Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ. Всё обо всём

Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное – постепенность.

Функция страха сводится к тому, чтобы он лишь предупреждал бойца об опасности, помогал ему быстрее принимать решение.

Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Возьмем к примеру горную подготовку. Цель горных тренировок простая – дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится «сам бог велел дозкщь». А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил – не пустые слова.

Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями.

Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство – он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя.

Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника», и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков – типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т.п.).

Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные поля, мины – ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.

Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:
– упражнения на «тропе разведчика»;
– «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнём из стрелкового оружия;
– упражнения горной подготовки;
– упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;
– переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;
– преодоление проволочного забора под напряжением электрического тока;
– действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;
– «борьба с танками» – «обкатка танками»;
– скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;
– упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;
– переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;
– плавание в обмундировании и с оружием;
– ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;
– ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;
– рукопашный бой с двумя-тремя противниками;
– сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2-х – 3-х рубежах и с ориентированием
по карте и компасу;
– ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикреплённым к нему штык-ножом;
– уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;
– выдерживание ударов тупыми предметами;
– сопротивление болевым и удушающим приёмам;
– адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;
– специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;
– посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;
– метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;
– преодоление маршрута 25-35 км по пересеченной местности ночью по азимуту. (Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий).

Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

«…Мы изготавливали чучело – манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстёгнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки.

Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам.

Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишек, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело «грохнуть» низа что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых «облетов».

После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать ещё один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки – однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости – также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительно-трудовые учреждения».

По материалам сайта http://bezumno.ru

Аннотация

Пособие по подготовке военных разведчиков, действующих за линией фронта, в глубоком тылу врага, впервые выходит в открытой печати на русском языке. Его авторы, в прошлом бойцы спецназа ГРУ, дают здесь рекомендации, необходимые для начального обучения военнослужащих в подразделениях глубинной (силовой) разведки.

Авторы освещают вопросы психофизической и тактической подготовки разведчиков, следопытства и маскировки, оборудования укрытий и преодоления минно?взрывных заграждений, рукопашного боя, выживания в экстремальных природных условиях, а также многое другое.

Это пособие принесет пользу сержантам, прапорщикам и офицерам специальных войск, членам военно?спортивных и военно?патриотических клубов, учащимся школ выживания, туристам, охотникам, рыбакам и вообще всем, кто хочет научиться преодолевать любые опасности.

Сейчас очень много говорят и пишут о бойцах подразделений специального назначения армии, внутренних и пограничных войск. При этом речь обычно идет лишь об операциях бойцов спецназа, но не о том, благодаря чему они способны решать задачи, недоступные для основной массы военнослужащих.

Данная книга призвана заполнить этот пробел. Она представляет собой пособие по базовой подготовке армейских разведчиков?диверсантов (иногда такую подготовку называют "одиночной"). Книга рассчитана на сержантов, прапорщиков и младших офицеров (командиров взводов и рот), занимающихся подобной подготовкой. Книгу могут также использовать для работы с молодежью руководители военно?патриотических, военно?исторических и военно?спортивных клубов. Кроме того, она может быть полезной всем тем, кто интересуется вопросами выживания в экстремальных природных условиях, туризмом и модным сейчас ниндзюцу.

Сразу же хотим подчеркнуть, что бойцов?универсалов не существует.

Опыт реальных боевых действий убедительно доказал, что подготовка супер?разведчика требует такого человеческого материала, столь больших сроков и средств, что практически неосуществима. Именно поэтому каждый боец спецназа имеет свой профиль: один — снайпер, другой — подрывник, третий — радист, четвертый — водолаз и т.д. Но сначала все они проходят базовую подготовку.

В соответствии с методикой армейского спецназа ГРУ, базовая подготовка разведчика?диверсанта осуществляется тремя взаимосвязанными способами. Первый из них, это обучение в условиях казармы: занятия в классах, на "тропе разведчика", в городке физподготовки, на стрельбище. Второй — изучение приемов маскировки и следопытства, методов топографии и выживания, отработка тактико?специальных действий в учебно?тренировочном лагере, "в поле". Третий — закрепление и совершенствование выработанных навыков на соревнованиях разведывательно?диверсионных групп и на войсковых учениях.

Параллельно с базовой подготовкой (либо после нее) осуществляется изучение специальных предметов. Среди них такие, как стрелковое и минно?подрывное дело, радиосвязь, парашютно?десантная и горная подготовка, вождение транспортных средств, методы экспресс?допроса в полевых условиях, изучение вооруженных сил вероятного противника, иностранные языки и т.д. В данной книге дисциплины такого рода не рассматриваются, но указана соответствующая литература.

Необходимо отметить, что сведения, содержащиеся в предлагаемой книге, не являются секретными. Они неоднократно публиковались в открытой печати, в том числе в десятках книг, изданных Военным издательством бывшего Минобороны СССР в 1945 — 1991 годах. Работа авторов заключалась в первую очередь в том, чтобы отобрать ту информацию, которая в самом деле необходима и достаточна для базового обучения армейских разведчиков?диверсантов (при этом критерием отбора для авторов служил в первую очередь их собственный опыт). И в том, чтобы изложить отобранные сведения в доступном виде.

Авторы предлагаемого пособия знакомы со спецификой деятельности войск спецназначения отнюдь не с чужих слов. Федор Заруцкий проходил службу в Чучковской бригаде армейского спецназа, имеет боевой опыт. Анатолий Тарас был членом одной из групп осназа (технической разведки), участвовал в нескольких боевых операциях в дальнем зарубежье.

1. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РАЗВЕДЧИК

Разведчик должен уметь:

— совершать прыжки с парашютом, десантироваться по канату с зависшего вертолета, управлять дельтапланом, парапланом, катамараном, моторной лодкой;

— в совершенстве знать военную топографию, уметь ориентироваться на любой местности по компасу и карте, по местным предметам, быстро и правильно засекать нужные объекты, указывать координаты разведанного объекта по радио;

— определять по внешнему виду любое оружие вероятного противника, знать его тактико?технические данные, уметь своевременно определять подготовку противника к применению ОМП;

— определять принадлежность личного состава противника по форме одежды и знакам различия, а техники — по опознавательным знакам и внешнему виду, по звукам определять местонахождение, численность и характер действий противника;

— знать тактику действий подразделений вероятного противника, уметь пользоваться его оружием и техникой;

— отлично владеть техникой маскировки и способами бесшумного передвижения на любой местности;

— владеть всеми способами ведения разведки: наблюдением, подслушиванием, засадами, налетами, разведкой боем, умело действовать в дозоре и в охранении;

— скрытно и бесшумно преодолевать инженерные заграждения полевого и городского типа, вброд или на подручных средствах преодолевать водные преграды, хорошо плавать;

— совершать длительные марш?броски пешим порядком и на лыжах, метко стрелять, далеко и точно метать гранату и нож, искусно действовать прикладом и ножом, в совершенстве владеть приемами рукопашного боя;

— знать военную терминологию на языке противника, иметь навыки перевода документов, допроса военнопленных;

— умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды, находящиеся на вооружении как своих войск, так и противника, уметь изготавливать ВВ из подручтах материалов;

— знать и умело применять приборы оптической, радиолокационной, инженерной и химической разведки;

— владеть "военной альпинистикой";

— владеть умениями и навыками обеспечения жизнедеятельности и выживания в экстремальных условиях;

— уметь работать на переносной радиостанции в телефонном и в телеграфном режиме;

— уметь водить колесную и гусеничную технику как свою, так и противника;

— уметь наводить авиацию на стационарные и движущие объекты противника, устанавливать радиомаяки;

— знать систему охраны и обороны объектов противника, контрразведывательные меры, применяемые противником, способы обмана противника для сохранения боеспособности...

Это лишь основные знания, умения и навыки. Да и невозможно предвидеть все, что потребуется от разведчика?диверсанта в глубоком тылу противника. На практике перечисленные знания, умения и навыки распределяются между всеми бойцами РДГ, но в идеале ими должен владеть каждый боец, независимо от того, кто он по своей штатной специальности: подрывник, снайпер и т.п.

А если копнуть глубже? Взять, например, минноподрывную подготовку. В требованиях по этой дисциплине говорится: умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды. Это значит, что разведчик должен:

— знать характеристики взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания (СВ);

— владеть огневым и электрическим способами взрывания;

— уметь готовить заряды и рассчитывать их для подрыва грунта, дерева, кирпича, камня, бетона, железобетона, металла.

Короче говоря, хотя разведчик?диверсант — не супермен, он должен знать и уметь многое, главное — как выполнять любые задания и оставаться при этом живым. Чем больше знает и умеет делать каждый боец, тем больше шансов выполнить поставленную РДГ задачу. Великая Отечественная война, Афганистан и Чечня убедительно подтверждают сказанное.

Полковник войск спецназа С.В. Бреславский, многоопытный профессионал специальной разведки, говорит следующее:

" ...В Афганистане я убедился, что если солдат жалеют на учебных полях, если командиры сами не хотят пробежаться с полной выкладкой, если боевую подготовку заменяют хозяйственными работами, то в экстремальной ситуации доучиваться и наверстывать упущенное поздно, последний „неуд“ ставит пуля..."

2. ОТБОР КАНДИДАТОВ В РАЗВЕДЧИКИ

Воинам, призванным вести разведку в глубоком тылу противника, осуществлять там диверсии, необходимо обладать высоким уровнем физической подготовленности и соответствующими психологическими качествами.

Среди физических качеств на первом месте стоит выносливость. Ведь выполнение практически любой боевой задачи требует от разведчиков совершения марш?броска протяженностью до 30?50 километров. Если же объект удалось уничтожить, то уходить от преследования требуется только бегом, не менее чем 10?15 километров в максимальном темпе, не прекращая при этом "работать головой", чтобы "переиграть" противника.

Следовательно, предпочтительно отбирать для службы в армейском спецназе тех ребят, которые занимались видами спорта, развивающими общую и силовую выносливость: плаванием, бегом на длинные и средние дистанции, велоспортом, греблей, лыжами, спортивными играми, борьбой и боксом. К сожалению, не всегда среди призывников (да и среди контрактников тоже) можно найти спортсменов. Поэтому следует рекомендовать использование простейших тестов, проверяющих степень общей и силовой выносливости у мужчин. Ниже мы приводим нормативы двух таких тестов.

Тест на общую выносливость основан на измерении того расстояния, которое пробегает боец за 12 минут:

более 2,8 км — отлично,

2,8?2,4 км — хорошо,

2,4— 2,0 км — посредственно,

менее 2,0 км — плохо.

Тест на мышечную работоспособность состоит из четырех упражнений, выполняемых одно за другим без перерыва, по 10 раз каждое (отжимания в упоре лежа; из упора присев пробросом ног назад перейти в упор лежа;

подъем ног из положения лежа на спине; из седа на корточках прыжок вверх с полным выпрямлением ног и туловища, руки за головой). Четыре упражнения вместе составляют одну серию. 7 серий отлично; 5?6 серий хорошо; 3?4 серий посредственно; 1?2 серии плохо.

Вообще говоря, было бы хорошо, если бы отбором личного состава для службы в разведывательно?диверсионных подразделениях занимались специалисты: психологи, врачи, инструкторы спецподготовки. На практике этим чаще всего занимаются сами командиры таких подразделений. В принципе, они обычно руководствуются в своем выборе следующими четырьмя критериями:

1. Учитывают личное желание молодого солдата служить в специальных войсках (если такого желания нет, то лучше найти кого?нибудь другого);

2. Учитывают физическую пригодность к этой службе (помимо приведенных выше тестов, обязательным является еще и выполнение всех без исключения нормативов военно?спортивного комплекса);

3. Учитывают интеллектуальную пригодность (она выявляется в ходе беседы с глазу на глаз, а также путем проведения простейших психологических тестов на сообразительность, вроде теста Ганса Айзенка, многократно опубликованного на русском языке);

4. Учитывают психологическую совместимость молодого солдата с другими солдатами и сержантами (с этой целью кандидата помещают на 2?3 дня в солдатский коллектив, а потом спрашивают мнение о нем у старослужащих воинов).

