Старинные русские игры на свежем воздухе - чижик. Правила игры в чижа

Новое – это хорошо забытое старое, известная истина. Незаслуженно забытые старые игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные стратегии и «экшн». Они подарят вам спортивный азарт, возможность проявить ловкость и смекалку в реальной жизни, а не на экране монитора. Кроме того, у вас есть заманчивая перспектива стать чемпионом двора по городкам или бабкам!

Освойте старые игры и предложите их своим друзьям. Удачи вам!

Чиж

Понадобятся чиж и две палки. Чиж – это короткая палочка с заостренными концами. На земле чертят круг диаметром в 1 м – кон, в центре кладут чиж и определяют поле, куда следует направлять полет чижа.

Играют двое. Один из играющих (метальщик) ударяет палкой по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в поле (можно сначала подбросить его вверх, а потом вторым или третьим ударом выбить подальше). В случае промаха или если чиж ляжет слишком близко от кона (на расстоянии меньшем, чем длина палки) метальщик может повторить удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями. Второй игрок – водящий – старается поймать чиж на лету или задержать его палкой и с того места, куда упадет чиж, ударом палки забросить его обратно в кон. Метальщик препятствует этому, стараясь отбить чиж и снова направить его в поле.

Если чиж попадет в круг или водящий поймает его на лету, игроки меняются ролями.

Горелки

Участники становятся парами, держась за руки, друг за другом – образуют колонну.

Впереди колонны – водящий. По команде водящего последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один по правую, другой по левую сторону колонны.

Задача игроков – увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удается поймать одного из игроков, то он вместе с пойманным становится первой парой колонны. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки – они становятся в голову колонны, а водящий начинает игру сначала.

Штандер

Названный игрок ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из разбегающихся в стороны остальных игроков. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер!» Тогда все участники должны замереть, а игрок с мячом может спокойно прицелиться и запятнать мячом любого.

Пойманный в воздухе мяч дает также право сразу бросить мяч вверх и выкрикнуть имя кого-либо из играющих.

Если тот, кого пытались запятнать, сумеет поймать брошенный в него мяч, он получает право запятнать им другого игрока. Запятнанный выбывает из игры.

Правила игры разрешают замиравшим игрокам, в которых целятся мячом, приседать, уклоняться от мяча, но сходить с места они не имеют права.

Рыбки

Игра напоминает салки, но у нее есть интересная особенность. Участники игры привязывают к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача играющих – наловить побольше рыбок, т. е. оборвать побольше волочащихся по земле палочек, наступая на них и, сохранить свою. Игрок, потерявший рыбку, выбывает из игры.

Побеждает тот, кто сумел собрать большее количество рыбок, сохранив свою.

Игра в классики

С наступлением весны, как только сходит с асфальта снег, во дворах и на детских площадках появляются классики. Вспомним некоторые варианты этой старой игры.

На асфальте мелом расчерчиваем (понадобится мел) прямоугольник шириной 1,5 м и длиной 2,5 м. Прямоугольник можно расчертить разными способами.

Участники игры определяют очередность по договору или жребием. Первый играющий становится перед классиками и бросает в первый прямоугольник (1 класс) плоскую круглую биту (бита может быть выточена из бруска железа, можно использовать обычную жестяную коробочку из-под леденцов и т. д.). Затем прыгает на одной ноге в класс и ударом ноги выбивает биту в следующий класс.

Таким образом можно пройти все классы. Можно добавить к прямоугольникам полукруг или другую фигуру (дом, рай, огонь), в которой по условию можно будет встать на обе ноги (например, дом или рай), или напротив, перепрыгнуть ее, не оставляя в ней биту (огонь).

Если бита улетела не в тот класс или игрок наступил на черту, он уступает место следующему игроку. Играя в классики, можно добавлять и придумывать новые правила, способы прыжков, очертания самих классиков.

Бабки

Старая русская игра, напоминающая городки. В старые времена бабки делали из надкопытного сустава домашнего животного, остающегося после варки студня. Биток – самую крупную бабку – заливали изнутри свинцом и использовали в игре как биту.

В наше время костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, а для битка выбрать чурку потяжелее. Бабки ставят на линию кона и выбивают с расстояния 3–5 м.

Играющие делятся на две команды. Перед каждой командой за линией кона в определенной последовательности расставляют бабки – не менее 10 штук. Участники команд стремятся сбить поставленные бабки меньшим количеством бросков.

