Поход на велосипеде с ночевкой. Как собраться в поход

Туристический поход - ответственное мероприятие, а велопоход - вдвойне. Давайте посмотрим как лучше всего подготовиться к велопоходу, чтобы в пути не мучаться, а получать удовольствие.

Начну с того, что давать всю информацию сразу в одной статье было бы очень и очень сложно, а информации было бы очень много. Поэтому по мере добавления конкретных тем, в эту статью будут добавляться ссылки.

Давайте возьмем за аксиому, что вы проверили, подходит ли ваш велосипед для похода. Решили, каким способом вы повезете груз. Если на багажнике, то изучили статью о . И решили, какую сумку предпочтете.

Подготовка велосипеда к походу

Перед любым велопоходом вам нужно обязательно провести ТО велосипеда, сейчас я перечислю необходимый минимум:
– протянуть все узлы,
– смазать цепь и суппорта,
– настроить скорости,
– проверить колодки и настроить тормоза,
– проверить покрышки и заменить при необходимости.

Перед сложным походом так же обязательно нужно разобрать и смазать все внутренние узлы велосипеда: каретку, втулки, рулевую, хотя если она у вас на промах, это далеко не всегда обязательно.

Отлично, дальше стоит позаботиться о велоремнаборе. Можно конечно махнуть рукой. Не вопрос. Я тоже махал рукой. В итоге один раз шел пешком 25 км, второй раз ловил машину, так как спешил на поезд. Неприятно, не правда ли. А теперь представим, что поход горный и вам до ближайшего населенного пункта далеко не 25 км.

Одежда

Тут важен баланс. Много одежды – большой вес и объем, мало – есть некий риск «попасть» с погодой. Давайте не будем мудрить и я расскажу о том, что беру я основываясь на многолетнем опыте.

Летом, когда тепло, я беру следующее:
Велоштаны 3\4 – 1 шт, в которых еду не зависимо от погоды,
Велофутболки (можно обычные х\б, чуть свободные – 2 шт, одна сохнет на бауле, во второй еду. Их главное назначение защищать кожу от солнца и выводить влагу и соль выделяемую с потом.
Бандану – 1 шт, вместо второй шлем в дороге.
Куртку-дождевик – 1 шт, на случай холодного ливня или пронизывающего ветра. Я использую для этой цели старенькую мембранную велокуртку.
Термуху – 1 шт, я вожу греющую термуху для посиделок у костра и холодных вечеров, так как термуха компактней свиторов.
Плавки – 1 шт, чтобы купаться в водоемах.
Штаны – 1 шт, использую у бивака.
Обувь – 1 пара, если это не обусловлено физическими или географическими особенностями, то это удобные шлепки с фиксацией на лодыжке. Так как почти все мои походы это оффроад, то по грязи в них лазить проще всего, а потом в луже помыл и все отлично. Контакты не самый удачный выбор, на мой взгляд.

В жаркий сезон мне хватает за глаза.

Весной и осенью одежды больше и она сложнее.
Велоштаны 3\4 или полноразмерные велоштаны – 1 шт, зависит от погоды. До +5-7 катаюсь в 3\4.
Футболка – 1 шт, если вдруг будет совсем жарко.
Термуха греющая – 3 шт, две попеременные, одна запас. Все разной толщины и греющих свойств для разных погодных условий.
Куртка-дождевик – 1 шт, та же самая, что и летом.
Штаны – 1 шт, те же самые, что и летом.
Флиска – 2 шт, когда потеплее катаю во флиске без рукавов, когда холоднее во флиске с рукавами. Если совсем холодно, можно натянуть одну на другую.
Обувь – 1 пара, так как весной и осенью не редки дожди, то я катаю до +5 все в тех же шлепках. Там нечему мерзнуть, а на здоровье не жалуюсь, по снегу босиком иногда гуляю. Тут уже можно и контакты, но они имеют свойство забиваться грязью или снегом, будьте аккуратны.

Бивак

Посуда, иначе говоря КЛМН. Кружка, ложка, миска, нож. Тут самое главное соблюсти вес. Никакой керамики или толстостеночной стали! Максимально легко! Лично я могу поставить посуду по весу в следующую иерархию:
Титан, алюминий, тонкая сталь, пластик.

Если вы только начинаете заниматься велопоходами, то вилку, ложку и миску можно смело брать в каком-нибудь ашане за 100 рублей за все. Вот только кружку советую брать понадежнее, чтобы при необходимости можно было разогреть чай на огне.

По той же причине стоит избегать термопосуды. Для серьезных походов это скорее зло, чем благо. Да, руки вы не обожжете, но все же велопоходы это на 99% теплое время года. А пить кипяток, когда в тени +25 возникнет не у каждого.

Так, КЛМН – кружка, миска, ложка, нож. Ну, нож должен быть хорошим и удобным. Как показывает практика качественного складного вполне достаточно, не возите тесаки, понтов и веса много, а смысла мало. Только если вы не собираетесь прорубаться сквозь джунгли, но вы точно уверены, что это будет велопоход?

А еще я вожу с собой открывашку для консервов, если, конечно использую консервы. Да, все это добавляет 50 грамм веса, зато несказанно облегчает готовку. Тут я готов пожертвовать весом.

Готовка

Костер или горелка. Несколько лет назад я для себя решил однозначно – горелка. Быстрее, надежнее, работает при любой погоде. Вес добавляет, но чистые каны снаружи, скорость готовки и независимость от природного топлива играют более весомую роль. Тем более у нас сейчас полно всяких заповедников, где костры нельзя разводить, а горелки – без вопросов.

Теперь о снаряжении для ночевок. Спальник по сезону и пенка. Помните, что если пенка и обычная, рулонная или складная вспененная, то возите в чехле, так как этот материал любит впитывать воду. Такой чехол без проблем можно сшить из куска трехсотой таффеты. Рулон привязывается снаружи, складной и самонадувающийся коврик лучше уложить внутрь.

Палатка

У нас уже вышло две статьи о том как выбрать палатку, подробнее можно ознакомится и .
По личному опыту, могу порекомендовать Novatour Ай-Петри или Normal байкер на двоих. Очень хорошая палатка для велотуризма.
Так же соло или когда требуется максимально облегчить вес, то вожу палатку Аскет фирмы Снаряжение.

Не смотря на туеву хучу недостатков, я натягиваю прямо над ней кусок трехсотой тафеты и нормально, не течет. Зато вес всего 1,5 кг для довольно просторной двушки.

А так, палатка – это групповое снаряжение, лучше взять одну 4-ку весом в 4-5 кг на четверых, чем 2 двушки по 3 кг. Хотя смотря с какими целями, вы едете в велопоход. Храпящим – точно отдельную палатку нужно ставить. Где-нибудь на Колыме.

Групповое снаряжение

Топорик или пила, если вы собираетесь готовить на костре, крайне желательны, да и я всегда на всякий случай вожу с собой .

Питание. Есть такое понятие БЖУ.

Сейчас объяснить все – это отдельная большая статья, а то и не одна. Сам начинал с книги Алексеева «Питание в туристическом походе». В сети она есть, читайте. Все весовые таблицы там вполне годны, так что вначале можно смело по ним считать.

Пить в велопоходе крайне важно. Я советую возить с собой сухой изотоник.

Кроме того в любом велопоходе настоятельно иметь с собой аптечку с минимум необходимого, исправный телефон и заряженный, мазь от комаров, велофары или фонари на каске.
А в длительных походах или незнакомой местности советую возить с собой компас и карту или навигатор.

Ну, вроде ничего не упустил.

Благодарю за внимание,
Евдокимов Алексей

Все про подготовку к велопоходу.

Планирование велопохода также интересно и увлекательно, как его осуществление. Особенно хорошо это получается зимой, в ожидании начала сезона. При отсутствии практики езды, эта ниша заполняется рассматриванием карт, составлением будущих маршрутов, изучением рельефа и другими вещами.

Обычно маршрут определяют в соответствии с тремя основными факторами.

1. Посещение достопримечательностей. Как правило именно это определяет основной маршрут. Можно конечно поставить перед собой цель проехать за время всего велопохода максимальное расстояние, которое впечатлит всех, кто будет читать о нём отчёт. Но глупо будет проезжать мимо интересных мест, в ущерб расстоянию.

