Правила русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль! Дуэли и дуэлянты


И звестно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.
Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли. Современные пародии на дуэли в соцсетях (как не так давно устроил Маil) просто унижает это благородное действо и память погибших, ведь благодаря дуэлям Россия лишилась множества великих умов и достойных людей.

При всех недостатках, дуэли заставляли ценить жизнь, достоинство других людей и смотреть на жизнь совсем по-другому. Кроме того, благодаря дуэлям и откровенной швали и подецов в обществе было меньше. Дело в том, что у русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни.

"Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому!" Человек с запятнанной честью уже не считался дворянином. Ему попросту не протягивали руки... он становился изгоем общества. По русскому дуэльному кодексу отказаться от дуэли было нельзя. Такой поступок расценивался как признание в собственной несостоятельности.

Расцвет дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III (к ним позже ещё вернусь). Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило.

Был в России и комичный случай, когда два высокопоставленных офицера пожелали драться выстрелами из артиллерийских орудий. Самое удивительное то, что дуэль состоялась. К сожалению, не знаю её исхода.

Если в Европе дуэли были чем-то вроде показного баловства для завоевания женщин, в России это было узаконенное убийство... и хоть за дуэли ссылали на Кавказ, даже императоры очень часто были вынуждены закрывать на них глаза, обществу дуэли были необходимы.

Если сейчас у России, как известно, две главные беды - дураки и дороги... то в то тяжелое историческое время была ещё и третья беда - дуэли на пистолетах.
Дело в том, что на Руси не любили драться на саблях или шпагах. Это давало слишком большое преимущество военным и людям постоянно тренирующимся. А участвовать в дуэлях хотели все слои благородного общества. Именно поэтому у нас придумали стреляться из пистолетов. Причем самое главное правило абсурда - пистолеты перед дуэлью НЕ ПРИСТРЕЛИВАЛИСЬ ! Недаром говорят "пуля дура"... Пистолеты покупались перед дуэлью секундантами, по два с каждой стороны. Непосредственно перед дуэлью бросался жребий с чьей пары стрелять. Осечка считалась за выстрел.

Пистоли покупались новыми, причем пригодны для дуэлей были только исключительно гладкоствольные пистолеты (у них очень низкая кучность боя), и не пристрелянные т.е. без запаха пороха из ствола. Повторно с тех же пистолетов на дуэлях больше не стрелялись. Они хранились, как сувенир.

Таким не пристрелянным оружием уравнивались шансы юнца впервые державшего пистолет и опытного стрелка. Можно было с 15 шагов целиться в ногу и попасть в грудь. Отказ от пристрелки пистолетов делал дуэль не соревнованием мастерства дуэлянтов, а скорее БОЖЕСТВЕННЫМ проведением. Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий: нигде в Европе такого не было.... дистанция между барьерами обычно составляла всего 10-20 шагов (примерно 7-10 метров!). Дуэлянты по команде сходились к барьеру. Выстреливший первым останавливался и если он промахивался... это означало практически стопроцентную смерть. Ведь его соперник мог спокойно подойти к барьеру и сделать свой выстрел с 4-7 шагов… практически в упор! Даже с не пристреленного оружия сложно промахнуться.
Возможно, именно поэтому, перед дуэлью многие пили. Дрожание руки не имело особого значения. Дуэли проводились разными способами. Существовало около пяти способов дуэлей на пистолетах. Самый распространенный описан выше, но был ещё со стрельбой по команде, со стрельбой без схождения по очереди до первого попадания, был даже вариант даже со стрельбой на звук с закрытыми глазами...

Офицеры друг с другом, как правило, дрались на своих условиях, которые заранее оговаривались, но с гражданскими лицами всегда по правилам дуэльного кодекса без малейших отступлений. Считалось дурным вкусом вызывать на дуэль своего армейского командира. Но и это часто случалось.

Кому-то история описанная ниже может показаться романтической сказкой, кому-то - пьесой абсурда, но ведь это было на самом деле. Лейтенант Гуниус и подполковник Горлов привезли в Петербург из Америки образцы ружей, сконструированных Хайремом Берданом (знаменитые впоследствии "берданки", принятые на вооружение в русской армии и прослужившие царю и Отечеству вплоть до 1891 года) и представлял их цесаревичу Александру, мнившему себя в военном деле экспертом.
Александру Александровичу ружья не понравились, о чем он не замедлил высказаться в довольно грубой форме. Гуниус, дельный специалист, знавший вопрос досконально, вполне обоснованно ему возразил. Завязался спор. Будущий Александр III Миротворец разозлился, не сдержался и позволил себе в запале разговора разразиться нецензурной бранью в адрес Гуниуса.

Человек с высоким понятием о чести, Гуниус молча закончил беседу и вышел не прощаясь, а позже прислал цесаревичу Александру Александровичу письмо с требованием извинений. Вызвать на дуэль цесаревича офицер не мог и в письме он поставил такое условие: если в течение суток он не получит от Александра Александровича извинений, то застрелится. Можно только догадываться, что испытал Гуниус за эти 24 часа…. но извинений он так и не дождался...

Когда все стало известно императору Александру II, он был сильно разгневан и заставил идти сына за гробом Гуниуса до самой могилы. Александр Александрович не посмел ослушаться отца, но, как говорили, во время похорон показательно страдал только от дождя и встречного ветра...

АлександрIII был прост и надежен, как берданка, но многие дворяне не простили ему этот эпизод до самой смерти.

На фото Александр III в кругу семьи. Став императором он почти узаконил дуэли. Император понял, что их все равно не избежать и решил возглавить процесс. Страх сурового наказания только усугублял ситуацию, заставлял стреляться в глухих лесах, далеко от медицинской помощи, а нередко и вовсе превращал данное действо в простое убийство благородных наследников или в сведение счетов.

В России был издан Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде ».

Он состоял из 6 пунктов:
Первый пункт устанавливал, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров.
Пункт второй определял, что суд может либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка. При этом решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке — обязательный к исполнению.
Пункт третий гласил, что конкретные условия дуэли определяют секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривает поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка.
Пункт четвертый обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения.
Наконец, пункт пятый оговаривал, что в тех войсковых частях, где отсутствуют суды общества офицеров, их функции выполняет сам командир войсковой части.

Если суд признавал возможность примирения без ущерба для чести оскорбленного, то так оно и происходило. В противоположном случае суд санкционировал проведение поединка.
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались:
лица, опозоренные в общественном мнении (шулера; ранее отказавшиеся от дуэли; подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд);
- сумасшедшие;
- несовершеннолетние, т. е. лица не достигшие 21 года (кроме женатых, студентов и служащих — вообще же четкой границы не было);
- лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (т. е., как правило, представители простого народа);
- должники по отношению к своим кредиторам; близкие родственники (до дядей и племянников включительно);
- женщины.

Защищать честь женщины был ОБЯЗАН ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник), но что интересно, необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение — то есть за женщиной, известной легким поведением, НЕ признавалось право на защиту от оскорблений.
Особым шиком стало принять дуэль, но выстрелить в воздух. В выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал — в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности.
О дуэлях писали газеты, их обсасывали в романах, а подробности смаковали годами. Для девушек-актрис выступающих в театрах было просто неприличным, если из-за них не пострадал на дуэлях ни один мужчина. Чем больше за нее убитых и раненых, тем достойнее и интереснее прима.

