При какой температуре нарастает лед. Особенности зимней рыбалки на льду, движение и ловля рыбы со льда, прирост толщины и безопасные нагрузки на лед

Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку. Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности. Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.

Шаги

    Учтите, что лед никогда не бывает абсолютно безопасным. Погодные условия и незаметные или неизвестные факторы могут внезапно превратить, казалось бы, надежный лед в смертельно опасный. Примите все возможные меры предосторожности с целью предотвращения несчастных случаев и позаботьтесь о том, чтобы можно было незамедлительно предпринять спасательные мероприятия, если что-то пойдет не так.

    Разработайте план экстренного спасения. Предупредите знакомых, куда вы отправляетесь. На случай если в то время, как вы изучаете ледовые условия или развлекаетесь, произойдет нечто непредвиденное, у вас должен быть выработан алгоритм действий, который позволит вам добраться до безопасного места, где можно будет незамедлительно получить помощь.

    • Совет для новичков: в соответствии с сезоном вы должны быть очень тепло одеты. Не пренебрегайте средствами спасения на водах, хотя бы спасательным жилетом, особенно если вы проверяете лед на прочность или отправляетесь в поездку на снегомобиле. Держите при себе ледоруб, который может помочь вам выбраться, если вы попадете в полынью. Никогда не отправляйтесь в путь в одиночку, возьмите с собой одного или двух друзей. Поставьте знакомых в известность, где вы и ваши друзья находитесь и когда вы рассчитываете вернуться домой. Это не тот случай, когда можно проявлять беззаботность и действовать спонтанно.
    • Имейте при себе запасной набор теплой сухой одежды в водонепроницаемом вещмешке. Благодаря этому вы сможете уменьшить риск переохлаждения, сразу же сменив промокшую одежду. Другими полезными составляющими спасательного комплекта являются одеяло, грелки для рук и для ног, толстые носки, запасные шерстяные шапочки, свечи и спички. Приготовьте все эти вещи на случай занятий любыми зимними видами спорта, например, катания на коньках. Для более подробного ознакомления смотрите раздел «Вещи, которые вам понадобятся».
  1. Поймите, что прочность льда определяется рядом факторов, а не каким-то одним. О его надежности можно судить, оценив совокупность следующих показателей:

    • Внешний вид льда – его цвет, структура и особенности
    • Толщина льда – для тех или иных видов деятельности определена рекомендуемая толщина, о чем можно прочитать ниже
    • Температурный максимум на протяжении определенного времени и в течение дня
    • Снежное покрытие
    • Глубина воды подо льдом
    • Размер водоема
    • Химический состав воды – соленая она или пресная
    • Погодные изменения в данной местности
    • Протяженность ледового покрытия
  2. Выбирайте места, где лед регулярно тестируется на прочность соответствующими службами. Такие службы могут существовать при курортах, клубах, национальных парках или в составе государственных органов. Они должны производить замеры по меньшей мере ежедневно. Поинтересуйтесь у сотрудников этих служб о результатах проверки, этим вы обезопасите себя. Они, как правило, пользуются качественными измерительными приборами и имеют доступ к исследованиям, а еще они многое знают про лед и хорошо подготовлены к внештатным ситуациям. Вы избавите себя от рискованных испытаний ледового покрытия на прочность и будете чувствовать себя увереннее. Тем не менее, это не значит, что о мерах предосторожности можно позабыть.

    Побеседуйте с местными жителями. Если вы приезжий, не стоит проявлять никакого высокомерия. Зайдите в бакалейную лавку, рыболовный магазин или магазин спортивного инвентаря и заведите разговор, загляните в полицейский участок или в пожарную часть и поспрашивайте об опасных и безопасных местах в округе. Пусть лучше они помогут вам сейчас, чем будут выручать вас из беды позже.

  3. Осмотрите лед. Присмотритесь, нет ли на нем каких-либо трещин, разломов, подозрительных мест или неровных поверхностей, и определите его цвет(а). Вы можете полагаться только на собственное зрение . Этот беглый взгляд поможет вам решить, стоит ли продолжать исследование.

