Разновидность боевых искусств. Почему вин чун одно из лучших боевых искусств? Рукопашные боевые искусств

Боевые искусства – это набор навыков, техник и приемов, нацеленных не столько на нападение, сколько на защиту близких и самооборону. Большинство их них берет свое начало на Востоке и Азии и имеет древнюю историю и множество направлений и стилей.

Существует невероятное количество различных боевых искусств. Их можно классифицировать по методике ведения боя: с использованием оружия и без; борьба ногами, руками, в сцеплении; на древние искусства и совсем новые. Также можно распределить по региональному признаку: на европейские, восточные и другие боевые искусства. Говоря о европейских техниках ведения боя, можно упомянуть Греко-римскую борьбу, которая уже довольно давно входит в программу Олимпийских игр, чемпионата мира и Европы. Она зародилась в древней Греции и получила современное развитие во Франции. Бокс – старинное единоборство в специальных перчатках, его так же можно увидеть на Олимпийской “арене”. В отличие от Греко-римской борьбы, где не используются ноги, сават или французский бокс выстроен в основном на приемах ударов ногами. Баритцу – смешанное английское единоборство, описанное Артуром Конан Дойлем в книгах о Шерлоке Холмсе, сделав его тем самым еще более знаменитым. Немецкое дзю-дзюцу обучает мастерству самообороны. Самбо – техника рукопашного боя, созданная в СССР, основанная на приемах дзюдо. Фехтование – очень красивый и изящный вид боевого искусства, являющийся набором приемов владения ручным холодным оружием. Боевых искусств, зарожденных на востоке, гораздо больше, и зачастую их суть гораздо глубже, чем просто сражение и самозащита. Больше всего различных техник и стилей боя в Китае. Для всех них есть общее название кун-фу или ушу, практически все они берут начало из известного монастыря Шаолинь. Японии по праву принадлежит самое популярное боевое искусство в мире – карате. Контакт между соперниками там сведен к минимуму, победа достигается нанесением сокрушительных ударов конечностями по болевым точкам. В дзюдо и джиу-джицу напротив используется масса захватов, удержаний, удушений и бросков. Айкидо – относительно молодая техника боя, закаляющая не только тело, но и дух. Сумо является необычным и зрелищным видом японского единоборства. Тяжеловесные противники могут касаться ринга только стопами – все остальное считается поражением. Из единоборств Японии с использованием оружия можно выделить кэндо, нунчаку-дзюцу, кобудзюцу и кабудо. Мастера кендо в совершенстве владеют японским мечем – катаной. Нунчаку-дзюцу обучает приемам с нунчаку – восточное холодное оружие, представляющее из себя две палки, соединенные цепью или шнуром. А остальные два вида боевых искусств используют в своей практике подручные предметы и специальное холодное оружие, предназначенное для защиты и нападения.


В других уголках мира самооборону также превращали в спорт и искусство. Капоэйра – завораживающая бразильская борьба-танец, где использованы только приемы ногами. Куреш – казахская драка поясами, она является неотъемлемым элементом национального праздника Сабантуя. Корейское техвандо, жесткий американский кикбоксинг, тайский бокс – все эти единоборства нашли свое место и в российских школах боевых искусств.

Несмотря на то, что добиться результатов в любом из видов боевых искусств нелегко и придется пройти через множество травм и досадных неудач, занятие любым единоборством даст не только чувство уверенности в себе и своих силах, но и поднимет общий социальный статус.

Каратэ (каратэ-до). Одно из самых популярных боевых искусств как в России, так и во всем мире. Оно считается японским, хотя историю свою ведет с далекого острова Окинава. Уже в 19-20 вв. данный вид единоборств получил распространение на главном архипелаге Японии. Постепенно большинство стилей каратэ становились менее боевыми и более спортивными. Стоит отметить, что первоначальный окинавский стиль отличался особой жестокостью и не имел абсолютно ничего общего со спортом.

Кунг-фу (ушу). Данный собирательный термин означает общее название для большого числа китайских единоборств. В Росси термин «рукопашный бой» означает все, что связано с какой-либо боевой подготовкой. В Китае все основные виды боевого искусства называют «кунг-фу». Причем в данном случае термин «ушу» для самих китайцев более привычен.

Дзю-дзюцу (джиу-джитсу). Учитывая исторические данные, дзю-дзюцу – приемы рукопашного боя японских самураев. Как и , стилей данного боевого искусства много. В приемах и техниках немало общего с , дзюдо и каратэ.

Дзюдо. В данный период этот вид боевого искусства представляет собой спортивную борьбу. Разработана техника и приемы на основе дзю-дзюцу.

Айкидо. Это самый популярный потомок джиу-джитсу. Для данного вида боевого искусства характерно тактичное выведение противника из равновесия. Также приветствуется разнообразие приемов защиты и использование энергии оппонента против него самого.

Тхэквондо (таэквондо). Это корейское боевое искусство с разнообразной техникой ударов ногами. Стоит отметить, что существует более боевой и эффективный стиль -кексуль. Его изучает Кореи. Однако за пределами страны найти инструктора по данной разновидности боевого искусства невозможно.

Муай-тай. Данный вид особо развит в Таиланде. Основной упор делается на жестких ударах коленями и локтями. Такой вид боевого искусства очень травмоопасен.

Европейские и русские боевые искусства

Бокс. Это один из древнейших видов единоборств в Европе. Основное направление – научится выполнять удары без специальных боксерских перчаток, чтобы в дальнейшем не травмировать кисть. Также необходимо уметь защищаться от ударов ниже пояса.

Сават (французский бокс). Данная система представляет собой разновидность уличного боя с большим использованием подножек, подсечек и ударов ногами в нижний уровень.

Самбо. На основе национальных приемов борьбы и дзюдо создана данная система в СССР. Она предназначена как для обучения рукопашному бою особых представителей силовых структур, так и

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

Вид любого рукопашного боя определяется той социальной сферой, в которой он реализуется. Это позволяет выделить 7 видов рукопашного боя:

1 воинский (военный, армейский);

2 полицейский (миицейский);

3 спортивный;

4 криминальный;

5 бытовой;

6 сценический;

7 демонстрационный.

Технико-тактические особенности каждого из видов рукопашного боя имеют свою специфику, определяемую стоящими перед ними задачами. Хотя провести четкую границу невозможно, так как ряд приемов могут использоваться в каждом из видов. Так воинский и полицейский бой довольно близки по своему техническому характеру. Однако в военной схватке главное – уничтожить врага или вывести его из строя, причинив серьезное повреждение. Подчинение своей воле живого и, желательно, не поврежденного противника всего лишь частная задача при взятии «языка». При полицейской (милицейской) акции – главное захват живого преступника и только в самых крайних случаях его травмирование. Это, соответственно, определяет особенности соотношения технического арсенала рукопашного боя милиции и вооруженных сил.

В спортивном рукопашном бою обычно используется лишь определенный арсенал приемов (только броски и боевые определенного характера, только удары кулаком или кулаком и ногами и т. д.) при строгом соблюдении правил, исключающих серьезные травмы спортсменов.

