Самые известные гонщицы! Пять самых красивых и отчаянных мотогонщиц мира.

В связи с недавним заявлением Сьюзи Вольф о завершении карьеры и уходом из жизни Марии-Терезы де Филиппис мы решили вспомнить 11 самых известных женщин в истории автоспорта

Не так давно шотландская гонщица Сьюзи Вольф объявила о завершении своей карьеры в автоспорте. На протяжении 14 лет она большую часть времени выступала в DTM и была тест-пилотом Williams.

Сьюзи уверена, что женщины вполне могут на равных бороться с парнями в Формуле 1, но ей обидно, что реального шанса представительницы прекрасной половины человечества не получают, оставаясь в Больших Призах на второстепенных ролях.

«Я не стесняюсь того, что на протяжении своей карьеры использовала свой пол с выгодной для себя, - заявила Вольф в августе. – Я – женщина, я выступаю за рулем гоночных автомобилей, и если что-то давало мне преимущество в поиске спонсоров или поддержки, то я максимально этим пользовалась.

Так устроен мир автоспорта – вы должны найти преимущество и максимально его использовать».

К сожалению, Сьюзи так и осталась в шаге от дебюта в Формуле 1. Отличный шанс у нее появился на старте нынешнего сезона, когда Валттери Боттас травмировал спину в квалификации на Гран При Австралии, но команда Williams отказалась сажать шотландку в боевую машину.

Приняв участие в пятничной тренировке на Гран При Великобритании 2014 года, Вольф стала первой за 22 года женщиной после Джованны Амати, которая выступила в официальных заездах Формулы 1 во время гоночного уик-энда. Но большего Сьюзи добиться так и не смогла, таким образом, Большие Призы начинают новый отсчет до того момента, когда поклонники Ф1 увидят женщину на трассе в рамках Гран При.

А на прошлой неделе ушла из жизни первая представительница прекрасного пола, ставшая пилотом Формулы 1 - Мария-Тереза де Филиппис.

В связи с этим мы решили еще раз вспомнить самых успешных гонщиц в истории автоспорта. И начнем именно с легендарной неаполитанки...

Первой женщиной, выступившей в Формуле 1, является де Филиппис, принявшая участие в пяти Гран При в 1958 и 1959 годах.

Уроженка Неаполя начала свою карьеру в 22-летнем возрасте после того, как два ее брата поспорили, что Мария-Тереза не справится с управлением автомобилем на большой скорости. И это пари они проиграли. Свою первую гонку де Филиппис выиграла на Амальфитанском побережье за рулем Fiat 500, что открыло ей путь в Ф1.

«Единственный случай, когда мне помешали выступить в гонке, произошел на Гран При Франции, - рассказала в 2006 году Мария-Тереза. – Гоночный директор заявил тогда: «Единственный шлем, который должна одевать женщина – это сушилка для волос в парикмахерской».

Кроме того инцидента, я никогда больше не сталкивалась с подобным. Наоборот, люди только удивлялись моему успеху».

Мария Грация «Лелла» Ломбарди остается единственной в истории женщиной, финишировавшей в очковой зоне на этапе Формулы 1. Знаменательное событие произошло на Гран При Испании 1975 года, где Ломбарди показала шестой результат. Дистанция той гонки была сокращения с 75 до 29 кругов из-за инцидента, в результате которого погибли пять зрителей, поэтому участникам этапа начислили половину номинальных очков за места на финише. Таким образом, Ломбарди записала в свой актив 0,5 балла.

Итальянка умерла от рака в 1992 году. За свою карьеру Лелла приняла участие в 17 этапах Формулы 1, сумев 12 раз выйти на старт Гран При.

Величайшая гонщица всех времен? Может быть. Мутон выиграла четыре этапа чемпионата мира по ралли в составе команды Audi, став серебряным призером сезона-1982. В настоящий момент Мутон является президентом Комиссии FIA по вопросам участия женщин в автоспорте.

Легендарный Стирлинг Мосс назвал Мутон одним из лучших гонщиков в мире, а не менее титулованный австриец Ники Лауда описал Мишель одним словом: «Суперженщина».

Южноафриканка является одной из пяти гонщиц, которым удавалось выступить на этапе Формулы 1. Правда, Уилсон по итогам квалификации не была допущена на старт Гран При Великобритании в 1980 году. Аналогичным провалом завершились три ее попытки квалифицироваться для участия в гонке «500 миль Индианаполиса» в период с 1982 по 1984 годы.

Куда большего успеха Дезире добилась в британской серии Aurora F1, выиграв в рамках этого чемпионата гонку на автодроме Брэндс-Хэтч. В результате владельцы трассы решили назвать в ее честь одну из трибун.

В 2001 году Кляйншмидт вместе со штурманом Андреа Шульцом выиграла за рулем Mitsubishi Pajero легендарный ралли-рейд «Париж-Дакар».

«Я не могу в этом поверить, - заявила после финиша Ютта. – Автомобиль отработал надежно, но он не был самым быстрым. Нам удалось избежать ошибок в навигации, и я не допустила помарок во время пилотажа».

Телезрители из Германии прекрасно бы поняли, о ком идёт речь. Проехав более десяти тысяч кругов на легендарной немецкой трассе, Шмиц получила прозвище «Королева Нюрбургринга».

В настоящее время Шмиц является ведущей шоу Turbo на телеканале Sport 1, но она знаменита еще и тем, что дважды побеждала в гонке «24 часа Нюрбургринга».

Американской гонщице принадлежит рекорд среди женщин по числу стартов (девять) в гонке «500 миль Индианаполиса», тогда как ее лучшим результатом стал финиш на 17-м месте в 2009 году.

За свою карьеру Сара Фишер приняла участие в 81 гонке IndyCar, трижды получив звание «Самого популярного пилота» в период с 2001 по 2003 годы. В 2010 году была издана ее книга «99 вещей, которые женщины хотели бы знать, прежде чем садиться за руль машины и воплощать в жизнь свои мечты».

Возможно, она достойна звания самой успешной гонщицы наших дней, став первой и пока единственной женщиной, выигравшей гонку IndyCar. Это произошло в 2008 году в Мотеги, где Даника на финише опередила Элио Кастроневеса на пять секунд.

«Я долго к этому шла, - рассказала тогда Патрик. – Я знала, что Элио выбрал аналогичную стратегию, поэтому не сразу поверила, когда сумела обогнать его. Это было невероятно».

В 2008 году Даника должна была принять участие в тестах Ф1 с Honda, но японская команда решила уйти из Больших Призов, отказавшись от планов с привлечением американки. Через год появлялись слухи о возможном участии Патрик в проекте US F1, но он так и остался лишь на бумаге.