Особенно часто дрались на дуэлях Кавалергарды (в основном это гусарские полки). Кавалергарды - сливки русского офицерства, люди с детства живущие в казармах, офицеры воспитанные на узах чести и братства... все они, как правило, молодые, дерзкие, прославленные в боях за отечество, хорошо знающие, что в России мир короткий, что скоро опять война, а значит нужно "взять свое". Это люди, для которых риск смерти был будничной работой и даже замужняя дама могла разрешить такому офицеру многие вольности (причем без осуждения общества). Кавалергарды всегда были для России чем-то вроде гладиаторов в Древнем Риме... им прощали все, им позволяли многое.

В Петербурге были случаи когда стрелялись таким образом, что это было похоже на самоубийство.
Такой была дуэль К. П. Чернова и В. Д. Новосильцева.
Оба дуэлянта — флигель-адъютант Владимир Новосильцев и поручик Измайловского полка Константин Чернов получили смертельные ранения. Все потому что стрелялись они в 8 шагов. Промахнуться было сложно...

Причиной дуэли стала женщина. Новосильцев обещал жениться и сумел совратить и обесчестить сестру Чернова. Но из-за давления матери жениться отказался. Чернов вызвал Новосильцева на дуэль с 8 шагов. Погибли оба.

Дуэль вызвала широкий резонанс в обществе. О ней писали даже в газетах. С тех пор на это место стали приезжать дуэлянты. Появилось поверье, что посещение этого места перед дуэлью гарантирует победу.

Теперь на том месте стоит па́мятный знак. Он был открыт 10 сентября 1988 года по инициативе Лесотехнической академии, и в первую очередь — директора библиотеки Т. А. Зуевой. Памятник установлен в С.-Петербурге, на проспекте Энгельса, через дорогу от входа в парк академии.

Дуэли языком статистики…
Как известно статистика знает все. По данным генерала Микулина "...с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы).

Начиная от правления Николая I дуэли не канули в историю, но постепенно прекращались… с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 — по решению судов чести, 47 — с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них).
Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем — 20). с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских.
Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 — легким ранением и 73 — бескровно. Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 — легким ранением и 131 — бескровно. Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков— 10—11% от общего числа.
Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 — на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 — по две, в 12 — по три, в одной — по четыре и в одной — по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до... трех лет(!), но чаще всего — от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести)..."

В XX веке человеческую жизнь стали больше ценить и цинизм уже вовсю шагал по России. Дворянин мог уклониться от дуэли и остаться дворянином. Честь стали подменять практичностью и финансовыми успехами… типичен случай с Бурениным.
Виктор Петрович Буренин, журналист и литературный критик, многие годы сотрудничал в популярной газете "Новое время" и был скандально известен. Люди, знавшие Буренина в частной жизни, считали его добрым и деликатным человеком, однако не было в Петербурге журналиста, которого бы так не любили в литературных кругах. Буренин писал зло и желчно, не затруднялся обидеть любого, авторитетов и моральных ограничений для него не существовало. Александр Блок называл Виктора Петровича "корифеем газетной брани".
Не все литераторы сносили ругань Буренина стоически, Всеволод Крестовский так обиделся на критику своего романа, что вызвал ядовитого журналиста на дуэль. Буренин от дуэли уклонился, чем вдохновил поэтов, писавших под именем Козьмы Пруткова:

"Не дерись на дуэли, если жизнь дорога,
Откажись, как Буренин, и ругай врага"…

И в наше время благородные некогда дуэли cтали объектом для анекдотов и смешков...
Но все равно дуэли встречаются. Когда я служил в Сковородино (Амурская область) у нас был случай... из-за женщины (не как Ржевский на картинке) на дуэли стрелялись два офицера из охотничьих ружей. Все как положено - один дуэлянт получил ранение. К счастью, остался в живых...

На охоте в нашем военном городке погибало в среднем 1 - 2 человека в год, так что никто в медсанбате самострелу на охоте не удивился… но это, к счастью, скорее исключение, чем правило…

Что век грядущий нам готовит...

В городке на берегу Чёрного моря во время купания беседуют два приятеля. Иван Андреевич Лаевский, молодой человек лет двадцати восьми, делится тайнами своей личной жизни с военным доктором Самойленко. Два года назад он сошёлся с замужней женщиной, они бежали из Петербурга на Кавказ, говоря себе, что начнут там новую трудовую жизнь. Но городок оказался скучным, люди неинтересными, трудиться на земле в поте лица Лаевский не умел и не желал, и поэтому с первого дня он почувствовал себя банкротом. В своих отношениях с Надеждой Федоровной он уже не видит ничего, кроме лжи, жить с нею теперь выше его сил. Он мечтает бежать назад, на север. Но и разойтись с ней нельзя: у неё нет родных, нет денег, работать она не умеет. Есть ещё одна сложность: пришло известие о смерти ее мужа, что означает для Лаевского и Надежды Федоровны возможность венчаться. Добрый Самойленко именно это и советует сделать приятелю.

Все, что говорит и делает Надежда Федоровна, Лаевскому кажется ложью или похожим на ложь. За завтраком он еле сдерживает своё раздражение, даже то, как она глотает молоко, вызывает в нем тяжёлую ненависть. Желание поскорее выяснить отношения и бежать теперь не отпускает его. Лаевский привык находить объяснения и оправдания своей жизни в чьих-нибудь теориях, в литературных типах, сравнивает себя с Онегиным и Печориным, с Анной Карениной, с Гамлетом. Он готов то обвинять себя в отсутствии руководящей идеи, признать себя неудачником и лишним человеком, то оправдывается перед собой. Но как раньше он верил в спасение от пустоты жизни на Кавказе, так теперь считает, что стоит ему бросить Надежду Федоровну и уехать в Петербург, как он заживёт культурной интеллигентной, бодрой жизнью.

Самойленко держит у себя нечто вроде табльдота, у него столуются молодой зоолог фон Корен и только что окончивший семинарию Победов. За обедом разговор заходит о Лаевском. Фон Корен говорит, что Лаевский так же опасен для общества, как холерная микроба. Он развращает жителей городка тем, что открыто живёт с чужой женой, пьёт и спаивает других, играет в карты, множит долги, ничего не делает и притом оправдывает себя модными теориями о наследственности, вырождении и прочем. Если такие, как он, размножатся, человечеству, цивилизации угрожает серьёзная опасность. Поэтому Лаевского для его же пользы следовало бы обезвредить. «Во имя спасения человечества мы должны сами позаботиться об уничтожении хилых и негодных», - холодно говорит зоолог.

Смешливый дьякон хохочет, ошеломлённый же Самойленко может только сказать: «Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию, к черту человечество! К черту!»

В воскресенье утром Надежда Федоровна идёт купаться в самом праздничном настроении. Она нравится себе, уверена, что все встречные мужчины любуются ею. Она чувствует себя виноватой перед Лаевским. За эти два года она наделала долгов в лавке Ачмианова рублей на триста и все не собралась сказать об этом. Кроме того, уже дважды она принимала у себя полицейского пристава Кирилина. Но Надежда Федоровна радостно думает, что в ее измене душа не участвовала, она продолжает любить Лаевского, а с Кирилиным уже все порвано. В купальне она беседует с пожилой дамой Марьей Константиновной Битюговой и узнает, что вечером местное общество устраивает пикник на берегу горной речки. По дороге на пикник фон Корен рассказывает дьякону о своих планах отправиться в экспедицию по побережью Тихого и Ледовитого океанов; Лаевский, едущий в другой коляске, бранит кавказские пейзажи. Он постоянно чувствует неприязнь к себе фон Корена и жалеет, что поехал на пикник. У горного духана татарина Кербалая компания останавливается.

