Самый знаменитый яхтенный приз. Секретные яхты на соревнованиях на кубок америки

Фримантл, или Фрио, как ласково называют этот небольшой порт и городок на западном побережье Австралии местные жители, никогда не бывает без ветра. С восходом солнца огромная пустыня Виктория быстро нагревается, подобно алюминиевой сковороде, и зной опускается на улицы города. С утра все живое тянется на берег океана, омываемый холодными водами, которые приносит сюда течение из Антарктиды. Все ждут, когда под действием разности температуры суши и воды заработает освежающий бриз - придет «Доктор Фримантл». И он приходит почти с «аптекарской» точностью - от 10 до полудня, ветер со скоростью 5-6 метров в секунду, иногда ускоряющий бег до штормовых 12-15 м/с.


Именно это место и было избрано для проведения очередных соревнований на Кубок Америки - старейший и почетнейший приз в парусном спорте после того, как австралийские яхтсмены завоевали его у американцев в 1983 г. С этого момента и вплоть до финальной сирены, прозвучавшей 4 февраля 1987 г., Фрио не раз оказывался в центре внимания всего парусного мира. О масштабах кампании, развернувшейся в эти годы, можно судить хотя бы по тому, что в общей сложности на проектирование и постройку новых «двенадцатиметровиков», подготовку экипажей и сами соревнования было затрачено около 200 миллионов долларов. В борьбу вступили яхтсмены и конструкторы семи стран - Австралии, Англии, США, Канады, Новой Зеландии, Франции и Италии. 17 созданных в них синдикатов привлекли к научным исследованиям организации, связанные с авиационной и военно-морской техникой, освоением космического пространства, производством ракетного оружия, - словом, те мощные центры, которые благодаря огромным финансовым затратам достигли наибольшего прогресса в науке и технологии.

Почти треть всех расходов пришлась на долю американцев, всеми силами стремившихся вернуть «Старый кувшин», как в шутку называют иногда серебряный Кубок Америки, более 130 лет украшавший кают-компанию Нью-йоркского яхт-клуба, несмотря на бесконечные попытки яхтсменов других стран его завоевать. В США было организовано 6 синдикатов из различных фирм и банков, субсидировавших постройку яхт и подготовку экипажей к гонкам.

Главной фигурой здесь стал 43-летний Деннис Коннер, гонщик экстра-класса, выступавший на «звезднике» и трижды принимавший участие в соревнованиях на Кубок Америки. Тот самый Коннер, который перед матчем 1983 г. с «Австралией-II» заявил, что если он проиграет гонки, то место Кубка под пуленепробиваемым футляром займет его собственная голова... Поклялся и проиграл!

Теперь Коннер проявил массу энергии и затратил немало личных средств, чтобы создать синдикат «Сэйл Америка», который, располагая бюджетом в 15 млн. долл., подготовил к соревнованиям пять яхт. Все они, включая участвовавшие в кампании 1983 г. «Либерти» и «Спирит оф Америка», выступали под флагом яхт-клуба Сан-Диего, Калифорния. Для проектирования трех новых яхт с одинаковым названием «Старз энд Страйпс» («Звезды и Полосы» - американский национальный флаг) Коннер Пригласил наиболее именитых конструкторов - Бриттона Ченса, Дэвида Педрика и Брюса Нельсона; им помогала большая группа ученых-гидродинамиков из научно-исследовательских организаций ВМФ и ВВС. Их компьютерам и опытовым бассейнам пришлось проделать огромную работу, ведь все предыдущие гонки на Кубок проходили при относительно слабых ветрах и спокойном море, обычной для августа - сентября погоде близ Ньюпорта. Эти условия выработали определенный тип «двенадцатиметровика», который на свежих ветрах Фримантла и 2,5-метровой волне Индийского океана становился уже неэффективным. Требовалось создать более остойчивые яхты, обладающие умеренным сопротивлением воды на высокой скорости.

Помимо исследований масштабных моделей яхт в бассейне, была разработана программа, позволяющая оценить скорость яхты при различных ветровых условиях чисто теоретическим путем - по данным расчетов математической модели на ЭВМ. Разумеется, в эту программу были введены и экспериментальные данные, полученные в бассейне, а также статистические сведения о погоде близ Фримантла на планируемый период гонок за последние 14 лет. В результате был создан проект «Старз энд Страйпс-85», оптимизированный на ветра 10-12 м/с. Построенная по нему яхта использовалась как экспериментальное судно для проверки достоверности расчетов, доводки киля, оборудования и парусов.

После победы «Австралии-II», на которой впервые был применен киль оригинальной конструкции - снабженный почти горизонтальными подводными крыльями на нижней кромке, конструкторы всех «двенадцатиметровиков» безоговорочно приняли этот тип киля и затратили немало времени и средств на усовершенствование его гидродинамики. Для «Старз энд Страйпс», например, было испытано около 30 вариантов крылатых килей. Исследования проводились в основном на математических моделях, причем методика, предложенная фирмой «Боинг», позволяла получить полную картину поля давлений и скоростей в потоке в любой области киля.