2. Исключение из маршрута сложных высокогорных участков (не для всех), промышленных загрязнённых районов и дорог с большим количеством транспорта. В тоже время, если поездка одиночная, то необходимо избегать малонаселённых участков.

3. Где остановиться на ночлег. Планирование поездки с учётом расположения гостиниц и другого жилья на пути следования, цен на услуги и условиями проживания. Если ночёвки предусмотрены в палатках, то учитывается расположение турстоянок и кемпингов.

Организационные моменты при планировании велопохода

Как известно есть уже сложившийся годами список необходимого снаряжения для велопохода с некоторыми индивидуальными изменениями. Но, отдельные велотуристы умудряются взять с собой много совершенно ненужных вещей, которые добавляют вес и редко используются. А лишние килограммы в походе значат очень много. Нет необходимости брать то, без чего можно обойтись.

Список ненужных вещей в велопоходе:

— ноутбук. В велопоходе, особенно автономном, интернета как правило нет и с зарядкой аккумуляторов будет проблема, поэтому возить его с собой бесполезно. Тем более, что в плохую погоду можно его намочить или разбить. Хотя я беру (маленький на 10?) – в палатках я не ночую, снимаю скромное жильё, где как правило нет телевизора, поэтому скачав с десяток фильмов перед поездкой, вечером не скучаю. Плюс набросать статейку-другую можно;

— мангал. Даже в складном варианте (есть такие) лучше не возить – из подручных средств всегда можно соорудить что-то подобное;

— складные стульчики. Для велосипедистов предмет ненужный – можно сидеть на вещах, камнях, брёвнах, подстелив что-нибудь;.

— книги, журналы. Если вдруг очень захочется почитать после очередного изнурительного этапа, возьмите с собой маленькую книжку в мягком переплёте…

Требования к продуктам, которые туристы берут с собой в долговременный велопоход по малонаселенной местности.

В длительной поездке, где учитывают каждый грамм перевозимого багажа, запас продуктов в виде консервов не самое лучшее решение, так как вы будете везти лишний вес в виде воды и металла. Современные технологии позволяют изготавливать продукты лёгкими и долгого хранения.

Взамен мясных консервов лучше брать сублимированное мясо, которое также хорошо хранится и значительно легче, но и имеет более высокую цену. Вместо картошки подойдёт сухое картофельное пюре. В торговой сети огромный ассортимент сушёных фруктов и овощей. В кратковременный велопоход, когда список вещей намного короче можно себе позволить брать больше свежих продуктов.

Объем продуктов

Как известно, свободного места в рюкзаке не бывает. В самом начале велопохода, когда ещё ничего не съедено и объём велосумки максимальный этот вопрос особенно актуальный. Предпочтительней запастись продуктами, которые занимают меньший объем при том же весе, а также легко упаковываются. Вафли, печенье лучше покупать в виде пачек – в таком виде они занимают меньший объём и лучше хранятся. Те же сублимированные продукты не только мало весят, но и имеют небольшой объём.

Как соблюдать гигиену в велопоходе?Конечно, все мы привычные к чистоте – регулярно принимаем душ, чистим зубы. бреемся… Но, в велопоходе с поддержанием личной гигиены есть ограничения. Проведя целый день в седле и преодолев большие физические нагрузки под вечер мы не такие чистые и свежие, как хотелось бы.

Если большинство мужчин не так остро переживают по поводу чистоты, то для женщин этот вопрос намного более важен. Чтобы в велопоходе быть чистым необходимо только желание быть таким, всё остальное есть есть под рукой. Как сохранять в велопоходе чистоту?

1. Непосредственно перед самой поездкой нужно побриться, постричься и подстричь ногти. Последний момент особенно относится к девушкам, даже если жалко отрощенных ногтей. Длинные ногти при езде на велосипеде и в быту велопохода постоянно будут ломаться. Под них забивается грязь т. д.

2. Туристические стоянки в основном расположены возле ручьев, рек и других водоемов – там воды для мытья предостаточно. Если она очень холодная, то лучше её подогреть. Чтобы в спартанских условиях велопохода полностью помыться с мылом хватит 2-3 литра воды. В качестве ёмкости для душа лучше всего использовать пластиковые бутылки.

Чистая вода – самый важный продукт не только для велотуриста. Даже самое подходящее место для ночевки или отдыха не будет полноценным, если поблизости него не будет источника воды. Практически все туристические стоянки, обозначенные на картах находятся возле источников воды воды. Где запастись водой во время велопохода зависит от пролегания маршрута, но его всегда необходимо рассчитывать и корректировать, чтобы не остаться без запаса воды.

Самый банальный способ запастись водой в населенном пункте – это купить её в продуктовом магазине. Конечно, если постояно пользоваться таким способом, то в конце велопохода это выльется в определённую сумму, так что это крайняя мера. Покупную воду лучше использовать только для питья.

В населенных пунктах воду можно взять из колодца, если он конечно есть. Перед тем, как набрать лучше поинтересоваться у населения о качестве воды. Чтобы не настроить это самое население против себя не надо устраивать помывку возле колодца – набрали и уехали. Колодец в селе – это святое место.

Где нет населенных пунктов, воду берут из ручьёв, родников, речек и других пресноводных водоемов. Её конечно надо кипятить. Морскую солёную воду пить категорически запрещено. Ей можно только подсолить суп. Родник, который находится далеко от населённых пунктов почти всегда имеет чистую питьевую воду. В принципе её можно пить без кипячения. Но всё равно, по-возможности лучше кипятить.

В путешествии на велосипеде туристу приходится тащить с собой огромное количество вещей. Велосумка или рюкзак (а порой и то и другое) имеют большой вес. Как сделать так, чтобы туристическое снаряжение для велопохода имело оптимальный вес? В большинстве многодневных поездок комфорту уделяют больше внимания, чем весу.

В таких походах человек должен чувствовать себя как можно более комфортно в меру возможностей. Если не высыпаться, мёрзнуть, плохо питаться, мокнуть из-за отсутствия вещей, которые всё это предотвратят, то велопоход превратиться в борьбу на выживание. Надолго в таких условиях сил не хватит. В коротком трёхдневном велопоходе вещей используется меньше. Закономерность простая: чем продолжительней поездка, тем больше вещей приходится брать.

При поездках по асфальтированным дорогам с небольшими перепадами высот вес рюкзака большой роли не играет – 15 килограмм на багажнике или 30 – не критично. Просто разгонять велосипед прийдётся дольше, но и накат станет лучше. На пересечённой местности, где прийдётся преодолевать препятствия и иногда тащить велосипед на себе всё намного сложнее. Тем более, большой вес багажа на малых скоростях сильно мешает управлять велосипедом, особенно при езде по дорогам с мягким покрытием.

Человек должен получать удовольствие от езды на велосипеде. Симбиоз человека и велосипеда как одного целого. При езде ощущать равновесие и предсказывать траекторию движения, динамику ускорения и торможения, а также неповторимое чувство скорости. Всё это невозможно прочувствовать, если перевозишь большое количество груза на велосипеде.

Есть определённая закономерность – чем больше перевозится багажа, тем меньшее расстояние можно проехать за один световой день. При этом приходится увеличивать продолжительность велопохода, а это в свою очередь приводит к тому, что приходится брать ещё больше багажа.

Тот, кто не сильно ограничен в средствах, может позволить себе путешествовать налегке: ночевать в гостиницах или частном секторе и брать с собой только самое необходимое. То есть, кошелек может заменить велосумку. При этом не обязательно впадать в крайности, экономя каждый грамм, необходимо найти ту золотую середину.

Да, есть такие места, где населённых пунктов практически нет, поэтому воду и еду приходится брать с собой. В Крыму единственным таким местом является Арабатская стрелка. В Карпатах таких участков много. Но эти участки преодолеваются максимум за день – полтора. К тому-же хорошо подготовленному велосипедисту один день “недоедания” с приличной физической нагрузкой может принести только пользу.

Приветствую! Сегодня мы поговорим о том, что необходимо брать с собой, отправляясь в велопоход!

Конечно же, не все люди, которые увлекаются велосипедной жизнью путешествуют на дальние расстояния, но есть некий процент людей, которые только этим и занимаются. Возможно, и Вы задумываетесь над вопросом вело-походов, тогда я спешу Вас обрадовать, весь последующий материал будет для Вас крайне необходим!

