Программа дополнительного образования "аквааэробика для дошкольников". Аквааэробика для детей дошкольного возраста: видео, обучение

Аквааэробика уже в детском саду

Климова Наталья Дмитриевна,

инструктор по физической культуре (плавание)

МАДОУ ЦРР – детского сада №50

города Тюмени

Дошкольное детство – это тот период развития ребенка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Большая роль в воспитании здорового, сильного, выносливого ребенка принадлежит физической культуре.

Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом современной жизни у большинства; слабой мотивацией двигательной активности; низким уровнем представлений о здоровом образе жизни и спорте.

К счастью, современный мир не только всячески способствует ухудшению здоровья человека, в том числе и детей, но и предлагает немало вариантов и возможностей для того, чтобы развиваться и физически укрепляться.

Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнение каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия.

В связи с этим появилась необходимость поиска наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей.

Выведение занятий плаванием на новый уровень, с использованием технологии аквааэробики, которое проводится с музыкальным сопровождением, дает свой положительный импульс.

Дети с большой охотой и желанием выполняют упражнения, которые до этого, может быть, были для них сложными.

Поэтому темой моего проекта и стала «Аквааэробика в детском саду».

Аквааэробика - это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку.

Занятия аквааэробикой имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу.

Цель

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе освоения разных видов упражнений в воде под музыку.

Задачи

  1. Сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства.
  2. Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (в бассейне).
  3. Способствовать развитию костно-мышечного корсета.
  4. Развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке.
  5. Создавать положительный эмоциональный настрой от занятий аквааэробикой.

Сроки реализации Проекта 4 года, для каждого возраста предлагается 16 занятий в течение учебного года.

Возраст детей, участвующих в реализации Проекта от 3 до 7 лет.

Занятие организуется подгруппами детей, 2 раза в месяц. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет – 15 мин., детьми 4-5 лет – 20 мин, детьми 5-6 лет – 25 мин., детьми 6-7 лет – 30 мин.

Методическое обеспечение

На четвёртом году занятий аквааэробикой используются и элементы синхронного плавания. Это позволяет придумывать различные хореографические композиции для развлечений и праздников на воде.

При планировании занятий по аквааэробике учитываем основные педагогические принципы: доступность, от простого к сложному, последовательность, фасцинация, т.е. очарование; систематичность, синкритичность (объединения - соединения).

Описание занятия делится на 3 части: подготовительную, основную, заключительную. Все части занятия взаимосвязаны. Подготовительная часть делится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе.

Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи.

Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени. В этой части выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания.

Организация и проведение занятий по аквааэробики такая же, как и при плавании. Путем различных методов и приемов занятия становятся интересными, детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.

Работу с детьми по аквааэробике делим условно на 3 этапа.

На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении.

На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой.

На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.

Основной формой обучения дошкольника является игра. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. Поэтому все занятия должны строиться на игровых элементах. Однако игры, как и упражнения должны подбираться так, чтобы ребёнок был в постоянном движении – тогда он не будет мёрзнуть.

В процессе обучения плаванию ребенок

– приобретает определенную систему знаний о физических уп­ражнениях на воде, их структуре, оздоровительном воздействии на орга­низм;

– осознает свои двигательные действия;

– усваивает физкультурную и пространственную терминоло­гию;

– узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

– ребенок познает свое тело, у него формируется телесная реф­лексия;

– закрепляет зна­ния об окружающей природе, свойствах воды;

– обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

– учится рационально использовать навыки в самостоятельной двигательной деятельности;

– приобретает грацию, пластичность, выразительности дви­жений;

– развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

– учится самоорганизации, взаимопомощи.

  1. Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами.
  2. При обучении целесообразен фронтальный метод.
  3. Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.
  4. Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении.
  5. На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины.

Ожидаемые результаты

Дети выполняют упражнения с различным оборудованием в горизонтальном и вертикальном положениях тела.

При выполнении упражнений сохраняется заданный темп и ритм.

Дети при выполнении упражнений сохраняют координацию движений, равновесие.

Комплексы упражнений по аквааэробике

Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:

Для освоения с водой;

Для освоения и совершенствования навыка плавания;

Игры на воде;

Учебные прыжки;

На силовые способности;

На гибкость;

На аэробную направленность;

На расслабление.

Все упражнения выполняются либо у неподвижной опоры (бортик, разделительная дорожка), либо с подвижной опорой (доска для плавания, «нудл», мячи), либо без опоры.