Все работы велись под строжайшим секретом. Если яхту поднимали на берег, то не иначе как в «юбке», скрывающей киль. Даже после окончания гонок в Австралии американцы так и не показали главную часть киля - его подводные крылья, давшие яхте преимущество в скорости около 0,2 узла. После постройки второй яхты в конце 1985 г. Коннер отвез все суда и команду на Гавайские острова, где начались Интенсивные тренировки. Чтобы преждевременно не раскрывать скоростной потенциал «Старз энд Страйпс», он даже не воспользовался возможностью познакомиться со своими конкурентами в гонках «12-метровиков» на их первом чемпионате мира во Фримантле, что проводился в феврале 1986 г. Тем не менее создатели «Старз энд Страйпс» внимательно изучили всех участников чемпионата и внесли нужные коррективы в окончательный проект «Старз энд Страйпс-87», которой довелось выйти в финал соревнований на Кубок Америки. Несмотря на все прогнозы компьютеров, суливших преимущества крупной и тяжелой яхте, окончательный вариант сделали более легким и с несколько уменьшенными размерениями. По рекомендациям авиаконструкторов подводная часть «Старз энд Страйпс-87» была оклеена синтетической пленкой, снабженной узкими канавками наподобие поверхности грампластинки. Испытания показали, что, если канавки ориентированы точно по линиям тока воды, обтекающей корпус, сопротивление трения снижается примерно на 6 % по сравнению с идеально гладкой поверхностью.

Ближайшим конкурентом Коннера, впрочем, преследовавшим ту же цель - вернуть кубок Америке, стал синдикат «Америка-II» под флагом Нью-йоркского яхт-клуба, собравший капитал в 17 млн. долл. Он построил три новейших «12-метровика» под одним и тем же названием «Америка-II», но с различными обводами корпуса и ходовыми качествами. Первая из этих яхт была рассчитана на слабые и средние ветра и заняла третье место на упоминавшемся чемпионате мира. Вторая - превосходно шла в средний ветер, но обладала недостаточной остойчивостью при его усилении, что не позволяло эффективно использовать паруса. И наконец, третья «Америка-II», спущенная на воду за два месяца до начала отборочных гонок, оказалась оптимальной для акватории гонок.

Шкипером этой яхты был избран серебряный призер Олимпиады-76 в классе «Солинг», участник предыдущих кубков Джон Колиус. Синдикат объявил конкурс для яхтсменов, желающих войти в экипаж «Америки-II». Таких оказалось очень много, но для тренировок на Бермудские острова выехало всего 70 человек. Чтобы заслужить право войти в число 11 яхтсменов, которым доверят управление яхтой в гонках, яхтсмены выкладывались полностью во время ежедневных 6-часовых тренировок в океане, выполняя по 200-300 поворотов.

Под лозунгом «Мы не имеем секретов!» начал готовиться к гонкам синдикат, созданный влиятельными членами яхт-клуба Чикаго. Обладая «скромным» бюджетом всего в 6,8 млн. долл., этот синдикат не мог тратиться на обширные исследования, поэтому проект «Хирт оф Америка» («Сердце Америки») получился традиционным, хотя и снабженным килем с крыльями. Яхта прибыла во Фримантл упакованной в прозрачную полиэтиленовую пленку. Скрывать от посторонних глаз, действительно, оказалось нечего: экипаж, возглавляемый опытным Бадди Мелджесом, выбыл из игры после трех раундов отборочных гонок. «Хирт оф Америка» проиграла 23 гонки из 34.

Такая же участь постигла и другого американского претендента - «Корейджеса-IV». Того самого первого алюминиевого «12-метровика», который успешно защитил Кубок в 1974 и 1977 гг. Несмотря на замену киля и переоснащение, ветеран не смог на равных соревноваться с новейшими супер-яхтами: из 12 отборочных гонок проиграл 11, после чего его экипаж предпочел следить за дальнейшими событиями со стороны.

В Австралию были доставлены еще две яхты из США - «Игл» и «ЮСА» (Ю-Эс-Эй - «США»). О втором «12-метровике», стоит, пожалуй, сказать несколько слов. Субсидировал проектирование и постройку яхты «Синдикат Золотых ворот» из Сан-Франциско, шкипером был избран двукратный чемпион мира в «Звездном» классе Том Блэкаллер, соперник Коннера по гонкам 1983 г. Началось все с «Круглого стола джентльменов», собравшиеся у которого состоятельные яхтсмены из Фриско выложили первый взнос - всего 12 тыс. долл. Предполагалось построить яхту, которая практически копировала бы «Австралию-II», но позже, когда к финансированию подключилась компания «Кока-кола», появилась возможность заказать «радикальный» проект известному конструктору океанских гоночных яхт Гари Мулу.

Конструктор, всегда отличавшийся нестандартностью решений, и на этот раз предложил оригинальный проект. Силу сопротивления дрейфу на «ЮСА» в равной мере создают три элемента: узкий крыловидный плавник киля, служащий главным образом для крепления сигарообразного балласта (его вес достигает 80% водоизмещения яхты), носовой руль - «утка» большого удлинения, работающий в потоке воды, не возмущенном корпусом, и традиционный руль в кормовой части» Как показали расчеты, такая система благодаря большому гидродинамическому удлинению всех элементов и малой смоченной поверхности обладает даже большей эффективностью, чем киль с подводными крыльями. Особенно, если учесть, что осадка по правилам класса R12 не должна превышать 2,8 м. Многие конструкторы сомневались в преимуществах системы «ЮСА», но судно успешно прошло отборочные гонки - экипаж выиграл 23 и проиграл 11 гонок, занял третье место и вышел в полуфинал соревнований, где Блзкаллеру пришлось встретиться с Деннисом Коннером.

