" проведение физкультминуток на уроках ". Комплексы физических упражнений (физкультминутки)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я третий год учусь в школе. Чтобы хорошо учиться, нужно быть внимательным, усидчивым, терпеливым, уметь слышать и слушать учителя на уроках.

Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Отдых или пауза нужны обязательно для нормальной работы на уроке. Для младших школьников это особенно важно. Работать без перерыва в течение 40-ка минут урока сложно, иногда невозможно.

В силу индивидуальных и возрастных особенностей, у каждого из нас во второй половине урока накапливается усталость, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на нашем поведении. Чтобы снять отрицательное воздействие на организм школьной нагрузки, заторможенности, страха, повысить активность, увеличить физическую активность надо на уроках отвлекаться, проводить физкультурные передышки.

Что можно сделать, чтобы не уставать сильно? Интересно, физкультминутки могут помочь? Как их правильно выполнять? Актуальны ли физкультминутки в наше время? Я решил выяснить отношение учащихся нашей школы к этому вопросу, и получить ответы в ходе эксперимента.

Цель: Изучить влияние физкультминуток на работоспособность школьников.

Задачи:

1. Изучить литературу по данному вопросу;

2. Узнать мнение учащихся нашей школы;

3. Познакомиться с результатами медицинских обследований учащихся школы;

4. Провести эксперимент «Влияние физминуток на работоспособность ученика»;

5. Создать сборник «Физкультминутки на уроках »;

6. Рассказать и показать одноклассникам пользу физминуток.

Гипотеза: Физминутка на уроке способствует снятию утомления и повышает работоспособность учащихся, а отсутствие физпаузы на уроке влечет за собой накопляемую усталость и понижает качество выполненной работы.

Методы: работа с литературой, анкетирование, встреча, интервью, эксперимент, обобщение, создание сборника, презентация работы.

I. Физкультминутка

1.1. Актуальность физкультминуток.

Одна из самых острых проблем в школе - ограничение двигательной активности детей во время занятий. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движение. Теряется концентрация внимания, устают кисти рук, пропадает интерес к материалу, потому что наступает усталость. Накопившаяся усталость может вызвать отклонения в состоянии здоровья - нарушение осанки, зрения, повышение давления, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Пребывание долго в сидячем положении нарушает кровообращение. Без движения у детей возникают зажимы и непроизвольные навязчивые движения. При длительном снижении физической активности органы и системы нашего организма испытывают недостаток кислорода, что является причиной многих болезней. Поэтому при организации процесса обучения необходимо избегать длительного сидения за партой, ведь мы сидим за партами по пять часов каждый день целых одиннадцать лет.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке и в девчонке

Есть по 200 грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего…….

Эта смешная песенка из мультфильма очень точно показывает какая двигательная активность свойственна детям.

Чтобы предупредить общее утомление от напряжения при занятиях за столом, следует проводить физические упражнения, так называемые физкультминутки с целью переключения с умственной деятельности на физическую. К.Д.Ушинский писал: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания» (Приложение 1). Физкультминутка - это минутка активного и здорового отдыха. Ее проводят на уроках с большой умственной нагрузкой и недостатком движения.

1.2. Что такое физкультминутки?

Физкультминутка - это минутка физических упражнений. Физкультминутки в начальной школе - это комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости и составлены таким образом, чтобы выполняя их, были охвачены разные группы мышц.

Цель проведения физкультминуток - повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, иностранного языка, обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда большую нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы кисти руки.

Поэтому для физкультурной минутки надо подбирать несколько простых упражнения для разных групп мышц - ног, рук, плечевого пояса, туловища.

Для того чтобы дети в начальной школе хорошо чувствовали себя на уроках и на протяжении 40 минут имели высокую активность и работоспособность, необходимо правильно подобрать и использовать упражнения или игры оздоровительного характера.

Несколько минут на уроке нужно уделять физическим упражнениям. Физкультминутки в начальной школе являются необходимой частью занятий. Следует обращать внимание на их продолжительность и содержание, а также следить за настроением во время их выполнения и желанием у детей их повторять.

Применение физкультминуток в начальной школе помогает снижению усталости у ребёнка, обеспечивает отдых и повышает умственную активность. Для того чтобы снять напряжение, которое вызвано долгим сидением за партой, следует выполнять комплекс занятий: потягивание, разведение плеч, вращение головой, наклоны вправо и влево, сгибание и выпрямление ног. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми.

Использование физкультминуток на уроках приводит к следующим положительным эффектам:

    обеспечивают эмоциональный подъем;

    снижают уровень тревожности;

    снимают усталость, напряжение;

    стимулируют познавательный интерес учащихся;

    ускоряют процесс запоминания учебного материала;

1.3. Виды физкультминуток.

