Шакти: вселенская бесконечная божественная энергия. Тантра основана на поклонении Шакти - Великой богине, Матери мироздания

Шива и шакти

Индуисты, особенно шиваиты, находят у великого Шивы множество заслуг, подвигов и ипостасей, приписывают ему множество важных функций. Однако при этом считается, что вся сила и мощь гигантских потенций Шивы не столько в нем самом, сколько в его шакти, духовной энергии, которая не всегда при нем: она появляется и проявляется лишь при определенных обстоятельствах. Во-первых, эта энергия как бы накапливается в нем в периоды его аскетических бдений и созерцаний (вспомним мощь разряда, поразившего Каму). С глубокой древности в Индии существовало представление о великой сверхъестественной силе аскета-отшельника. Это представление нашло отражение в эпосах, особенно в Махабхарате, и стало общепринятым. В специфической форме шакти оно и было приложено к Шиве, ставшему кем-то вроде первоаскета, покровителем аскетов, их божеством.

Во-вторых, энергия шакти в Шиве оказалась тесно сплетенной с его мужской животворящей силой. Считалось, что в момент соединения Шивы с его женской половиной эта энергия многократно усиливается, концентрируется. Множество легенд в индийской мифологии посвящено описаниям различных приключений Шивы, происходивших в момент или вследствие его любовного соединения. Семя Шивы, даже случайно упавшее с неба на землю, рождало богов. Культ лингама (по некоторым легендам Линга-пураны, сам Шива предложил поклоняться лингаму) получил столь широкое распространение в Индии потому, что был тесно связан с шакти и с моментом соединения мужского и женского начал (каменный столб лингама в изображениях всегда соединен с основанием в виде округлого кольца-скобы, символизирующей женское начало, йони).

Однако понятие шакти в индуизме не ограничилось духовной силой и мужскими потенциями Шивы. С течением времени оно распространилось, более того, фактически переместилось на само женское начало, олицетворенное женами Шивы, теми самыми древнеиндийскими богинями плодородия, которые под различными именами известны и почитаемы в Индии, которым приносят жертвы, в том числе и человеческие.

Культ жен Шивы тесно связан с распространившейся в индуизме идеей, согласно которой энергетическая сила Шивы, его шакти, с помощью которой человек скорей и проще всего может достигнуть своей высшей конечной цели, мокши, быстрее и легче воспринимается через посредство великого женского начала, которое иногда просто именуется Шакти, даже богиней Шакти. Олицетворениями этой Шакти, супруги Шивы, стали считаться многочисленные богини плодородия, и прежде всего наиболее известные и популярные из них – Дурга и Кали.

Из книги 100 великих богов автора

ШИВА В пантеон ведических богов Шива вошел сравнительно поздно, подменив Рудру. Считают, что это произошло около III века н. э. Но заявил он о себе (верней, заговорили о нем брахманы, отдельные мыслители) очень веско. В одном из поздних гимнов «Упанишад» сказано, что есть

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

МАХАДЕВИ-ШАКТИ-ПАРВАТИ-КАЛИ-УМА-ДУРГА Эту богиню назвать одним именем очень трудно, ибо она выступает в разных ипостасях и не всегда можно решить, какая из них главная. Маха-деви означает «Великая богиня». Так нередко обращаются к Шакти (под этим именем она выступает как

автора Васильев Леонид Сергеевич

Тримурти – Брахма, Шива и Вишну Важнейшими из многочисленных богов индуизма считаются трое (тримурти) – Брахма, Шива и Вишну. Обычно отмечают, что эти трое в системе индуизма как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции – созидательную,

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Шива и культ лингама Подавляющее большинство индуистов делится на шиваитов и вишнуитов, предпочитающих соответственно Шиву или Вишну. Шива, генетически восходящий к ведическому Рудре, но практически в тысячах своих имен-модификаций воплотивший множество местных

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Многоликий и загадочный Шива Шива («благой», «приносящий счастье») – одно из трех высших божеств индуистского пантеона и вместе с тем одно из самых популярнейших. Он является третьим лицом в триаде «Брахма – Вишну – Шива» и первоначально выступал как разрушитель

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Грозный бог Шива Шива - грозное божество индуизма. Его представляют сидящим на горе Кайласе, погруженным в глубокое размышление. Бог одет в тигровую шкуру, у него длинные ниспадающие волосы, с которых стекают потоки воды, дающие начало Гангу; в волосах его сверкает месяц,