    • При наличии следующих признаков вам лучше отказаться от любых дальнейших попыток выхода на лед:
      • Вода, подтапливающая кромку льда, или поблизости от нее
      • Бьющие подо льдом ключи в прудах и озерах с родниковой подпиткой.
      • Наличие истока или притока у покрытого льдом водоема
      • Трещины, разломы или полыньи
      • Лед, который, по-видимому, подтаял, а затем его снова подморозило
      • Неровные поверхности, которых вы не замечали прежде – например, вздыбленные ледяные гребни, вызванные течениями или ветрами
    • Запомните эту песенку: "Толстый и синий, проверенный и надежный; тонкий и хрупкий - путь слишком рискован."
  4. Вам необходимо разбираться в значении той или иной окраски льда. Но хотя это и весьма полезный индикатор, полагаться только на цвет не стоит. Например, лед любого цвета, подвергающийся воздействию текущей воды снизу, будет более хрупким, чем лед, не испытывающий такого воздействия. Обычно, по цветовому спектру льда вы можете сделать следующие выводы:

    • От светло-серого до черного – талый лед, который иногда образуется, даже если температура воздуха ниже 32°F (0°C). Небезопасный: из-за недостаточной плотности он не может выдержать нагрузку – держитесь подальше.
    • От белого до тусклого, непрозрачного – пропитанный водой снег замерзает на поверхности льда, формируя еще один тонкий ледяной слой сверху. Такой лед слишком пористый, внутри его могут быть воздушные карманы, поэтому он часто бывает хрупким.
    • От синего до прозрачного – лед высокой плотности, очень прочный, самый безопасный, если, конечно, он достаточно толстый. Не рискуйте, если его толщина менее 4 дюймов (10 см).
    • Пестрый и рыхлый лед, называемый также "гнилым" – не столько из-за его цвета, сколько по причине его структуры. Это талый лед. Он предательски обманчив – очень может быть, что он растаял в середине или снизу, хотя сверху кажется толстым. Чаще всего он встречается весной и может иметь коричневатый оттенок из-за растительных пигментов, грязи и других природных материалов, поднимающихся к поверхности во время оттепели. Вы не ступите и шага.
  5. Проверьте толщину льда. Если вы уже закончили осмотр и вам кажется, что все в порядке, вам необходимо убедиться в этом, исследовав толщину льда.

    • Проводите исследование в присутствии хотя бы одного товарища (система взаимовыручки). Наденьте спасательный комбинезон или другое спасательное средство и используйте веревки, чтобы в случае необходимости ваш друг мог вытянуть вас.
    • Выходите на лед, только если кромка льда достаточна прочная. Если она рыхлая или растрескавшаяся, ради вашей собственной безопасности продолжать не стоит, ведь прибрежная ледяная кромка самая хрупкая.
    • Чтобы измерить толщину льда, сделайте топориком небольшую прорубь или воспользуйтесь ручным буром.
    • Изучите показатели безопасной толщины льда. Существуют рекомендуемые критерии, о которых вам нужно помнить при любых действиях, предпринимаемых вами на льду. (Имейте в виду, что их соблюдение рекомендуется , но само по себе не гарантирует вашей безопасности.) Лед становится «безопасным» при толщине приблизительно 4 - 6 дюймов (10-15 см). Даже не думайте выходить на лед толщиной 3 дюйма (7,5 см) или менее. Однако, даже при толщине в 9 – 10 дюймов (22,5 – 25 см), лед может таить скрытые угрозы, такие как стремительное течение, которое неустанно подтачивает лед снизу. В этом случае даже толстый лед может треснуть в любой миг.
    • В обычных условиях, правила для безопасной толщины льда следующие:
      • 3 дюйма (7 см) (молодой лед) – "ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ
      • 4 дюйма (10 см) – подходит для подледной рыбалки, лыжных походов и пеших прогулок (выдерживает вес примерно 200 фунтов (80 кг))
      • 5 дюймов (12 см) – пригоден для одиночных снегоходов и снегомобилей (выдерживает вес примерно 800 фунтов (320 кг))
      • 8 – 12 дюймов (20 - 30 см) – выдерживает одиночный автомобиль или группу людей (приблизительно 1500 - 2000 фунтов (600-800кг))
      • 12 – 15 дюймов (30 - 38 см) – выдерживает вес легкого грузового пикапа или автофургона
    • Эти нормы считаются общепринятыми.
  6. Имейте в виду, что толщина льда не является одинаковой повсюду, даже на одном и том же водоеме. Надежность ледяного покрытия определяется не только по цвету и толщине, но и по ряду других показателей. Учитывайте также:

