическое тело, оно становится более крепким, сильным, выносливым.

Этот метод цигун – «Столбовое стояние», используют также и для тренировки воинов и подготовки бойцов по восточным единоборствам. Известно, что восточная практика (даже боевая) в первую очередь основывается на таинстве получения и накопления энергии Ци . Именно она делает бойцов такими закаленными, непоколебимыми и ловкими. Благотворно сказываясь на физическом здоровье, эта практика цигуна позаботится и о ясности ума.

Упражнение «Столб» — цигун, который вернет вам радость жизни и возможность полноценно наслаждаться ею. Он напитает вас жизненными соками, действуя подобно тому, как живительная влага дождя проникает в корни неподвижного дерева.

Упражнение «Стояние столбом»

Постоять в стойке Уцзи, расслабиться. Поставить стопы на ширину плеч (ни в коем случае не меньше! Можно чуть больше). Проверить визуально, что ступни параллельны друг другу. Незаметно со стороны покачать 2-3 раза тело вправо-влево и найти центр тяжести между ногами (поровну распределить вес тела). Представьте, что позвоночник продолжается вниз и этот «столб» «прибивает» Вас к поверхности. Также чуть покачать корпус вперёд-назад и оставить 70% веса тела на пятках, пальцами стоп чуть «захватить» землю. Покачивания, если они мелкие, расслабляют поясницу. «Захватывая» землю, не напрягать тазобедренных суставов! Расслабить колени и направить суставы вперёд и наружу по кругу (на 1-2 см). Разведённые в стороны колени как бы захватывают между собой воображаемый мяч. Эта стойка называется «Тайцзи». Следите, чтобы стопы были параллельны, а носки точно на одной линии (поперечно). При разведении коленей центр тяжести понижается, но выпячивается лобок. Это может привести впоследствии к напряжению поясницы и ног. Поэтому лобок не выпячивать, анус мысленно подтянуть внутрь. Колени не напрягать: представьте, что Вы хотите присесть на стул (это желание расслабит поясницу). Лобок не втягивать, т.к. это создаст напряжение всего живота – просто не выпячивать. Итак, мы отрегулировали нижнюю часть тела во главе с поясницей. Она даёт низкий центр тяжести и состояние покоя, которое позволяет быть здоровым (т.е. гармонизировать функционирование внутренних органов). Следующая часть – плечи и грудь. Поставьте согнутые руки перед грудью, представив, что Вы держите бочку (локти чуть опущены). Запомните это положение лопаток, груди, плеч и локтей и опустите руки по бокам так, чтобы средние пальцы рук находились напротив (в нескольких сантиметрах) от средней линии бедра (т.е. сбоку). Запястья и пальцы расслаблены (это одно из самых важных условий медитации стоя), запястья не сгибать. Отверстие между большим и указательным пальцами (все пальцы чуть согнуты) «направлено» вперёд и внутрь (450). Локти разведены в стороны и как бы подвешены на нитке к небу. При этом «открываются» подмышки и энергия Ци свободно течёт по рукам. Не переусердствуйте с разведением локтей – не напрягать плеч! Представьте, что у Вас в подмышках зажаты куски ваты, величиной с куриное яйцо. Округлённые сзади лопатки «опускают» грудь внутрь. Плечевые суставы опущены вперёд и вниз, а главное – расслаблены! Это основное положение средней части тела, оно даёт правильное дыхание и концентрацию внимания на всём теле. Если грудь расслаблена, мысленно чуть подтянуть вверх область солнечного сплетения (внутри). Это создаст давление и концентрацию энергии в сердечном центре. Не напрягать и не поднимать плечи и локти.

Выпрямление третьей части – шеи, самое важное, т.к. оно даёт осознанность и правильный контроль в течении упражнения за позицией и движением Ци (дыхания). Осознанность – способность наблюдать за собой (за телом и умом) как бы со стороны, предугадывание складывающейся ситуации вокруг и точная корректировка действий (интуиция). Осознанность по-другому называется самосозерцанием (тип наблюдения), самоприпоминанием и позволяет чувствовать полноту всей жизни за счёт расширения возможностей, объективной оценки себя и других, а также чувствования всего пространства вокруг себя и нахождение в реальном времени (настоящем).