Криминальный бой – оружие преступного мира – не имеет, да и не может иметь того организованно-выстроенного характера и единообразия, как воинские, полицейские (милицейские) или спортивные системы, хотя использует некоторые приемы из этих систем.

Бытовой бой характеризует крайняя пестрота боевых средств и столь же крайняя их неравноценность. Начиная с беспорядочного обмена неточными кулачными ударами и пинками до попыток использовать увиденные где-то настоящие боевые приемы.

Сценический рукопашный бой – имитация боя в рамках театральной или телевизионной постановки, а также в кинематографе.

Демонстрационный рукопашный бой – заранее оговоренный и отрепетированный публичный показ техники той или иной боевой системы, при котором прием не доводят до своего критического предела, грозящего травмой. Целью такого показа является ознакомление зрителей с определенной системой рукопашного боя, ее популяризация и пропаганда.

1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ И ТЕРМИНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕХНИКИ РУКОПАШНОГО БОЯ

Технику рукопашного боя составляет комплекс приемов, соответствующий цели боевой деятельности военнослужащих. Таким образом, объектом классифицирования техники рукопашного боя являются приемы (схема 1).

Приемы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий применения приемов и проведения действий в рукопашном бою.

Приемы боя с оружием предназначены для уничтожения противника в рукопашном бою, а также для обороны от его нападения.

Приемы боя без оружия предназначены для травмирования противника, его задержания и последующего конвоирования, освобождения от захватов и обезоруживания, а также его уничтожения или выведения из строя при помощи ударов и удушений.

Термины, применяемые для обозначения элементов техники и приемов рукопашного боя:

бросок - перевод противника из положения стоя в положение лежа с отрывом всех частей его тела от площади опоры;

выведение из равновесия - перемещение ОЦТ тела противника за площадь опоры;

выпад - быстрое перемещение ОЦТ тела, выполняемое посредством сильного толчка ногой, наклоном туловища вперед и выставлением противоположной ноги в сторону противника;

высед - переход за спину противника с одновременным его сваливанием через сед при помощи массы собственного тела или болевым приемом;

двойное удушение - одновременное перекрытие дыхательных путей и выключение мышечного механизма, обеспечивающего дыхание;

загиб - рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову);

замок - способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечья другой;

захват - активный контакт с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку;

изготовка к бою - наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющее ему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника;

конвоирование - сопровождение противника в нужном направлении под угрозой оружия или воздействием болевым приемом;

Схема 1. Классификация приемов рукопашного боя

нырок - быстрая группировка туловища с одновременным движением его под атаку противника;

обезоруживание - лишение противника контакта с оружием;

обыск - обнаружение и изъятие у противника оружия, опасных предметов и документов под угрозой оружия или при воздействии болевого приема;

освобождение от захвата - устранение захвата противника с помощью ударов, болевых приемов и рычагов;

отбив - ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) по оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели;

отвод - нажим оружием, конечностью на оружие или конечность противника с целью выведения их в сторону;

переворот - перемещение лежащего противника из одного положения в другое без отрыва от площади опоры;

передвижение - перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику;

передвижение переступанием (шагами) - перемещение ОЦТ тела с чередованием двухопорного и одноопорного положения;

передвижение прыжками (скачками) - перемещение ОЦТ тела с чередованием безопорного и опорного положения;

поворот - изменение положения противника или перемещение его путем вращения;

подворот - быстрый поворот спиной к противнику, находящемуся в захвате, с одновременным наклоном туловища, сгибанием ног и подбивом его тазом;

подножка - бросок противника через ногу, поставленную под одну или обе его ноги;

подсечка - подбив ноги противника подошвенной частью стопы;

подставка (блок) - защита движением оружия или конечностью под оружие или конечность противника, производящего удар, с целью его остановки или принятия на себя;

подхват - подталкивание противника спереди или спереди-сбоку задней частью бедра назад-вверх с целью перевода его в положение лежа;

положение - расположение ОЦТ тела относительно площади опоры;

рывок - резкое движение, в результате которого противник выводится из равновесия или поворачивается, что позволяет произвести захват его сзади;

рычаг - способ силового воздействия на конечность противника, линия приложения которого проходит в плоскости, перпендикулярной суставу;

самостраховка - смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов;

сбивание - ударное движение ногой, в результате которого противник отрывается от площади опоры и переводится в положение лежа; толчковые движения, выполняемые руками и туловищем, направленные на перевод противника в положение лежа;

сваливание - перевод противника из положения стоя в положение лежа без отрыва его от площади опоры;

связывание - прекращение активного сопротивления противника при помощи веревки или ремня;

стойки - вертикальные положения обучаемых, применяемые в качестве исходных положений перед выполнением приемов;

страховка - поддержка партнера при его падениях в процессе обучения;

транспортировка - переноска связанного противника;

толчок - короткое и сильное движение, направленное на противника с целью выведения его из равновесия;

удар - резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху;

удушение - перекрытие дыхательных путей противника;

узел - скручивание и сгибание конечности противника;

укол - удар острием штыка или ножа в тело противника.

2 КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

РАЗМИНОЧНОГО ХАРАКТЕРА.

Проводящему занятия следует ознакомиться с некоторыми общеразвивающими упражнениями. Хорошо проведенная разминка не только способствует подготовке организма занимающегося к физической нагрузке, но и является одним из элементов профилактики травматизма на занятиях по рукопашному бою. Кроме указанных ниже упражнений для разминки можно использовать и другие упражнения общего характера. Однако, учитывая физиологическую особенность организма утрачивать после 30 лет гибкость, предлагаем упражнения, большинство из которых способствует развитию гибкости в сочетании с ростом силовых качеств. Упражнения комплекса выполняются стоя, сидя, лежа самостоятельно и в парах. К ним относятся упражнения для конечностей: наклоны, приседания, полушпагаты и шпагаты, сгибание – разгибание рук в упоре лежа, парные упражнения (рис. 1-4).

Все нижеприведенные упражнения разминочного характера следуют, как правило, после непродолжительной пробежки. Дозировка в разминке варьируется от 5 до 10 выполнений.

3 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

3.1 СПОСОБЫ ПАДЕНИЯ НА ТВЕРДУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

Обязательными элементами разминки должны стать способы падения на твердую поверхность (земля, деревянный пол спортивного зала). Данные упражнения не только подготовят занимающегося к быстрому освоению самостраховки, но также дадут ряд специальных навыков необходимых в рукопашном бою. Например, во многих случаях только умением перекатываться при ударе об землю можно превратить силу броска противника в эффективное оружие против него. Поэтому падение можно классифицировать по тому, для чего оно совершается.

Рис.1 Комплекс упражнений общеразвивающего характера

Классификация падений по цели:

1. Сохранение и безопасность организма при сильном и резком соприкосновении с землей, полом и т.д.

2. Мобильный уход от ударов, луча света, выстрела. Обычно сопровождается резким падением вниз с последующим уходом в сторону различными способами перекатов.