    • Характер водоема: пруд ли это, озеро или река, и присутствует ли заметное течение подо льдом? Имеет ли водоем притоки или исток? Это может стать поводом для беспокойства.
    • Состав воды: соленая она или пресная? Морской лед обычно менее прочный и при одинаковой толщине может не выдержать такой же вес, как и пресноводный. Для получения более подробной информации относительно точных критериев смотрите внешние ссылки ниже.
    • Температурный максимум и пору года: температура постоянно меняется. Учитывайте микроклимат в данной местности. Зимний лед намного крепче, чем весенний, последний быстро подтаивает и истончается под лучами солнца.
    • Размер и глубину водоема: ледостав на больших водоемах занимает гораздо больше времени, чем на маленьких.
    • Наличие снежного покрытия: снег является природным теплоизолятором; под снегом лед обычно более тонкий и менее прочный.
    • Величина груза: какое давление вы подвергаете лед? Должен ли он выдерживать только вас или также и ваше средство передвижения? Человеческое тело и снегомобиль с тем же самым телом на нем имеют очень разные параметры распределения весовой нагрузки.
  7. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, найдите альтернативу. Любители катания на коньках всегда могут воспользоваться ледовым катком или контролируемой частью озера; лыжникам и водителям снегомобилей можно посоветовать придерживаться дорог на суше; пешеходам также лучше обходить лед стороной. В любом случае им всем необходимо иметь при себе спасательный комплект независимо от того, куда они собираются отправиться и как долго они собираются быть в пути.

    Подсказки

    • Помните, что наезженные ледовые дороги и переправы отнюдь не делают лед прочнее. Следует регулярно менять маршруты.
    • В случае если вам НЕОБХОДИМО перейти водоем по льду, лучший способ для этого - опуститься на четвереньки и двигаться, широко расставляя руки и ноги. Старайтесь двигаться как ящерица, равномерно распределяя вес своего тела. Взять с собой длинную доску или шест – отличная идея. Если лед начнет трещать-а вы иногда получаете повторное предупреждение-положите шест на лед и используйте для распределения своего веса по большей площади.
    • Путешествуя, относитесь ответственно к другим людям. Если вы являетесь руководителем (в школе или спортивном лагере и т.п.), следите за тем, чтобы ваши подопечные не покидали определенную вами территорию и тотчас же возвращайте их обратно. Убедитесь, что установлено достаточно предупредительных значков, чтобы катающиеся на коньках и др., не могли совершить непоправимой ошибки и выйти за пределы безопасной зоны. Необходимо также, чтобы рядом обязательно присутствовал обученный оказанию первой медицинской помощи человек со спасательным комплектом.
    • Собачьи упряжки на льду немного безопаснее, потому что собаки, могут чувствовать образование трещин. Все же не предпринимайте ничего рискованного и будьте точно так же готовы к несчастным случаям, как и при других зимних видах спорта.
    • Если вы должны кататься на тонком льду (в буквальном значении), убедитесь, что вода неглубока (т.е. 2 - 3 фута (60 – 90см)). Если вы провалитесь, то вымокнете и замерзнете, но сможете выбраться на берег, несмотря на неприятные ощущения. Разумеется, для детей это недопустимо.
    • Пересекать ненадежный лед вдвоем более безопасно по разные стороны толкаемого по льду каноэ. Не забудьте про весла. Они могут понадобиться вам на разводьях.

