Русские виды боевых искусств. Виды боевых искусств

Итак вашему вниманию представляется авторский ТОП-10 рейтинг единоборств для самозащиты. Немного о себе: суммарный опыт занятий единоборствами - порядка 10 лет. Среди них: кикбоксинг, муай-тай, РБ, джиу джитсу. Имею достаточно плотный опыт тесного общения с представителями различных единоборств как на полноконтактных соревнованиях, так и на улице.Исходя из этого ЛИЧНОГО опыта, я и составил соответствующий рейтинг.
Определенно могу сказать одно: драка один на один и один против толпы/толпа на толпу, достаточно сильно отличаются в плане требований к технике и физ. подготовке.
Я имею глубокое убеждение, что в бою 1 на 1, первоочередными являются борцовские навыки + вес, желательно не лишний)) При массовой битве на первое место выходят поставленные, темповые удары руками в голову, и скорость передвижения.
Естественно при этом я не отрицаю пословицу о том, что выигрывает не стиль а боец. Я уверен что Олимпийский чемпион по дзюдо в тяжелом весе с вероятностью 90% амплитудно побросает через спину об бордюр, и посадит на голову 2-3 боксеров легковесов- разрядников. Но мы будем говорить усреднено, иначе никакого рейтинга не получиться вообще))
Исходя из вышесказанного за основу была взята возможность единоборств противостоять как одному противнику, так и нескольким, т.е и бить и бороться. По этому не удивляйтесь что абсолютное большинство здесь - это смешанные виды, которые на первый взгляд не особо отличаются. Они отличаются историей, правилами, спецификой тренировочного и соревновательного процесса и ареалом распространения, все это накладывает значительный отпечаток на их эффективность на улице и на место в рейтинге.
Ну и последний вопрос, который задается весьма часто: какой смысл сравнивать единоборства?
Я думаю не стоит забывать, что практический каждый из нас пришел в зал, для того что бы научиться драться / защитить себя. Ради этого же туда ежедневно приходят тысячи мальчишек, и не совсем уже мальчишек. И лишь со временем у тех единиц которые остаются, начинается замена цели - с "защитить себя" до "стать чемпионом".
Краткие сокращения:
MMA - mixed martial arts, смешанные боевые искусства
БИ - боевые искусства
РБ- рукопашный бой
АРБ - армейский рукопашный бой

Итак поехали!


1.Боевое самбо

Первое место заслуженно занимает боевое самбо. На сегодняшний день это самое распространенный вид полноценных смешанных единоборств на пост СНГ пространстве с очень широким арсеналом. Здесь разрешены удары руками, ногами, локтями и коленями и даже головой!) Разрешается бросовая техника, удары руками и ногами в партере, удушающие и болевые на любые конечности. Бои могут проводиться как в шлемах так и без, что тоже является весьма ценным опытом, т.к. удар пропущенный в шлеме и без ощущается совсем по разному. Боевое самбо заняло первое место так же потому, что из всех полноценных смешанных видов в России Украине и Белоруссии, этот вид имеет наибольшее количество квалифицированных тренеров ещё советской закалки и проверенную методику подготовки а также наибольшее количество мест преподавания.

2.Рукопашный бой

Спортивный рукопашный бой. Этот вид не является полноценным смешанным видом как таковым из за частичного кастрирования партера и ударной части. В стойке нельзя бить коленями, локтями и головой. Нельзя бить в партере. Время борьбы в партере так же ограничено, при этом недобросовестный рефери может часто подымать в стойку даже если один из соперников - преимущественно борец, и в партере ведутся активные технические действия.
Второе же место РБ занял из за того, что это наиболее распространенный смешанный вид. В небольших городках вы можете не найти Боевого Самбо либо ММА, но точно найдете РБ! А практика выступления на соревнованиях поможет отделить зерна от плевел и использовать только эффективную технику. Плюс относительно небольшое количество технических действий поможет овладеть основами ударной части в стойке и борьбы в партере за меньший срок, чем в "полноценных смешанных видах".

3.ММА / Валетудо / Миксфайт / Фрифайт

Живи мы в другом месте, это направление по праву занимало бы первое место. В Америке ММА уже самый распространенный вид БИ, и по нему имеются огромное количество отличных залов с профессиональными тренерами. У нас же к сожалению это пока лишь дань традиции. Неплохие тренера могут быть в больших мегаполисах, зачастую из действующих либо бывших ММА спортсменов. Но хорошие тренера здесь - большая редкость. Все тренировочные программы состоят в основном из плодов самодеятельности тренера и его бурной фантазии + обрывки знаний от иностранных коллег увиденные на видео либо вычитанные в интервью.

4.Панкратион

Это направление я вынес в отдельный пункт, так как он требует отдельного рассмотрения. Панкратион в целом является ММА видом, но с некоторыми исторически сложившимися обстоятельствами, которые его отличают. Они заключаются в том, что в панкратионе выступает огромное количество спортсменов - вольников (вольная борьба) , которые на всех соревнованиях забирают подавляющее число призовых мест. Это наложило отпечаток и на тренировки. Достаточно во многих залах тренируют "борьбу с добиванием" и борьбу + "поставить руки")). Естественно это относиться не ко всем залам, но тенденция наблюдается. Потенциально очень сильным плюсом панкратиона является его возможность в будущем стать олимпийским видом спорта, в этом случае темпы его развития будут просто колоссальными.

5.Армейский Рукопашный Бой (АРБ)

Из плюсов стиля - очень широкий технический арсенал, который даже шире чем в боевом самбо.Здесь разрешается добивать лежачего противника и руками и ногами, бить головой и т.д. Также несомненным плюс - широкое распространение АРБ и большое количество хороших тренеров. Из минусов - наличие нереально огромного количества защиты - шлем с сеткой, накладки с футами, жилет. Потенциально особо опасным является шлем с сеткой - люди не привыкшие получать в открытое лицо, часто по началу теряются а на улице это может решить исход поединка, т.к. 90% ударов летит с правой и в нос))) Эта проблема присуща бойцам АРБ, КУДО и стилей каратэ где не бьют руками в голову, убирается практикой приконтактны х спаррингов либо периодом в пол года - год тренировок по боксу.

6. КУДО

Визитной карточкой стиля являются бойцы в шлемах - аквариумах.Разрешены практически любые действия, удары локтями и колеями в стойке. Из минусов имеем несколько кастрированный партер - имеются ограничение по времени и по ударам. Так же минусом аналогичным АРБ является шлем - аквариум. Несомненный плюс единоборства - его широкое распространение, большое количество квалифицированных тренеров, проработанная методологическая составляющая, большое количество соревнований разного уровня и сохранение традиционного духа и эстетики каратэ. Так же система постоянно развивается, появляются экспер именты с профессиональными направлениями.

7. Комбат Дзю Дзюцу/ Комбат Джиу Джитсу

Комбат Джиу Джитсу - это дань моде на смешанные единоборства. К традиционному джиу джитсу добавленные техника нанесения ударов руками, ногами и коленями из рукопашного боя, бокса, кикбоксинга. В целом является довольно целостной системой с сильным упором на партер. Разрешаются добивания в партере руками и любые болевые и удушающие. Плюсы - очень хорошая техника борьбы и бросков, достаточно жесткие ММА правила, традиционная техника обучения борьбе, большой упор на ФИЗО. Из минусов - несколько слабая техника в стойке, не особая популярность и распространенность стиля, и как следствие небольшое количество участников соревнований и небольшое количество спортсменов хорошего уровня.

8. Дзю Дзюцу/ Джиу Джитсу

Как ни странно, многие не знают что в традиционном джиу джитсу присутствуют удары руками и ногами. Так же что характерно полно контактные соревнования по традиционному джиу джитсу бывают жестче чем в направлении комбат, из за того что на некоторых соревнованиях по джиу джитсу вообще не используют перчатки и накладки.
Тем не менее плюсами данного единоборства - является отличный партер и отличная бросковая техника. Минусами же - низкий уровень техники ударов руками и ногами, даже на чемпионатах страны и большое количество тренеров - шарлатанов преподающих джиу джитсу под эгидами разнообразных непонятных федераций, которые растут как грибы после дождя.