3. Подготовка к резким и длинным прыжкам в различных направлениях с мягким приземлением на землю, противника, на машину и т.д.

Рис.2 Комплекс упражнений на развитие гибкости нижних конечностей

Также падение, кувырки и перекаты подразделяются относительно стойки (высоты падения).

Классификация относительно стойки:

1. Падение с высоты.

2. Падение со стойки

3 Падение с колен.

4. Кувырки, перекаты лежа на земле.

И последняя классификация всех этих приемов производится по формам движения (по направлению падения).

Классификация по формам движения:

I. Падения вперед на руки" три варианта;

II. Падение на бок: с закручиванием на месте и с вклиниванием (амортизация руками и ногами два варианта);

Рис.3 Разминочные упражнения

а, б – сгибание – разгибание рук в упоре лежа; в – парные упражнения на развитие гибкости

III. Кувырки:

а) вперед с выходом из кувырка:

1. В положение самостраховки.

2. Удар пятками сверху.

3. В стойку:

Лицом по ходу движения;

Лицом обратно ходу движения;

Лицом перпендикулярно ходу движения;

б) назад, с выходом из кувырка:

  1. В положении лежа на животе
  2. В стойку.

IV. перекаты:

1. На плечах.

Удары ногами поверху;

Удары ногами понизу;

2. На спине:

Удары ногами поверху;

Рис.4 Комплекс упражнений для парного выполнения

Удары ногами понизу;

Изложим основные принципы проведения падения:

При ударе об землю не биться телом, а скручиваться;

Стараться распределить силу удара об землю на возможно большую площадь контакта тела с землей, уменьшая этим энергию деформации Контакт должен происходить только по мягким тканям тела;

Расслабляйтесь, гасите скорость падения;

Всегда работайте тазом, все движения из таза;

Превращение поступательного движения во вращательное на земле производится за счет скручивания телом вокруг какой либо оси вращения (позвоночник, плечи и т.д.);

Во время контакта с землей делайте выдох;

Рис.5 Падение в сторону на руки

Падение в сторону на руки .

В начале на землю ставятся руки, затем согнутые в коленях ноги выбрасываются в соответствующую сторону. Локти разводятся, чтобы смягчить падение. Голова поворачивается в сторону (рис.5).

Падение на бок.

Приседая и одновременно закручивая туловище вправо, опуститься на землю правой ягодицей и перекатиться в группировке на левый бок. Левой рукой можно сделать амортизирующий удар о землю (рис.6).

Рис.6 Падение на бок

Падение вперед на руки .

Вариант 1. Из исходной стойки упадите вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки. Непосредственно перед контактом с землей руки немного подаются вперед. Падение смягчается благодаря уступающей работе мышц-разгибателей плеча. Лицо поворачивается вправо или влево (рис.7)

Вариант 2. На месте, где располагались ступни ног, при падении должна оказаться середина туловища. В этом случае необходимо вначале согнуться в пояснице и руками опереться о землю. Таз подать назад. После этого выпрямляя ноги в коленях переместить их назад. Ноги должны быть раскинуты в сторону. Сила падения гасится сгибанием рук в локтях (рис.7).

Рис.7 Падение вперед на руки

Кувырок вперед

Вначале следует изучать кувырок с колен. Колено правой ноги опустите на землю. Ладонь левой руки также опустите на землю. Правая рука выкручивается вперед в плечевом и локтевом суставе, что в сочетании с толчком ног дает импульс к кувырку вперед. Голова наклоняется влево и вы делаете кувырок

вперед (рис.8). При выполнении кувырка назад все действия выполняются в обратной последовательности.

3.2 ПРИЕМЫ САМОСТРАХОВКИ

Приемы падения и группировки, обеспечивающие предупреждение от ушибов о землю после бросков, столкновений, проведения болевых приемов в единоборстве с противником, называются приемами самостраховки. Это - умение падать не травмируясь.

Рис.8 Кувырок вперед и назад

Приемы самостраховки при падениях различаются по направлению падения и выполняются вперед, назад, на бок. Овладение приемами самостраховки начинается с изучения группировки и кувырков.

Группировка (рис.9). Сесть на землю (ковер) и обхватить обеими руками голени ног, колени слегка развести, пятки - вместе, корпус согнуть, голову опустить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бедрам.

Кувырок вперед . Из исходного

Рис. 9 Группировка положения - фронтальной стойки

присесть, колени слегка развести в стороны. Прижав подбородок к груди и сильно согнув спину, упереться ладонями о землю. Оттолкнувшись ногами и опираясь затылком о землю, сделать перекат через спину вперед. В конечной фазе переката захватить руками голени ног и, закончив кувырок, принять положение группировки или вернуться в исходное положение.

Для выполнения кувырка назад из фронтальной стойки присесть, прижать подбородок плотно к груди и, падая назад, сгруппироваться. В момент касания земли плечами опереться руками около головы, перекатиться назад через голову или плечо и принять исходное или группировку.

Кувырок вперед прыжком из положения стоя и с разбегу (кульбит). Наклоняя корпус вперед, толчком обеих ног подпрыгнуть и в момент опоры руками о ковер (землю) сгруппироваться и сделать перекат через спину, последовательно касаясь ковра (земли) затылком, лопатками, тазом. Закончив кувырок, встать в исходное положение. Этот кувырок также может выполняться после нескольких шагов разбега.

Кувырок вперед через плечо (рис.10). Стать на правое (левое) колено и, пропуская правую (левую) руку между ног ладонью вниз, поставить правое (левое) плечо на землю; голову отвести к левому (правому) плечу, а подбородок прижать к груди; оттолкнувшись ногами, сделать перекат по диагонали спины с правого (левого) плеча в направлении левой (правой) ягодицы и занять положение на левом (правом) боку. Кувырок закончить упреждающим ударом выпрямленной левой (правой) рукой и ногами о землю. В конечном положении левая (правая) нога согнута, а правая (левая) находится впереди на всей ступне.

Падение вперед (рис.7). Из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки (падение смягчается благодаря уступающей работе мышц разгибателей плеч). При падении вперед прыжком подпрыгнуть и упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в сторону руки, с последующим перекатом с груди на живот.

Рис.10 Кувырок вперед через плечо

Падение назад (рис.11). Из фронтальной стойки, приседая и падая назад, перекатиться на спину, амортизируя свое падение одновременным упреждающим ударом разведенных в стороны (под углом около 45°) рук о землю.

Падение назад через спину партнера (рис.12). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед ладонями вниз. Делая движение, как бы садясь на спину партнера, начать падение назад-вниз. Перекатиться на свою спину с одновременным упреждающим ударом обеими руками о землю.

Падение на бок (рис.13). Исходное положение - фронтальная стойка. Приседая и одновременно закручивая корпус вправо (влево), опуститься на землю правой (левой) ягодицей и перекатиться в группировке на правый (левый) бок, предварительно сделав упреждающий удар выпрямленной правой (левой) рукой и ногами о землю. Тело должно принять конечное положение лежа на боку так, чтобы одна нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах, лежа на земле наружной поверхностью голени и бедра, вторая стояла перед ней

на всей ступне, а рука, выполнявшая упреждающий удар, находилась на земле в 15-25 см от колена. Голова прижата к вытянутой вперед-вверх другой руке.