Почти всю свою карьеру Патрик провела в Штатах, выступая в IndyCar и NASCAR, где неоднократно поднималась на подиумы.

На протяжении семи лет Вольф выступала в DTM, а с 2012 года она была приглашена на роль тест-пилота Williams. За время работы с командой из Гроува Сьюзи приняла участие в четырех пятничных тренировках.

За свою профессиональную карьеру Вольф не выиграла ни одной гонки в престижном чемпионате, но она опережала в различных заездах таких пилотов, как Льюис Хэмилтон, Пол ди Реста, Мика Хаккинен, Ральф Шумахер, Том Кристенсен, Дэвид Култхард и Роберто Мери. И этого уже достаточно, чтобы понять ее потенциал.

Кармен Хорда провела 44 гонки за три сезона в GP3, правда, испанка ни разу не смогла финишировать в очковой зоне.

Помимо этого, Кармен выступала в категории LMP2 в Ле-Мане и на этапах Indy Lights, а с недавних пор является пилотом по развитию Lotus F1.

«Я буду усердно работать, чтобы развить свои гоночные навыки, - заявила Хорда в феврале 2015 года. – Для меня честь стать частью команды с такой богатой историей».

В позапрошлом году швейцарка какое-то время была связана с командой Sauber, но ее менеджмент не смог согласовать условия более определенного сотрудничества с коллективом из Хинвилла.

В 2015 году де Сильвестро выступала за Andretti Autosport в IndyCar, показав четвертый результат на прошедшем в апреле этапе в Луизиане. Кроме того, Симона защищала цвета команды Adretti в финале дебютного чемпионата Формулы Е в Лондоне, а в сезоне-2015/16 продолжила выступления в ФЕ в качестве напарника Робина Фрейнса.

Их имена не могут быть общеизвестны, но Мария-Тереза де Филиппис, Лелла Ломбарди, Дивина Галика, Дизая Уилсон и Джованна Амати занимают важное место в истории Формулы 1. В своё время они были исключением из правил, единственными женщины, которые выступали в Формуле 1.

Но закрытый клуб продолжает пополнять свои ряды. На этой неделе пилот Уильямс Сюзи Вольфф будет принимать участие в FP1 в Сильверстоуне. Чтобы как-то отметить это событие давайте вспомним её предшественниц, тех кого смело можно назвать первопроходцы , по следам которых, Сюзи придётся пройти в ближайшее время…

Мария-Тереза де Филиппис

Как мальчик родившийся в Неаполе Мария-Тереза де Филиппис больше интересовалась лошадьми чем автомобилями. В гонки она пришла в 22, после того как её братья заключили пари, что ей не дано быстро ездить на гоночном болиде.

Доказав им обратное, она быстро поднялась по карьерной лестнице и стала первой женщиной, которая выступала в гран-при Формулы 1. Большой прорыв в её карьере произошёл в 1954 году, когда она заняла второе место в чемпионате спорткаров в Италии. Её заметили в команде Мазератти и наняли в качестве пилота. Но только в 1958 году она смогла добраться до Формулы 1, где ей довелось управлять болидом 250F. Именно на этом автомобиле её кумир Хуан-Мануэль Фанхио выиграл свой пятый титул в 1957 году. Она не смогла квалифицироваться в своём дебютном гран-при в Монако (в отличии от многих других, таких как Берни Экклстоун), но её это не остановило и она взяла реванш на гран-при Бельгии финишировав десятой. Не смотря на предупреждение от Фанхио, что она слишком рисковано пилотирует гоночный автомобиль, он ещё дважды вышла на старт в этом году, квалифицировавшись в Португалии и Италии. Финишировать она не смогла из-за схода с трассы. А в 1959 году и вовсе ушла из Формулы 1, после того как её друг и напарник Жан Бехра погиб в гонках спорткаров в AVUS.

Лелла Ломбарди

Де Филиппис, возможно была первой женщиной в Формуле 1, но итальянка Лелла Ломбарди тоже была первой. Она

была первой женщиной в Формуле 1 завоевавшей очки в гран-при. Она дебютировала в Формуле 1 в 1975 году, после впечатляющих выступлений в Формуле 3 и не менее фееричных показателей в Формуле 5000 и сразу же стала лучшим пилотом команды Марч. Она бы пришла в Формулу 1 годом ранее, но не смогла пройти квалификацию на гран-при Великобритании. Она смогла финишировать шестой в трагической, сокращённой гонке на гран-при Испании (ред. автора. Гонка была остановлена до прохождения лидером запланированных 75 кругов, после инцидента с пилотом команды Хилл-Форд Рольфом Стоммеленом. В результате которого погибло 5 зрителей. ) и заработала при этом 0.5 балла. Чуть позднее на гран-при Германии, она опять смогла попасть в ТОП-10 и финишировала седьмой (в то время за 7 место не давали очки). Но к сожалению отсутствие финансовой поддержки привело к потере места в команде Марч на сезон 1976 года и после надолго и бесплодного пребывания в RAM, она ушла со сцены Формулы 1. Ломбарди продолжили гоночную карьеру в серии спорткаров, где имела определённый успех. Она умерла от рака в 1992 году в возрасте 50 лет.

Дивина Галика

Дивина Галика полюбила скорость задолго до того как стала выступать в Формуле 1. В 1964 году в возрасте 19 лет, она выступала за Великобританию на Зимних Олимпийских Играх в скоростном спуске на лыжах. Это выступление

принесло ей всемирное признание в качестве лыжника. В 1974 году её пригласили принять участие в гонке знаменитостей на седанах в Оултон Парке. Здесь она и продемонстрировала свои подлинные способности в управлении гоночным автомобилем. Заражённая гонками она быстро добралась до серии Формула Либре – национальный чемпионат элитных автомобилей. К удивлению многих, кто сомневался в её гоночных способностях, Дивина Галика заняла четвёртое место в чемпионате 1964 года за рулём болида Surtees TS16 в Формуле 1. К сожалению её следующие выступления в Формуле 1 оказались безрезультатными. В 1976 году она не проходит квалификацию на гран-при Великобритании, а два года спустя, перейдя в Хескет Техникс, предпринимает безуспешные попытки попасть на стартовать решётку на гран-при Аргентины и Бразилии. Некоторые скептики связывают это с тем, что она подавала заявку на выступление под номером 13. Несмотря на все неудачи, постигшее её в Формуле 1, она продолжила свою карьеру лыжницы, ещё раз выступив за олимпийскую сборную Великобритании. Она даже установила мировой рекорд скорости по скоростному спуску на лыжах (125 миль/час). По сей день она продолжает заниматься автоспортом, принимая участие в разных гоночных сериях.