Итак, зубы сомкнуть (мягко), кончик языка прижать к верхнему нёбу. Подбородок поставить ровно и расслабить шею. Напряжённая шея «говорит» не только о нашей зависимости от чужого мнения (идеализация собственных действий), но и о неправильном положении подбородка. Когда мы закрываемся от других, пытаемся собраться – опускаем челюсть. Если хотим освободится, открыться, пофантазировать – поднимаем голову. И то, и другое напрягает шею и не даёт её выпрямить.

Поднимите подбородок и почувствуйте напряжение в основании шеи (соединение шейного и грудного отделов позвоночника). Затем опустите вниз и почувствуйте натяжение (напряжение) в затылке. Поставьте подбородок ровно, «убрав» оба этих ощущения. Это обычно несколько миллиметров (или 1-3 см) выше привычного для Вас уровня. Взгляд уходит вперёд на уровне глаз (когда глаза прикрыты – взгляд «уходит» вниз). С помощью подбородка выпрямите шею, «надавив» внутрь (на себя) на 0,5-1 см. надавливание внутрь приводит к выравниванию шеи на одну вертикаль с позвоночником. Если шейный отдел искривлён и слишком выдвинут вперёд, то не стоит спешить с выравниванием и сохранять шею расслабленной.

После небольшого выпрямления позвоночника в шейном отделе, подтянуть шею чуть вверх (даже за счёт несильного напряжения в верхней части груди). Если подержать прямую и расслабленную шею в этой позиции 1-2 мин, то можно представить, что Ваша макушка (точка Бай хуэй) подвешена к небу на нитке (ил струне). Т.е. представить вертикальную линию «макушка-поясница-центры подошв». Этот образ открывает образное мышление и убирает посторонние мысли (создаёт пустоту от мыслей). Сознание концентрируется на этом образе (если трудно, то на прямой шее, или ровном подбородке). Глаза почти прикрываются (остаётся небольшая «щель» - это позволяет также избавиться от навязчивых мыслей). Держа центральный образ, Вы сможете контролировать положение тела автоматически, т.к. образное мышление позволяет наблюдать за несколькими вещами одновременно. Сохраняя постоянно созерцание на макушке, расслабить (т.е. мысленно просмотреть) все части тела последовательно сверху вниз. Расслаблять лучше на выдохе, на вдохе задерживая внимание на макушке. Шея, плечи, грудь, руки, пальцы – представьте, как с пальцев стекает вода и капает на землю. Спина, живот, поясница, таз, бёдра, колени, икры, лодыжки, стопы. Когда внимание доходит до центров подошв стоп, не упираться и не отталкиваться. Не сопротивляясь, воображением опустить сознание в землю, представив, как из центров подошв растут корни. Делать это очень медленно, по несколько миллиметров, со временем можно опускать и поясницу вниз. Создав лёгкость вверху (от мыслей) и пустоту в груди (от желаний и эмоций), Вы освободите дыхание и оно станет полным, глубоким, медленным и тонким.

Следующий этап стояния столбом – одновременно с образом вертикали (макушки), на вдохе представлять, как дыхание идёт в макушку, на выдохе – в центры подошв и дальше в землю (медленно). Когда дыхание станет внутренним и неощутимыми, можно снова перейти на образ укоренения, т.е. дерева с медленно растущими вниз корнями. Не забывать, что основой этого, а также равновесия и медитации является наблюдение за макушкой.

Основные проблемы и ошибки:

1) Напряжение в пояснице – нельзя выпячивать лобок и поднимать таз, пальцы чуть «захватывают» землю;

2) Напряжение в плечах – не поднимать плечи, не сжимать подмышки и не пытаться сделать всё точно;

3) Неустойчивость – не напрягать шеи, не спешить и держать внимание только на подвешенной макушке. Помните: нельзя сразу выпрямить шею – как на обретение неправильного положения, так и на исправление уходят месяцы и годы.

Главная цель стояния столбом – снятие напряжения, «тяжести» от мыслей, груза проблем и эмоций из верхней части (мозг, сердце) и переноса в нижнюю, где тяжесть и негативный груз размышлений превращаются в чистую энергию (Нижний даньтянь). Создание «лёгкости» сначала в голове, затем в груди освобождает не только сознание, но и позвоночник от зажимов. Начинать с 5-10 мин, довести до 20 мин. Дальше (1-2 часа) время «летит» незаметно, т.к. Вы входите в состояние «Цигун», при котором ноги остаются расслабленными (как и всё остальное) и погружаетесь в более глубокие слои сознания (разгрузка подсознания, кармы).