    Предупреждения

    • Эта статья касается жителей стран с холодным климатом, таких как Канада, северная часть США и Россия. Если в вашей стране или области отсутствуют обычные зимние условия, учтите, что лед будет небезопасным в любое время года и даже не думайте заниматься ничем из вышеописанного без совета профессионалов, лучше всего местных государственных органов, уполномоченных давать подобные рекомендации.
    • Никогда не пейте спиртного, занимаясь зимними видами спорта, – дождитесь возвращения в свое жилье или дачный домик. Алкоголь может вызвать ошибки при управлении снегоходом, увеличить время реакции и ухудшить способность быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Алкоголь не помогает бороться с холодом; на самом деле он увеличивает теплоотдачу и может привести к гипотермии.
    • Никогда не выезжайте на лед, если он не был проверен профессионалами и признан безопасным. Но даже при выполнении этого условия водители иногда проваливаются под лед. Если вы должны ехать, будьте начеку – не гоните, опустите стекла (включите печку на большую мощность, если это причиняет вам неудобство) и отстегните ваши ремни безопасности.
      • Убедитесь, что вы знаете, как выбираться из тонущей машины, и вы обсудили спасательные мероприятия со всеми пассажирами.
      • Езжайте по льду медленно, особенно приближаясь к берегу. Почему? Вес машины-будь то снегомобиль, автомобиль или грузовик-давит на лед сверху. По мере вашего продвижения это вызывает небольшое, но чувствительное волновое колебание, которое распространяется по льду перед вами. Эта волна может отразиться от берега при вашем приближении. В зависимости от вашего веса и скорости это обстоятельство может стать причиной ледяного разлома.
      • Не берите детей в поездки по ледовым дорогам, разве что у вас просто нет другой возможности оказать необходимую неотложную помощь. У вас не будет времени подумать о них, когда вы будете выбираться из тонущей машины.
    • Водителям снегомобилей не следует ехать на большой скорости – если они не видят, что впереди, скорее всего они попадут в полынью, потому что не смогут вовремя затормозить. К тому же на скользком льду резко объехать внезапно появившуюся полынью может быть просто невозможно. Более вероятно попадание в занос, в результате которого вы как раз и угодите в воду. Лучше оставайтесь на берегу.
    • Никогда не катайтесь на коньках, не играйте и не пускайтесь в путь по льду, пешком, на лыжах или на снегомобиле, в ночное время. Вы ничего не сможете увидеть, если произойдет несчастье и, скорее всего, не получите помощи.
    • Не думайте, что внезапное сильное похолодание делает лед более безопасным. В действительности в этом случае лед становится хрупким и ломким еще скорее, чем во время краткой оттепели. Всегда проверяйте.
    • То, что в обследованной вами области лед кажется безопасным, еще не значит, что где-то в другой части этого же водоема он будет таким. Если вы собираетесь выйти за пределы исследованной вами области, вы снова должны проводить проверку или определять границы зоны безопасности.
    • Когда вы двигаетесь по лыжной трассе или дороге для снегомобилей, не используйте покрытые льдом потоки, реки, пруды или озера в качестве кратчайшего пути, если они не признаны таковыми местными властями и не обследуются ежедневно. Люди часто стремятся срезать путь в конце дня, когда спортсмены устали и хотят скорее добраться домой и уже темнеет; преимущественно в это время происходят несчастные случаи, просто потому, что вы устали. К тому же влияние дневного тепла сказывается к концу дня, когда лед становится наименее прочным.

Идеальную картину намерзания льда сильно меняет толщина имеющегося на нем снежного покрова

Для рыболовов-зимников, выходящих на лед разных по типу водоемов, просто необходимо знать и понимать, какие условия эволюции ледового покрова определяют безопасность или невозможность нахождения на нем. При этом главной характеристикой льда будет его прочность, которая является величиной непостоянной, сильно зависящей от вида и структуры льда, его температуры и толщины.

Бывает, начало зимы сопровождается частыми оттепелями с осадками в виде дождя или мокрого снега. Тогда ледовый покров намерзает поэтапно в морозные промежутки между циклонами. При этом его толщина прирастает как снизу - за счет кристаллизации поверхностной воды водоема, так и сверху - из-за смерзания снежно-водяной «каши», возникшей поверх льда во время очередного ненастья. Такой лед получается мутным, многослойным. Следует иметь в виду, что он примерно в два раза слабее (выдерживает в два раза меньшую статическую нагрузку) льда, прозрачного как стекло. Поэтому выходить на белесый, непрозрачный ледовый покров безопасно, когда он достигнет толщины более 10 сантиметров, да еще при условии отрицательной температуры воздуха. Это важно знать по той причине, что рыболовы, как правило, стремятся на участки с подобным льдом, так как здесь в условиях пониженной освещенности обычно скапливается рыба и клюет она в таких местах гораздо лучше.

Как уже сказано, наиболее прочен чистый, прозрачный лед. Это кристаллический монолит, образовавшийся от замерзания переохлажденного верхнего слоя воды. Однако ловить рыбу с такого льда имеет смысл лишь над большой глубиной, куда доходит мало света и рыба не пуглива. Поэтому безопасным он будет при достижении толщины не менее 5 сантиметров - лишь в этом случае лед надежно выдерживает одного человека, а вот группами на нем собираться нельзя.