Какие вещи взять с собой велопоход? Вопрос конечно не однозначный и дать чёткого ответа никто не сможет! Это связано с тем, что каждый велосипедный поход является уникальным, и потому Вам необходимо будет дополнять ниже приведённый список, исходя из своих предпочтений! Поэтому прежде чем собирать вещи в велосипедный поход, подумайте и определитесь с тем, действительно ли Вам потребуются данные вещи! Потому как бывает, что Вы можете взять много лишнего, и это всё придется тащить не одну сотню километров.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Все «за» и «против» необходимости брать с собой в велопоход те либо иные вещи.

2. Запчасти, а также ремонтный набор для велосипеда.

3. Что необходимо брать из одежды?

4. Какие вещи необходимо брать с собой для ночлега?

5. Какую столовую посуду необходимо брать с собой в велопоход?

В среднем поход длится от двух до пяти дней, и именно для такого похода, мы будем определять список необходимых вещей. Помните, что Ваш список будет зависеть от экономических, климатических, социальных и экологических факторов.

И первое что Вам необходимо сделать – это взвесить все «за» и «против» необходимости брать с собой в поход те либо иные вещи. Аргументом «за», будет выступать тот факт, что Вам без такой вещи будет очень плохо. И тут все просто. А вот с аргументами «против» на порядок сложнее потому как их на порядок больше. Вот собственно и они:

1. Каков объем вещи? Помните что объемные вещи – это большая потеря нужного багажного пространства, которого и так не много. Кроме этого, большие объемные вещи создают большую парусность, а это в свою очередь негативно сказывается на безопасности движения! Кроме того Вам нужно будет прикладывать больше усилий что бы ехать.

2. Каков вес вещи? Если вещь весит достаточно много, то Вы рискуете дать на свой организм дополнительные нагрузки. А это негативно скажется на Вашем самочувствии! Вам придется больше потреблять воды и пищи, для того что бы восполнить организм энергией.

3. Может ли одна вещь, заменить функционал другой вещи? Не имеет никакого смысла брать две вещи, если можно обойтись и одной.

4. Возможен ли вариант покупки данной вещи в пути? Данный пункт наиболее касается , о также древесины, для приготовления пищи! Поэтому если Вы знаете, что Ваш маршрут будет полегать через населённые пункты и лесные массивы, то необходимость в большом запасе воды и особенно древесины – у Вас отпадает.

5. Вы уверенны, что будете точно пользоваться некоторыми вещами? Многие люди берут с собой несколько книг, побольше музыки, но впоследствии ничего не читают и не слушают. Я вообще не понимаю, зачем всё это в велопоходе?! Ведь самое главное это уединение с природой и наслаждение её.

Если Вы положительно отвечаете на данные вопросы, то это говорит о том, что с большой долей вероятности, данная вещь не должна быть взята в поход.

Запчасти, а также ремонтный набор для велосипеда

Вам необходимо подобрать только самые необходимые инструменты для велосипеда. Помните, что в арсенале у Вас должен присутствовать насос, запасная камера, клей, резиновые заплатки, также кусочек мелкой наждачной бумаги. В случае если у Вас пробьётся колесо, Вы сможете за 10-20 минут заклеить его, и впоследствии продолжить движение. Почему стоит брать ещё одну камеру, неужели не хватит заплаток? Всё дело в том, что камера может пригодиться тогда, когда произойдёт повреждение ниппеля, и тогда Вам никакая заплатка не поможет. Ну а если взять одну камеру без заплаток, то велика вероятность того что Вы пробьете колесо не один раз за весь маршрут. Для этого учитывайте, пожалуйста, по какому покрытию пролегает Ваш маршрут. Даже если Вы едете по асфальту, и в недалёкий маршрут, возьмите с собой данный набор, и Вы обезопасите себя от кучи неприятностей! Тем более что весит этот набор очень мало. Не забудьте взять с собой набор лопаток для снятия колеса с обода. В комплекте идут три лопатки, но как показывает практика, одной лопатки более чем достаточно. Тут главное опыт и сноровка.

Но одно дело, когда пробивается колесо, и совершенно другое когда, происходит поломка задней либо передней колеса. Вот тут начинается самое интересное, так как такая поломка требует серьёзного ремонта. При том, что у Вас будут необходимые инструменты и запасные части, то Вы на ремонт потратите не менее 4-х часов. Радует лишь то, что такая поломка случается крайне редко и поэтому Вам не нужно брать с собой такой багаж инструментов и запасных частей. В данном случае, намного эффективней будет добраться до первой железнодорожной остановки, и отправиться на поезде домой. Но если Ваш поход на 700 и более километров, та такой ремонтный комплект лучше возить с собой.

Что же включает в себя данный ремонтный комплект:

— Спицевой ключ;

— 8 запасных спиц;

— отвёртку;

— выжимку для цепи;

— разводной ключ;

— набор шестигранников;

— разные по диаметру гайки;

— набор лопаток для снятия шины с обода;

— смазочное цепное масло.

Что необходимо брать из одежды?

Помните, что погода может поменяться за считанные часы, и солнечное утро может закончиться дождливым, холодным вечером. Поэтому отправляясь в велопоход, обязательно стоит подстраховаться и взять форс-мажорную одежду. Стоит отметить, что самая плохая погода для велосипедиста, это когда начинается дождь, а вместе с ним приходит и холод. Такая обстановка в миг может испортить настроение. Поэтому первое, что должно быть у Вас из одежды – это дождевик. Но при езде в дождевике ощущения не супер. Так как он изготовлен из непромокаемого материала, то от этого, человек быстро начинает потеть. А вследствие этого, появляется возможность заболеть. Поэтому если Вы видите что дождь не затяжной – стоит переждать его, укрывшись под деревьями, либо заехав на автобусную остановку. Самое главное, что бы Вы имели возможность снять мокрые вещи, и одеть сухие. А когда будете на привале, не забудьте высушить над костром все мокрые вещи.

Отлично, идём дальше. Кроме дождевика, обязательно берите бейсболку, которая защитит Вас от солнца и от комаров. А комары, особенно в лесу — беспощадны. Не помешает взять с собой и косынку, которая также будет хорошим инструментом в борьбе с комарами и клещами.

Берите дополнительно две футболки, одну из которых можно будет использовать как тельняшку, когда будет прохладно. Если температура воздуха будет менее 20 градусов, то не лишним будет захватить с собой свитер. Свитер имеет свойство дышать, что в свою очередь позволяет испаряться поту, но при этом держит тепло.

Не забываете, что ноги тоже должны находиться в тепле, а потому берите с собой спортивные штаны, и не одну, а две пары, так как одни могут промокнуть. Если же на улице жарко – берите шорты. Многие спрашивают, можно ли брать вместо спортивных штанов – джинсы? Ответ – да, но джинсы на порядок сковывают движения.

Обязательно берите в поход трусы. Сколько? Одна пара на день. То есть если Вы едите на 2 дня, то берите 2 пары. Но главное не брать более 3-х пар. На ночлеге Вы сможете постирать и просушить трусы. Самые оптимальные трусы – «семейные», так ка они не натирают Вашу пятую точку.

То же самое дело обстоит и с носками! Одна пара на один день! Но не более 3 пар на весь велопоход. Дадим один маленький совет. Для того что бы утром не одевать мокрые и холодные носки, Вам следует положить их на ночь к себе в спальник. Не забывайте периодически стирать грязные и дурно пахнущие носки, так как если этого не делать, то такой неприятный запах пройдёт насквозь всего Вашего багажа.

Что касается обуви, то желательно брать с собой простые кеды. Это при том, что на улице тепло, а Ваша основная обувь – это качественные, анатомические кроссовки. Кеды в свою очередь Вы сможете одеть, когда приедете на ночлег, а кроссовки в свою очередь избавятся от пота, накопившегося за целый день поездок. Если же на улице холодно – надевайте резиновые сапоги. И помните, что Ваши ноги должны постоянно находиться в тепле. Та как неоднократно было замечен тот факт, что у человека, который не содержал ноги в тепле, появляется высокий процент риска заболеть. А это в велопоходе — ох как плохо.