Надежда Федоровна в шаловливом настроении, ей хочется хохотать, дразнить, кокетничать. Но преследования Кирилина и совет молодого Ачмианова остерегаться того омрачают ее радость. Лаевский, утомлённый пикником и нескрываемой ненавистью фон Корена, срывает своё раздражение на Надежде Федоровне и называет ее кокеткой. На обратном пути фон Корен признается Самойленко, что у него рука бы не дрогнула, поручи ему государство или общество уничтожить Лаевского.

Дома, после пикника, Лаевский сообщает Надежде Федоровне о смерти ее мужа и, чувствуя себя дома как в тюрьме, уходит к Самойленко. Он умоляет приятеля помочь, дать взаймы триста рублей, обещает все устроить с Надеждой Федоровной, помириться с матерью. Самойленко предлагает помириться и с фон Кореном, но Лаевский говорит, что это невозможно. Может быть, он и протянул бы ему руку, но фон Корен отвернулся бы с презрением. Ведь это натура твёрдая, деспотичная. И идеалы у него деспотические. Люди для него - щенки и ничтожества, слишком мелкие для того, чтобы быть целью его жизни. Он работает, поедет в экспедицию, свернёт себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей... Он велел бы стрелять во всякого, кто выходит за круг нашей узкой консервативной морали, и все это во имя улучшения человеческой породы... Деспоты всегда были иллюзионистами. С увлечением Лаевский говорит, что ясно видит свои недостатки и сознаёт их. Это поможет ему воскреснуть и стать другим человеком, и этого возрождения и обновления он страстно ждёт.

Через три дня после пикника к Надежде Федоровне приходит взволнованная Марья Константиновна и предлагает ей быть ее свахой. Но венчание с Лаевским, чувствует Надежда Федоровна, сейчас невозможно. Она не может сказать Марье Константиновне всего: как запутались ее отношения с Кирилиным, с молодым Ачмиановым. От всех переживаний у неё начинается сильная лихорадка.

Лаевский чувствует себя виноватым перед Надеждой Федоровной. Но мысли об отъезде в ближайшую субботу настолько овладели им, что у Самойленко, пришедшего проведать больную, он спрашивает только о том, смог ли тот достать денег. Но денег пока нет. Самойленко решает попросить сто рублей у фон Корена. Тот, после спора, соглашается дать деньги для Лаевского, но только при условии, что он уедет не один, а вместе с Надеждой Федоровной.

На другой день, в четверг, в гостях у Марьи Константиновны, Самойленко говорит Лаевскому об условии, поставленном фон Кореном. Гости, в их числе фон Корен, играют в почту. Лаевский, машинально участвуя в игре, думает о том, как много ему приходится и ещё придётся лгать, какая гора лжи мешает ему начать новую жизнь. Чтобы перескочить ее в один раз, а не лгать по частям, нужно решиться на какую-то крутую меру, но он чувствует, что для него это невозможно. Ехидная записка, посланная, очевидно, фон Кореном, вызывает у него истерический припадок. Придя в себя, вечером, как обычно, он уходит играть в карты.

По пути из гостей к дому Надежду Федоровну преследует Кирилин. Он угрожает ей скандалом, если она не даст ему сегодня же свидания. Надежде Федоровне он противен, она умоляет отпустить ее, но в конце концов уступает. За ними, незамеченный, следит молодой Ачмианов.

На следующий день Лаевский идёт к Самойленко, чтобы взять у него денег, так как оставаться в городе после истерики стыдно и невозможно. Застаёт он только фон Корена. Следует короткий разговор; Лаевский понимает, что тот знает о его планах. Он остро чувствует, что зоолог ненавидит его, презирает и издевается над ним и что он самый злейший и непримиримый враг его. Когда приходит Самойленко, Лаевский в нервном припадке обвиняет его в том, что он не умеет хранить чужие тайны, и оскорбляет фон Корена. Фон Корен как будто ждал этого выпада, он вызывает Лаевского на дуэль. Самойленко безуспешно пытается их помирить.

В вечер накануне дуэли Лаевским сначала владеет ненависть к фон Корену, потом, за вином и картами, он становится беспечен, потом им овладевает беспокойство. Когда молодой Ачмианов ведёт его к какому-то домику и там он видит Кирилина, а рядом с ним Надежду Федоровну, все чувства словно исчезают у него из души.

Фон Корен в этот вечер на набережной беседует с дьяконом о различном понимании учения Христа. В чем должна заключаться любовь к ближнему? В устранении всего, что так или иначе вредит людям и угрожает им опасностью в настоящем или будущем, считает зоолог. Опасность человечеству грозит со стороны нравственно и физически ненормальных, и их следует обезвредить, то есть уничтожить. Но где критерии для различения, ведь возможны ошибки? - спрашивает дьякон. Нечего бояться промочить ноги, когда угрожает потоп, отвечает зоолог.

Лаевский в ночь перед дуэлью прислушивается к грозе за окном, перебирает в памяти своё прошлое, видит в нем только ложь, чувствует свою вину в падении Надежды Федоровны и готов умолять ее о прощении. Если бы можно было вернуть прошлое, он нашёл бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. Прежде чем ехать на дуэль, он идёт в спальню к Надежде Федоровне. Она с ужасом глядит на Лаевского, но он, обняв ее, понимает, что эта несчастная, порочная женщина для него единственный близкий, родной и незаменимый человек. Садясь в коляску, он хочет вернуться домой живым.

Дьякон, выйдя рано утром, чтобы увидеть поединок, размышляет, за что могут Лаевский и фон Корен ненавидеть друг друга и драться на дуэли? Не лучше ли им спуститься пониже и направить ненависть и гнев туда, где стоном гудят целые улицы от грубого невежества, алчности, попрёков, нечистоты... Сидя в полосе кукурузы, он видит, как приехали противники и секунданты. Из-за гор вытягиваются два зелёных луча, восходит солнце. Правил дуэли никто не знает точно, вспоминают описания поединков у Лермонтова, у Тургенева... Лаевский стреляет первым; боясь, как бы пуля не попала в фон Корена, делает выстрел в воздух. Фон Корен направляет дуло пистолета прямо в лицо Лаевского. «Он убьёт его!» - отчаянный крик дьякона заставляет того промахнуться.

Проходит три месяца. В день своего отъезда в экспедицию фон Корен в сопровождении Самойленко и дьякона идёт к пристани. Проходя мимо дома Лаевского, они говорят о происшедшей с ним перемене. Он женился на Надежде Федоровне, с утра до вечера работает, чтобы выплатить долги... Решив войти в дом, фон Корен протягивает руку Лаевскому. Он не изменил своих убеждений, но признает, что ошибся относительно своего бывшего противника. Никто не знает настоящей правды, говорит он. Да, никто не знает правды, соглашается Лаевский.

Он смотрит, как лодка с фон Кореном преодолевает волны, и думает: так и в жизни... В поисках правды люди делают два шага вперёд, шаг назад... И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...

"На пистолетах на рассвете!". Вызов брошен.
Отклонение вызова заклеймит вас трусом на всю жизнь. Вы встретитесь на выбранном месте, и между вами будет 20 шагов. Ваши дуэльные пистолеты заряжены. Кто-то из вас может быть серьезно ранен или убит. Врачи стоят рядом, готовые оказать первую помощь, а ваши друзья смотрят друг на друга с опаской. Из-за чего все это?

Потому что вы высмеяли его шляпу.

Дуэль один на один (чаще всего на шпагах или пистолетах) является неотъемлемой частью общества, формировавшая образ жизни многих тысяч дворян, рыцарей, крестоносцев, политиков и ковбоев с Дикого Запада. Но кроме общественного явления, дуэль является доведенным до абсурда инстинктом конкурировать и побеждать. Мужчины готовы убивать и умирать за сущий пустяк.