Дизая Уилсон

В отличии от других женщин из этого списка, рождённая в Южной Америке Дизая Уилсон, выиграла гонку на болиде

Формулы 1, пусть и в недолго просуществовавшей британской серии Аврора Ф1, а не в королевском чемпионате. Тот факт, что она побеждала в 1980 году на трассе в Брендс Хэтч, Монце и Сильверстоуне, на которых проходят этапы мирового чемпионата Формулы 1, привлекло внимание Джона Макдональда, руководителя команды RAM в Формуле 1. Он подписал с ней контракт и она приняла участие в отборочном туре на гран-при Великобритании. Дизая Уилсон выступая на болиде Уильямс-Форд FW07, а не на Вульф WR4 (на котором она выиграла несколько этапов в серии Аврора), не смогла даже квалифицироваться. Основная причина в том, что она не была подготовлена к управлению другим автомобилем. Дизая всё же смогла попасть на стартовую решётку на домашнем гран-при в 1981 году, выступая за команду Тиррелл, но не утихающая война между FISA и FOCA, означала, что этот этап был квалифицирован «как не принимающий участие в чемпионате». Это был большой удар для Уилсон, ведь в этой гонке она показала хорошие результаты. Стартовав шестнадцатой, она смогла добраться до шестой позиции, после чего у неё начались проблемы с коробкой передач и она сошла. К огромному сожалению не смотря на то, что её выступления произвели огромное впечатление на Кена Тиррелла, события ставшие результатом, чьего-то коварного замысла не дали ей ещё одной возможности выступить в Формуле 1. Она продолжила выступать в других гоночных сериях, а сейчас она иногда заглядывает на исторические собрания участников Формулы 1.

Джованна Амати

Гонки для Джованна Амати, начались ещё в юности, когда её похитили бандиты, пытающиеся вымогать деньги у её богатых родителей. После окончания гоночной школы, её прогресс в выступлении на одноместных гоночных болидах был слишком медленным, успешных выступлений тоже не было. Но тем не менее в 1986 году ей удалось выиграть одно гран-при в серии Формула 3. После нескольких тяжёлых лет в Формуле 3000, в 1991 году её наконец пригласили для тестов в Бенеттон Ф1. В следующем сезоне, как тогда утверждали многие это был рекламный трюк, она получила место в переживающей не лучшие времена команде Брэбэм. Но после трёх разрушительных попыток квалифицироваться на BT60B (который по общему признанию был крайне неконкурентоспособным автомобилем) её заменили на Дэймона Хилла. После её единственной попытки стать пилотом Формулы 1, она продолжила свою гоночную карьеру в младших сериях. До сих пор она остаётся последней женщиной, которая пыталась квалифицироваться на гран-при чемпионата мира Формулы 1.

Всегда Ваш В.Г.

Множество женщин регулярно выступают в самых разных соревнованиях – от картинга до гонок на выносливость и даже высших категорий «формульных» серий. Некоторые даже преуспели. История женщин в автоспорте началась с невинного увлечения Мэри Март Дезенш , более известной как Камилла дю Гас . Это была весьма эксцентричная по тем временам особа – в конце XIX века в рамках перформанса она поднялась на воздушном шаре. Кроме того, она любила демонстрировать свои отличные навыки в фехтовании и стрельбе. Она даже прыгала с парашютом. И в 1901 году дю Гас снова ошеломила мир – она вышла на старт гонки Париж-Берлин. Жена богатого французского ритейлера добралась до финиша на 33-м месте, а затем переключилась на другие увлекательные занятия. Профессиональной гонщицы из неё так и не вышло, зато она стала первой женщиной в соревнованиях автомобилей на скорость.

Через 20 лет на трассу вышла первая настоящая гонщица – Элишка Юнкова . Девушка, которой тогда было всего 20 с небольшим, была очарована автомобилями – это была общая страсть с её мужем Винценцом. В 1922 году Винценц Юнек одержал победу в чешской гонке в горах, и Элишка решила поддерживать мужа на поприще скорости в качестве бортмеханика. Однако вскоре дало о себе знать ранение, полученное Юнеком в Первой мировой, - гонщик не мог переключать передачи. И за руль вызвалась сесть Элишка.

На будущий год 23-летняя девушка дебютировала в гонках, а уже в 1924-м одержала свою первую победу. Элишка Юнкова быстро стала известной на всю страну. Но ей было мало – она отправилась на европейские соревнования. Нетрадиционный подход к гонке резко выделял Элишку на общем фоне, ведь она зачем-то изучала трассу, прикидывала оптимальные траектории и занималась прочими скучными вещами. Именно это принесло девушке успех – в 27 лет она выиграла Гран-при на «Нюрбургринге» в категории двухлитровых машин. Элишка Юнкова на данный момент является единственной женщиной, выигравшей соревнования класса Гран-при.

На следующий год Юнкова за рулём Bugatti Type 35B отправилась покорять знаменитую «Тарга Флорио». Первый круг она завершила позади Луи Широна, пилота заводской команды Bugatti, но уже на втором вышла в лидеры. В самой концовке у неё возникли проблемы, но в итоге она финишировала пятой, опередив таких ребят, как Луиджи Фаджиоли и Тацио Нуволари . Чуть позже Элишка навсегда покинула мир автоспорта – во время Гран-при Германии на «Нюрбургринге» в 1928 году её автомобиль, в котором также находился её муж, попал в аварию. Юнкова выжила, но Винценц скончался на месте. Трагедия стала ударом для Элишки, которая распродала все гоночные автомобили и на трассы больше не выходила.

С чужой подачи увлеклась гонками и Пэт Мосс – сестра знаменитого британского гонщика Стирлинга Мосса . Поначалу автомобили её мало интересовали, а покатушки на ферме за рулём семейной машины были просто развлечением. Но однажды брат затащил Пэт на гонки. Рёв двигателей, зашкаливающие спидометр и адреналин поразили девушку. В 17 лет по протекции менеджера Стирлинга Пэт вышла на старт местных гонок.

Стирлинг становился всё известнее и известнее, и вместе с этим росла популярность всей фамилии. Пэт Мосс давали всё более и более серьёзную технику и в 1960 году она выиграла ралли в Бельгии за рулём Austin-Healey 3000, затем пришли успехи в Голландии и Германии. В итоге Пэт Мосс стала пятикратной чемпионкой Европы по ралли среди женщин. Карьеру Мосс прекратила в связи с рождением ребёнка, но продолжала время от времени выходить на старт серьёзных гонок, пока в 1974-м не распростилась с автоспортом окончательно.