Прочность ледового покрова линейно увеличивается с ростом его толщины и с понижением температуры. Но тут надо представлять, что температура льда по толщине различна: вверху она равна атмосферной, а внизу - соответствует точке замерзания воды, то есть около ноля градусов. А поскольку температурный коэффициент линейного расширения льда огромен (например, в пять раз больше, чем у железа) и многие, наверное, видели, как разрываются прочные сосуды с замерзшей водой, то становится понятно, что аналогичные процессы неизбежны и со льдом на водоеме: по мере роста его толщины имеющие разную температуру слои испытывают расширяющую нагрузку как поперечного, так и продольного направления. Именно поэтому при резких потеплениях или похолоданиях лед на водоемах лопается с оглушительным грохотом и по нему разбегаются длинные трещины. Кроме того, на огромных акваториях озер и водохранилищ эти трещины, с одной стороны, вызывают образование ледовых торосов, а с другой (для компенсации) - широкие разводья, в которые можно запросто угодить, особенно после укрывающих открытую воду снегопадов.

Можно подумать, что трещины на ледовой поверхности образуются бессистемно, хаотично. Однако не все так просто, если вспомнить механизм льдообразования: в начале зимы, когда лед еще не везде одинаков по толщине, напряжения локализуются в узких зонах стыковки толстого и тонкого ледового покрова, то есть там, где мелководье резко переходит на глубину. Опытные рыболовы знают, что донные свалы, где часто держится рыба, следует искать по старым и широким, идущим обычно параллельно основному руслу трещинам. При этом глубокая сторона водоема будет определяться по близко располагающейся к обычно крутому берегу трещине, и наоборот.

Чтобы представлять, какой лед может ожидать на водоеме в начале зимы, следует знать, что его прирост в течение суток сильно зависит от температуры воздуха и уже имеющейся толщины. Это выглядит примерно так: если лед был уже около 10 сантиметров, то за следующие сутки он прибавит 4 см при морозе минус 5; 6 см - при морозе 10; 8 см - при минус 15; 9 см - при минус 20. Но если исходная толщина льда составляет, допустим, 20-30 см, то суточный прирост при тех же температурах уменьшится примерно в 3-4 раза - точнее сказать нельзя, поскольку на это влияет и качество воды.

Конечно, идеальную картину намерзания льда сильно меняет толщина имеющегося на нем снежного покрова, который выполняет как бы роль шубы. Известно, что теплопроводность (холодопроводность) снега до 30 раз меньше, чем у льда (многое зависит еще от плотности снега), поэтому при снегопадах в зависимости от их интенсивности надо вносить в расчеты соответствующую поправку.

Важно понимать по виду первого, непрочного льда, как он реагирует на нагрузку. Рыболовы с опытом говорят, что молодой лед не обманет, не подведет, а вовремя сообщит об опасности громким треском и видом трещин. Приложенная к тонкому льду нагрузка (рыболов на льду) вызывает его прогиб (деформацию) в виде чаши. При малом грузе деформация носит упругий характер, а чаша расширяется симметрично по периметру. Если нагрузка будет выше предела упругости, то начнется пластическая деформация льда и чаша прогиба станет быстрее увеличиваться в глубину, чем в ширину - это начало разрушения льда. В количественном выражении это будет выглядеть так. Для наиболее прочного прозрачного льда центральный прогиб его на глубину в 5 см трещин не вызовет; прогиб в 9 см ведет к усиленному образованию трещин; прогиб в 12 см вызывает сквозное растрескивание; при 15 см лед проваливается.

Под действием нагрузки трещины во льду возникают как радиальные - исходящие от точки приложения, так и концентрические - вокруг этой точки. Радиальные трещины лишь предупреждают о недостаточной прочности льда, что требует предельной осторожности на нем. Но если к радиальным трещинам добавляется концентрическое растрескивание, сопровождаемое характерным скрипящим звуком, нужно скользящим шагом немедленно покинуть опасный участок, в особо критической ситуации лучше лечь на лед, чтобы увеличить площадь распределения веса по поверхности, и отползти в обратном направлении. Нужно знать и другие правила поведения на тонком льду:

Ни в коем случае не ходить по нему гуськом, иначе радиальные трещины на тропе быстро прирастут концентрическими;

Не отправляться на рыбалку в одиночку;

Проверять каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бить ею лед перед собой - лучше сбоку;

Не подходить к другим рыболовам ближе чем на 3 метра;

Не приближаться к местам, где в лед вмерзли коряги, водоросли, воздушные пузыри;

Не ходить рядом со свежей трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами;

Быстро покинуть опасное место, если из проделанной лунки начинает бить фонтаном вода;

Обязательно иметь средства страховки и спасения (шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску);

Не совмещать рыбалку с потреблением спиртного.