Основы дуэли

Дуэль – это жестко контролируемый вид борьбы. Она дает равные шансы обоим мужчинам (женщины принимают участие только в исключительных случаях). Дуэль проводится согласно правилам в заранее оговоренном месте и в заранее оговоренное время. Само слово «дуэль» происходит от латинского слова «duellum», которое происходит от duo (два) и bellum (война).

Дуэли редко проводятся спонтанно. Обычно первый участник бросает вызов второму, который уточняет все возникшие вопросы у секунданта. Секундант – это друг дуэлянта, который следит за соблюдением правил, готовит оружие и обеспечивает безопасность во время дуэли. Также секунданты перед поединком должны попытаться примирить стороны, попытавшись разрядить ситуацию, которая привела к дуэли. Но зачастую секунданты сами дрались наравне с дуэлянтами. После вызова секунданты утрясают все детали дуэли, зачастую тратя на это несколько дней.

После объявления поединка может быть использовано любое оружие по решению вызываемого или вызывающего в зависимости от варианта правил. Дуэльные правила от 1777 гласят, что «вызываемый имеет право выбирать оружие по своему усмотрению, если он не фехтовальщик. При этом вызывающий может отказаться или предложить другой вариант оружия».

Долгое время выбор оружия ограничивался различными типами мечей. Но со временем, когда пистолеты стали использоваться для дуэлей, в правилах стали указывать, что разрешается использовать только гладкоствольные пистолеты. Нарезные запрещались, так как они увеличивали точность и дальность выстрела. Многие правила дуэлей предназначены для того, чтобы уменьшить вероятность гибели или увечья. Например, для этого в некоторых сборниках требовали, чтобы дуэлянты стояли спиной друг к другу и поворачивались только по сигналу. Это снижало время на прицеливание и уменьшало возможность попадания.

Проигравшему участнику оставалось надеяться на милость победителя, который выбирал, оставить его в живых или убить. При этом дуэльный кодекс разрешал победителю осквернить тело проигравшего, например, отрезав голову и разместив её в общественном месте.

Бросок перчатки

Вызов на дуэль может быть сделан на месте бросанием в лицо или на землю перчатки до того, как это сделает соперник.

Правила дуэли

В 1777 году комитет ирландцев составил свод дуэльных правил, который стал широко использоваться в Европе и Америке. Это привело к настолько большой его популярности, что люди во всем мире приняли его за «официальный» дуэльный кодекс. Этот свод правил входил в «Руководство гардемарина» ВМФ США вплоть до запрета дуэлей между морскими офицерами в 1862 году.

Кодекс включал в себя правила извинений, благодаря которым можно было отменить поединок, требования к поведению участников дуэлей, роль и обязанности секундантов, в каких случаях дуэль считается законченной и многое другое.

Извинения

Извинения с оскорбляющей стороны могут предотвратить поединок, но важно принести их правильно. Большинство дуэлей произошло потому, что один человек оскорбил честь другого. Поэтому достаточно было извинений, чтобы решить возникший конфликт до поединка. В дуэльном кодексе однозначно определено, в каком порядке должны приноситься извинения. Правило № 1 гласит, что «тот, кто первым оскорбил, должен первым извиниться, хотя ответные реплики могли быть более оскорбительны. То есть зачинщик должен первым признать свою вину. При этом он может потребовать пояснений ответным репликам».

Кодекс также определяет, в каком случае словесных извинений достаточно, а когда их не хватит для компенсации оскорблений. Правило № 5 гласит, что «так как драка недостойна настоящего джентльмена, то любой удар считается серьезным оскорблением. Его нельзя загладить словесными извинениями. Если оскорбивший не хочет доводить дело до поединка, то он должен дать оскорбленному свою трость, которая будет использоваться для нанесения ударов. Во время экзекуции он должен просить прощения у потерпевшего».

Этикет дуэли

Дуэль – это не драка. Это битва за честь. Поэтому она должна проводиться таким образом, чтобы не уронить достоинства обоих участников. Правило № 13 описывает поведение во время дуэли, и оно является самым нарушаемым, так как многие дуэлянты выходят на линию с желанием защитить свою честь, а не убивать или калечить.

Итак, правило гласит, что стрельба в воздух недопустима. Вызов дается только в случае реального оскорбления, но должна быть попытка принести свои извинения до начала дуэли. Поэтому недопустимо превращать такое действие в игру или развлечение для детей, это является бесчестьем для обоих участников.

Поскольку самого факта поединка достаточно для удовлетворения, дуэлянты могут заранее объявить об использовании фиктивных пуль, стрельбе в воздух или какую-либо неопасную часть тела противника. Дуэльный кодекс отрицательно относится к такому поведению.

Это необходимо для того, чтобы избежать горячности при решении дела.

Секунданты

Обязанности секундантов описаны в правилах № 18 и № 21, согласно которым «секунданты заряжают оружие в присутствии друг друга. Секунданты должны попытаться примирить стороны перед дуэлью и после проведения достаточного количества выстрелов».

Дуэльный кодекс допускает вмешательство секундантов в ход поединка. Но это очень специфичная ситуация и регламентируется правилом № 25: «При желании и по согласию секундантов возможна дуэль между ними. При этом она должна проводиться в это же время, и они должны стоять на линии, перпендикулярной линии основных дуэлянтов».

Окончание дуэли

Дуэль до смерти не желательна с точки зрения кодекса, так как это поединок для восстановления чести, а не для убийства. Тем не менее такой исход допускается.

Кодекс предлагает пять вариантов окончания дуэли: до смерти, до первой крови, до потери сознания, разоружения или после того, как агрессор не попросит прощения. Правило № 22 однозначно определяет окончание дуэли как «любую серьезную рану, из-за которой могут дрожать руки, или мешающую движениям».

Возможно, самое главное правило кодекса определяет не сам процесс дуэли, а те слои населения, которые могут выяснять отношения в поединке. В средневековой Европе дуэль была действием для благородных по происхождению мужчин. Хотя среди простолюдинов вспыхивали драки, которые можно было отнести к дуэлям, фактически участниками дуэли могли быть только лица дворянского происхождения. Несомненно, что одной из причин была экономическая составляющая. Мечи были не по карману крестьянину. Кроме этого, дуэль отделяла верхние слои населения от нижних. Во многих странах были законы, запрещающие поединки между простолюдинами, при этом аристократы зачастую были обязаны принимать в них участие.

Дуэль между дворянами

Дуэль напрямую переплетена с понятием чести. Тем не менее средневековое понятие о чести разительно отличается от современного. Если сейчас слово означает хорошее качество и положительные стороны человека, то раньше оно было связанно с происхождением. Таким образом, если у вашей семьи были заслуги перед правящей династией, она обладала титулом, то, независимо от вашего поведения, вы являлись честным человеком.

Благородное происхождение накладывало строгие требования по защите своей чести. Любая попытка в ней усомниться должна была закончиться вызовом. Кроме того, защите подлежала честь семьи на несколько поколений в прошлое. При этом потерять свою честь можно было в любой момент. Чаще всего это следовало из-за обвинения в трусости. Самый простой способ избежать обвинения в трусости и последующей потери чести заключался в бросании вызова по любому поводу и приему всех вызовов, предлагаемых вам. В противном случае противник мог рассказать о вашем поступке всем вокруг, сообщить об этом церкви и своим друзьям. Последствия такого поступка были разными, зачастую семья лишалась расположения монарха, трус лишался права голоса, отлучался от церкви или мог быть заключен в тюрьму. Поэтому было проще погибнуть в поединке, чем отказаться от него и жить без чести.