Для каждой последовательности существуют свои правила: «забор» ставят вдоль линии кона, «гусек» в два ряда перпендикулярно ей. «Забор» можно сбивать с любого конца, но не более двух бабок за один бросок. «Гусек» начинают сбивать с последней от коновой линии пары бабок. Если за один бросок сбито более двух бабок или бабки выбиты не подряд, их ставят на место. Игроки бросают биток по очереди. Побеждает команда, первой выбившая все бабки с кона.

Казаки-разбойники

Некогда очень популярная среди детей дворовая игра. Предварительно играющим надо обговорить границы, в которых можно перемещаться, прятаться – двор, квартал, микрорайон. Затем играющие разбиваются на команды, одна из которых – казаки, а другая – разбойники.

Разбойники разбегаются прятаться, а казаки находят и отмечают место для темницы, куда будут отводить пойманных разбойников. Темницей может быть лавочка, угол двора, песочница или просто место под деревом.

Казаки будут охранять темницу, поэтому она должна быть не слишком большой, но и не тесной. Если игра происходит на сравнительно большом пространстве, разбойники должны помечать свой путь нечастыми метками-стрелками мелом на асфальте.

Казаки выходят на поиск и ловят разбойников. Их задача – найти, догнать, запятнать и отвести в темницу разбойников. Казак отводит разбойника в темницу, держа его за руку или рукав. Пойманный и запятнанный разбойник не должен по правилам игры вырываться. Но если казак случайно разжал руку, разбойник может убежать. Разбойники могут выручать своих товарищей по дороге в темницу – неожиданно подбежать и осалить казака – тогда казак должен отпустить пленного, и оба разбойника убегают. Казак, в свою очередь, может первым запятнать разбойника, пытавшегося освободить пленного. Если ему это удастся, то он приведет уже двух пленных.

Кроме того, разбойники могут освобождать своих товарищей из темницы. Но для этого им надо, миновав сторожа, запятнать самого пленного в темнице. Сторож в это время может запятнать самих освободителей. Для ловли разбойников и охраны, пленных можно разбиться на пары или на группы – это усложнит игру.

Игра заканчивается, когда все разбойники пойманы и находятся в темнице. После этого казаки и разбойники могут поменяться ролями.

Городки

Для игры нужно подготовить биты и рюхи, можно купить (они бывают деревянные и пластиковые). Рюхи изготавливают из круглых деревянных брусков 5 см диаметром, 15 см длиной. Длина бит – 80 см, диаметр – 5 см. Для каждой команды на земле размечают линии кона, пол кона и городов. Участвуют две команды. Играть можно и с меньшим количеством участников – 2–3 человека.

Задача игроков – меньшим количеством ударов выбить из своего города наибольшее количество фигур, в которых сложены рюхи. Каждая фигура состоит из пяти рюх. Всего их 15. 1 – пушка, 2 – звезда, 3 – колодец, 4 – артиллерия, 5 – пулеметное гнездо, 6 – часовые, 7 – тир, 8 – вилка, 9 – стрела, 10 – коленчатый вал, 11 – ракетка, 12 – рак, 13 – серп, 14 – самолет, 15 – письмо. Для начала можно использовать заранее оговоренное число фигур – 3 или 5 для младших игроков,10 – для ребят постарше. После тренировок можно переходить на полный набор фигур.

В городках, как правило, фигуры устанавливают и выбивают в той же последовательности, в какой они пронумерованы. Все фигуры устанавливают на передней линии города. Каждая команда получает по жребию правый или левый город. Каждому игроку дается по две биты для двух бросков по фигурам.

Сначала метают биты все участники одной команды, затем другой. Рюха считается выбитой, если она полностью вылетела за линию кона. Если же она легла на черту или откатилась в пригород, ее продолжают выбивать. Удар не засчитывается, если игрок заступает за линию кона или пол кона. Первый удар всегда делается с кона. Если игрок не промазал и выбил какое-либо количество рюх из установленной фигуры, следующий удар он наносит с пол кона. Следующий игрок тоже начинает броски биты с кона, при успешном попадании переходит на пол кона. Команда, затратившая на все фигуры меньшее количество бит, получает очко.

Периодов в игре обычно несколько, игроки договариваются об их количестве заранее. Побеждает команда, набравшая большее количеством очков.

Смотрите обзор набора для игры в городки , там также показаны способы расстановки (с названиями).

Для игры в “Чижик” требуется бита и сам “чижик”. Бита – дощечка длиной 60-80 см. с ручкой. “Чижик” – заостренная с двух сторон, круглая палочка, длиной 10-15 см. и 3-4 см. толщиной.

2 шаг

Выбирается площадка, на которой рисуется кон (дом), квадрат 0,8-1 метр на 0,8-1 метр. Чем больше площадка для игры, тем больше кон.

