«Спас»: занятия для юных спасателей. Ножевой бой спас – «выживает подготовленный

Книга СПАС. Твоя жизнь – в твоем желании жить, или Как жить безопасно Воюшин Константин Владимирович

Ножевой бой СПАС – «выживает подготовленный!»

Три этапа обучения ножевому бою СПАС

1. Первый этап – отработка мышечных реакций, все действия – не менее 3 движений, отработка полного ножевого боя (с применением свободных конечностей), основы ведения ножевого боя, отработка на реалистических макетах ножей, знакомство с боевым ножом в рамках одиночных практических упражнений.

2. Второй этап – активный спарринг и жесткая практическая подготовка, отработка ситуаций в полном контактном режиме, введение групповых упражнений с боевыми ножами, спарринг с металлическими затупленными ножами, отработка действий на снарядах, психология боя.

3. Постановка уколов и порезов на снарядах, отработка реалистических комбинаций со «своими» ножами, спарринг в средней скорости на реальном оружии, резание тушки, тестирование ножей, борьба за нож в варианте – без уколов и порезов головы и шеи.

Ножевая подготовка

1. Знакомство с ножом:

Подготовительный комплекс;

Хваты, стойки, виды ударов ножом;

Конструктивные особенности и типы клинков;

Принципы работы на уничтожение и нейтрализацию;

Отличия прикладного ножевого боя от фехтования;

Координация и чувство дистанции;

Безопасность и чутье клинка.

2. Навыки первого уровня:

Траекторная база и перемещения;

Силовой укол, порез и вспарывания;

Скоростные выхватывания и скоростные удары на 2 движения;

Техники боя нож – нож;

Работа на дистанции руки, ознакомление с ближним боем и партнером;

Защита свободной рукой и остановка ногами;

Жизненно важные зоны и способы их поражения;

Уходы телом, формирование техники сбросов;

Работа на уничтожение;

Ознакомительные упражнения при работе «нож – безоружный»;

Простейшие съемы угроз ножом;

Сбивы и перемещения при атаках ножом безоружного;

Боязнь клинка, подготовка к работе боевым ножом.

3. Навыки второго уровня:

Траекторная база для клинков любого размера;

Скоростные удары и постановка комбинаций на 3 движения;

Повышение навыков боя «нож – нож», спарринги в защите и без защиты;

Нож против безоружной группы, перемещения и принцип применения;

Бой в условиях применения холодного оружия, противодействия извлечению ножа;

Постановка круговой работы ножом через удары руками;

Знакомство с боевым ножом и координация ножами на воздух;

Упражнения на безопасность с настоящими ножами;

Привыкание к клинку: «звезда», оглаживания, обкатывания тела;

Применение всех свободных конечностей и боевые связки с полной работой;

Спарринги «нож – группа», ситуационные техники;

Гражданское применение клинка, нелетальная работа;

«нож – нож» в бое вплотную;

Применение клинка в различных условиях;

Упражнения на закрепление навыка уходов телом и сбива атаки ножом;

Все типы спаррингов с ножом.

4. Навыки третьего уровня:

Наработка навыков мгновенной атаки ножом;

Комбинирование летальной и нелетальной работы клинком;

Постановка комбинаций с частичным применением ножа и рук и ног;

Постановка навыков противодействия ножу на всех дистанциях;

Ведение боя разными клинками;

Спарринги с разными клинками, против группы безоружных, при нападении вооруженных палками и т. д.;

Парная работа на воздух с настоящими клинками и спарринги с металлическими незаточенными ножами;

Работа на выживание против группы атакующих с ножами;

Работа против настоящего ножа (медленно);

Работа против металлического незаточенного ножа;

Все виды спаррингов: рукопашка – нож, нож – группа, выживание против ножа и т. д.

Ну вот, перед вами дверь, толкните ее и сделайте шаг в мир понимания своей безопасности!

Из книги Оздоровительно-боевая система «Белый Медведь» автора Мешалкин Владислав Эдуардович

Из книги Книга СПАС. Твоя жизнь – в твоем желании жить, или Как жить безопасно автора Воюшин Константин Владимирович

Константин Воюшин Книга СПАС. Твоя жизнь – в твоем желании жить, или Как жить безопасно <…> Реальная схватка не бывает позиционной, у нее нет лица, у нее – только маска, и маска эта – АГРЕССИЯ… <…> Встречный рукопашный бой СПАС, а по простому драка, – это то, к чему

Из книги Школа ножевого боя [Хваты, боевые стойки, движения, удары, техники защиты и метания боевого ножа. По системе спецназа КГБ] автора Травников Александр Игоревич

Концепция личной безопасности СПАС Необходимый минимум знаний для того, чтобы жить счастливо! Защищать себя надо, начиная с предвидения опасности!«Все мы ходим под Богом и все боимся дьявола…» Начало пути к собственной безопасности – это осознание, что существует

Из книги Сыроедение для очищения автора Бутенко Виктория

Себе поможешь сам! экстремальная медицина от спас Как-то в дружеской беседе офицер одного спецподразделения рассказал мне историю, которая до сих пор не дает ему покоя.Группа, выполнив задачу, возвращалась на базу в Гудермес. Соблюдая скрытность перемещения, выслали

Из книги автора

Методики подготовки по системе «СПАС» Цель СПАС – четко пройти этапы подготовки, сформировав грамотного бойца.Конечно, среднестатистическому человеку, имеющему работу, семью, невозможно приобрести качества и параметры настоящего бойца: скорость, точность, силу,

Из книги автора

Градация курсов обучения и роста бойца СПАС С чего начинаются занятия самообороной или рукопашным боем? Многие утверждают, что с нападения на улице, удара кулаком в лицо или после пережитого стресса от угроз подвыпившей компании.Не все школы единоборств могут дать

Из книги автора

Глава 4 Спортивный и тренировочный ножевой бой Спортивный и тренировочный ножевой бой в последнее время приобретает все большую популярность. В отличие от реальных боевых ситуаций, где противники действуют на свой страх и риск, спортивные поединки ограничены строгими

Специальная Прикладная Армейская Система "СПАС" - новая авторская система Воюшина Константина Владимировича, ведущего инструктора "СПАС", специалиста по специальной подготовке, консультанта по личной и специальной подготовке подразделений МО, МВД, ВВ РФ, главного инструктора по подготовке и психофизическому подбору сотрудников ряда охранных агентств, офицера МО РФ и Маматова Алексея Сергеевича, ведущего инструктора "СПАС", специалиста по специальной подготовке, консультанта по личной и специальной подготовке подразделений МО, МВД, ВВ РФ, главного инструктора по подготовке и психофизическому подбору сотрудников ряда охранных агентств, дипломированного врача невропатолога, мануального терапевта выпускника ММА им. Сеченова. "СПАС" включила техники различных направлений, таких как: Стиль Кадочникова, УНИБОС, АРБ, славянские стили и разработки армейских специалистов тактической и специальной подготовки.

