Приемы лечебной физкультуры в доу. Лечебная физкультура в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия

Предметные кружки, их результативность:

ЛФК (лечебная физкультура)

Жизнь - это движение . Жители стран Востока еще в давние времена знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. Опасных заключенных в древнем Китае помещали в такие маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему представилась такая возможность, так как в бездействии его конечности атрофировались. Современный же человек зачастую добровольно ведет сидяче-лежачий образ жизни, использовавшийся ранее в качестве наказания для особо опасных преступников на Востоке, и жалуется при этом на хроническую усталость и нехватку сил для занятий физкультурой . Вот и получается замкнутый круг: чтобы заниматься гимнастикой , нужна энергия - чтобы появилась энергия, нужно заниматься гимнастикой . Однако, учитывая, что все мы находим силы, чтобы добраться до работы, сходить в спортбар или кино, мы, если постараемся, можем найти их и для занятий ЛФК . Тем более, что лечебная физкультура нередко оказывается более эффективным методом лечения болезни, чем медикаменты. Что, в первую очередь, относится к таким заболеваниям позвоночника как сколиоз и остеохондроз.

Особенности ЛФК в детском возрасте

Применение лечебной физкультуры в детском возрасте имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезни в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности. Поэтому одна из главных задач ЛФК в педиатрии - предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях. Формы ЛФК для детей отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Характерными особенностями методики лечебной физкультуры для детей является сочетание, так называемого, общеоздоровительного воздействия со специальным, проведение занятий с учетом возрастных данных развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке.

Показания

ЛФК показана при большинстве детских заболеваний как одно из эффективных средств общестимулирующей и специфической терапии. ЛФК широко используется для лечения рахита, гипотрофии, ревматизма и многих других заболеваний. При ревматизме ЛФК применяют поэтапно, начиная с периода строгого постельного режима. Широко используются упражнения для мелких суставов и мышечных групп, дыхательные и общеукрепляющие, строго дозированные в зависимости от состояния больного. Физические упражнения применяют в целях укрепления сердечной мышцы, предупреждения осложнений со стороны суставов, нервной системы и в целях общего укрепления организма ребенка. ЛФК благоприятно действует на детей, страдающих бронхиальной астмой, на нарушенные механизмы нервной регуляции и на улучшение функции внешнего дыхания. С этой целью целесообразно использовать так называемую «звуковую гимнастику». При пневмониях ЛФК используют для восстановления нарушенной функции системы дыхания, для борьбы с кислородной недостаточностью.

Основные преимущества лечебной гимнастики

Возможность вернуть здоровье без медикаментов.

Один раз освоив методику, Вы пользуетесь ею в течение всей жизни.

Даже просмотр обучающих фильмов дает лечебный эффект.

Не требует дополнительного снаряжения (тренажеров, специальной одежды, т.д.).

Эффективнее других гимнастик в 3-4 раза.

Можно заниматься где угодно (лежа в постели, на работе, в транспорте).

Гимнастика не только восстанавливает здоровье, но и развивает физически и интеллектуально.

ЛФК в последнее время широко внедряется в ДОУ. И на это есть много причин: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

Предлагаемые занятия по профилактике нарушения осанки и укреплению мышечного аппарата строятся на принципе наглядно-образного исполнения, где инструктор показывая упражнение сообщает об его значимости, отмечая особенности выполнения и осужествляет контроль за дыханием.

Педагогом разработана система комплексов упражнений по принципу от простого к сложному, используя подражательные или имитационные действия.

· сесть (на скамейку). Сидеть рядышком прямо и правильно;

  • встать. Проверить, правильно ли стоят (носки у всех на одной линии, как по “ниточке”);
  • ходьба (пройти тихо , как “мышка”). Идти, стараясь не отставать, в ногу под счёт (как военные);
  • ходьба с остановками (по слову “стой” - остановиться);
  • лечь на ковёр (на живот), руки согнуть в локтях, кисти рук под подбородком, ноги прямые и лежат вместе, дышать равномерно.

Основная часть (30–35 мин.)

Упр. 1. И.п. – лёжа на животе. Руки согнуты в локтях, кисти рук под подбородком. На счёт 1 – поднять голову, посмотреть друг на друга, на счёт 2 – положить голову подбородком на руки. Медленно (3–4 раза). Дышать равномерно.

Упр. 2. И.п. – то же. На счёт 1 – вытянуть обе руки вперёд (не поднимая рук с ковра) и потянуться, пытаясь достать руками друг друга. На счёт 2 – вернуться в и.п. Медленно (3–4 раза).

Упр. 3. И.п. – то же, руки на спине, пальцы сцеплены. На счёт 1 – потянуться руками назад, поднимая плечи и голову. На счёт 2 – и.п. Медленно (4–5 раз). Перекатиться “брёвнышком” на спину.

Упр. 4. И.п. – лёжа на спине. На счёт 1 – поднять пр. руку и лев. ногу, доставая пальцами рук носок ноги (“поймать носочек”). На счёт 2 – в и.п. (дышать равномерно). То же другой ногой и рукой (по 3–4 раза каждой).

