Сообщение о победителях олимпийских игр. Первые в истории олимпийские игры

Татьяна Алексеевна КАЛГАНОВА (1941) - кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; автор многих работ по методике преподавания литературы в школе.

Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе

Рабочие материалы для учителя

Из истории создания повести

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести

Основная тема повести - жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Сюжет и композиция повести

Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?

Какой момент является завязкой действия?

Как складывается судьба Пискарёва?

Как складывается судьба Пирогова?

Какую роль играет описание Невского проспекта в финале повести?

Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками - завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Описание Невского проспекта

Рассматривается в ходе беседы. Примерные вопросы.

Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?

Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <...> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <...> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <...> А какие встретите вы длинные рукава”.

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”. Иллюзорность , обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

Художник Пискарёв

Примерные вопросы для беседы.

Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из “отвратительного приюта”?

Как меняется внешний вид девушки?

Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

Пискарёв - молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку” . Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! - прервала она речь с выражением какого-то презрения. - Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему - бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо - это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Поручик Пирогов

Примерные вопросы для беседы.

Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

Что высмеивается в образе Шиллера?

Чем кончается история Пирогова?

Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” - писал В.Г. Белинский.

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников - жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца - дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер - воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

В черновой редакции фамилия героя была Палитрин.

Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина MSK-MODA.ru. Перейдя по ссылке http://msk-moda.ru/woman/platya, Вы ознакомитесь с действительно потрясающим (более 200 моделей) ассортиментом вечерних платьев . Удобная поисковая система сайта поможет подобрать стильную одежду или обувь по Вашим размерам и предпочтениям. Следите за модными тенденциями вместе с сайтом MSK-MODA.ru !

Олимпийские игры (Олимпиады) - крупнейшие современные международные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся раз в четыре года. Летние Олимпийские игры проводятся с 1896 года (лишь во время мировых войн эти соревнования не проводились). Зимние Олимпийские игры, учрежденные в 1924 году первоначально проводились в тот же год, что и летние. Но в 1994 году было принято решение сдвинуть время проведения зимних Олимпийских игр на два года относительно времени проведения летних Олимпиад.

Согласно греческим мифам, проведение Олимпиад учредил Геракл после успешного окончания одного из славных деяний-подвигов: очистки Авгиевых конюшен. По другой версии эти соревнования знаменовали успешное возвращение аргонавтов, которые, по настоянию Геракла, поклялись друг другу в вечной дружбе. Для того, чтобы достойно отпраздновать это событие, было избрано место над рекой Алфей, где позднее был воздвигнут храм богу Зевсу. Также существуют легенды, повествующие о том, что Олимпия была основана оракулом по имени Ям или же мифическим героем Пелопсом (сыном Тантала и предком Геракла, царем Элиды), победившим в состязании на колесницах Эномая, царя города Писы.

Современные ученые-археологи считают, что соревнования, подобные олимпийским, проводились в Олимпии (западный Пелопонесс) примерно в IX - X вв. до н.э. А наиболее древний документ, в котором описываются Олимпийские игры, посвященные богу Зевсу, датирован 776 годом до н.э. По мнению историков, причина столь высокой популярности спортивных соревнований в Древней Греции чрезвычайно проста - страна в те времена была разделена на небольшие города-государства, постоянно враждовавшие между собой. В таких условиях, чтобы отстоять свою независимость и одержать победу в сражении, как солдаты, так и свободные граждане вынуждены были посвящать немало времени тренировкам, целью которых было развитие силы, ловкости, выносливости и т.д.

Список олимпийских видов спорта вначале состоял всего из одной дисциплины - бега на короткую дистанцию - 1 стадию (190 метров). Бегуны выстраивались на стартовой линии во весь рост, протягивая правую руку вперед, и ждали сигнала судьи (элланодика). Если же кто-то из атлетов опережал стартовый сигнал (т.е. имел место фальстарт), он подвергался наказанию - судья бил провинившегося спортсмена припасенной для этой цели тяжелой палкой. Несколько позже появились состязания в беге на длинные дистанции - в 7 и 24 стадии, а также беге в полном боевом вооружении и беге за лошадью.

В 708 году до н.э. в программе Олимпийских игр появились метание копья (длина деревянного копья равнялась росту спортсмена) и борьба. Этот вид спорта отличался довольно жестокими правилами (например, были разрешены подножки, захват противника за нос, губу или ухо и т.д.) и был чрезвычайно популярен. Победителем объявляли борца, которому удалось трижды повалить соперника на землю.

В 688 году до н.э. в список олимпийских видов спорта включили кулачный бой, а в 676 году до н.э. добавили состязание на колесницах, запряженных четверкой или парой лошадей (или мулов). Вначале хозяин упряжки сам обязан был управлять животными, позднее для этой цели разрешено было нанимать опытного возницу (независимо от этого венок победителя получал хозяин колесницы).

Несколько позже на Олимпиадах стали проводиться состязания по прыжкам в длину, причем спортсмен после небольшого разбега должен был оттолкнуться обеими ногами и резко выбросить руки вперед (в каждой руке прыгун держал по гире, которые должны были как бы увлечь его за собой). Также в список олимпийских состязаний были включены соревнования музыкантов (арфистов, герольдов и трубачей), поэтов, ораторов, актеров и драматургов. Вначале празднество длилось один день, позже - 5 дней. Однако бывали случаи, когда торжества затягивались на целый месяц.

Чтобы обеспечить безопасность участников Олимпиад, три царя: Клеосфен (из Писы), Ифит (из Элиса) и Ликург (из Спарты) заключили соглашение, согласно которому на время проведения игр прекращались любые военные действия - из города Эллис рассылали гонцов, объявлявших о перемирии (возродить эту традицию уже в наши дни, в 1992 году, пытался МОК, призвавший все народы мира отказаться от военных действий на время проведения Олимпиад. В 1993 году было провозглашено, что перемирие должно соблюдаться "от седьмого дня перед официальным открытием Игр до седьмого дня после официального закрытия Игр". Соответствующая резолюция была утверждена в 2003 году Генеральной Ассамблеей ООН, а в 2005 году вышеупомянутый призыв был включен в "Декларацию Тысячелетия", подписанную лидерами многих стран мира).

Даже когда Греция, потеряв независимость, стала частью Римской империи, Олимпийские игры продолжали существовать, вплоть до 394 года н.э., когда император Феодосий I запретил данный вид состязаний, поскольку считал, что празднество, посвященное языческому богу Зевсу, не может проводиться в империи, официальной религией которой принято христианство.

Возрождение Олимпиад началось около ста лет назад, когда в 1894 году в Париже по инициативе французского педагога и общественного деятеля барона Пьера де Кубертена Международный спортивный конгресс утвердил основы Олимпийской хартии. Именно этот устав является основным конституционным инструментом, формулирующим основополагающие правила и главные ценности олимпизма. Организаторы первой возрожденной Олимпиады, желающие придать соревнованиям "дух античности", испытывали немало трудностей при выборе видов спорта, которые можно было бы считать олимпийскими. Например, футбол после долгих и жарких споров был исключен из списка соревнований I Олимпиады (1896 год, Афины), так как члены МОК утверждали, что эта командная игра резко отличается от античных соревнований - ведь в древности атлеты выступали исключительно в индивидуальных состязаниях.