3 шаг

Путем жребия выбирают бьющего, остальные игроки – ловчие. Ловчие отходят к краю площадки и договариваются, кто за кем будет ловить “чижик”.
Бьющий, ребром биты, ударяет по острому концу “чижика” стараясь чтобы он взлетел в воздух, а вторым ударом выбивает “чижик” как можно дальше. Ловчий старается поймать “чижик” и если ему это удается, то он становится бьющим и получает очко. Если не поймал, то с места падения “чижика” должен забросить его в дом. Забросив “чижик” в дом ловчий получает одно очко, если не получилось, то бьющий опять бьет по “чижику” и старается отбить его дальше, а ловчий снова ловит.
Игра идет на очки: 20, 40, 60 или больше, по договоренности. Набравший нужное количество очков заканчивает и ждет окончания партии. По завершении партии – первый набравший нужное количество очков становится бьющим, а остальные, согласно набранным очкам, снова встают в очередь, чтобы ловить “чижик”.
1- Бьющий получает очки, если: удачно выбил “чижик” из кона – 2 очка, удачно отбил недоброшенный “чижик” – 2 очка. Если не смог выбить “чижик” из дома – 1 штрафное очко. Три штрафных очка подряд и бьющий становится ловчим, а его место занимает первый из ловчих.
2- Ловчий получает 1 очко за заброшенный в дом “чижик”. Если не смог забросить “чижик” 3 раза подряд, получает штрафное очко и становится последним в цепочку ловчих.

Для игры требуется «чижик» - круглая палочка длиной 10-15 см и диаметром 2-3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта- дощечка длиной 60-80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке.

На площадке чертят квадрат 0,5-1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик».

Один игрок - бьющий, остальные - ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».

Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой.

Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.

Это игра на очки: надо набрать 20, 40, 60 или больше очков (по предварительной договоренности). Тот, кто набрал нужное количество очков, заканчивает игру и ждет окончания партии. В следующей партии он будет бьющим, а ребята, закончившие игру следом за ним, занимают в том же порядке места в цепочке ловчих.

Правила игры

1. Бьющий получает очки, если: удачно подбил и отбил «чижик» - 2 очка, удачно отбил «чижик», брошенный в дом,- 2 очка. Бьющий не смог выбить «чижик» из дома, он получает 1 штрафное очко. Три таких штрафных очка подряд - и бьющий становится последним в цепочке ловчих.

2. Ловчий точно забросил «чижик» в дом - 1 очко. Если ловчий 3 раза не смог забросить «чижик», он наказывается штрафным очком и становится последним в цепочке ловчих. Если «чижик», брошенный ловчим, отбит лаптой, это не считается ошибкой ловчего.

Возможен вариант игры - «Кутерьма», когда каждый пятый удар бьющего - «аврал». Все ловчие получают право поймать «чижик».

Кто поймает, тот и бьющий. Остальные снова все ловчие. Но бывший бьющий становится в цепочке первым.

По материалам книги Н. Гуреева "Активный отдых" (М., "Советский спорт", 1991)

Играть можно вдвоем. Сначала бросают жребий или с помощью считалки выбирают, кому бить по чижу (быть метальщиком), а кому водить.

Цель игры: водящий стремится стать метальщиком.

Затем рисуют на земле круг диаметром примерно в два шага ребенка (60-80 см) - это город (или база). В 4-6 шагах от круга проводят линию кона. Водящий становится за линию кона.

Метальщик кладет чижик в центр круга заостренным концом в сторону линии кона. После этого метальщик берет биту и ударяет по острому концу чижа с таким расчетом, чтобы он подпрыгнул. Пока чиж находится в воздухе, метальщик должен успеть ударить по нему битой так, чтобы он полетел как можно дальше за линию кона.

Задача водящего, который стоит за линией кона, - поймать чиж руками. В этом случае он становится метальщиком, и игра начинается заново. Если водящий не поймает чижа, то он идет к тому месту, где упал чиж и берет его в руки. Прежде чем поднять чиж, нужно запомнить число на его верхней грани - это столько попыток для броска в город. Затем он бросает чиж, стараясь попасть в город. Бросок со 2-й попытки водящий делает с того места, где упадет чиж, брошенный с 1-й попытки и т. д. В свою очередь, метальщик старается выбрать такое место, чтобы отбить летящий чиж. Если ему это удается, то водящий снова идет туда, где упал чиж, и игра продолжается.

Если водящий, использовав все попытки, не попадает в город, то метальщик снова бьет по чижу и т. д. Если чиж попадает в город, то водящий становится метальщиком.