Упр. 5. И.п. то же, руки положить на живот. На счёт 1 – потянуться, приподнять голову, плечи и достать колени руками (“посмотреть на свои ноги”). На счёт 2 – в и.п. (3–4 раза).

Упр. 6. И.п. – то же. Лежать тихо и послушать дыхание (“Послушайте, как вы дышите”).

Упр. 7. Сидя на скамейках в правильном положении, движения руками в стороны, вверх, назад (сводя лопатки).

Упр. 8. Сидя на скамейках в правильном положении, руки к плечам. Рывки плечами и локтями назад. Дышать равномерно.

Игра. Броски и ловля маленьких мячей: вверх, в стену (“чтобы мячик слушался и прилетал в руки”).

Всем лечь на ковёр на спину; закрыть глаза и постараться, чтобы “спали” ноги и руки, дышать равномерно.

Заключительная часть (3–5 мин.)

Ходьба с хорошей осанкой. Остановка – принять правильную осанку (спокойно подышать носом).

Для образного представления

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ приведем ПРИМЕР.

Заболел коленный сустав. Начинаем принимать лекарства - это дополнительная нагрузка на печень. Через некоторое время, чтобы восстановить функцию печени, добавляем ещё лекарств. Количество потребляемых лекарств растет, и начинает страдать пищеварительная и эндокринная системы, которые тоже восстанавливаются с помощью таблеток. И процесс получается лавинообразный. Чем больше мы лечимся, тем больше возрастает потребность в лечении.

Ещё не будем забывать о том, что каждое лекарство имеет противопоказания и побочные действия (одно лечим - другое калечим).

Заболел сустав. Начали его лечить гимнастикой. Одновременно, хотим мы этого или нет, улучшается работа сердечнососудистой, нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, эндокринной систем - идет выздоровление всего организма в целом.

Лечебная гимнастика

Основа нашей лечебной гимнастики – это естественные движения, заложенные в нас самой природой.

Чтобы понять, что такое естественные движения, приведем пример.

Вспомним, кто нас учил потягиваться утром после сна. Это и есть естественное движение и предназначено оно для, того чтобы организм быстро перешел из состояния сна в рабочее состояние. Всего одно движение, несколько секунд, и мы уже чувствуем прилив бодрости.

А теперь представим, что в течение хотя бы 10 минут мы делаем такие «потягушки». Как, думаете, отреагирует наш организм на эти упражнения?

Организм наполниться силой и энергией и запустит восстановительные процессы.

Понаблюдаем за окружающей природой, за нашими домашними любимцами – кошками и собаками. Они своим поведением и движениями многое расскажут о естественном движении - основе комплекса лечебной физкультуры. Мы тоже часть природы и давайте пользоваться возможностями нашего мудрого организма.

ЛФК в последнее время широко внедряется в ДОУ. И на это есть много причин: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Я предлагаю упражнения, направленные на укрепление мышц.

Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные для благоприятной жизнедеятельности особенности быстро растущего организма малыша. В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки, но база (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), в которой это происходит, выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Имеющиеся помещения, отведенные в большинстве детских садов как для музыкальных занятий, так и для занятий физическими упражнениями, отвечают требованиям лишь детей до 3 лет. В связи с этим необходим поиск эффективных путей решения данной проблемы.

В идеале каждый детский сад должен быть оснащен физкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Очевидно, решение этого вопроса не может носить только экстенсивный характер (расширение площадей для занятий физическими упражнениями). Интенсивный путь развития в настоящее время наиболее приемлем для бюджетной сферы образования. Однако и он в нынешних экономических условиях подходит далеко не для всех дошкольных учреждений России. Поэтому задача административно-хозяйственных и педагогических коллективов ДОУ - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Одним из направлений решения этой проблемы является создание простейших тренажеров, тренажерных и тренировочных устройств.

Занятие лечебной физкультурой целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психомоторного развития, со сходными заболеваниями, стараясь сохранить данный состав группы на весь период пребывания в стационаре или санатории. Специальное занятие проводится в кабинете лечебной физкультуры, имеющем необходимые пособия и оборудование для упражнений с детьми раннего возраста. Очень хорошим воспитательным приемом, значительно повышающим эмоциональный уровень занятий, является переодевание детей в специальные физкультурные костюмы и тапочки.

Во вводной части занятия, в зависимости от уровня развития навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа: дети ходят по кругу, взявшись за руки, парами, в колонну. В основную часть, помимо активных упражнений, соответствующих лечебным задачам, вводятся общеразвивающие, в сочетании с упражнениями по тренировке и развитию основных движений: бросания, прыжков, лазания, бега. Включение этих упражнений проводится последовательно, в течение нескольких занятий -- так, чтобы в каждом из них происходило закрепление и тренировка 1 -- 2 двигательных навыков.