Когда Мосс завершила карьеру, в Формуле-1 появилась , 33-летняя итальянка из Фругароло. В своём первом Гран-при за рулём частного «Брэбэма» ей не удалось пройти квалификацию, зато в 1975-м, когда ей достался March 751, она финишировала шестой в «Монжуик-парке». Широко известно, что это единственный случай, когда женщина набрала очки в Гран-при Формулы-1, но редко упоминается о другом – это был первый Гран-при Ломбарди за рулём 751-й модели, ранее она гонялась на других машинах. Правда, больше блеснуть Ломбарди не удалось, и после безуспешного сезона 1976 года в Формуле-1 она не выступала, зато приняла участие в гонке высшего дивизиона – 400-мильной гонке на легендарном суперспидвее в Дайтоне.

В одно время с Ломбарди в американских гонках блистала другая гонщица – Ширли Малдауни . Она не была первой гонщицей или даже первой победительницей национального этапа под эгидой ассоциации NHRA, проводящей самые престижные соревнования по дрэг-рэйсингу. Однако она выиграла в высшей категории – Top Fuel. И выиграла не гонку, а чемпионат. Даже три! В 1977, 1980 и 1982 годах именно Ширли Малдауни была сильнейшей дрэгстершей США. Её имя увековечено в Автоспортивном зале славы США и Международном автоспортивном зале славы.

Но по части успехов и побед европейские женщины ни в чём не уступали американкам - в 1974 году состоялось первое выступление в чемпионате мира по ралли. За рулём Alpine-Renault A110 она финишировала двенадцатой в Ралли Франции. Правда, в том году Мутон ещё выступала в национальном первенстве, легко, кстати, выигранном. Позже она также одержала победу в женском кубке Ралли Монте-Карло, а также несколько раз финишировала в топ-7 «абсолюта» в Монако и Франции. Перед сезоном 1981 года раллистка подписала контракт с командой «Ауди» и тут же произвела фурор – за рулём Quattro она выиграла Ралли Италии! На будущий год она выиграла ещё три гонки и закончила чемпионат на втором месте, уступив лишь гениальному лидеру «Опеля» Вальтеру Рёрлю.

Мишель Мутон и по сей день остаётся самой успешной гонщицей в истории автоспорта – только ей удалось одержать несколько побед на уровне чемпионата мира. Ни до, ни после неё подобных результатов не добивался никто, при этом имя Мутон себе сделала в эпоху машин Группы B – чрезвычайно мощных монстров, которые были запрещены по соображениям безопасности. Она продолжала гоняться вплоть до 1986 года, после чего обзавелась семьёй, а также помогла организовать Гонку чемпионов, одно из самых ярких автоспортивных шоу на сегодняшний день.

После Мутон на авансцену раллийных гонок вышла немка . Устроившись инженером в BMW, Кляйншмидт в 1987 году отправилась на ралли Париж-Дакар в качестве зрителя на собственном мотоцикле. Ютта фактически проехала весь маршрут, наблюдая за пилотами. Этот опыт настолько увлёк гонщицу, что уже в 1988-м она официально вышла на старт – на мотоцикле BMW, который Ютта собственноручно подготовила у себя в гараже. Позже ей надоело работать на BMW, она

уволилась и посвятила себя гонкам. В 1994 году она впервые выступила на «Дакаре» за рулём автомобиля, а уже в 1997-м выиграла первый этап. 2001 год принёс Кляйншмидт победу – ей противостояли партнёр по команде Хироси Масуока и «Лис пустыни» Жан-Луи Шлессер , но всё было безуспешно. Это единственный случай в истории, когда женщина одержала победу на «Дакаре».

В наши дни наиболее успешной среди гонщиц уже долгие годы остаётся , чьё имя появляется не только в протоколах самых престижных американских гонок, но даже в ситкомах и мультсериалах. Спонсоры в очередь выстраиваются, чтобы их рекламировала именно Патрик, за что Данику часто называют «американской Анной Курниковой». Но не стоит думать, что столько внимания вокруг неё сосредоточено только по соображениям шоу-бизнеса.

Дебютную «Индианаполис-500» Патрик закончила на четвёртом месте и в 2007 году получила контракт с Andretti Green Racing, одной из ведущих команд серии . В новых цветах Даника завоевала свой первый подиум, а в 2008-м выиграла свой первую гонку – успех пришёл на японском овале в Мотгеи. Затем она финишировала третьей в Индианаполисе, но по окончании сезона 2011 года решила переключиться на соревнования . Пока её лучшим финишем в Sprint Cup является восьмое место в «Дайтоне-500» прошлого года, но Даника набирается опыта и продолжает выступать за одну из сильнейших команд первенства, где компанию ей составляют чемпионы Тони Стюарт и Курт Буш .

М еждународная автомобильная федерация (FIA) объявила о создании Женской комиссии по автоспорту. Целью этой организации станет "содействие всестороннему участию женщин во всех сферах автоспорта". Первое заседание новой комиссии прошло 26 апреля под председательством знаменитой пилотессы, вице-чемпиона мира по ралли Мишель Мутон.

Как сообщается в пресс-релизе, Женская автоспортивная комиссия будет содействовать организации обучения и профессиональной подготовке женщин-пилотов. Кроме того, WMC "примет активное участие в международных форумах и конференциях, посвященных роли женщин в спорте".

Повышенное внимание женщинам в автоспорте Международная автофедерация начала уделять после прихода на пост президента FIA Жана Тодта в 2009 году. Возможно, причиной тому стал тот факт, что Жан Тодт выступал в чемпионате мира по ралли в качестве штурмана в те же годы, что и Мишель Мутон.

Начало

Вопреки широко распространенному заблуждению, за время существования автоспорта в гонках выступали сотни женщин-пилотов. Причем в начале и середине XX века их было ничуть не меньше, чем сегодня. История участия женщин в автоспорте практически не уступает по своей продолжительности истории самих автогонок.

Первой женщиной в автогонках считается парижанка Мэри Март Дезенж, более известная под псевдонимом Камилл дю Гас. В 1901 году она приняла участие в гонке "Париж-Берлин". Штурманом пилотессы стал ее муж, Жюль Креспин. Камилл стала единственной женщиной из 154 участников, и тем не менее смогла финишировать 32-й.

Первая женщина в истории автоспорта - Камилл дю Гас.