Надо сказать, что разведчики могут успешно решать поставленные перед ними задачи только в том случае, если способны самостоятельно принимать решения в соответствии со складывающейся ситуацией. Ведь заранее предусмотреть все возможные случаи нельзя. А офицера может не быть рядом с бойцом в критический момент. Поэтому командир должен учить солдат и сержантов думать своей собственной головой, что для многих и трудно, и непривычно. И еще командир должен быть уверен в своих подчиненных, в их морально?волевых качествах и психологической надежности.

Установлено в ходе специальных исследований, что идеальный боец спецподразделений тот, кто имеет так называемый "пассивно?агрессивный тип" характера; интеллект выше средней нормы хотя бы на 10?15 баллов: склонен к риску (но не к авантюризму); в своих неудачах винит обычно себя, а не "обстоятельства" или других людей; ценит мужскую дружбу; самостоятелен в своих оценках и решениях; умеет быстро перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации.

Тем, кто думает, что эти и им подобные качества особого значения не имеют, следует напомнить, что бойцы спецназа действуют в отрыве от своих войск, на вражеской территории, причем не пару часов, а в течение нескольких дней или даже нескольких недель. При этом они постоянно "играют в прятки" с контрразведкой противника и лишены права на ошибку. За ошибки разведчики платят своими жизнями, не считая проваленных заданий, означающих, в конечном счете, множество жизней других военнослужащих. Следовательно, разведчики действительно должны превосходить средний солдатский уровень по всем показателям.

Вот что вспоминает об отборе бойцов в разведывательно?диверсионный отряд Северного флота его командир, дважды Герой Советского Союза) капитан 2?го ранга В. Н. Леонов:

"...Встал вопрос, кого же брать в отряд? Совершенно четко прояснилось одно — хорошо работать в тылу врага могут люди, обладающие прежде всего сильной волей... Мы брали в отряд только тех, кто понимал что разведка это не романтика, а труд. Тяжелый и очень опасный воинский труд... В дальнейшем мы старались понять, зачем человек просится к нам? То ли хочет воевать так, как воюют лучшие разведчики, то ли тянется к славе?"

Командир отдельной гвардейской разведроты, Герой Советского Союза капитан Дмитрий Покрамович решал вопрос отбора следующим образом:

"После сорокакилометрового перехода Покрамович вдруг разворачивал роту в цепь, по?пластунски она преодолевала пахоту, затем следовал марш?бросок, потом опять переползание по?пластунски и когда у разведчиков в залитых потом глазах плыли красные и зеленые круги (казалось, еще метр — и дух вон), тогда следовала резкая, как выстрел, команда: „в одну шеренгу становись!“ Разведчики выстраивались лицом к командиру, проводили перекличку по порядку номеров и число, названное последним бойцом, бесповоротно означало списочный состав роты на сегодня. Опоздавшие и отставшие отчислялись немедленно. Никаких объяснений Покрамович не принимал..."

3. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

Психофизические упражнения — это такие упражнения, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями.

На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания. Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле.

Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот.

Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты.

Страх — это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Сол?дат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх — драгоценность, если боец умеет владеть ею.

Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это — врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса — сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное — постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.

Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая — дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится "сам бог велел". А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил — не пустые слова.

Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство — он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что?то дать товарищу... По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше "обкатку" высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем "противника", и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков — типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т.п.).

Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные поля, мины — ловушки и "сюрпризы". Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз — закономерностью, а внезапное изменение ситуации — обычным делом.

Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:

— упражнения на "тропе разведчика";

— "полоса риска", участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;

— упражнения горной подготовки;

— упражнения из курса воздушно?десантной подготовки;

— переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;

— преодоление проволочного забора под напряжением электрического тока;

— действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;

— "борьба с танками" — "обкатка танками";

— скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;

— упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;

— переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;

— плавание в обмундировании и с оружием;

— ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;

— ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;

— рукопашный бой с двумя?тремя противниками;

— сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2?х — 3?х рубежах и с ориентированием по карте и компасу;

— ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикрепленным к нему штык?ножом;

— уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;

— выдерживание ударов тупыми предметами;

— сопротивление болевым и удушающим приемам;

— адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;

— специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;

— посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;

— метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;

— преодоление маршрута 25?35 км по пересеченной местности ночью по азимуту.

(Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий).

Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

" ...Мы изготавливали чучело — манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой?либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки.

Вот этот?то "труп" и предстояло обыскивать разведчикам.

Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишек, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело "грохнуть" низа что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых "облетов".

После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого "духа". При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из?за него чуть не погибла вся группа. Когда на Него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки — однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости — также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительно?трудовые учреждения".

4. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

В "Наставлении по физической подготовке" (НФП?87) говорится:

"Специальными задачами физической подготовки являются: для личного состава разведывательных частей и подразделений: преимущественное развитие общей выносливости, способности к совершению длительных маршей на лыжах и марш?бросков по пересеченной местности; совершенствование навыков в преодолении специальных препятствий; формирование готовности к рукопашной схватке с численно превосходящим противником; воспитание сплоченности и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших психических и физических нагрузок".

Дополнительно, физическая подготовка разведчиков должна способствовать повышению устойчивости к укачиванию и к ударным перегрузкам на опорнодвигательный аппарат, психической устойчивости к воздействию больших физических нагрузок, а также воспитанию смелости, решительности и уверенности в своих силах.

Перечень основных упражнений, включаемых в учебные программы по физической подготовке, выглядит следующим образом:

— для личного состава разведывательных частей и подразделений — 2, 3(4), 6(7), 10, II, 12, 13, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31.

Дополнительно военнослужащие изучают приемы рукопашного боя по специальной программе. В казармах оборудуются места для занятий рукопашным боем и силовой подготовкой. Они оснащаются простейшими устройствами для отработки ударов руками и ногами, ножом, лопаткой, автоматом, а также снарядами для развития силы мышц рук, ног и спины.