В ДОУ проводятся практически все существующие формы лечебной физкультуры: утренняя гигиеническая гимнастика, которая проходит с обязательным включением одного - двух специальных упражнений; занятия (ведущая форма), самостоятельные занятия (под контролем врача, педагогов и родителей), которые также включают 3 - 4 специальных упражнения; прогулки; оздоровительный бег; игровые занятия. Каждый курс ЛФК начинается с обязательного тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса при нарушении осанки и плантографии при плоскостопии. Общее руководство работой инструктора по лечебной физкультуре в ДОУ осуществляет врач - ортопед и педиатр, которые в карте развития ребенка регистрируют ежегодную динамику изменения осанки ребенка. На основе проведенных тестируемых показателей врачом - ортопедом и инструктором по ЛФК даются рекомендации инструктору по физической культуре, инструктору по обучению плаванию, исключаются противопоказанные для данного ребенка упражнения. Инструктором по ЛФК совместно с врачом - ортопедом разработаны комплексы физических упражнений и занятий для детей всех возрастных групп с учетом диагнозов детей.

Учитывая особенности развития детей, посещающих ДОУ проводятся следующие виды физкультурных занятий:

  • - обычного типа
  • - с элементами спортивных игр
  • - с элементами психогимнастики
  • - сюжетно - игровые
  • - физкультурно - познавательные.

Для улучшения коррекционной работы специалисты ДОУ внедрили новую здоровьесберегающую форму занятий - на занятиях по ЛФК, физической культуре, логоритмике используются фитболы.

При разработке двигательного режима в ДОУ учитываются индивидуальные особенности физического развития детей и их диагнозы. Наряду с перечисленными видами двигательной активности специалисты в своей работе используют:

  • - физминутки (ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия)
  • - гигиеническую гимнастику после дневного сна (с использованием корригирующих дорожек и нестандартного оборудования)
  • - неделю здоровья (2 раза в год)
  • - физкультурные досуги (2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками 1-2 групп)
  • - физкультурно - спортивные праздники (2 раза в год на открытом воздухе с привлечением родителей).

Важное значение в ДОУ предается лечебно - оздоровительной работе, которая строится по трём направлениям:

  • 1. Интенсивная. Профилактика готовит ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени. Проводятся закаливающие процедуры.
  • 2. Восстановительное. Используется система защитных мер для предупреждения ОРВИ, в группах проводится фитотерапия и аромотерапия.
  • 3. Реабилитационное. Занятия по профилактике плоскостопия, нарушений ОДА, массаж, физиопроцедуры.

По назначению и рекомендациям врача - ортопеда дети с нарушением ОДА получают физиотерапевтические процедуры в комплексе с массажем. Медсестра проводит следующие виды массажа: общеукрепляющий, а также массаж спины, верхних и нижних конечностей, с учетом диагноза детей.

Особое внимание педагоги уделяют организации детей на занятии: на спинках стульев имеются - массажеры для профилактики нарушений осанки, на полу размещаются коврики - тренажеры для профилактики плоскостопия. Специалисты на занятиях умело чередуют разные виды деятельности, предупреждая утомления детей.

Специфическими особенностями развития детей с нарушением опорно - двигательного аппарата являются двигательные затруднения; речевые расстройства. Дети с нарушением ОДА имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. Педагог - психолог ДОУ содействует обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого - педагогического изучения детей, занимается профилактикой и преодолением отклонений в интеллектуальном и личностной развитии ребенка.

Движение – это жизнь – гласит народная мудрость. Еще в древние времена на Востоке знали, что для лишения энергии необходимо ограничить двигательную активность. Если человека поместить в небольшое помещение, где он может только сидеть и лежать, то через несколько месяцев он полностью ослабнет. Отсутствие движения приводит к атрофии мышц.

На сегодняшний день люди добровольно ведут сидяче-лежачий образ жизни, при этом жалуются на отсутствие времени для занятия физкультурой. Это ведет к развитию хронической усталости, нехватке сил и всеобщего ухудшения самочувствия. Двигательная активность нужна как взрослым, так и детям.

Согласно статистическим данным, в России в дошкольных учреждениях только 10 человек из ста являются полностью здоровыми детьми. Какая причина этому? Рассмотрим более подробно.

С каждым годом экологическая обстановка на земле имеет тенденцию к ухудшению. При этом новорожденные, уже при рождении, имеют проблемы со здоровьем.

Вместе с этим снижается двигательная активность детей. Прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, игра в мяч и иные активные игры замещаются сидением за компьютером.

Стремление родителей заработать на жизнь приводит к недостатку времени для активного времяпровождения с детьми. Как результат – развитие гиподинамии.

Родители больше ориентируются на интеллектуальное развитие детей. Игры и занятия на кружках зачастую проводят сидя. Это ведет к проблемам со здоровьем: к искривлению позвоночника, развитию плоскостопия, а также нарушениям работы органов дыхания. В данном случае требуется проведение ряда профилактических процедур, и начинать их необходимо уже с детского сада.

Длительность проведения комплекса упражнений зависит от возрастных особенностей малышей:

  • для детей 3-4 лет – на протяжении 20-25 минут;
  • для детей 5-6 лет – 30-35 минут.

Оздоровительный комплекс проводится на протяжении длительного времени с небольшими изменениями в программе. Основная часть неизменна, меняется только подготовительная и завершительная часть.