Упражнения для ознакомления с основными свойствами воды

  1. Ходьба по дну, держась за разделительную дорожку или бортик бассейна.
  2. То, же но без помощи рук, с переходом на бег.
  3. То, же но спиной вперёд без помощи рук, с переходом на бег.
  4. Ходьба приставным шагами (левым, правым боком) без помощи рук, с переходом на бег.
  5. Ходьба по дну в наклоне вперёд; прямые руки вытянуты вперёд, кисти соединены.
  6. Поочерёдное движение ног (как при ударе в футболе), отталкивая воду подъёмом стопы и передней поверхностью голени.
  7. Бег вперёд с помощью попеременных гребковых движений руками.
  8. То, же но с помощью одновременных гребковых движений руками.
  9. Бег вперёд спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
  10. То, же но помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.
  11. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять разнонаправленные движения руками.
  12. «Пишем восьмёрки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.

Погружение в воду с головой

  1. Набрать в ладони воду и умыться.
  2. Держась за бортик, сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться медленно в воду до уровня носа.
  3. Тоже, но погрузиться до уровня глаз.
  4. Тоже, но погрузиться в воду с головой.
  5. Упражнение «Сядь на дно».
  6. Игры на погружение.

Всплывание и лежание

  1. Держась руками за бортик, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), приподнять таз и ноги к поверхности воды.
  2. То же, но после приподнимания ног и таза оттолкнуться руками от бортика.
  3. «Поплавок».
  4. «Медуза».
  5. «Звёздочка на груди».
  6. «Звёздочка на спине».

Скольжение в воде

  1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперёд.
  2. Скольжение на груди: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
  3. Тоже, но поменяв руки.
  4. Скольжение на левом боку: левая рука впереди, правая вдоль туловища.
  5. То, же на правом боку, поменяв положение рук.
  6. Скольжение на спине: руки вытянуты вперёд.

Упражнения для освоения и совершенствования навыка плавания

Плавание как способ перемещения тела в воде входит в состав основных средств аквааэробики. Освоение плавательных движений происходит так же, как и на занятиях по плаванию. Изучаются движение ногами, руками, дыхание и согласование движений. Элементы плавания используются на глубокой воде с применением ласт.

Игры на воде

Игры, способствующие умению продвигаться в воде

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ: играющие стоят в шеренге по одному лицом к бортику. По команде « море волнуется» все расходятся по бассейну (их разогнал ветер). По команде «на море тихо» все занимают исходное положение у бортика. Кто последний подошел к бортику выбывает из игры.

КАРПЫ И КАРАСИ: играющие делятся на 2 команды и становятся спиной друг к другу: одни «караси» другие «карпы». По команде: «караси», «караси» поворачиваются кругом и бегут за «карпами» убегающими к бортику. Пойманные «карпы» останавливаются. После отлова всех «карпов» игра возобновляется от другого бортика. Теперь «карпы» ловят «карасей».

ПОДПРЫГНИ ДО ИГРУШКИ: преподаватель держит игрушку на определенной высоте с помощью шеста, играющие должны из положения стоя в воде подпрыгнуть и достать игрушку рукой.

ДЕЛЬФИНЫ НА ПРОГУЛКЕ: из исходного положения руки вверху присесть в воде и выполнить прыжок вверх - вперед на воду, имитируя прыжок дельфина. Кто из играющих, сделав три прыжка, окажется дальше всех?

Игры способствующие овладению навыком погружения под воду с головой

УМЫВАЕМСЯ: дети стоят в воде лицом к бортику, по команде они набирают в ладошки воду и умывают лицо. Повторяя упражнение брызжут в лицо водой.

ПРОЙДИ ПОД МОСТОМ: занимающиеся должны пройти под лежащими на воде пенопластовыми досками, обручами или волногасителями, подныривая под них.

ЛЯГУШАТА: играющие «лягушата» становятся в круг и ждут сигнала преподавателя. По сигналу «щука» все «лягушата» подпрыгивают вверх, а по сигналу «утка»- прячутся под воду. Игрок, перепутавший команду становится в середину круга и продолжает игру вместе со всеми. Выигрывают сделавшие меньше ошибок.

ВОДОЛАЗЫ: по команде играющие делают глубокий вдох и погружаются под воду. Преподаватель громко считает до 10-20. Вынырнувшие раньше переходят на другую сторону бассейна. Выигрывают оставшиеся.

МОРСКОЙ БОЙ: две шеренги играющих становятся лицом друг к другу на расстоянии 2-х шагов и по команде: «атака», начинают брызгать друг друга водой (играющие не должны приближаться друг к другу). Выигрывает команда, игроки которой не поворачиваются спиной к сопернику и не закрывают глаза.

СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО (ГЛЯДЕЛКИ): играющие становятся парами, лицом друг к другу. Один из них приседает под воду и открывает глаза, другой показывает ему разное количество пальцев. Поднявшись из воды, игрок должен назвать правильное число.

ПОДВОДНЫЙ ТЕЛЕГРАФ: по команде игроки приседают под воду. Преподаватель ударяет по воде ладонью или доской. Дети должны поднять руки над водой и показать на пальцах количество услышанных ударов.

ПОЕЗД ИДЕТ В ТОННЕЛЬ: играющие выстраиваются в колонну по одному и опускают руки на пояс впереди стоящего, образуют «поезд». Двое занимающихся стоят лицом друг к другу и держатся за руки. Руки, опущенные на воду, образуют «тоннель». «Вагоны» поочередно подныривают под руки (проходят тоннель). Дети изображавшие «тоннель» меняются местами с первыми двумя «вагонами». Во время проныривания поезд может «выпускать дым» - пузыри.

ИСКАТЕЛИ МОРСКИХ СОКРОВИЩ: дети встают лицом к бортику и по команде закрывают глаза. Преподаватель считает до десяти (одновременно разбрасывает игрушки на дно бассейна) после счета 10 дети открывают глаза и начинают собирать игрушки со дна. Выигрывают, собравшие больше всего игрушек.

НАСОС: занимающиеся разбиваются на пары и взявшись за руки становятся напротив друг друга. По сигналу начинают поочередно приседать под воду с головой, выполняя активный выдох.

ПЯТНАШКИ: занимающиеся свободно располагаются по дну бассейна. Один из них водящий. Он должен запятнать игрока не успевшего присесть под воду. Запятнанный становится водящим.

Игры, способствующие овладению навыком скольжения

ПОПЛАВОК: дети, сделав глубокий вдох, приседают на дно бассейна и обхватывают руками колени (голова опущена, подбородок прижат к груди).Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. Кто выполнит лучше.

МЕДУЗА: дети, сделав глубокий вдох, в полуприседе наклоняются вперед и тянутся руками на дно. Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. (Голова опущена в воду, подбородок прижат к груди, руки и ноги висят свободно).

ЗВЕЗДА: играющие должны лечь на воду, разведя руки и ноги в стороны. Кто дольше пролежит на воде.

ПЯТНАШКИ С ПОПЛАВКОМ: водящий – «пятнашка» старается догнать кого – либо из игроков. Спасаясь от «пятнашки», игроки принимают положение «поплавок». Игрок, не успевший принять положение «поплавок» считается запятнанным и становится водящим.

ДЕЛЬФИНЫ НА ОХОТЕ: каждый участник, оттолкнувшись ногами от дна должен преодолеть в скольжении определенное расстояние. Выигрывают игроки преодолевшие дистанцию за меньшее количество попыток.

Игры с мячом

БРОСЬ МЯЧ В КРУГ: занимающиеся делятся на две команды, которые становятся напротив обруча. Задача – каждому забросить мяч в обруч. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

САЛКИ С МЯЧОМ: играющие произвольно перемещаются по бассейну. Водящий старается осалить игрока. Осаленный становится водящим.

ВОЛЕЙБОЛ В ВОДЕ: играющие встают в круг и передают мяч друг друга, стараясь не уронить мяч на воду.

ВОДНОЕ ПОЛО: дети делятся на две команды и располагаются вдоль противоположных бортиков бассейна. Учитель бросает мяч на центр бассейна. Игроки стараются завладеть мячом и забросить гол в ворота соперников. Выигрывает команда, забросившая большее количество мячей.

Учебные прыжки

ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ: дети выполняют прыжок в воду «солдатиком», стараясь сохранить исходное положение не только в воздухе, но и при погружении в воду.

ВСЕ ВМЕСТЕ: дети выстраиваются в шеренгу на бортике бассейна. По команде все одновременно выполняют соскок в воду.

САМОЛЁТ: прыжок выполняется из исходного положения руки в стороны. Задача – сохранить это положение в полёте.

БОКСЁР: прыжок с имитацией движений рук боксёра.

ВЕЛОСИПЕДИСТ: прыжок с имитацией движений ног велосипедиста.

БОМБОЧКА: прыжок в группировке.

ТОРПЕДА В ЦЕЛЬ: прыжок солдатиком в обруч.

КТО ВЫШЕ: прыжок двумя ногами через шест, удерживаемый над водой.

ШТАНГИСТ: из упора присев выполнить прыжок вверх, поднимая руки, как при подъёме штанги.

Упражнения для развития силовых способностей

Упражнения для развития силовых способностей могут быть включены в большинство занятий по аквааэробике в качестве составной части или выделены в самостоятельное занятие.