И ещё одной важной вещью, является ветровка. Её стоит надевать, когда начинается сильный ветер. В таком случае Вы защитите себя от ветра, и не дадите телу замерзнуть.

А что же делать с головным убором. Летом, конечно же, можно надеть простую кепку, которая защитит Вас от солнца. Можно вместо кепки надевать вело-шлём. Это будет даже очень полезным, так как мы никогда не знаем, что ждёт нас за поворотом. , да и вообще в холодное время суток оптимальным вариантом головного убора будет шапка.

Какие вещи необходимо брать с собой для ночлега?

Тут всё зависит от того в какое время года, Вы совершаете велопоход. Допустим летом в тёплую пору года, можно взять с собой только спальник и этого будет вполне достаточно. Перевозить его на необходимо в скрученном виде. Очень часто его помещают в целлофановый пакет и крепят под седло велосипеда. Из-за этого он не забирает полезное место в бауле.

Теперь что касается палатки, то она пригодиться, если на улице будет идти дождь, будет холодно, а также палатка защитит от всяких насекомых. В среднем вес двухместной палатки колеблется от 1 до 3 килограмм. Кроме этого, время на расставление палатки составляет порядка 10-15 минут, что совсем не много.

Каремат: брать или не брать? Тут выбор каждого индивидуален, но стоит рассказать о плюсах и минусах каремата. Главным плюсом каремата является его способность сохранять тепло и сухость под человеком. Кроме того каремат весит около 500-700 грамм. Размеры карематов на рынке существуют разные — подбирайте по Вашем росту. Теперь что касается минусов то он один – это создание большой парусности, при перевозке его на велосипеде, так как в основном крепят его к верхней части баула.

Переходим к следующему вопросу, а именно, какую столовую посуду необходимо брать с собой в велопоход?

Самое первое, что Вам необходимо приобрести – это армейский котелок, ёмкостью 1-1,5 литра, в комплекте с крышкой. Такой котелок имеет небольшой вес, но при этом позволит Вам приготовить вкусную пищу. Кроме этого пищи хватит не на одного, а на двух-трех человек. Съемную крышку Вы можете использовать для того что бы разделить еду на порции, или же налить в ней любой горячий напиток.

Не зависимо от того куда и с кем Вы едете – берите такой котелок всегда с собой. Он позволит Вам быть независимым не от кого, в плане приготовления .

Кроме этого Вы можете готовить пищу в нём, не подвешивая его над костром, а просто поставив его в полу-перегоревший костер.

Следующая столовая утварь – это ложка. Ложка должна быть достаточно глубокой и в тоже время прочной. А потому не берите с собой ложки из алюминия, намного лучше взять ложку, изготовленную из нержавеющей стали. С помощью такой ложки, Вы сможете снимать горячий котелок с огня. Кроме того такая ложка по сравнению с алюминием не так быстро греется, а поэтому исчезает фактор обжечься. Не стоит возить больше одной ложки на одного человека. Если Вы готовите кашу, и в тоже время Вам необходимо перемешать сахар в чае – просто воспользуйтесь рукояткой ложки. Помните, что лишний вес никому не нужен.

Возьмите с собой один нож. Он должен быть складным, но с длинным и прочным лезвием. Немаловажным моментом является фиксация лезвия в разложенном состоянии. Потому что были случаи, когда нефиксированное лезвие ножа приводило к травмам. Самое главное, что бы нож был надёжным, острым, и фиксировался в открытом положении. Небольшой совет. Не кладите нож далеко в бауле, так как внезапно он может Вам понадобиться. Бывают разные случаи.

А на этом первая часть данной темы походит к концу. Скоро выйдет вторая! Спасибо что дочитали до конца. Я надеюсь, данная информацию была для Вас полезной. Также не забывайте подписываться на рассылку блога. Успешных Вам велопоходов.

Читайте продолжение статьи !

P.S. Посмотрите познавательное видео про то что взять с собой в велопоход!

С уважением, команда

Иногда клиенты моей небольшой веломастерской интересуются у меня: каков, по-моему мнению, идеальный велосипед для туризма, самый надежный и неприхотливый? Как выбрать или собрать действительно качественный велосипед? Естественно, для каждого велосипедиста он свой. И это зависит от разных предпочтений. Типа дорог, по которым велотурист передвигается, километражу, временны́ х рамок его путешествий, рельефа местности, погодных условий и так далее…

Но есть по-моему скромному мнению самое главное, что должно объединять все велосипеды для туристического велосипеда - надежность, неприхотливость и возможность отремонтировать или найти замену тем или иным запчастям вдали от дома.

В идеальном велосипеде для туризма нет места для мелочей, все должно быть максимальной надежно и качественно сделано и подобрано. Почти половина успеха того или иного велопохода будет зависеть именно от вашего велосипеда.

Поскольку мы живем в России и путешествуем в основном по России, то давайте попробуем в этой статье вместе разобраться, каким же должен быть «идеальный» велосипед для туризма в нашей стране и странах бывшего СССР.

Исходить будем из следующих данных:

— длительность путешествия — от 2 дней до 90 дней

— удаленность от дома — более 100 км

— дорожное покрытие — 50% асфальт, 50% грунтовки и бездорожье

— рельеф местности — равнина и горы

— пробег — более 200 км за 2-3 суток

— грузоподъемность туристического скарба и иже с ним — более 10 кг

— вес ездока — от 50 до 120 кг

Исходя из этого, можно сделать вывод, что наиболее универсальным велосипедом для туризма будет горный велосипед с геометрией XC.

Готовый велосипед из магазина

К сожалению те времена, когда за 500 — 800 $ в обычном магазине или велорынке можно было бы купить качественный и надежный велосипед для туризма ушли в историю. В настоящее время даже велосипед за 800-1000$ имеет свои слабые стороны. Обычно это прежде всего очень слабые втулки и спицы. Мало кто знает, что некачественным спицам свойственно лопаться, а у дешевых втулок могут быстро выйти из строя механизмы зацепления или в простонародье «собачки». Далее идет несбалансированная навеска, не всегда удобное седло. Добавим сюда самую дешевую кассету и цепь, неудобные ручки руля и прочие мелочи.

Эти мелочи в совокупности создают неудобства в плане посадки на велосипеде и самое главное готовый велосипед из магазина будет не до конца надежным. Конечно, кататься по городу, на даче и недалеко от дома на таком велосипеде можно и нужно. Однако вдали от дома и цивилизации некоторые запчасти подобных готовых велосипедов могут доставить владельцу массу проблем. Поэтому, если кто и отправляется вместе со мной в какой-либо велосипедный поход, перед походом я всегда уделяю время для диагностики и исправления косяков жадных до прибыли производителей. Меняю спицы и втулки, подгоняю посадку и даже собираю целые велосипеды с нуля о которых вы можете прочитать в разделе

Покупка подержанного велосипеда для походов

В случае отсутствия средств для покупки нового велосипеда в магазине или сборки велосипеда с нуля. Вам стоит обратить внимание на рынок

Ведь иногда покупая б/у велосипед можно очень хорошо сэкономить и приобрести уже практически то, что нужно именно вам. Кончено б/у велосипед потребует от вас определенных вложений, но очень часто подобная покупка зачастую будет гораздо более выгодная чем сборка и приобретение нового велосипеда.

Рама для туристического велосипеда

Рама - это сердце любого велосипеда. Именно от рамы почти на 50% зависит, как будет вести себя велосипед на разного рода дорожных покрытиях, какой он будет иметь накат, жесткость. И на 70% — внешний вид.

Самое главное и основное, чтобы рама подходила Вам строго по росту. Не стоит брать раму меньшей ростовки и покупать более длинные выносы руля или подседельные штыри со смещением назад. А на раме большей ростовки, чем ваша, вы будете чувствовать себя неуютно.

Второе - это геометрия вашей рамы. Лично я сторонник проверенной временем «катящей» геометрии кросскантрийных рам. Угол рулевой / подседельной труб — 70-73 градуса. Естественно, допускаются отклонения в 1-2 градуса.

Рама может быть под колеса 26”, 27,5″, 28-29”. Но практика посещений веломагазинов и местечковых велорынков показывает, что в России самым распространенным является стандарт колес 26”, чуть реже — 28-29″. На любом воскресном рынке в любом райцентре вы всегда купите для таких велосипедов камеру, обод или покрышку.