Особенность благородного происхождения заключалась в том, что дворяне не работали. Работа или занятие куплей-продажей были недопустимыми для дворянина и могли стать причиной для потери чести. Основной доход дворянских семей составляла рента с земельных наделов. Поэтому большую часть времени дворяне предавались скуке. Из-за этого с течением времени дуэли из защиты чести переросли в спортивное состязание. Если причин для вызова не было, то они сами оскорбляли окружающих. Иногда основанием для дуэли считали простое столкновение в толпе или недостаточную вежливость. Если в компании была дама, то её честь считалась настолько хрупким понятием, что любое недостаточно вежливое обращение могло послужить обвинением в бесчестье и стать поводом для вызова на поединок.

При этом победитель считался лучше проигравшего. Не важны были личные качества, самого факта победы в дуэли считалось достаточным основанием для этого. Причем он считался лучше во всем. Он был честнее, умнее, мудрее и был Богом для проигравшего.

Дуэль среди простолюдинов

Простолюдины также принимали участие в поединках. На ранних стадиях так определяли виновность или невиновность. До XII века для доказательства невиновности можно было пройти испытание на невиновность, одним из вариантов был судебный поединок. Противником в этом случае выступал обвинитель или специальный боец, назначаемый судом. В случае победы подсудимого все обвинения снимались, так как считалось, что Бог защитил его.

Многие дуэлянты бросали вызов из практических соображений. Для человека, уверенного в своем мастерстве, это было решением любой проблемы. Долги можно отдать, просто убив кредитора. Земельные споры легко решались с помощью дуэли. Конкуренты в работе или политике могут быть устранены с помощью меча, а не на выборах с помощью голосов.

В довоенной Миссури политические дуэли стали нормой жизни. В своей работе «Дуэли и корни насилия в Миссури» Дик Стюард подчеркивает следующее: «Непосредственная цель (дуэли) была в устранении политического конкурента». Дуэль стала одним из инструментов политических споров. Первый губернатор Калифорнии Питер Бернетт так отзывался о политике в Миссури: «Желательно убить своих политических конкурентов, чтобы наверняка устранить их со своего пути».

Эволюция дуэли

Дуэль тесно переплетается с рыцарскими соревнованиями Средневековья. Создание и развитие дуэльного кодекса могут быть связаны с рыцарскими кодексами чести, которые использовали благородные воины. Рыцарский турнир – это дуэль на лошадях, формальные правила которого требуют от участников благородного происхождения. Перед началом сражения оба рыцаря встречались в центре и поднимали забрала своих шлемов, раскрывая свою личность. Такое действие гарантировало благородное происхождение участников. В настоящее время этот жест перерос в воинский салют.

Появление огнестрельного оружия на полях сражений привело к исчезновению рыцарей в тяжелой броне, так как она не давала защиту от пуль. Поэтому массивные мечи больше были не нужны, стало развиваться легкое клинковое оружие, которое позволяло легче с ним управляться.

Когда произошло смещение акцента на легкие мечи, появились дуэлянты, занимающиеся фехтованием не из-за поединков, а в качестве спорта. Появились соревнования на количество касаний кончиком оружия до противника. Так как травмы происходили достаточно часто, итальянцы стали размещать защиту на остриях клинков. Это позволило обезопасить бойцов. И до сих пор искусство фехтования с некоторыми ограничениями практикуется в спорте.

Когда пистолеты приобрели большую популярность, они еще существенней повлияли на характер дуэлей. Изменилась доступность дуэли, так как пистолеты стали дешевле меча. Поэтому, чтобы участвовать в пистолетной дуэли, не было необходимости в покупке меча и дорогостоящем обучении у итальянского мастера фехтования. Поединки стали доступны всем слоям населения.

В Соединенных Штатах врачи, редакторы газет, политики и юристы сражались на дуэлях раз за разом. Это окончательно открыло доступ к дуэли всем желающим. Поединки не теряли своей популярности по всей территории Европы и Соединенных Штатов вплоть до ХХ века.

Смерть дуэли

Дуэль погибла не внезапно. Фактически первые попытки запретить дуэль были давно. Христианские лидеры не любили дуэли, так как они явно нарушали одну из божьих заповедей. Кроме того, такое решение возникших конфликтов лишало их некоторой доли власти, терять которую они не хотели. Противостояние церкви и дуэли длилось много веков плоть до окончательной смерти последней. Монархи и военачальники также были против дуэлей, так как молодые дворяне могли стать офицерами в армии, а не гибнуть просто так.

В 1800 году многие политики, писатели и судьи активно выступали против дуэли. Марк Твен, Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин были против дуэлей, считая их тратой жизни. Во многих странах были приняты законы против дуэлей, но на протяжении многих лет присяжные не находили состава преступления в поединке.

Смерть дуэли была обусловлена совокупностью культурных факторов. Она была популярна на протяжении многих веков, потому что была доступна только благородному сословию и служила ярким отличием высших слоев общества от низших. Когда она стала доступна всем, то потеряла эту функцию. И одновременно с этим деструктивный характер дуэли стал вызывать недовольство общества. Кроме того, кровопролитные войны XIX и XX веков, такие как Гражданская война в США и Первая мировая в Европе заставили людей задуматься о массовой гибели молодого поколения. Так дуэль стала терять свою привлекательность во многих слоях общества.

Сейчас дуэли все еще существуют, но в менее кровавых формах. В чистом виде поединок один на один превратился в бокс и борьбу, они наследовали дух дуэли, а искусство фехтования переродилось в спортивную дисциплину. Практически любая встреча лицом к лицу руководствуется правилами этикета, который можно считать наследием дуэльного поединка. При этом она может быть в любом месте: за покерным столом, в корпоративном зале, на теннисном корте или в видеоиграх…

Традиция дуэли зародилась в Новое время в среде западноевропейской аристократии. У таких поединков был строгий регламент. Он определялся кодексом - сводом общепринятых правил. Дуэль в России была перенята в ее классическом европейском виде. Государство долгое время боролось с этим обычаем, объявляя его незаконным и преследуя тех, кто, невзирая на запреты, шел стреляться или драться с противником холодным оружием.

Кодекс

Общепринятый кодекс устанавливал поводы и причины поединков, их виды, порядок проведения, отклонения и принятия вызова. Каждая дуэль в России соответствовала этим правилам. Если человек нарушал данные установки, он мог оказаться обесчещенным. Существовало несколько национальных кодексов. Различия между ними были несущественными.

Первым дуэльным кодексом можно считать французский документ 1836 года. Его издал граф де Шатовильяр. На основе этого кодекса строились аналоги в других странах, в том числе и в России. Другим важным общеевропейским сводом правил стал сборник, который в 1879-ом выпустил граф Верже. Самым известным российским отечественным документом такого плана являлся Дурасовский кодекс 1912 года. Согласно правилам, из которых он был составлен, и организовывались дуэли в России. 19 век стал периодом обобщения данных традиций. Поэтому кодекс был известен каждому дворянину и офицеру еще до появления его дурасовской редакции. Издание 1912 года было лишь набором рекомендаций, подкрепляющим общеизвестные обычаи.

Традиция классической дуэли Нового времени считается преемницей западных рыцарских турниров Средневековья. В обоих случаях сражение считалось делом чести с определенным ритуалом, от которого не отходил ни один из противников. были упразднены в XVI столетии в силу того, что привычная экипировка противников устарела и стала неэффективной. Именно тогда зародилась пешая дуэль, достигшая вершины своей эволюции в XIX веке.