Порой к олимпийским причисляли довольно экзотические виды состязаний. Например, на II Олимпиаде (1900 г., Париж) проводились соревнования по плаванию под водой и плаванию с препятствиями (спортсмены преодолевали дистанцию в 200 метров, ныряя под стоящие на якоре лодки и огибая погруженные в воду бревна). На VII Олимпиаде (1920 г., Антверпен) состязались в метании копья обеими руками, а также в метании палицы. А на V Олимпиаде (1912 г., Стокгольм) спортсмены соревновались в прыжках в длину, высоту и тройных прыжках с места. Также олимпийским видом спорта долгое время считались состязания по перетягиванию каната и толканию булыжника (который лишь в 1920 году был заменен ядром, применяемым и в наши дни).

Много проблем было и у судей - ведь в каждой стране на тот момент действовал различный регламент соревнований. Поскольку за короткий срок невозможно было составить единые требования для всех участников, спортсменам было разрешено выступать в соответствии с правилами, к которым они привыкли. Например, бегуны на старте могли становиться как угодно (принимая позицию высокого старта, с правой рукой, вытянутой вперед и т.д.). Позицию "низкий старт", общепринятую в наши дни, на первой Олимпиаде принял только один спортсмен - американец Томас Барк.

Современное олимпийское движение имеет девиз - "Citius, Altius, Fortius" ("Быстрее, Выше, Сильнее") и свою эмблему - пять перекрещивающихся колец (этот знак был найден Кубертеном на одном из дельфийских алтарей). Олимпийские кольца являются символом объединения пяти континентов (голубое символизирует Европу, черное - Африку, красное - Америку, желтое - Азию, зеленое - Австралию). Также у Олимпийских игр есть и собственный флаг - белое полотнище с олимпийскими кольцами. Причем цвета колец и флага подобраны так, что хотя бы один из них встречается на национальном флаге любой из стран мира. И эмблема, и флаг были приняты и утверждены МОК по инициативе барона Кубертена в 1913 году.

Барон Пьер Кубертен первым предложил возродить Олимпийские игры. Действительно, благодаря усилиям этого человека Олимпиада стала одним из крупнейших спортивных соревнований в мире. Однако идею возрождения данного вида состязаний и вывода их на мировую арену высказывали несколько ранее еще два человека. Грек Евангелис Запас еще в 1859 году за собственные деньги организовал проведение Олимпиады в Афинах, а англичанин Уильям Пенни Брукс в 1881 году предложил правительству Греции проводить состязания одновременно в Греции и Англии. Он же стал организатором игр под названием "Олимпийская память" в городке Мач Венлок, а в 1887 году - инициатором проведения общенациональных Британских Олимпийских игр. В 1890 году Кубертен посетил игры в Мач Венлоке и высоко оценил идею англичанина. Кубертен понимал, что посредством возрождения Олимпиады можно, во-первых, поднять престиж столицы Франции (именно в Париже, по мнению Кубертена, должна была состояться первая Олимпиада, и только настойчивые протесты представителей других стран привели к тому, что первенство было отдано родине Олимпийских игр - Греции), во-вторых, оздоровить нацию и создать мощную армию.

Девиз Олимпиады придумал Кубертен. Нет, олимпийский девиз, состоящий из трёх латинских слов - "Citius, Altius, Fortius!" был впервые произнесен священником французом Анри Дидоном на церемонии открытия спортивных соревнований в одном из колледжей. Кубертену, присутствовавшему на церемонии, понравились слова - по его мнению, именно эта фраза выражает цель атлетов всего мира. Позднее, по инициативе Кубертена, это высказывание стало девизом Олимпийских игр.

Олимпийский огонь знаменовал начало всех Олимпиад. Действительно, в Древней Греции участники соревнований зажигали огонь на алтарях Олимпии, чтобы воздать почести богам. Честь самолично возжечь огонь на жертвеннике богу Зевсу предоставлялась победителю соревнований по бегу - наиболее древней и почитаемой спортивной дисциплины. Кроме того, во многих городах Эллады проводились состязания бегунов с зажженными факелами - Прометейи, посвященные мифическому герою, богоборцу и защитнику людей Прометею, который похитил огонь с горы Олимп и подарил его людям.

На возрожденных Олимпийских играх огонь впервые был зажжен на IX Олимпиаде (1928 год, Амстердам), причем, как утверждают исследователи, он не был доставлен, согласно традиции, эстафетой из Олимпии. На самом деле эта традиция была возрождена лишь в 1936 году на XI Олимпиаде (Берлин). С тех пор бег факелоносцев, доставляющих огонь, зажженный солнцем в Олимпии, к месту проведения Олимпиады - торжественный пролог игр. Олимпийский огонь преодолевает к месту соревнования тысячи километров, а в 1948 году даже был перевезен через море, чтобы дать начало XIV Олимпиаде, проводившейся в Лондоне.

Олимпиады никогда не становились причиной конфликтов. К сожалению, становились. Дело в том, что святилище Зевса, при котором обычно проводились игры, находилось под контролем города-государства Эллис. По свидетельствам историков, как минимум дважды (в 668 и в 264 гг. до. н.э.) соседний город Писа, используя военную силу, предпринимал попытку захвата святилища, надеясь таким образом получить контроль над проведением Олимпиад. По прошествии некоторого времени из наиболее почитаемых граждан вышеупомянутых городов была сформирована судейская коллегия, которая оценивала выступление спортсменов и решала, кому из них достанется лавровый венок победителя.

В древности в Олимпиадах участвовали только греки. Действительно, в античной Греции только греческие атлеты имели право участвовать в соревнованиях - варварам был воспрещен вход на стадион. Однако это правило было упразднено, когда Греция, утратившая независимость, вошла в состав Римской Империи - к участию в соревнованиях стали допускаться представители разных народностей. Даже императоры снисходили до участия в Олимпиадах. Например, Тиберий был чемпионом в гонках на колесницах, а Нерон победил в состязании музыкантов.

В античных Олимпиадах женщины не участвовали. Действительно, в Древней Греции женщинам не только воспрещалось участвовать в Олимпийских играх - прекрасных леди даже на трибуны не пускали (исключение делалось только для жриц богини плодородия Деметры). Потому иногда особо азартные болельщицы пускались на хитрости. Например, мать одного из атлетов - Калипатерия, - чтобы понаблюдать за выступлением сына, переоделась мужчиной и прекрасно сыграла роль тренера. По другой версии она участвовала в состязании бегунов. Калипатерию опознали и приговорили к смертной казни - отважную спортсменку должны были сбросить с Тифийской скалы. Но, учитывая то, что ее муж был олимпиоником (т.е. победителем Олимпиады), а сыновья - победителями на соревнований юношей, судьи помиловали Калипатерию. Но коллегия судей (элланодиков) обязала атлетов впредь выступать на состязаниях обнаженными, дабы избежать повторения вышеописанного инцидента. При этом следует заметить, что девушки в Древней Греции отнюдь не чуждались занятий спортом, да и соревноваться любили. Потому в Олимпии проводились игры, посвященные Гере (супруге Зевса). В этих состязаниях (на которые, кстати, мужчины не допускались) участвовали исключительно девушки, соревнуясь в борьбе, беге и гонках на колесницах, которые проходили на том же стадионе за месяц до или через месяц после соревнований спортсменов-мужчин. Также женщины-спортсменки принимали участие в Истмийских, Немейских и Пифийских играх.
Интересно, что в Олимпийских играх, возрожденных в XIX веке, поначалу также состязались исключительно мужчины-спортсмены. Лишь в 1900 году в соревнованиях по парусному и конному спорту, теннису, гольфу и крокету приняли участие женщины. А в состав МОК представительницы прекрасного пола вошли только в 1981 году.