Перед проведением процедуры комнату необходимо предварительно проветрить. Гимнастика проводится на ковриках. На ребенке должны быть носки и легкая одежда, не стесняющая движений.

Какие есть преимущества у лечебной гимнастики

Занятия ЛФК в детском саду имеют ряд преимуществ:

  1. Позволяют улучшить состояние опорно-двигательного аппарата ребенка.
  2. Укрепляют здоровье, осуществляют всестороннее физическое развитие, а также своеобразную закалку организма.
  3. Препятствуют развитию лордоза, сколиоза и плоскостопия.
  4. Способствуют правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  5. Формируют правильную осанку, а также знания, как правильно ее держать.
  6. Корректируют патологические состояния.
  7. Приобретают базовые двигательные навыки и умения, которые пригодятся в дальнейшем.

Для получения положительного эффекта важно учитывать ряд факторов:

  1. Методика и длительность занятий подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
  2. Системное воздействие на весь организм благодаря последовательности упражнений.
  3. Регулярность нагрузок.
  4. Для достижения максимального эффекта упражнения должны выполняться на протяжении длительного времени. Восстановить работу органов можно только при постоянном упорном повторении.
  5. Программа ЛФК в детском саду предполагает постепенное увеличение нагрузки. Первые 10 дней нагрузка нарастает, далее она находится на одном уровне, и на завершительном этапе немного ослабевает.
  6. Важно разнообразие упражнений для задействования мышечного аппарата всего тела. Через каждую неделю упражнения обновляются.
  7. Выполнение упражнений с цикличностью. Отдых сочетать с занятиями на расслабление.
  8. Разница в возрасте для детей не должна превышать одного года. В группах детского сада этого принципа придерживаются.

Основные упражнения лечебной гимнастики заложены в людях самой природой. К примеру, потягивания по утрам, которому никто детей не учит. Данное движение выполняется каждое утро и помогает организму взбодриться. Достаточно всего нескольких секунд выполнения.

При увеличении времени проведения до 10 минут упражнение принесет заряд бодрости и активизирует восстановительные силы организма.

Если присмотреться за поведением котов и собак, можно увидеть, что они демонстрируют естественные движения постоянно. К примеру, потягивания кошки в разных вариантах – это и есть основа комплекса упражнений.

ЛФК в детском саду должна проводиться в обязательном порядке для профилактики и лечения проблем опорно-двигательного аппарата и укрепления мышц.

Примеры лечебной гимнастики в детском саду

Рабочая программа по ЛФК в детском саду должна быть разработана специалистом и состоять из определенного комплекса упражнений.

Ниже приведен перечень занятий, которые подходят для применения в детском саду.

Упражнения подобраны от простого к сложному, и основаны на принципе подражаний и имитации.

Подготовительный этап:

  1. Сесть на скамейку и сидеть ровно и правильно.
  2. Встать. Проверить, у всех ли носочки на одной линии.
  3. Ходьба. Стараться идти в ногу со всеми, при этом педагог ведет счет.
  4. При команде «стоп2 остановиться.
  5. Лечь на ковер, на живот. Кисти рук сложить под подбородком. Дыхание равномерное.

Комплекс упражнений для корректировки плоскостопия:

  1. Чередовать разжимание и сжимание пальцев на нижних конечностях и имитировать ползание гусеницы.
  2. Сидя на коврике, ноги соединены стопами. Мысленно пилить дрова.
  3. Исходное положение то же; разводить сначала носки в стороны, потом пятки.

Комплекс упражнений для корректировки проблем опорно-двигательного аппарата:

  1. Сесть на пол, ступни соединить вместе. Стараться опустить колени как можно ниже и дотронуться до пола, имитируя взмахи крыльев бабочки.
  2. Сесть на пол, ноги на ширине плеч. Левой рукой достать правый носок и наоборот.
  3. Всем известное упражнение «березка». Лечь на спину, ноги поднять вверх и стараться держать их ровно.
  4. Лежа на спине, ноги поднять на расстояние 40 см. от пола и выполнять махи ногами, имитируя движение ножниц.
  5. В положении лежа на животе руки выпрямить вперед. Поднимать руки с ногами и головой вверх. При этом голову не запрокидывать. Имитировать кораблик.
  6. Лежа на спине, поднять голову и руки. Выполнять упражнение, имитирующее плаванье.
  7. Упражнение «кошка». Стоя на четвереньках, изобразить добрую кошку, прогнуть спину и посмотреть вверх, злую – округлять поясницу и посмотреть вниз.
  8. Лежа на спине, стараться достать головой до ног, прогибая при этом спину.

Упражнений ЛФК большое количество. Педагог, подбирая программу, ориентируется на возраст и физическое развитие детей.

Выводы

В программе оздоровления детей должны принимать участие родители, работники детского сада, педагог, проводящий программу ЛФК. Эта работа должна быть сплоченной и длительной.

На сегодняшний день практикуют проведения кружка ЛФК в детском саду по программе, которая предполагает командное участие в играх. В качестве дополнительных приспособлений используют спортивный инвентарь, поролон, палочки, карандаши и так далее. Дети охотно посещают подобный кружок и тщательно выполняют упражнения за педагогом.