Камилл продолжала выступать в автогонках вплоть до 1904 года, когда Автомобильный клуб Франции запретил ей выходить на старт под предлогом "женской нервозности". Это заставило ее переключиться на гонки моторных лодок, где она едва не погибла год спустя. Позже она выступала на скачках, занималась благотворительностью и помогала бездомным животным. Умерла "Валькирия механики", как ее прозвали современники, в Париже, в 1942 году, во время немецкой оккупации.

Куда больших успехов в автогонках сумела добиться чешка Элишка Юнкова спустя два десятилетия. Настоящие имя и фамилия Элишки - Альжбета Поспишилова, а Юнковой она стала после того, как вышла замуж за Винсента Юнека. Именно Винсент привил ей интерес к автомобилям и гонкам, и поначалу Элишка была лишь его механиком.

Однако травма руки, полученная Юнеком во время войны, мешала ему выступать на должном уровне, и в 1923 году за руль их гоночного Bugatti Type 30 впервые села его жена. Уже в следующем году она одержала свою первую победу на гонке Лашотин-Тремосна, став национальной знаменитостью. В 1925 году она вновь победила, и вскоре уже конкурировала с лучшими пилотами того времени.

Элишка Юнкова стала первой пилотессой, на равных конкурировавшей с мужчинами, и единственной, выигравшей гонку Гран-при.

В 1926 году Элишка выиграла гонку по скоростному подъему на холм Клаусенпасс, а затем одержала победу на Гран-при Нюрбургринга. Благодаря этим победам она получила большую известность в Европе, а пресса дала ей прозвище "Королева руля". В 1928 году на знаменитой сицилийской гонке Тарга-Флорио она опередила таких пилотов, как Луиджи Фаджиоли, Рене Дрейфус, Эрнесто Мазерати и Тацио Нуволари, и лишь на последнем круге упустила победу из-за неполадок машины.

Но в том же году гоночная карьера Элишки оборвалась - так же неожиданно, как началась пятью годами раньше. Во время очередного Гран-при Нюрбургринга ее муж не справился с управлением автомобилем, вылетел с трассы и погиб. Это событие навсегда изменило жизнь Юнковой - она отказалась от выступлений в соревнованиях и продала все гоночные автомобили.

На подаренном ей Этторе Бугатти автомобиле она отправилась в путешествие на Цейлон. После Второй мировой войны Юнкова вновь вышла замуж, но, оказавшись в социалистической Чехословакии, не получила разрешения выезжать за границу. Ее заслуги были во многом забыты, но Элишка дожила до того времени, когда "железный занавес" пал, и в 1991 году она даже приняла участие во встрече, посвященной Этторе Бугатти, в качестве почетного гостя. Умерла она в Праге, тремя годами позже, в возрасте 94 лет.

В 1950-е годы одну из первых ролей в гонках на выносливость и ралли играла бельгийская пилотесса Жильберт Тирьон. В 1956 году она заняла вторые места в своем классе на Ралли Монте-Карло и Милле Милье, а затем победила в абсолютном зачете первого Ралли Корсики на Renault Dauphine. В 1957 году она стала второй на американской гонке "12 часов Дайтоны" и после этого завершила карьеру.

Пэт Мосс, сестра одного из лучших гонщиков XX века Стирлинга Мосса, также добилась успеха в автоспорте.

В 1960-е пришел черед Пэт Мосс, сестры знаменитого гонщика Формулы-1 Стирлинга Мосса. Пэт одержала ряд побед на раллийных гонках с 1960 по 1962 годы. В 1963 она вышла замуж за известного шведского раллиста Эрика Карлсона, выступавшего за SAAB, и также перешла в шведскую команду.

Формула-1

Примерно в те же годы женщина впервые появилась на старте чемпионата мира Формулы-1. В 1958 году итальянка Мария Тереза де Филипис, выступавшая на болиде Maserati 250F, заявилась на Гран-при Монако. В той гонке Марии не удалось пройти квалификацию, и она не вышла на старт. Однако спустя несколько месяцев она приняла участие в Гран-при Бельгии в Спа и не только пробилась на стартовую решетку, но и сумела закончить гонку, заняв 10-е место. Правда, оно было последнее среди финишировавших.

В том же сезоне де Филипис еще дважды выступала на Гран-при, оба раза не закончив дистанцию. На следующий год она вновь попыталась пробиться на старт Гран-при Монако и снова не прошла квалификацию - на этот раз выступая на Behra-Porsche. Несмотря на столь скромные достижения, Мария долгое время была единственной женщиной в истории чемпионата мира.

Формально Мария Тереза де Филипис стала первой из пятерых пилотесс, выступавших в Формуле-1. Но на деле ни Дивина Галика в конце 1970-х, ни Дезайр Уилсон в 1980-м году, ни Джованна Амати в 1992 году не выходили на старт чемпионата мира, так как ни разу не смогли пройти квалификацию. И единственной женщиной, кроме де Филипис, действительно участвовавшей в гонках "королевы автоспорта", была Лелла Ломбарди.

Лелла Ломбарди начала заниматься автоспортом слишком поздно - к моменту первого старта в Формуле-1 ей было уже 34.

Ломбарди (тогда ее звали Мария Грация - псевдоним "Лелла" она взяла себе после того, как занялась автоспортом) родилась в Турине, в самой обычной семье, и долгое время об автогонках и не помышляла. В картинге она дебютировала лишь в 1965 году, когда ей было уже 26 лет.

Тем не менее, в 1971 году, выиграв мексиканскую Формулу-Ford, она получила спонсорскую поддержку Shell и сумела выйти на старт Формулы-3 и Формулы-5000, а затем и попробовать свои силы в чемпионате мира. Первый опыт, правда, оказался неудачным - в 1974 году на Гран-при Великобритании Ломбарди не смогла пройти квалификацию.

Однако уже в 1975 году Лелла села за руль заводского March 741. Первой гонкой для итальянки стал Гран-при ЮАР, где она смогла квалифицироваться, но сошла с дистанции из-за отказа мотора. А следующим этапом стал исторический Гран-при Испании в Монжуик-парке.

Ломбарди стала единственной пилотессой в истории Формулы-1, сумевшей результативно финишировать в чемпионате мира. Помог ей в этом автомобиль March 741. Правда, итальянка набрала всего 0,5 очка.

Приехав на барселонскую трассу, гонщики обнаружили, что уровень безопасности на ней совершенно не соответствует нормам чемпионата. Даже стальные отбойники были не везде закреплены. Разгорелся скандал, в результате которого двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди демонстративно проехал очень медленный круг в квалификации, и покинул автодром.