Упражнения, которые в НФП?87 перечислены, таковы:

Упражнение 2. Бег на 3 км.

Оценки: "отлично" 12 мин. 30 сек.

"хорошо" 12 мин. 45 сек.

"удовлетворительно" 13 мин. 10 сек.

Упражнение 3. Лыжная гонка на 5 км.

Оценки: "отл." 28 мин.

"хор." 29 мин.

"удовл." 30 мин.

Упражнение 4. Кросс на 5 км (для бесснежных районов).

Оценка: "отл." 24 мин.

"хор." 25 мин.

"удовл." 26 мин. Упражнение 6. Подтягивание на перекладине.

Оценка: "отл." 13 раз.

"хор." 11 раз.

"удовл." 9 раз.

Упражнение 7. Комплексное силовое упражнение.

Выполняется в течение 1 минуты: первые 30 сек. — максимальное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения лежа на спине, руки на поясе, ноги закреплены (допускается незначительное сгибание ног, при возвращении в исходное положение необходимо касание пола лопатками); затем повернуться в упор лежа и без паузы для отдыха выполнить в течение 30 сек максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).

Оценка: "отл." 48 раз (наклоны и отжимания вместе)

"хор." 44 раза

"удовл." 40 раз

Упражнение 10. Бег на 100 метров.

Оценка: "отл." 14, 1 сек.

"хор." 14,6 сек

"удовл." 15,6 сек

Упражнение 11. Прыжки ноги врозь:

— через гимнастического "козла" в длину — высота снаряда 125 см, мостик высотой 10?15 см устанавливается в 1м от снаряда; прыжок выполняется с разбега;

— через "коня" в длину — высота снаряда 115 см, мостик высотой 10?15 см устанавливается произвольно; прыжок выполняется с разбега толчком руками о дальнюю половину снаряда.

Разрешается выполнять две попытки.

Упражнение 12. Комплексное упражнение на ловкость.

Проводится в любом помещении или на ровной площадке с травяным покрытием. По команде "Марш" пробежать с высокого старта 10 м, выполнить два кувырка вперед, прыжком сделать поворот кругом, два кувырка вперед, пробежать 10мв обратном направлении. При выполнении кувырков в зале разрешается применение матов.

Оценка: "отл." 10 сек

"хор." 10,6 сек

"удовл." 11,2 сек

Упражнение 13. Сгибание и разгибание рук с одновременными махами ног на брусьях.

Оценка: "отл." 9 раз

"хор." 6 раз

"удовл." 4 раза.

Упражнение 22. Марш на лыжах 10 км в составе подразделения.

Каждый участник стартует в полной боевой выкладке. На финиш подразделение должно прибыть в полном составе с растяжкой не более 100 м и без потери предметов вооружения и снаряжения. Взаимопомощь разрешается без передачи оружия, противогаза и других предметов экипировки. Время определяется по последнему участнику.

Оценка: "отл." 1 час 15 мин

"хор." 1 час 20 мин

"удовл." 1 час 25 мин.

Упражнение 23. Марш?бросок в составе подразделения. Условия те же, что и при броске на лыжах.

Оценка на 5 км: "отл." 27 мин

"хор." 28 мин

"удовл." 29 мин

"отл." 56 мин

"хор." 58 мин

"удовл." 1 час.

Упражнение 24. Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий.

Оценка: "отл." 2 мин 25 сек

"хор." 2 мин 30 сек

"удовл." 2 мин 40 сек.

Упражнение 25. Специальное контрольное упражнение на полосе препятствий.

Если предыдущее упражнение выполнялось без автомата, то это упражнение выполняется с автоматом, сумкой для магазинов, двумя магазинами и противогазом. Дистанция — 400 м. Исходное положение — стоя у борта БТРа (оружие в руке, противогаз в сумке): влезть в макет БТРа через борт, соскочить с противоположного борта, пробежать 200 м по дорожке по направлению к первой траншее, обежать флажок, соскочить в траншею и надеть противогаз, выскочить из траншеи и пробежать по бревну через овраг, соскочить с бревна на землю, преодолеть завал, соскочить в ров, взять с заднего бруствера ящик весом 40 кг и перенести его на передний бруствер, затем снова на задний. Снять противогаз и уложить его в сумку, выскочить из рва, пробежать по проходам лабиринта, взбежать по наклонной доске на забор, перейти на балку, пробежать по ней, перепрыгивая через разрывы, и соскочить на землю с конца последнего отрезка балки, преодолеть разрушенную лестницу прыжками, наступая на каждую ступень, и соскочить с последней ступени на землю. Преодолеть стенку, соскочить в колодец, пробежать по ходу сообщения до траншеи, метнуть противотанковую гранату массой не менее 1 кг на 15 м по щиту размером 2х1 м, при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели, выскочить из траншеи и преодолеть палисадник, влезть в нижнее окно фасада дома, с него — в верхнее окно, перейти на балку, пройти по ней, соскочить на первую площадку, с нее — на вторую, спрыгнуть на землю, перепрыгнуть через траншею.

Оценка: "отл." 3 мин 25 сек

"хор." 3 мин 30 сек

"удовл." 3 мин 45 сек

Упражнение 26. Преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения.

Командиры взводов, рот и их заместители выполняют упражнение в составе проверяемых подразделений. Выполняется в составе отделения. Оценка:

до 4 чел. "отл." 3,50 "хор." 4,15 "удовл." 4,40 до 7 чел. "отл." 4,15

"хор." 4,40 "удовл." 5,05 до 10 чел. "отл." 4,40 "хор." 5,05 "удовл," 5,30

Упражнение 27. Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения.

Те же условия, что и в N26, но сначала пробежать 1000 или 3000 метров и затем уже преодолеть полосу.

Упражнение 28. Плавание в обмундировании с оружием (автомат).

Выполняется в повседневной одежде, сапоги сняты и уложены за поясной ремень спереди или сзади. Упражнение считается невыполненным при утере оружия или предметов обмундирования.

Оценка: "отл." 100 м "хор." 75 м "удовл." 50 м

Или плавание на 100м в спортивной форме, если нет условий для плавания в обмундировании.