Еще одной причиной такой тенденции является то, что родители больше ориентированы на развитие интеллектуальных способностей ребенка: компьютерные игры и разнообразные кружки, в которых дети занимаются по большей части сидя. Эти и некоторые другие причины приводят к тому, что у многих деток нарушается осанка, развиваются плоскостопие и заболевания органов дыхания. В связи с этим, для предотвращения развития заболеваний и их коррекции необходимы профилактические мероприятия.

Эффективный метод коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата опорно-двигательной системы - это лечебная физкультура в детском саду.

Оздоровительную гимнастику для коррекции заболеваний проводят в виде занятий. Одно занятие для детей трех-четырех лет длится около двадцати-двадцати пяти минут, для детей пяти-шести лет - тридцать-тридцать пять минут. Упражнения выполняются в течение двух недель: основная часть комплекса упражнений не меняется, изменяются только первая, подготовительная, и последняя, заключительная, части. Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении на ковриках. Дети должны быть без обуви (в носках) и в легкой одежде.

Лечебная физкультура в детском саду главным образом проводится с целью профилактики и коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата опорно-двигательной системы.

Данная цель достигается при помощи выполнения следующих задач:

  • Улучшение работы аппарата опорно-двигательной системы.
  • Укрепление здоровья, создание условий для всестороннего физического развития и закаливания организма.
  • Предупреждение развития плоскостопия и сколиоза.
  • Активизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  • Формирование правильной осанки и закрепление ее в этом положении: жизненно необходимые положения и движения должны выполняться автоматически.
  • Овладение базовыми двигательными умениями и навыками.
  • Повышение неспецифической реакции организма.
  • Своевременная коррекция патологического состояния.

При выполнении упражнении необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Методика и дозировка физических упражнений должна подбираться индивидуально для каждого ребенка в зависимости от заболевания и общего состояния организма.
  • Воздействие должно быть системным и с определенным набором упражнений, и выполняться упражнения должны последовательно.
  • Воздействие должно быть регулярным, чтобы обеспечить развитие и восстановление функциональных возможностей организма.
  • Выполнение физических упражнений осуществляется в течение длительного времени. Это связано с тем, что восстановление нарушенной работы различных органов возможно лишь только при упорном и длительном повторении упражнений. Целесообразно выполнять упражнения через день.
  • Физическая нагрузка должна нарастать постепенно: в первые семь-десять дней нагрузка плавно вырастает, затем некоторое время находится на одном уровне, а в течение последней недели постепенно понижается.
  • Физические упражнения должны быть разнообразны и обновляться через некоторое время. Рекомендуется обновлять порядка двадцати-тридцати процентов упражнений через две-три недели занятий.
  • Воздействие упражнений должно быть умеренно: продолжительность занятия около двадцать пять - тридцать минут в сочетании с дробной нагрузкой.
  • При проведении занятий необходимо соблюдать цикличность: упражнения с отдыхом необходимо сочетать с упражнениями на расслабление.
  • Воздействие на организм должно быть всесторонним.
  • При проведении занятий необходимо учитывать возрастные и другие особенности: группы с детьми должны формироваться по диагнозам, а возраст детей не должен разниться больше чем на один год.

АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАХНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 20

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол заседания

педагогического совета

№ 3 от 10.04.2009г

председатель педагогического

совета, заведующая

МДОУ «Детский сад № 20»

_________________/Быкова О.А./

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

“ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА”

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА

Голубева М.В. - тренер-преподаватель

по лечебной гимнастике,

МДОУ ДЕТСКИЙ САД 20

г. Балахна.

Я не боюсь ещё раз повторить:

Забота о здоровье-

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

Зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы

В.А. Сухомлинский

До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания. Лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном учреждении - новая форма реабилитации детей 5 -7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.

ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхностей туловища и бедер. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие - детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в немедикаментозной терапии.

Физические упражнения – это главное средство ЛФК, а лечебная гимнастика – одна из форм ЛФК

Пояснительная записка

Результат опроса специалистов позволяют сделать вывод, что наиболее распространены в дошкольном возрасте следующие отклонения: нарушение осанки и плоскостопие, часто болеющие дети, бронхолегочная патология, неврологические заболевания, остаточные явления врожденной патологии, угроза миопии (особенно в подготовительных группах).

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Лечебная гимнастика улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.

Различают четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений: тонизирующее влияние, трофическое действие, формирование компенсаций и нормализация функции. Эти механизмы достаточно подробно описаны в специальной литературе. Мы лишь коротко остановимся на каждом из них.

Механизм тонизирующего влияния. После заболевания у ребенка отмечается преобладание в ЦНС процессов торможения, вызванное, с одной стороны, заболеванием, а с другой - вынужденным снижением двигательной активности. Снижаются функции всех систем организма. Применение специальных и общеразвивающих упражнений способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. На этом фоне улучшается обмен веществ, усиливается функция внешнего дыхания и кровообращения, активизируются защитные реакции организма. Повышается психоэмоциональное состояние ребенка, улучшается настроение, усиливая действие физических упражнений. Таким образом оказывается общетонизирующее действие на весь организм ребенка в целом и на определенные органы и системы. Так, дыхательные упражнения улучшают бронхолегочную проходимость и вентиляцию легких, а упражнения для мышц брюшного пресса нормализуют перистальтику кишечника.