Ваша рама может быть алюминиевой, титановой, стальной, так и карбоновой. Да, не смейтесь, но я знаю пару-тройку велотуристов, кто довольно успешно путешествует на расстояния более 1200 км именно на карбоновых рамах. Правда, стоит отметить, что надежность таких рам не на самом высоком уровне. Все-таки углепластик не столько надежен, как металл. Себе подобную раму для туризма я бы никогда не купил.

Про выбор материала для рамы - это тема отдельной статьи. И она обязательно появится рано или поздно на моем сайте в разделе Скажу только, что в моем арсенале для дальних велопоходов есть два велосипеда: на алюминиевой американской раме Cannondale сплава 6061 и раме из титана, сваренной на заказ. Есть еще и третий велосипед на алюминиевой раме trek crossrip для ровных и хороших дорог. Пробовал я и сталь, тоже весьма неплохие рамы.

Алюминий, на мой взгляд, жесткий и быстрый. Титан более комфортный. По надежности одинаков. Бытует мнение, что алюминий накапливает усталость и может внезапно сломаться, но в своей практике веломеханика я еще ни разу в жизни не видел ни одной сломанной алюминиевой велосипедной рамы по причине того, что она проехала большое количество километров.

Стальные (хром-молибденовые) рамы тоже гасят мелкие неровности дорог, но гораздо более тяжелые, чем титан и алюминий, хуже едут в гору и, увы, подвержены коррозии зимой. Но, в целом, стальная (хроммолибденовая) рама для туризма вариант очень неплохой и вполне надежный. С горы такие рамы накатывают будь здоров и имеют неплохую инерцию. Правда главным минусом стальных рам является нестабильность кареточного узла, т.е. при резком и мощном нажатии на педаль стальная раму несколько уходит в бок. Именно поэтому гонщики никогда не используют для участия в соревнованиях сталь.

Однако многие туристические велосипедные рамы делаются как раз из Cr-Mo сплава. Фирмы Surly, On-one, Salsa и другие давно поставили на поток производство вполне надежных рам для туризма. Но если брать внутренне-российский рынок, да и в целом рынок сравнительно недорогих и надежных велосипедных рам и велосипедов, то алюминий будет самым доступным материалом.

Если вы покупаете алюминиевую раму, обратите внимание на ее породистое происхождение. Лучше всего, если эта рама будет от известных производителей, таких как Speciаlized, Trek, Gary Fischer, Scott, Canonndale, Felt, Marin, Giant. Практика из моего опыта показывает, что именно рамы данных фирм обладают наиболее лучшими ездовыми характеристиками. Это не значит, что рамы других фирм будут хуже катить или будут менее прочными. Просто здесь я перечислил именно те фирмы, которые постоянно ведут собственные разработки в велоиндустрии, а не заказывают свою продукцию тупо в каталогах крупных китайских заводов.

Есть также и множество других местечковых фирм, кто качественно производит рамы для велосипедов. Такие фирмы имеют претензию на определенный эксклюзив, и качество их рам, как правило, всегда на высоте.

Еще одна немаловажная деталь рамы для туристического велосипеда - это наличие полноценного крепления под багажник. Конечно, существуют некоторые способы надежной установки багажника на раму, не имеющую креплений, но эти способы, порой, в некотором роде, кустарные или требуют некоторых денежных вложений.

Также стоит обратить внимание на неприметность рамы. Не стоит покупать раму подчеркнуто ярких цветов. Живем, увы, в России, и часто в глубинке приходится сталкиваться с криминальными элементами общества. Так что лишний раз привлекать внимание красивым и дорогим велосипедом не стоит. На всякий случай рекомендую читателем зайти в раздел статьи и прочитать там мой материал о , который в свое время получил большое кол-во велооткликов среди коллег велотуристов.

Не забудем также и про вес (массу) рамы. Для туризма не стоит покупать или заказывать слишком легкие рамы.Чем тоньше трубы рамы, тем рама будет менее надежна. Нормальный вес надежной титановой или алюминиевой рамы в ростовке 18” должен составлять от 1700 до 2100 грамм. Сталь должна весить не менее 2400 г.

О том, что рама должна иметь нужные крепления под ваш желаемый тип использования тормозов, думаю, напоминать излишне. В целом, для туризма можно использовать и недорогие рамы от не очень известных производителей, но главное, чтобы такая рама была все-таки качественной. Титановая рама, вероятно, станет вашим лучшим выбором. Я езжу именно на титане, но заказывал я подобную раму еще тогда, когда цены на титан были приемлемые для среднестатистического кармана потребителя в России.

Если ваш бюджет поскромнее, то не стоит расстраиваться, смело берите хорошую алюминиевую раму.

Колеса для туристического велосипеда

Самосборные — это когда вы приходите в магазин, и там Вам продают обода и втулки, вы это все несете веломеханику, он делает расчет длины спиц в специальной программе и собирает вам комплект колес.

Заводские, или так называемые «вилсеты» (wheel set). Обычно это красивые, технологичные, яркие колеса с небольшим количеством спиц и ободами и втулками нетрадиционной спицовки. Эти колеса собираются на заводе производителя.

Такие колеса обладают хорошим качеством, накатом, жесткостью, но ремонт таких колес вдали от дома зачастую затруднен. Дело тут в спицах нетрадиционной формы и длины, а также втулках и ободах. Такие колеса редко когда имеют стандартные втулки и обычные 32 спицы.

Поэтому для надежного велосипеда для долгих велопробегов мы будем собирать колеса. Плюс такой сборки в том, что почти в любом городе при поломке обода, спицы или втулки вы можете восстановить свои колеса в любой мало-мальски приличной мастерской или же сами «на коленке».

Как показывает практика, именно колеса по степени поломок порой стоят на первом месте в велопоходах. Часто лопаются или вылетают некачественные спицы, трескаются алюминиевые ниппеля, не выдерживают нагрузки обода, клинят или начинают люфтить втулки. Колеса под ободные тормоза будут несколько дешевле, чем под дисковые.

Втулки для велотуризма

Втулки бывают как на насыпных, так и на закрытых подшипниках в обойме (т.н. промышленные подшипники, «промы»). Какие втулки лучше — это, опять же, тема отдельной статьи.

В туризме нам важна, прежде всего, ремонтопригодность и взаимозаменяемость компонентов. Поэтому без проблем можно использовать в туризме втулки на насыпных подшипниках.

Фирма Shimano выпускает широкий ряд различного класса втулок на насыпных подшипниках. Они все достаточно надежны, легко перебираются и ремонтируются даже в «поле». Да и если такая втулка вас все-таки подвела вдали от дома, ей довольно легко найти замену, так как фланцы данных втулок фирмы Shimano идут одного размера, и вам не придется искать спицы другого размера для того, чтобы переспицевать колесо.

Лучшими втулками для туризма будут втулки Shimano ХТ и ХТR. Именно эти две линейки последние годы отличает высокое качество изготовления и плавность хода. Неплохим выбором будут втулки Shimano LX/SLX. Они совсем недороги и вполне надежны.

Втулки Shimano Deore, Аlivio, Аcera тоже, как ни странно, надежны, но качество грязезащиты и плавности хода у них несколько хуже и для туризма будут не лучшим выбором.

Кто-то грешит на качество работы барабана «шимановских» втулок, но под моими велосипедами втулки этой фирмы проходили уже более 100 000 км и заменялись только планово — в связи с выработкой своего ресурса.

Втулки на «промах» будут также отличным вариантом, особенно от известных производителей. В своей практике механика за 2015 и 2016 года я все больше устанавливал знакомым втулки именно на промах от OEM производителей. Идея здесь такая, что есть некий завод в Китае, который выпускают продукция для именитых брендов. А на торговых площадках предлагает точно такие же втулки дешевле уже под другими брендами или no name. Такие втулки будут очень качественными, а их соотношение цены и качества удивит даже видавших видов путешественников и веломастеров.

Обода для велопоходов

Обода должны обязательно быть двойными и пистонированными. Ибо пистоны берут на себя часть нагрузки от ударов и неровностей дороги на себя.