Вода обеспечивает постоянное сопротивление движениям занимающихся. При выполнении движений в воде благодаря её гидродинамическим свойствам большая часть мышечных усилий распределяется по всей траектории движений практически равномерно, что обеспечивает гармоничное развитие мышечной массы и уменьшение жировой массы тела.

Упражнения на развитие гибкости

Гибкость – это морфофункциональная способность двигательного аппарата, позволяющая выполнять движения с определённой амплитудой (показатель – размах движений).

Упражнения для развития гибкости выполняются после разминки или в самом конце занятий:

  1. Вращение в лучезапястных, локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах с большим количеством повторений.
  2. Вращение таза или туловища.
  3. Пружинистые и маховые движения в основных суставах – обязательно с противоположными движениями руками и ногами (при выполнении маха ногой вперёд – вверх выполнять движения руками назад – вниз и наоборот).
  4. Пружинистые наклоны туловища (вперёд и в стороны).

Упражнения аэробной направленности

Движения руками или ногами должны быть направлены на сохранение равновесия: движение в одном направлении должно компенсироваться в противоположном направлении.

Ходьба и бег :

  1. На месте.
  2. Вперёд и назад.
  3. В сторону (боком).
  4. Вокруг своей оси.
  5. Лёжа на спине, груди или боку.
  6. Ноги вместе или широко расставлены.

Махи ногами (ногой через согнутое колено; прямой ногой) :

  1. Вперёд или назад.
  2. В сторону.
  3. Одной ногой.
  4. Попеременно обеими ногами.
  5. Одновременно обеими ногами.
  6. Стоя вертикально.
  7. Лёжа.
  8. С продвижением.

«Ножницы» :

  1. На месте.
  2. С продвижением.
  3. Стоя вертикально.
  4. Стоя в наклоне.
  5. Лёжа.
  6. С поворотом.
  7. Вперёд – назад.
  8. Ноги в стороны – вместе.

«Велосипед»:

  1. Сидя.
  2. Стоя вертикально.
  3. Лёжа на боку.
  4. На месте и с продвижением.
  5. С вращением «педалей» вперёд и назад.

Перекаты и раскачивания :

  1. Вперёд – назад (со спины на грудь).
  2. Слева направо (сбоку на бок).
  3. С прямыми ногами.

Плавание и его элементы .

Упражнение на расслабление .

Упражнение на расслабление обычно применяют в конце занятия. Для достижения максимального эффекта расслабления, как правило, используют метод контраста (чередования напряжения и расслабления; вытягивания и расслабления) и мысленное представление о состоянии абсолютного покоя.

Упражнения на расслабление лучше выполнять в горизонтальном положении; при этом используют помощь партнёра или поддерживающие средства.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Не будем утрировать, но различные направления физической культуры стремительно набирают популярности, не стала исключением и . Этот вид физической нагрузки полезен для людей различного возраста, а особенно для детей.


Аквааэробика для детей дошкольного возраста: видео, обучение

Можно заниматься с ребенком самостоятельно в ванне или открытом водоеме, но лучше всего отдать его в специализированную группу для занятий. Там все выполняются в специальном бассейне под присмотром квалифицированного детского тренера.

Аквааэробика для детей принесет не только пользу ребенку, но и доставят ему массу положительных эмоций.

Что нужно для занятий акваэробикой детьми?

Чтобы аквааэробика для детей 4-7 лет была эффективна и безопасна – им понадобится специальная экипировка.

К необходимым аксессуарам относят:

  • Защитные очки. Эти аксессуары необходимы для защиты глаз ребенка от попадания струй воды, ибо много упражнений предусматривают полное погружение под воду. Ко всему этому в глаза могут попадать брызги. А учитывая тот факт, что в воду добавляют различные химические очистители и дезинфекторы – глаза подвергаются повреждениям. Для детей, у которых нарушено зрение, можно приобрести очки с диоптриями, чтобы они хорошо видели.

Что нужно для занятий акваэробикой детьми
  • Плавки. Аквааэробика , предназначенная для детей 4-7 лет, требует особой подвижности, поэтому плавки не должны стеснять движения. Ткань, из которой они производятся должна быть устойчива к разрушающему воздействию хлора.
  • Шапочка для волос. Этот аксессуар позволяет уберечь волосы от намокания и неблагоприятного воздействия воды в бассейне, которая в большинстве случаев содержит очистительные и дезинфицирующие химические примеси. Лучше отдать предпочтение шапочке, которая произведена из нейлона. Она удобная и хорошо прилегает к голове.