Механизм трофического действия. Под влиянием заболевания ухудшаются обмен веществ, кровообращение, дыхание. Физические упражнения в данном случае активизируют обменные процессы, ускоряют процессы регенерации, задерживают развитие атрофии мышц и тугоподвижности в суставах. Так, при сахарном диабете трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что увеличивается потребление мышцами глюкозы и снижается ее содержание в крови. При легких формах сахарного диабета это позволяет снизить уровень сахара до нормальных величин.

Механизм формирования компенсаций. Данный механизм проявляется в развитии временных или постоянных замещений нарушенных функций. Физические упражнения способствуют ускорению формирования компенсаций, которые становятся более совершенными. Так, при нарушениях дыхательной системы появляются одышка, тахикардия. Под действием физических упражнений укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность диафрагмы, ребер и как следствие закрепляются навыки глубокого и редкого дыхания.

Механизм нормализации функции. После клинического выздоровления ребенку требуется еще определенное время для восстановления пострадавшей функции организма. Правильно подобранные и точно дозированные физические упражнения в этот период позволяют нормализовать деятельность основных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной, создают условия для их оптимального функционирования. Вот почему так важно начать занятия лечебной гимнастикой в первые же дни после возвращения ребенка в сад. Эффект от таких занятий будет значительно выше, нежели в случае, если они начнутся через две недели.

Лечебное действие физических упражнений многообразно и проявляется комплексно.

Цель программы:

Оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка, реабилитация детей после перенесенных заболеваний и профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада.

Основные задачи программы:

1. оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

2. своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния опорно-двигательного аппарата;

3. формирование и закрепление навыка правильной осанки;

4. обучение детей правильному дыханию.

5. повышение неспецифической реакции организма.

6. приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нём.

7. удовлетворение естественной биологической потребности в движении.

Программа лечебной гимнастики строится на принципах:

· Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

· Принцип систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;

· Принцип длительности - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

· Принцип разнообразия и новизны - обновление физических упражнений через 2-3 недели;

· Принцип умеренности - продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;

· Принцип цикличности - чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.

Прогнозируемая результативность:

Предполагается, что результатом внедрение программы физической реабилитации будет уменьшение % детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и стопы, укрепление мышечной системы, особенно показателей силы кисти, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.

Учебно-тематический план

Занятия проходят в дневное время, два раза в неделю длительность 20-30 минут Место проведения занятий – музыкальный зал.

Группы комплектуется с учетом желания родителей и детей. Наполняемость группы 10-15 человек.

Дети могут заниматься курсом лечебной гимнастики без перерыва в течении 8-12 месяцев

Длительность занятия составляет от 20-25 мин до 30-35 мин.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Задача вводной части – организация детей для предстоящих занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Вводная часть длится 5-7 минут.

В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Продолжительность основной части – 15-20 минут. Все упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами (гимнастические палки, мячи - массажные и простые, булавы и т.д.). Ортопедические мячи включаются в занятия для повышения психоэмоционального состояния ребенка.

Заключительная часть – осуществляет совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние. Для этого используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Продолжительность заключительной части – 3-5 минут.

Для определения эффективности занятий используются легковоспроизводимые и доступные методики и тесты: динамометрия, калиперометрия, спирометрия, плантография, определение ЧСС и частоты дыхания, углометрия, тесты физической подготовленности с учетом возраста ребенка и имеющихся навыков. Определяется также уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия ребенка.

В конце курса лечебной гимнастики родителям предлагается цикл упражнений для самостоятельного применения с целью сохранения мышечной памяти и поддержания достигнутого уровня физической работоспособности детей.

Приложение 1

Тестовая карта для выявления нарушения осанки

(по Г. Н. Сердюковской)

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью
Да
Нет

2. Голова, шея отклонены от средней линии. Плечи, лопатки, таз установлены несимметрично
Да
Нет

3. Выраженная деформация грудной клетки: «грудь сапожника», впалая – «куриная»
Да
Нет

4. Выраженное увеличение или уменьшение физиологических изгибов
Да
Нет

5. Сильное отставание лопаток – «крыловидные» лопатки
Да
Нет

6. Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки)
Да
Нет

7. Нарушение осей нижних конечностей, О- и Х-образные ноги
Да
Нет

8. Неравенство треугольников талии
Да
Нет

9. Вальгусное положение пяток или пятки
Да
Нет

10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная»
Да
Нет

Как оценить полученные результаты тестирования?

1. Нормальная осанка – при всех отрицательных ответах.

2. Незначительные нарушения осанки – при положительных ответах на вопросы 3, 5, 6, 7 (один или несколько). В данном случае необходимо наблю-дение врача в дошкольном учреждении.

3. Выраженные нарушения осанки – при положительных ответах на вопросы 1, 2, 4, 8, 9 (один или несколько). В этом случае необходима консультация врача-ортопеда.