9.Самбо

САМБО изначально являлось системой разработанной для самозащиты, и широко применявшейся сотрудниками правоохранительных органов. Это единственный чисто борцовского вид единоборств в рейтинге. Но попал он сюда не случайно. САМБО долгое время находилось на вооружении у силовых структур, и по статистике с помощью его приемов огромное число сотрудников органов обезвреживало преступников, и выходило живыми и невредимыми из многих щекотливых ситуаций. Ключевое здесь - это отработка основных приемов до состояния автоматизма, для того что бы в экстремальной ситуации уличного столкновения применить прием не задумываясь, на подсознательном уровне.

10. Муай Тай/ Бокс классический

Тайский бокс - также единственный но уже чисто ударный вид единоборств в рейтинге. Дело в том что в тайском боксе вы имеете самую большую свободу действий в стойке. Кроме того что это муай тай - это бой "восьмируких", то есть разрешены удары руками, ногами, коленями и локтями, разрешена борьба в стойке, и со стойки также разрешены удары. Всему этому в тайском боксе вас научат так, как нигде более. По этому если не допускать прохода в ноги, тайский боксер имеет огромные шансы на победу.Ведь какова вероятность того что на вас на улице нападет борец со стажем?
Ну а с боксом все понятно - во первых здесь за наиболее короткий промежуток времени можно научиться защищать себя - из за очень узкого арсенала. Во вторых - это единоборство №1 при работе с группой. В третьих - большое кол-во грамотных специалистов, многие ещё советской закалки.

Ну и напоследок напомню пару вечных истин:
- побеждает не стиль а боец
- перед тем как тренироваться, нужно поинтересоваться достижениями самого тренера, при чем как спортивными, так и тренерскими
- заниматься нужно там, где хочется заниматься, каждый раз заставлять себя идти на тренировку через не хочу не получиться
- заниматься лучше начинать с товарищем, а лучше с несколькими. Это позволит пинать друг друга, что бы не пропускать тренировки, ну и вместе веселее + всегда будет с кем стать в пару.
- в большинстве залов можно прийти на пробную тренировку, а то и на несколько - бесплатно. Не спешите, сходит в несколько залов к разным тренерам, на разные стили, и останьтесь там, где больше по душе.
- не покупайте сразу дорогостоящее снаряжение. Простейшее - бинты, перчатки, кимоно можно купить незадорого. Все остальное, особенно хороших фирм может обождать и до полугода. Во первых надо убедиться что вы здесь останетесь надолго, во вторых на вас не будут косо смотреть как на новичка в кимоно Хаябуса за 200$ с черным поясом, который шел в комплекте)))

Виды боевых искусств можно условно разделить на три категории:

  • Ударные;
  • Борцовские;
  • Смешанные.

Ударные виды боевых искусств

К ударным стилям относятся такие единоборства как:

  • Бокс;
  • Тайский бокс;
  • Кикбоксинг;
  • Карате;
  • Тхэквондо.

В ударных видах единоборств разрешена только ударная техника. Например в боксе разрешены только удары руками. В кикбоксинге, тайском боксе, карате, тхэквондо только удары руками и ногами без борьбы. В тайском боксе разрешены ещё и удары коленями и локтями, что делает этот вид спорта более универсальным из вышеперечисленных.

Отсутствие в данных боевых стилях борцовской техники делает бойцов этих стилей уязвимыми перед спортсменами изучающими смешанные единоборства, так как после перевода боя в партер они станут беззащитными перед бойцами смешанных стилей. Но если проводить бой по правилам исключающим борьбу, то ударники будут обладать преимуществом.

Борцовские виды боевых искусств

К борцовским стилям относятся такие стили, как:

  • дзюдо;
  • самбо;
  • джиу-джитсу;
  • вольная борьба;
  • грэпплинг.

В них в разных пропорциях разрешены:

  • борьба в стойке (в клинче);
  • борьба в партере;
  • болевые и удушающие (не везде) приемы.

Спортсмены этих видов спорта отличаются физической развитостью и выносливостью, но уступают ударникам в скоростных качествах, так как привыкли к работе в клинче или в партере, которая отличается вязкостью и меньшей динамичностью, чем в ударных стилях. Но это не лишает данные виды спорта зрелищности и широты технических приёмов.

Смешанные стили единоборств

К данным видам единоборств можно отнести такие дисциплины, как:

  • Армейский рукопашный бой
  • Боевое самбо
  • Ушу Саньда
  • ММА (Микс Файт)

Данные виды боевых искусств отличаются тем, что в них применяются, как элементы ударной техники рук и ног, так и элементы борцовской техники в клинче и в партере, а так же болевые и удушающие (не везде) приёмы. Это делает эти единоборства универсальными и дает стратегическое и техническое преимущество перед бойцами исключительно ударных или борцовских стилей. Между собой смешанные стили отличаются некоторыми нюансами. Такими нюансами являются:

  • наличие или отсутствие кимоно;
  • количество используемой на соревнованиях защитной амуниции;
  • время отведённое для борьбы в партере;
  • разрешение или запрет на использование удушающих и некоторых болевых приёмов;
  • время отведённое на поединок;
  • количество присуждаемых баллов за то или иное техническое действие.

Так как за отведённое на тренировки время невозможно полностью охватить все особенности борцовской и ударной техник, поэтому из единоборств смешанных стилей выброшена часть приемов, которую принято считать менее эффективной при ведении поединка в смешанном стиле. И оставлены только те технические действия, которые считаются наиболее эффективными.

Важно отметить то, что в разных школах арсенал технических элементов боя разнится, так тренера имеют разные взгляды об эффективности тех или иных приемов. Поэтому стили ведения боя разных бойцов имеют огромнейшее разнообразие и делают эти виды спорта очень зрелищными.

В любое время пользовались успехом, однако сейчас они вышли на мировой уровень как одно из направлений спорта. Видов боевых искусств сейчас великое множество, и их можно разделить на две большие группы: восточные единоборства и европейские.

Виды восточных единоборств:

Каратэ. Это боевое искусство берет свое начало с острова Окинава. Самый первый окинавский стиль каратэ был особенно жестоким, и совсем не был похож на тот, который все знают сейчас. Только перейдя в Японию в 19-20 вв., стили каратэ стали более спортивными и менее боевыми. Поэтому этот вид единоборства заслуженно считается японским, и так популярен во всем мире и в России, в частности.

Кунг-фу. В Китае этим словом называют все китайские единоборства в целом. Этот термин сроден российскому - «рукопашный бой», который подразумевает любую боевую подготовку человека. Однако в Китае более распространен его синоним – ушу. Очень большую популярность в последнее время приобрел вин-чун .

Джиу-джитсу. Еще одно японское единоборство, которое раньше использовали в боях японские самураи. Его техника схожа с техниками каратэ, дзюдо и айкидо.

Дзюдо. Это единоборство было разработано на основе джиу-джитсу, и сейчас представляет собой вид спортивной борьбы.

Айкидо. Оно также произошло от джиу-джитсу, и в настоящее время пользуется большой популярностью. Его техника заключается в том, чтобы довести своего противника до потери равновесия и использовать его силу против него самого.

Тхэквондо. Это боевое искусство было создано в Корее. Там же, в корейском спецназе, до сих пор используется тхэквондо-кексуль - более боевой стиль, однако им невозможно овладеть за пределами этой страны.

Муай-тай. Этот вид боевого искусства более распространен в Таиланде, он очень травмоопасен, так как основан на ударах коленями и локтями.