В состав упражнений для физкультминуток входят:

    упражнения по формированию осанки,

    укреплению зрения,

    укреплению мышц рук,

    отдых позвоночника,

    упражнения для ног,

    упражнения для мимики лица,

    психогимнастика,

    дыхательная гимнастика.

Физкультурные минутки бывают:

1. Физкультурно-спортивные: - упражнения общеразвивающего характера;

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Подвижные игры.

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде повторения или закрепления изученного материала как игра «Съедобное - несъедобное», упражнения на координацию движения.

2. Оздоровительные:

Пальчиковая гимнастика;

Гимнастика для глаз;

Ритмическая гимнастика;

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.

Танцевальная гимнастика.

Эти физминутки интересны, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

3. Двигательно-речевые:

Артикуляционная гимнастика;

Дыхательная гимнастика.

В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения «Надуй шарик».

4. Когнитивные:

Развивающие игры,

Психогимнастика;

Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение.

Дидактические игры, двигательные действия, задания стоя.

5. Креативные:

Сюжетно-ролевые игры;

Гимнастика для ума;

Игра «Светофор», горит красный цвет - дети стоят, желтый - сидят за партой, зеленый - шагают на месте.

- «Живая природа, неживая», «Дерево, куст, трава», «Четные, нечетные».

Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: Присесть столько раз, сколько будет 3+2, а 9 - 5 раз наклонить голову влево.

Физкультминутки для учащихся начальной школы должны быть направлены на разные части тела ребенка - спину, шею, плечи, руки, ноги. Все зависит от интенсивности урока, на котором она проводится, а также от области утомления. Если дети много писали или рисовали, то нужны упражнения на расслабление кистей рук. Если же на уроке пришлось много наклоняться, следить глазами за текстом - нужны упражнения для снятия напряжения мышц шеи и плечевого сустава. И, конечно, всегда нужна хоть небольшая гимнастика для глаз.

6. Релаксационные:

Расслабление, сопровождающееся снятием напряжения. В качестве минутки отдыха можно использовать спокойную красивую музыку. Звучание музыки на уроке дает возможность успокоиться, снять нервное напряжение. Музыка способствует хорошему настроению, положительно влияет на здоровье. Для таких физминуток подойдут записи звуков природы. Во время физминуток можно закрыть глаза.

Физкультминутки в начальной школе играют важную роль, они помогают снять напряжение, усталость, от долгого сидения за партой, получить новый заряд энергии, способствуют поддержанию восстановления органов слуха, помогают активизировать дыхание. Они так же способны поднять детям эмоциональный настрой, желание продолжить работу, доделать ее до конца.

II. Разминка на уроке.

    1. Опрос

Для объективности своего исследования провел среди одноклассников и учащихся школы анкетирование (Приложение 2,3). Данные занес в таблицу. Вот, что получилось. В анкетировании приняли участие ученики 3Б, 4В, 7Б, 10А классов, всего 96 человек.

Нужны ли физпаузы на уроках?

На каких уроках нужны?

всех рус.яз. матем.

всех рус.яз. матем.

всех рус.яз. матем.

всех рус.яз. матем.

всех рус.яз. матем.

Физминутки на уроке мешают?

Для чего нужны физминутки?

отдых здоров

Больше устают глаза или руки?

глаза, руки

глаза, руки

глаза, руки

Физпаузы нужны всем или малышам?

Из анкеты видно, что большинство ребят считают физпаузы необходимыми (85 из 96), 24 учащимся физминутки мешают на уроках. Все ученики ответили, что физкультурные минутки нужны для отдыха, чтобы не уставать, сохранить здоровье. Ребята правильно сказали, что больше всего на уроках устают глаза и руки, поэтому физпаузы нужны всем, а не только малышам.

Ответы на вопросы «Нужны ли физминутки и какую пользу они приносят?» я получил в ходе интервью с медработником школы. Наталья Ивановна рассказала о результатах медосмотра.

В первый класс пришли 13 ребят с нарушением осанки, в четвертых классах такое нарушение выявлено уже у 18 учащихся, а в восьмых классах у 20 учеников нарушение осанки, у 5 - сколиоз. Оказывается, из-за неправильной осанки, может развиться болезнь сколиоз.

Сколиоз -это боковое искривление позвоночника. От сколиоза страдают функции лёгких и сердца.

2.2. В нашем классе.