Среди претендентов на Кубок оказались и две французские яхты, управляемые братьями Марком и Ивом Пажо - в прошлом серебряными призерами Олимпиады в классе «Летучий Голландец». Марк возглавил экипаж яхты «Френч Кисс», спроектированной Филиппом Брайаном. Примечательно, что при создании этой яхты не проводились испытания моделей в бассейне. Все расчеты были выполнены методом математического моделирования, заимствованным из авиастроения. Сравнительно небольшая по размерениям (длина по ватерлинии - 13,4 м) и легкая (23,9 т) яхта с площадью парусности 158 м 2 оказалась весьма удачной - с результатом 20: 14 «Френч Кисс» вышла в полуфинал соревнований.

Успеху французов способствовали паруса, сшитые из оригинального материала, разработанного для оболочки воздушного шара, при помощи которого предполагалось исследовать атмосферу Венеры» Этот материал, сохраняющий свои свойства при 100 °С, оказался прочнее кевлара, а паруса, сшитые из него, - на 20% легче, чем на остальных яхтах.

«Челлендж Франс» оказалась менее удачной-в отборочных гонках претендентов Ив Пажо занял последнее место, одержав только одну победу в 34 матчах.

Две яхты - «Аззурра» и «Италия» выставили на соревнования итальянские синдикаты; Англию представил «Уайт Крюсэйдер», Канаду - «Канада- II», перестроенная из яхты - участницы соревнований 1983 г.

Воспользовавшись близостью арены предстоящих событий, в борьбу за обладание Кубком Америки впервые вступили и новозеландские яхтсмены. Проект яхты-претендента был заказан трем именитым конструкторам, создавшим множество прославивших себя океанских гоночных яхт. Брюс Фарр, Рон Холланд и Лаури Дэвидсон впервые в истории 12-метрового класса решили отдать предпочтение стеклопластиковой конструкции (все «12-метровики» в последние 10 лет строятся исключительно из алюминиевых сплавов). Основой корпуса стала трехслойная сэндвичевая обшивка с легким заполнителем из алюминиевых сот - вариант, испытанный в корпусах яхт - участников кругосветных гонок под парусами» Решено было строить три корпуса в одной оснастке, внося усовершенствования только в обводы киля, оборудование и вооружение.

Все три «Нью Зиланд» оказались очень удачными яхтами, но немало способствовали успеху и искусные экипажи, укомплектованные опытными яхтсменами, прошедшими не одну океанскую гонку» Вторая из них одержала победу в первой же гонке, в которой стартовала, и заняла второе место на чемпионате мира 1986 г. Окончательный претендент, получивший название «Киви Мэджик», был спущен на воду за месяц до начала отборочных гонок» Экипаж возглавил самый молодой из шкиперов «12-метровиков» - 24-летний Крис Диксон» «Киви Мэджик» блестяще провел всю компанию и после трех раундов отборочных гонок, в которых одержал 33 победы и потерпел только одно поражение в матче со «Старз знд Страйпс», занял первое место.

Почувствовав опасного соперника, Коннер начал кампанию, которую яхтсмены тут же метко окрестили «глассгейт» (от fiberglass - стекловолокно). Американец высказал сомнение в том, что конструкция пластмассового корпуса «Киви» отвечает правилам, не содержит запрещенных компонентов - углеволокна или кевлара. Он потребовал вырезать образцы обшивки из различных частей корпуса «Киви» и подвергнуть их техническому анализу.

Но правила постройки были соблюдены. Судно строилось под наблюдением инспектора английского Регистра Ллойда, который представил комитету участвующих синдикатов соответствующие документы.

Не менее тщательно готовились к битве за Кубок и австралийцы, не желавшие расставаться с почетным трофеем» Созданные здесь синдикаты построили семь новых «двенадцатиметровиков», из них два были спущены на воду в августе 1986 г. По проекту Бена Лексена были построены «Австралия-III» и «Австралия-IV» с несколько большими размерениями, более высоким бортом и седловатостью его линии, чем у «Австралии-II», полной кормой, рассчитанной на максимальную скорость. На чемпионате мира «Австралия-III» с Колином Бишелем за рулем одержала победу, выиграв три гонки. Именно на эти яхты делали основные ставки австралийские яхтсмены и их спонсор Алан Бонд.

Три яхты под названием «Куккабарра» были построены синдикатом, возглавленным западноавстралийским банкиром Кевином Перри. Главную роль в проектировании и подготовке команд здесь играл 28-летний яхтсмен Ян Муррей, шестикратный чемпион мира на 18-футовых яхтах и шкипер австралийского претендента «Эдванс» на гонках 1983 г. Обводы корпуса яхт были выбраны по результатам модельных испытаний в голландском опытовом бассейне, причем все три судна рассчитывались на разные погодные условия. «Куккабарра-III» - главный козырь синдиката - имела отличную поворотливость и приемистость, что позволяло Муррею вести тактическую борьбу перед стартом и на дистанции. Четыре компьютера на борту облегчали решение тактических задач и навигацию. На экране одного из них высвечивалась схема гоночной дистанции, расположение линии старта и финиша, курс и счислимое (при помощи ЭВМ) место яхты в любой момент гонки. Телевизионная камера, установленная на топе мачты, передавала на другой экран изображение темных горизонтальных полос, наклеенных на паруса. Здесь же постоянно высвечивалось введенное в электронную память изображение каждой полосы, соответствующее оптимальной форме паруса и его установке по отношению к вымпельному ветру. Другой компьютер, в который вводились метеорологические данные приборов, установленных на мачте, за полчаса мог предсказать появление «Доктора Фримантла» с его шквалами и постоянно меняющимся направлением.