Рис.11 Падение назад

Рис.12 Падение назад через спину партнера

Рис.13 Падение на бок

Падение на бок через спину партнера (рис. 14). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках. Захватить своей левой (правой) рукой одежду партнера в области рукавного шва на плече. Корпус слегка согнуть в пояснице, подбородок прижать к груди, правую (левую) руку вытянуть перед собой ладонью вниз. Поднимая согнутую в колене левую (правую) ногу, как бы садясь за партнера, перевалиться через него и упасть на правый бок в группировке, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой. Захваченную часть одежды партнера не опускать.

Рис.14 Падение на бок через спину партнера

Рис.15 Падение на бок кувырком вперед через спину партнера

Падение на бок кувырком вперед через спину партнера (рис. 15). Исходное положение - стоя у правого (левого) бока лицом к партнеру, стоящему на четвереньках. Захватить левой (правой) рукой одежду на его левом (правом) плече, правую (левую) руку вытянуть вперед перед собой. Толчком ног, группируясь, выполнить кувырок вперед в плоскости, проходящей через левое (правое) плечо и правую (левую) ягодицу. В момент падения на бок сделать упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

Падение на бок через палку (шест). Для падения на правый (левый) бок стать к палке спиной и захватить ее левой (правой) рукой хватом снизу. Не отпуская палку, произвести падение назад на бок, сделав в момент призем­ления упреждающий удар вытянутой правой (левой) рукой и ногами о землю. Палка (шест) держится партнером двумя руками над плечом.

Падение на бок кувырком вперед через палку или шест (рис.16). Стать к палке лицом и захватить ее сверху левой (правой) рукой на уровне пояса. Правая (левая) рука вытянута вперед ладонью вниз. Толчком ног выполнить кувырок вперед через левое (правое) плечо и, не отпуская палку, приземлиться на бок, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

Падение на бок кувырком вперед через руку партнера (рис.17). Стать к партнеру левым (правым) боком, захватив в глубокий захват своей правой (левой) рукой запястье одноименной руки партнера. Другую руку вытянуть впе­ред ладонью вниз. Наклоняясь вперед, оттолкнуться нога­ми и сделать кувырок вперед, приземляясь на левый (пра­вый) бок с одновременным упреждающим ударом рукой и ногами о землю.

Рис.16 Падение на бок кувырком вперед через палку или шест

Рис.17 Падение на бок кувырком вперед через руку партнера

Способы самостраховки при выполнении болевых приемов заключаются в соответствующем напряжении мышц той ноги или руки, которая захвачена соперником на болевой прием. Такое сопротивление как бы уравновешивает силу соперника, затрачиваемую им для проведения приема. Поэтому категорически запрещается неожиданно расслаблять захваченную соперником конечность. В безвыходном положении, когда уйти от приема соперника нельзя, надо, не прекращая сопротивления, дать сигнал голосом («Есть») или четким двукратным хлопком по телу соперника.

3.3 СПОСОБЫ СТРАХОВКИ ПАРТНЕРА ПРИ РАЗУЧИВАНИИ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

Проводя броски при отработке приемов и в схватках, рукопашник должны уметь страховать себя и партнера от травм. Во избежание травматических повреждений на занятиях по рукопашному бою применяются специальные способы страховки партнера.

Проводя броски на тренировке атакующий должен выполнять их так, чтобы не допустить получения травмы соперником.

При бросках, когда бросающий остается на ногах, страховка падающего проводится посредством смягчения падения поддержкой за одежду, а иногда направлением его тела на перекат. Атакующий для самостраховки должен избегать бросать соперника себе на ноги. Особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы при подножках атакующая нога ставилась вплотную к ноге соперника и даже подбивала ее. При этом соперник, падая через ногу, никогда не придавит ее.

При проведении соперником обвива нельзя приседать на атакуемой ноге, так как это неизбежно ведет к травме атакующей, а часто и атакуемой ноги.

При бросках из стойки, в которых нападающий также падает, страховка партнера заключается в смягчении его падения путем направления тела на перекат. В то же время атакующий не должен касаться ковра головой и ударяться плечом или локтем.

Если при отработке приема создается опасное положение для одного из занимающихся, первый, заметивший это положение должен немедленно дать сигнал голосом: «Стоп!» По этому сигналу все движения рукопашников приостанавливаются.

Так же страховка обязывает нападающего проводить болевой прием плавно, с учетом технической и силовой возможности сопротивления взятого на прием соперника и по любому его сигналу немедленно прекращать прием.

При единоборстве в положении лежа рукопашник, находящийся сверху не должен опираться на какую бы то ни было часть тела соперника коленями или локтями.

Обобщение приведенных выше материалов по страховке и самостраховке добавим, что занимающиеся должны помнить и выполнять несколько простых правил поведения во время тренировки:

Нельзя сидеть спиной к центру ковра;

Во время отработки бросков следует располагаться так, чтобы партнер падал от центра ковра к краю;

При падениях нельзя для смягчения падения выставлять выпрямленную руку.

3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ ПРИЕМАМ

Подготовительные приемы разучиваются на первом занятии по рукопашному бою в такой последовательности: положения, передвижения и приемы самостраховки. Совершенствование в этих приемах осуществляется в подготовительной части каждого из последующих занятий.

Падения (кроме падения вперед) разучиваются в такой последовательности:

Отработка конечных положений и упреждающих ударов руками и ногами;

Выполнение падений из группировки, сидя на земле;

Выполнение падений из низкой, средней и высокой стоек;

Выполнение падений в процессе передвижений в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.

По мере овладения первоначальными навыками простейших падений следует переходить к изучению более сложных приемов: падения назад и на бок через спину партнера, кувырков вперед через спину, руку партнера и через шест.

Приемы самостраховки - это сложные и координационном отношении упражнения. Поэтому необходимо строго соблюдать указанную выше последовательность их разучивания, чтобы обучаемые постепенно могли овладевать навыками в умении группироваться и закручиваться во время падения с последующей страховкой себя от болезненных ощущений при ударе о землю. Приемы самостраховки разучиваются обязательно в обе стороны.

Обучение приемам самостраховки осуществляется, как правило, одновременным или поочередным выполнением упражнений всеми обучаемыми. Тренировка в выполнении приемов самостраховки проводится на месте и в движении одновременно всеми занимающимися или потоком в различных сочетаниях с передвижениями и кувырками на безопасных интервалах и дистанциях.

При обучении падениям и кувыркам применяются команды: «Положение группировки - ПРИНЯТЬ», «Конечное положение на левом боку - ПРИНЯТЬ», «Перекат на правый (левый) бек - начи-НАЙ», «Кувырок вперед через плечо начи-НАЙ», «Кувырок вперед через руку партнера начи-НАЙ», «Падение назад начи-НАЙ», «К самостоятельному выполнению упражнения - ПРИСТУПИТЬ». «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ».