Ломбарди стартовала предпоследней, однако уже на первых кругах гонки лидеры начали сходить один за другим. Наконец, на 26-м круге лидировавший Рольф Штоммелен из-за поломки антикрыла вылетел с трассы, перелетел через отбойник и врезался в группу людей. Штоммелен получил несколько переломов, а четыре человека (пожарный, журналист и двое зрителей) погибли на месте.

Спустя еще три круга гонка была остановлена. Ломбарди к тому моменту отставала от лидеров, Йохена Масса и Жаки Икса, на два круга. Однако благодаря многочисленным сходам, занимала шестую позицию. Гонка так и не была возобновлена, и так как пилоты прошли менее 2/3 дистанции, они получили только половину от полагающегося числа очков. Таким образом, Лелла Ломбарди заработала 0,5 очка - этот результат до сих пор остается лучшим для женщин в Формуле-1.

Слева - Тару Ринне. Справа - Тару Ринне, Мика Сало и Мика Хаккинен на подиуме чемпионата Финляндии по картингу 1980 года.

Далеко не всегда талантливые девушки-пилоты попадали в высшую лигу автоспорта. Многие из них, потенциально ничуть не менее одаренные, чем их сверстники, по разным причинам завершали свою гоночную карьеру задолго до того момента, когда получали шанс показать себя.

Так, юная финка Тару Ринне в детстве на равных конкурировала с будущими пилотами Формулы-1 Микой Сало и Микой Хаккиненом в картинге. Она выиграла чемпионаты 1979 и 1982 года, а Хаккинен всего лишь раз, в 1981 году, сумел опередить Тару по итогам сезона. В 1983 году верх вновь взяла Ринне, но после окончания последней гонки была дисквалифицирована за использование нелегитимного топлива.

Получив годичный запрет на выступление в автоспорте, Ринне переключилась на мотогонки, так больше и не вернувшись к выступлениям на четырех колесах. А Мика Хаккинен пробился в Формулу-1, где в 1998-99 годах стал двукратным чемпионом мира...

Мишель Мутон

Но если в Формуле-1 дела у женщин складывались не слишком хорошо, то во многих других видах автоспорта со второй половины 1970-х пилотессы начали выходить на первые роли. Одной из наиболее ярких представительниц этого поколения стала француженка Мишель Мутон.

Раллийная карьера Мутон началась в 1974 году, за рулем частного Alpine-Renault. Высокие результаты во французском и европейском чемпионатах привлекли к ней внимание и позволили пересесть на Porsche Carrera RS, за рулем которого в 1977 году она одержала свою первую победу в международных гонках, на Ралли Испании.

Мишель Мутон выиграла свою первую гонку в чемпионате WRC уже в первый год выступления за Audi Team. Даже соперники удивлялись ее бесстрашию и умению совладать с самой сложной техникой.

Еще больших результатов она добилась на FIAT 131 Abarth, выиграв в 1978 году автомобильный Тур де Франс. Наконец, в 1981 году Мишель заметила раллийная команда Audi, посадив француженку за руль своего A1 Quattro в чемпионате WRC. Несмотря на многочисленные технические сбои в первой половине сезона, Мутон быстро освоилась за рулем новой машины и в том же году одержала первую для Audi, себя и всех женщин победу на чемпионате мира - на Ралли Сан-Ремо.

А в 1982 году случилось и вовсе невероятное - Мишель Мутон вела борьбу за титул чемпиона мира! Она выиграла Ралли Португалии, Ралли Акрополиса и Ралли Бразилии, возглавив чемпионат. Однако неудачи, аварии и технические неполадки на нескольких последующих гонках лишили ее преимущества.

Свою роль сыграла и психология - накануне предпоследнего ралли сезона, в Кот-д"Ивуаре, Мишель узнала о смерти своего отца. В результате Мишель, одержавшая больше всех побед в сезоне, уступила титул Вальтеру Рерлю на Opel, отстав от него всего на 12 очков.

Мутон стала первой и пока единственной женщиной, победившей на знаменитой гонке Pikes Peak и установившей там абсолютный рекорд.

В 1984 году Мишель приняла участие в покорении знаменитой вершины Пайкс Пик в штате Колорадо, США. Мутон, выступавшая на хорошо знакомом ей автомобиле Audi A1 Quattro, сумела с первой попытки победить в абсолютном зачете престижной гонки. Год спустя она вновь вернулась на Pikes Peak International Hill Climb и установила новый абсолютный рекорд трассы. Мишель Мутон стала первой и пока единственной женщиной, которой это удалось.

После отмены в 1986 году самой мощной раллийной "группы B" Мутон покинула чемпионат мира по ралли, выступая в гонках лишь эпизодически. А с 1988 года она стала организатором знаменитой Гонки Чемпионов, ежегодно подводящей итоги автоспортивного сезона.

Ютта Кляйншмидт

В то время, когда Мишель Мутон выигрывала этапы чемпионата мира по ралли и штурмовала высоты Пайкс Пик, немка Ютта Кляйншмидт училась в исневской Академии технологий и естественных наук на факультете физики и техники. Став в 1986 году дипломированным специалистом, она устроилась инженером отдела разработки в компанию BMW, а параллельно занялась выступлениями в ралли-рейдах.

Уже в 1987 году она впервые стартовала в египетском "Ралли Фараонов" на мотоцикле. Год спустя, также на мотоцикле, дебютировала и в знаменитом ралли "Париж-Дакар". В 1992 году она стала победителем среди женщин на ралли "Париж-Кейптаун" и "Ралли Фараонов". Попутно она начала выступления и в кольцевых гонках на выносливость, "24 часа Нюрбургринга" и "24 часа Спа".

В 1993 году она впервые приняла участие в ралли-рейде в качестве штурмана Жан-Луи Шлессера на его багги. Ютта продолжала выступления и на мотоциклах, но все чаще стала оказывать предпочтение четырехколесным транспортным средствам. Уже в 1994 году Кляйншмидт сама села за руль Mitsubishi Pajero.

Ютта Кляйншмидт за свою карьеру одержала немало побед. Но ее высшим достижением стало первое место в абсолютном зачете ралли-рейда "Париж-Дакар" 2001 года.

Наконец, в 1997 году она стала первой женщиной в истории, выигравшей спецучасток на ралли-рейде "Париж-Дакар". В 1999 Кляйншмидт впервые попала на подиум, заняв третье место в общем зачете знаменитого марафона. А в 2001 году Ютта, выступавшая за команду Ralliart Mitsubishi, стала первой женщиной в истории, выигравшей "Ралли Дакар".