Когда заканчивается летний сезон рыбной ловли, приходит пора зимнего сезона. Зимняя рыбалка от летней почти ничем не отличается. Но есть единственная опасность - можно провалиться под лед. Поэтому нужно соблюдать технику безопасности и знать, какой должна быть толщина льда для безопасного передвижения по поверхности. Если придерживаться всех правил, то зимняя рыбалка станет еще увлекательнее, чем летняя.

В начале ноября водоемы и реки начинают покрываться тонкой ледяной коркой. Вода под воздействием холода кристаллизуется и создает поверхностный слой. Лед, который способен выдерживать вес человека формируется к концу ноября - в начале декабря. Но иногда из-за теплой осени ледяная корка начинает образовываться только в декабре.

Раннее появление льда возможно лишь на тех водоемах, которые располагаются в северных широтах. И уже в конце декабря по нему можно спокойно передвигаться не только пешком, но и другими способами.

К этому времени его толщина увеличивается, и он способен выдержать даже автомобиль. Процесс формирования ледяного слоя:

Рыболовный сезон открыт.

Скорость нарастания ледяного слоя

Если погода тихая, а температура воздуха -1 градус, то скорость формирования льда на озерах и прудах за сутки составит 2,5 мм. Теоретически, за 24 часа при температуре воздуха -5 градусов толщина ледяного покрова станет 12,5 мм. Нарастание на больших реках и водоемах происходит по-другому. В отличие от мелководья, глубокие водные места замерзают медленнее. Прирост быстрее не становиться даже тогда, когда идет снег. От толстого слоя снега, тонкий ледяной слой слегка притапливается. На поверхности образуются мелкие трещины, через которые просачивается вода, из-за этого ледяное покрытие тает.

Скорость нарастания льда за сутки можно определить по таблице .

Большие озера, места слияния рек, их изгибы, перекаты, подземные источники и канализационные сливы имеют разную толщину.

  • Считается, что самая допустимая и безопасная толщина - 10 сантиметров. Но человеку со средним ростом можно без опаски выходить на лед, если его толщина составляет 5-7 сантиметров.
  • Рыбака с рыболовными снастями может выдержать толщина 8 сантиметров. Для группы рыбаков лучше передвигаться по поверхности толщиной около 12 см.
  • Если отделением МЧС официально было установлено место, по которому можно перейти реку, там толщина будет выше 15 см.
  • При 30-сантиметровой толщине разрешено передвижение на автомобиле.

Проверка на прочность

Приехав на рыбалку, первое, что следует сделать, это проверить поверхность на прочность. Это очень важно! Если она окажется тонкой, лед треснет и человек провалится в воду. Проверка на прочность:

Нужно знать, что легко провалиться в воду, если проверять прочность ударом ноги. Поэтому ни в коем случае нельзя этого делать. Определить, что поверхность непрочная и на нее нельзя выходить, можно по следующим признакам:

Узнать прочность и толщину льда для рыбалки на крупном водоеме, сегодня можно из прогноза МЧС, которые регулярно публикуются.

Самые опасные места

Несформированный или талый лед, считается опасным. Поэтому в весенний и осенний период, когда он только начинает формироваться или наоборот, слегка подтаял, нужно быть особенно внимательным. Самые опасные места:

Способы передвижения

Чтобы не ехать по ледовому покрытию на автомобиле, некоторые рыбаки оставляют его на берегу и далее передвигаются своим ходом. Способы передвижения:

  • На лыжах . При передвижении на лыжах достаточно, чтобы толщина была не менее 8 сантиметров. Хорошо, если поверхность будет покрыта небольшим слоем снега, так как лыжи слишком скользят на чистой поверхности. Таким способом передвижения часто пользуются рыбаки, которые приезжают ловить рыбу на общественном транспорте.
  • На снегоходах . Снегоход - тяжелый транспорт и передвигаться на нем, можно в том случае, если толщина составляет более 15 сантиметров. Желательно, чтобы на поверхности лежал небольшой слой снега.
  • Ледовые переправы . Если нужно сократить расстояние между двумя точками, то можно воспользоваться узаконенными ледовыми переправами. Толщина в этих местах составляет более 30 сантиметров и по ним можно спокойно передвигаться на автомобиле.