автора Успенская Елена Николаевна

Шива - «главный бог» раджпутов Самый распространенный и любимый у раджпутов - культ Шивы (Махадева) и связанный с ним культ богинь-матерей. Шиву редко называют этим именем. Чаще всего он Махадев, Великий бог. И Шиву, и Вишну называют еще Бхагван, т. е. «бог» (с точки зрения

Из книги Раджпуты. Рыцари средневековой Индии автора Успенская Елена Николаевна

Шакти Индуисты почитают большое число богинь, или божественных образов женского рода, которые все осмысляются как манифестации единой Великой Богини. У этой Великой Богини двойственная природа: она добрая и злобная, милостивая и карающая, что проявляется в

Человеку нужны обе составляющие - и Сознание (Шива) и Энергия (Шакти). Шива (санскр.शिव, śiva, «благой», «милостивый») символизирует сознание - мужской принцип. Шакти (санскр.शक्ति śakti - мощь, сила) олицетворяет женский принцип - активную силу и энергию.

«Шива без Шакти есть шава (труп)». К этому часто забывают добавить, что Шакти без Шивы это безумная, не приложенная ни к чему и не центрированная сила, часто саморазрушительная.
Шива сказал: «О Богиня, без Шакти Я [был бы] всегда подобен трупу (шава). Когда Я соединён с Шакти, Я – Шива. … Я – Шива лишь благодаря единению с Шакти. Если успех (сиддхи) не достигается пребыванием с женщиной, тогда, о Всевышняя, [всё], что Я говорю – бесполезно… Следует оставить все святые места и, во что бы то ни стало, идти в общество женщины. [Ибо] сказано Мною: успех достигается лишь в обществе женщины и не иначе». Гуптасадхана-тантра 5.10-17)
Шакти - это сила, которая позволяет Шиве проявиться как форме. Шакти - это трансформация, изменение, время, которое бежит и постоянно меняется. А Шива - это пространство, стабильность, вечность.

Среди различных атрибутов чакр мы встретимся с двумя особенно важными символами. Это божества Шива и Шакти .

Уджвала Ниламани (Ujjvala Niilamani) - ОМ НАМАХ ШИВАЯ
  • Шива символизирует сознание - мужской принцип.
  • Шакти олицетворяет женский принцип - активную силу и энергию.
  • Там, где сила становится активной и где есть энергия, работает Шакти.
  • Другие названия этих первичных принципов - пуруша и пракрити ;

Обычно Господа Шиву изображают с трезубцем. Он символизирует триаду «Ишвара - пуруша - пракрити» (Бог, «Я» и Природа).

Ишвара - это вездесущий, вечный, не имеющий формы божественный принцип; пуруша - это атма, а пракрити - это проявленное бытие, природа. Для объяснения их взаимосвязи можно использовать электрический свет. Электрический ток, который является источником света, - это ишвара, свет - пуруша, а освещаемый объект - пракрити.

Пуруша - это сознание, а пракрити - природа.

Шакти (или пракрити) - это энергия, сила, движение, изменчивость, природа. Это материнское начало - кормящее, изобильное. В царстве людей, как и в царстве животных, мать дает пищу, тепло и защиту. Не существует большей любви, чем материнская. Мать вынашивает и вскармливает дитя в своем собственном теле. Когда ребенок появляется на свет, она кормит его своим молоком и самоотверженно заботится о нем, пока тот не сможет обходиться без нее.

Шива (или пуруша) - это чистое сознание, никогда не изменяющийся, ничем не ограниченный, беспристрастный наблюдатель. Пуруша вообще не подвержен никаким желаниям: они существуют лишь в пракрити. Пуруша - это пустой, чистый экран, на котором пракрити показывает свой цветной фильм.

Шива и Шакти выступают как проявление неделимого божественного сознания, как разные стороны одной монеты. На традиционных индийских иконах эти две первозданные силы изображаются как божество, у которого одна половина тела и головы женская, а другая мужская.

Левая половина - Божественная Мать, Парвати, «женская» энергия, а правая - Шива, «мужское» сознание.

В начале творения посредством разделения изначального принципа проявилась дуальность нашего бытия. Но одновременно возникла и мощная сила постоянного стремления к воссоединению разделенных половин.

Только при слиянии Шивы и Шакти становятся возможными действие, движение и созидание. Пока энергия не оплодотворится сознанием, она лишена знания, структуры, цели, она «слепа». Сама по себе энергия не способна созидать; это сознание придает ей содержание, форму и направление движения. И наоборот, сознание без энергии - это сила, находящаяся в состоянии покоя, сила спящая, которая сама по себе не способна стать толчком к чему-либо. Как пракрити не может действовать без пуруши, так и пуруша без пракрити не способен к созданию чего-либо.

Шива и Шакти присутствуют в нас как мужское и женское начала

Значение Шивы и Шакти понимается неверно, когда на них смотрят как на «мужчину» и «женщину», а их союз рассматривается в свете сексуальных отношений. Сексуальность - это совершенно естественное, природное влечение; неправильное понимание возникает тогда, когда сексуальность путают с духовностью.

  • Сексуальность - это союз мужчины и женщины.
  • Духовность - это союз человеческого сознания и Божественного Сознания.

На физическом уровне их взаимодействие выражается как сексуальное влечение. В мужчине существует тяга к женским качествам, а в женщине - к мужским. Благодаря этому мужское сознание притягивается женским, и наоборот. Если оба находятся в уравновешенном состоянии, то влечение к противоположному полу отсутствует. Если же в мужчине преобладает сила влечения к мужскому началу или в женщине - к женскому, это выражается в том, что они предпочитают гомосексуальные связи.

Шива обитает в сахасрара- чакре, а Шакти - в муладхара- чакре.

Когда пракрити и пуруша соединяются в сахасраре чакре, знание, знающий и объект познания становятся единым.

При переживании этого опыта в нас больше не остаётся никаких желаний, потому что мы с абсолютной ясностью понимаем: все, к чему мы когда-либо стремились, содержится в нас самих. Такое состояние абсолютной осознанности лишено полярности, и, следовательно, в нем больше нет места для печали; оно наполнено лишь непреходящей радостью, безусловной любовью, безграничным состраданием и совершенным пониманием всех живых существ.

Поскольку сознание привязано к физическому телу, оно не может постоянно находиться в сахасрара-чакре и возвращается к месту обитания атмы в сердечном центре (анахата-чакре). Мысли, чувства и действия Реализованного человека всегда идут от сердца. Погруженный в переживание чувства непреходящей любви и непрестанного счастья, он всегда осознает бессмертную атму, этот океан блаженства, и его сознание навсегда соединяется с Божественным Сознанием.

  • Шакти - это материнская любовь Бога, которая окружает нас теплом, заботой и защитой.
  • Шива - это отцовская любовь Бога, которая дает нам осознанность, ясность и знание.

Я желаю вам благословений Божественной Матери, которая живет внутри вас как энергия и жизненная сила, и Божественного Отца, обитающего в вас как сознание и знание. Да пребудет с вами всегда их забота, защита и руководство, и в своей бесконечной любви да ведут они вас к Космическому Сознанию!

Отрывок из книги: Парамханс Свами
«Скрытые силы человека: Чакры и кундалини» Махешварананда»

Свами Махешварананда - один из самых знаменитых современных учителей йоги, автор системы «Йога в повседневной жизни». В этом труде содержатся глубокие прозрения в механизм действия энергетических центров и скрытых в нас сил, определяющих нашу судьбу. Свамиджи учит нас искать не вовне, а внутри самих себя. Он не просто передает нам теоретические познания, а побуждает нас к тому, чтобы божественная реальность стала нашим личным опытом. Его наставления указывают нам путь к освобождению из круговорота смертей и новых воплощений.

О ПРИЗНАКИ ИДЕАЛЬНОГО МУЖЧИНЫ (САТЬЯ ДАС)

Шива и Шакти существуют в рамках каждого из нас как принцип мужского и женского.
Шива (или Пуруша - Дух), чистое сознание - неизменный, неограниченный и непостижимый Наблюдатель. Шакти (или Пракрити - природа) означает энергию, движение, изменение, природу. Шива и Шакти являются проявлениями цельного божественного Сознания разных сторон одной монеты.