«Куккабарра» располагала обширным парусным гардеробом, который включал, например, 50 гротов, сшитых для различной силы ветра.

Кроме этих основных защитников Кубка были построены еще «Соуз Австралия» и «Стик"н Кидней», но уже на предварительных тренировках они показали более низкие ходовые качества, чем «Австралия-II». Эти суда испытывали также трудности в комплектации достаточно опытными экипажами, так как после спуска «Австралии-IV» на нее были переведены сильнейшие яхтсмены страны.

Кубок «Америки» (America’s Cup) - одна из самых известных и самых престижных регат в мире. Является старейшим в мире международным соревнованием во всех видах спорта, будучи основанным на два десятилетия ранее Кубка Англии по футболу и на 45 лет раньше первых современных Олимпийских игр.

Кубок Америки получил своё название в честь яхты «Америка», которая выиграла его в престижной английской регате в 1851 году. Трофей остался в Нью-Йоркском яхт-клубе.

Кубок был изготовлен в 1848 году компанией «Гаррард и Ко». Он представляет собой кувшин без дна, на котором выгравированы названия всех яхт - обладателей кубка. По легенде, дно в кубке отсутствует по желанию английской королевы Виктории, не желавшей, чтобы из него пили. Материал кубка - это так называемый британский металл - сплав олова, меди и сурьмы, покрытый серебром. В 1958 и 2003 годах кубок был дополнен основаниями, для размещения названий очередных победителей. В 1997 году вандал, проникший в здание Новозеландского яхт-клуба, изуродовал Кубок кувалдой. Кубок был бесплатно восстановлен английскими мастерами.

Кубок разыгрывается в серии матчевых гонок между представителем страны, победившим в прошлом цикле, и претендентом. Претендентом является победитель предварительных отборочных соревнований. В настоящее время отборочными соревнованиями служит Кубок Луи Вьюттона. Место поединка выбирает обладатель кубка (wiki )

19 ноября, в первый день гонок финального этапа Louis Vuitton America’s Cup World Series, который проходил с 18 по 20 ноября в крупнейшем городе острова Кюсю Фукуока, тысячи болельщиков собрались на берегу залива Хаката чтобы насладиться гонками и поддержать представляющую Японию команду SoftBank Team Japan во главе с Дином Баркером. Появившийся к полудню крайне слабый и нестабильный юго-западный ветер в середине дня окреп до 14 узлов что позволило катамаранам AC45 отлично погоняться в режиме полета. Участники по-разному справились с непростыми погодными условиями и в трех гонках дня оказалось три разных победителя.

,

Сегодня, 19 ноября, в японском городе в Фукуока стартовали гонки последнего, 9-го этапа двухлетнего марафона Louis Vuitton America"s Cup World Series. Впервые в своей истории Кубок Америки пришел в Азию! Команда Японии участвовала в Кубке два раза - в 1995 и в 2000 годах и вернувшись через 15 лет в круг избранных наконец-то принимает соревнования в своих родных водах. По итогам восьми предыдущих этапов в самый последний и решительный бой сезона команды идут в следующем порядке:

,

Организаторы 35-го розыгрыша самого старого трофея парусного спорта - регаты America"s Cup в дисциплине Match Race, обнародовали итоговое расписание соревнования. Его решающие стадии пройдут на Бермудах в следующем году с 26 мая до конца июня.

,

13 Сен

В субботу, 10 сентября, в первый из двух гоночный дней тулонского этапа Louis Vuitton America"s Cup World Series «легкий» прогноз по ветру полностью оправдался. Однако 4-6 узлов южного бриза все-таки оказалось достаточно для проведения всех трех запланированных гонок и даже еще одной запасной - Substitute race, результат который зачтут если сегодня гонок вдруг не случится.

,

11 Сен

Выступление Artemis на предпоследней регате Louis Vuitton America’s Cup World Series, которая завершилась в Тулоне (Франция), заслуживает только похвал. Три победы, два третьих и одно пятое места обеспечили команде из Швеции уверенную победу на восьмом этапе серии.

Artemis возглавляла общий зачет с первой до последней гонки и не позволила никому усомниться в своей очередной победе на регате – третьей в серии. Пересадка австралийца Натана Оттриджа с олимпийского 49-го на катамаран Кубка «Америки» оказалась чрезвычайно успешной!

,

11 Сен

Первый день восьмой регаты Louis Vuitton America’s Cup World Series в Тулоне (Франция) завершился в пользу шведской Artemis.