Олимпиада - лишь возможность продемонстрировать силу и удаль или завуалированный способ выбора и подготовки тренированных бойцов. Изначально Олимпийские игры представляли собой один из способов почитания бога Зевса, часть грандиозного культового празднества, во время которого приносились жертвы Громовержцу - из пяти дней Олимпиады два (первый и последний) посвящались исключительно торжественным шествиям и жертвоприношениям. Однако со временем религиозный аспект отошел на задний план, а политическая и коммерческая составляющая состязаний проявлялись все сильнее и ярче.

В древности Олимпийские игры способствовали мирному сосуществованию народов - ведь на время олимпийского перемирия войны прекращались. Действительно, города-государства, участвовавшие в играх, прекращали военные действия на пятидневный срок (именно столько длилась Олимпиада), чтобы дать возможность спортсменам беспрепятственно добраться до места проведения соревнований - в Элиду. Согласно правилам, участники соревнования и болельщики не имели права вступать в схватку между собой, даже если их государства находились в состоянии войны друг с другом. Однако это вовсе не означает полного прекращения вражды - после окончания Олимпийских игр военные действия возобновлялись. Да и сами дисциплины, избранные для проведения соревнований, больше напоминали подготовку хорошего бойца: метание копья, бег в доспехах и, конечно, чрезвычайно популярный панкратион - уличная драка, ограниченная лишь запретом кусаться и выдавливать глаза сопернику.

Изречение "Главное не победа, а участие" было придумано древними греками. Нет, автором изречения "Самое главное в жизни не победа, а участие. Суть в интересной борьбе" был барон Пьер де Кубертен, который в XIX веке возродил традицию Олимпийских игр. А в Древней Греции победа была основной целью соревнующихся. В те времена даже не присуждались призы за вторые и третьи места, а проигравшие, как свидетельствуют письменные источники, были весьма уязвлены своим поражением и старались как можно скорее скрыться.

В древности соревнования велись честно, лишь в наши дни спортсмены для достижения лучших результатов используют допинг и т.д. К сожалению, это не так. Во все времена спортсмены, стремясь к победе, использовали не совсем честные методы. Например, борцы натирали тело маслом, чтобы легче освобождаться от захвата соперника. Бегуны на длинные дистанции "срезали углы" или подставляли подножку сопернику. Имели место и попытки подкупа судей. Уличенному в мошенничестве атлету приходилось раскошеливаться - на эти деньги изготавливались бронзовые статуи Зевсу, которые устанавливались вдоль дороги, ведущей к стадиону. Например, во II веке до н.э., во время одной из Олимпиад, было установлено 16 статуй, что свидетельствует о том, что даже в древние времена честную игру вели отнюдь не все спортсмены.

В Древней Греции соревновались лишь ради получения лаврового венка и немеркнущей славы. Конечно, восхваления - вещь приятная, да и родной город встречал победителя с радостью - олимпионик, одетый в пурпур и увенчанный лавровым венком, въезжал не через ворота, а через специально приготовленный пролом в городской стене, который тут же заделывался, "дабы олимпийская слава не покидала город". Однако не только лавровый венок и прославления были целью соревнующихся. Само слово "атлет" в переводе с древнегреческого означает "соревнующийся ради призов". И награды, которые получал победитель в те времена, были немалые. Кроме скульптуры, устанавливаемой в честь победителя либо в Олимпии у святилища Зевса, либо на родине спортсмена, а то и обожествления, атлету полагалась немалая по тем временам сумма - 500 драхм. Кроме того, он получал целый ряд политических и экономических привилегий (например, освобождение от всех видов повинностей) и до конца своих дней имел право ежедневно бесплатно отобедать в городском управлении.

Решение об окончании поединка борцов принимали судьи. Это не так. Как в борьбе, так и в кулачном бою сам боец, принявший решение сдаться, поднимал правую руку с оттопыренным вверх большим пальцем - этот жест служил сигналом окончания схватки.

Лавровыми венками венчали атлетов, победивших в состязаниях. Это действительно так - именно лавровый венок был в Древней Греции символом победы. А венчали им не только спортсменов, но и лошадей, обеспечивших своему хозяину победу в состязании колесниц.

Жители Элиды были наилучшими спортсменами в Греции. К сожалению, это не так. Не смотря на то, что в центре Элиды находилась всеэллинская святыня - храм Зевса, при котором регулярно проводились Олимпиады, жители этой области пользовались дурной славой, ибо были склонны к пьянству, лжи, педерастии и лености, мало соответствуя идеалу крепкого духом и телом населения. Однако в воинственности и предусмотрительности им не откажешь - сумев доказать соседям, что Элида - страна нейтральная, против которой нельзя вести войну, элейцы, тем не менее, продолжали нападения на близлежащие области с целью захвата оных.

Олимпия находилась неподалеку от священной горы Олимп. Ошибочное мнение. Олимп - высочайшая гора Греции, на вершине которой, по преданию, обитали боги, расположена на севере страны. А город Олимпия располагался на юге - в Элиде, на острове Пелопонесс.

В Олимпии, кроме обычных граждан, жили наиболее известные атлеты Греции. В Олимпии постоянно проживали только жрецы, а спортсмены и болельщики, в огромном количестве стекавшиеся к городу раз в четыре года (стадион был рассчитан на присутствие 50000 зрителей!), вынуждены были ютиться в собственноручно изготовленных палатках, шалашах, а то и просто под открытым небом. Лишь для почетных гостей был построен леонидайон (гостиница).

Для измерения времени, потребовавшегося атлетам для преодоления дистанции, в Древней Греции использовали клепсидру, а длину прыжков мерили шагами. Ошибочное мнение. Приборы для измерения времени (солнечные или песочные часы, клепсидра) были неточны, да и расстояния чаще всего мерили "на глазок" (например, стадия - это 600 футов или расстояние, которое может пройти человек спокойным шагом за время полного восхода солнца, т.е. примерно за 2 минуты). Потому ни время прохождения дистанции, ни длина прыжков не имела значение - победителем считался тот, кто приходил к финишу первым или прыгнул дальше всех.
Даже в наши дни для оценки достижения спортсменов долгое время использовали визуальное наблюдение - вплоть до 1932 года, когда на X Олимпиаде в Лос-Анжелесе впервые были использованы секундомер и фотофиниш, чрезвычайно облегчившие работу судей.