Оценка: брассом

"отл." 2,05 "хор." 2,20 "удовл." 2,50 вольным стилем

"отл." 1,50 "хор." 2,05 "удовл." 2,35

Упражнение 31. Специальный комплекс приемов рукопашного боя.

Предназначен для уничтожения и пленения противника и включает приемы, предусмотренные комплексами РБ?1 и РБ?2, а также дополнительно следующие приемы:

1) Режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом — наносятся быстрыми движениями вооруженной руки горизонтально, вертикально и по диагонали.

2) Загиб руки за спину.

3) Рычаг руки наружу.

4) Рычаг руки внутрь.

5) Задняя подножка.

6) Бросок через спину.

7) Освобождение от захватов и обезоруживание с применением бросков и болевых приемов, названных выше.

8) Приемы связывания противника и его обыск.

Для личного состава подразделений, предназначенных для действий в горах, НФП — 87 предусматривает еще одну специальную полосу препятствий:

Выполняется с автоматом, сумкой для магазинов, двумя магазинами. Дистанция 100 метров. Исходное положение — изготовка для стрельбы лежа перед линией начала полосы: пробежать до первой вышки канатного перехода, по вертикальной лестнице влезть на террасу, выбрать веревку с грузом массой 24 кг до упора в перила и, не бросая, опустить на землю, пройти по нижнему тросу до второй вышки, перелезть на веревку и спуститься по ней, взбежать по наклонной доске на тропу, пробежать по ней, наступая на каждый отрезок, и с последнего отрезка соскочить на землю. Пролезть через ограничительный проход и влезть на второй участок тропы, наступая на каждый отрезок, пробежать по нему, перелезть по веревочному мосту на металлическую конструкцию, пройти по горизонтальной лестнице до конца, преодолеть в висе на руках горизонтальную лестницу в обратном направлении до последней перекладины и спрыгнуть на землю. Пройти по качающемуся бревну, подняться по наклонной стене горки до нижнего карниза (разрешается использовать веревку), перелезть на него, подняться на террасу и с колена метнуть гранату массой 600 гр в цель — круг диаметром 3 м (засчитывается прямое попадание), при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (не более трех гранат) до поражения цели, спуститься по вертикальной стенке с треугольными вырезами, используя три точки опоры, прыжками преодолеть "сухое русло реки" по выступающим камням (при срыве с одного из них вернуться и продолжать бег с берега), пересечь линию финиша.

Оценка: "отл." 3 мин; "хор." 3 мин 20 сек; "удовл." 3 мин 50 сек.

При подготовке к тактическим учениям за дветри недели до их начала в содержание занятий по физподготовке включают марш?броски на 10?15 км с преодолением полосы препятствий; приемы снятия часового; парные упражнения в виде учебных схваток с оружием и подручными средствами. Марш?броски планируются во всех формах физподготовки и проводятся через день. За три?четыре дня до учений занятия по физподготовке с высокой физической нагрузкой прекращаются.

Продолжение по источнику

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

Психофизические упражнения - это такие упражнения, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями.

На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания. Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле. Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот.

Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты.

Страх - это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх - драгоценность, если боец умеет владеть ею.

Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса - сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное - постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.

Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая - дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится «сам бог велел». А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил - не пустые слова.

Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство - он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т. п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника», и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков - типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т. п.).

Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные поля, мины - ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз - закономерностью, а внезапное изменение ситуации - обычным делом.

Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:

Упражнения на «тропе разведчика»;

- «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;

Упражнения горной подготовки;

Упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;

Переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;

Преодоление проволочного забора под напряжением электрического тока;

Действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;

- «борьба с танками» - «обкатка танками»;

Скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;

Упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;

Переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;

Плавание в обмундировании и с оружием;

Ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;

Ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;

Рукопашный бой с двумя-тремя противниками;

Сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2-х - 3-х рубежах и с ориентированием по карте и компасу;

Ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикрепленным к нему штык-ножом;

Уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;

Выдерживание ударов тупыми предметами;

Сопротивление болевым и удушающим приемам;

Адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;

Специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;

Посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;

Метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;

Преодоление маршрута 25–35 км по пересеченной местности ночью по азимуту.

(Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий).

Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

«…Мы изготавливали чучело - манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам.

Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишек, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело «грохнуть» низа что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых «облетов». После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки - однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости - также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительнотрудовые учреждения».

Из книги Подготовка разведчика [Система спецназа ГРУ] автора Тарас Анатолий Ефимович

ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В «Наставлении по физической подготовке» (НФП-87) говорится:«Специальными задачами физической подготовки являются: для личного состава разведывательных частей и подразделений: преимущественное развитие общей выносливости, способности к

Из книги Тайны советского футбола автора Смирнов Дмитрий

Тренировка в бане Бессонов – конечно, огромнейший талант. Все в футболе мог. Неспроста же Лобановский в нем души не чаял. Прощал ему абсолютно все. Как – то распределяет нагрузку перед тренировкой. В первую группу отправляет бегунков. Во вторую – остальных, в третью – тех,

Из книги Грязный футбол автора Дрейкопф Марсель

Тренировка по-русски Русские тренеры никогда не считались приверженцами демократии; но так резко, как Станислав Берников, обычно они на возражения своих игроков не реагируют. После двух неожиданных поражений в сентябре 2006-го между Берниковым и его командой из третьей

Из книги Невыдуманные истории автора Кузнецов Александр

Анатолий Чайковский ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕНИРОВКА Он никогда не сомневался в том, что любит плавать. Но сейчас, когда уже стал настоящим пловцом, он просто не мог больше думать о тренировке и о тех километрах, которые должен был сегодня проплыть.Бесконечные повороты в бассейне.