Оружие

Первоначально дуэли в России, как и в других странах, велись исключительно с помощью холодного оружия. Это были клинки, которые аристократы или военные по обыкновению носили с собой. Такими видами оружия являлись рапиры, мечи, кинжалы. Если это был судебный поединок (распространенный только в Средние века), то выбор зависел от решения суда. На него влияло в том числе и сословие противников. В случае когда соперники не принадлежали к «благородным» слоям общества, они могли сражаться и вовсе на топорах или дубинках.

Даги и щиты перестали использоваться в XVII веке. В то время стремительно развивалась техника фехтования. Большую роль в бою стала играть скорость атаки. Вследствие этого начался массовый переход на рапиры, которые были уже исключительно колющим, а не рубящим оружием.

В XVIII веке, когда дуэли в России понемногу становились повсеместной традицией в армии, все больше стали распространяться однозарядные курковые пистолеты. Использование огнестрельного оружия многое изменило в традиции поединков тет-а-тет. Теперь на результат боя не влияла физическая подготовка или возраст его участников. Холодное оружие требовало большего количества навыков. Если один дуэлянт отличался искусным фехтованием и лучше защищался, он почти ничем не рисковал. В бою с пистолетами все, напротив, решал едва ли не слепой случай. Даже плохой стрелок мог убить своего противника, для этого достаточно было большей удачливости.

Каноничность и экзотика

Многие дуэли в России 19 века намеренно проводились с использованием идентичной пары пистолетов (специально изготовленных и до малейших деталей похожих). Все эти факторы максимально уравнивали шансы противников. Единственным отличием подобных пистолетов могли быть порядковые номера на стволах. Сегодня дуэль в России помнится только как пеший бой. Однако подобный формат возник далеко не сразу. Раньше него были популярны огнестрельные дуэли, в которых противники сидели верхом на лошадях.

Более редкими были поединки, где использовались винтовки, ружья или карабины. Тем не менее зафиксированы случаи применения и длинноствольного оружия. Некоторые бои были еще более экзотическими. Известна дуэль в России, когда противники (штабс-капитан Жегалов и пристав Цитович) использовали медные канделябры, так как один из участников не мог ни фехтовать, ни стрелять.

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д.

Важно и то, что оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались. В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде.

В случае оскорбления кодекс рекомендовал спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов мог быть письменным (картель) или устным. Хорошим тоном считалось обратиться к обидчику в течение первых суток после оскорбления. Затягивание вызова не одобрялось.

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Виды оскорблений

Кодекс делил оскорбления на три типа согласно степени тяжести. Обычные обиды причинялись словами и задевали только самолюбие дворянина. Они не касались репутации или доброго имени. Это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д. Тяжкие оскорбления наносились неприличным жестом или словом. Они затрагивали репутацию и честь. Таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань. Подобные поступки, как правило, приводили к дуэлям до ранения или до первой крови.

Наконец, кодексом регламентировались оскорбления третьей степени. К таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары. Одинаково расценивались подобные осуществленные или незавершенные по каким-то причинам оскорбления. К ним же причислялась измена жены. Если оскорбленный отвечал аналогичным оскорблением в сторону своего обидчика, он не лишался своего права назначить дуэль. Однако были и нюансы. Если оскорбленный отвечал более тяжким оскорблением (например, давал пощечину в ответ на легкую насмешку), то оскорбленной стороной становился обидчик, который получал право назначать дуэль.

Действующие лица

Только сами дуэлянты, их секунданты, а также врач могли присутствовать на дуэли в России. 19 век, правила которого строились на общепринятых принципах, считается эпохой расцвета этой традиции. Поздний кодекс запретил вызывать на дуэль ближайших родственников. Например, нельзя было сражаться с родным братом, но можно было с двоюродным. Также запрещались дуэли между должниками и кредиторами.

Участниками боя не могли становиться женщины, а также мужчины с серьезными увечьями или болезнями. Существовал и возрастной ценз. Не приветствовались вызовы пожилых людей старше 60 лет, хотя случались и исключения. Если оскорбляли человека, не способного или не имевшего права участвовать в дуэли, его мог заменить «покровитель». Как правило, такими людьми становились ближайшие родственники.

Честь женщины теоретически мог защищать с оружием в руках любой вызвавшийся мужчина, особенно если оскорбление было нанесено ей в общественном месте. При неверности жены к супругу на дуэли оказывался ее любовник. Если изменил муж, его мог вызвать родственник девушки или любой другой пожелавший мужчина.

Секунданты

Классические правила дуэлей на пистолетах предполагали, что между вызовом и самим боем оскорбитель и оскорбленный не должны общаться и встречаться друг с другом. Для ведения переговоров назначались секунданты, которые и организовывали приготовления к поединку. В качестве них кодекс рекомендовал выбирать людей с незапятнанной репутацией и равным социальным положением. Секунданты ручались своей честью за то, что дуэль будет соответствовать нормам кодекса и организована при равных условиях для соперников.

Считалось неправильным, когда за организацию поединка бралось заинтересованное лицо. Именно поэтому дуэли в России, правила которых были обязательны для всех сторон, запрещали назначать секундантом близкого родственника. Полномочия «правой руки» определялись тем, кто участвовал в поединке. Дуэлянт мог разрешить секунданту действовать полностью по своему усмотрению или даже принять мир от секунданта оскорбившего его человека. Как правило, помощники только передавали сообщения, исполняя функции курьеров.

Если доверенным лицам не удавалось договориться о мире, начиналось обсуждение технических деталей предстоящего столкновения. От их соглашения зависело, будет ли дуэль смертельной или только до первой крови, каково будет барьерное расстояние (если это были пистолетные дуэли). В России кодекс разрешал обращаться к уважаемому с обеих сторон человеку, чтобы он мог быть третейским судьей, в случае если секунданты не могли договориться об условиях дуэли. Решения такого лица принимались противниками без возражений. Один из двух секундантов брал на себя еще одну важную функцию. Он распоряжался на самой дуэли (отдавал команду стрелять и т. д.). Врач на поединке нужен был, во-первых, для констатации ранений или смерти, а во-вторых, для помощи получившим увечья.

Ход боя

Как правило, дуэли происходили в уединенных местах и рано утром. Время прибытия противников было строго определенным. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

В начале поединка секунданты еще раз предлагали закончить конфликт миром. В случае отказа они объявляли заранее оговоренные правила дуэли. В России были запрещены извинения перед последним барьером. Тот, кто начинал колебаться, когда распорядитель уже объявил начало дуэли, признавался трусом. Противники стреляли или атаковали друг друга холодным оружием после команды одного из секундантов. Он же объявлял дуэль оконченной. Поединок завершался после использования пистолетов, ранения или смерти (в зависимости от договоренностей) одного из участников от колющего оружия.

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.

Дуэли на холодном оружии

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком.

Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами.

Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями. Также запрещались захваты вражеского клинка. Бой стартовал после сигнала, данного секундантом-распорядителем. Только этот человек имел право незамедлительно прекратить сражение по первому же требованию. Данный принцип был одним из важнейших для любой дуэли в России. 19 век, правила которого сегодня кажутся удивительными, закладывал в людей понятия о чести, и именно они запрещали ослушиваться распорядителя, даже если им был секундант противника.

В случае когда соперник ронял свое оружие, его визави прекращал бой и ждал поднятия клинка. Дуэли до ранения или до первой крови останавливались после первого попадания. Затем свое слово говорил врач. Если он заключал, что ранение слишком тяжелое для продолжения боя, дуэль завершалась.