Во время занятий используются различные дополнительные принадлежности. Производятся они из поролона или пенопласта и окрашиваются в различные цвета. Это необходимо, чтобы заинтересовать малышей и сделать тренировочный процесс увлекательным.

Для повышения эффективности занятий используют также следующее оборудование:

  • Степ-платформы. Эти приспособление изготавливаются из специального материала, который полностью исключает скольжение и соответственно получение ребенком травмы.
  • Плавательные доски. В них особо нуждаются дети, ведь большинство малышей еще не умеют плавать. Используются они для фиксации тела на поверхности воды. Часто применяются для интенсивных упражнений ногами, служат базовыми уроками перед тем, как учить ребенка плавать.

Детское обучение аквааэробики в РФ
  • Перчатки с перепонками. Они нужны для увеличения сопротивления воды и при получении плавательных навыков.
  • Пояс. Если аквааэробика для детей, видео тому подтверждение, призвана поддерживать детей на воде – необходимо использовать специальный пояс для балансировки и фиксации тела в определенном положении.

Для начала необходимо разогреется. В это время детям нужно дать в течение пяти минут произвольно купаться, бросать мячик, нырять и т.п. Маленьким детям, которые не умеют держаться на воде, лучше надеть нарукавники.


Самостоятельные занятия аквааэробикой с ребенком

Затем переходим к упражнениям на развитие гибкости и обычные аэробные . Все техники можно узнать, пройдя обучение аквааэробике детей школьного и дошкольного возраста.

Как и другие виды физической культуры, аэробика в воде благотворно влияет на детский организм. Здесь только стоит учитывать возрастные физиологические характеристики детей. Для занятий лучше обратиться в специализированное заведение с подходящими условиями и квалифицированным персоналом, специально обученным для работы с детьми.


Польза от занятий аквааэробикой для детей

Стоит отметить, что занятия в бассейне обладают следующими положительным воздействием:

При помощи занятий можно исправить проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Дети, которые имеют проблемы с позвоночником и суставами могут свободно заниматься аэробикой в воде, ведь вода значительно снижает вес и разгружает позвоночник и суставы. В реабилитационную практику при заболеваниях опорно-двигательного аппарата почти всегда включены в воде. Если явных проблем нет, то аквааэробика , предназначенная для детей с 10 лет поможет исправить осанку, сделать ребенка стройным.

  • В воде происходит планомерное закаливание ребенка. После этого он будет реже подвергаться простудным заболеваниям.
  • Аэробика в воде – это прекрасный метод укрепления сердечнососудистой системы. Сердечная мышца обретает выносливость, повышается циркуляция крови во всех тканях, что благоприятно сказывается на обменных процессах, что так важно в детском возрасте.
  • Повышаются защитные функции кожного покрова, очищаются поры, кожа начинает полноценно «дышать».

Хотите, чтобы Ваш ребенок вырос сильным и здоровым? Тогда приходите с ним в фитнес-клуб «Геркулес». Мы предлагаем разные услуги, среди которых и детская аквааэробика. Аквааэробика для детей подразумевает выполнение специального комплекса упражнений в бассейне с применением мячиков и других интересных предметов. Занятия в воде обеспечат ребенку хорошую осанку, будут способствовать закалыванию организма. Кроме того, аквааэробика является отличной зарядкой для детской сердечно-сосудистой системы.

Занятия в бассейне подойдут практически для любого ребенка. Даже если Ваш малыш не умеет плавать или имеет лишний вес, смело приводите его к нам. Аквааэробика для детей, предлагаемая нашим фитнес-клубом, способствует укреплению мышц, но при этом она не дает нагрузки на позвоночник и суставы. Поэтому такие занятия помогут привести вес в норму и сделать фигуру более подтянутой. Вместе с этим они укрепляют иммунитет, развивают силу, гибкость, ловкость и выносливость.

Как проводится занятие

Занятия по аквааэробике для детей проводятся с применением разнообразных предметов, которые всегда привлекают внимание каждого ребенка. Это могут быть мячи и поролоновые конструкции различной конфигурации.

При первой встрече мы предлагаем детям самые простые упражнения, чтобы они смогли ознакомиться с водой, не бояться ее. Затем упражнения понемногу усложняются. Все предлагаемые нами упражнения и игры непродолжительные, но их очень много, ведь занять ребенка надолго чем-то одним довольно сложно. Длительность занятия для детей до 6 лет не превышает 30 минут.

Аквааэробика для детей в возрасте 6-9 лет включает в себя элементы соревнований и водного поло. Такое занятие длится 45 минут. Для подростковой группы (10-15 лет) мы предлагаем большую часть упражнений, которые помогают создать красивую форму тела. Также много внимания уделяется разным видам плавания.