Приложение 2

Частные методики лечебной гимнастики при различных видах нарушений осанки

Сутуловатость

Задачи лечебной гимнастики:

1) укрепление ослабленных мышц туловища;

2) растягивание мышц передней поверхности туловища;

3) увеличение подвижности позвоночника.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей 5-6 – летнего возраста (6-7-занятий)

Подготовительная часть занятия (2-3 мин)

1
Проверка правильной осанки

у стены, перед зеркалом.
12 раз
Излишне не напрягать

2
Ходьба, кисти к плечам:

прогнуться, соединить лопат-ки, локти в стороны; прижать локти к туловищу.
2-3 раза
Дыхание произвольное.

3
Руки на пояс, ходьба на носках; на пятках,
по 4 счета
Стремиться удерживать туловище ровно.

Основная часть (18-20 мин)

4
И. п. – лежа на спине, руки

вдоль туловища, ладони вверх;

1-3 – руки через стороны вверх – потянуться;

4 – и. п.
4-6 раз, медленный
При движении кисти рук касаются пола.

5
И. п. – лежа на спине, кисти рук под шеей; «велосипед».
4 раза вперед, 4 раза назад
Локти лежат на полу. Движение ногами выпол-няется с полной амплиту-дой. Дыхание произволь-ное.

6
И. п. – лежа на спине, диафрагмальное дыхание.
2-3 раза, средний
Шар надулся и сдулся.

7
И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ладони вверх;

1 – поднять правую ногу;
2-3 раза, медленный
Угол подъема ноги 30-35°.

Дыхание произвольное

Приложение 3

Специальные упражнения при нарушениях осанки сагиттальной

плоскости

Сутулая и круглая спина

1
И.п. – о.с. (в руках гимнастическая палка):

1-3 – палку завести за лопатки, подтянуть живот;

4 – и.п.
5 раз
Следить за дыханием.

2
И.п. – о.с.1-3 – «крылышки» руками; 4 – и.п.
5 раз
Следить за осанкой.

3
И.п. – лежа на животе.

1-2 – руки в «крылышки»;

3-4 – фиксировать положение.
6 раз
Голову высоко не поднимать.

4
И.п. – лежа на животе.

1-3 – ноги поднять, руки в «крылышки»; 4 – и.п.
5 раз
Голову высоко не поднимать.

5
И.п. – лежа на животе, в руках гимнастическая палка.

1-4 – прокатывание палки по спине от плеч до ягодиц и обратно.
6 раз
Следить за дыханием.

6
И.п. – лежа на спине.

1-2 – приподнять на предплечьях спину, прогнуться; 3-4 – фиксировать положение.
5 раз
Исправление ошибок.

7
И.п. – лежа на спине, под область грудного кифоза положить валик.

1-3 – приподняться на предплечьях над валиком;

4 – и.п.
6 раз
Исправление ошибок.

8
И.п. – лежа на спине.

1-3 – круговые движения ногами (по часовой стрелке);

4 – и.п.; 5-7 – круговые движения ногами (против часовой стрелки); 8 – и.п.
4 раза
Позвоночник прямой.

9
И.п. – на четвереньках.

1-3 – прогнуться в грудном и поясничном отделах, голову приподнять; 4 – и.п.
6 раз
Голову высоко не поднимать.

10

1-3 – через левое плечо посмотреть на правую пятку; 4 –и.п.; 5-7 – через правое плечо посмотреть на левую пятку; 8 – и.п.
6 раз
Следить за дыханием.

11
И.п. – то же, что в упражнении № 9.

1-3 – поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 4 – и.п.;
5 раз

12
И.п. – то же, что в упражнении № 9.

1-3 – поднять правую руку и правую ногу; 4 – и.п.;

5-7 – поднять левую руку и левую ногу; 8 – и.п.
5 раз
Следить за положением туловища.

Приложение 4

Кругловогнутая спина

1
И.п. – лежа на животе, под живот положен валик: 1-3 – поднимание головы; 4 – и.п.
6 раз
Голову высоко не поднимать.

2

1-3 – поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику; 4 – и.п.
5 раз
Выполнять медленно

3
И.п. – то же, что в упражнении № 1.

1-3 – поднять голову, вытянуть руки вперед; 4 – и.п.
5 раз
Следить за дыханием.

4
И.п. – лежа на животе; под живот положен валик, в руках гимнастическая палка. 1-2 – вытянуть палку вперед; 3-4 – согнуть руки с палкой перед грудью.
5 раз
Темп медленный.

5
И.п. – то же, что в упражнении № 4. палка в вытянутых руках, руки на середине палки. 1-4 – перехват рук к концам палки и обратно до ее середины.
5 раз
Темп медленный.

6
И.п. – то же, что в упражнении № 4, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых руках. 1-4 – палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед.
6 раз
Следить за положением туловища.

7
И.п. – лежа на спине. 1-3 – поднять голову, носки на себя; 4 – и.п.
5 раз
Поясница прижата к полу.

8

1-2 – поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо.
6 раз
Голову не опускать.

9
И.п. – то же, что в упражнении № 7.