После длинного (от 20 мин) сеанса в течение 20 мин не есть, не пить, бысто не двигаться, не думать и не касаться жидкости.

Итак, повторим этапы упражнения:

1) Регулировка всех частей тела снизу вверх (через 0,5 года занятий возможно и сверху вниз). Нижняя часть (поясница, ноги) – снижение центра тяжести и укоренение. Средняя часть (плечи, грудь) – расслабление. Верхняя часть (шея, голова) – выпрямление осанки и осознанность (созерцательны контроль), пустота ума.

2) Регулировка и расслабление всех частей тела сверху вниз относительно макушки и вертикали (выравнивание), опускание тяжести (размышления).

3) Укоренение с помощью правильного внимания и дыхания.

4) Освобождение от мыслей и напряжения верхней и средней частей тела – создание лёгкости и безмятежности. Внутреннее равновесие и покой.

5) Завершение упражнения и адаптация после него.

Завершение упражнения: итогом занятия считается свободное течение внутренней энергии, т.е. эмоциональное равновесие, покой, отсутствие спешки, уверенность в себе, контроль над умом и окружающей обстановкой (чувствование).

Согнуть руки в локтях (предплечья параллельны земле) и поставить ладони (пальцы –вперёд) перед животом. На вдохе поднять ладони и предплечья (центры ладоней – вверх) до уровня плечевых суставов или шеи (не выше!). На выдохе развернуть ладони (центры – вниз) и опустить до уровня нижнего даньтяня. Расстояние между ладонями – ширина плеч или чуть больше. Движения очень медленные (в ритме с дыханием и внутренними ощущениями). Сделать таким образом 3-4 повтора, затем на вдохе, поднимая руки, выпрямить ноги в коленях. На выдохе опустить руки по бокам вниз в исходную позицию. Колени при этом выпрямлены. Приставить левую ногу к правой в Уцзи и расслабить колени. Задача завершения: опустить энергию Ци в Нижний даньтянь (для этого выпрямляются ноги) и оставить там.

Движение Ци на вдохе снизу вверх, на выдохе – сверху вниз – это естественный процесс, не зависящий от нашего сознания. Важно «подстроиться» под него, т.е. почувствовать и помогать Ци беспрепятственно двигаться по телу, очищая внутренние органы и функциональные системы организма.


Всякую информацию или галлюцинации, которые приятны и дают ощущение безмятежности, следует относить к "хорошим". Например, некоторые люди ощущают, что они вырастают, становятся большими, некоторые видят свет, красивые вещи, слышат прекрасную музыку или голоса, ощущают ароматы, исходящие, например, от сердца, селезенки человека. Это говорит о том, что тренировочная работа достигла того этапа, когда натренированная воспроизводящая энергия (цзин ) превращается в жизненную энергию (ци ). Истинная ци начинает гармонично двигаться, пополнять и подпитывать 5 плотных и 6 полых органов таким образом, что их янская ци поднимается вверх. Возникают светлые, поднимающиеся, направленные наружу, возбуждающие, развивающие и тому подобные реакции преобразования ян в ци . Все это благоприятно для физического и психического здоровья, все это радостные явления.

Если приходит информация и возникают галлюцинации, характер которых противоположен описанным выше, которые очевидно неполезны для физического и психического здоровья, их бояться не нужно, следует лишь покачать головой или произнести "ши " [произносить нужно ровным высоким голосом. Этот звук соответствует по смыслу русскому междометию "фу !" или "кыш !"] для регулирования механизма ци . Это позволяет избавиться от подобной информации и галлюцинаций. Следует иметь моральную подготовку, и совершенно нет необходимости в развитии мистических идей, которые только мешают нормальной тренировочной работе.

5. Продолжительность и регулярность выполнений упражнения "стояний столбом" должны быть естественными и закономерными. Нужно иметь и отдых, чтобы занятия были приятны. Перед "стоянием столбом" можно провести мысленную настройку (например, сказать про себя: "Я простою 20 мин.").