В 2002 году Кляйншмидт заняла в "Дакаре" второе место и вскоре после окончания рейда перешла в команду Volkswagen. Ее новым штурманом стала Фабриция Понс, которая в восьмидесятых была бессменной напарницей Мишель Мутон...

Ширли Мальдони

Но если в Европе на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов эталоном женщины за рулем были Ломбарди и Мутон, то за океаном правили совсем другие королевы. В США чемпионат мира по ралли или Формула-1 всегда были не только малопопулярны, но даже малоизвестны, зато большое развитие получили трековые гонки, а также соревнования драгстеров.

Главной звездой американского автоспорта того времени были Ширли Мальдони - "Первая леди драгрейсинга", как называла ее пресса. В 1977 году Ширли стала первой женщиной, победившей в наиболее престижной категории National Hot Rod Association (NHRA) - Top Fuel.

Ширли Мальдони - единственная женщина-пилот, вошедшая в число лучших гонщиков планеты безо всяких оговорок и скидок на половую принадлежность.

Однако на этом Мальдони не остановилась, и в 1980-м году она стала первым гонщиком в истории NHRA, сумевшим стать двукратным чемпионом. А спустя еще два года - и первым трехкратным. К тому моменту Ширли Мальдони было уже 42 года. При этом ей пришлось выдержать огромное давление со стороны тех, кто считал, что драгрейсинг - не женское дело.

"Если вы спросите меня сейчас, кого из гонщиков я уважаю больше всего, то я назову Ширли Мальдони, - сказал Дон Гарлиц, один из наиболее авторитетных гонщиков в истории драгрейсинга. - Она пошла наперекор всем. Ее не хотели видеть в Top Fuel - ни ассоциации, ни гонщики, никто..."

В 1984 году Мальдони попала в тяжелую аварию, из-за которой врачам пришлось сделать пять операций. Она провели на больничной койке 18 месяцев, и все же смогла вернуться в автоспорт. Однако поскольку Мальдони, практически не имевшая спонсоров, была вынуждена выступать на собственные средства, у нее не было шансов на успех. Ширли окончательно прекратила выступления только в 2003 году.

Даника Патрик

Успехи Ширли Мальдони фактически открыли дорогу женщинам во все виды американского автоспорта. Результаты пилотесс на трассах самых престижных американских чемпионатов - NASCAR и Indycar - стремительно росли. В девяностых годах успели проявить себя Милка Дуно и Сара Фишер. Однако еще больших успехов добилась Даника Патрик.

Несмотря на то, что Даника родилась и выросла в США, впервые она заявила о себе в Европе. На рубеже веков она выступала в английских гоночных чемпионатах. На фестивале Формулы-Ford Патрик заняла второе место, что стало повторением высшего достижения для женщины на этом соревновании.

Яркая внешность Патрик привлекала к ней повышенное внимание еще до ее появления в главной гоночной лиги Америки, но своими результатами на трассе Даника быстро доказала, что достойна войти в историю автоспорта не только благодаря своим природным данным.

Вернувшись в США, Патрик к 2005 году пробилась в основную гоночную серию страны - IRL, став пилотом команды Rahal Letterman Racing. Несмотря на то, что Даника достаточно успешно выступала в младших сериях, это решение было подвергнуто критике. Обладая яркой внешностью, Патрик не стеснялась сниматься для мужских журналов, что привело к обвинениям со стороны некоторых гонщиков в том, что она использовала тот факт, что она женщина, в целях самопродвижения.

Данике Патрик предлагали выступать в Формуле-1, что сулило пилотессе значительно большие гонорары и всемирную известность. Однако Патрик на контакт с командами чемпионата мира не пошла. Не последнюю роль в ее решении сыграл хозяин команды Andretti Autosport, за которую выступает Патрик, Майкл Андретти.

Сам Андретти, уже бывший чемпионом Indycar, пробовал свои силы в Формуле-1 в 1993 году, однако успехов не снискал, зачастую уступая своему напарнику по McLaren, Айртону Сенне, целый круг! Незадолго до финиша чемпионата Андретти был уволен - его заменил Мика Хаккинен.

Впоследствии сам гонщик и его отец, чемпион мира 1978 года Марио Андретти, утверждали, что дело вовсе не в гоночном таланте - в британской команде Майклу не оказывали никакого внимания и практически лишили его тестов. Однако авторитет американских гонщиков тогда был подорван надолго.

Однако вскоре после начала чемпионата критика стихла. Уже на трассе Kansas Speedway Патрик смогла выиграть свою первую квалификацию, став всего лишь второй женщиной в истории IRL, после Сары Фишер в 2002 году, кому это удалось. Но не удовлетворившись этим, по ходу сезона она завоевала поул-позишн еще дважды, повторив рекорд Томаса Шектера по количеству первых мест в квалификации в дебютном сезоне.

На самой знаменитой гонке Америки, Инди-500, она сумела завоевать четвертую позицию на старте, упустив поул из-за собственной ошибки, и стала первой пилотессой, лидировавшей в этом престижном соревновании. Из-за аварии Патрик закончила гонку четвертой, что также стало высшим достижением для женщин на этой трассе. Благодаря своим успехам, Патрик была объявлена "Новичком года" как в Инди-500, так и по итогам всего сезона.

Успехи Патрик привлекли к ней внимание не только в США, но и в Европе. В 2008 и 2009 годах активно муссировались слухи о том, что Даника может подписать контракт с одной из команд Формулы-1. Такая сделка интересовала, в первую очередь, Берни Экклстоуна - появление в пелотоне столь яркой личности безусловно повысило бы интерес к чемпионату мира. Однако сама Патрик все предложения отвергла.

Женский век

В начале XX века гонки были чем-то экзотическим, экстремальным и неизвестным - таким же, как подъем на Эверест или полет на самолете. И среди женщин, приходивших в автоспорт, подавляющее большинство составляли любительницы приключений, для которых соревнования были лишь одним из способов времяпрепровождения.

Новые времена вряд ли увеличили число женщин, интересующихся автоспортом, но зато сделали их более профессиональными. В современном мире женщинам доступны все те же виды совершенствования навыков и гоночного мастерства, что и мужчинам, и потому с каждым годом результаты женщин в автоспорте растут.

Женский экипаж Matech Competition: Синди Аллеман, Рахель Фрей и Наташа Гашан.

Более того, в 1990 году впервые был организован ралли-рейд Rallye Aicha des Gazelles - "Ралли газелей", участвовать в котором могут только женщины. Рейд ежегодно проводится в пустынях Марокко, где десятки пилотесс соревнуются между собой на автомобилях, мотоциклах, квадроциклах и грузовиках.