Прогнозировать три зачетные гонки в субботу было сложно, памятуя, что накануне, в тренировочный день, не удалось провести ни одной: отчаянная попытка дать старт так называемой substitute race, результаты которой шли бы в основной зачет в случае нехватки официальных гонок, привела к тому, что стартовую линию пересекла только одна команда - Emirates Team New Zealand. Однако, в субботу прекрасную погоду, которая царит в эти дни на Лазурном берегу, украсил и долгожданный ветер. Его, надо сказать, пришлось подождать, но чего не сделаешь, чтобы увидеть, как супер катамараны взлетят над водами акватории Тулона?

,

10 Сен

Впервые за всю свою историю Кубок Америки прибыл во Францию, в Тулон, но прекрасная французская ривьера перестаралась с гостеприимством и оказалась слишком уж ласковой. Лазурный берег явно перепутал поводы обеспечив замечательную погоду для загара и купания в море, но совсем не для проведения гонок предпоследнего 8-го этапа двухлетнего цикла Louis Vuitton America"s Cup World Series 2015-2016. Официальный тренировочный день вчера так и не состоялся.

Парусный спорт, к сожалению, не так популярен, как футбол, например, или Формула-1. Поэтому мало кто знает, что именно яхтсмены могут принять участие в самом старом международном спортивном соревновании. Да-да, именно Кубок Америки, а не Олимпийские игры или Кубок Англии по футболу обладает этим званием.

В далеком 1848 году лорд Энглси заказал кубок для награждения яхтсменов «Королевской яхтенной эскадры», которые регулярно организовывали регаты у острова Уайт. Несмотря на то, что гонки проводились с 1815 года, по-настоящему хороший трофей для победителей пожелала сделать королева Виктория – страстная любительница яхт.

Заказ приняла ювелирная фирма «Гаррард и Ко» и изготовила награду, будущий Кубок Америки, из популярного в те времена «Британского металла» — сплава олова, меди и сурьмы (сейчас из этого материала делают статуэтки для премии «Оскар»). Кстати, сам кубок мастера сделали без дна. Говорят, это было личное пожелание королевы Виктории. Она не терпела пьянства среди моряков и не хотела, чтобы победители пили что-либо из своего трофея. Лорд Энглси, представитель монарха, остался доволен исполнением и заплатил ювелирам 100 гиней. В память об этом событии регата у острова Уайт получает название «Кубок ста Гиней».

Кубок ста Гиней стал Кубком Америки во многом благодаря коммодору Королевской яхтенной эскадры лорду Уитону. Он отправил коллеге-коммодору Нью-Йоркского яхт-клуба Джон Стивенсу письмо, в котором приглашал яхтсменов в Коуз (город на острове Уайт) и выказывал готовность «оказать всяческую помощь». Американцы решились попытать счастья и показать свои умения бывшей метрополии.

Стивенс заказал постройку гоночного судна местной судостроительной компании George Steers & Co. Предприятие имело солидный опыт в своей области. Одной из его специализаций была постройка быстрых и легких лоцманских судов. Обычные яхты тоже были не в новинку для судостроителей – 17 яхт для упомянутого яхт-клуба из Нью-Йорка строились на верфях Стирса. Для всех этих парусников высокая скорость и хорошая мореходность были жизненно необходимыми показателями. Неудивительно, что яхта, получившая название «Америка», идеально подходила для регаты.

Капитаном «Америки» стал Ричард Браун – опытный моряк, член группы лоцманов Sandy Hook Pilots. Члены группы поражали многих умением искусно маневрировать в гавани Нью-Йорка. Они устраивали импровизированные гонки между собой, чтобы первыми добраться до корабля-клиента, нуждавшегося в услугах лоцмана. Такая тренировка сделала Брауна умелым моряком-парусником. Кроме того, он был личным другом Джорджа Стирса. Ричард Браун наверняка не ожидал, что золотыми буквами впишет свое имя в историю Кубка Америки.

К берегам Туманного Альбиона команда «Америка» отправилась в составе капитана Брауна и восьми профессиональных моряков. В качестве пассажиров на яхте присутствовали Джордж Стирс, его старший брат Джеймс и племянник Джордж. Из Нью-Йорка «Америка» вышла 21 июня 1851 года, а уже 11 июля американцы прибыли в французский порт Гавр. После перекраски и небольшого ремонта 30 июля яхта прибыла на остров Уайт.

Проблемой было то, что до сих пор не был решен вопрос с участием в регате. Американцы поразили англичан в спонтанной гонке против британского судна «Лаверок». Британцы вышли к «Америке» для встречи и сопровождения к острову Уайт, а «гости» вместо того, чтобы чинно следовать за «хозяевами» уверенно обогнали один из самых быстрых парусников британцев.

Это стало обсуждаемым событием в кругах искушенных зрителей и яхтсменов. В прессе поднялась серьезная шумиха, корреспондент London Times, находясь в августе 1951 в Коуз, сравнивал «Америку» с ястребом и с жаром критиковал британских яхтсменов. Гордые жители Альбиона хотели поставить заносчивых янки на место, а американцы, играя на уязвленном чувстве гордости, начали предлагать им самые разнообразные пари и гонки. Осторожные англичане отказывали, пытаясь изучить соперника и предложить ему самую неудобную дистанцию. В конце-концов, американский экипаж допустили к регате “Кубок ста гиней”, который совсем скоро станет Кубком Америки. Для этого даже пришлось изменить его правила, внеся туда пункт о том, что «соревнование открыто для всех наций».