Что ребенку нужно взять с собой

Чтобы Ваш ребенок смог заниматься в бассейне, Вам необходимо подготовить все необходимое. В первую очередь Вам нужно пойти к терапевту и взять справку о том, что ребенок полностью здоров и не имеет противопоказаний к занятиям в водной среде. Вместе со справкой не забудьте также взять в бассейн плавки (для мальчика) или купальник (для девочки), нескользящие тапочки, полотенце, шампунь и прочие предметы личной гигиены. При желании можно взять резиновую шапочку и очки. Прежде чем зайти в бассейн, ребенку будет необходимо помыться и вытереться полотенцем. Это нужно будет сделать и после занятий. Поэтому для девочек можно также взять фен, чтобы высушить волосы.

Что выдают детям в фитнес-центре

Аквааэробика для детей - это весело, забавно и полезно! И все это благодаря специальным предметам, которые делают занятия еще более интересными. Наш фитнес-центр «Геркулес» предоставляет для занятий все необходимое, в зависимости от выполняемых упражнений и проводимых игр. Мы выдаем мячики, которые дети бросают друг другу, тяжелые предметы, которые дети, умеющие хорошо плавать, достают со дна бассейна. Многие дети любят «попрыгать» по бассейну на нудлах - длинных приспособлениях цилиндрической формы, которые мы так же предоставляем. Если ребенок не умеет плавать, ему выдаются нарукавники.

Аквааэробика – система упражнений в воде, польза которой неоспорима как для взрослых людей, так и для детей. Вода – уникальный тренажер, в ней тело находится в состоянии, отдаленно напоминающем невесомость. Нагрузка на суставы и позвоночник меньше, зато увеличивается мышечная нагрузка. Каждое движение на преодоление сопротивления воды стимулирует кровообращение, укрепляет мышцы всего тела и сердечно-сосудистую систему.

Аквааэробика для детей — особенности занятий

Аквааэробикой лучше заниматься с тренером, владеющим соответствующими технологиями и учитывающим особенности возраста и здоровья детей. Комплексы упражнений, как правило, рассчитаны на разные возрастные категории, они отличаются по длительности и целям.

– От 3 до 5 лет. Занятия длятся не более получаса, включают разогревающие и игровые упражнения, содействуют закаливанию, оздоровлению детей, развивают умение держаться на воде.

– От 6 до 10 лет. Продолжительность занятий – 40-45 минут; упражнения нацелены на поддержку осанки и развитие мышечного корсета, что важно для школьников, проводящих по несколько часов за партами.

– От 10 до 15 лет. Тренировки могут длиться 40-45 минут и более. В комплекс включаются упражнения на коррекцию осанки и фигуры, овладение различными техниками плавания и развитие мышц всего тела.

Структура занятия включает:

– разминку-разогрев (4-5 минут)– простое барахтанье для малышей, плавание – для старших;

– основную часть – специальные упражнения на разные группы мышц, постепенно усложняющиеся;

– заминку (3-4 минуты) – расслабляющие, успокаивающие упражнения.

Родителям несложно проводить занятия с ребенком и самостоятельно, если знать правила выполнения упражнений.

В бассейне можно использовать специальный инвентарь: мячи, плавательные доски, гибкие поролоновые аква-палки, специальные гантели, ласты и лопатки, надевающиеся на руки. Все это помогает сделать пребывание в воде более интересным.

Занятия могут сопровождаться музыкой, что дополнительно помогает развивать чувство ритма и пластику.

Если ребенок не умеет плавать, выручат нарукавники или жилет. Они помогут ребенку первое время держаться на плаву и не бояться воды.

Польза детской аквааэробики

Вода оказывает стимулирующее и укрепляющее воздействие на центральную нервную систему. Поэтому аквааэробика для детей полезна еще и тем, что одним позволяет выплеснуть излишки энергии, другим, напротив, энергией зарядиться, на третьих она действует успокаивающе.

Полезна аквааэробика и для детей с излишним весом. При упражнениях в воде расход энергии больше, чем при тренировках на суше, активизируется обмен веществ в организме, что содействует сжиганию калорий и поддержанию оптимального веса тела.

Для детей с ослабленным здоровьем, с нарушениями опорно-двигательного аппарата аквааэробика может стать реабилитационным и оздоравливающим средством. Детям с проблемами здоровья перед началом занятий необходимы разрешение и консультация врача.

МДОУ «ЦРР – д/с № 000»

АКВААЭРОБИКА В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последнее время увеличение числа детей с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ.