В качестве примера приводится последовательность обучения падению на бок и кувырку вперед через плечо. Обучаемые располагаются в двухшереножном строю лицом друг к другу на интервалах и дистанциях, исключающих падение на партнера.

Падение на бок разучивается в такой последовательности: после ознакомления с приемом разучивание его начинается из конечного положения лежа на правом (левом) боку. Руководитель занятия уточняет расположение всех частей тела. При этом он обращает внимание занимающихся на необходимость плотной группировки и правильное положение рук и ног. Для выполнения упражнения подается команда: «Конечное положение на правом боку - ПРИНЯТЬ». Затем руководитель исправляет допущенные обучающимися ошибки, проводит отработку данного положения на левом и правом боку в динамике, подавая следующие распоряжения и команды: «Оттолкнуться рукой и ногой от земли, поменять в воздухе положение ног и, перекатываясь на левый бок, сделать упреждающий удар левой рукой и ногами. Упражнение начи-НАЙ». Это упражнение выполняется 6-8 раз. Особое внимание занимающихся при этом обращается на качество группировки. Падение на бок выполняется из низкой, средней и высокой стоек. Дальнейшее совершенствование в падении проводится с помощью партнера и палки.

Кувырок вперед через плечо разучивается таким образом: после ознакомления с приемом кувырок вперед через плечо выполняется в разомкнутом двухшереножном строю. Из исходного положения, стоя на правом колене и ступне левой ноги, обучаемые как бы просовывают правую руку ладонью вниз, развернутую локтем вперед под себя, энергично отталкиваясь ногами и опускаясь на правое плечо, делают перекат по диагонали спины и, нанося упреждающий удар левой рукой и ногами, занимают положение группировки на левом боку.

Руководитель занятия следит за техникой выполнения кувырка и исправляет ошибки. Как правило, наиболее характерной и типичной ошибкой является перекат не в плоскости плечо - противоположная ягодица, а по линии плеч, когда обучаемый занимает конечное положение относительно исходного на боку не «довернувшись» после переката в нужной плоскости примерно на 90°. Эта ошибка возникает вследствие недостаточно энергичного толчка ногами. Поскольку кувырок вперед через плечо - целостное упражнение и его нельзя расчленить на части, руководитель занятия, разъясняя сущность возникновения ошибки, может оказывать отдельным занимающимся практическую помощь для быстрейшего овладения нужной координацией движения. Повторить кувырок 6-8 раз и, убедившись, что все обучаемые в основном овладели правильной его техникой, прием следует выполнить из различных исходных положений (стоя, в движении шагом и бегом). В такой же последовательности разучиваются кувырки и через другое плечо.

Дальнейшее совершенствование в технике этого приема осуществляется кувырками вперед через палку (шест), спину, руку и пояс партнера.

5 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СИЛЫ УДАРА ТЕЛА РУКОПАШНИКА ПРИ ПАДЕНИИ ПОСЛЕ БРОСКА

Все броски на занятиях по рукопашному бою заканчиваются ударом о ковер одного или двух занимающихся. Ударная сила в момент падения достигает больших величин, вызывает ушибы и различные повреждения, что является одной из причин нежелания посещающих секцию по рукопашному бою многократно повторять броски и, следовательно, совершенствовать свою технику. Наибольшее число травм на тренировках -следствие удара.

При падениях после бросков постоянно наблюдаются прямые и косые удары тела рукопашника о ковер. Проведенные Е.М. Чумаковым (1984г.) наблюдения за характером падения после бросков в самбо и дзюдо показали, что 17,8% падений завершались жестко, с сильным ударом, вызывавшим у спортсменов болевые ощущения, нарушения дыхания, потерю координации движений, ориентировки на ковре, и 1,4% падений заканчивались получением одним из спортсменов травмы, в результате которой прекращалась схватка. Особенно опасными является прямой удар при падении на бок. Поэтому знание путей снижения ударной силы при падениях после бросков имеет большое практическое значение для правильного построения процесса обучения и совершенствования техники рукопашного боя.

Е.М. Чумаковым проведен анализ путей снижения силы удара тела спортсмена при падении с позиций теории удара. Согласно этой теории, среднюю силу при прямом ударе можно определить по формуле (1)

где S - ударный импульс, кгс-с; t - время удара, с; Р - вес тела, кг; V -скорость тела, м/с; g - ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/с; к - коэффициент восстановления при ударе; а - угол между направлением скорости и нормалью к поверхности ковра (при прямом ударе а=0°).

Из формул (1) и (2) видно, что уменьшить ударную силу, а следовательно, и ударное ускорение можно за счет снижения скорости V, увеличения угла а , уменьшения к (упругости материала борцовского ковра) и увеличения времени удара t.

Снижение скорости V является нежелательным для современного уровня развития рукопашного боя, так как в настоящее время наметилась тенденция к увеличению скоростей при проведении бросков. Уменьшение силы удара при падении после бросков необходимо достигать за счет правильного выбора параметров a, t и к. При обучении броскам и на тренировках угол а можно увеличить взаимным применением приемов страховки и самостраховки.

Броски следует проводить с поддержкой за одежду и с протяжкой и выстиланием вдоль ковра. На занятиях надо стараться как можно меньше проводить, прямых ударов тела о ковер и падений на бок. Увеличить время удара t можно за счет применения приемов страховки и самостраховки, уменьшения жестокости ковров. При этом следует отметить, что борцовский ковер как основное оборудование мест занятий должен обеспечивать наилучшие условия для усвоения техники бросков и безопасности занимающихся.

Приведенные выше материалы позволяют сделать следующие обобщения:

При проведении занятий необходимо уделять внимание изучению и совершенствованию падений с приземлением на различные части тела (спину, бок, грудь, живот, руки, ноги, ягодицы, голову), а также совершенствованию при этом приемов страховки и самостраховки.

Обучение начинающих заниматься рукопашным боем, а также тренировки и совершенствование бросков с большой амплитудой падения следует проводить на мягких коврах с малой жесткостью, обеспечивающих лучшее смягчение ударов при падении.

6 ТРАВМЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ.

При нарушении системы и правил проведения занятий по рукопашному бою возможны различные травмы: ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения и разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и хрящей, ожоги, обмораживания, обмороки, тепловые и солнечные удары и др.

Причины травматизма в неправильной организации и методике проведения занятий . К основным организационным недочетам относятся прежде всего:

Плохая организация занятий;

Слабое владение руководителем занятия методикой обучения;

Низкая дисциплина;

Неподготовленность мест занятий и инвентаря.

Несоблюдение дидактического принципа обучения (принцип последовательности и постепенности), незнание преподавателем физических возможностей организма по временным поясам суток, а также половозрастных особенностей занимающихся, системы обучения страховкам и взаимостраховкам, - все это приводит к травмам на занятиях (до 40% от общего числа имеющих место травм). К другим причинам травм теория физического воспитания относит также

нарушение правил содержания мест занятий и инвентаря (до 15%), а также неудовлетворительную воспитательную работу с контингентом обучаемых непосредственно на занятиях и вне их (до 8-10%). Неблагоприятные метеорологические условия (холод, жара, дождь, пурга, ураган и др.) также являются причиной травматических повреждений (до 8-9%).