Спецназ ГРУ создан в 1950 г. Задачи подразделений: ведение разведки в глубоком тылу противника, контрразведка, диверсионная деятельность, уничтожение террористов. Подразделения спецназа ГРУ сыграли огромную роль в афганской войне и в операциях на территории Чеченской Республики. На данный момент - это самая закрытая и, возможно, сама боеспособная единица Вооруженных сил России. В спецназ попадают призывники с пометкой: «Годен к ВДВ». Это физические кондиции чуть выше среднего (рост не имеет значения) и (желательно) хотя бы первый разряд по военно-прикладному спорту: бегу, парашютному спорту, стрельбе или рукопашному бою. Ну а так как главная задача ГРУ - это разведка, а основная «мышца» разведчика - голова, то приветствуется, если прокачал ее в школе, колледже или институте. Кроме того, спецназовец должен обладать пятью основными качествами.

ОСТОРОЖНОСТЬ

У разведки есть право отбора солдата из любой части. При наборе солдат в спецназ обязательно задаем бойцу вопрос: что ему нужно в спецназе? Если хочет стать Героем России - посылают к такой-то матери. Нет, он точно станет героем, но посмертно. И похоронит вместе с собой всю группу. Безбашенность нужна только, когда прижали к стенке. Тогда, с криком «Ура!», взял автомат и побежал умирать. Победа - это когда боец тихо выполнил задачу и вернулся живым. Попавшему в спецназ солдату с первого дня начинают вбивать в голову (словами, руками, ногами) главную заповедь: ты круче всех. Это важный момент психологической подготовки. И ты в это поверишь. Если нет - отправят служить в пехоту. Боец круглые сутки стреляет, бегает, как лошадь, его постоянно бьют. Бьют не в смысле дедовщины и беспредела, который творится в армии. Просто он по казарме передвигается, как по вражеской территории. Либо затрещину отвесить могут, либо кровать заминируют - поставят растяжку, либо удавку на шею прикинут. Такие там шутки. Это нормально. Это заставляет солдата думать, слушать, смотреть, быть в состоянии боеготовности. Трогать незнакомые или в принципе яркие вещи отучают быстро: вот лежит на столе брелок с ключами, а под ним самодельное взрывное устройство, схватил ключи - можешь остаться без руки. Через полгода службы у бойца не то что глаза на затылке вырастают, он даже спит так чутко, что от одного взгляда на него просыпается.

ВЫНОСЛИВОСТЬ

Хлеб десантника - это его ноги. Потому что, с того момента как группу разведки засекли, по статистике, через 6 часов ее догонят и уничтожат. Выдохся - остаешься прикрывать всю группу. Знаю случай, когда в боевой обстановке парень сказал, что больше не может бежать. Ему оставили почти все боеприпасы и побежали дальше. Вот так и становятся героями. Он не обязан быть мастером рукопашного боя, но бегать должен, как скаковая лошадь. Первый месяц в спецназе боец спит 4 часа - меньше нельзя по уставу. Остальные 20 часов он вкалывает. В 6 утра подъем. Спокойно дают встать, умыться, сделать растяжку. Не надо верить фильмам, нет никакой спешки в духе «привести себя в порядок, пока горит спичка». Потом надели ранцы и побежали: лениво, главное - не переходить на спортивный шаг. Лениво - не значит спокойно. Командир постоянно дает вводные задания. То засады, то стрельба, поэтому бег всегда в рваном ритме: с кувырками, переползанием, ходьбой гусиным шагом. После пробежки - физподготовка, тактико-специальные занятия, рукопашный бой. И так каждый день. Выносливость и устойчивость психики у бойца, который соизволил служить в спецназе ГРУ, проверяют «на скачках». Скачки выглядят так: группу солдат загоняют в лес на 7-8 дней без провизии; командиры, которые меняются каждые 12 часов, гонят солдат по лесу и не дают им спать вообще - до потери сознания, рвоты и прочих радостей. Кто не выдержал - отправляется «за забор», то есть в строевые войска. Таким образом, отсеивается много народу. Скачки проводятся каждые полгода, это что-то вроде экзамена.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

Когда во время выхода в лес группу новобранцев начинают расстреливать из кустов холостыми патронами, среди бойцов начинается паника. Это излечимо. Лучшее лекарство от паники - занятия по рукопашному бою. Бойца одевают в защиту, ставят против на порядок более сильного и опытного бойца - и бьют. Так формируется бойцовский характер и решимость идти до конца. Не путать это с неуставными отношениями - солдату всегда дают возможность отбиваться. Даже так: солдат, который не отбивается, - отправляется «за забор». Особенность рукопашного боя спецназа в том, что любой поединок сводится к одному - уничтожить противника. В спецназе не операции по задержанию опасных преступников, а война. Отсюда девиз спецназовца: «Голыми руками дерутся только идиоты». Первым делом солдат учат использовать подручные средства: автомат, нож, палки, камни, обломки бутылок, куски стекла, плотно свернутой газеты. Вот, например, мы сидим в кафе, разговариваем. Передо мной два смертельных оружия - моя пивная кружка и чайник с чаем собеседника. Я сначала обварю ему лицо чаем, потом ударом в висок пробью ему этим чайником голову. С кружкой еще проще: разбиваешь ее об стол и отбитым краем перерезаешь шею. У спецназа одна задача - нанести смертельные ранения, а это как раз область головы и шея. И уже потом, когда освоили все предметыпервой необходимости, тренируется очень компактный набор ударной техники. Помимо рукопашного боя, в спецназе есть целый ряд «упражнений на дерзость». Иногда, например, применяли упражнения с крысой. В умывальник запускали большую крысу и закрывали вместе с ней голого бойца. Задача такого свидания - придушить крысу. Когда крысе некуда деваться, она начинает атаковать. Поэтому, если солдат сможет ее прибить голыми руками, уже никакой человек ему не страшен.

АГРЕССИЯ

Главное в солдате - агрессия. Спецназовец боится сержанта сильнее, чем врага. И к врагу бежит с четким желанием сожрать его. Во время занятий по рукопашному бою без крови не обходится. Сержанты осознанно наносят бойцу травмы. Боец должен привыкать к крови, скажем так, сатанеть. Солдат, наверное, привык заниматься а спортзале под энергичную музыку? Для бойца лучший саундтрек - трехэтажный мат его командира. В состоянии такого жесточайшего прессинга чувства обостряются так, что все вложенное в солдата за полгода остается с ним на всю жизнь. Десантника погружают в состояние войны и дают чувствовать реальную угрозу жизни - и в этом его преимущество. Вот в чем ответ на вопрос: почему, чтобы угомонить трех пьяных десантников, вызывают роту омоновцев. Секрет - в психологической готовности убить человека. Тут, конечно, есть важная социальная проблема: в нашей стране нет центров реабилитации после армии. Свою задачу спецназ выполняет - подготавливает бойца; он проходит службу, но, вернувшись домой, не может адаптироваться к мирной жизни.