Некоторые уважаемые фирмы, такие как ztr, american classic производят обода без пистонов. Это, видимо, делается для облегчения веса. На таких ободах собираются легкие колеса для гонок по пересеченной местности. Но моя практика сборки подобных колес показывает, что данные обода весьма сносно, за некоторым исключением, ведут себя и в условиях велотуризма.

Обод для туризма не должен весить менее 400 грамм. Все-таки основная часть нагрузки от езды приходится именно на обода.

Шов обода желательно выбрать сварной, но вполне подойдет и клепанный. На своих велосипедах я использую обода Mavic 719. При своем весе менее 440 грамм они имеют хорошую жесткость, прочность и надежность.

Неплохим выбором будут обода от фирм: dt swiss, ambrosio, wtb, sun ringle, alex rims, mach.

При покупке обратите внимание на ваш вес. Если он подбирается или превышает 100 кг, выбирайте более тяжелый обод, если вы довольно легкий райдер, то берите обод полегче.

Моя супруга — девушка довольно легкая, веса возит на велосипеде минимум, поэтому и обода я ей на колеса установил весом всего 360 грамм каждый.

Если Вы хотите собрать бюджетный велосипед, необязательно покупать слишком дорогие обода. На рынке всегда есть и более бюджетные недорогие модели, которые я всегда без проблем использую для сборки колес.

Спицы для надежных колес

Для идеального велосипеда для туризма спицы можно использовать только двух фирм. Это либо дт свисс (Швейцария), либо Sapim (Бельгия). Все спицы других фирм, увы, рано или поздно начнут ломаться.

Оптимальным вариантом для туристического велосипеда будут спицы dt swiss champion или Sapim basic. Это простые надежные спицы по сравнительно низкой цене шириной 2 мм.

Есть также спицы переменного профиля. Например, dt swiss competition / sapim force. У резьбы и головки их толщина 2 мм, а в середине 1,8 мм. Они несколько дороже, и тоже будут вполне надежным вариантом.

Очень важно, чтобы расчет длины для вашего комплекта был произведен максимально точно. Есть много программ для расчета длины спиц, но далеко не всем из них можно доверять.

Все мои колеса собраны на спицах дт свисс или sapim. Другим спицам лично я не доверяю. Пробовал тайваньские pillar, американские wheel smith и, увы, они все рано или поздно ломались. Обратите внимание, что фирменные спицы имеют клеймо. И частенько мне приходилось видеть, как в мастерских при различных магазинов недобросовестные «мастера» выдавали китайские дешевые спица за фирменные, которые впоследствии лопались. Поэтому покупайте спицы сами и обращайтесь к тем, кому лично доверяете.

Ниппеля для сборки колес

Ниппеля — эта деталь, которая крепит спицу к ободу. Ниппеля лучше использовать латунные. Хотя я уже несколько лет езжу на алюминиевых ниппелях и не испытываю с ними никаких проблем.

Но все-таки латунь будет лучше. Длину ниппеля лучше взять 14 мм. Опять же используйте только фирменные ниппеля и не поддавайтесь на уловки продавцов. Китайские ниппеля увы далеки от идеального качества. Кататься на них можно, но вот в серьезную поездку я бы не отправился.

Ободная лента

На ободных лентах многие велосипедисты экономят, а это, на мой взгляд, очень важная деталь любого велосипеда. Некачественные ободные ленты, изоленты, всякие непонятные медицинские пластыри, которые использует разный велосипедный люд, могут доставить велотуристу массу хлопот. Используйте качественные ленты от известных производителей. Лучше всего, если это будут ленты на самоклеящейся основе.

Покрышки для велопутешествий

Для идеального велосипеда для велотуризма не подойдет гоночная велосипедная резина весом менее 400 грамм за покрышку. Такая резина будет обеспечивать лучший накат, но будет слишком часто колоться. Боковину такой резины легко порезать стеклом или об острый камень, что, собственно, со мной и случалось пару раз вдали от дома.

Лучше всего выбирать качественную и не самую дешевую велорезину. При покупке обязательно прощупайте толщины боковин, обратите внимание на литье покрышки. Самую лучшую резину для велотуризма с защитой от проколов выпускают фирмы hutchinson, continental, schwalbe. Кое-что можно выбрать у фирмы Maxxis.

За свою более чем 15-летнюю велокарьеру я сменил и опробовал более 100 комплектов разной велорезины, отзывы о некоторых из них вы можете прочитать а разделе

Выбирайте резину под стиль вашего похода. Для асфальтового похода лучше всего подойдет полуслик. Для грунтовых участков берите более злую резину.

Бескамерная резина для велотуризма в целом неплоха, но в случае большого пореза или прокола Вам все равно придется ставить внутрь покрышки камеру, к тому же, если бескамерка ни с того ни с сего у вас спустила, то накачать ее обычным небольшим походным насосом у вас не получится, так как нужно будет нагнетать слишком большое давление. Однако вот удачного и не самого легкого похода на бескамерной резине.

Велосипедные камеры

Камера есть камера. Ничего нового за 100 лет люди не придумали. Наверное, не стоит покупать слишком дешевые китайские камеры. Лучше всего использовать камеру с автониппелем. Моя практика показывает, что камеры с таким ниппелем более надежны. К тому же, при поломке насоса практически любой автолюбитель сможет помочь вам накачать колесо.

Лента, защищающая от проколов

В своей практике я одно время использовал ленту, которая защищает от проколов велосипедную камеру. Вещь в общем-то неплохая и вполне нужная, особенно если ваши покрышки частенько прокалываются. В своей мастерской я всегда имею подобные ленты и устанавливаю их людям, кто хочет сэкономить на покупке дорогой туристической резины.

Руль, вынос и подседельный штырь для велопутешествий.

Для дорожного велосипеда лучше выбрать баран или бабочку. Там больше возможностей хвата. А для настоящих грунтовых приключения лучше взять обычный прямой руль с небольшим изгибом назад (backsweep). Можно купить руль и с подъемом. Руль должен быть удобным для Вас и подходить по ширине плеч. Хотя тут все зависит от ваших предпочтений. Иногда при сборке велосипедов для туризма люди просили реализовать весьма странные с моей точки зрения решения, но в этом случае будущий хозяин велосипеда как говорится является и барином.

Дешевые и некачественные выносы отбросим сразу. Фрезерованный вынос будет лучшим выбором, правда за него придется неплохо заплатить. Зато он будет жестким и очень крепким. Фрезерованные выносы фирмы Hope - это настоящее произведение искусства.

За свою практику механика мне приходилось видеть поломанные замки дешевых подседельных штырей, гнутые рули, некачественно сделанные выносы руля с плохо проточенной резьбой под болты.

Для грузового туризма строго никакого карбона. Сам лично при не очень сильном падении ломал карбоновый руль и подседельный штырь от фирмы easton, а фирма эта — одна из флагманов современного карбоностроения.

Вынос лучше брать четырехболтовый. Подседельный штырь должен иметь надежное крепление, руль должен быть удобным для Вас и подходить по ширине плеч. Лучшие подседельные штыри делает фирма thomson. Именно они и стоят на всех велосипедах моей семьи. Вынос thomson также будет хоть и дорогим, но отличным выбором для вашего велосипеда. Фрезерованные выносы фирмы Hope - это настоящее произведение искусства.

Хороши изделия и других фирм, таких как Race face, Answer, Azonic, Kore, Ritchey, Easton и других.

Хороший руль, вынос, подседельный штырь не должен быть слишком тяжелым. Но и излишней легкости в этом вопросе я бы избегал.

Опять же, при выборе руля, подседельного штыря и выноса всегда можно найти недорогие и качественные варианты, это именно те детали велосипеда, где можно немного сэкономить.

Седло для туризма

У каждого человека своя анатомия. Кто-то выбирает классический Brooks, кто-то облегченное гоночное selle italia. Важно, чтобы седло было удобным для Вас. Я сменил более 10 седел, пока случайно не подобрал именно то, которое мне идеально подходит.

Рулевая колонка для туристического велосипеда

Вещь, вроде бы, малозаметная, но именно от нее зависит, насколько плавно у вам будет поворачиваться руль. Рулевые колонки бывают различных стандартов. Главное — Вы должны убедиться в том, что она подходит под ваш тип рулевой трубы. При установке рулевой колонки очень желательно отторцевать рулевую трубу для того, чтобы она зашла ровно и без перекосов. Хорошие рулевые колонки стоят примерно от 30$. Лично я доверяю фирме cane creek. Их продукция наиболее долговечна и неприхотлива в эксплуатации.