Меры безопасности

Чтобы избежать проблем и разных неприятностей во время зимней рыбалки, нужно соблюдать ряд правил. Меры безопасности:

  • Вначале определяют прочный лед или нет, и только потом становятся на него.
  • Если есть протоптанные дорожки, то лучше идти по ним.
  • Если поверхность начала трещать, нужно сразу же вернуться.
  • Места с множеством рыбаков лучше обойти. Иначе лед может растрескаться из-за лишнего веса.
  • Нельзя выходить на зимнюю рыбалку во время сильного снегопада или дождя, а также в ночное время и при сильном тумане.
  • Чтобы обезопасить себя в случае растрескивания льда, крепление на лыжах расстегивают. Руки нельзя засовывать в петли лыжных палок. Рюкзак вешают на одно плечо.
  • Места с сильным течением обходят.
  • Если рыбаков несколько, то во время передвижения расстояние между ними должно быть не менее 5 метров.
  • Нельзя прыгать на льду и кататься на льдинах.

Безопасная толщина льда

Следует учитывать тот факт, что наиболее опасные участки расположены в местах быстрого течения, стока теплых вод, наличия полыней и водорослей. Если лед трещит и прогибается, то с него нужно немедленно уйти.

В случае передвижения по льду на лыжах необходимо расстегнуть крепления, освободить руки из петель лыжных палок, надеть рюкзак на одно плечо. Это обеспечит свободу движений и безопасность в случае неожиданного проламывания льда. Безопасное расстояние между идущими по льду людьми – 5-6 м. Трещины во льдушириной 2-3 м можно преодолеть перепрыгиванием, при этом тяжелые вещи надо перебросить через трещину. Участки открытой воды между льдами шириной 5-6 м следует преодолевать по снежному или ледяному мосту, который представляет собой глыбы или обломки льда. Небольшие разводья следует преодолевать на специальных плавсредствах. Переправы через открытые участки пути должны рассматриваться как крайняя мера. Безопаснее всего обойти участки воды или подождать пока она замерзнет.

Торосы необходимо преодолевать осторожно: глыбы льда находятся в неустойчивом положении и могут обрушиться, нанеся травмы человеку. Если есть возможность обойти их или отыскать проход, то это необходимо сделать для обеспечения безопасности даже в ущерб времени.

Дополнительную опасность представляет собой талая вода, которая находится на поверхности льда и способствует скольжению и падению человека. Это приводит к травмам, промоканию одежды и т.д.

Лед под сугробами и обрывистыми берегами всегда тоньше. После замерзания уровень воды в реке часто падает, что способствует образованию «карманов», которые очень опасны. Для обеспечения безопасности при передвижении по льду необходимо обходить все преграды и участки, вызывающие сомнение в их надежности. Иногда перемещаться по льду следует ползком.

В случае проламывания льда и попадания в воду необходимо тотчас же сбросить рюкзак, лечь у края полыньи на лед, положить на него руки, развести их как можно шире и ждать помощи. При наличии шеста, лыжных палок, лыж можно уложить их на лед и использовать в качестве опоры. Выбираться из полыньи самостоятельно нужно только в крайнем случае. Это приводит к потере сил, обламыванию льда, погружению человека в воду, а при быстром течении – затаскиванию под лед.

Оказывать помощь пострадавшему в подобных ситуациях следует, подползая к нему с широко расставленными руками и ногами. Человеку нужно бросить веревку, протянуть палку, шест, доску и помочь выбраться из воды. Все работы необходимо проводить быстро, в течение нескольких минут, поскольку холодная вода оказывает на человеческий организм отрицательное воздействие. После извлечения пострадавшего из воды следует снять с него мокрые вещи, растереть тело до покраснения, используя при этом спирт или водку, дать горячее питье и обеспечить общее согревание. В случае резкого ослабления дыхания нужно незамедлительно приступить к проведению искусственного дыхания и обеспечить доставку человека в лечебное учреждение.

На открытой воде подплывать к пострадавшему нужно сзади, брать его за воротник одежды, кисть руки или под подмышку. Если пострадавший схватил спасателя, то необходимо немедленно освободиться от него.