Длина марафонской дистанции издревле была постоянной. Это не так. В наше время марафон (одна из дисциплин легкой атлетики) - это забег на дистанцию 42 км 195 м. Идею организации забега предложил французский филолог Мишель Бреаль. Поскольку и Кубертену, и греческим организаторам это предложение понравилось, марафон был включен в список олимпийских видов спорта одним из первых. Различают шоссейный марафон, бег по пересеченной местности и полумарафон (21 км 98 м). Шоссейный марафон включен в программу Олимпийских игр с 1896 года для мужчин и с 1984 года - для женщин.
Однако длина марафонской дистанции менялась неоднократно. Легенда гласит, что в 490 году до н.э. греческий воин Фидиппид (Филиппид) пробежал без остановки от Марафона до Афин (примерно 34,5 км), чтобы порадовать сограждан вестью о победе. По другой версии, изложенной Геродотом, Фидиппид был гонцом, посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим за два дня расстояние в 230 км.
На первой современной Олимпиаде состязания по марафонскому бегу проходили по маршруту в 40 км, проложенному между Марафоном и Афинами, а вот в дальнейшем длина дистанции варьировалась в довольно широких пределах. Например, на IV Олимпиаде (1908 г., Лондон) длина маршрута, проложенного от Виндзорского замка (королевской резиденции) до стадиона составила 42 км 195 м. На V Олимпиаде (1912 г., Стокгольм) длина марафонской дистанции была изменена и составляла 40 км 200 м, а на VII Олимпиаде (1920 г., Антверпен) бегунам пришлось преодолевать расстояние в 42 км 750 м. Длина дистанции менялась 6 раз, и лишь в 1921 году была установлена окончательная длина марафонского забега - 42 км 195 м.

Олимпийские награды получают спортсмены, показавшие наилучшие результаты в соревнованиях, после долгой борьбы с достойными соперниками. Это действительно так, однако из данного правила существуют исключения. Например, гимнастка Елена Мухина, которая за несколько дней до Олимпиады на одной из тренировок повредила шейный позвонок, была удостоена олимпийского ордена за мужество. Причем вручал ей награду лично президент МОК Хуан Антонио Самаранч. А на III Олимпиаде (1904 г, Сент-Луис, штат Миссури) безоговорочными победителями стали американские спортсмены по причине почти полного отсутствия конкуренции - многие зарубежные атлеты, не имевшие достаточной суммы денег, просто не смогли принять участие в соревнованиях, отдав пальму первенства хозяевам Олимпиады.

Экипировка спортсменов способна оказать влияние на результаты соревнований. Это действительно так. Для сравнения: на первой современной Олимпиаде форма спортсменов была изготовлена из шерсти (материала доступного и недорогого), обувь, подошвы которой снабжались специальными шипами, - из кожи. Понятно, что такая форма доставляла соревнующимся немало неудобств. Больше всего страдали пловцы - ведь их костюмы были сшиты из хлопчатобумажной ткани, и, отяжелев от воды, замедляли скорость спортсменов. Следует также упомянуть, что, например, для прыгунов в высоту с шестом маты не предусматривались - соревнующиеся были вынуждены думать не только о том, как преодолеть планку, но и о правильности приземления.
В наши дни, благодаря развитию науки и появлению новых синтетических материалов, спортсмены испытывают гораздо меньше дискомфорта. Например, костюмы для легкоатлетов создаются так, чтобы свести к минимуму риск растяжения мышц и уменьшить силу сопротивления ветру, а материал на основе шелка и лайкры, из которых шьют спортивную одежду, отличаются низкой гигроскопичностью, и обеспечивают быстрое испарение влаги. Для пловцов также создаются специальные обтягивающие костюмы с вертикальными полосами, позволяющие максимально эффективно преодолевать сопротивление воды и развивать наибольшую скорость.
Немало способствует достижению высоких результатов и спортивная обувь, специально спроектированная с учетом предполагаемых нагрузок. Именно благодаря новой модели обуви, снабженной внутренними камерами, наполненными углекислым газом, десятиборец из Америки Дейв Джонсон продемонстрировал в 1992 году наилучший результат в эстафете 4х400 м.

В Олимпийских играх участвуют только молодые, полные сил спортсмены. Не обязательно. Самый старый участник Олимпийских игр - Оскар Свабн, житель Швейцарии, занял второе место в соревнованиях по стрельбе на VII Олимпиаде (1920 г., Антверпен) в возрасте 72 лет. Более того, именно он был отобран для участия в соревнованиях 1924 года, но по состоянию здоровья вынужден был отказаться.

Больше всего медалей на Олимпиадах завоевали спортсмены СССР (позже - России). Нет, в общем зачете (согласно данным обо всех Олимпийских играх, до 2002 года включительно) первенствует США - 2072 медали, из них 837 золотых, 655 серебряных и 580 бронзовых. СССР на втором месте - 999 медалей, из них 388 золотых, 317 серебряных и 249 бронзовых.

» История олимпийских игр в Древней Греции

История олимпийских игр в Древней Греции

История древних олимпийских игр необычайно богата. Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Ифит, царь Элиды, прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему, правителю маленькой страны, уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул — его предсказания и советы считались абсолютно верными — ответил Ифиту:
— Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!
Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты, могущественным Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, по-скольку Ликург решил (а все другие правители согласились с ним), что отныне Элида — нейтральное государство. Тотчас же Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические Игры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их — Олимпийские. Шёл 884 г. до н. э.

Сначала в Играх участвовали атлеты из двух городов Элиды — Элиса и Писы. Первым в летопись Игр вошёл 776 г. до н. э. — год проведения первых общегреческих Игр. Только благодаря древнегреческой традиции — высекать имена олимпиоников на мраморных колоннах, установленных вдоль берегов реки Алфей, до нас дошло и имя первого победителя — Корэба, повара из Элиды.
С приближением Олимпийских игр из Элиды во всех направлениях разъезжались гонцы (феоры), которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие». Их встречали с триумфом не только в самой Элладе, но и везде, где обосновались греки. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих государств собирались вместе, они наверняка чувствовали свою национальную общность.
Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые решили проводить регулярно каждые четыре года «между жатвой и сбором винограда». Праздник атлетов, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один день, затем пять дней, а позже — целый месяц. Для того чтобы участвовать в Играх, полагалось «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать преступления, ни богохульства, ни святотатства». (Варварами считались те, кто не являлся гражданином греческих государств.)

История олимпийских игр в Древней Греции - появление новых зрелищных состязаний

На первых 13 Играх состязались только в стадиодромосе — беге на дистанцию 1 стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной бег — диаулос (на дистанцию 384,54 м). Затем, в 720 г. до н. э., на 15-й Олимпиаде, появилось пятиборье, или, как его называли греки, пентатлон, состоявший из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад, в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным боем, спустя 12 лет — состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 г. до н. э., панкратионом, самым трудным и жестоким видом соревнований.