В ортопедии принято считать, что показателем гармонического развития физических и нравственных сил является осанка. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.

Одним из условий профилактики нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата являются занятия аквааэробикой. Что же представляет собой аквааэробика?

Аквааэробика – это совершенно особый вид физической активности, когда одновременно работает вся мускулатура. Это замечательная зарядка для суставов. Вода – естественный массажист. Упражнения в воде стимулируют кровообращение за счет массажного эффекта. Такой массаж приводит к расслаблению, снимает напряжение и физический стресс. Помимо всего прочего, вода способствует укреплению нервной системы, здоровья вообще.

Аквааэробика помогает поддерживать организм в хорошей физической форме.

Давно известно, что вода оздоравливает организм человека. Занятия аквааэробикой приносят гораздо большую пользу и удовольствие, чем на суше. Помимо пользы физических нагрузок на тело, на организм оказывает положительное влияние сама водная среда. Она не только облегчает физические упражнения, но и усиливает их эффект.

Аквааэробика - это синтетический вид деятельности , основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность её в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую дыхательную и нервную системы ребенка.

Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях аквааэробикой вносим нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др.), элементы костюмов (шапочки "рыбок", "лягушек", нарукавники и др.)

Дети нашего ДОУ занимаются аквааэробикой с 2006 года. Начинали с секционных занятий, которые проводили один раз в неделю, длительностью 25-30 минут. По результатам диагностики совместно с медицинскими работниками составили план работы на год, в котором выделили основные цели и задачи, а также наметили конечные предполагаемые результаты. Подобрали необходимую литературу, затем разработали комплексы упражнений в воде, придумали игры и мотивации, изготовили необходимое нестандартное оборудование и сделали записи соответствующей музыки.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

1. Оздоровительные:

Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;

Организовывать совместную двигательную деятельность педагога с детьми так, чтобы она подкреплялась положительными эмоциями;

Уделять внимание формированию правильной осанки, профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

2. Образовательные:

Учить детей согласовывать движения с музыкой, развивать чувство ритма;

Учить выполнять движения красиво и правильно;

Обучать разнообразным двигательным умениям и навыкам.

3. Воспитывающие:

Воспитывать потребность к здоровому образу жизни;

Способствовать развитию музыкальности, ритмичности, двигательной раскрепощенности;

Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма;;

Воспитывать стремление к активной деятельности и творчеству.

В ДОУ созданы необходимые условия для реализации программы по аквааэробике.

В бассейне имеются:

· Плавательные доски;

· Круги надувные детские;

· Гимнастические палки;

· Нудлусы;

· Обручи.

Такое оборудование способствует повышению интереса к занятиям, и прививает потребность к здоровому образу жизни.

Температура воды в бассейне не ниже 18 градусов, перед выполнением комплекса рекомендуется немного поплавать, чтобы адаптироваться в воде, разогреть мышцы и настроиться на занятие. Все движения стараться доводить до конца. Начинать с 5-6 повторений, постепенно доводить до 10.

Работу с детьми по аквааэробике делим условно на 3 этапа. На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении. На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой. На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.

Занятия аквааэробикой начинаются с разминки. Она нужна для того, чтобы подготовить организм к основной нагрузке. Далее разминка переходит к коротким растягиваниям. И последняя группа разминочных упражнений – разогревающие. Затем идут упражнения основного тренировочного процесса. После этого комплекса необходимо приступить к упражнениям, направленным на укрепление сердечно-сосудистой системы и мышечной силы и выносливости. В этой части занятия можно использовать трубы, гантели, манжеты, пенопластовые доски, подвижные игры. Завершаются занятия серией восстановительных упражнений, которые можно использовать для разминки в растягивании мышц.

1. Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами.

2. При обучении целесообразен фронтальный метод.

3. Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.

4. Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении.

5. На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины.

6. Аквааэробику, как разминку, уместно включать на занятиях плавания, праздниках и развлечениях.

Разминка:

1. упражнения для плеча, локтя, кисти (восьмерка);

2. упражнение для позвонков грудного отдела, плече и локтя (тяни-талкай);

3. упражнение для коленных суставов и голеностопа (вперед-назад);

4. упражнения для повышения пульса и разогрева мышц (лыжник);

5. упражнения для разогрева мышц (попрыгунчик).