Виды европейских и русских единоборств:

Бокс. Самый популярный и старый вид европейского единоборства, целью которого является способность наносить удары, не повреждая при этом кисть.

Сават. Этот вид единоборства еще называют французским боксом. Особенность этой техники заключается в использовании ударов ногами в нижний уровень, подножек и подсечек.

Самбо. Самбо был разработан на основе национальной техники борьбы и дзюдо в СССР для использования в силовых структурах и в спорте.

Помимо этих основных видов боевых искусств, существуют и такие, как капоэйра, кикбоксинг, крав-мага, боевой гопак и многие другие.

Боевые искусства - это набор навыков, техник и приемов, нацеленных не столько на нападение, сколько на защиту близких и самооборону. Большинство их них берет свое начало на Востоке и Азии и имеет древнюю историю и множество направлений и стилей.

Существует невероятное количество различных боевых искусств. Их можно классифицировать по методике ведения боя: с использованием оружия и без; борьба ногами, руками, в сцеплении; на древние искусства и совсем новые. Также можно распределить по региональному признаку: на европейские, восточные и другие боевые искусства. Говоря о европейских техниках ведения боя, можно упомянуть Греко-римскую борьбу, которая уже довольно давно входит в программу Олимпийских игр, чемпионата мира и Европы. Она зародилась в древней Греции и получила современное развитие во Франции. Бокс - старинное единоборство в специальных перчатках, его так же можно увидеть на Олимпийской «арене». В отличие от Греко-римской борьбы, где не используются ноги, сават или французский бокс выстроен в основном на приемах ударов ногами.

Баритцу - смешанное английское единоборство, описанное Артуром Конан Дойлем в книгах о Шерлоке Холмсе, сделав его тем самым еще более знаменитым. Немецкое дзю-дзюцу обучает мастерству самообороны. Самбо - техника рукопашного боя, созданная в СССР, основанная на приемах дзюдо. Фехтование - очень красивый и изящный вид боевого искусства, являющийся набором приемов владения ручным холодным оружием.

Боевых искусств, зарожденных на востоке, гораздо больше, и зачастую их суть гораздо глубже, чем просто сражение и самозащита. Больше всего различных техник и стилей боя в Китае. Для всех них есть общее название кун-фу или ушу, практически все они берут начало из известного монастыря Шаолинь.

Японии по праву принадлежит самое популярное боевое искусство в мире - карате. Контакт между соперниками там сведен к минимуму, победа достигается нанесением сокрушительных ударов конечностями по болевым точкам. В дзюдо и джиу-джицу напротив используется масса захватов, удержаний, удушений и бросков.

Айкидо - относительно молодая техника боя, закаляющая не только тело, но и дух. Сумо является необычным и зрелищным видом японского единоборства. Тяжеловесные противники могут касаться ринга только стопами - все остальное считается поражением.

Из единоборств Японии с использованием оружия можно выделить кэндо, нунчаку-дзюцу, кобудзюцу и кабудо. Мастера кендо в совершенстве владеют японским мечем - катаной. Нунчаку-дзюцу обучает приемам с нунчаку - восточное холодное оружие, представляющее из себя две палки, соединенные цепью или шнуром. А остальные два вида боевых искусств используют в своей практике подручные предметы и специальное холодное оружие, предназначенное для защиты и нападения.

В других уголках мира самооборону также превращали в спорт и искусство. Капоэйра - завораживающая бразильская борьба-танец, где использованы только приемы ногами. Куреш - казахская драка поясами, она является неотъемлемым элементом национального праздника Сабантуя. Корейское техвандо, жесткий американский кикбоксинг, тайский бокс - все эти единоборства нашли свое место и в российских школах боевых искусств.

Несмотря на то, что добиться результатов в любом из видов боевых искусств нелегко и придется пройти через множество травм и досадных неудач, занятие любым единоборством даст не только чувство уверенности в себе и своих силах, но и поднимет общий социальный статус.

Многими учеными доказано, что первые боевые искусства зародились на востоке. Их корни находятся в Индии, но особенно распространение и развитие они приобрели уже в азиатских странах. Большое количество войн за змели, присущие этим странам, подняло на новый уровень искусство боя, а на основе разных религий и законов государств, было создано огромное количество вариаций школ единоборств.

Кунг-фу

Существует мнение, что кунг-фу, как вид восточного единоборства, основал индийский монах Бадхихарма, в Китае его называли Дамо. По легенде он принц с юга Идии, отказавшись от своих привилегий, стал буддийским монахом. Путешествуя по Китаю, он стал жить в монастыре Шао-линь. Местные паломники показались ему слабые телом и неспособные вести отшельничий стиль жизни буддиста. Решив помочь братьям, он стал их тренировать общефизическими комплексами упражнений. Эти занятия оказались эффективными, и монахи стали постоянно совершенствовать. В дальнейшем на базе упражнений возникла система боевой защиты от грабителей, которых в те времена было очень много.

УШУ

Ушу-талоу - это спортивный вид единоборства. Кандидаты соперничаю в комплексах упражнений, скомпонованных из приемов многих видов ушу, добавляя в свои выступления акробатически номера.

Результаты зависят от трудности упражнений, правильности их выполнений, четкости движений и т.д. Саньда - спарринг в свободной форме. В этом стиле разрешен полный контакт с противником. Участник должен иметь шлем, защищающий челюсть и виски, капа, боксерские перчатки, жилет, напашник. Многие бинтуют берцовую кость и бедра для защиты от травм.

Джиу-джицу

Джиу-джицу - собирательное понятие для японских видов единоборств, в которые входит бои с оружием и без. Этим стилем пользовались самураи если дрались против вооруженного противника. Из-за развития техники изготовления доспехов, повреждения, которые наносились оружием, сводились к минимуму, поэтому эффективным способом поражения врага являлись захваты и броски. В основу принципа единоборства вложено использование инерции противника против него, что позволяет выигрывать сражение в разных весовых категориях. Благодаря развитию многих школ джиу-джитсу существует большое количество приемов и техник. Используя этот стиль, вы можете в полной мере использовать различные виды борьбы. Во многих додзё, в дополнении к рукопашной технике, обучали владению оружием.

Тэквондо

Тэквондо - вид восточного боевого искусства пришедший из Кореи, создателем которого стал офицер армии Чой Хон Хи в пятидесятых годах прошлого века. Понятие тэквондо состоит из нескольких частей: «тэ» - нога, «квон» - кулак, «до» - искусство, дорога. Сам же создатель школы придерживается мнения, что тэквондо это тренировка духа и тела, совместно с отработкой техник борьбы без оружия, а так же мощными ударами рук и ног, позволяющие вести бой сразу с несколькими противниками. Особенностью стиля является наличие большого количества приемов, совершаемы в прыжке.

Муай-тай

Муай-тай - вид боевого искусства, созданный в Таиланде, образованный из техник традиционных единоборств крестьян "муай-боран". Имеет похожие техники с аналогичными видами единоборств, например парадал сёрэй (Комбоджа), лэхвэй (Мьянма), томо (Малаизия). Слово «муай» образован из фразы мавья-тай - «свободный поединок». Особенность стиля заключается в использование восьми конечностей человека, наряду с руками и ногами, так же используются колени и локти. В отличии от будо единоборств, муай-тай не имеет комплексов упражнений (ката), на их замены были введены различные комбинации, а отработка ударов происходит на боксерских мешках.

Кудо

Кудо (Дайдо Дзюку Каратэ До) - вид восточного боевого единоборства, пришедший из Японии, который связал движения и удары различных видов боевых искусств. Создателем этой школы является Адзума Таксаши в 80-х годах. Правила спарринга позволяют использовать техники борьбы, а так же ударные движения всеми конечностями по всему телу, за исключением паха, спины и затылка. Допускаются удушающие приемы, а так же борьба в партере.