Выходя на кулачный бой, участники надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнми с металлическими шишками. Собираясь нанести удар, боец принимал меры предосторожности: защищал голову рукой; старался встать так, чтобы противника ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком, фактически закованным в железо, по его рёбрам, лицу и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым. Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто их выносили со стадиона полумёртвыми.
Панкратион соединял борьбу и кулачный бой. Запрещалось пускать в ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы противника, надевать на руки металлические нарукавники. Зато допускались любые удары, захваты, пинки, болевые приёмы, можно было опрокидывать соперника на землю и сжимать ему горло.
Позже в программу Игр включили бег в вооружении; бег трубачей и герольдов; состязания в езде на колесницах, запряжённых мулами; соревнования для детей по борьбе, скачкам, пентатлон), а в 200 г. до н. э., на 145-й Олимпиаде, появился даже детский панкратион.
Накануне открытия Олимпиады зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр, располагавшимися между стадионом и рекой Алфей. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом новые «полубоги»: первый олимпионик Ко-рэб из Элиды; «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона; Политес из Корины, самый быстрый атлет на 212-й Олимпиаде; Ласфен из Те-беи, бежавший 156 стадий, соревнуясь с лошадью; Никола из Акрии, которому на двух Олимпиадах принадлежало пять побед в беге, и многие другие славные атлеты.

Юношам показывали и статуи Зевса, возвышавшиеся возле холма Крона. Каждую из этих статуй заказывали и ставили на штрафы, налагаемые на тех участников Игр, кто жульничал, пытался подкупить противника или наносил ему увечья во время соревнований.

Олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком и пальмовой ветвью. Вечером после жеребьёвки устраивался праздник искусств. Задолго до его окончания атлеты уходили спать — полуголодные, съев по куску сыра и выпив холодной воды.

Итак, великий день наступал. От 40 тыс. до 60 тыс. зрителей занимали места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствовали приближающихся элланодиков и почётных гостей. Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого и трижды спрашивал: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?». Затем начинались соревнования.
В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй — в пятиборье, а в третий — в борьбе, кулачном бое и панкратионе. Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу на 8 и 73 стадии (1538 и 14000 м).
История олимпийских игр в Древней Греции очень богата напряженными и зрелищными спортивными состязаниями.

Современное общество избаловано огромным разнообразием доступных развлечений и потому притязательно. Оно легко увлекается новыми забавами и так же быстро теряет к ним интерес в погоне за новыми, еще непривычными игрушками. Поэтому те удовольствия, которым удалось в течение длительного времени удерживать внимание ветреной публики, можно считать по-настоящему сильными аттракционами. Яркий пример – спортивные соревнования разного характера, от командных игр до парных единоборств. А звание главного «сторожила» по праву носят Олимпийские игры. Вот уже несколько тысячелетий эти многовидовые состязания приковывают к себе внимание не только профессиональных атлетов, но и болельщиков самых разных спортивных направлений, а также просто любителей красочного, запоминающегося шоу.

Разумеется, Олимпийские игры не всегда были таким дорогостоящим и высокотехнологичным представлением, как сегодня. Но зрелищными и увлекательными они были всегда, начиная от самого своего появления во времена Античности. С тех пор проведение Олимпийских игр несколько раз приостанавливалось, они меняли свой формат и набор соревнований, были адаптированы для спортсменов с ограниченными физическими возможностями. И вот к сегодняшнему дню установилась регулярная двухлетняя организационная система. Надолго ли? Это покажет история. Но сейчас весь мир с нетерпением ожидает каждых новых Олимпийских игр. Хотя мало кто из зрителей, следя за напряженным соперничеством своих спортивных кумиров, догадывается о том, как и почему появились Олимпийские игры.

Зарождение Олимпийских игр
Присущий древним грекам культ тела стал причиной появления первых спортивных игр на территории античных городов-государств. Но именно Олимпия дала празднику свое имя, закрепившееся в веках. Красивые и сильные тела воспевались с театральных подмостков, увековечивались в мраморе и красовались на спортивных аренах. Древнейшее предание гласит, что впервые Игры упомянул Дельфийский оракул примерно в IX в. до н. э., чем спас Элиду и Спарту от междоусобиц. А уже в 776 г. До н.э. были проведены первые общегреческие Олимпийские игры, учрежденные самим богоподобным героем Гераклом. Это было поистине масштабное мероприятие: праздник физической культуры, религиозного поклонения и просто утверждения жизни.

Даже священные для эллинов войны приостанавливались на время Олимпийских состязаний. Серьезность мероприятия обставлялась соответствующим образом: дату его проведения устанавливала специальная комиссия, которая посредством послов-спондофоров оповещала о своем решении жителей всех греческих городов-государств. После этого их лучшие спортсмены отправлялись в Олимпию, чтобы в течение месяца тренироваться и шлифовать свое мастерство под руководством опытных наставников. Затем в течение пяти дней кряду атлеты соревновались в таких видах физических упражнений:
Этот набор можно считать первым составом олимпийских видов спорта времен Античности. Их чемпионы, победители соревнований, получали поистине божественные почести и до следующих Игр пользовались особым уважением своих соотечественников и, по слухам, самого Зевса-громовержца. На родине их встречали песнями, воспевали в гимнах и чествовали на банкетах, принося обязательные жертвы от их имени верховным богам. Их имена становились известны каждому греку. Но состязания были жесткими, конкуренция серьезной, а уровень физической подготовки конкурентов – очень высоким, поэтому мало кому удавалось удержать лавры победителя и на следующий год. Тем же уникальным героям, кто трижды оказывался лучшим из лучших, в Олимпии устанавливали памятник и приравнивали к полубогам.

Отличительной особенностью античных Олимпийских игр было участие в них не только спортсменов, но и деятелей искусства. Древние греки вообще не разделяли человеческие достижения на категории и наслаждались жизнью во всех ее проявлениях. Поэтому и Олимпийские игры сопровождались у них выступлениями поэтов, актеров и музыкантов. Причем некоторые из них не отказывались показать себя и в спорте – к примеру, Пифагор был чемпионом в кулачном бою. Художники зарисовывали ключевые события и образы атлетов, зрители любовались сочетанием физической и духовной красоты, наслаждались изобилием вкусной еды и напитков. Похоже на современные тренировки, не так ли? Но до современного уровня организации первоначальным Олимпийским играм было еще далеко. Это подтверждается досадным прекращением их истории, хотя и временным.

Запрет Олимпийских игр
Так, весело и дружно, за 1168 лет были проведены ровно 293 античные Олимпиады. Пока в 394 году н.э. римский император Феодосий первый «Большой» не запретил Олимпийские игры своим указом. По мнению римлян, принесших и навязавших на греческих землях христианство, бесстыдные и шумные спортивные соревнования являлись воплощением языческого, а значит недопустимого, образа жизни. Можно даже сказать, что они были по-своему правы. Ведь религиозные церемонии в честь богов Олимпа были неотъемлемой частью Игр. Каждый атлет считал своим долгом провести несколько часов у жертвенного алтаря, вознося молитвы и принося жертвы божественным покровителям. Массовыми обрядами сопровождались церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, а также награждения победителей и их триумфальное возвращение домой.

Даже летоисчисление греки подстроили под проведение своего любимого спортивно-культурно-увеселительного мероприятия, создав так называемый «олимпийский календарь». По нему, праздник должно было проводить в «священный месяц», начинающийся в первое полнолуние после летнего солнцестояния. Цикл составлял 1417 дней, или Олимпиаду – то есть древнегреческий «олимпийский год». Разумеется, воинственные римляне не собирались мириться с таким положением вещей и свободомыслием в обществе. И хотя Олимпийские игры все еще продолжались после того, как Рим завоевал земли Эллады, но давление и угнетение греческой культуры неизбежно сказывались на них, постепенно приведя к полному упадку.

Аналогичная участь постигла и другие, менее значимые, но схожие по принципу проведения, спортивные мероприятия. Их, начиная примерно с 6 в. до н.э. регулярно проводили в честь разных богов и называли по месту проведения: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры и др. Упоминания о них наряду с Олимпийскими играми можно встретить у Геродота, Плутарха, Лукиана и некоторых других античных авторов. Но ни одни из этих соревнований не вошли в историю так прочно, не повлияли на развитие европейской культуры так сильно и не были впоследствии восстановлены в правах как Олимпийские игры.

Возрождение Олимпийских игр
Христианские догматы властвовали над Европейским континентом больше полутора тысяч лет, в течение которых о проведении Олимпийских игр в их классическом формате не могло быть и речи. Даже Ренессанс, реанимировавший античные ценности и культурные достижение, оказался бессилен в этом вопросе. И лишь в конце ХІХ века, то есть относительно недавно, восстановление в правах древнегреческих традиций физической культуры стало возможным. Это событие связывают с именем Пьера де Кубертена. Этот 33-летний французский барон, преуспевший в педагогическо-литературной карьере и общественной деятельности, посчитал регулярные спортивные соревнования прекрасной возможностью для укрепления взаимопонимания во всем мире в целом и повышения национальной сознательности своих соотечественников в частности.

В июне 1894 года де Кубертен выступил на международном конгрессе в Сорбонне с предложением возродить Олимпийские игры. Предложение было воспринято с энтузиазмом, тогда же был создан Международный олимпийский комитет, генеральным секретарем которого назначили самого же де Кубертена. И уже спустя два года, ушедших на подготовку, в 1896 году в Афинах, столице колыбели Олимпийских игр, были проведены первые современные Олимпийские игры. Причем с большим успехом: и 241 спортсмен из 14 стран мира, и руководители этих стран, и польщенное греческое правительство остались очень довольны спортивным мероприятием. МОК сразу же установил ротацию мест проведения Олимпиад и 4-летний промежуток между Играми.

Поэтому вторые и третьи Олимпийские игры прошли уже в ХХ веке, в 1900 и 1904 годах, в Париже (Франция) и Сент-Луисе (США) соответственно. Уже тогда их организация придерживалась Хартии олимпийских игр, утвержденной Международным спортивным конгрессом. Ее основные положения остаются неизменными и сегодня. В частности, те, что касаются порядковой нумерации Игр, их символики, места проведения и некоторые другие технические и организационные вопросы. Что же касается олимпийских видов спорта, то их список не постоянен и время от времени меняется, то включая в себя, то исключая некоторые отдельные пункты. Но в основном на сегодняшний день это 28 (41 дисциплина) видов спорта:

  1. Академическая гребля
  2. Бадминтон
  3. Баскетбол
  4. Бокс
  5. Борьба
  6. Вольная борьба
  7. Греко-римская борьба
  8. Велоспорт
  9. Велотрековые гонки
  10. Горный велосипед (Маунтинбайк)
  11. Шоссейный велоспорт
  12. Плавание
  13. Водное поло
  14. Прыжки в воду
  15. Синхронное плавание
  16. Волейбол
  17. Пляжный волейбол
  18. Гандбол
  19. Спортивная гимнастика
  20. Художественная гимнастика
  21. Прыжки на батуте
  22. Гольф
  23. Гребля на байдарках и каноэ
  24. Гребной слалом
  25. Дзюдо
  26. Выездка
  27. Конкур
  28. Троеборье
  29. Лёгкая атлетика
  30. Настольный теннис
  31. Парусный спорт
  32. Регби
  33. Современное пятиборье
  34. Стрельба из лука
  35. Теннис
  36. Триатлон
  37. Тхэквондо
  38. Тяжёлая атлетика
  39. Фехтование
  40. Футбол
  41. Хоккей на траве

Кстати, современное пятиборье было создано тоже по инициативе де Кубертена. Он же основал традицию, впоследствии закрепленную в Олимпийской хартии, проводить показательные соревнования в 1-2 видах спорта, не признанных МОК. А вот идея барона проводить на Олимпийских играх Конкурсы искусств не прижилась. Зато именная Медаль Пьера де Кубертена по сей день вручается Международным олимпийским комитетом за «выдающиеся проявления спортивного олимпийского духа». Эта награда – особая честь для спортсмена, причем многие ценят ее намного выше золотой олимпийской медали.

Между прочим, олимпийская медаль тоже родилась вместе с современными Олимпийскими играми и может считаться детищем неиссякаемого энтузиазма и изобретательности де Кубертена. Ведь древние греки награждали своих спортсменов совсем не медалями, а какими угодно другими призами: оливковыми венками, золотыми монетами и другими драгоценностями. Один из царей даже пожаловал атлету-победителю свое государство. В современном мире такое расточительство немыслимо, потому все принципы награждения и системы наград Олимпийских игр с 1984 года четко прописаны в Олимпийской хартии.

Развитие Олимпийских игр. Паралимпийские и зимние Олимпийские игры.
Олимпийская хартия – это своеобразный устав, содержащий правила Олимпийских игр и деятельности МОК, а также отражающий саму концепцию и философию Олимпиады. В начале своего существования она еще допускала корректировки и поправки. В частности, с 1924 года она регулирует также проведение зимних Олимпийских игр, или «Белой олимпиады», задуманной как дополнение к основным, летним, играм. Первая зимняя Олимпиада была проведена в Швеции, а затем в течение почти целого века регулярно проходила в те же годы, что и летние Олимпийские игры. И только в 1994 году стартовала традиция отделить летние и зимние Олимпиады друг от друга двухлетним промежутком. На сегодняшний день Олимпийские зимние игры включают такие 7 зимних (15 дисциплин) видов спорта:

  1. Биатлон
  2. Кёрлинг
  3. Конькобежный спорт
  4. Фигурное катание
  5. Шорт-трек
  6. Горнолыжный спорт
  7. Лыжное двоеборье
  8. Лыжные гонки
  9. Прыжки с трамплина
  10. Сноуборд
  11. Фристайл
  12. Бобслей
  13. Санный спорт
  14. Скелетон
  15. Хоккей

Немного раньше, в 1960 году МОК было принято решение проводить соревнования среди спортсменов с ограниченными физическими возможностями. Они получили название Параолимпийских игр в связи с обобщенным термином для обозначения заболеваний позвоночника. Но впоследствии оно было переформулировано в Паралимпийские игры и объяснено «параллелизмом», равноправием с Олимпийскими играми, поскольку состязаться стали и атлеты с другими заболеваниями. Своим примером они демонстрируют моральную и физическую силу, необходимую для полноценной жизни и спортивных побед.

Правила и традиции Олимпийских игр
Масштабность и значение Олимпийских игр окружило их множеством традиций, нюансов и социальных мифов. Каждые очередные соревнования сопровождаются пристальным вниманием мировой общественности, средств массовой информации и частных болельщиков. За долгие годы проведения Игры действительно приобрели немало ритуалов, большинство из которых зафиксировано в Хартии и строго соблюдается МОК. Вот самые значимые из них:

  1. Символ Олимпийских игр – 5 скрепленных между собой разноцветных колец, размещенных в два ряда, подразумевает союз пяти частей света. Кроме него, существует олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее!», олимпийская клятва и дополнительная символика, сопровождающая Игры при их проведении каждой отдельной стране.
  2. Открытие и закрытие Олимпийских игр – это грандиозное представление, ставшее своеобразным негласным соревнованием между организаторами в размахе и дороговизне этого действа. На постановку этих церемоний не жалеют средств, используя дорогостоящие спецэффекты, приглашая лучших сценаристов, артистов и мировых знаменитостей. Приглашающая сторона прилагает огромные усилия для обеспечения зрительского интереса.
  3. Финансирование Олимпийских игр – обязанность организационного комитета приглашающей страны. Причем доходы от трансляции Игр и других маркетинговых мероприятий в их рамках перечисляются в МОК.
  4. Страна , а точнее город, проведения очередных Олимпийских игр определяется за 7 лет до их даты. Но еще за 10 лет до проведения города-кандидаты предоставляют МОК заявки и презентации с доказательствами своих преимуществ. Прием заявок длится в течение года, затем, за 8 лет до проведения называются финалисты, и только потом члены МОК путем тайного голосования назначают новую принимающую сторону Олимпиады. Все это время мир пребывает в напряженном ожидании решения.
  5. Больше всего Олимпийских игр провели в США – 8 Олимпиад. Франция принимала Олимпиаду 5 раз, а Великобритания, Германия, Япония, Италия и Канада – по 3 раза.
  6. Звание чемпиона Олимпийских игр – самое почетное в карьере любого спортсмена. Причем оно дается навсегда, «бывших олимпийских чемпионов» не бывает.
  7. Олимпийская деревня – это традиционное место обитания делегаций от каждой страны-участниц Олимпиады. Ее строит организационный комитет по требованиям МОК и поселяет там только спортсменов, тренеров и обслуживающий персонал. Таким образом, получается целый городок, со своей инфраструктурой, тренировочными площадками, отделениями связи и даже салонами красоты.
Олимпийские игры, начиная с самого своего появления в глубине Античности, основывались на принципах честности и равноправия участников. Они давали клятву перед началом соревнований и боялись даже задуматься о ее нарушении. Современность вносит свои коррективы и в древние традиции, и в передачу, и в восприятие информации. Но все же Олимпийские игры и сегодня, по крайней мере формально, остаются не только массовой забавой, но и воплощением идей здоровья, красоты и силы, а также честной борьбы и уважения к лучшим из лучших.

Олимпийские игры - самые значительные в мире спортивные соревнования. Проводятся они раз в четыре года. О победе в этих состязаниях мечтает каждый спортсмен. Зарождение Олимпийских игр относится к античным временам. Они проводились еще в седьмом столетии до нашей эры. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? В какой стране они проводились впервые?

Миф о зарождении Олимпийских игр

В древнейшие времена это были величайшие национальные празднества. Кто является основателем античных Олимпийских игр - неизвестно. В общественной и культурной жизни древних греков немалую роль играли мифы и сказания. Эллины верили в то, что зарождение Олимпийских игр относилось ко временам Кроноса - сына первого бога Урана. В состязании между мифическими героями Геракл победил в беге, за что был награжден венком из оливы. Впоследствии победитель настоял на том, чтобы спортивные соревнования проводились каждые пять лет. Такова легенда. О зарождении Олимпийских игр существуют, конечно, и другие сказания.

К историческим источникам, подтверждающим проведение этих празднества в Древней Греции, относится " Илиада " Гомера. В этой книге упоминается гонка колесниц, которую устраивали жители Элиды - области на Пелопоннесе, где располагалась Олимпия.

Священное перемирие

Простым смертным, который сыграл немалую роль в развитии древнегреческих Олимпийских игр, был царь Ифит . Во времена его правления промежуток между проведением соревнований составлял уже четыре года. Возобновив проведение Олимпийских игр, Ифит объявив священное перемирие. То есть во время этих празднеств нельзя было вести войну. Причём не только в Элиде , но и в других частях Эллада.

Элида считалась священным местом. Вести войну с ней нельзя было. Правда, позже элейцы сами вторгались в соседние области неоднократно. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? Во-первых, проведение этих состязаний было связано с именами богов, которых весьма почитали древние греки. Во-вторых, на месяц было объявлено вышеупомянутое перемирие, которое имело особое название - ἱερομηνία.

О видах спорта в Олимпийских играх, проводимых эллинам, ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Существует мнение, что первоначально спортсмены состязались только в беге. Позже к видам спорта в Олимпийских играх добавили борьбу и гонки на колесницах.

Участники

Среди граждан в Древней Греции были те, что подверглись публичному бесчестию и презрению окружающих, то есть атимии . Они не могли стать участникам в соревнованиях. Только уважаемые эллины. В античных Олимпийских играх не принимали участие, конечно, и варвары, которые могли быть лишь зрителями. Исключение было сделано только в пользу римлян. На древнегреческих Олимпийских играх женщина не имела права даже присутствовать, если она не являлась жрицей богини Деметры .

Число и зрителей, и участников была огромно. Если при первых Олимпийских играх в Древней Греции (776 год до нашей эры) проводились соревнования только в беге, то позже появились и другие виды спорта. А со временем состязаться в своем мастерстве получили возможность поэты и художники. Во время проведения празднеств друг с другом соперничали даже депутаты в обилии приношений мифическим божествам.

Из истории возникновения Олимпийских игр известно, что эти мероприятия имели довольно важное общественное и культурное значение. Совершались сделки между купцами, художники и поэты знакомили публику со своими творениями.

Проводились состязания в первое полнолуние после летнего солнцестояния. Продолжались пять дней. Определённая часть времени отводилась обрядам с жертвоприношениями и общественному пиру.

Виды состязаний

История возникновения Олимпийских игр, как уже было сказано, полна сказаний и легенд. Однако относительно видов состязаний существуют достоверные сведения. При первых Олимпийских играх в Древней Греции спортсмены состязались в беге. Этот вид спорта был представлен следующими разновидностями:

  • Бег на дистанцию.
  • Двойной бег.
  • Долгий бег.
  • Бег в полном вооружении .

Первый кулачный бой состоялся на 23-й Олимпиаде. Позже древние греки добавили такие виды единоборства, как панкратион , борьбу. Выше было сказано, что женщины не имели права принимать участие в состязаниях. Однако в 688 году до нашей эры, были созданы особые состязания для самых целеустремленных жительниц в Древней Греции. Единственным видом спорта, в котором они могли соревноваться, были конные бега.

В четвертом столетии до нашей эры в программу Олимпийских игр добавили состязание между трубачами и герольдами - эллины полагали, что эстетическое наслаждение и спорт имеет логическую связь. Художники выставляли на рыночной площади свои произведения. Поэты и писатели, как было сказано выше, читали свои сочинения. Скульпторам иногда после завершения Игр заказывали статуи победителей, лирики в честь самых сильных и ловких слагали хвалебные песни.