Агни и Сома- фундаментальные принципы йоги

Картинка просто понравилась, а тут такое:

Агни и Сома - это фундаментальные принципы, это инь и ян йоги, так как двойственность пронизывает все уровни существования.
Агни буквально означает огонь, но все же смысл этого слова гораздо шире и символизирует все то, что имеет отношение к огню: высокая температура и энергия, жар отречения и свет знания. Агни способствует росту, расширению, подъему и преобразованию благодаря огню, таким образом это внутренний дух сознания и сокровенная сущность вещей и явлений.
Сома - антипод Агни и связана с водой или с любой жидкостью. Символ Сомы - Луна. Сома расширяет, охлаждает, формирует слияние и сохраняет. Если Агни сравнивают с тем, кто ест, пьет и наслаждается, то - Сома это то, что пьют и чем наслаждаются. Сома означает нектар или амброзию (амриту), т.е. бессмертие. Под этим подразумевается все то, что способствует расширению сознания и развитию подлинного наслаждения.
С вк

Статичная йога предлагает мощные передатчики в чистое сознание (Шива). Позы посылают Кундалини вверх к Сахасрара чакре (макушка головы). Таким образом йога поднимает нас нас на уровень чистого Сознания и центра спокойствия (рассматривается в качестве мужчины).

Поток Виньяса ("Виньяса Флоу Йога, Vinyasa Flow Yoga) - один из стилей хатха-йоги, отличающийся своей динамикой и более «свободным» течением занятия. Виньяса (Vinyasa) -движение, выполняемое синхронно с дыханием. Флоу (Flow) - поток, течение . " - прим. автора ), с другой стороны, традиционный танец между позами (асанами) может быть рассмотрен как энергия Шакти. (Китайский аналог Тайцзи-цюань - прим. автора )
Шакти зовет нас обратно вниз к Муладхара- и Свадхистана-чакре (основание позвоночника) и центру пупка. Заземление, созидание и воспитание. Здесь мы можем найти креативную энергию и бесцельную красоту. Этим путем практика виньяса охраняет нас от перемещений между двумя, Шивой и Шакти. Это дает нам возможность обоюдного баланса, и углубления нашего доступа к каждой из сторон монеты. Это не следует путать с мужским и женским полом. Это очень полезно для здоровья, на самом деле для любого пола принять качества Шивы и Шикти в себе.

В общем, про Шиву и Шакти вы уже узнали:) А теперь вернемся к качествам идеальной жены по Ведам:)

Итак,
Качества ведической жены:

1. Женщина должна любить своего мужа и детей . Без любовных отношений она утрачивает удовлетворённость , как бы ни была удачлива в других сферах жизни.

2. Женщина всегда должна быть весёлой . Это делает её защищённой от всех неприятностей. Весёлость - признак невинности, и это вызывает в мужчинах естественную потребность заботиться . Детский и женский смех - лучшее успокоительное для слуха мужчины после тяжёлого рабочего дня .

3. Посуда всегда должна быть чистой. Чистота посуды - это показатель чистоты женщины и залог спокойствия в семье. Лучший вариант, чтобы муж всё время удивлялся: "Когда же успевает наводиться такая чистота?!"

4. Женщина всегда должна быть экономна в расходах. Идеальное сочетание усилий таково: муж старается заработать как можно больше, а жена старается потратить как можно меньше. Такая семья становится непобедимой.

5. Женщина должна понимать, что отношения в семье зависят от её поведения. Цель её жизни - создать гармоничную семью, ей следует стать в этом профессионалом . Если она берёт на себя ответственность за семейное счастье, то мужчина не сможет ничего изменить или помешать. Женщина контролирует взаимоотношения, а не мужчину - это разные вещи, и путать их губительно.

6. Женщина должна научиться управлять мужем . Ведическая жена умеет при помощи изменений в одежде, тоне голоса, домашнем интерьере и вкусе еды добиваться своего от мужа, оставаясь при этом ласковой и предупредительной. Но это всё она делает не для себя, а для всей семьи, понимая, что так легче добиться правильного решения, нежели спором или криком.

7. Женщина не должна обижаться. Женский ум может надолго сохранять подробный список всех ошибок и просчётов мужа, но это её и убивает как женщину : так она просто теряет привлекательность и умиротворение.

8. Женщина не должна мстить . Благородство украшает женщину. В случаях реальной угрозы или явно незаконных действий, женщина может совершать аскезы, предназначенные для каждого конкретного случая. Одна из исторических форм аскез - это не расчёсывать волосы, пока враг не будет повержен.

9. Женщина не должна завидовать . Зависть - полная противоположность смирению и простоте. Это чувство полностью дисквалифицирует женщину как жену. Как правило, такая женщина приносит одни лишь неприятности, как в своём доме, так и в любом месте, которое посетит.

10. Женщина не должна "пилить" мужа , потому что это признак отсутствия у неё разума. Умная женщина точно рассчитывает время, место и обстоятельства, чтобы подойти с просьбой, и говорит всего один раз, но слова эти проникают в душу мужчине, он некоторое время терзается сомнениями, а потом выполняет просьбу как подарок и становится счастливым, что доставил жене радость. Женщина должна очень ярко обрадоваться и показать, что она не ожидала, благодарна и восхищена.

11. Женщина не должна строить из себя жертву . Этот запрещённый приём обычно пускается в ход тогда, когда в области контроля взаимоотношений почва начинает уходить из-под ног.

12. Женщина должна "сжечь мосты". Семейное счастье не придёт от частичного предания себя мужу. Полное и безраздельное вручение себя - одно из условий удачного брака. Разводы появились совсем недавно и явно не от благочестивой жизни.

13. Женщина не должна развивать в муже женские качества . Если она поступает так, то в результате ей станет скучно: муж - это не подружка. Счастливым и продуктивным брак станет тогда, когда оба партнёра научатся использовать полностью потенциал своих различий по полу. Взаимное дополнение более продуктивно, а противоположности притягиваются.

14. Женщина должна научиться доброжелательно привлекать ум мужа . Не телом, а чертами характера. Вожделение обязательно вызовет в последствии разочарование, а целомудрие - уважение и желание заботы. Разумная женщина никогда не разжигает страсть мужа, если на это нет совместной договорённости.

15. Жена должна вдохновлять мужа своей женственностью . Поэтому женщина должна найти нужное служение, которое особенно ему нравится. Любые достижения мужа ей нужно всячески одобрять. Несмотря на то, что он требует от неё правдивого и трезвого суждения, всегда только хвалить его, иначе он станет врагом на всю жизнь.

16. Женщина не должна быть фамильярной. Уважать мужа - единственно возможная форма общения с ним для сохранения семьи. В ведических семьях жена называет мужа повелителем.

17. Женщина должна владеть чувством юмора . Уставший домохозяин после дневных трудов именно так развлекается со своей женой. Причём сфера выражения эмоций - это чисто женская стихия.

18. Женщина должна быть застенчивой . Это качество придаёт особое очарование прекрасному полу, вызывает почтение мужчин. Оно увеличивает красоту и престиж женщины, даже если она происходят из бедной семьи или менее красива, чем другие. Застенчивость вместе с доверчивостью и беззащитностью имитировать нельзя, а можно только развить, постоянно совершенствуясь, что будет лучшим подарком для мужа.

19. Женщина должна одеваться согласно желаниям мужа. Не своим! Она не может сама догадаться, что нравится ему в тот или иной момент, поэтому ей следует одеваться и показываться, но не обижаться, если он скажет что-то типа: "Вырядилась, как на базар". Мужчина, удовлетворённый видом своей жены, становится за неё горд и расположен дарить подарки, а неудовлетворенный стесняется и жалеет давать деньги. Но самое главное, он начинает искать удовлетворение в разглядывании других.

20. Жена должна развивать в себе способности к искусству . Это полностью займёт её ум, сделает красивой, загадочной и спокойной, но не в ущерб ежедневным обязанностям.

Отсюда .

В общем, не женщина - мечта! :)))

А Вы хотели бы жить с такой женой?

Стремится быть яркой, запоминающейся, привлекая к себе тем самым восхищенные взгляды окружающих. Но, как показывает практика, не найдя в себе творческую силу Шакти, раскрыться полностью, почувствовать свое внутреннее могущество и гармонично взаимодействовать с миром не так просто. Как поймать эту волну женской мудрости и лучших качеств, что это даст и с чего начинать - обо всем этом вы узнаете далее из статьи.

Понятие Шакти

В религиоведческих энциклопедиях и толковых словарях термин «Шакти» очень многозначный. Им называют вселенскую Божественную которая является творящим могуществом океана Это богиня, мать, символизирующая мир, семейную благодать, животворящий поток человеческих возможностей.

Знаете ли вы? Индусы глубоко убеждены, что в человеческом теле воедино сливаются пять стихий: вода, огонь, воздух, земля, эфир. После смерти они должны снова попасть в природу. Исходя из таких убеждений в Индии принято кремировать тела усопших .

В некоторых источниках шакти трактуется как сама Природа, женское начало и принципы, которые заложены в космосе. Это мужское вдохновение. Именно разные его формы и проявляются в достижении устремленности к чему-то новому, . Этот мужской стимул во внутреннем мире слабого пола заключается в возможности наполнении себя самой и своей второй половинки. А внешняя сторона шактизма выражается в осознанном деторождении, воспитании нового поколения, создании домашнего уюта и тепла.