Регата и до участия иностранцев пользовалась популярностью, а с такой интригой и подавно. Множество мелких судов, прогулочных пароходов направлялись к Коуз. Сама королева Виктория пожелала присутствовать на регате. Впрочем, аристократия не только наблюдала – на дистанцию вышли шхуны Маркиза Канингема и Герцога Мальборо.

Хитрость организаторов была в том, что маршрут вокруг острова Уайт был очень сложным, с множеством мелей и скал. Для британских яхтсменов все это было знакомо, а вот американцам трасса была в новинку. Очень грамотно поступил американский консул: он нашел первоклассного лоцмана, который, в большой степени, и поспособствовал победе.

22 августа 1851 года на старт регаты у острова Уайт выстроилось 15 яхт, еще три не вышли на дистанцию. Следует сказать, что суда не были унифицированы – в регате участвовали и 50-тонные клаттеры, и шхуны, водоизмещением в 200 тонн. «Америка» занимала промежуточную позицию: 170 тонн водоизмещения и 101 фут длины – в наши дни это претендент на класс “Superyachts”. В современном Кубке Америки такое разнообразие яхт, конечно, невозможно. В средине 19 века такие условности никого не волновали и в 10 часов утра гонка началась.

Несмотря на плохой старт из-за проблем с якорем, через тридцать минут «Америка» была уже пятой. Одну за одной американская яхта обходила своих британских соперников. К 11.30 «Америка» оторвалась от ближайшего преследователя на целых две мили. Когда яхта подошла к восточной части острова Уайт, возле скал, называемых Nab Rocks, показал себя в деле найденный консулом лоцман. Обычно участники гонки обходили маяк, расположенный возле скал с восточной стороны. Лоцман же провел «Америку» между маяком и землей, с западной стороны, совершив очень опасный маневр. Пытаясь его повторить, села на мель яхта «Эрроу». Яхта «Аларм» осталась помогать потерпевшему крушение экипажу.

Так и не встретив достойных конкурентов, «Америка» уверенно финишировала первой в 20.35. По рассказам, между королевой и сопровождавшим ее офицером произошел такой разговор:
— Офицер, яхты в поле зрения?
— Да, Ваше величество.
— Кто идет первым?
— «Америка», Ваше величество.
— А вторым?
— Увы, второго нет.
Этот разговор отлично отражает ход регаты. Из 15 стартовавших яхт финишировали только 4. Вторым, в 20.55, пришел самый миниатюрный участник – 47-тонный клаттер «Аврора».

Эта регата стала настоящей сенсацией. Англичане негодовали, были даже жалобы на неправильный маршрут. Но американцы резонно заметили, что конкретный маршрут в правилах не указан, так что результаты остаются в силе. Так британский кубок получил новый дом — Нью-Йоркский яхт-клуб и новое имя — Кубок Америки.

После столь драматичной первой гонки, последующие кажутся не слишком интересными. И в самом деле — организация как таковая отсутствовала, как и правила. Первую попытку вернуть Кубок Америки на Родину — в Великобританию — предпринял железнодорожный магнат Джеймс Эшбери в 1870 году. Однако его яхта “Камбрия” проиграла и пришла к финишу лишь восьмой (из 18 участников). Эшбери на новой яхте “Ливония” вернулся в следующем году. Первые два раунда выиграла американская яхта “Коламбия”, покинувшая гонку в третьем раунде из-за сломанной мачты. Но “Сафо” блистательно продолжила серию своей соотечественницы и выиграла оставшиеся два раунда у британцев. Эшбери вернулся ни с чем.

Впрочем, упрекать британца не в чем. Нью-Йоркские яхтсмены действительно были хороши. Да что говорить — они держали кубок у себя целых 132 года! Попеременно пытались завоевать Кубок Америки канадцы, шотландцы, ирландцы, англичане. Не давал британцам покоя добытый американцами трофей.

Его защита не была слишком трудным делом — были периоды, когда регата не проводилась по 20 лет! С 1899 по 1920 провели лишь 4 регаты. С течением времени менялся лишь класс яхт, на которых “гонялись” участники. Они были достаточно дорогими, поэтому и регата проводилась когда очередной состоятельный яхтсмен решал бросить вызов американцам. Место проведения выбирал защитник кубка. Само-собой, не было гонок и во время Второй Мировой. Первый послевоенный Кубок Америки провели в 1958 году — англичане снова бросили вызов янки, но вновь проиграли. Так год за годом яхтсмены из Северной Америки сохраняли у себя трофей. В Нью-Йоркском яхт клубе была даже шутка, что, мол, если они потеряют кубок, то на его место поставят голову шкипера яхты-защитника.


Проверить, правда ли это удалось лишь в 1983 году. Именно тогда австралийский экипаж на яхте “Австралия II” выиграл Кубок Америки. Сенсационная победа прервала самую долгую победную серию в истории спорта, и, наконец, разожгла интригу. Американцы вспылили и сумели в 1987 году вернуть кубок в США. Борьба между австралийскими и американскими яхтсменами продолжалась, пока в 2003 трофеем не завладела команда из … Швейцарии! Более того, через четыре года “горцы” сумели сохранить кубок у себя, выиграв у неугомонных австралийцев.