Учебный день в нашем классе начинается с утренней гимнастики. Ее проводят наши физорги (Приложение 5). А на уроках физминутки проводит учитель. Для моего исследования я попросил ребят поучаствовать в эксперименте. Мы договорились с одноклассниками одну неделю не проводить гимнастику перед уроками и физминутки на уроках. В течение недели я наблюдал такую картину - через 20 минут после начала урока появились признаки утомления: кто-то стал зевать, некоторые стали отвлекаться, другие не могли ориентироваться в заданиях. Одни почесывали голову, другие раскачивались на стуле, играли - постукивали карандашом или ручкой, лежали на парте и так далее (Приложение 6). Мы не успевали что-нибудь выполнить до звонка. После таких уроков мы выходили в коридор и начинали бегать, прыгать, играть в догонялки. После звонка приходили на урок уставшими и сил уже ни на что не было. В результате нахватали много троек и даже двойки. И так всю неделю. К концу недели настроение было испорчено, в тетрадях много зачеркиваний и исправлений, в дневниках низкие оценки, учитель недоволен, родители в недоумении. Пора исправлять ситуацию. На следующей неделе физорги проводили утреннюю гимнастику перед уроками (Приложение 7), а я проводил физминутки в середине каждого урока (Приложение 8). На таких уроках отмечалась активность учащихся (Приложение 9), а также улучшение настроения и желания учиться (Приложение 10). Я решил найти разные физминутки и проводить их каждый день. Но чтобы они не приелись, надо их менять, и повторять не чаще двух раз в месяц. Значит нужно подобрать хотя бы по десять разных текстов на каждый предмет (Приложение 11). Да и по возрасту их надо разделить, нельзя же проводить одинаковые в первом классе и в третьем или четвертом.

2.3. Подбираю физминутки.

Сначала решил подобрать для первоклассников. По прошлому году помню, что надо как можно больше интересных, веселых стихов с разными героями. Малышам это очень нравится.

Например,

Топай, мишка, хлопай, мишка.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись. (Приложение 12)

Зайчишка быстро скачет в поле -

Очень весело на воле!

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы - ребятишки.

Подойдет для первоклассников и эта:

Три медведя шли домой:

Папа был большой - большой,

Мама с ним - поменьше ростом,

А сынок - малютка просто

Разминка для пальчиков:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

От того и потолстел!

На обучении чтению можно провести такую:

В алфавите, в букваре,

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

Вот так буква-акробат!

На урок математики возьмем следующую:

Раз, два — стоит ракета,

Три, четыре — самолет.

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре —

Руки выше,

Плечи шире.

Раз, два, три, четыре —

И на месте походили.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Для своих одноклассников на уроке математики я предложил:

Раз, два, три, четыре, пять -

Раз! Подняться, подтянуться,

Два! Согнуться, разогнуться,

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

А на уроке русского языка провел вот эту:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.Руки в стороны развёл,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Для 3 класса на уроке русского языка или литературного чтения:

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

А такую на уроках математики:

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развесёлый человечек.

Для 4 класса можно посложней взять:

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни.

И вновь глазами по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Головою не крути,

Лишь глазами осторожно вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

На уроке окружающего мира проведем такую:

Юрта, юрта, круглый дом,

Побывайте в доме том!

Гости явятся едва

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки.

Выводы

Я узнал, что существует много причин, из-за которых может ухудшиться здоровье, среди них недостаточная двигательная активность. Она вызывает зрительное, умственное и физическое напряжение. Со временем может быть нарушение осанки или зрения. Для того чтобы снять напряжение необходимо проводить маленький перерыв. На уроках, которые проводились без физкультминуток, было много уставших и недовольных, и результаты выполненной работы были неудовлетворительными. Уроки с физпаузами проходили плодотворней, хорошая работоспособность и высокие результаты показали их важность и необходимость.

Физминутки нам нужны, для детей они важны!

Я убедился, что для сохранения здоровья и работоспособности на уроках необходимо проводить физкультминутки каждый день. Чтобы разнообразить эту часть урока, я нашел много различных текстов для физкультурных пауз. Можно смело проводить разные физминутки на разных уроках. Физпаузы должны быть интересными и соответствовать возрасту. Они не должны быть очень длинными, чтобы не отнимать много времени на уроке. За 2-3 минуты учащимся надо чуть-чуть отвлечься, размяться и немного отдохнуть. Все тексты я собрал вместе, рассортировал их по классам и по предметам. У меня получился хороший сборник (Приложение 13). Для старшеклассников я подобрал различные варианты гимнастики для глаз. Такие упражнения можно чередовать. Предлагаю его всем учителям начальных классов, физоргам и старшеклассникам.

Литература

1. Бутакова В. М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.. Первое сентября, 2000.