В узком понимании Шакти - это жена бога Шивы в индуизме. С течением времени это понятие трансформировалось и обобщило всю женскую энергию. Сегодня шакти - это еще и партнерша практикующего йогу мужчины.

Характерно, что каждое божество «вечной религии» в Индии имеют свою шакти, или, как ее еще называют, деви. Только вместе они олицетворяют Силу, Энергию.

Знаете ли вы? Религиоведы насчитали около восьми с половиной миллионов богов и богинь в индуизме. В какое божество верить, каждый выбирает сам.

Шакти и Шива - половинки одного целого

Шива, помимо Вишну и Брахмы, является одним из главенствующих богов индуистского пантеона. Он символизирует мужские космические начала и высшее человеческое . Это божество не может быть совершенным без своей Шакти. Вместе они находятся в бесконечном тесном слиянии, являя тем самым параллельные, но разные, аспекты единой реальности.

Эти два противоположных начала дополняют друг друга, служат наполнением и вдохновением. Ведь не зря же говорят, что Шакти пока на нее смотрит Шива.

Во многих источниках попадаются изображения одного божества, разделенного на две половины. Одна из них - это Шива, а другая - Шакти. Также встречаются картинки, где Шива сидит в а Шакти присела у его ног и познает от мужа секреты тантры. В Тарапите, что расположен в 200 километрах от Мунгера, можно увидеть изображение, где Шакти кормит грудью Шиву либо разъяренную Кали, под ногой которой лежит Шива.

Подобные взаимоотношения между этими двумя началами, по мнению культурологов, передают разные этапы в человеческой эволюции и пробуждении Сознания.

Знаете ли вы? Индуистская религия очень почитает животных. Так, все главенствующие боги этого верования всегда изображались с каким-то из своих покровителей: Шива - со змеей на шее, Вишну - верхом на льве, Ганеша - со слоновьим хоботом, а Хануман - в виде обезьяны.

Философы говорят о трех стадиях женского пробуждения, что подтверждается на приведенных выше рисунках. Сначала Шакти была ученицей, а Шива выступал в роли ее гуру. Но со временем эта взаимосвязь трансформировалась в равнозначную . В итоге два божества объединило одно тело, дух, идея. А на конечном этапе этих перевоплощений Шакти заняла главенствующую позицию, подчинив себе Шиву и все мужское начало.

Шакти как начальная сила мироздания

В восточном мире женщине как хранительнице домашнего очага отводится важнейшая роль. Ее значение над превозносит и . Это вовсе не является поводом трактовать подобную позицию в социальном значении. Речь идет о духовном развитии человека. Но в нынешней цивилизации современные культуры частично утратили истинную . И чтобы возобновить ее былое положение, понадобится в корне пересмотреть все мировоззрение людей.


В этом смысле Шакти предстает в образе богини любви и пробуждающей внутренний потенциал силы. Наверное, поэтому в сознании женщин эти процессы происходят намного быстрее и легче, чем у мужчин.

Важно! В отношениях между мужчинами и женщинами принципы взаимосвязи Шивы и Шакти отображаются в том, что слабый пол всегда выступает в роли инициатора, а сильный берет на себя лишь соучастие. Если мужчине все-таки удалось достичь вершин своего сознания, то без женской помощи он не сумеет донести это до окружающих.

Сильный пол неспособен вынести из своих глубин глубокие переживания. К тому же, как утверждают психологи, у женщины энергия шакти делает их ранимыми, восприимчивыми, а психическая суть предрасполагает к духовному сознанию. Внешне это выражается интересом к всему нежному и прекрасному, а также в сострадании к беззащитным индивидуумам.

Шиваиты в одинаковой мере поклоняются и Шакти. Ведь ее считают главным переносчиком энергии, а мужчина является всего лишь средой. Подобное убеждение вполне объясняет, почему в Индии существует 64 храма, которые посвящены отдельному аспекту женской энергии.

Она проявляется в разных формах, называемых индуистами раджараджешвари. Например:

Важно! На первых этапах самосовершенствования эффективными будут инструменты хатха-йоги. На этом пути следует двигаться начиная с шести очистительных действий (шаткармы). Только когда вы начнете очищать свое тело, начнется разгрузка сознания, в первую очередь это проявится снятием психоэмоциональных блокировок.