Сётокан каратэ до

Сётокан - достаточно распространенный стиль восточного единоборства в карате. Основал этот стиль Фунакоши Гичин, ученик мастеров каратэ с острова Окинава - Итоцу и Асато. Традиционный стиль был боевой версией и имел схожесть с окинавскими школами. В дальнейшем большой вклад в развитие стиля сделал сын Фунакоши - Гико Фунакоши, который создал спортивную и менее агрессивную версию шотокана. Среди стилей каратэ до сетокан выделяется своей универсальностью. Его создали как симбиоз скорости и силы, чем и обусловлен выбор символики стиля - тигр. Сетокан техники рассчитаны на мощные, но в тоже время быстрые удары ногами и руками, на ближней или средней дистанции.

Укрепляет здоровье, способствует психическому и интеллектуальному развитию, учит дисциплине и самоконтролю. Эти выкладки подходят к любым видам спорта. В этой статье мы предлагаем Вам поговорить о том, чем полезны боевые искусства, чему они обучают, и какие боевые искусства мира наиболее популярны.

Мы не погрешим против истины, если скажем, что наиболее полезны боевые искусства для детей. Это обусловлено тем, что дети в силу своей природной любознательности и сильных способностей к обучению схватывают все буквально на лету, их не нужно долго убеждать и переучивать. Однако и для взрослых польза боевых искусств неоспорима. Занимаясь боевыми искусствами, человек:

  • становится здоровее физически и духовно,
  • развивает координацию движений и скорость реакции,
  • становится более уверенным в себе и способным постоять за себя,
  • учится быть дисциплинированным и целеустремленным,
  • учится уважать своих учителей, соратников и противников.

О пользе занятий боевыми искусствами можно говорить бесконечно. Но что же выбрать? Какие есть в мире виды единоборств? Всего существует 3 класса единоборств:

  1. борцовские (классическая (греко-римская) борьба, вольная борьба) - в них практически отсутствует необходимость нанесения ударов. Цель борьбы - при помощи технических приемов уложить противника на лопатки, при этом в классической борьбе свой арсенал приемов, в вольной - свой, который немного шире, чем в классической борьбе (разрешены захваты ног противника, подсечки),
  2. ударные (бокс, кикбоксинг) - контактные виды единоборств, предполагающие нанесение ударов противнику как руками (бокс), так и ногами (кикбоксинг),
  3. восточные единоборства - их выделяют в отдельный класс, поскольку это не просто спорт, это целая философия. Восточные боевые искусства развивают физические качества учеников, а также уделяют внимание их духовному воспитанию.

Китайские боевые искусства

Все китайские боевые искусства разрабатывались на протяжении последних 2000 лет. Их, как и китайцев, очень много. Существуют различные виды классификаций боевых искусств Китая. Мы вкратце расскажем о каждом из них.

Согласно географической классификации существуют:

Исторически сложилось, что в Китае существует 18 провинций, и в каждой из них практикуют собственные стили боевых искусств. Наиболее известные - шаньси, хэбэй и хэнань.

По характеру проявлений боевые искусства бывают:

  • физические (внешние) - ушу, обучающее уходу от конфликтных ситуаций, саньда
  • духовные (внутренние или религиозные) - боевые искусства Шаолиня (шаолиньцюань, Хун Гар, Вин Чун, стиль дракона и белого журавля), тайцзицюань, багуачжан, Тань Туй, синъицюань и Кьешикан.

Естественно, нельзя однозначно определить лучшее боевое искусство Китая, в них много отличий, и +-каждый ученик найдет что-то для себя.

Японские боевые искусства

Японские боевые искусства также многочисленны. На нашем сайте мы уже писали о и, поэтому сейчас расскажем Вам о том, какие виды боевых искусств Японии еще бывают:

  • джиу-джитсу - прародитель многих видов борьбы. Основатель джиу-джитсу Окаяма Сиробеи положил в основу своего учения принцип того, что мягкость побеждает зло. Джиу-джитсу предполагает выполнение бросков, ударов и силового воздействия на суставы, а также приемы удушения,
  • дзюдо (от японского «мягкий путь») - не предполагает нанесения ударов сопернику, его цель - введение врага в беспомощное положение и победа над ним,
  • кендо (от японского «путь меча») - современное японское фехтовальное искусство, произошедшее от самураев и предполагающее единство трех элементов: «ки» - дух, «кен» - меч и «тай» – тело,
  • сумо - вид борьбы, целью которой является победа над соперником путем вынуждения его коснуться пола на ринге любой частью тела, кроме стоп,
  • кемпо - вид древнего боевого единоборства, представляющий собой сочетание множества техник единоборств. Сейчас название «кемпо» используют для обозначения боевых искусств в целом,
  • кобудо - (от японского «старинный воинский путь») - собирательное название искусств владения различными видами восточных видов холодного оружия.

Чтобы окончательно определиться с выбором, посетите имеющий хорошую репутацию центр боевых искусств в Вашем городе.

Русские боевые искусства

Считается, что понятия «русские боевые искусства» в традиционном понимании этого слова не существует. Очевидно, это произошло потому, что русское боевое искусство напоминает танец. Любой национальный танец – это боевая форма пластического движения. Если к пластике прибавить точное понимание работы мышц и костного аппарата, то выйдет совершенная боевая форма движения. Русская школа боевых искусств выделила в список боевых искусств такие виды единоборств:

  • казачий спас, имеющий много общего с восточными единоборствами. Согласно этому учению, человек может переносить свое сознание в навье (астральное тело), клубье (ментальное тело), колобье (будхическое тело) и дивье (деваконическое тело). С помощью перенесения энергии в одно из тел человек может уйти от нападения и наносить противнику сокрушительные удары,
  • кулачный бой – состязательная мужская практика ведения боя на средней дистанции, допускающая удары руками и ногами, броски, хваты, а также разные перемещения,
  • рукопашный бой - универсальная система обучения приемам защиты и нападения,
  • самбо - молодой вид боевого единоборства и системы самообороны, разработанный в Советском Союзе, на основе японского дзюдо и традиционных народных видов борьбы,

Естественно, что в каждом из перечисленных видов единоборств есть известные на весь мир мастера боевых искусств: Джет Ли в ушу, Федор Емельяненко - в смешанных единоборствах, Мухаммед Али в боксе, Александр Карелин в классической борьбе, Масутацу Ояма в каратэ, Уолли Джей. в джиу-джитсу и многие другие. Все они служат примером для подражания и доказательством тому, что в мире нет ничего невозможного.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

Вид любого рукопашного боя определяется той социальной сферой, в которой он реализуется. Это позволяет выделить 7 видов рукопашного боя:

1 воинский (военный, армейский);

2 полицейский (миицейский);

3 спортивный;

4 криминальный;

5 бытовой;

6 сценический;

7 демонстрационный.

Технико-тактические особенности каждого из видов рукопашного боя имеют свою специфику, определяемую стоящими перед ними задачами. Хотя провести четкую границу невозможно, так как ряд приемов могут использоваться в каждом из видов. Так воинский и полицейский бой довольно близки по своему техническому характеру. Однако в военной схватке главное – уничтожить врага или вывести его из строя, причинив серьезное повреждение. Подчинение своей воле живого и, желательно, не поврежденного противника всего лишь частная задача при взятии «языка». При полицейской (милицейской) акции – главное захват живого преступника и только в самых крайних случаях его травмирование. Это, соответственно, определяет особенности соотношения технического арсенала рукопашного боя милиции и вооруженных сил.

В спортивном рукопашном бою обычно используется лишь определенный арсенал приемов (только броски и боевые определенного характера, только удары кулаком или кулаком и ногами и т. д.) при строгом соблюдении правил, исключающих серьезные травмы спортсменов.

Криминальный бой – оружие преступного мира – не имеет, да и не может иметь того организованно-выстроенного характера и единообразия, как воинские, полицейские (милицейские) или спортивные системы, хотя использует некоторые приемы из этих систем.

Бытовой бой характеризует крайняя пестрота боевых средств и столь же крайняя их неравноценность. Начиная с беспорядочного обмена неточными кулачными ударами и пинками до попыток использовать увиденные где-то настоящие боевые приемы.

Сценический рукопашный бой – имитация боя в рамках театральной или телевизионной постановки, а также в кинематографе.

Демонстрационный рукопашный бой – заранее оговоренный и отрепетированный публичный показ техники той или иной боевой системы, при котором прием не доводят до своего критического предела, грозящего травмой. Целью такого показа является ознакомление зрителей с определенной системой рукопашного боя, ее популяризация и пропаганда.

1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ И ТЕРМИНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕХНИКИ РУКОПАШНОГО БОЯ

Технику рукопашного боя составляет комплекс приемов, соответствующий цели боевой деятельности военнослужащих. Таким образом, объектом классифицирования техники рукопашного боя являются приемы (схема 1).

Приемы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий применения приемов и проведения действий в рукопашном бою.

Приемы боя с оружием предназначены для уничтожения противника в рукопашном бою, а также для обороны от его нападения.

Приемы боя без оружия предназначены для травмирования противника, его задержания и последующего конвоирования, освобождения от захватов и обезоруживания, а также его уничтожения или выведения из строя при помощи ударов и удушений.

Термины, применяемые для обозначения элементов техники и приемов рукопашного боя:

бросок - перевод противника из положения стоя в положение лежа с отрывом всех частей его тела от площади опоры;

выведение из равновесия - перемещение ОЦТ тела противника за площадь опоры;

выпад - быстрое перемещение ОЦТ тела, выполняемое посредством сильного толчка ногой, наклоном туловища вперед и выставлением противоположной ноги в сторону противника;

высед - переход за спину противника с одновременным его сваливанием через сед при помощи массы собственного тела или болевым приемом;

двойное удушение - одновременное перекрытие дыхательных путей и выключение мышечного механизма, обеспечивающего дыхание;

загиб - рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову);

замок - способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечья другой;

захват - активный контакт с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку;

изготовка к бою - наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющее ему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника;

конвоирование - сопровождение противника в нужном направлении под угрозой оружия или воздействием болевым приемом;

Схема 1. Классификация приемов рукопашного боя

нырок - быстрая группировка туловища с одновременным движением его под атаку противника;

обезоруживание - лишение противника контакта с оружием;

обыск - обнаружение и изъятие у противника оружия, опасных предметов и документов под угрозой оружия или при воздействии болевого приема;

освобождение от захвата - устранение захвата противника с помощью ударов, болевых приемов и рычагов;

отбив - ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) по оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели;

отвод - нажим оружием, конечностью на оружие или конечность противника с целью выведения их в сторону;

переворот - перемещение лежащего противника из одного положения в другое без отрыва от площади опоры;

передвижение - перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику;

передвижение переступанием (шагами) - перемещение ОЦТ тела с чередованием двухопорного и одноопорного положения;

передвижение прыжками (скачками) - перемещение ОЦТ тела с чередованием безопорного и опорного положения;

поворот - изменение положения противника или перемещение его путем вращения;

подворот - быстрый поворот спиной к противнику, находящемуся в захвате, с одновременным наклоном туловища, сгибанием ног и подбивом его тазом;

подножка - бросок противника через ногу, поставленную под одну или обе его ноги;

подсечка - подбив ноги противника подошвенной частью стопы;

подставка (блок) - защита движением оружия или конечностью под оружие или конечность противника, производящего удар, с целью его остановки или принятия на себя;

подхват - подталкивание противника спереди или спереди-сбоку задней частью бедра назад-вверх с целью перевода его в положение лежа;

положение - расположение ОЦТ тела относительно площади опоры;

рывок - резкое движение, в результате которого противник выводится из равновесия или поворачивается, что позволяет произвести захват его сзади;

рычаг - способ силового воздействия на конечность противника, линия приложения которого проходит в плоскости, перпендикулярной суставу;

самостраховка - смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов;

сбивание - ударное движение ногой, в результате которого противник отрывается от площади опоры и переводится в положение лежа; толчковые движения, выполняемые руками и туловищем, направленные на перевод противника в положение лежа;

сваливание - перевод противника из положения стоя в положение лежа без отрыва его от площади опоры;

связывание - прекращение активного сопротивления противника при помощи веревки или ремня;

стойки - вертикальные положения обучаемых, применяемые в качестве исходных положений перед выполнением приемов;

страховка - поддержка партнера при его падениях в процессе обучения;

транспортировка - переноска связанного противника;

толчок - короткое и сильное движение, направленное на противника с целью выведения его из равновесия;

удар - резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху;

удушение - перекрытие дыхательных путей противника;

узел - скручивание и сгибание конечности противника;

укол - удар острием штыка или ножа в тело противника.

2 КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

РАЗМИНОЧНОГО ХАРАКТЕРА.

Проводящему занятия следует ознакомиться с некоторыми общеразвивающими упражнениями. Хорошо проведенная разминка не только способствует подготовке организма занимающегося к физической нагрузке, но и является одним из элементов профилактики травматизма на занятиях по рукопашному бою. Кроме указанных ниже упражнений для разминки можно использовать и другие упражнения общего характера. Однако, учитывая физиологическую особенность организма утрачивать после 30 лет гибкость, предлагаем упражнения, большинство из которых способствует развитию гибкости в сочетании с ростом силовых качеств. Упражнения комплекса выполняются стоя, сидя, лежа самостоятельно и в парах. К ним относятся упражнения для конечностей: наклоны, приседания, полушпагаты и шпагаты, сгибание – разгибание рук в упоре лежа, парные упражнения (рис. 1-4).

Все нижеприведенные упражнения разминочного характера следуют, как правило, после непродолжительной пробежки. Дозировка в разминке варьируется от 5 до 10 выполнений.

3 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

3.1 СПОСОБЫ ПАДЕНИЯ НА ТВЕРДУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

Обязательными элементами разминки должны стать способы падения на твердую поверхность (земля, деревянный пол спортивного зала). Данные упражнения не только подготовят занимающегося к быстрому освоению самостраховки, но также дадут ряд специальных навыков необходимых в рукопашном бою. Например, во многих случаях только умением перекатываться при ударе об землю можно превратить силу броска противника в эффективное оружие против него. Поэтому падение можно классифицировать по тому, для чего оно совершается.

Рис.1 Комплекс упражнений общеразвивающего характера

Классификация падений по цели:

1. Сохранение и безопасность организма при сильном и резком соприкосновении с землей, полом и т.д.

2. Мобильный уход от ударов, луча света, выстрела. Обычно сопровождается резким падением вниз с последующим уходом в сторону различными способами перекатов.

3. Подготовка к резким и длинным прыжкам в различных направлениях с мягким приземлением на землю, противника, на машину и т.д.

Рис.2 Комплекс упражнений на развитие гибкости нижних конечностей

Также падение, кувырки и перекаты подразделяются относительно стойки (высоты падения).

Классификация относительно стойки:

1. Падение с высоты.

2. Падение со стойки

3 Падение с колен.

4. Кувырки, перекаты лежа на земле.

И последняя классификация всех этих приемов производится по формам движения (по направлению падения).

Классификация по формам движения:

I. Падения вперед на руки" три варианта;

II. Падение на бок: с закручиванием на месте и с вклиниванием (амортизация руками и ногами два варианта);

Рис.3 Разминочные упражнения

а, б – сгибание – разгибание рук в упоре лежа; в – парные упражнения на развитие гибкости

III. Кувырки:

а) вперед с выходом из кувырка:

1. В положение самостраховки.

2. Удар пятками сверху.

3. В стойку:

Лицом по ходу движения;

Лицом обратно ходу движения;

Лицом перпендикулярно ходу движения;

б) назад, с выходом из кувырка:

  1. В положении лежа на животе
  2. В стойку.

IV. перекаты:

1. На плечах.

Удары ногами поверху;

Удары ногами понизу;

2. На спине:

Удары ногами поверху;

Рис.4 Комплекс упражнений для парного выполнения

Удары ногами понизу;

Изложим основные принципы проведения падения:

При ударе об землю не биться телом, а скручиваться;

Стараться распределить силу удара об землю на возможно большую площадь контакта тела с землей, уменьшая этим энергию деформации Контакт должен происходить только по мягким тканям тела;

Расслабляйтесь, гасите скорость падения;

Всегда работайте тазом, все движения из таза;

Превращение поступательного движения во вращательное на земле производится за счет скручивания телом вокруг какой либо оси вращения (позвоночник, плечи и т.д.);

Во время контакта с землей делайте выдох;

Рис.5 Падение в сторону на руки

Падение в сторону на руки .

В начале на землю ставятся руки, затем согнутые в коленях ноги выбрасываются в соответствующую сторону. Локти разводятся, чтобы смягчить падение. Голова поворачивается в сторону (рис.5).

Падение на бок.

Приседая и одновременно закручивая туловище вправо, опуститься на землю правой ягодицей и перекатиться в группировке на левый бок. Левой рукой можно сделать амортизирующий удар о землю (рис.6).

Рис.6 Падение на бок

Падение вперед на руки .

Вариант 1. Из исходной стойки упадите вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки. Непосредственно перед контактом с землей руки немного подаются вперед. Падение смягчается благодаря уступающей работе мышц-разгибателей плеча. Лицо поворачивается вправо или влево (рис.7)

Вариант 2. На месте, где располагались ступни ног, при падении должна оказаться середина туловища. В этом случае необходимо вначале согнуться в пояснице и руками опереться о землю. Таз подать назад. После этого выпрямляя ноги в коленях переместить их назад. Ноги должны быть раскинуты в сторону. Сила падения гасится сгибанием рук в локтях (рис.7).

Рис.7 Падение вперед на руки

Кувырок вперед

Вначале следует изучать кувырок с колен. Колено правой ноги опустите на землю. Ладонь левой руки также опустите на землю. Правая рука выкручивается вперед в плечевом и локтевом суставе, что в сочетании с толчком ног дает импульс к кувырку вперед. Голова наклоняется влево и вы делаете кувырок

вперед (рис.8). При выполнении кувырка назад все действия выполняются в обратной последовательности.

3.2 ПРИЕМЫ САМОСТРАХОВКИ

Приемы падения и группировки, обеспечивающие предупреждение от ушибов о землю после бросков, столкновений, проведения болевых приемов в единоборстве с противником, называются приемами самостраховки. Это - умение падать не травмируясь.

Рис.8 Кувырок вперед и назад

Приемы самостраховки при падениях различаются по направлению падения и выполняются вперед, назад, на бок. Овладение приемами самостраховки начинается с изучения группировки и кувырков.

Группировка (рис.9). Сесть на землю (ковер) и обхватить обеими руками голени ног, колени слегка развести, пятки - вместе, корпус согнуть, голову опустить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бедрам.

Кувырок вперед . Из исходного

Рис. 9 Группировка положения - фронтальной стойки

присесть, колени слегка развести в стороны. Прижав подбородок к груди и сильно согнув спину, упереться ладонями о землю. Оттолкнувшись ногами и опираясь затылком о землю, сделать перекат через спину вперед. В конечной фазе переката захватить руками голени ног и, закончив кувырок, принять положение группировки или вернуться в исходное положение.

Для выполнения кувырка назад из фронтальной стойки присесть, прижать подбородок плотно к груди и, падая назад, сгруппироваться. В момент касания земли плечами опереться руками около головы, перекатиться назад через голову или плечо и принять исходное или группировку.

Кувырок вперед прыжком из положения стоя и с разбегу (кульбит). Наклоняя корпус вперед, толчком обеих ног подпрыгнуть и в момент опоры руками о ковер (землю) сгруппироваться и сделать перекат через спину, последовательно касаясь ковра (земли) затылком, лопатками, тазом. Закончив кувырок, встать в исходное положение. Этот кувырок также может выполняться после нескольких шагов разбега.

Кувырок вперед через плечо (рис.10). Стать на правое (левое) колено и, пропуская правую (левую) руку между ног ладонью вниз, поставить правое (левое) плечо на землю; голову отвести к левому (правому) плечу, а подбородок прижать к груди; оттолкнувшись ногами, сделать перекат по диагонали спины с правого (левого) плеча в направлении левой (правой) ягодицы и занять положение на левом (правом) боку. Кувырок закончить упреждающим ударом выпрямленной левой (правой) рукой и ногами о землю. В конечном положении левая (правая) нога согнута, а правая (левая) находится впереди на всей ступне.

Падение вперед (рис.7). Из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки (падение смягчается благодаря уступающей работе мышц разгибателей плеч). При падении вперед прыжком подпрыгнуть и упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в сторону руки, с последующим перекатом с груди на живот.

Рис.10 Кувырок вперед через плечо

Падение назад (рис.11). Из фронтальной стойки, приседая и падая назад, перекатиться на спину, амортизируя свое падение одновременным упреждающим ударом разведенных в стороны (под углом около 45°) рук о землю.

Падение назад через спину партнера (рис.12). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед ладонями вниз. Делая движение, как бы садясь на спину партнера, начать падение назад-вниз. Перекатиться на свою спину с одновременным упреждающим ударом обеими руками о землю.

Падение на бок (рис.13). Исходное положение - фронтальная стойка. Приседая и одновременно закручивая корпус вправо (влево), опуститься на землю правой (левой) ягодицей и перекатиться в группировке на правый (левый) бок, предварительно сделав упреждающий удар выпрямленной правой (левой) рукой и ногами о землю. Тело должно принять конечное положение лежа на боку так, чтобы одна нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах, лежа на земле наружной поверхностью голени и бедра, вторая стояла перед ней

на всей ступне, а рука, выполнявшая упреждающий удар, находилась на земле в 15-25 см от колена. Голова прижата к вытянутой вперед-вверх другой руке.

Рис.11 Падение назад

Рис.12 Падение назад через спину партнера

Рис.13 Падение на бок

Падение на бок через спину партнера (рис. 14). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках. Захватить своей левой (правой) рукой одежду партнера в области рукавного шва на плече. Корпус слегка согнуть в пояснице, подбородок прижать к груди, правую (левую) руку вытянуть перед собой ладонью вниз. Поднимая согнутую в колене левую (правую) ногу, как бы садясь за партнера, перевалиться через него и упасть на правый бок в группировке, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой. Захваченную часть одежды партнера не опускать.

Рис.14 Падение на бок через спину партнера

Рис.15 Падение на бок кувырком вперед через спину партнера

Падение на бок кувырком вперед через спину партнера (рис. 15). Исходное положение - стоя у правого (левого) бока лицом к партнеру, стоящему на четвереньках. Захватить левой (правой) рукой одежду на его левом (правом) плече, правую (левую) руку вытянуть вперед перед собой. Толчком ног, группируясь, выполнить кувырок вперед в плоскости, проходящей через левое (правое) плечо и правую (левую) ягодицу. В момент падения на бок сделать упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

Падение на бок через палку (шест). Для падения на правый (левый) бок стать к палке спиной и захватить ее левой (правой) рукой хватом снизу. Не отпуская палку, произвести падение назад на бок, сделав в момент призем­ления упреждающий удар вытянутой правой (левой) рукой и ногами о землю. Палка (шест) держится партнером двумя руками над плечом.

Падение на бок кувырком вперед через палку или шест (рис.16). Стать к палке лицом и захватить ее сверху левой (правой) рукой на уровне пояса. Правая (левая) рука вытянута вперед ладонью вниз. Толчком ног выполнить кувырок вперед через левое (правое) плечо и, не отпуская палку, приземлиться на бок, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

Падение на бок кувырком вперед через руку партнера (рис.17). Стать к партнеру левым (правым) боком, захватив в глубокий захват своей правой (левой) рукой запястье одноименной руки партнера. Другую руку вытянуть впе­ред ладонью вниз. Наклоняясь вперед, оттолкнуться нога­ми и сделать кувырок вперед, приземляясь на левый (пра­вый) бок с одновременным упреждающим ударом рукой и ногами о землю.

Рис.16 Падение на бок кувырком вперед через палку или шест

Рис.17 Падение на бок кувырком вперед через руку партнера

Способы самостраховки при выполнении болевых приемов заключаются в соответствующем напряжении мышц той ноги или руки, которая захвачена соперником на болевой прием. Такое сопротивление как бы уравновешивает силу соперника, затрачиваемую им для проведения приема. Поэтому категорически запрещается неожиданно расслаблять захваченную соперником конечность. В безвыходном положении, когда уйти от приема соперника нельзя, надо, не прекращая сопротивления, дать сигнал голосом («Есть») или четким двукратным хлопком по телу соперника.

3.3 СПОСОБЫ СТРАХОВКИ ПАРТНЕРА ПРИ РАЗУЧИВАНИИ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

Проводя броски при отработке приемов и в схватках, рукопашник должны уметь страховать себя и партнера от травм. Во избежание травматических повреждений на занятиях по рукопашному бою применяются специальные способы страховки партнера.

Проводя броски на тренировке атакующий должен выполнять их так, чтобы не допустить получения травмы соперником.

При бросках, когда бросающий остается на ногах, страховка падающего проводится посредством смягчения падения поддержкой за одежду, а иногда направлением его тела на перекат. Атакующий для самостраховки должен избегать бросать соперника себе на ноги. Особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы при подножках атакующая нога ставилась вплотную к ноге соперника и даже подбивала ее. При этом соперник, падая через ногу, никогда не придавит ее.

При проведении соперником обвива нельзя приседать на атакуемой ноге, так как это неизбежно ведет к травме атакующей, а часто и атакуемой ноги.

При бросках из стойки, в которых нападающий также падает, страховка партнера заключается в смягчении его падения путем направления тела на перекат. В то же время атакующий не должен касаться ковра головой и ударяться плечом или локтем.

Если при отработке приема создается опасное положение для одного из занимающихся, первый, заметивший это положение должен немедленно дать сигнал голосом: «Стоп!» По этому сигналу все движения рукопашников приостанавливаются.

Так же страховка обязывает нападающего проводить болевой прием плавно, с учетом технической и силовой возможности сопротивления взятого на прием соперника и по любому его сигналу немедленно прекращать прием.

При единоборстве в положении лежа рукопашник, находящийся сверху не должен опираться на какую бы то ни было часть тела соперника коленями или локтями.

Обобщение приведенных выше материалов по страховке и самостраховке добавим, что занимающиеся должны помнить и выполнять несколько простых правил поведения во время тренировки:

Нельзя сидеть спиной к центру ковра;

Во время отработки бросков следует располагаться так, чтобы партнер падал от центра ковра к краю;

При падениях нельзя для смягчения падения выставлять выпрямленную руку.

3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ ПРИЕМАМ

Подготовительные приемы разучиваются на первом занятии по рукопашному бою в такой последовательности: положения, передвижения и приемы самостраховки. Совершенствование в этих приемах осуществляется в подготовительной части каждого из последующих занятий.

Падения (кроме падения вперед) разучиваются в такой последовательности:

Отработка конечных положений и упреждающих ударов руками и ногами;

Выполнение падений из группировки, сидя на земле;

Выполнение падений из низкой, средней и высокой стоек;

Выполнение падений в процессе передвижений в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.

По мере овладения первоначальными навыками простейших падений следует переходить к изучению более сложных приемов: падения назад и на бок через спину партнера, кувырков вперед через спину, руку партнера и через шест.

Приемы самостраховки - это сложные и координационном отношении упражнения. Поэтому необходимо строго соблюдать указанную выше последовательность их разучивания, чтобы обучаемые постепенно могли овладевать навыками в умении группироваться и закручиваться во время падения с последующей страховкой себя от болезненных ощущений при ударе о землю. Приемы самостраховки разучиваются обязательно в обе стороны.

Обучение приемам самостраховки осуществляется, как правило, одновременным или поочередным выполнением упражнений всеми обучаемыми. Тренировка в выполнении приемов самостраховки проводится на месте и в движении одновременно всеми занимающимися или потоком в различных сочетаниях с передвижениями и кувырками на безопасных интервалах и дистанциях.

При обучении падениям и кувыркам применяются команды: «Положение группировки - ПРИНЯТЬ», «Конечное положение на левом боку - ПРИНЯТЬ», «Перекат на правый (левый) бек - начи-НАЙ», «Кувырок вперед через плечо начи-НАЙ», «Кувырок вперед через руку партнера начи-НАЙ», «Падение назад начи-НАЙ», «К самостоятельному выполнению упражнения - ПРИСТУПИТЬ». «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ».

В качестве примера приводится последовательность обучения падению на бок и кувырку вперед через плечо. Обучаемые располагаются в двухшереножном строю лицом друг к другу на интервалах и дистанциях, исключающих падение на партнера.

Падение на бок разучивается в такой последовательности: после ознакомления с приемом разучивание его начинается из конечного положения лежа на правом (левом) боку. Руководитель занятия уточняет расположение всех частей тела. При этом он обращает внимание занимающихся на необходимость плотной группировки и правильное положение рук и ног. Для выполнения упражнения подается команда: «Конечное положение на правом боку - ПРИНЯТЬ». Затем руководитель исправляет допущенные обучающимися ошибки, проводит отработку данного положения на левом и правом боку в динамике, подавая следующие распоряжения и команды: «Оттолкнуться рукой и ногой от земли, поменять в воздухе положение ног и, перекатываясь на левый бок, сделать упреждающий удар левой рукой и ногами. Упражнение начи-НАЙ». Это упражнение выполняется 6-8 раз. Особое внимание занимающихся при этом обращается на качество группировки. Падение на бок выполняется из низкой, средней и высокой стоек. Дальнейшее совершенствование в падении проводится с помощью партнера и палки.

Кувырок вперед через плечо разучивается таким образом: после ознакомления с приемом кувырок вперед через плечо выполняется в разомкнутом двухшереножном строю. Из исходного положения, стоя на правом колене и ступне левой ноги, обучаемые как бы просовывают правую руку ладонью вниз, развернутую локтем вперед под себя, энергично отталкиваясь ногами и опускаясь на правое плечо, делают перекат по диагонали спины и, нанося упреждающий удар левой рукой и ногами, занимают положение группировки на левом боку.

Руководитель занятия следит за техникой выполнения кувырка и исправляет ошибки. Как правило, наиболее характерной и типичной ошибкой является перекат не в плоскости плечо - противоположная ягодица, а по линии плеч, когда обучаемый занимает конечное положение относительно исходного на боку не «довернувшись» после переката в нужной плоскости примерно на 90°. Эта ошибка возникает вследствие недостаточно энергичного толчка ногами. Поскольку кувырок вперед через плечо - целостное упражнение и его нельзя расчленить на части, руководитель занятия, разъясняя сущность возникновения ошибки, может оказывать отдельным занимающимся практическую помощь для быстрейшего овладения нужной координацией движения. Повторить кувырок 6-8 раз и, убедившись, что все обучаемые в основном овладели правильной его техникой, прием следует выполнить из различных исходных положений (стоя, в движении шагом и бегом). В такой же последовательности разучиваются кувырки и через другое плечо.

Дальнейшее совершенствование в технике этого приема осуществляется кувырками вперед через палку (шест), спину, руку и пояс партнера.

5 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СИЛЫ УДАРА ТЕЛА РУКОПАШНИКА ПРИ ПАДЕНИИ ПОСЛЕ БРОСКА

Все броски на занятиях по рукопашному бою заканчиваются ударом о ковер одного или двух занимающихся. Ударная сила в момент падения достигает больших величин, вызывает ушибы и различные повреждения, что является одной из причин нежелания посещающих секцию по рукопашному бою многократно повторять броски и, следовательно, совершенствовать свою технику. Наибольшее число травм на тренировках -следствие удара.

При падениях после бросков постоянно наблюдаются прямые и косые удары тела рукопашника о ковер. Проведенные Е.М. Чумаковым (1984г.) наблюдения за характером падения после бросков в самбо и дзюдо показали, что 17,8% падений завершались жестко, с сильным ударом, вызывавшим у спортсменов болевые ощущения, нарушения дыхания, потерю координации движений, ориентировки на ковре, и 1,4% падений заканчивались получением одним из спортсменов травмы, в результате которой прекращалась схватка. Особенно опасными является прямой удар при падении на бок. Поэтому знание путей снижения ударной силы при падениях после бросков имеет большое практическое значение для правильного построения процесса обучения и совершенствования техники рукопашного боя.

Е.М. Чумаковым проведен анализ путей снижения силы удара тела спортсмена при падении с позиций теории удара. Согласно этой теории, среднюю силу при прямом ударе можно определить по формуле (1)

где S - ударный импульс, кгс-с; t - время удара, с; Р - вес тела, кг; V -скорость тела, м/с; g - ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/с; к - коэффициент восстановления при ударе; а - угол между направлением скорости и нормалью к поверхности ковра (при прямом ударе а=0°).

Из формул (1) и (2) видно, что уменьшить ударную силу, а следовательно, и ударное ускорение можно за счет снижения скорости V, увеличения угла а , уменьшения к (упругости материала борцовского ковра) и увеличения времени удара t.

Снижение скорости V является нежелательным для современного уровня развития рукопашного боя, так как в настоящее время наметилась тенденция к увеличению скоростей при проведении бросков. Уменьшение силы удара при падении после бросков необходимо достигать за счет правильного выбора параметров a, t и к. При обучении броскам и на тренировках угол а можно увеличить взаимным применением приемов страховки и самостраховки.

Броски следует проводить с поддержкой за одежду и с протяжкой и выстиланием вдоль ковра. На занятиях надо стараться как можно меньше проводить, прямых ударов тела о ковер и падений на бок. Увеличить время удара t можно за счет применения приемов страховки и самостраховки, уменьшения жестокости ковров. При этом следует отметить, что борцовский ковер как основное оборудование мест занятий должен обеспечивать наилучшие условия для усвоения техники бросков и безопасности занимающихся.

Приведенные выше материалы позволяют сделать следующие обобщения:

При проведении занятий необходимо уделять внимание изучению и совершенствованию падений с приземлением на различные части тела (спину, бок, грудь, живот, руки, ноги, ягодицы, голову), а также совершенствованию при этом приемов страховки и самостраховки.

Обучение начинающих заниматься рукопашным боем, а также тренировки и совершенствование бросков с большой амплитудой падения следует проводить на мягких коврах с малой жесткостью, обеспечивающих лучшее смягчение ударов при падении.

6 ТРАВМЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ.

При нарушении системы и правил проведения занятий по рукопашному бою возможны различные травмы: ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения и разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и хрящей, ожоги, обмораживания, обмороки, тепловые и солнечные удары и др.

Причины травматизма в неправильной организации и методике проведения занятий . К основным организационным недочетам относятся прежде всего:

Плохая организация занятий;

Слабое владение руководителем занятия методикой обучения;

Низкая дисциплина;

Неподготовленность мест занятий и инвентаря.

Несоблюдение дидактического принципа обучения (принцип последовательности и постепенности), незнание преподавателем физических возможностей организма по временным поясам суток, а также половозрастных особенностей занимающихся, системы обучения страховкам и взаимостраховкам, - все это приводит к травмам на занятиях (до 40% от общего числа имеющих место травм). К другим причинам травм теория физического воспитания относит также

нарушение правил содержания мест занятий и инвентаря (до 15%), а также неудовлетворительную воспитательную работу с контингентом обучаемых непосредственно на занятиях и вне их (до 8-10%). Неблагоприятные метеорологические условия (холод, жара, дождь, пурга, ураган и др.) также являются причиной травматических повреждений (до 8-9%).

Особенностью занятий по рукопашному бою является применение болевых, силовых и удушающих приемов в борьбе, нанесение ударов руками и ногами, преодоление различных препятствий и заграждений. При организации и проведении занятий необходимо тщательно продумывать меры, направленные на профилактику травматизма.

С целью предупреждения травм у занимающихся руководитель занятий обязан:

Соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между занимающимися при выполнении приемов боя автоматом в движении;

Следить за правильным применением приемов страховки и самостраховки;

Применять ножи (штыки) с надетыми на них ножнами или макеты ножей, малых лопат, автоматов (карабинов) при обучении приемам с оружием;

При выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку и не допускать падения на него;

Следить, чтобы вырывание оружия, выкручивание рук, болевые приемы проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «ЕСТЬ» немедленно прекращались;

Удары ножом, рукой и ногой во время тренировки без использования защитного снаряжения, только обозн

Боевые искусства в любое время пользовались успехом, однако сейчас они вышли на мировой уровень как одно из направлений спорта. Видов боевых искусств сейчас великое множество, и их можно разделить на две большие группы: восточные единоборства и европейские.

Виды восточных единоборств:

Каратэ. Это боевое искусство берет свое начало с острова Окинава. Самый первый окинавский стиль каратэ был особенно жестоким, и совсем не был похож на тот, который все знают сейчас. Только перейдя в Японию в 19-20 вв., стили каратэ стали более спортивными и менее боевыми. Поэтому этот вид единоборства заслуженно считается японским, и так популярен во всем мире и в России, в частности.

Кунг-фу. В Китае этим словом называют все китайские единоборства в целом. Этот термин сроден российскому - «рукопашный бой», который подразумевает любую боевую подготовку человека. Однако в Китае более распространен его синоним – ушу. Очень большую популярность в последнее время приобрел вин-чун .

Джиу-джитсу. Еще одно японское единоборство, которое раньше использовали в боях японские самураи. Его техника схожа с техниками каратэ, дзюдо и айкидо.

Дзюдо. Это единоборство было разработано на основе джиу-джитсу, и сейчас представляет собой вид спортивной борьбы.

Айкидо. Оно также произошло от джиу-джитсу, и в настоящее время пользуется большой популярностью. Его техника заключается в том, чтобы довести своего противника до потери равновесия и использовать его силу против него самого.

Тхэквондо. Это боевое искусство было создано в Корее. Там же, в корейском спецназе, до сих пор используется тхэквондо-кексуль - более боевой стиль, однако им невозможно овладеть за пределами этой страны.

Муай-тай. Этот вид боевого искусства более распространен в Таиланде, он очень травмоопасен, так как основан на ударах коленями и локтями.

Виды европейских и русских единоборств:

Бокс. Самый популярный и старый вид европейского единоборства, целью которого является способность наносить удары, не повреждая при этом кисть.

Сават. Этот вид единоборства еще называют французским боксом. Особенность этой техники заключается в использовании ударов ногами в нижний уровень, подножек и подсечек.

Самбо. Самбо был разработан на основе национальной техники борьбы и дзюдо в СССР для использования в силовых структурах и в спорте.

Помимо этих основных видов боевых искусств, существуют и такие, как капоэйра, кикбоксинг, крав-мага, боевой гопак и многие другие.