2. Гнездилова Л.И. Класс здоровья.// Начальная школа. - 2001,№3.

3. Каралашвили Е. Н. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. - М: ТЦ «Сфера» 2001.

4. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке. - М: Эксмо, 2007.

5. Обухова Л. А, Лемяскина Н. А. Уроки здоровья // Начальная школа. - 1991, №3.

6. Хватова Н. В. Урок здоровья // Начальная школа. - 1997, №10.

7. Чаркова Ф. В. Азбука здоровья // Начальная школа. - 2001, №7.

8. Шешелко О. Б. Веселые физкультминутки // Начальная школа. - 2001, №7.

9. Симоненко А.В. Минутки здоровья// Начальная школа. - 2011, №12.

Приложения

Приложение 1.

Изучаю литературу

Приложение 2.

Анкетирование

Приложение 3.

Результаты анкетирования

Всего 96 уч.

Нужны ли физпаузы на уроках?

На каких уроках нужны?

всех рус.яз. матем.

всех рус.яз. матем.

всех рус.яз. матем.

всех рус.яз. матем.

всех рус.яз. матем.

Физминутки на уроке мешают?

Для чего нужныфизминутки?

отдых здоров

Больше устают глаза или руки?

глаза, руки

глаза, руки

глаза, руки

Физпаузынужны всем или только малышам?

Приложение 4.

Мнение доктора

Результаты медосмотра.

Приложение 5.

Начинаем день с зарядки

Приложение 6.

Как выдержать эти 40 минут

Приложение 7.

Утренняя гимнастика

Приложение 8.

Провожу физминутки

Приложение 9.

Работать стало интересней

Приложение 10.

А вот и результаты

Приложение 11.

Подбираю физминутки

Приложение 12.

Это для 1 класса

Приложение 13.

Получился целый сборник

Приложение 14.

Рассказываю одноклассникам

Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения на расслабление и напряжение для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.

1. исходное положение (и.п.) – стоя, 1 – голову наклонить направо, 2 – и.п., 3 – голову наклонить налево, 4 – и.п., 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать, 6 – и.п. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – голову наклонить вперед, 6 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

3. и.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.

4. и.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

5. и.п. – стоя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

6. и.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и.п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз. Темп средний.

7. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

8. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повернуть туловище направо, 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

9. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 3 -4 – быстрый, 1-2 – медленный.

Упражнение “Ленивые восьмерки”

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой од новременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и о беими одновременно.

Упражнение “Вращение шеи”

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опус тите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сто рону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круго вые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

Упражнение “Брюшное дыхание”

Представьте, что у вас в животе воздушный шарик. Положите руки на живот. Сделайте медленный глу бокий вдох через нос надуйте шарик. Медленный выдох через рот сдуйте шарик. Повторить 3-4 разка.

Упражнение “Энергизатор”

помогает расслабиться.

Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

Упражнение “Сова”

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохни те глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распря мите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслаб ляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

Упражнение “Активизация руки”

Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя. То же самое повторить с левой рукой.

Упражнение “Сгибание стопы ног”

Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттяги вайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.

Упражнение “Кнопки мозга”

Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее ос нование ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

Упражнение “Энергетическая зевота”

Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение

Упражнение “Крюки”

Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекре стите руки на груди - левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твер дому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.

  • «растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма; разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши ладонями;
  • «перекрестные движения» - активизирует оба полушария головного мозга; под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;
  • «симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию; в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;
  • «медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз; покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;
  • «поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника; стоя ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом, удерживать позу 15-20 секунд;
  • «медуза» - снимает психофизическое напряжение; сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
  • Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.
  • Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 с.
  • Выпрямить спину, тело расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.
  • Сидя прямо с опущенными руками, резко напрячь мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабиться, опустить голову, закрыть глаза. Посидеть так 10-15 с. Проделать упражнение 2-4 раза.
  • Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот (полностью). Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).
  • Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.
  • Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.
  • Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз. Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен.
  • Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.
  • Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох.
  • В течение 1 минуты хлестко, без усилий, бро-саете руки за плечи, легко, как плети, словно обни-маем себя за плечи. Люди инстинктивно де-лают подобное на морозе, чтобы согреться.
  • Просто покачивайтесь телом, как удобнее, как будто едете в троллейбусе.
  • Качание руки влево – руки вправо. Выпол-няете легко, сначала активно, за-тем – лениво, с поворотами тела в ритме, из которого выходить не хочется.
  • Представьте, что ваш нос – карандаш. Стоя «вырисовывайте» им цифры от 0 до 9

Подготовил Радаев В.А., педагог-психолог лицея

Упражнения выполняются сидя и стоя.

Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам слева и справа. По команде педагога дежурный по классу открывает форточку или окно, учащиеся прекращают занятия и начинают выполнять упражнения. Комплекс физкультминуток рекомендуется подбирать в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.

Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц - в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока. В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения - потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями рук.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Физкультминутка общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений для младших школьников на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Владимир Радченко , учитель физической культуры СШ № 32 г. Белово, учитель года Кемеровской области-2004

Потребность в двигательной активности у детей до­школьного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы дви­гательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ яв­ляются физкультурные занятия.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического ком­понента различных видов деятельности : введение физкультурных пауз и физкультминуток во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, ди­намических пауз между занятиями и т. д.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ - кратковременные физические упражнения - проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Это свидетельствует об умственном утомлении, которое распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин

Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. .

Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, происходит восстановление положительно-эмоционального состояния.

Для физкультурной минуты составляют комплекс упражнений , включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение, подтягивания, наклоны, повороты туловища. На физкультминутках можно широко использовать упражнения для кисти руки и различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка»; упражнения «Сова», «Умная шляпа» и др. Включаются в физкультминутку также подскоки и ходьба. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно- имитационного характера - как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д.

Продолжительность физкультурных пауз , в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения , имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению.

Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии , когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей . Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Следовательно, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента .

Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, такие занятия, как правило, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу.

Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка, Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует.

Однако, если дети рисуют карандашами , то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходим. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений , требующих большой усидчивости и внимания детей.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Все физкультминутки условно можно разделить на три группы :

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине , когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма.

К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток - мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук . Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону.

К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т.д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый», «Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

3. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

ПРИМЕРЫ ФИЗКУЛЬМИНУТОК:

Заяц в лес на новоселье,

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес к нему пойдём сейчас,

В гости ждёт сегодня нас.

(Шагаем по кругу)

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

По сугробам мы шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям - поклонись.

(Наклониться вперед)

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

К зайцу мы идём в дубраву!

(Шагаем по кругу)

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой

Физкультминутки для студентов колледжа


Физическое воспитание детей является такой же задачей школы, как и умственное. Оно не должно быть пасынком, а равноправным и равноценным ребёнком. Оно должно так же быть организовано, как и умственное воспитание.
Эрисман Ф.

Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, следовательно, в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мышцы пишущей руки.
Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддерживания работоспособности учащихся, поскольку во время физкультминуток обеспечивается отдых центральной нервной системы, а так же скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из- за длительного сидения за партой.
Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Для проведения физкультминуток может быть использован специальный комплекс из трёх- четырёх упражнений. Длительность: 1,5-2 мин


Физкультминутки относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания.. Физкультминутки относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений.
Физкультминутки во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
- активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
- повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания и др.
Педагог не должен бояться, что потеряет время на уроке. Обязательно должен выполнять эти же движения вместе с детьми, не сидеть. Он сам должен верить в необходимость этих упражнений на уроке, тогда и дети поверят и поймут их необходимость. Обычно дети с удовольствием и радостью выполняют их, далее чувствуют прилив сил для дальнейшей учебы. Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение.


Физкультминутки для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза, открыть посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вниз и вверх. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд в даль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раз.
Комплекс физкультминутки
Упражнение 1. Ходьба на месте, высоко поднимая колени. 20 шагов.
Упражнение 2. Исходное положение – стоя, руки в стороны, ладонями вверху. Сгибать напряженно руки к плечам, кисти сжать в кулаки, локти прижать к туловищу. 12 раз.
Упражнение 3. Исходное положение – стоя, руки внизу. Руки вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться, вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Всего 10 раз.
Упражнение 4. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1–2 – рывки согнутыми руками назад, локти не нижа уровня плеч, 3–4 – поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями кверху, вернуться в исходное положение. То же с поворотом влево. По 4 раза в каждую сторону.
Упражнение 5. Исходное положение – присед на носках, руки на коленях. Три прыжка на месте в приседе, затем выпрямиться. Повторить 5 раз.
Упражнение 6. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2 – пружинистые наклоны вперед до касания пальцами рук пола, 3 – руки вверх, наклон вперед прогнувшись, 4 – стойка ноги врозь. Повторить 6 раз.
Упражнение 7, Стоя, руки скрестно перед грудью. Руки вниз – в стороны, мах правой ногой вправо до касания ладони правой руки. То же другой ногой. По 6 раз в каждую сторону.
Упражнение 8. Исходное положение – стойка, руки к плечам. 1–2 – наклон вправо, руки вверх, 3–4 – исходное положение. То же в другую сторону. Всего 8 раз.