1-7 – согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди; 8 – и.п.
5 раз
Поясница прижата к полу.

10
И.п. – лежа на спине. 1-2 – согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди; 3-4 – согнуть в колене левую ногу, прижать ее к груди.
6 раз
Следить за осанкой.

11

1-3 – поднять обе прямые ноги под углом 45?; 4 – и.п.
5 раз
Следить за дыханием.

12
И.п. – то же, что в упражнении № 10.

1-3 – сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки»; 4 – и.п.
6 раз
Удержать руки.

13
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, в опоре:

1-3 сесть руки на пояс; 4 – и.п.
5 раз
Следить за осанкой.

14
И.п. – лежа на спине, под грудным отделом валик. 1-3 – приподнять над валиком грудной отдел позвоночника;

4 – и.п.
5 раз
Прижать поясницу к полу.

Приложение 5

Плоская спина

1
И.п. – лежа на животе.

1-3 – поднять голову, руки в «крылышки»; 4 – и.п.
6 раз
Голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии.

2

1-3 – поднять голову, руки вперед; 4 – и.п.
6 раз
Голову не запрокидывать, хлопки руками.

3
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «брасс» руками.
5 раз
Следить за положением тела.

4
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «бокс» руками.
5 раз
Следить за дыханием.

5
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-3 – поднять прямые ноги, одновременно; 4 – и.п.
6 раз
Выполнять медленно.

6
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 – держать ноги, руки в «крылышки»;

5-7 – держать ноги, руки на поясе; 8 – и.п.
5 раз
Исправлять индиви-дуальные ошибки.

7
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – руки в «замок», ноги прямые, поднять;

3-7 – ползанье на животе путем бокового движения туловища; 8 – и.п.
5 раз
Исправление ошибок.

8
И.п. – лежа на спине.

1-3 – поднять голову и руки, носки ног на себя; 4 – и.п.
6 раз
Прижать позвоночник к полу.

9

1-2 – поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо.
5 раз
Следить за дыханием.

10
И.п. – то же, что в упражне-нии № 8.

1-7 – поднять ноги под углом 45?; 8 – и.п.
6 раз
Прижать позвоночник к полу.

11
И.п. – лежа на спине.


5 раз
Локти прижаты.

12


5 раз
Ноги поднимать под углом не более 45?.

13
И.п. – то же, что в упражне-нии № 11. 1-4 – выполнять ногами вертикальные «ножницы».
5 раз
Живот подтянуть.

14
И.п. – стойка на четвереньках. 1-2 – «кошечка ласковая», голову поднять;

3-4 – «кошечка сердитая», голову опустить.
6 раз
Прогибаться в грудном и поясничном отделах позвоночника. Выполнять в медленном темпе.

15
И.п. – то же, что в упражне-нии № 14.

1-3 – «кошечка под забором»; 4 – и.п.
6 раз
Медленно, поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника.

Приложение 6

Плосковогнутая спина

1
И.п. – лежа на животе, под животом небольшой валик.

1-3 – приподнять голову, руки вперед; 4 – и.п.
6 раз
Голову сильно не запрокидывать. Сгибание и разгибание пальцев.

2
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые движения вперед, в плечевых суставах.
5 раз
Следить за осанкой.

3
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – руками «брасс».
5 раз
Подбородок не опускать.

4
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – руками «брасс» с задер-жкой.
5 раз
Исправление ошибок.

5
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «рыбка». Поднять руки и прямые ноги и держать однов-ременно.
5 раз
Выполнять медленно.

6
И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – приподнять прямые ноги, руки в «крылышки»; 3-4 – ноги держать, руки в стороны; 5-6 – ноги держать, руки вверх; 7-8 – и.п.

5 раз
Тянуть носки.

7
И.п. – на спине.

1-3 – приподнять голову;

4 – и.п.
5 раз
Тянуть носки на себя.

8

1-2 – согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди;

3-4 – то же левой ногой.
5 раз
Следить за дыханием.

9
И.п. – то же, что в упражне-нии № 7.

1-3 – согнуть в коленных суставах обе ноги одновре-менно, прижать их груди, нагнуть голову; 4 – и.п.
5 раз
Следить за положением тела.

10
И.п. – то же, что в упражне-нии № 7.

1-3 поднять прямые ноги вверх под углом 45?; 4 – и.п.
5 раз
Прижать поясницу к полу.

11
И.п. – лежа на спине.

1-4 – «велосипедные» движения ногами.
5 раз
Прижать поясницу к полу. Выполнять медленно.

12
И.п. – то же, что в упражне-нии № 11.

1-4 – выполнять ногами горизонтальные «ножницы».
5 раз
Темп медленный.

13
И.п. – то же, что в упражне- нии № 11.

1-4 – выполнять ногами вертикальные «ножницы».
5 раз
Прижать поясницу к полу.

14
И.п. – то же, что в упражне-нии № 11.

1-7 – сесть с махом рук вперед; 8 – и.п.
5 раз
Следить за осанкой в положении «сидя».

15
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы упираются в пол.

1-7 – сесть руки в

«крылышках»; 8 – и.п.
5 раз
Следить за осанкой.