Есть колонки на игольчатых подшипниках, есть на «промах». Игольчатые стоят сущие копейки, и их легко заменить, «промы» подороже. Для туризма подойдут как одни, так и другие.

Трансмиссия для туризма

Первый вопрос — shimano или sram. До 2009 года мне гораздо больше нравилась фирма sram по причине качества переключения. В 2009 я перешел на shimano, и несколько не жалею. Ощутимый плюс «шимано» в том, что компоненты этой фирмы легко встретить на прилавках в магазинах регионов, так как sram доступен большей частью в интернет-магазинах или только крупных городах. Скажем, если у вас сломался переключатель sram, то замену вдали от дома найти будет сложнее.

Количество скоростей. Лично я езжу на 27-скоростной трансмиссии. Кто-то ездит на 24 скоростях, кто-то уже перешел на 30 скоростей или даже 1 на 11.

Здесь, честно говоря, разницы особой нет. Единственный минус трансмиссии на 30 скоростей — цепи и звезды тоньше, и все это более быстро изнашивается. Но в целом начиная с 2013 года практически все верхние группы фирм shimano и sram выпускают продукцию на 30 скоростей (сзади на кассете 10 звезд).

В туристическом мире считается, что одна из лучших групп более доступного туристического оборудования - shimano xt. Это действительно так. Правда, несколько ненадежен их задний переключатель по причине алюминиевой лапки, которую легко погнуть и сломать, поэтому на своих велосипедах я использую переключатели группы slx или saint.

Очень хорошо в велотуризме показали себя группы оборудования saint и slx. Deorе в целом тоже работает без проблем, но надежность его на проценты ниже. Если говорить о недорогой группе shimano Alivio, будь то старая группа 3х8 или новая 3х9, — вполне справляется с поставленными задачами, правда, более тяжелая и менее технологичная, чем более высокие группы, и, конечно, немного хуже работает в сверхтяжелых режимах и менее долговечная.

Опять же, исходя из запросов и бюджета велосипедиста всегда можно подобрать те или иные довольно качественные элементы трансмиссии.

Если говорить о конкретном выборе той или иной системы шатунов, манеток, кассеты, цепи, то это тема уже других статей. Новичкам крайне рекомендую прочитать мои статьи, в которых я довольно подобно рассказываю о каждой группе оборудования и

Вилка для велотуризма

Жесткая вилка

Самым надежным, неприхотливым вариантом для туризма будет жесткая вилка. Такую вилку очень сложно сломать, она максимально надежна, к тому же, обладает низким весом.

Жесткая вилка из титана будет отлично гасить мелкие вибрации от дорожного покрытия. Стальная жесткая вилка будет несколько тяжелее титановой, и чуть хуже гасить вибрации дорог. Вилка из алюминия будет, вероятно, самым дешевым вариантом для Вас. Но главным ее минусом будет отсутствие свойства алюминия как металла гасить мелкие колебания при езде. Т.е. с такой вилкой ваши суставы и мышцы рук, плечевого пояса и спины будут уставать быстрее.

Карбоновая вилка будет неплохим вариантом, но, опять же, встает вопрос о ее надежности.

Хотя, если вы ездите аккуратно и не швыряете свой велосипед, то проблем с карбоновой вилкой быть не должно. Более подробно о жестких вилках можно прочитать в , которую я написал не так давно.

Амортизационная вилка

Для жесткого, горного велотуризма с быстрыми спусками и агрессивной ездой такая вилка будет самым оптимальным вариантом. Самой дорогой и качественной в работе будет воздушная вилка, в которой обычную металлическую пружину заменяет воздух. Такие вилки стоят от 300$, имеют сравнительно низкий вес и хорошее качество работы по «съеданию» различных неровностей дорог.

Минусы таких вилок: высокая цена, частые технические обслуживания и некоторая ненадежность, которая заключается в том, что данная вилка может подтравливать воздух или даже внезапно стравить весь воздух. Такие беды все-таки случаются.

К такой вилке в поход вы всегда должны возить насос высокого давления. Более разумным и дешевым вариантом для туризма будет пружинно-масляная вилка. Она несколько тяжелее, но гораздо надежнее воздушной вилки, к тому же ощутимо дешевле.

Пружинно-эластомерные вилки практически всегда очень плохи по качеству своей работы.

И вместо дешевой эластомерки всегда лучше установить жесткую вилку. Но изредка на вторичном рынке можно найти эластомерку приличного качества по низкой цене из запасов старых лет.

Тормоза для велотуризма

Если вы сторонник дорожного или несложного спокойного велотуризма, то смело устанавливайте ободные тормоза. Они сравнительно дешевы, неприхотливы в использовании, легко настраиваются и регулируются. На ободных тормозах я отъездил более 10 лет, и скажу, что за все время у меня не было ни единой проблемы с ними ни в крымских горах, ни в мещерских лесах, ни в донских степях.

Выбирайте тормоза от известных производителей, таких как shimano, avid, trp. Не забудьте, конечно же, сразу установить качественные колодки от фирмы кool stop.

Если Вы собираетесь в горы, практически всегда ездите по грунтам, по грязи, любите отжечь на спуске, то дисковые гидравлические тормоза будут правильным решением для вашего велосипеда для туризма. Выбирайте тормоза от фирмы shimano. Колодки тормозов этой фирмы имеют сравнительно большой зазор, чтобы ротор не терся об них, они легко прокачиваются в полевых условиях, имеют отличную модуляцию, да и в целом являются сегодня лучшими тормозами по соотношению цена-качество на рынке.

Модель тормозов групп SLX или XT будет, вероятно, лучшим выбором для туристического велосипеда, но и более дешевые группы Вас тоже не подведут.

Если вы сторонник дисковой механики, то выбор у вас только один - тормоза TRP. Более качественных дисковых механических тормозов Вы не найдете. Можно установить и avid bb7, но у них хуже модуляции, и колодки не столь плотно сидят в калиперах тормоза, создавая небольшой перекос. Можно также посмотреть в сторону hayes и азиатских oem тормозов, иногда за сущие копейки можно встретить очень качественный продукт без каких-либо опознавательных знаков.

Выбор роторов (тормозных дисков)

Выбирайте роторы соответственно стандарту креплений на вашей втулке. Лично мне по душе больше роторы с системой крепления ко втулке «центр-лок». Они чуть меньше подвержены искривлению, нежели роторы с системой крапления 6 болтов. Не стоит на туристический велосипед устанавливать роторы диаметром более 160 мм.

Педали для туризма

Лучшим выбором будут, конечно же, контактные педали фирмы Shimano, модель 540. Они очень качественно сделаны, ничем по своей сути не отличается от модели xt, они просты в использовании и очень долговечны.

К таким педалям очень важно подобрать удобную велообувь. Опять же фирма shimano выпускает большой ряд моделей велообуви для туризма. Более подробно о контактных педалей я уже писал

Если Вы сторонник «топталок», то выбирайте педали от известных фирм строго с закрытыми подшипниками качения, или, как говорят в народе, на «промах».

Тросы, рубашки, наконечники.

Тросики на велосипеде для туризма лучше всего использовать с тефлоновым напылением. Такие тросики в 2-3 раза дороже обычных, но практически не подвержены коррозии. Если они недоступны в вашем городе, то используйте обычные тросы из нержавейки.

Рубашки выбираются от известных производителей, таких как shimano, jagwire, alligator, sram и другие. Не экономьте на наконечниках для рубашек, берите латунные или качественные алюминиевые.

Не забудьте при обрезании рубашек обязательно обработать их концы шлифовальным инструментом, чтобы рубашка как можно плотнее зашла в наконечник. Я это обычно делаю как на фото ниже.

Грипсы для туризма

Кто-то любит жесткие грипсы и ездит в перчатках, кто-то любит помягче. Но, вероятно, анатомические грипсы из кожи или кожазаменителя будут одним из наилучших вариантом.

Вердикт Владимира Кулигина и Велосипедных Форм Жизни:

На идеальном велосипеде для туризма нет места мелочам. Каждой детали, каждой мелочи должно быть уделено должное внимание при выборе и установке. Выбор отдельных запчастей зависит от ваших физических параметров и стиля путешествий.