Такая бита и маленький деревянный чиж, похожий на карандашик, понадобятся вашим детям для игры в русскую народную игру Чиж. Если вы еще не знакомы с этой игрой, то обязательно ознакомьтесь с правилами и расскажите своему ребенку об этой увлекательной игре, в которую нужно играть на улице.

Вам понадобится

  • - деревянная доска
  • - деревянный брусок
  • - нож или пила
  • - наждачка
  • - карандаш или фломастер

Инструкция

Подберите доску подходящего размера, длина 70-90 см и ширина 12 см. Затем выпиливаем пилой или вырезаем ножом ручку, наметив карандашом контур. Ручка должна получиться длиной 10 см. Скругляем ножом углы и сглаживаем их наждачной бумагой, чтобы дети не поранились, когда будут играть. Можно вырезать биту совсем простой формы.

Для чижа возьмите маленький брусок длиной 8-12 см и шириной 2-3 см. Аккуратно ножом подточите оба конца наподобие очиненного карандаша, но не очень остро. Для того, чтобы при ударе по чижу палкой, острые концы не отламывались, а при его ловле ребята не повредили руку. Нарисуйте карандашом или фломастером на каждой грани цифры от единицы до четырех (арабские или римские).

Для игры в чижа нужна бита - палка (лучше пло­ская, один конец которой выстругивается в виде лопа­точки) и собственно чижик - маленькая круглая па­лочка, концы которой заостряются на манер карандаша или косо срезаются. Длина биты - 75-80 сантиметров. Размеры чижика: длина - 10 сантиметров, толщина - 2-2,5 сантиметра.

На земле чертят круг (город) поперечником в один шаг, в двух шагах от круга проводят линию кона, за ко­торой начинается поле - место, куда следует направ­лять полет чижика.

Водящий становится за линией кона, а метальщик - возле круга. Чижик устанавливается в центре круга заостренным концом в сторону поля. Ударив битой по острому концу, метальщик отбивает подскочивший чи­жик как можно дальше за линию кона.

Задача водящего - поймать чижик или, если ему это не удалось, с места, где чижик упадет на землю, попасть им в круг-город.. Метальщик в это время имеет право отбивать битой летящий в город чижик. Если во­дящий не попадет в круг, то метальщик снова бьет по чижику.

Водящий и метальщик меняются ролями, если:

1. После удара чижик не вылетит из города или ляжет между кругом и линией кона.

2. Водящий поймает летящий чижик.

3. Чижик, брошенный водящим, ляжет в городе.

Обычно играющие заранее определяют число очков, до которых будет идти игра. Каждый удар по чижику - одно очко. Чижик можно выбить за линию кона, просто сильно ударив по заостренному концу (1 удар - 1 очко), а можно, ударив потихоньку (1 очко), послать подско­чивший чижик вторым ударом (еще 1 очко) далеко в поле. Сами понимаете, что второй вариант сложней и рискован­ней (ведь можно промахнуться по подскочившему чи­жику, и он тогда останется в городе), но риск, как правило, оправдывается - и дополнительное очко заработано, и чижик улетел подальше.

Иногда договариваются, что водящий, поймав летя­щий чижик, вместе с правом на удар получает и все оч­ки метальщика.

Если чижик, брошенный водящим в город, будет удачно отбит метальщиком, то последнему начисляются очки - столько, сколько раз ляжет на землю палка-бита до упавшего чижика, при этом сам удар битой по чижи­ку тоже считается за очко.

Впрочем, можно и не мерить битой, а определять на глаз и сообщать противнику, который соглашается или не соглашается с названным числом. При несогласии спор разрешается измерением - и если при этом ока­зывается, что метальщик называл меньшее, чем получи­лось в действительности, число, то остаток уже измеря­ют не битой, а чижиком. Если же бьющий запросил слиш­ком много, то излишек (тоже измеренный чижиком) вы­читают из счета.

В чижа можно играть и командами. Игроки бью­щей команды располагаются у города и по очереди от­бивают чижик. Водящая команда находится за линией кона и ловит или задерживает чижик. Особенности командной игры такие:

1. Игрок после промаха или если он не сумеет отбить чижик, брошенный в город, передает право на удар следующему игроку своей команды.

2. Если последний из команды метальщиков сделает промах или не отобьет чижик, команда идет водить.

3. В том случае, если чижик будет пойман водя­щими, вся команда метальщиков немедленно уступает город и выходит в поле водить.

4. Счет очков ведется общий, командный.
Простая, но увлекательная игра - чиж - доступна для любого возраста, площадка для нее найдется в каж­дом дворе.