ЧИСТОПЛОТНОСТЬ

В спецназе «паранойя» по поводу гигиены. Поскольку разведка постоянно вне пункта дислокации, бойцы обязаны держать себя в чистоте в любых условиях. Любой боец, прибыв в расположение, первым делом должен постирать форму и переодеться в чистое. В какой бы грязи ни ползал - будь добр по выполнении задачи привести себя в порядок. Я не помню, чтобы кто-нибудь из наших бойцов когда-нибудь болел. Видимо, это тоже из-за психологического настроя.Принципы тренировок Основную массу времени воин-спецназовец находится вне пунктов постоянной дислокации. Соответственно, вся физподготовка основана на том, чтобы использовать при тренировках подручные средства. Главное в тренировке - развитие выносливости и сохранение силовых качеств как можно дольше. Итак, тренировки ежедневные; курс не рассчитан, как обычно, на шесть или восемь недель - работать надо будет минимум год. Диета у спецназовца одна - есть побольше.

Сейчас часто можно встретить тексты про бойцов подразделений При этом обычно внимание уделяется осуществляемым операциям, а не тому, благодаря чему они выполняют задачи, которые недоступны для основной массы людей. И это сейчас будет частично исправлено.

Общая информация

Следует отметить, что тема велика и обширна, поэтому охватить все одной статьей не получится. В качестве более обширной базы данных рекомендуется использовать книгу «Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ». Она позиционируется как пособие по обучению премудростям этого дела. В большей мере она рассчитана на младших офицеров, прапорщиков и сержантов. Хотя может быть использована и для военных, исторических и спортивных клубов, а также людей, что интересуются вопросами выживания и туризмом. Говоря о том, что собой представляет книга «Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ», необходимо отметить, что она ориентирована на реальность, а не на какой-то универсальный шаблон.

О системе кратко

Реальные боевые действия показали, что подготовка качественного разведчика требует хорошего человеческого материала (люди с высшим образованием приветствуются), значительных сроков и средств. Поскольку это весьма проблематично, то было принято решение удешевить процесс, и сейчас каждый боец обладает своей подготовкой. Так, один является снайпером. Другой - подрывником. Третий - радист, четвертый - вообще водолаз и так далее. Но, несмотря на специализацию, каждый из них обладает базовой подготовкой. Она реализуется тремя взаимосвязанными способами. Первый - это обучение в условиях казармы. Оно предполагает занятие в классах, на тропе разведчика, стрельбище, в городке физической подготовки. Второй включает в себя изучение приемов следопытства и маскировки, методов выживания и топографии, отработку тактико-специальных действий в поле или учебно-тренировочном лагере. И третий способ - это закрепление и совершенствование приобретенных навыков на соревнованиях.

Что есть еще?

Система подготовки разведчика также предполагает изучение специальных предметов. Это минно-подрывное и стрелковое дело, горная и парашютно-десантная подготовка, радиосвязь, методы экспресс-допроса в полевых условиях, вождение транспортных средств, иностранные языки, что собой представляют вооруженные силы вероятного противника и тому подобное. Кроме этого, боец должен уметь:

  1. Ориентироваться на местности, имея компас и карту, а также знать военную топографию.
  2. Управлять парапланом, лодкой, дельтапланом, десантироваться с зависшего вертолета по канату и совершать прыжки с парашютом.
  3. Владеть способами осуществления разведки: подслушивание, засада, наблюдение, налет, дозор, охранение.
  4. Бесшумно и скрытно преодолевать инженерные заграждения и природные преграды.
  5. Обладать навыками и умениями обеспечения собственной жизнедеятельности в экстремальных условиях.

И это далеко не полный список.

Небольшое отступление

Подготовка разведчика спецназа ГРУ предполагает, что все рассмотренное выше - это только основоположные знания, навыки и умения. Сложно предвидеть все, что может потребоваться в тылу противника. На практике все эти знания, навыки и умения распределяют между бойцами одной группы. Хотя в идеале их должен все знать один человек. А теперь давайте рассмотрим, в чем же заключается подготовка разведчика, более подробно.

Психофизическая тренировка

Она предполагает выполнение упражнений, которые позволяют развивать человеческое тело и одновременно укреплять разум. Это комплекс действий и приемов, что выполняются в условиях повышенного риска (опасностей). При этом бойцу приходится тренироваться со значительным психическим и физическим напряжением. Например, самый популярный способ - это перенести выполнение упражнений на высоту. Не просто ходить по земле маршем, а передвигаться по доске, которая размещена на высоте в пять метров. Или сделать на ней сальто. Согласитесь, у обывателя от такого кровь стынет. Все эти испытания показывают, что чем крепче боец в психическом плане, тем лучше его физические показатели. Все это делается для того, чтобы победить страх. Ведь если поддаться ему, то тело перестает слушаться: кружится голова, трясутся руки - сам человек становится бессильным.

Общефизическая подготовка

В данном случае акцент делается на развитие общей выносливости, приобретение способности к длительным марш-броскам по пересеченной местности, улучшение навыков, необходимых для преодоления препятствий, подготовку к рукопашной схватке. Дополнительно развивается устойчивость к укачиванию, а также ударным перегрузкам, осуществляемым на опорно-двигательный аппарат. Не обходят вниманием и воспитание смелости, уверенности в своих силах и решительности. Кроме этого, уделяется внимание психической устойчивости к большим физическим нагрузкам. Следует отметить, что требования довольно невысоки, и при желании и каждодневной тренировке добиться показателей спецназа может каждый за месяц. Так, к примеру, чтобы отлично пробегать 3 километра, дается времени 12 минут и 30 секунд. То есть это нужно пробегать менее 15 км за час. Учитывая, что эту скорость на краткой дистанции в несколько сотен метров мало кому сложно развить, то актуален вопрос только увеличения расстояния. Хорошо подготовленные разведчики со снаряжением могут преодолевать расстояние в три километра за 8-10 минут.