После извлечения пострадавшего из воды на берег или судно ему необходимо очистить рот и дыхательные пути от песка, или водорослей, удалить воду из дыхательных путей (для чего спасатель кладет пострадавшего животом на свое согнутое колено и несколько раз надавливает на спину), снять одежду, провести реанимационные мероприятия.

Температура воды большинства горных рек составляет 10-12ºС, ледниковых– 6-8ºС. Внезапное попадание человека в такую воду привадит к перехватыванию дыхания, шоку, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы.

При переправе большой группы людей следует выставить спасательный пост из трех человек, основная задача которого – перехват и извлечение из воды людей. Пост ставится в 15-20 м ниже по течению от основной переправы, в месте, куда река может понести пострадавшего.

Страховка через плечи и поясницу при переправах недопустима. Веревку должны держать в руках 2-3 человека и регулировать ее длину в зависимости от конкретных условий.

Переправа на льдине . Иногда через водную преграду можно переправляться на льдине. Безопасной считается льдина размером 2´3 м при толщине льда 35-40 см. Для перемещения льдины в нужном направлении используется шест.

Перед началом переправы старший в группе знакомит спасателей с безопасными способами преодоления водной преграды, приемами поведения в случае неожиданного попадания в воду и средствами оказания помощи.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Образование льда на поверхности воды, будь то река, озеро, или стакан, оставленный на морозе - удивительное явление. Оно связано с физическими свойствами жидких веществ.

Как образуется лёд

В тепле молекулы воды образуют собой цепочки, длинные и растянутые. Именно благодаря этому вода является Переход в такое агрегатное состояние как лёд возможен лишь тогда, когда столбик термометра опускается до нулевых отметок. При этом молекулы воды выстраиваются в особые решётки. На деле это выглядит как образование льда. Второе название - ледостав. Это так устроена, что замерзание водоёмов в ней обычно растягивается на длительный период. Подобное явление имеет связь с погодными условиями. Для образования перволёдка достаточно того, чтобы пару ночей постоял хороший морозец при относительном безветрии. Однако резкое потепление, мокрый снег с дождём, ветер и сырые туманы могут привести к тому, что вода вновь вернётся к своему жидкому состоянию. Тогда период ледостава оттянется на неизвестное время.

Все лето и тёплую осень водоёмы аккумулируют тепло, поэтому к началу первых заморозков вода оказывается теплее, нежели окружающий её воздух. Неудивительно, ведь гораздо больше! Соприкосновение тёплой воды и остывшего воздуха приводит к реакции, называемой теплообменом.

Когда вода на поверхности будет иметь температуру +4 градуса по Цельсию, начнётся перемешивание поверхностного слоя воды, с более глубокими. Жидкость, что была на поверхности, становится плотной, а тёплая вода снизу вытесняет ее из-за своей меньшей плотности. Таким образом, вся толща воды остывает равномерно.

Ледостав - это явление, при котором температура воды становится равной нулю градусов, и на водоёме появляется лёд. В реальной жизни температурный минимум может отличаться на несколько градусов. Это связано с наличием различных примесей в воде, а также видом водоёма, его глубиной, течением, рельефом дна.

Ледостав на реках

Ледостав - это крайне опасный период для выхода на лёд реки. На постоянном течении лёд образуется позже, чем на непроточных водоёмах. Зато прирост льда здесь происходит гораздо быстрее за счёт того, что вода более холодная.

Главная опасность перволёдья на реках - изменение Грунтовые воды перемерзают и перестают подпитывать водную артерию, из-за этого уровень воды резко становится ниже, а образовавшийся первый лёд начинает ломаться. Льдины сбивает течением в одно место, где они потом благополучно замерзают, образуя ледяные торосы.

Когда можно выходить на лёд

Считается, что лёд толщиной в 5 см способен выдержать вес одного человека. Однако любителям зимней рыбалки не рекомендуется открывать сезон, пока толщина льда не достигнет хотя бы 10 см - считается, что при такой толщине закончился ледостав. Это необязательно проверять каждый день. Не нужно постоянно ходить на реку. Достаточно произвести несложные расчеты и примерно сориентироваться с датой выхода на лёд. Считается, что при имеющемся льде в 10 см и температуре воздуха минус 5 градусов толщина покрова за сутки прибавит 4 см, при температуре -10 - 6 см. Почти вдвое увеличится толщина льда, если сутки температура будет держаться на отметке -20 градусов.