Поединки на пистолетах

В XIX веке в доме каждой дворянской семьи обязательно хранился парный комплект пистолетов. Держался он для вполне конкретной цели. Огнестрельное оружие доставалось после вызова на дуэль. Такие пистолеты были однозарядными. При этом использовались только те, которые еще не применялись и считались необстрелянными. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Знакомый пистолет сразу давал стрелку определенную фору. Она была тем сильнее, что в XIX столетии огнестрельное оружие изготавливалось в основном индивидуально, и каждый экземпляр отличался уникальными характеристиками. Использование парных пистолетов разрешало эту проблему. Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

По распространенной традиции дуэлянты, использовавшие огнестрельное оружие, делали только по одному выстрелу. Довольно часто в результате таких залпов никто не погибал или даже не получал ранения. Даже в таком случае дуэль считалась оконченной, а честь - восстановленной. Противники вовсе не жаждали расправиться друг с другом. В то же время намеренный (или даже демонстративный) выстрел мимо цели вообще мог расцениваться как оскорбление. Известны случаи, когда такие жесты приводили к новой дуэли.

Реже применялась практика, при которой секунданты договаривались о поединке до первого ранения. В этом случае, если выстрелы никого не задели, пистолеты заряжались вновь до тех пор, пока кто-то не попадал в соперника. При новой попытке секунданты могли сократить дистанцию между противниками и тем самым увеличить риск для дуэлянтов.

Виды огнестрельных дуэлей

Как и правила дуэлей с холодным оружием, нормы для огнестрельного предполагали возможность неподвижного поединка. В таком случае противники вставали на расстоянии в 15-20 шагов друг от друга. Выстрелы могли совершаться одновременно по команде распорядителя или по очереди, определявшейся случайным жребием.

Наиболее распространенным в России был подвижный поединок с барьерами. В этом случае между противниками размечалась специальная дорожка. Ее границы отмечались препятствиями, в качестве которых могли использоваться любые крупные предметы. После команды распорядителя соперники начинали сходиться, двигаясь навстречу друг другу. Остановившись у барьера, дуэлянт совершал выстрел.

Расстояние от 15 шагов в России считалось «миролюбивым». На таком отдалении стрелки редко попадали в цель. Это было «благородное расстояние». Однако, несмотря на его мнимую безопасность, в 20 шагах Александр Пушкин. Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Кодекс также включал в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Наиболее жестокие поединки заставили западных европейцев воспринимать российские дуэли XIX столетия «узаконенным убийством». На самом деле государство долгое время боролось с этой традицией. Дуэлянты нередко лишались званий и попадали в ссылки.

Вуди Аллен и Гарольд Гулд на съемках фильма «Любовь и смерть». 1975 год ebay.com

У каждого дворянина существовало представление о дуэльной норме, каждый знал, как «положено» делать вызов и принимать его, в каких случаях можно принять извинение и не доводить дело до поединка, а если он неизбежен — какое выбрать оружие, как вести себя на поле чести и так далее. Но в жизни в идеальные схемы всегда вмешиваются случайные обстоятельства, внешние силы, собственные слабости или амбиции. В реальных дуэлях норма реализуется с допущениями, поправками, а иногда и с прямыми нарушениями общепринятых правил, хотя, так или иначе, с оглядкой на них.

Естественно, Лермонтов прекрасно знал неписаный кодекс дуэльных правил, что, однако, не значит, что он сам в жизни, а уж тем более его герои, вел себя по правилам. Ни одна из лермонтовских дуэлей (ни биографических, ни литературных) не была образцовой. Но все они были проведены и восприняты на фоне нормы, общеизвестной тогда, а впоследствии подзабытой.

1. Убедитесь, что ваша честь (или честь тех, за кого вы в ответе — жены, родителей, подчиненных или крепостных) оскорблена. Вызвать дворянина на дуэль может только дворянин: обиду от царя можно стерпеть, обнаглевшего купца — сдать в полицию, охамевшего слугу — прибить палкой. На дуэли вы должны продемонстрировать, что честь для вас превыше всего — и жизни, и почти неизбежного наказания. Всем очевидно: без этого вы не сможете быть полноправным членом благородного общества.

2. Нанесите формальное оскорбление, запустив тем самым ритуал дела чести и обозначив, что конфликт перешел допустимые границы. Сделайте это словом («Сударь, вы подлец/хам/негодяй/трус/лжец/мальчишка/молокосос/глупец/дурак/невежа») или, жестче, делом, показав, что вы относитесь к сопернику как к неблагородному человеку, которого можно и ударить. Но это должно быть не насилие, а знак насилия: пощечина, удар перчаткой, бросок перчатки в лицо, особенно унизителен удар тростью. После этого никакие извинения уже невозможны; обидчик может сказать только что-то вроде: «Дело не может этим окончиться», «Вам это даром не пройдет», обозначив, что делает вызов. Покидайте общество, перепоручив все переговоры секундантам. Не бравируйте словами «дуэль» или «сатисфакция» — достаточно сказать что-то вроде: «Мой друг капитан NN будет у вас завтра в полдень» или «Я живу там-то и по утрам всегда дома».

3. Обдуманно выберите секунданта: приглашение — это знак доверия, от него трудно отказаться, поэтому нужно звать того, кто точно справится. Секунданты отвечают за все: за соблюдение правил поединка и равенство соперников на поле боя; за соответствие условий дуэли серьезности нанесенной обиды, чтобы благородный бой не превратился ни в посмешище, ни в бойню; за то, чтобы дуэль не привлекла лишнего внимания; наконец, потом они будут отвечать перед законом вместе с дуэлянтами. Помните, первое, что сделает секундант, — попытается использовать все благородные возможности, чтобы предотвратить дуэль. Если у вас и соперника нет подходящих секундантов или вы не хотите обрекать никого на наказание, можете договориться об условиях самостоятельно или позвать кого-нибудь в последний момент в качестве ассистента.


Сцена дуэли Онегина и Ленского в опере «Евгений Онегин». 1947-1953 годы Мультимедиа-арт-музей

4. Пусть секунданты договорятся о времени. Если оскорбление произошло публично, то любое промедление может быть расценено как трусость. Но если ссора хранится в тайне, то соображения осторожности и подготовка к поединку могут потребовать отсрочки в несколько дней. Если лето — деритесь на рассвете: в эти часы служащие служат, а неслужащие спят. Если зима — деритесь после полудня.

5. Пусть секунданты договорятся о месте. Поезжайте на природу, туда, где нет лишних глаз. Если вы петербуржец, вам подойдут Черная речка или Волково поле, если москвич — Сокольники или Марьина Роща. Там надо найти удобную просторную поляну, на которой ни один из соперников не получит преимущества. Главное — будьте начеку: выезд серьезной компании ни свет ни заря в незнакомую местность вызывает подозрения у властей.

6. Пусть секунданты договорятся о результате. В зависимости от того, насколько серьезно оскорбление, можно постановить, что поединок будет прекращен по прошествии определенного времени или после обмена определенным числом выстрелов. Бой можно вести до первой крови или раны, до невозможности продолжать его, наконец, до смертельного результата — хотя такое условие на самом деле чистая бравада: ни один секундант не позволит драться серьезно раненному принципалу.