О бое вплотную

Это в современных условиях в значительной мере потеряло свою актуальность. Даже еще во времена сколь-нибудь длительная схватка была чем-то редким. Но несмотря на такое положение, подготовка разведчиков ГРУ все же включает в себя рукопашный бой. Вот только сейчас холодное оружие, подручные средства, удушения и броски чаще всего используются для бесшумного уничтожения противника или его захвата. Также они могут пригодиться, если произошла внезапная встреча вплотную ночью, среди разрушенных строений, в лесу, подземных коммуникациях. Особенное внимание в рамках подготовки разведчика уделяется снятию часового. Но это не все, что представляет интерес. Кроме этого, тщательно разбирается захват в плен. Великая Отечественная война, вооруженные конфликты в Афганистане и других горячих точках показали, что есть большое количество способов добиться цели. Но несмотря на значительное разнообразие, они обладают рядом сходных аспектов. Например, лучше всего, чтобы захват осуществлялся как минимум двумя людьми. Кроме этого, необходимо отрепетировать все действия до автоматизма, дабы сам процесс напоминал цирковой трюк.

Работа с ножом

Говоря о том, что собой представляет подготовка войскового разведчика для боя вплотную, сложно обойти вниманием холодное оружие. Самым лучшим вариантом в данном случае является нож. Саперная лопатка не такая удобная и не всегда есть. Автомат имеет рамочный или складной приклад, магазин делается из пластика, штык используется очень редко. Поэтому оптимальный вариант - это нож. Следует отметить, что бой с его использованием - это не фехтование, которое должно продемонстрировать превосходство разведчика над противником. Главная цель - это не дать супостату что-то сделать. Бой должен заканчиваться сразу после начала, ведь на большее в ближней схватке просто нет времени. Так, если противник не успел среагировать, то разведчику нужно за один-два удара нейтрализовать его. Если схватка началась, то в первую очередь следует поразить атакующую конечность, а только затем добивать врага. В этом помогает качественная физическая подготовка разведчика. Чтобы выстоять в бою, движения отрабатывают до состояния рефлекторной работы. Также внимание уделяется защите от холодного оружия.

Метание

В первую очередь это относится к гранатам и ножам, хотя может быть и что-то более экзотическое. Например, топорик. Одиночная подготовка разведчика позволяет использовать эти умения для тихого устранения противника на небольшом расстоянии или же обеспечивает устранение группы/окопавшихся бойцов. Давайте все рассмотрим по порядку. Что такое метательный нож? Это предмет, обладающий хорошо сбалансированным лезвием и рукоятью, причем первое может быть даже немного тяжелее, что повышает эффективность использования на небольших дистанциях. С его помощью можно поразить противника на расстоянии до 10 метров, а мастера этого дела - даже на большем. Гранаты используются для поражения группы противников или если необходимо действовать в условиях, когда они имеют существенное преимущество. Например, окопались в траншее, забаррикадировались в комнате и тому подобное. Так, прежде чем врываться в комнату, где засели бойцы врага, рекомендуется бросить туда гранату.

О тропе разведчика

А теперь давайте уделим внимание интересным нюансам. Специальная подготовка разведчика подразумевает использование тропы. Физическая готовность к боевой деятельности оценивается исходя из результативности выполненных на ней упражнений. Если кратко, то она позволяет обучиться:

  1. Преодолению общевойсковой полосы препятствий.
  2. Правильно прыгать и падать.
  3. При этом внимание уделяется двум параметрам - точности и дальности. Практикуются метания в траншею, окно здания, амбразуру, кузов грузовика, канализационный люк, из-за укрытия и в разных положениях.
  4. Приемам рукопашного боя.
  5. Метанию ножа и саперной лопатки.

На тропе разведчика можно встретить каменные и дощатые заборы, кирпичные стенки (проломы прилагаются), полуразрушенные здания, проволочные заграждения, высотные переходы, участок железной дороги, водопроводную и канализационную сеть, наклонные лестницы, рвы с водой, чучела часовых, телефонные и электрические линии и много чего еще. При этом отрабатываются навыки бесшумного скрытного передвижения со снаряжением и оружием, преодоления сложных препятствий, действия в траншеях, разрушенных зданиях. Дополнительно могут имитироваться пожары, шумы боя, различные ловушки (например, мины).

Что изучают разведчики во время подготовки?

А теперь давайте пройдемся по информации, которую они изучают. В первую очередь необходимо упомянуть базовый лагерь. Рассматриваются общие моменты выбора опорного места, а также различные нюансы в разных широтах и природной обстановке: средняя полоса, горы и так далее. Кроме этого, уделяется внимание обеспечению безопасности баз. Затем следует передвижение разведчиков в тылу противника. Внимание уделяется организации этого процесса, способам перемещения и преодоления препятствий, обеспечению скрытности, нюансам ночной части суток, способам сигнализации и передачи информации (жестами, подражая голосу животных и птиц). Также рассматривается ситуация с болотами, суровой зимой, тайгой, горной местностью, населенным пунктом, подземными коммуникациями, уходом от преследователей с собаками. Кого-то могут ранить, поэтому изучается и транспортировка людей в ограниченном состоянии.

Заключение

Подготовка разведчика - это непростое дело. Посмотрите только, сколько необходимо текста, дабы описать это дело. А ведь для того, чтобы получить довольно неплохой результат, следует потратить еще большее количество времени. Полноценная подготовка займет месяцы, а если стремиться к идеалу - то вообще годы времени. Хотя дорогу осилит идущий. Если есть желание осуществлять личную подготовку как у разведчиков, что ж, организовать это вполне возможно. Благо данная информация не является секретной, и можно как узнать детали подготовки, так и посмотреть на фотографии и видеозаписи с тренировок, дабы иметь представление о том, что и как.