Основная часть:

1. Работа ногами как при плавании способом кроль на груди;

2. Встать спиной к стене бассейна, обопрется спиной о бортик и вытянуть тело так, чтобы ноги свободно лежали на поверхности воды. Расслабить плечи, напрячь пресс и подтянуть ягодицы к стене бассейна. Затем принять исходное положение.(«Рычаг вперед»);

3. Встать у бортика. Поднять ногу вперед и сделать мах ею в сторону к поверхности воды и назад так, чтобы маховая нога скрестилась с опорной («Маятник»);

4. «Ножницы» (ногами);

5. Встать у бортика и взяться за него обеими руками. Согнуть ногу в колене и плавно поднять. Сделать мах ногой назад как можно дальше и вернуться в исходное положение («Махи назад»);

6. «Ножницы» (руками);

7. Встать чтобы вода доходила до шеи. Взять в руки гантели и держать их под водой на уровне груди так, чтобы локти были плотно прижаты к туловищу. Сделать с силой движение руками вниз, полностью выпрямив локти. После чего медленно, скользящим движением поднять руки к поверхности воды на уровне груди («Насос»);

8. Вращательные движения прямой ногой в сторону («Круг ногой»);

9. Бег поперек бассейна («Кто быстрее?»).

Упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы:

1. Встать, широко расставив ноги. Переместить вес тела на опорную ногу, вторую согнуть в колене и сделать мах в сторону. Руки сложить в «замок» и при махе отталкивать воду руками вниз. Проделать все движения в обратном порядке («Маятник»);

2. Расставить ноги на предельно возможную ширину. Согнуть колени, сделать прыжок вверх. При прыжке помогать себе руками («Лягушка»);

3. Прыжки с подтягиванием колен к груди («Колени к груди»);

4. Прыжки ноги врозь;

5. То же с хлопками над головой;

6. Бег на месте;

7. Прыжки на одной ноге;

8. Поставить правую ногу на ступеньку, а левую на дно. Оттолкнуться и подпрыгнуть вверх, опуститься на ступеньку левой ногой («Фехтование»).

Восстановительный этап:

1. Встать на правую ногу, слегка согнув её в колене, а левую вытянуть вперед так, чтобы она свободно поднималась к поверхности воды. Поднимать ногу до тех пор, пока не ощутите болезненность . Опустить ногу и повторить снова. Проделать несколько движений одной ногой, затем другой («Рычаг»);

2. Встать на одну ногу, а пяткой другой ноги под водой стараться достать ягодицу («Цапля»);

3. Встаньте в исходное положение – ноги врозь. Поднять руки вверх. Одну руку плавно занести назад и осторожно растягивать. Поддерживать ее второй рукой. Затем поменять руки(«Руки назад);

4. Встаньте ноги врозь. Расслабленные руки опустить вниз и позволить им подняться к поверхности воды, расходясь в стороны («Летаем»);

5. Встать так, чтобы вода доходила до плеч. Поднять руки вперед до уровня плеч и резко опустить их, затем отвести назад («Вперед-назад»);

6. Работа руками как при плавании кролем на груди;

7. Поднять прямые руки и скрестить их перед собой, после чего развести в стороны как можно шире. Затем плавно опустить руки вниз и поболтать в воде кистями («Объятия»);

8. «Отдыхаем» (свободное плавание).

Все части занятия взаимосвязаны. Занятия в воде под музыку детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.

Практика показывает, что регулярный цикл занятий аквааэробикой эффективен для профилактики нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста, способствует улучшению индекса здоровья. Из опыта своей работы мы видим положительную динамику:

1. Количество детей с правильной осанкой увеличилось на 16%

2. Координация движений улучшилась у 12,5% детей

3. Наблюдается гармоничность телосложения, улучшение физического здоровья.

4. Повысился уровень сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся.

5. Совершеннее стали нервно-психические процессы.

6. Дети обогатились не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым.

7. Раскрылись творческие способности у детей.

Имея такие показатели состояния здоровья, дети быстрее адаптируются в школе и успешнее овладевают школьной программой.

Список литературы

1. Большакова дельфин: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / . – М.: АРКТИ, 2005. – 24с.

2. Пищикова плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники / . - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 20с.

3. Осокина научить детей плавать: пособие для воспитателей детского сада / . – Изд. 3-е., дораб. и доп. – М.: Посвещение,1985. – 80 с.

4. Воронова обучения плаванию в детском саду / . – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 80 с.

5. , Шумова основ здорового образа жизни у малышей / , . – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 120 с.

6. , Семенов плаванию дошкольников и младших школьников: методическое пособие / , . – М.: Айрис-пресс, 2003. – 80 с.

7. Максимова Т. Аквааэробика для всех: подготовка инструкторов

/ Т. Максимова. – М.: , 2006.

инструктор по физической культуре

МДОУ «ЦРР – д/с № 000»