Приближаясь к повседневным реалиям, специалисты советуют перенести историю Шивы и Шакти на свое мировоззрение и через эту призму трансформировать свое сознание. На первый взгляд это кажется неподъемной глыбой. Да, трудно всегда там, где нужно много работать над собой.

Для того чтобы прочувствовать все полноту своей энергии, которая заложена изначальной силой мироздания, нужно избавиться от плохих воспоминаний, обид и даже ментальной «грязи». В результате на смену привычных шаблонов придут новые модели поведения и взаимодействия с окружающей средой.


Когда в женщине пробуждается ее Шакти, приходит понимание своего истинного назначения в жизни, себя, своих потребностей и желаний. Только такая представительница прекрасного пола сможет пройти все этапы эволюции сознания, и ее танец будет длиться, даже когда Шива перестанет смотреть. Это уже самодостаточная, независимая и сильная женщина, которая может как разрушать, так и творить. Не зря же говорят, что мужчина может покорить мир одной рукой, а женщина - одним своим взглядом.

Важно! Работать над собой помогут асаны и дыхательные практики. Таким образом вы научитесь понимать и взаимодействовать со своим телом, любить его таким, какое оно есть на данный момент. Также эти методы помогут излечиться от множества заболеваний .

Когда вы освоите все вышеуказанные инструменты и вам откроется женская мудрость и сила Шакти, жизнь станет расцветет и будет полна смысла. Ощущение высшей придет только через раскрытие женской природы.

Шакти - Божественная Энергия, Божественная Мать, Изначальная Богиня, Изначальная Сила, из которой произошло все сущее.

Она имеет множество имен, аспектов и форм.

Описание Шакти как Изначальной Сущности содержится в "Дэви-Махатмьям" ("Величие Богини") . В диалоге с царем, мудрец (риши) раскрывает знание о Великой Шакти. Он говорит: "Она сотворяет все в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного Освобождения. Она - высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; Она также и причина пут перевоплощения. Она - Верховная над всеми богами…
Она вечна. Она воплощена как вселенная…
Божественная Мать выполняет все функции во вселенной. Чтобы постичь Ее истинную природу, необходимо принять все проявления жизни и смерти как проявления Ее неиссякаемой сущности полной блаженства и покоя. Сам Господь Брахма, творец этого мира, обращается к Ней с такими словами: "Тобой рождена вся эта вселенная. Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир, во время творения - Ты проявляешься в виде творческой Силы, во время поддержания - Ты проявляешься в виде Силы. поддержания, и во время растворения - Ты проявляешься в виде разрушительной Силы. Ты - высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури). Ты - Изначальная Причина всего, приводящая в движение три гуны. Ты - темная ночь происходящего время от времени растворения (вселенной) . Ты - великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты - Богиня удачи. Управляющая, скромность, разум, полный знания, стыдливость, пища, удовлетворенность, спокойствие и терпеливость. Вооруженная мечом, копьем, палицей, диском, раковиной, луком, стрелами, петлями и железной булавой. Ты ужасна, но в то же время Ты - наивысшая Ишвари (Владычица), Ты превосходишь границы высокого и низкого. И что бы и где бы ни существовало, сознательное (реальное) или бессознательное (нереальное), какой бы силой все это ни обладало - это Ты…»

Брахман (Абсолют) и Шакти (Высшая Энергия) неразделимы и представляют собой Единое Целое.

В индуистской традиции существует несколько широко известных Ее аспектов: как Сати, Парвати, Ума, Дурга, Кали - Она является Супругой Шивы; как Лакшми и Радхарани - Она является Супругой (соответственно) Вишну и Кришны; как Сарасвати - Она Супруга Господа Брахмы.

Каждый из богов, отвечающий за те или иные функции во вселенной, имеет свою женскую ипостась, или энергию, свою шакти (деви, богиню), и все вместе они представляют Личности (персонификации) и Силы (энергии) единого Брахмана и его Шакти Все эти женские ипостаси или энергии являются воплощением Единой Матери - Энергии. Поэтому Ее нередко называют просто Амба, Амма или Ма, что на разных языках означает Мать.

Шакти — это Богиня-мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют Богиню, супругу бога Шивы. Шакти — это внутренняя энергия человека. Шакти — это космический женский принцип. Шакти — это женское начало человека, его женская половина.