Изначальной целью, которую ставил перед собой организатор гонки, француз Доминик Серр, была борьба с предрассудками в отношении женщин. С тех пор "Ралли газелей" прочно вошло в число главных автоспортивных событий Франции и в значительной степени потеряло свой идеалогический статус. А борьбой с предрассудками теперь занялся другой француз - президент FIA Жан Тодт.

За всю историю автогонок, женщин, решившихся противостоять мужчинам, было не более сотни. А история женщин-гонщиц ненамного моложе самой истории автоспорта.

Раллийные гонки

Первой рискнувшей женщиной-гонщицей была Камилла дю Гас. В 1901 году она участвовала в пробеге «Париж-Берлин» на 1100 км. В этом «забеге» участвовало 122 машины, Камилла дю Гас пришла 32-й. Однако после этого «забега» увлечение автогонками у Камиллы прошло.

Более успешной стала следующая девушка-гонщица - Элишка Юнкова (Элизабет Юнек Хасвова). В 1920-е годы она наравных соревновалась с сильнейшими пилотами планеты. Своим появлением в гонках Элишка обязана мужу - богатому банкиру, который сам участвовал в гонках. Одного старта Элишке хватило, чтобы «заболеть» гонками на всю жизнь. В коллекции этой гонщицы 56 кубков за победы в горных и кольцевых гонках, спринтах, марафонах на трассах «Спа» и «Тарга Флорио». Все эти награды Элишка завоевала за четыре года! В 26 лет она прекратила гоночную карьеру, т.к. в 1928 году разбился ее муж. Но каждый год, вплоть до 80 лет, Юнкова все еще посещала европейские Гран-при «Формулы-1».

В 60-е годы в ралли господствовала Патриция Мосс - сестра знаменитого гонщика «Формулы-1» Стирлинга Мосса. Патриция выступала за заводские команды BMC, Austin, SAAB и выиграла множество соревнований, в том числе Liege-Roma-Liege (1960), Tulip Rally (1962), Sesteries (1968). Увы, но и она тоже рано закончила свою карьеру. Вышла замуж и стала выступать лишь в гонках ветеранов.

Многим поклонникам ралли известен дуэт Мишель Мутон и Фабриции Понс. Они неоднократно выигрывали этапы Чемпионата мира по ралли, который проводился с 1979 года. В 1982 году девушки уступили корону, лишь из-за поломки КПП. Через три года дуэт распался, женщины посвятили себя семьям. Однако навсегда покинуть гонки они уже не могли. Первой не выдержала Фабриция, он выиграла два этапа WRC вместе с Пьерро Льятти. Вскоре вернулась и Мутон. Сейчас Мишель Мутон - организатор чемпионата Race of Campions, который собирает всех звезд авто- и мотоспорта.

Современным гонщицам также есть, чем гордиться. Юта Кляншмидт в 2001 году, выступая за Mitsubishi, победила в известном «Париж-Даккар». Успехи немки не дают покоя Андреа Майер (она покоряет Сахару на Pajero Evo) и Элизабет Жастин (ездит на Renault Kerax).

Кольцевые гонки

В кольцевых гонках женщины оказались не так успешны. За 54 года существования гонок «Формулы-1» участницами стали пять: Мария Тереза де Филипс, Дивина Галинка, Дезире Уинсон, Джованная Амати, Лелла Ломбарди. Но только Лелла Ломбарди смогла получить зачетные очки (в 1976 года завоевала шестое место).

Девушка с очаровательным именем Дивина Галинка, стала первой женщиной, которая покорила гоночный грузовик.

А вот в США успехи в гонках более чем скромные. Линн Сент-Джеймс с 1989 по 1998 года, будучи уже бабушкой, выступала в гонках «500 миль Индианаполиса». Зато США отметились в рекордных гонках. Американский гонщик Крейг Бидлоу стал самым быстрым человеком на Земле. В 1968 году он достиг скорости 893,366 км/ч. В тот же год и на той же машине его жена Кейт разогналась до 496,566 км/ч. Рекорд Крейга побит, а вот женщины, которая смогла бы побить рекорд Кейт - нет. Однако известно, что каскадерша Китчи О`Нейл установила неофициальный «женский» рекорд, разогнавшись до 1000 км/ч, но ее рекорд не был признан, т.к. автомобиль Китчи двигался на реактивной тяге, а, следовательно, не являлся автомобилем. Таким образом, рекорд миссис Бидлоу до сих пор не побит.

А как же женщины-гонщицы в России?

В Российской империи была известна госпожа Римская-Корсакова, которая лихо пилотировала полуторатонный «Мерседес». Она была достойным конкурентом мужчинам. В 50-60-е годы прославились мотогонщицы Ирина Азулина и Нина Михеева-Суслова. За свою карьеру Азулина получила 14 чемпионских титулов, а Михеева-Суслова - 9. В автоспорте самым известным дуэтом был дуэт: Илоны Алишаускене и Руты Крикштампонене. Участие в гонках 1988-го года принесло им звание мастеров спорта СССР.

В марте 1996 года женские гонки впервые прошли на городском уровне, в рамках ледовых гонок, которые проходили на Васильевских озерах, при участи СТК «Лада» и фирмы «Мега-Лада». В первом году участвовало 60 жительниц города Тольяти. А в 2000 и в 2001 годах гонки стали всероссийскими. В дальнейшем, на базе этих гонок, был организован автомобильный женский клуб «Лада-Леди». А в Москве создана общественная организация содействия развитию.

В 2001 году экипаж Дарьи Линковой и Марии Румянцевой был единственным женским экипажем, который выступал на Чемпионате России по ралли-рейдам. Девушки завоевали призовые места в нескольких гонках, а Мария стала первой россиянкой, попавшей на международный отбор «Kamal Trofie».


На старте «Формулы Русь» в 2002 году появился дуэт: Юлии Шакировой и Полины Кулюхиной. Девушки, пилотирующие двухлитровый болид, стали достойными конкурентками мужчинам.

Стоит отметить и таких гонщиц: Eлену Голубкину - неоднократного призера Кубка России по ралли в зачете N2, победительницу ралли «Новороссийск» (2005г.) в классе 6, а также Елену Правдину - участницу Чемпиона Кубка России по ралли-рейдам, бронзового призера этапа Чемпиона России «Коломенские Броды 2005».

Елена Седых, Алевтина Красулина, Марина Данилова - неоднократно стартовали на российских раллийных соревнованиях. А Илона Накутис - единственная, на сегодняшний день, женщина в российском автоспорте, которая выступала на трассах WRC.

Очень веселый розыгрыш от девушки-гонщицы: