Ребёнок боится воды: причины и пути решения проблемы. Ребенок не хочет ходить в бассейн

Хвалите малыша даже за ерунду…

Мы хотим поговорить о детях от года и старше. У совсем маленьких деток — всё похоже, только есть некоторая специфика.

Чего не следует делать

Не дуйте малышу на лицо (есть такая методика), кроху это будет пугать.

Не говорите ребёнку “Ныряем!” перед погружением в воду. Желательно, чтобы вы не давали никаких “стандартных” команд. Малыш не должен затаивать дыхание по команде. Он должен быть готов к тому, что при попадании в воду в любую секунду можно оказаться головой в воде. Ребенок должен затаивать дыхание при погружении в воду, при попадании воды на лицо – всегда. Иначе потом он будет плакать, если “команда не поступит”, а вы его захотите окунуть. А именно окунаться надо большое количество раз и самостоятельно плавать малыш сам скоро сможет.

Не кладите ребенка в воде на спину! Дети это очень не любят, хотя инструкторы рекомендуют. Это положение беззащитного! Оно неудобно для ребенка! А кроме этого – опасно! Так проще нахлебаться воды. Научить плавать на спине в сотню раз сложнее, чем плавать спиной вверх. Все дети начинают сначала плавать под водой, а потом уже учатся поднимать голову для вдоха. Просто поначалу родители помогают детям сделать вдох.

Желательно не использовать никаких дополнительных плавсредств – круги, жилеты, нарукавники. Всё это отдалит ребёнка от мысли, что он может плавать. Это показывает ребёнку, что без “подпорок” сам в воде он находиться не может!

Ни в коем случае не учите малыша зажимать ноздри пальцами. Вода затечёт в ноздри совсем чуть-чуть. А ребёнок с самого начала, если вы не будете ему мешать научиться преодолевать этот легкий дискомфорт и отфыркивать воду при выныривании.

Лучше этого не делать:

Не следует водить ребёнка по водичке так, чтобы у него голова была над водой. Дети начинают плавать, опустив голову под воду и только потом, через некоторое время начинают выныривать для вдоха, а уже после этого постепенно обучаются плавать, высунув голову из воды.

Преодолеваем страх воды

Для самых боящихся – самый небольшой объем воды

Начните дружбу с водой с небольшой мисочки, чем больше ребёнок будет играть с водой, тем лучше.

В том случае, если ребёнок соглашается играть в ванной, то поставьте мисочку на дно ванны и туда же посадите ребёнка.

Не начинайте не с надувных бассейнов, а именно с мисочек и тазиков.

Переходим в воду побольше

Когда малыш научился с радостью играть в воде, все его водные игрушки и забавы пусть перекочуют в небольшой надувной бассейн на улице. Если у вас нет дачи, выходите на пляж к речке или морю, кидайте туда его игрушки и наливайте хоть немного воды из речки (моря).

“Ходим” по воде

Если ребёнок не настолько панически боится воды, как в предыдущих случаях, то не стоит начинать с мисочек и тазиков. Даже не стоит ставить надувной бассейн. Сразу мочите ножки и играйте с водой на мелководье. Играйте вместе! Сидите в воде и играйте – чем больше, тем лучше.

Лицо в воду!

Самое важное умение, которое нужно освоить ребёнку – это окунание лица в воду безо всякого страха. Если ребёнок станет опускать лицо в воду безо всякой боязни, считайте, что через неделю он поплывёт. Не стилем, конечно, но барахтаться под водой уже сможет, преодолевая хотя бы метр-два.

Умывания для всех боящихся

Предлагаем начать с умывания, а точнее, с окунания лица в воду, которая помещается в ладошки. То есть, при умывании (или мытье ребёнка) встаньте у ребёнка за спиной, руки протянутие вперед, чтобы они оказались перед ребёнком. Наберите в свои ладони воду и пусть малыш окунет в воду лицо, а вы с небольшой задержкой его умоете. В своих ладошках у малыша помещается мало воды, а в ваших – больше. Но вода через несколько секнуд выльется и это совсем не страшно – ведь это только лишь умывание!

Для более смелых

Окунаем лицо в воду в ванне. Можно просто окунать, а можно устроить игры.

К примеру, игра – вытащить ртом из под воды кусочек яблока или другой удобный предмет.

Плескательные игры

Все малыши любят плескаться и баловаться с водой.

Если малыш полюбит такие игры на малой воде (в ванне, в тазике, в надувном бассейне), то вам легче будет увлечь его водой и в других “водах”.

Хлопаем руками по воде в удовольствие!

Поливаемся водой. Отличное развлечение!

Топаем ногами по воде

Воды для этого “упражнения” должно быть практически по щиколотку – не больше.

Можно топать и на мелководье на речке (море), но тоже – обязательно держите ребёнка за руку.

Бьём ногами по воде, сидя. Это и весело и полезно!

Плюхаемся в воду

Все это удобно только в надувном бассейне, да еще и если он стоит на травке, а не на бетонном покрытии. Стоим и шлепаемся попкой!

Падаем в воду

Аквапарк

Ничто так не сподвигает ребёнка к водным забавам, как посещение аквапарка, особенно, если в нём есть хорошая детская зона. Не один крошечный бассейник с двумя горочками, а много водных развлечений.

Если ребёнок совершенно боится воды, то, возможно, вам потребуется посетить аквапарк несколько раз.

Главное – не сидите на шезлонге! Будьте всё время в воде! Причем, именно в детской зоне. Рано или поздно ребёнок к вам присоединится! Но не затаскивайте его насильно, через крик.

Основные правила

Начиная занятия с ребёнком, вы должны реально оценить свои силы – сможете ли вы посвящать этому достаточно времени. Только регулярные занятия дают результат. Ребенок отвыкает ОЧЕНЬ быстро!

Ребенок должен любить тренировки! Он должен испытывать удовольствие от воды! Он должен не орать, как потерпевший, когда вы вносите его в ванну, подъезжаете к речке или подходите к зданию бассейна, а начинать кричать “Ура!”. Именно таким криком оглашают мои дети окрестности бассейна или озера…

Ничего и никогда не стоит делать через плач, через отрицательные эмоции. То есть, ребёнок может слегка покукситься или показать недовольную мордашку. А вы должны его тут же рассмешить, успокоить, отвлечь.

Купая ребёнка в теплой или горячей воде, мы дадим ему расслабиться, но плавать, скорее всего, не научим. Желательно приучать ребенка к более или менее прохладной воде. Специалисты по раннему плаванию говорят, что лучше всего плавать в воде 21-24 градуса. Но подавляющему большинству мам это не по силам. Они сами не могут находиться в такой воде (хотя в море в такой воде поплавали бы, но сидеть в ванне – холодно). Но всё-таки, старайтесь постпенно снизить температуру, в которой вы и ребёнок сидите в ванне. Ну, хотя бы до 26-28. Вода теплее, чем 30 градусов – уже считается слишком теплой! В ней хорошо расслабляться, а не плавать.

Не навязывать “занятия”, а сделать воду естественной средой, такой же, как воздух. Мои дети в бассейне или в море не “занимаются” – это часть их жизни. Маленькими они спали в воде, ели, играли в пальчиковые игры прямо под водой… В воде должно быть много песенок, игр, прибауток, стишков и других развлечений.

На занятиях много хвалите ребёнка! Хвалите даже за ерунду. Хвалите не за что, даже если он разревелся от одного окунания. И уж, тем более, хвалите, если он сделал что-то стоящее! Словом, хвалите всегда!

Показывайте ребёнку свою нежность и заботу. Поддерживайте его всячески! Целуйте его при выныривании обязательно! На первых порах, конечно, потому что потом он будет просто уплывать от вас….

Читайте также:

Все о воспитании

Просмотрено

Какой талант у ребенка: 8 типов интеллекта и их особенности

Все о воспитании, Советы родителям

Просмотрено

Что предпринять, чтобы ребенок хотел идти в школу

Беременность и роды

Просмотрено

Как я могу безопасно избавиться от лишних волос на теле, когда я беременна?

Советы родителям

Просмотрено

7 способов обеспечить своему малышу светлое и здоровое будущее

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Что делать, если ребенок плачет?

Детская психология

Просмотрено

Как говорить с ребенком о грустных событиях?

— пожалуй, единственный вид спорта, которому можно обучать ребенка чуть ли не с рождения. Если раньше в бассейн не принимали раньше 5-6 лет, то сейчас этой проблемы нет: многие центры раннего развития предлагают малышам познакомиться с водой, а инструктора могут провести и «плавательный» урок на дому.

О том, когда лучше отвести ребенка в бассейн, как помочь ему избавиться от страха воды и в какие водные игры играть, мы побеседовали с инструктором по детскому плаванию Марией Гавриловой.

— Какой самый благоприятный возраст для обучения плаванию?

Мария Гаврилова: — Обучение плаванию в бассейне можно начинать, когда ребенок держит голову и спинку, то есть, с трех-четырех месяцев. Этот период и есть самый благоприятный: дети обычно хорошо «заходят» в воду, не боятся воды, быстро привыкают к инструктору. Наиболее тяжелый период для «вхождения» в воду — от семи месяцев до полутора лет: дети начинают бояться чужих. Но и в этом возрасте есть свои плюсы: ребенка легче заинтересовать игрушками, которые есть в каждом детском бассейне.

— Если ребенок боится воды, то как можно помочь ему преодолеть это чувство?

Мария Гаврилова: — Бывает, что дети боятся воды. Этот страх может передаваться от родителей, может быть врожденным, а может быть приобретенным: например, был неудачный опыт контакта с водой (уронили ребенка в воду, напугали его).

Как правило, инструктор делает все возможное, чтобы заинтересовать ребенка. Для ребенка процесс обучения и игра — одно и то же. Играя, ребенок учится. Поэтому в детских бассейнах много игрушек, которыми можно увлечь ребенка.

Немаловажную роль в процессе адаптации ребенка к воде играют и родители. Очень часто они вовлекаются в игру, подсказывают, во что ребенок любит играть.

Каждая ситуация индивидуальна, зависит от возраста ребенка, поведения родителей, от настроения ребенка. Может, он только что проснулся или, наоборот, хочет спать. У совсем маленьких детей прогресс виден уже на третьем занятии: ребенок активно интересуется игрушками, начинает нырять.

Некоторые родители удивляются: в ванной так хорошо плавает, а в бассейне плачет, не проявляет интереса к игрушкам. Но если ребенок не боится воды в ванной, то бассейн для него совершенно другая история. Во-первых, ребенок впервые сталкивается с «большой» водой – он не чувствует границ: дна нет, для него бассейн кажется огромным. Во-вторых, он знакомится с новым незнакомым человеком – инструктором, которому сразу нужно доверять.

И, тем не менее, дети, которые наотрез отказываются заходить в воду, встречаются не так уж и часто. Так или иначе, выводы рекомендуется делать не раньше третьего занятия, первые два не являются показательными. Считается, что ребенок постепенно привыкает к воде, к бассейну и инструктору. Бывает, что ребенок плачет на первых двух занятиях, а на третьем просто плывет как ни в чем ни бывало.

— Встречались ли вам такие дети, и как удалось помочь им избавиться от страха перед водой?

Мария Гаврилова: — Конечно, мне встречались дети, которые не хотели заходить в воду на первом занятии. Повторюсь: нужно заинтересовать ребенка и завоевать его доверие. На первом занятии просто усаживали ребенка на бортик, опускали ноги в водичку, завлекали игрушками. В конце занятия девочка «зашла» в воду при поддержке родителей. На втором занятии малышка стала интересоваться игрушками, с третьего начались активные занятия: полный комплекс упражнений, обучение нырянию.

На первых занятиях не нужно требовать от ребенка выполнения упражнений. Ничего страшного даже, если он не отплавал все занятие. Наша цель — не продержать ребенка в воде 30 минут любыми способами, а подарить ему положительные эмоции, оставить хорошие впечатления и сформировать желание зайти в воду в следующий раз. Ведь цель грудничкового плавания – оздоровительная. Важно не забывать, что для ребенка эта ситуация новая, ему может понадобиться время, чтобы привыкнуть.

Даже если ребенок активно отказывается заходить в воду в течение трех занятий, не отчаивайтесь. Попробуйте еще раз через пару месяцев, ребенок подрастет и, возможно, по-другому станет относиться к происходящему.

— Сейчас существует масса «помощников» для обучения ребенку плаванию. Например, специальные круги. Насколько они необходимы и полезны?

Мария Гаврилова: — Я не сторонница таких вещей. Но здесь опять же все зависит от возраста. Прогресс заметен после того, как у ребенка появляется сознательный интерес к нырянию и ему начинает нравиться нырять за игрушками, просто нырять, на спор задерживать дыхание.

«Помощники» могут пригодиться в период, когда ребенок уже освоился в воде, но еще не уверен в своих силах. Они позволяют ему плавать без помощи инструктора, почувствовать себя самостоятельным и независимым, попробовать какие-то упражнения, которые без «помощников» сделать не получается (например, звездочку на спине).

Но не стоит полностью полагаться на такие вещи, ребенок, как правило, достаточно быстро сам учится держаться на воде.

— Плавание полезно всем детям или все же есть исключения?

Мария Гаврилова: — Для посещения бассейна необходимо получить справку от педиатра, посоветоваться с неврологом и ортопедом. Если есть какие-то ограничения, доктор об этом расскажет.

Есть противопоказания к детскому плаванию. К ним относятся:

  • тяжелые врожденные пороки сердца;
  • различные острые заболевания (пневмония, ОРВИ с лихорадкой) в период обострения, после выздоровления плавать можно;
  • неврологическая патология, которой сопутствует судорожный синдром;
  • серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей;
  • кожные инфекции;
  • мокнущие диатезы;
  • детский паралич;
  • эпилепсия;
  • глубокая недоношенность.

Могут не допустить к плаванию недоношенных детей, а также детей с рахитом и железодефицитной анемией.

— Сколько потребуется времени для того, чтобы ребенок научился самостоятельно, без поддержки плавать?

Мария Гаврилова: — Это зависит от ребенка, от его возраста, характера, регулярного посещения тренировок и от инструктора, конечно, тоже. Есть дети, которые плывут с первого занятия, есть те, которым требуется время.
Если начать плавать в четыре месяца, то к году ребенок уже может научиться плавать без поддержки. При условии регулярного посещения бассейна.

Очень часто дети пропускают занятия из-за болезни, отпусков, причины могут быть разные. Поэтому, как правило, дети свободно плывут к двум годам.

Навыки ныряния и умения держаться на воде не проходят просто так. Если ребенок ходил в бассейн до года и с удовольствием плавал, а потом по разным причинам не посещал бассейн и через некоторое время снова стал ходить, например, то результат будет быстрее.

Если отдать ребенка плавать в два года, при регулярном посещении бассейна, он научится держаться на воде в течение пары месяцев.

Если ребенок приходит учиться плавать в пятилетнем возрасте, держаться на воде он научится в среднем за месяц.

— Достаточно ли занятий в бассейне для обучения плаванию или родителям также необходимо делать дома с ребенком гимнастику?

Мария Гаврилова: — Нет, такой потребности нет. Достаточно просто посещать бассейн.

— Навык плавания со временем утрачивается или остается?

Мария Гаврилова: — Навыки плавания остаются. Даже если утрачиваются, их легко восстановить. Если долго не плавать, может понадобиться время на то, чтобы привыкнуть к воде.

— Чем чревато самостоятельное обучение плаванию ребенка?

Мария Гаврилова: — Если родители знают и соблюдают технику безопасности поведения на воде, то опасности для жизни нет. Но неправильное обучение плаванию может привести к искривлению осанки. Важно не навредить ребенку, а научить его плавать правильно.

— Очень часто на отдыхе можно видеть детей, которые плавают «по-собачьи». Сложно ли их переучить классическим видам плавания?

Мария Гаврилова: — Конечно, легче работать с ребенком с нуля. Но и в переучивании для инструктора нет особой проблемы. Нужно донести до ребенка информацию, что плавать, например, брасом удобнее и быстрее, чем по-собачьи. Движения многих стилей плавания естественны, ребенок легко учится им.

— Какие существуют игры на воде для маленьких детей при обучении плаванию?

Мария Гаврилова: — Для каждого возраста свои игры. Дети до года просто любят плавать за игрушками, ловить их, «привозить» родителям. Детям постарше можно предложить сюжетную игру: угостить чаем игрушек, показать им фокус, «научить» их нырять, покатать на доске, доставать со дна «сокровища» (игрушки, шайбы и т. д.).

Детям трех-четырех лет можно предлагать ролевые игры с длинной сюжетной линией. Например, с одним мальчиком мы собирали игрушки по бассейну, выполняя при этом разные упражнения, потом усаживали их пить чай, а Антон показывал им представление: новые упражнения, которым он научился в бассейне: на пресс, ныряние, звездочку на животе, поплавок и другие. В ребенке нужно разбудить исследователя: сколько игрушек сможешь спрятать под водой, как самому научиться доставать шайбу со дна, сколько сможешь продержаться под водой.

Вода - природная стихия, без которой человеку не прожить. Но эти философские выводы неизвестны малышам. У родителей ребёнка, боящегося купаться в ванне, мыть голову, заходить в бассейн или открытый водоём, такое поведение вызывает настороженность и опасения: а всё ли в порядке с их чадом и что делать, чтобы исправить ситуацию. Преодоление страха нужно начать с выявления причин, которые его вызвали.

Почему ребёнок боится купаться в бассейне, ванне, мыть голову, плавать в открытых водоёмах

Причины отказа от контакта с водой как в ванне, так и в открытом водоёме у детей в разном возрасте могут различаться.

Это интересно. Деление страхов и методов борьбы с ними по возрасту является условным, так как все дети развиваются индивидуально, а те или иные ситуации, связанные с появлением опасливого отношения к воде, могут возникнуть в любом возрасте.

До 6 месяцев

Обычно первые контакты ребёнка с водой проходят идеально, ведь для него это привычная среда, гораздо более естественная, чем суша: не забываем, что 9 месяцев в утробе матери карапуз находится в околоплодных водах. Если же кроха боится купаться или мыть голову, то поводом для этого могло послужить:

  • слишком быстрое погружение в воду;
  • скользкое дно ванночки или ванны;
  • чрезмерно большие объёмы воды (не зря новорождённых рекомендуется купать в специальной ванночке, а не во «взрослой» ванне);
  • зуд на коже, который усиливается при контакте с водой.

До года

Если кроха в возрасте до 12 месяцев отказывается мыться в ванне или боится заходить в море, то причину следует искать в недосмотре взрослых. Так что, вероятнее всего, во время очередных водных процедур:

  • он случайно заглотнул воду (тем более в открытом водоёме);
  • ему в глазки или рот попал шампунь, мыло;
  • малыш упал в ванной;
  • испугался слива;
  • был обрызган холодной водой во время купания;
  • испытал дискомфорт от слишком горячей или, наоборот, холодной воды;
  • почувствовал неприятные ощущения из-за того, что мама забыла почистить ушки после купания.

После года

Здесь ситуация обстоит сложнее. Ребёнок может с опаской относиться к воде из-за придуманных страхов. Например, родители рассказывают истории о чудовищах, монстрах, вот малыш и боится встретить их в воде. Но случается, что:

  • кроха опасается ушибиться в ванной;
  • при последнем купании было набрано слишком много или мало воды;
  • во время очередной водной процедуры родители сильно ругались;
  • на малыша накричали в ванной;
  • ребёнок замечает, что мама закрывается в ванной после ссоры с папой и т. д.

Но иногда случается, что ребёнку страшно купаться, если, например, он видел, как папа нырнул в водоёме и долго не выныривал, или на его глазах чуть не утонул человек.

Методы и приёмы избавления от страха перед водой новорождённых и годовалых малышей

Способы преодоления ситуации варьируются в зависимости от причин, вызвавших такое отношение ребёнка к воде, то есть также могут быть сгруппированы в зависимости от возраста.

До полугода: как начать знакомство с водой

  1. Удостоверьтесь, что малыш не голоден.
  2. Проверьте температуру воды, она должна быть около 36 градусов.
  3. Не набирайте в ванночку слишком много воды - учтите, что тело ребёнка приподнимет её уровень.
  4. Подносите кроху к ванне в пелёнке, чтобы не было резкого перепада температур.
  5. Ставьте приятную спокойную музыку перед купанием - малыши хорошо запоминают звуки и привыкают купаться под них.
  6. Опускайте младенца в воду начиная с ножек.
  7. Постепенно погружайте тельце, накатывая водичку понемногу.
  8. Сразу после купания заверните карапуза в большое полотенце, чтобы избежать переохлаждения.

    До года: помогите воде стать другом

    После года: поддержка и понимание родителей

    Вышеперечисленные приёмы актуальны и для детей старше года, но родителям уже проще выяснить причину возникшего страха: можно спросить, что напугало, попросить показать и т. д. Иногда, конечно, карапуз просто капризничает, но и в этом случае не стоит оставаться безразличными.

    Для ребёнка самое ценное - похвала. Не забывайте поощрять малыша добрым словом, улыбкой до, во время и после каждого купания.

    А также можно попробовать применить один из советов опытных родителей.


    В случае когда преодолеть страх не удаётся, сделайте перерыв: если на неделю вы ограничитесь душем или обтиранием, ничего крамольного в этом не будет.

    Мнение доктора Комаровского

    Доктор Комаровский в вопросе страхов детей перед водой солидарен с психологами и педиатрами, которые на первое место среди причин возникновения проблемы ставят недосмотр или непросвещённость мам и пап.

    В частности, основной ошибкой родителей является то, что они не показали, как любить воду, не уделили должного внимания выстраиванию отношений с ней малыша (слишком высокая/низкая температура при принятии ванны, резкое опускание в ванночку и прочее). Если же говорить о детях в возрасте 1–3 лет, то тут огромную роль играет психологический комфорт карапуза. Когда мама кричит на кроху или родители ссорятся, и всё это предваряет водные процедуры, то не нужно удивляться, что ребёнок начнёт отказываться от них: он эмоционально заряжен на негатив.

    Итак, ошибки осознаны, проанализированы, настало время решать проблему. И здесь доктор Комаровский опять-таки не предлагает каких-то уникальных приёмов, а, как и другие его коллеги, предлагает набор испытанных не одним поколением методов, которые решат поставленную задачу, и ваш ребёнок постепенно привыкнет к воде, а главное, перестанет её бояться.

    Специалисты рекомендуют для начала попробовать самый действенный приём - отвлечение. Вполне возможно отказаться от купания на несколько дней, но при этом гигиенические процедуры (умывание, обтирание влажными салфетками) проводить нужно регулярно. На время эксперимента малыша не стоит водить в ванную комнату, показывать душ. Обычно 4–5 суток достаточно, чтобы контакт возобновился. Только учтите, что снова приучать карапуза к воде нужно постепенно и, конечно, не повторяя предыдущих ошибок. Стоит прислушаться и ряду других советов психологов.

    Практикуйте сухое купание в ванночке

    Застелите дно ванны или тазика пелёнкой, усадите туда малыша и дайте ему поиграть с любимыми игрушками. Желательно, чтобы они были подходящими для купания, так как со временем, когда ванночка будет уже с водой, кроха точно захочет, чтобы «друзья» плавали вместе с ним.

    Практикуя сухое купание, воду в ванну наливайте по чуть-чуть - так малыш не будет бояться больших её объёмов.

    Купайтесь вместе

    Если в семье есть старшие дети, то можно попробовать искупать их вместе. Глядя на пример брата или сестры, малыш преодолеет свой страх. Если же карапуз у вас пока только один, то принимайте ванну с ним - ничего страшно в этом нет.

    Стоит отметить, что в семьях, где есть старшие дети, крохи реже боятся воды - срабатывает эффект подражания.

    Поменяйте интонацию

    Заинтересовать 2–3 летнего малыша водой можно, если поменять интонацию в голосе, приглашающем купаться. Когда кроху зовёт не мама, а добрая волшебница, воодушевления и желания пойти помыться у ребёнка будет гарантировано больше. Кроме того, приведя малыша в ванную, действуйте постепенно, формируйте доверительные отношения с водой: сначала трогайте струю из-под крана, потом гладьте её ладошкой и т. д.

    Делайте купание захватывающим, играйте

    Игра поможет преодолеть страх перед водой. Причём чем замысловатее сюжет, тем лучше.

    Малышам нравится представлять себя животными или сказочными персонажами, и это стоит использовать при приучении к купанию. Придумайте нечто из серии «Кит и другие жители океана»: папа-кит - очень сильный обитатель морских глубин, он любит маму-касатку и детей-китят. Рассказывайте крохе об образе жизни морских жителей, объясните, что китята не могут долго находиться без водички. При этом завлекайте ребёнка в ванную. А вот там дайте своему чаду свободу творчества - пусть фырчит, пускает фонтанчики, в общем, ведёт себя, как настоящий китёнок.

    Таких историй можно придумать много, тем самым превращая купание в весёлую забаву.

    Посещайте открытые водоёмы

    Безусловно, наиболее подходящим этот способ преодоления страха перед купанием будет для тех, кто живёт рядом с рекой или озером, но можно его опробовать и в бассейне. Очень важно, чтобы малыш увидел, как плавают другие детки и взрослые - сработает механизм подражания, ребёнок захочет быть «как все». А когда он попросится присоединиться к купающимся, считайте, что полдела сделано: приятное занятие наверняка захочется повторять и дома. Если же приучение происходит на море, то для начала походите босиком по пляжу, поиграйте с камушками, покормите рыбок. Кроха научится по-другому воспринимать воду, перестанет считать её чем-то враждебным.

Здравствуйте. По настоятельной рекомендации невропатолога начала водить сына(2.5 года)в бассейн. Первые три раза ребенок пребывал в абсолютном восторге и ничего не боялся(даже, когда воды нахлебался). На четвертый раз надели на него нарукавники поменьше, нужно было прилагать уже больше усилий и где-то к середине занятия случилась истерика. Пытался выбраться сам из бассейна, кричал, плакал и требовал, чтобы его отвели домой, хотя до этого невозможно было вытащить из бассейна. Дома начал говорить, что больше не пойдет в бассейн, что ему не нравится. После этого водила еще 3 раза. Нарукавники вернули прежние, но сынишку как будто подменили. Если раньше ему нравилось всё- общество других деток и общий визг, работа с тренером, то теперь его все там раздражают. Плавает и панически собирает разбросанные по бассейну игрушки, старается держатся около бортиков. На протяжении всего занятия ноет, плачет, просится домой. Все время повторяет, что больше не пойдет в бассейн, фотографии и видео из бассейна вызывают отрицательные эмоции. Как мог абсолютный восторг смениться отвращением в один момент, если ничего существенного не произошло? Вдруг вместо очевидной любви к воде мы получим фобию или психологический надлом и абсолютное отрицание? Или это просто каприз и надо настаивать на своем? Надо отметить, что ребенок в целом непослушный, очень капризный и плаксивый, даже истеричный.

Здравствуйте, Мария.


Как мог абсолютный восторг смениться отвращением в один момент, если ничего существенного не произошло?

Возможно вы не заметили, что что-то произошло. Очень похоже, что ваш сын чего-то очень испугался. И теперь ему все связанное с бассейном не в радость.

У вас очень маленький ребенок. Ему даже трех лет нет. А вы уже на 4 раз в бассейне повысили ему нагрузку. Понизили его безопасность. Это очень рано.


Или это просто каприз и надо настаивать на своем?

Мне немного не понятно с какой целью невролог рекомендовал вам бассейн. Могу только фантазировать, что с целью успокоения нервной системы. Если у ребенка посещение бассейна вызывает негативные эмоции, то успокоению нервов это способствовать не будет.


Надо отметить, что ребенок в целом непослушный, очень капризный и плаксивый, даже истеричный.

Похоже вам достался высокочувствительный ребенок. У Элейн Эйрон есть такая книга. Так и называется "высокочувствительный ребенок" Попробуйте почитать ее. Она там очень хорошо рассказывает, что такие дети совсем не из вредности капризничают, они просто чувствуют больше и сельнее других. Поэтому им очень трудно среди менее чувствительных людей. И дает рекомендации, как обращаться с такими детьми.

Кстати, высокочувствительные дети, часто оказываются очень талантливыми, так же благодаря повышенной чувствительности.

Надеюсь эта информация оказалась для вас полезной, удачи вам.

Филяева Ирина Викторовна, психолог в Хабаровске

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Мария, здравствуйте! Вода действительно обладает свойством снимать напряжение, успокаивать и дарить приятные ощущения. Я наблюдала занятия тренера с малышами и по сути это эмоциональный психологический тренинг. Те упражнения, которые выполняют дети, а это ныряние, игра с разными предметами, сопряжены с очень сильными ощущениями и эмоциями. Похоже, что смена нарукавничков и связанное с этим потеря безопасности, возникновение чувства страха «плавает и панически собирает разбросанные по бассейну игрушки, старается держатся около бортиков» стало переломным моментом. Я думаю, это не капризы. Поведение малыша это внешнее проявление многообразных процессов, протекающих в детской душе - чувств, переживаний, фантазий. Настаивать, не советую, это лишь усугубит эмоциональное отторжение и усилит страх и отвращение. Если у ребенка просмотр видео вызывает такую сильную отрицательную реакцию, не следует тренировать его незрелую психику. Я думаю, что следует сделать паузу. Через какое - то время можно вернуться к плаванию, лучше начинать с маленького бассейна и свободного плавания. В любом случае будьте очень внимательны к эмоциональным проявлениям сына.

Наблюдаемые истерики, непослушания, капризы и плаксивость, истерики сигнализирует о серьезном внутреннем дискомфорте. Ребенок, не знающий, как с этим справиться, просто пытается избавиться от напряжения, что и выражается во всех поступках и выходках, которые так смущают взрослых. Это может быть страх, злость, обида на родителей. Ваш ребенок выражает это доступным для него образом, а вот понять, что он хочет нужно Вам - взрослым. Успехов Вам!

Бенцис Лилия Афанасьевна, психолог Хабаровск

Хороший ответ 7 Плохой ответ 1