Задача стаяла заполнить те пробелы, как в техническом изучении, так и в системах подготовки, которые влияют на результаты изучения боевых искусств. Существует множество стилей, направлений, боевых единоборств. Но строгое разграничение между боевыми и спортивными искусствами существует. "СПАС" - боевая система, которая призвана решать вопросы психофизики, реакции человека на экстремальную ситуацию. Наша задача обучить любого человека выживанию в любой ситуации названной экстремальной. Не обязательно это рукопашная схватка, быть может, и конфликт, заставляющий тратить эмоции, а значит силы и здоровье.

Фундамент системы "СПАС" - это индивидуальный подход во время обучения: формирование биомеханической системы действий для отдельного человека и совершенствование ее в дальнейшем. Ударные техники руками и ногами представляют собой литые, непрерывные комбинации разно уровневых усилий, а что самое главное скоростных линейно-круговых ударов всеми частями рук (пальцы, кулак, локоть, плечо) и ног (стопа, колено, бедро). Другие воздействия, от шокирующих прихватов, до надавливаний на болевые точки применяются воедино с ударами, образуя так называемую "ПАСТЬ", в которой пережевывают противника. Добавьте болевые захваты, выведения из равновесия и картина вам станет понятна! В настоящее время групповые нападения повсеместны, поэтому в нашем центре много внимания уделяется тактике действий против группы, техническим и психологическим особенностям при данной схватке. Лишь тот, кто психологически более подготовлен, может рассчитывать на выживание в экстремальной ситуации. Курс психофизической адаптации к экстремальной ситуации обязан дать обучаемому тот инструментарий, который поможет, научит работать с эмоциями и чувствами! Люди - индивидуалисты! Обучать всех одинаково, мы считаем неправильно.

Только личная подборка биомеханической системы действий, обеспечит результат. Подход к обучению прогрессивный, личный, оригинальный. Мы стараемся научить человека думать и действовать согласно его личных ощущений. Интуиция - тайный помощник наших обучаемых!

Нож - грозное оружие и обойти его вниманием мы не смогли. Ножевой бой по системе "СПАС", тоже наше детище. Долго мы ознакамливались с другими системами применения клинка, одновременно накапливали знания и умения. В основу легли армейские техники ножевого боя. Но наша задача была адаптировать бой на уничтожение в полевых условиях к действиям в городе, в штатном режиме жизнедеятельности. Нам это удалось! Отработав систему подготовки к ножевому бою и последующую методику тренировок для клинкового боя, мы ввели их в курс ножевого боя по системе "СПАС"! Клинковый бой "СПАС", представляет собой адаптированную под гражданское применение армейскую систему действий. Бой на уничтожение изучается параллельно полицейскому применению ножа, т.е. применению при котором противник выводится из строя без летального исхода!

Подручные средства - это то, что у нас под рукой: вилка, телефонная карточка, сумка, портмоне и т.д. Всем этим можно и нужно уметь работать, использовать против нападающих. "СПАС", отдает много времени и этой подготовке, потому что только полное знание обеспечивает понимание ситуации, а значит выживаемости!

На вас напали в подъезде, лифте, лестнице, вы чувствуете дискомфорт от незнания что делать, не можете применить те знания, которые у вас есть, значит, наш курс выживания в городских условиях актуален! Мы учим как себя вести, как действовать при нападении в ограниченных условиях, как предотвратить это нападение, как выработать в себе качества внимательного, усидчивого и уверенного человека. Наше поведение - отражение наших мыслей и ощущений! Как тело требуется подготавливать к нагрузкам, так и психике нужна закалка и тренировка.

Следя за новой литературой по БИ, изучая старую, мы задавали себе вопрос: почему нигде нет методик по применению гибких предметов, например веревки в бою. Решив восполнить этот пробел, создали детальный алгоритм подготовки к применению гибких длинномерных предметов.

Ну и самое главное - это пересмотренная нами идеологическая, т.е. общая система целей! Для "СПАС", главная цель не победа, а выживание в любой ситуации: от психологической целостности во время межличностного конфликта, до ситуации, где на кон поставлена жизнь и требуется мобилизация всех сил, умений и знаний. Другими словами - не победа, а если требуется избежание конфликта, отступление, но с чувством равновесия душевных и моральных основ.

В системах вроде "СПАС", учат жить, а не воевать, но основываются на физическом и психологическом раскрепощении с помощью рукопашного боя. Жизнь многомерна, и все время отдавать только боевому совершенствованию нереально. С учетом этой особенности были скорректированы упражнения, техники в "СПАС", позволяющие в минимальное время сформировать общий процесс деятельности, включающий, как интуитивно-осознанную систему самозащиты, так и внутреннюю систему адаптации и саморегулирования к отрицательным внешним и внутренним воздействиям.

Так как мы все хотим быть счастливыми, нам приходится полностью удовлетворять потребности жизни, включая и собственную безопасность, что и заставляет усиленно тренироваться.

Принцип нашей системы отличается от принципов КАРАТЭ и др. боевых искусств. Мы учим не ПОБЕЖДАТЬ, а ВЫЖИВАТЬ, что значить, не искать схватки, уметь уйти от конфликта, избежать попадания в сложную, опасную ситуацию, но, если этого не удалось сделать, то применить все свои знания, умения, силы, чтобы ВЫЖИТЬ! Так, что такое "СПАС"? "СПАС" - это изучение психофизических основ любого конфликта (внешнего или внутреннего), применение разноплановых знаний (от ведения поединка, до топографии на местности), рост физических, психологических и умственных характеристик, а кратко: знание, сила, уверенность и спокойствие! НЕ ЭТО ЛИ МЫ ВСЕ ищем?! Наш девиз, ВЫЖИВАЕТ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ! Будьте живы!


Воины-оборотни

Истории о волкодлаках можно отыскать в сказаниях и легендах практически всех индоевропейских народов.

Первые упоминания в русской письменности о волкодлаках относятся к началу ХIII века. Но традиция оборотничества уходит глубоко в древность. О ней писал даже Геродот (V век до нашей эры) в своей «Истории», в четвёртой книге «Мельпомена» о праславянском племени невров сказано: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние». Жили невры на территории нынешней Белоруссии. Может быть, наши пращуры обладали утраченной ныне способностью к ликантропии (так сие именуют учёные)?

Сложный вопрос: действительно ли волкодлаки умели принимать облик животного?..

Как большинство людей, я скептик, и если не видел лично сам, то поверить мне сложно. Правда, неожиданно сам для себя припомнил, что мне приходилось иметь дело с человеком, который оборачивался волком… Вернее, он говорил, что такое произошло с ним.

Говорил это не лично мне, а немалому залу на Международном фестивале фантастики в алтайском Бийске весной 1998 года. Никто публично неверия не выразил, задавали ему вопросы именно как оборотню, мужчина отвечал довольно достоверно, но у меня глубокий скепсис остался.

Увы, не помню ни его имени, ни фамилии. Он приехал откуда-то с Северного Кавказа. Роста заметно ниже среднего, лет 35-45, смуглый, темноволосый с чёрными круглыми глазами чуть навыкате. Осталось ощущение какой-то пришибленности, что ли, словно он был не от мира сего.

Тогда мужчина в лесу вонзил нож в пень, перевернулся через него и стал волком. Осталось в памяти, как он с щемящим чувством (это я почувствовал) говорил о своей любви к волчице и волчатах… Каюсь, не могу сейчас вспомнить, как он вернулся в человеческое обличие. Напоследок мужчина сказал, что очень хотел бы возвратиться в волчью стаю…

А вот как с волкодлаками, делали ли они подобное?..

Мне думается, что на самом деле оборотней не было, волкодлаки лишь наводили морок-внушение на других и казались им волками, дабы внушить страх. Другая вероятная версия: витязи лишь впадали в своеобразный транс - изменённое сознание - и ощущали себя волками, медведями или волкомедведями. Возможно, это позволяло использовать скрытые резервы организма и человек становился более сильным, ловким, стремительным, как зверь. Можно сказать, что они были властелинами времени: психологически ускоряли его течение для себя, и тогда действия врага ими виделись как бы сильно замедленными, что позволяло своевременно уклоняться от ударов и наносить удары самим. Их действия оказывались быстрее мысли.

(Иногда и у обычных людей в критических ситуациях открываются неиспользуемые резервы организма… Читал про лётчика, который в падающем самолёте за несколько секунд совершил много авральных действий, на которые обычно уходило не менее минуты, и спасся…

На зимовке в Арктике случилось и такое. Вышел полярник к самолёту, принялся снег отгребать. Кто-то тронул его плечо, он обернулся и оказался нос к носу с белым медведем… «Когда я пришёл я в себя, - рассказывал потом мужчина, - то оказалось, что я сижу на крыле самолёта, а снизу на меня удивлённо смотрит медведь…» Мужчина в комбинезоне, унтах с рыхлого снега без разбега одним махом запрыгнул на крыло самолёта, которое находилось выше уровня его головы?! Он потом следы на снегу осмотрел, убедился, что прыжок совершил именно с того места, где стоял, без всякого разбега. Можете себе такое представить? Да ни один чемпион мира по прыжкам хоть в высоту, хоть в длину подобного не повторит!..)

Известные своими частыми походами на Золотую орду (во время татаро-монгольского ига?!) северные ушкуйники звались так в «честь» ушкуя, полярного медведя.

Древнерусская книга «Чаровник», попавшая в число запретных при христианстве, указывает 12 видов превращений, в том числе - в волка и медведя. Но это так, между прочим.
Кулак Перуна, Буза, Скобарь и Казачий Спас

По мере распространения христианства, которое, мягко говоря, не приветствовало оборотней, традиции витязей-чародеев стали исчезать. Или уходить в «подполье». Наследники этого ратного искусства - преимущественно в среде казаков - стали именоваться иначе, умение превращаться в волка скрывалось или упоминалось лишь как незначительная составная часть.

Примерно в это время, хотя, возможно, и значительно раньше, сформировался Казачий спас - этакий сплав боевой магии и ратного искусства арийцев-гиперборейцев, джанийцев, руанцев, новгородцев и им подобных. Понятно, что в мирное время, в быту столь специфические познания были излишни, потому они сохранились среди тех, кто постоянно воевал - среди казаков. Легко разглядеть легендарных волкодлаков в галдовниках, химородниках и чаклунах (колдунах), заморочниках, спасовцах, характерниках, казаках-пластунах, обладавших древними военными чарами, которые современному «просвещённому» человеку кажутся сказкой и находятся за гранью его понимания.

Например, искусство проникать в мысли врага (телепатия) и наводить морок - «насылать сон», внушить то, чего на самом деле нет: скажем, создать фантомов-двойников, заставляя противника «биться с пустым местом». Сейчас подобное называют гипнозом. С помощью внутренней силы (здравы) воины-маги окружали себя невидимым силовым полем, который делал их неуязвимыми. Такие казаки-характерники были способны к ясновидению, умели «заглянуть в зерцало за тысячу вёрст», нанести энергетический удар, даже - смертельный, «на двенадцати языках сердито разговаривать» и оборачиваться в волка.

Просто удивительным было воинское искусство характерника: в бою он словно исчезал и появлялся из ниоткуда с быстротой молнии, будто управлял пространством и временем, осыпая градом ударом, которые противники просто не успевали парировать. А сила удара была такова, что порой враг казался внезапно оторопевшим, а затем распадался на две части. Легко представить, какое впечатление оказывало подобное зрелище на других!

Характерник мог подолгу обходиться без еды и питья, укрыться и стать невидимым в совершенно ровной степи или в кроне дерева, сливался с конём. Подолгу сидел под водой, а затем сухой из неё выходил. Владел заговорами, знал лечебные травы и умел излечить раны с поразительной быстротой.

Порой казаки не просто побеждали противников, а делали это намеренно издевательским образом. Например, могли заставить взять в плен вместо себя козла, а то и устроить междоусобную свару, в которой враги убивали друг друга. Характерник же стоял в стороне и с усмешкой наблюдал за всем этим.

Колдун Сирко и другие

Среди всех казаков-характерников особенно впечатляюще выглядит кошевой Иван Сирко, живший в XVII веке в эпоху наибольшего расцвета Запорожской Сечи. В легендах он предстаёт фигурой просто сказочной, о нём говорилось, что равного Сирко никогда не было и не будет. Именуют его «превеликим колдуном», а турки звали «шайтаном».

Начнём с того, что он появился на божий свет с зубами и, когда бабка-повитуха проносила его мимо стола, то ухватил с него пирог и тут же съел. Представляете, каким стал этот младенец, когда вырос?! Понятно, что Сирко мог оборачиваться волком, в таком обличии пробирался в расположении турецких войск, на постовых навевал глубокий сон, а затем учинял погром…

Рассказывали, что однажды Иван Сирко подстрелил купающегося у безымянного острова чёрта, тот млыкнул (булькнул) в воду. После этого остров стали именовать Чертомлыком.

Не брала казака ни стрела, ни пуля, ни сабля. Он ловил пулю на лету рукой. А то подставлял под удар свою руку, но от острой сабли оставался лишь едва заметный синий след.

Во время знаменитого похода казаков на Крым у Перекопа произошло сражение с ханским войском. Отряд Сирко проник во вражеский тыл. Крымчане ясно видели их приближение, даже мурзы в свои подзорные трубы, но приняли за своих (навёл чародей на них морок). Каким же потрясением для врагов явилось нападение этих мнимых своих! А потому оказать достойного сопротивления они не смогли и были разгромлены. Сам хан чудом спасся бегством…

После смерти своего кошевого запорожские казаки отрезали его правую руку и возили с собой на войну. В трудные моменты выставляли вперёд со словами: «Стойте, братья-казаки, душа и рука Сирко с нами!» Многие верили, что Сирко не умер, а живёт и ныне, воюет с врагами Христовой веры.

Всеми чертами казака-характерника обладал легендарный атаман Степан Разин. Ему приписывали знания чародейства, видели одновременно в разных местах (двойники?), он умел наводить морок.

Среди запорожских казаков-характерников был известен Фесько, который в бою «отращивал» себе сразу несколько голов, так что враги не могли понять, какая из них настоящая.

Самые сильные характерники могли наводит морок даже на большое количество людей.

Такое наглядно продемонстрировал казак Шевчик. Однажды, в Рождественскую ночь 1668 года, на территорию Запорожской Сечи проник отборный отряд турецких янычар численностью в 14 000 человек. Они «сняли» не особенно бдительных часовых, которые не ждали беды, и уже готовились приступить к массовой резне спящих казаков. Но врагов обнаружил Шевчик и применил своё умение характерника: около часа янычары пробыли в странном оцепенении. Как позже говорили немногие уцелевшие: им казалось, что они стоят на главной площади Стамбула на войсковом смотре перед самим султаном… За этот час казаков разбудили, они вооружились, приготовились и по сигналу бросились на врага… Огромный отряд турок был уничтожен почти полностью, спаслось менее сотни…

В одном из походов в начале XVII века кошевой атаман запорожских казаков Кисек попал в плен. Его заковали в цепи и посадили у весла на галере. Но уже при первом заходе в порт Гезлев (современная Евпатория) он внушил надсмотрщику, что является пашой и приказал освободить всех гребцов. После чего охрана была вырезана, а галера спокойно среди бела дня уплыла из гавани, никто ничего не заподозрил. Лишь ближе к вечеру наваждение спало и янычары заметили: то что казалось им разбитыми бочками, плававшими у мола, на самом деле является трупами турков…

Казак-чародей Иван Богун однажды провёл свой отряд через польский лагерь и при этом ни одна собака не залаяла…

Когда казаки не могли уйти от погони превосходящих сил, а укрыться в степи было негде, то они останавливались. Казак-маг втыкал по кругу копья, за них все вставали, завязывали морды лошадям, чтобы те ненароком не заржали, и он внушал преследователям, что они видят лишь заросли камыша или рощицу, на которые не нужно обращать внимание. Так и происходило…

Умели характерники изготовлять «крики». Взяв обычные стебли камыша, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Этот камыш раскидывали вокруг своего лагеря. Если вражеский конь в ночи наступал на такой камыш, то ржал и будил казаков…

Пластуны - спецназ Российской Империи

Сильнейшими в армии Российской империи были казаки. Вот как оценивал их Наполеон: «Казаки - это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Интересно сказал о казаках Анри Стендаль: «Они были чисты, как дети, и велики, как боги».

Казаки тогда произвели столь устрашающее воздействие на французов, что они по сей день словом «казак» пугают своих детей.

Среди казаков была элита, лучшие из лучших - «наследники» витязей-оборотней - пластуны. Прочие названия постепенно позабылись.

Пришло это слово из Запорожской Сечи. Там по давней традиции все курени именовались либо по имени атамана-основателя (Васюринский, Поповический, Брюховецкий…), либо по местности, откуда они вышли (Полтавский, Уманский, Каневский…), но лишь один из 38 куреней звался по роду деятельности - Пластунский. В него входили лучшие из лучших казаков.

В каком-то смысле, пластуны были всегда, только звались иначе. В «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.Щербина пишет: «По роду их деятельности, в дозоре или в тылу противника, им приходилось нередко часами, не шелохнувшись, лежать пластом на земле, слившись с окружающей местностью, и вести наблюдения. Отсюда и пошло название «пластуны».

В 1842 году пластуны были признаны особым родом войск, так стали именоваться все пешие казачьи отряды.

Пластунами являлись люди преимущественно средних лет, утратившие порывистость молодости (нужна была трезвая голова), но сохранившие хорошие физические кондиции. Владели любым видом оружия. Экипировку имели предельно простую, но функциональную: всё необходимое носили с собой. Обладали безграничным терпением и выдержкой. Могли часами пребывать в укромном месте, идеально вписавшись в местность, высматривая врага. Бесшумно двигались, проникали в расположение вражеских войск, снимали часовых, а то и выкрадывали «языка», наносили «точечные» удары. Понятно, что они часто оказывались вынужденными принимать неравный бой и нужно было уметь постоять за себя. Будучи обнаруженными, пластуны никогда не сдавались: предпочитали погибнуть, но не попасть в плен. Так что подобное бывало редчайшим исключением.

Героя Кавказской войны потомственного казака, генерала Якова Петровича Бакланова (1809-1873 гг.) горцы прозвали «сатаной», так как были твёрдо уверены, что ему помогает нечистая сила. Ну, ещё бы так не считать, Яков Петрович страшенным по силе ударом шашки разрубал врага от плеч до самого седла, об этом потом пелось в казачьих песнях.