Особенностью занятий по рукопашному бою является применение болевых, силовых и удушающих приемов в борьбе, нанесение ударов руками и ногами, преодоление различных препятствий и заграждений. При организации и проведении занятий необходимо тщательно продумывать меры, направленные на профилактику травматизма.

С целью предупреждения травм у занимающихся руководитель занятий обязан:

Соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между занимающимися при выполнении приемов боя автоматом в движении;

Следить за правильным применением приемов страховки и самостраховки;

Применять ножи (штыки) с надетыми на них ножнами или макеты ножей, малых лопат, автоматов (карабинов) при обучении приемам с оружием;

При выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку и не допускать падения на него;

Следить, чтобы вырывание оружия, выкручивание рук, болевые приемы проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «ЕСТЬ» немедленно прекращались;

Удары ножом, рукой и ногой во время тренировки без использования защитного снаряжения, только обозн



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Боевые искусства – различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.

Классификация

Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.

  1. Боевые искусства делятся на борцовские , ударные и восточные единоборства (включают в себя не только изучение приемов, но и философию боя и жизни).
  2. С оружием или без. К единоборствам с применением оружия относятся: все виды стрельбы, метание ножей, дротиков и т.п., ножевой и палочный бой, фехтование (рапира, сабля), различные восточные боевые искусства (например, ушу, кунг-фу, кендо) с использованием нунчак, шестов, сабель и мечей. К единоборствам без применения оружия относятся все остальные, в которых используются только различные части рук, ног и голова.
  3. Виды борьбы по странам (национальные). У каждого народа есть свои виды единоборств.

Рассмотрим самые известные из них.

  • Японские карате, дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, ниндзюцу (комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая в себя рукопашный бой, изучение оружия ниндзя, способы маскировки и т.д.).
  • Китайские ушу и кунг-фу. Кроме того в Китае также существуют различные стили, которые имитируют поведение животных, птиц, насекомых, а также стиль, подражающий поведению нетрезвого человека (стиль «пьяницы»).
  • Корейские хапкидо, тхэквондо (таэквондо).
  • Таиландский муай-тай или тайский бокс.
  • Русские самбо и боевое самбо, рукопашный бой.
  • Европейские бокс, французский бокс (сават), вольная и греко-римская (классическая) борьба.
  • Бразильские капоэйра, джиу-джитсу.
  • Израильская крав-мага.
  • Смешанные виды . ММА (миксфайт), К-1, кик-боксинг, грэпплинг – это смешанные виды, приемы в которых взяты из других боевых искусств и единоборств.
  • Олимпийские виды единоборств . Часть видов борьбы, единоборств и боевых искусств включены в программу Олимпийских игр. К ним относятся бокс, вольная и греко-римская борьба, дзюдо, таэквондо, различные виды стрельбы.

Отличие спортивного единоборства от боевого искусства

Все спортивные боевые искусства отличаются от реально боевых тем, что они всегда направленны на бой с одним человеком (поэтому и называются единоборствами), который всегда является честным и хорошим спортсменом, и действует всегда в рамках определенных заранее четко оговоренных правил.

Также в спортивных единоборствах чаще всего есть разделение по весовым категориям, там не применяется оружие, подлые приемы и эффект неожиданности, а также приемы способные очень сильно травмировать человека.

Но естественно в реальном бою на улице подобные прекрасные условия боя встречаться редко. Тут могут напасть и втроем, могут приставить нож к горлу или вообще ударить сзади, не предупреждая заранее, поэтому давайте дальше попробуем обсудить более эффективные и прикладные виды боевых искусств.

Айкидо

Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.

По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее, оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

Американский кик-боксинг

Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».

Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.

Английский бокс и французский бокс

Хотя тот современный Английский бокс, который мы знаем, примерно с 1882 года признали в прежнем виде опасным для здоровья и стали вести по известным сегодня правилам, что окончательно снизило его боевую эффективность. Но после этого времени еще стали известными куча подобных боевых «боксерских» систем различных стран мира.

Из самых известных видов бокса можно отметить: французский бокс «Сават», когда-то был вообще одной из лучших уличных боевых систем Европы.

Сават – это европейское боевое единоборство, известное также как «французский бокс», характеризуется эффективной техникой ударов руками, динамичной техникой ударов ногами, мобильностью и тонкой стратегией. Сават имеет длинную историю: этот вид боевого искусства зародился как синтез французской школы уличного рукопашного боя и английского бокса; в 1924 году был включен в Олимпийские игры в Париже в качестве демонстрационного вида спорта.

Греко-римская борьба

Классическая борьба представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена – с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств – это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Дзюдо

Дзюдо в переводе с японского языка означает «мягкий путь». Это современное спортивное единоборство родом из Страны восходящего солнца. Основной дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения. Дзюдо базируется на принципе единения духа и тела и отличается от других единоборств меньшим применением физической силы при выполнении различных технических действий.

Профессор Дзигоро Кано основал дзюдо в 1882 г., в 1964 г. дзюдо вошел в программу летних Олимпийских игр. Дзюдо – кодифицированный вид спорта, в котором разум управляет движениями тела, он носит наиболее ярко выраженный воспитательный характер в олимпийской программе. Помимо соревнований дзюдо включает в себя исследование техники, ката, самооборону, физическую подготовку и совершенствование духа. Дзюдо как спортивная дисциплина – это современный и прогрессивный вид физической активности. Международная Федерация дзюдо (IJF) включает в себя 200 дочерних национальных федераций на пяти континентах. Более 20 миллионов человек занимаются дзюдо, спортом, в котором великолепно сочетается воспитание и физическая активность. Ежегодно IJF организует более 35 мероприятий.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – общее название, применяемое для системы ведения боя, практически не поддающейся четкому описанию. Это рукопашный бой, в большинстве случаев, без применения оружия, и лишь в некоторых – с оружием. Техника джиу-джитсу включает в себя удары ногами, руками, кулаками, броски, удержание, блокировку, удушье и связывание, а также использование определенных видов оружия. Джиу-джитсу опирается не на грубую силу, а на сноровку и ловкость. Применение минимальных усилий для достижения максимального эффекта. Этот принцип позволяет любому человеку, вне зависимости от его физической формы или телосложения, контролировать и использовать свою энергию с наибольшей эффективностью.

Капоэйра

(Capoeira) – афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности.

Существуют несколько основных гипотез ее возникновения:

  1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.
  2. Капоэйра – слияние древних культур — латиноамериканских и африканских танцев.
  3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство. Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

Каратэ

Каратэ («путь пустой руки») – японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип – быстрота и скорость, а основная задача – сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Кэндо

Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

Кобудо

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

  1. Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
  2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Самбо

Самбо принадлежит к уникальным видам единоборств, получивших распространение по всему миру. Он стал единственным видом спортивных состязаний, где международное общение проводится на русском языке. Различают два вида самбо, первым из них является боевое, используемое для защиты и выведения из строя противника. Второй вид этой борьбы – спортивное самбо, способствует развитию личностных характеристик, закаляет характер и организм, позволяет выработать самообладание и дисциплину.