Правда, последние два Кубка Америки (2010 и 2013 гг) выиграла американская команда BMW Oracle Racing. Так что за всю историю существования этой награды, ее обладателями были экипажи всего троих стран — США, Австралии и Швейцарии. Но, возможно, список пополнится — на следующий Кубок Америки (он пройдет в 2017 году) претендентами заявлены команды из Швеции, Великобритании, Новой Зеландии, Италии и Франции. Но кто из них будет пытаться отобрать у янки заветный кубок пока не известно.



Уровень Кубка Америки подтверждается непростой процедурой допуска участников. Просто по желанию вызвать победителя на гонку, как это было сто лет назад, нельзя. Первые отборочные соревнования среди претендентов стали проводить в 1970 году. Начиная с 1983 отборочные гонки стали проводить под эгидой группы Louis Vuitton. На кубке Луи Виттона из нескольких команд определяют претендента для Кубка Америки. Кроме того, здесь можно “обкатать” яхты — они здесь того же класса, что и на КА. В 1988 году, например, отборочные гонки не проводились из-за того, что отыскался лишь один претендент. А во время циклов Кубка Америки 1992 и 1995 годов проводилась регата Citizen Watch за право защищать Кубок! В 2007 году Луи Виттон объявил об отказе финансировать гонки, но уже через три года сотрудничество возобновили.

В Кубке Америки 2013 впервые экипажи гонялись на гоночных катамаранах класса АС 72. Для гонки 2017 года класс изменили на АС62. Новые 19-метровые катамараны с жестким парусом стали лучше своих собратьев АС72. По крайней мере, так утверждают разработчики. Схожие отзывы получило судно и от яхтсменов. Джимми Спитхилл, член американской команды Oracle Team USA в интервью восхищался новым АС62, он уверен что новый катамаран будет легче и быстрее старого. Также спортсмен отметил, что уменьшение размеров и изменение некоторых элементов конструкции позволит удешевить строительство. Ему вторят конструкторы, утверждая что новые суда будут вполовину дешевле аналогичных предыдущего поколения. Обратят внимание и на безопасность — из-за опрокидывания катамарана АС72 в 2013 году во время подготовки к Кубку Америки погиб британский яхтсмен Эндрю Симпсон. Из-за меньших размеров теперь вместо 11 членов экипажа, будет всего 8.

Несколько лет назад АС72 казался вершиной технологии для гоночных яхт. Новое поколение АС62 сумело подняться еще выше. Поскольку катамараны команды строят сами (организаторы дают лишь технические стандарты), все хотят быть технологичнее, быстрее и легче соперника. Для создания новых АС62 команды решили сотрудничать с компаниями-гигантами, что только подчеркивает уровень Кубка Америки. Например, британцы из Ben Ainsle Racing работают над яхтой вместе с конструкторами болидов для Формулы-1 из Red Bull. Шведская Artemis Racing взяла в помощники британскую инжиниринговую компанию Cosworth. Oracle Team USA помогают специалисты из Airbus. Аппенинцы из Luna Rossa Challenge заявили о партнерстве с Lenovo. Уже сейчас очевидно, что технологическая составляющая регаты просто фантастическая! Первое соревнование, где смогут обкатать новые катамараны — Кубок Луи Виттона 2017.

Взнос для команд-участников Кубка Америки составляет целых 3 миллиона долларов. И это не считая затрат на яхты, по которым есть интересное ограничение: каждая команда может построить только один катамаран (сначала для кубка Луи Виттона, а потом и для КА), кроме защитника — им дают возможность строить два. Споры будет решать специальная комиссия из 3 человек, назначаемых защитником. Он же, по правилам, выбирает место проведения регаты. В 2017 Oracle Team USA решили провести гонку на Бермудских островах. Чтобы принять регату у себя, островитяне заплатили 77 миллионов долларов! Впрочем, это разумная инвестиция — Грант Гиббонс, министр экономического развития Бермудов, сообщил, что регата может принести до четверти миллиарда долларов дохода.

Регата проходит в режиме матчевых гонок. Суть такого соревнования не в том, чтобы прийти как можно быстрее к финишу – главное опередить соперника. Ключ к победе в Кубке Америки – отменная выучка экипажей и правильно выбранная тактика. Интриги при таком формате проведения тоже не занимать: на КА 2013 новозеландская команда Emirates Team New Zealand выигрывала у американцев из Oracle Team USA 1:8, но умудрилась проиграть с совокупным счетом 9:8. Что будет в 2017 пока неизвестно, но уровень регаты не позволяет усомниться — это будет великолепное зрелище!


История Солента и острова Уайт, как места где родился современный парусный спорт, началась в тот момент, когда Великобритания, стала превращаться в крупнейшую морскую державу. В находящихся на юге, в водах Ла-Манша бухтах, были построены крупнейшие морские базы Британии – Саутгемптон и Портсмут. Со временем, Саутгемптон стал больше торговым портом, а Портсмут – главной базой Британского военного флота на юге.