Однажды меткий стрелок Джанем пообещал убить его, когда тот выйдет на своё обычное место просеки на Качкалыковском хребте. Яков Петрович, зная это, всё же явился туда. Хладнокровно встал на видном месте, практически не шевелясь, и позволил сделать Джанему два выстрела (оба мимо!), а когда тот сильно удивлённый промахами немного высунулся из-за скалы, послал ему меткую пулю прямо в лоб…

Шамиль собрал 25-тысячное войско и расположился за рекой Мичик, чтобы отрезать подразделения Я.Бакланова от основных войск. Но последний сумел провести 5 рот пехоты, 6 сотен казаков с двумя орудиями сквозь линию неприятеля, не иначе как помогло искусство характерника наводить морок…

В годы Первой мировой войны Российская империя имела 24 батальона и 1-й отдельный дивизион кубанских пластунов, 6 донских и 2 терских дивизиона. К апрелю 1915 года были удостоены наград свыше 9 000 пластунов. В знаменитом Брусиловском прорыве (1916 г.) участвовало 22 батальона пластунов.

В народе ходит молва, что владел Казачьим Спасом В.Чапаев. В Первую мировую войну он лихо отплясывал «барыню» на бруствере окопа под германским пулемётным огнём и уклонялся от «своих» пуль. Василий Иванович имел странную восточного вида саблю, наведя клинок на солнце под определённым углом, мог увидеть то, что находилось за многие вёрсты, а то и десятки вёрст…

Сокровенными знаниями обладал барон Унгерн. В декабре 1917 он всего с семью казаками разоружил гарнизон станицы Маньчжурия численностью 1500 человек, а в январе 1918 со своим взводом проделал то же самое с Хайларским гарнизоном, который составляли 800 человек. В 1920 барон Унгерн в одиночку въехал днём в своём ярком монгольском халате с генеральскими погонами в занятую красными Ургу. Спешившись, приказал одному из часовых у ворот держать лошадь. Всё осмотрел, вернулся обратно и даже по пути отхлестал заснувшего часового. Когда тот поднял тревогу, барон уже находился далеко…

Во время Гражданской войны в 1920 году полковник Белой армии Васищев с 54 казаками захватил и разоружил целый корпус Красной армии, затем отпустил пленных на волю. Рассказывали, что после одного сражения на плацу в станице Наурской Васищев спрыгнул с коня, расстегнул ремень и из-под гимнастёрки горохом посыпались пули…

Новая, «советская», власть не жаловала «проклятое наследие прошлого», потому воины-маги если и не перевелись, то ушли в глубокое подполье.

(Кстати, мало кому известно, но именно русские эмигранты, офицеры-пластуны, заложили основу специальной подготовки морской пехоты США и спецчастей французской армии, в частности, Иностранного легиона.)

Лишь осенью 1943 года была сформирована дивизия пластунов под командованием генерал-майора Метельникова. Им разрешили носить старинную форму. Действия пластунов были столь успешны, что гитлеровцы их прозвали «сталинскими головорезами».

А может быть, возродить традицию и назвать несколько современных подразделений российской армии пластунскими?..

Супервоины 21-го века

Свято место пусто не бывает. Поэтому вместо Казачьего Спаса появилось самбо (САМоборона Без Оружия). По вымышленной легенде его создали чуть ли не как Франкенштейна из видов борьбы различных народов. Если вы соберёте болты, гайки, механизмы, колеса, то автомобиль из них смонтировать трудно: всё это должно подходить друг к другу, взаимодействовать. Так и тут. На самом деле базовыми стали именно те самые приёмы, которыми издревле прекрасно владели русские воины, унаследовавшие боевое искусство ариев. В частности, это доказывал Александр Суворов: «Пуля - дура, штык - молодец!» При нём часто решающей оказывалась штыковая атака с рукопашной, в которой наши предки обычно превосходили другие народы.

К созданию спортивного самбо причастны В.Ощепков, А.Харлампиев и позже Е.Чумаков. Есть ещё «боевое самбо», по которому проводятся соревнования, но оно немногим качественно отличается от выше сказанного. Но существует, скажем так, настоящая боевая самооборона без оружия, которую создал - а на деле воссоздал систему русского единоборства! - Виктор Афанасьевич Спиридонов. Он длительное время изучал боевое искусство разных народов и понял, что они имеют единый корень - боевое искусство ариев. На нём и сосредоточил свои усилия. В его уникальной системе атака фактически отсутствует: противник провоцируется на какое-то действие, после чего оказывается в положении беспомощной марионетки, которая используется по своему усмотрению мастером единоборства. Такая борьба не требует физической силы и больших затрат энергии.

Виктор Афанасьевич подготовил плеяду учеников, объездил всю страну, пропагандируя свою систему русского рукопашного боя. Выпустил три книги, которые стали настольными для поклонников единоборств: «Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу» (1927 г.), «Самозащита без оружия. Тренировка и состязания» (1928 г.) и «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения» (1933 г.). Пропагандируя свою систему, В.А. Спиридонов объездил всю страну. После нападения Германии обучал на специальной учебной базе в Мытищах под Москвой бойцов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. Умер Виктор Афанасьевич Спиридонов 7 сентября 1944 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Позже его систему развил, дополнил и довёл до высочайшего совершенства Алексей Алексеевич Кадочников. Теперь она широко известна как русский рукопашный стиль Кадочникова. У него тысячи последователей в разных уголках России. По его методике обучаются даже некоторые спецподразделения китайской армии под руководством российских инструкторов.

Ни одна современная армия не обходится без спецвойск. Есть таковые и в российской армии, но и в них имеется суперэлита, которую можно назвать наследницей легендарных волкодлаков, джанийцев, казаков-характерников, пластунов и других русских супервоинов. В СМИ таковой именуют группу «Альфа» спецназа ГРУ. Хотя, наверное, существуют и другие, куда более засекреченные…

Понятно, что их возможности держатся в строжайшей тайне. Сведения крайне скудны и обрывисты. Но кое-что просачивается. Например, об умении бесконтактного боя: противник валится с ног или приводится в бессознательное состояние без малейшего прикосновения к нему, одним волевым посылом. Говорят, что можно и вообще лишить противника жизни. Совсем как волкодлаки древности!

В десятках стран Азии, Латинской Америки и Африки действовал наш спецназ. Нередко вступал в прямое единоборство с американскими коммандос, и обычно с плачевными результатами для последних. Правда, американцы редко когда узнавали, с кем имели дело.

Любопытный факт, которым гордятся наши ветераны спецслужб: за всё время боевых действий в горячих точках ни один из них не попал в плен живым.

В 1997 году на спецназовские соревнования в г. Асбесте прибыли американские «зелёные береты» и «морские котики» (спецназ «море-воздух-суша»). Смотрелись они внушительно, словно истинные «рэмбо». Но эти профессионалы во всех соревнованиях уступили нашим призывникам. Больше в России американцев не видели.

А в 2011 году в открытом чемпионате мира среди полицейских в г. Орландо (Флорида, США) впервые приняла участие российская команда (Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России). Они потрясли соперников. К ним подходили люди и изумлённо спрашивали: «Вы откуда такие?..» Американцы всегда были вне конкуренции, а тут от бессилия не нашли ничего лучшего, как использовать судей: те откровенно засуживали наших даже при явном превосходстве над соперниками, но и сие помогало не всегда…

Из известных операций вспоминается взятие афганской столицы: тогда в Кабуле за короткий срок был установлен контроль не только над дворцом Амина и его резиденцией, но и захвачены такие охраняемые объекты, как генеральный штаб, министерства обороны и внутренних дел, тюрьма, аэропорт и другие.

Читал и вот о таком. Американский самолёт с новейшей секретной аппаратурой испытывался в небе над Аравией и потерпел катастрофу. Его искали примерно двое суток, а когда нашли, то обнаружили уже без того самого оборудования. Американцы взвыли, принялись буквально носами рыть землю и установили, что с подводной лодки великой северной державы были высажены двое человек: те скрытно добрались по пустыне к рухнувшему самолёту с миниатюрным сварочным аппаратом, аккуратно вырезали необходимое и вернулись с «добычей» на борт субмарины. Если бы такое произошло столетиями раньше, то стали бы говорить про джанийцев-волкодлаков-характерников-плас тунов, а как эти супервоины называются сегодня - знают лишь они сами…

кл слова: Мискин, рукопашный бой, русский стиль, спас, анализ, история, рассказ

Вывод напрашивается сам - если спас и является системой пластунов (кстати, действительно предтечи советской (и нынешней) войсковой разведки), то как минимум эта система прошла обработку и обкатку армией. Иными словами, ни о какой передаче традиции внутри семьи не может быть и речи - т.е. мы возвращаемся вновь к версиям об армейском происхождении спаса.

Что же получаем в итоге? Сергей Черный, двоюродный дедушка Леонида Петровича, у которого, собственно, Леонид Петрович и учился, наиболее вероятно был опытным профессионалом-военным, прошедшим горнило Великой Отечественной войны, а спас вероятнее всего - одна из армейских систем ряда спецподразделений (например, войсковой разведки или контрразведки СМЕРШ).

Какие есть тому еще подтверждения, помимо моих собственных рассуждений, которые могут быть и ошибочными? Например, схожесть подготовки войсковых разведчиков из книги Булочко, ряда моментов из подготовки партизан (книга "Спутник партизана", М. - 1942г.), а также инструкций по проведению занятий по рукопашному бою времен ВОВ с подготовкой в спасе. Или, например, схожесть с некоторыми другими армейскими системами. > Теперь давайте рассмотрим эти другие системы. Например, возьмем красочное описание практики СМЕРШа из не менее красочного романа Богомолова "В августе 44-го, или Момент истины". Да, речь пойдет о том самом "качании маятника", вокруг которого уже сломано столько копий. Например, о стрельбе "по-македонски" - т.е. стрельбе из 2-х пистолетов одновременно, причем в движении. В спасе существует целый раздел, посвященный стрельбе из пистолета и из 2-х пистолетов - причем всё происходит как раз в движении или на противника, или уходя с траектории его выстрелов в сторону, за укрытие. Только называется это всё не "стрельба по-македонски" или "качание маятника" - а совершенно по-другому. Хотя на само слово "гойдок" советую обратить пристальное внимание - выражение "качать маятник" с русского на украинский можно перевести как "хитати маятник", а можно и как "гойдати маятник" (но к этому мы также вернемся позже).

Скепсис критиков относительно "качания маятника" заключается опять же в не совсем верном понимании условий, в которых данная техника могла быть реализована. Конечно, если на открытой местности, да на большом расстоянии от противника шмальнуть перед собой веером из пистолета-пулемета - никакой "маятник" никогда не поможет. Такая техника могла быть реализована в условиях, когда противник не ожидает самого нападения - или он не успел выхватить оружие, или ему уже "сбили целик" путем отвлечения внимания разными способами. Огромное, решающее значение играет и расстояние - свыше 5-ти метров от противника на открытом пространстве проблема применения "маятника" становится очень и очень проблематичной. И вообще, когда говорят "качать маятник", создается впечатление, что его можно качать, как метроном, сколь угодно долго. Это, конечно же, полная чушь! "Маятник" реально выполнить, уклонившись от одного, максимум двух выстрелов противника - и то крайне быстро меняя траекторию своего движения: а за это время нужно или успеть уйти за укрытие, или самому успеть застрелить противника. Т.е. всё происходит буквально в доли секунды - раз, два и готово. Фантазёров, воображающих, что можно ходить под пулями, будто заговорённый, сколь угодно долго, попрошу не беспокоить.

А чтобы не быть излишне голословным, советую обратиться к книгам А.Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШа" и С.Иванова-Катанского "Шаг-маятник" - там проиллюстрированы многие варианты поведения в данной ситуации. Одни из вариантов "качания маятника" рассчитаны на выхватывание оружие и поражение противника, уклонившись от его выстрела. Другие рассчитаны на уклонение от выстрела противника и подход к нему вплотную для его обезоруживания или поражения в упор. Сразу подчеркну - все эти варианты указанных авторов являются абсолютно рабочими и реальными, но не исчерпывающими. Например, мною за много лет были собраны и другие варианты "качания маятника", с которыми меня ознакомили или бывшие военные, или дети (внуки) бывших военных и передававшиеся в их семье военные навыки. Правда, со ссылкой или на дедушку войскового разведчика времен ВОВ, или на прохождение службы в спецподразделениях.

И сразу подчеркну - в указанных книгах гойдка нет, хотя отдаленно похожие варианты имеются. Самым же интересным является факт, что под описание "качания маятника вразножку", когда Таманцев именно "приплясывал" в "маятнике", ни один из вариантов в книгах Потапова и Иванова-Катанского не подходит! Зато когда на моих глазах Леонид Петрович с 2-мя муляжами пистолетов стал двигаться в гойдке - я понял, как именно "приплясывал" тот самый "волкодав" Таманцев. По крайней мере, под описание Богомолова подходит полностью! И вообще, параллелей со спасом очень и очень много - хотя автор романа "Момент истины" не описал, например, работу с ножом или безоружную технику, имеющую место быть в спасе.

Рассмотрим теперь еще одну систему, вокруг которой также нагромождено немало мифов - питерский скобарь. Хотя сам руководитель данного направления, Андрей Вадимович Грунтовский, всячески открещивается от этого названия, предпочитая называть свое направление просто русским кулачным боем. Название скобарь было растиражировано журналистами и дано с легкой руки этнографа Мехнецова, усмотревшего в пластике движений Андрея Грунтовского и его учеников многие элементы скобаря, народного наигрыша и танца под него ряда северо-западных районов России. Сам Андрей Вадимович неоднократно указывал, что данной технике его обучил отец - Вадим Иосифович Грунтовский, который, в свою очередь, обучался данной технике в ШАР (школе армейской разведки) в 1953г. в учебном центре в г.Бровары под Киевом. Среди тем курсанты проходили рукопашный бой, основанный на ударной технике, ножевой бой, приемы обезоруживания, способы перемещений и стрельбу из огнестрельного оружия. По воспоминаниям Вадима Иосифовича, инструкторы только лишь приемы борьбы и обезоруживания при помощи болевых на руки называли "джиу-джицу", всё остальное называя только рукопашным боем, тем самым подчеркивая его отличие от джиу-джицу. Кстати, "маятник", или "скок" - один из терминов, употреблявшихся в этой школе. Возможно, подчеркивая название "джиу-джицу", инструкторы хотели подчеркнуть именно полицейский характер данных приемов. Тогда как остальная техника была направлена на гарантированное уничтожение противника, даже превосходящего количественно - т.е. налицо армейский характер системы (стояла задача УНИЧТОЖИТЬ - а не АРЕСТОВАТЬ). Причем понимаю, что данный факт вызовет у части украинской аудитории откровенное негодование - но этой технике обучали служащих спецподразделений, задачей которых была борьба, выражаясь лексикой того времени, с "бандеровскими бандформированиями", т.е. с отрядами ОУН-УПА. Это не очень приглядная страница истории - но из песни слов не выкинешь. Хотя данных об участии именно Вадима Иосифовича в подобных операциях у меня нет - он просто не успел в них участвовать, т.к. осенью 1953г. учебный центр был закрыт и расформирован.

По характеру обучения, рисунку тренировок и самой технике и манере движения техника школы армейской разведки и спаса не идентичны - но очень близки. Иными словами, это родственные - хотя и не аналогичные системы. Имел честь в этом убедиться сам, познакомившись на практике и со скобарем.

В своих поисках корней спаса я также несколько раз натыкался на какие-то слухи о неких других учебных центрах армейских систем рукопашного боя, помимо учебки в Броварах. Сущей находкой для меня стала встреча с Ш-овым Владимиром Ивановичем в том же 2005г. (полностью фамилию этого человека не называю в силу ряда обстоятельств морального характера - но лично засвидетельствовать его реальное существование могут несколько человек из числа тех, кто со мной занимался спасом). Владимир Иванович прожил трудную жизнь, в начале 70-х служил в спецподразделении, находившемся в подчинении ГРУ Минобороны СССР. Задача, которую выполняло его подразделение, состояла в скрытном приближении к объектам противника и установке на них радиомаяков - для последующей пеленгации их и уничтожения или путем высадки десанта (сфера деятельности ДШБ - десантно-штурмовых батальонов), или нанесения по ним ракетно-бомбового удара. Поэтому на первый план выходила именно маскировка и скрытное приближение к вражеским объектам. Вступление в рукопашный бой было равнозначно провалу операции. По этой же причине отсутствовала и техника снятия часовых - исчезновение часового или обнаружение его трупа сигнализировало противнику о нахождении в его зоне ответственности вражеской РДГ (разведывательно-диверсионной группы). Но тем не менее интересную версию армейского рукопашного боя им также преподавали - основной задачей, раз уж член группы обнаружен и вступил в рукопашный бой, было нанести противнику удар, прежде всего лишающий его возможности кричать - чтобы не поднял тревогу. Идеально было, если этим же ударом противник уничтожался. На первый план поэтому выходил нож. Если же данное условие не соблюдалось, удар наносился невооруженной рукой в уязвимые зоны, лишающие противника возможности кричать - а уже затем он добивался. При этом операция была провалена, но сохранялась возможность уйти от преследования и сохранить численный состав группы. Очень многие техники данной системы совпадают со спасом - мои знакомые также имели возможность в этом убедиться, что также могут засвидетельствовать.

Со спасом и скобарем эту технику роднит сходная пластика движений, сходная структура и сходная методика тренировок. И хотя гойдок Владимир Иванович не продемонстрировал, многие его движения напоминают гойдок очень и очень сильно. При этом Владимир Иванович подчеркивал, что им дали "неполную" версию - хотя их инструкторы "более полной" версии обучали другое подразделение, специализацией которого было+ как раз уничтожение РДГ противника!

Совпадений со спасом - просто множество. Например, то же место для тренировок называлось "полигоном", а сухожилия, например, и там, и там назывались "жижки". Применялись сходные имитаторы оружия и сходные условия тренировок. Более того, даже ряд историй, запомнившихся Владимиру Ивановичу и услышанному им от своих инструкторов, были чуть ли не полным аналогом спасу! Например, Леонид Петрович рассказывал о происхождении танца гопак - мол, казаки, умевшие ездить на коне, приходя в села на постой и участвуя в вечерницах, чтобы хоть как-то показать свое молодечество перед сельскими хлопцами, в танце часто выполняли движения, применявшиеся в конном бою - спешивание с коня, запрыгивание на него и толкание коня противника. Почти аналогичную историю рассказал Владимир Иванович - при этом отмечу, что данная история нигде еще не была опубликована (во избежание т.н. вторичного эффекта фольклора).

кл слова: Мискин, рукопашный бой, русский стиль, спас, анализ, история, рассказ

Спасом я заинтересовался с той самой статьи в журнале "Техника-молодежи", 2, 1989г. под названием "Интерес моей мысли" (к ней мы еще вернемся). И фактически, во многом эта статья, а также материалы в прессе про "русский стиль", и определили мои интересы на долгие годы. Столкнувшись на рубеже последнего десятилетия 20в. с рядом объективных трудностей (попросту говоря - экономический кризис в стране и банальнейшее отсутствие денег у меня лично), я в силу этих причин не смог выйти на контакт ни с автором статьи Л.П.Без(клубым), ни элементарно съездить на семинары по русскому стилю. Всё пришлось искать самому - благо помогало обучение в университете со специализацией на фольклоре. Именно фольклористика и научила меня методологии сбора подобной информации и ее обработке. Эти навыки мне помогают до сих пор.