Сумо

Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов.

Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

Таиландский бокс

Муай-тай разрабатывался как воинское и армейское боевой искусство, бойцы которого с оружием и без должны были входить в личную охрану короля и реально противостоять на поле боя целым армиям превосходящего по численности врага.

Но сегодня, как и предыдущие спортивные виды боевых искусств, тайский бокс подвергся довольно сильным изменениям в сторону спорта, в нем также очень сильно изменились современные правила, которые стали намного более лояльными и сделали это сверхжёсткое и даже смертельное боевое искусство на порядок менее эффективным.

Хотя в более закрытых школах и даже можно сказать сектах, даже за пределами Таиланда, в которых также изучается тай-бокс, есть еще люди, обучающие более эффективным его видам.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо – корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Ушу

Ддословно переводится как воинское искусство. Это общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности.

Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.

Какое беоевое искусство выбирать?

Выбор занятий зависит, прежде всего, от ваших предпочтений и физических особенностей. Талица поможет определить тип вашего телосложения и подходящий по этому соответствию вид борьбы. Однако не стоит забывать, что приводятся только общие рекомендации. Изучение боевых искусств – процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

Эктоморф

Тай чи чуан (тай цзи цюань)

Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей. Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно. Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах. Настоящие школы – более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

Этот китайский стиль еще называют кунг-фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов. Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки). Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами. Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника. На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими. Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей – часть тренировочного режима.

Мезоморф

Айкидо

Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад. Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры. Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

Кэндо

Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму. Скорость, крепкие плечи и руки – необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

Муай-тай (тайский бокс)

Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов. Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

Эндоморф

Дзюдо

Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге. Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

Каратэ

Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки. Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам. Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

Сёриндзи-кэмпо

Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам. Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки. Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата. Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.

Проблема выбора какого-либо вида единоборств для изучения весьма актуальна. Грустно видеть, что люди тратят 20 лет на боевые искусства только для того, чтобы быть избитым тем, кто не провел в тренировочном зале ни одного дня. К сожалению, такое случается часто. Однако есть много видов единоборств, занимаясь которыми, можно получить необходимые адекватные навыки.

Вопрос о том, какое боевое искусство самое эффективное и лучше всего подходит для самозащиты, обсуждался в течение многих лет. Именно этот аспект является самым главным при выборе того или иного вида. К сожалению, далеко не все боевые искусства достаточно функциональны и эффективны с точки зрения самозащиты. Кроме того, надо учитывать, что потребности у всех людей разные, поэтому то, что работает для одного, не принесет никакой пользы другому. Однако из всех существующих можно выделить самые эффективные виды боевых искусств. Выбор любого из них будет полезен для улучшения навыков самообороны.

Айкидо

Этот вид боевых искусств, по мнению многих, имеет одну из худших репутаций с точки зрения самообороны. Такая точка зрения имеет свои основания. С одной стороны, айкидо почти бесполезно против любого, кто обладает приличными навыками в боевых искусствах. Однако оно может быть очень эффективным для людей, которые должны постоянно контролировать агрессивных и неквалифицированных с точки зрения боевой подготовки людей.

Полицейские, сотрудники службы безопасности - это люди, которые, скорее, выиграют от айкидо, поскольку оно сосредоточено на контроле над противником и перенаправлении энергии атаки. Есть множество искусств, которые научат, как нокаутировать противника, но не в каждой ситуации это можно сделать.

Айкидо было создано Морихеем Уэсибой, который объединил свой опыт в нескольких боевых искусствах, чтобы создать систему самообороны, которая во многом является духовной. Большинство приемов основано на искусстве фехтования. С одной стороны, в этой системе есть хорошие приемы захватов и бросков, позволяющие противостоять не слишком подготовленному противнику, не причинив ему много вреда, однако против опытного бойца с такой техникой устоять будет невозможно.

Силат

Это боевое искусство, которое оказало влияние на многие системы боевых искусств или самообороны. Он является одним из самых эффективных стилей боевых искусств. Этот стиль боя включает очень быстрые удары, манипулирование равновесием и жесткие болевые приемы.

Силат — это боевое искусство из Юго-Восточной Азии, которое практикуется в Индонезии, Брунее, Малайзии и на Филиппинах. Вокруг него существует множество историй происхождения.

В чем же его преимущества? Силат - это система самозащиты, которая охватывает широкий спектр боевых аспектов. Оружие, техника ударов и захватов - все это делает его невероятно опасным. Любой, кто нападает на эксперта по силату, в конце концов окажется поверженным. Для тех, кто пытается выяснить, какое боевое искусство самое эффективное на улице, силат один из самых подходящих вариантов.

Муай-тай

Известный так же, как тайский бокс, он заслуживает место в любом списке боевых искусств, которые подходят для самозащиты. Это боевая система, в арсенале которой мощные удары ногами, кулаками, локтями и коленями.

Именно он стал источником подготовки для бойцов ММА, хотя в равной степени муай-тай превосходен для уличной самозащиты.

Тайский бокс - это сложное боевое искусство, но в нем используются все навыки, необходимые на улице. Именно это делает его одним из самых эффективных боевых искусств для самообороны.

Это вид боя появился несколько сотен лет назад, и многие считают, что он возник в результате миграции племен из Китая. В сложных условиях почти постоянных войн на протяжении истории Таиланда и соседних государств это искусство использовалось во время сражений. Излишне говорить, что муай-тай зарекомендовал себя как на поле боя, так и на спортивной арене.

Каратэ

Многие эксперты считают каратэ одним из самых эффективных боевых искусств. Причиной этому является характер системы. Удары ногами, руками, блоки - все это части программы подготовки в каратэ.

Этот стиль предъявляет довольно низкие требования для начинающих. Ученики работают над совершенствованием сильных ударов руками и ногами. Этот стиль боевых искусств вызывает уважение, однако, по сравнению с другими единоборствами, ему не хватает защитных техник.

Точное происхождение каратэ неизвестно, однако, как правило, считается, что он был создан на острове Окинава, и из-за различных запретов на использование оружия в истории островов он изначально был стилем, который использовал технику «пустой руки», хотя впоследствии были сделаны некоторые усовершенствования.

Чем хорошо каратэ для самообороны? Одним из явных преимуществ этого стиля являются сильные удары. К недостаткам некоторые относят чрезмерное использование жестких блоков. Однако жесткость каратэ - это не всегда плохо. Достаточно вспомнить некоторых бойцов ММА, например, Лота Мачида, который очень хорошо справляется со своей задачей, используя каратэ в качестве базы.

В целом отличная физическая подготовка, мощные удары руками и ногами делают каратэ одним из самых эффективных боевых искусств, подходящих для самообороны. Однако следует учитывать, что существуют разные его стили, которые в разной степени подходят для целей самозащиты.