На каких-то запчастях можно сэкономить, на каких-то экономить не стоит. Если вы покупаете детали на вторичном рынке, убедитесь в их качестве и работоспособности лишний раз. Подбирая ту или иную запчасть, поищите отзывы о ней в интернете, спросите опытных велосипедистов на велофорумах или меня под комментариями к данной статье или по почте ().

Собирайте ваш идеальный велосипед для туризма только из фирменных, проверенных временем и другими райдерами компонентах. При сборке велосипеда для туризма нет места различным экспериментам, выбор и предпочтения уделяются надежным и проверенным временем решениям!

Мне всегда интересно увлечь человека тем, что интересно мне самому Велопоходы и веломеханика — это большие увлечения в моей жизни, поэтому все эти советы и рекомендации я написал для вас от души исходя из своего более чем 15-го опыта и увлечением омеханикой.

Уважаемые владельцы велосипедных магазинов, маркетологи и представители различных велосипедных фирм. Проект сайт не коммерческий . К счастью я имею возможность рекламировать не то, что нужно продать вам, а пишу только о том, что многократно проверено в походах участниками нашего велосообщества. Поэтому не тратьте свое время, предлагая мне продвигать вашу продукцию.

Искренне ваш Владимир Кулигин

Для того, чтобы отправиться в поход на велосипеде, необходимо тщательно подготовиться. Не надо махать рукой и говорить: «У меня все будет в порядке, мой велосипед меня никогда не подводил. А все вещи и еду соберу утром». Лучше потратить немного времени, но хорошо подготовиться к следующему дню. Тогда день пройдет по намеченному плану и подарит массу удовольствия.

Итак, приступаем к проверке готовности велосипеда.

Лучше всего начать с тормозов. При плохой работе тормозов мы может попасть в нехорошую ситуацию. Поэтому тщательно проверяем работу тормозной системы. Если нашли какой – то дефект, сразу устраняйте его. Проверяем тросики, по необходимости регулируем их натяжение. В случае необходимости тросики можно поменять. Если тормозная система в порядке, проверяем ходовую часть велосипеда.

Осуществить проверку не так легко. Если имеются неисправности в рулевой колонки, то можно услышать характерный стук в ней при резком торможении или ударах. Хорошо, если это просто ослабление. Мы просто затягиваем колонки и дефект устранен.

Следующим шагом является проверка цепной передачи. Убедитесь, что , ось каретки, не имеют «люфта».

Что касается тросиков переключения скоростей, то они также могут износиться. Чаще всего это связано с неправильной регулировкой механизма переключения скоростей. Поэтому проверьте работу переключения скоростей, переключаясь на все скоростные звездочки. Когда цепь соскакивает с передних звездочек или перескакивает с характерными рывками, значит необходимо отрегулировать механизм переключения скоростей. В идеале переключение скоростей производится быстро и без скрежета.

Далее следует проверить надежность крепления седла, руля. Нет необходимости крепить их основательно. Можно просто хорошо затянуть болты, чтобы и седло хорошо держались и не проворачивались. Также убедитесь в правильной установке уровне руля и выноса его по отношению к переднему колесу.

При помощи шестигранного ключа проверьте состояние крепления болтов передних звездочек. Убедитесь, что велосипеда вращаются легко без щелчков и скрежета.

Велосипед проверен. Неисправности устранены. Теперь необходимо позаботиться о личном снаряжении.

Перечень личного снаряжения для многодневного похода:

  • — велосипед (по необходимости также велочехол для перевозки велосипеда);
  • — спальный мешок, коврик, сидушка;
  • — принадлежности для еды и питья (ложка, нож, миска, кружа);
  • — туалетные принадлежности (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, бритва, мочалка, туалетная бумага);
  • — нижнее белье (в случае необходимости — термобелье);
  • — запасные носки;
  • — непромокаемая куртка;
  • — теплая куртка, пуловер, свитер, шапка, брюки;
  • — велошорты, веломайка;
  • — принадлежности для купания в реке (купальник, полотенце);
  • — велоботинки;
  • — туристские ботинки;
  • — солнцезащитные очки;
  • — документы (паспорт, страховой медицинский полис), деньги, упакованные в водонепроницаемый пакет;
  • — , велосипедный , блокнот, карандаш;
  • — спички или зажигалка в водонепроницаемом пакете;
  • — фляга для воды;
  • — запасные камеры, велоаптечка, спицы, насос, личная аптечка.

Что одеть в велопоход?

Для передвижения на велосипеде должна быть максимально удобной. Поэтому в жаркую погоду лучше ехать в футболке и шортах. Если же на улице прохладно, то можно одеть спортивную куртку и длинные брюки. Многие рекомендуют брать с собой рубашку с длинным рукавом для защиты от солнечных ожогов и ветрозащитную куртку на случай прохладной ветреной погоды.

Велоштаны с памперсом – удобная одежда как для новичков, так и для бывалых путешественников. В данном случае памперс – специальная вставка в брюки в место, которое наиболее тесно соприкасается с седлом. Памперс помогает избегать потертостей в нежных местах велосипедиста.

Непромокаемый костюм (или накидка) хорошо послужат в случае дождя. Дождь является главным врагом для велотуриста. Для борьбы с ним можно использовать не только непромокаемый костюм, но и обычную полиэтиленовую накидку. Но все – таки дышащий непромокаемый костюм – оптимальное решение. Он не стесняет движение, а тело при этом не лишено вентиляции.

Что касается обуви, то здесь можно применять спортивные туфли, кроссовки. Главное, чтобы Вам в них было удобно и комфортно. Они не должны спадать с ног. Во время жаркой погоды рекомендуется использовать спортивные сандалии. Если у Вас велосипед с педалями, требующими специальную контактную обувь, то используйте контактную обувь. Так Вам будет удобнее и спокойнее в пути.

Перчатки. Не все велотуристы используют перчатки. Однако они помогают при холодной погоде. Также перчатки могут защитить кожу кистей при падении.

Очки хорошо защищают глаза от пыли и насекомых. Главный критерий при выборе очков – они должны быть комфортными для глаз.

Каска является обязательной частью экипировки. Не следует пренебрегать этим атрибутом. Многие под каску надевают бандану или платок или хлопчатобумажной ткани. Это помогает избегать стекания пота на лоб и глаза.

Питание.

Рацион питания в велопоходе определяют продолжительностью и сложностью маршрута. Перед однодневным походом выходного дня о питании не договариваются. Каждый берет то, что считает нужным. На привале все участники складывают продукты в «общий котел» и производят перекус. Чаще всего в однодневные походы берут бутерброды, вареные яйца, рыбные консервы, хлеб, овощи, фрукты, зелень. Неплохо иметь с собой термос, в котором можно заварить ароматный травяной чай.

Во время двухдневных походов питаются практически также, как и при однодневном походе. Вечером в первый день варится второе блюдо (каша с тушенкой), а утром – молочная каша. В обед второго дня варится суп. Получается, что с собой необходимо брать или большой котел, или ведро для варки.

Во время многодневных походов предусматривают трехразовое питание и два перекуса. Здесь продукты берут согласно предварительной раскладке. Желательно брать с собой не только орудия розжига костра, но и примус. Количество продуктов рассчитывается с учетом количества дней похода, потребности в калориях каждого участника.

В группе выбирают ответственного за организацию питания. Он совместно с руководителем группы обязан все рассчитать и дать полный расклад по продуктам. Здесь важно не только не добрать еды, а также не переборщить с лишними килограммами груза.

Если Вы отправляетесь в поход на один день, то не стоит брать с собой палатку, спальный мешок и многие другие принадлежности, которые Вам не понадобятся в пути. Здесь лучше взять по минимуму и наслаждаться легкостью и свободой. Вот по поводу воды жадничать не стоит. Она всегда пригодится. Берите не менее двух литров. Не всегда по пути попадаются родники.

Если же Ваш поход рассчитан на несколько дней, потрудитесь взять все самое необходимое, четко осознавая, что все вещи, которые берете имеют определенный вес и объем. Если уж взяли спальный мешок, то используйте его. Все упаковав, помните где что лежит. Это поможет избежать суеты в случае необходимости отыскать тот или иной предмет.