Результатом моих поисков стали статьи в ж. "Русский стиль - боевые искусства", ныне также выложенные на многих сайтах в рунете. Сейчас я бы во многом изменил сами тексты, да и сами выводы - но пусть есть как есть. Это был мой прошлый опыт.

Но поиск и обработка информации о славянских единоборствах мною не прекращалась никогда все это время. Пришло время и практических занятий. Одним из таких ценных опытов я считаю занятия спасом у Леонида Петровича Безклубого, с которым познакомился лично в 2005г.

В результате первого же семинарского занятия я с удивлением обнаружил для себя, что занятия спасом до боли напоминают мне+ранние разработки рукопашного боя времен ВОВ и 30-х годов 20в. - так, как они иллюстрируются и описываются в книгах. Нет, это не техника самбо (или боевого самбо), как думают многие. Это были системы, которые в свое время конкурировали с самбо, но в силу ряда причин были вытеснены на периферию армейской подготовки и преданы забвению. Понятно, что иллюстрации и описания в старых методических пособиях дают только самое общее представление о технике данных систем рукопашного боя. В книгах пластики движений передать практически невозможно! Попробуйте-ка научиться танцевать по книжке - не получится! Иными словами, повторю знакомое каждому из рукопашников изречение - по книгам научиться невозможно! Нужен учитель: таким учителем для меня и стал Леонид Петрович Безклубый - человек, которому я во многом благодарен, и которого глубоко уважаю, несмотря на ряд разногласий по отдельным вопросам.

Что же из себя представляли занятия по спасу? Они очень и очень напоминали прохождение "тропы разведчика" - так, как это описано и иллюстрировано в книге К.Т.Булочко "Физическая подготовка разведчика" (Москва. Воениздат. - 1945г.). Но! Но был ряд существенных несовпадений с книгой (и это естественно!). Например, в книге Булочко прохождение "тропы разведчика" предлагалось в качестве своеобразного испытания, экзамена, теста для занимающихся после прохождения курса подготовки - в спасе же это было ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ПОДГОТОВКИ. Также в спасе не были задействованы все виды препятствий, предлагавшиеся в книге Булочко - например, инженерные сооружения (стенды, проволочные заграждения, канаты, механические тренажеры и т.п.). Используются только естественные преграды - деревья, камни, песок, кочки и т.д., а также препятствия в виде внезапно нападающих из-за укрытий противников. Учебным оружием выступают мешки, булавы с мягким навершием, иммитаторы ножей и т.д. - набор, в общем-то известный всем рукопашникам. Но с одной существенной деталью - все эти предметы должны изготавливаться из подручных материалов.

Однако самое главное - это пластика движений, тот самый стержень, на который насаживается техника. Многим рукопашникам знакомо выражение "ключевое действие" - и как оно по-разному воплощается в разных системах в зависимости от их пластики и манеры движений. Например, бросок через бедро в дзю-до и в айкидо выполняются совершенно по-разному - а ведь ключевое действие одно и то же! Или прямой удар в боксе - и прямой удар в каратэ: согласитесь, это "две большие разницы". Т.е. от пластики движений зависит то, как именно будет реализовываться то или иное техническое действие.

Не открою также Америки и в том, что ВСЕ ключевые действия в рукопашном бою известны ВСЕМ НАРОДАМ - т.е. никаких там особых суперсектретных техник не существует. А целесообразность применения тех или иных технических действий зависит от:
а) конкретной ситуации,
б) целей и задач данной системы,
в) условий ее существования.

Например, удар ногой снизу в пах или колено как травмирующее действие не применимо в спортивном поединке - и наоборот, было бы глупо отказываться от данной техники в бою на выживание, где на кону стоит жизнь. Но! Если нога нападающего обута в валенок, или сам нападающий из-за усталости или природных условий (грязи, болота, глубокого снега) не в состоянии нанести этот удар или этот удар будет травмоопасен для самого нападающего - значит, нужно выбирать иное техническое действие. И в силу ряда условий существования та или иная боевая система отбирает для себя определенный набор технических действий, наиболее оптимальных для данных условий. Такой оптимальный набор технических действий существует и в спасе - он полностью отвечает всем критериям спаса как боевой системы.

Однако не только простой набор определяет "лицо" той или иной системы и отличает ее от простого компилята приемов и техник. В каждой системе (если, повторяюсь, это именно система) есть структурообразующий элемент (или элементы) - тот самый стержень, на который и насаживается весь этот набор оптимальных технических действий. В айкидо, например, таким элементом является тэнкан - поворот корпуса и бедер; в ряде стилей китайского ушу им являются элементы подражания пластике ряда животных и т.д. А в спасе таким структурообразующим элементом является гойдок - тот самый стержень, на который и насаживаются все технические действия.

Гойдок на самом деле - универсальное движение, позволяющее реализовывать наиболее оптимально весь арсенал действий спаса. Если кто-то думает, что просто набегав энное количество километров по "тропе разведчика", овладеет спасом - глубоко заблуждается. Это как раз гойдок позволяет наиболее экономично реализовывать свои усилия как в защите, так и в нападении. Многофункциональность гойдка просто поражает - в гойдке можно увернуться от атаки противника, а можно напасть самому неожиданно для него. Эту технику можно использовать для безоружного боя - а можно в работе с оружием: ножом, длинно-и короткоствольным огнестрельным оружием. При этом происходит очень быстрое сближение с противником для его поражения.

По всем своим критериям спас как раз и соответствует армейскому рукопашному бою. Каковы условия этого боя? Одним из них является факт, о котором почему-то все забывают - в настоящем бою (на войне имеется ввиду) противника (врага) нужно уничтожить, нейтрализовать - а фактически, называя вещи своими именами, УБИВАТЬ. Т.е. обмениваться градом ударов просто некогда - тот же противник (или его товарищ), не будь дураком, может взять и просто-напросто пристрелить вас. Поэтому сближение с противником для выхода на дистанцию поражения должно быть максимально быстрым - а само поражение противника максимально гарантированным. Понятно, что поражающая способность невооруженной руки значительно уступает оружию - например, поражающая способность ножа больше поражающей способности кулака в 20 раз. То же самое относится и к любому острому предмету - обломку ветки с острым краем, осколку стекла и т.д., не говоря уже о саперной лопате, штыке и прочих предметах, входящих в штатное вооружение, аммуницию или подручные средства служивого человека. В качестве подручных средств можно использовать и огнестрельное оружие - но в роли холодного (например, наносить удары пистолетом). Хотя целесообразнее использовать огнестрельное оружие по своему прямому назначению. Все эти факты учтены в спасе - поэтому предпочтение отдается работе оружию.