Богиня Шакти проявлена в каждом живом существе, но ее сила и мощь более всего сконцентрирована в женщине, матери, носительнице красоты, любви и доброты этого мира.

В традициях индуистской Тантры особенно важное место занимает поклонение таким аспектам Шакти как Дурга, Кали, Тара. Во всех этих аспектах Шакти является Супругой или Божественной Силой, неотделимой от Шивы. Шива и Шакти - две половинки одного целого, существующие сами по себе и одновременно нуждающиеся друг в друге. Их раздельность и единство и есть та сила, на которой держится все мироздание. Калидаса писал, что Шакти и Шива соотносятся друг с другом как слово с его смыслом и не отделимы друг от друга, как жар огня от самого огня. Шива - чистое, блаженное, неизменное, статическое Сознание, пронизывающее собой все. Шакти - Его вечно меняющаяся динамичная Сила, приводящая в движение материю. В основе слова «Шакти» - корень «шак», который переводится как «быть способным». Иными словами, Шакти - это способность сознания активно действовать и меняться. Поэтому Ее называют подвижным аспектом сознания Шивы.

Так же как и её супруг Шива, Шакти имеет два аспекта: мирный и устрашающий.

Как Парвати или Ума, она представляет мирный аспект богини. Гималаи символизируют акашу (первоэлемент «эфир»), поэтому дочь Гималаев Парвати символизирует сознательную субстанцию мира. Отсюда другое ее имя - Ума («Сияющая»). В мирном аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, в правой она держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущена вниз. Если она изображается без Шивы, то обычно представляется четырехрукой - в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры. Ума - любящая, скромная и спокойная жена, подчиненная своему мужу. От Умы исходят плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Ее энергия, накапливающаяся в свадхистхана-чакре, материализует различные желания и замыслы человека (мыслеформы). Без ее покровительства человек становится пустым мечтателем, не способным достигнуть ни одной из поставленных целей.

Богиня Ума благоволит к тем, кто питаются «живой» пищей (содержащей много энергии праны, из которой образуется энергия шакти): фруктами, ягодами, злаками, бобовыми, орехами, овощами и молочными продуктами. Следует знать, что сухофрукты теряют до 50% праны, замороженные ягоды - до 30-45%, а овощи -100%. После термической обработки пища может удерживать прану от 4 до 8 часов. Молочные продукты, изготовленные из восстановленного (нормализованного) молока, не содержат ни одного процента праны. При употреблении мяса и птицы человек теряет оджас. А из грибов организм не может извлечь прану. Рыба, как только умирает, немедленно теряет всю прану.

Ума оказывает поддержку тем людям, которые возделывают землю, сажают деревья и разводят коров. Однако, если человек, занимающийся сельским хозяйством, будет эксплуатировать нещадно землю (не давая отдыха почве), отравлять ее химическими удобрениями (не питая коровьим навозом), убивать коров и быков, то это несомненно вызовет гнев Парвати, которая, приняв одну из своих разрушительных форм, может вызвать засуху, наводнения и другие стихийные бедствия, болезни животных и людей.

Богиня Ума проявляет свою энергию через все цветы, имеющие высокую устойчивость на повреждающие факторы внешней среды и долго сохраняющие жизнь после того, как их срезали. Например, гвоздики, гладиолусы, герберы.
С Умой связаны такие минералы, как агат, амазонит, жад, карнеол, кахолонг, малахит, оникс, турмалин и зеленый нефрит. А из металлов - медь.
В человеке - она вместе с Ямараджем (богом смерти) управляет свадхистхана-чакрой, творческой энергией шакти, репродуктивной системой.

В своих устрашающих аспектах она проявляет себя в основном как Дурга и Кали. Дурга редко изображается вместе со своим супругом, она восседает на льве или тигре, у нее от восьми до шестнадцати рук, в каждой из них она держит оружие. В мифах Дурга выступает в роли воительницы. Один из главных ее подвигов - уничтожение демона-буйвола, который не мог быть побежден ни одним из полубогов. Её изображают грозной и жестокой, и с достаточными на то основаниями. Однако она всегда выступает в роли защитницы полубогов и людей от асуров (демонов).
Кали - персонификация гнева Дурги. Ее воинственность направлена не только против демонов, но и против всего мира, включая людей. Ее изображают нагой, истощенной, с ожерельем из черепов, из широко разинутого рта свисает язык, окрашенный кровью жертв. Однако в мифах говорится, что ее ярость можно смягчить, воззвав к "чувству материнства".