Выбор места был обусловлен тем, что вход в бухты возможен лишь через узкий пролив Солент, между материковой Британией и островом Уайт. Ежедневные приливы, высотой около четырех метров, сложная навигация и большое количество отмелей, создавали огромные трудности для врагов империи. Британский флот оставался под надежной защитой природы. В конце 1805 года, в Портсмут, на флагманском корабле «Виктория», в бочке с ромом, было доставлено тело Адмирала Нельсона. С тех пор английские моряки называют ром – адмиральской кровью. А флагманский корабль можно увидеть и сейчас, на территории базы ВМФ. Как дань уважения, стоящий в сухом доке HMS Victory , до сих пор числится в списках действующих военных кораблей Британии.

Примерно через десять лет, на острове Уайт, в маленьком городке Каус, расположенном как раз напротив Портсмута, сорок два Лондонских джентльмена, основали Королевский Яхтенный Эскадрон (Royal Yacht Squadron ) – самый знаменитый яхт - клуб в мире.

В 1837 году, на Британский престол, взошла «бабушка Европы», королева Виктория, безумно влюбленная в своего мужа принца Альберта (помните «Альберт холл» в Лондоне), и в Англии началась Викторианская эпоха. Именно ей, Виктории, яхтсмены всего мира, обязаны созданием события, давшего старт всем современным парусным гонкам. Регаты, с которого начался современный парусный спорт. Международного соревнования, которое намного старше Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу.

Виктория задумала провести парусные соревнования между офицерами королевского флота. Серебряный кувшин, купленный за сто фунтов стерлингов, стал главным призом королевской регаты. Для того что бы утвердить превосходство британских морских офицеров, над своими соперниками, королевскую регату, сделали открытой для любых участников. 22 августа 1851 года, под звуки пушек (подаренных принцем Альбертом) Королевского яхтенного эскадрона, был дан старт «стофунтового» королевского кубка. С тех пор, залпы этих орудий, дают старты бесчисленного множества регат, стартующих у острова Уайт, сделав остров яхтенной столицей мира.

В первой регате принимало участие шестнадцать экипажей. Пятнадцать из них – были из королевских ВМФ, а один экипаж, на яхте «Америка», представлял яхт-клуб Нью Иорка. И надо же было такому случится, что в этой гонке, экипаж любительской «Америки», победил весь цвет британских морских офицеров. Когда Королева Виктория, спросила у собеседника – «Не подскажите кто идет вторым?», то стоявший рядом ответил - «Рядом никого нет, ваше величество». Кубок назвали в честь яхты, выигравшей его впервые, а сам кубок, уплыл через океан, в Нью Йорк. По дороге домой, американцы решили расплавить кубок и отлить из него памятных монет, но Виктория узнав об этом попросила дать возможность отыграться. И так кубок пришел к своему сегодняшнему формату - матчрейсу, когда есть яхта - Владелец кубка и яхта - Претендент.

В Британии запустили специальную компанию по сбору средств на постройку яхты, которая привезет кубок обратно домой. И вот в этот момент, все и вспомнили про забаву голландских рыбаков, когда одна яхта пытается поймать другую. Когда одна яхта – победитель, пытается защитить свой приз от яхты-претендента. Так и возник первый из китов современного парусного спорта - матч рейс «Кубок Америки». С тех пор прошло уже более ста пятидесяти лет. И ни разу, британцам не удалось выиграть кубок. Они пытались это сделать восемнадцать раз. За сто пятидесятилетнюю историю кубка, лишь трижды Новозеландцы, да дважды Швейцарцы, смогли на время забрать заветный серебряный кувшин себе. Возможно само название возвращает Кубок Америки в Америку.

По правилам соревнований, защита кубка победителем (Defender ) от претендента (Challenger ), проводится на территории победителя. До конца тридцатых годов история кубка, история противостояния яхт Клуба Нью-Йорка и Королевского яхтенного эскадрона. Во главе команд: От лица Нью-Иорка – Джон Перпонт Морган, от лица Британии – Сэр Томас Липтон.

После войны дефендер тот-же, а претендент меняется на Новую Зеландию. И лишь в 1987, через сто тридцать лет, после первого розыгрыша к Новозеландскому клубу из Перта, приходит столь долгожданная победа. Эйфория от победы настолько высока, что даже снимается художественный фильм «Ветер» (The Wind ), рассказывающий о пути к эпохальной победе. И в кубке наступает новейшая история.

Американцы, уже в следующем розыгрыше возвращают кубок себе, потом дважды новозеландцам и дважды швейцарцам удается на время отобрать кубок. Но он упорно возвращается обратно. К себе домой в Америку.

На сегодняшний день, в кубке ситуация все та-же: Победитель Team USA , последний претендент Team New Zeeland . Гонки на кубок Америки, это не только гонки экипажей. Это в первую очередь современные, абсолютно космические технологии. В последнем розыгрыше, организаторы впервые изменили формат судов для розыгрыша. Вместо однокорпусных яхт, соревнования стали проводится на катамаранах. Вы только представьте себе двадцатиметровое судно, летящее над водой на подводных крыльях, на скорости 60 километров в час, движимое только силой ветра. Победив в первых восьми гонках, новозеландцам, оставалось выиграть всего одну, чтобы увезти кубок к себе. Установленная, в процессе гонок, на подводные крылья катамарана дефендера, система стабилизации закрылков от Боинга 777, сделала свое дело и кубок остался в США. Старт нового кубка в 2017 году. Уже есть новый «старый» претендент – команда Новой Зеландии.

P /S СССР и Россия, никогда не принимали участие в розыгрыше кубка. А жаль…