Глава 5. Собирающая работа

1. "Подключение сознания ". Если нужно - завершить тренировку ("собрать работу"), когда наступило запланированное время или "спонтанная работа" заканчивается, или почувствовалась усталость и неудобство, тогда сначала подключают мысль о завершении работы (говорят про себя: "Хорошо, ци возвращается в "поле пилюли") и ожидают, пока "спонтанная работа" прекратится полностью. Затем приостанавливаются на некоторое время, чтобы сердце (душа) и дух вернулись к покою.

2. "Двойной возврат ци ". Кисти поворачивают центрами ладоней вперед, принимают ци в виде шара. Плавно поднимают перед собой кисти снизу вперед, плечи становятся осью. Вводят ци в "небесный глаз". Разводят руки, расправляют грудь, центры ладоней опускают вниз, направив кончики пальцев друг к другу, "снаружи ведут - внутри проходит, ци вводят в поле пилюли" (рис. 222–223, 224–227).




3. "Собирающая работа ". После того как кисти дойдут до уровня пупка, пальцы расслабляют и немного сгибают, ладони разводят в стороны с толчком наружу примерно до угла 45 градусов. Одновременно с толчком наружу, выпячивают копчик, сохраняя корпус вертикальным, кончик носа располагается точно напротив центра пупка.

Переворачивают ладони и подбирают их внутрь, кончики пальцев косо направлены друг к другу. Собирают ци перед "полем пилюли", обнимая шар. Расслабляют плечи, поджимают мышцы ануса. Кисти начинают собирать внизу живота, и, когда до живота останется примерно 2 см, то ведут их мимо ягодиц вдоль тела к бокам и естественно опускают вниз (рис. 228–229, 230 - вид спереди, 231 - вид сбоку, 232–233). (Движения "двойной возврат ци " и "собирающая работа" могут выполняться 1–3 раза, пока привлеченная ци не вернется к первоначалу; при этом мысленно все время следуют за динамической работой.)




4. "Успокоение духа и единение десяти ". Потирают руки (центры ладоней - друг к другу, пальцы вверх, легко потирают вверх - вниз), умывают лицо (поочередно легко потирают руками левую и правую часть лица снизу вверх, затем сверху вниз, повторяют трижды), стригут голову (кончиками пальцев обеих рук одновременно ведут от висков вверх и назад до точки фэнфу ("дворец ветра" VG16), потирают шею (потирают сторонами ладоней у мизинцев вдоль уха назад и вниз до места под щеками), "единение десяти" (соединяют 10 пальцев под подбородком, затем тянут вниз до точки таньчжун VC17), ненадолго приостанавливаются, возвращают кисти, опуская по бокам тела, затем медленно открывают глаза и медленным шагом покидают место тренировки.


Примечания:

Мифический правитель древности

"Полость духа" (шэньцюэ VC8) - пупочный центр.

Поскольку точек "бьющий родник" и "ворота духа" по две, получается 5 точек.

Понятие о "семи чувствах" исторически несколько различается. В "Трактате о внутреннем" рассматривается всего 5 "чувств". При династии Мин - это радость, гнев, печаль, тоска, размышление, страх, испуг. Размышление относят к "чувствам", поскольку оно "подчиняется сердцу"" и через ци связывается с внутренними органами, воздействуя на них.

В книге Цзо чжуань , также называемой Цзо юн чунь цю ("Весны и осени господина Цзо"), написанной 2,5 тысячелетия назад, сказано: "Небо имеет 6 ци загрязнение рождает 6 болезней. Шесть болезней называют: инь, ян , ветер, дождь, мрак, свет. Разделяются они по четырем сезонам… Иньское загрязнение - болезни холода, янское загрязнение - болезни жары, загрязнение ветра - болезни конечностей, загрязнение дождя - болезни живота, загрязнение от мрака - психические болезни, загрязнение от света - болезни сердца".

Автор определяет словом "информация" любые влияния со стороны различных мерностей пространства, проникающие в наш мир и улавливаемые экстрасенсорно. Следует отметить, что наиболее приемлемыми научными терминами для обозначения подобных явлений на настоящий момент можно считать "информационно-энергетический поток, связь и поле". Информационно-энергетический поток оказывает объективное, хотя и неожиданное воздействие на органы чувств человека, в то время как, например, галлюцинации имеют субъективную природу, хотя и могут быть следствием влияний на человека со стороны других мерностей пространства.