Элланодоны

Как назывались судьи, которые наблюдали за ходом соревнований и присуждали награды победителям. Назначались элланодоны при помощи жребия. Судьи не только вручали награду, но и заведовали устройством всего мероприятия. При первых Олимпийских играх их было всего два, затем девять, ещё позднее десять. Начиная с 368 года до нашей эры элланодонов было двенадцать. Правда, позже число судей сократилось. Элланодоны носили особую одежду пурпурного цвета.

С чего начинались состязания? Спортсмены доказывали зрителям и судьям, что предшествующие месяцы посвятили исключительно предварительной подготовке. Они давали клятву перед статуей главного древнегреческого бога - Зевса . Родственники желающих состязаться - отцы и братья - также давали клятву. За месяц до соревнований спортсмены демонстрировали свое мастерство перед судьями в Олимпийской гимназии.

Порядок соревнований устанавливался посредством жребия. Затем герольд во всеуслышание объявлял имя выходящего на состязание. Где проходили Олимпийские игры?

Святилище Древней Греции

Где проходили Олимпийские игры, понятно уже из названия. Олимпия находится в северо-западной части в Пелопоннесского полуострова. Здесь когда-то располагался храмово-культурный комплекс и священная роща Зевса . На территории древнегреческого святилища имелись культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, в которых жили участники и гости. Это место являлось центром греческого искусства вплоть до четвертого столетия до нашей эры. Позже были сожжены по приказу Феодосия II.

Олимпийский стадион строился постепенно. Он стал первым в Древней Греции. В пятом столетии до нашей эры этот стадион принимал около сорока тысяч зрителей. Для тренировок использовался гимнасий - сооружение, беговая дорожка которого равна была по длине той, что находилась на самом стадионе. Ещё одна площадка для предварительной подготовки - палестра . Она представляла собой квадратное сооружение с внутренним двором. Здесь тренировались преимущественно спортсмены, которые состязались в борьбе и кулачном бою.

Леонидойон , выполнявший функции был построен в пятом столетии до нашей эры по проекту известного в Древней Греции архитектора. Огромное здание состояло из двора, окруженного колоннами, и включало множество комнат. Олимпийские игры играли важную роль в религиозной жизни эллинов. А потому здесь местные жители воздвигли несколько храмов и святилищ. Сооружения пришли в упадок после землетрясения, произошедшего в шестом веке. Окончательно ипподром был уничтожен во время наводнения.

Последние Олимпийские игры в Древней Греции состоялись в 394 году. Запрещены императором Феодосием. В христианскую эпоху эти мероприятия расценивались как языческие. Возрождение Олимпийских игр произошло спустя два тысячелетия. Хотя уже в XVII веке состязания, напоминавшие олимпийские, проводились неоднократно в Англии, Франции и Греции.

Возрождение древнегреческих традиций

Предшественниками современных Олимпийских игр стали " Олимпии" , проводившиеся в середине XIX столетия. Но они, конечно, были не столь масштабны и мало общего имели с состязаниями, которые в наше время свершается раз в четыре года. Значительную роль в возрождении Олимпийских игр сыграл французский Пьер де Кубертен. Почему вдруг европейцы вспомнили о традициях древних греков?

В середине XVII столетия в Олимпии были проведены археологические исследования, в результате которых учёные обнаружили остатки храмовых сооружений. Работы продолжались более десяти лет. В это время в Европе пользовалось популярностью всё, что имело отношение к Античности. Желанием возродить олимпийские традиции заразились многие общественные и культурные деятели. При этом наибольший интерес к культуре проведения спортивных состязаний в Древней Греции проявляли французы, хотя археологические открытия и принадлежали немцам. Это можно легко объяснить.

В 1871 году французская армия потерпела поражение, которое существенно подорвало патриотический дух в обществе. Пьер де Кубертен полагал, что причина была в слабой физической подготовке солдат. Он не пытался вдохновить своих соотечественников на борьбу с Германией и другими европейскими державами. Французский общественный деятель много говорил о необходимости улучшения физической культуры, но также ратовал за преодоление национального эгоизма и установление международного взаимопонимания.

Первые Олимпийские игры: новое время

В июне 1894 года в Сорбонне состоялся конгресс, на котором Кубертен представил мировой общественности свои мысли о необходимости возрождения древнегреческих традиций. Его идеи поддержали. В последний день конгресса было решено провести Олимпийские игры через два года. Состояться они должны были в Афинах. Комитет по проведению международных соревнований возглавил Деметриус Викелас . Пьер де Кубертен занял должность генерального секретаря.

Олимпийские игры 1896 года стали крупнейшим спортивным событием. Государственные деятели Греции выдвинули предложение о проведении Олимпийских игр исключительно у них на родине. Однако комитет решил иначе. Место проведения Игр меняется кадые четре года.

В начале XX столетия олимпийское движение не пользовалось широкой популярностью. Отчасти это объясняется тем, что в это время в Париже проводилась Всемирная выставка. Некоторые историки полагают, что олимпийские идеи спасти удалось благодаря промежуточным играм 1906 года, проведённым снова в Афинах.

Отличия современных Игр от древнегреческих

Состязания были возобновлены по образцу античных спортивных соревнований. Современные Олимпийские игры объединяют спортсменов всех государства, по отношению к отдельным лицам не допускается дискриминация по религиозным, расовым, политическим мотивам. В этом, пожалуй, заключается главное отличие современных Игр от древнегреческих.

Что заимствовали современные Олимпийские игры от древнегреческих? Прежде всего, само названия. Заимствовано была и периодичность проведения состязаний. Одно из предназначений современных Олимпийских игр - служение миру, установление взаимопонимания между странами. Это созвучно с идеями древних греков о временном перемирии в дни проведения состязаний. Олимпийский огонь и факел - символы Олимпиады, которые возникли, конечно, в античности. У древних греков заимствованы также некоторые термины и правила проведения состязаний.

Есть, конечно, несколько существенных отличий между современными Играми и античными. Древние греки проводили спортивные состязания исключительно в Олимпии. Сегодня Игры организовываются каждый раз в другом городе. В Древней Греции не существовало такого понятия, как " зимние Олимпийские игры" . Да и состязания были другими. В античности в Олимпийских играх участвовали не только спортсмены, но и поэты.

Символика

О том, как выглядит символ Олимпийских игр, известно всем. Пять скрепленных колец чёрного, голубого, красного, жёлтого и зелёного цвета. Однако немногие знают, что эти элементы не относятся к какому-либо конкретному континенту. звучит на латыни, в переводе на русский означает " быстрее, выше, сильнее" . Флаг представляет собой белое полотнище с изображением колец. Он поднимается на всех Играх с 1920 года.

И открытие, и закрытие Игр сопровождаются грандиозной, красочной церемонией. К разработке сценария привлекаются лучшие организаторы массовых мероприятий. В этом зрелище стремятся поучаствовать знаменитые актеры , певцы. Трансляция этого международного мероприятия привлекает к телевизионным экранам десятки миллионов зрителей по всему миру.

Если древние греки полагали, что в честь Олимпийских игр стоит приостановить любые военные действия, то в двадцатом столетии происходило всё наоборот. Спортивные состязания отменяли по причине вооруженных конфликтов. Игры не проводились в 1916-м, 1940-м, 1944-м . В России Олимпиада проходила дважды. В 1980 году в Москве и в 2014 году в Сочи.