7. Пусть секунданты договорятся об оружии: обычно его выбирает оскорбленный. Выбирайте огнестрельное оружие, если вы сильно задеты, холодное — если не очень. Если вам навязывают драку на шпагах, а вы не умеете фехтовать, нет ничего зазорного в том, чтобы отказаться: мастерство — преимущество, уместное на поле брани, но не на поле чести. А вот оснований для отказа от пистолетов быть не может. Если вы выбираете шпаги (студент может выбрать рапиру, гусар или улан — саблю), то велик шанс, что дело кончится царапиной или раной. Пистолеты уравнивают противников в шансах, а ужесточение правил, например стрельба через платок, ставит исход дуэли в прямую зависимость от случая.


Дуэльный пистолет. 1815-1820 годы The Metropolitan Museum of Art

8. Гладкоствольные, заряжающиеся со ствола дуэльные пистолеты приобретайте парами в оружейных магазинах: самые распространенные — французские (лепаж), немецкие (кухенрейтер), бельгийские. По своим боевым качествам, надежности и точности они заметно уступают нарезному оружию, но идеально подходят для дуэли, уравнивая шансы соперников. В идеальном случае оба секунданта привозят по паре пистолетов и уже на месте жребием решают, какая пара пойдет в дело первой, а какая — в случае необходимости, для второго обмена выстрелами. В реальной жизни не всегда есть возможность найти не только две, но даже и одну новую пару; если так, одолжите пистолеты у друзей — пусть даже боевые армейские (тульские), лишь бы одинаковые и не пристрелянные: стрелять на дуэли из пристрелянного пистолета — это убийство. Из личного оружия вы можете стрелять, только если серьезно оскорблены и хотите подчеркнуть, что свою честь защищаете тем же оружием, что и Отечество.

9. Приведите дела в порядок. Будьте готовым, что с дуэли вы отправитесь не домой, а в могилу, в лазарет, в крепость или на Кавказ. Благородный человек не оставит после себя неоконченные дела или неоплаченные долги. Для них может потребоваться отсрочка в несколько дней, о ней похлопочут секунданты. Впрочем, помните: человек с делами и долгами не может позволить себе ссоры. Оскорбить кого-то, а потом просить отсрочки — недостойно. Пусть секунданты договорятся о расстоянии между соперниками: изменить на месте его будет нельзя. Расстояние свыше пятнадцати шагов (без сближения) считается большим — выбирайте его, если миролюбиво настроены. Расстояние от восьми до пятнадцати шагов считается нормальным, оно допустимо и для дуэли формальной, и для смертельной. Если вы настроены серьезно, назначайте расстояние меньше восьми шагов (обычно три). При нем ваш единственный шанс остаться в живых — это выстрелить первым так, чтобы соперник даже еще не успел навести оружие. Этот шанс бесконечно мал, так что готовьтесь, что и вы, и соперник будете смертельно ранены или убиты.

10. С толком проведите ночь перед поединком. Если вы романтик, размышляйте о бренности бытия, пишите завещание, стихи, письма родным или любимой женщине, приводите в порядок бумаги. Если вы суеверный, ничего этого не делайте: готовиться к смерти — значит накликать ее.

11. Оденьтесь правильно: прилично, но не в официальный или парадный мундир. Небрежность в одежде — вызов противнику и неуважение к ритуалу. Одежда не должна защищать от удара, поэтому фехтовать вы будете в одних рубашках или с обнаженным торсом, а стреляться, сняв часы, кошельки, пояса и все, в чем может застрять пуля (кроме нательных крестов и медальонов).


Кадр из фильма Стэнли Кубрика «Барри Линдон». 1975 год Photo by Moviestore Collection / Rex Features / Fotodom

12. Если вам может понадобиться врач, захватите его по пути на дуэль, но никогда не договаривайтесь заранее: врач обязан сообщить о готовящейся дуэли в полицию.

13. Не опаздывайте: опоздавший считается уклонившимся от боя. Если вы не смогли явиться вовремя по непредвиденным и объективным обстоятельствам, то дуэль откладывается и соперники получают дополнительную возможность для примирения.

14. Приступайте к поединку.

15. Если вы фехтуете и ранены, пусть ничтожно, бой останавливается. Если вы не можете продолжать бой, дуэль объявят оконченной независимо от вашего желания. Если продолжительность боя была ограничена по времени или количеству схваток, то после истечения установленного времени секунданты должны прервать бой, развести соперников и объявить дуэль оконченной. Однако если кровь так и не пролилась, вы прослывете трусами, поэтому изъявите готовность продолжить бой — это защитит вас от обвинений. Если вы или ваш соперник устали, секунданты имеют право остановить бой — он будет продолжен на следующий день на тех же или более жестких условиях. После длительной и безрезультатной фехтовальной дуэли вы или секунданты можете предложить сменить шпаги на пистолеты.

16. Пистолеты заряжаются на месте. Стреляться можно либо по команде одновременно, либо по очереди, либо в любой момент по желанию после команды секундантов «Стреляйте!». В последнем случае у вас появляется выбор между возможностями опередить соперника или прицелиться точнее, однако все равно многое определяет расстояние: при большом можно промахнуться, и тщательно прицелившись; при малом, даже не прицеливаясь, велик шанс, что оба соперника успеют убить или смертельно ранить друг друга.

17. Также вы можете стреляться не с места, а со сближением. Секунданты отметят для вас и вашего соперника по два барьера. Между ближними барьерами расстояние не будет превышать десять шагов, дальние будут отстоять от ближних шагов на десять-пятнадцать; вас и соперника поставят к дальним. По команде «Сходитесь!» или «Сближайтесь!» вы можете двигаться в сторону противника до ближнего барьера или оставаться на месте, прицеливаться и стрелять. Если вы выстрелите первым и промахнетесь, соперник сможет призвать вас: «К барьеру!» Ни в коем случае не пытайтесь идти и целиться одновременно: вы выстрелите на полпути и на полуприцеле, когда не сможете выдерживать напряжения. Если вы неопытны, но осторожны, не сходите с места и цельтесь получше, надеясь на верность руки и надежность пистолета. Опытный дуэлянт быстро подойдет к своему барьеру и спровоцирует противника на неподготовленный выстрел, а затем вызовет к барьеру и расстреляет в упор.


Обелиск в Пятигорске на месте дуэли М. Ю. Лермонтова. Фотография Ивана Шагина. 1950-е годы Мультимедиа-арт-музей

18. Вы можете решить для себя, хотите вы стрелять насмерть (целя в сердце, голову, живот) или до крови (в руку, ногу). Если вы по каким-то причинам не хотите стрелять в соперника, вы можете отказаться от выстрела или выстрелить «на воздух», но это нельзя делать первым. Благородно выдержать выстрел и после этого отказаться от своего и принести извинения, однако соперник не обязан эти извинения принимать, и поединок может быть продолжен.

19. После каждого обмена выстрелами вы возвращаетесь на исходные позиции и жребий бросается заново. Правила остаются теми же, но могут быть ужесточены, если, например, соперники считают, что им помешала погода. После обмена выстрелами также могут быть принесены и приняты извинения.

20. Завершайте спор, ритуально обозначая окончание дела чести. Если ваш соперник убит, его секунданты объявят, что вы действовали благородно и по правилам, или же ограничатся констатацией смерти и вежливым обменом поклонами с противниками. Если вы или ваш соперник ранены, то будет оказана первая помощь, при этом поединок объявят завершенным. Если и вы, и ваш соперник остались в живых, то вы примиряетесь, если искренне — то со взаимными извинениями. Если причина ссоры была серьезной и вы не склонны к извинениям, то примиряться за вас будут секунданты: они объявят, что соперники исполнили свой долг и достойным поведением на поединке подтвердили свое благородство.

21. Если все хорошо, отправляйтесь в ресторан. Пейте шампанское.