Вин-чунь

Это китайский стиль боевых искусств, который приобрел огромную популярность в последние годы, во многом благодаря успеху фильмов «Ип Ман» с в главной роли. Многие люди, отвечая на вопрос, какой вид боевых искусств самый эффективный, называют именно его.

Фактическое происхождение вин-чунь остается спорным вопросом, но есть одна наиболее популярная теория его происхождения. Это история буддийской монахини, Нг Муи. Говорят, что она была одним из пяти старейшин храма Шаолинь, которой удалось сбежать до его разрушения. Благодаря высокому уровню боевых искусств Шаолинь она создала форму самообороны, которая позволила бы противостоять противнику, превосходящему по размерам и весу, что было особенно актуально для хрупкой женщины. Она черпала вдохновение для вин-чунь из движений животных, прежде всего, журавля. Применительно к человеческой форме эти деликатные, но естественные движения требовали небольшой силы, но позволяли эффективно блокировать и наносить удары.

Первой ученицей Нг Муи в еще не названной форме была красивая молодая девушка по имени Им Вин Чунь, которую глава местной банды силой пытался заставить вступить в брак. Овладев искусством, она все же смогла защитить себя и пресечь натиск бандита. Именно в честь нее, как первой ученицы Нун Нг Муи, был назван новый вид боевого искусства. При нулевых спортивных навыках вин-чунь в состоянии обеспечить необходимые навыки самообороны. Да, как и в любом искусстве, бывают хорошие и плохие инструкторы, но это очень надежная и практичная система самообороны для ближнего боя.

Сила вин-чунь заключается в его прямом подходе. В данном боевом искусстве практикующий становится очень сильным и наносит очень прицельные хлесткие удары. Таким образом, это действительно одно из самых эффективных боевых искусств, которое было создано специально для самозащиты.

Бразильское джиу-джитсу

Это искусство является довольно эффективным в качестве системы самозащиты. Однако у него есть слабые стороны, когда дело доходит до защиты от оружия и групповых атак. Основой для джиу-джитсу послужило дзюдо. Соответственно, большая часть внимания уделяется технике борьбы, болевым и удушающим приемам и в меньшей степени - ударам. Этот стиль использовался многими бойцами ММА.

В настоящее время бразильское джиу-джитсу больше стало спортом, чем системой самообороны. Однако здесь есть достаточно техник, которые могут эффективно использоваться для самозащиты.

ММА

Этот вид спорта уже стал глобальным явлением. Его арсенал составляют нокаутирующие удары, удушения, захваты. Недостатком ММА с точки зрения самозащиты является необходимость серьезной физической подготовки.

Большим плюсом при этих тренировках является быстрый рост навыков во всех областях. Таким образом, с течением времени можно стать очень опытным противником для любого атакующего. Недостатком этого является то, что практикующий в большей степени сосредоточен на спорте со всеми его ограничениями, а не на самообороне. Например, здесь полностью отсутствует защита от ножа. Но несмотря на это, его части вносят в список самых эффективных боевых искусств.

Крав-мага

Это, пожалуй, одна из самых известных и действенных систем самообороны в мире. Слово крав-мага на иврите означает «контактные бои», и это официальная система израильских сил обороны.

Происхождение крав-мага можно проследить до Чехословакии (современная Словакия) еще до начала Второй мировой войны. Ее основателем был молодой еврейский спортсмен по имени Ими Лихтенфельд. Ими был известным на национальном и международном уровне боксером, борцом и гимнастом. Начиная с середины 30-х годов к власти в Чехословакии пришли фашистские и антисемитские группировки, что привело к притеснению и насилию над еврейскими общинами. Лихтенфельд организовал группу молодых людей для патрулирования и защиты от потенциальных нападавших. Однако он быстро понял, что его тренировки в спортивных единоборствах не идут ни в какое сравнение с бандитскими методами. Борьба за очки в матче и борьба за свою жизнь в уличной драке требуют другого мышления и разных техник. Ими начал синтезировать свои знания в области боевых искусств и стал уделять особое внимание атакам, которые быстро отключали и нейтрализовали угрозу.

Таким образом, этот вид единоборств изначальное создавался как самое эффективное боевое искусство.

Когда Лихтенфельд переехал в 1942 году в Палестину, то присоединился к Haganah, доизраильской еврейской военизированной организации с миссией защитить еврейских поселенцев от местных жителей, которые не приветствовали вновь прибывших. Израильские военные руководители быстро заметили боевые навыки Ими и его способность обучать им других.

После того как Израиль получил государственность в 1948 году, Лихтенфельд был назначен главным инструктором по физической подготовке в Школе боевой подготовки ИДФ. Именно в этой роли он разработал то, что сегодня известно как крав-мага.

Этот вид боевого искусства, самого эффективного, по мнению многих специалистов, представляет собой тактическую систему смешанных единоборств и самообороны, которая сочетает в себе бокс, дзюдо, джиу-джитсу и айкидо. В последние годы в крав-мага были включены элементы других боевых искусств, таких как муай-тай и вин-чунь.

Принципы крав-мага

По сути, они составляют основу этого боевого искусства.

  1. Нейтрализовать угрозу. Основная цель в крав-мага — как можно быстрее нейтрализовать противника. Она управляет всеми остальными принципами крав-мага. Она заключается в том, чтобы доминировать и максимально быстро вывести из строя нападающего.
  2. Будь проще. В крав-мага есть простые удары, удержания и блоки. Эта система была разработана таким образом, чтобы ее можно было использовать как можно быстрее.
  3. Одновременная защита и атака. Многие боевые искусства рассматривают защитные и наступательные движения как отдельные и дискретные действия, например, сначала блок (оборонительный режим), затем удар (атакующее действие). Недостатком этого подхода является то, что он реактивный, и в конечном итоге боец затянут в цикл бесконечных защитных движений. В крав-мага сочетается наступательное и оборонительное движение: боец одновременно стремится сорвать атаку и контратаковать. Следует отметить, что вин-чунь имеет похожий принцип одновременной защиты и атаки.
  4. Непрерывное движение. С принципами одновременной защиты и атаки связан «ретцев», ивритское слово «непрерывное движение». Его целью является нейтрализация атакующего непрерывной последовательной агрессивной защитой и наступательными движениями. Ретцев требует, чтобы боец ​​работал инстинктивно, а не полагался на заранее установленную рутинную технику.
  5. Использование возможностей оружия. В крав-мага могут использоваться огнестрельное оружие и ножи. Помимо этого традиционного вооружения, крав-мага также учит практикующих импровизировать и использовать любой предмет, находящийся в их распоряжении, в качестве оружия. Ключи, ручки, ремни и стулья могут быть включены в технику крав-мага для максимально быстрой нейтрализации противника.
  6. Защита от оружия. Помимо обучения навыкам использования оружия, крав-мага также показывает, как защитить себя от вооруженного нападения.
  7. Сосредоточение на уязвимых мягких тканях и точках давления. Хорошо известным принципом крав-мага является его акцент на атаку уязвимых мягких тканей и точек. Многие контратаки включают воздействия на глаза, пах и горло.

Таким образом, крав-мага является жестким, но одновременно с этим самым эффективным боевым искусством в мире.